Детское воровство: причины, выход из ситуации. Что следует делать если ребенок ворует

26.07.2019

Содержание статьи:

Ребенок начал воровать - это сигнал тревоги, который игнорировать нельзя. Некоторые родители, боясь общественного осуждения, закрывают глаза на пагубную привычку своего чада. Они уверяют себя, что сами куда-то положили деньги и забыли об этом. Чужую же вещь, по мнению таких горе-воспитателей, их нечистый на руку отпрыск взял по ошибке. Если реагировать на случившееся подобным образом, то из милого малыша вырастет профессиональный вор. Необходимо со всей серьезностью отнестись к решению этой проблемы, которая способна разрушить счастливую жизнь целой семьи.

Почему ребенок начал воровать

В первую очередь, родителям нужно понять, что ребенок не рождается с данной пагубной привычкой. Следовательно, необходимо разобраться с причинами его воровства, которые могут заключаться в следующих факторах:

  • Неправильная модель воспитания . Иногда родители настолько заняты собой, что не замечают негативных изменений в поведении своего потомства. Встречаются даже такие индивидуумы, которые не считают зазорным, если их чадо взяло чужую игрушку. Связана такая реакция или с педагогической неграмотностью родителей, или с элементарной их распущенностью.
  • Пример взрослых . Если папа и мама находились в местах не столь отдаленных за кражу, то не стоит удивляться тому, что их отпрыск полез в чужой карман. Особенно этот факт касается подростков, которые уже все осознают и копируют поведение своих родителей, если те пользуются у них авторитетом.
  • Плохая компания . Как показывает жизненная практика, дурной пример однозначно заразителен. Существует такое понятие, как стадный инстинкт. Именно он зачастую подталкивает детей даже из вполне благополучных и обеспеченных семей к воровству.
  • Деформация личности . Если ребенку с раннего детства не объяснили нормы морали, то последствия такой безответственности не заставят себя ждать. Дети - это глина, из которой взрослые способны вылепить самодостаточную личность. Упустив момент начала присвоения чужих вещей, можно потерять своего ребенка навсегда.
  • Вымогательство . Иногда более старшие дети требуют у своей жертвы удовлетворить их финансовые потребности. Ребенок боится хулиганов и вымогателей, поэтому ему легче украсть деньги у родителей, чем открыть им истину. В дальнейшем он начнет выносить из дома ценные вещи, если малолетние преступники войдут во вкус, чувствуя свою безнаказанность.
Родители и только они виноваты в том, что их ребенок признается со временем асоциальной особой и попадает в колонию для несовершеннолетних. Подобную склонность реально устранить при желании видеть в будущем свое чадо счастливым. 90% малолетних преступников-воришек попадают за решетку именно из-за безразличия к ним родителей.

Разновидности вредной привычки у детей


Исходя из причин возникновения патологической привычки, специалисты четко разграничили подобное асоциальное поведение у ребенка. Существует 6 разновидностей данной патологии, которые выглядят таким образом:
  1. Импульсивное воровство . При психической травме, повышенной возбудимости или олигофрении дети довольно часто посягают на чужое имущество. Именно за подобным контингентом детей необходимо внимательно следить во избежание совершения ими кражи.
  2. Воровство-протест . Обычно данная проблема возникает у заброшенного ребенка. Он может даже воровать деньги у своих обеспеченных родителей, чтобы затем раздать их нуждающимся людям. Любой ценой такие дети пытаются привлечь к себе внимание слишком занятых взрослых.
  3. Воровство-вседозволенность . Некоторые безответственные родители считают предприимчивость их чада отличной чертой характера. Их логические выводы заключаются в том, что все надо нести в дом. Сыну или дочке они внушают, что прощелыгам всегда везет по жизни и без куска хлеба с икрой они никогда не останутся.
  4. Воровство-зависть . Далеко не каждая семья может похвастаться стабильным материальным положением. Одаренные дети иногда попадают в элитное заведение, где учатся дети обеспеченных родителей. Соблазн позаимствовать у них какую-либо дорогую вещь бывает настолько велик, что ребенок осуществляет кражу.
  5. Воровство-бравада . Очень часто ребенок ворует деньги не потому, что они ему остро необходимы. Причина его девиантного поведения кроется в том, что в некоторых детских коллективах этот поступок считается проявлением храбрости. Если кто-либо из класса украл деньги или какой-либо товар в магазине, то его сразу объявляют героем и великим ловкачом. Подобная реакция сверстников подталкивает юного воришку к повторным противоправным действиям.
  6. Клептомания . В данном случае речь идет о довольно редком психическом расстройстве. Следует сразу оговориться, что дети клептоманией практически не страдают. Некоторые маленькие хитрецы, когда их поймали на горячем, просто имитируют у себя данное заболевание. Их обычные оправдания при этом озвучиваются тем, что они вовсе не хотели, но неведомая сила потянула их руку украсть.

Что делать, если ребенок стал воровать

При уже свершившемся факте необходимо вплотную заняться воспитанием своего потомства. Подходить к данному вопросу необходимо с учетом возраста ребенка.

