Картина на пенопласте из лоскутков ткани. Кинусайга для начинающих: технология создания картин. Некоторые идеи и схемы для оформления кухни в технике кинусайга

10.10.2019

Картина в технике кинусайга. Мастер-класс с пошаговым фото.

Шабанова Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ Сарасинская СОШ, с.Сараса Алтайского района Алтайского края
Описание материала: данный материал будет полезен учителям, педагогам дополнительного образования, родителям и всем творческим людям, которые любят создавать красивые и неповторимые вещи своими руками. Работу можно выполнить с детьми младшего и среднего школьного возраста (с данной техникой справляются и дети старшего дошкольного возраста).
Назначение: украшение интерьера к празднику, подарок, участие в конкурсах.
Цель: изготовление картины в технике кинусайга.
Задачи:
Обучающие: формировать умения и практические навыки в работе с различными видами ткани.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственное воображение;
Воспитательные:
- прививать интерес к искусству, декоративно-прикладному творчеству;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость.

Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:
- пеноплэкс 27см х 27см х 3см;
- отрезки ткани (можно бывшие в употреблении);
- ножницы;
- маникюрная пилочка (другой маникюрный инструмент или стека для пластилина);
- канцелярский нож/резак (желательно узкий);
- карандаш;
- железная линейка.

Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированны ми и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с канцелярским ножом
1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй - материал с которым работаешь.
4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

На квадрате пеноплэкса делаем разметку рамки. Отступаем от каждого края по 3см, отмечаем карандашом, через точки отметки резаком по железной линейке делаем надрезы на глубину примерно 5мм.


На оборотной стороне проводим линии рамки на ширину линейки.


Делаем надрезы от линий пересечений рамки к углам. На торцевой стороне по углам также делаем надрезы.


Приготовим распечатку. У меня принтер черно-белый, но это нисколько не мешает последующей работе.


Накладываем схему на внутренний квадрат. Для начинающих можно закрепить схему английскими булавками.


Тупым карандашом обводим все основные линии рисунка. Примечание. При переноске изображения на пеноплекс многие пользуются копировальной бумагой. Мне кажется, но это только мое субъективное мнение, что это создает излишнюю грязь.


Убрав схему, четко видны линии от карандаша.


Канцелярским ножом делам прорези по контуру на глубину примерно 5мм. Расширяем прорези маникюрной пилочкой.


При помощи пилочки вправляем в прорези ткань. Я начала с травки, вы можете начать с любой другой детали.


Обрезаем ножницами по контуру, при этом оставляя 2-3мм.


Вправляем края в прорези маникюрной пилочкой.


Можно оформлять сразу несколько деталей.


Мелкие детали: вправляем ткань, обрезаем по контуру, дополнительно обрезаем уголки во избежании ямок на картине.


Вправляем ткань в прорези.


Цветочек решила сделать двухцветный. Сначала вправляю детали одного цвета.



Затем другого цвета.


Оформляем серединку.


При оформлении нескольких деталей одного цвета, расположенных рядом, можно воспользоваться следующим приемом: вправляем ткань СРАЗУ во все детали.


Обрезаем по контуру. Вправляем.


Продолжаем работу по этому же принципу.


Внутренняя часть крылышек готова.


Внешнюю часть крылышек выполнила из однотонной ткани.


Можно изменить порядок заполнения деталей. Вторую бабочку начала делать со внешнего контура.


Затем заполнила внутреннюю часть.


Заполняем фон. Подбираем подходящую ткань. Вправляем в прорези с небольшим натяжением во избежании складок.


Фон заполнен. И крупные, и мелкие фрагменты.


Остается сделать рамку. Если позволяет размер ткани, можно выкладывать сразу две стороны рамки.


Ткань на уголке вправляем с обеих сторон.


На оборотной стороне ткань вправляем с небольшим натяжение. Складки и замятости на трикотажном полотне становятся незаметными.


Обрезаем ткань с припуском.


Оформляем уголок-протяжку. Заправляем ткань с оборотной стороны.


С лицевой стороны.


Уголки по краям выглядят так.


Аккуратно вправляем ткань в прорезь.


