Тест нелепицы. Порядок проведения диагностики мышления дошкольников и младших школьников. Методика «Разборка и складывание пирамидки»

19.10.2019

Методика «Нелепицы»

Апробация:

Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет.

Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.

Проведение обследования: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что - то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания - 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.

8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.

6 - 7 баллов (норма) - ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 - 4 из них не успел до конца объяснить.

4 - 5 баллов (средний уровень развития) - заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 - 7 нелепиц.

2 - 3 балла (низкий уровень развития) - не успел заметить 1 - 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.

0 - 1 балл (очень низкий уровень развития) - за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше 4 из имеющихся нелепиц.

Методика «Времена года»

Апробация:

Цель: выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно - образного мышления) детей с 4 лет.

Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года.

Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения - 2 минуты.

Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года - лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - за отведённое время ребёнок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 - 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6 - 7 баллов (норма) - правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 - 4 признака, подтверждающих его мнение.

4 - 5 баллов (средний) - правильно определил время года только на 1 - 2 картинках из 4 и указал только 1 - 2 признака в подтверждение своего мнения.

0 - 3 балла (низкий уровень развития) - ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

1 балл - не понимает цели, перекладывает картинки.

2 балла - принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета.

3 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето).

4 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями.

Методика «Чего не хватает?»

Апробация:

Цель:

Стимульный материал: 7 картинок с изображением предметов, на которых не хватает какой - либо существенной детали.

Проведение обследования: Ребёнку предлагаются картинки, даётся инструкция: «На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь». Время проведения обследования - 25 секунд.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - ребёнок справился с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - время поиска всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.

6 - 7 баллов (норма) - время поиска заняло от 31 до 35 секунд.

4 - 5 баллов (средний) - время поиска составило от 36 до 40 секунд.

2 - 3 балла (низкий) - время поиска оказалось в пределах от 41 до 45 секунд.

0 - 1 балл (очень низкий) - время поиска составило в целом больше чем 45 секунд.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.

Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.

Проведение обследования: ребёнку последовательно представляется 3 картинки. Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их». Время обследования - 1 минута.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - названы 14 предметов, время - 20 секунд.

8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - названы все предметы за 21 - 30 секунд.

6 - 7 баллов (норма) - названы все предметы за 31 - 40 секунд.

4 - 5 баллов (средний уровень развития) - решение задачи с временем - 41 - 50 секунд.

2 - 3 балла (низкий) - ребёнок справился с задачей за 51 - 60 секунд.

0 - 1 балл (очень низкий) - за время большее 60 секунд ребёнок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов.

Методика «Что здесь лишнее?»

Апробация:

Цель: исследование процессов образно - логического мышления, умственные операции анализа и обобщения детей с 4 лет.

Стимульный материал: серия картинок, на которых представлены разные предметы (3 - из одной серии классификации, 1 - из другой).

Описание методики: ребёнку предлагается серия картинок в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». Время обследования: 3 минуты.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минуты, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок правильно решил задачу за время от 1 до 1, 5 минуты.

6 - 7 баллов (норма) - ребёнок справился с задачей за время от 1, 5 до 2 минуты.

4 - 5 баллов (средний уровень развития) - ребёнок решил задачу за время от 2 до 2, 5 минуты.

2 - 3 балла (низкий) - решил задачу за время от 2, 5 до 3 минут.

0 - 1 балл (очень низкий) - ребёнок за 3 минуты не справился с заданием.

Методика «Серия сюжетных картинок»

Апробация:

Цель: выявление уровня сформированности наглядно - образного мышления детей с 4 лет.

Стимульный материал: сюжетные картинки с изображением последовательности событий.

Проведение обследования: перед ребёнком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи, что сначала было, что потом и чем всё завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано». В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение ребёнка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определённую временную последовательность, умение ребёнка составить связный логический рассказ.

1 балл - не понимает задания, действует неадекватно инструкции.

2 балла - задание понимает, раскладывает картинки без учёта последовательности событий, изображённых на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.

3 балла - принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.

4 балла - принимает задание, раскладывает картинки в определённой последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом.

Методика «Группировка картинок по количественному признаку»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития наглядного и логического мышления детей с 4 лет.

Стимульный материал: парные картинки с изображением предметов различных по количеству: 1 - я пара (на одной - много огурцов, на другой - один огурец); 2 - я пара (на одной много яблок, на другой - одно) и т. д.

Проведение обследования: перед ребёнком кладут пару картинок, на которых предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: «Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много огурцов) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд». Затем ребёнку дают по одной картинке вперемешку и вход его действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить, какие картинки он складывал в один ряд, а какие - в другой.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребёнком самостоятельно основного принципа группировки и умение обобщить это принцип в речевом плане.

