Проект "Камни – это интересно". Проект "уральские самоцветы" Творческие проекты для детей про уральские камни

23.06.2020

Конкурс «Проектная деятельность младших школьников »

Введение

Я выбрал эту тему потому, что я коллекционирую камни уже 3 года, мне очень интересно открывать свойства камней и минералов. Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Когда я рассматриваю камни, как будто отправляюсь в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу.

На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку!

Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

Цель исследования - изучение разнообразия мира камней и минералов Пермского края.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности внешнего вида, свойств и разнообразия камней и минералов.
2. Систематизировать информацию о камнях и минералах, полученную из библиотек, музеев и других источников.
3. Собрать коллекцию минералов.

Объектом исследования - являются камни и минералы.

Предметом - свойства камней и минералов.

Гипотезы: Предположение 1: Допустим, что форма кристалла напрямую зависит от внутреннего строения. Предположение 2: Если кристаллы существуют в природе, то о них есть упоминание литературе.

В моей работе применялись следующие методы исследования: изучение литературы и интернет-информации, наблюдение, просмотр документальных фильмов.

Глава 1. Что такое камень?

С чего же начинается история камня? Академик А. Е. Ферсман говорил, что история камня начинается с отдаленнейших эпох существования человека. А разве до появления человека камень не существовал на Земле? Существовал. И это подтверждает геология. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части - земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории.

Камень это природный материал и горная порода, использующийся во многих областях промышленности, в том числе в строительстве. Самые распространённые виды минералов и горных пород в виде строительных и отделочных камней:

  • Гранит - природный камень магматического происхождения, который состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюд. Цветовая гамма: серый, красный, бордово-красный, красно-розовый, розовый, коричнево-красный, серо-зеленый, черно-зеленый с крупными светлыми вкраплениями. Одна из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала.
  • Известняк - природный камень осадочного происхождения, белого цвета, состоящий из карбоната кальция (кальцита).
  • Мрамор является самым популярным и элитным камнем среди натуральных камней.
  • Кварцито-песчаник - натуральный камень, монолит осадочного происхождения, породообразующим минералом которого является кварц. Цветовая гамма: желтые, бежевые, серые природные оттенки с ярко выраженным рисунком.
  • Песчаник - природный камень осадочного происхождения, состоящий в основном из частиц кварца. Цветовая гамма: желтые, желто-коричневые, серые, серо-зеленые природные оттенки.
  • Кварцит - природный камень, который относится к метаморфическим горным породам, состоящим в основном из кварца и слюды. Цветовая гамма: серо-зелёные и желто-коричневые природные оттенки, с серебристыми вкраплениями слюды.
  • Сланец - обобщённое название различных горных пород с параллельной слоистостью и способностью расщепляться на отдельные пластины; природный камень темно-зелёного, серого, коричневого, жёлтого, красного и др. оттенков.
  • Порфир - природный камень, который относится к мелкокристаллической магматической горной породе с крупными включениями кристаллов кварца. Цветовая гамма: темно-красные, коричневые природные оттенки, с черными вкраплениями.
  • Доломит - природный камень осадочного происхождения, состоящий целиком из минерала доломита. Цветовая гамма: розовые, желтые природные оттенки.
  • Оникс является декоративно-поделочным камнем. У этого камня необычная расцветка, красивые и тонкие полоски придают ему необычную красоту.

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов, мостов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень может стать украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов.

В современном строительстве чаще всего натуральные камни используют при внешней и внутренней облицовке зданий. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои.

Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство. Природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу.

Вывод. Я выяснил, что камень это природный материал и горная пород. Самые распространённые виды минералов и горны пород в виде строительных и отделочных камней.

Природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Камень используется во многих областях промышленности, в том числе в строительстве.

Глава 2. История возникновения минералов

Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Они самые первые свидетели геологической истории Земли.

Современное определение звучит так: минерал - это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение и состав, который можно выразить химической формулой. То есть минералы - это кристаллы (или кристаллики), их можно пощупать, измерить, взвесить или хотя бы увидеть, пусть даже в лупу или микроскоп. само понятие «минерал» возникло относительно недавно.

Конечно, оно было совершенно незнакомо первобытному человеку. Ничего не знал он и о химических составах и кристаллических структурах. Вокруг он видел просто камни, и ему достаточно было знать те их свойства, что были важны при изготовлении примитивных орудий и сооружений. Но находки археологов указывают на тот любопытный факт, что отдельные минералы (как мы назвали бы их сегодня) были интересны древнему человеку независимо от их практического использования.

Для чего, например, понадобился ему куб галенита, через десятки тысяч лет, в 1986 г., найденный американскими археологами при раскопках палеолитических курганов Долины Миссисипи? Ведь галенит, как известно, не валяется под ногами где угодно. Древний человек мог подобрать его не ближе чем в сотне километров от места раскопок, там, где рудная залежь полосы Вайбернум - Тренд выходит на поверхность земли. Свидетелей этого события нет, и нам остается предположить, что кристалл галенита заинтересовал человека необычным видом - блеском, тяжестью.

До начала XVI столетия все еще не знали разницы между минералами как таковыми и горными породами, окаменелостями, рудами, а также искусственными продуктами.

Сам термин «минерал», насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал «то, что из рудника», «ископаемое». Намек на практическое отношение к минералам был отражением более зрелой стадии разделения труда и, соответственно, дифференциации знания: из понятия минерала исключались искусственные тела. Но к минералам все еще относили любые ископаемые: и обломки горных пород, и окаменевшие остатки животных и растений, а также воду, нефть, каменный уголь. Потребность разделить понятия еще не назрела.

В эпоху Ренессанса расцвет промышленного производства и торговли увеличил спрос на металлы, особенно цветные и благородные. Спрос вызвал интенсивное освоение рудных месторождений, развитие горного дела и металлургии. Возникли новые вопросы к науке, прежде всего, относительно рудных минералов и их спутников в рудных жилах и залежах. С этого началась минералогия как наука.

Ежегодно открывается 40-60 новых минералов. В наше время это обычно какие-нибудь налеты или отдельные зернышки, ведь минералы, образующие большие кристаллы и крупные скопления, уже были замечены и открыты в прошлом.

С развитием человеческого общества и освоением природы выявлялись все новые полезные свойства камня, расширялось его применение, и усложнялась его история. Поэтому современная жизнь немыслима без камня.

Вывод. Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Термин «минерал» впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал «то, что из рудника», «ископаемое». Ежегодно открывается 40-60 новых минералов. Современная жизнь немыслима без камня.

Глава 3. Полезные камни

Галит - природный минерал класса галоидов, подкласса хлорид натрия. Для обычного человека - это каменная поваренная соль, которая ежедневно употребляется им в пищу. История минерала уходит в эпоху зарождения жизни на планете, когда вода в мировых океанах уже была соленой. Именно поэтому Древние греки назвали его «галитом», что означает «море», «соль».

