Формирование потребности в здоровом образе жизни. Формирование потребности в здоровом образе жизни версия для слабовидящих

28.05.2019



Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежду и обуви. Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, поскольку их строгое соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности


Рациональное питание является фактором, во многом определяющим здоровье. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи, при этом часть необходимых витаминов образуется в кишечнике.


Вредные привычки не совместимы с занятиями физической культурой и спортом. Курение, употребление алкоголя и наркотиков оказывают пагубное воздействие на здоровье и значительно снижают умственную и физическую работоспособность. Таким образом, для организации здорового образа жизни и улучшения собственного физического состояния и здоровья, необходимо отказаться от вредных привычек и не возвращаться к ним




Недостаточность мышечных движений на производстве и в быту, а также при передвижениях, отрицательным образом сказывается на физиологических функциях организма современного человека. Человек, в принципе, может жить при полном отсутствии движений, но это приводит к атрофии мышц, ухудшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и других систем






Совет 1. Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.




Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон лучшая профилактика утомления и болезней.










Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: - держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; - не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; - не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.







Формирование потребности в здоровом образе жизни у школьников.

Научно-технический прогресс не стоит на месте, и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой частью жизни, жизнь людей становится более комфортной. Но оборотной стороной данного процесса является уменьшение двигательной активности людей.

Отсутствие физических нагрузок негативно сказывается на здоровье любого человека. Растет количество сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний, связанных с нарушениями эндокринной системы.

Глава МинЗдравСоцразвития Т. Голикова на заседании Совета при Президенте Российской Федерации отметила, что «из 16,3 миллиона детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди 13,6 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4% имеют первую группу здоровья, а 21% - хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания».

Занятия физической культурой являются одной из форм укрепления здоровья. Поэтому в учебный план общеобразовательных учреждений введено 3 часа уроков физической культуры.

Опрос, проведенный среди учащихся, показал, что 34% детей нашего лицея не понимают важности сохранения своего здоровья, им кажется, что они хорошо себя чувствуют и не нуждаются в дополнительных занятиях физкультурой.

Однако данные медиков подтвердили тенденцию ухудшения общего здоровья детей в связи с тем, что большая часть из них ведет малоподвижный образ жизни. По сравнению с предыдущим годом возросло количество простудных заболеваний на 10% , заболеваний, связанных с нарушениями опорно-двигательной системы, - на 14%, увеличилось число детей, страдающих плоскостопием до 18% от общего числа учащихся.

В ходе анализа полученных результатов мониторинга возникла необходимость активизации работы по формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

Все они направлены на то, чтобы заинтересовать детей, убедить их в необходимости ведения здорового образа жизни.

Для организации успешной работы по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей необходима совместная работа, как педагога, так и родителей. Для этого в школе организован лекторий для родителей, проводятся родительские собрания, посвященные здоровому образу жизни, организуются совместные спортивные праздники.

В настоящее время в связи с интенсификацией учебного процесса, малоподвижным образом жизни вопрос здоровьесбережения подрастающего поколения стал очень остро. И уроки физической культуры, и внеурочная деятельность по предмету направлены на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни и устранении гиподинамии. Правительством Саратовской области дополнительно в учебный план за счет регионального компонента был введён 3 час урока физической культуры, что наглядно свидетельствует о приоритете здорового образа жизни в настоящее время.

Диагностика мотивов посещения уроков физической культуры показала, что у большинства учащихся старших классов цели посещения уроков физкультуры не имеют ничего общего с задачами физического воспитания. Часть из них приходит, чтобы пообщаться с товарищами, часть - чтобы не иметь неприятностей из-за пропусков или низких отметок по этому предмету, часть - для того, чтобы просто подвигаться. И только 40 % школьников занимаются на уроках физической культуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки - как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки. Мотив «красиво двигаться и танцевать» имеется у 56% школьниц, повысить уровень двигательных способностей – 58%, научиться играть в волейбол, баскетбол и прочие спортивные игры, а также укрепить здоровье – только у 26% школьниц.

Следовательно, мотивация детей к занятиям физкультурой оказалась различной.

Задача педагога помочь детям обрести уверенность в правильности выбора здорового образа жизни, содействовать формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

Для решения этой основной задачи педагог должен использовать все доступные формы и методы практической деятельности, применительно к индивидуальным особенностям каждого ребёнка.

