Занятие о Дружбе. Старшая группа. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: НОД по познавательному развитию в старшей группе "Мои друзья"

28.04.2019

Тема: Мои друзья.

Цель : закрепить понятие «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь ее; воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным и т. д.).

Ход занятия

(Дети стоят в кругу)

Ребята, давайте все вместе споем хорошую песню, «Песню о дружбе».

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит -

Мы поссоримся и помиримся.

«Не разлить водой», - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий, верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту -

Вот что значит настоящий, верный друг.

Ребята, о чем мы пели песню? (О дружбе, о друге.)

А у нас дети в группе умеют дружить? (Умеют.)

Назовите каждый своего самого лучшего друга, расскажите, какой он. (Рассказы детей о друзьях по желанию.)

Ребята, а бывает такое, что друзья ссорятся? (Бывает.)

Кому нравится ссориться с друзьями? (Никому.)

Что надо делать, чтобы не ссориться? (Делиться игрушками, не драться, уступать друг другу в игре, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать и т. д.)

Дети садятся по кругу на ковре. Воспитатель предлагает детям карточки с иллюстрациями следующих ситуаций.

Ситуации

1. Мальчики играют в мяч, а девочка стоит рядом и плачет.

2. Девочки читают одну книжку.

3. Мальчик играет с красивой игрушкой, девочка сидит рядом.

4. Мальчики качаются на качелях.

5. Дети построили из песка высокую башню.

6. Девочки разделили яблоко пополам, едят вместе.

Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей) Как вы догадались? (Ответы детей)

Ребята, а если у кого-то нет друга, можно его найти? (Можно.)

Послушайте, что говорит русский народ о дружбе.

Нет друга - так ищи, а нашел - береги!

Настоящий друг познается в беде.

В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

Физкультминутка «Жук»

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Ребята, послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам, но вскоре им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?

Ребята, кто догадался, отчего стало скучно детям? (Оттого, что они поссорились, не хотели делиться игрушками, не уступили друг другу, не организовали общую игру, стали играть по одному. А играть одному скучно и неинтересно.)

Правильно, ребята! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом: добрым, щедрым, честным, дружелюбным.

- А сейчас давайте представим себе вот такие ситуации.

1. Два друга, Миша и Витя, шли по лесу, и вдруг началась гроза. У Миши был плащ, а у Вити не было. Как вы думаете, как поступил Миша? Что он сказал Вите? (Ответы детей)

2. Две подружки, Марина и Аня, пришли в школу. Стали готовиться к уроку, и вдруг выясняется, что Аня забыла учебник дома. Начался урок, учительница дала задание списать с учебника задачу. Марина сидит и выполняет задание, а Аня рядом плачет, потому что Марина сказала, что каждый должен списывать со своего учебника, и не дала ей книгу. Как вы думаете, можно назвать Аню и Марину подружками? Почему? Как бы поступил ты? (Ответы детей)

Ребята, вы знаете очень много детей во дворе и в детском саду. А всех ли можно назвать друзьями? (Нет.)

Знакомых очень много, а друзей мало. А кто знает, чем отличается знакомый от друга? (Ответы детей)

Ребята, а какие чувства связывают настоящих друзей? (Дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, миролюбие, взаимопомощь, доверие, любовь и т.д.)

А сейчас мы поиграем в интересную игру «Узнай своих друзей по голосу». (Дети садятся по кругу)

Ребята, а только ли люди могут быть нам друзьями? А кто еще? ("Собака, кошка, рыбки, попугайчик, хомячок, растения и т. д.) Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. Вспомните сказочных персонажей. (Кошка Муренка «Серебряное копытце», кот Матроскин и пёс Шарик «Трое из Простоквашино», Конек-Горбунок «Конек-Горбунок», Серый Волк «Иван-царевич и Серый Волк», Золотая рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке», Щука «По щучьему велению», Собаки «Пожарные собаки» и т. д.)

Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья - животные? (Ответы детей)

Ребята, можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно делать

для того, чтобы цветы стали нашими друзьями? (Ухаживать за ними, поливать, рыхлить, удобрять.) А что нужно делать, чтобы целый лес или парк стал твоим другом? (Оберегать его, охранять, не мусорить, не ломать деревья, не рвать цветы, не пугать птиц.) От такой дружбы будет хорошо и нам, и окружающим, и природе.

Ребята, а можно дружить с книгами? (ответы детей) А что надо делать? Как надо дружить с книгами? (Читать книги, беречь их, чинить, если порвались.)

Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу. А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.

Майя Мартынова
Конспект занятия для детей старшей и подготовительной групп «Мои друзья всегда со мной»

«Мои друзья всегда со мной »

Цель : формирование представлений о понятии «дружба» ; воспитание доброжелательного и бережного отношения к своим друзьям , подготавливать детей к новому коллективу .

Материалы и оборудование : пиктограммы эмоций, вырезанные из бу-маги детские ладошки, клей, лист ватмана, фломастеры, карандаши; телевизор, DVD, диск с мультфильмом «Тигренок и его друзья » , диск с песнями из мультфильмов.

Ход работы:

Здравствуйте, ребята, какое чудесное утро! Я приглашаю вас в не-обычное путешествие в «Страну Мульти-пульти» .

(Дети подходят к столику, на котором лежат пиктограммы с эмоциями.)

Догадались, о чем мы сейчас будем говорить? (О настроении.) Какое у вас сегодня настроение? Почему вам весело и радостно? Например : «Потому что у меня много друзей в группе » . А с кем можно дружить? Как вы думаете, с чего начинается дружба? Посмотрите внимательно на лица человечков и найдите того человечка, у кого нет друга. Какое должно быть выражение его лица? (Грустное, мрачное, безрадостное, обиженное, печальное) . С чем можно сравнить его настроение? А теперь найдите человечка, по выражению лица которого можно предположить, что у него много друзей ? Почему вы так считаете? С чем можно сравнить его настроение?

Беседа на тему дружбы :

Ребята, скажите, а что такое дружба? Кого называют другом? Есть

ли у вас друзья ? Какими качествами должен обладать друг? Как вы

думаете, какими делами могут заниматься друзья ? Друзья могут

играть в разные игры, просто разговаривать, рассказывать истории,

(Обсуждение ответов детей ) .

Молодцы! Вы правы! Я предлагаю посмотреть мультфильм «Тигренок и его друзья » , возможно, он тоже поможет ответить на этот вопрос.

(Просмотр отрывка из мультфильма.)

Просмотр отрывка из мультфильма «Тигренок и его друзья » (6 мин)

Вопросы для обсуждения :

Скажите, как можно назвать героев этого мультфильма?

Почему вы так думаете?

Как бы вы назвали такую дружбу?

Когда друзья собираются вместе , они могут найти много интересных занятий . -А вы можете считать себя друзьями ?

А хорошо ли вы друг друга знаете?

Игра «Угадай друга»

Давайте поиграем в игру «Угадай друга» . Встанем в круг. Я буду рас-сказывать о ком-то из вас, а вы - угадывать. Например : «Внимание! Внимание! Потерялась девочка! Она одета в голубое платье, на ногах - белые носки и спортивные тапочки; любит манную кашу, всегда быстро ее съедает ; любит игру "Мозаика"». (Дети называют имя девочки. Игра продолжается до тех пор, пока не «найдется» последний ребенок.)

Молодцы! Здорово! Вы действительно все хорошо знаете друг друга.

Игра «Угадай, кто позвал»

Сейчас мы это проверим. Мы поиграем в игру, которая называется «Угадай, кто тебя позвал?» . Встаньте все в круг. Повторите за мной фразу и запомните ее : «Водим, водим хоровод! Угадай-ка, кто зовет!» Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Глазки не открываем, иначе я не смогу определить, узнаете вы друг друга по голосу или нет. До кого я дотронусь рукой, тот громко произнесет еще раз эту фразу и позовет по имени водящего.

Ребята, запомнили? Давайте повторим еще раз все вместе эту фразу. (Тот, кого узнает по голосу водящий, занимает его место в центре круга.)

