Возраст отрицания у детей. Кризис трех лет у ребенка: как легче преодолеть его

09.04.2019

Кризис двух лет

Большинство малышей около двух лет проходят через возраст "нет". Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше уступить?

Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику - с недетским упорством ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.

"На очередном "нет" я сломалась, мое терпение лопнуло - рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте, когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку".

С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность. С помощью "нет" малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее чувство "отдельности". Чтобы психологически отделиться от родителей ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти через кризис, не препятствуя развитию личности.

Обойти препятствие

Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если вы будете постоянно уступать, малыш может "выйти из берегов", превратившись в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности. Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел? Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции: «Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?» Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию, если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться, похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.

Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте. Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же. Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления, если он знает об этом заранее. "Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать минут мы будем обедать". Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит, что уже полностью одет и готов к выходу.

Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит «нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить и еще раз объяснить, с чем связан запрет.

Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет или не хочет, и, принимая его "нет" Вы проявите уважение к его потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там, где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.

За столом: «Положить тебе цветную капусту
В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?»
Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?»
Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный или голубой?»
Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»

Jusik специально для сайт

Вконтакте

Одноклассники


Как вышло, что прелестный ангелочек, такой послушный и спокойный вдруг превратился в жуткого тирана? Он вопит и топает ногами, отказывается есть и гулять, портит свои любимые игрушки и вашу дорогую косметику. Дитя в перманентной истерике, вы в ужасе, родственники в недоумении и только детские психологи совершенно спокойны - все идет по плану! Кризис трех лет - совершенно нормальный этап в развитии вашего малыша, более того, он просто необходим, утверждают они. Что такое кризис трех лет у детей , и каковы его симптомы, как правильно вести себя родителям, чтобы выбраться из переделки с наименьшими потерями и не нанести ущерба психике ребенка, расскажет Женский журнал Charla .

Кризис трехлетнего возраста обычно начинается с 2,5 лет и может длиться до 4-х лет. Несмотря на тяжесть данного периода, как для малыша, так и для родителей, необходимо набраться терпения и пережить его. Попытки «подавить бунт», «взять в ежовые рукавицы» и прочие карательные меры только усугубят ситуация и увеличат масштаб военных действий.

Но и это еще не все. Главное, что должны помнить родители, что в этой «войне» можно потерять будущую самостоятельную и гармоничную личность, получив взамен пугливое и неуверенное в себе нечто, равно неспособное сказать «нет!» и выбрать блюдо на завтрак. Поэтому так важно понимать всю ответственность и важность данного периода и не допустить досадных ошибок в стратегии.

Кризис трех лет: наглядная демонстрация

Ребенок заявляет «Нет!» и «Не хочу!». Он кричит «Я сам!». Он требует «Дай!», почти сразу отбрасывает полученное, и снова требует, уже чего-то другого. Маленький тиран распоряжается, кто и где будет сидеть, лежать, спать и т. д. Не терпит правил, которые раньше соблюдал и признавал верными

Он способен поступать вопреки собственным желаниям, лишь бы сказать вам «нет». Устраивает сцены в людных местах, при этом норовя устроиться в самом неподходящем месте, сесть в лужу, прилечь поближе к проезжей части.

Он ломает самые любимые игрушки и покушается на дорогие вещи, проявляет агрессию по отношению к ровесникам и старшим. Кажется, что он пытается всеми способами вывести вас из себя, но когда ему это удается, не получает никакого удовлетворения. Он одинаково сердит и расстроен как в случае победы, так и в случае неудачи.

Кризис трех лет: внутренние процессы

Причина такого поведения проста и понятна, однако от понимания окружающим не намного легче.

Дело в том, что к трем годам малыш впервые осознает себя как отдельную личность, со своими желаниями, представлениями о мире. Он жаждет быть самостоятельным и стремится выйти из-под контроля. К этому возрасту ребенок уже научился говорить и хочет использовать и развивать это умение. Также он стремится очертить свою территорию и выясняет, насколько далеко может зайти в своих поползновениях.

Вместе с тем сам ребенок не осознает того, что с ним происходит. Он постоянно загоняет себя в свои же ловушки и не знает, как выбраться из них, не нарушив своих новых, собственных правил. В общем, он чувствует себя еще более потерянным, напуганным и несчастным, чем вы.

