Темперамент ребёнка: типы и характеристика. Темперамент ребенка и воспитание: что должны знать родители

23.07.2019

Теории происхождения темперамента..................................................................7

Типы темперамента..............................................................................................16

Темперамент ребенка. ..........................................................................................19

Заключение.............................................................................................................20

Список используемой литературы.......................................................................22

Введение.

Индивидуальные различия людей в научной психологии описываются понятиями «темперамент», «характер», «способности», «личность». Однако разные авторы вкладывают в эти понятия разное содержание. Например, описание психологических аспектов темперамента часто не отличается от описания черт характера. В некоторых случаях вообще бывает трудно разграничить содержание всех этих терминов.

Естественно, что если даже в научных работах нет однозначности в трактовке этих понятий, то в повседневной жизни они тем более употребляются весьма вольно.

Понятие «темперамент» можно связывать со врожденными свойствами организма и в первую очередь со свойствами нервной системы. Действительно, совсем маленькие дети и даже новорожденные значительно отличаются друг от друга. Прежде всего это физические признаки: цвет волос, глаз, строение тела, черты лица и т. п. Различаются они и особенностями высшей нервной деятельности – у одних она более уравновешенна, у других – более подвижна и т. д. Но механизмы высшей нервной деятельности образуют единство с соответствующими психическими особенностями, которые также определяются наследственностью и одинаково проявляются в различной деятельности. Поэтому понятие темперамента есть понятие психологическое, а не физиологическое, и именно психологические особенности темперамента объединяют и подчиняют себе все другие проявления организма.

Таким образом, темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности, оставаясь постоянными в течение жизни.

Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, а также отдыха.

Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные – по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, т. е. под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

Цель: 1. Рассмотреть понятие "темперамент".

2. Изучить свойства темперамента.

3. Рассмотреть виды темперамента.

Общее понятие о темпераменте.

Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

К динамике психических процессов относятся:

а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность;

б) скорость протекания психических процессов;

в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.

Различия темпераментов по силе психических процессов выражаются в свойственной данному темпераменту слабости или, наоборот, силе нервных процессов. В связи с этим одни люди реагируют на внешние раздражения импульсивно, стремительно, их реакция всегда характеризуется повышенной тратой энергии. Другие безотносительно к силе раздражителей всегда реагируют вяло, неэнергично.

Сила психических процессов, характеризующая темперамент, выражается также и в степени их напряженности: у одних людей, даже при большой затрате энергии, психическая деятельность протекает легко, свободно, у других она связана с большим напряжением процессов высшей нервной деятельности.

Различия темпераментов по скорости протекания психических процессов выражаются прежде всего в степени быстроты соответствующих нервных процессов. У одного человека процессы восприятия и мышления протекают быстро, он отличается хорошей сообразительностью, наблюдательностью; у другого те же процессы протекают медленно, человек часто не поспевает за быстрой сменой обстоятельств, в которых ему приходится действовать. Скорость протекания психических процессов характеризуется также быстротой и легкостью смены одних психических процессов другими: у одних людей переход от одного вида психической деятельности к другому совершается быстро и резко, у других - медленно, размеренно. Одни люди характеризуются также быстротой эмоциональных реакций на различные впечатления, у других эмоциональные реакции возникают медленно и развиваются постепенно.

По степени эмоциональной возбудимости темперамент характеризуется прежде всего силой или слабостью эмоциональных переживаний. У одних людей чувства и эмоции отличаются глубиной, у других, наоборот, поверхностностью и слабостью. В связи с этим одни и те же раздражители могут вызвать у одних людей сильные чувства и даже аффекты, а у других- лишь едва заметные настроения. Одни люди откликаются на жизненные события всегда с повышенной эмоциональностью, другие, напротив, относятся к окружающим явлениям спокойно. Степень эмоциональной возбудимости характеризуется также относительной устойчивостью эмоциональных переживаний. У одних людей эмоции устойчивы и текут размеренно, у других они порывисты, неустойчивы, легко переходят в противоположные состояния.

Темперамент характеризуется также особенностями внешнего выражения эмоциональных переживаний. В зависимости от темперамента люди внешне совершенно различно проявляют свои эмоциональные переживания: одни отличаются богатой и выразительной мимикой, у других она бедная и маловыразительная; одни не выявляют наружу охватывающих их чувств, у других их эмоциональные переживания резко выражаются в словах и движениях. Эмоциональная возбудимость выражается также в характере движений человека; например, у одних людей походка быстрая, торопливая, у других спокойная, медленная.

Теории происхождения темперамента.

Термин темперамент происходит из латинского temperamentum (надлежащее соотношение частей, соразмерность).У Гиппократа он звучит как «красис»».

Гален (II в. н. э.), дал первую развернутую классификацию темперамента, основанную все на гуморальных представлениях Гиппократа о «краснее». Она включала 13 типов тепмерамента. С его точки зрения, преобладание желтой желчи (лат. chole - «холе») свидетельствует о холерическом темпераменте, крови (sanguis -«сангвис») - о сангвиническом, черной желчи (melanos chole - «ме-ланос холе») - о меланхолическом, а слизи (phlegma - «флегма») -о флегматическом темпераменте. Правда, психологическая характеристика этих типов темперамента у Галена была небогатой, но со временем она все больше расширялась.

Так, Иммануил Кант сангвинический и меланхолический типы рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический - темпераменты действия (с современных позиций первые два характеризуются повышенной эмоциональностью, а вторые - повышенной активностью). По Канту, сангвиник - веселый и беззаботный человек, меланхолик - мрачный и тревожный, холерик - вспыльчивый и активный, но не на долгое время, флегматик- хладнокровный и ленивый.

В связи с этим Вильгельм Вундт писал, что в будничных радостях и горестях жизни надо быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, затрагивающих наши интересы, - холериком, а в исполнении принятых решений -флегматиком. К сожалению, это совершенно не выполнимо.

Надо отметить, что понятие о темпераменте в те времена существенно отличалось от нынешнего. Психологические характеристики тогда почти отсутствовали. В основном древние врачи вели речь об организме и даже об отдельных органах.

Например, Гален говорил о темпераменте частей тела - сердца, печени, мозга.

Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии привело к новшествам в объяснении типов темперамента. Их все больше стали связывать с особенностями строения тела. Например, ряд ученых, помимо физических свойств крови; положил в основу разделения различие тканей и ширину просвета сосудов.

Эта теория несколько в измененном виде сохранялась вплоть до конца XIX - начала XX в. Например, П. Ф. Лесгафт (1910) считал, что в происхождении темпераментов очень важную роль играет ширина просвета и толщина стенок сосудов.

Другое анатомическое направление в объяснении типов темперамента касалось строения центральной нервной системы, так как именно мозг теснее всего связан с теми психическими особенностями, которые характеризуют различные темпераменты. Некоторые видели главную основу последних в величине мозга и толщине нервов, другие - в специфике их функционирования.

Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для физиологии и психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основной фактор различий в темпераменте - возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Его ученик Г. Врисберг связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. По его мнению, холерическо-сангвинический темперамент обусловлен крупным мозгом, «сильными и толстыми нервами» и высокой возбудимостью органов чувств. Идея о том, что специфика темперамента связана с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы, так или иначе прослеживается в учениях многих философов, анатомов и врачей XIX в.

Известный в свое время анатом И. Генле (J. Henle, 1876) предложил оригинальную и, надо признать, представляющую интерес и в настоящее время теорию темпераментов. Он.исходил из «тонуса» нервной и мышечной систем (или, как сейчас говорят, уровня активации покоя). С точки зрения этого ученого, тонус нервной системы у разных людей различен. Чем он больше, тем легче возбуждается человек, тем меньшее прибавочное раздражение требуется для того, чтобы вызвать в нем соответствующие ощущения, чувства или действия. Невысокая степень тонуса свойственна флегматикам - этим обусловлена общая вялость их движений, эмоциональная невозбудимость, слабость мимики, медленность походки и т. д. Благодаря малой двигательной активности у них наблюдается обильная эксу-дация питательных жидкостей в ткани тела и значительное отложение жира. Сангвиники и холерики отличаются легкой возбудимостью, однако у первых возбуждение проходит так же быстро, как и возникло, а у вторых оно сохраняется дольше, от чего зависит постоянство и глубина их чувствований и настойчивость поступков. Меланхолический темперамент характеризуется, с точки зрения Генле, несоответствием между сильными, глубокими чувствами и плохо развитой склонностью к деятельности.

Близка к этой теории и попытка французского философа А. Фулье (A. Fouillee, 1901) построить теорию темпераментов на основе учения об обмене веществ в организме. То, что Генле называет тонусом нервной системы, по мнению Фулье, сводится к большей или меньшей напряженности процессов распада и восстановления веществ в тканях тела, особенно в центральной нервной системе (т. е. к тому, что сейчас называют интенсивностью обменных процессов). По Фулье, в одних случаях преобладают процессы распада энергоисточников, в других - процессы восстановления.

Ряд русских ученых тоже придерживался гуморально-эндокринной теории происхождения типов темперамента. П.П. Блонский (1927) считал, что особенности поведения человека зависят оттого, насколько уравновешенно и согласованно работают симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

Попытки построить классификацию типов поведения человека, принимая в расчет повышенную или пониженную деятельность отдельных желез внутренней секреции, предпринимали Н. А. Белов (1924), Б. М. Завадовский (1928). По мнению Б. М. Завадовского, различия в темпераментах обусловлены взаимодействием щитовидной и надпочечной желез: у сангвиника их активность высока, у флегматика - слаба; у холерика - слабая активность щитовидной железы, но сильная надпочечников; у меланхолика - наоборот.

Известна также химическая теория темперамента, выдвинутая в 1920-е гг. У. Мак-Дауголлом, близкая по сути древней гуморальной концепции. Тогда же японский психолог Т. Фурукава указал, что основным методом диагностики темперамента служит определение химического состава крови.

1. Конституциональные теории темперамента.

Эти теории направлены на выявление связи между строением тела человека и его психическими свойствами, его характером.

1. Типология Э.Кречмера (1921) - указывал, что люди, обладающие определенным типом телосложения, имеют наследственную предрасположенность к определенным психическим заболеваниям.

Он выделяет 4 типа телосложения: лептосоматик, пикник, астеник, диспластик. В соответствии с ними 3 типа темперамента: шизотимик, цикломатик, иксотимик.

2. Концепция темперамента У.Шелдона (соматотип) сформулирована в 40-х гг. в США.

Основное положение - тело и темперамент - это два параметра одного и того же объекта - человека. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из существования соматотипа - типа телосложения и описывал их с помощью трех основных параметров: эндоморфия, мезоморфия, эктоморфия и выделяет соответственно им три типа телосложения. Эти типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента: висцеротоники, соматотоники, церебротоники.

2. Факторные теории темперамента.

Голландцы Г.Хейманс и Е. Вирсме разработали вопросник 90 вопросов и исследовали 2500 человек. На основе материалов исследования они выделили три основные биполярные характеристики темперамента:

1. Эмоциональность - отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции.

2. Активность - пассивность. Основанием для оценки этого свойства является активность в труде, школе, дома, при проведении досуга.

3. Первичная функция - вторичная функция.

Индивиды с первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект быстро угасает. Индивиды с вторичной функцией - первичная реакция на раздражитель слабая, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время.

Люди с первичной функцией (экстраверты по Айзенку) оцениваются как импульсивные, легко примиряющиеся, находящиеся в постоянном движении, шутливые, поверхностные, с легкостью устанавливающие контакт с окружающими. Индивиды с преобладанием вторичной функцией (интроверты) - серьёзные, педантичные, спокойные, выдержанные, замкнутые, педантичные, добросовестные, склонные к депрессии.

В результате соответствующего комбинирования этих характеристик получается восемь различных типов темперамента.

В настоящее время общепринятыми считаются теории темперамента, учитывающие много факторов при его описании и типологии.

Итак, темперамент понимается как составная часть личности. Он трактуется как характерная для данного индивида совокупность психических свойств, определяющих присущий ему способ взаимодействия с окружающей средой.

В то же время представляет особый интерес вопрос о существовании возможной зависимости между темпераментом и личность, т.е. о влиянии темперамента на формирование личности ребенка.

Здесь выделим ряд следующих положений (по Стреляу):

1. Проявления темперамента непосредственно влияют на обращение с ним окружающих, что оказывает косвенное воздействие на формирование его личности.

