Познавательный проект "познай себя"

21.05.2019

Образовательный валеологический проект

« Познаем себя »

Тип проекта: познавательно- исследовательский, естественно- научный. долговременный, в рамках ДОУ.

Участники проекта : дети, воспитатели подготовительной группы, медицинская сестра.

Актуальность темы

1. Призыв «Познай себя» был высечен на арке Дельфийского храма и адресовался каждому входящему в него. Мы - люди, а люди- такие существа, которые ищут причину происходящего вокруг. Рано или поздно возникает желание узнать о себе. Это случается, чаще всего тогда, когда мы начинаем сами оценивать свои поступки и искать их причины. При этом мы сравниваем себя с другими людьми и со своими друзьями, героями фильмов. Каждый из нас – загадочный и сложный мир, который можно сравнить со Вселенной, миром, разобраться в себе непросто. Педагогические разработки по данной теме помогут не только узнать то, что кажется загадочным и необъяснимым, но научат уважительно относиться к своему телу. Когда узнаешь свои качества, непременно задумаешься, как изменить себя.

Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение: 60 % детей дошкольного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья, отсюда вытекает самая важная : как помочь ребенку реализовать право на здоровье, на полноценную, счастливую жизнь. Не случайно методическая тема ДОУ с 2009 года « Валеологическое содержание педагогического процесса для гармоничного развития личности дошкольника: медико- социальная и психолого- педагогическая поддержка, организация воспитательно- образовательного процесса см учетом психофизических возможностей детей, экологическая составляющая и валеологический мониторинг»

Цель: разработка содержания и системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о человеческом организме, формирование привычки к здоровому образу жизни через познание собственного « Я» и движения.

Задачи:

Закладывать основы физического, психического, нравственного здоровья детей,

Формировать первоначальные знания о человеке: анатомии, психологии, физиологии, психогигиены,

Воспитывать у ребенка заботы о своем организме, желании быть всегда здоровым, овладение практическими навыками ухода за своим телом.

Виды деятельности:

Познавательные валеологические занятия,

Двигательная активность,

Исследовательская, практическая, игровая деятельность,

Музыка

Тренировка, тренинг.

Обеспечение проектной деятельности:

Материально- технические условия:

Мультимедийная установка, музыкальный зал, музыкальное сопровождение, мультимедийные презентации, наглядность (картинки, предметы, инструменты и др)

Методические:

    Журавлева В.Н. « Проектная деятельность старших дошкольников» Волгоград, 2008 г

    Сигимова М.Н. « Формирование представлений о себе у старших дошкольников», Волгоград, 2008 г

    Дошкольное воспитание № 3, 2000 г « Мои помощники» стр 64- 74

Диагностико- дидактическое:

    Перспективный план валеологических интегрированных занятий

    Конспекты валеологических интегрированных занятий

    Диагностические методики: « Схема изучения знаний детей по валеологии», наблюдение за детьми во время режимных моментов, повседневной деятельности, опросник для родителей

Предполагаемый результат:

Дети старшего дошкольного возраста узнают о функциях своего организма, осознают свои действия по отношению к нему, узнают о вреде и пользе различных лекарств, вредных привычках, правилах поведения в том или ином случае, научаться восстанавливать силы после утомительной неинтересной работы.

Гипотеза проекта:

Если наполнять научные факты жизненно важным содержанием, близким детскому опыту, то информация, поступившая от педагога, приобретет для ребенка личностную значимость:

    отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности и понимание такой же ценности у других людей,

    соотнесение потребности беречь себя, любви и уважения к самому себе с высшими нравственными качествами личности.

Технология реализации проекта:

Количество и длительность познавательных валеологических занятий в

подготовительной группе (6-7 лет) – 1 занятие 30 минут,

1 раз в неделю, во вторую половину дня, фронтально,

в специально организованной совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей

Стратегия осуществления проекта, методы проекта

Познавательные занятия (беседа, упражнение, гимнастика (пальчиковая, дыхательная, для глаз и др), вопросы, просмотр мультимедийной презентации, экскурсия, чтение художественной литературы, поход, пример взрослого, ребенка и др)

Двигательная активность (гимнастика, подвижные игры, упражнение и др)

Исследовательская деятельность (эксперимент, опыт, моделирование и др)

Практическая деятельность (рисование, конструирование, упражнение и др)

Игровая деятельность (дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные игры)

Тренировки, тренинги на расслабление, концентрацию внимания и др.

Источник развития- познание. В процессе познания своего организма, своего « Я» у ребенка вырабатывается сознательное отношение к своему здоровью, которое включает в себя:

Знакомство с правилами личной безопасности в быту и в жизненных различных ситуациях,

Знакомство детей со строением и работой отдельных важных органов и систем организма,

Сознательное отношение к окружающей среде, стремление к чистоте,

Предвиденье простейших последствий собственных действий.

Этапы управления проектом:

Концептуальный

Август 2010 г

Выбор темы, обоснование ее актуальности, формирование цели и задач проекта

Диагностический

Сентябрь 2010 г

Подбор диагностических методик для отслеживания результатов уровня развития детей

Организация и проведение диагностического исследования

Составление проекта

Коррекционно- технологический

Деятельность в соответствии с перспективным планом,

Подбор средств реализации проекта

Технологический

Март 2012 г

Промежуточная диагностика

Итогово- диагностический

Апрель- май 2012 г

Заключительная оценка уровня сформированности умений, навыков у детей

Рефлексия взрослых и детей.

