Как сделать фото в стиле журнала Esquire? Секреты гламурной ретуши фотографий. Портретная ретушь для "модного глянца"

25.02.2019

Портрет один из самых популярных жанров в фотографии. Каждый, кто начинает увлекаться фотографией снимает портреты.

А вот с обработкой этих портретов выходит хуже. Процент качественно обработанных портретов очень мал, что не может не расстраивать, учитывая количество фотографов на душу населения в современной России.

В этом посте я расскажу как обработать в Photoshop портретную фотографию. Если говорить точнее — я расскажу свой способ обработки.

С чего начать

Первое, с чего нужно начинать обработку — это анализ фотографии и разработка плана работ. Как правило открывая изображение обработчик сразу смотрит на лицо, глаза, дефекты кожи и тем самым уделяя мало внимания общей картине.

Начинайте анализ с изучения фотографии в целом. Чтобы приучить себя к этому — уменьшите фото зумом так, чтобы детали не читались и не отвлекали вас.

На что нужно обращать внимание изучая фото (очередность не имеет значения):

  • Сбалансировано ли изображение по тональности и цветам?
  • Как смотрятся контуры фигуры и одежды?
  • Сохранены ли пропорции тела и нет ли деформации?
  • Правильно ли подобрано освещение и экспозиция?
  • Правильно ли сфокусировано изображение?
  • Есть ли дефекты на фоне?

После этого, можно провести детальный осмотр фотографии и обозначить для себя следующие вопросы:

  • Нужно ли удалять пыль с фото?
  • Какие дефекты кожи и тела нужно удалить?
  • Нужна ли обработка макияжа?
  • Нужно ли корректировать форму тела.
  • Нужно ли подкорректировать губы и другие черты лица?

В принципе у каждого должен вырабатываться свой алгоритм работы, я в данный момент придерживаюсь описанного выше.

Совет: Листайте журналы, изучайте класиков, и не только фото, но и вообще изобразительные искусства. Это поспособствует вашему общему развитию как фотографа и ретушера.

Обработка

Давайте проанализируем его и решим, как мы хотим его обработать.

Первый вопрос — что я хочу получить от этого фото и каким хочу его видеть? В данном случае нужно показать нежную девочку с цветком. Основная работа проделана на съемочной площадке. Я сделаю более гладкую кожу, более вкусную по контрасту картинку. Переходим конкретно к анализу фото.

По деталям:

  • Лицо чистое, дефектов почти нет. Надо убрать родинки и слегка разгладить кожу сохранив текстуру. Убрать морщинки над левым глазом.
  • Глаза сильно красные. Снять красноту и убрать венки.
  • Черты лица править не нужно.
  • Слегка изменить форму прически над головой.
  • Сделать цвет помады более насыщеным

Пошаговая обработка

Любая обработка начинается с того, что я дублирую основной слой и скрываю его. Это дает мне возможность отменить любое изменение, даже если в панели History оно уже не доступно, это раз. Я всегда могу скрыть изменения, посмотреть на оригинал и понять не сделал ли я хуже чем было, это два.

Обратите внимание — очень важно после каждого шага обработки делать новый слой. И предыдущий оставлять как страховку. Например, если вы замылили кожу и стали работать дальше — то при любой ошибке вы не сможете вернуться к оригиналу, потому, что оригинал содержит изображение с необработанной кожей.

Таким образом вы всегда имеете 2 слоя — оригинал фото и последний вариант обработки к которому можно откатиться. Если вам кажется это лишним, то можно удалить оригинал и достаточно лишь иметь последний вариант в котором вы уверены.

Первый шаг — удаляем все дефекты кожи, родинки и морщинки. Это делают с помощью инструмента Healing Brush, и Clone Stamp (но тут должна быть кисть с непрозрачностью 20-30%) и вперед.

Совет: Когда читаете уроки, смотрите видео или сидите на мастерклассе — не загоняйтесь цифрами которые используются в настройках. Старайтесь понять какие значения для чего нужны и экспериментируйте на своих изображениях.