Оформляем вторую часть рамки аналогично. Уголок будет выглядеть так.


Аккуратно вправляем ткань в прорезь уголка картины.


На оборотной стороне делаем подвес. Можно использовать тесьму или сутаж. Концы подвеса вправляем в прорези рамки. Желательно в точки крепления, прямо в прорези, нанести клей типа "Титан". Я пользуюсь при этом пилочкой.


Для примера приведу еще пару фото. Бывает, что ткань вправлена не очень аккуратно.

Картины из лоскутков ткани являются относительно новым видом рукоделия, которое называется кинусайга. Слово имеет японское происхождение, так как именно там зародилось данное творчество. Кинусайга делится на несколько направлений: пэчворк , лоскутное шитье (квилтинг, квилт). Объединяет их материал – лоскуты, а отличает между собой техника выполнения.

В этой теме читатель узнает, как сделать картины из лоскутов ткани своими руками, схемы которых можно скачать и распечатать из интернета.

Знакомьтесь: пэчворк

Уникальность состоит в том, что картины из лоскутов ткани создаются без использования иглы и ниток. А достоинство пэчворка – это относительная простота исполнения, поэтому создавать настоящие шедевры может даже начинающий мастер. Картины из лоскутов ткани:

  • являются достойным украшением .
  • будут уместны на любой кухне .
  • станут хорошим подарком родственникам или друзьям по случаю новоселья и другого торжества.
  • не требуют приобретения дорогих материалов (все, что нужно, найдется в любом доме).
  • выполняются быстро (3-4 часа).
  • обладают эффектом 3D.

Перед началом работы нужно подготовить материалы и инструменты, чтобы они все время находились под рукой.

  • Лист пенопласта плотностью 25, толщиной 2-2,5 см. Можно использовать куски, которыми упаковывают технику на заводах-изготовителях.
  • Всевозможные разноцветные лоскуты разных размеров. Желательно, чтобы ткань была тонкой. Грубая и плотная материя для мелких деталей не годится.
  • Клей ПВА (суперклей не подходит, он плавит пенопласт).
  • Скальпель и канцелярский нож (можно что-то одно).
  • Ножнички маникюрные.
  • Распарыватель швов, который можно приобрести в любом магазине рукоделия. Некоторые мастерицы пользуются пилочкой для ногтей; ею тоже можно, но первый вариант удобнее.
  • Распечатанная на листе бумаги

Мастер-класс «Панно из ткани на пенопласте»

Настенное панно «Кот в сапогах»


Автор работы: Карязина Марина Николаевна, учитель технологии, библиотекарь МОБУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №1» п. Новосергиевка Оренбургская область
Данный мастер-класс рассчитан на детей старше 12 лет, родителей, педагогов и просто творческих людей. При помощи взрослых с работой легко справляются и десятилетние ребятишки.
Назначение: Изделие можно использовать для оформления детских учреждений, дома - для оформления детской комнаты, а также в качестве подарка на любой праздник.
Цель: Познакомить учащихся с технологией изготовления аппликации на пенопласте
Задачи:
1 Научить выполнять аппликацию из ткани на пенопласте
2 Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, воображение, внимание
3 Воспитывать аккуратность, трудолюбие, эстетический вкус, чувство коллективизма

Прародителем техники аппликации на пенопласте является японское искусство.
Культура, искусство, традиции Японии не перестают удивлять и восхищать нас и поныне.
Чего только не придумали изобретательные и невероятно чуткие к красоте японцы! И вот еще одно удивительное явление: лоскутные картины – так называемая кинусайга.
Кинусайга – это своего рода синтез нескольких техник. Это, во-первых, техника аппликации, во-вторых, (именно эта техника дала основания называть кинусайгу лоскутными картинами), в-третьих, мозаика, в-четвертых… резьба по дереву.
Иными словами, кинусайга – это техника мозаичной лоскутной аппликации на дереве.
Кинусайга – художественный жанр, возникший, если можно так выразиться, на почве экономии. Вернее, японской экономности. Это первоначально был способ «утилизировать» старые отслужившие кимоно. Шёлк кимоно – ткань дорогая и красивая, хотелось придумать ей «вторую жизнь». И придумали!

