Дети в 7 мес. Уход за ребенком. Что нового в психическом развитии

02.05.2019

Когда малышу исполняется 7 месяцев, в нем сложно узнать тот беспомощный кулечек, который вы забрали из роддома. Теперь это настоящий человечек со своим характером и даже сформировавшимися привычками, симпатиями. Как быть уверенными в том, что ваш семимесячный кроха развивается нормально, что сделать для его гармоничного развития, и вообще, что должен уметь ребенок в 7 месяцев?

Что умеет ребенок в 7 месяцев

Физическое развитие

Теперь ваш малыш, наверняка, если и не пополз по-настоящему, нашел альтернативный способ передвижения: кто-то ползает по-пластунски, кто-то пятится задом. Есть и такие быстрячки, которые научились передвигаться на собственных ножках, держась за мебель и стены. С поддержкой под мышки или за ручки малыш любит шагать по всей квартире. Если вы познакомили его с ходунками, он теперь уверенно управляет этим видом транспорта.

Теперь рефлексы новорожденности должны практически совсем угаснуть, кроме, разве что, сосательного. На смену им приходят навыки и умения.

Самое важное, что случается с детками данного возраста – это появление зубов. Испытание тяжелое как физически для ребенка, так психологически для мам и пап. Зато теперь ротик украшает два, а то и четыре белоснежных зубика. Если же зубов пока нет, беспокоиться рано: некоторые детки до года остаются беззубиками, но потом догоняют зубастиков.

Зрительное восприятие

Зрение почти сформировалось, о чем говорит усовершенствованное и точное хватание предметов. Это формирует зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь, способствует развитию трехмерного восприятия. Острота зрения еще не сформирована, но уже сейчас может быть выявлена предрасположенность к близорукости, поэтому офтальмолога нужно обязательно посетить в 6-7 месяцев.

Слуховое восприятие

Слух малыша начинает становиться избирательным. Теперь малышу удается немного концентрироваться на определенных звуках, а некоторые игнорировать. Например включите негромко любимую песенку ребенка, он всецело «погрузится» в нее и не обратит внимание на ваш зов, пока песня будет его интересовать.

Малыш стал слышать и различать тихие звуки (шепот, стук капель из крана по раковине, чириканье птиц), и пугаться незнакомых, резких и громких.

Речевые умения

Гуление сменил активный лепет. Теперь малыш подражает окружающим его звукам. Очень важно разговаривать с ребенком. Только слыша речь, можно овладеть ей в совершенстве.

Познавательное развитие ребенка в 7 месяцев

Семимесячный малыш познает этот мир ежеминутно. Он все разглядывает, трогает, пробует на вкус. Сейчас важно обеспечить малышу богатую сенсорную среду. Ведь познание мира – это, в первую очередь, развитие мозга малыша и начальная закладка чувственного опыта, который ляжет в основу познавательного развития в будущем.

«Основным средством, которое мы используем, чтобы познакомить малыша с этим миром – игрушка, - говорит детский нейропсихолог, кандидат психологических наук Ольга Семенова. - Причем игрушка должна развивать возможности и движения, и восприятия. Ею может стать все, что можно схватить, засунуть в рот, бросить».

Эмоционально-социальное развитие

Малыш чрезвычайно общителен. Он улыбчив со знакомыми людьми, но может пугаться незнакомых. Теперь кроха хорошо знает свое имя и отзывается на него.

Если в первое полугодие жизни легко принимал маминого «заместителя» (бабушку, няню), когда ей нужно было отлучиться, то сейчас при отлучении от мамы проявляет беспокойство. Так формируется избирательная привязанность.

Мария, мама семимесячной Яны: «Яна очень привязана ко мне, и это несколько мешает! Мне пришлось отложить защиту диплома, потому что дочка никуда меня не отпускает! Причем, вопрос даже не в питании, мы искусственники с рождения! Но никто не может с ней остаться – ни мои родители, ни даже муж: дочь будет кричать хоть час, хоть два, пока я не приду! Даже в ванную порой беру ее с собой, и спит в нашей постели. Надеюсь, взрастет, и все наладится».

Ребенок становится эмоционально восприимчивым. Он искренне радуется, если ему хорошо и способен всерьез обидеться. Попробуйте сделать вид, что не замечаете его – он расплачется.

Психологические изменения

В период от 7 месяцев и до года в ЦНС ребенка происходят изменения: вырабатывается особое вещество миелин, которое покрывает нервные окончания, что способствует быстрому прохождению импульсов по нервам в мозг. Миелинизируется лобная кора головного мозга, отвечающая за управление собственным поведением малыша.

У ребенка начинает формироваться и произвольное внимание, а так же связь между предметом и его названием. Если спросить, где мама, папа, кошка и т.д., малыш, чуть подумав, укажет на это.

Краткая таблица навыков

Таблица, что должен уметь малыш в 7 месяцев, содержит усредненные значения. Некоторые из данных навыков ваш малыш мог освоить раньше, а некоторые ему только предстоит осваивать. Диагностировать задержку развития может только специалист!



Таблица роста и веса

Каков должен быть рост и вес малыша в 7 месяцев?

Рост

За прошедший месяц ребенок должен подрасти на 1,5 – 2 см. Не ждите, что теперь малыш будет расти так стремительно, как в первые месяцы! Обычно мальчики немного обгоняют девочек по росту.

Вес

Прибавка в весе за месяц тоже незначительна: около полукилограмма. Теперь малыш двигается больше, расходуется больше и энергии. Мальчики, однако, несмотря на то, что обычно незначительно отстают от девочек в развитии, все же весят больше, и эта разница может достигать 2 кг.

Нормы: Педиатры России, ВОЗ

Развивающие игры и упражнения

Занимаясь с малышом, вы значительно ускорите его развитие!

Упражнения на физическое развитие

Важно укреплять мышцы спины и ног: это подготовит его к хождению.

«ПОДЪЕМНЫЙ КРАН»

Упражнение поможет освоить самостоятельное умение садиться. Из положения лежа на спине потяните легонько ребенка за ручки. Малыш должен напрячь мышцы животика и шеи, чтобы у него получилось сесть. Усложнять упражнение можно, если приподнимать ребенка не за ручки, а за зажатый в них предмет (шарф, палочку и т.д.). Начинать стоит с 3-4 повторений.

«ЛЯГУШОНОК»

Это упражнение укрепляет мышцы ног и развивает тазобедренный и коленный суставы. Исходное положение – лежа на спине. Согните ножки малыша в коленях, прижав стопы к полу. Медленно разведите колени в стороны, следя, чтобы ступни были сведены. Повторять 8-10 раз.

«ПРЫГУНОК»

Укрепить ручки и ножки поможет это упражнение. Возьмите упругую диванную подушку. Держа малыша за ручки, чуть приподнимите его и уприте ножками в подушку, имитируя запрыгивание. Так же спрыгните назад. Выполняйте осторожно, повредить плечевой сустав легко. 3-4 повторения достаточно.