Катамнестический

Июнь 2012 г

Сбор данных по результатам исследования

Оформление проекта

Контроль реализации проекта : заведующая ДОУ, медицинская сестра, воспитатели подготовительной группы, родители воспитанников.

Перспективный план валеологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Учить самостоятельно следить за своим здоровьем,

Знать несложные приемы самооздоровления

Уметь оказывать себе элементарную помощь,

Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Познание

Физическая культура

Чтение худож. литературы

Коммуникация

Художественное творчество

Мультимедийная установка

Стихотворение А. Барто « Я знаю где живут моржи»

Комплекс бодрящей гимнастики « Гном»

2. Строение тела человека

    Уточнение представлений о строении человеческого тела и назначение отдельных частей тела

Познание

Чтение художественной литературы,

Физическая культура

Социализация

Художественное творчество

Иллюстрации: мама с грудным младенцем, взрослые мужчина и женщина, мальчик и девочка, схема « Тело человека», мяч, карандаши, цветные, лист бумаги на каждого ребенка, стихответрение А. Барто « Я расту»

3.Из чего же сделаны наши детишки.

    Познакомить детей с опорой человека- скелетом.

    Развивать мыслительную активность детей с помощью проблемных вопросов.

    Способствовать закреплению познавательной информации в процессе конструктивной деятельности.

    Учить эмоционально и пластически входить в образ (добрые котята, сердитые котята)

    Укреплять мышцы спины и развивать гибкость позвоночника

Познание

Музыка

Художественное творчество

Аудиозапись песни Ю. Чичкова « Из чего же»

Схема скелета человека

Металлический крючок

Куриная косточка

4. Кто и какие мы

    Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела

    Различать и называть части тела

    Развивать пространственные представления

    Учить сравнивать и обобщать

    Развивать мелкую и крупную моторику

    Пополнять активный словарь детей

    Ориентироваться в символах

Познание

Физическая культура

Коммуникация

Картинка чумазой девочки и чистой девочки, карточки – символы

5. Мои главные силачи

    Познакомить детей с понятием мышцы, мускулы, с помощью которых движется тело человека, с правилами укрепления мышц.

    Дать элементарные знания о принципе работы мышц.

    Способствовать саморасслаблению детей с помощью психомышечной тренировки.

    Способствовать проявлению рефлексивного поведения детей: элементарного анализа собственных переживаний в данный момент.

    Активизация словаря: мышечные клетки, мускул

Познание

Физическая культура

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Художественное творчество

Картинки с изображением спортсменов (гимнастов, штангистов, фигуристов и др)

Схема « Мышцы человека»

Резинка

Иллюстрация клетки мышцы

6. Необыкновенная одежда человека

    Познакомить детей с необыкновенной одеждой человека- кожей, ее основными функциями: панцирь, предохраняющий наши внутренние органы, кости от повреждений, защищает от микробов, помогает дышать,

    поддерживать интерес к дальнейшему познанию своего организма,

    учить делать простейшие выводы, умозаключения,

    воспитывать желание заботиться о своем здоровье, дружелюбие.

    активизация словаря: чешуевидные клетки (чешуйки), меланин

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Художественное творчество

Лупы, кусочки черной ткани на каждого ребенка,

Модель клетки кожи, тактильные дощечки

7. Осанка- красивая спинка

    Учить следить за своей осанкой

    Побуждать детей делать физические упражнения

    Радоваться достигнутому успеху

Познание

Физическая культура

Картинки горбуна и солдата,

Мешочки с песком

Схема позвоночника

8. Органы чувств

    Знакомство с органами чувств человека.,

    продолжать прививать культурно- гигиенические навыки детям,

    воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.

Познание

Социализация

Физическая культура

Мультимедийная презентация

Иллюстрации органов чувств

Продукты с разными запахами- лимон, чеснок, лук, духи) , с разным вкусом (банан, лимон, хлеб, яблоко, морковь), ширма,

треугольник

9. Смотри во все глаза

  • Дать представления о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека,

    Познакомить детей со строением глаза.

    Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь

    Подвести к пониманию того, что зрение нужно беречь

Познание

Чтение художественной литературы

Фотоаппарат, косынка для завязывания глаз, иллюстрации, схемы о строении глаза

10. Экскурсия в поликлинику

    Уточнить и расширять представления детей о правилах поведения в общественных местах на примере поликлиники

    Дать детям представления об устройстве и функционировании некоторых органов человеческого тела (ухо, горло, нос, глаза, сердце, легкие)

    Ввести в пассивный словарь детей названия врачей: отоларинголог, педиатр, окулист)

Познание

Социализация

Коммуникация

Мультимедийная презентация, белый халат, колпак, фонендоскоп, очки (для улучшения зрения, солнечные, коррекционные, для подводного плаванья)

11. Если сладко спиться- сон хороший снится

    Дать детям понятие сон

    Показать значение сна в жизни человека

    Познакомить детей с основными гигиеническими правилами сна

Познание

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

« Волшебные» облачка с надписями

Аудиозапись спокойной музыки (колыбельная)

Бумага, фломастеры, карандаши цветные

12. Пейте, дети, молоко, будете здоровы

    Пополнить знания детей о разнообразии молочных продуктов

    Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, творческий подход к приготовлению нового продукта

Познание

Труд

Музыка

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Мяч, продукты для приготовления коктейля (молоко, варенье, ягоды,) трубочки для коктейля, витамины, ложки чайные, чашки, стаканы стеклянные

13. Овощи- полезные продукты

    Расширять и углублять знания детей об овощах

    Развивать монологическую речь с помощью описания овощей

    Подвести детей к выводу о полезности овощей, о необходимости приема их в пищу.