Осталось обработать глаза . Для этого берем уже Clone Stamp с непрозрачной кистью, увеличиваем картинку до 300% и аккуратно убираем венки. Глаза остаются немного темноватые, но мы это исправим в следующих шагах.

Далее я хочу поправить волосы, изменить форму и убрать прядь, которая выделяется. Это лучше всего сделать с помощью инструмента Liquify , он находится в меня Filter. Для того, чтобы не загружать в Liquify всю фотографию, нужно выделить участок, который нам нужно обработать.

Обработка кожи.

Теперь мы готовы сделать кожу модели более гламурной и ровной. Для этого нужно сделать следующее:

    • Копия слоя, это будет наш основной слой, который не трогаем.
    • Применяем к новому слою Gaussian Blur, с таким радиусом, чтобы размыть границы темных и светлых участков. В моем случае это примерно 20 пикселей.

    • Копируем блерный слой, у нас получается два блерных слоя поверх нормального.
    • Первому слою назначаем режим смешивания Darken, непрозрачность 50%, второму Lighten и непрозрачность около 60. Чем больше непрозрачность слоя Lighten, тем больше будет светиться кожа в результате.
    • Копируем нормальный слой и с этой копией объединяем оба блерных слоя. В результате остается один нормальный слой и один блерный.

    • Теперь надо добавить шума, который будет аналогом текстуры кожи. Создаем новый слой, через меню Layer -> New -> Layer.. выбираем режим наложения Overlay и ставим снизу галочку, чтобы слой залить 50% серым. Получаем новый слой который не влияет на картинку.
    • Меню Filter -> Noise -> Add noise , значение такое, чтобы кожа стала чуть шершавой, в моем случае это 1,2% и галку, чтобы шум был монохромный. Объединяем этот слой с блерным. И чтобы чуть-чуть прибить шум — делаем еще раз Gaussian Blur с очаень маленьким значением, у меня это 0,3

    • Самое интересное — зажимаем alt и жмем на клавишу добавления маски к блерному слою. Получаем черную маску. По которой уже прорисовываем полупрозрачной кистью все те места где содержится кожа, чтобы с блерного слоя проецировалась только кожа. Это нужно делать очень аккуратно.

Нраица.. Но можно сделать еще интереснее. Например добавить объем с помощью фотошопа. Как вы понимаете, объем это всего лишь свето-тень. Для придания фотографии дополнительного объема можно создать новый слой и поработать на нем инструментами Dodge и Burn, мы писали о них в статье Эффективная обработка фотографий в Photoshop . Сейчас я расскажу о еще одном способе.

Рисуем объем и работаем со свето-тенью.

Работа с Dodge и Burn не удобна тем, что на одном слое вы рисуете и блики и тени. Чтобы разделить свет и тень на слои сделаем следующее.

Дублируем основной слой два раза. Каждому слою назначаем черную маску. Один слой с режимом наложения Multiply, второй с режимом наложения Screen.

Если не вдаваться в подробности, Multiply затемняет все изображение, а Screen — осветляет. Прорисовывая полупрозрачной кистью по слою Screen мы осветляем необходимые участки, а по Multiply затемняем. Делать это можно не только для создания объема, но и для любой коррекции светов и теней.

Чтобы усилить объем мы осветлим светлые участки и затемним темные. В нашем случае мы будем осветлять выступающие участки лица — лоб и скулы, а затемнять губы и щеки. Еще немного я прорисовал по волосам, чтобы осветлить корни и затемнить светлые участки.

На таком фото сложно заметить изменения, но поверьте, они есть и весьма значительные.

Осталось только добавить резкости и контраста. Способов есть масса, в данном случае я использовать фильтр High Pass


    • Но мне все мало, сверху я накинул еще корректирующий слой с кривыми Curves, сделал его S-образную кривую, с досаточно сильными значениями и уменьшил прозрачность. Но кривые изменяют цвет картинки, делают их более насыщенными, а по простому говоря — пережаренными. Чтобы этого избежать используйте режим наложения Luminosity. Этот режим переносит только информацию о яркости пикселя, не затрагивая цвет.

