Чуждая одежда: как будут защищать национальный костюм в Таджикистане. Надень это немедленно: почему таджикских мужчин не обязуют носить нацодежду Таджикские костюмы для женщин

04.03.2020

другие презентации на тему «Таджикский национальный костюм»

«Башкирский народный костюм» - Ювелирные изделия. Домовая резьба. Аппликации по сукну, в технике вышивки двойным тамбуром. Тема урока: «Башкирский народный костюм». Башкирская АССР. Накосник женский. Нагрудное украшение башкирских женщин. Чайник с башкирским орнаментом. История костюма. Башкирский орнамент. Резьба по дереву. Геометрические орнаменты.

«Летние костюмы» - К выбору нитки для плетения по фриволите надо отнестись серьёзно. Обоснование выбора ткани. Обоснование выбора модели топа. Разложить выкройки на ткани. Народы Востока также издавна занимались кружевоплетением. 1 этап. Самооценка проектного изделия. Вариант 1. «Панама». Построение «звёздочки» проектирования.

«Народный костюм» - Воронежский народный костюм с поневой. Тульский народный костюм. Орловский народный костюм с поневой и с красным передником. Курский народный костюм. Тамбовский народный костюм с навершником. Нижегородский народный костюм.

«Русский национальный костюм» - Головные уборы. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой. Белый – свет, праздник. Широко распространены кокошники «сороки»), разнообразные повязки и венцы. На рис. справа - прямой сборчатый сарафан более позднего периода. Без прошлого нет настоящего. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой.

«Костюмы народов Поволжья» - Русский костюм Татарский костюм Казахский костюм. Элементы национальных орнаментов. Наряду с вышивкой применялась на повседневной одежде обшивка каймою из цветной материи. Верхняя одежда тулуп и шубы, халаты и бешметы. Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да кисти рук. Голову покрывали платком (ураман).

«История костюма» - Рококо относится к периоду с 1730 по 1770 гг. 1900-е годы. В качестве верхней одежды очень популярны были фигаро, накидки, ротонды. Основной принцип готики – подчеркивание удлиненных и заостренных форм. Вскоре появился кринолин – конструкция в виде широкой юбки на обручах. Эпоха возраждения относится к 1420-1490 гг.

« ТАДЖИКСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ» Проект – исследование ученицы 4 «а» класса МКОУ СОШ с.п.п.Звездный Латиповой Ганджины Руководитель проекта учитель высшей категории Ионесян Лариса Викторовна


Введение Моя работа посвящена исследованию национального таджикского костюма. Эта тема заинтересовала меня неожиданно. Сама я родилась в Таджикистане в городе Душанбе. Мой папа военный и его перевели служить в Нальчик, в военный городок. Здесь меня все очень удивляло. Люди в городе одеваются современно, совсем никого не увидишь в национальных костюмах. А на моей родине очень многие люди всегда ходят в своем национальном костюме. Недавно на уроке рисования мы рисовали национальные костюмы Кабардино – Балкарии. И вот мне пришла мысль рассказать о своем национальном костюме. Ведь он тоже очень яркий и красивый.


Моя главная цель – познакомить одноклассников с таджикским национальном костюмом, рассказать об истории возникновения знаменитого во всем мире таджикского атласа. Моя гипотеза – хотя традиционная одежда у таджиков отличается в зависимости от района проживания, но имеет общие черты. К методам, которые я использовала, можно отнести следующие: мои наблюдения, рассказы моих родственников, анализ публикаций материала интернета по данной теме.


Женский таджикский костюм. Женщины одевались в просторные платья из гладких тканей. В горных южных районах, особенно в Дарвале и Кулябе, платья богато вышивались и являли собою образцы народного декоративного искусства. Костюм дополняли широкие шаровары с напуском у щиколоток. Головной убор - платки, тюбетейки. Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат и местную обувь. У горянок халатов не было. Традиционные украшения - ожерелья, браслеты, подвески, серьги, кольца.


Женский костюм, по составу обязательных элементов, был подобен мужскому, его точно так же составляла рубаха ("курта") и шаровары. Женская рубаха кроилась так же, как и мужская, но в отличие от последней, была значительно длиннее и украшалась богатой вышивкой. «Курта» могла быть и однотонной и яркой, многоцветной, оформленной рисунком. Женские шаровары обычно шили из двух типов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, хлопчатобумажной - приятной для тела и «дышащей», а нижнюю, которую видно из-под рубахи, из нарядной и более дорогой материи. Шаровары заканчивались красивой тесьмой, которая затягивалась вокруг щиколотки.


