Занятия с детьми 1 и 6 месяцев. Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития

13.07.2019

Физическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев несколько замедляется, но зато активно идет становление его личности и формирование характера.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

74-88,2 см.
9,6-14,4 кг.
46,0-51,6 см.
46,5-55,6 см.
74-87,2 см.
9,4-13,5 кг.
44,9-50,9 см.
47,1-54,5 см.

Физическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

После первого года жизни за прибавкой веса малыша следят уже не так тщательно. Измерение массы тела и роста проводят 1 раз в три месяца. В этом возрасте могут быть значительные колебания в прибавке веса, так как малыш активно двигается, больше бодрствует, меняется его режим дня и рацион питания.

В возрасте до 10 лет показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n,

Где n – фактический возраст ребенка (в годах).

Если требуется более точное определение долженствующей массы тела, то прибегают к специальным центильным таблицам распределения массы тела в зависимости от возраста и пола ребенка.

Скорость роста ребенка, также с возрастом замедляется.

Так, в среднем до 4-х летнего возраста длина тела увеличивается по 8 см ежегодно.

Окружность головы ребенка до 5 лет увеличивается ежегодно на 1 см.

Окружность грудной клетки увеличивается ежегодно по 1,5 см до 10-ти летнего возраста.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

Ваш малыш активно познает мир, он становиться всё более самостоятельным и независимым. Всё лучше координирует свои движения и овладевает новыми навыками.

Развитие двигательных навыков

Малыш ходит всё лучше и лучше и уже начинает бегать.

Во время ходьбы смотрит под ноги, чтобы меньше спотыкаться и падать.

Многие малыши в этом возрасте могут самостоятельно подниматься по лестнице. А вот спускаться без посторонней помощи пока получается не так хорошо.

Малыш может присесть на корточки, чтобы отдохнуть или поднять что-либо с пола. Самостоятельно может сесть на стульчик.

Пытается прыгать на месте и с продвижением вперед, перешагивает через небольшие препятствия.

Умеет подбрасывать мяч вверх, пинать его ногой.

Также Ваш малыш может уже открыть дверь в комнату и даже способен самостоятельно выбраться из манежа.

В этом возрасте для малыша очень важна физическая активность, она помогает научиться ему управлять своим телом, совершенствовать имеющиеся навыки и развивать координацию движения.

Психическое развитие ребенка

В 1 год 6 месяцев ребенок очень эмоционален и требователен, хочет всё делать сам.

Малышу интересно играть с любыми бытовыми предметами, порой даже больше чем с обычными игрушками.

Любит играть в компании, подражает взрослым.

Если ребенку дать лист бумаги и карандаши, то он с удовольствием рисует «каляки-маляки».

В этом возрасте ребенок очень психологически уязвим, самым большим потрясением для полуторагодовалого малыша может стать расставание с близкими людьми.

Также следует быть готовым к тому, что в этом возрасте малыши начинают более активно проявлять свои негативные эмоции. Самым простым способом показать, что малыш недоволен является истерика. Так, выражая сове недовольство, ребенок может начать кричать, плакать, махать руками, топать ногами, упасть на пол. В такие моменты важно попытаться понять, с чем же именно связано такое поведение. Постарайтесь отвлечь ребенка, не зацикливайтесь на этом. Помогите малышу найти другие способы выражения своих эмоций.

Появляются социально-значимые жесты и мимики. Малыш может пожалеть, если кто-то плачет. Радуется встречи, машет «до свидания» и так далее.

В этом возрасте дети легко переключаются с одного эмоционального состояния на другое. Быстро отвлекаются.

Малыши радуются своим достижениям и огорчаются, если у них что-то не получается.

Любят танцевать и повторять знакомые движения под музыку.

Познавательное развитие ребенка

  • Ваш малыш уже умеет ориентироваться как минимум в двух геометрических формах (шар-куб, кибик-кирпичек-прямоугольник).
  • Ребенок находит предметы по просьбе взрослого. Может подобрать предмет такой же формы, как на картинке. Пытается подбирать геометрический предмет в соответствии с формой на грани пособия (на игрушке).
  • Уже умеет ориентироваться в двух величинах (большой и маленький) и в двух-трех цветах.
  • Имитирует «чтение», переворачивает страницы, пытается что-то рассказывать.
  • Умеет катать перед собой коляску, тележку, тянет игрушку за веревочку.
  • В игре может повторять 1-2 знакомых, часто наблюдаемых действий: кормить куклу (игрушку), причесывает, умывает, укладывает спать и так далее.
  • Умеет обращаться с предметами в игре в зависимости от их назначения.
  • Проявляет ловкость и сообразительность, так малыш может подставить что-то, что бы залезть повыше и достать нужный ему предмет.

