Как воспитать детей счастливыми

12.07.2019

Счастлив ли мой ребенок? Как вырастить ребенка счастливым? Эти два вопроса во все времена не давали покоя родителям. Ведь счастливый человек легко идёт по жизни, достигает намеченных целей, стойко противостоит неудачам. Не об этом ли мечтают мамы и папы ещё до рождения малыша? Почему же так мало счастливых людей? Что мы делаем не так? Как заложить фундамент счастья?

Кто такой счастливый малыш?

Счастье это прежде всего гармония. Человек, который живет в гармонии с самим собой с внешним миром с окружающими людьми, всегда будет счастлив.

Счастливый ребенок — это ребенок, которого понимают, которого любят безусловно и принимает его таким, какой он есть. Это ребенок, которой не боится быть самим собой. Задача родителей помочь раскрыться ребенку как личности, раскрыть внутренние качества, стать индивидуальностью. Только так ребенок будет счастливым, и как следствие успешным, уверенным, понимающим, любящим.

Правила на каждый день

Я тебя люблю, я тебя уважаю

Один из важных принципов. Ребенок нуждается в любви не за что-то или отсутствия ошибок с его стороны. Малышу необходимо чувствовать вашу любовь каждый день. Не забывайте говорить ему о том, что он важен для вас и нужен вам. Открыто говорите о своей любви. Это даст уверенность и поднимает самооценку малыша. Ребенок, который ощущает вашу любовь сможет справится с любыми трудностями и личными неудачами.

Уважение не менее важно. Не стоит пренебрегать мнением ребенка, даже если вам кажется, что он не понимает или не может грамотно оценить ситуацию. Зачастую дети могут удивить вас глубоким пониманием и здравым смыслом. Спрашивайте его мнения или совета по различным жизненным ситуациям. Это поможет чувствовать ему свою ценность и значимость.

Радуйтесь жизни вместе с малышом

  • Учитесь находить радостные моменты в суматохе дня.
  • Научитесь радоваться малому.
  • Повели утром малыша в детский сад, улыбнитесь солнышку или свежевыпавшему снежку.
  • Вечером порадуйтесь вкусно приготовленному ужину/
  • Удивитесь построенному из кубиков домику.

Попробуйте. В следующий раз купите воздушных шариков и украсьте ими комнату, попускайте мыльные пузыри, запустите воздушного змея или китайский фонарик. Всё это отличное средство для поднятия настроения.
Радуйтесь каждому моменту рядом с детьми. Проводите выходные вместе с ними. Гуляйте около дома, выбирайтесь на природу, организовывайте пикники и походы. Такие события запоминаются, становятся надежным пристанищем в жизни.

К детским воспоминаниям человек возвращается в минуты тревоги, отчаяния, горя. Попробуйте сами в часы безысходности вспомнить летние каникулы в деревне у бабушки, купание в речке, походы в лес за ягодами и грибами, и ощутите чувство радости и счастья.

Будьте искренни, добры и справедливы

Психологи считают, что одним из главных мотивов деятельности малыша, его психического здоровья и самочувствия является оценка родителей, их жизненная позиция, в том числе по отношению к сыну или дочери.

Мама с папой — самые родные и важные люди в жизни. Дети копируют поведение своих родителей. Только семья способна воспитать счастливого малыша. Психологи говорят, что если счастливы родители, то дети счастливы автоматически. Вряд ли назовут счастливым злого, эгоистичного человека.

Закон один: вы – главный пример подражания для детей.

Дети чувствуют фальшь в словах. Они непосредственны и наивны. Их легко обмануть, но последствия такого обмана трудно предсказать. И уж в отношении нашей темы ничего хорошего точно не принесут. «Ты не обманываешь, честно — честно ?» – спрашивают малыши. Не игнорируйте подобные вопросы.

Отвечайте искренне и при этом не скрывайте чувств. Если ругаетесь, то ругайтесь по-настоящему, если хвалите, то и хвалите по полной, в пределах разумного, конечно. Подобное отношение со стороны взрослого рождает чувство уверенности и благоприятно сказывается на развитии личности.

Общайтесь, играйте, дурачьтесь

Разговаривайте с малышом как можно чаще . Интересуйтесь успехами в детском саду и школе, в кружке и спортивной секции. Подобное проявление заботы создает чувство защищенности и значимости.

Не хватает времени на общение? Голова занята своими проблемами? Запланируйте и почитайте книгу ребенку перед сном. Кстати, семейное чтение благотворно влияет на эмоциональное самочувствие детей любого возраста.

Только выбирайте позитивные, яркие, запоминающиеся сюжеты, которые бы хотелось обсуждать. Интересуйтесь мнением ребенка, высказывайте своё и не навязывайте чужой точки зрения. То же касается и просмотра кинофильмов.

Играйте хотя бы раз в неделю. Если бы вы знали, какое счастье доставляет детям игра с родителями, то всегда бы с ними играли. Постройте из конструктора сказочный дворец, придумайте наряд любимой кукле и сшейте его, устройте чаепитие мягким игрушкам. Дома играйте в настольные игры, а на свежем воздухе в подвижные.

Вспомните блеск счастья в глазах и сына, и отца, возвращающихся с футбола. Катание на велосипеде, роликах, коньках и лыжах само по себе – счастье, а вместе с родителями – двойная радость. Играйте, смейтесь и просто дурачьтесь, ведь бой подушками тоже придуман не случайно.

Право на ошибку

Счастливый ребенок успешен. Но путь к успеху не прост, не мыслим без ошибок. Объясните малышу, что к ошибкам нужно относится спокойно. Не ругайте и не критикуйте. Помните, что даже незначительное, на ваш взгляд, замечание, может отбить охоту у ребенка добиваться цели в будущем.

Незавершенность, откладывание дел на потом отрицательно сказывается на самооценке ребенка и вовсе не делает его счастливым. Здесь важна самодисциплина.

