Развитие речи. Тема: "Зимушка-зима".Средняя группа. Занятие по развитию речи на тему «Зима

18.07.2019

Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя прогулка

Тема: «Зимняя прогулка»

Программное содержание:
Образовательная область Развитие речи +Чтение художественной литературы»
Интеграция образовательных областей Коммуникация,Чтениехудожественной литературы, Познание (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность); Социализация (развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).
Тип НОД Познавательно - развивающая
Возраст детей 4-5 лет.
Форма проведения НОД прогулка по зимнему лесу
Форма организации подгрупповая, 10 детей
Виды детской деятельности коммуникативная (отгадывание загадок, ответы на вопросы, дыхательная гимнастика, лексико – грамматическое упражнение, рассматривание картины,); здоровье (двигательное упражнение); чтение художественной литературы (работа со стихотворением).
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе зимой
Задачи:
1.Образовательная.
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы в определенной последовательности, без повторов и пропусков существенной информации. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения. Закреплять умение разгадывать загадки.
2. Развивающая.Развивать восприятие к поэтической речи. Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.
3. Воспитательная. Воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям, инициативу, доброжелательность, бережное отношение к природе.
Материал: снежинки, макет зимнего дерева, картина «Весело зимой», презентация, рукавички.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о зиме.
Словарная работа: Пелена
Ход непосредственной образовательной деятельности :
1 часть
дети входят в зал
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Мы с вами знаем, что при встрече вежливые люди говорят друг другу.
(Здравствуйте).
Воспитатель: Посмотрите, какие наши гости добрые, улыбчивые, приветливые. Как захотелось с ними поздороваться, как сказать им наше, здравствуйте?
(С улыбкой, радостно, весело.)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
(Время года - осень.) (Воспитатель добивается полных ответов)
Воспитатель: Назовите, какая сейчас осень? (Поздняя осень)
Воспитатель: Правильно, сейчас поздняя осень, можно сказать, что идут последние деньки осени. Какое время года будет после осени?
(После осени следует зима.)
Воспитатель: Что происходит в природе с приходом зимы?Как мы узнаём о приходе зимы?
(На улице становится холодно, люди надевают тёплую одежду, озёра и реки покрываются льдом, выпадает снег, прилетают снегири, звери готовятся к зиме.)
Воспитатель: Правильно, ребята, по всем этим признакам мы узнаём о приходе зимы.
Затем воспитатель обращает внимание детей картину зимнего дерева стоящую на мольберте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наше дерево? Какое оно? (Дерево – зимнее).
Воспитатель: Посмотрите, здесь лежит письмо. Что там написано?
Письмо от снежинки:« Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Тополек»! Я и лесные жители: птицы и звери просят вас помочь.Капля дождя поссорилась со мной. Говорит, что она главнее и будет править и зимой..И не дает, мне вступить в свои права.
Воспитатель:А как мы будем играть и веселится на горке, если у нас будет идти дождь.
Ребята поможем?
Что происходит в природе с приходом зимы? (слайд №2)
(Воспитатель выслушивает ответы детей.)
2 часть
Лексико – грамматические упражнения: «Подбери действия и признаки»
Лес какой? (зимний)
Почему? (Много снега)
Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)

Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)
Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! За то что вы так хорошо Посмотрите, появился первый признак зимы, какой? (туча со снегом)
Зима - веселое время года или грустное?
(ТРИЗ) - почему веселое? (можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на коньках)
почему грустное? (можно заболеть, и нам будет грустно).
3 часть
Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь холодно, и отправиться в путь посмотреть, что ребята делают зимой! Ребята, а какую одежду носят люди зимой? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу. (завязываем» шарфик)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Рассматривание картины «Весело зимой»(слайд №3)
Воспитатель: Посмотрите на картину: Аня катает снежный ком - она лепит снеговика. Уля едет на санках с горки – ух, как быстро едет! Оля катается на коньках, а Игорь - на лыжах. Весело зимой!
Что делает Аня? (Аня лепит снеговика)
Что делает Уля? (Уля катается на санках)
На чем катается Оля? (Оля катается на коньках)
На чем катается Игорь? (Игорь катается на лыжах).
Попробуйте самостоятельно составить рассказ по картине «Зимние забавы»
(Выслушивается 2-3 рассказа)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появился первый признак зимы, какой? (снеговик)
4 часть
Пойдемте дальше. Кто живет в лесу? (звери)
Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие животные)
Угадайте загадку. (слайд № 4)
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Зимой беленький трусишка.
Кто это? (заяц)
И, правда заяц. Чей это след? (заячий)
А как заяц готовится к зиме? (меняет шерсть на белую)
Правильно, он меняет шерсть на белую и теплую, чтобы его не было видно на белом снегу, и не было, холодно зимой.
Интересно, заяц делает запасы к зиме? (зимой достаточно еды и он не голодает – грызет кору деревьев.)
Угадайте следующую загадку: (слайд №5)
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
орешки я грызу.
Кто это? (Белка)
Чей это след? (беличий)
Как белка готовится к зиме? (Белка меняет шерсть с рыжей, на серую)
А почему она меняет шубку? (Так белка прячется от врагов)
Чем же зимой будет питаться белка? (Она делает запасы)
А как другие животные готовятся к зиме? (слайд №6,7)
(волк и лиса меняют шерсть на теплую, а медведь, еж, бурундук впадают в спячку)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появились еще два признака зимы, какие? (заяц в белой шубке, белка в серой шубе).
Угадайте следующую загадку: (слайд № 8)
Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай!(Снегири)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие птицы).
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появились еще признак зимы.
Гимнастика для глаз «Снежинка» (слайд №9)
Что это такое? (Снежинки)
(слайд № 10)
Послушайте, как описывает зиму в своем стихотворении «Зима» Иван Захарович Суриков. (слайд № 10)
5 часть
Воспитатель читает отрывок из стихотворения.
Работа со стихотворением:
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала

Воспитатель задает вопросы по тексту стихотворения.
- Как поэт описывает снег в своем стихотворении? Какой снег?
Воспитатель выслушивает ответы детей и зачитывает строчку из стихотворения.
- Что происходит со снегом? (кружится и падает на землю)
- Что произошло утром? (поле забелело)
- Послушайте, как поэт описывает, что произошло утром с полем. (воспитатель зачитывает отрывок и объясняет значение слова
пеленою)
-Пелена –это сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
- А что произошло с лесом? (накрылся шапкой и заснул).
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?
Дыхательная гимнастика «Рукавичка»
Воспитатель:Ребята, когда мы одевались на прогулку мы забыли надеть рукавички. Надевайте их, они волшебные, если вы будете дуть на снежинки то согреетесь.
Воспитатель: Нам уже пора возвращаться в детский сад. (слайд № 11)
Двигательное упражнение «По снегу побежали».
(выполнение движений по тексту)
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)
Друг за другом дружно встали
И по снегу побежали! (бег на месте)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.
А в подарок снежинка вам приготовила подарки. Что бы, вы не забывали о признаках зимы.

Программное содержание:

  • закрепить представления об основных признаках зимы;
  • упражнять детей в подборе эпитетов к словам;
  • формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам;
  • упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе;
  • закреплять правильное склонение существительных в родительном падеже;
  • закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать согласование координации движения с речью;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • закрепить изолированное произнесение звуков С, З, Ш;
  • развивать мышление, внимание и память.

Оборудование:опора-схема для подбора эпитетов, снег в ведёрке, снежки на тарелочке; шишки, ватные палочки; бумажные снежинки на металлическом разносе, схема рассказа по теме “Зима”, картина на сравнение “Два снеговика”. ДВД диск “Уроки тётушки совы – Времена года”, аудио запись вьюги, СД диск “Пальчиковая гимнастика”.

Речевой материал:

  • Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.
  • Зима (какая?) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.
  • Снежинки (какие?) – ... (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
  • Кого можно увидеть в зимнем лесу? - ... (зайца, волка, белку, снегиря и др.)

Снегопад, вьюга, сугроб.

Организационный момент.

Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, но сделаем это особенно, чтобы наши гости запомнили таких хороших детей.