«БОСЯЧОК»

Хорошей профилактикой от плоскостопия, которое наблюдается у многих малышей, станет это упражнение. Приобретите специальный массажный коврик с шершавой поверхностью и постелите в манеж или кроватку, когда малыш встает (если он уже умеет это делать), держась за опору. Можно немного подержать малыша на коврике, придерживая за ручки или под мышками. Несколько секунд стояния и перешагивания босиком достаточно. Специально заставлять малыша ходить и стоять еще рано!

Правильное физическое развитие ребенка – необходимый элемент для формирования интеллекта.



Развитие мелкой моторики

КОВРИК ИЗ ПУГОВИЦ

Сделайте развивающий коврик: нашейте (прочно) крупные пуговицы и бусины, можно приклеить крупу (фасолинки, горошины) небольшими участками. Это развивает и мелкую моторику, и сенсорику крохи.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ КРАСКИ

Думаете, ребенок мал для творчества? Порисуйте с ним пальчиками! Выбирайте специальные краски, безопасные в случае проглатывания. Рисуйте ладошками и пальчиками на ватмане, приклеенном к стене или расстеленном на полу. А можно посадить ребенка в ванну и рисовать на ее стенках или кафеле – отмывается все легко и за водой бегать не нужно.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пожалуй, ничто так не развивает мелкую моторику, как пальчиковые гимнастика и игры.

  • Разминая и массируя поочередно каждый пальчик, приговаривайте:

Этот пальчик любит кушать,
Этот – любит сказки слушать.
Любит пальчик в серединке
Как котенок спать в корзинке,
Безымянный братец - палец
Всех боится, словно заяц.
А мизинчик – самый младший
Хочет называться старшим.

  • Сжимайте в кулачок пальчики по одному, повторяя:

Дождик капал за окном,
Спали детки сладким сном.
(разжимая пальчики по одному)
Капать капли перестали –
Детки сразу дружно встали.

  • Сожмите кулачки, чуть постукивая ими друг о друга, говорите:

Тут-тук-тук!
где наш друг?
разожмите кулачки и похлопайте в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп,
Вот, вот, вот.


Эмоционально-социальное развитие ребенка

Научить малыша не бояться посторонних, прививать навыки общения, учиться вежливости помогают развивающие игры.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Возьмите игрушку – куклу, медвежонка, зайчика. Усадите ребенка в манеж, стульчик для кормления или кроватку. Пусть игрушечный гость показывается из-за бортика манежа, из дверного проема или просто из-за вашей спины и громко «здоровается». Можно протянуть лапку (ручку) и дать крохе пожать ее.

«КТО ТАМ ХОДИТ?»

Подносите ребенка к окну, показывайте прохожих, задавая вопросы: «Где дядя (тетя)?», «Кто там идет?». Можно так играть, дожидаясь папу, возвращающегося с работы, или бабушку, которая обещала прийти в гости. Так ребенок научится узнавать близких издалека, в уличной одежде, у него возникнет понимание, что посторонние люди нисколько не страшные и даже похожи на знакомых.

«ЭТО ТЫ, А ЭТО Я!»

Играйте перед зеркалом! Учите его строить рожицы, проявлять эмоции мимикой, комментируя: «Так я улыбаюсь! Как улыбается наш малыш? А так я сержусь! Как умеешь сердиться ты? и т.д.»

Развитие зрения

«ВЫШЕ-НИЖЕ»

Возьмите яркий мяч, привлеките внимание малыша. Подбрасывайте мяч и ловите, чтобы малыш следил за ним взглядом, это укрепляет глазные мышцы.

«ДЕНЬ-НОЧЬ»

Важно тренировать чувствительность глаз к свету. Можно делать это, если задернуть в комнате плотные шторы, чтобы наступил полумрак. Предупредите кроху: «Сейчас станет светло» и включите свет. Через несколько секунд сообщите, что станет темно, и погасите свет. Промежутки между темнотой и светом не должны быть слишком короткими, досчитайте про себя до 10, прежде чем сменить «время суток».

«ЧЕРНЫЙ И БЕЛЫЙ»

Не только яркие предметы стимулируют развитие зрения, но и контрастные. Как установлено в результате исследований, у деток первого года жизни разглядывание картинок черно-белого цвета скорее устанавливает связь между нейронами. Дети в результате подобной конртастотерапии становятся более внимательны и спокойны. Можно оклеить стену в детской черно-белыми обоями или приобрести постельное белье в этой гамме.

Развиваем слух

«ТИШЕ-ГРОМЧЕ»

Позовите малыша по имени с обычной интонацией. Когда малыш вновь отвлечется, повторите имя чуть тише. И так каждый раз, пока не сойдете до шепота.

«ПРЯТКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ»

Поиграйте в прятки, чтобы малыш искал вас по звуку колокольчика.

«ЗВУКИ ПРИРОДЫ»

Включайте аудиозапись со звуками природы, например, весеннего леса. Запись должна быть знакома вам. Приучайте кроху вслушиваться в отдельные звуки, тренируйте слуховую избирательность, заранее привлекая внимание ребенка фразами наподобие: «Тсс, сейчас запоет птичка!»

Святослав, отец восьмимесячного Ромы: «У Ромы, оказывается, очень тонкий слух! Понимаю, что сотовый телефон не игрушка, но Рома с ним немножко играет. Я прячу телефон жены, а со своего звоню ей. Рома ползает по дому и ищет, откуда звонок. Находит даже под огромной подушкой на полу, а ведь оттуда звук еле слышен».

Развиваем речь

«ДИАЛОГ»

Включайтесь в разговор малыша, в паузы во время лепета вставляйте фразы «Правда?», «Да что ты говоришь, неужели?». Демонстрируйте свой интерес к разговору, так вы вырастите не только говоруна, но и внимательного слушателя.

ПОЙТЕ, ГОВОРИТЕ

Напевайте знакомые малышу песенки, рассказывайте стихи, комментируйте все свои действия и действия малыша: ребенок впитывает информацию как губка, не только усваивает слова, но и развивает интеллект.

КНИГИ

Яркие и красочные книги из плотного картона с понятными картинками и короткими стихами – отличный тренажер для развития речи, зрения, внимания и слуха. Читайте с книги (даже если знаете наизусть), комментируйте рисунки и обязательно спрашивайте потом у малыша по картинкам: кто? где?

Побуждайте ребенка к разговору! Задавайте вопросы! Постепенно к показыванию пальчиком добавится и речь!



Познавательное развитие ребенка 7 месяцев

Познавательное развитие невозможно без впечатлений! Вызывайте в ребенке эмоции, с ними познание мира станет полным!

Сенсомоторика очень важна для познавательного развития крохи.

«ХОЛОДНО-ГОРЯЧО»

Познавать свойства воды полезно и для тактильных ощущений. Подставьте ладошку ребенка под струю воды и постепенно изменяйте температуру воды, регулируя ручку смесителя. Поясняйте: вот водичка холодная, вот теплее, вот горячая. Будьте осторожны! Не обожгите нежную детскую кожу, держите свою руку тоже под краном.