  • В итоге получаем такую карточку

И последний штрих — дублировать слой, режим наложения Overlay, черная маска и прорисовать кистью по волосам, чтобы придать им небольшую золотистость.

Посмотрим что в итоге получилось по слоям.

Наглядное сравнение, можно кликнуть для большего разрешения.

И результат

Видео

Если вы хотите закрепить материал, очень рекомендую посмотреть следующие видеоуроки сделанные специально для этой статьи. В них все объяснено самым подробным образом. Вы можете выбрать высокое разрешение и увеличить видео на весь экран, чтобы рассмотреть все детали работы.

Итог

Данная обработка занимает около 20-30 минут. В зависимости от требований заказчика, автоматизации с помощью actions и прочих нюансов.

Естественно все вышеописанное можно сделать массой разнообразных способов и я не претендую на то, что предложенный мной, вариант самый лучший.

Охотно сознаемся, что при всем старании нашем и в этом труде, как во всех делах человеческих, конечно, найдется много недостатков; потому и просим благочестивых читателей покрыть сии недостатки христианской любовью и благосклонно принять этот труд.

– один из приемов обработки фотографий профессиональных дизайнеров и ретушеров, позволяющий скрыть некоторые недостатки на лице модели, а так же придать ему особый шарм, привлекательность и “гламур”. Этим приемом пользуются не только дизайнеры модных журналов. Посмотрите на профессиональные . Невеста в день свадьбы — настоящая фотомодель на своей свадебной фотосессии, она хочет выглядеть на фотографиях красиво и гламурно.

Действительно, разглядывая “модные” журналы с фотографиями “звезд” обращаешь внимание на удивительно гладкую кожу фотомоделей. Они привлекательны, так что каждый раз смотришь по-новому на уже знакомые лица. Что это – чудеса пластической хирургии или действие дорогих косметических средств и разглаживающих кремов? На самом деле – это работа фотохудожника. А освоить приемы создания этого чуда сможет любой цифровой фотограф, единственным инструментом которого является волшебник Photoshop.

Инструменты для удаления дефектов кожи знает любой, даже начинающий изучать Photoshop, фотолюбитель. Это Clone Stamp (Клонирующий Штамп) и Healing Brush (Лечащая Кисть), предназначенные для клонирования чистых областей и замены дефектных. Они расположены в левой панели инструментов фотошоп.

Секрет настоящей гламурной ретуши в том, что дефекты не удаляются, а только сглаживаются (размываются), и, что самое важное — фактуры кожи сохраняется. Смысл в том, что если просто размыть недостатки и шероховатости, то эффекта гламура не получится. Лицо станет кукольным и неживым. Поэтому нужно вернуть поры с помощью одного из каналов изображения, где они наиболее видны.

В своей статье в журнале «Фото Мастерская» “ ”, я описал очень подробно прием гламурной ретуши профессиональных дизайнеров. Но, этот вариант, несколько сложен и намеренно затянут. Поэтому я сокращу его до нескольких простых шагов, а всю статью в формате pdf можно скачать по ссылке выше.

Экспресс ретушь в photoshop в два слоя.

  • РАЗМЫВАЕМ . Дублируйте фоновый слой Backgrownd. Теперь воспользуемся фильтром группы Размытие – Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) с радиусом 25-30 пикселей, чтобы очертания стали нечеткими. Не беспокойтесь, что изображение расплылось. Это размытие будет основой для сглаживания недостатков кожи. Правда, оно напрочь уничтожает текстуру кожи и поры. Лицо становится кукольным, а нам этого не нужно. Пока спрячьте размытое изображение за маской: Слой > Слой маска > Скрыть всё…