Химическая формула галита - NaCl, включает 60,6% хлора и 39,4% натрия. Чистый минерал прозрачный, непрозрачный или просвечивающий, бесцветный или белый со стеклянным блеском. В зависимости от дополнительных примесей может иметь оттенки: при окиси железа - желтые и красные тона, органических включениях - цвета от бурого до черного, примесях глины - серые оттенки. Интересный синий и сиреневый цвет придает галиту примесь сильвина (хлорида калия).

Крупные залежи галита были сформированы сотни миллионов лет назад в Северной Америке и Евразии в Пермский период, когда этим территориям был свойственен жаркий и сухой климат.

В современности каменная соль в больших количествах добывается в России - в Соликамском и Соль-Илецком месторождении Урала, Усолье-Сибирском бассейне, расположенном в окрестностях Иркутска, районах Илецка Оренбургской области, Сольвычегодском месторождении Архангельской области, а также Верхнекамском районе, расположенном в окрестностях Перми. Самосадочный галит разрабатывают в Нижнем Поволжье и прибрежных районах озера Баскунчак Астраханской области.

Каменный уголь. Каменный уголь - это осадочная порода, которая образуется в результате разложения остатков растительности (папоротников, хвощей, семенных растений). Основными видами угля по классификации являются: уголь антрацит, бурый уголь, каменный уголь. Добыча угля ведётся открытым (карьерным) и закрытым (шахтным) способом. Уголь применяется для отопительных, энегретических, сельскохозяйственных (в виде удобрений) и других отраслях промышленности. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он позволил совершить промышленную революцию, которая в свою очередь способствовала развитию угольной промышленности, обеспечив её более современной технологией.

Гранит. Гранит является распространенной горной кристаллической породой, залежи которой расположены по всей планете. В переводе с латинского «гранит» обозначает «зерно», что характеризует структуру камня. Это застывшая интрузивная магма, которая не успела подняться на земную поверхность, и образовала крупнозернистые кристаллы гранита.

Основную долю минерального состава гранита в количестве 60-65% занимают полевые шпаты. 25-30% включений приходится на кварц, и малый процент отводится темноцветным минералам - роговой обманке и биориту.

Гранит имеет высокие показатели твердости, прочности и плотности. Камень в 2 раза прочнее мрамора, а его плотность достигает 2600 кг/м³. Он устойчив к низким температурам, влаге и загрязнениям. Камень подвержен плавлению при температуре от +700°С.

По химическому составу гранит является кислой породой, состав кислотности которой можно определить по количеству двуокиси кремния. Чем выше процент двуокиси кремния в граните, тем светлее окраска минерала. Месторождения гранита имеют мировые масштабы, и расположены по всей планете. Более 50-ти месторождений гранита разных видов находится в России. Залежами минерала богаты Хабаровский край и Забайкалье, Воронежская, Свердловская и Челябинская области, Карельский перешеек и Урал.

Мел. Кто из нас не знает мела? Чьи карманы и пальцы не пачкал кусочек легкого камня цвета снега? Кому не известно счастье художественного творчества «мелового» периода? Кто, будучи подростком, не исследовал свойства мела в «пузырящихся» опытах, не рассматривал меловой мазок под микроскопом?

Минеральный мел - свидетель эпох, миновавших десятки миллионов лет назад. Осознание этого факта меняет восприятие привычного материала. Имея биологическое происхождение, камень мел свойства свои почерпнул у организмов, живших в незапамятные времена.

Меловым периодом именуется промежуток времени, охватывающий около 80 млн. лет во времена господства динозавров. Теплые и мелкие (30-500 метров глубины) моря той поры давали приют мириадам мельчайших моллюсков, строивших свои скелеты и раковины из добываемого из воды кальция.

Останки этих существ, скопившиеся в донных отложениях многометровыми пластами, и превратились, в хорошо нам знакомый, мел. В процентном отношении минерал мел разделяется на следующие части:
обломки скелетов - около 10%. Речь идет не только о простейших существах, но и о многоклеточных животных, наделенных способностью извлечения и концентрации солей кальция в тканях.

Вывод. Я узнал, что есть полезные камни, такие как: галит - природный минерал; каменная поваренная соль, которая ежедневно употребляется им в пищу; каменный уголь был первым, из используемых человеком, видов ископаемого топлива; гранит имеет высокие показатели твердости, прочности и плотности; хорошо нам знакомый, мел.

Глава 4. Самоцветы

Камни-самоцветы олицетворяют красоту, которую преподносит нам природа. День ото дня, год за годом, она растит в своих недрах сказочное великолепие, что предстает перед нами в виде дивных линий и причудливых цветов и оттенков камней-самоцветов.

Природа насчитывает огромное количество цветных, полудрагоценных и драгоценных камней, приблизительно около 160 видов, но особенно ценных среди них всего около тридцати видов - алмаз и сапфир, рубин и изумруд, турмалин, топаз, александрит, опал, аметист, бирюза, жемчуг - эти камни особо ценятся.

Первые упоминания о самоцветах найдены на глиняных табличках Вавилона, которые были созданы около шести тысячелетий назад, и рассказывали о священных амулетах- талисманах из сердолика, нефрита и лазурита. В Древнем Египте любовь к драгоценным камням было просто огромной - их использовали для украшения одежды, зданий, мебели и даже кухонной утвари. Египтянам были известны практически все драгоценные камни.

Во времена Средневековья очень многие ученые увлеклись изучением магических свойств камней, описывались минералы и их целебные и магические свойства.

Но привлекали к себе людей гораздо больше не магические свойства, а красота камней - кольца, серьги, ожерелья, изготовленные ювелирами, украшали королей, царей, а об украшениях калифов и раджей, ходят легенды, им до сих пор нет аналогов.

Недавно я узнал о лечебных воздействиях камней (минералов) на организм людей. Этот раздел называется литотерапия. Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.

  • Авантюрин - уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.
  • Аквамарин - снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.
  • Александрит - успокаивает, способствует открытости, общению.
  • Алмаз - улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.
  • Аметист - снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.
  • Бирюза - уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.
  • Жемчуг - укрепляет память, приносит покой и умиротворение.
  • Изумруд - устраняет аффекты.
  • Кораллы - укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.
  • Лазурит - улучшает остроту зрения, уменьшает боли.
  • Малахит - стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких.
  • Нефрит - стимулирует работу почек.
  • Опал - усиливает чувство интуиции.
  • Сапфир - помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет от бессонницы.
  • Сердолик - укрепляет зубы, стимулирует речь.
  • Топаз - влияет на щитовидную железу.
  • Хрусталь - улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.
  • Янтарь - стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.

Вывод. Природа насчитывает огромное количество цветных, полудрагоценных и драгоценных камней, приблизительно около 160 видов, которые привлекали к себе людей магическими свойствами, лечебными воздействиями и красотой камней.

