Почему ребенок не хочет ходить год. Ребенок боится или не хочет ходить в год. Причина: Гиперопека в семье

23.09.2019

Первые шаги ребёнка - тот момент, которого с нетерпением ждут родители, пожалуй, с самого его рождения. И если вдруг в годик или немного позже он ещё не ходит самостоятельно, взрослых это беспокоит. Они сразу же начинают искать информацию о том, не опасна ли такая задержка в развитии. Почему малыш может бояться ходить, и как помочь крохе?

Врачи считают нормальным, если в промежуток 9–18 месяцев дети начинают ходить. Процесс индивидуален для каждого, поэтому не совсем корректно называть точный возраст. Но есть факторы, от которых зависит когда ребёнок порадует маму и папу первыми самостоятельными шагами.

  • Наследственность. Обычно у родителей, которые сами пошли в годик или в более младшем возрасте, дети также начинают ходить самостоятельно раньше сверстников.
  • Телосложение. Упитанный ребёнок позже начинает двигательную активность (встаёт на ножки, переворачивается, садится, самостоятельно ходит) по сравнению с худенькими детьми такого же возраста.
  • Пол малыша. Чаще всего мальчики осваивают ходьбу позже девочек.
  • Склад характера. Непоседа стремится больше узнать об окружающем мире, поэтому и ходить без помощи взрослых часто начинает раньше, чем спокойные сверстники. Уравновешенные дети-созерцатели осторожнее подходят к этому процессу, поэтому позже осваивают навыки самостоятельного передвижения.
  • Обеспокоенность родителей по поводу того, что малыш в 12, 14 или 15 месяцев ещё не ходит, понятна. Но всеми силами пытаться заставить ребёнка сделать первые шаги без поддержки - ошибочный путь. Когда придёт время, он и сам научится. Важнее обеспечить нормальное физическое и эмоциональное развитие и, конечно, выяснить причину того, почему он не стремится пойти самостоятельно.

    Когда малыш делает первые шаги - видео

    Ребёнок не ходит сам: диагноз или нежелание

    В освоении навыков ходьбы есть нюансы, которые влияют на желание самостоятельно передвигаться. Чаще всего проблема не является следствием какой-либо патологии. Имеют значение индивидуальные особенности малыша. Например, недоношенные дети обычно на 2–3 месяца позже сверстников начинают ходить. Иногда причину стоит искать в поведении родителей и психологическом климате семьи. Но нужно удостовериться в том, что хождению без поддержки не мешают серьёзные заболевания. Консультация специалистов поможет разобраться в этом вопросе.

    Доктор Комаровский утверждает: обычно задержка связана не с тем, что ребёнок не может ходить, а с отсутствием желания это делать. И лучшая помощь в таком случае - оставить малыша в покое и подождать, пока он захочет самостоятельно передвигаться.

    Если ребёнок может самостоятельно стоять без опоры, может ходить держась за палец, значит, никакой патологии - ни неврологической, ни ортопедической - у дитя нет (тем более что и врачи-специалисты не находят поводов для беспокойства). Следовательно, ваша проблема лежит не в области телесной, а в области психологической. И это действительно так: и страшно ходить самой, и просто удобнее ползать.

    Доктор Комаровский http://www.komarovskiy.net/faq/ne-xochet-xodit.html

    Почему ребёнок не хочет ходить: причины - таблица

    К каким врачам обращаться за помощью, если в год и 6 месяцев малыш всё ещё не пошёл

    Нежелание ребёнка ходить без поддержки после полутора лет - повод обратиться к врачам. С такой проблемой стоит посетить:

  • педиатра - для общего осмотра и получения направления к другим специалистам;
  • хирурга - для оценки состояния мышц, костей, суставов;
  • ортопеда - обычно к нему направляют малыша после осмотра другие врачи;
  • невролога - чтобы убедиться в нормальном психомоторном развитии и правильной реакции на раздражители;
  • детского психолога - чтобы получить рекомендации как себя вести родителям, если малыш ленится, боится или по другим причинам не желает делать первые шаги.
  • После осмотра обычно ставят один из диагнозов:

  • мышечная дистония (когда тонусы мышц правой и левой половины тела отличаются);
  • дисплазия тазобедренного сустава;
  • постоянное напряжение мышц (гипертонус).
  • В качестве лечения, как правило, назначают массаж, плавание, лечебную гимнастику.