Как вырастить ребенка счастливым? Научите его контролировать отношение к событиям. Станьте примером. Помните, как в стихотворении «дождь на улице опять, мокрые дорожки, всё равно пойдем гулять, надевай сапожки!» Умение искать позитивные моменты в любой ситуации – это верный шаг к счастью.

Если ребенок проиграл, ошибся, потерпел неудачу и переживает из-за этого, напомните о счастливых моментах жизни, тех делах, которые он выполнил на «отлично». Сделайте ощущение неудовлетворенности менее болезненным. Поддержка родителей важна для ребенка.

Свобода выбора

Это ещё одна составляющая счастья. Различные принуждения должны быть сведены к минимуму. Не заставляйте ребенка лежать, если он не хочет днем спать. Не принуждайте кушать нелюбимую кашу.

Запреты лучше заменить объяснениями и предоставить право выбора. Не запрещайте ребенку лезть на дерево. Лучше объяснить, чем это опасно и почему. Это усилит ваш авторитет и доверие ребенка к вам. Любое «не трогай», «нельзя» формирует у ребенка ощущение опасности, а не понимание ее сути.

Обстановка счастья

Допустим, вы сделали всё, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым дома. Создали условия для гармоничного развития и воспитания. Вы счастливы: рядом растет ребенок. Однако большую часть дня он проводит вне дома. Правильно выбранный детский сад, в котором царит атмосфера доброты и дружелюбия – ещё один шаг к счастливому детству. Жаль, что в большинстве детских садов нет возможности выбора воспитателя.

В любом случае, будьте внимательны, следите за настроением и самочувствием ребенка. Интересуйтесь занятиями, разговаривайте с малышом о садике. Хорошо, когда детский сад напоминает дружную, любящую, заботливую семью.

Научите малыша выстраивать отношения со сверстниками. Показывайте примеры дружелюбия, отзывчивости, вежливости. Человек счастлив в окружении других людей. Мало кто стремится к одиночеству. Научится находить общий язык с разными по характеру, интересам, пристрастиям людьми – сложная задача.

Детей спасает непосредственность и открытость. Их легко обидеть. Объясните, как правильно реагировать на грубость, невежество, несправедливость. Беседы на тему взаимоотношений уберегут от разочарований и обид.

Спросите малыша: «Почему люди бывают злыми?». Наверняка ребенок вспомнит одного из отрицательных сказочных героев, которые по сути несчастливы. Ведь счастливый человек искренне желает, чтобы все вокруг были счастливыми. Если ребенок поймет эту простую истину, к нему потянутся другие счастливые дети, захотят с ним играть, не будут обзываться и драться. Думаю, любая мама найдет слова для разговора, понятные ребенку.

Когда придет пора, найдите вдохновляющую современную школу, в которой ребенок бы чувствовал себя комфортно. Успеваемость во многом зависит от эмоционального состояния школьника. Нравятся ли учителя, нравится ли сидеть на уроках, дружелюбны ли одноклассники? Это не праздные вопросы. Участвуйте в жизни класса и школы, выполняйте вместе с ребенком модные в наше время исследовательские работы. Просто будьте рядом. Организуйте незабываемые каникулы. Загородный лагерь, побережье моря, поездка в деревню к бабушке – это памятные и счастливые события.

Забота о других

Человек испытывает особое чувство, когда помогает кому-то, заботится о ком-то. Знать, что ты кому-то нужен – это счастье. Вместе с малышом повесьте кормушку за окном и следите, чтобы не заканчивались семечки. Ходите кормить уток на ближайший водоем. Заведите домашнего питомца или посещайте приюты для животных, в которых разрешают ухаживать за ними. Общение с братьями нашими меньшими благоприятно влияет на развитие личности ребенка.

Забота о членах семьи иного рода. Пожалеть заболевшую маму, посочувствовать разбившему коленки брату дорогого стоит. Помочь сделать домашнее задание, приготовить вкусный салат, прибраться в своей комнате – это проявления заботы по отношению к домочадцам. Гордиться добрыми делами, не ожидая ничего взамен непросто, но важно для ощущения счастья.

Дети, воспитанные в дружной семье без раздоров и зависти, вместе идут по жизни, поддерживают в трудные моменты, делят печали и радости.
Как воспитать ребенка счастливым? Что ни говори, а проблема счастья из области философии и эзотерики. Мысли материализуются. Относитесь к происходящему с оптимизмом и радостью. Накричали на кого-то, подумали о плохом и получили тревогу, тоску в душе.

Улыбнулись неприятностям, ответили шуткой на грубость, и мир стал немного к вам добрее. Поэтому что бы не происходило, спрашивайте ребенка, счастлив ли он? Делайте, что в ваших силах для его счастья. И непременно говорите: «Ты должен быть счастливым. Это главное для тебя».

Все родители стремятся вырастить малыша успешным и счастливым, основное задание каждого – воспитывать ребёнка в полной любви и гармонии. К сожалению, очень часто папы и мамы заблуждаются в том, что такое счастье для ребёнка. Какой вырастет малыш, напрямую зависит от родителей, только в их руках природой заложена сила, которой всё подвластно, главное правильно ею пользоваться.

Счастливым может быть ребёнок только в той семье где живут понимание, уважение, любовь, взаимопонимание, ведь малыш как губка впитает в себя абсолютно всё черты своих окружающих.

Малыш, который:

  • – чувствует любовь со стороны близких;
  • – чувствует защиту со стороны родителей;
  • – принимает участие в жизни семьи

может по-настоящему быть счастливым.

Важно помнить о том, что попросту нереально воспитать здорового и радостного ребёнка без проявления:

  • – любви;
  • – внимания;
  • – уважения и терпения;
  • – веры в добро;

Ребёнок может вырасти счастливым только в том случае когда родители сумеют воспитать его оптимистом. Только люди, которые умеют радоваться жизни, смотреть на её с положительной стороны и везде искать позитивные моменты, могут быть по-настоящему счастливы.