Основной формой работы по формированию потребности в здоровом образе жизни в школе является урок физической культуры. Урок-это обязательная часть школьной программы. Поэтому перед учителем стоит задача заинтересовать ребенка так, чтобы он шел на урок с удовольствием.

«Науку – писал Герцен,- надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же, чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» урок, а прожить его: нужно, чтобы физическая культура и необходимость ею заниматься вошла в жизнь, чтобы она имела жизненный смысл для учащихся.

Достичь успешности учащимся должен помочь педагог. Деятельность учащихся необходимо организовать таким образом, чтобы на каждом этапе урока каждому ученику было интересно.

В работе учителя физической культуры можно использовать следующие методы и приёмы:

Просьба о помощи;

Подвижные и спортивные игры;

Взаимоконтроль;

Самоконтроль;

Уроки ЛФК;

Раздаточный материал;

Разноуровневое домашнее задание;

Самостоятельное занятие.

(Приложение. Веселые эстафеты на уроках физического воспитания).

Ребенок на уроке должен чувствовать себя успешным для того, чтобы любить урок.

Наибольшее количество заболеваний, наблюдающихся у учащихся в современной школе напрямую, связано с «сидячим образом жизни» и как следствие этого нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Поэтому при планировании уроков во всех классах возникает необходимость введения в программу уроков блоков упражнений, направленных на укрепление свода стопы и профилактики нарушения осанки.

На каждом уроке физкультуры я включаю фрагменты урока лечебной физкультуры по профилактике нарушения осанки и плоскостопия, корригирующей гимнастики

(Приложение. Упражнения для профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата для 2-4 классов.)

Упражнения «Каток», «Художник» и «Серп» способствуют укреплению свода стопы, а упражнения «Гусеница» и «Кораблик» помогают укреплять мышцы позвоночного столба. Они предназначены для учащихся 2-4 классов.

А упражнения «Змея», «Качели», «Ёлочка» для укрепления свода стопы, «Рыбка», «Колечко» для укрепления позвоночного столба учащихся 6 классов . (Приложение. Упражнения для профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата для 6 классов. Комплекс упражнений при плоскостопии).

Данные комплексы упражнений целесообразно применять в заключительной части урока. Они должны применяться систематически. Их можно рекомендовать в качестве домашнего задания. При этом необходимо отслеживать результат. Перед применением желательно организовать и провести лектории для родителей и практические занятия.

При организации уроков подвижных игр необходимо вводить элементы ЛФК во все этапы этих уроков. При этом руководствоваться индивидуальными особенностями развития детей и результатами медицинского осмотра.

Для таких уроков большой положительный эффект имеет применение комплекса, состоящего из упражнений системы йога, дыхательной гимнастики. (Приложение. Урок с элементами ЛФК. Дыхательная гимнастика Стрельниковой).

Данные упражнения обладают общеукрепляющим и оздоравливающим эффектом, способствуют переключению видов деятельности на уроке, создают положительный эмоциональный фон, повышают интерес к занятиям физической культуры, что приводит к развитию мотивации к ведению здорового образа жизни.

Физкультминутка - необходимый элемент урока по любому предмету.

Учителем физической культуры и школьным врачом разработаны методические рекомендации для учителей-предметников по организации и проведению физкультминуток по профилактике нарушений осанки и укрепления мышц стопы с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Целесообразно в такие комплексы включать упражнения: "Мы проверяли осанку"

Мы проверяли осанку

И свели лопатки, (ходьба на месте.)

Мы походим на носках,(ходьба на носках.)

А потом на пятках.(ходьба на пятках.)

Мы идем, как все ребята

И как мишка косолапый.

(ходьба на внешнем своде стопы.)

Потом быстрее мы пойдем

И после к бегу перейдем.(бег на месте.) и другие.