Коммуникативная игра “3дравствуйте”.

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

Здравствуйте!

Введение в тему:

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

“Если ветер злющий кружит,
Застеклялись за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам... (Зима)”

Ребята, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?

Медвежонок: “Мама мне сказала, зимой я должен спать.

Но что зимой бывает, мне хочется узнать

Вы мне поможете?”

Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?

Просмотр видео ролика с изображением картинки о зиме: ДВД “Уроки тётушки совы” Сначала мы посмотрим, что тетушка сова рассказывает о зиме. И ты, мишка, садись и послушай. (Просмотр ролика – мультфильма о декабре)

Какое время года на экране? (зима)

Как вы догадались? Дети называют, что увидели

Зима какая? Выставляем рисунок (морозная (рис1), холодная (рис2), вьюжная (рис3), метельная (рис4))

4. Пальчиковая гимнастика:

Медвежонок спрашивает: А что такое снег?

Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли.

Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х-Х-Х)

Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).

Шишки в руки мы возьмём
Наши ручки разотрём
Медвежонок – Мишка,
тоже бери шишку!
В руки перышки возьмём
И тихонько проведём

(чередуем шишки и пёрышки).

Мишка вам покажет свой способ, как согреть пальчики (Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками.)

Зачерпнём снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? (белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый).

5. Дыхательная и речевая зарядка Снег из чего состоит? Из снежинок Снежинки (какие?) – ... (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)

На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.

Падают бумажные снежинки на разнос

Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад ) Вот какой сугроб получился.

Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.

Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга ) Давайте послушаем, как воет вьюга. Включаю звукозапись с завыванием вьюги.

Проговариваем вместе с детьми:

Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: “3-з-з-з-э-з”.

(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)

Застонал лес от вьюги: “Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут Дубы! М-мм-мм-м”. (Громко, низким голосом.)
Стонут березы Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: “ш ш ш ш-ш-ш-ш”.
Стихает вьюги: “С-с-с-с-с-с.

(руки плавно опускать вниз)

6. Сравнение двух снеговиков. Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, (на плакате два снеговика) на полянке слепили двух снеговиков.

Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,
Он понять не может. Кто ему поможет.

Давайте посмотрим внимательно, они одинаковые? Чем они отличаются. Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий (дети находят отличие, называют его). - У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна и т. д. В конце считают количество снежинок.

Физкультминутка “Поиграем в снежки”

Ребята, из чего лепят снеговиков? Из комочков, снежков

Давайте и мы поиграем в снежки.

Диск с пальчиковой гимнастикой “Поиграем в снежки”

7 . Давайте поиграем в игру “Скажи какой ”:

Цель : упражнение в согласовании имён существительных и имён прилагательных, развитие крупной моторики.

Дети встают в круг. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч (снежок) ребёнку:

- (Саша), снег какой? (белый, холодный, рыхлый)

- (Настя), мороз какой? (сильный, трескучий, злой)

- (Марина), снежинка какая? (красивая, маленькая, ажурная)

- (Вика), снеговик какой? (большой, белый, холодный)

- (Никита), рукавицы какие? (тёплые, шерстяные, синие)

- (Вика), лёд какой? (холодный, прозрачный, бьющийся)

8. Рассказ о зиме

Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли. (На доске выложен рисунок рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)

Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.

9. Итог. Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я сколько налепил.

Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть )

Медвежонок расстроился. Не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.

Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже сосны, ели!
Всё, что есть в моём лесу,
Я засыплю, занесу!

(снежные комочки превращаются в сладкие)

Спасибо вам, ребята. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т.д.

И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.

Использованные материалы

  1. Мультипликационные ВРЕМЕНА ГОДА с тётушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до7-ми лет. DVD, Творческое объединение “МАСКИ”
  2. Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы, животные, деревня. Audio CD.
  3. Пальчиковая гимнастика. Audio CD.

ТЕМА: «Зимушка-зима»

Подготовила: воспитатель Романова О.А.

