Развитие
Общие закономерности роста и развития подростков
Переход из детского возраста в подростковый сопровождается активизацией роста и взаимосвязанных процессов развития (физического, полового, психосексуального и психосоциального). В пубертатном периоде происходят бурный рост тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед за этим — и вторичных половых признаков, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов. К 15-16 годам подростки уже имеют тело практически взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, а также становлением сексуальности. Созревание тела служит важной предпосылкой психического и психосексуального развития. В свою очередь, все эти процессы обеспечивают социализацию и формирование личности молодого человека, включая формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Однако уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности помогают понять специфику поведения подростка, в том числе и его рискованных для здоровья форм.
Биологический и календарный возраст
Важная особенность пубертатного периода - возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено различием в темпах полового созревания у разных подростков. Например, при календарном возрасте 14 лет часть подростков будет иметь реальный биологический возраст (физиологическую зрелость), соответствующий 10 годам, часть - 14 годам, а часть - 16-18 годам. При несоответствии биологического возраста календарному подростки испытывают физические, психологические и социальные проблемы. Еще одна важная особенность пубертатного периода, оказывающая существенное влияние на поведение подростка, это то, что характер функционирования центральной нервной системы в большей степени определяется уровнем половой зрелости, чем календарным возрастом. Эндокринные изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на организацию деятельности мозга. Повышается активность гипоталамуса и нарушается баланс корково-подкоркового взаимодействия. На этапе бурного полового созревания (13-14 лет) выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Интеллектуальные способности подростков могут временно снижаться - они начинают хуже учиться. В некоторых старших классах на фоне снижения интереса к учебе может появиться, так называемая, тотальная влюбленность.
Все виды развития подростков взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ориентироваться в закономерностях перехода от детства к взрослости помогут эти данные.
Развитие в раннем подростковом возрасте (10 -13 лет)
Физическое |
Пубертатный скачок роста (существенная прибавка длины и массы тела). |
Половое |
Начало формирования вторичных половых признаков (рост молочных желез у девочек, яичек и полового члена у мальчиков, специфическое для данного пола оволосение). |
Психосексуальное |
Платоническое либидо (детская влюбленность). |
Психическое |
Переход от конкретного к абстрактному мышлению. Фантазии, эгоцентризм, эмоциональная лабильность. Временное ухудшение психофизиологических функций со снижением способности к учебе. |
Социальное |
Приобретение самостоятельности. Начало отделения от семьи и возрастание роли сверстников. Начало конфликтов с родителями. Попытки рискованного поведения (проба алкоголя, курения, наркотиков). Ранняя стадия формирования морали. |
Развитие в среднем подростковом возрасте (13 -17 лет)
Физическое |
Продолжение увеличения длины и массы тела. Формирование пропорций тела, свойственных данному полу. Преходящие диспропорции тела. |
Половое |
Появление месячных в среднем в 13,5 лет, поллюций - в 14 лет. Достижение зрелости репродуктивной системы - в 15-17 лет. |
Психосексуальное |
Эротическое либидо (эротическое влечение). Первый опыт сексуальных отношений. |
Психическое |
Развитие абстрактного мышления. Способность предвидеть будущее. Переживание изменений своего тела. Высокая тревожность, возможно развитие депрессии |
Социальное |
Ролевое экспериментирование, рискованное поведение. Интенсивное общение со сверстниками и эмоциональное отделение от родителей. Обострение конфликтов с родителями. Размышления о будущей деятельности, профессии. |
Развитие в старшем подростковом возрасте (17 - 19 лет)
Физическое, половое и психосексуальное развитие подростка оказывает огромное влияние на его социальное и личностное развитие. Ускоренное прохождение пубертатного периода современными подростками рождает определенные противоречия между физической биологической и социальной зрелостью. Например, ранее, в 30-40-е годы ХХ века, наступление половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности и самостоятельной жизни, а на сегодняшний день уже полностью физически и психически сформировавшиеся 17-18-летние юноши и девушки в социальном плане все еще остаются на положении детей.
Разрыв между ранним окончанием пубертатного периода и запоздалым психосоциальным развитием создает условия для появления психосоциальной дезадаптации. Подростку хочется вести себя по взрослому, но это ему запрещено. Если подобные устремления подавляются, то они трансформируются в психосоматические расстройства, а если реализуются, то становятся поведением высокой степени риска.
Здоровье как категория бытия является во всем мире важнейшим приоритетом в жизни (А.В. Вехов, 2001). Если о других ценностях бытия (образование, быт, материальное благополучие и пр.) люди вынуждены заботиться, то отношение к здоровью формируется как элемент национальной культуры.
В современной научной (философской, психологической, социологической) и публицистической литературе зачастую наше общество описывается как духовно, душевно, психологически, нравственно нездоровое. В этом плане на образование, как на единственную целостную и сохранившуюся государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих задач сохранение психологического, физического и нравственного здоровья подрастающего населения страны.
Так, И.Е.Оранский (1999) подчеркивает, что здоровье - одна из важнейших человеческих ценностей. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности.