Для наглядности и агитации можно провести конкурс рисунков, стенгазет о пропаганде физкультуры, спорта и здорового образа жизни. Для организации такого конкурса необходимо провести большую организационную работу. При этом обратить особое внимание на подведение итогов. Очень важно, чтобы итоги конкурса входили в систему результатов работы классных коллективов по здоровьесбережению. Соревнование классных коллективов приводит к увеличению активности учащихся при работе в этом направлении: улучшается качество представленных работ, их диапазон, ребенок получает возможность выразить свою индивидуальность, получает удовольствие, от авторства своей работы. Это способствует получению новых знаний, расширению кругозора детей и формирует у ребят понимание необходимости ведения здорового образа жизни.

Так как лицей расположен в центре города, то особое место в здоровьесбережении занимают дни здоровья.

На родительских собраниях и в индивидуальных беседах с родителями учителю необходимо убедить родителей в том, что их детям требуются не только дополнительные занятия физической культурой, но и беседы родителей с ребёнком о необходимости таких занятий для того, чтобы ребёнок смог осознанно выбрать здоровый образ жизни. В результате этой работы родители должны твердо усвоить мысль о том, что в воспитании ребенка роль семьи не сможет заменить ни дошкольное учреждение. Ни школа. Совместная и согласованная работа педагогов и родителей обеспечивает единые взгляды на выбор детьми здорового образа жизни.

Темы бесед: "Как закалять своего ребенка?", "Правильный режим дня - неотъемлемая часть здоровья ребенка," "Как правильно подбирать обувь?", "Что ест мой ребенок? "

Для формирования устойчивой мотивации у учащихся к занятиям физической культурой на начальном этапе необходимо, чтобы учащиеся могли наглядно видеть свои успехи и достижения. Для этого педагог должен проводить ежемесячно промежуточное тестирование динамики развития физических качеств. Положительную динамику доводить до сведения учащихся,

При организации этой работы необходимо учесть основные мотивы спортивной деятельности:

1. стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья. улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств);

2. стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена. Стремление к общественному признанию);

3. стремление к социальным установкам (мода на спорт, стремление сохранить семейные и спортивные традиции, желание быть готовым к службе в армии)

4. удовлетворение духовных и материальных потребностей.

При этом педагог должен стремиться к тому, чтобы именно третий мотив стал для ребят доминирующим, все остальные три сопутствующими мотивами.

Лицей готовит детей к жизни в обществе. Полученные детьми социальные установки должны способствовать успешной социализации в обществе. Это будет способствовать формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и во взрослой жизни.

Организация общешкольных дел, работа самоуправления в школе должны помочь в деле формирования такой мотивации.

Вся система школьного воспитания должна создать максимально благоприятные условия для формирования потребности в здоровом образе жизни.

Введение в план общешкольных мероприятий по спортивно-массовой работе общешкольного конкурса «Спортивный класс» может значительно активизировать как общественную жизнь лицея, так и повысить мотивацию у учащихся к занятиям физической культурой.

Конкурс проходит на протяжении всего учебного года. Итоги конкурса подводятся в апреле-мае.

На итоги конкурса влияет участие каждого класса, как в спортивных соревнованиях, так и в общественной жизни школы.

В каждое традиционное общешкольное мероприятие добавляется спортивная составляющая.

Когда в школе проходит месячник оборонно-спортивной работы один день можно выделить для просмотра видеороликов, подготовленных детьми на тему: «Кто как ни я станет на защиту Родины?». Педагог в результате данного мероприятия должен убедить детей в том, что боец современной армии должен иметь хорошую физическую подготовку.

В период выполнения программы по разделу «Гимнастика» целесообразно проведение конкурса для девушек: «Тело, грация и я!». Педагогу необходимо убедить учащихся в том, ведение девушками здорового образа жизни положительно сказывается на здоровье нации в целом.

Вся работа учителя физической культуры должна способствовать ориентации сознания ребенка на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. , Федорченко культура в современной школе: опыт, проблемыв, перспективы.– 2009,77-81с.

2. , Луханин образ жизни в современных образовательных учреждениях.– 2004, 77-100с.

3. Коджаспиров, Ура! Ура!.– 2002, 30-34с.

4. Петров форма физической культуры и спорта.– 2004,

5. Киселев! Размышления и советы психолога спорта–

6. Ковалько технологии, "Вако",2007.

7. Заикина состояния здоровья, "Первое сентября " - 2007. №19с.

8. Колесов направление в педагогических науках -2004,с.