1 балл - не принимает и не понимает задание.

2 балла - принимает задание, но условия задачи не понимает, раскладывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди) то в одну сторону, то в другую.

3 балла - принимает задание, понимает условие задач, раскладывает картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принцип группировки - признак количественный, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип не может.

4 балла - принимает и понимает условие задания, группирует по существенному признаку, в речевом плане формулирует это принцип.

Методика «Работа с матрёшками»

Апробация:

Цель: проверка понимания инструкции, адекватности и способов действий, возможности использования помощи, состояния моторики, сформированности понятия величины детей с 4 лет.

Стимульный материал: матрёшка пятисоставная, или мисочки, или кубики, или колечки.

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрёшки методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла - понимает цель, но действует хаотически, т. е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет.

3 балла - понимает цель, складывает матрёшку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами.

4 балла - понимает цель и самостоятельно складывает матрёшку, пользуясь целенаправленными пробами.

Методика «Коробка форм, или «Почтовый ящик»

Апробация:

Цель: проверка восприятия формы, способности соотнесения формы объёмного тела и её плоскостного изображения, возможности использования помощи, развития мелкой моторики, определение ведущей руки детей с 4 лет.

Стимульный материал: коробка имеющая по всем сторонам прорези разной формы и содержащая объёмные фигуры.

Проведение обследования: перед ребёнком ставят коробку и раскладывают объёмные фигуры. Инструкция: «Это почтовый ящик, но не простой. Письма в него приходят разные и для них сделаны разные отверстия. Смотри, какое это письмо (обвести основание одной из фигур)? Его надо опустить сюда (обводим соответствующее отверстие и «опускаем письмо»). Теперь ты почтальон и должен разложить все письма». Инструкция может быть упрощена без введения сюжета.

Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитием к заданию проявляют выраженный интерес. До трёх с половиной лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой, без учёта формы прорезей. После 4 лет дети пользуются способом примеривания, к 5 годам - зрительным соотнесением. При затруднении достаточно одного показа способа действия (высокая обучаемость).

У детей с ЗПР встречаются случаи неадекватных действий - манипулирования фигурами, разбрасывания, но при помощи взрослого они справляются с заданием. От помощи переходят к самостоятельному выполнению, однако намного дольше используют примеривание и пробы.

Дети с УО самостоятельно не выполняют задание даже в 5 - 6 лет. Действия нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигур, много неадекватных действий. Помощь мало эффективна, при повторном выполнении задания возникают те же трудности.

Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

1 балл - не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла - понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий.

3 балла - понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения.

4 балла - понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.

Методика «Разрезные картинки»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей с 3 лет.

Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные по диагонали.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку четыре части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб. После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.

Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.

Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 - 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 - 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.

1 балл - не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.

2 балла - принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.

3 балла - принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.

4 балла - принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.

Методика «Разборка и складывание пирамидки»

Апробация:

Цель: задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величинудетей с 3 лет.

Стимульный материал: пирамидка из 6 колец для детей с 4 лет (для детей 3 лет - 4 кольцовая), кольца разного размера, разного цвета.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: оценивается принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

1 балл - не понимает цель, действует неадекватно.

2 балла - понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.

3 балла - понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания.

4 балла - понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.

Методика «Достань ключик»

Апробация:

Цель: задание направлено на выявление уровня развития наглядно - действенного мышления детей 5 - 6 лет.

Стимульный материал: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула - большой и маленький.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку, затем говорит: «Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи, как надо достать ключик».

Инструкция обработки: принятие и понимание заданного решения задачи в наглядно - действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

1 балл - не принимает задание.

2 балла - принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения («Не знаю»).

3 балла - принимает задание, пытается решить задачу в наглядно - образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображённую на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображённые на картинке.

4 балла - принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображённую на картинке, воспринимает её как целостную, понимает взаимосвязь всех изображённых предметов и решает задачу в наглядно - образном плане.

Методика «Счёт»

Апробация:

Цель: задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т. е. уровень развития наглядно - образного и элементов логического мышления детей 5 - лет.

Стимульный материал: 15 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: первый вариант: перед ребёнком кладут 15счётных палочек и просят его взять пять палочек. Далее ребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрыть их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребёнку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?». После ответа ребёнка взрослый показывает две палочки, кладёт их за экран к предыдущим двум палочкам. Не отрывая экрана, спрашивает у ребёнка: «Сколько там палочек?»;

Второй вариант: если ребёнок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные - синие. Сколько там было синих карандашей?». При затруднении проводится обучение.