Глава 5. Как стать коллекционером

Я был совсем маленьким, когда впервые заметил на дорогах села Воскресенское, куда я приезжал на лето к бабушке и дедушке, необыкновенной красоты камень. Он переливался всеми цветами радуги, имел странную форму. Как объяснил мне дедушка, это был шлак, отработанный побочный продукт от производства меди, которую выплавляли почти 300 лет назад на местном Воскресенском медеплавильном заводе.

Мне стало очень интересно, что такое камни, какие они бывают. Я стал интересоваться ими, собирать их, у меня появилось желание знать о них всё больше и конечно каждый раз пополнять свою коллекцию камней и минералов.

Можно просто собирать красивые привлекательные образцы, а вот сбор минералов и пород, который показывает, как образовались минералы или, какое геологическое строение имеют и коллекционирование приобретает черты научного исследования.

К формированию коллекции существует несколько подходов. Можно собирать минералы по классам согласно справочнику, по месторождениям и районам, по геологическим процессам их образования, по принципу использования в промышленности. Интересна коллекция по таблице Менделеева, где большинству элементов соответствовали бы минералы, в форме, которых они существуют в природе.

К каждому образцу непременно должна прилагаться этикетка, на которой указано название минерала, месторождение, дата сбора, номер по каталогу. Вообще советую не полагаться на память, а тщательно каталогизировать свое собрание, когда оно с годами будет насчитывать сотни или тысячи образцов, немудрено совершенно запутаться без ведения записей.

Номер следует нанести тушью на маленький кусочек лейкопластыря или на белую нитроэмаль на не самой привлекательной части минерала.

Немного о хранении. Разумеется, организовать дома музейную витрину не всегда получается, однако стоит озаботиться, чтобы образцы не пылились, не бились друг о друга, не падали на пол. Не держите на открытых полках минералы, которые могут обесцветиться под действием солнечного света (например, аметисты). Для не слишком хрупких образцов удобны зип-пакеты, прочие следует держать в индивидуальных коробочках с вложением этикетки.

Большинство минералов можно мыть обычной водой, но все же загляните в справочник, иные могут требовать специфической чистки. Скажем, карбонаты покрываются налетом при мытье с мылом, легкорастворимые минералы, разумеется, в воде полоскать не стоит.

Сульфиды подвержены окислению, грани тускнеют, появляется характерный запах. Гигроскопические и обезвоживающиеся минералы целесообразно покрыть защитным бесцветным лаком. Опалы со временем мутнеют и разрушаются, необходимо периодическое погружение их в воду.

Вывод. К формированию коллекции существует несколько подходов.

Можно собирать минералы по классам, по месторождениям и районам, по геологическим процессам их образования, по принципу использования в промышленности, по таблице Менделеева. Хранить камни минералы нужно, учитывая их свойства.

Заключение

Проведя свое исследование, я установил, что:

  • из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
  • известно около 3500 видов минералов;
  • процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
  • единственный минерал, который можно употреблять в пищу - галит, или поваренная соль;
  • минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
  • искать минералы для коллекции можно везде!

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.

Мне очень интересны минералы и камни и я буду продолжать собирать коллекцию минералов.

Список использованной литературы

1. Большая серия знаний. Планета Земля. - М.: ООО «Мир книги», 2004.
2. Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: «Педагогика-Пресс», 1996.
3. Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. - М.: РОСМЕН, 1997.
4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт.-сост. В.А. Маркин. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
5. Минералы. Сокровища Земли. - ООО «Де Агостини», 2009.
6. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. - ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
7. http://klopotow.narod.ru/soveti/min_1.html

Выполнил: Аничин Александр, ученик 4 «Б» класса, г. Пермь. Научный руководитель: Оборина Е. А., классный руководитель 4 «Б» класса.

Презентация. Камни и минералы Пермского края

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Я старалась найти интересную познавательную тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия детей с неживой природой и древней мировой историей каменных изваяний, этнической культурой нашего региона.

Мы живём в маленьком красивейшем таёжном городке где добывают железную руду, по сути, мы ходим ногами по кладу. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась коллекция из камней. Но со временем она переросла в мини-музей истории древних камней - мегалитов, менгиров Хакасии.

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта мини-музей «О чём говорят камни». Знакомство детей с культурой хакасского народа менгирами, разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

Первый этап - подготовительный.

Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана. Работа с родителями.

Второй этап - практический.

Собрали экспонаты для мини-музея, привлекла педагогов и детей других групп. Совместная деятельность осуществлялась через интеграцию образовательных областей. Организация выставки книг: энциклопедий, художественной литературы по теме проекта. Оформление фото альбомов: «Какие бывают камни», «О чем говорят камни». Составление литературного сборника «Сказания о камнях». Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм.

Третий этап - создание мини-музея.

  • Оформление мини-музея.
  • Представление экспонатов мини-музея детям других групп.

Четвёртый этап - обобщающий.

  • Создание электронного фотоальбома.
  • Оформление проекта и его презентация на педагогическом совете.

В результате работы над проектом повысилась познавательная активность у ребят. Они узнали о свойствах камней, их особенностях, значение и применение человеком, о полезных ископаемых России, Хакасии. Дети познакомились с культурой и бытом хакасского народа, выяснили, что хакасы создавали менгиры для проведения ритуальных обрядов, и лечения от различных недугов. Расширился словарный запас дошкольников, ребята научились искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Повысилась степень участия родителей в жизни группы.

Условия реализации. Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР - ДС «Дельфин» в подготовительной к школе группе под руководством воспитателя данной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 4месяца.

Приложение: Творческий проект «О чём говорят камни».

Проект "Загадочные камни"

Интеграция образовательных областей: ПР, ХЭР, РР, СКР, ФР.

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

  • Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
  • Продолжать учить вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения. Формировать умение формулировать выводы.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах.
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Материалы и оборудование:

мультимедийная презентация, посылочный ящик, большой конверт, коллекция камней, лупа, стакан с водой, ложечка, салфетка, цветные карандаши (на каждого ребенка) .

Организационный момент

(Дети сидят полукругом перед столом и экраном.)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях.

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни.

Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №2) Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой (слайд№3) . Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?

(Предположения детей)

Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море, имеют более острые края (слайд №4) . В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №5) . - Для чего ещё служит камень человеку?

(Предположения детей)

Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №6-9) . Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 10) . Как вы думаете, почему?

Дети: камень очень прочный.

Также делают совсем необычные памятники (слайд № 11) .

Воспитатель: А вот в древности использовали большие камни как указатель на дороге.

Раздается стук в дверь

(Помощник воспитателя извиняется и передает воспитателю посылку) .

Воспитатель: Интересно, от кого же пришла нам посылка?! (Читает адрес отправителя «Институт геологии» ) . Ребята, что это значит?

Дети: высказывают предположения.

Воспитатель: Геология – это наука, которая изучает строение Земли и полезные ископаемые. В том числе и различные камни. Давайте посмотрим, что же внутри посылки (открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо имеется (читает) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней и отметить их в исследовательских таблицах. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи» . Ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.