    Как помочь ребёнку и научить его ходить без опоры: советы психологов

    Сформировать у ребёнка навык самостоятельного хождения поможет правильное поведение родителей. Если малыш вообще не хочет передвигаться без поддержки, а врачи не выявили у него отклонений, не стоит волноваться. Ведь в этом вопросе норма индивидуальна для каждого. Не спешите, не ругайтесь, не заставляйте, а лучше обеспечьте правильное физическое и эмоциональное развитие, попробуйте научить ходить, используя советы психологов.

  • Подражание и любопытство свойственны детям. Стоит этим воспользоваться. Заинтересуйте карапуза, пусть он захочет встать и пойти, чтобы дотянуться до красивой и яркой игрушки. Ищите возможности чаще бывать с ним в кругу сверстников или более взрослых малышей, которые уже хорошо ходят и даже бегают.
  • Не лишайте кроху самостоятельности и обеспечьте свободу передвижений. Да, вам спокойнее от того, что он во время прогулки сидит в коляске. Но это только помешает ему научиться ходить.
  • Не пытайтесь ограничить его от падений и не паникуйте, если это случится. Без ошибок ничему нельзя научиться.
  • Не злоупотребляйте ходунками. Часто ребёнок просто ленится передвигаться без поддержки, поскольку ему и так удобно: не нужно напрягать мышцы, чтобы подойти и взять то, что хочется.
  • Как поступить, если малыш вдруг начал бояться ходить

    Некоторые дети, сделав первые шаги вовремя, неожиданно начинают испытывать страх перед самостоятельным передвижением. Что же делать родителям в такой ситуации? Психологи советуют не паниковать и не акцентировать внимание ребёнка на проблеме. Не нужно принуждать его, но можно помочь справиться с боязнью.

  • Главное - успокоиться, не ругать малыша, не показывать ему собственную тревогу, так как это может спровоцировать неуверенность в своих силах.
  • Важно уделять достаточно времени физическому развитию крохи.
  • Побуждайте карапуза к ходьбе, заинтересуйте его игрой или чем-то другим, что заставит сделать шаги без поддержки. Старайтесь создать положительное эмоциональное поле вокруг проблемной темы.
  • Если часто водит малыша на прогулку в компании сверстников, это поможет победить его страх.
  • Не увлекайтесь такими детскими товарами, как ходунки или вожжи. Некоторые педиатры, в том числе и Евгений Комаровский, считают, что соотношение пользы и вреда при использовании данных гаджетов не всегда оправдано. Кроме того, часто у ребёнка возникает страх перед ходунками: он боится такой неизвестной и большой игрушки или воспринимает её как наказание.

    Малыш не ходит в годик: что делать - видео

    Не забывайте, что терпение, внимание и поддержка - важные качества родителей. Если умело направлять ребёнка, не заставляя и не раздражаясь, когда что-то не получается, свои первые шаги он сделает с радостью и без боязни.

    Как только ребенку исполняется десять месяцев, родители начинают задавать вопрос: как научить ребенка ходить. Все малыши развиваются по индивидуальному сценарию. Кто-то начинает ходить еще в 7-8 месяцев, а кто-то продолжает лишь сидеть и ползать после полутора лет. Понятное дело, мамы и папы волнуются, все ли в порядке с их ребенком. Всем ответственным родителям хочется помочь своим крохам в освоении столь важного навыка, как самостоятельная ходьба.

    Без тренировок и усилий тут не обойтись. К счастью, есть уже проверенные методики, которые помогают научить ребенка ходить. Узнать, как помочь малышу сделать первые шаги, вы можете прямо сейчас. За один год грудничку приходится преодолевать непростой путь развития. За каких-то 12 месяцев ребенок из лежащего «комочка» прекращается в ползающего, а потом и в прямостоящего маленького человечка.