Давайте рассмотрим основные симптомы кризиса трех лет и узнаем, какой тактики советуют придерживаться психологи для преодоления трудного периода.

Симптомы кризиса трех лет

Отрицание

Маленький нигилист отвечает «нет» на любое предложение или просьбу. Причем такой ответ связан не столько с содержанием просьбы, сколько с человеком, который ее высказал. Чаще всего «жертвой» становится самый строгий и авторитарный из родителей, тот, кто больше контролирует и стремится подчинить. Проще говоря, утомляет воспитанием.

От обычного непослушания симптом нигилизма отличает два фактора. Первый, как мы уже говорили, это неприятие просьб конкретного взрослого, в то время как к предложениям других малыш может относиться спокойно.

Второе, это тот факт, что непослушный ребенок отказывается делать то, что не хочет, но вполне согласен заняться чем-то приятным для себя.

Симптомом кризиса трех лет у детей является отрицание любых действий, даже тех, которые очень даже желательны для них. И это довольно важный момент. Дело в том, что таким образом у малыша формируется умение отказываться от чего-то, вопреки своему желанию под действием каких-то других мотивов. В дальнейшем такое умение позволит ему делать правильный выбор в сложных ситуациях.

К тому же не нужно забывать, что малыш проявляет себя только доступными ему способами. Его «нет», не столько отрицание, сколько заявка на право делать выбор и иметь собственное мнение.

Что советуют делать психологи в этом случае? Во-первых, взрослый, на которого чаще всего негативно реагирует ребенок, должен хорошо подумать и внести коррективы в свои методы воспитания и общения с ребенком.

Во-вторых, ребенку можно просто подыграть, таким образом, добиваясь нужного результата. Есть множество игр, которые помогут вам это сделать.

Например, поиграть в игру «Наоборот». Вы договариваетесь с малышом, что будете запрещать ему делать какие-то вещи, а он будет поступать наоборот. Такие игры нравятся малышам, они не видят в них подвоха. Запретите ему умываться после сна и он обязательно умоется.

Можно пойти дальше и, поощряя стремление малыша говорить и всячески развивать речевые навыки, договориться называть вещи не своими именами: сына - дочкой, кошку - собачкой, рыбку - птичкой и т.д. Это даст ребенку возможность понарушать правила, придумать свои, выбрать, как и кого ему хочется называть, в общем, весь комплект удовольствий для «Великого Нехочухи».

Упрямство

Симптом кризиса трех лет , называемый упрямством, подразумевает не «выкручивание рук» маме, в попытках заставить ее купить что-то очень желаемое, а требование оного только потому, что «я так сказал». То есть, объект вожделения таковым вовсе не является и будет забыт сразу после покупки, а через минуту будет выбран и затребован новый.

Не хочет получить игрушку, но хочет утвердиться в мнении, что он решает, выбирает и властвует. Игрушку, конечно, покупать не стоит, начавшуюся истерику следует проигнорировать до прибытия домой.

Также малыш может выказывать упрямство, заявляя «Я сам!». Причем, он стремится пресечь ваши попытки помочь даже в тех вещах, где он не сможет справиться самостоятельно. Это делается просто, чтобы настоять на своем, утвердить свою самостоятельность и неподконтрольность.

Психологи советуют быть терпеливыми и позволить малышу делать что-то самому, если это не опасно для его жизни и здоровья. Так, например, если он сам хочет надеть колготки, дайте ему такую возможность и выделите дополнительное время. Если он желает вкрутить лампочку в торшер - лучше твердо и спокойно запретить.

По мере возможности давайте ему больше самостоятельности. Позволяйте помогать вам по дому. Не забывайте хвалить малыша за старания и самостоятельность, особенно в присутствии других домочадцев.

Строптивость, бунт и протест

Открытые выступления против простых ежедневных правил и ритуалов являются еще одним симптомов кризиса трех лет у детей. Это не противостояние авторитарному родителю или попытка утвердить самостоятельность. Это борьба против всех и всяческих правил прежней жизни, стремление создать свой собственный мир со своими правилами.

