Застенчивость у детей — мой застенчивый малыш! Как помочь ребенку побороть стеснительность

10.05.2019

2 6 227 0

Стеснительность ребенка – это проблема более глубокая, чем думают многие родители. Зажатость, напряженность и подавленность – частые ее спутники. Такому ребенку тяжело общаться с детьми, а в будущем избегание общения может вылиться в неумение выстраивать взаимоотношения с людьми. Поэтому бороться с застенчивостью малыша нужно начинать сразу же, а для этого родителям потребуется особый тактичный подход.

Существует предостаточно причин, почему ребенок стеснительный.

Стеснительность может быть связана с особой восприимчивостью ребенка к критике, с его ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям.

Также отправным пунктом может стать единичная стрессовая ситуация или страх перед ней (например, боязнь выступить перед публикой), непризнание ребенка в коллективе.

Часто стеснительность вызывается неблагоприятным эмоциональным климатом в семье, который подавляет ребенка: чрезмерным контролем, постоянной критикой, запретом выражать свои эмоции. Родители также могут подливать масло в огонь, подчеркивая, что их чадо постоянно стесняется. Ища способы, как побороть стеснительность у ребенка, необходимо искоренить ее причины и помочь подрастающей личности раскрепоститься. Давайте рассмотрим пути, как это сделать.

Вам понадобятся:

Поговорите по душам

Любой ребенок мечтает откровенно разговаривать с родителями.

Когда папа или мама рассказывают случаи из своей жизни, как они прошли через те или иные трудности, вера ребенка в себя укрепляется.

Расскажите своему чаду, как вы смогли справиться с неловкостью и зажатостью (наверняка хоть раз в жизни у любого человека бывают подобные ситуации).

Ребенок должен чувствовать вашу поддержку – скажите, что вы понимаете его страх и неуверенность, нежелание куда-то идти и с кем-то общаться, что вы сами иногда ощущаете нечто подобное.

Своими разговорами вы также должны мотивировать малыша к общению. Покажите все преимущества общения. Например, скажите, что если ребенок переступит через свою робость и заговорит с детьми на площадке, то он сможет найти новых друзей.

Второе направление откровенного разговора – постараться разговорить самого ребенка.

Чаще поощряйте его рассказывать о его делах, делиться эмоциями.

Если ребенок будет раскрывать свой внутренний мир, рассказывать о своих чувствах дома, то это поможет ему раскрепоститься и за его пределами.

Не вешайте ярлыки

Забудьте о том, что ваш ребенок очень стеснительный и не напоминайте ему об этом – без этого побороть застенчивость, скорее всего, не удастся, какой бы комфортной ни была бы домашняя обстановка.

Не называйте свое чадо тихоней, застенчивым ребенком и попросите своих родственников и друзей не отзываться о нем подобным образом.

И вообще избегайте разговоров на эту «скользкую» тему – вы не обязаны отчитываться перед окружающими, почему ваш ребенок «боится людей» или не хочет с кем-то разговаривать. Этим вы закрепляете определенные установки в его поведении.

Используйте ролевые игры

Ролевые игры – отличное средство для тренировки недостающих качеств и умений. В работе с застенчивым ребенком они также уместны. Предложите малышу использовать его игрушки, которым якобы нужно помочь справиться с застенчивостью. Пусть ваше чадо почувствует себя уверенно и продемонстрирует эталон желаемого поведения зайке или мишке.

Больше фантазируйте и проигрывайте ситуации, которые могут напугать или смутить ребенка в реальной жизни.

С детьми постарше можно репетировать ответы у доски или выразительное чтение стиха.

Также ненавязчиво подсказывайте ребенку, какими фразами легче начинать и заканчивать беседу. Репетируйте диалоги до тех пор, пока ребенок не научится свободно ими пользоваться в разных ситуациях общения. Если ребенок испытывает чрезмерную стеснительность и неловкость, можно начать подобные упражнения с телефонных разговоров.

Поощряйте ребенка

Указывать на стеснительность, упрекать ребенка за нее – шаг в никуда. Это только усугубит проблему. Зато поощрение – просто волшебное средство в этой ситуации. Если ребенку удалось переступить через свою застенчивость – обязательно похвалите его, ведь даже малейший шаг стоит для него огромных усилий.

