Игра «где мы выли, не скажем. Что мы видели — не скажем, а что делали — покажем Что мы видели не скажем

15.10.2019

Что сажают в огороде?

Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
- Морковь.
-Да!
- Огурцы.
-Да!
- Свекла.
-Да1
- Сливы.
- Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

Какое время года

Цель игры. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки
Дел у меня немало - Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома Зовут меня...
(Зима)
Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна. Зовут"меня...
(Весна)
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою. Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я...
(Лето)
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен И елочек. Я...
(Осень)

Что подарили Наташе?

Цель игры. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.
Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его - вкусное сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется», - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»
Другой вариант. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая бор(ь да, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?»
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

Добавь слово

Цель игры. Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова: «справа», «слева», «позади», «впереди» - отвечать, где этот предмет находится. Воспитатель начинает:
- Стол стоит... (называет имя ребенка).
- Позади
- Полочка с цветами висит...
- Справа.
- Дверь от нас...
- Слева.
Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.
- Какая рука у тебя ближе к окну?
- Правая.
- Значит, где находится от тебя окно?
-- Справа.
Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова: «слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.
Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.

А что потом?

Цель игры. Закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, всё ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся». Можно ввести такой игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. «Делали гимнастику»,-отвечает ребенок. «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее- уход домой.
Примечание. Использовать камешек в подобных играх целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому достанется камешек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
Игра проводится в конце года.

Когда это бывает?

Цель игры. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. «А сейчас я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» - и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передаст камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне». Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)?

Цель игры. Уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), развивать быстроту мышления.
Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.
- Длинный,- говорит воспитатель и дает камешек
рядом сидящему.
- Дорога, - отвечает тот и передает камешек соседу.
- Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
- Широкий, - предлагает воспитатель следующее
слово.
Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.
Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.
Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:
- Красный.
Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или:
- Круглый.
Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали больше слов, следует похвалить.

Цель. Развитие дыхания, сообразительности и наблюдатель-ности детей.

Оборудование. Шары.

Описание игры. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнить. Потом приглашают водящего. Он говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы были,

Что вы видели?

Дети хором отвечают:

Где мы были – не скажем,

А что делали – покажем.

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.

Игра проводится несколько раз. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях. Могут быть использованы следующие варианты.

Дети могут:

  1. делать утреннюю гимнастику. Подняться на носки, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох. Поднять руки над головой – вдох, опускаясь – выдох. Развести руки в стороны – вдох, опускаясь – выдох. Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох. Руки на поясе. Обвести локти назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох;
  2. лепить снежную бабу. А потом греть озябшие руки: дышать на руки;
  3. раздувать угасающий костёр. Для этого дети садятся на корточки вокруг «костра» и дуют (набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щеки);
  4. готовится к празднику. Надувать шары;
  5. пилить дрова. Для этого дети становятся парами, перекрещивают руки и имитируют пилку дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох;
  6. рубить дрова. Дети поднимают и сцепляют руки над головой – вдох, наклоняясь вперед – выдох.

Развитие речевого дыхания

Игры № 74 – 86

Приятный запах.

Цель. Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т. д.), или надушенный носовой платок или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).

Описание игры. Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматный цветок (ароматное яблоко)» и т. д.

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.

Соседи

Цель. Правильное построение фразы. Совершен-ствование ориентации в пространстве.

Оборудование. Детские стульчики, бубен.

Описание игры. Детям дается задание назвать своего соседа справа. Дети по очереди говорят, например: «Я сижу с Вовой». Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому сигналу дети должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает.



При повторении игры ответы детей усложняются: Я сижу с Вовой и Женей; Я сижу рядом с Вовой и Женей; Справа – Вова, мой сосед слева – Женя.

Придумай фразу

Цель. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование. Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребёнок удлиняет фразу ещё на одно слово.

Например, педагог говорит: Таня играет. Ребёнок повторяет предложение: Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет Таня играет на улице и добавляет в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные – с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Обгони

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений.

Оборудование. Детские стульчики (пенёк, брёвнышко или скамеечка на участке, в лесу).

Описание игры.

Вариант 1. Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив в 10 – 15 шагах один стульчик (пенёк). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:

Девочке на ручку

Бабочка села.

Девочка бабочку

Поймать не успела.

После слов «поймать не успела» водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.

Вариант 2. Эту игру можно сопровождать и другим стихотворением:



Бабка сеяла горох,

Уродился он не плох,

Уродился он густой…

Ты постой.

В этом случае стишок говорит водящий. В процессе игры педагог следит, чтобы дети правильно делали дыхательные паузы. Эти игры можно использовать и для автоматизации разных звуков.

Волшебное зеркало

Описание игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая её какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребёнок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнит все без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Дождик, дождик

Оборудование. Детские стулья.

Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

Палочка-выручалочка.

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование. Палочка (толщина 3-4 см, длина 30-40 см).

Описание игры. Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:

Палочка-выручалочка,

Среди бела дня

Выручай меня!

За берёзу, за рябину –

Далеко тебя закину.

Кто за палкой гонится,

От того хоронятся.

После слов «от того хоронятся» ведущий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идёт искать детей. Кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним, тот ведущий.

Песенка стрекозы.

Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

Я летала, я летала,

Устали не знала.

Села, посидела,

Опять полетела.

Я подруг себе нашла,

Весело нам было.

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило. (Дети плавно взмахивают)

Опускаются на одно колено.

Вновь делают летательные

движения руками.

Берутся за руки и водят хоровод.

Игра может быть использована для дифференциации звуков р – л. в этом случае дети произносят стишок не хором, а по одному.

Повар

Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Оборудование. Поварской колпак.

Описание игры. Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты,

То скорей кругом иди.

После слов «скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребёнка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать!) круг, тот выигрывает.

Определи место игрушки

Цель. Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.

Оборудование. Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.

Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребёнка, он спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамида?» ребёнок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить, как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой». Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.

Светофор

Цель. Закрепление представлений о правилах уличного движения.

Оборудование. Три картонных кружка диаметром 15 см: зеленый, кранный желтый. Мел или палочка.

Описание игры. Перед началом игры педагог рассказывает о назначении светофора и правилах уличного движения. Затем дети разучивают стихотворение «Светофор»:

Красный – ясно,

Путь опасный.

Желтый – тоже

А зеленый впереди –

Затем педагог мелом на полу или палочкой на земле чертит дорогу и переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети, стоя в шеренге по одному, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зеленый кружок. Затем водящий поднимает красный кружок. Дети останавливаются и произносят первые две строчки стишка хором. Красный кружок сменяется жёлтым. В этом случае они произносят следующие две строчки стихотворения. И, наконец, загорается зеленый свет. Дети произносят последние две строчки.

Если кто-то из детей не успевает перейти за время произнесения последних строчек стихотворения, водящий спрашивает: «Где ты был до сих пор?» Опоздавший отвечает: «Задержал светофор».

Стайка

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Активизация словаря по теме «Птицы». Воспитание спортивной сноровки.

Описание игры. Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

Дети после этих слов разбегаются, а водящий («злой орлан») старается кого-нибудь поймать.

Аист

Цель. Развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями. Закрепление понятия «право – лево».

Оборудование. Шапочка аиста, корзиночка.

Описание игры. Один ребёнок изображает аиста. Ему надевают шапочку аиста. В нескольких шагах от него другой ребёнок с корзиночкой. Он заблудился в лесу. Увидев аиста, ребёнок обращается к нему:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

Ребёнок с корзиночкой выполняет все движения, о которых ему говорит аист, а затем садится на место.

Игры № 87 – 97

Успокой куклу

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.

Перебежки

Оборудование. Мел, стульчики.

Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей называет другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами.

Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.

Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т. д.

Вьюга

Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга».

Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

Гудок

Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Кто кого

Описание игры. Педагог вызывает двух детей ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо затем громко гласные звуки а, о, у, и, э. кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца заучивания и не перенапрягали мышцы шеи.

Дует ветер

Описание игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…» - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методическое указание. Педагог следит, чтобы все дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

Узнай по интонации

Цель. Воспитание выразительности речи и мимики.

Описание игры. Каждый ребёнок по очереди или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова:

Ах! ах! ах!

Ох! ох! ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т. д. За выразительностью речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Медведь и елка

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Описание игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Волк. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Волк. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Волк. Где поставишь ты её?

Медведь. В лес возьму, в своё жильё.

Волк. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко. Лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т. е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

Волк и семеро козлят

Оборудование. Маски животных.

Описание игры. Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.

Что сажают в огороде?

Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
- Морковь.
- Да!
- Огурцы.
- Да!
- Свекла.
-Да1
- Сливы.
- Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

Какое время года

Цель игры. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки Дел у меня немало - Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома Зовут меня...
(Зима)
Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна. Зовут"меня...
(Весна)
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою. Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я...
(Лето)
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен И елочек. Я...
(Осень)

Что подарили Наташе?

Цель игры. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.
Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его - вкусное сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется», - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»
Другой вариант. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая бор(ь да, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?»
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

Добавь слово

Цель игры. Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова: «справа», «слева», «позади», «впереди» - отвечать, где этот предмет находится. Воспитатель начинает:
- Стол стоит... (называет имя ребенка).
- Позади
- Полочка с цветами висит...
- Справа.
- Дверь от нас...
- Слева.
Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.
- Какая рука у тебя ближе к окну?
- Правая.
- Значит, где находится от тебя окно?
-- Справа.
Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова: «слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.
Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.