Рекомендации для успешного воспитания счастливого ребёнка

  1. Больше позитива - в современное время, к сожалению, родители больше времени тратят на упрёки и замечания, нежели на общение в ласковом тоне, которое ребёнок требует независимо от возраста. Статистика показывает, что на протяжении дня малыш слышит до 12 фраз которые носят негативный настрой.
  2. Стоит давать ребёнку больше самостоятельности в поступках и принятии решений. Пусть даже получив первый раз негативный опыт, малыш расстроится, зато в следующий раз поступит иначе. Следует хвалить ребёнка не только в случае, если всё сделано правильно, но и когда есть какие-то недостатки, это будет отличной мотивацией для их исправления.
  3. По возможности нужно исключить из употребления слово – нельзя. Контроль выражений, довольно часто это слово звучит когда можно обойтись без него. Запреты необходимо вводить, тогда когда сложившаяся ситуации составляет угрозу для здоровья.
  4. Запрещено внушать ребёнку негативных наставлений – никогда не следует говорить, слова подобные “трус”, “слабый”, они отложатся в память малыша на не подсознательном уровне.
  5. Нужно обращать внимание не только на недостатки в работе ребёнка, а обязательно подчёркивать достоинства. Всегда поддерживать в новых начинаниях, говорить ласковые слова, напоминать про удачи и тогда малыш буде стараться оправдать желания взрослых.
  6. Не стоит сравнивать ребёнка со сверстниками. Следует приучать ставить перед собой цели и стремится выполнить их. Всегда нужно фиксировать прогресс.
  7. Важно помнить о том, что без ошибок невозможно научится добиваться успехов в жизни. При возникновении ошибок, не следует ругать малыша, ведь как последствие ребёнок закрывается и попросту прячет свои ошибки от родителей. Не стоит чрезмерно утешать и жалеть, ведь ребёнок будет думать, что за эго в силе всё решить другие люди.
  8. Воспитывать следует любовью, ведь основной потребностью человека есть именно любовь. Стоит проявлять свои чувства, малыш должен не только слышать, что его любят, а и чувствовать это. Ребёнку всегда необходимо знать, что любят не за хорошие поступки, а за то, что он есть.
  9. Следует уделять время для простых разговоров с малышом, больше проводить время вместе, пусть это будут прогулки в парке, катание на аттракционах. Важно уступать ребёнку, видя уступки со стороны близких, малыш будет понимать важность диалога и уступок для окружающих людей.

Дарите своему ребёнку больше тепла, позитивных эмоций. Не стоит бояться проявлять любовь и заботу, ведь в этом и заключается воспитания здорового и счастливого малыша. Дети бывают маленькими только один раз, потому важно с самого рождения не упустить возможность вырастить счастливого ребёнка.

Чем послушный ребёнок отличается от успешного? Как правильно реагировать на ошибки детей и на свои собственные промахи? В чём глобальное отличие в воспитании мальчиков и девочек? И как научить ребёнка быть счастливым и уверенным в себе? На эти и другие вопросы в своей книге «Дети с небес» даёт ответы Джон Грэй - автор бестселлера «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Самые интересные и близкие нам цитаты из книги - в этом посте.

Материал подготовила: Надежда Назарян

Воспитание детей, которые уверены в себе

«Методы прошлого были нацелены на воспитание послушных детей. Позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей, которые подчиняются правилам не из страха, но действуют спонтанно и принимают решения, следуя велению сердца. И если такие дети не лгут, то не потому, что это против правил, но потому, что они честны и справедливы. Мораль для них не является чем-то навязанным извне - она идёт изнутри, воспитанная сотрудничеством с родителями».

«Воспитательные методы прошлого были сосредоточены на том, чтобы приучить детей подчиняться. Позитивное воспитание стремится к созданию уверенных в себе лидеров, способных творить свою судьбу самостоятельно, а не просто следовать по стопам тех, кто идёт впереди. Уверенные в себе дети отчетливо осознают, кто они есть и чего хотят добиться».

5 принципов позитивного воспитания

  1. Отличаться от других - нормально.
  2. Совершать ошибки - нормально.
  3. Проявлять негативные эмоции -нормально.
  4. Хотеть большего - нормально.
  5. Выражать своё несогласие - нормально, но помни, что мама и папа - главные.

Они уже хорошие

«Как родители, мы прежде всего должны признавать, уважать и поддерживать процесс естественного роста наших детей. От нас не требуется каким-то образом формировать из них таких людей, какими они по нашему мнению должны стать. Однако мы ответственны за то, чтобы оказать им мудрую поддержку, когда речь идет о развитии их врожденных талантов и сильных качеств.
Детям не нужно, чтобы мы их направляли или улучшали, но их рост зависит от нашей поддержки. Мы должны предоставить плодородную почву, на которой смогли бы вырасти плоды их величия. Все остальное они в силах сделать сами. В яблочном семени таится подробнейший план его будущего роста и развития. Подобным образом в растущем разуме, сердце и теле каждого ребенка есть подробный план его развития. Не думайте, будто вам необходимо сделать своих детей хорошими, - признайте, что они уже хороши».

Мальчикам - больше доверия, а девочкам - больше заботы

«Родителям нужно научиться по-разному проявлять свою любовь по отношению к мальчикам и к девочкам. К примеру, девочкам требуется больше заботы; но, если проявлять слишком много заботы по отношению к мальчишке, ему будет казаться, что вы ему не доверяете. Мальчику нужно больше доверия; но, если проявлять слишком много доверия по отношению к девочке, ей может показаться, будто о ней не слишком заботятся. Отцы по незнанию обычно дают девочкам то, что необходимо мальчикам, а матери склонны окружать мальчиков заботой, которая необходима девочкам. Осознав, что девочки и мальчики имеют разные потребности, родители могут удовлетворять их более полно. Кроме того, у них остается меньше причин для споров по поводу методов воспитания. Папы с Марса, мамы с Венеры».