Иногда это просто желание вступить в конфликт, заставить взрослого подчиниться своим правилам.

Если данные симптомы кризиса трех лет принимают форму отказа от супа на обед или выражаются в нежелании расчесываться по утрам, то тут поможет, опять же, игра. Пригласите за обеденный стол зайку или мишку, просите ребенка помочь ему поесть и объяснить игрушке, почему нужно кушать и т.п.

Если эмоции достигают накала и выливаются в , ни в коем случае не идите на поводу. В противном случае, ребенок запомнит, что вы «введетесь» на эту уловку и вашей более или менее сносной жизни придет конец.

Специалисты советуют устраивать в таких случаях короткие перерывы. Малыша отводят (или относят) в светлую, просторную комнату и предлагают посидеть там немного, чтобы успокоиться. Время такого «заточения» зависит от возраста капризника: сколько ему лет, столько минут он должен «пребывать в раздумьях».

Если он просит его выпустить, нужно спокойно уточнить, успокоился ли он. Ни в коем случае не проявлять злорадства или раздражения - ребенок в истерике не контролировал себя, делал это не специально, так что ваши поучения, тем более в грубой форме, не принесут пользы.

Также бесполезно кричать и втолковывать что-то ребенку, находящемуся в процессе истерики - он вас не слышит и не воспринимает. Когда инцидент исчерпан, также неразумно делать вид, что ничего не произошло. Малышу следует дать понять, что вы его очень любите, но вам не нравится, когда он так делает. Он должен знать, что он - замечательный ребенок, и вас огорчает не он сам, а его поступок.

Причем, все свои мысли нужно проговаривать вслух - ребенок мыслей не читает и чувствует себя виноватым. Вы должны сказать, что вы понимаете, почему он так сделал, НО… вас огорчает такое поведение, и хорошо бы он так больше не делал.

Переоценка ценностей

Еще одно интересное проявление кризиса трех лет . Обычно характеризуется тем, что малыш намеренно уничтожает то, что раньше ему было дороже всего. Объектом покушения при этом могут стать не только его личные вещи, но ваши, либо общие семейные реликвии. Так же он может начать грубить и ругаться, приводя в ужас взрослых.

Психологи считают, что таким образом ребенок отделяет себя от близких людей, дистанцируется как личность, утверждается в главной роли.

Деспотизм

Еще одно из проявлений желания быть главным. Ребенок при этом может требовать подчинения своим приказам (стой там - иди сюда), пытаться отвести каждому его место, в буквальном смысле (кто должен сидеть у окна, а кто - у холодильника).

Тяжелее приходится семьям, если в них имеются и другие дети, тогда маленький тиран изводит родителей и брата или сестру постоянной ревностью. В таких случаях психологи рекомендуют проявлять больше внимания к каждому малышу, выкраивать сколько-то времени ежедневно, чтобы посвятить его только ему одному.

Примерно так выглядят основные симптомы кризиса трех лет . Из всего перечисленного понятно, что основная картина кризиса - противостояние контролю и опеке, стремление к самостоятельности и свободе выбора, осознание себя, как отдельной полноправной личности.

Поэтому, не смотря на трудность данного периода, родители должны приложить все возможные усилия, чтобы маленький человечек пережил кризис трех лет, получив правильный опыт и нужные задатки, не разуверился в любви близких и их готовности всегда придти на помощь.

Александра Панютина

У детей, начиная с двухлетнего возраста, обычно происходит так называемый кризис двух лет. Поведение малышей с этого момента резко меняется, они становятся более капризными, устраивают истерики по каждому, даже незначительному поводу, стремятся делать все самостоятельно, и любая просьба или пожелание встречается ими отрицательно. Продлиться этот период может вплоть до трех лет. В это время к ребенку приходит осознания себя как отдельной личности, и он пытается выражать собственную волю, именно с этим и связаны проявления у него негативизма и упрямства.

В каждом возрасте малыши переживают тот или иной вид кризиса. Что же ждет родителей двухлетнего ребенка?

Перед родителями стоит не простая задача: оказать поддержку крохе и не подавить в нем желание быть самостоятельным, но одновременно с этим не потерять свой авторитет в его глазах. Важно в таком возрасте донести до малыша, в каких случаях он уже может принимать решения сам, а когда еще нет.