Коррекция асоциального поведения у дошкольника


Родителям следует помнить о том, что уже с 3 лет их малыш прекрасно осознает факт присвоения себе чужой вещи. Однако при этом он не осознает аморальность своего поступка. Крики и обвинения в данном случае однозначно не помогут, поэтому действовать необходимо по-иному:
  • Не ругать ребенка . Самой главной ошибкой родителей является попытка устроить суд Линча своему малышу. Этим можно только напугать детей, но не избавить их от желания присвоить то, что им не полагается. Исключительно беседа в спокойном тоне поможет донести до юного воришки, что так поступать нельзя. Если он решил присвоить себе чужую игрушку, то надо подвести его к той мысли, что ее нужно в срочном порядке вернуть владельцу. В виде примера рекомендуется попросить малыша описать свои эмоции при случае, если у него забрали его любимую вещь.
  • Выявить причину проступка . Иногда родители изумляются, что кражу их ребенок совершил для того, чтобы сделать приятное близким. Следует объяснить провинившемуся, что подарки дорогим людям таким образом не преподносятся. Также рекомендуется показать малышу, как можно изготовить презент собственными руками. Он должен понять, что тот же рисунок или поделка будут приятны папе или маме, а не ворованная вещь. Если же причина кражи заключалась в желании обладать какой-либо игрушкой, то необходимо научить ребенка копить на ее приобретение.
  • Проявлять больше заботы . От детей ни в коем случае нельзя откупаться деньгами или дорогими подарками. Ребенок даже в этом возрасте остро чувствует подмену понятий. Необходимо дать ему возможность почувствовать собственную значимость для родителей. Иногда детям важнее, чтобы их лишний раз похвалили, чем купили очередную безделушку.
  • Узнать подробности происшедшего . Иногда ребенка обвиняют безосновательно, просто переложив всю ответственность на него. Прежде чем устраивать наказание подозреваемого, рекомендуется выяснить суть случившегося инцидента. Если вина доказана безоговорочно, то следует наблюдать за реакцией малыша. Хуже всего будет выглядеть тот факт, что он наотрез откажется признаться в воровстве. В данном случае придется поработать не только над главной проблемой, но и над тем, чтобы объяснить ребенку о недопустимости лжи по отношению к другим людям.
  • Требовать просить разрешения на любые действия . В благополучной семье всегда и везде поведение малыша контролируется взрослыми. Эта непреклонная истина должна быть заложена в сознании ребенка с раннего детства. Вседозволенность приводит со временем к печальным последствиям, поэтому необходимо воспитывать у детей дисциплину.
  • Организовать просмотр мультфильма . В данном случае подойдет «Малыш и Карлсон», где в юмористическом стиле продемонстрировано разоблачение главным героем похитителей чужого белья. Психологи также рекомендуют организовать просмотр мультфильма «Бюро находок», где промышляла ловкая сорока-воровка. Обязательно после такого ознакомления необходимо сделать акцент на том, что главные герои являются положительными персонажами и борются с кражами.
В этом возрасте довольно легко корректировать поведение малыша. Если благоприятный момент упущен, то родителям придется бороться с осознанным желанием у своего потомства воровать.

Что делать, если ворует ребенок-школьник


В данном случае речь пойдет уже о ребенке, который четко понимает неправильность своего поведения. При вопросе, что делать, если ребенок ворует, стоит предпринять следующие меры воздействия на подрастающего отпрыска с девиантными наклонностями:
  1. Изучить круг общения своего чада . Вероятность того, дети начали присваивать себе чужие вещи из-за плохого влияния, довольна велика. Необходимо тщательно проанализировать поведение друзей своего ребенка, чтобы сделать окончательные выводы. Делать это нужно тактично и ненавязчиво, чтобы еще больше не усугубить возникшую ситуацию.
  2. Поддерживать тесную связь с классным руководителем (воспитателем) . При проблеме, как отучить ребенка воровать, без помощи педагогов не обойтись. Именно они могут подсказать, кто может плохо влиять на их подопечного. Грамотный специалист сам обратится к родителям, если заметит какие-либо отклонения в поведении ребенка.
  3. Следить за появлением в доме чужих вещей . Дети любят обмениваться игрушками и сувенирами, но это не может быть постоянным явлением. Любого родителя должен насторожить тот факт, что их ребенок приносит из садика или школы довольно дорогие вещи. При этом он объясняет это тем, что нашел их совершенно случайно. Дороги не вымощены ценными предметами, о чем не стоит забывать папам и мамам.
  4. Учить ребенка копить на дорогую вещь . На многие торжественные события родственники детям преподносят презенты в виде денежного эквивалента. Следует объяснить своему чаду, что транжирство часто приводит к тому, что потом в кармане гуляет ветер. Для приобретения заветной вещи не нужно воровать, а стоит немного потерпеть и накопить нужную сумму.
  5. Устранить двойные стандарты воспитания в семье . Если один из родителей сквозь пальцы смотрит на кражи его ребенка, а второй активно с ними борется, то можно поставить крест на желании избавиться от существующей проблемы.
  6. Постоянно поощрять ребенка . Ему станет однозначно стыдно, если после плохого поступка родители предложат ему посетить какой-нибудь аттракцион, кино или кафе. Делать это нужно как можно чаще, чтобы малолетний воришка понял, что папа и мама любят и доверяют ему.
  7. Не замалчивать о факте кражи . Стыдно, обидно, но не смертельно огласить ее в случае, когда любимый отпрыск был пойман на горячем. В семьях, где не выносят сор из избы, затем происходят самые необратимые последствия.
  8. Пересмотреть запросы ребенка . Иногда родители ограничивают своего ребенка в самом необходимом. Именно эта причина заставляет детей похищать вещи и деньги у своих ровесников. Необходимо следить за тем, чтобы сын или дочь не стали белой вороной в коллективе, который бывает довольно жесток в своей оценке.
  9. Объяснение последствий воровства . Незнание законов не освобождает от уголовной ответственности за правонарушения. Необходимо напоминать своему ребенку о том, что кража не является невинной шалостью, а считается серьезным проступком, который карается Законом. Подростку можно продемонстрировать кинофильм «Пацаны», где без лишних слов показана судьба детей с девиантным поведением.

Профилактика детского воровства


Беду можно и нужно предотвращать, а не сетовать затем на судьбу. Детское воровство реально ликвидировать на корню, если вести себя следующим образом:
  • Ликвидация соблазна украсть . Зачем тревожить лихо, пока оно тихо? Не стоит держать ценные вещи на видном месте, провоцируя таким образом несформировавшуюся личность. Деньги также следует припрятать подальше, чтобы полностью ограничить доступ к ним сына или дочки. Некоторые родители считают такие меры предостережения унижением достоинства ребенка. Однако потом очень удивляются тому факту, что в доме пропадают вещи и их приглашают к инспектору по делам несовершеннолетних.
  • Четкое разграничение понятий «мое - чужое » . Во избежание воровства необходимо предельно ясно дать понять своему ребенку о неприкосновенности того, что ему не принадлежит лично. Говорить при этом необходимо спокойно, но довольно твердо и безапелляционно.
  • Выделение карманных денег . Некоторые родители считают, что таким образом балуют своих детей. Придерживаясь этого мнения, они лишают ребенка даже мелочи на поход в кино или школьный завтрак. Они не думают о том, что их отпрыску будет гораздо приятнее подкрепиться в столовой вместе с друзьями, чем есть в одиночестве заготовленные мамой бутерброды. К тому же ребенок имеет право выбрать сок и булочку по своему усмотрению. Родителям главное при этом следить, чтобы их чадо карманные деньги не тратило на вредную для его подрастающего организма пищу в виде чипсов и кока-колы.
  • Использование личного примера . Ни в коем случае нельзя при ребенке показывать свою зависть к более обеспеченным людям. Именно такие гневные речи формируют у детей чувство социальной несправедливости и желание отнять дорогую вещь у ровесника с богатыми родителями. День изо дня необходимо рассуждать вслух о том, что воровство - это очень плохой поступок, на который способны только непорядочные люди. Ребенок словно губка впитывает то, что говорят его родители. При этом важно обращаться не к нему, а просто произносить данные истины во время любой беседы.
Что делать, если ребенок ворует - смотрите на видео:


