Запреты и традиции в день аграфены купальницы. Аграфена купальница. Обряды и традиции праздника

20.05.2019

Начинается череда праздников летнего солнцестояния. Обычай праздновать День Аграфены (Агриппины) Купальницы (6 июля), смыкающийся в один праздник с Днем Ивана Купала, пришел к нам из далека. Но особым значением обладала ночь между ними - знаменитая ночь на Ивана Купала.

День Аграфены имел народное название «Купальница»: впервые после зимы «официально» дозволялось купаться в реках и озерах, хотя, стоит отметить, что русские люди (особенно молодежь) частенько начинали это делать еще с Троицы.

Как бы там ни было, россияне считали, что именно в день Аграфены Купальницы солнце придает воде живительную силу, Господь Бог опускает в нее тепло, а Иоанн Креститель избавляет от любой нечисти, которая могла бы там завестись.

Грехом считалось этим не воспользоваться, потому с самого раннего утра крестьяне мылись в банях, умывались в родниках, поливали друг друга водой из колодцев и, обнаженными, целый день до позднего вечера плескались в реках и озера, уповая, что вода смоет все плохое и нечистое.

После утренней бани семьей обязательно садились завтракать ячменной кашей. Варилась и так называемая обетная каша, на которую складывались все поселяне.

Эта каша и другие постные блюда выставлялась посреди деревни для нищих.

День Аграфены имеет еще одно имя - Аграфена «лютые коренья». До этого дня сбор трав, кореньев и цветов для целительства находился под негласным запретом, так как думали, что во всей этой живой среде обитают души предков, которые возвратились на землю в период христианских праздников (Семик, Троица, Духов День).

Ко дню же Аграфены считалось, что души улетают обратно, а значит, можно приступать к сбору трав, не боясь потревожить покой предков. При этом верили, что именно в день (вечер) Аграфены и в ночь на Ивана Купалу целебные и магические растения приобретают особую волшебную, чудодейственную силу.

Есть версия, что название дня Аграфены - «Купальница», имеет иное происхождение, и с купанием оно не связано. А все дело в маленьком скромном цветке лютике, который в те времена назывался купальницею и которому знахари приписывали большие целительные свойства. Цветок собирали именно в день Аграфены рано утром, еше до ухода росы.

В этот же день начинали заготавливать и душистые веники для бань, чем обычно занималось исключительно женское население.

Заготавливались веники на весь грядущий год. Считалось, что связанные в день Аграфены (или Ивана Купалы) веники обладают мощной лечебной силой.

Для веников ломали ветви не только традиционных берез, но и других лиственных деревьев, таких, как черемуха, липа, дуб, смородина, калина, рябина, ольха или ива: по одной ветке с каждого дерева на веник. Нередко в него вплетали и луговые цветы.

Такими вениками не только парились, но и гадали по ним о своем будущем. Гадали следующим образом: бросали веник на крышу бани или просто перебрасывали через голову. Если упавший веник верхушкой указывал в сторону кладбища, ожидали скорой смерти.

Если же вершина была повернута в любую другую сторону, то это считалось верным знаком хорошего здоровья и долгой жизни.

Парились и сбором из целебных трав: в состав целительного травяного веника обязательно входили папоротник, иван-да-марья, ромашка, полынь, пахучая мята, а также трава Богородицкая. Считалось, что такие веники изгоняют болезни и даже помогают помолодеть.

Травами и цветами в этот день устилали полы в банях. А в иных российских губерниях натапливали банную печь крапивой, ведь именно на Аграфену наступало время этой «лютой», но целебной травы.

Были и о другие заботы. Хозяйки отваривали все яйца, которые находились в доме, для того «чтобы куры лучше неслись».

На Аграфену начинали посев репы: «Сей репу на Аграфену, хороша репа будет».

Подмечали крестьяне, как начинается колошение ячменя, так вместе с тем замолкает соловей: «На Аграфену потерял соловейко голос через яшный (ячменный) колос» - было народное мнение относительно этого явления.

Такое название праздник получил в честь великой святой мученицы Агриппины, начинается это событие в канун праздника Ивана Купалы. В этот день людям разрешалось купаться, считалось, что Бог прогревает для них воду. С этого же дня начинался и сбор лечебных трав, которые использовались в различных снадобьях и примочках. Заготовка банных веников также начиналась после этого дня, их заготавливали и сушили.