  • ВОЗВРАЩАЕМ КОЖЕ ФАКТУРУ . Перейдите на Фоновый слой во вкладку – Каналы. Выделите (Select all) и копируйте красный или зеленый канал, вставив его на новый слой, выше размытого. Выберете тот канал, на котором поры видны. Теперь примените к слою фильтр Other > High Pass (Цветовой контраст) с радиусом 3-5 пикселей для выделения пор кожи и других элементов фактуры. Назначьте слою режим смешивания Soft Light (Мягкий свет), Вы увидите, как увеличилась контурная резкость. Присоедините этот слой к слою с маской, расположенному ниже, нажав Alt + клик между слоями. Эффект резкости скрылся за маской.

  • НАВОДИМ ГЛАМУР . Возьмите мягкую белую кисточку – жесткость 0%, непрозрачность 30% и начинайте аккуратно водить по маске в необходимых местах. Проявится размытие, а прикрепленный канал проявит фактуру и ослабит проявление серого цвета в тенях. Уменьшить эффект размытия можно регулируя прозрачность слоя. А увеличить резкость фактуры, например, режимом смешивания (Перекрытие).

Вот такой простой и эффективный прием ретуширования. И забудьте Вы о всяких Клонирующих Штампах для удаления прыщей, никто из профессиональных дизайнеров ими не пользуется.

Традиционно копирую сюда свой пост про фотошоп. Мало ли кому пригодиться может.

В этой статье я описала простые приемы обработки портрета в Фотошопе.
Показаны устранение дефектов с помощью инструмента Clone Stamp, "пластическая хирургия" с помощью фильтра Liquify, обработка кожи, увеличение резкости.

Сразу оговорюсь, что мы не будем обсуждать целесообразность применения тех или иных приемов) Умеренность хорошая во всем, но здесь мне нужно было как-то проиллюстрировать применяемые приемы. А вы уж можете решить стоит ли и каким образом эти приемы применять.


*1. Небольшая цветокоррекция и контраст*
Итак, загружаем нашу фотографию в Фотошоп.

Мне она кажется слегка бледноватой, поэтому я решаю слегка подкорректировать цвет и контраст с помощью кривых.

Открываем кривые в меню Image -> Adjustments -> Curves... (либо сочетанием Ctrl+M)
Видим наши кривые.
1 - Я немного подправляю кривые в соответствии с гистограммой - для этого я двигаю белый ползунок снизу немного влево - чтобы он оказался на уровне гистограммы.
2 - Беру пипетку нейтральных цветов и тыкаю ей по картине по белым учатскам, пока мне не понравится результат) Вообще с помощью этой пипетки можно корректировать баланс белого. В результате можно видеть, что у меня увеличилась яркость в синем канале (поднялась синяя кривая), и уменьшилась яркость в красном. В результате картинка стала посинее и, на мой вкус, более звонкой.

2. Исправление дефектов

Что я собираюсь здесь править:
- Торчащие волосы из прически
- Убрать родинки и крупные дефекты кожи
- Убрать складки на шее

Для всех этих изменений идеально подходит инструмент Clone Stamp.
Он находится в панели инструментов, выглядит примерно вот так

, либо вызывается горячей клавишей S.

Клонирующий штамп работает так - он переносит кусочки изображения из "источника", который вы укажете, в "целевую зону".
Т.е. по сути, если мы хотим удалить родинку (или любой другой кусочек изображения), то алгоритм действий такой:
1. Мы должны выбрать другой кусочек кожи, с похожей структурой и освещенность. Я обычно беру кожу прямо рядом с родинкой.
2. Выбрать инструмент Clone Stamp, зажать Alt (курсор примет вид "прицела") и щелкнуть по кусочку кожи "источника"
3. Теперь рисуем клонирующим штампом по родинке (не забудьте сделать кисточку подходящего размера). Таким образом родинка закрасится и мы сохраним текстуру кожи на этом месте.

3. Обработка кожи

В уменьшенном варианте кожа выглядит прилично, но при приближении видно, что на самом деле, кожа далека от идеальной.
Попробуем немного сгладить кожу.