Обучение: первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырёх, а если ребёнок затрудняется, то и до трёх. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается);

Второй вариант: ребёнку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребёнку решить задачу, используя палочки. Если ребёнок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?»

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнять счётные операции по представлению.

1 балл - действует с палочками, не ориентируясь на задание.

2 балла - задание принимает, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне - может выделить только в пределах трёх из множества, счётные операции по представлению не выполняет.

3 балла - задание принимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти - действенным путём (дотрагивается пальцем до каждой палочки), выполняет счётные операции по представлению в пределах трёх, задачу решить не может.

4 балла - задание принимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительным путём, выполняет счётные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи.

Методика «Конструирование»

Апробация:

Цель: выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу, обучаемость детей с 4 лет.

Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

1 балл - не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую - либо постройку, но данный образец не строит.

3 балла - принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи.

4 балла - принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.

Методика «Рисование (дом, дерево, человек)

Апробация:

Цель: принятие задания, интерес к рисованию, анализ рисунков - основные части в изображении предметов, использование цвета в рисунках.

Стимульный материал: цветные фломастеры, карандаши, бумага.

Проведение обследования: ребёнку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет - дом. После этого просят нарисовать человека, а затем - дерево. Обучение не проводится.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.

1 балл - не принимает задание, карандаш или фломастер и не использует по назначению.

2 балла - принимает задание, рисует только элементы этих предметов, рисует одним карандашом все предметы.

3 балла - принимает задание, рисует основные части заданных предметов, опуская основные детали (человека рисует без шеи).

4 балла - принимает задание, с интересом его выполняет, задаёт вопросы, рассказывает, что будет рисовать или что рисует, в рисунках отмечаются основные части и детали, использует различные цвета, у человека выражено представлен пол.

Методика «Цветные кубики»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета) детей с 3 лет.

Стимульный материал: цветные кубики семи цветов: 2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных, 2 синих, 2 белых, 2 голубых, 2 розовых.

Проведение обследования: перед ребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определённого цвета: «Покажи, где красный, синий, зелёный». Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребёнок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребёнка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т. е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом - названием, повторив при этом цвет два - три раза: «Покажи, где жёлтый, вот жёлтый. Найди, где жёлтый».

Инструкция обработки: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату.

1 балл - задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - принимает задание, сличает два - три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову - названию.

3 балла - принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два - три цвета, но не называет.

4 балла - принимает задание, выделяет цвет по слову - названию, может назвать все или почти все предложенные цвета.

Результаты психолого-педагогического обследования

Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на четыре группы.

Первую группу (10 - 12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать неадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование.

Во вторую группу (13 - 23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт с взрослыми, действуют без учёта свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определённого искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем - отказ от выполнения заданий. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности. Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.).

Третью группу (24 - 33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности. Показатели этой группы говорят о том, что в этой группе могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, с минимальной мозговой дисфункцией и т. п.

Четвёртую группу (34 - 40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.

Если мы хотим научить думать, то, прежде всего мы должны научить придумывать.
Дж. Родари

Нелепицы, небылицы, нескладушки… А они-то начинаются с детских перевёртышей и словотворчества наших малышей! Сколько позитива в этих детских высказываниях! И ведь они вполне серьезны и, главное, более точно выражают суть происходящего или предмета, чем наши «взрослые» слова.

— Мама, а ты зачем накудрилась? А ты посолила творог сахаром?

Так говорила моя маленькая дочурка.

Рассказывает одна знакомая:

— Едем в машине с трёхлетней дочкой. Навигатор женским голосом говорит: «Поверните направо…» Девочка спрашивает: «Это кто горовит?» Мама начинает ей объяснять, что говорит навигатор, он объясняет, куда нужно ехать. На следующий день мама не включила навигатор. Дочка спрашивает: «А почему никто не горовит? Как же мы поедем? Ладно, мамуля, я буду наригатором и буду тебе горовить, куда ехать»…

Моя приятельница, учитель первого класса Черданцева Галина Ивановна, рассказала, что на одном из уроков говорили о профессиях и её ученик сказал, что его дедушка работает в Москве пастухом. На вопрос: «Кого же он здесь пасёт?» Ответил: «Меня».

Нелепицы. Что это значит? НЕЛЕПИЦА (бессмыслица, нелепость), по определению Викисловаря - это «литературный жанр, связанный с художественным приемом заостренно-комедийного изображения действительности, основанным на сознательном нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками и явлениями». В Новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремова написано: «Нелепица, нелепый, нелепость – бессмыслица, чепуха, неразумный, лишенный смысла».

Значит, синоним слова нелепица — бессмыслица. Нелепый – значит бессмысленный, нескладный, несвязный.