2. Те формы поведения, которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются уже в раннем онтогенезе, не могут быть безразличными для окружающих. Так, младенец, который много плачет, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок спокойно лежащий. К ребенку, который на любую новую ситуацию реагирует страхом и бегством, родители применяют иные воспитательные меры, чем к ребенку, проявляющему в подобных ситуациях интерес и любопытство.

3. Свойства темперамента - определяют способ воспитания и обращения с ребенком -опосредованно влияют на образование познавательных и деятельностных структур или мотивов поведения.

4. Темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окружающую его обстановку и систему воспитания.

5. Несмотря на одинаковые влияния среды (воспитательные воздействия), каждый индивид обладает особой, неповторимой личностью.

Темперамент является одним из факторов дифференцирующим личности у детей. Один и тот же воспитательный прием (наказание) может оказывать разное влияние, т.к. у детей с разным темпераментом разные реакции на стимулы одинаковой силы. Это проявляется в том, что свойства темперамента наряду с другими факторами определяют необходимую ребенку интенсивность воспитательных действий, что оказывает опосредованное влияние на условия формирования личности.

6. Существует тенденция к предпочтению индивидом ситуаций и действий, характеризующихся определенным уровнем стимуляции, обусловленной темпераментом.

7. Высокореактивные индивиды предпочитают ситуации и способы поведения с небольшим количеством раздражителей, тогда как низкореактивные ищут ситуации и организуют своё поведениетак, чтобы они были богаты стимулами. Ребенок, который постоянно предпочитает те или иные ситуации и действия, избегая других, со временем вырабатывает в себе определенные навыки и стереотипы поведения. Они распространяются на различные ситуации и формы поведения, могут сформироваться как соответствующие особенности личности.

Особенности и свойства темперамента.

1) Свойства универсальны и проявляются во всех сферах деятельности.

2) Проявляется с раннего детства.

3) Мало изменяется в течении жизни, устойчив.

4) Зависит от свойств нервной системы.

5) Каждое свойство выполняет определенные приспособительные личностные функции в деятельности.

6) Свойства образуют определенный симптома-комплекс свойств у каждого человека.

И.П.Павлов полагал, что три свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы).

Этими свойствами являются:

1. сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители. Они характеризуются выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

2. уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения;

3. подвижность, как показатель быстроты смены процессов возбуждения и подвижности;

Идеи И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности развивали отечественные ученые Е.М. Тепловым, В.Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии - дифференциальную психофизиологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы:

1. лабильность - скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса;

2. динамичность - скорость и легкость выработки условных рефлексов;

3. концентрированность - показатель меры дифференцировки раздражителей.

Проблема психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В.С. Мерлиным и его сотрудниками. К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы. При этом выделены следующие психические свойства:

1. активность, показывающую, насколько активен человек в преодолении препятствий в своих действиях, поступках (о соотношении реактивности и активности судят по тому, от чего зависит деятельность человека - от случайных обстоятельств или от намеченных целей, стремлений);

2. сензитивность - возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;

3. регидность(пластичность) - гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертности, косность, нечувствительность к изменению условий;

4. экстра-интро-вертированность - направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события (экстра-). Направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли (интро-);

5. тип реакции - скорость протекания психических процессов и реакций;

6. реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители.

Типы темперамента.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям(интроверсия).

3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость или ригидность.

4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности.

В отдельных видах темперамента происходит "смешение" рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях.

Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

1. Сангвинический темперамент.

И. П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента: "Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым".

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

2. Холерический темперамент.

"Холерический тип, - отмечает И. П. Павлов, - это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся. "Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу".

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях; Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.

При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

3. Флегматический темперамент.

"Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни".

Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

4. Меланхолик (меланхолический темперамент) - слабый тип высшей нервной деятельности, для которого характерны слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность; такие лица застенчивы, сдержанны, нерешительны, неуверенны в себе, у них часто подавленное настроение, глубокое переживание даже незначительных событий в жизни.

Темперамент ребенка.

Дети значительно отличаются друг от друга своим темпераментом, причем эти различия проявляются с момента рождения. Их диапазон необыкновенно широк.

Так, Бриджер и Берне обнаружили достоверные индивидуальные различия в изменении частоты сердечных сокращений у младенцев в ответ на прикосновение. Различались также реакции младенцев на разнообразные способы успокоения после воздействия стрессогенных стимулов. В других исследованиях были показаны различия в поведении при сосании, различия в характере зрительных реакций, а также в характеревыработки условных рефлексов.

Лонгитюдное исследование, выполненное Томасом с соавторами в Нью-Йорке, показало, что дети достоверно различаются по следующим характеристикам: уровень активности, энергичность, регулярность различных биологических циклов (сон, бодрствование, голод, насыщение, динамика процессов выделения и т. д.). Дети также отличаются по способности к адаптации (то есть тем, насколько легко меняется ихповедение в ответ на изменившиеся обстоятельства окружающей среды) и по интенсивности своих эмоциональных реакций (например, обнаруживая свою радость громким смехом или спокойной улыбкой, а неудовольствие

Криком или просто жалобой).

Дети отличаются также тем, идут ли они навстречу контактам или, наоборот, избегают их. Стиль поведения детей, оцененный с помощью такого подхода, сохраняется примерно на протяжении года, однако указанные характеристики ни в коей мере не являются фиксированными навсегда и в более длительных масштабах времени претерпевают заметные изменения.

Заключение.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Принято выделять следующие свойства темперамента.

Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции.

Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, неожиданный резкий звук).

Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие психические проявления, как целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. д.

Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума и т. д.).

Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т. д.). Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений.

Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне.

Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя. Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

Какой темперамент лучше? Такая постановка вопроса является принципиально неправильной. Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Так, холерики могут сосредоточить большие усилия в течение короткого промежутка времени. Они быстро загораются и так же быстро гаснут. Им не хватает выдержки для длительной, кропотливой работы. Быстро охватив какую-то проблему в целом, они не всегда способны к подробной детализации различных ее аспектов.

Сангвиники, как большие оптимисты, быстро находят контакт с людьми, привлекают внимание других своими веселым нравом, легко дают обещания и так же легко забывают о них. Их повышенная работоспособность хорошо проявляется обычно в начале деятельности, но вскоре могут наступить усталость и потеря интереса.