Причины постоянных отказов ребенка

Уже в 2-3 года многие дети начинают осознавать себя как самостоятельную индивидуальность и говорят о себе уже в первом лице. Негативизм и своеволие – это самый простой и доступный метод для малыша, чтобы продемонстрировать окружающим свою самостоятельность. Используя отказ в виде «нет», «не буду», «не хочу», ребенок сообщает родителям, что у него появилось собственное мнение, которое необходимо учитывать.

Научившись отказывать, кроха определенный период времени не может прекратить это делать и продолжает постоянно говорить нет. Для него это подобно новой игрушке, с которой он не в состоянии расстаться, пока не наиграется. Единственный выход из ситуации для родственников – набраться как можно больше терпения. Нужно суметь передать ребенку то, что считаются с его мнением, и тогда со временем весь его негативизм сойдет на нет. Обычно, когда проходит кризис 2 лет, у детей наступает период спокойного развития (рекомендуем прочитать: ).

Правильная реакция на истерику

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Часто неверная реакция родителя на истерические припадки ребенка провоцирует еще больший протест с его стороны. Основной метод, с помощью которого кроха пытается повлиять на взрослого и добиться желаемого – истерика. Она может сопровождаться не только криками и плачем, но и выбрасыванием игрушек и предметов, укусами, плеванием, а в некоторых случаях даже приступами удушья. Не проявив твердость однажды, родители тем самым дадут понять ребенку, что такой подход эффективен, и он начнет устраивать их все чаще. В будущем это опасно тем, что кроха станет манипулировать и использовать любовь родителей и их жалость в своих целях.


Истерика - часто сопровождает ребенка в период кризиса. Но, несмотря на это, если вы приняли решение отказать малышке, то стойте до конца, хотя так трудно устоять перед слезками

Важно понимать, что в период кризиса бурные припадки и чрезмерное упрямство вполне естественны для ребенка, и бывают они в той или иной степени у всех деток. Бить тревогу по этому поводу раньше времени не стоит. Обеспокоиться данным вопросом следует только тогда, когда кроха закатывает истерики по несколько раз в день, то есть истерическое поведение начинает носить уже постоянный характер.

Как бороться с истериками?

Истерики лучше научиться предотвращать, тем более сделать это намного проще, чем прекратить их. Ниже приведено несколько дельных советов:

  1. Можно прибегнуть к уговорам, и постараться доступно объяснить причины, по которым нельзя выполнить его требования.
  2. Переключение внимания. Отвлечь малыша или занять чем-то другим очень часто помогает выйти из трудной ситуации.
  3. Согласие. Если то, что требует ребенок безопасно для него и его здоровья, и не способно нанести вред окружающим, то родители могут согласиться исполнить желание крохи.

Однако стремиться к абсолютному послушанию, только для того, чтобы ребенок был послушным, вряд ли стоит. В тех случаях, когда предупредить истерику не удалось, и она все же началась, необходимо дать ребенку успокоится, при этом самим оставаться спокойными. Лучше всего не трогать кроху и на время оставить его в одиночестве. Таким образом, можно показать своему чаду, что такой метод не будет иметь успеха и ни к чему не приведет. Оставшись один, малыш быстрее прекратит крики и займется чем-то более увлекательным, а может сам выйдет на контакт с родителями.


Попробуйте отвлечь малыша, предложив ему что-нибудь интересное или задав неожиданный вопрос, ответ на который прост

Если ребенок продолжает истерить достаточно долго, стоит снова попробовать успокоить и пожалеть его или отвлечь внимание. Важно из-за припадка не уступить малышу и не сделать так, как он хочет. Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений - это верный способ справиться с истерическим крохой.

Должна ли быть у ребенка свобода выбора?

Как и любой взрослый человек, ребенок должен иметь право выбора. В период кризиса 2-3 лет формируются волевые качества малыша, и для нормального их становления, ему нужно осознавать свою самостоятельность в моменты принятия решений. Отказ в возможности выбирать может подорвать развитие уверенной и целеустремленной личности.