(Дети проходят к столам с оборудованием. Воспитатель раздает камни и листы исследования) .

Воспитатель: Мы будем, как настоящие ученые исследовать свойства камней. Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Но прежде чем приступить к исследованию, мы немножко разомнемся и отдохнем.

Физкультминутка «Это лёгкая забава»

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: На каждом столе лежит все необходимое. Результаты исследований будем записывать в таблицу.

Для начала рассмотрим камень через лупу. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры) . Начнем записывать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу карандашом такого же цвета как ваш камень.

Блестит камень или нет?

Какой ваш камень на ощупь? Гладкий он или шероховатый, ровный или с острыми уголками? Погладьте свои камни пальчиками.

А сейчас мы посмотрим, прозрачный наш камень или нет. Посмотрите на свет сквозь свой камень. Что вы видите? Пропускает камень свет или нет?

Посмотрите на наш лист исследования. Как вы думаете, какой эксперимент мы проведем теперь? Правильно, мы будем определять, тонет камень в воде или нет.

Наши камни в воде. Растворяются они или нет? Попробуйте аккуратно помешать камень ложечкой в воде. Отметьте нужную клеточку.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.

(Воспитатель и несколько детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования) .

Воспитатель: Мы с вами выполнили просьбу ученых. Пора закрывать нашу лабораторию и отправить результаты нашей работы в институт геологии (Дети складывают листы исследования в большой конверт и запечатывают) .

Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить работу с камнями. Давайте в свободное от занятий время изготовим панно из камней. Вы согласны? Чтобы вы хотели изобразить?

(Ответы детей)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Калининский детский сад»

Информационно-познавательный,

творческий проект для детей 4-5лет

«Удивительные камни»

в рамках тематической недели «Камни»

(с 11.07.2016 - 18.07.2016 г.)

Пустобаева Надежда Александровна

Тип проекта: познавательный.

Признак проекта: экологический.

По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (неделя).

6. Предмет изучения: предметы неживой природы – камни.

Основные направления проекта:

Познавательно-исследовательское.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое.

Цели и задачи:

1. Познакомить детей со свойствами разных камней.

2. Научить выделять признаки камней, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения для характеристики их особенностей.

3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.

4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного происхождения.

5. Познакомиться с новым - модульным - видом изобразительной техники.

6. Научиться создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).

7. Научиться конструировать постройки по элементарному чертежу из камней.

8. Расширить представление детей об уральских самоцветах, природе и людях этого края.

Методы, используемые в реализации проекта:

Исследовательские: наблюдения в природе;

Наглядные: иллюстрации, фото, природные объекты;

Слушание музыкальных произведений;

Презентации, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы;

Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации по реализации проекта:

игровая деятельность: дидактические, подвижные игры;

художественно-творческая деятельность детей и родителей, воспитанников (пластилинография, бумагопластика, творческие конкурсы.);

трудовая деятельность (сбор камней на участке детского сада);

НОД.

Ресурсное обеспечение проекта:

Методический инструментарий.

Наглядный материал:

а) камни настоящие и искуссвенные, на иллюстрациях;

б) настольно-печатные игры по экологии;

в) дидактические игры по экологии;

План реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный

Деятельность педагога. Деятельность детей. Взаимодействие с семьёй.

1. Подбор литературы о камнях: стихов, загадок, пословиц, примет.

2. Выявление уровня знания детей о разнообразии камней.

3. Создание предметно развивающей среды по теме проекта:

Предложить родителям принести для мини-музея поделку из камня и краткую информацию о камне, из которого сделана поделка.

Консультация для родителей «Уральские камни-самоцветы», «Техники росписи камней». Приложение 1, 4.

Презентация «В гостях у Изумрудика».

2 ЭТАП – реализация проекта

День недели

Формы работы

Цель

Понедельник

Просмотр и обсуждение презентации «В гостях у Изумрудика». У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Поэтому камни можно встретить везде.

Формировать познавательную активность детей при исследовании свойств камня. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков на камне.

Художественное творчество «Ягода» роспись по камню

Познакомить детей с декоративной оформительской техникой и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики. Учить составлять многоцветную гармоничную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус.

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый. Опыт №2. Цвет.

Опыт №3. Самый большой и самый маленький.

Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов.

Музыка.

Слушание музыки: С. Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор.

Вторник

Беседа « Мир камней».

Познакомить с понятиями «коллекция», «коллекционер» показать разнообразие камней по форме, цвету, величине, фактуре; создать условия для эмоционально-эстетического восприятия; вызвать восхищение удивительными природными творениями

Дидактическая игра: « Опиши камень».

Учить детей классифицировать камни по признакам.

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий. Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий. Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий. Опыт №7 . Цвет.

Опыт №8. Звук.

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов.

НОД «Уральские камни»

Среда

Художественное творчество (лепка+рисование) «Гриб съедобный – несъедобный».

Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания с помощью разнообразных техник и материалов.

Тема: « Эти удивительные камни».

Способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря,

Опыт №9 камень и гвоздь

Опыт №10,11, 12, 13 свойства камней

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней и их свойствами и назначением.

Чтение и обсуждение сказки П.П. Бажова "Каменный цветок".

Познакомить детей с творчеством русского народа. Учить эмоционально и выразительно передавать содержание прозаического текста в речи. Расширить представления детей о многообразии произведений, в которых воспевается красота камня, уважение народа к данному природному явлению.

Развить умения и навыки работы с различными камнями, как с декоративным материалом,

Четверг

Конструктивное творчество Тема: «Из чего построить дом?».

Развивать интерес к изучению камней, умение их исследования. Активизировать речь и обогащать словарь детей словами, обозначающими свойства предметов: камень: твердый, крепкий, тяжелый, не впитывает воду;

Опыт №13,14, 15, 16 свойства камней

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, развивать навыки классификации.

Чтение и обсуждение сказки П.П.Бажова "Каменный цветок".

Продолжать знакомство с творчеством П.П. Бажова, его литературными героями.

Художественно-творческая деятельность. Выкладывание контурных рисунков камешками.

Развить умения и навыки работы с различными камнями, как с декоративным материалом, развитие фантазии и творческого подхода к выполнению работы.

Дидактические игры с камнями: «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд», настольно-печатные игры «Живая, неживая природа».

Развитие сенсорных способностей, мелкой моторики.

Инд. работа «Собери камешки»

Профилактика плоскостопия (по желанию детей).

Создание мини-музея «Чудо земли уральской».

3 ЭТАП – заключительный.

    Выставка творческих работ « Грибы на поляне».

    Коллективная композиция, фотовыставка о детском творчестве «Ягодное угощение» (сотворчество родителей и детей).

    Выставка «Волшебное превращение камешков»

    Организация мини-музея «Чудо земли уральской».

Результаты проекта:

1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

2. Освоили нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

3. Проявляют позитивное отношение к объектам природы.