При вопросе, почему ребенок ворует, рекомендуется, прежде всего, проанализировать взаимоотношения, которые существуют в семье. Необходимо также пересмотреть свою модель воспитания сына или дочери, которые начали посягать на чужое. В особо проблемных случаях следует обратиться за помощью к психологу.

Как мы уже отмечали выше, детские воровство и ложь относятся к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок - украл деньги или присвоил чужую вещь. Тем более они не хотели бы, чтобы об этом узнали в детском коллективе. В связи с этим, коррекционные занятия следует проводить в основном индивиду­ально.

9.1. Основные направления коррекционной работы

Коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты лич­ности, которые помогут ему воздержаться от кражи или обмана. Эти черты должны быть прямо противополож­ными тем, что побуждают его к совершению проступка. Воровать и лгать не будут дети, благополучные в эмоци­ональном плане, у которых в достаточной степени раз­виты воля и нравственные представления, кто умеет сдерживать свои желания.

Считается, что воровство в детском возрасте (если это не психическое заболевание) - это несозревание социально-моральных норм, неразграничение понятий «свое-чужое». Чтобы восстановить у детей представле­ния о честности и правдивости, необходимо использовать любые социально-культурные подходы, которые пока­жут, что воровать - нечестно. Нами разработаны специ­альные опросники, с помощью которых дети обучаются правильному поведению. Это групповые занятия, наце­ленные на разграничение понятий «свое - чужое».

У детей также отсутствуют представления о послед­ствиях воровства. Они не знают, что воровство заканчи­вается наказанием. Конечный результат для них - в са­мом акте воровства. Чтобы «излечить» от него, психолог просит ребенка, например, нарисовать себя в тюрьме. Спрашивает, что он там будет испытывать. Один мальчик написал: «Я буду худым, не будет солнца, плохая еда».

Психически больной ребенок часто ворует, сам не зная для чего, и, сообщая об этом, как прежде, продол­жает воровать. Его практически невозможно остановить ничем. Запреты или наказания - бездейственны. По­мочь способен только специалист. Но если специалист считает, что ребенок вполне нормален, а он все время продолжает красть, причем все без разбора, что суме­ет, - следует задуматься, не подает ли он таким путем сигналы о том, что ему в жизни многого недостает, но больше всего нежности и ласки, в которых он испыты­вает подлинный, не мнимый дефицит, особенно в непол­ных семьях. (А. И. Баркан, 1996).

Бессмысленно вести разговор о проблеме детского во­ровства, не связав его напрямую с формированием строгих, даже непреложных запретов - табу. Сейчас эта задача существенно усложнилась. Как ни странно, одним из препятствий стал рационализм, вошедший сейчас в моду сильно отразившийся на принципах воспитания. Считается, что детям, даже малолетним, все надо объяснять. Мы думаем, что это заблуждение, как, впрочем, и любой «перегиб». Да, конечно, многое надо объяснять, но есть вещи, которые объяснять не стоит и даже вред­но, ибо это может расшатать «гранитные берега» основ человеческой этики. Например, как рационально объяс­нить, почему нельзя совершать убийство? Грех? А вы докажите! Кто это сказал? Бог? А вы докажите, что Он есть.

Заповеди в этом смысле иррациональны, то есть не­подвластны человеческому разуму, не находятся в поле его выбора.

«Не укради» - это заповедь. И выбора здесь нет. Нельзя - и все!

Понятно, что в нашей сегодняшней ситуации не очень: то легко воспитывать честность. И именно поэтому те­перь на это надо обращать гораздо больше внимания, чем раньше. Родители, как правило, это понимают. Они не понимают другого: как в условиях «размытых берегов» основ человеческой этики с этим справиться?

Безусловно, детское воровство - явление неприятное, «о вряд ли смертельное. Многие из вполне благополуч­ных сегодня взрослых наверняка вспомнят хотя бы один Подобный эпизод из собственного детства.

На вопрос: «Как избежать детского воровства?» не ответишь: «Возьмите ручку, записывайте рецепт». Но очевидно одно: ни запрет, ни страх наказания, ни что-то другое вовсе не уберегут ребенка. Его остановит только глубокое внутреннее чувство - стыд. Нельзя предста­вить себе: «Стыдно, но ворую», потому что стыд - это нежелание души мириться с плохим поступком или от­каз от его совершения.

- Мамочка, я сегодня учительницу обманула - ты только не говори никому!

Вот повод привить немножко стыда.

Одна мама ответит: - Да ладно! Учительница же все равно ничего не узнает.

И девочка станет хитрой.

Другая мама закричит: - Как ты могла?! Бессовестная, бесстыжая! И девочка замкнется, усвоив: делиться с мамой опасно.

А третья мама расстроится, поговорит с доче­рью спокойно, исповедь ее выслушает. И девочка начнет многое понимать...

Из таких повседневных «мелочей», взглядов и фраз складывается постепенно у ребенка нравственная шка­ла ценностей. Если для взрослых главное - деньги, квар­тиры, дачи и для достижения этого все средства хороши, им никогда не обмануть своих детей. Они быстро поймут мамину «правду» и начнут следовать ей в собственной жизни.