Речевое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

Расширяется словарный запас малыша. Ребенок начинает понимать всё больше новых слов и фраз. Выполняет знакомые действия по просьбе взрослого, такие как «положи», «возьми», «отнеси», «дай» и другие.

Малыш способен произносить до 40 облегченных слов. Умеет отвечать на простые вопросы.

Старается связать два и больше слов в предложение. Для большей выразительности свою речь малыш сопровождает жестами и мимикой.

Что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев

Как правило, к этому возрасту малыш окончательно осваивает навык пользования ложкой и чашкой. Пытается есть и пить самостоятельно.

Любит выбирать себе одежду.

Пытается самостоятельно расчесываться, одеваться, умываться.

Некоторые малыши начинают проситься на горшок.

Уход за ребенком на втором месяце

В 1,5 года ребенок стремиться к самостоятельности, не всегда у него получается задуманное, а задуманное не всегда адекватно и безопасно. Поэтому задача родителей в этом возрасте создание безопасной среды для малыша, а также условий, для совершенствования его социальных навыков и умений. Подстраховывать малыша надо незаметно для него, так чтобы он не потерял интерес к исследовательской деятельности.

Очень важны в этом возрасте прогулки на свежем воздухе, гимнастика и закаливающие процедуры.

Питание ребенка в 1 год 6 месяцев

После года у детей происходят существенные изменения пищеварительной системы: появляются коренные зубы, развивается жевательный аппарат, формируются слюнные железы, увеличивается объем желудка.

Следует помнить, что процесс жевания развивается постепенно, поэтому переход от густой пищи к твердой должен быть постепенным. Некоторые малыши могут лениться жевать кусочки пищи, в этом случае родителям необходимо проявлять настойчивость. Понемногу давать пробовать малышу салаты из натертых на терке овощей. В первые и вторые блюда добавлять небольшие кусочки пищи

Для полуторагодовалого малыша очень важно правильно распределять различные виды пищи в течение дня. Так, блюда, богатые белком, жиром, экстрактивными веществами следует давать в первой половине дня, так как они могут возбуждать нервную систему, тяжелее перевариваются, что может привести к нарушению сна.

В вечернее время лучше давать малышу каши, молочные блюда.

Порции в горячем виде у детей должны быть во время каждого приема пищи.

Свежие фрукты и овощи в этом возрасте ребенок может получать при любом кормлении.

После 1,5 лет дети, как правило, переходят на 4-х разовое питание. Интервалы между приемами пищи становятся неодинаковыми, но родителям следует придерживаться часов кормления. Например, завтрак - 8:00, обед - 13:00, полдник - 16:00, ужин - 19:00. Ну или подстроить режим питания ребенка под свой, привычный для всей семьи.

Обед должен быть самым сытным и состоять из двух главных блюд (первое и второе). Это может быть суп или борщ на первое и мясо или рыба с овощами на второе. Также во время обеда можно предлагать малышу салаты из сырых овощей.

Перед сном малыш может выпить молоко или кефир.

Необходимые обследования в 1 год 6 месяцев

Теперь Вы посещаете педиатра 1 раз в три месяца. На приеме врач оценивает физическое и нервно-психическое здоровье ребенка.

Начиная со второго года жизни, ребенка 1 раз в год должен осматривать стоматолог, если вы еще его не посетили, то самое время это сделать.

На втором году жизни лабораторное обследование (клинический анализ крови, мочи, анализ кала на копроскопию и яйца гельминтов) проводится 1 раз в год, при необходимости и наличии показаний, чаще.

В 1 год 6 месяцев (18 месяцев) - делается ревакцинация от полиомиелита, столбняка, дифтерии, коклюша (ReV1 - АКДС, ReV1 - ОПВ).

Как играть с ребенком в 1 год 6 месяцев

Какие игрушки подходят для данного возраста?

Для развития речи хорошо подходят различные картинки, книжки, кубики с изображениями предметов, животных, фруктов, транспорта. Книжки с потешками, стихами.

Для развития координации движений подходят мячи разных размеров, обруч, гимнастические палки, двигающиеся машины, каталки.

Для сюжетных игр отлично подойдут игрушечные животные, куклы, кукольная мебель, детская посудка, одежда, игрушечная ванночка, коляска, наборы фруктов, овощей и другие.

Для расширения знаний о предмета, формах, цветах понадобятся игрушки матрешки, неваляшки, пирамидка, цветные кубики, цветные колпачки (стаканчики), ленточки, совки, ведерки, формочки для песка, конструкторы, игрушки со вставными геометрическими фигурками (активный куб) и другие.