4. 65% родителей проявили активное участие в реализации проекта, осознали значимость данного проекта для всестороннего развития детей.

УРАЛЬСКИЕ КАМНИ-САМОЦВЕТЫ.

На Урале, богатом камнями-самоцветами, с древних времен развивалось декоративно прикладное искусство - художественной обработки камня.

В глухих деревнях Урала, работали кустари-горщики, которые находили и извлекали из земли камень, а затем обрабатывали его в домашних условиях. Особый расцвет этого промысла приходится на начало XVlll века, когда на территории Урала появились первые фабрики по обработке камня.

На предприятиях обрабатывали малахит, орлец, яшму, мрамор, горный хрусталь, лазурит, змеевик и прочие камни.

Неповторимая красота уральского камня, богатое разнообразие и долговечность камня сделали его незаменимым для промыслов по изготовлению предметов роскоши и украшений.

Малахит - один из самых красивых минералов. Камень яркий, сочно окрашен в различные оттенки нежной зелени. Его отличает особый, неповторимый и бесконечно разнообразный, но только ему характерный рисунок. Достаточно легкой полировки небольшого среза камня, чтобы подчеркнуть природную красоту камня.

Родонит - камень цвета утренней зари. В камнерезном деле используется родонитовая порода - «орлец». Встречаются необычайно красивые экземпляры. Родонит - вносит гармонию в семейные отношения. Он обладает свойством воспламенять и поддерживать в человеке любовь к жизни. Камень помогает развивать скрытые способности и таланты.

Яшма самый распостраненый камень самоцвет. Расцветки камня разнообразны не только по основному цвету, но и по различным сочетаниям оттенков. Различные примеси образуют бесконечное множество затейливых рисунков на яшме. Встречаются даже яшмы с пейзажными рисунками.Яшма обладает особыми таинственными свойствами, считалась надежным оберегом.

Мрамор - камень сдержанных расцветок, но разнообразных оттенков и цветовых сочетаний. Камень мягкий и встречается на Урале по-всюду.

Горный хрусталь - необычный прозрачный кристаллический камень. Ослепительно белоснежные кристаллы завораживают блеском геометрически точных граней.Кристаллы горного хрусталя привлекают любовь, радость, удачу и благополучие.

Лазурит – удивительно яркий камень цвета синего звездного неба с искристые вкраплениями. Этот камень называли "камнем неба", и он был одним из самых дорогих камней. В древности люди видели в нем отражение высших небесных сил.

Змеевик - горная порода зеленого цвета с характерным рисунком, напоминающий следы от змеи. Очень сильный энергетик, дающий ощущение защиты, душевного равновесия и покоя.

Тёмный аметист

Дымчатый кварц

Уральский изумруд

Нефрит

Чароит

Бирюза

Опал

Все эти камни добывались простым народом, крестьянами и гранились ими на примитивных станках, частично увозились в Екатеринбург, где были ограночные мастерские.
Изделия из этих камней - визитная карточка Урала.
Их почти не коснулось ни время, ни мода, ни художественный стиль. Это шкатулки, брелоки, пресс-папье, печатки, разрезные ножи, ручки, овальные брошки, бусы и тому подобная мелочь. Вазы, чаши, пепельницы и другие изделия.

Приложение 2

Знакомство дошкольников с народными промыслами.

Конспект занятия-беседы «Уральские камни»

Предварительная работа. Чтение сказов П. П. Бажова. Просмотр мультипликационных фильмов по произведениям П. П. Бажова. Заучивание пословиц и поговорок о Родине. Организация выставки изделий и украшений из уральских самоцветов.

Цель. Воспитание у детей познавательной активности, расширение представления об окружающем мире в частности с народными промыслами мастеров Урала.

Задачи:

1. Познакомить детей с коллекцией камней и изделий из Уральского камня

2. Расширить знания детей о разнообразии и красоте Уральских камней

3. Развивать познавательную активность детей

4. Активизировать в речи ребенка,

5. Развивать творческие способности детей

Оборудование:

Коллекция камней

Ящик ощущений

Выставка изделий из камня

Лупы

Пластилин

Дощечки

Тарелочки

Разноцветные камушки

Картонная основа с пластилином

Содержание организованной деятельности детей

1. Вводные слова воспитателя.

Чем Россия является для нас? (Ответы детей.)

Родиной

Но среди просторов нашей страны есть чудесный край.

Как называют его, узнайте, послушав стихотворение:

«Про него (Урал) говорят, что камнями - богат,

И умельцами тоже он славится.

Кто в краю побывал

И Бажова читал,

Тот у нас непременно останется».

(Л. П. Владимиров).

Правильно, молодцы! Урал это наш край, край где мы живём, наша Родина.

Издавна славится Урал своими поделочными камнями- самоцветами.

Я хочу вам показать коллекцию камней.

Полюбуйтесь – это богатство Уральских гор. Посмотрите, какие они разноцветные

Какие названия имеют эти камни? (Ответы детей).

Воспитатель: Неповторимая красота самоцветов, вдохновила уральского писателя Павла Бажова рассказать в сказке «Хозяйка-медной горы», сокровищах хранящихся в тайниках Урала.

Какой камень? Твердый или мягкий, тяжёлый или легкий, холодный или теплый, какая у него поверхность?

Рассмотрите камни потрогайте, погладьте.

Рассмотрите камни в лупу, расскажите, что видите (трещины, узоры, кристаллики)

А по твердости, они какие? (твердые)

А вы знайте, что не все камни одинаково твёрдые…

Как можно определить мягкость камня? (постучать, сжать, царапать)

Итак: изучив камень, что ты узнал о нём? (он светлый, блестящий, твёрдый) .

Родонит – «орлиный камень» на Руси считалось, что если положить кусочек родонита в колыбель ребёнка, он вырастит здоровым, сильным, смелым, зорким как орёл.

Яшма – «пёстрый», этот камень бывает разных цветов, зелёного, белого, коричневого цвета. На Урале камень-яшма всегда считался символом верной дружбы.

Малахит – называют русским камнем.

Змеевик – как ты думаешь, почему его так назвали? (он своей окраской похож на змею)

Селенит – это камень добывают только в Кунгуре.

Все камни разные они отличаются по цвету, форме, величине и даже по твердости. Вот, какую красоту создала природа нашего края.

Камни мы рассматривали и изучали для чего? (чтобы стать мастерами каменного дела)

Как мастера - каменных дел использовали красоту и особенности камня в своих работах?

Что можно сделать из камня?

Одни мастера из камня изготавливали различные фигурки, какой камень они для этого использовали? (мягкий селенит)

Другие красоту камня использовали в украшениях (бусы)

Люди настоящие мастера каменного дела научились видеть особенности камня, его красоту и сумели найти камню свое предназначение.

Попробуем быть мастерами каменных дел? Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Предлагаю вам пройти путь к мастерской, извилистой горной тропой.

Физкультминутка: Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.

По тропинке мы шагаем, выше ноги поднимаем,

Не боимся мы преград.