Лоскутные картины кинусайга создаются так. Во-первых, проект будущей лоскутной картины рисуется на бумаге. Все линии переносятся на дерево. И по этим линиям в дереве прорезаются желобки-канавки глубиной в 2 мм.

Затем бумажная картина раскрашивается – каждый фрагмент определенным цветом. Эти фрагменты нумеруются (и на бумаге, и на дереве), и по форме каждого кусочка из ткани вырезается точно такой же кусочек того же цвета, только чуть-чуть больше. Техника аппликации на дереве требует, чтобы по краям каждого кусочка оставлялся припуск в 1 мм. Этот краешек будет заправляться в прорезанную в дереве канавку, когда сам фрагмент будет наклеен на соответствующее место.

Кинусайга – жанр довольно редкий: далеко не всем европейцам, побывавшим в Японии, посчастливилось поглядеть на лоскутные картины. Но на тех, кому удается их увидеть, они производят неизгладимое впечатление.

Вместо дерева в качестве основы для панно можно использовать пенопласт. Это значительно облегчает процесс выполнения работы. И позволяет заниматься этим видом творчества даже учащимся младших классов. Для выполнения панно практически не требуется материальных затрат. Для основы можно использовать остатки строительного пенопласта. Ну а для «раскрашивания» нашего панно подойдёт ненужная детская одежда или вещи вышедшие из моды. Лучше использовать ткани, которые хорошо тянутся.
Материалы и инструменты:
Пенопласт
Лоскуты ткани
Маркер
Канцелярский нож
Пилка для ногтей

Процесс изготовления панно

Подготовьте кусок пенопласта необходимого размера. В данном случае - 80х50. Толщина пенопласта 3 см. Для разрезания пенопласта используем канцелярский нож. На пенопласт наносим маркером понравившийся рисунок.

Канцелярским ножом делаем прорези по всем нанесённым линиям. Лезвие ножа выдвигаем на 1-1,5 см.

Ну а теперь начинается самое интересное! Берём лоскут ткани большего размера, чем заполняемый участок

Аккуратно пилкой для ногтей заправляем ткань в подготовленные прорези


Лишнюю ткань срезаем ножницами. Лучше использовать маникюрные ножницы.


Оставшуюся ткань заправляем в прорези так, чтобы края были ровные. Некоторые мастера рекомендуют промазывать прорези клеем для прочности. Это делать совершенно не обязательно. Если правильно выполнить всю работу, то ткань будет крепко держаться и без клея. Кроме того, без клея работать гораздо легче, особенно если в работе принимают участие дети.



Таким образом заполняем все участки панно



В результате получается вот такой Кот в сапогах



В той же технике выполнены панно «Я на солнышке сижу» и «Буратино»

Не трудно догадаться, что данная разновидность пэчворка пришла к нам из Востока. Действительно, японцы подарили этому рукоделию множество свежих идей, с успехом применяющихся до сих пор. Кинусайга – это самый необыкновенный способ создания шёлковых лоскутных картин, не требующий применения иголки. Посмотрим, как он понравился европейским любителям .

Искусство создавать красоту — кинусайга

Как и классический пэчворк, кинусайга появился из-за необходимости экономить. Известно, что кимоно – традиционная японская одежда, изготавливалась из самых лучших шелковых тканей, которые мог себе позволить хозяин будущей одежды.

Поэтому, когда кимоно изнашивалось (а происходило это достаточно быстро), его владелец не желал расставаться с столь дорогой вещью. В результате кимоно распарывалось, из больших лоскутов шились небольшие изделия, а мелкие обрезки применялись при создании картин.

Прежде чем приступить к работе, мастер делал эскиз рисунка на бумаге, чтобы в дальнейшем перенести его на деревянную дощечку. Когда рисунок оказывался на доске, необходимо было сделать по контурам прорези, по которым рисовались лоскутные картины.

Происходило это так: подобранные по цветам лоскуты просовывались в контурные прорези и закреплялись с обратной стороны. Картина получалась одновременно и текстильной, и достаточно плотной, а со стороны выглядела словно фотография.