Верхней одежды таджикские женщины вообще не имели, в холода им предписывалось сидеть дома. Однако, если по необходимости нужно было выйти на улицу, они просто надевали несколько платьев, а сверху накидывали стеганый халат, сделанный подобно мужскому. Выходя из дома, каждая женщина должна была надеть особый вид накидки - паранджу (" фаранджи"). Она представляла собой стилизованный халат-мешок со сложенными и сшитыми за спиной рукавами, впереди паранджа оформлялась черной волосяной сеткой (чачван).


В современной одежде Таджиков сочетаются традиционные элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются уже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.


Мужской таджикский костюм Мужчины носили рубаху туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейку, чалму. Обувью служили кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заостренным носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. В современной одежде таджиков традиционные элементы (верхний халат, тюбетейка) сочетаются с городской одеждой, а в женской одежде национальные элементы доминируют и сегодня.


Так, для мужского комплекта горного, или равнинного населения были характерны: широкая рубаха - "курта" сделанная из хлопчатобумажной ткани, брюки - шаровары, одевавшийся сверху халат, поясной платок и головной убор - тюбетейка. Рубаху, обычно, шили из одного куска ткани, перегнув на плечах и сделав в середине вырез для горловины. Бока и рукава просто пришивались к основанию. Получалось широкое, не стесняющее движений изделие, названо в среде этнографов - туникообразным.


Брюки – шаровары ("эзор") шились широкими, не стесняющими шаг сверху и узкими к низу. Рубаха носилась навыпуск, подпоясанная сложенным по диагонали поясным платком. Здесь нужно отметить, что платок, в этом случае выполнял функцию ремня и карманов одновременно, поддерживая брюки и делая функциональнее длинную рубаху. Прямо поверх рубахи надевали халат («чапан»), распашного, прямого кроя. Для лета был предусмотрен легкий его вариант - без подкладки, для зимы – более плотный, на вате, имевший простежку по всему полю изделия. Халаты, как правило, шили из полосатой (полосами вдоль) или цветной хлопчатобумажной ткани.


Жители горных районов предпочитали носить «чапаны» из некрашеной домотканой шерсти, ворот которых украшал вышитый орнамент. Гардероб горцев дополняли высокие, вязаные цветной нитью, чулки ("джураб"), на которые надевали башмаки из сыромятной кожи на мягкой подошве - чарыки ("чорук").


Равнинные жители надевали на ноги мягкие высокие сапоги-чулки из выделанной кожи - " махси ", в которые заправляли шаровары, а при выходе из дома прямо на них надевали кожаные калоши. В обиходе так же были кожаные сапоги с каблуком, и загнутым носом, используемые для верховой езды.


Головным убором для таджиков всегда служила тюбетейка, которая представляла собой невысокий конический колпак, затейливо украшенный вышивкой, узор которой, лучше всякого документа указывал на происхождение и место жительства хозяина. Равнинные таджики поверх тюбетейки носили еще и чалму. К XX веку в моду у таджиков вошла плоская квадратная тюбетейка, черная с белой вышивкой, которая получила название – « чусти «, по месту ее изготовления в городе Чуст. Ее стали охотно надевать и женщины, ранее использовавшие в качестве головного убора только платок.


Из истории возникновения таджикского атласа Первое упоминание об этой материи относится ко 2 веку нашей эры, во времена Великого Шелкового Пути. Но ничего конкретно, именно об узоре этой материи, нигде не сказано. Я спросила у своей бабушки, откуда взялся такой чудесный рисунок, и она рассказала мне такую старинную легенду: «В незапамятные времена один из правителей Маргилана решил жениться в пятый раз. Его выбор пал на юную дочь одного бедного ткача. Расстроившись, отец девушки бросился в ноги старому хану, моля его отступиться от девушки. Хан ответил, что исполнит просьбу бедняка, если он к следующему утру создаст нечто такое необыкновенное, что заставит хана забыть о красоте девушки. Опечаленный ткач сидел на берегу арыка, не зная, что ему дальше делать. И вдруг - увидел в воде отражение облаков, окрашенных, после прошедшего дождя, во все цвета радуги. «О, небо, благодарю тебя за идею!», - воскликнул он и побежал домой, чтобы немедленно приняться за работу.