Психологи единодушны во мнении, что тенденция к воровству у детей не излечивается с помощью наказа­ния. Это верно, что общество учит уважать законы, при­бегая к суровым мерам. Но так же верно, что ни одна из них не применима к ребенку дошкольного возраста. Согласно закону, он еще не способен отвечать за свои по­ступки. И родители поступят правильно, если займут такую же позицию и будут считать проявления воровства у ребенка поступком безответственным. Воровство «из­лечивается» не только внушением и оценкой поведения малыша. Важно еще так повести разговор, чтобы он за­хотел вас понять и согласился с вашим мнением.

Воровство - относительно редкое явление среди ма­леньких детей, но оно составляет проблемы хотя бы по­тому, что ребенок еще не имеет никакого понятия о соб­ственности. Он знает разницу между «иметь» и «не иметь», у него есть желания, он может испытывать за­висть, но малыш еще не настолько независим, чтобы прийти к агрессивному самоутверждению, которое ле­жит в основе воровства. Подобное стремление может воз­никнуть в том случае, если среда, в которой он растет, освобождает его от авторитета родителей и вынуждает нарушить право чьей-то собственности. Так обычно слу­чается в семьях, где живут в скученности и тесноте, где родители не интересуются детьми, бросая их на произ­вол судьбы, а у старших детей есть немало дурных при­вычек, каким и подражают малыши.

Что делают родители, когда узнают, что ребенок ворует? Прежде всего, стараются понять, ворует ли он все­рьез или невинно уходит с чужими вещами в кармане. Это разные вещи. Совершив кражу, ребенок намеренно скрывает это от других, сознавая, что сделал что-то дур­ное, нарушил право собственности. Когда же, напротив, Речь идет о невинном присвоении (хотя и заслуживаю­щем порицания), достаточно обратиться к сознанию ма­лыша и разъяснить ему общепринятые правила. А если такое разъяснение ни к чему не приведет, родители должны задуматься о причинах плохого поступка. Обычно речь идет о серьезной неудовлетворенности ребенка, о ег 0 протесте и враждебности по отношению к авторитетам и, несмотря на независимость, с которой он бросает им вызов, это свидетельствует о неспособности контролиро­вать свои порывы. Ясно, что наказание лишь поддержит в ребенке все эти чувства. В то же время, если постарать­ся ободрить его, помочь ему понять и принять общество в котором он живет, и его образ жизни, то ребенок смо­жет избавиться от чувства враждебности и развить са­моконтроль.

И все же мы должны рассматривать воровство как один из симптомов самоутверждения ребенка в жизни. Однако точно так же, как мы не упрекаем его за то, что у него поднялась температура, мы не должны наказы­вать его и за кражу. Возвратим владельцу то, что он унес, постараемся выяснить, чего ребенку недостает дома, и попытаемся сделать все возможное, чтобы дать ему то, чего ему не хватает. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Только тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности. Есть люди, ко­торые считают, будто у каждого бывает желание ук­расть. Возможно, именно поэтому родители так остро реагируют на такое пристрастие у своих детей,- они открыто делают то, о чем взрослые могут думать лишь тайком. Если родители признают, что между ними и детьми не такая уж большая разница, они скорее пой­мут своих детей и быстрее установят с ними ясные и простые отношения.

Жалобы на детское воровство весьма распространены. И это первое, что нужно объяснить родителям (А. А. Венгер 2001). Обычно они считают, что столкнулись с редким и оттого особо тяжелым отклонением в детском раз­витии. Это представление вызвано тем, что рассказывать о воровстве собственного ребенка не принято, а следова­тельно, родителям не приходилось слышать об этом от своих знакомых. Чтобы они это осознали, полезно выяс­нить у них: «А вы сами рассказали своим знакомым о том, что ваш сын ворует? Нет? Вот видите, и они вам не рассказывают».

Многие жалобы на детское воровство просто неадек­ватны. Так, если подобная жалоба относится к до­школьнику, то ее правильная формулировка должна быть следующей: «Ребенок берет вещи без спроса» (или «Берет вещи, которые ему запретили брать»). Дело в том, что под воровством принято понимать сознатель­ное нарушение соответствующей моральной нормы, тогда как дошкольники еще вообще не владеют мораль­ными нормами. Относиться к «воровству» дошкольни­ка следует так же, как и к любым другим его проступ­кам; этот проступок ничуть не более серьезен, чем любое баловство.

Чем бы ни были вызваны кражи и в каком бы возрас­те они ни совершались, родителей надо предостеречь от обвинений типа «ты вор» или «из тебя вырастет вор» и т. п. Вообще, желательно отказаться от использования слов «вор», «воровство», «кража» и использовать более Мягкие выражения: «брать чужое», «взять то, что тебе не принадлежит» и т.п. Иначе у ребенка может сложить­ся негативная самооценка, которая будет побуждать его к дальнейшим правонарушениям («Раз я все равно уже вор, то я и дальше буду воровать»).

Другой аспект поведения родителей должен быть напрев, лен на предотвращение использования украденных денег или вещей и получения от этого удовольствия. Например если ребенок вытащил у мамы из кошелька деньги и успел их потратить, то надо отменить ближайшее запланирован­ное развлечение или предполагавшуюся покупку желанной вещи: предназначенные для этого деньги уже потрачены. Если пропажа обнаружилась вовремя и деньги были возвра­щены, то отменять развлечение или покупку не нужно, дос­таточно их на некоторое время отложить.

Если дома появляются вещи неизвестного происхождения, которые ребенок, по его словам, «нашел», то не надо устраивать разбирательств, выясняя, не украдены ли они у кого-либо. Однако в любом случае следует запретить какое бы то ни было использование таких вещей (даже если они действительно найдены). Если неизвестно, кто владелец этой вещи и кому она должна быть возвращена, то родители могут забрать ее себе, выбросить или кому-нибудь подарить (но не позволять, чтобы ее дарил ребенок: это может стать для него слишком привлекательным).

Для подростков кражи иногда служат средством получения денег на наркотики. Поэтому при наличии жалобы на кражи рекомендуется в процессе обследования проверить, нет ли каких-либо указаний на то, что подросток употребляет наркотики (косвенными показателями служат выраженная антисоциальная тематика, признаки нарушения влечений, ярко выраженные эмоциональные нарушения).

Следует затронуть еще один немаловажный момент, связанный с проблемой воровства (М. Кравцова, 2001).