«НОЖКИ-РУЧКИ-ГОЛОВА»

Ребенок интересуется своим телом и познает его. Не тревожьтесь, если заметили интерес крохи к его половому органу, это не онанизм, а обычный интерес. Не ругайте малыша, а переключите внимание на другие части тела, играя. Задавайте вопросы: «Где наши ручки? Где ножки? А где голова?» Помогайте крохе находить их! Усложнить занятие можно, играя перед зеркалом или просить показывать части тела на игрушках.

«У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ»

Выходите на прогулку в любую погоду! Зимой с малышом можно гулять недолго даже в морозную погоду, главное – правильно подобрать одежду. Малыш не узнает, что такое снег или дождь, не ощутив их наяву! Конечно, ко всему нужен разумный подход: в ливень или штормовой ветер, например, от прогулки отказаться придется.

«МИШКА В ОПАСНОСТИ»

Проигрывайте ситуации, опасные для малыша. Только зная об опасности, ребенок сможет ее избегать. Возьмите мишку и покажите, как больно бывает, если его лапку придавить дверцей шкафа. Пусть мишка «громко плачет», свалившись с дивана. Важно проговаривать ситуацию: «Вот что бывает! Так делать опасно! Нужно быть осторожным!»

Развивающие игрушки

Выбирая игрушки для семимесячного, помните, что основной целью в этом возрасте является развитие разных типов восприятия и двигательных функций, поэтому игрушки должны этому соответствовать. Игрушка должна способствовать созреванию неустойчивой пока нервной системы малыша. Основные требования к выбору игрушек:

  • простая форма, без острых углов, удобная для захватывания;
  • яркий цвет, но не пестрый;
  • должна звучать (греметь, пищать или звенеть;
  • легкость в уходе: мытье и чистке.

Не стоит предлагать игрушки с мелкими кнопками: малыш пока недостаточно развил мелкую моторику. Давать за раз больше 2-3 игрушек не нужно, малыша это утомит, а вот менять игрушки полезно.

Замечательно, если игрушки будут разными на ощупь: и гладкие, и шершавые, и мягкие, и твердые.

Что же должно лежать в игровой корзинке ребенка? Погремушки, неваляшки, пирамидки, сортер, немного кубиков. Здорово, если у малыша, неважно, мальчика или девочки, уже будет небольшая кукла (пупс-голыш). Резиновые игрушки хорошо брать с собой в ванную, а зубопрорезыватели из этого же материала облегчат период появления зубов. Положите небольшое ведерко: ребенок очень скоро заинтересуется его способностью вмешать в себя более мелкие предметы.

Развивающие игрушки можно изготовить самим: сшить, вырезать из дерева и т.д. А еще их можно частично заменить и дополнить бытовыми предметами: малыши обожают играть ложками, крышками, шуршать газетами и пакетами.



Заключение

Что умеет малыш в 7 месяцев? Очень многое! Он уже полноценный член семьи: передвигается по дому, кушает за общим столом, имеет собственные развлечения. Кроха активен, теперь для познания мира ему необходимо много времени и энергии, а также присутствие рядом лучших в мире учителей, самых терпеливых и заботливых – родителей!

  • Жукова О.С., Балобанова В.П. Самоучитель для родителей. От рождения до трех лет
  • Мари Элен Пляс. 60 занятий по методике Монтессори
  • PEKiP. Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни

Видео по теме

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев? В этом возрасте хорошо закрепляются навыки, усвоенные ранее, - переворот на живот со спины, уверенное удерживание головы, координация движения «глаза-руки». Что появляется нового? Как развивается мелкая и крупная моторика, мышление, эмоции, речь?

Родители могут наблюдать, как семимесячный малыш начинает не только сидеть, но и делает первые ползательные движения. Они пока что несовершенны, грудничок может перемещаться медленно, по-пластунски или угловатыми рывками. Эти движения говорят о том, насколько окрепли мышцы рук, ног, спины, шеи. Но двигательная активность обусловлена потребностью малыша открывать для себя новое пространство, изучать действия и свойства предметов.

Двигательная активность и моторные навыки

Что должен уметь 7 месячный ребенок? Какими новыми движениями овладевает? Какие старые навыки закрепляются?

  • Положение лежа на животе. В полгода грудничок научился опираться не на предплечья, а на таз и раскрытые ладони, которые теперь плотно соприкасаются с поверхностью. Упражнение «лодочка» и удерживание равновесия на животе с приподнятыми руками и ногами совершенствуется. Теперь малыш может пробыть в этом положении дольше, чем раньше. Появляется и новшество. Можно провести такой эксперимент. Ребенку, лежащему на животе, предлагают игрушку. Малыш приподнимет одну руку, чтобы схватить игрушку, а на другую ладошку будет опираться. В таком положении грудничок может удержаться несколько секунд.
  • Виртуозный переворот со спины на живот и первые попытки ползания. Что должен уметь ребенок в семь месяцев? В этом возрасте переворачивание на живот становится ловким, быстрым и целенаправленным. Сначала грудничок будет тренироваться переворачиваться на одну сторону, но через несколько недель попробует это сделать и на другую сторону. Умение переворачиваться на живот важно для развития дальнейших навыков, поскольку именно из этой позиции малыш впервые встанет на четвереньки и начнет ползать. Уже в 7 месяцев можно наблюдать первые попытки приподниматься на четвереньки и передвигаться. В этом положении кроха еще раскачивается, ползание напоминает рывковые движения.
  • Положение сидя. Некоторые семимесячные груднички сидят довольно уверенно, уже не заваливаются набок. Но если малыш в этом возрасте еще не садится, это в пределах нормы. Примерно до 9 месяцев формируется этот навык. Как узнать, на какой стадии формирования это умение? Для этого нужно приподнять малыша, лежащего на спине, за ручки и усадить. В этом положении грудничок опирается на руки и удерживается несколько секунд, после чего может наклониться вперед или в сторону. Такие тренировки должны быть регулярными, но непродолжительными. Не рекомендуется усаживать ребенка надолго, обкладывая его подушками и одеялами. Навык сидения должен формироваться естественным способом. Если форсировать события, можно навредить формированию позвоночника. Во сколько месяцев можно сажать девочку и мальчика, и есть ли в этом какая-то принципиальная разница, читайте в других наших статьях.
  • Игра с собственными ногами. Если раньше объектом внимания были собственные руки, теперь возникает интерес к ногам - стопам и коленкам. Малыш настолько гибкий, что с легкостью может попробовать свою пятку на вкус.
  • Вертикальное положение и опора ног. Реакция опоры ног наблюдалась и ранее. Но теперь появились новые движения. Если ребенка взять под мышки и поставить на твердую поверхность, он не только выпрямляет коленки, но и начинает подпрыгивать. Пружинистые движения чем-то напоминают танец, и кроху это новое открытие чрезвычайно забавляет. Он может приседать глубже на корточки, отталкиваться, останавливаться, совершать шаговые движения. Не все дети при опоре на ноги делают пружинистые движения. Но кроху можно подтолкнуть к освоению этого навыка при помощи игры: многократно поднимать ребенка над поверхностью и опускать, сопровождать эти движения потешками.
  • Хватание и удерживание предмета. Нужно усадить малыша к себе на колени и на обеих ладонях предложить ему два одинаковых предмета небольшого размера (кубики, игрушки). При этом младенец не должен отвлекаться на посторонние объекты и шум. Малыш в 7 месяцев должен уметь брать игрушки в одну и другую руку. Если грудничок взял только один предмет, нужно предложить ему второй, пододвинув ладонь поближе к нему. Это упражнение показывает, насколько симметрично развивается навык захватывания и удерживания предмета.
  • Развитие мелкой моторики. Пальчики грудного ребенка становятся все проворнее. Кроха может совершать некоторые тонкие движения, которые говорят о нормальном психическом и физическом развитии. Семимесячные дети любят нажимать кнопки, их любимой игрушкой может стать пульт от телевизора. Если раньше грудничок захватывал предмет всей ладошкой, то теперь способен удерживать небольшой круглый предмет (например, шарик диаметром до 3 см) одними только пальчиками. Важно, чтобы пальцы левой и правой руки работали одинаково. В этом возрасте взрослым нужно следить, чтобы ребенок не засовывал в рот мелких предметов, поэтому их лучше убирать с поля зрения малыша, не давать игрушек с мелкими деталями.
  • Удерживание ложки в руке. В этом возрасте грудничок хорошо удерживает бутылочку в обеих руках, а за обедом может орудовать ложкой. Конечно, в этом возрасте кроха не умеет самостоятельно есть, у него не настолько развита координация движения «рука-рот». Первые попытки заканчиваются размазыванием каши по лицу и кормлением собственного уха, глаза или носа.