Для развития музыкальных способностей отлично подойдут музыкальные игрушки - стучалки, молоточки, ксилофон, барабан и другие.

В этом возрасте очень полезно развивать у малыша мелкую моторику, для это отлично подходят игрушки со шнуровкой, игрушки в которых нужно соединять детали, вставлять одни предметы в другие.

Во время любых игр и занятий с малышом не забывайте хвалить его за его успехи.

У Вашего малыша сейчас самый активный познавательный возраст. Он впитывает всё «как губка». Уделяйте своему ребенку как можно больше времени, отвечайте на его вопросы, учите его, объясняйте ему всё что ему интересно, дарите свою любовь и заботу. Всё что он получит от Вас сейчас, в дальнейшем он перенесет во взрослую жизнь.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 2 года

  • Развитие ребенка в 2 месяца

Физическое развитие
Ребенок уже быстро и свободно бегает, прыгает. Приставным шагом перешагивает через небольшие препятствия сам поднимается по лестнице. Бросает мяч вниз, вверх, вперед. Легко забирается на стул и спускается. Поднимает предметы с пола и при этом не падает.

Сам ест ложкой из тарелки любую пищу, при этом меньше пачкает. Может пользоваться вилкой. Обычно дети этого возраста знают место хранения книг, игрушек, одежды и других вещей. Могут сами снять и надеть шапку, носки, обувь, стянуть расстегнутую кофточку. Некоторые дети умеют расстегивать крупные пуговицы. Уже практически каждый ребенок умеет самостоятельно мыть и вытирать руки полотенцем. Постепенно приучайте ребенка чистить зубы, пользоваться мылом.

Психологическое развитие
В 1,5 года происходит качественный скачок в поведении ребенка.
- дитя уже не просто обращает внимание на внешнюю сторону явления, его больше интересует возможность использовать вещи;
- в поведении ребенка появляется избирательность: кроха «выходит» из неинтересной игры.
- малыш оценивает ситуацию по эмоциям взрослого, ищет их сопереживания, смотрит на взрослого, ожидая разъяснений.

Ребенок начинает выполнять требования взрослых и учится элементарным правилам поведения. Малыш выражает больше эмоций и требований. Кроха с удовольствием пританцовывает и подпевает под музыку. Пытается помогать взрослым, начинает знакомиться с окружающими и тянется к другим детям. Выполняет поручения, требующие двух-трех действий: возьми книгу, пойди в комнату и положи ее на стол.
Малыш прекрасно понимает «можно» и «нельзя». Теперь проказник не будет делать в присутствии взрослых то, что ему запретили, он дождется, когда взрослые отвернутся. Конечно, сложно, к примеру, смириться с настойчивым стремлением крохи смешивать в кухонном шкафу рис с манкой. Но, может, родители просто не смогли заполнить досуг малыша чем-то более интересным?

Ребенок в этом возрасте кормит, вытирает, причесывает куклу, мишку. В игре малыша развивается свой сюжет: не просто катает машинку туда-сюда, а накладывает игрушки в кузов, везет в другой конец комнаты и выгружает. Или сажает в кузов любимого медвежонка и отвозит его на кухню. Ребенок может возить вместо машинки кубик, имитируя звук мотора, кормит куклу несуществующей кашей. Игра сопровождается эмоциональными высказываниями, мимикой.

Если дать крохе карандаш, он старательно черкает им на листе, может повторить нарисованную линию. С удовольствием рассматривает книгу с картинками. Понимает простой рассказ по картинке. После рассказа может ответить на вопросы. Если выложить перед малышом несколько картинок, он правильно выбирает картинки по просьбе взрослого.

Ребенок обобщает предметы по существенным признакам – форме, размеру, цвету и находит однородные. Из двух одинаковых вещей разного размера даст по вашей просьбе больший или меньший. Собирает, вкладывая меньшие предметы в больший - формочки, матрешки,. Собирает пирамидку из колец строит башню из нескольких кубиков.

Во время игры называет свои действия словами и предложениями из двух – трех слов. Особенность речи малышей в этом возрасте - яркая индивидуальность - у каждого свой «язык», понятный только близким взрослым. Ребенок «изобретает» слова и рассчитывает на диалог со взрослыми. Постепенно малыш переходит на «взрослые» слова вместо облегченных: собака - вместо «ав-ав». Рост активного словаря происходит у девочек – чаще с полутора лет, у мальчиков – ближе к двум годам. Они начинает говорить предложения из двух слов. Позднее к простой фразе добавляются прилагательные. Из внимательного слушателя малыш превращается в собеседника.