Великая мученица умерла, когда ангел пришел за ней. Девушка с раннего возраста воспитывалась в христианской семье, где верили в Бога и молились. Но позже когда она выросла, ее заставили отречься от Бога, но она призналась в своей вере. За это ее подвергли странным мучениям, тело было буквально растерзано на кусочки, она мучилась, но не отрекалась. Палачи разрубили тело на куски и похоронили в Риме, уже много позже ее останки перенесли в Минео, поэтому ее считают сицилийской. Она по сей день остается главной покровительницей этого места, где ее помнят и чтут. В православных храмах ее почитают 6 июля, где проводится богослужения и песнопения.

Традиции праздника

Считается, что в этот праздник вся природа разговаривает между собой, и если прислушаться, то можно услышать ее шепот. Практически каждый лепесток травы и цветка мог сказать что-то очень важное, но услышать и понять их удавалось не каждому. Еще нужно было сберечься от нечистой силы, для этого в сарай, где держали скот, втыкали осиновые веточки, а у основного дома на окна клали жгучую крапиву.
Молодые девушки в эту ночь искали чудную траву, которая обладала огромной силой и могла исцелить любое заболевание. Но чаще всего все заканчивалось весельем, и они просто вытаптывали все травы.

В эту ночь также по селам проходили гадания, что-то вроде Рождественских. Девушки гадали на жениха, а более взрослые на удачу в семье. Гадания имели некий смысл и проводили их в полной тишине. Чаще всего они сбывались и поэтому каждый год девушки снова приступали к таким гаданиям.
На следующий день наступал праздник Иван Купала и его справляли уже по-другому. Также широко, но приметы менялись и уже травы не разговаривали. Вся природа, как будто просыпалась, и наступал совсем другой период праздника.

Также вытапливалась баня, в которой следовало помыться и смыть с себя весь грех. При этом использовали различные травки, которые приносили исцеление, не только телу, но и душе. Обязательно с вечера готовили кашу, которую поутру раздавали нищим, всех нужно было накормить и напоить.
В каждом районе и области люди придумывали свои обряды, связанные с этим праздником. Он считается больше языческим, чем православным и многие его традиции очень похожи на языческий праздник. Хотя не было злых обрядов, в которых совершались жертвоприношения и другие дела.

Как празднуют Аграфену Купальницу

Обязательно в этот праздник искупаться в бане или речке. Праздник чем-то похож на Ивана Купала, но у него есть и свои особенности. Так как начинался сезон открытия купания, все шли к реке, чтобы его начать. Вода имела целебную силу, и после купания человек становился чище и душой и телом.
Многие традиции празднования связаны с водой и травой. Заготовка трав на зиму начиналась в этот день, люди шли гурьбой в лес и срывали нужные травы. Веники, сорванные на этот праздник, обладали целебной силой.

Купались не только в чистой воде, но и грязной при этом можно было не снимать одежду. После того как одежда маралась все шли на общее купание, такой обряд имеет некий интимный подтекст. Но в те времена никто и не думал об этом.
Вечером девушки наряжались в красивую одежду и начинали ходить по дворам, где им дарили украшения и сувениры. Щедрые и богатые хозяева хорошо их одаривали. Всевозможные серьги и броши, кольца и бусы. Все это приходилось для них подарком.
Умываться нужно было вечерней росой, она считалась целебной и сохраняющей долгую молодость. Росу собирали, чтобы надолго сохранить. Все что имело отношение к природе, имело особую силу и могло излечивать от всех заболеваний.

Где и как отмечают этот праздник.

Сегодня многие не знают православные праздники и отдают предпочтение всему новому и современному. В больших городах этот праздник отмечается только в церквях. В маленьких селах еще признают традиции старины и отмечают это событие, но уже не с тем размахом что раньше.
Мы сильно отдалились от наших традиций и многие просто потеряны для нашего народа, но есть и те, кто глубоко уважает культуру и историю русского народа. Каждый праздник мы выходим в рестораны или кафе, для того чтобы отметить с друзьями событие за рюмкой вина, уже невозможно представить себе простое веселье с песнями и плясками без вина и водки, происходящее на свежем воздухе.

Верующие люди в этот день пойдут в церковь, чтобы поставить свечу за упокой великой мученицы, раздадут милостыню просящим и вернутся домой. Остальные может даже не заметят за суетой дня этого праздника и ни когда не узнают, что была такая мученица, которая отдала свою жизнь за веру в Бога.

