Каждого человека с самого момента его рождения уже можно считать социальным существом. На развитие его индивидуальности, на поведение и характер на различных этапах взросления влияет множество факторов: собственный опыт, отношение окружающих, их поведение. Когда речь идет о формировании личности, упоминают и воспитание, и социализацию. Чем же отличаются друг от друга эти понятия? Попробуем разобраться.
Социализация – процесс, включающий усвоение человеком образцов поведения, норм, ценностей, установок, навыков, принятых в обществе, к которому относится данный индивид.
Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений.
Понятие социализация – очень широкое, и включает в себя в том числе и воспитание . Процесс воспитания не в силах охватить все возможные влияния на личность, а потому может лишь способствовать социализации. Социализация – это долгосрочная цель деятельности любого педагога-воспитателя. Система воспитания стремится упорядочить процесс социализации, по возможности придать ему основу, целеустремленность, стройность. Чем отличаются воспитание и социализация, рассмотрим в компактной таблице.
Воспитание | Социализация |
Связано с отношениями «человек – человек» (участвуют два субъекта). | Отношения в контексте «человек – общество», (субъектом является только человек). |
Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. В этом случае специально создаются оптимальные духовные, материальные, организационные условия для восприятия подрастающим поколением накопленного историей предыдущего опыта, чтобы подготовить его к дальнейшей общественной жизни. | Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, культурной, социальной сферах не оставляют нас равнодушными, мы не можем их не учитывать, «отгородиться» от них, они на нас влияют. Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно, он не поддается манипулированию. |
Воспитание – дискретный, то есть изменяющийся, дробный, прерывистый процесс, который реализуется в семье, дошкольном учреждении, средней школе, творческом коллективе дополнительного образования. | Социализация – процесс непрерывный. |
Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. Это родители, воспитатели, социальные педагоги, учителя, вожатые, которые сознательно настроены на процесс воспитания или специально к нему подготовлены. В процессе воспитания должна учитываться индивидуальность, самобытность каждого ребенка как личности. | Социализация – многогранный процесс, он осуществляется многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения. |
Важнейшей задачей воспитания является социализация, то есть подготовка человека к жизни и деятельности в существующем социуме, привитие ему норм поведения, принятых в обществе, понимание и усвоение общественных ценностей. В процессе воспитания человек стремиться стать частью общества, принимать активное участие в его развитии и пользоваться правами, предоставляемыми обществом. Взаимодействуя с окружающей средой, человек приобретает ценный и незаменимый социальный опыт, на практике учится правильно воспринимать и разрешать различные возможные ситуации, неизбежно возникающие в процессе общения, взаимодействия. Процесс социализации, будучи неразрывно связан с воспитанием, длится всю жизнь. Однако он состоит из нескольких уровней или этапах, соответствующих возрастным периодам человека. На каждом этапе решаются задачи разного характера и уровня сложности. Например, в раннем детстве ребенок только знакомится с окружающим миром, наблюдает и понемногу осваивает некоторые простейшие правила поведения сначала в семье, затем в различных общественных местах и специальных детских учреждениях. Ребенок учится разделять окружающих на знакомых и незнакомых, взрослых и своих сверстников, и в соответствии с этим выбирает линию поведения. В более старшем возрасте человек нацелен на формирование собственной индивидуальности, развитие и определение склонностей, желаний, потребностей. В юности происходит осознанное отождествление себя с той или иной социальной группой, формируется жизненная позиция, взгляды, мировоззрение. Социализация, ее глубина, полнота и эффективность зависят от качества воспитания. Воспитание управляет процессом социализации и контролирует его протекание. В современной педагогической науке определены и достаточно глубоко изучены основные механизмы социализации. К ним относятся: подавление, изоляция, самоограничение, проекция, идентификация, интроекция, эмпатия, интеллектуализация, рационализация, аннулирование действий.
Суть механизма подавления заключается во внешнем или внутреннем вытеснении из сознания мыслей, желаний, чувств и т. д. Внешнее подавление создается усилиями других людей или окружающей среды. Внутреннее подавление исходит от сознательных волевых усилий самой личности или происходит произвольным образом.
Изоляция – механизм подавления неприятных для человека мыслей, воспоминаний, впечатлений, ассоциаций. В процессе изоляции человек улучшает свое психическое состояние, настраивается на оптимистический лад, учится справляться с конфликтными ситуациями.
Самоограничение – принижение собственных возможностей и способностей относительно результатов деятельности окружающих людей. В малых временных интервалах самоограничение помогает избежать стрессовых ситуаций и адаптироваться к возникшей ситуации. Однако постоянное отступление перед трудностями, боязнь ошибок и неудач рождает неспособность к их преодолению, тормозит развитие личности, «убивает» веру в себя.