У детей грудного возраста интенсивнее развивается правое полушарие, которому соответствует левая рука. Правое полушарие - это воображение, творческое мышление. А левое (соответственно - правая рука) отвечает за логику, рациональное мышление. Следует одинаково развивать и нагружать как правую, так и левую руку. Захват мелких предметов и удерживание их пальчиками - важный для интеллектуального развития навык. В этом возрасте уже можно наблюдать, что какая-то рука рабочая и более активна.

Психоэмоциональное развитие и восприятие мира

В 7 месяцев дети умеют выражать позитивные и негативные эмоции. Они испытывают радость от движения и удачных действий, которые дают желанный результат. Но при неудачах ребенок плачет, нервничает. В этом возрасте дети уже способны «обижаться» на конкретные действия взрослых.

  • Привязанность к близким. Грудной ребенок эмоционально привязан к тому взрослому, который чаще всего с ним находится. В первую очередь - это мама и папа. Но также ребенок охотно общается со всеми родственниками, которых он часто видит. Коммуникативные навыки расширяются. Дети не только улыбаются и смеются, но также могут показать ручкой «пока», кивнуть, осознают, когда их хвалят или что-то запрещают. В 7 месяцев у грудных детей нарастает осторожность по отношению к незнакомым людям. Далеко не каждый малыш добровольно пойдет на руки к незнакомцу. Первая реакция грудничка - оценивание человека, после чего он может ему улыбнуться, а может и расплакаться в ответ.
  • Интерес к игрушкам. Если раньше кроха был пассивным наблюдателем, то теперь он предпринимает активные действия, чтобы овладеть игрушкой. Можно провести такой эксперимент. Выложить ребенка на живот и на небольшом расстоянии перед ним положить яркую игрушку. Новый объект в поле зрения дает стимул для двигательной активности и хорошо развивает навык ползания. Малыш будет стремиться захватить игрушку. Если у него не получится этого сделать, может возмутиться, проявить негативные эмоции.
  • Интерес к действиям. Раньше кроха с удовольствием рассматривал лица близких людей. В 7 месяцев малыш умеет угадывать эмоции, настроение взрослых по выражению лица, мимике, интонации. Теперь его внимание переключается на действия, которые выполняют взрослые. Ему интересно, как мама складывает одежду, моет полы, вытираете пыль, убирает игрушки и т.п.

Семимесячный малыш становится подвижным и ловким. Чтобы обезопасить кроху от падений с высоты, игровое пространство организовывают либо в закрытом манеже, либо на полу, постелив коврик. Расширение пространства важно для психомоторного развития малыша.

Лепетная речь малыша в 7 месяцев

Речевые навыки ребенка в 7 месяцев совершенствуются. Дети этого возраста хорошо знают, как их зовут, понимают значения многих слов. Благодаря ежедневным речевым тренировкам и общению с близкими, лепет приобретает ритмический рисунок родной речи.

  • Слоговые цепочки. Из усвоенных ранее гласных и согласных звуков грудничок воспроизводит однотипные и разнотипные слоги. Можно слышать такие вариации: «ма-ма», «да-да», «та-та», «ба-ба», «дай-дай», «йэ-йэ», «ге-хе», «ме-ме», «грр» (с гортанным «р») и другие комбинации звуков.
  • Ударение и интонации. Ребенок выделяет некоторые слоги из потока речи ударением, делает паузы, также произносит слоги и звуки с разной силой и интонацией.

Лепет семимесячного грудничка становится эмоционально окрашенным, приобретает коммуникативную функцию. Малыш может лепетать, когда сильно чем-то увлечен, играет самостоятельно, но чаще всего эмоциональность в речи включается при общении с близкими людьми.

Что может ребенок в 7 месяцев? Важные моторные навыки этого возраста: удерживание равновесия на животе при опоре на одну руку, пружинистые, «танцевальные» движения в вертикальном положении, попытки самостоятельно садиться, удерживание пальчиками мелких предметов. Также наблюдается расширение эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков, эмоциональная привязанность к близким, совершенствование лепетной речи.

Распечатать

Возраст 7 месяцев – это начало второго полугодия жизни малыша и нового этапа развития. Дети в этом возрасте становятся более общительными, больше играют и меньше спят. Малыши уже заметно прибавили в весе и росте. Начинается этап активных изменений в физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенка.

К концу седьмого месяца малыш подрастает на 2 сантиметра и прибавляет в весе примерно на 600 граммов. Средние показатели детей этого возраста: вес – от 7,5 до 8,5 килограммов (± 1 кг), рост – от 65 до 70 сантиметров (± 3 см).

