Родительское собрание 4 5 лет

12.05.2019

«Возрастные особенности детей 4-5 лет»

(Средняя группа)

Цель мероприятия:

  1. согласование с родителями целей и ценностей образовательной деятельности;
  2. обеспечение содержательной информации о жизни детей;
  3. повышать психологическую компетентность родителей. Учить родителей общаться с детьми в формах, адекватных их возрасту.

Материалы и оборудование:

  • презентация для родителей по содержанию программных целей и задач;
  • фото и видеоматериалы содержательной информации о жизни детей;
  • информационные справки для родителей по возрастным особенностям детей 4-5 лет (приложение №1).
  • Листы бумаги для изготовления самолетика.

Организация помещения : стулья расставлены в форме полукруга, на доске с помощью мультипроектора размещена презентация.

Предварительная работа.

  1. Оформление презентации «Знакомство с воспитательно-образовательной деятельностью ДОУ».
  2. Фото и видеосъемка организационных форм деятельности по формированию у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
  3. Изготовление информационных справок для родителей по возрастным особенностям детей 4-5 лет.
  4. Разработка проекта решения родительского собрания.

План собрания

1 часть. Проведение игры «Повзрослели»

Родители знакомят всех присутствующих с изменениями которые произошли с детьми за прошедший год.

Развитие органов чувств. Глаза.

Развитие органов чувств. Уши.

Развитие личности.

Ход собрания

1 часть. Проведение игры «Повзрослели» .

Вос-ль: Здравствуйте дорогие родители! Я предлагаю вам, рассказать о тех изменениях, которые вы увидели в своих детях за прошедший год.

2 часть. Выступление родителей группы «Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Воспитатель вызывает одного родителя, который будет изображать ребенка 4-5 лет (воспитатель усаживает его рисовать за маленький столик). Другой родитель зачитывает небольшую справку по опорно-двигательному аппарату.

Особенности опорно-двигательного аппарата.

(Зачитывает родитель.)

Вос-ль: Машенька, сядь пожалуйста ровно, выпрями спинку. Молодец! А теперь подойди ко мне, давай покажем, какая у тебя гибкая спинка. Спасибо, не забывай всегда сидеть ровно.

Развитие органов чувств. Глаза.

(Зачитывает родитель.)

Вос-ль: Данила, иди, поиграй с мячом, чтобы твоя спина и глазки отдохнули. Дорогие родители, берегите осанку и зрение ваших детей!

Развитие органов чувств. Уши.

(Зачитывает родитель.)

Вос-ль: Сашенька, у меня потерялась машинка, разреши ее поискать в нашем конструкторе.

Воспитатель громко выбрасывает весь конструктор из контейнера на пол, произведя много шума.

Вос-ль: Дорогие родители проводите борьбу с шумом и в домашних условиях когда собирается большое количество детей (на прогулке, на день рождении, в гостях друг у друга и т. д.)!

Затем воспитатель вызывает следующего «родителя-ребенка» и предлагает побегать вокруг стола и на сигнал «стоп» резко остановиться. Благодарит и просит сесть на свое место.

Вос-ль: Молодец, Катюша, ты у нас очень реактивная! А теперь заслушаем сообщение, о том, как развита детская нервная система.

Развитие высшей нервной деятельности.

(Зачитывает родитель.)

Вос-ль: Дорогие родители, наша «Катенька» замечательно выполнила задание, но не всегда наши детки могут выполнять все правильно и быстро, так как нервные процессы еще не развиты в полную силу. Не забывайте, пожалуйста, эту информацию.

Затем воспитатель предлагает всем родителям побыть детьми и выполнить из бумаги самолетик и хвалит «детей» (какой красивый, как быстро сделал, как аккуратно и т. д.), делая акцент на том, как важно поощрять детей похвалой.

Развитие личности

(Зачитывает воспитатель.)

Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи.

Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам.

Оперируя своими небольшими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты (снег белый, потому, что он похож на вату).

  1. Племяннице 4 года и 2 месяца, ей очень нравилось трогать мой живот, когда сынишка шевелился)) И в очередной раз, трогая мой живот, она мне задала вопрос:

    А что он делает? У него хоть игрушки там есть?

  2. Наташе 3 года 8 месяцев.

    Мама, я когда в животике у тебя сидела, там темно было?

    Да, доченька, темно.

    А разве папка туда свет не провел?