Рисование ладошек (под музыку)

Сейчас поднимите руки вверх и покажите свои ладошки, они у всех

разные. На столе у меня лежат ладошки из бумаги. Подойдите к столу, возьмите каждый ладошку и разукрасьте ее вашими любимыми

цветами (дети рисуют под спокойную музыку) . Посмотрите, у всех

ладошки получились разные, потому что мы с вами все отличаемся

друг от друга. Теперь приклейте свои ладошки по кругу. Что полу-чилось? Солнышко, цветочек. Посмотрите : по отдельности вы все -

лучики, лепесточки, а вместе - солнышко, цветочек, которые дарят

нам радость и тепло. Спасибо вам за работу. Думаю, теперь вы чаще будете замечать друг в друге хорошее и доброе.

Понравилось ли вам занятие ?

В какие игры было трудно играть?

Какое настроение бывает у человека?

Кто такой друг?

Наше занятие заканчивается . Мне было очень приятно с вами

общаться и играть!

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете.

Ведь с друзьями веселей

На любой планете!

Евгения Шиляева
«Когда мои друзья со мной». Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Тема : Когда мои друзья со мной .

Цель : Обогащение знаний детей о нормах бесконфликтного общения и закрепление правил бесконфликтного взатмодействия.

Задачи : Формировать опыт социального взаимодействия. Обобщать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения. Развивать умения высказываться и слушать высказывания собеседника. Поддерживать и улучшить взаимоотношения в группе .

Материал : Пословицы, песня В. Каинского «Улыбка» ,мяч, знак «дружбы» ,листочки, шапочки ёжика и зайца, угощение.

Инд. Раб : Упражнять Максима культуре общения.

I. Организационный момент.

Здравствуйте друзья ! Я очень рада видеть вас! Сегодня у нас необычное занятие-чаепитие . А вы знаете почему? Я вчера получила смс от принцессы Карамельки.

Карамельная страна!

Вас приветствует друзья .

Знаки дружбы покажите

И в рисунках их пришлите.

Если любите сюрпризы

Позабудьте про капризы

К чаепитию сладкий приз

Это будет мой сюрприз.

Сюрприз ждёт тех, кто умеет дружить и общаться, умеет быть весёлыми, и дружелюбными.

Ребята а мы с вами знаем правила общения и дружбы…. Да! Хотите, чтобы с вами подружились принцесса Карамелька и все все все. Тогда давайте вспомним эти правила, узнаем новые и отправим Карамельке знаки дружбы.

II. Основная часть.

1. Игра : «Да, да, да, нет, нет, нет» .

Будем крепко мы дружить?

Да, да, да

Нашей дружбой дорожить?

Да, да, да

Мы научимся играть?

Да, да, да

Другу будем помогать?

Да. Да, да

Друга нужно разозлить?

Нет, нет, нет

А улыбку подарить?

Да, да, да

Друга стоит обежать?

Нет, нет, нет

Ну а споры разрешать?

Да, да, да

Чай с друзьями будем пить ?

Да, да, да

Будем крепко мы дружить?

Да, да, да

Дружить помогают вам пословицы.

1 Доброе слово лечит, а худое колечит.

2Ласковое слово, что солнышко.

3Старый друг , лучше новых двух.

4 Не имей сто рублей, а имей сто друзей .

5 От худого слова навек ссора.

Вот и в песни «Улыбка» В. Шаинского день становится светлей от улыбки.

Так с чего начинается знакомство и дружба (С улыбки) .

Почему так важно улыбаться?

2. Игра- разминка «Знакомство» (Дети передают мяч и говорят :) «Здравствуй, меня зовут …. давай поиграем!»

Вы подарили друг другу улыбку и хорошее настроение, а это знак дружбы. На доске вывешивается знак дружбы.

Бывает ли вам, ребята иногда трудно с кем то дружить? Почему Как вы думаете? Нарисуйте любой предмет с чайного стола, о котором договоритесь с соседом. Благодаря чему вам удалось нарисовать один и тот же предмет? (умение договориться) .

Как ладошки нам помогают дружить и общаться? (прощаться, приветствовать) .