Встрече с новым каждый рад.

Шире шаг, шагай смелей,

Вправо, влево повернись,

Самоцветными камнями

Полюбуйся, наклонись.

Впереди видна гора

Нам туда спешить пора

В мастерской нас ждут дела

Мы ребята-мастера.

Дети подходят к зоне художественно творческой деятельности. А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить коллекцию своими украшениями. Дети выполняют украшения из пластилина и затем рассматривают готовые работы и выставляют на выставку.

Воспитатель: Ребята понравилась вам наша беседа? Чем больше всего понравилось заниматься?

Воспитатель: Будущее нашей страны, во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, свой родной край, чего хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми. На этом наша беседа окончена. Спасибо за работу.

Приложение 3

Конспект занятия

по художественно-эстетическому воспитанию

«Уральские самоцветы»

Программное содержание:

    Познакомить детей с красотой и разнообразием уральских камней.

    Расширить представление о подземных богатствах Урала.

    Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство патриотизма.

    Развивать творческие способности детей.

Оборудование: Выставка камней, минералов и поделок из уральских самоцветов; лупы, пластилин, дощечки; настенная физическая карта России.

Предварительная работа:

Подготовить (с помощью родителей) выставку камней и поделок из уральских самоцветов;

Чтение сказов П.П. Бажова «Серебряное копытце» и «Хозяйка Медной горы»;

Ход занятия:

Ребята, в какой стране мы живем? (Показ России на карте)

Как называется то место в России, где мы живем? (Урал – показ на физической карте России Уральских гор)

Мы живем в красивом краю, недалеко от Уральских гор. Эти места издавна славились своей красотой и несметными подземными богатствами.

Послушайте стихотворение:

Уральские горы

По каменным плитам,

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

Какие произведения П.П.Бажова мы читали? (сказы «Хозяйка Медной горы» и «Серебряное копытце»)

О чем эти сказы? (о богатствах недр Урала, о камнях-самоцветах, о добрых и работящих людях, которые жили раньше на Урале)

Что такое сказ? Это сказка? (Павел Петрович Бажов много общался с рабочими, которые добывали подземные богатства, и легенды, которые ему рассказывали, переделывал в сказы, в которых есть и правда, и вымысел)

Отгадайте загадки по сказам Бажова.

Как звали козлика из сказа? (Серебряное копытце)

В кого превращалась ящерка? (в Хозяйку Медной Горы)

Как звали кошку в сказе «Серебряное копытце»? (Муренка)

Как звали девочку в сказе «Серебряное копытце»? (Даренка)

Что подарила Хозяйка Медной горы Степану? (малахитовую шкатулку)

Правильно! Молодцы!

А сейчас давайте подойдем к нашей выставке и рассмотрим коллекцию камней и поделок из них.

На Урале добывают уголь и железную руду, медь и никель, хром и асбест, золото и знаменитые уральские самоцветы. (показ)

На Урале добывают алмазы, этот прозрачный камень очень ценится. Он очень твердый, практически вечный. Он такой твердый, что может (если его заострить) спокойно разрезать стекло. Из алмазов делают очень дорогие бриллиантовые украшения.

Зеленый камень – изумруд. Не так давно на Урале нашли самый большой изумруд весом 6 кг 650 грамм.

Недалеко от нашего города, в Кунгуре, добывают селенит. Посмотрите, какой это теплый и красивый камень. Из него делают разные поделки.

А это змеевик. Как вы думаете, почему он так называется? (похож на змею, переливается)

Давайте мы с вами слепим ящерицу – Хозяйку Медной горы. (дети лепят по схеме)

Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал

Не забудет, не забудет

Наш богатый Урал.

Приложение 4

    Техники росписи камней

Одна из самых простых техник росписи - трафаретная. Данная техника используется для создания повторяющихся рисунков и широко применяется для росписи различных орнаментов и бордюров.

Если изображение состоит из нескольких цветов, используют соответствующее цветам количество трафаретов. Краску можно наносить как кистью и тампоном, так и аэрографом.

Аэрограф (Airbrush) - инструмент для точного дозирования краски, распыляемой под давлением воздуха.

Одно из преимуществ аэрографии - очень плавные переходы от одного цвета к другому (растяжки), и идеально ровное покрытие краской любой, даже сложно-искривленной поверхности. Данные преимущества, а также возможность получения линий различной толщины и степени размытости, сделало технику аэрографии одной из ведущих современных технологий в художественной росписи.

К традиционным техникам относится "сграффито" (итал. sgraffito или graffito, буквально - «выцарапанный»). Технология "сграффито" заключается в последовательном нанесении на плоскость стены тонких, окрашенных в различные цвета слоев штукатурки и дальнейшему процарапыванию рисунка. Изображение, выполненное в технике сграффито четкое, без полутонов, но имеющее выраженный рельеф.

3.1. Советы по росписи на камнях:

Раскрашивая камни, добавляя им детали краской, можно получать удивительные вещи.

Не все камни подходят для росписи. Возьмите камень в руки и посмотрите, как он выглядит. Некоторые камни слишком грубые и их трудно расписывать, а некоторые впитывают краску как губка. Для работы выбирайте камни, которые являются гладкими. На такие камни краска ложиться легче всего.

Прежде чем начать рисовать, необходимо подготовить камни. Хорошенько промойте их водой и дайте высохнуть. Подготовьте палитру, на которой будете смешивать цвета. Никогда не позволяйте акриловой краске высыхать на кисточке. От этого они становятся жесткими и ими невозможно работать. Поэтому, если Вы расписываете акриловой краской, всегда оставляйте кисть в воде.

На время работы надевайте старую одежду или специальные фартуки для творчества. Если акриловая краска попала на одежду, попробуйте оттереть ее старой зубной щеткой и мылом до того, как краска успеет засохнуть. Высохшую на одежде акриловую краску уже не удалить.

Рабочее место застелите газетой. Она защитит стол от случайного попадания краски и впитает в себя большое количество влаги, если случайно опрокинете стакан с водой. Детям лучше пользоваться банкой-непроливайкой.

Если при работе вы допустили ошибку, просто сотрите краску до ее высыхания или дайте ей высохнуть, а затем закрасьте.

    1. Материалы для работы:

Различные виды красок: акриловые, гуашь, акварель. Лучше использовать акриловые краски, они создают глянцевую поверхность и не требуют покрытия лаком. После высыхания не смываются водой.

Акриловые краски для камня - их можно приобрести в любом художественном магазине, главное сделать правильный выбор (они бывают для различных поверхностей – ткань, бумага, дерево, пластик и др., глянцевые или матовые, обычные и аэрозольные). Такие краски стоят дороже всех прочих, однако обладают множеством достоинств, таких как яркость и чистота цветов, лёгкость в растворении и смешивании, способность закрывать цвет основания при нанесении следующего слоя краски. Акриловые краски для камня быстро высыхают, образуя несмываемую эластичную пленку.