ЦЕЛЬ: Систематизация знаний детей об изменениях в природе зимой

Обучающие:

  • обобщить и активизировать словарный запас по теме;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • закрепить правильное произношение звуков «У», «С», «Ш»;
  • формировать умение различать на слух слова с определенным звуком;
  • закреплять умение воспринимать образ зимы в музыке, стихах, картинах.

Развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать связную речь, образность речи, творческое воображение;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать эстетическое восприятие красоты природы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение на прогулке за изменениями в зимней природе, ее явлениями (гололед, иней, снег); загадывание и отгадывание загадок о зиме; рассматривание альбома «Зима», тематическая выставка книг.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Практические : физминутка «Я мороза не боюсь»; дидактические игры: «Доскажи словечко», «Игра со звуками», «Игра с мячом», «Составь пейзаж»; артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»; дыхательная гимнастика «Снежинка».

Наглядные : рассматривание картинок «Зимушка-зима», игрушка Заяц, музыка.

Словесные: беседа, логические вопросы, загадки.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Демонстрационный: иллюстрации зимних пейзажей; CD диск с музыкой зима, игрушка Заяц, картинки «Зимушка-зима», снежинка(муляж), конверт.
  2. Раздаточный: картинки элементов пейзажа для зимнего пейзажа.

Ход занятия:

1.Орг.момент. Проводит игру «Приветствие».

Дети становятся в круг

Давайте поприветствуем друг друга

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй друг

Здравствуй весь наш дружный круг

Хорошо, когда мы вместе

Все на месте? Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись!

  1. Раскрытие темы занятия. Загадывает загадку :

Кто угадай - ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинками -

Над миром пушинками.(зима)

Показывает картины о зиме:

-Все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки.

«...Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась, клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов...»

Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой. Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима.

Предлагает послушать песенку зимы. Вносит игрушку Заяца, говорит от его имени:

- Здравствуйте, ребята. Я, Заяц.

Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит.

Подарки я храню с Нового года. Жду не дождусь нового! Потому что зима, мое самое любимое время года.

А вы, ребята, за что любите зиму?

3.Беседа «Зимой, что хорошо, а что плохо». Слушает рассказы детей, спрашивает:

- Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?(Обобщает ответы, подводит к выводу)

-Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед можно поскользнуться упасть и повредить себе что- нибудь. Очень опасно, когда сильные снегопады.

4.Игра на произношение звуков .

Берет в руки снежинку, которая хочет спросить у ребят какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?

Как завывает вьюга?(-у-у-у)

Как дворник метет снег?(-ш-ш-ш)

Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?(-с-с-с) Упражняются в произношении звуков.

Физкультминутка.

Я мороза не боюсь,

Я с ним крепко подружусь:

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать -

Прыгать, бегать, танцевать!

Включает веселую музыку. Под музыку изображаем ходьбу на лыжах, коньках…

5.Дидактическая игра с мячом: «Какой, какая, какое?»

Ловят мяч и согласовывают названное существительное с правильной формой прилагательного «зимний»:

Погода — зимняя погода, солнце — зимнее солнце, одежда — зимняя одежда, обувь - зимняя обувь.

6.Практическая деятельность

(2 команды собирают из разрезных картинок зимний пейзаж)

-Что такое пейзаж? Раздает из двух конвертов фрагменты картин двум подгруппам детей.

- Как у вас красиво получилось! Молодцы! Давайте составим рассказ.

-Какое время года изображено на картине? Где происходит действие картины? Какие краски использовал художник при написании этой картины? Что находится ближе к нам, на переднем плане? Что вдалеке? Какое название вы бы дали этой картине?

7.Дыхательная гимнастика . Предлагает представить себе, что на варежку упала снежинка…

… несколько снежинок. Пробуют ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох), (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы)

(вдох носом и медленный прерывистый выдох).

8.Предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко».

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (Зима )

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые … (Снежинки)

Меня не растили -

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

Глаза — угольки.

Руки — сучки.

Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба)

Зимой на ветках яблоки?

Скорее собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это … (снегири)

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, лохматый.

Уберем мы снег и лед

Во дворе... (лопатой).

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? … (лыжи)

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед

И мелькают огоньки.