Однако полная свобода тоже не является наилучшим решением для деток в два - три года. Идеальный вариант - предоставлять крохе выбор с помощью вопросов с уловкой. Например, пусть он решит на какую площадку пойти гулять, или какую лопатку взять с собой: большую или маленькую и тому подобные повседневные мелочи.

Все дети сталкиваются с кризисом 2 лет или нет?

С подобным кризисом сталкиваются практически все дети, просто протекать он может совершенно по-разному, а его выраженность и интенсивность зависят от индивидуальных особенностей. Иногда кризисные проявления у ребенка могут быть настолько несущественными и кратковременными, что просто останутся незамеченными родителями.


Взрослые часто думают, что их дети проказничают. Но на самом деле ребенок подобным образом может выражать самостоятельность

Поведение в период кризиса полностью зависит от психологических изменений, становления личности как самостоятельной, проявлений своеволия и гордости за собственные достижения. Единственный случай, когда требуется помощь специалистов, это если у крохи, которому больше трех, отсутствуют перечисленные качества.

Мамам и папам в период кризиса у ребенка могут быть очень полезны следующие советы, сделанные из каждодневных наблюдений:

  1. Не стоит относиться к кризису, как к чему-то негативному. Он является важным и невероятно полезным этапом в развитии и становлении крохи с психической точки зрения, а все его проявления в соответствующем возрасте нормальное явление. Результатом подавления их насильственным путем приведет к множеству проблем в будущем.
  2. Нужно всегда делать оценку поступка малыша, а не его самого. Важно, чтобы у ребенка было понимание того, что родители могут не одобрять и быть недовольны тем, как он поступил, но потерять любовь и доверие с их стороны невозможно. Именно из такой уверенности и должно исходить наказание.
  3. В ситуациях, когда кроха проявляет агрессию, например, дерется, кричит, кусается или щипается, разбрасывает игрушки, не надо отвечать агрессией со своей стороны (рекомендуем прочитать: ). Гнев и злость - не самые лучшие союзники в решении проблем. Ребенку предстоит совершить важное открытие, заключающееся в том, что в мире существуют незыблемые постоянные вещи, которые не зависят от его чувств, например, материнская любовь. С этим знанием он станет намного меньше прибегать к крикам и истерическим приступам в будущем, чтобы отстоять свою точку зрения.
  4. Важную роль в установлении границ психического пространства малыша играют те запреты, с которыми он сталкивается. Любой запрет должен иметь под собой обоснование и в большинстве случаев быть связанными с безопасностью и здоровьем ребенка. Желательно, чтобы все взрослые, с которыми близко общается кроха, соблюдали выполнение этих запретов, несмотря на его капризы.
  5. То, какими будут последствия пережитого кризиса, зависит и от ребенка и от отношения родителей к происходящему.

Любовь родителей должна быть выше всех истерик. И даже если малыш ведет себя не правильно, любите его, а проступки объясняйте и помогайте ребенку справиться с этим нелегким периодом взросления

Достаточно полезным будет, если:

  • периодически позволять ребенку говорить «нет». Это является частью полноценного развития;
  • не кричать и не ругаться в присутствии малыша. Именно со своих родных кроха перенимает модель поведения;
  • стараться обходиться без частицы «не» при общении или сократить ее употребление к минимуму;
  • придерживаться умеренности в запретах и слове «нет».

Итоговые общие методы преодоления детского упрямства

Ниже перечислены варианты того, что может помочь справиться с упрямым малышом:

  1. Первое, что стоит предпринять - это попробовать отвлечь ребенка, переключив его внимание на то, что способно его заинтересовать. Это должно нести в себе более сильную эмоциональную или информационную нагрузку.
  2. Отлично выручает совместное дело. Стоит предложить сделать вдвоем то, что отказывается делать кроха. Важно разделить все поровну, например, подметая вместе крошки от печенья, малыш сметает их в кучу, а мама потом ее собирает в совок и выбрасывает, или наоборот.
  3. Игровая форма выполнения заданий. Если ребенок не хочет одеваться, можно представить, что одежда волшебная и сделает из него любимого героя, или если малыш отказывается куда-нибудь идти, можно превратить дорогу в поиски клада, который спрятан в пункте назначения или участвовать в гонках, кто первый доберется в нужное место (рекомендуем прочитать: ).
  4. Использование для напоминания наглядных средств, а именно рисунков, схем, записок и звуковых эффектов. К примеру, нарисовать какую одежду за какой надо одевать и поместить схему в коридоре, чтобы малыш всегда имел возможность смотреть на последовательность действий в процессе одевания.