Наутро он соткал необычайную ткань по образу увиденного – легкую и воздушную словно облако, прохладную, как чистый горный воздух, и переливающуюся всеми цветами радуги. Когда мастер принес эту необыкновенную ткань хану, тот был потрясен ее волшебной красотой «Как ты это сделал?» – спросил он у ткача. На что ткач ответил: «Я взял зелень листвы, омытой дождем, добавил цвет лепестков тюльпанов, румянец зари, синь ночного неба, блики солнца на быстротекущей воде арыка, блеск глаз моей любимой дочки и все смешал». Необыкновенную ткань назвали «хан-атлас» («ханский шелк»), а дочку ткача хан отдал в жены своему любимому сыну».



Проект занял 3 место во II Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Первые шаги в науку»

ДУШАНБЕ, 30 ноя — Sputnik. В Таджикистане женщинам решили предложить эскизы национальной одежды, которые они могут носить в любую погоду.

Над разработкой моделей нарядов трудились эксперты трех ведомств — Министерства культуры РТ, Комитета по делам женщин и семьи, а также Комитета по делам молодежи при правительстве РТ.

Подобная инициатива, как отмечается, была предпринята с целью пропаганды национальной одежды, и предотвращения распространения чужой культуры в стране.

Почему-то власти Таджикистана проявляют такую заботу только по отношению к женщинам, а ведь в дореволюционное прошлое в повседневную и официальную форму таджикских мужчин входили чалма и чапан.

Отказ от европейского

Чужое не бывает только женским. Поэтому надо бы облегчить задачу трем инициативным ведомствам страны и заблаговременно рассмотреть возможные модели национальных одежд для таджикских мужчин, причем на все сезоны.

Но так как в Таджикистане не совсем любят европейское, придется уйти в то прошлое, когда в Центральной Азии все было исключительно национальным. Когда не успело, например, распространиться движение джадидизм ("новаторство", — ред.), представители которого на рубеже XIX-XX веков старались заимствовать и использовать плоды европейской культуры.

Так, задолго до этого в основу одежды государственных служащих, учителей, торговцев и даже обычного дехканина входили рубаха туникообразного покроя (яктаҳ), штаны с широким шагом (эзор), распашной халат (чапон, ҷома), пояс-платок (яккабанд), тюбетейка (тоқӣ, кулоҳ), чалма (салла, чаккабанд), кожаные сапоги на мягкой подошве (маҳсӣ), кожаные с заостренным носом галоши (кафш), в горных местностях — туфли с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам (кафши чубӣ).

Традиционная одежда таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, а богатый вид наряда зависел от статуса мужчины. Например, последний эмир Бухарского эмирата Сейид Мир Мухаммед Алим-хан носил халаты из дорогостоящих тканей, обшитых золотыми нитками, а также головные уборы с драгоценными камнями. Обычный же дехканин мог позволить себе лишь одежду из дешевой хлопчатобумажной ткани.

Таким образом, если перенестись в наше время, нынче в зимние дни, например, для министров Таджикистана в самую пору были бы традиционные таджикские стеганые чапаны из бархата с шалевым воротником, теплая кашемировая чалма или каракульская шапка, а также утепленные кожаные сапоги с заостренным носом. Этот чисто таджикский наряд, в пользу которого они бы отказались от строгих костюмов и пальто, однозначно показал бы их уважение к таджикской культуре.

А студенты, к белым носкам которых, по уверениям ряда местных СМИ, придираются в вузах страны, могли бы весной, к примеру, носить легкую льняную рубашку со штанами, согласно эскизу национальной одежды для мужчин. В дождливые дни они могли бы накинуть на себя распашной халат и туго завязать пояс с платком в цветочных вышивках. А белые носки им бы заменили пойтоба (онучи) — лентаобразная хлопчатобумажная ткань, которой обматывают ступню и голень.

Не по карману

Но есть одно но: адрас, атлас, шелк, кашемир и бархат, которые так часто использовались в традиционных мужских одеяниях, — самые дорогие ткани. Такую роскошь позволить себе сегодня, конечно же, может не каждый.