Мы, ладошку к ладошке сложили

И друг другу дружить предложили

Будем петь, заниматься, играть,

Чтобы добрыми, умными стать

Вверх ладошки хлоп хлоп

По коленкам шлёп шлёп

По бокам себя похлопай,

По плечам теперь пошлёпай,

Можешь шлёпнуть за спиной,

Хлопаем перед собой

В право можешь, в лево можешь

И крест накрест руки сложишь.

Нина и Маша принесите мне шапочку пожалуйста, ёжика и зайца. (девочки не поссортесь) Бывают ли такое, что вы ссоритесь?

Из за чего бывают ссоры?

Давайте посмотрим на двух друзей , которые поссорились из за пустяка.

Инсценировка «Ёжик и заяц» .

В тихом лесу средь кустов и дорожек жили два друга зайчик и ёжик.

Как то они на прогулку пошли, и на полянке качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул заяц качели к себе потянул.

Заяц, я первый! А ёжик : нет я! Не уступают друг другу друзья

Заяц обиделся : Значит ты ёж, ты как товарищ совсем не хорош.

Почему заяц решил не дружить с ёжиком?

Стоит ли из-за этого сориться?

Как померить друзей , сделать так, чтобы ссоры не было?

В тихом лесу средь кустов и дорожек жили два друга, зайчик и ёжик. Как то они на прогулку пошли, и на полянке качели нашли. Ёжик на встречу качели шагнул, заяц качели к себе потянул, Заяц сказал : Покачаю тебя, мы ведь с тобою ёжик друзья .

И так, что же нужно знать, чтобы не ссориться?

Ребята, а вы помните о сюрпризе, который нас ждёт?

Нужно отправить принцессе Карамельки рисунки, где вы изобразите себя и знак дружбы. Соединим всех человечков, ведь мы друзья .

III. Заключительная часть : рефлексия занятия .

1. Упражнение «Визуализация» .

Глаза мы закрываем и представляем, что было сейчас, мы вспоминаем.

Представьте себе телевизор большой на нём ты увидишь, что было с тобой.

2. Перечисление :

Песни и пляски, игры и сказки, как мы играли, что говорили.

Вспомнили всё, ни о чём не забыли глазки откройте и пусть само скажется всё, что увидел в кино.

Ребята, пришла смс от Карамельки. Замечательный сюрприз, мы хотим его вручить. В мир общения. добра позовем вас детвора.

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида №6

«Сказка» муниципального образования Ульяновской области.

Воспитатель:Фарафонтова О.Г.

Конспект занятия в старшей группе

на тему:»Мои друзья».

Цель: 1. Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.

2.Закрепить понятие «друзья»учить понимать значение слов, «друзья «учить ценить дружбу,беречь её; воспитывать чувство взаимовыручки;прививать любовь,бережное отношение ко всему живому.

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая,

социально-коммуникативная, художественно-эстетическая,физическая.

Предварительная работа: чтение сказки «Белоснежка и семь гномов»,

разучивание загадок и пословиц о дружбе, рассматривание иллюстраций по этой теме.

Ход занятия:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт.

Как вы, ребята,думаете о чём мы будем сегодня говорить?

Дети:- о дружбе.

Что такое дружба?

Дети:Когда дети играют вместе,делятся,не обижают друг друга.

На него можно положиться в трудную минуту.

А у нас дети в группе умеют дружить?

Дети:Умеют.

Назовите каждый своего лучшего друга,расскажите какой он.(рассказы детей).

Ребята,а бывает такое,что друзья ссорятся?

Дети:Бывает.

Кому нравится ссориться с друзьями?

Дети:Никому.

Что надо делать чтобы не ссориться?

Дети:Делитьсяигрушками,недраться,уступать друг другу в игре,

уважать мнение и желание друга,нежаловаться,уметь прощать…

Дети садятся по кругу на ковре. Воспитатель предлагает детям карточки с

иллюстрациями следующих ситуаций.

Ситуации.

1.Мальчики играют в мяч,а девочка стоит рядом и плачет.

2.Девочки читают одну книжку.

3.Мальчик играет красивой игрушкой,а девочка сидит рядом.