Познание

Чтение художественной литературы.

Физическая культура

Коммуникация

Стихи: А. Прокофьев

« Огород», Ю. Тувима

« Хозяйка с базара пришла»

Овощи: огурец, помидор, свекла. морковка, картофель

14. Её Величество Государыня Соль

    Дать представления о значении соли в жизни человека

    Расширять знания детей о свойствах соли: сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, соленая, растворяется в воде, в соленой воде предметы не тонут.

Познание

Чтение художественной литературы

Блюдечки с солью, лупа, сырые куриные яйца, ложки, трубочки для коктейля

15 . Сердце и его работа

(1- 23)

    Закрепить в движении элементарные знания о сердце и его работе

    Упражнять детей в ритмичном и качественном выполнении ходьбы, бега, прыжков, ползанье по скамейке, самостоятельно находить пульс на запястье

Познание

Физическая культура

Плакат « Сердце и кровеносные сосуды»,

Эмблемы сердца красного и темно- вишневого цвета по кол-ву детей,

Письмо, скамейки- 2. ребристые доски- 2,

Кегли, каасета, свисток

16 . Командир моего организма

    Познакомить детей с мозгом, его удивительным свойством- памятью

    Подвести детей к элементарному осмыслению дифференциации функционирования различных отделов мозга.

Познание

Коммуникация

Иллюстрации с изображением мозга человека, эмблемы: глаза, уши, язык, руки, нос, мозг, таблица с расположением игрушек, кислая, соленая. сладкая вода в 3 стаканах, 3 чайные ложки, платок, ватные тампоны с запахом духов, бензина, нашатырного спирта, картинки с изображением лимона, яблока, мяча.

17 . Новые жильцы необыкновенной страны

(2- 76)

    Дать детям элементарные знания о нервной системе человека, нервных клетках, спинном и головном мозге и их функциях.

    Активизировать речь детей при сравнении клеток организма и нахождении ими признаков сходства и различия. Пополнить речь детей словами: нервная клетка, головной и спинной мозг

    Способствовать проживанию нового познавательного материала с помощью игрового моделирования жизненных ситуаций

Познание

Коммуникация

Иллюстрации нервных клеток, головного мозга.

Предметы (чайная ложка, карандаш, чайная чашка и др) Апельсины

(мандарины)

18 .

« Дыхательное деревце»

    Познакомить детей с легкими, органом, с помощью которого человек дышит.

    Способствовать усвоению познавательного материала с помощью разнообразных практических действий

Познание

Коммуникация

Иллюстрация легких, виноградная кисть, детская гармонь, воздушные шарики для надувания, зеркальце,

19 . Зачем человеку язык?

    Дать элементарные знания о значении языка в ощущении вкуса пищи,

    Дать представления о значении слюны и о влиянии температуры пищи на обострение или притупление вкусовой чувствительности.

Познание

Художественная литература

Иллюстрация языка.

Продукты питания

Картинки животных

20 . КВН « Что мы знаем о себе»

    Закрепить и систематизировать знания детей по следующим темам:

органы человеческого тела, полезные и вредные продукты питания, скелет человека

    Учить кратко и содержательно рассказывать о том. что изображено на иллюстрациях

    Диагностика усвоения пройденного материала детьми.

Познание

Коммуникация

Социализация

Физическая культура

Магнитная доска, магнитики красного, зеленого, желтого, синего цвета, эмблемы: солнце, облако на небе, вода (река, море), кегли, музыкальный фон (инструментальная музыка), флажки – 3, Иллюстрации уха, горла, носа, глаз, мишень, мячи маленькие, ватман с иллюстрациями продуктов питания, 3 скамейки, призы, фрукты

Тренинги

Упражнение

« Фотоаппарат»

Дети встают в круг, смотрят друг на друга. Затем закрывают глаза, кто-то один уходит за дверь. Дети должны догадаться, кто ушел.

Задание

« Как упали палочки»

Воспитатель бросает на пол несколько палочек. Дети должны запомнить как они упали и зарисовать их. Воспитатель, чтоб дети не подсматривали, закрывает их листом бумаги.

« Видеоскоп»

Воспитатель показывает несколько картинок одна за другой. Дети должны запомнить их, затем рассказать какая первая, 2 и т.д.

« Игрушечный ряд»

На столе стоят игрушки в одну линеечку. Дети смотрят, запоминают, Затем закрывают глаза, воспитатель переставляет игрушки, меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

« Оживи картинку»

Один ребенок рассматривает предложенную картину и рассказывает, что на ней изображено. Дети должны показать эту картину. Можно взять одинаковые картины, но с разными временами года. Можно одного жанра (портрет, пейзаж, натюрморт.

« Путешествие по картине»

Представьте себя в этой картине.

Что вам нравиться, что не нравиться?

Что вы видите, слышите, чувствуете?

Кто путешествует рядом с вами?

Что вам сейчас хочется сделать?

Давайте полежим в этой зеленой траве. Что вы ощущаете?

Хочется ли вам уходить с этого места?

Кого бы вы хотели сюда пригласить?

Тренинг творческих слуховых восприятий

« Улавливатель звуков

Представьте себе, что вы прибор, который улавливает звуки. Послушайте, что вы уловили?