В современном мире мы многое забываем, перестаем порой почитать наши традиции, а ведь именно от них начинается наша жизнь, многие до сих пор связаны с рождением ребенка. Если выкупать его в эту ночь в росе, то ему не будут страшны ни какие невзгоды. Но где же взять росу в городе, она вся покрыта пылью и выхлопными газами. Невозможно при нашем ритме жизни успевать за великими праздниками, но иногда стоит хоть на минуту задержаться и зайти в церковь поставить свечу за всех нас.


339

15.06.11

Приехала Купаленка на семидесяти тележках. Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей.

Аграфена Купальница (Купальщица) - день памяти святой мученицы Агриппины, отмечавшийся 23 июня/6 июля, канун дня Ивана Купалы. Согласно легенде, римлянка Агриппина, жившая в 3 в. н.э., стала почитаема в народе как истинная христианка, принявшая мученическую смерть за свою веру. К ее мощам собиралось большое количество верующих, а больные, приходившие к ее гробу поклониться, чудесным образом выздоравливали.

В большинстве случаев день Аграфены Купальницы осмыслялся как подготовка к Купальскому празднику, или как его начальный этап. Ритуальным "начином" праздника служил сбор всех женщин поселения.

На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: "Сегодня - Купальна, завтра - Иван!" и запевала. К ней подходили другие женщины, обычно девушки и молодки, реже - подростки и старухи. Объединившись в группу, они выходили за деревню, где иногда встречались с жительницами соседних сел и деревень, и вместе с ними шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы. Хождение сопровождалось пением "иванских" или "купальских" песен, исполнявшихся только во время купальского цикла праздников (Иван Купала):

"Ездил Иван по вулице,
Сбирал девок на гулянья,
Молодушек на Купальню.
Пока млада собиралась,
Пока у свекрови допрошуся,
Покуль свекру доложуся,
С милым ладом сговорюся,
Пока млада собиралась,
Все гулянья миновала.
Все цветочки посорвали,
Всю купальню притоптали".

Не выйти на улицу вечером в день Аграфены Купальницы считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Односельчанки могли публично осмеять оставшихся дома - им пели корильные песни:

"Иван ходит по вулице,
Собирайтесь девки, бабы,
Собирайтесь на Купальну
Да кто пойдет - красавица,
Кто не пойдет - пень-колода
На дуб лезет, сучья ломит,
С дуба лезет, кору дерет,
Домик строит, крышу кроет".

В разных губерниях были свои обычаи. Так, в Вологодской губернии обход домов происходил следующим образом. В день Аграфены Купальницы все девушки поселения, одетые в лучшие наряды, выходили на улицу. Они обходили все дома и просили в каждом: "Умойте". Хозяева должны были подарить им что-нибудь из девичьих украшений - серьги, бусы, ленты и т.п.

В Сибири день Аграфены Купальницы особо почитался больными женщинами, они, по свидетельству очевидцев, "обещаются не робить в этот день"

Как первый день праздничного купальского цикла, знаменовавшего наступление нового периода, день Аграфены Купальницы открывал сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса, с этого дня начинали вязать банные веники и метлы.

На Аграфену обязательно мылись и парились в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы, дома украшали этими же цветами и травами: букетами богородицкой травы, папоротника, Ивана-да-Марьи, ромашки, лютика, полыни и пахучей мяты. Считалось, что этот день принесет не только телесную чистоту, но и крепкое здоровье. Больных стариков и хворых вносили в баню на крапиве и парили. Матери носили детей умываться к родникам и бросали в источники медные деньги. В день Аграфены Купальницы мужики и бабы в глухую полночь снимали с себя рубахи и до утренней зари рыли коренья или искали в заветных гестах клады. Было поверье, что под корнем цветущего папоротника, зарыт клад. А знахари, ложась спать, читали самодельные молитвы, как на Ивана Купалу.

На праздник делалась обетная каша, складчиной, для нищих. В Вологодской губернии в день святой Аграфены для нищей братии среди деревни ставили столы с постными яствами (основным блюдом была каша из ячменя со сливочным маслом). Нищих собиралось иногда человек до 300, и все они ели за счёт деревни.