Так почему же нелепицы Чуковского К.И. до сих пор так нравятся детям? Почему педагог, автор более 60 книг по дошкольному обучению Колесникова Елена Владимировна использует нелепицы в своей методике, почему детские поэты и писатели сочиняют нелепицы для детей?

Аналог английской традиции – нелепицы, можно найти в русских сказках, фольклоре, в частушечных нескладушках. Хотя этот жанр считается специфически английским, его традиции оказали воздействие на всю мировую литературу. Многие авторы в своих произведениях использовали нелепицы, небылицы, перевертыши: Л. Кэрролл, А. Милн, Д. Хармс, К. Чуковский, С. Маршак, Б. Заходер, Э. Успенский, А. Усачев и др. Их произведения помогают развить у детей фантазию и юмор, сформировать такие нравственные качества, как доброта, искренность, отзывчивость. Дети не только с удовольствием слушают, но сами сочиняют различные перевёртыши, нелепицы и небылицы.

Многие педагоги, психологи, авторы учебных пособий для дошкольников, используют нелепицы в своих упражнениях и тестах. Например, Елена Владимировна Колесникова, автор пособий для дошкольников, показывает в своей методике применение нелепиц при развитии слухового внимания:

— Я прочитаю тебе стихотворение-путаницу, а ты скажи, что в нём неправильно.

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет?

Л. Станичев.

Детям очень нравятся такие упражнения. Они выполняют их с удовольствием. И очень радуются, когда находят в тексте нелепицу.

В тесте на образно-логическое мышление, у Елены Владимировны есть такое упражнение:

— Отметьте на картинке крестиком то, чего не могло быть на самом деле. Объясни, почему это не так, и скажи, как должно быть на самом деле. Пересчитай крестики.

Потом даётся оценка полученных результатов.

В пособии Колесниковой Е.В. «От слова к звуку» (4-5 лет), даётся такое задание:

— Послушай стихотворение З. Александровой. Скажи, чего не могло произойти на самом деле?

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.

Или такое задание:

Найди ошибки в стихах и рисунках.

Жучка булку не доела –
Неохота, надоело.

На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран.

При работе с нелепицами, Елена Владимировна советует: «Прочитайте детям путаницы и предложите найти несоответствия. Первую путаницу прочитайте как целое произведение, а потом по две строчки, чтобы дети сразу по их прочтении, называли, что автор перепутал. Восприятие путаниц на слух позволит детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются местами»!

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица –
Получилась перепутаница.

В. Бурыкина.

Такие упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объем информации, дошкольники учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов.

Чуковский К.И. написал множество небылиц для детей. Он отмечал, что дети играют не только игрушками: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями»…

Нелепицы – это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребёнка. И, действительно, малыши играют своими мыслями и словами также весело, как и с игрушками, они веселятся и смеются, когда сочиняют свои нелепицы. Небылицы — это плод фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее.

Например, дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц! Небылица – это небольшой рассказ о том, чего на самом деле нет. Но, иногда малышам так хочется, чтобы то, чего нет на свете, то, чего нет в реальной жизни, оказалось правдой. «Эти произведения (нелепицы), — отмечал К.И. Чуковский,- построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава».

У меня в первом классе учился мальчик Антон М.. Казалось бы, простой ученик, со своими плюсами и минусами. Но он очень резко отличался от всех детей тем, что постоянно сочинял небылицы: на перемене, на прогулке, на уроках, после уроков.… То про свою собаку, летающую на ракете, то про игрушки, которые разговаривают и живут своей жизнью ночью, или о настоящих роботах, посещающих его ежедневно, про летающие тарелки и инопланетян. Он рассказывал всем окружающим о ковре-самолёте, о говорящей ёлочке, о необыкновенной ручке, у которой есть глазки…

Антон очень сильно обижался, если кто-то ему не верил. И старался доказать, что всё о чем он говорит – не вымысел, а правда. Он так вживался в свои рассказы, он был их главным героем и горячо верил во всё, о чем говорил! Учился он хорошо и замечательно читал стихи! Педагоги и окружающие взрослые понимали, что сочиняя нелепые истории, ребёнок начинает фантазировать и создавать новые образы, опираясь на старые знания, услышанные или увиденные. Пользуясь его богатым воображением, старались давать ему на уроках и внеурочной деятельности побольше творческих и логических заданий.

Учителя знали, что не нужно останавливать ребенка, что нельзя запрещать говорить нелепицы и рифмовать бессмысленные стихи. Ведь, таким образом, ребенок осваивает окружающий мир, развивая образное мышление и воображение.