Сущность механизма проекции состоит в восприятии окружающих людей, как обладателей собственных качеств, неспособности объективного суждения о людях, выделении и преумножении в них того, что человек хочет видеть и игнорирование на фоне этого основных личностных качеств других людей.
Идентификация – важнейший механизм социализации. Он заключается в уподоблении человеком себя с какой либо другой личностью, подражание ей. Человек перенимает привычки, взгляды, интересы другого человека, копирует его поведение, манеру общения, вкусы. Идентификация может быть осознанной или спонтанной. При условии принятия сознанием человека качеств и установок другого в неизменном виде, без адаптации к собственному мировоззрению, идентификация переходит в интроекцию.
Эмпатия – формирование способности сочувствовать, переживать, волноваться за другого человека. Этот механизм особенно сильно влияет на процесс социализации эмоциональных личностей.
Интеллектуализация – механизм, начинающий действовать при возникновении проблемных ситуаций, когда человек пытается найти выход, сделать выбор, преодолеть трудности. Эмоциональные люди больше других подвержены влиянию внешних и внутренних факторов разного рода, склонны к преувеличению тех или иных трудностей, поэтому интеллектуализация происходит у них наиболее интенсивно.
Совершая поступки, человек всегда стремиться дать им разумное объяснение, логически обосновать, что приводит в действие механизм рационализации. С одной стороны, рационализация, оправдывая действия человека, утверждает его веру в себя, с другой стороны, постоянное удовлетворение собственными личностными качествами тормозит их развитие и совершенствование.
Аннулирование действий – механизм, ослабляющий ответственность за свои поступки посредством признания их отрицательных сторон. Осознавая и извиняясь, человек считает тему исчерпанной и освобождает свою совесть от «груза» вины. Привыкая к такому решению подобных ситуаций, человек легко совершает плохие поступки, так как заранее знает, как избавиться от последствий.
На процесс социализации оказывает влияние множество факторов. Их классификацию по признаку массовости влияния разработал профессор А. В. Мудрик:
1) макрофакторы – факторы, влияющие на человечество в целом или на большие группы людей, например, проживающих в определенном климатическом поясе, на одном континенте, в одной стране;
2) мезофакторы – средства массовой информации, национальная специфика общества, региональные особенности политического, культурного и социального характера, условий окружающей среды;
3) микрофакторы – семья, образовательные учреждения, рабочие и учебные коллективы, друзья и близкие знакомые. Все эти факторы оказывают влияние на социализацию отдельного человека.
Важно соответствие темпов социализации темпам развития общества, которые не всегда совпадают. В этом случае происходит торможение в развитии как общества в целом, так и людей, его пополняющих. Человек, неподготовленный к полноценной реализации своих возможностей и стремлений, своего потенциала в условиях действующих механизмов современного общества, отвлекается от осуществлений важных для него целей на адаптацию к общественным требованиям и нормам.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30»
Тема Эссе:
Выполнила социальный
педагог Новикова Г.А.
г. Пермь 2016
Тема Эссе: «Внешние, прежде всего стихийные влияния на современного ребёнка преимущественно отрицательны: факторами социализации стали бездуховность и преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно ли в этих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Что же сильнее - социализация или воспитание? За чем будущее?»
Семья и другие первичные группы играют важнейшую роль в период ранней социализации ребёнка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу, закономерно расширяется круг его общения, и всё большую роль начинают играть различные организации и учреждения, особенно системы образования; немаловажны и
СМИ
. Радио, газеты, телевидение, а в последнее время - Интернет предлагают подростку информацию о любой сфере деятельности человека, о любых странах и т. д. Все эти посредники между человеком и обществом называются институтами и агентами социализации.
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности. Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи явились следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания.
Во всех определениях воспитания звучит мысль о том, что оно готовит людей к жизни. Введение человека в социум, его социализация - главнейшее назначение воспитания. Социализация - это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Л. С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей человеческой культуры. Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна «окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений.
Социализация - процесс непрерывный, длящийся всю жизнь. Он распадается на периоды, и каждый из них «отвечает» за решение определенного круга задач. Все люди в детстве овладевают нормами социальной жизни. Отрочество - время индивидуализации, развития потребности «быть личностью». А в юности идет приобретение черт и свойств личности, отвечающих потребностям собственного и общественного развития.
Воспитание - главное условие социализации и одновременно неотъемлемая часть этого процесса. Под этим углом зрения оно рассматривается как целенаправленная и контролируемая социализация. Посредством воспитания регулируются темпы и глубина социализации - преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия, социализации придается гуманистическая ориентация.