Чтобы усилить мотивацию, оговорите систему поощрений и наград, которые будет получать ребенок за каждую свою победу. Это может быть поход в кино, приготовление любимого блюда малыша и т.д.

Ставьте перед своим чадом доступные цели и мотивируйте его на их достижение, заранее назначая определенную награду к каждой из них.

Не торопите в общении

Особенности застенчивого ребенка таковы, что ему нужно время для привыкания к новым знакомым, к ситуации на детской площадке. Такие дети подолгу наблюдают со стороны, прежде чем включатся в общение. Если такого ребенка торопить и пытаться насильно сблизить с другими детьми, то это надолго оттолкнет его от коллективных игр и взаимодействия с окружающими.

Пусть малыш «прощупает» обстановку, присмотрится к каждому ребенку. Вполне возможно, что через несколько дней он легко пойдет на контакт.

Вы сразу заметите, что он к этому готов: он будет стараться находиться ближе к детям, пытаться играть в те же игры, что и они.

Общение с младшими

Он чувствует свое психологическое превосходство и может прекрасно раскрыться в совместных играх, взяв на себя главенствующую роль.

Если среди ваших знакомых есть маленькие дети, можете предложить своему ребенку-подростку понянчиться с ними, обучить их какой-либо интересной игре, тем самым дав почувствовать себя наставником. Как правило, стеснительные парни и девушки с удовольствием соглашаются на такие предложения, ведь они позволяют им раскрыться полностью, чего не происходит в компании сверстников.

Меньше требовательности и опеки

Чрезмерный контроль и опека – явно не лучшая тактика в воспитании детей.

Если вы задумались о том, как помочь стеснительному ребенку, предоставьте ему свободу действий, эмоций и мысли.

Зажатость, которая взращивается в ребенке дома, легко переходит на его жизнь вне родных стен. Еще с раннего детства давайте малышу возможность делать свой выбор, решать проблемные ситуации, отстаивать собственную точку зрения, чтобы его самооценка в любых обстоятельствах была стабильно высокой (но не завышенной!). Отсюда будут исходить и смелость, и готовность к преодолению преград, и уверенность в себе, и комфортность в любых жизненных условиях.

Другая педагогическая беда – обвал критики на ребенка и высокая требовательность. Это – верный путь к закомплексованности и самоуничижению.

Подчеркивайте успехи ребенка и закрывайте глаза на его неудачи.

К сожалению, многие родители делают все наоборот, считая, что их чадо будет стремиться к большему. Это – глубочайшее заблуждение. Маленький ребенок очень скоро выбьется из сил и не будет больше никуда стремиться, обреченно вздохнув и сделав выводы о своей ничтожности.

Контролируйте потенциальных друзей ребенка

Следите за тем, с кем ваш сын или дочь завязывает дружбу. Часто к стеснительным и робким детям «приклеиваются» абсолютно противоположные личности, подавляя их в психологическом смысле. Эта неравная дружба скорее напоминает рабство: застенчивый ребенок попадает в зависимость от таких ребят. Чтобы избежать таких ситуаций, родители должны контролировать друзей своих детей.

Консультация для родителей

«Как побороть застенчивость ребенка?»

Подготовила: воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Синдянкина Н.А.

Засте́нчивость (стесни́тельность , ро́бость ) - состояние психики и обусловленное им поведение , характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков.

Наверное, эту черту можно назвать, наиболее, распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Застенчивость может быть душевным недугом. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека. Быть застенчивым - значит бояться общения. Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании. Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Её возникновение может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком, - родителям, воспитателям, психологам. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в своём "недостатке", и это очень осложняет работу с ним, поскольку дошкольник непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера .

Как помочь ребенку побороть застенчивость?

Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна.

Одна из задач - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.

Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет - иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов.

Раскрепощению эмоциональной сферы. Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры - пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели - покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.

Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе.

Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.


Застенчивость у детей проявляется по-разному. Кто-то стесняется при первом знакомстве с другими детьми или взрослыми, некоторые – только со взрослыми, а третьи – боятся публичности. Но, если ребенок постоянно нерешителен и излишне скромен – это уже серьезное препятствие на его жизненном пути.