По определению ЮНЕСКО понятие «здоровье», в самых общих чертах, это психическое, физическое и социальное благополучие. Здоровье нового подрастающего поколения - особая боль и забота нашего общества.
Укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из важных государственных задач Республики Беларусь. Подростки - это особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является индикатором социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.
Проблема приобретает в настоящее время особую остроту в связи с ухудшением показателей здоровья подростков на фоне демографического спада и постарения населения. Так, в Беларуси численность лиц в возрасте 15-19 лет за период с 2008 по 2012 годы сократилась на 23,3% - с 712411000 до 546438000 человек, их доля в 2012 году составила 5,8% от общей численности населения (в 2011г. - 6,2%,в 2010г. -6,6%, в 2009 г. - 7,0%, 2000г. -8,1%).
В подростковом возрасте (15-17 лет) наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости почти по всем классам болезней, причем преимущественно по тем, которые формируют хронические заболевания. Уровень общей заболеваемости лиц 15-17 лет в 1,4 раза выше того же показателя у взрослых. Основными классами заболеваний, формирующими уровень первичной заболеваемости, являются болезни органов дыхания(61 -72% в структуре заболеваемости), внешние воздействия, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни нервной системы и органов чувств.
К наиболее актуальным медико-социальным аспектам проблемы здоровья подростков следует отнести связанные с репродуктивным и психическим здоровьем. Это, прежде всего, инфекции, передаваемые половым путем, и подростковая беременность. Из общего числа производимых в Беларуси абортов на подростковый возраст приходится 9-10%.Абсолютное число абортов, производимых подростками, постепенно снижается. Однако каждый десятый аборт проводится у подростков и молодежи в возрасте до 20 лет.
За последние 10 лет выявлены негативные тенденции в показателях физического развития подростков. Установлено достоверное снижение темпов роста. Снижается доля подростков с нормальным физическим развитием.
Особая роль принадлежит детской инвалидности, поскольку состояние здоровья детей и подростков определяет трудовой потенциал общества. Тяжесть первичной инвалидности в данной возрастной группе ниже, чем детей младшего возраста, за счет более низкого удельного веса детей-инвалидов с 3 и 4 степенью утраты здоровья. Однако среди детей 15 -17 лет доля наиболее тяжелой степени утраты здоровья увеличилась с 5,9% в 2002 г. до 11,7% в 2010г.
Подростки - это тот возрастной контингент, уровень смертности которого относительно невелик по сравнению с другими возрастными группами населения. В то же время, анализ подростковой смертности в Беларуси показал, что 75% от общего числа смертей можно было предотвратить, поскольку они были обусловлены несчастными случаями (34%), самоубийствами (30%) злоупотреблением или отравлением психоактивными веществами (6%), алкогольной интоксикацией (5%). Проблема самоубийств среди молодежи чрезвычайно актуальна во многих странах и является третьей по значимости причиной смерти среди молодых людей в Европейском регионе.
Заключение по параграфу 1.3
Статистические данные показываю что большие интелектуальные и статические влияния на школьников наряду с ограниченой двигательной активностью, несбалансибованным питанием, а так же ведением малоподвижного образа жизни ведут к ухудшению зрения, деятельности сердечно-сосудистой системы, нарушению обмена веществ, уменьшению сопротивляемости организма к воздействиям неблагоприятных факторов, и как следствие все это приводит к общему снижению уровния здоровья школьников. И одним из рациональных путей который позволит увеличить адаптационные возможности организма, повысить уровень здоровья, подготовить личность к результативной деятельности - это путь занятий физической культурой и спортом.
Трудно переоценить значение игр для человека. Ведь он начинает использовать их практически с самого момента рождения. Они помогают ему познавать мир, развиваться. Спортивные игры сформировались именно на основе игровой деятельности, которая заложена в человеке. И такие игры связанные со спортом, состязаниями выделили в отдельную группу, которую назвали спортивные игры (или игровые виды спорта)
Игровые виды спорта - прекрасный инструмент который можно использовать как для совершенствования физической подготовленности занимающихся, так и как оздоровительный элемент. Очень велико его как командное так и индивидуальное влияние на личность спортсмена. Спортивные представляют ряд требований к воспитанию личности спортсменов. Тут и воспитание коллективизма, развитие способности жертвовать собственными интересами ради команды, чувства помощи и поддержки. Так же высокое место занимает значение игровых видов спорта в воспитании волевых качеств. Игровые виды спорта способствуют развитию гармоничной личности.
Что особенно важно для подростков 15-16 лет. Ведь именно в этом возрасте происходят многие изменения как в организме, так и в личности подростков. Происходит половое созревание, отмечается значительное развитие центральной нервной системы. Совершенствуется абстрактно-логическое мышление. Однако нервная система обладает пока еще низкой устойчивостью к действию высоких умственных и физических нагрузок, что обходимо учитывать при работе с подростками.
У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, а занятие игровыми видами спорта с динамической сменой игровых сцен, и необходимостью постоянного контроля широкой области игровой площадки способствует как их быстрейшему развитию, так и закреплению в процессе становления.