С этого же дня снимался запрет на сбор цветов и трав с магическими и лечебными целями. Это было связано с тем, что до Аграфены Купальницы, по поверью, на растениях обитали души предков, которые находились на земле в периоде между Пасхой и Троицей. В этот же день начинали ломать банные веники. Для этого использовали не только ветки березы или дуба, но и других лиственных деревьев: ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины. Считалось, что веники, связанные в этот или в Иванов день, обладают повышенной целительной силой.
В народе говорили так: «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады». Собирали крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые потом сжигали, чтобы избавиться от несчастий и бед.

С Аграфеной-Купальницей связаны народные приметы.

Мало кто знает, но большое количество восточнославянских праздников представляют собой некий симбиоз христианских и языческих праздников. Именно поэтому многие славянские праздники практически не имеют аналогов в мире. Дело в том, что огромное количество праздников появилось на Руси еще задолго до прихода на наши земли христианской веры.

Когда Христианская Церковь начала распространять свое влияние на территории Руси, она попыталась бороться со всеми языческими праздниками, которые тогда существовали. Стоит отметить, что ей действительно удалось избавиться от многих языческих традиций и обычаев. Но, несмотря на все запреты церкви, люди продолжали отмечать немалое количество особенно полюбившихся в народе праздников. Представители церкви поняли, что не смогут бороться с этими праздники, поэтому они решили подстроиться под них. Именно поэтому многие восточнославянские праздники являются смесью христианства и язычества. И как бы церковь не пыталась избавиться от языческих корней тех или иных славянских праздников, им не удается сделать это и по сей день.

Одним из наиболее популярных восточнославянских праздников является Аграфена Купальница. От этого праздника христианской церкви также не удалось избавиться. Именно поэтому этот народный праздник был объединен с днем памяти о святой Агриппине.

Агриппина причислена Христианской Церковью к лику святых мучениц. Дело в том, что она с раннего детства воспитывалась в христианстве. Агриппина добровольно призналась в своей вере, за что была подвергнута страшным мученьям. Ее избили палками и закидали камнями так сильно, что переломали все кости. После этого ее раздели и заковали в кандалы. Однако девушка не умерла от этого, так как явился ангел и придал ей смерти. После этого ее мучения прекратились. Впоследствии она была приговорена к смерти. Согласно приданию ее разрубили и захоронили в Риме. Произошло это в середине третьего века. Спустя несколько веков ее мощи перенесли Минео. Именно поэтому принято считать, что она является покровительницей этого сицилийского городка.

День памяти этой святой мученицы проходит в православных церквях 6 июля. В этот же день славяне отмечают и праздник Аграфены Купальницы, который являет собой некую подготовку к купальской ночи.

История праздника

Особенность большинства восточнославянских праздников заключается в том, что крайне сложно определить, когда именно они появились. Это же касается и народного праздника Аграфены Купальницы. Точная дата появления традиции отмечать этот праздник неизвестна. Доподлинно известно лишь то, что свою историю Аграфена Купальница начала еще задолго до прихода христианства на Русь. То есть, этому празднику больше тысячи лет, ведь он появился до 988 года.

Несмотря на то, что этот праздник появился еще задолго до христианства, Церковь решила объединить его с днем памяти святой Агриппины. При этом христианская церковь не привнесла в этот праздник ни одной из собственных традиций и обычаев. Именно поэтому Аграфена Купальница и по сей день отмечается так, как это делали восточные славяне тысячу лет назад.

Стоит отметить, что сейчас этот праздник не так распространен, как былые времена. Дело в том, что в условиях города его не так просто праздновать. Хотя в некоторых деревнях люди по-прежнему соблюдают восточнославянские традиции и отмечают этот праздник так, как это делали раньше.

Как отмечать и праздновать праздник Аграфены Купальницы

Так как этот день является некой подготовкой к купальской ночи, то совсем неудивительно, что практически все обычаи, которые принято соблюдать в этот день, связаны с мытьем в бане, купанием в водоемах, сбор трав и цветов, гаданием, плетением венков и народными гуляньями. То есть, праздник этот очень похож на Ивана Купала.

В некоторых населенных пунктах существовала традиция, согласно которой купаться в реках, озерах и других водоемах начинали только на Аграфену Купальницу. Более того, в этот день проходили общие купания, в которых принимали участие не только взрослые, но и дети. Стоит отметить, что особой популярностью такие купания пользовались именно среди детей, так как это действительно веселое занятие.