  3. Лизонька ела шоколадную конфету. Дедушка говорит: "Угости сестренку, не будь жадиной". Лиза протягивает двухгодовалой сестренке свою испачканную в шоколаде ручку и говорит: "На, облизывай".

Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка.

Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей, они должны обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока.

Дети 4-5 лет делят людей на «плохих и хороших», эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых. Так, большинство детей пятого года жизни считают сверстников плохими потому, что взрослый делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засыпают и т.п.

Репутация ребенка в группе, отношение к нему сверстников и его душевное самочувствие могут без всякого умысла со стороны взрослого непоправимо пострадать. Для этого достаточно частого выражения недовольства взрослого по поводу таких форм поведения, которые, хотя и создают организационные трудности, морально нейтральны, не зависят от ребенка и зачастую обусловлены его физиологическими особенностями.

В этом возрасте ребенок не просто накапливает много знаний и представлений об окружающем, предметах и явлениях которых он даже зачастую не видел, но еще у него возникают отношения к новым сферам жизни. Например, любовь к дельфинам, опасное отношение к акулам. Вы взрослые, не только даете знания ребенку, но и развиваете эмоциональный отклик: сочувствие и возмущение, уважение и интерес.

Вы воспитываете будущего гражданина Родины!

3 часть. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания, выработка решения родительского собрания.

  1. Учитывать возрастные особенности детей 4-5 лет при воспитательно-образовательном процессе.
  2. Принять к сведению цели и задачи образовательной деятельности дошкольников в средней группе.

Приложение №1

Информационные справки

Особенности опорно-двигательного аппарата.

(Зачитывает родитель.)

К пяти годам скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4-5 лет нельзя на физкультурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы.

Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушить осанку. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением одной и той же позы (например раскрашивание, игра в компьютер и т.д.), используйте разнообразные формы физкультурных (подвижных) пауз.

Развитие органов чувств. Глаза.

(Зачитывает родитель.)

Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами у ребенка мышцы глаза для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности.

Развитие органов чувств. Уши.

(Зачитывает родитель.)

Барабанная перепонка у ребенка 4-5 лет очень нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Из-за этого дошкольники очень чувствительны к шуму.

Если жизнь детей в группе постоянно протекает на фоне шума порядка 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падаюшие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему в дошкольных детских учреждениях должна проводиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

Развитие высшей нервной деятельности.

(Зачитывает родитель.)

Нервные процессы у ребенка среднего возраста далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. Этому свидетельствует бурные эмоциональные реакции, суетливость, обилие движений у ребенка. Тенденция к распространению этого процесса может привести к повышенной нервной возбудимости. Сравнительно трудно формируются процессы торможения. Поэтому чтобы научить детей 4-5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Нарабатывать навыки и умения надо постепенно с небольшим усложнением.

Родительское собрание в средней группе

Цель :

  • расширение контакта между педагогами и родителями ;

повышение педагогической культуры родителей ;

  • дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительных

особенностях .

Дата проведения: 06.10.2016.

Присутствовало: 9 человек.

План проведения

1. Вступительная часть. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 - 5 лет , особенностями образовательного процесса.

2. Обозначить задачи на учебный год.

3. Решение групповых вопросов .

Ход родительского собрания

1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители ! Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменились наши дети и что характерно для их возраста .

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
- Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.

Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать.
- Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове.
- Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром.

Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка.
- Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят.

Вам как родителям важно:

Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
- По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест.
- Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной ситуации.
- Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность.
- Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
- Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
- Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.
- Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
- Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Предлагаем вам поиграть!

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ЗАДАЧИ ДОУ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД:

1. В целях охраны и обеспечения здоровья детей продолжить работу по формированию здорового образа жизни в дошкольном учреждении и семье, расширив комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий.

2. Продолжать работу по повышению качества обучения детей, используя в образовательном процессе новую общеобразовательную программу «От рождении до школы» в дошкольных группах.

3. Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов по формированию элементарных математических представлений дошкольников.

Внутригрупповая работа

1.

Ознакомление с кружком « Маленькие экспериментаторы»

Коллекция камней

Помочь в обогащении предметно - пространственной среды группы (оформление уголка ФЭМП и физкультурного уголка).

2. Так же хотелось бы познакомить вас с сеткой НОД и режимными моментами.