Флегматики, нередко хладнокровные люди, в противоположность холерикам, не могут быстро оценить обстановку и принять правильное решение, но зато обладают способностью добиться успеха упорным и кропотливым трудом.

Меланхолики, характеризующиеся слабой возбудимостью, но глубиной и длительностью эмоций, обычно медленно входят в работу, вначале могут быть медлительными и пассивными, но обладают большой выдержкой. Их трудоспособность постепенно повышается и достигает максимума к середине или концу рабочего дня.

Список литературы.

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов на Дону, 1999.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

3. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002.

4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2000. 624с.

5. Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

6. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М., 1998.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 1995.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д., 1996.

11. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. – М., 1992.

12. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – М., 1998.
13. Щадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос,2001.
14. Щадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002.


Понаблюдайте за детьми. Каждый ребенок уникальный. Одни дети эмоциональные, громкие и энергичные, а другие – уравновешенные, спокойные и расчетливые. В чем же дело? Различия в поведении объясняются врожденными свойствами нервной системы, которые называются типами темперамента.

Именно темперамент устанавливает активность , способность переходить от одного вида деятельности к следующему, реакцию на происходящее вокруг.

Темперамент очерчивает стабильные, принадлежащие человеку с рождения черты. Его особенности влияют на характер и способности, поведение в повседневных и непривычных ситуациях, специфику общения и взаимодействия с людьми.

Заинтересованность определенным видом деятельности, быстрота запоминания и восприятия, умение сосредотачивать внимание, серьезность интересов, подходящая скорость деятельности, глубина психических процессов и прочее находятся под влиянием темперамента.

Темперамент характеризует изменение психических процессов, развитие личности.

В этом состоит особенность путей становления личности ребенка.

У детей ведущий вид темперамента начинает проявляться после . Ребенок уже элементарно способен контролировать свое поведение, выражать эмоции.

Особенности проявления темперамента в дошкольном возрасте базируются на таких свойствах нервной системы, как возбуждение и торможение. В свою очередь они характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов.

Сила нервных процессов – это стойкость нервных клеток перед существенным возбуждением, не подавляемым торможением. У ребенка это наблюдается в трудоспособности, чувствительности к внешнему миру. Сила процессов возбуждения характеризуется способностью малыша длительное время заниматься одним видом деятельности. Сила процессов торможения выражается в умении крохи заниматься деятельностью, не отвлекаясь. Обратной стороной является слабость нервных процессов – это неспособность сосредотачиваться и прилагать усилия в достижении результата.

Уравновешенность проявляется в равной силе процессов возбуждения и торможения. В данном случае кроха сдержанно и без проблем выполняет поставленные задачи. При неуравновешенности у ребенка преобладают процессы торможения и возбуждения поочередно. Поэтому малыш либо без труда справляется с поставленной проблемой, либо долгое время не может ее решить.

Подвижность нервных процессов характеризуется возможностью процессов возбуждения и торможения оперативно заменять друг друга при потребности. Это влияет на умение крохи переключаться с одного вида деятельности на другой. Обратным качеством является инертность, то есть для новых начинаний требуются усилия.

Как и у взрослых, выделяют такие типы темперамента у дошкольников: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик

Дети-холерики обычно неспокойны, несдержанны, вспыльчивы, ощущают сложности в приспосабливании к всевозможным запретам, установленным порядкам, требованиям старших. Для холериков характерна быстрая и громкая речь, жестикуляция, стремительные движения. В общении стремятся быть главными, отдают предпочтение подвижным играм.

  • Речь взрослого должна быть тихой и спокойной во время бесед с ребенком-холериком.
  • Необходимо четко придерживаться режима дня.
  • Не стоит подавлять активность крохи, но за несколько часов до сна необходимо организовать спокойные игры.
  • Следует вырабатывать усидчивость, и улучшать внимание. Этому способствуют настольные игры, конструирование, рисование, лепка.
  • Во время командных игр нужно способствовать тому, чтобы дошкольник-холерик придерживался правил и учился контролировать свое поведение.

Сангвиник

Оживленный, уверенный, приветливый ребенок, который легко идет на контакт, искренний, веселый. Разговаривает преимущественно громко, быстро, эмоционально. Речь обычно сопровождается ярко выраженной мимикой и жестикуляцией.

Сангвиник обладает умением преодолевать преграды, имеют симпатию ровесников.

Советы родителям и воспитателям:

  • Надо контролировать выполнение заданий сангвиником. Важно, чтобы дело было доведено до конца.
  • Стоит указывать даже на незначительные нарушения малыша.
  • Следует быть настойчивым и строгим в воспитании крохи-сангвиника.

Флегматик

Спокойный, медленный, сдержанный ребенок, довольно терпелив, в том числе и к физической боли. Разговаривают не спеша, спокойно, плавно, не выражая эмоций, без жестов и мимики. Имеет узкий круг общения с детьми. Флегматики отличаются стабильностью в привязанности.

Советы родителям и воспитателям:

  • Будьте терпимы к медлительности малыша. Упреки и повышение голоса не приведут к убыстрению.
  • Поощряйте подвижные игры.
  • Если кроха быстро и качественно справился с определенным заданием, похвалите.

Меланхолик

Дети-меланхолики с незнакомыми людьми робкие, скрытные, боязливые, хотя в обычном, благоприятном окружении смышленые, чуткие и отзывчивые. Им присуща легкая ранимость. Разговаривают спокойно, не громко, не пытаются быть лидерами.

Советы родителям и воспитателям:

  • Говорите с ребенком-меланхоликом исключительно спокойным тоном.
  • Привлекайте малыша к совместной деятельности.
  • Учите ребенка знакомиться со сверстниками.
  • Чаще хвалите кроху.

Как определить темперамент ребенка?

Лучший метод определения ведущего типа темперамента – наблюдение.

Родители могут воспользоваться небольшой анкетой. Необходимо поставить плюс около тех пунктов анкеты, которые максимально соответствуют характеристике дошкольника.