Различные гели и фломастеры для декорирования, для создания специальных эффектов.

Кисти различного размера. Для начинающего художника будет достаточно набора кистей из ворса пони или белки. Для акриловой краски выбирайте кисти из щетины.

Синтетические кисти разной ширины – натуральные не рекоммендуется использовать при работе с акриловыми красками, поскольку акрил губительно на них действует. Для мелких деталей могут пригодиться и зубочистки.

Лак для покрытия поделок. Прозрачный лак для финальной обработки изделий.

Карандаши для нанесения эскиза. Для светлых камней – черный карандаш, для темных – белый.

Подходящие камни – светлые, гладкие, плоские, желательно округлые или овальные. Более замысловатую форму можно так же выгодно использовать, придумав для валуна соответствующий образ. Хорошо, если вам удастся подобрать камни с плоским основанием, сохраняющие устойчивое положение не только на траве, но и на гладких поверхностях (например, кафеле). Вам могут пригодиться и пористые камни – из них можно сделать, к примеру, голландский сыр.

Растворитель для акриловых красок (промывать кисти после работы, удалять пятна на руках и т.д.)

Палитра для смешивания красок (если предварительно покрыть её фольгой, то после окончания сеанса не нужно будет использовать растворитель). Если нет палитры – берём любую поверхность, не впитывающую влагу (пластик, полиэтилен).

Влажная ткань х/б или бумажные салфетки (без пыли) для промокания кисти с краской – так можно избежать клякс на камнях. Для этого подойдёт старая футболка или полотенце.

Полиэтилен или газеты, чтобы застилать рабочее пространство.

Рабочая одежда – та, с которой вам не жаль распрощаться, потому как акриловые краски очень трудно отстирать. Идеально подойдёт одноразовый дождевик из целлофана.

    Этапы работы художественной росписи по камню :

Шаг первый: готовимся

Промойте камни мылом и высушите (можно феном). Оденьтесь в рабочую одежду и постелите на рабочей поверхности полиэтилен.

Шаг второй: грунтуем

Обработайте высохшие камни грунтовкой глубокого проникновения, которая наверняка осталась в любом доме после ремонта, и снова просушите.

Шаг третий: рисуем фон

Чтобы вместо краски не извлечь из тюбика отдельно жидкость и отслоившиеся цветные «хлопья», перед употреблением обязательно хорошенько взболтайте краску, постучав пузырьком об ладонь. Если вы ещё не определились с «персонажем» для камня – самое время это сделать, ведь пора наложить базовый фон (например, красный для клубники, синий для рыбки, зелёный для лягушки и так далее; для многоцветных композиций базовым будет тот, который в будущем займёт больше места на фигурке). Для этого разводим подходящий цвет водой в соотношении 1:1 (лучше использовать для разведения красок самые дешёвые кисти), при необходимости смешиваем краски для получения нужного оттенка. Если вам всё не удалось найти светлые камни для росписи, их следует сначала покрыть слоем светлой краски и просушить – так наложенные в будущем краски будут ярче и естественней. После наложения основного фона следует просушить его в течении 10-15 минут, которые можно потратить на работу со следующим экземпляром, если таковой имеется.

Шаг четвёртый: раскрашивание акриловой краской

Сделайте набросок для раскрашивания акриловой краской на бумаге, а затем тонким мягким «простым» карандашом - на каменной заготовке. Продумайте детали. После этого можно смело приступать к окрашиванию слоями, каждому из которых необходимо подсохнуть около четверти часа. В конце прорисуйте контуры самой тонкой кистью (чем жиже краска, тем лучше). Получившиеся садовые «скульптуры» можно по вкусу украшать любыми подручными материалами – блёстками, пайетками, бусинами, для закрепления которых клей не понадобится (их удержит дополнительная капелька краски).

Шаг пятый: сушим камни и сохнем сами

Изделия кладём под тёплую батарею, руки – под кран, а вот кисти - в растворитель, чтобы извлечь из пучка и из-под обоймы остатки забившихся красок.

Шаг шестой: защитный

Покрываем высушенные шедевры прозрачным лаком, который придаст цветам глубину и защитит краску от повреждения и выгорания на солнце. Теперь можно смело нести ожившие и «заигравшие» камни в сад, любоваться самим и удивлять родственников и знакомых, а так же водить соседей на экскурсии. При желании можно поселить свои творения и дома – они прекрасно украсят практически любой интерьер.

    Вывод

Со вкусом оформленный участок - это островок природы у дома, повышающий ценность и благоустроенность жилья. Украшая свой участок, художественно расписанными камнями позволит мне подчеркнуть все достоинства нашего участка и скрыть его недостатки, а может и превратить их в достоинства. Дизайн участка, выполненный в соответствии со вкусом и образом жизни, всегда сможет указать индивидуальность его владельца.

Все это в целом, может создавать уникальную живую композицию, сочетающую в себе красоту природы и творчество дизайнерского искусства.

Роспись на камне – это уникальная техника, так как она очень проста, понятна и доступна.

Созданные камни станут прекрасным подарком или украшением домашнего интерьера, приусадебного участка и будут радовать близких долгие годы.

Приложение 5

Фотоотчет по проекту «Удивительные камни»

МБОУ СОШ №32 «Эврика-развитие»

Драгоценные

камни

Работу выполнил Лыгин Данил , ученик 6 в класса

Руководитель проекта:

Тихонова Ольга Викторовна


Актуальность

  • В природе существуют минералы, обычно они встречаются виде кристаллов. А кристаллы - это драгоценные камни.
  • Что такое драгоценные камни? Какими свойствами они обладают? Как и где они применяются в настоящее время? Вот эти вопросы заинтересовали меня, и я пытался найти на них ответы.

  • Изучение роли драгоценных камней в нашей жизни

Гипотеза

Я предполагаю: не все люди знают, как используются драгоценные камни в нашей жизни.

В результате ознакомления с моей работой каждый почерпнёт для себя что-то новое, интересное.


Драгоценные камни

Драгоценные камни в медицине

Подарок судьбы

Интересные факты

Исследование

Заключение

Рефлексия

источники


Драгоценные камни

  • Драгоценные камни - волшебное творение Природы. Это минералы, которые обладают красивым внешним видом
  • Добыча драгоценных камней являлась одним из самых древних промыслов.
  • С древних времен люди высоко ценили удивительные свойства драгоценных камней, приписывая им магическую силу. Драгоценные камни сопровождали их повсюду в качестве амулетов и талисманов. Считалось, что амулет защищает своего владельца от зла, а талисман приносит удачу.

3 группы камней:

Ювелирные (драгоценные)

Ювелирно-поделочные

Поделочные камни


Драгоценные камни в строительстве

Мавзолей Итимад-Уд-Даула

Мавзолей находится в городе Агра в Индии. В оформлении здания, как внутри, так и снаружи, были использованы драгоценные камни и золото.


Драгоценные камни в медицине

Недавно учёные из Гарварда нашли способ лечения человеческого организма при помощи бриллиантов.