НОД проводится с понедельника по пятницу. Время проведения занятия увеличилось до 5 минут по сравнению со 2 младшей группой . Всредней группе на занятия отводится 20 минут. Перерывы между занятиями от 10 до 15 минут. В день проводится 2 занятия.

3. Выбор родительского комитета . Состав прежний.

Ваши предложения : оставить родительский комитет в том же составе, частично заменить, избрать новый.

4. Решение групповых вопросов . Награждение грамотами и благодарностями родителей за активное участие в жизни детского сада.

5. Домашнее задание.

Написать полное имя своего ребёнка, рядом с каждой буквой имени - слово, характеризующее его характер, особенности личности, способности.

Например:

О - остроумная;

Л - ласковая;

Ь - загадочная:

Г - гордая;

А - аккуратная

6.Педагогический практикум .

Большую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Что значит родительские установки? Это те словесные обращения, высказывания к ребёнку, оценка поступков ребёнка. Соответственно эти обращения, эта оценка может носить как негативный, так и положительный характер.

Поэтому наша задача избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка.

Поучимся негативные установки трансформировать в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя.

Негативные установки

Позитивные установки

Горе ты моё

Счастье ты мой, радость ты моя

Плакса-вакса

Поплачь, будет легче...

Ну, всё готов раздать...

Молодец, что делишься с другими

Ты совсем, как твой папа, мама...

Папа у нас замечательный. Мама у нас умница.

Ничего не умеешь делать

Попробуй ещё, у тебя обязательно получиться

Неряха, грязнуля

Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен

Ты обижаешь маму, я уеду от тебя к другому ребёнку

Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый

Уйди с глаз моих, встань в угол

Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе

И в кого ты такой (некрасивый..)

Как ты мне нравишься

Ничего не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу

Держи себя в руках, уважай людей

Когда же ты научишься

Я помогу тебе

Что бы ты без меня делал?

Что бы мы без тебя делали?

Уж лучше бы тебя вообще на свете не было

Какое счастье, что ты у нас есть!

Если будешь так поступать с тобой никто не захочет дружить

Как относишься к людям, так и они будут относиться к тебе

Дорогие родители! Пожалуйста, следите за своей речью и не давайте детям отрицательные установки. Если же вы всё-таки оговорились, то поспешите исправить ситуацию, заменив отрицательную установку на положительную.

7. Совместная работа.

Викторина по ПДД для родителей.

РАЗВИВАЮЩАЯ РЕЧЕВАЯ ИГРА «Разрешается - запрещается»

Всем внимание, не зевайте, на вопросы отвечайте!

И проспекты, и бульвары -
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить мешать народу
Запрещается!

Быть примерным пешеходом
Разрешается!

Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,
Запрещается!

Уступать старушке место
Разрешается!

Если ты гуляешь просто,
Все ровно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.

Переход при красном свете
При зеленом даже детям
Разрешается!

Предлагаем вам помочь украсить макет к проекту по ПДД «Город маленьких пешеходов»

Примерная оценочная анкета после собрания «Изучение мнения родителей»

1. Ваше мнение о проведённой встрече?

Бесполезная

Едва ли полезная

Полезная

Очень полезная

2. Ваше мнение о предоставленной информации?

3. Как вы думаете, благодаря этой встрече будет ли вам проще общаться с вашим ребёнком?

4. Как часто необходимо проводить такого рода собрания?

1 раз в месяц

1 раз в квартал

1 раз в полгода

1 раз в год

Пожелания родителей

Родительское собрание

Цель: знакомство с особенностями развития ребёнка 4-5 лет.

Задачи: дать представление об особенностях физического, психологического и интеллектуального развития ребёнка 4-5 лет;

Выявить возможные проблемы и трудности и найти возможные пути из разрешения;

Найти способы сотрудничества родителей и воспитателей в процессе воспитания ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Особенности развития детей 4-5 лет»

Цель: знакомство с особенностями развития ребёнка 4-5 лет.

Задачи: дать представление об особенностях физического, психологического и интеллектуального развития ребёнка 4-5 лет;

Выявить возможные проблемы и трудности и найти возможные пути из разрешения;

Найти способы сотрудничества родителей и воспитателей в процессе воспитания ребёнка.

Перед началом собрания родителям раздаются цветки с 3 лепестками, каждый из которых раскрашен наполовину.