Не больше, а иначе

«Самая распространенная ошибка родителей состоит в том, что они стараются дать как можно больше. При этом то, что они стремятся предоставить детям в больших количествах, нередко оказывается нецелесообразным: больше денег, больше игрушек, вещей, развлечений, больше образования, внеклассной деятельности, помощи, похвал, больше времени, ответственности, свободы, дисциплины, надзора, наказаний, больше общения и т. д. Однако на самом деле здесь, как и в других областях жизни, «больше» не означает «лучше». Нужно не больше, нужно иначе. Задача родителей не в том, чтобы дать больше, а в том, чтобы подойти к воспитанию иначе, чем наши собственные отцы и матери».

Просьба вместо приказа

«Добиться сотрудничества - значит привить детям желание слушать ваши просьбы и выполнять их. Первый шаг состоит в том, чтобы научиться наиболее эффективно отдавать распоряжения. Жесткие приказы тут не работают. Сами посудите: если бы на работе кто-то командовал вами на каждом шагу, вам бы это понравилось? А день ребенка полон бесконечных указаний. Не удивительно, что матери то и дело жалуются, что дети их не слушаются. А вы сами воспринимали бы человека, который вас постоянно пилит?»

«Позитивное воспитание предлагает заменить приказы, требования и понукания просьбой. Разве вы не предпочли бы, чтобы ваш начальник (или спутник жизни) просил, а не велел? В этом случае вы исполняли бы его распоряжения намного охотнее. То же самое касается вашего ребенка. Это очень простое изменение, но нужно хорошо попрактиковаться. Вместо того чтобы приказывать: «Почисть зубы», - скажите: «Не почистишь ли ты зубы?» Вместо того чтобы говорить: «Не бей брата», - скажите: «Пожалуйста, не трогай брата».

Давай сделаем это

«Самое сильное волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества, - это слово «давай».

До девяти лет у детей обычно еще очень слабо сформировано чувство собственного «я». Постоянно командуя ребенком, вы возводите стену между собой и сыном или дочерью вместо того, чтобы укреплять естественную связь, которая существует между родителями и детьми.

При любой возможности приглашайте детей участвовать в той или иной деятельности вместе с вами. Даже тогда, когда вы просите ребенка выполнить какое-то конкретное задание, например: «Не уберешь ли ты в комнате?» - предваряйте свою просьбу фразой типа: «Давай подготовимся к вечеринке». Если ваша просьба становится частью приглашения к совместной деятельности, дети идут на сотрудничество охотнее».

«Формулу «давай» можно использовать в большинстве ситуаций, пока ребенку не исполнится девять лет. После этого слова «Давай приберем в комнате» прозвучат фальшиво, если вы сами не собираетесь участвовать в процессе».

4 типа темперамента - 4 метода воспитания

«Существует четыре основных типа детского темперамента, - именно поэтому дети требуют различного подхода.

Первый темперамент - сенситивный. Сенситивные дети уязвимы и чувствительны. Они остро осознают собственные реакции на жизненные обстоятельства, касающиеся их потребностей и желаний. Для того чтобы приспособиться к жизни, им необходимо ясно осознавать собственные чувства, - и в этом случае они охот нее осуществляют перемены. Эти дети лучше всего реагируют, когда их слушают и понимают.

Сенситивным детям нужно сочувствие и признание их переживаний и обид.

Второй темперамент - активный. Активных детей меньше заботит собственная реакция на жизненные обстоятельства, их больше интересует способность воздействовать на окружающий мир. Они стремятся действовать и добиваться результатов. Они сами себя побуждают к действию и проявляют наибольшее стремление к сотрудничеству в том случае, когда знают, что делать, или имеют определенный план. Им нужно непрестанно двигаться вперед, лидировать и делать все по-своему.

Активным детям нужно всегда знать план действий, правила игры и кто главный. Чтобы свести сопротивление активного ребенка к минимуму дайте ему возможность руководить.

Третий темперамент - реактивный. Реактивные дети общительны и дружелюбны. Они развивают чувство собственного «я» на основании своих взаимоотношений с людьми и реакций на внешний мир. Они стремятся увидеть, услышать, ощутить и пережить всё, что может предложить жизнь. У этих детей широкие интересы, потому им больше, чем другим, требуется внешняя стимуляция.

Реактивные дети познают себя по собственным реакциям на жизненный опыт.

Четвертый темперамент - восприимчивый. Восприимчивые дети больше других беспокоятся о том, как протекает жизнь. Они хотят знать, что произойдет в следующий момент и чего ожидать от будущего.

Перед таким ребенком необходимо ставить задачи. Без должной поддержки он может вообще не приобрести никаких интересов. Режим, ритуал и ритм создают для него необходимую основу, чтобы идти на риск и предпринимать что-то новое».

Воспитать успешного человека

«Успех в жизни приходит не тогда, когда человек следует правилам. Успех приходит, когда человек думает своей головой, следуя собственной воле и зову сердца. Эта естественная способность воспитывается тогда, когда вы укрепляете врожденное стремление ребенка к сотрудничеству. Если родители требуют от ребенка покорности, его воля притупляется. Разум и сердце закрываются, и ребёнок забывает о своем потенциале жить той жизнью, которая ему предназначена. Если же напоминать ребёнку, что сопротивляться нормально, но следует помнить, что мама и папа - главные, его разум и сердце остаются открытыми и он развивает в себе способность осознавать свои желания и стремления в жизни».

Значение границ

«Когда ребёнок слишком настойчиво требует своего, значит, он не получает то, что нужно ему на самом деле. Это же касается и взрослых: если человек несчастен оттого, что не получает чего-то во внешнем мире, истинная причина несчастья состоит в том, что ему недостает любви и поддержки. Но любви вокруг всегда достаточно - мы просто не видим её.

Детям необходимы границы, которые они пытаются пересечь. Если границ нет, ребенок становится беспокойным и неуверенным. Когда ребенку слишком часто удается добиться своего, он не бывает удовлетворен обретённым. Мы можем по достоинству оценить то, что у нас есть, только тогда, когда осознаем свои истинные потребности. Сопротивление внешнего мира помогает человеку понять, что же ему на самом деле надо, и не зацикливаться на том, что он хочет».