1. Копируем текущий слой (перетаскиваем слой на иконку "нового слоя")

2. Убеждаемся, что в палитре слоев выбран новый слой (он должен быть верхним)
И применяем к этому слою Filter -> Blur -> Surface Blur

На самом деле, подойдет любой Блюр, но Surface умный - регулируя значение Threshold можно указать, какие области оставить неразмытыми. На моем примере видно, что глаза, губы и нос остались не размытыми. Это облегчит нам задачу в дальнейшем.

3. Создаем маску нашего слоя с размытием.

Как видите, в палитре слоев, рядом с иконкой нашего слоя появился белый прямоугольничек.
Теперь нужно выбрать инструмент "Заливка" (Paint Bucket Tool) и сделать активным черным цвет.

Щелкните по белому прямоугольнику маски слоя (чтобы сделать активной эту маску, и начать работать непосредственно с ней).
А теперь по изображению щелкните инструментом "Заливка". Маска должна стать черной, а "размытый слой" стать невидимым.

Напомню, как работают маски слоя. Черный - цвет обозначает "невидимость", т.е. этот слой "спрятался" как под плотным черным одеялом. Для того, чтобы сделать какие-то участки этого слоя видимыми - нужно закрашивать их белым цветом, как бы прорезая дырки в этом черном покрывале.

4. Итак, теперь выбираем инструмент "Кисточка" (Brush Tool), устанавливаем активным белый цвет.
В палитре инструментов регулируем размер кисточки (1) и "Прозрачность" (Opacity, 2).
Я предпочитаю устанавливать Opacity поменьше, процентов на 50, чтобы размытое изображение проступало не в полной мере, а послабее. Таким образом можно отрегулировать - какой участок будет размыт сильнее, какой слабее.

И начинаем рисовать белой кистью по нашей маске, "проявляя" размытую кожу. Старайтесь не затрагивать при этом глаза, волосы, брови. Ну, в общем, все те элементы, которые должны остаться резкими.
В итоге маска слоя будет выглядеть вот так:

И полученное изображение:

*4. Восстановление текстуры кожи*
Все это, конечно, прекрасно, но у меня получилась фарфоровая маска вместо лица:)
В принципе, когда кожа менее пористая, можно меньше проявлять размытый слой, тогда будет больше видна исходная текстура кожи.

А мы попробуем теперь восстановить текстуру кожи. Для этого, конечно же, есть масса способов, и чем способ сложнее, тем результат натуральнее)
Но я покажу не очень сложный способ, дающий более-менее приемлемые результаты.

1. Создаем новый слой. Для этого в меню выбираем Layer -> New -> Layer...
В появившемся окне "New Layer" выставляем галочки "Use previous Layer to Create Clipping Mask", ставим режим смешивания "Soft Light" и отмечаем галочку "Fill with Soft-Light-neutral color"

2. К нашему новому слою применяем фильтр Filter -> Noise -> Add Noise.
Ставим галочки Gaussian и Monochromatic.
Силу шума определяем на глаз, чтобы было похоже на кожную текстуру.
Благодаря выбранным ранее настройкам слоя, шум накладывается только на те участки, которые видно из-под маски предыдущего слоя.

4. И, наконец, фильтр Filter -> Stylize -> Emboss, который сделает шум "объемным", более похожим на рельеф кожи.

*5. Пластическая хирургия*
Ну, гулять так гулять! Хочу более высокие скулы, меньше нос и изогнутые брови. Вот так вот:)
А поможет мне в этом чудо-фильтр Liquify.

1. Для начала я хочу объединить все слои, созданные до этого, в один. Для этого я нажимаю сочетание клавиш Ctrl+Shift+Alt+E. Все старые слои остаются на месте, а над ними появляется новый объединенный слой. Ну вот с ним и будем работать.