Ход собрания :

Всем нам известна фраза «Дети -цветы жизни». И сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам поиграть со мной в игру. Я дам вам в руки цветик-трёхцветик. Это ваш ребёнок. Каждый лепесток-это один из аспектов развития вашего ребёнка. Физическое, психологическое, интеллектуальное. Но лепесточки раскрашены только наполовину. На цветной половинке напишите, какой ваш ребёнок сегодня. А теперь на белой половинке лепесточка напишите, каким бы вы хотели, чтобы он стал.

А теперь вместе давайте посмотрим, что же происходит с нашим ребёнком на пятом году жизни. К чему нам нужно быть готовыми, чего постараться избежать, а на что нужно особенно обратить внимание.

Первый наш лепесток и первый аспект развития ребёнка – физический.

Родителям нужно особенно внимательно следить за физическим развитием ребёнка и ориентироваться на показатели нормы. Если становятся заметны какие-то отклонения, самое время заняться их корректировкой.

Общие физические возможности ребёнка в этом возрасте заметно возрастают. Движения его становятся всё более уверенными, развивается координация и ловкость.

Движение им по-прежнему необходимо.

Моторика активно развивается.

Ребёнок становится ловким и быстрым.

Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок быстро устаёт. Эту особенность необходимо учитывать.

Возрастает потребность организма в кислороде. Увеличивается ёмкость лёгких.

Сердце ребёнка ещё не совершенно в своём развитии, поэтому легко нарушается ритм. При сильных нагрузках сердечная мышца быстро устаёт. И если вы заметили у ребёнка одышку, покраснение лица, нарушение координации движений, необходимо переключить его на другой, спокойный вид деятельности.

Возраст 4 – 5 лет ещё называют «золотой порой» развития сенсорных способностей. Глаз ребёнка имеет одну особенность – его хрусталик имеет плоскую форму. Поэтому может отмечаться развитие дальнозоркости.

Развитие слухового аппарата так же несовершенно. Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда - особая чувствительность к шуму.

Стоит учитывать также, что нервные процессы в этом возрасте несовершенны. Преобладает процесс возбуждения. Поэтому не стоит удивляться бурным реакциям на происходящее и протестам.

Знакомство с физиологическими особенностями развития ребёнка поможет вам понять, какие же процессы происходят в маленьком организме и определить план своей деятельности в этом плане, не причинив вреда малышу.

Стоит принять во внимание, что именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать к нему. Лёгкая гимнастика, соблюдение режима дня, постоянные прогулки на свежем воздухе, правильное и рациональное питание помогут маленькому человечку развиваться гармонично и полноценно.

Психологическое развитие.

Становление личности маленького человека, его поведение в этом возрасте напрямую зависят от особенностей его психологического развития.

Зная и учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.

Ребёнок этого возраста стремиться к самостоятельности и уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.

Ребёнок учится понимать чувства других, сопереживать. Он сам ищет выходы из трудных ситуаций в общении.

В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он создаёт целые страны на основе своих фантазий, живёт в собственном мире сказок. Это позволяет ему чувствовать себя героем, главным действующим лицом и компенсирует недостаток внимания в реальном мире. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.

Именно бурное развитие воображения и фантазии играет с ребёнком злую шутку, порождая различного рада страхи и кошмары.

Игровая деятельность усложняется, становится более многогранной и насыщенной. Преобладает сюжетно-ролевая направленность игры, в процессе которой проявляются различные виды взаимоотношений: дружба, ревность, обиды, примирение, помощь друг другу.

Особо следует отметить развитие детской любознательности. Множество вопросов дети задают взрослым обо всём, что видят вокруг. Они много говорят, обсуждают увиденное и услышанное. И родителям необходимо учитывать это и ни в коем случае не отталкивать ребёнка. Отвечайте на все его вопросы. Не знаете ответа, найдите его вместе. Обсуждайте, экспериментируйте. И это ребёнок запомнит на всю жизнь.

В этом возрасте дети одинаково эмоционально реагируют как на похвалу, так и на критику. Поэтому стоит очень осторожно подбирать слова. Иначе не избежать развития внутренних комплексов, которые принесут потом немало неприятностей.

В возрасте 4-5 лет детей начинает интересовать их половая принадлежность. Они начинают выяснять, в чём отличие мальчиков и девочек. Нужно помочь ребёнку в этом, учитывая уровень его восприятия и понимания.