« Где мы»

Включить фонограмму разных звуков

Отгадать, где мы. Что это за звуки

« Узнай по звуку»

Стук в барабан, по стеклу, шуршание газетой, звенит колокольчик, хлопанье в ладоши, помешивание ложечкой в чашке и др Угадать звуки.

Упражнение

« Хор»

Один ребенок выходит из комнаты

Все другие дети получают по одному слову из известного стихотворения. Когда ребенок заходит, по команде все вместе произносят заданное каждой группе слово. Цель игры- угадать стихотворение.

« Оркестр»

« Назови по имени»

3 ребенка «играют» на музыкальных инструментах: металлофоне, ложках деревянных, погремущках.

Дети должны отгадать, на каких музыкальных инструментах играют дети (меняются музыканты и инструменты)

Ребенок садится спиной к детям. Дети называют его имя по- разному: Маша, Мария, Машенька, Машутка

Тренинг творческих обонятельных и вкусовых восприятий

« Волшебная тарелка»

Представьте, что эта тарелка волшебная. По нашему желанию она может наполниться чем угодно. Хотите вареньем. Каким? Клубничным. Как выглядит клубничное варенье? Какие ягоды в нем есть? Варенье жидкое или густое? Вам хочется попробовать? Пробуйте. Я угадаю, понравилось ли вам варенье.

Загадочная коробочка

В коробках лежат предметы с разными запахами: духи, перец, мыло, душистые травы, чеснок и пр Угадать что в данной коробке

« Вкусно- невкусно»

Называя вкусную пищу, запахи – дети хлопают в ладоши

Невкусные- топают ногами

Попробовал- опиши

Ребенку кладется в рот продукт питания. Он должен описать этот продукт в виде загадки, а дети должны отгадать, что попробовал ребенок

Тренинг творческих тактильных восприятий

« Кто подошел»

Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами подходит к одному из детей и ощупывая его, угадывает кто это

« Угадай, что это»

Ребенок с завязанными глазами на ощупь угадывает поданный ему предмет. Ложка, чашка, кукла. Пирамидка, карандаш, расческа

Активизация органов чувств с помощью музыки

Представление обстановки, соответствующей музыке

Садитесь поудобней, слушаем музыку. Представьте картинку. Где это может происходить, есть ли там люди? Кто и что там делает?

Изменение формы тела

Что вам хочется делать под эту музыку. Покажите

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

    Интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни,

    Проявление этого интереса в самостоятельной деятельности дошкольника,

    Наличие ответов на вопросы, решение проблемных ситуаций и игровых задач,

    Адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свое решение0

    Полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность

    Применение здоровьесберегающих знаний, умений, навыков ребенком в повседневной жизни, поведении.

    Самостоятельность применения здоровьесберегающих знаний, умений и навыков

1 группа детей .

Ребенок проявляет интерес к здоровью, интересуется содержанием бесед, игр, и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни. Интерес проявляется как в организованных взрослыми видах деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности. В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок дает адекватные ответы и предлагает адекватные решения, удовлетворен предлагаемыми решениями. И решения и ответы на вопросы ребенок готов прокомментировать, объяснить. Он обладает здоровьесберегающей эрудицией, в процессе взаимодействия со взрослыми показывает глубину и полноту соответствующих знаний, умений и навыков. Демонстрируемые ребенком знания, умения и навыки закреплены и отражаются в его опыте, самостоятельно проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Не существует разрыва между знаниями, умениями и навыками и реальным поведением дошкольника.

2 группа детей

Ребенок проявляет интерес к здоровью, интересуется содержанием бесед, игр, других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни. Интерес ребенка проявляется исключительно в организованных для него взрослым видах деятельности.

В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр, ребенок чаще всего дает адекватные ответы и предлагает адекватные решения. Допускает ошибки или решает некоторые задачи неадекватно, неадекватными способами, не всегда удовлетворен своим решением. И решения, и ответы на вопросы чаще всего ребенок не готов прокомментировать, объяснить, испытывает трудности.

Часто демонстрируемые ребенком знания, умения и навыки закреплены и отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности самостоятельно и с помощью педагога. Но чаще всего знания, умения, навыки глубже, полнее и качественнее, чем реальное поведение ребенка, имеют тенденцию не отражаться в нем (знаю, но не делаю)

3 группа детей

Ребенок не проявляет интереса к здоровью, не интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми, посвященных здоровью, здоровому образу жизни, или имеет неустойчивый, слабый интерес, который проявляется только в индивидуальном взаимодействии педагога с ребенком и требует постоянной активизации и направленности через социально организованные виды детской деятельности.

В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок чаще всего дает неадекватные ответы и предлагает неадекватные решения, допускает серьезные ошибки. И свои решения и ответы на вопросы прокомментировать, объяснить отказывается.

Демонстрируемые ребенком неадекватные знания, умения, навыки закреплены и отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Ребенок не компетентен

Индивидуальные беседы

Проблемные диагностические ситуации

Проектные методы

Контент- анализ продуктов детской деятельности

Наблюдение

Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих, сохраняющих его:

« Здоровый человек»

« Знания о человеческом организме

Беседы

Диагностические игровые ситуации

Проблемные ситуации

Наблюдение

Опрос родителей и педагогов

Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:

Задачи здорового образа жизни,

Задачи разумного поведения в непредвиденных стиуациях,

Задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Наблюдение

Диагностические игры

Проблемные ситуации

Диагностическая игровая ситуация « Здоровые зубы»

Цель: изучить особенности компетентности детей дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением правил здоровья зубов, выполнением алгоритма ухода за зубами. Профилактики зубных болезней.