Анкета

  1. Предпочитает шум и суматоху около себя.
  2. Чувствует большую потребность в близких людях, которые могли бы поддержать, успокоить.
  3. Ребенок зачастую недоволен чем-то, взбудораженный, неспокойный.
  4. На поставленные вопросы быстро не ответит.
  5. Отдает предпочтения занятиям, которые не занимают много времени.
  6. Дети находят его веселым.
  7. Склонный к многократным переменам настроения.
  8. Зачастую молчалив среди детей.
  9. Не решается на разговор первым с незнакомыми людьми.
  10. Отдает предпочтение уединению, нежели шумным играм.
  11. Способен длительное время заниматься одним делом или игрой, не отрываясь.
  12. Любит похвастаться, преувеличить события.
  13. Часто не способен усидеть на месте.
  14. Его легко обидеть.
  15. Трудоспособный на протяжении долгого времени, не утомляется.
  16. Без труда переходит от одного задания к следующему.
  17. Нетерпеливый и несобранный, в особенности не любит ждать.
  18. Отдает предпочтение щепетильным занятиям, какие не требуют мгновенных реакций.
  19. Быстро утомляется, отвлекается, не слушает.
  20. Уверен в себе, просто справляется с неудачами.

Утверждения, которые характеризуют сангвиника: 1, 6, 12, 16, 20.

Утверждения, которые характеризуют холерика: 3, 5, 7, 13, 17.

Утверждения, которые характеризуют меланхолика: 2, 9, 10, 14, 19.

Утверждения, которые характеризуют флегматика: 4, 8, 11, 15, 18.

Каждому утверждению отвечает 1 бал.

Если, по итогам оценок взрослого, ребенок набрал 4-5 балла, это свидетельствует об интенсивно выраженных свойствах определенного типа темперамента.

Если результат 1-3 балла, то брать во внимание свойства данного типа темперамента не время. Стоит подключить к анкетированию еще нескольких взрослых с окружения ребенка, а также понаблюдать за поведением малыша. И после этого вывести средний балл.

Для воспитателя будет актуальным наблюдение за дошкольником в конкретных ситуациях.

Ситуации для наблюдения

1. Какое поведение у ребенка, когда появляется потребность в моментальных действиях?
а) без затруднений вливается в работу;
б) действует энергично и быстро;
в) работает медленно, без лишних слов;
г) действует несмело, растерянно.

2. Какая реакция малыша на замечания воспитателя?
а) обещает, что в последний раз так сделал, но через время ведет себя так же;
б) реагирует на замечания несдержанно, не слушается, делает по-своему;
в) молча берет во внимание мнение взрослого;
г) оскорбленно молчит, долго беспокоится.

3. Как разговаривает дошкольник со сверстниками в важных для него ситуациях?
а) оживленно, с охотой, вслушиваясь к высказываниям остальных;
б) быстро, увлеченно, никого не слушая;
в) сдержанно и с уверенностью;
г) неуверенно, несмело, оглядываясь на других.

4. Какое поведение в необычной обстановке (в кабинете медсестры, заведующего)?
а) быстро ориентируется, проявляет интерес, оживленность;
б) взбудораженный, иногда слишком, беспокойный;
в) сосредоточенно, тщательно рассматривает все вокруг;
г) смущается, ведет себя застенчиво.

Возле каждого варианта ответа нужно поставить плюс или минус.

Выше предложены примеры четырех контрольных ситуаций. Для более точного результата неплохо самостоятельно увеличить их количество. Например, понаблюдать, как малыш прощается с родителями утром, как встречает их вечером, какое поведение в проблемных ситуациях и тому подобное. Подсчитайте результат. Преобладание во всех случаях реакций типа а означает доминирование сангвинических черт темперамента, типа б – холерических, типа в – флегматических, типа г – меланхолических.

В оригинальном виде типы темперамента встречаются нечасто. Обычно в промежуточном или смешанном виде. Также, в дошкольный период характеристики темперамента таятся за возрастной импульсивностью, ослабленной нервной системой (с возрастом исправляется). Разгадав тип темперамента ребенка, можно подобрать соответствующие методы и приемы воспитания, чтобы не навредить малышу.

Инструкция

Этот тип темперамента отличается неуравновешенностью, агрессией, высокой возбудимостью. Дети – решительны и бесстрашны. Они часто самостоятельны, всегда знают, чего хотят. Они не любят одиночества, а в компании стремятся быть лидерами. Правильное воспитание должно проявить в таком ребенке инициативу, увлеченность и организованность. Холерики быстро включаются в игру, но также быстро им она надоедает. Поэтому важно занять такого ребенка активными, подвижными играми. Но игры должны быть непродолжительными, с большим и резким выбросом энергии. Это может быть футбол, баскетбол, ритмичные танцы, соревнования. В воспитании таких детей нужно быть спокойными и терпеливыми. Читайте ему добрые и спокойные книжки, не ругайте его, а объясняйте, что его поступок был плохим и неприятным для окружающих.

Сангвиник

Этот тип темперамента отличается непостоянством. Ребенок – сангвиник легко и быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Эти дети любознательны, дружелюбны, активны, жизнерадостны. Они не обидчивы, быстро забывают обиды и перестают плакать. Такой ребенок легко заводит новых друзей, любит компании, поэтому можно предложить ему коллективные игры. Это могут быть танцы, футбол, волейбол и т.д. В силу большой подвижности ребенка – сангвиника не стоит отдавать его в «сидячие» кружки. Дети – несобраны, часто рассеяны и несерьезны, но правильное воспитание поможет родителям проявить в нем целеустремленность в учебе. Для привлечения внимания к учебе родителям такого ребенка нужно много заниматься индивидуально: читать книжки, смотреть развивающие мультфильмы, собирать конструкторы.

Флегматик

Этот тип темперамента отличается спокойствием и неторопливостью. Такие дети молчаливы, медлительны, спокойны к происходящему вокруг. Они любят постоянство: одни и те игрушки, своя личная посуда, хорошо знакомые люди. Фантазия таких детей развита слабо, поэтому не стоит оставлять ребенка самому себе, нужно постоянно заинтересовывать его новыми занятиями. Дети – мало двигаются, любят поспать. Из-за этого спортивные игры их мало интересуют. Но такие дети упорные, всегда добиваются своих целей. Они стабильны, хорошо запоминают все новое. Такие дети усидчивы и поэтому для них подойдут такие занятия как рисование, лепка, аппликация, вышивание, музыка или бальные танцы. Флегматиков очень трудно заинтересовать чем-то новым, но они с удовольствием играют в то, что хорошо знакомо.