Что умеет ребенок в 7 месяцев

  • Ребенок может садиться самостоятельно и уверенно сидеть без посторонней помощи продолжительное время.
  • Начался активный этап . В основном, ребенок пытается ползать по-пластунски, так как ему трудно еще удерживать свое тело, опираясь на ручки.
  • В положении «лежа на животе» может легко брать предметы одной рукой, а на другую в это время опираться.
  • Повороты и перевороты в разные стороны ребенок выполняет самостоятельно и очень быстро. Его физическая активность является началом мелких ушибов, ссадин и других травм. Родителям нельзя даже на несколько секунд оставлять кроху без внимания, так как его неловкие и нескоординированные движения могут привести к падению и плачу.
  • Малыш может без помощи взрослых пить из бутылочки и регулировать этот процесс.
  • Бортики детской кроватки являются надежной опорой малышу для долгого стояния или приседания на корточки.
  • Если придерживать малыша за подмышки, он уверенно переставляет ножки и активно шагает.
  • Ребенку интересно брать игрушки и различные яркие предметы в руки, перекладывать их из одной руки в другую.
  • Ребенок может стучать игрушкой, подбрасывать ее, рассматривать и пробовать на вкус.
  • Малышу интересно складывать предметы небольшого размера в большую емкость.
  • Сформированное зрение и слух позволяет ребенку реагировать даже на незначительные еле слышные звуки или мелькания света. Это не значит, что нужно ходить на-цыпочках во время дневного сна малыша. Небольшой спокойный музыкальный или звуковой фон должен присутствовать.
  • Количество зубов в этом возрасте зависит от многих факторов, но в первую очередь от наследственности. Поэтому у одних детей в семь месяцев может вообще не быть зубов, а у других их уже несколько. Это не должно являться поводом для беспокойства родителей. Зубки будут прорезаться в течение всего первого года.

Прорезывание зубов – это индивидуальный процесс. У некоторых он проходит незаметно и безболезненно, а других – с капризами и болевыми ощущениями. Перед появлением зубика мамы могут заметить такие признаки:

  • Обильное выделение слюны.
  • Набухание и воспаление десен.
  • Ребенок все время что-то тянет в ротик и покусывает.
  • Малыш ведет себя беспокойно – трогает свое лицо, ушки, щечки, ложится на подушку.
  • Температура тела может держаться на отметке 37 градусов.

  • Ребенок лепечет, показывает пальчиком на игрушку, животное или яркий предмет, понимает значение некоторых слов.
  • Малыш реагирует, когда его называют по имени.
  • Ребенок очень привязан к тому взрослому, с которым находится большее время суток. Часто расставание с этим человеком даже на короткое время вызывает у ребенка тревогу, страх и даже слезы. Кроха знает в лицо тех людей, которые часто бывают в доме, играют и разговаривают с ним
  • Малыш хорошо понимает тональность и интонацию голоса, по-разному реагирует на ласковые и строгие голоса, может понять по жестам и мимике настроение мамы и ее чувства к нему.
  • Ребенок проявляет эмоции в виде объятий или наоборот отталкиваний от себя взрослого.
  • Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Произнесенные звуки становятся более сложными, но осмысленными. Малыш поворачивается в сторону называемого объекта (например, «Где папа?» или « Где баба?») и пытается повторять некоторые слоги.
  • Ребенок может отыскать спрятанную под покрывало на его глазах игрушку. Он понимает, где находится предмет.
  • Малыш почти со всеми, кто проявляет к нему нежность и внимание, готов идти на контакт.
  • На этом этапе ребенок может больше пользоваться левой рукой, чем правой. Это не означает, что ребенок – левша. Просто в возрасте семи месяцев у деток интенсивнее развивается правое полушарие. Явление это непостоянно и рано делать какие-то выводы.
  • Дети в этом возрасте негативно реагируют на новые незнакомые резкие звуки. Не стоит включать возле малыша пылесос, вентилятор, блендер или фен – это может напугать вашего кроху.

Тест на развитие малыша 7 месяцев

  • Ребенок должен уметь самостоятельно переворачиваться из положения «лежа на спине» в любое другое положение, уметь сидеть с прямой спинкой, дотягиваться до игрушки и брать ее.
  • Усадите ребенка к себе на колени, сидя за столом. Понаблюдайте, как ведет себя малыш. Скорее всего, он станет стучать по столу и крепко хвататься за его край, будет дотягиваться до предметов на столе и перекладывать их с места на место.
  • Не обращайте на ребенка внимание намеренно, посмотрите на его реакцию. Кроха будет плакать и привлекать к себе внимание, ему важно увидеть ваш взгляд.
  • Незнакомые люди должны вызывать у ребенка любопытство и интерес.
  • Попробуйте накрыть легкой тканью личико лежащего в кроватке малыша, он обязательно попытается убрать ее.
  • Дайте ребенку игрушку в тот момент, когда он уже держит в каждой ручке по предмету. Посмотрите, как он поступит. Скорее всего, он отпустит один из предметов, а возьмет тот, который ему предлагают.

Обратите внимание, если:

  • Ребенок не проявляет желания сидеть и поворачиваться в разные положения.
  • Во время нахождения за столом малыш не стучит по нему игрушкой или рукой.
  • Отсутствует проявление эмоций, нет реакции на резкие или громкие звуки.
  • Ребенок не тянет игрушки в рот или у него просто не получается это сделать.
  • Ему трудно находиться в вертикальном положении.
  • Малыш не реагирует на передвижение предметов и людей, не издает никаких лепечущих звуков.

Малыш этого возраста должен уметь пить из чашки и кушать с ложечки. Одно кормление грудным молоком нужно заменить на пюре из овощей или вязкую кашу. Каши (рисовая, гречневая или кукурузная), предназначенные для детского питания, уже содержат масло и молоко. Их нужно варить, строго соблюдая инструкцию на упаковке. В овощное пюре нужно постепенно по одной капле добавлять растительное масло.

Следующим прикормом должно быть фруктовое пюре. Начинать нужно только с одного фрукта, постепенно приучая к другим. Малышам можно давать яблоки, груши, персики и сливы. Овощной рацион нужно тоже постепенно расширять. Можно поочередно давать пюре из картофеля, моркови, кабачка, тыквы, цветной капусты. И овощное и фруктовое пюре, а также каши в первые полтора – два месяца должно состоять только из одного компонента. В конце седьмого месяца попробуйте дать ребенку яичный желток и введите его в рацион два раза в неделю. Во время прорезывания зубов можно давать ребенку детское печенье.

Примерный режим питания при грудном вскармливании

  • 7.00 – грудное молоко (200 мл)
  • 11.00 – молочная каша со сливочным маслом (150 гр), пюре из фруктов (около 50 гр) и компот или сок (30 мл).
  • 15.00 – пюре из овощей с растительным маслом и половинкой яичного желтка (150 гр), печенье или сухарик, компот или молоко (30 мл).
  • 19.00 – грудное молоко (200 мл)
  • 22.00 – грудное молоко (200 мл).
  • При раннем начале прикорма (с четырех месяцев) можно на данном этапе вводить в рацион мясо курицы, кролика или телятину. Мясо нужно измельчить до состояния густого пюре и давать малышу вместе с овощным пюре.

Примерный режим питания при искусственном вскармливании

  • 7.00 – молочная смесь (200 мл)
  • 11.00 – однокомпонентная каша со сливочным маслом (150 гр), фруктовое пюре (около 50 гр), компот или вода (30 мл).
  • 15.00 – пюре из овощей с растительным маслом (150 гр), мясное пюре (около 30 гр), яичный желток (1/2 часть), компот или сок (около 30 мл).
  • 19.00 – молочная смесь с печеньем или сухариком (200 мл).
  • 22.00 – молочная смесь (200 мл).