Совершать ошибки – нормально

«Детям не нужны безупречные родители; им нужны родители, которые делают все, что могут, и берут на себя ответственность за собственные ошибки.

Извиниться позже очень важно. Можно сказать так: «Прости, что я накричал на тебя. Ты не сделал ничего такого, чтобы на тебя кричать. И вообще крик - не метод общения. Это моя ошибка.

Когда ребенок совершил ошибку, это самое неподходящее время напоминать ему об ошибках, совершенных в прошлом.
Наказывая малыша и сердясь на него, вы используете устаревшие методы общения. Наилучшая реакция на ошибки ребенка - безразличный или усталый взгляд. Не нужно обращать много внимания на саму ошибку. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы перенаправить малыша, попросив его что-то сделать. В данном случае можно попросить ребенка помочь вам собрать осколки».

От невинности к ответственности

«Приблизительно в девятилетнем возрасте у ребенка начинает развиваться чувство собственного «я» как отдельной от родителей сущности. Это время сомоосознания. С этого момента и до восемнадцатилетнего возраста детям требуется больше доверия, хотя и забота тоже по-прежнему нужна.

«Стыдить ребенка всегда нецелесообразно. Только после девятилетнего возраста нужно понемногу предлагать ребенку брать на себя ответственность за ошибки и исправлять их. В первые девять лет жизни ребенок должен развить в себе ощущение невинности, а в следующие девять лет - научиться ответственности. Когда ребенку исполняется девять лет, он уже готов понемногу принимать на себя ответственность за свои промахи и исправлять их. До девяти лет родители должны смотреть на ошибки ребенка сквозь пальцы и относиться к ним нейтрально.

Дети запрограммированы для автоматической самокоррекции после совершения ошибки. Главная причина, почему дети и взрослые не корректируют свое поведение, состоит в том, что они боятся признать свой промах. Естественная самокоррекция требует ощущения, что совершать ошибки - нормально».

Научиться быть счастливыми

«В первые семь лет жизни чувство собственного «я» у ребенка формируется прежде всего под влиянием родителей или непосредственных опекунов. В следующие семь лет (от семи до четырнадцати) роль родителей остается по-прежнему сильной, но теперь на формирование позитивного чувства «я» все большее влияние оказывают братья и сестры, родственники и друзья. На следующем этапе (от четырнадцати до двадцати одного) подростки и молодые люди все в большей степени определяют и развивают свое «я» под влиянием сверстников и людей, стремящихся к тем же целям, что и они.

Слишком нагружать детей в первые четырнадцать лет - ошибка. В эти годы им нужно научиться быть счастливыми. Умение быть счастливым - важнейшее жизненное искусство. Счастье приходит не из внешнего мира, но изнутри. Это - искусство. Счастливые счастливы независимо от внешних обстоятельств».


Мобильный журнал

«Я - родитель».

Тема: «Как воспитать ребёнка

счастливым»

Консультация на тему: «Как воспитать

ребёнка счастливым».

Памятка для родителей «Как воспитать ребёнка счастливым». Статья на тему: «Как воспитать счастливым ребёнка». Статья на тему: «Как воспитать счастливого, умного, здорового ребёнка». Советы психолога. «Воспитание успешного и счастливого,

Здорового ребёнка 25 книг, необходимых для родителей».

Консультация для родителей.


Как воспитать ребенка добрым, успешным и счастливым. Большинство родителей хотят, чтобы их ребенок стал успешным в жизни, имел престижную высокооплачиваемую работу, уважал родителей и заимел замечательную любящую семью. Но те ли знания и советы получает ребенок на своем пути развития и достижения успеха и счастья в жизни, знают ли родители, как воспитать ребенка добрым. В процессе воспитании ребенка ему необходимо уделять должное внимание, выслушивать его, показывая своим настроем и поведением, что вы готовы ответить на возникающие вопросы и помочь в разрешении спорной ситуации. Благодаря такому поведению ребенок будет более расположен делиться именно с вами, когда у него будут появляться неразрешимые вопросы. Если же ребенок потеряет к вам уважение, то он также может перестать слушать и слушаться вас, что приведет к тому, что вы потеряете возможность учить ребенка, а именно знание помогает человеку поступать правильно и достойно справляться с жизненными трудностями.

Если ваш ребенок поступил неправильно в той или иной ситуации, необходимо доходчиво объяснить ему, за что именно он был наказан, чтобы ребенок осознавал по какой причине не следует поступать таким образом, и как ему следует себя вести, окажись он снова в аналогичной ситуации. Разговор должен проходить в мягком тоне, без грубых слов и криков, при необходимости следует проявить должную строгость, наказав его за неправильное поведение — при подобном отношении вы сможете воспитать ребенка добрым. Правильное воспитание ребенка означает прививать правильные жизненные ценности, больше говорить о человеческих , нежели только о том, что нужно найти престижную работу и зарабатывать побольше деньги, так как счастья больше в отношениях, а не в приобретениях. Если родители сами сомневаются в правильности данного утверждения, то оглянитесь по сторонам, как живут знаменитости, ваши родные и близкие друзья, у кого счастья больше, смотрите вовнутрь людей, а не на внешние факторы. Чтобы воспитать ребенка успешным и счастливым, надо учитывать его половую принадлежность, в воспитании детей имеются как общие принципы, так и индивидуальные. Парней следует больше настраивать на внешнюю деятельность, они должны расти , целеустремленными, ответственными, добиваться успеха в работе, изучать свои мужские обязанности и направлять свою будущую семью в правильном русле. Девушек же надо больше настраивать на семейную жизнь, культивирование женственности, смирения, создание уюта, тепла, заботы и любви в будущей семье, изучение женских обязанностей.