4.Мальчики качаются на качелях.

5.Дети построили из песка высокую башню.

6.Девочки разделили яблоко пополам,едят вместе.

Ребята,ктодогадался,где здесь настоящие друзья?(ответы)

Как вы догадались?(ответы)

Ребята,а если у кого нет друга,можно его найти?

Дети:Можно.

Послушайте,что говорит русский народ о дружбе.

Игра»Продолжи пословицу».

(Дети стоят полукругом,воспитатель бросает мяч,ктопоймает продолжает пословицу о дружбе).

Нет друга ищи,(а найдёшь береги).

Друзья познаются(в беде).

Крепкую дружбу(и топором не разрубишь).

Старый друг (лучше новых двух).

Дружбу помни(а зло забывай).

Верный друг(лучше сотни слуг).

Дерево живёт корнями(а человек друзьями).

Физкультминутка»Жук».

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу,жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Ребята,вы знаете очень много детей во дворе и в детском саду.

А всех ли можно назвать друзьями?

Дети:Нет.

Знакомых очень много,а друзей мало.Кто знает,чем отлиается знакомый от друга?(ответы).

Ребята,а какие чувства связывают настоящих друзей?

Дети:Дружба,взаимопонимание,миролюбие,взаимопомощь,любовь…

А сейчас мы поиграем в интересную игру»Узнай своих друзей по голосу».

(Дети садятся по кругу).

Ребята,а только ли люди могут быть нам друзьями?А кто ещё?

Дети:Собачки,кошки,рыбки,растения…).

Приведите пример из книг о дружбе человека и животного.Вспомните

сказочных персонажей.

Дети:КошкаМурёнка»Серебрянноекопытце»,КотМатроскин и пёс Шарик»

Трое из Простоквашино»,Золотаярыбка»Сказка о рыбаке и рыбке,

Щука»По щучьему велению»…

Это сказочные друзья человека.А у вас дома есть настоящие друзья –животные?(ответы).

Ребята,можно подружиться со всей окружающей природой:с деревьями,

травами,цветами.Что нужно делать для того,чтобы цветы стали нашими друзьями?

Дети:Ухаживать за ними,поливать,рыхлить,удобрять.

А что нужно делать,чтобы целый лес или парк стал твоим другом?

Дети:Оберегатьего,охранять,немусорить,не рвать цветы,не пугать птиц.

От такой дружбы будет хорошо и нам и окружающей природе.

Сюрпризный момент.

Раздаётся стук в дверь,младший воспитатель вносит коробку –посылку,

говорит,что принёс в детский сад почтальон.

Ребята,чтоэто?Откуда?

(на коробке обратный адрес:Лесная поляна,от Белоснежки).

А вы знаете кто такая Белоснежка?

Из какой она сказки?

Дети:Белоснежка и семь гномов.

Интересно,а что там внутри?(дети совместно с воспитателем открывают коробку и находят в ней письмо).

Что это такое?

Дети:Письмо.

Садитесь на стульчики, сейчас мы его прочитаем.

«Здравствуйте,ребята!Все мои друзья –гномы поссорились между собой.

Не хотят больше дружить. Не знаю,что делать. Помогите их помирить

пожалуйста!»

Белоснежке нужна помощь.Поможем ей ребята?

Игра»Отгадай загадку».

Мы в беде друг другу помогаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку,в магазин.

Когда нет тебя,то я один.

Приходи скорее,я скучаю,

Даже с танком любимым не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

А ещё нужна мужская…(дружба).

Мы теперь уж не друзья,

Ты ушёл в обиде я.

Не на шутку разругались,

Друг на друга обозвались,

Ну а я теперь грущу.

Приходи,тебя прощу.

Согласись, ведь из-за вздора

Выросла вот эта…(ссора).

На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный…(друг).

Коллективная работа»Цветок добрых слов».

Мы немного отдохнули,а теперь прошу друзья за работу нам пора.

Ребята сейчас мы с вами сделаем цветок добрых слов, и отправим его к лесным гномам и Белоснежке. Чтоб они посмотрели на него,прочитали наши слова и помирились.