Меланхолик

Этот тип темперамента отличается задумчивостью, непонятностью, замедленностью. Такие дети быстро устают, они малоподвижны, с трудом переключаются с одного занятия на другое. Если у ребенка – меланхолика плохое настроение, то это надолго. Если его обидеть, то он будет долго плакать и глубоко переживать. Меланхолики бояться чужих людей и незнакомых обстоятельств. Но, привыкнув, с удовольствием общаются со сверстниками. Такие дети мягкие по характеру, отзывчивые, открытые. Им подойдут спокойные игры и занятия. Они полюбят спокойные фильмы или передачи про животных, чтение книг, лепку или рисование. Такие дети в будущем могут писать стихи, которые будут наполнены совсем недетскими мыслями. Дети – любят одиночество, часто играют одни. Родители должны уделять им много внимания и заботы, дарить тепло и любовь.

Детей также как и взрослых можно различить по типу темперамента, хотя его особенности характеризуются смешанными признаками. У детей типы темпераментов проявляются более сложно и многообразно, они чаще всего имеют смешанный характер. Однако, учитывать свойства темперамента дошкольников в воспитательно-образовательной работе необходимо.

С целью выявления и решения проблем психоэмоционального характера, проблем с успеваемостью, адаптацией в обществе, проблем в межличностных отношениях, в развитии ребёнка необходима практика профилактических исследований темперамента детей. К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход, в образовательно-воспитательной работе, с учётом всех его индивидуальных способностей.

Это даст большую эффективность развития всех особенностей и способностей детей, чем обычная программа, рассчитанная на общую группу детей – шаблонные методы. Индивидуальные программы – это важнейшая задача психологов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

У детей с рождения наблюдаются различия их характеров, предпочтений, в активности, эмоциональное поведение, волевые качества. В дошкольном возрасте они уже проявляются более ярко.

Физиологически темперамент проявляется в виде силовых качеств, степени подвижного образа, степени эмоциональной и психологической уравновешенности.

Темперамент можно охарактеризовать по четырём типам, имеющим общие виды распознания: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Если у детей наблюдается смешанный темперамент, то какой-то из них будет всё равно преобладающим. Возможно, что при определённых условиях, с возрастом, приоритеты сменятся и преобладать начнёт другой тип темперамента. В любом типе темперамента есть опасные пороги, которые приводят к саморазрушению личности человека.

У сангвиников может возникнуть неопределённость интересов, они могут хвататься за всё, и одновременно их не будет интересовать ничего.

Холерики могут потерять самоконтроль над собой, стать несдержанными, агрессивными.

Флегматиков может абсолютно всё окружающее перестать интересовать и их поглотит вялость и уныние.

У меланхоликов самый непредсказуемый характер, они по своей натуре неуверенны в себе, замкнуты в собственном внутреннем мире, слишком застенчивы, могут полностью отстраниться от реальности. Меланхолики чаще других склонны к самоубийству.

Естественно воспитателям надо знать своих подопечных и их темпераменты, чтобы найти к детям правильный подход, но это не является основой воспитания. При владении знаниями о темпераменте воспитатель может более тонко воздействовать на нервную систему ребёнка, выявить и развить более сильные стороны и противодействовать, заглушая более слабые стороны, особенно несущие негативные качества.

Поведение ребёнка зависит не только от его темперамента, но и от воспитания и их методов, от окружающей среды. Типы темперамента у детей это только одно из множества условий формирования психики. Противоречивый и неправильный подход к процессу воспитания в сочетании с темпераментом может привести к расстройству психики и поведения ребёнка, сопровождающимися нервными срывами, истериками либо к изменениям жизненных приоритетов впоследствии.

К примеру, слишком интенсивная программа, обучения в ускоренных темпах, может вызвать потерю интереса к дальнейшему обучению, если ребёнок не успевает всё осознать, что ему объясняет воспитатель. Одни дети схватывают всё на лету, а другим надо всё раскладывать по полочкам, они требуют дополнительного внимания и разъяснения. Развитие и созревание у всех детей разное и это тоже надо учитывать.

Пора ознакомиться, кто есть кто, с признаками темпераментов, и в чём их различия.

Типы темперамента у детей — Сангвиник

Неусидчивый ребёнок, вертится как юла, переменчив в интересах, подвержен внезапным эмоциональным всплескам, слёзы для него это привычное дело, но быстро отходчив. Родителей всегда тревожит его рассеянность, небрежность, однако в обществе он легко находит себе собеседников и даже проявляет черты лидерства, хороший рассказчик и выдумщик, красноречив. Как быстро засыпает, так-же быстро и рано встаёт, поспать долго рядом с ним вряд-ли удастся.

Ребёнок с таким темпераментом настолько непоседлив, подвижен и любопытен, что уследить за ним практически невозможно. Не стоит слишком беспокоиться, такие дети не проявляют зла или жестокости, они выбирают жизнерадостную и весёлую, активную жизненную позицию, в их обществе приятно проводить время. Спокойная и уравновешенная жизнь, не для таких детей и подходя к этому вопросу с такими требованиями нужно аккуратно.

Чтобы удержать на какое-то время внимание ребёнка надо его заинтересовать, что отнимет много времени у взрослых.

Типы темперамента у детей — Меланхолик

Поведение меланхолика более предсказуемое и в тоже время не совсем понятное. Его внутренний мир очень насыщен. Меланхолика можно часто застать в неподвижной задумчивой позе, это тот темперамент который ярко выражает свои эмоции, такие как грусть, он способен долго рыдать где нибудь в углу, если его обидят. Часто такие дети оказываются игроками одиночками, им сложно разделять игры с другими сверстниками, но преодолев себя, ребёнок с таким темпераментом всё-таки может повеселиться в компании.

У меланхоликов свои привязанности, в том числе и к людям, они дружелюбны со снакомыми и сторонятся чужих людей, в том числе незнакомых сверстников. Дети ведут себя рассудительно, придерживаются правил, предпочитают одиночество, если находятся в обществе, то не терпят грубого поведения, даже в играх. Ребёнок за столом, во время еды, ведёт себя избирательно, разборчив в свих предпочтениях. К начатому делу относится скрупулезно и по настоящему, с интересом, его трудно отвлечь другими интересами, если он чем-то занят. Как правило таких детей трудно уложить спать и ещё более сложно поднять утром с постели.