    В течение года происходит усовершенствование все двигательной системы малыша. Конечно, родители ждут с нетерпением, когда же их ребенок научится ходить. Так хочется поскорее услышать топающие шаги. Не исключено, что потом в квартирах и домах можно будет услышать возгласы: «стой», не ходи туда», «иди сюда». Но это будет потом.

    Как научить ребенка ходить самостоятельно

    Вам интересно, когда дети начинают ходить самостоятельно? В норме это происходит примерно с 9-ти до 16-ти месяцев. Сначала малыш пытается вставать, потом он делает первые самостоятельные шаги, при этом держится за мебель или пальчики родных людей. Можете попробовать поднять ребенка за ручки вверх. Вы увидите, как в воздухе он будет шагать. Даже таким способом малыш тоже готовится к будущей ходьбе.

    Самым непростым является первый шаг. Как только увидите, что ребенок пошел, не давайте ходить ему слишком много. В связи с тем, что свод стопы его еще недостаточно сформирован, большие нагрузки противопоказаны. Умеренность и непродолжительность — вот залог успешной ходьбы. Не торопите малыша, не заставляйте его делать первые шаги слишком рано.

    Безопасной ходьбой в раннем возрасте (до 9-ти месяцев) считается та ходьба, которая началась без стимуляции со стороны родителей. Поэтому все врачи предупреждают: не учите ребенка шагать слишком рано. Что делать, если малыш самостоятельно пытается рано вставать на ноги? Не мешайте ему. Если он чувствует в себе силу, значит, пришло время для первого шага. Вам останется лишь поддержать своего первопроходца.

    Но и давать нагрузку на позвоночник не стоит. Поэтому не форсируйте события и не давайте крохе переутомляться. Что делать если ребенок не хочет учиться ходить самостоятельно? Даже здоровые дети не всегда и не все изъявляют желание делать первые шаги, будучи в возрасте полутора лет. Это нормально. У вас есть время научить малыша ходить. Ваша задача: обращать внимание на то, как формируется детская ступня.

    Есть детки, которые ходят на цыпочках, косолапят, ставят носки врозь. В этом случае вам нужно показать ребенка специалистам: неврологу, ортопеду. Только после детальной оценки нервной системы, развития мышц врачи смогут назначить подходящую лечебную процедуру. Это может быть плавание, гимнастика, массаж. Не сомневайтесь, специалисты сделают все для здоровья малыша.

    Что может помещать ребенку сделать первые шаги самостоятельно?

    Есть ряд показателей, которые препятствуют ходьбе крохи:

    1. Большой вес. Первым делом надо пересмотреть режим питания ребенка. Лучшей тренировкой для крохи с лишним весом будет плавание или активное ползание.
    2. Генетика. Как правило, у детей, чьи родители пошли рано, больше шансов стать их примером.
    3. Особенности темперамента. Все дети разные: если холерики и сангвиники во всем быстрые и шустрые, то флегматики и меланхолики не сильно торопятся ходить самостоятельно. Не подгоняйте их, просто с пониманием отнеситесь к тому, как происходит психомоторное развитие.
    4. Климат. Доказано научным путем, что жители южных регионов развиваются быстрее северян. Этот факт тоже нужно учитывать.
    5. Неудачные попытки. Стоит ребенку попробовать пару раз упасть при первых шажках, как у него появляется страх перед ходьбой. В этом случае родителям нужно особенно активно поддерживать своего малыша.
    6. Чрезмерно увлечение ходунками. Важно понимать, что, когда ребенок находится постоянно в подобных конструкциях, он не развивает свою опорно-двигательную систему как следует. В ходунках есть риск неправильного формирования свода стопы.
    7. Простуда. Такая болезнь ослабляет здоровье ребенка. И даже если он уже начал пытаться ходить, то есть вероятность того, что навык будет призабыт. Но после выздоровления все вернется на свои места.
    8. Детские страхи. Дети тоже подвержены стрессам. Когда малыш попадает в незнакомую обстановку, когда его окружают чрезмерно эмоциональные люди, ему приходится быть осторожным. В стрессовых ситуациях ни один ребенок не захочет учиться ходить.
    9. Сбои в работе опорно-двигательного аппарата. Серьезные нарушения тормозят развитие ребенка, в том числе мешают выработке навыка хождения. Здесь требуется медикаментозное лечение и проведение ряда восстанавливающих процедур.