Каждый ребёнок получает лепесток цветка.Ведущий говорит.

Потихоньку посидим

И цветочек смастерим

Лепесточек ты возьми

Слово доброе скажи

И к серёдке прикрепи

Дети подходят к воспитателю говорят доброе слово,воспитатель записывает,

на лепестке,и помогает прикрепить его к серёдке на ватман.

Какой у нас красивый цветок получился,как вы думаете, ребята,помирятсягномы,послетого,как получат наш волшебный цветок?

Что по вашему мнению,покажется им особенно интересным?(ответы).

А в заключении хочу сказать:

Можно много слов прекрасных

О друзьях сказать!

Никогда не стоит,дети,

Друга обижать.

Потому что без друзей

Очень трудно жить…

Скажем вместе:

ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ!

«Мои друзья»
Программное содержание.

Закрепить понятия «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь её; воспитывать чувство взаимовыручки. Прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным). Учить сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.

Материал.

Иллюстрации с изображением разных ситуаций; книги-сказки, жёлтые карандаши на каждого, один квадратный лист на двоих.

Ход занятия.

Дети сидят по кругу.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе споём хорошую песню о дружбе.

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –

Вот что значит настоящий верный друг.

Ребята, о чём мы пели песню? Скажи, Демид. Правильно, о дружбе, о друге. Что такое дружба? Кто нам расскажет? Пожалуйста, Алина.

Воспитатель. А у нас в группе дети умеют дружить?

Дети. Умеют.

Воспитатель. Назовите каждый своего самого лучшего друга. Расскажите о нём.

Рассказы детей по желанию.

Воспитатель. Ребята, а бывает такое, что друзья ссорятся?

Дети. Бывает.

Воспитатель. Что надо делать, чтобы не ссориться?

Дети. Делиться игрушками, не драться.

Воспитатель. А кто добавит?

Дети. Уступать друг другу, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не жаловаться, уметь прощать.

Дети садятся по кругу на ковре. Им предлагаются карточки с иллюстрациями следующих ситуаций:


  1. Мальчики играют в мяч, а девочка стоит рядом и плачет.

  2. Девочки читают одну книжку.

  3. Мальчик играет с красивой игрушкой, девочка сидит рядом.

  4. Мальчики качаются на качелях.

  5. Дети строят из песка высокую башню.

  6. Девочки разделили пополам яблоко и едят его вместе.
Воспитатель. Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.) Как вы догадались? А если у кого-то нет друга, можно его найти? (Ответы детей.) Послушайте, что говорит русский народ о дружбе:

Нет, друга, ищи, а найдёшь – береги.

Настоящий друг познаётся в беде.

В настоящей дружбе: сам пропадай, а товарища выручай.

Физкультминутка

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

Чтение рассказа. Вопросы к детям.

Воспитатель. Что нужно делать, чтобы у тебя были хорошие друзья? (Ответы детей.) Правильно, ребята! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом: добрым, щедрым, честным, дружелюбным.

А сейчас давайте представим вот такие ситуации:

1. Два друга – Миша и Витя – шли по лесу, и вдруг началась гроза. У Миши был плащ, а у Вити не было. Как вы думаете, как поступил Миша? Что он сказал Вите?

2. Две подружки пришли в школу. Начался урок. Учительница дала задание списать с учебника задачу. Выяснилось, что одна девочка забыла дома учебник. Как вы думаете, как поступит её подружка? Как бы вы поступили?

Игра малой подвижности «Узнай своих друзей по голосу».

Воспитатель. Ребята, а только ли люди могут быть нам друзьями? Нет! А кто ещё? Верно, собака, кошка, рыбка, хомячок, растение. Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. («Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк»). Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья-животные? (Ответы детей.) Ребята, можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно делать, чтобы они стали нашими друзьями?

Дети. Ухаживать за ними. Растения поливать, не ломать. Животных не обижать, кормить, выгуливать.

Воспитатель. А можно дружить с книгами?

Дети. Да.

Воспитатель. А как это надо делать?

Воспитатель. Получается, что дружить можно со всем, лишь бы ты сам был бы хорошим другом, умел ценить настоящую дружбу. А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.