Практически все обычаи, которые принято соблюдать на Аграфену Купальницу, связаны с водой или травой. Одним из наиболее популярных обрядов было обливание каждого встреченного человека на улице. Что примечательно, людей обливали не только чистой, но и грязной водой. Согласно найденным летописям, в некоторых местах молодые парни надевали на себя самую грязную одежду и шли к водоему. Там они набирали в ведра наиболее мутную и грязную воду. С этой водой они ходили по деревне и обливали всех подряд. Исключение они делали лишь для маленьких детей и стариков. При этом больше всего доставалось девушкам. Можно смело предположить, что таким образом парни флиртовали с молодыми красавицами. Иногда доходило до того, что парни врывались с ведрами в дома, в которых жили молодые девушки, дабы облить их там. Заканчивались подобные обряды тем, что перепачканная молодежь шла на водоемы для совместного купания.

Как отмечают некоторые историки, несмотря на весь интимные подтекст подобных обрядов, в водоемах парни и девушки купались в одежде. Однако они предпочитали скрываться от взрослых, дабы те их не увидели. То есть, подобные традиции, которые принято было соблюдать на Аграфену Купальницу, имеют под собой некий интимный подтекст.

Что касается девушек, то в этот день они в обязательном плане гадали на своих суженых. Делали это они с помощью подорожников и других трав. Кроме того, в некоторых деревнях девушки собирались в ночь на Аграфену Купальницу, дабы побеседовать. Во время этой беседы они толкли в ступке ячмень. Продолжалось подобное занятие всю ночь. Наутро из толченого ячменя варили кашу и угощали ею нищих

В этот же день девушки надевали свои наиболее красивые наряды и ходили по домам. Во время таких похождений дамы просили у хозяев всевозможные девичьи украшения. Щедрые хозяева давали им серьги, кольца, ленты, бусы, ожерелья и прочие украшения.

Восточные славяне считали, что если на Аграфену Купальницу умыться вечерней росой, то весь год болезни будут обходить стороной. Поэтому многие на Руси собирали в этот день вечернюю росу и умывались ею. Кроме того, они также собирали всевозможные травы, делали из них веники и вешали в своих домах. Славяне полагали, что в этот день травы заряжены особой силой.

Помимо того, что в этот день делали веники и венки для украшения дома, на Аграфену Купальницу славяне также заготавливали веники, чтобы применять их в бане. Более того, они старались заготовить этих веников столько, чтобы их количества было достаточно на целый год. Делали их в основном из березовых веток. Но иногда также использовали ветки и других лиственных растений. Что примечательно, ветки для веников собирали исключительно лишь девушки и женщины.

С одним из сделанных в этот день веников люди парились в этот же день. Другие веники использовали для того, чтобы окропить с их помощью дом, скот и огород.

Ну а главной традицией, которую соблюдали на Аграфену Купальницу, являлось мытье в бане. Этим занимались практически все.

В народном календаре праздников на 6 июля выпадает день Аграфены Купальницы. Согласно поверьям, именно с этого дня открывается купальный сезон. Кроме того, в праздничный день проводится множество интересных обрядов.

Народные праздники существуют испокон веков, обрастая традициями, поверьями и приметами. Множество июльских праздников связано с водой, и день Аграфены не стал исключением. Этот праздник по праву считается «сестрой» Ивана Купалы , ведь он открывает двери в долгожданный купальный сезон. Эксперты сайта сайт расскажут вам о традициях, обычаях и приметах этого дня.

История праздника

Название праздника связано с открытием сезона купания в открытых водоемах. Именно с этого дня на Руси начинали активно ходить на реки и озера, чтобы искупаться и остудиться после работ под палящим солнцем.

Ночь на Ивана Купалу считается самой волшебной и сильной по энергетике, и открывает ее красавица Аграфена, которая, согласно легенде, едет навестить своего брата на телеге со скошенной травой. Именно поэтому ночь связана с любовной магией, счастьем и искренними чувствами.

На Руси день Аграфены Купальницы считался праздником Солнца, начинающегося покоса травы и вступления лета в свои законные права. С языческих времен осталась традиция разжигать костры, славя теплое солнце, и проводить обряды на благополучие.