Режим дня – сон и бодрствование

Распорядок дня зависит от характера и индивидуальных особенностей ребенка, от обстановки в семье. Малыш может спать в ночное время по 10-11 часов. Днем ребенок спит два или три раза по 1,5–2 часа. Желательно, чтобы хотя бы один дневной сон малыша проходил на свежем воздухе. Ежедневный распорядок приучит кроху просыпаться и засыпать в одно и то же время каждый день.

  1. Обращайте внимание ребенка на те предметы, которые его окружают, рассказывайте о них, произносите вслух несколько раз слова – названия. Показывайте малышу яркие большие предметные картинки, читайте вслух детские стишки и сказки. Дайте ребенку возможность самому научиться переворачивать страницы детской книжки.
  2. Помогайте малышу развивать мелкую моторику. От ее развития напрямую зависит память, внимание и, самое главное, речь ребенка.
  3. Учите ребенка выполнять самостоятельно некоторые действия и ваши просьбы. Например, бросить мячик, поднять машинку, подать кубик. За каждое правильно выполненное действие не забудьте похвалить ребенка.
  4. Играйте с малышом в игры, в которых нужно хлопать в ладоши, махать ручками и показывать пальчиком на какой-то предмет.
  5. Создавайте ситуации, при которых ваш кроха сможет общаться или наблюдать за другими детьми.
  6. Играйте с ребенком в игры на развитие мелкой моторики, внимания, памяти. Полезны любые игры, в которых задействованы пальчики малыша.
  7. Старайтесь оберегать ребенка от страхов и волнений. Они могут быть вызваны посторонними людьми, новыми звуками или отсутствием внимания. Чаще берите кроху на руки, показывайте, что он под вашей защитой, он в безопасности. Знакомьте его с новыми людьми, держа у себя на руках.
  8. Ползание – это важный этап в развитии ребенка, который позволит продолжить физическое развитие, расширит кругозор и даст возможность изучать окружающие предметы. Помогайте малышу научиться ползать, создавайте ему необходимые условия для этого. У ребенка должно быть много свободного пространства и привлекающие внимание игрушки и различные предметы. Не менее важно, какая одежда на ребенке. Ничто не должно сковывать его движения. Манера ползания на начальном этапе у всех детей разная, но со временем малыш поймет, что техника перекрестного ползания самая удобная. Все придет со временем.

Старайтесь не останавливаться на достигнутом. Ребенок готов ко всему новому и интересному, ему очень необходимо общение и внимание. Не недооценивайте своего кроху.

Развитие ребенка в 7 месяцев (видео)

Начиная с 6 месяцев и до года изменения в физиологии детей, их поведении и психоэмоциональном состоянии происходят ежемесячно, и родителям это становится, особенно, заметно. Семимесячный кроха подрос, начал больше двигаться, его всё труднее уложить спать, ведь вокруг так много интересного! Чтоб он продолжал и дальше активно развиваться и осваивать новые навыки, необходимо знать, что должен уметь ребенок в 7 месяцев – любые отклонения могут быть признаком заболевания и стать причиной физической и умственной отсталости.

На данном этапе происходят значительные изменения в физиологии ребёнка, и главным из них является прорезывание зубок и введение в рацион продуктов со взрослого стола.

Есть и другие признаки, указывающие метаморфозы, происходящие с ещё недавно беспомощным младенцем:

  1. У малыша завершается формирование таких важных функций, как зрение и слух. Ребёнок способен различить даже самый тихий посторонний звук, на который тут же оборачивается. Предметы, статичные и движущиеся, он может различать на некотором расстоянии.
  2. Поскольку в это время правое полушарие мозга интенсивно развивается, все основные действия малыш, выполняет, в основном, левой ручкой, но явление это временное, совсем не означающее, что эта рука будет главенствующей.
  3. Мышцы младенца постепенно набирают силу – это позволяет ему уверенно сидеть, быстро ползать. Особо ранние детки уже стараются встать, держась за мебель.
  4. Так как в питании малыша наблюдаются существенные перемены, в туалет он начинает ходить только один раз в день.

К седьмому месяцу жизни дети прибавляют, в общей сложности, до 600 г веса и вырастают на пару сантиметров. У них увеличивается объём грудной клетки и головка. В среднем, к этому возрасту рост достигает 68-70 сантиметров, а вес – 7, 5-9 килограммов.

Интересно, что прежде пухленький младенец начинает постепенно стройнеть и вытягиваться, это обусловлено более интенсивными затратами энергии при играх и физических занятиях. Небольшие отличия параметров от нормы не должны пугать родителей – главным показателем здоровья карапуза является его подвижность, хорошее настроение и аппетит.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Итак, в семь месяцев малыш уже ползает, правда, большей частью, по-пластунски, однако уже учиться приподниматься на четвереньки. За месяц он вполне может освоить этот навык.

Пап и мам, конечно, волнует, что должен уметь делать их ребёнок в этом возрасте, а умеет он немало:

  • карапуз без труда переворачивается со спины на живот и делает это с удовольствием,
  • поэтому его нельзя оставлять без присмотра на кровати или диване – по этой причине дети нередко падают и получают травмы;
  • младенец начинает садиться самостоятельно, при этом, не заваливается;
  • стоит, держась за маму или кресло;
  • учится садиться из положения «стоя» без посторонней помощи;
  • у детей улучшается моторика и координация движений, они могут держать предметы обеими ручками и перекладывать их, особенно, им нравится трясти, бросать и ударять об пол всё, что попадается;
  • умеет вкладывать маленькие детали в большие;
  • ребёнок уже научился пить из кружки и есть с помощью ложки, свободно удерживает бутылочку.

Все эти навыки позволяют семимесячным детям изучать окружающий мир. В это время не рекомендуется постоянно держать малыша в манеже, ведь на этом этапе движение для него жизненно необходимо.

Семимесячные детки, если их поддерживать подмышками, переставляют ножки, делая небольшие шажки, однако педиатры не советуют родителям практиковать такие упражнения. Из-за того, что позвоночник ребёнка ещё не окреп, это может приводить к разным осложнениям и нарушениям нормальной работы опорно-двигательного аппарата.

Психическое и эмоциональное развитие

Полноценное развитие ребенка в 7 месяцев предполагает и другие аспекты его формирования – психику и эмоциональность, которые неразрывно связаны со слухом и зрением.

В этих сферах также происходят разительные перемены, указывающие на рост осознанности в поведении малыша:

  • малыш начинает положительно реагировать на своё имя;
  • довольно быстро запоминает названия предметов, может на них указывать пальчиком;
  • понимает, что спрятанную вещь можно найти, то есть, она не исчезает бесследно;
  • ребёнок прекрасно различает разные интонации мамы, и это подтверждается адекватной реакцией – при ласковом тоне, он может улыбаться и веселиться; когда голос строгий, кроха делает серьёзное личико;
  • семимесячные детки способны показывать свои чувства привязанности, хоть и неумело – они хватают маму за щёки, нос, тянут за волосы, даже отталкивание – это жест заинтересованности, который иногда заставляет расстраиваться неопытную молодую мать;
  • неразрывность связи со своими родственниками проявляется у детей в их страхе расставания, поэтому когда кто-то из домочадцев уходит, это может вызвать целую бурю эмоций, вплоть до истерики;
  • гугление у детей тоже постепенно становится более осмысленным, и уже можно различить отдельные слоги.