Но также в данный период подростки подвержены различным заболеваниям. К наиболее часто встречаемым можно отнести проблемы репродуктивного здоровья и психического состояния. Век компьютеризации - ведет подростка к малоподвижному образу жизни. Что влечет за собой вереницу как физических так и психологических проблем. Тут и избыточный вес, и неприязнь "живого" общения с другими людьми. По данным статистики за последние 10 лет выявлены снижение темпов роста, упала доля подростков с нормальным физическим развитием.
Мы все когда-то были подростками, но вряд ли помним сложности своего переходного возраста. Его мы прочувствовали в полной мере на своих детях. Как правило, большинство родителей волнует психологическое состояние подростков, потому что именно в этот период взрослеющие мальчики и девочки начинают проявлять характер, пытаясь доказать свою самостоятельность. Но мне бы хотелось поговорить не о психологических нюансах, а о том, какие , точнее, о здоровье подростков .
Переходный возраст, а точнее, время ускоренного физического развития у мальчиков и девочек почти одинаков, начинается с 11-12 лет и длится до 17-18 лет. К 12 годам в организме подростков начинается эндокринный всплеск. Происходит выработка половых гормонов, повышается уровень тироксина, производимого щитовидной железой, а так же инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой. У подростков увеличиваются все части тела, причем, темпы их роста не одинаковы.
Не знаю почему, но это особенно заметно на мальчиках. В этот период они напоминают гадких утят, перед тем, как превратиться в прекрасных лебедей, из-за несоразмерности рук-ног и тела. Сначала удлиняются руки, ноги, таз, а когда они достигнут запрограммированного в генах максимума, начинает вытягиваться туловище. К 15-16 годам эта несоразмерность проходит, но пока подросток остается угловатым, неуклюжим и не успевает освоиться с новыми пропорциями своего тела, велика вероятность получения различных травм.
Эти особенности подросткового периода легко можно избежать, если ваш ребенок будет уделять внимание спорту. В первую очередь поддержать здоровье подростков поможет плавание, которое позволяет проработать все мышцы тела. Этот вид спорта полезен для позвоночника, так как у подростков из-за диспропорции роста часто возникает нарушение осанки.
У быстро растущих подростков внутренние органы не успевают за темпом роста. Это сказывается на сердце. В этот период возможно возникновение , которому порой сопутствует гипертония. Помимо повышенного давления, больше чем 140/90, характерны головная боль, приступы сердцебиения, одышка. А возможно и наоборот, проявляется , когда давление ниже, чем 90/60, а пульс делается редким.
Подобные проблемы чаще всего возникают у старшеклассников, ведущих малоподвижный образ жизни, которые занимаются по 16 часов в сутки, а спят всего по шесть. Что делать родителям в данной ситуации? Контролировать ежедневно давление и пульс, периодически консультировать его у кардиолога, ни в коем случае не ограничивать двигательную активность, следить, чтобы на сон приходилось не менее 8 часов.
Растущим мускулам и сердцу требуется много железа для формирования новых мышечных волокон. При его недостатке нарушается синтез белка гемоглобина, который помогает эритроцитам переносить кислород от легких к тканям. В этом случае у подростка развивается малокровие – . Эти особенности подросткового периода характерны в первую очередь для девочек, у которых начинается менструация.
Если ваш ребенок жалуется на повышенную утомляемость, слабость, отказывается от еды, скорее всего ему не хватает железа. Чтобы быть уверенным в этом, следует сдать анализ крови. При низком уровне гемоглобина, необходимо обратить внимание на рацион питания. Богаты железом следующие продукты: свекла, морковь, гречка, овсянка, печень, яблоки, чернослив. Не забывайте про железосодержащие препараты, например, компании NSP. Железо хелат не только поможет восстановить нормальный уровень железа в крови, но и усилит выработку энергии, а также обеспечит нормальное функционирование центральной нервной системы.
Во время полового созревания происходит гормональная перестройка организма, что тоже сказывается на здоровье подростка . Это может проявляться в зверском аппетите, соответственно, наборе лишнего веса. Здесь необходима консультация эндокринолога, потому что возможно повышение сахара в крови. На фоне подросткового ожирения может развиться
Еще одна проблема, на которую стоит обратить внимание родителей – это сосудистые кризы. Проявление их не трудно заметить. Подросток резко бледнеет, покрывается потом, конечности делаются холодными. Старшеклассники нередко испытывают головокружения, тошноту, неприятные ощущения в сердце и животе и даже могут упасть в обморок. Такие симптомы могут проявляться особенно в жару, когда подростки проводят много времени на ногах или вынуждены подолгу сидеть. Все эти признаки связаны не только с неустойчивым механизмом эндокринной системы, но и нервной регуляции. С возрастом сосудистые реакции нормализуются, а пока берегите подростков от моральных переживаний.
Как видите, особенности подросткового периода имеют много нюансов. Поэтому, если мы не хотим вырастить хроников, здоровье подростков должно быть под неусыпным надзором родителей.