Содержание. Игровое двухцветное панно красного и зеленого цвета, набор карточек с изображением вредных и полезных для зубов атрибутов и пищи, разнообразных ситуаций, зубная паста и щетка, щетки разных размеров, молоко и творог, фрукты, овощи, конфеты, шоколад, мороженое и горячий чай, ребенок грызет зубами орехи, человек, открывающий бутылку зубами, зубной эликсир, жевательная резинка, витамины, улыбающийся ребенок, посещающий стоматолога, мрачный ребенок, посещающий врача стоматолога, зуб здоровый и зуб больной, На зеленой стороне изображен здоровый зуб, на красной- больной.

Ход.

Ребенку предлагается заполнить цветное панно картинками: что полезно, а что вредно для зубов. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

Диагностическая игровая ситуация « Первая помощь»

Цель: изучить особенности компетентности детей старшего возраста в решении задач, связанных с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.

Ход.

Ребенку показывается картинка с плачущим ребенком, задаются вопросы:

Что произошло с ребенком?

Что получилось в результате?

Почему он плачет?

Как мы сможем ему помочь?

Верность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

Схема изучения знаний детей по валеологии.

    Как устроен твой организм. Что ему полезно, а что вредно?

    Что мы называем командным центром организма? (мозг и нервную систему)

    Для чего нужны человеку глаза? Как ты о них заботишься?

    Для чего человеку уши? Как за ними нужно ухаживать?

    Для чего человеку зубы? Почему они болят? Как за ними надо ухаживать?

    Для чего человеку нос? Как ты заботишься о нем?

    Для чего человеку кожа?

    Какие внутренние органы ты знаешь?

    Что такое кровь? (красная жидкость, которая доставляет питательные вещества и кислород во внутренние органы, выводит углекислый газ и продукты обмена)

    Что такое скелет? (наша опора, кости) Что нужно делать, чтобы осанка была красивой и правильной)

    Иллюстрации: мальчик занимается спортом. Девочка ест яблоко, мальчик курит, дети близко сидят у телевизора, девочка чистит зубы, Назовите действия детей, назовите полезные действия.

    Иллюстрации продуктов питания: рыба, кефир, геркулес, морковь, подсолнечное масло, лук, капуста, фрукты, фанта, чипсы, сладости. Назовите те. Кторые полезны для нашего организма.

Литература:

    Журавлёва В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников» Волгоград, 2009

    Сигимова М.Н. « Формирование представлений о себе у старших дошкольников» Волгоград, 2008

3. « Дошкольное воспитание» № 3, 2000 г « Мои помощники» Стр 64-74

Познавательный проект "Познай себя для детей младшего дошкольного возраста"

Разработала

Воспитатель

Канева Татьяна Валерьяновна

Салехард - 2015

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста

«Познай себя»

Актуальность:

Работая воспитателем несколько лет, наблюдая за детьми, мы пришла к выводу, что знакомя детей с окружающим миром: со своей семьёй, с малой родиной, со своей страной и даже давая ознакомительные представления о строении мира, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое и на мой взгляд не менее важное, чем всё окружающее, это познание себя, – строение своего тела, значение и функции каждого органа, отсюда, забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.
Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.
Поэтому работа по формированию элементарных представлений о себе, о строение своего тела должна начинаться в младшем дошкольном возрасте.

Вид проекта: Познавательный

Сроки реализации: Краткосрочный (один месяц).

Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Проблема:

Недостаточная сформированность у детей элементарных представлений о себе, о строение своего тела, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Цель проекта:

Дать детям знания о человеческом организме. Сформировать потребность в Здоровом Образ Жизни, первые понятия о своем теле.

Задачи:

    Учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм.

    формировать представления о строении своего тела.

    Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.

    Прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния.

    Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать:

Части тела (руки, ноги, голова, пальцы, живот, спина)

Органы чувств (глаза, уши, нос, язык)

Дети должны уметь:

Следить за чистотой своего тела.

Выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.

детей и педагогов

1 неделя

Занятие: «Наши глазки»

Цель: Углубить знания детей об органе зрения, учить внимательно, слушать воспитателя, отвечать на вопросы, выполнять простые задания. Развивать воображение, тактильные ощущения. Вызвать интерес к самому себе.

Гимнастика для глаз «Смотрелки»

Гимнастика для глаз «Ириски для киски»

Гимнастика для глаз «Мигалочки»

Рассказ воспитателя на тему «Для чего нужны глаза»

Д/И «Что я вижу одним глазом»

Д/И «Жмурки»

Д/И «Чудесный мешочек»

Чтение художественной литературы: «Ребятишкам про глаза» Н. Орлова

Занятие: «Чтобы глазки не болели»

Цель: Учить детей беречь глаза от пыли, грязи. Учить ухаживать за глазами, прививать детям КГН, необходимость и польза умывания, купания.

2 неделя

Занятие: «Носики – курносики»

Цель: Продолжать укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость организма, укреплять дыхательную мускулатуру. Упражнять в правильном дыхании (спокойный вдох через нос и медленный выдох).

Дыхательное упражнение «каша кипит»

Дыхательное упражнение « Часики»

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Д/И «Узнай по запаху»

Игры на дыхание «Пузырь», «Ветерок», Чья птичка дальше улетит?»