Застенчивость детей не всегда говорит, что у них заниженная самооценка. Скорее она даже завышена, но существует боязнь оказаться в нелепой ситуации, потому что им кажется, что все их оценивают. Общение дается им трудно, поэтому предпочитают оставаться в стороне.

Внутренние предпосылки. Э то тип темперамента, который, как известно, является динамическим процессом врожденного характера и остается устойчивым в течение всей жизни.

  • Самые застенчивые – меланхолики, относящиеся к категории слабого типа, долго переживают неудачи и склонны к отрицательным эмоциям.
  • Затем следуют флегматики – они трудно сходятся с новыми людьми, скупы на внешние впечатления.
  • Стеснительными практически не бывают сильные типы – сангвиники и холерики.

Внешние предпосылки. К ак правило, основываются на воспитании – строгом, со множественными запретами и постоянными замечаниями со стороны взрослых. В результате у ребенка вырабатываются комплексы: осознание своего несовершенства, снижается ощущение своей значимости, болезненная реакция к оценке других людей.

Как побороть застенчивость?

  1. Старайтесь не говорить при ребенке о его стеснительности с другими взрослыми. Иначе он сам привыкнет и утвердится в мысли, что он действительно такой и будет воспринимать себя таковым.
  2. Чаще разговаривайте с ним, как с равным: просите совета, внимательно слушайте, когда он что-то рассказывает или выражает свое мнение, показывает рисунок или поделку.
  3. Его чувства, эмоции и желания должны быть очень важны для вас – относитесь к ним бережно и с уважением. Так будет укрепляться его уважение к самому себе.
  4. Старайтесь, чтобы он проговаривал свои неудачи и обиды. Они не должны накапливаться в нем. Для застенчивого ребенка это вдвойне тяжело.
  5. С малых лет учите ребенка общаться с другими людьми. Находите для этого повод. Пусть, например, сам спросит цену на игрушку в магазине, если он хочет, чтобы вы ее купили.
  6. Конечно, такого ребенка надо больше хвалить, даже за маленькие победы, за проявленную активность. Не забывайте, что от него это потребовало немало усилий на пути борьбы со своей нерешительностью.
  7. Спокойно относитесь к его ошибкам и промахам – так он приобретает бесценный опыт, закаляет характер. Пусть негативный, но он не менее значим позитивного.

Застенчивость – не приговор. С возрастом она уменьшается, становится не такой сильной и мучительной, но не проходит полностью. Такие дети в будущем более стабильны в работе, дружбе, любви. Ребенок в процессе жизни учится преодолевать застенчивость сам, постепенно приобретая опыт, но во многом в этом главную роль играют родители.

Очень часто родители испытывают достаточно серьёзное беспокойство по поводу застенчивости своего ребёнка. Незнание детской психологии и, вместе с тем, острое желание помочь своему чаду могут привести к суетливым неправильным решениям, которые принесут не пользу, а только лишь непоправимый вред.

Детские психологи полагают, что застенчивость может быть не столько наследственным качеством характера, сколько приобретённым. Многие психоаналитики считают, что застенчивым малыш может стать в результате глубокой психологической травмы, которая была приобретена в неудачных моментах общения.

Однако не все дети, выглядя стыдливыми и застенчивыми, являются таковыми. В некоторых случаях за внешними проявлениями скрываются совершенно другие причины, позволяющие дать такую характеристику ребёнку. Например, малообщительный малыш не нуждается в помощи окружающих и при этом чувствует себя весьма комфортно. Стремление быть лидером в детской компании при недостатке лидерских качеств может также вызвать отказ от общения. Некоторые дети (особенно те, которые избалованы повышенным вниманием со стороны взрослых в семье) слишком капризны, заносчивы и требуют повышенного внимания к себе. Желая показать свою власть над другими, чадо демонстрирует своё своеволие: «Не хочу – и не общаюсь! А как только захочу – тогда посмотрите!». Ну и, конечно же, проблемы речи (например, заикание) и интеллекта (малыш не может поддержать беседу, испытывает трудности при знакомстве), недостаточное внимание родителей к всестороннему развитию ребёнка могут вызывать трудности в общении.