Воспитание детей во многом зависит от самого поведения родителей. Если вы говорите одно, но поступаете совсем по-другому, не надейтесь, что ваши дети будут вас слушаться. Совершенствуйте сами свой характер — это и будет самое правильное воспитание ребенка, которое сделает ребенка счастливым и успешным, а также прививайте высокие жизненные ценности и своим детям. Пытайтесь создать правильные теплые , совместное времяпровождение играет большую роль. Не проявляйте насилия при воспитании ребенка и старайтесь быть сдержанными в проявлении негативных чувств и открытыми в проявлении положительных чувств в адрес детей, но и не забывайте о проявлении строгости.

На примере других можно объяснять детям, как следует и как не следует себя вести, но обсуждайте сам поступок и его последствия, а не саму личность, без критики и осуждения, тогда вы сможете воспитать ребенка добрым. Будьте более разборчивыми в просмотре телевизионных передач, большинство из того, что показывается на телеэкранах, не приносит пользы и учит совсем не тому, чему надо. Говоря о чем-то, не забывайте аргументировать свои слова, чтобы ребенок знал, почему следует поступать именно таким образом, но только пусть всего будет в меру.

«Как воспитать ребенка счастливым».

1.Начните с себя. Следите за тем, чтобы у Вас всегда было хорошее настроение. Правильно питайтесь, отдыхайте, высыпайтесь, ведите здоровый и активный образ жизни. Подавайте хороший пример.

2.Следите за своим эмоциональным состоянием. Не доводите до стрессов и срывов. Всегда трезво мыслите, будьте спокойны.

3.Воспринимайте плохое поведение ребёнка как его попытки что-то доказать или донести до Вас. Понаблюдайте за чадом, возможно, ему не хватает Вашего внимания.

4.Никогда не вешайте «ярлыки» на ребёнка. Не указывайте постоянно на его недостатки, это может снизить самооценку.

5.Следуйте принципу взаимного уважения. Если хотите, чтобы чадо уважало Ваши просьбы и желания, то уважайте его желания и просьбы.

6.Критиковать или хвалить нужно поступок, а не самого ребёнка.

7.Принимайте своего ребёнка именно таким, какой он есть. Не пытайтесь его изменить кардинальным образом.

8.Всегда общайтесь с малышом спокойно и мирно.

9.Всегда смотрите ребёнку в глаза при разговоре.

10.Не реагируйте на истерики. Тогда со временем они прекратятся.

11.Показывайте своему ребёнку, что он важен, нужен и полезен.

12.Повышайте самооценку ребёнку, но до разумных пределов.

13.Прививайте ребёнку ответственность за свои поступки и жизнь.

14.Следите за тем, чтобы малыш рос в любви, спокойствии и заботе.

Статья на тему: «Как воспитать ребёнка счастливым».

Чтобы вырастить счастливого ребенка, необходимо подарить ему полноценное детство. Для этого не придется читать мудрые книги, а всего лишь — уделять чаду достаточно внимания.

Многие родители стараются быть строгими, придерживаться четких правил поведения. Но вся мудрость и состоит в том, чтобы не давать малышу выходить за границы дозволенного и не насаждать свои нормы. Старайтесь, чтобы уже в осмысленном возрасте у него были элеметы с раннего детства - фото на крестинах и первого дня рождения, первые игрушки его жизни....

Общайтесь с ребенком как со взрослым человеком. Он будет расти с чувством собственной значимости, с пониманием ответственности и будет прилагать усилия, чтобы действовать и вас не огорчать. Определите сами для себя, как вы хотите добиться того, чтобы ваш малыш был счастлив, не лишая его самого главного — детства.

Не мотивируйте малыша к деятельности вознаграждениями. Он привыкнет и не сможет работать «за просто так». Не стоит требовать от ребенка того, что ему не дано. Подумайте, а почему вам хочется, чтобы ваш малыш умел делать что-то определенное? Что за этим стоит? Может вы решили, что будучи круглым отличником, он станет счастливей? Это совсем не так. Вы должны понаблюдать за малышом и помочь ему в совершенствовании его навыков и личных достижений.

Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми и особенно с его друзьями. Если вы будете часто ставить в пример кого-то, то вскоре ребенок возненавидит этого человека и его достижения, а вам еще

Нельзя вырастить счастливого ребенка, если ему постоянно запрещать делать то, что он любит. Если малыш увлекается каким-то видом спорта, помогайте ему развиваться в этом направлении. Ходите вместе по магазинам, подбирайте форму, посещайте соревнования... Но никогда не навязывайте свой выбор. Возможно, что это и не ваш любимый вид спорта, но гасить искру в глазах ребенка вы не имеете права.

Помните, что ваш малыш мечтает об идеальной семье. Покажите ему пример счастливых отношений. Если ребенок врет знакомым, что родители водят его по театрам и возят по экскурсиям, значит в этом случае вы должны поругать только себя. Ребенку не хватает вашего внимания.

Задумайтесь, для чего вы родили малыша. Ведь, как минимум, он достоин вашего внимания. Придите домой, обнимите ваше чудо и будьте ему настоящим родителем и другом!

Статья: «Как воспитать счастливого, умного, здорового ребенка?»

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться.

Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

Если ребенок часто живет с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей; честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей. В итоге у них появляется комплекс неполноценности.

Грубость, неуважение, раздражительность так же перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя вымещать на ребенке, свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Родители часто задаются вопросом, как воспитывать детей так, чтобы они выросли самостоятельными, ответственными, умными и счастливыми людьми. Наверное, каждый родитель именно таким хочет видеть своего ребёнка. Вот наиболее важные и основополагающие подходы, которые можно использовать каждый день в общении с ребёнком. Эти, на первый взгляд, простые правила помогут выстроить с ребёнком доверительные отношения. И неважно, сколько вашему ребёнку лет.

5 правил воспитания счастливого ребенка:

1. Любите своего ребенка!

Общайтесь с ним и постоянно показывайте своими словами и жестами, что вы его слышите и понимаете. Поддерживая разговор, говорите ему «Да», «А что потом?» и т. д. Старайтесь всё подробно объяснять. Несмотря на то, что иногда дети демонстрируют равнодушие, эти объяснения очень помогают ему. Обиднее всего для детей, когда родители что-то запрещают без объяснений, дескать, так надо и всё. Старайтесь избегать слов: «Ты ещё маленький, и поэтому ничего не понимаешь». Не жалейте времени на объяснения – это бесценный вклад в развитие самооценки и интеллекта ребенка.