Многим из вас знаком такой способ - полезно носить свой камень в течение дня возле больного места.



Изумруды

Изумруд - драгоценный камень 1-го класса. Крупные бездефектные изумруды густого тона весом от 5 карат ценятся дороже алмазов.

Главные качества изумруда - его цвет и прозрачность. Натуральные изумруды почти всегда имеют трещины и расколы.


Кроме Антарктиды, встречаются на всех континентах. Ценятся в основном азиатские рубины.

Главными странами-экспортёрами рубинов являются Таиланд и Шри-Ланка. Пользуются спросом также рубины из Восточной Африки, из таких стран, как Кения и Танзания


Применение рубинов

Этот драгоценный камень I категории используется в дорогих ювелирных изделиях.

А также применяется в качестве «камней» в часовых механизмах.

В устройстве лазера применяются синтетические рубины.


Наиболее известные месторождения находятся на территории стран: Россия, Индия,

США, Австралия, Таиланд, Мадагаскар,Шри-Ланка, Китай. В России нет крупных месторождений, в которых сапфир может добываться в промышленных масштабах.

Синие прозрачные сапфиры используют в ювелирных изделиях в виде огранок.


Александриты

Впервые камень был найден на изумрудном прииске в окрестностях Екатеринбурга в 1833 году, он был описан как изумруд и отправлен в Санкт-Петербург. Свойства нового минерала были изучены Львом Алексеевичем Перовским. Смущенный повышенной твёрдостью «изумруда», Перовский также отметил и изменение цвета. Однако, воспользовавшись благоприятным моментом отличиться перед царской фамилией, преподнёс минерал к совершеннолетию Александра (будущего царя Александра II) 17 апреля 1834 года.

Единственным коренным месторождением александритов являются «Изумрудные копи Урала» в России.



Жемчуг - твёрдое округлое образование, извлекаемое из раковин некоторых моллюс-ков. Ценится как драгоценный камень и используется для производства ювелирных изделий.

Жемчуг классифицируется по месту происхождения, т.е.он может быть как морским, так и пресноводным


Обычно жемчуг имеет белый цвет, иногда кремовый или

розовый; встречаются также жёлтые, зелёные, чёрные и даже голубые жемчужины. Голубые жемчужины очень редки, имеют высокую стоимость и привлекательность из-за редкого, голубого, свинцово-серого оттенка.


«Перегрина»

Жемчужины не сохраняются больше 150-200 лет (исключение составляют случаи, когда нет доступа воздуха; при раскопках находили жемчужины в слоях 2000-летней давности). Наиболее старая жемчужина, чья история может быть прослежена, - «Перегрина», принадлежавшая Элизабет Тейлор.


Алмаз - редкий, но вместе с тем довольно широко распространённый минерал. Промышленные месторождения алмазов известны на всех континентах, кроме Антарктиды. Уже несколько тысяч лет назад алмазы в промышленных масштабах добывались из россыпных месторождений. Только к концу XIX века стало ясно, что алмазы не образуются в речных отложениях.


Подарок судьбы

Ребенок это драгоценный камень – подарок природы. Родители добывают эти камни, а учитель, как искусный ювелир, из алмаза делает бриллиант. Природные неограненные алмазы ничем не примечательны, если не считать их непревзойденной твердости, а именно из-за этой твердости огранка алмазов, как и воспитание детей, по сей день представляет большую сложность. Конечно, первое, что привлекает в детях и драгоценных камнях – это их красота.

Фантазия ювелиров, может быть поистине безграничной. Так и учитель, имея в запасе фантазию и творчество, воспитывает успешную в жизни личность.

Ювелиры высоко ценят природные драгоценные камни. Так и педагог ценит и поддерживает индивидуальные способности каждого ребенка.


Интересные факты

Все драгоценные камни добываются вручную.

Настоящий изумруд дороже бриллианта.

Рубин и сапфир - это одно и то же. Разница между этими камнями только в расцветке.

90% всех добытых алмазов используют в промышленных целях и только 10% попадает на ювелирные прилавки.

Существует «красный изумруд». Это чрезвычайно редкий минерал и добывается он только в штате Юта (США).


Самый крупный из найденных алмазов получил имя «Куллинан». Его масса составляла 3106 карат (или 621г), был подарен английскому королю Эдуарду VII. При обработке был расколот на 105 частей.


Исследование

Я провел анкетирование с целью узнать, какое количество населения знают историю происхождения, месторождения и роль значения драгоценных камней в жизни человека. В анкетирование приняло участие 110 человек в возрасте от 13 лет и старше .


Проведённый мною опрос показал, что не все люди знают историю происхождения, месторождения и роль значения драгоценных камней в жизни человека.


Заключение

Подведя итоги работы над проектом, можно сказать, что драгоценные камни - это минералы, обладающие такими свойствами, как красота, долговечность, редкость.

Задачи, поставленные мною, выполнены.


Рефлексия

Во время работы над проектом я научился:

  • Работать с дополнительными источниками информации.
  • Делать выводы на уровне полученной мною информацией.
  • Узнал много нового и полезного о драгоценных камнях.
  • Делать опрос.
  • Создавать презентации и электронный каталог.
  • Оценивать и анализировать свою работу и работу своих партнеров.
  • Мне понравилось работать над проектом, я узнал много нового и интересного.

Список литературы

1. Андерсон Б. Определение драгоценных камней. - М.: Мир, 1983. - 456 с.

2. Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение. - М.: Недра, 1983. - 101с.

3. Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Ювелирные камни. - М.: Недра, 1982. - 240 с.

4. Смит Г. Драгоценные камни. - М.: Мир, 1984. - 560 с.


Интернет-ресурсы

  • http://www.jawahr-goldmagazine.com/userfiles/image/2-2010/hhh/00.png - драгоценные камни слайд 1 и 2
  • http://vinokurov.ucoz.ru/_ph/3/559883217.jpg - Мавзолей Итимад-Уд-Даула слайд 6
  • http://www.smolensk2.ru/images/img_26797.jpg - бриллиант слайд 7
  • Слайд 8:
  • http://cs9965.userapi.com/u81955157/-6/x_4f98b4c6.jpg - изумруд
  • http://ivanovoivanovo.ru/wp-content/uploads/2012/08/%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE.jpg – рубин
  • http://lifeglobe.net/media/entry/597/02ae13f122c9_3.jpg - сапфир
  • http://www.lithotherapy.ru/img/aleksandrit/aleksandrit.jpghttp://www.lithotherapy.ru/img/aleksandrit/aleksandrit.jpg - александрит
  • http://www.unc.edu/~ksburton/lapidary/images/Pearl1.jpeg - жемчуг
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/318/58318597_1272361268_starofafrica3.jpg - алмаз
  • http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/4437837 - слайд 9 изумруд
  • http://www.dragkamen.ru/images/izumrud4.jpg - слайд 9 - кольцо с изумрудом
  • http://ru.wikipedia.org