Вопросы мам про развитие ребенка от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Дошкольник

Взятка при поступлении в садик

14 0

Когда мой малыш родился, я сразу встала на очередь в садик. А вот двоюродная сестрёнка моя не торопилась (у наших малышей разница 2 месяца). И вот нашим деткам уже более 1,5 лет (моему год и 7 месяцев, её сыну год и 9 месяцев). Сестра решила выйти на работу. Через месяц её малыш пойдёт в садик, уже место забронировано. А вот наша очередь видимо не скоро подойдёт. Разговаривая с сестрой узнала, что она так и не встала в очередь в садик. Зато заведующая назвала цену: 100 тысяч рублей. Сестра заплатила, ребёнку место забронировали.

чт, 2014-07-31 17:05

Ребенок от года до трех лет

Супруг считает, что я помешана на ребенке.

7 0

Нашей малышке 1,6. Недавно ребенок заболел и попросила мужа отвезти нас в больницу. Супруг разозлился, что я не предупредила его, так как у него день уже распланирован и ничего серьезного с малышкой не происходит. После очередного скандала, он все же отвез нас в больницу. У дочери была температура и рвота. Нам оказали помощь. Это был не первый раз подобного поведения. Он говорит, что злится из-за того, что я слишком помешана на ребенке и трясусь над ней. Однако это не так. Была ситуация, когда в 5 месяцев у ребенка начал гноиться глаз. Все уверяли, что это конъюнктивит.

сб, 2014-07-26 17:16

Раннее развитие

занимаемся с ребенком поддлеками

12 0

Девочки, вот все вокруг говорят, что детей с раннего возраста надо развивать. Да, это хорошо и правильно. Но, как правильно с ребенком начать эти занятия? Мы купили пластилин и картон. Показывала дочери что и как делать, но у нее вовсе нет интереса к этим занятия, хотя она у меня достаточно усидчивая. Вот думаю, ей действительно не интересно или еще возраст не пришел? Нам 1,7.
И, если все таки пора ребенка учить, вот как его заинтересовать? Как у вас проходят занятия с лепкой? Вы каждый день так играете? И что еще можно ребенку предложить?

В 1 год и 6 месяцев ребёнок всё больше и больше становится похож на «вечный двигатель» - его движения стремительны, уверенны, более независимы. Малыш уже уверенно ходит, разворачивается и бегает, легко преодолевает неровности на земле, может размахивать игрушками, находящимися в его руках, в процессе движения.

Физиологическое развитие ребёнка в 1 год и 6 месяцев

Тело ребёнка становится физически крепче, малыш делает уверенные шаги, бегает, приседает. У него хорошо получается управлять своим телом, при этом он выполняет многие действия осмысленно. Когда хочет поймать мяч – подставляет ручки ладонями вверх, а когда хочет мяч «отфутболить» - бьёт по нему ногой. Не всегда маленькому непоседе удаются точные удары, но с каждым разом он оттачивает свои навыки.

Мозг ребёнка на втором году жизни развивается очень активно, чем и объясняется его познавательная активность. А сопутствующее воспитание очень сильно влияет на правильное развитие его мозга и помогает малышу сориентироваться в мире и впитать в себя знания, как губка.

Продолжает развиваться моторика: ребёнок умело обращается с кубиками, строит из них башни и другие конструкции. Малыш легко переворачивает страницы и поворачивает ручки дверей, тащит за собой машинку на верёвочке, рисует, хорошо орудует ложкой и вилкой и пьёт из чашки и поильника. Он уже может играть «понарошку» - когда предметы обозначают у него что-то другое: например, когда кубики становятся машинками, а формочки для песка – посудой.

Ваш кроха понимает ваши просьбы без сопровождающей речь жестикуляции – то есть только словесно выраженные. Причём ребёнок начинает понимать даже несколько просьб, с которыми вы к нему обращаетесь. Например: «Пойди в спальню и принеси оттуда мяч». Постепенно малыш начинает произносить обычные слова, а не их «детский» вариант. То есть, если раньше малыш говорил «кис-кис» - то теперь он говорит «кошка».

В 1 год и 6 месяцев у ребёнка начинается период «почемучки». Он может спрашивать «Что это?» буквально обо всём, что видит. В результате словарный запас резко увеличивается – буквально по несколько слов в день – и к двум годам появится достаточно объемный запас слов.

К этому возрасту у ребёнка должно быть в среднем около 14 зубов.

Питание ребёнка в 1 год и 6 месяцев

К середине второго года жизни, когда степень подвижности ребёнка особенно высока, наиболее важными в рационе малыша становятся углеводы. Поэтому в питании ребёнка должны особенно часто встречаться каши, макароны, хлеб. Все это прекрасно сочетается с мясом и овощами – а витамины, белки и минералы отлично усваиваются в таком сочетании.