2. Научите выражать свои чувства

Детские психологи советуют учить ребенка выражать свои чувства, чтобы он не боялся их, когда он станет большим, и понимал чувства других людей. Старайтесь видеть чувства ребенка по выражению его лица и жестикуляции, даже когда он скрывает их. Дайте вашему чаду ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Дети, которые имеют постоянное поручение по дому, ощущают себя важной частью семьи и испытывают чувство удовлетворения, выполняя свои обязанности.

3. Одобряйте и хвалите ребенка даже за небольшие успехи

Его упорство и успехи сделать что-то самостоятельно важнее результатов. Очень часто бывает так, что хорошее родители принимают как само собой разумеющееся. Позвольте детям совершать ошибки. Это необходимо, чтобы они чему-то научились. Разные повседневные ошибки необходимы ребенку для активного обучения и развития. Если вы рассержены на ребенка, оценивайте его поступок, а не его личность. Наказание должно быть справедливо и назначено за какое-то конкретное дело. Важно, чтобы ребенок понимал, за что вы его лишаете чего-то. Обязательно похвалите, если увидите, что он исправился. Но никогда не наказывайте физически. Подзатыльники, шлепки, ремень и прочие действия такого рода унижают детей, заставляют чувствовать себя маленьким, беспомощным и ничтожным, что повлияет на дальнейшую взрослую жизнь.

4. Учите детей говорить «нет»

Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда , почтительными и покладистыми. Однако это не позволяет ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Такие дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать «нет», когда на них оказывают давление. Объясните ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение.

5. Смейтесь, веселитесь с ребенком!

Не бойтесь брать его в разные места и наслаждаться новыми впечатлениями! Дети будут помнить детство всю жизнь – постарайтесь, чтобы это были приятные воспоминания, полные радости и любви, достойные того, чтобы о них помнили.

Детство самая замечательная пора. Когда мы вырастаем, то в наших воспоминаниях остаются только самые яркие моменты. У вас есть возможность стать частью этих ярких воспоминаний. Сделайте это вместе с вашим ребёнком,
чтобы его воспоминания о детстве были счастливыми!

Итак, вот эти - Яркие воспоминания, которые обязательно нужно подарить ребенку, чтобы сделать его счастливым

Пускать солнечные зайчики.

Наблюдать, как прорастают семена.

Вместе скатиться с высокой ледяной горы.

Принести с мороза и поставить в воду ветку.

Вырезать челюсти из апельсиновых корок.

Смотреть на звезды.

Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.

Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.

Дырявить льдинки под струей воды.

Приготовить жженый сахар в ложке.

Вырезать гирлянды бумажных человечков.

Показывать театр теней.

Пускать блинчики на воде.

Рисовать мультфильм на полях тетради.

Устроить жилище в коробке от холодильника.

Плести венки.

Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.

Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.

Писать под копирку.

Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.

Слушать пение птиц.

Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.

Построить шалаш.

Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).

Наблюдать восход и закат.

Любоваться лунной дорожкой.

Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.

Сделать флюгер и ловушку для ветра.

Светить в темноте фонариком.

Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.

Сходить на рыбалку.

Оставлять отпечатки тела на снегу.

Кормить птиц.

Делать секретики.

Строить дом из мебели.

Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.

Запускать воздушного змея.

Крутить ребенка за руки.

Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.

Сидеть в темноте, при свечах.

Делать чертиков из намыленных волос.

Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.

Издавать победный крик каманчей.

Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.

Прыгнуть в центр лужи.

Делать записи молоком.

Устроить бурю в стакане воды.

Закопать сокровище в тарелке с кашей.

Объясняться знаками.

Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.

Дуть на пушинку.

Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.

Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.

Выдавливать формочками печенье.

Нанизывать ягоды на травинку.

Играть в циклопов.

Петь хором.

Починить любимую игрушку.

Пускать мыльные пузыри.

Наряжать елку.

Свистеть через стручок акации.

Смастерить кукольный домик.

Залезть на дерево.

Играть в привидений.

Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.

Говорить о мечтах.

Стучать в самодельный барабан.

Организовать детский праздник.

Смотреть на мир через цветные стеклышки.

Рисовать на запотевшем стекле.

Прыгать в кучи осенней листвы.

Начать обед с десерта.

Надеть на ребенка свою одежду.

Кататься на великах/коньках/роликах.

Путешествовать.

Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.

Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь.

Ловить рыб в пересыхающем озере и относить в большой .

Поджигать листву и делать много дыма.

Поджигать пух.

Делать мечи из ветвей и крышек от банок / из профилей.

Катать шины, кто быстрее.

Делать башню из шин.

Тушить пожар.

Тушить пожар и потушить.

Делать рогатки.

Ездить на море.

Сделать прыгалку и прыгать в воду.

Разбирать электроприборы.

Бегать под дождем.

Поехать куда-нибудь на поезде.

Жить в палатке.

Советы психолога «Как воспитать счастливого, уверенного в себе ребенка?»

Старайтесь видеть хорошее.

Довольно легко проследить, когда вы концентрируетесь на негативном (плохо выспались, проблемы на работе, стресс). Это случаи, когда вы начинаете видеть вокруг только плохое, не за­мечая тех особо приятных моментов, которых великое множес­тво в повседневной жизни.
Будьте примером.

Большая часть информации воспринимается детьми в ран­нем возрасте, благодаря наблюдению. И наиболее частым объектом для наблюдения являются, конечно же, родители.

Учитесь хорошему у других.
Чтобы чему-то научиться, человек должен перестать делать так, как он привык, освободиться от своих установок по поводу этого и наблюдать за другими.
Уважайте детей.
Взрослые привыкли воспринимать уважение как односто­ронний процесс. Детям часто говорят, что нужно уважать стар­ших. Часто ли мы говорим, что старшие тоже должны уважать детей. А между тем, это совершенно необходимое условие для создания любовных и доверительных отношений с ребенком.