    Что делать, когда у вас, как родителя, возникли какие-то сомнения, переживания по поводу того, почему ребенок отказывается ходить? Не ищите поддержки на блогах, форумах. Такие самостоятельные попытки решить проблему не доведут до добра. Единственный, кто реально может вам помочь, так это врач.

    Как научить ребенка ходить: помогаем, развиваем навык

    Хотите научить ребенка ходить? Прежде важно удостовериться, что малыш готов к этому важному процессу: он без проблем встает с колен, может долго стоять у опоры, пытается ходить вдоль мебели. Ваша задача: оказать поддержку в развитии столь важного навыка:

    • Подберите подходящую обувь. Она должна быть натуральной, с жестким задником, с хорошим супинатором. Это позволит поддержать стопу. Не допускайте болтания детской ножки.
    • Ходите вместе босиком. В теплое время года обязательно нужно ходить без обуви. Чаще выезжайте на природу, где можно походить по траве, песку, камням. Это укрепляет мышцы, суставы, связки.
    • Не давайте малышу бегать по паркету, кафелю, линолеума. На такой поверхности дети стоят неустойчиво, часто падают. Как вариант, можете приобрести носочки, у которых подошва сделана из резины.
    • Позаботьтесь об экипировке. Голову малыша, который учится ходить, нужно особенно беречь. Можно купать защитный шлем.
    • Обеспечьте нужный простор. Для перемещения детям требуется много пространства. Нужно заранее убрать лишние предметы — все, что может попасться на пути.

    На крайний случай, если переживаете, что ребенок может упасть и сильно удариться, возьмите вожжи. Кому-то может показаться, что такой способ не является гуманистическим. Тем не менее, им пользуются многие родители. Им кажется, что так малыш будет в безопасности. Специалисты же утверждают, что малыш должен учиться падать. Вожжи же этому мешают. Да и ребенок «в упряжке» смотрится дико. Как только ваш малыш сделает первые шажочки, будьте максимально бдительными.

    Позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не было острых и тяжелых вещей. На углы мебели имеет смысл поставить защиту, на розетки — заглушки. Не стоит забывать и про горячие предметы. Важно убрать из доступной зоны бытовую химию, лекарственные средства и косметику. Подготовьте все, что поможет исследователю безопасно покорять мир. Пусть ваш малыш всегда будет здоров!

    Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

    От чего возникает нежелание посещать школу

    «Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

    1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
      • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
      • предотвратите настоящее переутомление;
      • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
    2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

    Причины отказа

    1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
    2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
      • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
      • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
      • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

    Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

    1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

    Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

    1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
    2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
    3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

    Пути выхода из ситуации

    Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

    1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
    2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
    3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
    4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
    5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
    6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
    7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
    8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

    Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

    • нет времени водить;
    • он и так очень устаёт;
    • мы ходили, но нам не понравилось.

    Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

    Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

    Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

    • любовь;
    • доверие;
    • разумный контроль;
    • всестороннее развитие.

    Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

    В течение первого года жизни ребенок проходит важные этапы развития, чтобы уверенно встать на ноги. Он учится переворачиваться со спинки на живот и обратно, пытается ползти, изучая окружающий мир (подробнее в статье: ). Затем садится, стоит у опоры, после чего делает первые неуверенные шаги. Для каждого ребенка этот процесс индивидуален и занимает до 11 месяцев, поэтому родители не должны равняться на других детей, дав возможность любимому чаду пройти путь самостоятельно.