Рассказ воспитателя «Зачем нам нос?»

Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком»

Чтение художественной литературы: «Зачем носик малышам» Ю. Прокопович, «Мой замечательный нос» Э. Машковская

3 неделя:

Занятие: «Мои ушки»

Цель: Познакомить детей со строением уха, гигиена слуха, развитие остроты слуха. Определение направления звука.

Д/И «Повтори, что услышал»

Д/И «Где звенит?»

Д/И «Кто что услышит?»

Д/И «Громко - тихо»

Д/И «Солнце и дождик»

Самомассаж ушей

Цель: учить детей навыкам самомассажа.

Занятие: «Наши друзья вода и мыло»

Цель: Воспитывать у детей желание быть всегда чистыми, опрятными. Мыть руки перед едой.

4 неделя

Занятие «Мое тело»

Цель: Продолжить знакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, уши, глаза и др., для чего они нужны человеку. Воспитывать интерес к своему телу.

Д/И «Где наши ручки»

Д/И «Это – Я»

П/И «Пляшут наши детки», «Мы ногами топ-топ», «Лови меня», «Беги на носочках»

Упражнения: «Наши ножки», «Что умеют ваши ручки»

Пальчиковые гимнастики: «Здравствуй пальчик», «Дружная семейка», «Сорока – ворона», «Ладушки»

Физ.минутки: «Хомка, хомка, хомячок», «Мы играем, мы играем», «Мы к лесной лужайке вышли»

Точечный массаж «Греем наши ручки», «Моем руки»

Чтение художественной литературы: «Пальчик – мальчик», «Большие ноги», «Маленькие ножки»

Консультация «Как обучить малыша культурно гигиеническим навыкам»

Цель: Раскрыть обязательность единства требований в формировании КГН и привычек у детей.

Консультация «Дыхание и здоровье»

Цель: Раскрыть значение правильного дыхания в профилактике простудных заболеваний.

Благодаря знакомству с историческими памятниками и судьбами земляков формируется представление об истории и жизни своего края. Это в свою очередь позволяет оценить свою значимость во времени, определить своё место в жизненном пространстве, рассмотреть свои жизненные перспективы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КГБОУ «Назаровский детский дом №1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Проект «Познавая мир, познаём себя» посвящается 50 - летию родного города 2011 год

Авторский коллектив Авторы проекта - воспитанники группы «Фантазёры» и «Девчата»: Исаев Иван, Миллер Артур, Федотко Клава. Консультанты: Романова О.В., Мацнева Т.А. Участники проекта: воспитанники детского дома. Срок реализации: май 2011 год.

Направление деятельности: Формирование гражданской позиции и патриотизма

Актуальность: Приобщение к культуре и истории родного края является не только связующим звеном для развития взаимопонимания между поколениями, но и даёт возможность для развития способностей личности. Многообразие окружающего мира объединяется понятием «наследие». Нынешнее поколение это носители традиций, культуры, одновременно и хранители ценностей культуры. Благодаря знакомству с историческими памятниками и судьбами земляков формируется представление об истории и жизни своего края. Это в свою очередь позволяет оценить свою значимость во времени, определить своё место в жизненном пространстве, рассмотреть свои жизненные перспективы.

ЦЕЛЬ: Создание виртуальной обзорной экскурсии, дающей общее представление о городе и о его достопримечательностях. ЗАДАЧИ: Освоить компьютерные программы, позволяющие составлять фрагменты, объединяющие сопроводительный текст, фотографии и схемы. Через создание экскурсии побуждать к изучению культурно исторического наследия, Развивать творческие способности воспитанников, вовлекая их в различные виды деятельности. Представить проект виртуальной экскурсии на краевой творческий конкурс электронных проектов и презентаций «Виртуальная экскурсия по родному краю».

Что такое образовательная экскурсия? О пределяющая черта экскурсии – непосредственное соприкосновение с миром через активное путешествие по нему. И.М.Гревс (историк и краевед начала xx века) Через погружение в исторические события, встречи с людьми, историческими объектами, культурным наследием воспитывается личность, появляется чувство Родины, а это «…основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» (Д.Лихачёв).

Почему виртуальная экскурсия? Использование компьютерных программ и возможностей Интернет. Значительно больше времени для работы. Имеющиеся фото и видео материалы, а также карты, планы, тексты путеводителей переводятся в компьютерную форму. Возможность ознакомления с культурно историческими объектами малой Родины, большего количества детей.

Организационный этап Создание творческой группы воспитанников, заинтересованных в изучении культурно-исторического наследия г.Назарово; определение тему экскурсии; знакомство с основами экскурсионного дела; знакомство с программами: Microsoft Office Word, Microsoft Power Point, Windows Movie Maker .

Исследовательский Этап: подбор материалов и отбор объектов на которых будет построена экскурсия; составление экскурсионного маршрута; обработка ранее собранного материала, в том числе фото и видео; работа над содержанием экскурсии, её основной частью; э кскурсия в музейновыставоч - н ый центр и посещение выставки «Свет пришёл в мир»

Основной этап 1 часть: Составление компьютерной экскурсии на основе готового экскурсионного и краеведческого материала с использованием фото и видео материалов и Интернет; подготовка контрольного текста экскурсии; презентация виртуальной экскурсии. 2 часть: съёмки видеосюжетов по плану экскурсии. озвучивание видеоролика; к омпоновка и озвучивание видео- ролика.