Обобщенный перечень основных ошибок в вос­питании родителей:

Отсутствие у родителей (что встречается особенно часто) еди­ных. требований и четкой линии в методах воспитания;

Слепая, чрезмерная, неразумная, любовь к ребенку;

Неоправданная идеализация ребенка (мой самый...);

Нетребовательность в отношении детей (попустительство). Ян Амос Каменский: "Кто будет расти без дисциплины, соста­рится без добродетели";

Перекладывание на других своих забот о воспитании ребен­ка (детсад, школа, милиция...);

Отсутствие должного, но уважительного контроля за ребен­ком, его досугом, кругом знакомств, интересов;

Ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки.

Будьте постоянны.
Каждый день нам приходится сталкиваться со множеством стрессов и перемен. Наш разум, наше тело, наши отношения и надежды меняются каждый день. Чтобы выжить и всегда на­ходиться «на плаву» при любых обстоятельствах, дети должны знать, что есть что-то постоянное и неизменное (семейные тра­диции, вкусный ужин в пятницу, семейный поход на каток в субботу...).

усть доброта станет нормой.
В нашем жестоком мире проявление доброты в определен­ных случаях, считается, чуть ли, не подвигом. Дети впитывают информацию о мире. Поэтому из средств массовой информа­ции они могут сделать вывод, что добро — очень редкое явле­ние, и человеку не надо быть добрым всегда, что экстраорди­нарные поступки, гораздо важнее, чем простое каждодневное проявление доброты и заботы.

Умейте слушать.
Нам дано два уха и один язык, чтобы мы больше слушали и меньше говорили. Есть разница между «слышать» и «слушать».
Для нормального развития детям необходимо, чтобы их слышали.

Установите ограничения.
Доверие возникает из чувства безопасности. Дети посто­янно проверяют границы своих способностей, безопасности, выносливости и правил. Родители часто недо­оценивают важность ограничений для детей. А между тем, дети лучше растут и развиваются в удобно организованном про­странстве и времени.

Делайте все вместе.
Совместная деятельность сплачивает семью.

Сохраните прошлое.
«Что не записано — забыто». Существует множество спосо­бов, чтобы сохранить историю своей семьи. Сохранив прошлое, вы поможете детям осознать, откуда они произошли, как разви­вались и куда им направляться дальше. Таким способом может быть семейный альбом с фотографиями, на последней странице которого — семейное дерево.

Воспитание успешного и счастливого ребенка: 25 книг, необходимых для родителей

О

Воспитание ребенка — дело нелегкое, очень уж много в нем составляющих и спорных моментов.

Каждой маме и каждому папе хочется, чтобы появление в семье малыша и совместная жизнь с ним приносили лишь бесконечные счастье и умиление. Но это идеальная картинка. Часто процесс воспитания превращается в бесконечную борьбу, в которой необходимо выжить ценой минимальных потерь. И в этом деле без советов опытных специалистов не обойтись. Ведь мы хотим не просто поскорее пережить трудные моменты внутрисемейной педагогической деятельности, но и воспитать достойного, счастливого и успешного человека. И самим таковыми остаться

Топ-25 составлен на основе выбора покупателей, однако, судя по Топ-25 составлен на основе выбора покупателей, однако, судя по присутствующим в нем наименованиям, отражает общие педагогические тенденции современных родителей. Бесспорным №1 остается книга российского психолога Юлии Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? , советами которой вот уже не один год взрослые пользуются для построения взаимоотношений не только с детьми, но и с другими взрослыми. Редко встретишь родителя, не знающего, что такое «я-сообщение».

На втором месте по популярности среди американской журналистки, матери троих детей Памелы Друкерман о секретах французского воспитания. Но не только лишь зарубежным опытом пользуются молодые родители. Есть в списке и книги двух украинских звездных мам — Снежаны Егоровой и Ирэны Карпы.

присутствующим в нем наименованиям, отражает общие педагогические тенденции современных родителей. Бесспорным №1 остается книга российского психолога Юлии Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? , советами которой вот уже не один год взрослые пользуются для построения взаимоотношений не только с детьми, но и с другими взрослыми. Редко встретишь родителя, не знающего, что такое «я-сообщение».

На втором месте по популярности среди украинцев книги американской журналистки, матери троих детей Памелы Друкерман о секретах французского воспитания. Но не только лишь зарубежным опытом пользуются молодые родители. Есть в списке и книги двух украинских звездных мам — Снежаны Егоровой и Ирэны Карпы.

Несмотря на иногда пугающие названия, эти книги действительно способны помочь каждому создать счастливую семью.

Итак, список топ-25 книг для родителей выглядит следующим образом:

1.Общаться с ребенком. Как?, Юлия Гиппенрейтер
2. Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа, Памела Друкерман
3. Волшебная палочка для родителей, Светлана Ройз
4. После трех уже поздно, Масару Ибука
5. Жизнь в моей голове, Снежана Егорова
6. Дети — с небес, Джон Грэй
8. Практическое ребенковедение, Светлана Ройз
9. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили, Адель Фабер
10. Правила розвитку мозку дитини, Джон Медина
13. Французские родители не сдаются, Памела Друкерман
15. Источник сил для уставшей мамы, Светлана Гончарова
16. Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов и нервотрепки, Ноэль Дженис-Нортон
18. 160 для детей от рождения до 3 лет, Пенни Уорнер
19. Баловать нельзя контролировать. Как воспитать счастливого ребенка, Робин Берман
20. Сынология. Матери, воспитывающие сыновей, Найджел Латта
21. Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума, Найджел Латта
22. Где живет ангел?, Светлана Ройз
23. Продолжаем общаться с ребенком. Так?, Юлия Гиппенрейтер
24. Родители без границ, Кристина Гросс-Ло
25. Мама Мальчишек. Уроки выживания среди мужчин, Ханна Эванс