А что потом?

Цель игры. Закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, всё ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся». Можно ввести такой игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. «Делали гимнастику»,-отвечает ребенок. «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее- уход домой.
Примечание. Использовать камешек в подобных играх целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому достанется камешек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
Игра проводится в конце года.

Когда это бывает?

Цель игры. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. «А сейчас я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» - и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передаст камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне». Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)?

Цель игры. Уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), развивать быстроту мышления.
Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.
- Длинный,- говорит воспитатель и дает камешек
рядом сидящему.
- Дорога, - отвечает тот и передает камешек соседу.
- Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
- Широкий, - предлагает воспитатель следующее
слово.
Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.
Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.
Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:
- Красный.
Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или:
- Круглый.
Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали больше слов, следует похвалить.

Конспект занятия в старшей группе ТНР

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Программное содержание:

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, деревьях; уточнить и систематизировать знания детей о природе, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

Развивающие задачи: расширять словарь за счет имен существительных (логово, дупло, нора, берлога); совершенствовать связную речь, развивать логическое мышление; развивать умение анализировать, делать выводы, умение слушать друг друга. Формировать навык образования именительного падежа множественного числа существительных.

Воспитательные: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, проведение пальчиковых гимнастик.Работа с родителями - вместе с детьми сделать кормушки; на прогулке покормить птиц.

Пособия, материал: презентация «Правила поведения в лесу»;веточки деревьев; пособия: «дорога», «светофор», «зебра», «дорожные знаки»; картинки с изображением деревьев; фигурки животных и их детёнышей; макет полянки и леса; картинки с изображением жилищ зверей; аудиозапись «Звуки природы».

Ход мероприятия:

Какое сейчас время года? А вы любите осень? Чем нравится вам осень? Хотите отправиться в осенний лес? Но прежде, чем отправиться в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.

- Презентация «Правила поведения в лесу». (Показ слайдов)

- Мы с вами вспомнили правила поведения в лесу, теперь можно идти в лес. Перед нами дорога, как правильно её перейти?

- Проблемная ситуация : если нет ни светофора, ни пешеходного перехода, ни зебры, как мы будем переходить? (рассуждения детей).

- Вот мы и в лесу. Послушайте, как поют птицы, шумит лес (аудиозапись «Звуки леса»).

Какие деревья вы знаете, которые растут в лесу? Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

- Д/игра «Угадай дерево на ощупь»

-Речевое упражнение «Какой лес?» (Как называется лес, где растут только одни березы? Сосны? Осины? Ели? Лиственницы? А если сосны, ели, берёзы, осины?)

- Физкультминутка «Выросли деревья в поле».

- В лесу есть не только деревья, кусты и травы, но и животные и птицы. Каких диких животных вы знаете?

Ой, дети посмотрите, за елью кто-то прячется. Кто это? (лесовичок). Как думаете, что он здесь делает?

Лесовичок: Здравствуйте ребята, я за вами наблюдал и понял, что вы умеете, вести себя в лесу, знаете правила леса. Помогите исправить ошибку, найти каждому животному своего детеныша.

У волка – лисята.

У медведя – зайчата.

У лисы – медвежата.

У ежа – бельчата.

У зайца – ежата.

У белки – волчата

- Игра «Что не так»

Лесовичок: Любите играть? Давайте поиграем в игру.

- Игра «Один - много»

Лесовичок: Вы знаете, где живут дикие животные?

- Игра «Чье жилище?»

Как называется домик медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Значит, медведь живет где?

Дети: Медведь живет в берлоге.

Воспитатель: Как называется домик лисы?

Дети: Нора.

Воспитатель: Значит, где живет лиса?

Дети: Лиса живет в норе.

Как называется домик белки?

Как называется домик бобра?

Как называется домик волка?

А где живёт заяц?

Пальчиковая гимнастика «Белочки»

- Игра «Кто, где живет?»

И вот теперь распределите животных в свои домики?

Медведя в берлогу.

Волка в логова.

Белку в дупло.

Бобров в хатку.

Лису в норку.

Зайца под кустик.

Посмотрите, солнышко садится, близится вечер, пора нам возвращаться. Давайте попрощаемся с лесовичком, он дальше будет охранять лес.

Лесовичок: А у меня для вас сюрприз. Мой солнечный зайчик принёс вам угощения за хорошее поведение в лесу.

Воспитатель: Скажем до свидания лесовичку, зайчику. Спасибо, до новых встреч.

Вот и подошло наше путешествие к концу. Что вам больше всего запомнилось?

Дети делятся на две группы. Одна группа остается дома, другая группа «идет гулять». Во время «прогулки» вторая группа договаривается, какое движение они будут показывать первой группе. По возвращении дети второй группы здороваются: «Здравствуйте, детки!»