Как же проявляется застенчивость в обыденной жизни?

Давайте, приведём некоторые примеры. Многие родители хорошо знают случаи, когда их ребёнок, выучив урок дома и отвечая его без запинки в домашней обстановке, вдруг приносит из школы единицу. Оказывается, выйдя к доске, он только краснеет и некоторое время безуспешно пытается из себя что-то извлечь. Одноклассники начинают подшучивать или нарочито вызывающе подсказывать, что ещё больше смущает ученика у доски. В результате учитель не находит ничего другого, как поставить плохую оценку.

Застенчивый ребёнок, как правило, не может постоять за себя, а потому чаще других подвержен насмешкам, издевательствам и придиркам не только со стороны одноклассников, но и детей во дворе. Будучи более способным, чем его одноклассники в рисовании, музыке, литературе, компьютерной технике и многих других сферах, из-за своей скованности он уступает более активным сверстникам. И вот результат: ребёнок отказывается идти в школу, знакомство с новыми детьми вызывает в нём страх и желание убежать или спрятаться, его иммунитет ослабляется и организм начинает страдать от различных заболеваний. Постоянными спутниками застенчивости становятся чрезмерная мнительность, замкнутость, неуверенность в своих способностях, словах, мыслях, робость, тревожность. Весь этот негативные набор со временем сказывается на общем психическом состоянии и развитии ребёнка. Если вовремя не принять меры, то заболевания в виде энуреза или ночных страхов, а также различных психосоматических заболеваний не заставят себя долго ждать.

Нельзя сказать, что застенчивость свойственна больше девочкам. Около 25% мальчиков страдают этим неприятным недугом на разных этапах своего развития. Однако у мальчиков в большей степени, чем у девочек застенчивость может вуалироваться вызывающим поведением, грубостью, хулиганскими действиями. Желая получить компенсацию своей внутренней скованности и несмелости, ощущая в этом свою некоторую ущербность, такие дети часто тянутся к компаниям, где сила, ненормативная лексика и развязное поведение становятся главным орудием в общении не только со сверстниками, но и взрослыми. В результате, в пубертатный период подростку сложно сойтись с людьми, найти верных друзей, познакомиться с понравившейся девушкой.

Если Вы замечаете у своего ребёнка признаки застенчивости, необходимо проконсультироваться с опытными психологами или психотерапевтами, которые научат его более свободному взаимодействию с окружающими.

Каким же способом можно распознать застенчивого малыша? Признаки застенчивости

Не только психологические (постоянное и безосновательное чувство вины, тревожность, смущение при общении, зависимость от чужого мнения, страх, неуверенность в своих силах), но и внешние признаки помогут вам в этом. К последним относятся: покраснение кожи на лице, потливость конечностей, учащённый пульс, нежелание смотреть в глаза, тихая речь, скованные движения, дрожь.

Неприятности, которые получает ребёнок от своей застенчивости трансформируются в неудачи и комплексы во взрослой жизни. Во что же может вылиться эта , если вовремя не принять меры и не обратиться к специалистам?

Последствия пассивности родителей в помощи ребёнку весьма плачевны. Можно выделить несколько основных:

  • контакты с людьми весьма ограничены;
  • общение с любым человеком кажется роскошью. В этом таится опасность получить стойкую психологическую зависимость и приверженность к общению только с одним человеком, назойливость и отверженность, нежелание переключиться на общение с другими;
  • неуверенность в своём мнении и неумение его выразить, что позволяет такому человеку принимать чуждое ему мнение;
  • самобичевание и постоянное чувство вины. Причиной любых неприятностей застенчивый человек назначает себя и свои действия, что заставляет его заниматься самокопанием и самоедством. В результате этого, вместо того, чтобы совершать поступки и необходимые действия, личность мучается и переживает;
  • отрицательные эмоции постоянно накапливаются, не имея полноценного выхода, и затем трансформируются в физические заболевания;
  • застенчивый человек не умеет должным образом преподнести себя, свои способности и умения, показать свою значимость. Либо делает это весьма абсурдными и неконструктивными методами. Вследствие чего он не сумеет реализоваться в жизни, добиться успеха и раскрыть свои таланты.