Кто несет меня? … (коньки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

А если солнце ее припечет -

Заплачет она и — потечет... (Сосулька).

9.Итог занятия. Рефлексия.(дети на коврик ложатся, закрывают глаза)

Цель: развитие всех компонентов устной речи, воспитание интереса и любви к стихотворным произведениям.

  • обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
  • совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
  • воспитывать чуткость к художественному слову;
  • учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Оборудование: обезьянка, стихи о зиме (Сурикова И, Пушкина А.С, Садовского Н, Трутневой Е), картины о зиме: Чайковский П.И. «Времена года»,снежинки (для украшения группы).

Ход занятия.

1.Загадки: запорошила дорожки,

разукрасила окошки,

радость детям подарила

и на санках прокатила. (зима).

Обезьянка Чичи прислала письмо: Ждем в Африке. Не знаю, что такое зима.

  1. Какая бывает зима: белая, снежная, белоснежная, злая, тихая, ворчливая, метельная, холодная, морозная, вьюжная, шаловливая, изменчивая, капризная.
  2. Я буду зиму ругать, а вы хвалить, начинать надо со слова «зато».

— зимой идет снег, зато можно лепить снеговика;

— зимой холодно, зато можно кататься с горки;

— зимой дует холодный ветер, зато можно играть в снежки;

— зима заморозила речки, зато можно кататься на коньках;

— зима длинная и долгая, зато всегда за ней приходит весна;

— зима насыпала большие сугробы, зато можно в них кувыркаться.

  1. -А что есть у зимы, чего нет у другого времени года. (снег)

— А что такое снег? (замершие кристаллы воды).

— Что умеет делать снег? (падает, вьюжит, метет, сыплется, тает, кружится, танцует, хрустит, скрипит, идет).

— Какой бывает снег? (белый, пушистый, сверкающий, переливающийся, блестящий).

— Когда падает снег, как называется это явление? (снегопад).

— Большая гора снега, что это? (сугроб).

— Если дует ветер и летит снег? (метель).

— Если дует ветер и снег несется по воздуху и сильно-сильно кружится. (вьюга).

— Сильно ветер дует, идет частый снег, его несет ветер и ничего не видно. (пурга).

— Дует ветер и метет снег по земле (поземка).

  1. Послушайте стихотворение: Сурикова И. «Зима»

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно….

  • Какие картинки зимней природы вы мысленно себе нарисовали? (снег кружится, белое поле, лес в снегу).
  • Какие разные слова поэт подобрал, чтобы сказать о снеге. (белый, пушистый, падает, ложится, кружится).
  • С чем сравнивает поэт снег? (точно пеленою).
  • Для чего поэт использует разные слова. (чтобы описать красоту зимнего пейзажа, русской природы).
  • В стихотворение есть такие строчки (последнее стихотворение)

Как вы понимаете эти слова?

  • О какой шапке говорит поэт?
  • Как вы думаете, любит ли поэт русскую природу?
  • Как вы догадались, что любит? (у него в стихотворении такие красивые слова о природе).
  1. Повторное чтение с установкой на запоминание.
  2. Чтение детьми стихотворения «Зима» наизусть.
  3. Физкультминутка.

К нам пришла сейчас зима идут по кругу

Отдыхать теперь нельзя

В руки саночки возьмем приседание

И кататься мы пойдем

С горки вниз и далеко наклоны

Прокатились мы легко

Зима — зимушка пришла

Нам веселье принесла поворот вокруг себя.

9.Игра «Зимние слова». (если звук «с» — хлопнуть в ладоши перед собой, «з» — хлопнуть в ладоши над головой).

Санки, ледянка, лыжи, зимовать, снеговик, снежинка, поземка, снегопад, зима, зимовье, замерший, Дед Мороз, Снегурочка, Снежная баба, сугроб, метель, горка.

10.Пальчиковая гимнастика.

Художник – невидимка по городу идет круговые движения

Всем щеки нарумянит всех за нос ущипнет (взад – вперед катаем)

А ночью он, пока я спал сжимать поочередно каждым

Пришел с волшебной кистью пальчиком