Зная все эти особенности психологического развития ребёнка, вам будет проще избежать многих проблем и выстроить правильную и четкую линию поведения с ребёнком.

Особенно тщательно нужно отнестись родителям к интеллектуальному развитию ребёнка. Ведь именно оно послужит залогом хорошей успеваемости в школе.

В этом возрасте ребёнку вполне по силам определить расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди; назвать основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник; назвать цифры от 0 до 9, сосчитать предметы, соотнести их количество с цифрой; сравнить разное количество предметов, понимать такие значения, как поровну, больше, меньше.

Для ребёнка 4-5 лет наиболее характерным является наглядно – образное мышление, но к концу 5 года оно постепенно переходит в словесно-логическое. Постепенно увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания.

Ребёнок умеет находить отличия и сходства между картинками, предметами, складывать по образцу постройки без посторонней помощи, разрезные картинки, несложные паззлы.

Но особенности нервных процессов позволяют ребёнку не отвлекаясь заниматься одним видом деятельности порядка 5 минут. Это стоит учитывать.

Кроме того, он способен назвать одну группу предметов обобщающим словом, находить лишние предметы, или недостающие фрагменты.

Речь ребёнка в этом возрасте развивается так же интенсивно. Ребёнок использует в речи примерно тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Его могут понимать не только родители, но и посторонние люди. Кроме того, он может поддерживать беседу, отвечать на вопросы и задавать их сам. Так же может назвать свои имя и фамилию и домашний адрес.

Для малыша не является трудностью запомнить и рассказать небольшое стихотворение, пересказать знакомую сказку, рассказ; описать животное или человека, называя характерные особенности и части тела или найти предмет по описанию.

Ребёнок активно интересуется окружающим миром. Он может отличить овощи, фрукты и ягоды, диких и домашних животных, знает некоторых насекомых,

Также по картинкам может определить время года и назвать его приметы.

В этом возрасте ребёнок уже может самостоятельно застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки, приводить в порядок свой внешний вид, управляться с ложкой и вилкой.

Кроме того, он умеет различать правую и левую руки, аккуратно заштриховывать и раскрашивать картинки, не выходя за контур.

Вы можете, учитывая его возрастные особенности, постараться обеспечить ему полноценное интеллектуальное развитие как залог его готовности к школе, его успешности. Но не забывая при этом о физическом и психологическом аспектах развития.

Не стоит также забывать о том, что именно в этом возрасте важно воспитывать в нём доброту, вежливость, ответственность, отзывчивость, любовь к труду. Именно в возрасте 4-5 лет все недостатки воспитания ребёнка перерождаются в отрицательные черты характера, которые исправить уже практически невозможно.

Если вы, опираясь на возрастные особенности ребёнка, выработаете для себя ряд правил и законов по воспитанию, это будет залогом воспитания полноценной, творческой гармоничной успешной личности в будущем.

На лепестках нашего цветка вы описали, каким видите своего ребёнка и каким бы вы хотели его увидеть. Осталось только определить, какие действия, качества нужны вам, чтобы достичь желаемой цели. Теперь, зная все особенности развития ребёнка в этом возрасте, напишите, как вы будете действовать.

Перед вами ваш цветок, ваш ребёнок. Вы знаете, какой он, понимаете, чего бы вы хотели достичь, и видите, как вам нужно действовать.

Но не стоит забывать, что ребёнок – это полноценная личность со своим характером, со своими предпочтениями, интересами и уровнем развития. Он уникален. И наша задача состоит в том, чтобы не подавить эту уникальность, а лишь помочь ей правильно развиваться.

Дайте детству состоятся!

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта, не вкратце,

Дайте дождиком умыться,

Дайте, как цветку раскрыться.

Не травите детство спором,

Не нудите разговором,

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите,

Зря за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель.

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу.

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

Дайте детству наиграться,

Насмеятся, наскакаться,

Дайте радостно проснуться,

Дайте в ласку окунуться.

Имейте в виду! Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать его к его особенностям. Лёгкая гимнастика, режим дня, постоянные прогулки, правильное питание помогут маленькому человечку развиваться правильно и быть здоровым.

Психология На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания. Стоит обратить внимание, что в 4-5 лет все недостатки воспитания у малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем будет сложно.