9. Прокофьева щеки.-Изд.2-е, с изм, доп.-М. Физкультура и спорт,1998г.56-78с.

Государственное казенное вечернее (сменное) образовательное учреждение

Центр образования при исправительных учреждениях

Самарской области

Доклад на тему

«Формирование у обучающихся потребности

в здоровом образе жизни».

Выполнила:

учитель химии и биологии

филиала № 1 Агапова Г. Е.

Новокуйбышевск, 2013 г.

Важнейшей особенностью пенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т. е. важнейшая функция пенитенциарной школы - человекообразующая.

Одной из приоритетных задач ЦО является здоровьесбережение участников образовательного процесса.

Устав Всемирной организации здравоохранения трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия». Такое благополучие достигается правильным воспитанием, которое ведет человека к нравственному образу жизни, включающему и заботу о своем здоровье.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Поэтому одной из задач системы образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Педагог должен работать так, чтобы обучение учащихся в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Под понятием здоровьесберегающая технология подразумеваются такие формы, методы и приемы деятельности образовательного учреждения, которые сохраняют и укрепляют здоровье учащихся.

Их применение даёт возможность:

Осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;

Достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;

Осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;

Организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.

Построение уроков на здоровьесберегающей основе:

Соответствие обстановки и гигиенических условий в классе санитарно-гигиеническим нормам (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, подбор мебели в соответствии с ростом учеников, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут в зависимости от темы.

Количество методов обучения (словесные, наглядные практические – самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование методов обучения не позже чем через 10-15 минут.

Для урока следует подбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одно минуте из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

В содержание уроков следует включать вопросы, связанные со здоровьем и формированием стремления к здоровому образу жизни.

На уроке должна присутствовать активизация мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: познавательная потребность, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Для создания психологического комфорта в классе использовать на уроке эмоциональные разрядки: примеры, шутки, смех, музыкальные минутки, поэзию и т.п.

На уроке должно быть интересно!»

На своих уроках я использую элементы здоровьесберегающей технологии: смена видов деятельности, чередование методов обучения, оздоровительные моменты, эмоциональную разрядку, доброжелательное отношение к учащимся, стараюсь сделать свои уроки более интересными и познавательными.

Я преподаю биологию и химию, и это дает мне возможность использовать материал урока для формирования потребности в здоровом образе жизни учащихся. В течение всего курса биологии 8-го класса (Анатомия, физиология, гигиена человека) учащиеся изучают с научной точки зрения вредное влияние курения, алкоголя, наркотиков, токсических веществ на все системы органов человеческого организма, а значит, наносят вред здоровью человека. Ученики узнают, что здоровый образ жизни – это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Они знакомятся с элементами здорового образа жизни:

    воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

    окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

    отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

    питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

    движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных и физиологических особенностей организма;

    соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

    закаливание.

На уроках биологии в 9 –ом классе (Общая биология) формировать потребность в здоровом образе жизни можно при изучении следующих тем: «Цитология», «Генетика», «Экология», «Биосфера». Учащиеся узнают об отрицательном воздействии на организм человека вредных привычек, что может привести к генетическим изменениям и наследственным заболеваниям. Они изучают воздействие факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение атмосферы, почвы и воды напрямую связаны со здоровьем человека. На уроках мы говорим о необходимости экологической грамотности населения и путях решения данных проблем.

В курсе химии 8 –го класса учащиеся знакомятся с химическими веществами, с необходимостью безопасного обращения с кислотами, щелочами и другими веществами в быту и на производстве. Материалы тем «Кислород», «Водород», «Вода», «Галогены» я использую для пропаганды здорового образа жизни.

Курс химии 9 класса (раздел «Органические вещества») и 11 класса также дают много возможностей для формирования здорового образа жизни: «Спирты», «Карбоновые кислоты», «Фенолы», «Лекарства». Учащиеся с химической точки зрения узнают о вредном влиянии алкоголя и токсических веществ на организм человека, о необходимости правильного использования лекарств.

На уроках факультатива «Химия в повседневной жизни человека» учащиеся приобретают навыки безопасного обращения с вредными химикатами в быту и способами их нейтрализации.