Таким образом, психологическая проблема ребёнка перерастает в проблему социальную. Сначала ребёнок испытывает страх при общении с незнакомыми людьми, боится не только учителей и директора, но даже одноклассников. Позже, став взрослым, усугубив свою застенчивость и не получив в нужное время помощи родителей и специалистов, он будет бояться начальства, представителей противоположного пола, не сможет стать благополучным в личной, семейной и профессиональной жизни. И вполне может статься так, что останется обречённым на одиночество.

Что нужно изменить в своём восприятии, чтобы это помогло малышу в преодолении застенчивости?

Народная мудрость разных стран имеет достаточно пословиц и выражений на тему отношения к себе. Японская пословица гласит: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут». Американский психолог Луиза Хей уверяет, что ребёнок будет относиться к себе точно так же, как к нему относятся его родители. Он начинает себя критиковать, сравнивать с другими, приписывать себе вину точно так же, как это делают родители по отношению к нему. Фактически, можно сказать, что сценарий жизни ребёнку пишут его родители с самого раннего возраста.

А вот и приоритеты, какие должны учитывать родители в написании жизненного сценария для своего ребёнка:

1. Развивать позитивное восприятие себя.

Ребёнок должен приниматься родителями таким, какой он есть, со всеми его позитивными и негативными качествами. Не нужно открыто критиковать и тем более сравнивать своего ребёнка с другими. Малыш должен знать, что он – индивидуальность, личность, и такого как он не существует больше на всём белом свете! А чтобы ребёнок имел чувство безопасности в общении с вами, запаситесь таким качеством, как эмпатия. То есть способностью к заинтересованному сочувствию в общении с ребёнком, сопереживанию и пониманию его проблем.

2. Формировать адекватную самооценку.

Известно, что отрицательное отношение к себе, неуважение, а порой и ненависть могут породить даже потерю смысла жизни. Наверное, во всём мире не найти родителя, который бы желал такого своему малышу.

Процесс формирования позитивной самооценки начинается с похвалы, но только за реальные достижения. Поэтому перед малышом нужно ставить такие цели, которые он способен реализовать успешно. Другими словами, нужно чаще создавать ситуации успеха и хвалить за самостоятельные решения. А вот критиковать нужно не самого ребёнка, а его поведение и действия. Например, вместо того, чтобы нервно воскликнуть: «Какой плохой мальчик!», необходимо изменить направление критики, сказав спокойно и строго: «Ты совершил очень некрасивый поступок! Попробуй это исправить».

Заинтересованные развитием адекватной самооценки у своего ребёнка родители никогда не позволят насмехаться над своим ребёнком, будут стараться устранить любые видимые недостатки (кривые зубы, проблемы кожи), которые могут вызвать чувство неполноценности.

3. Найти в личности ребёнка сильные стороны и помочь ему пользоваться своими достоинствами.

Чувство собственного достоинства позволяет найти возможность переключиться с недостатков на позитивные качества личности и научиться использовать это в конструктивном общении с людьми. Зная это, ребёнок никогда не позволит себе впасть в депрессию, потому как, признавая свои негативные качества он будет компенсировать это знанием о своих достоинствах.

Одна из главных целей родителей – воспитать независимую личность, а не вечного «удобного» ребёнка, поэтому нужно разрешать детям выражать своё несогласие с вами, отстаивать своё мнение. И кроме того, необходимо позволять иметь право на ошибку и учить её исправлять. То есть нести ответственность за свои поступки.

Не стоит контролировать каждое действие вашего малыша, ведь это может привести к неумению принимать решения, совершать выбор или самостоятельно налаживать отношения. Забудьте о том, что иногда хочется пристыдить сына или дочь (особенно в присутствии чужих людей), а также не будьте слишком озабочены реакцией окружающих на поведение своего малыша.

Ну и конечно же, самой лучше профилактикой застенчивости является пример родителей в активном общении с другими людьми. В семье должно быть достаточно много контактов со взрослыми и детьми, включающими общие праздники, спорт, совместные путешествия, походы на аттракционы, в кафе и другие мероприятия. Всё это покажет вашему ребёнку прежде всего ваше умение и удовольствие от приятного общения с людьми.