Воровство - это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы взрослые ни старались оградить его от подобных не­приятностей. Либо его обсчитают в магазине, либо ста­щат что-нибудь из кармана, либо позовут в соседский сад за яблоками. И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают - и ничего?»

Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя вино­ватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло).

Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью.

Поэтому необходимо обсудить в семье проблему воров­ства, выразить свое отношение к этому, научить детей оберегать свое имущество.

Ребенка необходимо учить не только уважению чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.

Причины или соображения, которые заставляют ре­бенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, дол­жны быть прямо противоположными тем, что побужда­ет его к ней. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.

Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживаются от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбеж­ным наказанием. Но это не единственная причина.

Учитель предложил учащимся первых и вторых классов послушать рассказ о мальчике Вите, ко­торого другой мальчик, Темка, звал воровать яб­локи у соседа (для которого продажа этих яблок была основным средством прокормить семью).

На глазах у Вити Темку жестоко наказывают, но он снова лезет в сад и опять зовет Витю с со­бой. Витя очень хочет попробовать яблок, но не решается пойти с Темкой.

Учитель спрашивал у ребят: почему Витя не идет воровать яблоки? 27% опрошенных сказали, что Витя побоялся наказания, 39% - что сочув­ствовал тому, кого собирались обворовать, 34% указали на моральные соображения (Вите стыд­но, он знает, что воровать нехорошо, и т. д.).

Результаты этого опроса показывают, что страх воз­мездия не является единственной и значимой причиной, удерживающей от совершения кражи даже семи-восьмилетних детей.

В сказке «Айболит» попугай Карудо выкрал у Бармалея ключ от темницы, чтобы спасти своих друзей. На детский взгляд - это поступок, сопряженный с риском и вызывающий восхищение. Взрослые могут понять и оправдать того, кто совершает кражу от безысходности, ради спасения своих близких (например, от голода).

Но ни обследование чужих сумок и карманов, ни попытки нажиться за чужой счет оправданы быть не мо­гут. Все это надо объяснить детям.

Но самое важное, это пример, который подают взрос­лые своим поведением. Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких.

Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением мо­ральных норм (М. М. Кравцова, 2001). Например, на де­тей 6-7 лет сильное впечатление производит рассказ Н. Носова «Огурцы». Напомним содержание этого рассказа.

Мальчик-дошкольник своровал с колхозного поля огурцы, за компанию со своим старшим при­ятелем. Приятель, однако, огурцы домой не понес, так как опасался наказания, а отдал их все маль­чику. Мама мальчика очень рассердилась на сына и велела отнести огурцы обратно, что тот после долгих колебаний и сделал. Когда мальчик отдал огурцы сторожу и узнал, что нет ничего страш­ного в том, что один огурец он съел, ему стало очень хорошо и легко на душе. Именно на возможность исправить содеянное, на не­обходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в резуль­тате улаживания проблемы, следует обращать особое внимание ребенка. Кстати, в этом же рассказе поднима­йся еще одна проблема. Когда мама велит сыну вернуть огурцы, тот отказывается, боясь, что его застрелит сторож. Мама отвечает, что пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем сын - вор.

Такая «шоковая терапия» не всегда столь эффектив­на и довольно опасна в случае с эмоционально возбудимыми детьми. Оставляя ребенка один на один с проступ­ком, отрекаясь от него, можно только усугубить проблему вызвав вместо раскаяния и желания исправиться, отчая­ние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже. В качестве свидетельства этого М. М. Кравцова (2001) приводит очень красочный пример.

Одноклассницы Маша, Катя и Алена рассмат­ривали магниты для доски на столе учителя. По­том они пошли играть. Через некоторое время вос­питательница продленной группы услышала, что девочки о чем-то спорят. Оказалось, что Маша и Катя увидели в руках у Алены большой магнит. Они решили, что Алена забрала этот магнит со стола учительницы.

Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница на­стаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.

Маша с Катей тоже кричали, что Алена магнит украла. Девочка отказывалась показывать свой магнит, плакала. У нее началась истерика. Выру­чила ее классная руководительница, доброжела­тельным тоном успокоившая Алену и выяснившая, наконец, что магнит действительно принадлежит девочке. Свою настойчивость воспитательница объяснила нелегким характером Алены, которая вечно нарушает дисциплину, со всеми ссорится, очень упряма. Иногда даже одного разговора на эту тему достаточно чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.

М. Кравцова (2001) работала с тринадцатилетней девочкой. Ее близкие были уверены, что она ворует деньги у отчима. Оказалось, что все кражи совершал брат отчима, старавшийся свалить вину на девочку (он даже инсценировал пропажу денег из своего кармана). И родные верили, что ви­новата девочка, потому что в пятилетнем возра­сте она украла у мамы деньги и накупила на них угощений своим друзьям.

Но однажды истинный вор все-таки просчитал­ся, все раскрылось. Девочка была «реабилитирова­на» в глазах родных. Однако в отношении детской души закон «лучше поздно, чем никогда» не рабо­тает. И никто не может сказать, какой невосполнимый ущерб был нанесен личности подростка несправедливыми обвинениями, ситуацией, когда все, кроме мамы (что, правда, уже немало), были настроены против ребенка, не верили ему. Не только возможность несправедливого обвинения Должна удерживать взрослых от «называния вещей сво­ими именами». Вспомните мальчика из рассказа «Огур­цы», о котором уже говорили. Самым страшным для него был не мамин гнев, не страх перед сторожем и его ружьем, а сознание, что он совершил нечто такое, из-за чего мама его больше не любит. Хорошо, что она хотя бы ос­кала ему возможность искупить свою вину, иначе воздействие отчаяния и безысходности было бы губитель­ным для детской души. Это разрушило бы уверенность в себе, создало у ребенка чувство собственной порочности

Идя по пути осуждения и наказания, родители тем самым закрепляют за ребенком репутацию вора. Даже если проступок был единственным, родные уже видят на ребенке печать порочности, в каждой его шалости и не­удаче им мерещится зловещий отблеск прошлого. Они ожидают, что дальше будет еще хуже, и стоит ребенку оступиться, как они почти с облегчением восклицают: «Вот оно, пожалуйста! Мы знали, что так все и будет, чего еще можно от него ожидать?!»