    Первые шаги ребенка - событие, которое ждут все родители

    Оптимальный период обучения

    Нормой для освоения ходьбы считается срок 9-16 месяцев, а первые попытки становятся счастливым и важным событием для всей семьи. Следует взять во внимание незначительные отклонения:

    1. Очень ранний период. Нередки случаи, когда малыш стоит на ножках в 7 месяцев, а спустя короткий промежуток времени уже ходит (см. также: ). Родственники и друзья восхищены, а врач предупреждает о возможной опасности для неокрепшего позвоночника. В этом случае нужно смотреть только на развитие своего ребенка. Если он опережает ровесников и по остальным параметрам, причин для беспокойства нет.
    2. Ранний период. Если ребенок делает первые шаги в 9-месячном возрасте, он освоил навыки раньше положенного срока. Ничего страшного в этом нет, при отсутствии стимуляции со стороны взрослых.
    3. Поздний период. Первые шаги даже в 1,5 года считаются нормой для ребенка. Важно учитывать вес малыша, с которым он появился на свет, общее развитие и патологии. Недоношенные дети зачастую отстают от сверстников.

    Для здорового ребенка позднее начало хождения также можно считать нормой. Не следует переживать, ведь детский организм точно знает, когда готов к подобным нагрузкам на позвоночник.



    Время, когда ребенок начинает ходить, зависит от индивидуальных особенностей малыша и от его желания учиться шагать

    Факторы, влияющие на торможение навыка

    Дорогой читатель!

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Никто из родителей не забьет тревогу, если ребенок не пошел в 6-месячном возрасте, но к году их начинают одолевать сомнения. При отсутствии патологий в развитии, нет смысла переживать. Запаздывать навык ходьбы может по разным причинам:

    1. Вес . Ребенок может набрать лишние килограммы в результате нерационального питания, нарушений в процессах метаболизма или переедания. Разумные физические нагрузки и стандартные порции позволят решить проблему. Вес дает дополнительную нагрузку на позвоночник. Полезны занятия плаваньем и , чтобы научить такого крепыша делать первые шаги.
    2. Темперамент . Веселым сангвиникам и подвижным холерикам проще меняться, чем тревожным меланхоликам и медлительным флегматикам. Они и сидеть начинают в 6-месячном возрасте. Желание научиться хождению присуще эмоциональным и психически более развитым детям.
    3. Генетика . Если родители пошли поздно, не следует требовать от ребенка олимпийских показателей.
    4. . Проблема может возникнуть, если ребенок боится ходить без посторонней поддержки. Вполне вероятно, что кроха упал и сильно ушибся. Важно набраться терпения, и не торопить обучение. Достаточно аккуратно стимулировать ребенка, проявляя участие и поддерживая его за руки. Обучение не завершится быстро, но даст шанс преодолеть боязнь к ходьбе.
    5. Здоровье . При ослабленном иммунитете и в период простудного заболевания научить кроху ходить нельзя. Не стоит продолжать занятия, даже если процесс уже начался. Ребенок наверняка забудет все, что он умел до болезни, но наработанные навыки обязательно вернутся.
    6. Неврология и опорно-двигательный аппарат . Справиться с проблемой поможет комплексный подход. Необходимо правильно и вовремя диагностировать заболевание, пройти курс лечения и подключить восстанавливающие процедуры.


    Если малыш боится ходить самостоятельно, то родителям необходимо поддерживать его за руки

    Самостоятельно выявить проблему нельзя, поэтому желательно при первых признаках отставания обратиться к специалисту. Советы подруг и родственников в этом случае вряд ли помогут.

    Постепенное развитие навыка

    Перед тем как приступить к обучению, необходимо убедиться в готовности ребенка к непростому процессу. Нельзя торопить кроху, но и пропустить идеальный месяц для занятий нежелательно. Положительными моментами считается подъем крохи с колен, возможность стоять на ногах долгое время, попытки ходить, держась за мебель или стену. Чем больше благоприятных условий для обучения, тем легче пройдет обучение.

    Как наладить процесс?

    Современные методики позволяют в короткий срок пробудить интерес малыша к занятиям. Наиболее комфортный вариант должны выбрать родители, исходя из особенностей развития крохи:


    Доктор Комаровский озвучил только одну причину, по которой использование вожжей нежелательно. Их конструкция уберегает ребенка от падений, а уметь падать и подниматься – важный навык.