Из сладостей можно начать вводить в рацион ребёнка варенье, повидло, джемы, следя за реакцией организма малыша. Если у него появились признаки диатеза – срочно исключите из его рациона все сладости. Джемы, повидло и варенья лучше варить самим – так вы будете уверены, что в продукте нет красителей, ароматизаторов и консервантов.
Ближе к середине второго года жизни малыш может пить соки, кисели, натуральные негазированные напитки, морсы.

Яйца можно давать уже не только в варёном виде, но и в виде парового омлета из желтков (конечно, если у ребёнка нет аллергии). Ближе к середине второго года жизни можно смело давать вишню, смородину, крыжовник, клюкву, ежевику, малину и бруснику.

Что касается натурального мяса, то количество его потребления в сутки для ребенка составляет 60-70 г. В меню ребёнка на данном этапе жизни обязательно должны присутствовать овощи, однако салаты из сырых овощей пока еще слишком тяжелая еда для детского желудка. В середине второго года жизни всё ещё не рекомендуются: грибы, консервы (за исключением детских), бульонные кубики, икра, морепродукты, солёная, вяленая или копчёная рыба, газированные напитки, полуфабрикаты (вермишель, картофельное пюре и т.д.), острые соусы, жирное мясо, кофе, торты и пирожные с кремом, шоколад, шоколадную глазурь, изделия из песочного и слоёного теста.

Навыки и умения ребёнка в 1 год и 6 месяцев


Ходьба, бег и прыжки у ребёнка 1 года 6 месяцев отличаются всё большей уверенностью. Моторика также совершенствуется – многие малыши способны надеть носки, обувь или шапку, если ему поможет взрослый. Кроме того, на втором году жизни ребёнок может самостоятельно есть.

У ребёнка совершенствуется способность обобщать – правда, иногда обобщения могут быть неправильными. Например, когда его просят принести шар, он может принести не конкретную игрушку, а любую вещь (или вещи), имеющую шарообразную форму. А когда его просят принести мяч, он приносит не конкретный мяч, которым обычно играет, а любой из имеющихся в его распоряжении. Кстати, когда малыша просят принести несколько предметов, он всегда понимает, что от него требуется не один предмет, а именно некоторое количество.

На втором году жизни усиливается связь с игрушкой или любым другим предметом, который ребёнок выбрал ещё в грудном возрасте себе в качестве «успокоительного». Обычно дети выбирают себе какой-то предмет, с которым спят и никогда не расстаются. Это может быть одеяло, плюшевый мишка, подушка и т.д. Такие вещи дают ребёнку ощущение защищённости и моральной поддержки.

Игры и занятия с ребёнком в 1 год и 6 месяцев

Подражание взрослым в игре всё также очень сильно развито у ребёнка в этом возрасте. Он любит «читать газету», как папа, а если мама вытрет носик малышу – он потом, вполне вероятно, вытрет носик и своей любимой игрушке.

Ни в коем случае не выкидывайте игрушку или предмет, к которому привязан ваш ребёнок – даже если вам кажется, что это старьё уж давно пора выбросить. Этим вы можете нанести сильную душевную травму малышу – и он перестанет вам доверять. Если вещь действительно очень грязная – постирайте её, но потом обязательно верните малышу.

Показывайте ребёнку пример – как можно играть «понарошку» с различными предметами. Например, покажите, как из кубиков можно сделать машину или поезд, как можно что-то положить в формочку для песка.

Обращайте внимание ребёнка на интересные вещи, которые попадаются вам на прогулке, читайте вместе с ним, слушайте музыку, что-то сочиняйте, рисуйте. Дома должно быть спокойно, а времяпровождение с телевизором нужно ограничить, заменив его на общение с родителями и близкими людьми.

Медицинское сопровождение

Если у малыша при введении в рацион новых продуктов появляются проблемы с желудком - покажите его педиатру. Если у малыша заметна задержка речевого развития - посетите детского невролога.

В 1 год 6 месяцев ребёнку понадобится сдать анализ кала на яйца глист и энтеробиоз, а также биохимический анализ крови.
Также после консультации с педиатром проводится 1-я ревакцинация против коклюша, дифтерии, столбняка и 1-я ревакцинация против полиомиелита.

Кроме того, на втором году жизни следует посетить стоматолога, который должен проверить, правильно ли растут зубки ребёнка и дать рекомендации по уходу за полостью рта.

Заканчивается очередной важный этап развития малыша – первые 6 месяцев второго года жизни. За это время ребенок заметно вырос, многому научился и основательно познакомился с окружающим его материальным миром. Испытав свои физические силы и навыки, в 1 год и 6 месяцев кроха направляет внимание в неосязаемый мир чувств. Он начинает замечать других людей и считывать их эмоциональное состояние, живо реагируя на него.