Создается впечатление, что ребенка как бы подталки­вают к противоправному поведению. Маленький чело­век, попавший в ситуацию непонимания и неприятия, может озлобиться, его кражи могут уже иметь совсем иной - криминальный - смысл. Сначала это будет по­пытка отомстить обидчикам, почувствовать свое превос­ходство над ними, а затем уже может стать и способом удовлетворения материальных потребностей (М. Крав­цова, 2001).

Помимо бесед родителей, учителей, психолога, боль­шое значение в коррекционной работе с ворующими деть­ми имеют различные виды психотерапии, в том числе игротерапия, арттерапия, сказкотерапия и др., и не толь­ко с дошкольниками и детьми младшего школьного воз­раста, но и с подростками.

Арттерапевтические упражнения включают в коррекционное занятие, так как они ориентированы на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, на естественное проявление мыслей, чувств, настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Кроме этого, изобрази­тельная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом» между пси­хологом и ребенком. Арттерапевтическая работа в боль­шинстве случаев вызывает у детей положительные эмо­ции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Продукты изобразительного творчества являются объек­тивным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответ­ствующих исследований и сопоставлений.

Младший школьный возраст является наиболее опасным периодом в плане формирования девиантного поведения. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным - все это часто при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит младшего школьника к отклоняющемуся поведению.

Нарушениями поведения называются такие состояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально неодобряемых форм поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным поведением и разрушительными действиями или лживостью. Они также включают в себя антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем - возрасте были лживыми и лукавыми, став старше, с большой вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Трудности в развитии эмоциональной сферы могут быть обусловлены отношения окружающих к ребенку. Условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере .

Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

Эмоционально расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание .

Проблема детского воровства очень сложна, и однозначно ответить на вопрос «Почему ребенок ворует?» нельзя. Существует несколько причин, по которым ребенок начинает брать чужие вещи или деньги. Самая очевидная и наименее часто встречающаяся причина - отсутствие денег в семье.

Некоторые дети воруют, чтобы «отомстить родителям», заставить их изменить отношение к себе. Это может происходить в тех случаях, когда взрослые, демонстрируя на людях свои родительские чувства, на самом деле игнорируют ребенка, отдавая все свои силы и время карьере - «светской» жизни. Кражами ребенок сигнализирует окружающим: у нас все совсем не так хорошо, как они говорят, они «все врут», помогите мне. Одновременно этот сигнал и для родителей: если вы не измените свое поведение, я не позволю вам притворяться перед окружающими, что вы хорошие родители.

В современной науке существует множество типологий семьи, которые способствуют формированию асоциального поведения детей. В данном случае необходимо обратить внимание на типологию семьи, учитывающую специфику десоциализируюшего влияния, оказываемого семьей на своих членов.

Семьи с десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями .

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

Асоциально-аморальные семьи требуют иного подхода. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни -- достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями, как правило, нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из таких семей (как в предыдущем случае). Здесь высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни, стремление родителей заботиться о своих детях .

Кроме того, существует типология по типу воспитательных ошибок. Семьи с ошибками в воспитании также могут способствовать формированию асоциального поведения, а именно, детским кражам. Из данной типологии необходимо остановиться на одном из видов. Отстраненно-равнодушный стиль воспитания возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие дети с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю, относятся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе .

Кража может быть способом мести не только родителям, но и другим людям. Например, ребенок может украсть вещь, которую он просил на время, но получил отказ: «Я у тебя просил, и ты не дал. Так вот тебе!». Такая месть может закрепиться и стать патологической привычкой. Чаще это происходит с детьми, которые не выражают, открыто свои обиды, негодования и т.п. Отрицательные эмоции требуют выхода и находят его в кражах и других подобных поступках (например, порче вещей обидчика).

По мнению Л.Б. Шнейдера для некоторых детей воровство является: а) случайным, противоречащим общей направленности личности; б) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации; в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера асоциального поведения и т. п.) .

Кража может быть интересным приключением для скучающего, ничем не занятого ребенка, и свидетельствовать, что в обычной жизни он не находит применения своим силам. Для подростков-правонарушителей характерно совершение воровства в группе, так как некоторые из них, участвуя в действиях своего сообщества, смелеют и даже наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом. Криминальную направленность группы характеризуют следующие качественные характеристики: 1) участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, 2) наличие в группе осознанного лидера, авторитарный стиль управления группой, 3) формирование субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т. д.).

Групповое совершение воровства, по сравнению с индивидуальным, имеет более высокую общественную опасность. Как правило, группой совершаются более масштабные и дерзкие правонарушения. В процессе совместной противоправной деятельности происходит объединение индивидуальных способностей, знаний, умений, криминальных навыков. В результате взаимовлияния, подражания у членов группы нередко появляются новые, совершенно не свойственные им ранее черты -- жестокость, агрессивность, мстительность .

Кражи совершаются стереотипно, без учета ситуации и попыток их скрыть. Редко выявляются состояния с очерченной структурой истинной клептомании, то есть импульсивного, немотивированного влечения к воровству. Характерными являются неожиданность появления влечения, непреодолимая потребность удовлетворить это стремление, чрезвычайная аффективная напряженность. По выполнении желаемого действия такой ребенок испытывает сильное чувство облегчения, удовлетворения. Весьма характерной для клептомании особенностью является отсутствие направленности действия на какой-либо определенный предмет, значение имеет сам факт совершения кражи, украденный предмет часто не соответствует материальному и социальному положению подростка.

Лишь когда под влиянием взрослых или других детей со стяжательскими установками у несовершеннолетнего укрепляются стяжательские привычки, кражи начинают приобретать признаки истинного воровства («достижение материальных выгод», узкий круг посвященных, полное использование в личных целях каждой похищенной вещи). Мотивы психологической защиты и самооправдания при кражах иные: «все воруют, а не только я один», «взял то, что все равно пропало бы», «государство не обеднеет» и др.