Проблема формирования здорового образа жизни решается не только на уроках, но и во внеклассной работе: на классных часах и во время проведения предметных декад. Классные часы я стараюсь проводить в разнообразных формах: беседы, в том числе информационные, лекции, диспуты, викторины, провожу тестирование и организую встречи с врачами: терапевтом и психоневрологом. В начале учебного года провожу анкетирование учащихся о мероприятиях, которые бы они хотели услышать на классных часах, но, учитывая образ жизни наших учащихся и культуру их поведения, составляю план воспитательной работы и делаю упор на пропаганду здорового образа жизни. Данная тема раскрывается при проведении следующих мероприятий: тестирование «Умеешь ли ты вести здоровый образ жизни?»; беседы: «Как сказать наркотикам – нет!», «Учись быть здоровым!», «Здоровье человека и окружающая среда», о вреде алкоголя «Похититель рассудка», «Состояние здоровья и самочувствие»; лекции: «СПИД – коварная болезнь», «Знакомство с методикой закаливания П. Иванова»; викторина «Кожа – зеркало здоровья»; диспуты: «Курение или здоровье – выбирайте сами!», «Алкогольная трясина».

На классных часах знакомлю учащихся с советами здорового образа жизни:

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организме, когда человек влюблен.

7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

В рамках предметных декад по химии и биологии провожу разные мероприятия: это занимательные игры, викторины, конкурсы, составление кроссвордов, ребусов, занимательных задач, а также внеклассные мероприятия по биологии и химии: «Небезопасная еда», в ходе которого учащиеся знакомятся с вредными и запрещенными в нашей стране пищевыми добавками - «Е», с полезными и не очень продуктами питания; игра «Химия и здоровье», где учащиеся с точки зрения химических законов и процессов объясняют явления повседневной жизни.

Большое значение для выполнения поставленной задачи имеют и индивидуальные беседы с учащимися об их проблемах, вредных привычках и способах их искоренения.

Пропагандой здорового образа жизни является и личный пример педагогов школы. В настоящее время все учителя нашей школы в определенной степени ведут здоровый образ жизни: не курят, посещают бассейн, ходят на лыжах, следят и используют для оздоровления новинки медицинской техники.

В формировании потребности учащихся в здоровом образе жизни принимают участие все учителя нашей школы как на своих уроках, так и во внеклассной работе. И только совместная деятельность всех педагогов школы может принести желаемые результаты. За прошлый учебный год 5 учащихся нашей школы бросили курить, что несомненно является неплохим результатом в пропаганде здорового образа жизни.

Здоровьесбережение не должно носить характер акций, разовых мероприятий. Здоровьесбережение – это постоянная системная работа.

Школа может и должна внушить ученику необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию и стать смыслом и целью для личности, путей сохранения и преумножения здоровья.

Людмила Иванова
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у младших дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ручеек»

Воспитание потребности в

здоровом образе жизни

у младших дошкольников

Подготовила :

Иванова Людмила Ивановна,

воспитатель

г. Новый Уренгой

На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования направление «Физическое развитие» решает основные цели и задачи :

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни ;

сохранение, укрепление и охрана здоровья детей ;

повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение переутомления;

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты , грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;

Формирование потребности в ежедневной двигательной активности;

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

«Физическая культура» занимает одно из ведущих мест в воспитательно- образовательном процессе дошкольников . И это не случайно.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих нарушенное здоровье , наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста . Это связано с множеством негативных явлений современной жизни : непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи . От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе достаточно актуальной.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни . Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием сформированности представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима дня, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) .

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни , на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

2. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов , и расход энергии в процессе жизнедеятельности )

3. Рациональная двигательная активность.

4. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т . д.

5. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем , курения, наркотиков и токсических веществ).

В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Дети младшего дошкольного возраста понимают , что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут . Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни» . Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что значит «быть здоровым » и чувствовать себя здоровым , они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью , как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть . На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .

В старшем дошкольном возрасте , благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый » - как «большой, хороший» (вот здорово ) и «здоровый » - как не больной. Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с болезнью , но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своего собственного действия («нельзя есть грязные фрукты» , «нельзя брать еду грязными руками» и пр., так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье » с выполнением правил гигиены.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела» ). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная , основная, жизненно важная привычка ; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных , образовательных и воспитательных задач . Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве , заложить основы здорового образа жизни , используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья , осознать цель его жизни , побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье .

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью , нам, воспитателям , необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье " определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни , адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни .

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ : Занятия физкультурой и прогулки. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены : закаливание, создание условий для полноценного сна. Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды. Бережное отношение к окружающей среде, к природе. Медицинское воспитание , своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций. Формирование понятия "не вреди себе сам".

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека . В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем , появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных - малоподвижный образ жизни .

Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми : в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно : родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит - спокойнее будет. Движение - врожденная потребность человека , от удовлетворения которой зависит его здоровье . Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении . Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника .

Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый , пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей .

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям :

1. Привитие культурно-гигиенических навыков. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки , закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья , физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения .

Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь , где использовались разные формы организации : дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья : каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма! Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации , дефекации и т. д. Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму : своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья , но и здоровья окружающих . Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни , когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма. Оформили альбом “Правила поведения для малышей”, куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработали план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.

4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям. Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности . Сегодня результаты исследования двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают . За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья . Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей . Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. В приёмной оформлен уголок “Это интересно!”, где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни , а также имеется ящик “Ваш вопрос – наш ответ”, часто проводятся фотовыставки “В здоровом теле - здоровый дух” . Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулки и т. д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.

Таким образом , необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих .

Современное общество, высочайшие темпы его изменения предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Все больше исследований в последние годы рассматривают понятие «здорового образа жизни (ЗОЖ)» как комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих оздоровлению и укреплению здоровья человека. А к компонентам относят: трудовую деятельность, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание. На наш взгляд нельзя рассматривать ЗОЖ, как ряд мероприятий. Соблюдение ЗОЖ зависит еще и от внутреннего настроения, потребностей человека, его общей культуры.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Подростки воспринимают свое здоровье, как нечто естественное, данное на всю жизнь. А дети и вовсе не задумываются над тем, что здоровье нужно беречь. Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью.

Цель работы по формированию потребности в здоровом образе жизни - это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении и навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

Эта цель будет способствовать основной цели обучения и воспитания – достижение каждым выпускником максимально возможной самостоятельности и независимости. Педагогические задачи, соответствующие сформированной цели:

·Коррекционно-образовательные: формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и ЗОЖ.

·Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие у воспитанников познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды, развития воли при принятии и реализации компонентов ЗОЖ.

·Коррекционно-воспитательные : формирование личности, адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране ближайшей окружающей среды.

Организация работы по формированию потребности в ЗОЖ в детском доме имеет свои особенности.

Успешность коррекционной работы направлена на преодоление недостатков в развитии детей, в условиях специализированного детского дома зависит от комплексного взаимодействия всех взрослых, участвующих в воспитательно-образовательном процессе.

Дети с нарушением интеллекта любой клинической градации, в силу особенностей психофизического развития имеют разнообразные дефекты, которые усугубляют вторичный дефект - стойкое нарушение познавательной сферы. Поэтому проблемы коррекции и устранения, сглаживание нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды.

Педагогические условия должны быть «провоцирующими развитие». Вокруг наших детей с самого детства необходимо создавать такую учебно-познавательную среду, которая была бы насыщена атрибутами и обычаями ЗОЖ. Реализация внедрения ЗОЖ в повседневную деятельность детей должна осуществляться на основе формирования традиций. Создание традиций это долговременный процесс. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек и привязанностей. Не достаточно знать и понимать, важно жить этим.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривают единство двух компонентов:

Первый компонент призван вооружить воспитанников знаниям о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью проводятся занятия по ознакомлению и закреплению правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, а также формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек. Начинаем рассказ о здоровье в узком смысле – отсутствие у человека болезней (здоровый человек активен, бодр, у него хорошее настроение, ему легче учиться, работать). От чего зависит здоровье? Питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, закаливание. Постепенно материал усложняется.

Второй компонент – физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня: гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж.

Программа состоит из трех блоков:

I.Коррекционно-воспитательная деятельность .

II.Физкультурно-оздоровительная деятельность .

III.Программа занятий «Познай себя».