Метр панбархата, к примеру, на рынках Душанбе стоит 1000 сомони (около 111 долларов), а шифон и шелк — важные ткани мужского лука — от 300 до 1500 сомони (30 — 167 долларов).

© Sputnik / Валерий Шустов

Пошив национального костюма из этих тканей обойдется таджикским мужчинам не меньше стоимости самого материала. Ведь за такую капризную ткань, как, например, вельвет или бархат, возьмутся не все. Здесь при пошиве нужно учитывать не только направление ворса и разглаживание швов, но и акцентировать особое внимание на декатировании, отчего и стоимость чапанов из этих тканей может вырасти до космических цен.

Такая роскошь, естественно, будет не по карману простым жителям. В связи с чем профильные ведомства при составлении списка повседневных нарядов должны будут обратить внимание и на их стоимость.

Скорее всего, с учетом бюджета среднестатистического таджикистанца надо будет отказаться от использования недешевых тканей, и уж тем более от дорогостоящих декоративных вышивок. Последнее можно будет позволить себе лишь в дни празднований таджикских традиционных торжеств.

А на работу мужчины смогут одеваться проще: в одеждах из таких тканей, как алоча (яркая, разноцветная полосатая материя из шелка и хлопка), бекасаб (полосатая ткань, широко применявшаяся для пошива мужских и детских халатов, ватных одеял и прочего) или банорас (однотонная хлопчатобумажная ткань).

Эти материалы, кстати, несмотря на свою простоту и дешевизну, давно покорили сдержанный Запад. Среднеазиатские мотивы теперь уже можно встретить даже в коллекциях таких мировых домов мод Gucci и Dior. Так что таджикские мужчины с переходом на национальную одежду однозначно будут одеты по последнему писку моды.

Все это, конечно, только идеи, но если они претворятся в жизнь, через некоторое при слове "таджик" каждому будет представляться колоритный брюнет с длинным халатом в пол.

Со временем эскизы перестанут носить лишь рекомендательный характер и войдут в повседневную моду, а затем и в привычку, особенно, если над ними работали такие профильные ведомства, как Минкультуры, Комитет по делам женщин и семьи, а также Комитет по делам молодежи при правительстве РТ.

В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений. Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей.

Мужская и женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою - туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. Большинство таджиков - приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют.

Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец.

Отдельно следует сказать о тканях. Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани. К чисто национальным таджикским материям можно отнести алочу (переливчатая полосатая ткань разных цветов, состоит из хлопка и шёлка), бекасам (полушёлковая материя, в полоску или узорчатая) и парчу (шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями).

Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний - из более дорогой.

Национальная одежда таджиков-мужчин

В традиционный костюм мужчины-таджика входят: хлопчатобумажная рубаха - "курта", шаровары, халат и широкий поясной пояс. Рубаху шьют из одного куска ткани. Она широкая и не стесняет движений. Мужчины носят её навыпуск, подпоясывают длинной узкой тканью или специальным платком, сложенным по диагонали. Платок выполняет несколько функций: он и ремень, поддерживающий шаровары, и своего рода карман.

Интересно, что по поясу можно узнать о благосостоянии мужчины. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям "миёнбанд" или "бельбог". А состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса ("камарбанд"), вышитые золотой нитью.

Шаровары ("эзор" и "иштон") тоже шьются довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи мужчины надевают халат ("чапан") распашного свободного покроя, как правило, полосатый. Горные таджики предпочитают чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте.

Халат может быть ватным стёганым, если это зимний вариант одежды. Классические чапаны стали музейными экспонатами, на их место пришли современные аналоги – из бархата. Главное достоинство классического чапана в том, что зимой он удерживает тепло, а летом - прохладу. Издревле мужчинам дарят чапан на важные мероприятия - свадьбы, дни рождения и даже похороны. На свадьбе брат невесты не разрешит сестре войти в дом мужа, пока родственники жениха не подарит ему чапан.

И сегодня в 21-ом веке молодые таджики в первый день после свадьбы выходят к людям в чапанах, а не современных костюмах. Но в обычно жизни современные мужчины всё чаще сочетают традиционную одежду с европейской. Например, могут надеть шаровары с пиджаком или чапан и классические брюки.