Общее развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Активное познание остается доминирующей деятельностью ребенка в 1 год и 6 месяцев. Но теперь сфера его интересов касается не столько внешних признаков предметов, сколько их функционального назначения. Кроха с упоением откручивает, вынимает, высыпает, колотит и пытается разобрать все, что только можно. Взрослыми такое поведение зачастую воспринимается как озорство и непослушание. Подобное заблуждение может повлечь их неправильную реакцию на деятельность малыша, что рождает конфликты, непонимание, слезы и истерики. А поскольку у ребенка в 1 год и 6 месяцев появляется особая чувствительность к эмоциям и чувствам близких людей, инциденты такого рода могут навсегда загубить его тягу к познанию и исследованиям.

Родителям полуторагодовалого малыша следует вспомнить о «правиле зеркала». Стоит маме радостно засмеяться и ослепительная улыбка тут же украсит личико ее ребенка. Папа гневно хмурит брови и получает в ответ такой же мрачный взгляд. Этот прием очень эффективен в разрешении конфликтных ситуаций. Мудрому взрослому достаточно собственным примером заинтересовать устроившего погром ребенка, чтобы отвлечь его и направить в созидательное русло.

Заметен прогресс в физическом развитии. Как правило, вес ребенка в 1 год и 6 месяцев составляет от 8 до 13 килограмм, рост варьируется от 75 до 88 сантиметров. Такие изменения сказываются на силе, ловкости и способностях. Он ходит прямо и по кругу, преодолевая небольшие препятствия, забирается на детскую лестницу и умеет сидеть на стуле. Возросшая сила позволяет ребенку манипулировать мячом, совершая броски вверх и вниз. В быту ребенок тоже радует своими успехами. Он твердо держит ложку, самостоятельно ест и пьет, активно участвует в умывании.

Речь малыша

Ученые установили, что у ребенка в 1 год и 6 месяцев происходит рывок в развитии отделов головного мозга, отвечающих за речь и познание. И это проявляется в следующих достижениях малыша:

  • он понимает смысл целых предложений;
  • по просьбе взрослого совершает знакомые повседневные действия (принеси, возьми, положи, покажи);
  • узнает игрушки и называет их;
  • делает попытки составить фразу из двух и более «лепетных » слов;
  • дополняет речь движением глаз, мимикой и жестами.

В 1 год и 6 месяцев словарь ребенка включает до 20 слов, большую часть которых он произносит, проглатывая и коверкая буквы, что затрудняет понимание. Но благодаря его интонациям и жестам уже можно предположить, что он имеет в виду.

Например, называя человека или предмет, как в книжке, так и в реальной жизни, малыш указывает на него. В этот же период ребенок начинает легко подражать фразам и словам взрослых людей, поэтому главным для развития его речевых навыков становится любое живое общение: разговор, чтение стихов и сказок, участие в совместных семейных мероприятиях.

Уход за ребенком в 1 год и 6 месяцев

Малыш уже совсем самостоятельный, что значительно упрощает проведение регулярных процедур. Искупать ребенка в 1 год и 6 месяцев не составит труда, а умывание и вытирание полотенцем становятся для него настоящим развлечением. Утреннюю зарядку карапуз с удовольствием проделает с мамой, повторяя каждое ее движение. Прогулки для подвижного любознательного ребенка превращаются в увлекательные приключения, после которых крепко и сладко спится.

Питание

Кушает кроха 4 раза в день. При этом около 50% пищевой ценности всей еды должно приходиться на обед, 30% - на завтрак, остальные проценты распределяются между полдником и ужином. Ежедневный рацион ребенка в 1 год и 6 месяцев состоит из каши, супов, нежирных мясных и рыбных блюд, овощей. Мясо и рыбу можно порезать мелкими кусочками, а из картошки, морковки и кабачков - сделать пюре. Полдник обязательно включает фрукты или кисломолочные продукты: творожок, кефир, йогурт.

Сон в полтора года

12-13 часов ежедневного сна у ребенка в 1 год и 6 месяцев считается нормой. Днем малыш отдыхает 1 раз, как правило, после обеда. Ребенок растет, становится сознательней и энергичнее, поэтому с дневным сном могут возникнуть проблемы. Не стоит пытаться давить на него и укладывать насильно. Достаточно просто прогуляться минут 15 на свежем воздухе или устроить подвижную игру, не выходя из дома. Главное – избавиться от неизрасходованной энергии малыша, мешающей ему уснуть.