2. Выбираем фильтр Filter -> Liquify.
И видим вот такое окошко:

Под цифрой 1 - инструмент, которым можно как пальцем двигать контуры изображения. Им я подвину немного вверх щеки, сделаю поуже нос и подниму повыше брови.

Под цифрой 2 - инструмент, который.. ну кхм.. как это сказать.. "уменьшает". Вот. Он уменьшает) Выбираете его, изменяете размер кисти, направляете на нос, и нос уменьшается. Так я и сделаю.

Под цифрой 3 - панель управления размером кисти, степенью воздействия и т.п.

Дешево и сердито, что называется. Главное, не переборщить, а то себя не узнаете:)

*6. Изменение цвета глаз*

Вот еще один простенький прием. Его можно использовать не только для того, чтобы изменить цвет глаз, но и любой элемент картинки - одежду, например, чуть-чуть перекрасить)

1. Выделяете элемент, цвет которого хотите изменить.
Мне больше всего нравится элемент "Магнитное лассо" (Magnetic Lasso Tool). При использовании этого инструмента, выделение само прилипает по границам выделяемого объекта, если они достаточно контрастны.

2. Смягчим немного наше выделение, меню Select -> Modify -> Smooth

3. А теперь идем в меню Image -> Adjustments -> Hue/Saturation
Я слегка изменила оттенок (Hue) в сторону более синего и вдула насыщенности Saturation:)

4. Снять выделение можно сочетанием клавиш Ctrl+D и любоваться результатом.

7. Резкость
Наконец, нам надоело издеваться над портретом. А напоследок всегда не помешает добавить картинке немного резкости.
Самый простой способ это фильтр Filter -> Sharpen -> Unsharp Mask

А я расскажу про неочевидный способ увеличения рекости с помощью фильтра High Pass.

1. Скопируйте слой с фотографией.
2. Обесцветьте новый слой в меню Image -> Adjustments -> Desaturate
3. Примените фильтр Filter -> Other -> High Pass. Значение фильтра нужно подобрать такое, чтобы проступали те линии, резкость которых нужно повысить.

4. А теперь в настройках слоя измените тип смешивания на Overlay.

5. Наслаждайтесь резкостью:)
Степень резкости можно регулировать прозрачностью (opacity) слоя, либо использовать маску слоя, чтобы ослабить резкость на каких-то участках.

*8. Результат*

Ну а чо, красивенько получилось:)

Немного лирики. Стоит понимать что портрет в стиле Esquire это не обработка а все таки стиль съемки. Обработка играет вторичную роль и направлена на достижения более реалистичного эффекта, но без правильно отснятой картинки она не будет иметь смысла.
Давайте проанализируем наше исходное изображение. К примеру мы возьмем номер журнала с Арни на обложки. Что мы видим?
- Маленькая глубина резкости (кончик носа и уши ушли в зону нерезкости).
- Высокий контраст.
- Звенящую резкость и детально проработанную фактуру кожи.

Наша фотография была снята на пилотном свете 2 стрипов, по бокам стояли 2 черных флага и фон был белым, выдержка 1/100 диафрагма около 2.8, ISO 400-800, фокусное расстояние 85мм. За счет фокусного расстояния и максимально открытой диафрагмы мы и получили минимальную глубину резкости (первое условие выполнено).

И опять немного лирики =) Теперь учитывая наше изображение начнем анализировать что же нам осталось сделать еще? Получить высокий контраст и «вытянуть» фактуру кожи, ну и конечно резкость.

А теперь перейдем непосредственно к обработке
1.Конвертируем из RAW . В данном случае чуть отредактировали баланс белого и экспозицию при желании.


2. Открываем картинку в фотошопе. Чистим кожу от явных недостатков с помощью Spot Healing Brush или Healing Brush (прыщей и тд.),крупные поры не трогаем.