Ресурсы Фото и видео материалы, собранные участниками краевых интенсивных школ, в том числе исследовательские материалы; Центральная городская библиотека; Музейно-выставочный центр; СМИ:ООО «Пирамида», газета «Советское Причулымье». Интернет, компьютерный кружок «Мой компьютер», «Путеводитель по городу Назарово» (ЦГБ)

Ожидаемые результаты Создана виртуальная обзорная экскурсия, посвящённая 50 - летию города и представлена на краевом конкурсе; н аучились пользоваться компьютерными программами для компоновки материала; у знали новые интересные факты из истории и жизни своей малой Родины; р асширили кругозор других воспитанников через ознакомление с результатами реализации проекта. и спользуем наработанный материал на уроках НРК, создание экспозиций будущего музея детского дома и стендов; Публикация эссе-рассуждений «Город в котором я живу» в издании «Советского Причулымья »

Спасибо за внимание


Юля Шелгинская
Проект «Познай самого себя»

Познавательный проект для детей

младшего дошкольного возраста

«Познай самого себя »

Актуальность :

Работая с детьми, наблюдая, проведя диагностику, я пришла к выводу, что мы порой обходим стороной то, что не менее важное, чем все окружающее, это познание самого себя , - строение своего тела, значение и функции каждого органа, а следовательно забота о своем здоровье, укрепление его, личная гигиена, что является основой здорового образа жизни.

Давая детям представления о строении своего тела мы помогаем ребенку понять «Кто он такой?» и «Что из себя представляет Возможно поняв это ребенок сможет научиться оценивать свои возможности, а в последствии и недостатки. На основе этих знаний будет формироваться его характер, дальнейшее видение будущего.

Исходя из выше сказанного работа по формированию элементарных представлений о самом себе должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.

Вид проекта : Познавательный

Сроки реализации : Долгосрочный

Участники проекта : Дети первой младшей группы, воспитатели, родители.

Проблема : Недостаточная сформированность у детей элементарных представлений о себе, о строение своего тела, в недостаточности знаний об укреплении своего здоровья и приобщения к здоровому образу жизни.

Цель проекта : Дать детям знания о человеческом организме. Сформировать потребность в ЗОЖ, первые понятия о своем теле (для чего нужны части тела) .

Задачи :

1. Учить детей любить себя и окружающих , свое тело, свой организм.

2. Формировать представления о строении своего тела.

3. Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.

4. Прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния.

5. Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.

Обеспечение проекта : наглядный материал, материал для создания экспериментальной деятельности.

Предполагаемый результат :

Дети должны знать :

Части тела (руки, ноги, голова, палицы, живот, спина) , для чего они нужны.

Органы чувств (глаза, уши, нос, язык) , для чего они нужны.

Дети должны уметь :

Следить за чистотой своего тела. - Выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику.

Этапы : 1. Подготовительный. Осуществляется теоретическое изучение проблемы, организация мероприятий по профилактике детских заболеваний, проведение диагностики. Проводится консультации с родителями, экскурсия в медицинский кабинет, кухню, т. е. осуществляется изучение фактического материала характеризующего состояние изучаемой проблемы. 2. Основной. Разрабатываются различные формы деятельности по проекту : на занятиях и в игровых ситуациях, которые должны донести детям нужную информацию (например для чего нужны ушки, глазки и т. д.) . Объединить родителей в подготовке к подвижным и сюжетно ролевым играм, а также в изготовлении различных массажных дорожек для профилактики плоскостопия и ОРЗ, пополнение картотеки «Пальчиковых игр» , подвижных игр, разработка брошюр и консультаций для родителей. 3. Заключительный.

1. Презентация проекта «Познай самого себя » .

2. Родительское собрание.

Публикации по теме:

Наверное многие из нас пользуются в своей работе развивающими играми Воскобовича. Мне предложили принять участие в авторском курсе "СКАЗОЧНЫЕ.

«Познай свое тело» Тематический час ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЧАС «Познай свое тело» Цели: формировать у ребенка интерес к познанию самого себя, дать представление о теле человека, о его.

Познай себя. Я человек. 27.06.2016 год. Понедельник. Инд. работа. Разучивание стихотворения «Лето» -Влад Д, Федор, Рита, Настя, Валя.

Дорогие коллеги возможно и у Вас в скоро выпускной бал к которому хочется подготовиться очень тщательно. Хочется чтобы нашим ребятам запомнился.

Конспект НОД «Здоровый ребенок - познай себя» (средняя группа) Конспект НОД "Здоровый ребенок – познай себя!" воспитатель:Савоник Н. В. Программное содержание: 1. Сформировать начальные.

Программное содержание: формировать знания об обитателях Черного моря, расширять кругозор детей, способствовать развитию познавательного.

Совместный творческий оздоровительный проект для детского сада на тему: Познай себя. Средняя группа

Описание: Совместный творческий оздоровительный проект "Познай себя"» для детей средней возрастной группы. Данный материал будет полезен воспитателям при подготовке к занятиям, родительским собраниям, консультациям, в совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Также материал можно использовать и родителям и педагогам-студентам.

Участники проекта: дети средней группы детского сада №23 «Золотой петушок», воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.
Вид проекта: творческий информационно-исследовательский.
Длительность: средняя продолжительность – с октября по февраль.
Актуальность проекта: у детей нашей группы на недостаточном уровне сформированы знания о строении собственного тела, затрудняются дать ответы на вопросы о функции той или иной части тела; не сформирована мотивация к здоровому образу жизни в семьях воспитанников.