Разумеется, европейцы с радостью подхватили идею лоскутного шитья без использования иглы. Кстати, сейчас это творчество так и называется: кинусайга — пэчворк без иглы . Однако европейцы, более практичные в бытовых делах, чем японцы, применяют данную технику не только для создания картин.

В основном, кинусайга служит для декорирования предметов интерьера, мебели, а также сувенирных предметов. Хотя техника пришла к нам совсем недавно, она уже успела обозначить себя как новейший увлекательный способ инкрустации в пэчворке и переманить на свою сторону любителей традиционного лоскутного шитья.

Современная кинусайга почти ничем не отличается от своего восточного предшественника. Ткани также накладываются на плотную основу и края пропускаются через вырезанные углубления. Однако европейские мастера решили, что нелишним будет добавить в такие изделия декор лентами, тесемками, кружевом.

Кинусайга — техника исполнения

Использовать данную технику можно практически во всем. Это, конечно, разнообразные настенные панно и картины, несложные предметы интерьера и мебели. Также сейчас кинусайгу используют при создании всевозможных шкатулок, игрушек, обложек для книг, блокнотов, открыток и многого другого.

Материалы, необходимые для работы в технике кинусайга

Если вас заинтересовал данный метод, то самое время узнать, какие же материалы могут понадобиться. Для кинусайги потребуются обязательные материалы, а также элементы, которые вы можете выбирать на свое усмотрение.
В качестве основы для изделия лучше всего выбирать пластины из пенопласта. Вы можете, конечно, воспользоваться деревянными дощечками, но очевидно, что пенопласт лучше поддастся при прорезании контуров.

Пенопластовые пластины можно вырезать самостоятельно из больших кусков, которые используют для упаковки товаров. Кроме того, в специализированных магазинах можно найти объемные основы для изделий необычной формы.

Для вырезания контуров понадобится обычный канцелярский нож, ножницы необходимы при раскрое ткани, а чтобы закрепить ткань с обратной стороны потребуется клей ПВА.
Что же касается других материалов, то к ним относятся ткани различных расцветок и типов, а также любые элементы декора. К ним относятся ленты, тесьма, шнуры любых цветов и размеров и, конечно же, бусинки, пуговицы, бисер, стразы.

В общем, что касается творческой части, то тут нет никаких рекомендаций. Главное суметь сочетать все элементы украшения так, чтобы в итоге получилось стильное изделие, выполненное со вкусом.

Технические особенности кинусайги — пэчворка без иглы

Если все необходимые материалы и инструменты вы приобрели, а идея будущего изделия уже зародилась в воображении, то можно приступать к его изготовлению. Для данной техники не важно, какое изделие вы выбрали, действия всегда будут одинаковыми. Итак, определившись с изделием, следует перенести свои изделия на бумагу, так сказать, нарисовать эскиз.

В черновом варианте можно обозначить используемые цвета и элементы декорирования. Хотя, если вы уверены в своих силах или просто любите экспериментировать, то можно обойтись и без эскиза.
Начинать работу следует с основы. Как уже говорилось ранее, её можно изготовить самому или приобрести в магазине. На основу наносится изображение, делящее изделие на небольшие участки. Далее канцелярским ножом делаются прорези.

Следующий этап – подготовка тканевых лоскуток. Хотелось бы отметить, что если в некоторых техниках пэчворка рекомендуется выбирать ткани одинаковой плотности, то здесь можно соединить абсолютно любые ткани от шелка до шерсти, главное, чтобы выглядело это уместно. Лоскуты должны быть чуть больше, чем части на основе, так как края будут заправлены в прорези.
Когда все элементы заготовлены, берется первый лоскут, накладывается на свое место, а края его заправляются в вырезанный контур. То же самое проделывается с остальными частями, пока основа не станет полностью раскрашенной.

Затем наступает момент украшения. Обычно изделие украшается по тем же самым контурам различными лентами, бусинами, стразами. Получается очень нарядно и красиво.

Есть, конечно, и немного другой вариант данной техники.. При использовании данной техники не придется делать контурные прорези, а нужно будет всего лишь наложить лоскуты друг на друга, подогнув края.