Как говорит доктор Комаровский, кризисное время просто нужно пережить, набравшись сил и терпения. Важно понимать и уважать потребности и желания своего карапуза и быть для него достойным примером.

  • Здравствуйте, моему ребёнку 2,3 года, на празднике в саду отталкивает меня и не хочет, чтоб я брала её за руку или сидели вместе на стульчике, говорит уйди. У нас на праздниках родители принимают участие, все дети нормально идут с мамой за ручку, а моя нет и всё.

  • Ребёнок девочка, год и месяц, 2 недели отказывается от привычной еды: супов, мяса. Не отказывается от смеси, печенья и сладкого пюре. Стала есть куриные отбивные, но в очень малых количествах, новую еду категорически отказывается пробовать. Может ли это быть кризисом двух лет?

  • Если вы нормальные родители, то вы были невероятно довольны и горды, когда ваш ребенок впервые узнал себя в зеркале, но вы были готовы свернуть ему шею, когда около двух с половиной лет он встречал все ваши привлекательные и разумные предложения громким и решительным "Нет!". На первый взгляд может показаться, что первое событие стоит того, чтобы его отпраздновали, а второе указывает на наступление тяжелых времен и вызывает, по крайней мере, легкий ужас, если не ярость.

    В этих двух стадиях развития странно не то, что они отличаются, а то, что они представляют собой одно и то же. По-своему каждое событие свидетельствует о наиболее волнующем и загадочном чуде: у ребенка развивается осознание себя как личности.

    Стать личностью - это суть всего развития, и многое в этом процессе открытия себя приятно для родителей. Нам нравится, когда Джонни говорит: "Джонни хочет", и мы еще более довольны, когда у него возникает представление о себе, достаточное для того, чтобы сказать: "Мне хочется". Когда он доходит до драматического момента "Я хочу", мы бурно радуемся его развитию.

    Беда в том, что "я хочу морковку" должно по законам природы рано или поздно превратиться в "я не хочу никакой морковки". Быть личностью означает иметь свое мнение и представление о вещах.

    Конечно, замечательно говорить "да" жизни и миру, но, когда ты очень мал, все эти "да" относятся к вещам, которые за тебя решает кто-то другой. Первое "нет", - вероятно, самое громкое заявление, которое когда-либо может сделать ребенок, потому что это момент возникновения его как личности, которая говорит: "Я должна начать сама управлять своей жизнью".

    Ребенок, который упивается вновь обретенной властью, вводит родителей в сумеречное состояние; выйти из этого состояния им поможет хладнокровие, если они поймут, какое невероятное мужество требуется от него, чтобы перейти к стадии отрицания.

    Вот ты, маленький и хорошенький, живешь припеваючи, и все счастливы стоит тебе только улыбнуться, немножко поворковать и дать взрослым возможность все за тебя решать. Нет проблемы, надеть синий или зеленый костюмчик, не нужно планировать свой день, не надо принимать серьезных решений типа этого: есть или нет яйца всмятку. Просто посиживай себе на солнышке без единой заботы в голове.

    Затем постепенно возникает какое-то странное, навязчивое ощущение, что можно жить как-то иначе, чем в этом состоянии праздности, что от тебя ждут, чтобы ты хоть немного двигался вперед. Это же ты, а не мама, не папа, не тетушка и не сестра терпеть не можешь синюю пижаму, но любишь пирог с черникой и можешь слезть с горки сбоку, хочешь пожарную машину и не любишь, когда тебя укладывают спать раньше всех. По-видимому, уже пора объяснить это всему остальному миру, а тем самым и себе самому: существует личность, с которой надо считаться.