Вообще, психологи выделяют различные виды воображения:

  • воссоздающее воображение;
  • творческое, когда возникают новые, собственные образы по образу и подобию;
  • неуправляемое воображение, называемое «буйной фантазией».

Многие дети не понимали Антона, потому что, не были похожи на него. А его «буйная фантазия», граничащая с творческим воображением, просто фонтанировала! Сейчас Антон закончил четвертый класс и успешно снимается в «Ералаше».

Воображение и фантазия – это виды мышления, которые направлены на умение представлять то, чего нет на самом деле, приукрашивать реальные события, добавляя новые персонажи. При помощи воображения постепенно развивается творческий процесс, который направлен на создание новых «картинок», на основе полученных знаний.

Почему дети так легко могут придумывать сюжеты каких-то фантазийных событий и нелепиц? Это можно объяснить тем, что процесс фантазирования не ставит перед ребёнком никаких рамок и ограничений, его возможности безграничны…

Отсутствие ограничений — стимул к нахождению нестандартных решений. Кто – то сказал, что «без воображения нет соображения».

Антон М. действительно часто отличался тем, что при решении задач по математике и логике находил нестандартные решения, которые были непосильны другим детям. Когда-то Дж. Родари заметил: «Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Нелепицы, перевёртыши и небылицы, помогают развивать фантазию ребенка с самого раннего возраста. Ведь одной из образовательных задач в педагогике является развитие творческой личности. Поэтому детские поэты, педагоги, авторы детских пособий сочиняют нелепицы и включают их в свои пособия. А при определении психологической готовности дошкольника при подготовке к школе, детям даётся тест с заданием: на картинке найти нелепицы за определённый отрезок времени. Так психологи и педагоги проверяют элементарно-образные представления об окружающем мире и умение устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Одним из педагогических приёмов является дидактическая игра, основанная на небылицах, которая помогает закреплять определенные понятия, расширяют словарный запас, развивать речь и фонематический слух.

  • Небылицы и перевёртыши из жизни.

Сочинение небылиц, основанных на собственных ошибочных действиях. Например, ваш малыш может «надеть ошибочно варежку на ногу»… так, может появиться история-небылица или рифмованное стихотворение – нелепица. Однажды моя маленькая дочка подбежала ко мне словами: «Мама, мама, меня сова укусила!» Сова – это оса! Так у нас появился рассказ о сове-осе, который мы вспоминаем до сих пор.

  • Ситуации.

Наряду с игрой «Чего не бывает на свете», можно поиграть в игру «Ситуации». Взрослый предлагает определенную ситуацию, а ребёнок должен ответить, может ли это быть на самом деле. Лучше, конечно, поочередно предлагать реальные и несуществующие ситуации.

  • Картотека.

Вместе с ребёнком можно нарисовать картинки по определённому сюжету (на заборе медведь, в берлоге кошка, собака в будке, дятел на насесте, корова на лугу и т.д.). Сделать картотеку нелепых картинок и играть. Ребёнок должен определить, на какой картинке нарисована правда, а на какой – вымысел.

  • Противоположности.

По очереди с ребенком придумывайте одно-два предложения о каких-либо событиях: реальных и нереальных. Если ребёнку трудно самостоятельно придумать предложение, то эту игру можно провести другим способом: взрослый говорит предложение, отражающее, например, реальное событие, а ребёнок говорит противоположное, с нереальным событием. Или наоборот.

  • Бывает – не бывает.

Расскажите ребёнку маленький рассказ. А потом попросите малыша проанализировать его с точки зрения небылиц: бывает – не бывает. Или взрослый говорит, например, предложение: «Ученик несёт портфель», а ребёнок меняет местами слова в предложении и получает то, чего не бывает.

  • Игра Путаница.

Прочитайте стихотворение Фр. Галаса «Мир наоборот».

Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пуголо пугали,
Ела кошку колбаса…
Хулиганов били стёкла,
Пыль пошла – вода промокла,
Тень отбрасывала шест –
Это всё в один присест
За шесть лет я сочинил
Пока я голову чинил.

Теперь, когда ребёнку понятно, что такое путаница, можно с ним поиграть. Договоритесь, что вы придумываете слова, отвечающие на вопрос «ЧТО?», а он на вопрос «ЧТО ДЕЛАЕТ?». Если вы организуете игры с группой детей, то их можно разделить на две команды. Затем берутся слова от каждой команды и составляются пары – словосочетания. Например: кот спит, черепаха поёт и т.д. Обсуждают, что не так, где же возникла путаница?

Другой вариант игры. Придумываются предложения-перевёртыши. Ведущий читает предложение, дети придумывают перевёртыши. Например, прямое предложение «В магазине продают сыр». Перевёртыш – «Сыр продаёт магазин» и т.д. Конечно, это смешно и такого быть не может!