Цель проекта:

Развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к здоровью через исследовательскую деятельность.

Личностно-ориентированные задачи:

Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы, собирать совместно с взрослыми необходимую информацию через источники (художественную литературу, встречи со специалистами, беседы с воспитателями и родителями, просмотр видеофильмов;
- делать выводы и умозаключения;
- представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, плакаты, фоторепортажи, книжки-малышки, альбомы, коллажи и т.д.)

Образовательные задачи:

Помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
- научить «слушать» и «слышать» свой организм;
- развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
- развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро- и самоощущение.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание заботиться о своем здоровье и положительное отношение к медицинским сотрудникам;
- способствовать созданию активной позиции родителей вести здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты:
- первоначальные навыки поисковой деятельности;
- собранная информация по проблеме;
- сформированные знания детей о строении тела и правилах сохранения здоровья.
Полученные интеллектуальные продукты:


- пособие «Маша» для изучения основных органов человека;
- дорожка здоровья для босохождения;
- потешки, загадки о частях тела, оформленные в папку;
- «Наши руки не для скуки» - пособие для развития мелкой моторики и развития ЭМП.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап.

Содержание работы:
- выбор темы, обозначение проблемы;
- определение цели и задач проекта.
- обсуждение проекта с родителями и детьми, выбор источников информации;
- составление плана работы над проектом (составление наглядной временной модели деятельности по проекту);
- подготовка «пакетов домашних заданий» для семьи.
Предполагаемый результат:
- наличие у участников представления о целях и задачах проекта;
- накопление информации по теме;
- наличие четкого плана работы;
- «пакет домашних заданий».
II. Практический этап.
Содержание работы:

- изучение информационных источников по вопросам;
- сбор и систематизация материалов;
- проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта;
- осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд);
- обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта;
- оформление и подбор необходимых материалов для исследования.
Предполагаемый результат:
- общая работа участников проекта;
- организация выставки художественной литературы по проблеме;
- организационная познавательная, игровая, экспериментальная и творческая деятельность детей в группе и за пределами детского сада;
- наличие методических разработок, игр, альбомов, схем, картинок по теме.
III. Завершающий этап.
Содержание работы:

- рефлексия-анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;
- доработка проекта с учетом замечаний и пожеланий;
- подготовка к защите проекта;
- мультимедийная презентация проекта.
Предполагаемый результат:
- наличие методических материалов и продуктов проекта;
- высокий уровень знаний и умений детей.
Ход реализации проекта:
I. Подготовительный этап.
1. Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
2. Оформление информационного уголка для родителей:
- консультации «Как знакомить детей со строением своего тела», «Поиграйте на досуге», «Дневник вашего здоровья»;
- памятка для родителей «Здоровье начинается со стопы»;
- рекомендации родителям по проведению бесед с ребенком;
- распределение заданий между участниками проекта.
3. Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий, экспериментов.
4. Разработка методических пособий, занятий с детьми по теме «Я познаю себя».
II. Практический этап.
Формы работы:

1- Комплексное занятие по теме: «Кто мы? Какие мы?»
Цель: Развивать умения различать и называть части тела, различать понятия «девочка»-«мальчик», формировать эмоциональную сферу ребенка.
- Развлечение «Чтобы нам не болеть». В игровой форме, используя зрелищные выступления, исполнительские способности детей, проявлять выдумку, находчивость, творческую активность, воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится об их здоровье (врачей); формировать сознательное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов.
2. Беседы по темам: «Вот какой я», «Как работает наш организм?», «Для чего человеку движенье?». Составление совместно с детьми «Правил Чистюли».
В ходе бесед вызвать желание у детей следить за своим здоровьем. Подвести к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья. Вызвать желание детей совершенствовать свое физическое развитие, поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.
3.Игры: «Парочки», «Фотопортрет друга», «Детектив», «Соедини с тенью»; сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «В спортивном магазине»; дидактические игры: «Полезные продукты», «Умею-не умею».
4. Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни.
5. Заучивание пословиц, поговорок, потешек о здоровье, отгадывание загадок.
6. Чтение художественной литературы.
7. Работа по совместной деятельности родителей и детей.
Экспериментирование:
- «Отчего появляются трещины в зубах». Задача: показать причины появления трещин в зубах.
- «Чем лучше очистить зубы». Задача: с помощью экспериментирования определить, чем лучше очищаются зубы.
Работа с родителями:
Домашнее задание в рамках проекта дается ребенку и его родителям по желанию.
Пакет№1 « Наши нескучные выходные».
Цель: Пробудить в семьях воспитанников желание активно проводить выходные дни с пользой для здоровья, учить оформлять личный опыт.
Пакет№2 «Сочиняем сказку про ручки».
Цель: Учить сочинять смешные, поучительные истории и оформлять книжки-малышки.
Пакет№3 «Изготовление дорожки здоровья»
Цель: Обновить уголок физкультуры, привлечь родителей к участию в проекте.
III. Заключительный этап.
1. Обработка и оформление материалов проекта.
2. Оценка результатов работы всех участников проекта.
3. Проведение «Недели здоровья».
4. Проведение развлечения «У Мишки в гостях».
5. Мультимедийная презентация проекта в МБДОУ и в МДОУ г. Сосновоборска.