Женская национальная одежда таджиков

Придерживающиеся традиций женщины-таджички носят длинные платья-рубахи (курты) и двухслойные шаровары свободного покроя. Рубахи с расширяющимися к низу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. В старину в такие рубахи вшивали ластовицы (вставки, клинья) другого цвета, это имело магическое значение и по приданию обеспечивало женщине плодовитость.

Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. А после замужества женщины начинали носить платья с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья женщины носили белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез был таким, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того.

Верхняя одежда женщин - стёганный халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или мунисак, немного отличающийся покроем (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Пожилые женщины, начиная с 19 века, носят мунисаки без тесьмы и подкладки, их просто подшивают узкой полоской ткани другого цвета.

Отдельно следует сказать про паранджу ("фаранджи"). Таджички носили их преимущественно в городах, где было много чужих. Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность. Сегодня это неотъемлемый атрибут наряда невесты. К тому же, считается, что паранджа защищает беременную женщину от тёмных сил. И, наконец, такой элемент костюма позволял женщине кормить ребёнка даже на людях.

Головные уборы таджиков

Мужской головной убор - тюбетейка. В холодную погоду мужчины надевают меховые шапки или же обматывают голову шерстяным платком. Также по-прежнему популярна чалма, которая надевается поверх тюбетейки или шапки "кулох".

Женщины традиционно покрывают голову убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и "лачака" - своего рода платка. Иногда эти элементы могут использоваться отдельно друг от друга.

Голову невесты и сейчас украшают вышитым платком, покрывающим лицо, шею и грудь.

В последнее время женщины стали носить тюбетейки (тоци), что раньше не было особенно принято.

Национальная таджикская обувь

Для горожан-таджиков - и мужчин, и женщин - привычной обувью являются мягкие сапожки "махси". Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.

Сельские жители имели более разнообразный выбор обуви. В частности, и мужчины, женщины, помимо лёгкой обуви, носили сапоги на высоком каблуке или деревянные башмаки на трёх ножках, так называемые "кафши чубин".

Национальные таджикские украшения

Таджики очень успешно сочетают традиционные украшения с современными. Женщины очень любят носить ожерелья, подвески, серьги и кольца.

Украшения можно увидеть не только на шее и ушах, но и на головном уборе. Это могут быть всевозможные подвески, брошки и бусы.

Традиционно национальные таджикские украшения - кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!

Носят ли украшения мужчины-таджики? В разные периоды истории мужчины-таджики в некоторых регионах носили бусы с подвесками наряду с женщинами. Раньше налобные повязки и серьги носили и мужчины, они указывали на принадлежность к определённой этнической группе и статус человека в обществе. Сегодня украшения носят только женщины.

Такова в общих чертах национальная одежда таджиков. В наше время она, безусловно, претерпела изменения, но традиционные тюбетейки, шаровары и рубахи самых разных цветов по-прежнему очень любимы таджиками, в том числе, молодёжью.

Правительство современного Таджикистана весьма своеобразно популяризирует традиционный таджикский костюм - представителей министерств регулярно призывают усилить контроль за ношением национальной о

Дежды среди сотрудников и не допускать пропаганду чуждой - европейской - одежды. В стране активно проводят специальные показы мод и конкурсы для модельеров. А ведущие государственных телеканалов выходят в эфир в стилизованной таджикской одежде.


Теги: Таджикистан, история

Журнал с фарфоровой куклой - Куклы в народных костюмах.

56 номер журнала - Таджикский свадебный костюм.

Тюбетейки

Лучше сберечь голову в шапке, чем чалму без головы.

Голову обязательно покрывали и взрослые таджики, и дети. Летом мужчины носили тюбетейки. Они различались кроем, тканью и орнаментом. Существовали четырехгранные тюбетейки с плоским донышком и с конусообразным верхом. На плоских ферганских, изготовленных в Худжанде (с 1936-го по 1991 год город Ленинабад, ранее Ходжент), по черному сатиновому верху вышивали изображения миндаля - бодом или стручкового перца - каламфур, нередко называвшегося также павлинье перо.

Тюбетейки ташкентского образца, сделанные из бархата зеленого цвета, встречались как без вышивки, так и украшенные красочным растительным орнаментом в виде букета цветов. Верх шахрисябзских тюбетеек был сплошь покрыт цветочным рисунком.