Стремление к самостоятельности. Ребёнок уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Творческие способности. Страхи. У ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазии. Этические представления. Дети учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении. Социализация. Ребёнок вливается в море окружающего мира. Игровая деятельность. Игра становится многогранной и сложной. Приобретает сюжетно-ролевую направленность

В это время ребенок без усилий может выучить стишок, короткую песенку. Активно развивается воображение, улучшается речь. Это – время разных «детских» вопросов и «почемучек». Интеллект

Важно! Не устанавливайте слишком много запретов и законов. Сдержанно реагируйте на обиду и гнев, умейте понять его чувства. Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Не внушайте постоянное чувство вины, разбирайте вместе сложные ситуации. Не рассказывайте и не показывайте страшилок. Оберегайте от психотравмирующих ситуаций. Интересуйтесь жизнью ребёнка вне дома, его творческими успехами. Посвящайте как можно больше времени совместным занятиям, будь то прогулка, закрепление каких-то полученных знаний, занятия творчеством, чтение книг или какое-то домашнее дело. Не относитесь к ребёнку как к малышу, не сюсюкайте, учитывайте его мнение.


Подготовила педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №109» Дубкова Т.И. г. Набережные Челны 2015 г.

Данное собрание проводится педагогом-психологом в начале учебного года.

Текст к презентации собрания «Возрастные особенности детей среднего возраста»

Сл. Четыре года – возраст, когда ребенок, вроде бы, уже и повзрослел, но, все-таки, еще маленький. В этот период от родителей потребуется максимум деликатности, чтобы мягко и незаметно для ребенка корректировать его характер.

Сл. По слайду – сравнительная таблица возраста 3-4 года и 4-5 лет.

Сл. Во время развития ребенка в 4 года изменяется его физическая активность. Он становится спокойнее, усидчивым, начинает сосредоточиваться на определенном каком-то занятии. Ребенок вытягивается, становится худым – в этот момент родители, заметив, что у него проступают под кожей ребра, могут начать усиленно кормить сына или дочь: но, как правило, это возрастные изменения, и увеличивать число приемов пищи не нужно. В четыре года можно начать заниматься спортом – плаванием, гимнастикой, лыжами, которые полезны для развития мускулов и общего повышения иммунитета. Раньше вы пытались успокоить своего малыша, а теперь, напротив, должны побуждать его больше двигаться. Психологи вместе с врачами советуют родителям больше гулять с ребенком на улице. Поскольку именно в этом возрасте у вашего чада появляются друзья и играть ему становится намного интереснее. Ребенка в возрасте четырех лет необходимо записать в какой-то хороший кружок или секцию. Отдайте преимущество спортивным занятиям и кружкам с развивающими играми. Поскольку во время спортивных занятий ребенок направляет энергию в правильное русло, к тому же такие занятия дисциплинируют характер малыша. Именно в этот период в развитии вашего малыша формируется привычка активно двигаться, а посещения таких секций помогут ускорить этот процесс.

Сл. Если ваш ребенок не посещает никакие спортивные занятия, то для развития моторики необходимо заниматься гимнастикой дома, играть на улице в разнообразные подвижные игры. Для развития мелкой моторики - продолжайте с ним заниматься рисованием, лепкой, но немного усложните задачу. Ведь ребенок в этом возрасте должен уже рисовать человека с одеждой и различными элементами.

Многие из родителей, которые имеют малыша в возрасте 4 года, часто начинают беспокоиться за его психологическое состояние. Поэтому начинают обращаться за помощью психолога. Поскольку замечают в ребенке необычные действия, пессимистическое настроение, иногда слышат от ребенка, что он никому не нужен. В большинстве случаев провокаторами подобных нерадостных мыслей становятся, как это ни парадоксально, сами родители, а решать проблему предоставляют почему-то психологам. В этот период психика ребенка очень уязвима, начинает чувствовать разнообразные эмоции, обиду, стыд или печаль. А раньше такие ощущения ему не были известны Очень остро воспринимается недостаток похвалы. Психологи отмечают, что основной причиной такого поведения является переходный возраст. Родители детей, которым исполнилось четыре года, часто допускают ошибку - стали меньше уделять внимание малышу. А ребенок наоборот в этом возрасте нуждается в большом внимании и похвалы. Поэтому советуем больше уделять времени своему чуду. Когда у ребенка что-то не вышло, не нужно сразу его ругать, ведь он старался, поэтому лучше похвалить его.

Сл. Стремление к самостоятельности

Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем мире.