Любящие родители всегда будут стараться сделать всё возможное, чтобы их ребёнок избавился от болезненной застенчивости и таким способом откроют для него дорогу в успешное и счастливое будущее!

Чаще всего, стеснительность является наследственным признаком, однако, если она не влияет на качество жизни малыша, не нужно считать это проблемой. По мере накопления опыта общения, застенчивость может постепенно исчезнуть, однако, родителям нужно помочь малышу и научить ребенка не стесняться.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы". Скачайте его и и узнайте как помочь малышу избавиться от психологических проблем.

Как побороть стеснительность и неуверенность у ребенка

  • Никогда не стыдите ребенка за стеснительность. Если малыш в присутствии чужих людей или детей прячется за вашу спину, не упрекайте его в этом и тем более, не оправдывайтесь перед другими. Такое поведение малыша норма. Не оставляйте ребенка наедине с чужими. Ваша задача – помочь ему преодолеть свою робость и научиться находить общий язык с посторонними. Малышу очень важно понять, что он не один и у него нет причин для тревоги. Привлекайте его к разговорам, обращайтесь к нему и спрашивайте мнение. Будьте рядом с ребенком, просто держите за руку, чтобы он смог преодолеть свою робость и наладил контакт с другими людьми.
  • Если ребенок стесняется общаться со сверстниками на детской площадке, не толкайте его на контакт и не оставлять одного. Просто возьмите за руку, подведите к другим детям и начните с ними разговаривать. Более смелые малыши поддержат разговор и смогут вовлечь и вашего ребенка. Постепенно кроха привыкнет к общению и найдет себе друзей.
  • Подготовьте ребенка к общению. Можете даже устроить репетицию, если вам предстоит отправиться в гости, на новую площадку или в детский сад. В игровой форме, проработайте ситуации, которые могут возникнуть, обсудите их с ребенком. Проговорите возможные варианты разных ситуаций, обсудите его действия, подготовьте к новым событиям, чтобы кроха меньше опасался будущего.
  • Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Не заостряйте внимание на неудачах. Их надо проговаривать, обсуждать, искать способ решить проблему. Не сравнивайте кроху с другими детьми, говоря, что кто-то лучше него справляется с задачей. Укрепляйте у малыша веру в свои силы.
  • Стеснительность, как правило, является наследственной. Если вы испытывали подобные проблемы, расскажите об этом малышу. Поделитесь с ним своим опытом преодоления похожих трудностей. Ваши рассказы помогут ребенку стать увереннее и снизят уровень тревожности. Расскажите, что испытывать стеснение –нормальное состояние и каждый человек хотя бы один раз испытал это чувство.
  • Чаще приглашайте к себе других людей, своих друзей и приятелей с детьми. Устраивайте детские праздники и . Так малыш получит массу позитива и сможет преодолеть неуверенность и стеснительность. Внесите разнообразие в свою жизнь. Посещайте больше общественных мест, детских площадок, театров. Запишите ребенка в какую-нибудь секцию или на танцы.
  • Если ребенок стесняется здороваться, не ругайте его за это. Лучше своим примером покажите, что в этом нет ничего особенного и страшного. Чаще здоровайтесь с соседями, продавцами в магазине и в других общественных местах при ребенке. Так вы не только поможете избавиться ему от стеснительности, но и научите элементарной вежливости.

Стеснительности больше подвержены интроверты. Зачастую такие дети очень талантливы, они легко могут освоить компьютер, имеют способности к рисованию, сочинению стихов или рассказов. Однако, застенчивость часто мешает им раскрыть себя полностью. Ваша задача – перед общением, а также в полной мере раскрыть свои способности.

А вы сталкивались с признаками стеснительности у своего ребенка? Как вы помогаете ему побороть лишнюю застенчивость?

Скачайте чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы"

​"Вот Ванечка – отличник, а ты никогда так не сможешь…"​, "Отойди и не пытайся даже, я сама все сделаю как надо...." "Как ты себя ведешь? Придем домой – выпорю…" Главная причина комплексов у детей - это их родители. Скачайте чек-лист и узнайте как помочь малышу избавиться от навязанных комплексов