Читайте также:

Режим дня ребенка в 7 месяцев

Такие важные перемены у разных детей не могут происходить равномерно, во многом на это влияют физиология и особенности психики ребёнка. В то же время, сильные отклонения, выражающиеся в отсутствии появления этих характерных поведенческих навыков, должны насторожить родителей.

Если папа с мамой хотят, чтобы их малыш начал скорее отзываться на своё имя, лучше всего избегать ласкательных слов типа «солнышко», «котик», а называть ребёнка по имени, выбрав одно из его производных.

Как определить признаки отставания в развитии 7-месячного ребенка

Вопрос о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, конечно, чрезвычайно важен. Если ребёнок апатичен, не проявляет эмоций и у него отсутствует естественная привязанность к членам своей семьи, стоит задуматься о визите к доктору. Немаловажна и физическая сторона формирования маленького человека, ведь некоторые навыки у него присутствовать обязательно должны.

В этом поможет небольшой тест, показывающий, что должен уметь 7 месячный младенец:

  • здоровый жизнерадостный ребёнок может расстроиться и даже заплакать, если мама не уделяет ему внимания, обычно, дети стараются всеми способами привлечь его и искренне радуются общению;
  • незнакомые и посторонние люди вызывают закономерный страх у малыша, и будет странно, если кроха не будет бояться и даже проявит интерес к чужаку;
  • абсолютно нормальным и характерным для нормально развивающегося малыша является исследование реального мира с помощью рта;
  • если лежащему на спинке ребёнку прикрыть личико простыней или пелёнкой, малыш без отклонений постарается как можно скорее снять её;
  • активный, не страдающий расстройствами карапуз, если его посадить к себе на колени перед столом, обязательно предпримет попытку изменить порядок лежащих на нём вещей, а также, может похлопать или постучать по его поверхности;
  • опасение должно вызвать, если наблюдая за движущимся предметом, ребёнок не провожает его глазами;
  • если кроха уже держит в обеих ручках по игрушке и предложить ему ещё один яркий интересный предмет, нормальной реакцией считается напряжённое размышление, затем младенец бросит одну игрушку и возьмёт незнакомую вещь.

Поводом для беспокойства должно стать и то, что ребёнок не может самостоятельно сидеть, переворачиваться, у него отсутствует произношение слогов.

Девочки и мальчики в семь месяцев

Родители дочерей часто интересуются, что, конкретно, надо уметь в 7 месяцев девочке.

Всё то же, что и мальчику, правда, некоторые отличия наблюдаются в формировании речи – маленькие представительницы прекрасного пола в этом аспекте опережают их. Есть и ещё одна особенность – доктора считают, что малышек не стоит раньше времени учить сидеть. Если девочка будет дольше ползать, её позвоночник и мышцы спинки успеют максимально развиться и укрепиться, что обеспечит хорошую осанку, сильные ручки и ножки.

Если у вас мальчик, уметь в 7 месяцев он может многое, при этом, очень активен в своих начинаниях. Он быстрее начинает сидеть, причём не имеет значения, на чём – стульчике, диване или на полу, спинка у него всегда ровная, и находиться в этой позе он может довольно долго. Также мальчишки самостоятельно пытаются садиться из лежачего положения, привставать на колени и стопы. Как правило, они лучше девочек владеют своим телом, поэтому чаще травмируются – следить за ними надо постоянно.

Педиатры предупреждают, что в возрасте семи месяцев некоторые мальчики стараются ходить, задействовав носочки ног, а то и вовсе, на цыпочках. Это связано с повреждениями при прохождении по родовым путям, и требует особого внимания. С таким отклонением лучше сразу идти к неврологу. Если это сделать своевременно, то лечебный массаж может исправить ситуацию.

Игровые занятия с ребёнком в 7 месяцев

Прежде всего, необходимо поощрять ползанье, это поможет ребёнку быстрее адаптироваться к сидению и первым шагам.

Не менее важны другие занятия с малышом:

  • для физического развития помогут несложные упражнения в виде приседаний из положения «лёжа»;
  • поднятие игрушек и бросание мяча; хлопанье в ладоши;
  • пальчиковые игры;
  • упражнения с использованием фитбола, заключающиеся в покачиваниях, движениях ручек и ножек в разных положениях малыша – такие тренировки укрепляют мускулатуру живота и способствуют сохранению равновесия в будущем, когда карапуз начнёт ходить.

Исключения составляют ситуации, когда ребёнок болеет, у него высокая температура, кашель, заложенность дыхания, не до конца зажила пупочная ранка. Кроме того, не стоит заставлять малыша, если он начинает капризничать и плакать, судя по такому поведению, ему не нравятся занятия.

Чтобы пополнить лексикон, необходимо много разговаривать с сыном и дочерью, рассказывать о деревьях, цветах, представителях фауны и различных неодушевлённых предметах, читать малышу книги – истории про животных, детские сказки.

Важные пункты режима дня ребенка в 7 месяцев

Чтобы ребёнок мог активно совершенствовать все свои способности, ему необходим правильно составленный режим дня, предусматривающий определённые часы, отведённые для сна, питания, гигиены, прогулок и игр во время бодрствования.

В 7 месяцев общая продолжительность сна малыша составляет около 15 часов, и 4, 5 часа приходится на дневное время. В этот период детям требуется два или три тихих часа в течение дня, чаще всего, это связано с разным видом вскармливания – грудным и искусственным.

Питание ребёнка происходит при активном введении прикорма, который обязателен и для грудных детей, начиная с шести месяцев. Так что малыш теперь совершенствует и свои вкусовые привычки.

В основном рацион его состоит из таких блюд, как:

  • каши на воде и молоке без содержания глютена, в основном, гречневые, кукурузные и рисовые;
  • пюре, из отварных овощей – картофеля, моркови, цветной капусты, кабачков;
  • к блюдам добавляют небольшое количество натуральных растительных масел, в каши допускается добавлять 5 граммов сливочного масла;
  • фрукты – груши и яблоки, их тоже дают в виде пюре в первой половине дня.

Деткам уже можно предлагать измельчённое варёное мясо индейки и кролика. В этот период важно соблюдать правила прикорма и постепенно уменьшать количество грудного молока.

Обязательными являются вечерние купания и массаж, которые дополнительно закаляют младенца, укрепляют мышцы его ручек и ножек, улучшают кровообращение и пищеварение.

Две прогулки день на свежем воздухе ребёнку необходимы и должны занимать не менее 4 часов в день. Главное, правильно одеть малыша, обезопасить от холода, агрессивных солнечных лучей и сквозняков.

