Церковный Православный праздник сентября

16.04.2019

26.09.2017

Какой церковный праздник сегодня, 27.09.2017? На 27 сентября 2017 года приходится праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Как сообщает сайт, празднование проводится в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это событие имело место быть во времена правления Константина Великого.

Константин одним из первых прекратил гонения на христиан. Одержав победу в трех битвах и увидев Божие знамение на небе император решил отыскать Крест, на котором был распят Иисус. Поиски креста он поручил своей матери, благочестивой царице Елене.

После продолжительных поисков ей удалось отыскать Гроб Господень, неподалеку от которого находились три креста. Чтобы выяснить, на каком из них был распят Иисус, патриарх Макарий стал подводить к крестам тяжелобольную женщину. И если два креста не оказали никакого влияния, то после третьего женщина исцелилась. Дальше кресты стали возлагать на умершего и после возложения третьего креста покойный ожил.

Для поклонения Святому Кресту собралась огромная толпа. Пришедшие попросили воздвигнуть Крест как можно выше, чтобы все хотя бы издалека могли созерцать его.

Святая Елена вернулась в Константинополь с частью Животворящего Древа и гвоздями. Император приказал воздвигнуть храм в честь Воскресения Христова, строительство которого шло на протяжении 10 лет. Освящение храма произошло 26 сентября по новому стилю, а на следующий день (27 сентября) было решено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Не теряет своей актуальности среди россиян вопрос о том, какой отмечается праздник в тот или иной день. Подобный повышенный интерес обусловлен тем, что в России принято отмечать большое количество праздников. Их можно условным образом разделить на несколько категорий, а именно: государственные, церковные и профессиональные.

Сегодняшний день в этом отношении не является исключением из общих правил, так как на 27 сентября 2017 года приходится несколько праздников. В частности, сегодня отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников в России. Имеется сегодня и важный церковный праздник: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Какой сегодня праздник в России, 27 сентября: День воспитателя

День воспитателя и всех дошкольных работников - российский общенациональный праздник, появившийся в 2004 году по инициативе различных российских педагогических изданий. Дата празднования - 27 сентября. В этот знаменательный день принято проводить различные торжественные мероприятия.

Цель праздника заключается в необходимости обратить внимание на детские сады и другие дошкольные учреждения, а точнее на труд работников этой отрасли.

Дошкольный возраст - крайне ответственный период в жизни каждого ребенка. В этот период происходит формирование личности и закладка здоровья ребенка. Поэтому очень важно, чтобы рядом с малышом находился мудрый, ответственный, внимательный и терпеливый воспитатель, прислушивающийся к внутреннему миру воспитанника.

Вместе с этим важно, чтобы в этой сфере стремились работать люди, для которых воспитание детей - истинное призвание.

Какой православный праздник сегодня, 27.09.2017: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Начало празднику положило событие, случившееся в Иерусалиме в 4 веке, когда был обретен Крест, на котором был распят Христос, а нашла его, согласно легенде, царица Елена, матушка императора Константина Великого.

По ее велению начались раскопки, которые открыли пещеру Гроба Господня, а близ него нашли сразу три креста. Крест Спасителя определили, когда пораженная недугом женщина коснулась его и сразу была исцелена. Так было положено начало большому празднику – Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня.

Жители толпами шли в церкви, а, полюбовавшись на пышное благостное празднество, возвращались к ежедневным нуждам. Как нередко это бывало с церковными праздниками, среди народа день получил свои названия - Сдвиженье и Вдвиженье, что означает изменение в чем-то или движение.

Так, о том, что лето да осень отдаляются, и близится зимнее время, шутили: "Пришло Сдвижение - кафтан с шубой сдвинулся". Непременно соблюдали и пост: "кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится".

Главным же угощением были блюда с капустой, вот и говаривали: "Смекай, баба, про капусту - Воздвиженье пришло", "На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца".

Рачительным хозяевам полагалось за три дня до Воздвиженья прибрать с грядок остатние кочаны, и приходило время недельку-другую трудиться над их заготовкой. Для женщин наступало время капустных вечерок, где не только работали, но и предавались веселью.

Девицы тоже проводили свои вечерки, не забывая подумать о любви, ведь, если на воздвиженских посиделках дасемь раз произнести заговор любовный, то тот, кто мил, никуда не денется.

Никаких серьезных дел не зачинали, дабы не рухнули начинания в пыль. Также не стоило идти в лес - там особо вольничал леший, да медведи волновались, обустраиваясь зимововать. Лесные жители тоже готовились к зиме, даже змеи хоронились в трухлявых пнях. И, если какая гадина ползучая кого кусала - то себя и губила, не успевая найти укрытие от холодов.

О заморозках, обычных в ту пору, говорили: "Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка".

Cегодня 27 сентября (14 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Святителя Иоанна Златоуста (407). Икон Божией Матери Лорецкой (XI); Леснинской (1683); Честнокрестной.

Воздвижение священного и животворящего Креста Господня. Воздвиженье.

Воздвижение Креста Господня - праздник, празднуемый православной и римо-католической церковью, принадлежит к числу двунадесятых. В празднике Крестовоздвижения прославляется самый Крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием. В результате раскопок была отыскана пещера Гроба Господня, а поблизости от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. С VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

История праздника Воздвижения честного и животворящего Креста

Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов - когда их немного - более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день - на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]». Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной».
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (+582 г.), Симеона юродивого (+ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.
Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.
И далее - насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников - в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.). В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исклюючением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь - трехдневное)
О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в., восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков - преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).
Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня - праздник и предпразднство.