  • Что не так.

Определите тему рисунка. Например, осень. И рисуйте с ребёнком тематический рисунок, потом поменяйтесь и пусть каждый расскажет, что же на рисунке не так, как в жизни.

  • Рисование противоречий.

Прочитайте стихотворение «Ералаш».

Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!
(автор неизвестен)

Предложите детям нарисовать, какие противоречия и нелепицы они запомнили. Чуковский К. И., мастер нелепец, отмечал: «Переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится лучше оперировать понятиями, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор».

Если в вашей семье подрастает «маленький фантазёр», не спешите упрекать его в нелепых выдумках, поправлять, требуя только реалистического восприятия мира. Некоторые психологи отмечают, что у тех детей, у которых не развита или подавлена фантазия, часто бывают капризными. Если бы знали об этом родители, то они бы приложили максимум усилий для развития воображения ребёнка.

И если Вы до сих пор не обращали внимания на «бесполезный детский лепет» и бессмысленные рифмовки, то, пожалуйста, прислушайтесь, включитесь в словесную игру, и вы получите колоссальное удовольствие от общения со своим ребенком на ещё одном, понятном только вам и вашему малышу собственном языке нелепиц.

Смейтесь, радуйтесь, фантазируйте, воображайте и открывайте новые миры своего маленького гения!

Приложение

Я хочу показать вам рассказ, который сочинила моя дочь много-много лет назад. Она училась в первом классе. Ей повезло. У неё были замечательные воспитатели в детском саду, она училась в замечательной школе, а её первая учительница, Капылова Елена Вячеславовна, не жалея сил, старалась сделать из каждого ребёнка творческую личность. С первого класса все дети, под руководством учителя, писали стихи, сочиняли загадки, играли в слова, писали сочинения на заданные темы. Сегодня моя дочь – это взрослая девушка, которая выбрала творческий жизненный путь, связанный с рисунками, анимацией и дизайном.

Невероятные приключения Оксаны, Наташи, кошки Маши и вороны Даши.

Эта история произошла со мной и моей подружкой прошлым летом. Однажды, в жаркий и знойный день мы решили устроить пикник на полянке, в тени зелёных деревьев. Мы нашли поляну, на которой росло много красивых полевых цветочков. Она нам очень понравилась. Мы стали собирать цветы, чтобы сплести из них веночки на голову. С собой мы взяли мою кошку Машу. Она очень заинтересовалась беленьким цветочком и не отрываясь смотрела на него. Мне стало любопытно, я подошла и хотела сорвать цветочек, но вдруг внутри увидела три маленьких зелёненьких глазика. Лепестки цветочка потянулись ко мне, и он сказал: «Не рви меня, девочка, я могу исполнить твои три желания». Не успела я вымолвить и слова, а только подумала, как появилась маленькая фея Динь-Динь из сказки про Питера Пена. Фея кружилась вокруг меня и осыпала волшебной пыльцой. Вдруг я медленно стала подниматься вверх. Я успела схватить за руку Наташу, а Наташа Машу, а Маша корзинку с едой. Так мы долетели до облаков.

Мы сели, свесив ножки, на голубенькое, мягонькое, воздушное облачко. Пока мы смотрели вниз на землю, наша Маша уже начала обед и успела съесть целую связку сосисок, две курицы, три палки докторской колбасы, два окорока, салат, четыре упаковки «Вискаса», пакет молока, килограмм шоколадных конфет, большой торт с кремом, два банана и шесть апельсинов. А нам остались только два «Чупа-чупса» (и то уже облизанных Машей) и одно яйцо. Когда мы хотели съесть это яйцо, оно вдруг завертелось, закружилось и разломилось на две части. На дне корзины сидела красненькая ворона. Мы накормили её «Чупа-чупсами» и назвали Дашей. Ох, и здорово же было на облаке!

Мы решили устроить соревнования по бегу по облакам с прыжками. Мы бегали туда-сюда с Наташей и Машей. А Даша осталась в корзине. Когда я прыгнула за Дашей, то вдруг провалилась в дырку, которая образовалась почему-то в облаке. За мной полетела Наташа, а следом за ней Маша и Даша. Сразу же исполнилось второе желание. У меня раскрылся парашют.

Я поймала Наташу, а Даша успела схватить Машу. Так мы благополучно приземлились прямо в Тихий океан. Мы мирно покачивались на голубых волнах океана. И вдруг увидели, что на нас несётся акула с разинутой зубастой пастью. Только я хотела загадать третье желание, как вдруг Маша сказала: «Кто выключил свет?» Мы уже ничему не удивлялись. Как же нам увидеть солнце? Тогда Маша встала на Дашу, я на Машу, Наташа на меня. Но солнца мы не увидели.