Но зато для изделий, выполненных в этой технике, потребуется изготовить рамку. Делается это следующим образом:

  1. Вырезается крупный лоскут ткани с добавкой около пяти сантиметров с каждой стороны.
  2. Затем рамочная ткань кладется на стол изнанкой вверх и на нее выкладывается лоскутное изображение.
  3. Когда изображение готово, по краю делаются прорези, в которые просовывается отложенные 5 сантиметров ткани.

Для долговечности изделий, тканевые лоскуты или одни только прорези очень часто промазывают клеем. Для создания рельефа изделия под некоторые лоскуты можно подсунуть синтепон или ненужные лоскутки.
Вот такая интересная альтернатива существует для поклонников пэчворка без использования ниток и иголок. Вооружайтесь всем необходимым и начинайте творить!

Кинусайга - пэчворк без иглы

Мое увлечение началось со знакомства с техникой Кинусайга, изобретение японцев, которым жалко было выкидывать старые кимоно и они из них делали картины=)) Ну у нас, как известно, не Япония и кимоно найти трудно, поэтому приходится обходиться отечественными тканями (ситец, бязь, реже синтетику), а вместо деревянных дощечек использовать пенопласт=)) Получается, конечно, совсем не так, поэтому даже название дали другое=))

Вот небольшой МК по изготовлению картин в технике "пэчворк без иглы". Делать будем подсолнухи:

Смело идем в строительный магазин и покупаем:
-пачку потолочной плитки толщиной 5мм, желательно с плоским рисунком
и клей ПВА (он там не разбавленный и дешевый).
Еще нам понадобятся:
-рамка для фотографий А4 (или какую захотите)
-ножницы
-резак (в идеале макетный нож)
-клей карандаш (можно без него, если сразу на пенопласте рисовать)
-картинку
-ткани подходящих цветов (я использую хб обычную)

1). Вытаскиваем из рамки картонку (стекло смело прячем подальше от детей, оно нам не нужно)
2). Намазываем ПВА на картон и приклеиваем к нему пенопласт.
3). Обрезаем лишнее и кладем под пресс часа на 2=)).

4). Хорошо промазываем пенопласт клей-карандашом и приклеиваем рисунок, хорошо прижимаем и ждем еще мин 30-40. (можно пункт 3-4 объединить)
5). Берем нож и начинаем прорезать каждую линию х_Х
6). А теперь отдайте детям и пусть они "рисуют" тканью=))
7). Начинать лучше с больших деталей, берем подходящий кусочек, приминаем его по контуру.
8). Отрезаем все лишнее, оставляя по краям 2 мм.

9). Аккуратно прячем края между пенопластом.
10). Таким образом начинаем заполнять картину с середины. Потому что, если сразу заполнять по краям, кусочки могут отвалиться=))
11). А теперь заполняем по краям, прячем кончики между пенопластом и картоном.
12). Заполнили? Вставляем в рамку и любуемся!=)))
Надеюсь кому-нибудь пригодится=)
картины в технике "Пэчворк без иглы" Sellin







А эта бабочка поселилась на крышке шкатулки, которую мне сделал муж=))



Коментарии к теме:
А ещё у меня назрел вопрос: а кусочки материала не приклеиваются? И хорошо ли они держутся?

Ответ - подсолнухи проклеила сверху разведенным клеем ПВА с водой 1:1, потому что много мелких деталей и сильно бахромилась, остальные не стала, они прекрасно держатся даже если потрясти.
В интернете есть МК где клеят ткань перед работой, я пробовала так делать, получается очень грязно, мелкие ворсинки прилипают где не попадя, приходится все время вытирать руки или бегать их мыть, куда приятнее было работать с сухой чистой тканью=)
Sellin, а вы не поделитесь картинками, особенно котом, пожалуйста!
Поделюсь, кот самый легкий в исполнении=)) картинки сама надергала со всего инета, а авторов не знаю (так бы дала ссылки)=)) вообще в такой технике можно сделать любой рисунок, только выбирать где поменьше волнистых линий и более-менее крупные детали=))