Безопасность

1 год и 6 месяцев – возраст, характеризующийся небывалым скачком в развитии двигательной активности ребенка: осваивание бега и прыжков, что повышает риск получения травм. Поэтому главной задачей родителей становится создание безопасного места для тренировки новых навыков малыша.

Во-первых, необходимо очистить пространство комнаты от предметов, на которые можно наткнуться при беге.

Во-вторых, следует постоянно следить за чистотой пола и отсутствием на нем мелких деталей.

Самое главное, первое время стараться находиться рядом с карапузом и страховать его на случай неожиданностей.

Чему научить ребенка в 1 год и 6 месяцев?

Используя активную подражательную деятельность малыша, можно начать прививать ему такие важные правила личной гигиены, как уход за зубами и расчесывание. В 1 год и 6 месяцев необходимо приобрести детскую зубную щетку для ребенка, поместив ее рядом с остальными. Наблюдая за взрослыми, кроха будет пытаться самостоятельно ухаживать за своими первыми зубками. А ежедневно расчесывая ребенка перед зеркалом, родители преподадут ему бесценный урок красоты и опрятности.

Развивающие игры

Характерная особенность ребенка в 1 год и 6 месяцев - умение продолжительное время концентрироваться на игре. Поэтому можно развлечь малыша, собирая вместе с ним разнообразные фигуры и сооружения из кубиков. В процессе стоит обсудить форму и цвета кубиков или посчитать их количество.

Полезным занятием станет поиск в емкости с крупой ярких разноцветных бусинок и шаров. Выполняя это задание, ребенок тренирует усидчивость, внимательность, ловкость и когнитивные навыки.

Еще одно познавательное и развивающее времяпрепровождение ребенка в 1 год и 6 месяцев - сортировка фигур. Инвентарь для проведения данной игры можно сделать самостоятельно из плотного картона, вырезав в нем отверстия разной величины и формы. Подбирая нужные детали и просовывая их в соответствующие отверстия, малыш будет тренировать мелкую моторику рук, одновременно познавая качественные характеристики предметов.

Ни минуты покоя!

Как часто мамы малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет слышат фразу: «Я сам!». Ребенок сейчас очень подвижен и ищет все новые и новые впечатления. Причем, один раз забравшись, например, на высоту он будет делать это вновь и вновь, не смотря на Ваши запреты. У ребенка очень активная жизненная позиция, для него первостепенно важно освоение окружающего мира. Это и есть залог его своевременного развития! Малыша переполняет желание узнать все на собственном опыте, радость новых открытий.

Ребенок сейчас, как губка впитывает все новое, поэтому важно чему и как его учить! По возможности предоставьте ребенку свободу, проявляйте любовь и поддержку и уделяйте как можно больше внимания своему непоседе.

В полтора года поведение крохи меняется, так как у него появились новые возможности выразить себя. Ниже приведены некоторые факты, говорящие о гармоничном развитии ребенка в возрасте от 1,6 года до 1,9 года:

  • Кроха активно изучает предметы и игрушки. Конечно, он и раньше это делал, но сейчас его уже привлекают не яркий цвет, звук, а возможности предмета, как эту вещь можно использовать по назначению.
  • К 1 году и 9 месяцам ребенок проводит за игрой в 4 раза больше времени и меньше отвлекается во время занятий и игр.
  • К 1 году и 9 месяцам ребенок сам выбирает игру, в которую будет играть. Причем его не привлечет эмоционально-сухая игра или не интересная и непонятная. Игра должна быть интересной, нести в себе что-то новое.
  • Сейчас малыш в игре ориентируется по эмоциональному отношению взрослого. Т.е. если ему что-то не понятно, он вглядывается в Ваше лицо, ждет разъяснений.
  • Кроха начинает осторожничать, например, прикасаясь к новому предмету, он поднесет сначала пальчик, а уже потом всю ладошку. Но в тоже время, у малыша уходит тревожность, боязнь всего необычного (присущая детям начала второго года жизни). Если мама рядом и она спокойна, то и малышу нечего волноваться.

Итак, все перечисленное говорит о том, что ребенок начинает понимать, для чего именно нужен тот или иной предмет и как им пользоваться.


Не проказник, а первооткрыватель, одержимый страстью исследования!

Хоть мы и говорим о новом этапе в развитии ребенка, не стоит ждать, что он в одночасье станет «правильным», разумным и организованным. Конечно, он понимает слова «нельзя», «можно», тем не менее, он по-прежнему эмоционален и импульсивен. Но малыш уже старается избегать прямых конфликтов с Вами, поэтому при вас он не будет делать то, что Вы запретили. Стоит Вам отвернуться, как тяга к новому толкает кроху на новые открытия. Пока перебороть свое любопытство малыш еще не может.