3. Делаем копию слоя (CTRL+J) . Идем в меню IMAGE далее Apply Image,

Выбираем только синий канал (Channel - BLUE), поскольку он не только самый контрастный, но и содержит информацию о фактуре кожи.
Режим наложения - Normal . Применили.
4. Теперь меняем режим наложения слоя с синим каналом на Luminosity

5. Нажав Ctrl+E склеиваем слои. На этом этапе мы с вами получили контрастное изображение с хорошо проработанной фактурой кожи.

Повышаем резкость на глазах.

6. Выделяем свободным выделением или лассо глаза и делаем копию слоя, нажав Ctrl+J.
7. К получившемуся слою применяем фильтр Filters->Other->High Pass со значением равным 3-4 пикс.

8. Меняем режим наложения слоя High Pass на Overlay и прозрачность слоя ставим по вкусу.Этим мы поднимаем резкость и контраст глаз.

9. Нажав Ctrl+E склеиваем слои


11. Далее возвращаемся в закладку со слоями и нажимаем Ctrl + J - копируем слой с выделенным синим каналом.

12. Меняем режим наложения слоя с копией по синему каналу на Screen . Тем самым у нас блики стали еще более явные. Можно сделать несколько копий слоя и блики у нас будут еще более яркими.

14. Проделываем операции 11 и 12 с красным каналом. Меняем режим наложения слоя с копией красного канала на Multiply . Теперь темные участки у нас стали еще темнее.


15. Меняем прозрачность слоев с синим каналом и красным каналом по вкусу.



16. Вот такое изображение у нас получилось. Далее, нажав Shift + Crl + E склеиваем слои.

17. Делаем копию слоя и применяем к нему фильтр Filters -> Other -> High Pass со значением равным 48 пикс. Меняю режим наложения на Soft Light и прозрачность до 66%.За счет этого мы поднимаем резкость нашей картинки и контраст


18. Вот и все =) Ждем вопросов.




Строго говоря, это снимался не портрет, а простой хэдшот — рабочий инструмент для кастингов. Ну, не суть, можно и на нём потренироваться. Что делать, если визажиста нет или он не справился с поставленной задачей? Мучить карточку в Photoshop-е, разумеется! Вот такой кадр был получен в результате съёмки (ISO 50 | 1/125 | f/9):

2. Не зря говорят, что фотография - очень жестокая штука. Дело в том, что в жизни мы вообще ничего подобного, как правило, вообще не замечаем, особенно если человек нам симпатичен - через буквально пару минут внимание целиком переключается на общение. К тому же, в жизни мы крайне редко бываем так близко к тому, с кем общаемся: при 100%-увеличении голова девушки на моём 30" мониторе имеет размер раза в 4 превышающий её реальные физические размеры...

Итак, нам надо сначала исправить мелкие недостатки кожи:

3. Очень часто разные люди простят показать обработку кожи и потом, после того, как я им показывают этот процесс, долго стоят и смотрят с немым вопросом: "Типа, эта-а-а... А где же магия?!" А нету её тут! =:) Всё очень просто и незатейливо.

Каждую следующую операцию я делаю на новом слое, для того, чтобы если вдруг моя обработка зайдёт не в ту степь, то я всегда мог бы просто удалить этот слой и начать операцию делать заново. Конечно, в Photoshop-е есть history и работает undo. Но тут дело в том, что history по умолчанию имеет всего лишь 20 шагов. Это значение, конечно, можно увеличить в системных настройках, но тогда Photoshop будет жрать много ресурсов. И в любом случае, техническая ретушь, которая делается в самом начале, требует совершения очень большого количества мелких действий, поэтому, сколько бы не было уровней в history - всё равно они довольно быстро закончатся.