В христианской традиции в этот день почитают святую Агриппину, которая проживала в Древнем Риме приблизительно в третьем веке. С раннего детства девочка узнала о Спасителе и решила посвятить свою жизнь вере. Ее служение Господу было замечено язычниками, которые жестоко пытали юную девушку, пытаясь заставить ее отречься от своей веры. Агриппина приняла мученическую смерть. Святой молятся для укрепления в вере и противостояния любому негативу. Паломники посещают место захоронения святой и возносят ей молитвы, чтобы исцелиться от всевозможных недугов, найти утешение и попросить совета.

Традиции дня Аграфены Купальницы

6 июля наступает знаменитая ночь Ивана Купалы, которая в народном сознании долго оставалась под названием Аграфены Купальницы. Два больших праздника слились воедино, поэтому соединились и их традиции.

Традиционно в этот день начинают заготовку веников для бани. Их используют не только для того, чтобы хорошенько помыться, но и с лечебными целями.

В день Аграфены Купальницы обязательно собирают целебные травы и коренья, которые наливаются невероятной по силе энергетикой. Часть из них заваривают в чай, используют в качестве отваров для пара в банях, присоединяют к свежим веникам. Остальное сырье бережно обрабатывают и заготавливают для использования в холодный период.

Целители в день Аграфены заговаривают свои отвары, составляют лечебные снадобья и чаи, помогая людям исцелиться от недугов и набраться сил.

Самой главной традицией остается массовое купание в водоемах. Считается, что вода смывает весь негатив и наделяет людей удачей на весь год. В том случае, если у вас нет возможности отправиться к открытому водоему, вы можете принять ванну с добавлением целебных трав и отваров.

Наши предки обязательно готовили обетную кашу, которой угощали путников, нищих и юродивых. Блюдо готовили всей деревней «в складчину»: приносили со всех дворов крупы и иные продукты. В деревнях готовили множество постных блюд, которые выставляли на столах под открытым воздухом, чтобы каждый желающий мог подкрепиться.

6 июля было принято класть на пороги домов пучки крапивы, которая отгоняла разбушевавшуюся нечисть, а также защищала домочадцев от любого зла. Нередко у ворот можно было встретить молодые осины, срубленные для защиты от сглаза и порчи. Устилали и пол в избах, используя свежескошенную траву с добавлением веточек мяты, полыни, ромашки.

В банях парились новыми вениками, составленными из множества целебных трав и веток деревьев.

Рога крупной скотины украшали венками из полевых цветов. По поверьям, такие украшения увеличивали удойность, избавляли от заболеваний и защищали диких зверей, сулили хороший приплод к следующему сезону.

Детей и животных защищали от нечистой силы , используя ветки чертополоха и шиповника. Обычно растения сваливались в кучу посередине деревни, и через нее сначала прыгала ребятня, а затем проводили весь скот.

Традиционным было обливание водой каждого встречного. Воду для этого специально «пачкали». Доподлинно неизвестно, почему поливать было необходимо именно грязной водой. По самой распространенной версии, таким образом люди прятались от нечисти и иного негатива.

Непременной работой в день Аграфены Купальницы было очищение колодцев с питьевой водой.

В каждой семье варили яйца в печи, чтобы укрепить здоровье птиц и увеличить количество несушек. Яйцами угощали не только птицу, но и домашний скот.

Приметы 6 июля

  • «На Купальницу сажай репу — хороший урожай вырастет, здоровья прибавит, голодным не оставит».
  • «Родился 6 июля — своей семье пригодился. Делись своей удачей да не бойся дела трудного».
  • «В день Купальницы мойся смелее, будешь белее, милее да пригожее».
  • «Росой поутру умывайся, крепости набирайся».
  • «На Аграфену мойся, старик, да не закупывайся. Меру знай, в пар первым свои кости не кидай, в реку студеную, не остывши, не лезь, а то „праздник“ станет про твою честь». Здесь наши предки имели в виду хрупкое здоровье своих пожилых родственников и советовали им мыться и купаться с осторожностью, чтобы не заболеть.
  • «На муравьев смотри: в кучи бегут, быть дождю, по тропинкам ползут, жди тепла».
  • «Ячмень созревает, когда соловей замолкает».
  • «Дождь на Купальницу еще пять дней рыдать будет».

Народные праздники изобилуют мудростями, которые можно использовать себе во благо. Приметы на счастье актуальны по сей день, и многие пользуются ими, чтобы каждый день привлекать удачу и процветание. Желаем вам здоровья и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и