Размышляя над тем, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, приходишь к выводу, что так называемые нормы, весьма, условное понятие. Прежде всего, нужно прислушиваться к потребностям малыша и обращать внимание на его желания. И это не единственный аспект, ведь семимесячный малыш всё больше обретает осмысленность действий, а значит, становится полноценным членом семьи.

В возрасте до года родители замечают изменения в развитии крохи каждый день. На это время приходится самый активный период роста и изменений. Малыш переходит из постоянно лежачего положения в вертикальное, начинает пробовать разнообразную пищу и более активно реагировать на окружающих людей. Конечно, новоиспеченные мамы и папы переживают за то, чтобы ребенок развивался нормально. Знаете ли вы, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, на что стоит обратить особое внимание. и как помочь малышу развиваться? В этой статье вы увидите перечень навыков, которыми малыш должен обладать к семи месяцам.

Чему пора научиться

В семь месяцев детки уже умеют довольно много. Основные изменения в 7 месячном возрасте выглядят следующим образом:


Новые навыки

В 7 месяцев уже введен прикорм, кроха с интересом изучает новые вкусы, умеет пить воду из кружки и есть из ложки. Держать кружку малышу еще тяжело, но он легко справляется с бутылочкой, может ее поднять, если она упала. Также ребенок уже может справиться и с крекером. Он самостоятельно его грызет, берет то одной ручкой, то другой, роняет и поднимает. Не забывайте, что общее развитие и питание неразрывно связаны. Для полноценного роста в каждый период необходимы свои элементы, которые ребенок получает с пищей.

  • Семимесячный ребенок легко управляется с игрушками любой формы. Он может их брать, перекладывать, закрывать, открывать, пробовать на вкус — изучать свойства предметов доступными ему способами.
  • Малыш начинает понимать речь родителей, может показать то, что его просят, или то, что ему нужно. Наряду с этим усложняется и его собственный лепет. Многие звуки теперь издаются осознанно и имеют значение. Конечно, далеко не все слова пока ему доступны, но малыш отлично реагирует на интонации и мимику. Даже может выражать недовольство каким-то запретом.
  • Нередко в возрасте семи месяцев дети начинают подражать взрослым. Как правило, начинается со столовых приборов. Малыш с удовольствием пробует использовать ложку самостоятельно. Родителям стоит запастись терпением, так как координация крохи тоже еще только развивается, а значит, велика вероятность, что еда будет везде. Желание повторять за взрослыми можно использовать во время занятий с малышом. Например, можно показать ему несколько простых движений под музыку, которые ребенок будет повторять с радостью.

Психика малыша

Развитие малыша в 7 месяцев связано не только с физическими изменениями, но и с перестроением психики. Поэтому в семимесячном возрасте можно заметить следующие изменения:


Внимание, опасность!

Все навыки малыши приобретают постепенно и в своем индивидуальном режиме. Не стоит ежедневно сравнивать умения малыша с таблицами. Но существует перечень причин, по которым следует как можно быстрее обратиться к специалисту.

Обратите особое внимание, если ребенок:

  • не переворачивается;
  • не пытается сидеть самостоятельно;
  • не провожает взглядом игрушку;
  • не реагирует на звуки;
  • не пробует предметы на вкус;
  • не стучит игрушкой;
  • не произносит слоги;
  • не переживает, если мама уходит.

Наблюдайте за малышом. Не откладывайте посещение знающих специалистов, если что-то вас настораживает. Любую проблему можно исправить, если своевременно заметить ее и подобрать грамотное лечение.

Как помочь крохе

Движение

Развитие ребенка в 7 месяцев предполагает обилие движения. Поэтому в первую очередь родителям необходимо убедиться в том, что их малыш имеет возможность постоянно двигаться. Некоторые родители стремятся ограничивать подвижность крохи из страха повреждений. Но такая гиперопека может привести к задержкам в развитии.

Поощряйте желание малыша ползать. Создайте ему безопасные условия для движения. Закройте розетки, уберите провода и закройте острые углы. Подберите удобную одежду. Помогите раскладывать игрушки, чтобы они превращались в занимательные цели, хотя довольно быстро вы заметите, что интереснее всего малышу добираться до пультов и телефонов. Мальчик может проявлять большую активность, чем девочка, хотя в этом возрасте они развиваются примерно одинаково.

Не забывайте про купание. Это отличный вариант активности. Кроме того, вода — прекрасный материал для развития малыша. Ее можно переливать, в воде можно пускать пузыри, кораблики, делать брызги и волны. Если вы переживаете о безопасности во время купания, попробуйте специальные резиновые коврики. Они не дают малышу скользить по дну. Но все равно помните о том, что детей нельзя оставлять в ванной одних, даже если воды совсем мало.

В семимесячном возрасте уже можно вводить одну прогулку во время бодрствования. Окружающий мир огромный и бесконечно интересный. Малышам всегда очень интересно смотреть по сторонам, трогать неизвестные предметы.

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики — одна из самых важных задач во время взросления малыша. Она способствует развитию мышления и речи. Для развития мелкой моторики сейчас существует множество пособий. Вы можете подобрать то, что придется по вкусу вам и вашему малышу, можно использовать подручные предметы. Например, пересыпать крупы, прятать в контейнере с крупой игрушку, а потом ее искать. В коробках легко поменять крупу, например, с более мелкой на более крупную. Вместе с этим изменятся и ощущения ребенка.

Можно играть с макаронами разной формы: нанизывать их на нитку или проволоку, да и просто перебирать. Можно сделать мешочки или маленькие коробочки с разными крупами. Они будут разными на ощупь и по-разному звучать.

Можно выделить крохе его коробочку, в которую вы вместе соберете всякие неопасные мелкие предметы. Малыш с удовольствием будет перекладывать свои сокровища.

Сейчас рынок детских товаров позволяет без труда занимать ребенка развивающими игрушками. Как правило, они уже разобраны по возрасту. Родителям остается только подобрать наиболее подходящий и приятный вариант.

Разговор

С крохой необходимо разговаривать как можно больше. Так увеличивается его словарный запас. Старайтесь проговаривать свои действия, называть предметы, которые используете, и имена окружающих людей. Проговаривайте свои эмоции и сопровождайте их мимикой и жестами. Малышу будет проще научиться распознавать проявления чувств.

В семь месяцев уже можно прививать малышу простые навыки — учить его здороваться и прощаться. Например, махать ручкой. Детки с удовольствием используют этот простой навык. Не забывайте почаще хвалить кроху. Ему уже важно получать одобрение взрослых.

С этого же возраста рекомендуют знакомить детей с понятиями “можно» и “нельзя». Но с особенным вниманием специалисты просят относиться к количеству запретов. Запретов должно быть значительно меньше, чем того, что ребенку разрешено. Кроме того, не все предметы опасны настолько, насколько кажется на первый взгляд. Покажите малышу действия с бытовыми предметами, которые он может повторить. Например, открывать и закрывать крышки.

В возрасте семи месяцев детки в принципе любят играть с тем, что попадается под руку. Это очень удобно для развития речи. Помогите ребенку узнавать больше о том, что его окружает.