Механизмы социализации личности изучены достаточно полно. Основными являются:
Подавление, суть которого сводится к вытеснению из сознания определенных мыслей, чувств, желаний и влечений. Различают внутреннее и внешнее подавление. Внутреннее, в свою очередь, делится на непроизвольное и произвольное. Непроизвольное принимает чаще всего форму забывания. Произвольное подавление осуществляется усилием воли самой личности. Внешнее подавление - распространенный метод воспитания.
Изоляция как механизм социализации связана с тем, что человек вытесняет неприятные для него впечатления. В случае действия этого механизма впечатление осознается как нейтральное и безобидное для человека. Изоляция наблюдается преимущественно при разрешении конфликтов.
Самоограничение играет важную роль в процессе социализации. Если воспитаннику кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения его товарищей, он начинает страдать, хуже учится, его самоуважение понижается. Это своеобразный уход, отступление перед трудностями, ограничение своего «Я». В некоторых случаях использование самоограничения оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сложившейся ситуации, однако длительное самоограничение может привести к снижению самооценки. Не зная своего потенциала, после первых же неудач воспитанник бросает начатое дело, пасует перед трудностями, плывет по течению. Поэтому многие потенциально талантливые люди не могут раскрыться в полную силу.
Приписывание собственных недостатков другим составляет сущность механизма проекции. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других - этим человек сохраняет самоуважение. Подозрительный считает всех людей подозрительными, эгоист видит вокруг только эгоистов, и даже вор видит всех своими сообщниками.
Один из основных механизмов социализации - идентификация. В процессе идентификации воспитанник подсознательно уподобляет себя своим товарищам, которые служат для него образцом поведения. Это приводит к подражанию их действиям и переживаниям, присвоению их ценностей и установок. Объектами идентификации могут стать не только реальные, но и воображаемые люди. Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой.
С идентификацией тесно связана интроекция, когда качества и установки другого как бы «встраиваются» в сознание без специальной переработки, в неизменном виде. Хотя механизм действует подсознательно, при самоанализе результаты интроекции осознаются.
Эмпатия, т. е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания, - значимый механизм социализации для эмоционально развитых личностей.
В напряженных ситуациях «включается» механизм интеллектуализации. Воспитанник старшего возраста начинает рассуждать абстрактно и ищет выход из ситуации как бы не для себя, а для другого человека. Этот механизм обычно включается, когда воспитанник сталкивается с жизненно важными проблемами (болезнь, переход в другую школу, поступление в вуз). Интенсивная интеллектуализация наблюдается в период полового созревания, когда возникают сильные эмоции.
Суть рационализации состоит в том, что воспитанник изобретает, по его мнению, логичные суждения и умозаключения для объяснения своих поступков и действий. Юные рационализаторы чаще всего используют дискредитацию цели («то, что мне недоступно, никуда не годится»), самодискредитацию («не очень-то и хотелось»), самообман («не было возможности»).
Для ослабления мысли, чувства, действия используется механизм аннулирования действий. Когда воспитанник просит прощения, он верит, что его поступок аннулируется и он может продолжать действовать с чистой совестью. Многие достигают в этом совершенства, привыкая к всепрощению с детства.
Проф. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:
Макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);
Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос), по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
Микрофакторы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные и др.).
В последние годы возрастает значение макрофакторов социализации, в первую очередь природно-географических условий, которые как прямым, так и косвенным путем влияют на становление личности. Экологические изменения биосферы, загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью, заставляют человечество серьезно относиться к этой проблеме. Созданные человеком силы стали угрожать самому существованию человека. Усилилось отрицательное влияние природных факторов на здоровье и деятельность человека.
У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки. Она формирует структуру этнической общности, региональную специфику, культуру, физический тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и др.). В каждом этническом объединении складываются свои виды деятельности, межэтнические отношения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды.
В каждой этнической группе складывается свое представление о человеке, его поведении и менталитете. Проектирование типа личности, поддерживающей общечеловеческие ценности, принимающей межнациональные отношения, становится реальной задачей образовательных институтов.
Темпы социализации подрастающего поколения сегодня отстают от темпов и уровня развития общества, что приводит к торможению общественно значимых процессов. В этом плане следует говорить о социальном заказе общества институтам социализации. В соответствии с заказом институты меняют концептуальные (теоретические) модели, «задающие» основные требования к личностно-развивающей среде, личностному пространству, образу жизни, ценностным ориентациям, поведению и другим параметрам, вплоть до требований к внешнему облику субъектов образовательного процесса.
Похожая информация.