Лоретская икона Богоматери находится в селе Лесне Константинского уезда Седлецкой епархии, в храме новооткрытой в 1885 г. женской общины. Икона явилась в 1683 г. пастухам в лесу, на грушевом дереве. Была похищена католиками, но после воссоединения холмских униатов с Православной Церковью возвращена. Изображение Божией Матери и Богомладенца вырезано рельефом на темнокрасном овальном камне и вставлено в золоченый оклад с венцом и лучами вокруг.

27 сентября православный мир вспоминает о чудесном обретении Креста, послужившего орудием распятия Спасителя. Церковь и верующие люди свято чтят светлые традиции этого дня.

История праздника

С праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня связаны два события, о которых гласит Священное Предание.

Спустя 70 лет после того, как Сын Божий принял муки на кресте и, воскреснув, вознесся на небо, Иерусалим был захвачен римскими войсками. Император оказался язычником и поэтому вознамерился изжить память о великом событии и местах, где Христос принял праведные мучения. Было приказано скрыть под землей пещеру, где находился Гроб Господень. На этом месте римляне устроили языческие алтари, в которых молились своим богам.

Однако спустя несколько столетий, в IV веке, христиане снова сумели обрести эти святыни благодаря римскому императору Константину и царице Елене, которая была его матерью. Константин одержал победу в трех войнах, после чего, как гласит предание, увидел в небесах крест и буквы, гласившие: «Сим победивши». Император воспринял это как Божье Знамение и загорелся желанием отыскать крест, на котором когда-то распяли Христа.

Царица Елена, будучи уже в пожилом возрасте, последовала за своим сыном. Ее возмутили языческие алтари и идолы на святой земле Иерусалима. По приказу царицы их взялись разрушить, чтобы не осквернять это место. Елена самостоятельно расспрашивала жителей города о местонахождении христианской святыни, но никто не мог дать точного ответа, где же находится Животворящий Крест. Его нашли тогда, когда христиане до конца уничтожили языческие идолопоклонные места и вырыли из-под земли Гроб Господень. Вместе с ним раскопали гвозди и три креста. По преданию, чтобы определить, на каком из них был казнен Христос, все три орудия распятия приложили к недавно отошедшему в мир иной человеку. Животворящий Крест проявил себя, воскресив мертвого одним соприкосновением. Множество христиан, убедившись в подлинности святыни, воззвали с просьбой поднять Крест повыше и показать его всем желающим. Тогда Крест подняли, воздвигнув настолько высоко, насколько могли. Верующие поклонялись святыне и возносили молитвы Господу.

Царица вернулась в Константинополь с частицей Святого Креста. По велению Константина в Иерусалиме построили храм, который оберегал бы Голгофу и Гроб Господень. Храм был освящен 14 сентября, в тот день и появилась традиция праздновать Воздвижение. По новому стилю верующие вспоминают это событие 27 сентября.

Спустя два столетия после чудесного обретения христианских святынь Крест был похищен персами. Через 14 лет он был возвращен в святую землю. Легенда гласит, что император, несший святыню к храму, остановился, подходя к Голгофе, и не мог двинуться с места. Тогда патриарх, сопровождавший его, напомнил о том, что Спаситель совершал восхождение на Голгофу в униженном виде. Император снял символы власти, облачился в простое одеяние и беспрепятственно продолжил восхождение.

Празднование Воздвижения в 2015 году

В этот праздничный день в храмах проходят торжественные литургии с богослужениями, которые посещаются всеми верующими. Священнослужитель читает Евангелие не в середине храма, как обычно, а в алтаре.

Наиболее значимым моментом божественной службы в этот день является момент, когда священнослужитель «воздвигает» крест, поднимая его и обращая поочередно во все четыре стороны света. Этот ритуал призван напоминать о том дне, когда верующие вновь смогли поклониться святыне, на которой Спаситель перенес столько мук за людской род. Крест, используемый на богослужении в честь дня Воздвижения, особенный: его практически не выносят во время служб по другим поводам, он массивен и выполнен из дерева. Христиане поклоняются кресту и прикладываются к нему, прося у Небес защиты.

В этот день необходимо соблюдать строгий пост: не есть мясные, рыбные и молочные продукты. По традиции нужно есть блюда из капусты — так делали еще наши предки, начинавшие в праздник Воздвижения готовить припасы на зиму.

На Воздвижение запрещено убираться в доме, выполнять тяжелую работу, а также позволять себе гнев или плохие мысли. В этот день верующие думают о жертве Спасителя, каются в грехах и просят у Бога помощи для исправления своих ошибок и сил для дальнейшего жизненного пути.

Обретение Животворящего Креста помогло язычникам прийти к Богу, а в христианах укрепило стойкость и веру в Божий промысел. Веруйте в чудо, не забывайте о светлых датах календаря и нажимайте на кнопки и

25.09.2015 01:20

Двадцать восьмого октября верующие традиционно поклонятся чудотворной иконе Божией Матери «Спорительница хлебов», прося ее о...