Сл. Развиваются этические представления

Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Сл. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове.

Сл. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует своё магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи

Сл. Как играет ребенок в четыре года

В этом возрасте дети часто играют вместе, и их интерес к сюжетно-ролевым играм продолжается: можно играть в «детский сад» , «врача» , «шоферов» , «магазин» и «семью» . В «семью» с удовольствием играют и девочки, и мальчики – они переодевают кукол, укладывают их спать, катают в коляске и кормят, готовят обеды из подручных материалов.

Как ведет себя ребенок четырех лет

Сл. Благодаря тому, что ребенок много общается со сверстниками и играет с ними, у группы детей возникает свой собственный мир, свои секреты, которыми они могут не делиться с взрослыми. Тем не менее, общение с взрослыми очень насыщенно – 4-летний ребенок может задать за день около 400 вопросов. В этом возрасте у малыша возникает и повышенный интерес к самому себе – каким человеком он может вырасти, кем стать. Активность ребенка в задавании вопросов подавлять не надо: ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными – на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими. Ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Но ему мало этих сведений, и он обращается к взрослым: "Почему?" "Как?»

Сл. Память:

развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов (5 картинок)

Внимание:

Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут. Объем 5-6 предметов.

Речь:

Сл. увеличивается словарный запас до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Именно в этом возрасте малышу необходимо много читать, загадывать загадки: он это очень любит и легко запоминает прочитанное. Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. Речь малыша уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. Если большое количество звуков произносится неправильно, то стоит обратиться к логопеду. В это время ребенок начинает активно использовать в своей речи слова, которые он услышал от взрослых. Один малыш скажет что-то вроде «невероятно» , другой произнесет нецензурное слово. Смысла этих незнакомых слов ребенок, как правило, не понимает, поэтому сразу ругать его или восхищаться не надо – все зависит от окружения.

Сл. Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Если ребенку предложить план части групповой комнаты, то он поймет, что на нем изображено. При этом возможна небольшая помощь взрослого, например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане) .

Сл. Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки:

Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Рисует простой дом (квадрат и крыша) Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Коммуникативная сфера

Умение работать в паре со сверстникам по заданию взрослого

Умение брать на себя роли предложенные взрослыми

Сл. Родителям следует не препятствовать желанию малыша узнать как можно больше, и продолжать учить его общаться с окружающими: благодарить за помощь и подарки, объяснять, чего ему хочется, не мешать старшим во время разговора. В этом возрасте многие дети с удовольствием выступают перед окружающими с разными стихами и сценками, поэтому помогайте ребенку развивать свои артистические навыки и чувствовать себя на сцене естественно, но не настаивайте, если ему это не нравится.

Родителям четырехлетнего ребенка нужно определиться, какого человека растить: открытого, доброго и приятного или замкнутого и озлобленного эгоиста.

Дети, прежде всего, копируют взрослых, поэтому обратите внимание на свое поведение, на отношение друг к другу, на культуру поведения в семье. Если вам что-то в поведении ребенка не нравится, ищите «гвоздь» в себе. Лучшее воспитание – это пример гармоничных семейных отношений. И хотя воспитание детей - очень сложное дело, но для думающих и умных родителей, которые не только учат, но и учатся сами, освоить этот процесс возможно.

Внимательно относитесь к собственному выражению эмоций и поведению.

Пожелания в воспитании четырехлетнего ребенка:

  • Если родители находятся в ссоре или возбужденном состоянии, то ждать спокойного поведения от ребенка – даже и не стоит. Увидев злого родителя или родительскую ссору между мамой и папой, ребенок закатит истерику, пока те не успокоятся.
  • Если родители волнуются – ребенок испытывает волнение тоже. Это необходимо помнить. Ребенок копирует вас самих.
  • Если вы хотите, чтобы малыш вас слушался, старайтесь успокоиться сами.

Привлекайте детское внимание. Поймайте детский взгляд, посмотрите с ним на то, что его так заинтересовало, и постарайтесь это подхватить

  • Старайтесь коротко изъясняться. Как правило, ребенок лучше усваивает короткие и максимально понятные фразы.
  • Если ребенок не хочет слушаться – повторяйте ему несколько раз. Четырехлетний возраст имеет такую особенность – усваивать со второго, а порой и вовсе с десятого раза.
  • Будьте спокойны по отношению к своим детям, любите их.