1 группа: «Здравствуйте! Где вы были? Что вы делали?»

2 группа: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» (показ определенных действий с помощью ног). Например, прыжки, катание на лыжах, коньках, пинание мяча, танцы… Группы меняются местами.

Обращается внимание на то, что играть в эту игру детям помогали их помощники – ножки.

3. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» (за столиком)

Гномик Топ-Топ предлагает детям погулять по его лесу с помощью пальчиков.

6. Задание «Найди пару сапожку» (на бланке)

Гномик Топ-Топ предлагает детям познакомиться с его друзьями – Сапожками. Отправились гулять, а сапоги все разбежались. Детям необходимо найти пары сапог и соединить их линиями.

7. Задание «Следопыт» (на бланке)

Гномик Топ-Топ обращает внимание детей на следы, оставленные кем-то по всему лесу. Просит детей помочь найти того, кому они принадлежат..

Игра «Веселый хоровод»

Психолог вместе с детьми встает в круг. Он читает небольшие стихотворения и сопровождает свой рассказ движениями и жестами. Дети повторяют движения за психологом.

Ножками затопали,

Зашагали по полу,

Топ-топ-топ,

Топа-топа-топ.

Скачут словно зайчики –

Прыг, прыг, скок.

Девочки и мальчики –

Прыг, прыг, скок…

Прыгают, как белочки –

Прыг, прыг, скок.

Девочки и мальчики –

Прыг, прыг, скок…

Ходят дети ножками,

Ножками – сапожками.

Топ-топ-топ,

Топа-топа-топ.

У лягушек по дорожке

Тоже скачут, скачут ножки.

Ква-ква-ква,

Ква-ква-ква.

Не мешай нам киска, брысь!

На дорожку не садись.

Здесь дороженька одна,

Нам дороженька нужна.

Ходят, ходят наши ножки,

Ходят, ходят по дорожке.

Топ-топ-топ,

Топа-топа-топ.

Зайка, зайка, походи.

Зайка серый, погляди.

Зайка, топни ножкой.

Вот так, вот так,

Зайка наш плясать мастак.

Гуси – гусенята –

Дружные ребята.

Ходят весело гуськом,

Без сапожек – босиком.

Лапками захлопали –

Топ-топ-топ.

Крыльями захлопали –

Хлоп-хлоп-хлоп.

Дети ходят ножками –

Топ-топ-топ.

Хлопают ладошками –

Хлоп-хлоп-хлоп.

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

А теперь скажем спасибо гномику Топ-Топ, ведь благодаря нему мы так много узнали о наших ножках. Сейчас пред­ставьте, что вы по лесной тропинке возвращаетесь в наш кабинет. На этом наше занятие заканчивается. Какие игры вам запомнились? Что понравилось больше всего? Какие помощники нам сегодня помогали? Давайте прощаться, для этого «протопаем» ножками имя своего соседа. До свидания, …(имя).

Занятие 23

Тема: Из чего же сделаны наши мальчишки?

Цели:

  1. развитие коммуникативных навыков;
  2. закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков;
  3. работа по развитию самоконтроля.

Материалы: бланки с заданиями,цветные и простые карандаши,карточки для игры «Изобрази» (самолет, поезд, машина, корабль), мяч, карточки для задания «Спортсмены»

План:

I этап. Организационный

Приветствие

Давайте поприветствуем друг друга с помощью мужского рукопожатия. Дети пожимают друг другу руки и говорят слова приветствия. (психолог показывает пример)

II этап. Мотивационный

Вводная беседа.

23 февраля отмечается как "День защитника Отечества". В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу. Сегодня мы отмечаем этот праздник как день настоящих мужчин: поздравляем наших пап, дедушек, дядей, братьев - наших ЗАЩИТНИКОВ. (защитников от грубости, плохих поступков, хулиганов и пр.)

Кто такие защитники? Какими качествами они должны обладать? Поэтому тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: «Из чего же сделаны наши мальчишки?»

III этап. Практический

Задание «Спортсмены»

Мальчики должны быть в хорошей физической форме. Для этого необходимо заниматься спортом. Какие виды спорта вы знаете? (ответы детей)

Давайте выполним задание: кому из спортсменов нужны эти спортивные принадлежности. Разложите карточки на свои места.

Физкультминутка

Все выходят по порядку

Раз, два, три, четыре.

Дружно делают зарядку

Раз, два, три, четыре.

Руки выше, ноги шире.

Влево, вправо поворот,

Наклон назад, наклон вперед.

На носочках поднимайтесь,

Приседайте, выпрямляйтесь.

(повторить два раза)

Задание «Транспорт»

Давайте, передавая мяч по кругу, вспомним разные виды транспорта. Потом разделим весь транспорт на группы: воздушный, наземный, водный.