Вдруг ни с того ни с сего мы попали на водный фонтан. Когда осмотрелись, то увидели, что сидим у кита на спине. Тогда-то мы поняли, что совсем недавно находились внутри акулы. Но она выплюнула нас, потому, что ей было щекотно от Наташиных кудрявых волос на голове. Ведь она упиралась головой прямо в нёбо акулы и в поисках света вертела головой. Это и спасло нас.

Третьим желанием было – поскорее попасть домой. Кит пересадил нас на подводную лодку Капитана Немо, потом на машину Рона Уизли, где Гарри Поттер уступил нам свою метлу «Молнию». На ней мы долетели до восточного экспресса, на одном из перронов нас встретила лошадь Спирит, которая довезла нас до такси, на котором мы благополучно доехали до дома.

Вот это было приключение!

Новикова Александра

Тема: «Нелепицы»

Возраст: Старшая группа (5 лет)

Образовательная область: Речевая игра

Форма проведения: Совместная деятельность взрослого и детей. Самостоятельная деятельность детей.

Цель: Оценить элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.

Воспитательные- воспитывать в ребенке умение выражать свою мысль.

Развивающие- формировать умение различать реальность и фантазийный вымысел; уточнение представлений о предмете, явлениях природы.

Образовательные -упражнять ребенка рассуждать логически и грамматически правильно.

Планируемый результат :

Закрепление умения детей проявлять самостоятельность

в выполнении заданий заданных воспитателем.

Методы и приемы:

Словесный- объяснение, рассказ.

Наглядный- демонстрация.

Практический- выполнение заданий.

Наглядные средства обучения: Одинаковые картинки с изображением довольно нелепых ситуаций с животными, карандаши.

Организация детей: Дети сидят по два человека за столом, всего столов в групповой комнате -12

Индивидуальная работа: Помощь советом затрудняющимся детям.

Предварительная работа: Загадывание загадок.

Структура НОД:

1. Организационный момент.

2. Задание «Правильно неправильно»

3. Задание «Так бывает или нет»

5. Подведение итога.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Организационный момент:

Воспитатель: ребята, сегодня мы поиграем в игру «Нелепицы». А что такое нелепицы? (нелепицы –это неразумное, нелепое высказывание, утверждение, поступок, положение)

Прежде чем начнем игру, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко, говорим

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми

Только руку подними.

Ну-ка, детки, послушайте и угадайте загадки.

1. Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

(Черепаха)

2. С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

3. Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

С водой не знается.

4. Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.

5. Катя что-то завизжала.

Удивляется малыш:

Что ты Катя задрожала?

Ведь в углу сидела … .

6. Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка.

(ЛЯГУШКА)

7. Из яйца, как из пеленок,

Вылез маленький …

(ЦЫПЛЕНОК)

Отлично, ребятки, закончились загадки.

1. Задание «Правильно неправильно».

Сейчас каждому из вас,дети, я выдам чёрно- белую картинку с изображением нелепиц. Вы рассмотрите ее. Рассмотрели? Теперь назовите, какие животные изображены неправильно. Затем раскрасьте цветными карандашами только те изображения, которые соответствуют истине, что может быть на самом деле.

2. Задание «Так бывает или нет».

Как вы считаете, дети, что на этой картинке верно, а чего не может быть? Дайте свои ответы.

Молодцы, ребята, вы справились отлично со своими заданиями!

Приложение 1.

Приложение 2.

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка» Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Безопасность на дороге» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 приморского района Санкт-Петербурга Конспект непосредственной.

Цель: Закрепление цветов. Научить наносить клей на детали аппликации и их приклеивания; развивать интерес к результату своей работы. Задачи:.

Цель: учить составлять изображение предмета из нескольких одинаковых форм (ватных дисков). Задачи Воспитательная: Воспитывать терпеливость,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Испытание магнита» Муниципальное образовательное учреждение – средняя образовательная школа№3 г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой структурное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по продуктивному виду деятельности-лепке «Бабочки и стрекозы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 149» Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

11 Методика «Память на образы»

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма - 6 правильных ответов и больше.

12 Методика «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

13 91 47 39
65 83 19 51
23 94 71 87

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека - 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.

13 Мелкая моторика. Функциональные пробы руки

Методика направлена на выявление динамики, темпа работоспособности, уровня развития тонкой моторики, координации движений.
«Перебор пальцев» - это поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4, 5 пальцам (5 серий движений), которое производится обеими руками одновременно, сначала в медленном темпе, а потом в максимально быстром. При затруднениях вводится игровой момент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальчиком - раз, два, три, четыре».
Оценка результатов:
4 балла - выполнено правильно, но в несколько замедленном темпе;
3 балла - дезавтоматизация движений на истощение;
2 балла - явления персевераторности на истощение;
1 балл - выраженная персевераторность движений.