Ваша задача взглянуть на поведение ребенка с точки зрения особенностей его возраста, а не логики взрослого человека. Не следует бороться с желанием ребенка накапливать новые впечатления! Лучше занять его досуг чем-то увлекательным и интересным. Например, если кроха норовит рассыпать муку, настряпайте вместе с ним куличиков.

Сейчас Ваша роль в жизни ребенка должна измениться, Вы не просто за ним присматриваете, а Вы его партнер в играх, совместных занятиях. Обогатите жизнь ребенка полезными занятиями, информацией, поощряйте и корректируйте его поведение. Важно много играть с ребенком, ведь он еще не может сам выстраивать игровые сюжеты, изображать кого-то в игре, разрешать конфликтные ситуации с другими детьми.

Развивающие игры для ребенка от полутора лет

Для сенсорного развития – предметные игры всех видов: строительные, дидактические, сюжетные, с предметами-орудиями (игра «рыбалка», «верстачок»).

Дидактические игры. Предложите малышу усложненные игры с дидактическими игрушками, такими как: кубики, пирамидки, матрешки, кольца.

Пример игры, пусть малыш выполнит задание на ориентировку в двух свойствах предмета. Например, «найди красные кубики – маленький и большой» (цвет и величина) или «зеленый шарик и зеленый кубик» (цвет и форма) и т.д.

Сюжетные игры. Показывайте, как различные предметы можно использовать по их назначению, разыграйте перед малышом развернутые игровые сюжеты с куклой (кукла катается на машине, плывет на корабле, ест, спит, летает на самолете).

К 1,9 года малыш может понять действия человека и животных в игре (желание есть, спать, пить и т.д), ощущения (холодно, мокро, жарко и т.д.), проявление эмоций (испугался, обрадовался, заплакал и т.д.). теперь самое время прививать малышу общечеловеческие качества: желание помочь, сочувствие («пожалей зайку, он испугался» или «кошечка хочет съесть сыр, угости ее» и т.п.). в играх показывайте ребенку, как к миру относитесь Вы, формируйте у него добрые чувства, бережное отношение к живому, доброжелательность.

Разыгрывайте с ребенком знакомые сюжеты из его жизни, зайчик пошел есть, мишка собирается на прогулку, пупс будет купаться и т.д.

Обязательно сопровождайте игры пояснениями, называйте новые предметы, действия. Стройте предложения короткими из 2 – 3 слов. Так кроха лучше Вас поймет и возьмет новые слова на вооружение.

Строительные игры. Стройте с ребенком несложные сюжетные постройки: «скамейка для куклы маши», «забор для овечек», «мот для машины».

Развитие речи ребенка от полутора лет

К полутора лет у ребенка формируется своя автономная детская речь. Т.е. малыш говорит на своем языке, упрощенными словами. У каждого ребенка язык свой и понять его могут только родители и близкие родственники. Тем не менее, ребенка можно только поздравить, ведь это самая настоящая активная речь. Малыш старательно произносит придуманные слова, искренне радуется складывающемуся диалогу с Вами.

Вы в свою очередь, не должны одергивать ребенка: «Не правильно говоришь, надо так!», а переводить его слова четко и правильно их проговаривая. Постепенно малыш начнет говорить правильно.

Помогайте ребенку обогащать словами все ситуации, которые он видит, поясняйте, почему произошло так, а не по-другому. Например, почему девочка плачет, потому что потеряла куклу. Почему мальчик смеется, потому что он играет с собачкой.

Музыка и ребенок

Самое время знакомить малыша с музыкальными произведениями:

Фольклорная народная музыка (, танцевальные песенки)

Классическая музыка

Детская популярная музыка ( и т.п.)

Инструментальная красивая музыка со звуками природы для детей.

Ребенок и книга

В Ваших силах обогатить эмоциональную жизнь ребенка, внесите детскую литературу в каждый новый день малыша. При помощи картинок, можно расширить знания ребенка об окружающем мире. В ребенке необходимо воспитать желание и умение слушать чтение. Подробно о книгах написано .

Воспитание:

  • Пора воспитывать в ребенке самостоятельность и учить простейшим навыкам самообслуживания, таким как: прием пищи, пользование туалетом, мытье рук и т.д.
  • Огромную роль в воспитании гармоничной личности играет микроклимат в семье. Пусть малыш учиться у Вас положительным, достойным подражания поступкам по отношению к другим людям и к нему самому.
  • Формируйте у ребенка доброе отношение к людям, природе, любовь ко всему живому. «Не будем срывать цветы, а просто их понюхаем!». Развивайте чувство красоты: «Смотри, какой красивый цветок, небо на закате».