Для меланхолика забота, любовь и понимание играют большую роль в отношениях. К спорту они по большей части безразличны – он их не привлекает и даже отталкивает.

Для таких детей воспитатели и педагоги должны подбирать форму образования по средствам приобщения к искусству, давать индивидуальные задания: нарисовать картинку, слепить из глины, что-то построить из конструктора, игры не должны быть соревновательными. Любое грубое слово в адрес ребёнка заставит его долго и глубоко переживать.

Типы темперамента у детей — Холерик

Готов отстаивать свое мнение вплоть до кулачных боем, настойчиво и решительно идёт к своей цели, он конкретно знает, чего хочет добиться, не взирая, на методы, его не волнует и тем более не интересует чужое мнение. Компромиссы не для него. Стоит попотеть, чтобы в чем-то переубедить холерика.

Такие дети обычно более самостоятельны. За счёт силы воли многого может добиться, не взирая на ссадины, синяки и шишки. Мало спит – много, и всё подряд ест. Поступки зачастую не обдуманные с противоречивым характером, может проявлять свой характер из крайности в крайность. Подвержен импульсивным всплескам гнева, с криками кидается в драку и через мгновение может повести себя так, что про него можно сказать – «Золото, а не ребёнок».

Дети с таким темпераментом, в отличии от меланхоликов любят активные и грубые игры, часто вступают в конфликты со сверстниками, а иногда и со взрослыми. Чтобы стерпеть общение с ребёнком-холериком, нужны «железные» нервы и огромное терпение. Для холерика более подходит обучение в спортивном, энергичном, соревновательном стиле. На пользу пойдут книги о сказочных героях, походы на природу, спортивный инвентарь в спортзале.

Чтобы удержать ребёнка в руках, нельзя применять к нему грубую силу, стыдить привселюдно и ругать. Нужно дождаться, когда он успокоиться и всё объяснить иначе вас ждёт фиаско. Репрессии воспитателей, педагогов и родителей в отношении холерика, вызовут гнев и противоположный результат в поведении. Чем больше его ругаете, тем хуже он себя будет вести.

Типы темперамента у детей — Флегматик

Если сравнивать с животным, то по складу характера – это черепаха. Размеренные движения, необщительный, невозмутимо уравновешенный и умиротворённо спокойный. От такого ребёнка не дождёшься шума, порой такая тишина даже может раздражать. Сидит тихонько и просто, без всякой фантазии и излишеств играет в любимые игрушки. Ведёт неподвижный образ жизни, постоянно зевает, сонлив. Как ребёнок любит поспать, так и много поесть. В свете своих особенностей такие дети часто полнеют.

От других детей этого ребёнка отличает послушание и пунктуальность. Приверженец постоянства, поэтому нововведения принимает с трудом, но делает то, что умеет, всё качественно и хорошо. Самостоятельно не принимает инициативу, однако вполне готов выполнить то, что ему поручат. Из-за характера страдает его положение в обществе. Сверстники не принимают его в своё общество, считая его скучным, их не интересует общение с флегматиком. Всё новое даётся с большим усилием, но закладывается в подсознание надёжно надолго.

Такие дети ошибаются очень редко, почти никогда. В занятиях с флегматиками нужен творческий подход. Не стоит ребёнка подстраивать под себя, пользуясь его исключительными и универсальными качествами. В играх просто необходимо подталкивать, заинтересовывать таких детей к каким либо действия, иначе сами они начнут играть.

Проявление любви к ребёнку никак не повлияет на него, он лучше заметит ваше равнодушие и начнет бороться со своим, чтобы добиться любви. Следует воспитателям и родителям запомнить, что флегматика ко всему надо подталкивать, особенно к проявлению активного поведения.

Стоит отметить, что темперамент в человеке заложен природой с рождения, которая фактически не ошибается. Предвидеть с каким ребёнок родится темпераментом, вряд ли удастся. В каждом случае ребёнок индивидуален и не повторим, и имеется только схожесть темпераментов, зачастую которые смешаны.

У каждого и темпераментов есть свои положительные и отрицательные стороны в этом и есть индивидуальность.

Текст работы «Типы темперамента у детей» полностью можно приобрести, заполнив форму

В процессе взросления каждый ребенок проходит несколько этапов, при которых происходит становление его личности. У всех он проходит по-разному, так как каждый малыш по-своему уникален. Но, чтобы не возникало проблем с воспитанием, важно подобрать тот способ душевного равновесия, который будет наиболее действенным. И темперамент ребенка – это то, что в первую очередь должны учитывать все родители.

Важно понимать, что характер и темперамент ребенка тесно взаимосвязаны. Это то, что дано от рождения и никак не изменить. Но ни в коем случае не следует думать, что такие черты характера как агрессия, грубость и т.д. закладываются в ребенке с рождения. На это оказывает влияние в первую очередь воспитание.

Всего выделяют четыре типа темперамента детей дошкольного возраста: холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический. Они кардинально отличаются друг от друга и требуют определенного подхода при воспитании малыша . В данной статье мы рассмотрим, как определить тип темперамента у ребенка. Также ознакомимся с тем, какой подход должен быть к детям с учетом темперамента.

При определении типа темперамента важно учитывать, что чаще всего встречаются смешанные типы. Тогда подход к воспитанию малыша должен выбираться с учетом того, какой из них выражен наиболее ярко.

Холерический тип темперамента часто проявляется в решительности и высокой подвижности ребенка. Поведение такого ребенка предугадать сложно, ведь он быстро загорается какой-то идеей и так же быстро теряет к ней интерес. Часто это обусловлено тем, что малыш сам не знает, чего он хочет.

Если у вашего ребенка темперамент холерического типа, то вы можете столкнуться со следующими проблемами:

  • Агрессия и вспыльчивость. Договориться с таким ребенком очень сложно;
  • С ранних лет такой малыш стремиться к самостоятельности, в его характере ярко выражена тяга к приключениям и риску. В дальнейшем это может привести к травмам;
  • Для такого ребенка важность поручения не играет роли. Его он выполняет «спустя рукава», часто игнорируя все инструкции;
  • Такой ребенок дружелюбный, но чужого мнения он не принимает, из-за чего могут возникнуть проблемы с интеграцией в коллектив;
  • При возникновении сложностей он не стремится их решить. Часто дело заканчивается капризами и истериками с ярко выраженным показательным характером.