14 Методика исследования мышления детей 5 - 7 лет. "Времена года"

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

15 Тест "Вырежи фигуру"

Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 5 до 7 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры на рис 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

16 Тест для исследования ориентации в пространстве. «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

17 Узнавание реалистических изображений

Ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать ребенку, с какого изоб­ражения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяет обнаружить особенности стратегии восприятия. На листе слева направо располо­жены: в верхнем ряду - бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду - моло­ток, балалайка, расческа.


18 Тест "Найди пару"

После того как ребенок нашел две одинаковые, по его мнению, картинки, он начинает самопроверку. В том случае, если ребенок выполнил задание неверно, и самопроверка не привела его к правильному ответу, то через день или несколько дней следует вернуться к этому заданию и попытаться его выполнить снова.

Приучайте ребенка последовательно и планомерно сравнивать между собой все рисунки в задании. Здесь важно, чтобы ребенок научился быстро и точно находить признаки, элементы, по которым рисунки отличаются друг от друга.

Найден ответ с помошью психолога- низкий уровень
Найден ответ за 1 мин - среднее уровень
Найден ответ самостоятельно меньше 1 минуты - высокий уровень


19 Тест "Чего не хватает на этих рисунках".

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов
10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.
6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.
4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.
2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.
0-1 балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.
Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.

Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

20 Тест на исследование слуховой памяти детей. "Арифметический тест Векслер

Ребенку предлагается повторить несколько цифр так, как услышал (прямой порядок).

Например:

13; 48 3; 574 9; 1648 6; 24639 4; 947256 2.

■ Предупредить ребенка о том, чтобы он вниматель­но слушал и старался запомнить цифры.

Затем задание усложняется. Ребенок должен по­вторить цифры в обратном порядке.

Например: 8 3, ребенок повторяет: 3 8.

Цифровой ряд: 6 2; 1 7 3; 5 2 6 1; 8 2 5 1 9; 37615 8; 468372 5.

Результат

Ребенок покажет хороший уровень развития па­мяти, если назовет

■ 5-6 цифр при прямом повторении,

■ 4-5 цифр при обратном повторении.

21 Тест "Воспроизведение текста"


Воспроизведение текста (варианты для детей от 5 до 10 лет).

Методика предназначена для изучения особенностей смысловой (логической) памяти детей от 4 лет. При этом выявляются способности к пониманию и запоминанию текстов и особенности устной речи. Стимульный материал - отпечатанные короткие, доступные по содержанию рассказы, в которых для качественной и количественной оценки заранее выделены смысловые единицы. Могут использоваться рассказы для детей Л.Н. Толстого.

Тексты рассказов

А). " Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5,6). 10 человек пошли в музей (7,8). Восемь матросов решили просто погулять по городу (9,10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской парк (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль (14, 15). Вскоре корабль отправился в другой порт(16)."

Б)" Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2,3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4,5). Погода неожиданно изменилась(9), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8,9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10,11). Не медля ни секунды (12)я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)".

Инструкция: " Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.

22 Тест на мышление «Обведи контур»

Детям показывают рисунки и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках – образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

23 Определение устойчивости внимания. Методика исправь ошибки

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ.

Ход эксперимента: для диагностики можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определенное число ошибок.

Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.

Готовый текст задания:

Старые лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шыпучи и плодовиты.

24 Тест Эббингауза

Методика, предложенная Эббингаузом, применялась для самых разнообразных целей: выявления развития речи, продуктивности ассоциаций. С успехом может быть использована для проверки критичности мышления.

Для проведения опытов существует множество вариантов текстов: отдельные фразы, более или менее сложные рассказы. В лаборатории Института психиатрии на протяжении последних десяти лет применяется следующий текст.

Над городом низко повисли снеговые……………… Вечером началась…………..… Снег повалил большими………….... Холодный ветер выл как……..………дикий……………… На конце пустынной и глухой……………… вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с…………..….пробиралась по………………… Она была худа и бедно………………… Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и……………….ей идти. На ней было плохое с узкими рукавами, а на плечах………………… Вдруг девочка……………….и, наклонившись, начала что-то……………….. у себя под ногами. Наконец она стала на ……………. и своими посиневшими от…….……ручонками стала …………………. .по сугробу.

Тест применяется при образовании не менее 7 классов.

Испытуемому предлагают просмотреть текст и вписать в каждый пропуск ‑ только одно слово так, чтобы получился связный рассказ.

25 Методика экспресс-диагностики невроза Хека-Хесс