Коррекционно-воспитательная деятельность:

1)Создание щадящих, благоприятных условий для детей: строгое соблюдение режима дня, включение в режим оздоровительного сна после обеда.

2)Созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении: на территории детского дома оборудованы баскетбольная и волейбольная площадки, спортивно-гимнастический комплекс, футбольное поле. В здании детского дома есть тренажерный зал, теннисный стол, мини батут. Для физкультурных занятий приобретены: лыжи, коньки, самокаты, футбольные и баскетбольные мячи, дартс. В детском доме также имеется инвентарь для туристической работы – приобретен свой катамаран. Накопленный дидактический материал, позволяет правильно организовать коррекционно-воспитательную работу.

3)Эффективным средством предупреждения утомления и улучшения общего состояния является физкультминутки, они проводятся во время самоподготовки.

4)Коррекционные паузы проводятся в течение всего дня в детском доме. Коррекционные паузы включают в себя разнообразные упражнения для глаз, точечный массаж, пальчиковую гимнастику.

5)Профилактика нарушений осанки – на группах воспитатели проводят утреннюю гимнастику с учетом коррекции. В нее включается традиционный комплекс упражнений имитационного характера на развитие внимания, точности выполнения действий. Основная цель утренней зарядки – поднять настроение и мышечный тонус ребенка, а так же обеспечить профилактику нарушения осанки.

6)Комплекс оздоровительных мероприятий: организация двигательной активности на прогулке.

7)Плавание в бассейне.

8)Использование массажа в коррекционной работе:

а) Точечный массаж – это воздействие пальцами на биологически активные точки (проводится специалистом).

б) Самомассаж пальцев и кистей рук – развивает мелкую моторику рук.

в) Пальчиковая гимнастика – необходима, чтобы снять напряжение с пальцев рук, а так же развить их подвижность и гибкость.

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

Основной акцент идет на развитие умений и обучение детей движениям, двигательным действиям, формированию физических качеств, ознакомление с правилами физических упражнений.

1) Организация двигательного режима: двигательная активность создает энергетическую основу для роста и формирования системы организма, нормального физического и психологического развития.

Двигательная активность - хорошее средство психогигиены ребенка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц ведет их к активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей.

Во время физических упражнений формируются такие личностные качества как выносливость, смелость. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. При выработке гигиенических навыков необходимо придерживаться следующих правил:

*системность, постепенность и последовательность мероприятий,

*учет психо-эмоционального состояния ребенка,

*соответствие методик и приемов возрастным особенностям воспитанников,

*согласованность действий и требований взрослых,

*пример окружающих,

*обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков.

Навыки становятся прочными, если они постоянно закрепляются: дома, в гостях, в походах.

Большое значение имеет активный отдых, главная задача которого - доставить детям удовольствие, создать радостное настроение. Очень важно чтобы все дети были активны, радостны, раскрепощены, дружелюбны по отношению друг к другу. Участие в спортивных занятиях и играх улучшают формирование речи и мышления.

Эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления является туристический поход . Основная цель похода - оздоровительная, а важнейшая из задач - формирование ЗОЖ.

Совместная деятельность на природе способствует не только физическому развитию, но и нравственному воспитанию, формирует положительные эмоции, объединяет детей.

Цикл занятий « Познай себя»

Чтобы работа по формированию потребности в ЗОЖ была более эффективной, недостаточно лишь создать необходимые условия для коррекционно-восстановительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Необходимо чтобы каждый воспитанник осознал ценность своей жизни, научился бережно относиться к себе и своему здоровью, чтобы у него сформировалась потребность в ЗОЖ. Нужно чтобы слова «В здоровом теле - здоровый дух!» приобрели для воспитанника личностный смысл. С этой целью проводятся специальные занятия. Для новых детей занятия направлены на изучение и закрепление правил личной гигиены и безопасности жизнедеятельности. В дальнейшем осуществляется углубление знаний и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранения зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек, о способах оказания первой помощи, знакомство с элементарными лекарственными растениями. У воспитанников закрепляются представления о значимости культурно-гигиенических навыков в жизни человека, закладываются представления о целостности организма человека, о взаимозависимости всех его систем, а также о собственных взаимоотношениях с окружающим миром.