    Чем больше будет пространства для малыша, тем интереснее ему познавать этот мир

    Стимулирующие упражнения

    Занятия можно начинать, когда малыш пытается вставать с колен и стоит на ножках. Решение учиться всегда остается за ребенком, а не за родителями, которые хотят утереть нос друзьям и что-то доказать родственникам. Каждый малыш по-своему индивидуален, а маме нужно принимать его таким, какой он есть. Помогут немного подтолкнуть карапуза вперед полезные упражнения.

    Для раннего возраста

    1. Детям 6-9 месяцев подойдут занятия на фитболе (см. также: ). Необходимо усадить кроху на мяч, отвернув лицом от себя и придерживая его за бедра. Нужно покачать малыша в разные стороны для развития равновесия и координации.
    2. С 9 месяцев важно учить ребенка стоять. Поверхность, от которой малыш будет отталкиваться ножками, должна быть твердой. Карапуза следует повернуть спинкой к себе, придерживая в области грудной клетки. Затем немного приподнять его вверх, чтобы он самостоятельно поднялся с корточек и выпрямил ножки. Чтобы обучение проходило весело, можно включить музыку. Если кроха не понимает, что от него требуется, к упражнению лучше вернуться позже.
    3. С 9 месяцев стимулируется подъем с колен, если малыш способен самостоятельно подняться, держать за опору. Внимание ребенка привлекается игрушкой, после чего она «убегает» и «садится» в кресло или на диван. Малыш должен проследовать за ней, встать и взять игрушку.


    Любые упражнения и занятия должны быть веселыми и интересными для ребенка

    Для позднего возраста

    1. С 10-месячного возраста полезным приобретением станет игрушечная коляска, независимо от пола ребенка. Катание коляски является полезным навыком, когда малыш может ходить с поддержкой. Коляска медленно покатится вперед, а карапуз будет следовать за ней. Необходимо подстраховывать его сзади.
    2. Когда малыш будет уверенно стоять, можно подключить упражнение с палками. Длина палок около метра, грудничок держится за них, а руки взрослого лежат на ручках ребенка. Переставляя палки вперед, кроха учится медленно ходить.
    3. Если визуально ограничить пространство, можно обучить ребенка, который боится ходить. Упражнение включается в комплекс, когда малышу исполнилось 10 месяцев, и он уверенно стоит. Кроху запускают внутрь обруча и стимулируют ходьбу в разных направлениях, перемещая края.
    4. Если ребенок неплохо ходит, держа взрослого за руку, самое время организовать передвижение с препятствиями. Между предметами или мебелью натягивается веревка на комфортном для малыша уровне. С помощью взрослого он должен ее переступить.

    При выполнении упражнений нужно следить за настроением ребенка. Если замечен дискомфорт или малыш отказывается выполнять задание, желательно отложить проведение урока.



    Коляска-каталка поможет малышу сделать свои первые шаги самостоятельно. А родителям необходимо поддерживать ребенка сзади

    Опасные симптомы

    Не обойтись и без проблем в процессе обучения. Родители должны обратиться к специалисту в ситуациях, когда:

    • ребенок не способен сделать и шага без поддержки;
    • малыш ходит на носочках (рекомендуем прочитать: ), не опираясь на всю стопу.

    Чтобы исключить возможные отклонения, консультация врача не будет лишней. Известный педиатр Комаровский утверждает, что в большинстве случае нет никаких патологий. Видео с его участием поможет развеять родительские сомнения.

    Статья взята на форуме " Ивановская барахолка", ее автор lol_208 , мне очень помогли ее советы, большое ей за это спасибо,вот сама статья, может кому-то пригодится, цитата:

    "Обучение следованию и самостоятельному хождению на улице: практика и некоторые мысли
    Насколько я знаю, эта тема весь актуальна для мам окологодовасов, а информации в сети об этом немного. Возможно, мои знания, мысли и опыт будут кому-то полезны.