О причинах детского воровства известный детский педиатр Бенждамин Спок пишет следующее: «В большинстве случаев такой ребенок чувствует себя несчастным и одиноким. Может быть, ему не хватает родительской ласки или он не может найти друзей среди своих сверстников (это чувство покинутости может возникнуть даже у ребенка, который пользуется любовью и уважением товарищей). Я думаю, тот факт, что воруют чаще всего семилетние дети, говорит о том, что в этом возрасте дети особенно остро чувствуют, как они отдаляются от родителей. Если они не находят настоящих друзей, то чувствуют себя покинутыми и никому не нужными. В любом возрасте одна из причин воровства неудовлетворенная потребность в любви и ласке. Другие причины индивидуальны: страх, ревность, недовольство» .

Таким образом, детское воровство - это преступление, в основе которого лежит агрессия. Но, имея в виду того, что появление детских краж может быть в более раннем возрасте, необходимо производить профилактическую работу, начиная с дошкольного или младшего школьного возраста.

Воровство, является одним из самых распространенных преступлений. Характеристический признак, отличающий воровство от других имущественных посягательств, состоит в тайном способе действия.

Причины детского воровства связаны с ошибками семейного воспитания, отрицательным влиянием в семье, подстрекательством со стороны преступных элементов. Особенности несовершеннолетних -- недостаток жизненного опыта, склонность к подражанию, трудность правильной оценки некоторых явлений, эмоциональная возбудимость и др.-- усиливают опасность усвоения отрицательных взглядов и привычек в случае попадания под нежелательное влияние, особенно тогда, когда не обеспечивается должное воспитательное воздействие и контроль над поведением детей. Отрицательное влияние старших членов семьи (пьянство, скандалы, проявления жестокости и др., подстрекательство со стороны преступных элементов -- в 20 -- 30 % ит.д.

Социальный педагог призван решать сложные проблемы, связанные с социальным и эмоциональным развитием этой категории детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя предотвращению появления детского воровства. Этого можно добиться через проведение направлений социально-педагогической деятельности по профилактике склонности к детскому воровству.

Детское воровство. Причины и коррекция.

(Рекомендации для родителей, воспитателей и классных руководителей)

Детское воровство – одна из самых мучительных проблем, над причинами которой ломают головы тысячи недоумевающих родителей во всем мире.

«Если ситуация безвыходная, выходи через вход» - говорит народная мудрость. Зная причины воровства ребенка, можно благополучно с этим явлением бороться.

Каковы же причины детского воровства? Оказывается, причин этого явления множество, и первое, что необходимо знать всем родителям, – в каждом возрасте они свои.

Возраст

Причины

Возрастные особенности

Коррекция

Младшие дошкольники

1-3 года

Непреодолимое желание владеть понравившейся вещью.

Система морально-этических норм маленького ребенка еще только зарождается, а понятия «мое» – «не мое» для него еще абстрактны, а потому малодоступны пониманию.

  1. Ни в коем случае не называть малыша воришкой.
  2. Формировать моральные нормы - понятия «своё» и «чужое», «можно» и «нельзя», что «такое – хорошо, что такое – плохо».

Пример: Эта игрушка – чужая, и поэтому брать ее нельзя.

Поговорим о том, какие игрушки твои, а какие Сашины или Олины. Какие вещи твои, а какие мамины, папины. Расскажем ребенку, какие чувства испытывают люди, которые лишились любимой вещи. Таким нехитрым способом вы со временем сформируете у малыша понятия «можно» – «нельзя», «мое» – «не мое».

  1. Необходимо как можно раньше научить ребенка отстаивать, защищать свои собственные вещи от посягателей.

Дошкольники постарше и младшие школьники

4-7 лет

Привлечь внимание одноклассников, расположить их к себе. Или, наоборот, воровство как результат желания «жестоко покарать» своего обидчика.

В этом возрасте ребенку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы, и кража – один из них.

  1. Необходимо работать с причиной данного поступка, а причина здесь в несформированности навыков общения, часто в низкой самооценке (выходит, что личность ребенка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть – вот это ребенку и нужно объяснить).
  2. Стоит обсудить тему дружбы, поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр., – все это нужно объяснять ребенку, а еще лучше проиграть с ним соответствующие ситуации.
  3. Если причина воровства – вредительство, то лучший способ борьбы с ней – обсуждение и проигрывание с ребенком конфликтных ситуаций и адекватных способов их разрешения.

Младшие школьники

8-10 лет

Недостаток развития воли.

Ребенку в этом возрасте все еще очень тяжело на свое «хочу!» самому себе ответить твердое «нет». Детям пока еще трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.

Развивать волю ребенка:

  1. Никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Или же пусть в его обязанность входит ежедневная покупка свежего хлеба, полив цветов, или присмотр за младшим братиком. Объясните как это важно для вас и для всей семьи.
  2. Чаще предлагайте ребенку самому ставить цели и учите достигать их, при этом проговаривайте, с помощью каких шагов эта цель может быть достигнута и в какие сроки. Начните с краткосрочных целей: что сегодня сделаешь? куда пойдем в воскресенье? И не меняйте его программу, позвольте ребенку ее реализовать.
  3. Запишите ребенка в спортивную секцию, ни что как спорт не приучит его к дисциплине и порядку, а также сформирует его внутренние волевые качества.

Подростковое воровство

12-15 лет

Воровство - осознанный шаг, а то и хуже – вредная привычка.

Помните, что для подростковой среды очень характерны так называемые кражи престижа: ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения кражи поддержанием статуса в группе, другими словами, «на спор».

  1. Профилактику детского воровства начните с доверительной беседы. Только зная причины поступка ребенка, вы сможете успешно бороться с этим явлением.
  2. Четко выразим отрицательную оценку действиям ребенка с конкретным запретом на воровство («Ты сделал очень плохо, это называется кража, так поступать нельзя ни в коем случае»).
  3. Формируем правильную самооценку.
  4. Говорите с ребенком о краже наедине и в спокойной обстановке. Народная мудрость гласит: «Хвали при всех, ругай наедине» .
  5. Откажитесь от ярлыков типа «вор», «преступник», и слов «кража», «воровство». Замените их понятиями: «взять чужое», «брать без спроса». Применение подобных определений по отношению к ребенку может понизить его самооценку и в дальнейшем привести к новым правонарушениям.
  6. Убедите ребенка, в необходимости вернуть украденную вещь. Если ему будет стыдно или страшно это сделать самостоятельно, пойдите вместе.
  7. Не возвращаемся к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), в противном случае вы только закрепите данный поступок в сознании ребенка.
  8. Обсуждая случившееся, помним, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет стыдными, плохими.
  9. Не бойтесь давать ребенку карманные деньги, это убережет его от желания воровать и научит экономить.
  10. Обращайтесь к специалисту.