    Первое "нет" почти всегда вызывает реакцию паники, оцепенения и перегруппировки в стане противника. У мамы расширяются глаза и сжимаются губы, у папы краснеет лицо, и в его глазах читается: "Мне хочется тебя отшлепать", няня грозится больше не приходить, бабушка говорит: "Это не мой милый мальчик". Это "нет" - довольно опрометчивая шутка. Какое-то время кажется, что, когда ребенок говорит "нет", это только означает, что он хочет заявить о своем "Я", и это приводит родителей в замешательство.

    Мать говорит: "Дорогой, хочешь ли ты твое любимое пирожное с кремом?", и этот ненормальный ребенок, к которому она обращается, кричит: "Нет!" таким голосом, как будто ему велят сесть на электрический стул. Это "нет" относится и к омлету, и к походу в магазин, а, кроме того, ко всему, что он не любит. Когда ребенок очень мал, кажется, что говорить "нет" и быть личностью - это одно и то же.

    Конечно, это не так, и это недоразумение скоро прояснится, если родители не впадут в крайности. Если то, что ребенок говорит "нет" в 90% случаев, действительно страшно вас огорчает, если вы понимаете, что это уже дело принципа, если вы образуете два вооруженных лагеря, которые прекращают все попытки общения друг с другом, тогда ваш противник должен считать делом своей чести продолжать борьбу за самостоятельность таким несовершенным способом, поскольку у него нет времени попробовать другие.

    Если же, напротив, родители способны уважать то мужество, которое требуется ребенку, переживающему первый кризис самосознания, и если они могут относиться к этому с долей юмора и благоразумием, то он вскоре будет способен понять, что самостоятельность требует большего, чем чистое отрицание.

    Слово "нет" может стать для всех развлечением и игрой. Оно потеряет свою опасность, если мама скажет "нет" до того, как его произнесет малыш, и невзначай спросит: "Как насчет того, чтобы съесть немного рыбы на завтрак, Джонни?" - а затем, гримасничая, ответит себе: "Нет! Нет! Нет!"

    Когда вы говорите "нет" в ответ на все, что вам говорит ребенок, вы обращаете внимание на то, что для его развития будет лучше что-то другое, а не это глупое занятие. Я часто говорила дочери: "Тебе абсолютно запрещается при любых обстоятельствах чистить зубы и тебе нельзя ложиться спать до полуночи!" Если это говорится с широкой ухмылкой, это только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам.

    Уважать стремление ребенка к независимости - значит найти истинные способы показать ему, что вы понимаете, что он обретает собственную личность, у которой расширяются права и привилегии. Он не может понимать, что переход от беспомощного ребенка к отвечающему за себя взрослому требует долгого, долгого времени, но вы можете помочь ему прийти к этому пониманию быстрее.

    "Ты еще не настолько взрослый, чтобы переходить через дорогу один, но ты сейчас действительно достаточно взрослый, чтобы сам выбирать, что будешь есть на завтрак: кукурузные хлопья или яичницу с беконом". "Ты еще не настолько взрослый, чтобы решать, когда тебе идти спать, но ты уже достаточно взрослый, чтобы выбирать, где ты будешь играть днем: в парке или дома у приятеля".

    Первое "нет" требует немедленного осознания, что пришло время для более узаконенного выбора, для больших возможностей, чтобы определить, кто и что есть этот маленький человек и что ему нужно, когда он стоит здесь, произнося смело и вызывающе: "Я действую, следовательно, я существую"..

    Стадия "нет" становится негативной тогда, когда мы издаем боевой клич и превращаем ее в битву наших взрослых желаний с желаниями ребенка. Она становится позитивной, если мы можем радоваться рождению новой личности и уважать ее, принимая во внимание ее мнение и желание при совместном принятии того или иного решения.

    Вот вы стоите, трясясь от гнева, уверенные, что проиграли не только сражение, но и всю войну, потому что сын говорит "нет" купанию, "нет" овсянке и "нет" тому, чтобы снять ботинки. В этот момент вам поможет правильно оценить ситуацию и даже порадоваться его успехам то, если вы подумаете. "Против чего он сможет, я надеюсь, со временем возражать?" "Нет" - компании ребят, которые бьют окна по дороге из школы; "нет" - торговцу наркотиками; "нет" - участию в драке.

    Личность должна упражняться в том, чтобы быть личностью.