В обиходе таджиков имелось два вида шапочек. Аракчин - легкую на подкладке, сшитую из простых тканей (тика), надевали для предохранения нарядных тюбетеек от загрязнения. По краям околыш заканчивался зубчиками. Кулохом - мягкой шапочкой на вате с острым верхом конусообразной формы - заменяли тюбетейку под чалмой. Для изготовления последней, а также для поясного кушака - футы - материю ткали в виде длинных узких полос.

Чалма чаще всего встречалась в гардеробе жителей селений Зеравшана и Согдийской области.

Матчинцы большей частью летом обходились лишь тюбетейками. В прохладное время года они на манер ферганцев обвязывали голову поясным платком, вышитым по краям.

Таджикская обувь

На ноги таджики надевали мягкие сапоги - масси, чоруки. Их шили из кожи горного или домашнего козла (в Матче - из коровьей или бараньей), а покупали на базаре или заказывали местному сапожнику. Башмакиткафш - кожаные с широким закрытым носком и низкими задниками - носили в основном старики.

Сапоги надевали на портянки, сделанные из карбоса или шерстяной ткани. Носили и шерстяные чулки с невывязанной пяткой - джураб, особенно распространены они были в Матче. По верхнему краю их украшали геометрическим орнаментом - квадратами, ромбами, трапециями, зигзагами и прямыми параллельными линиями.

В обликах красавиц чудо красоты


Таджикский народный костюм, кукла и разворот журнала.

Комплект женской зимней и летней одежды состоял из рубахи - курта, штанов - изор, легкого халата - мунисак, платков - каре, шапочки - кулута, сапог - чорук. Женщины носили рубахи двух видов: кифтаки и пешкушо.

Девушки и молодые женщины надевали кифтаки. Для кормления ребенка в них делали отверстия по бокам.

Рубаху с треугольным вырезом - пешкушо - носили женщины старшего возраста, ее начинали надевать через 4-6 лет после замужества. Для кормления младенца на ней с обеих сторон распарывали швы между станом и боковым клином, края обшивали нитками или окантовывали различными тканями контрастных цветов. Края ее украшали оторочкой из бумажных или шерстяных ниток.

Тесьма с обеих сторон выреза соединялась в одну линию и спускалась до колен. Позднее его окантовывали лишь полоской какой-либо ткани.

Женские рубахи, как детские и мужские, были длинными и широкими. В прохладное время поверх них надевали лишь легкий халат мунисак (в Матче его делали с ватной простежкой). В Согде, Гиссаре и Матче его носили повседневно. За пределами гор, в Зеравшанской долине, в конце XIX века мунисак почти вышел из употребления, оставшись одеждой пожилых людей или траурной. Его надевали на похороны близкие родственницы покойных. Превращение мунисака в обрядовую одежду происходило и в других районах.

Штаны изор - непременный атрибут женского костюма - носили на бедрах, ниже талии, и шли длинными и широкими. Верхнюю их часть изготавливали из дешевого материала, например карбоса, а нижнюю - из дорогого, алчи или ситца. Внизу штанины сужались и спадали на ступню складками. Шнурки, которыми подвязывали женские штаны, делали из хлопчатобумажных ниток.

Женские шнурки были менее нарядные, чем мужские - шерстяные, плетеные, с рисунком и кистями на концах. Мне подарила свой платок, что лепестка нежней Головные уборы таджикских женщин - платки и шапочки с накосником - кулата, без накосника - кул ох, а также вышитые тюбетейки. Кулута шили на подкладке, зимние их варианты прокладывали слоем ваты. Верхний край шапочки слегка стягивали толстой ниткой, оставляя макушку открытой. Сзади к кулута пришивали накосник, сшитый снизу в трубочку.

В Матче шапочки кулута носили женщины и девочки, в Согдийской и Самаркандской областях, а также в Пенджикенте и верховьях Кашкадарьи - преимущественно пожилые таджички, в особенности достигшие 63 лет, возраста пророка Мухаммеда.

В прежние времена кулута носили под платком (молодые женщины повязывали голову одним, а пожилые двумя).

Украшения таджичек составляли сережки, кольца, браслеты, шейные повязки, ожерелья из бисера, а также подвески для кос и платков.