Поэтому - новый слой и работа инструментом healing brush с такими настройками (кисть должная быть 100% жёсткой, иначе будет грязь по краям, размер её каждый раз подбирается индивидуально для каждого отдельного очага повреждения кожи:

4. Путём несложных, но довольно продолжительных по времени манипуляций с healing brush, после первого этапа технической ретуши получаем кожу лица без временных дефектов:

5. Но крупные недостатки кадра остались:

6. Поэтому на новом слое повторяем п.4, но только с кисточкой большего размера. Но если в п.4 от ретушёра ничего не требуется кроме внимания и деревянной задницы для хорошей усидчивости за монитором, то тут, на этом этапе, надо быть уже более внимательным. И не просто перетаскивать фактуру с чистой кожи на повреждённые участки, но ещё и учитывать общий светотеневой рисунок и форму лица, потому что легко получить совершенного другого человека именно на этом этапе ретуши:

7. На предыдущем шаге можно и остановиться, но если делать для более строгих заказчиков с более жёсткими требованиями, то требуется повторить п.6, окончательно убрав складки под глазами:

8. Ну и в качестве финальной зачистки я иногда использую плагин Imagenomic Portaiture (хотя в 90% случаев обхожусь без него и без любых других плагинов - работу нужно организовывать так, чтобы её всегда можно было сделать на стандартных средствах Photoshop-а):

9. Даже если я и использую Portraiture, то всегда выставляю такие параметры, чтобы он занимался зачисткой только низкочастотного шума (который, кстати, сложнее всего нейтрализовать вручную) - движки Fine и Medium (отвечающие за высоко- и среднечастотные шумы) стоят на отрицательных значениях (-20 и -10, соотвественно), движок Large - на положительных (+20):

10. После этого получаем "куклу":

11. И чтобы этот эффект не резал глаз, я убираю прозрачность слоёв Step 3 Retouch и Portraiture до 30%, для каждого. Получается такое чистенькое личико, не лишённое, при этом, фактуры кожи:

12. После этого я создаю новый пустой слой и складываю его в режиме mutiply. На этом слое я обычной полупрозрачной мягкой кисточкой рисую тени, там где их по моему мнению надо бы добавить:

13. После этого создаётся аналогичный слой для бликов, который складывается уже в режиме screen:

14. Тени размываются gaussian blur-ом:

15. Блики тоже, но радиус у blur-a ставится поменьше - блики должны быть более жёсткими. Причём, чем жёстче будут блики, тем более блестящей будет выглядеть кожа. Здесь подбирается необходимый баланс между сиянием кожи и её матовостью, подбирается исключительно на вкус:

16. И после этого регулируется прозрачность слоёв с бликами и тенями, для получения более реалистичной имитации освещения:

17. Далее - дополнительным adjustment layer-ом curves поднимается общий контраст картинки (то, что немного поползли цвета в сторону насыщения, здесь даже ничего, только на пользу, на мой взгляд, хотя по-хорошему это, конечно, надо либо компенсировать, либо применять контраст к L-каналу в LAB, либо делать другим способом, не влияющим на цветность):

18. И ещё одними curves поднимается яркость и "блестючесть" волос:

19. А чтобы не блестело то, чего не нужно, ограничиваем слой curves такой грубой, но весьма действенной маской:

20. После этого делаем копию слоя Step 2 Retouch, поднимаем его наверх и обрабатываем с при помощи плагина Other -> High Pass с радиусом, например, 2 (этот параметр подбирается под каждый конкретный случай индивидуально - надо знать, что будет потом с этой картинкой, где она будет печататься, на чём и так далее:

21. На 100% увеличении переключаем режим сложения на Soft Light или Overlay и смотрим степень шарпа - устраивает он нас или нет? Можно попробовать разные режимы сложения этого слоя с остальной картиной (Soft Light - в результате "шарпит" слабее, Overlay - сильнее):

22. Ну и для контроля. Если что-то не устраивает, то меняем прозрачности слоёв и добиваемся наилучшего соотношения было/стало, если есть в этом такая необходимость:

И вот, собственно, результат. Кому не нравится излишняя гротескность обработки и кукольность картинки - могут замикшировать результат с пп. №5-6, для получения своей версии. Ну и да, это, конечно, не полная обработка всей картинки, масса нюансов остаётся за кадром (работа с одеждой, волосами, фоном и так далее):