Как «обуздать» холерический темперамент вашего ребенка

Родителям ребенка-холерика важно направить его неуемную энергию в нужное русло. Занятие спортом будет наилучшим решением. И дело не в том, что на тренировках он будет больше уставать. Ведь именно занятия спортом развивают дисциплинированность ребенка и умение рассчитать свои силы в нужной ситуации.

Чтобы малыш научился доводить дело до конца, родителям придется постараться. Для формирования этих качеств хорошим решением будет привлечение ребенка к занятиям ручным трудом.

Холерический темперамент ребенка порой мешает ему адаптироваться в обществе. Поэтому больше общайтесь с ним, анализируя сложившиеся ситуации. Старайтесь не слишком критиковать ребенка в публичных местах. Помните, что очень важно обуздать его эмоции, справившись с истерикой.

1) Используем физраствор для промывания носа ребенка : как это сделать правильно и безболезненно.
2) А вы знаете, как отличить гайморит от насморка ? Этот вопрос мы рассматривали в этой статье .

Особенности характера ребенка-меланхолика

Несмотря на противоположные характеры меланхолика и холерика, одна существенная черта в их характере общая – эмоциональная неустойчивость. Поэтому методы борьбы с возможными истериками у них одинаковы. Характерными чертами меланхолика являются неуверенность в себе, необходимость в постоянной защите и ободрении, а также боязнь новых начинаний.

Характеру ребенка-меланхолика свойственны следующие черты:

  • Он редко спорит и быстро устает, подвержен чужому влиянию. Даже малейшая неудача способна вывести ребенка из равновесия;
  • Такие дети замкнуты и испытывают постоянную потребность в том, чтобы им сочувствовали;
  • Предпочитают проводить время в одиночестве;
  • Порой слишком требовательны не только к себе, но и другим людям.

У меланхоликов слабый характер. Но такие дети талантливы и в дальнейшем часто проявляют себя в творческих профессиях.

Как подойти к воспитанию ребенка-меланхолика

В процессе воспитания такого ребенка родители сталкиваются с неуверенностью его в своих силах, частыми слезами и жалобами на окружающих. Поэтому важно научить его взаимодействию с коллективом. Начните с разучивания нескольких вежливых фраз и хвалите малыша, если он их использует.

Такому ребенку необходимо ощущать свою важность для вас. Поэтому доверяйте ему ответственную работу. А если его постигла неудача, то тут важно акцентировать внимание на том, что неудача – это лишь повод для дальнейшего движения вперед.

Основной проблемой холериков и меланхоликов является резкая смена настроения, вплоть до истерик. И простым переключением внимания тут не обойдешься. Поэтому родителям важно предупредить такое состояние ребенка, не допустив срыва.

Особенности характера ребенка-флегматика

Дети с флегматическим типом темперамента отличаются малоподвижностью и спокойным характером. Они усидчивы и аккуратны. Но и таким детям не чужды истерики, но вызваны они могут быть другими причинами. Эмоциональные всплески у таких детей наблюдаются при вмешательстве в их личное пространство, например, если вы переложили игрушку.

Флегматики обладают качествами успешных людей – аккуратность, расчетливость и последовательность. Лидером ребенок вряд ли будет, ведь он к этому не стремится, а вот успехи в предпринимательской деятельности возможны.

Из особенностей характера у детей с таким типом темперамента можно выделить следующие:

  • Они очень медлительны. Такие дети сделают все возможное для выполнения поставленной перед ними задачи, но времени у них это займет очень много;
  • У них имеется любимый мультик, история и книга, которые они готовы слушать или смотреть постоянно;
  • Самостоятельно сделать выбор такому ребенку сложно.

При воспитании тут важно не акцентировать внимание на том, что ребенок медлительный. Идеальным вариантом являются соревнования на скорость. И, конечно же, не скупитесь на похвалу!

1) Делаем правильный выбор детской зубной пасты , чтобы сохранить зубы ребенка здоровыми.
2) Когда ребенок должен сесть? Рассмотрим основные моменты в этой статье .

Ребенок-сангвиник – как подойти к процессу воспитания

Таких детей называют ребенок-солнце. И не зря. Ведь они обладают огромным запасом энергии, практически всегда жизнерадостные и наполненные положительными эмоциями, легко вливаются в новый коллектив, с охотой идут на контакт. Лидерские качества в таких детях заложены с рождения.

Из особенностей характера тут можно выделить следующие:

  • Не любит монотонную однообразную работу. Может легко бросить дело, не доведя его до конца;
  • Не слишком разборчив в выборе друзей. В этом плане родители должны постоянно следить за ребенком;
  • О важности порученного задания ребенок может просто забыть, отвлекаясь на другие дела.

При выборе игр с таким ребенком лучше отдать предпочтение тем, которые развивают усидчивость и внимание. Чтобы ему было куда девать свою энергию, запишите ребенка на какую-нибудь секцию. Дети с таким темпераментом способны получать удовольствие от процесса занятия спортом, не стремясь добиться каких-либо вершин.

Запомните, «плохих» темпераментов не бывает. Если ребенок груб, агрессивен или эгоистичен, то это не значит, что он просто холерик. Это лишь результат плохого воспитания. Если вы пытаетесь понять, от чего зависит темперамент ребенка, то следует учитывать, что это качество врожденное. Поэтому не пытайтесь развить какие-то качества, несвойственные темпераменту ребенка. Это только приведет к лишним конфликтам.


В данной статье мы рассмотрели основные типы темперамента детей и их особенности. Важно понимать, что определенный тип темперамента в чистом виде встречается крайне редко, а чаще всего происходит их смешивание. Но какой-то из них выражен более ярко, и именно по нему и определяется конечный темперамент.

При воспитании ребенка важно учитывать и свой тип темперамента. Ведь именно различия темпераментов могут спровоцировать ссоры и капризы. Определение темперамента ребенка осуществляется при помощи различных методик и тестов. Они отличаются сложностью. Простейший тест, позволяющий узнать темперамент ребенка, вы сможете пройти на нашем сайте.