Так или иначе, регулярные случаи воровства у подростка требуют особенно серьезного подхода, поскольку влекут за собой не только морально-нравственные последствия, но и правовые, часто не обойтись здесь без помощи специалистов.

Как предотвратить детское воровство?

Ответ и прост и сложен одновременно: любить свое чадо, на протяжении всего процесса взросления быть в непрерывном теплом, понимающем контакте с ним, делиться своим опытом преодоления различных трудностей.

Общение не должно ограничиваться разговором о том, как прошел день в школе. Быть внимательнее – значит проводить свободное время вместе: читать книги, играть в совместные игры, беседовать на различные «житейские» темы. Делитесь с ребенком своими мыслями, рассказывайте о собственном детстве, и переживаниях юности. Со временем вам откроется внутренний мир вашего чада, вы узнаете: о чем он мечтает, с кем дружит, какова сфера его интересов.

Очень полезно проводить совместные выходные дни, желательно с выездом на природу. При этом не плохо прихватить и парочку друзей вашего отпрыска – дело хлопотное, но оно того стоит. В совместной деятельности да еще рядом с товарищами, ребенок не только проникнется доверием и уважением к вам, но и будет преисполнен гордости за таких родителей.

Чтение на ночь – еще один способ наладить контакт с ребенком. Обсуждая прочитанные книги, обмениваясь впечатлениями, вы раскрываете свой внутренний мир ребенку, тем самым сближаясь с ним. Важно чтобы ребенок проникся доверием к родителям, ощутил искренность их намерений. И тогда в атмосфере любви и взаимопонимания проблема воровства уйдет сама собой.

Важно соблюдать следующие принципы:

  • последовательность и непротиворечивость воспитания;
  • слова родителей не должны расходиться с делом (бесполезно внушать ребенку, что брать чужое нельзя, а самим приносить с работы то, что «плохо лежит»);
  • с раннего детства избегаем вседозволенности, приучаем ребенка к наличию определенных правил и границ поведения;
  • отказываемся от тотального контроля над жизнью ребенка, вместо него поощряем детскую инициативу и обучаем навыкам планирования.

И помните слова американской писательницы Эрмы Бомбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» .

Социальный педагог: Цыденова Г.Б.


Детские воровство и обман являются одними из причин обращения родителей к психологу. Очень часто обе эти проблемы идут рука об руку, имея под собой одно и то же основание. Поскольку эта тема довольно актуальна, я предлагаю опыт психологической работы с такими запросами.

Детские воровство и ложь относятся к так называемым “стыдным” проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил “ужасный” проступок - украл деньги или присвоил чужую вещь. Тем более, они не хотели бы, чтобы об этом узнали в детском коллективе. В связи с этим, коррекционные занятия следует проводить только индивидуально.

Анализируя поступки детей, можно выделить три наиболее часто встречающиеся причины воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Здесь следует оговориться, что мы не имеем в виду случаи истинной клептомании, которая является психическим заболеванием и встречается довольно редко. В случае отсутствия положительного эффекта от проведенной коррекционной работы и наличия рецидива правонарушений мы рекомендуем родителям обратиться к врачу-психоневрологу.

Так же можно выделить четыре основные причины детской лжи. Чаще всего ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы:

1. Избежать неприятных для себя последствий.
2. Добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (обычно это внимание и интерес окружающих).
3. Получить власть над окружающими (иногда отомстить им).
4. Защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь).

Как видим, причины совершения детьми данных проступков лежат в сфере эмоционального неблагополучия и во многом сходны. Поэтому большое внимание следует уделить работе с родителями ребенка, так как часто именно в семье находится “корень проблем”. Но, учитывая то обстоятельство, что родители приходят к психологу тогда, когда сами уже “все средства воспитания перепробовали”, ребенок нуждается в квалифицированной помощи психолога. Следовательно, коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от кражи или обмана. Они, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению проступка. Воровать и лгать не будут

  • дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления;
  • те, кто умеет сдерживать свои желания;
  • эмоционально благополучные дети.

Коррекционная программа рассчитана на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста. Она состоит из двадцати сессий (Приложение 1) длительностью 40 – 60 минут (в зависимости от скорости выполнения упражнений).

Каждая сессия начинается с кинезиологической разминки (Приложение 2), которая помогает наладить межполушарное взаимодействие и скоординированную работу головного мозга.

После этого мы обращаемся к сказкотерапии (анализируем рассказы, сказки литературные и психологические). Это способствует формированию “нравственного иммунитета” - способности ребенка к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Арттерапевтические упражнения также включены в каждую сессию, так как они ориентированы на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, на естественное проявление мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Кроме этого, изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным “мостом” между психологом и клиентом. Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

Завершается каждая сессия просмотром картинок на компьютере (диск “Развиваем воображение и внимание”. Мультимедиа технологии – М., 2003.). Наблюдения автора диска Е.В.Боруховской показывают, что дети, изучающие подобные рисунки, получают мощный толчок в развитии своего интеллекта, активизируют воображение, они усваивают понятия, ранее недоступные для них, и начинают легче учиться и ориентироваться в мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айхорн А. Трудный подросток. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001..

2. Андреева М.“О некоторых проблемах детского воровства” (сб. Гештальт-97 М)

3. Антипова И.Г. “Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция” (Детский психолог 1995 № 9,10 Ростов-на-Дону)

4. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: 1991.

5. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог.Июль,1995.

6. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. СПб.,2003

7. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. М.: Эксмо, 2002

8. Морозова И.Г. Патология влечения у детей и подростков. М 1996

9. Ле Шан. Если ребенок сводит вас с ума. М., 1991.

10. Практикум по арттерапии. Под ред. А.И.Копытина. Спб.,2001

11. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.,2003

12. Экман П. Почему дети лгут? М.: Просвещение, 1993.