    Зачем вообще учить следованию и хождению по улице ребенка 1-1,5 лет? Для себя я отвечаю на этот вопрос так:

    Если ребенок начал ходить, ему нужно обязательно тренировать новый навык, причем именно тогда, когда он формируется (то есть сразу после начала самостоятельной уверенной ходьбы), а не позже, в 2-3-4 года; ходить ногами нужно для нормального физического развития ребенка; это не значит, что он сразу должен проходить 5 км - но постепенно учить ребенка преодолевать пешком видимые расстояния нужно;
    - Городская среда не создает условий для естественного обучения следованию (когда ничего специально делать не надо, все само получается), поэтому маме нужно взять ответственность на себя и организовать для ребенка такое обучение; для этого ей полезно знать некоторые приемы.
    - Я придерживаюсь мнения, что в паре «мама-ребенок» присутствуют иерархические отношения, мама — ведущая, ребенок — ведомый; это относится и к поведению на улице: мама устанавливает правила, указывает границы и обучает определенным необходимым для жизни навыкам, а ребенок соблюдает эти правила, встраивается в рамки и обучается;
    - Идти по улице за мамой, а не убегать или идти по своим делам, то есть следовать за мамой — нормальное поведение ребенка, обучение этому — не дрессировка, а выработка необходимого для жизни навыка и обучение необходимым правилам; при этом понятно, что есть прогулки по маминым делам, а есть — прогулки и «привалы» для исследования мира и удовлетворения потребностей ребенка.

    Если вы со мной не согласны, это не значит, что вы ошибаетесь. Это просто значит, что статья написана не для вас. Спорить не нужно — пост вывешен не для споров, надо или не надо и почему, а для обмена опытом людей, которые считают обучение необходимым и согласны с вышеперечисленными пунктами. Если у вас есть собственные приемы, собственный опыт обучения хождению/следованию ребенка 1-1,5 лет — ваши комментарии будут бесценны для тех, кому эта информация актуальна.

    Практические методы отработки навыка хождения и следования.

    Сразу оговорюсь, что излагаю не строгую «рожановскую» теорию, а скорее собственную ее интерпретацию, причем довольно мягкую, и на полноту охвата материала совсем не претендую.

    Еще одно важное уточнение (спасибо vrakker). Начинать водить ребенка в возрасте около 1 года по улице лучше за руку. Это удобно, безопасно и само по себе является естественным приемом обучения следованию. По моим наблюдениям, дети, которые привыкли ходит за руку, реже убегают, лучше следуют за мамой, позже с ними легко ходить на любые расстояния.

    Итак, вы вышли на улицу, взяли ребенка за руку и пошли. Если ваш ребенок нормально идет за вами, не вырывает руку, не останавливается, не отвлекается на листочки и не просится на руки - вам достался уникальный экземпляр можете дальше не читать, у вас все и так отлично.

    Если же ребенок ходит плохо, мало, или хорошо и много, но не туда, и вы хотите научить его ходить по улице и вообще ходить ногами на видимые расстояния, можно воспользоваться двумя способами (методами):

    1. Если ребенок шел за вами какое-то время, а потом отстал/пошел в другую сторону/сел на землю — нужно подхватить его под мышку, пронести пару метров в нужном направлении и опять спустить на землю; опять отстает/садится/убегает - повторить.

    В общем-то, данный метод широко известен и много раз обсуждался. На какие нюансы я хочу обратить внимание:

    Метод удобно использовать, если ребенок в принципе не отказывается ходить, ходит хорошо и много, но не туда;

    Не нужно отпускать ребенка далеко от себя или самой уходить далеко и ждать, когда он вас догонит — это, во-первых, небезопасно, а во-вторых, ребенок может ваш зов проигнорировать и вам придется возвращаться за ним в ущерб своему авторитету и с риском превратить процесс в игру в догонялки; отпускать ребенка от себя лучше максимум на 1-1,5 метра, чтобы вам хватило шага для «подхвата» под мышку и возвращения на «маршрут»;

    Отрабатывая навык, гулять лучше всегда с целью, так как это помогает прежде всего маме — она не «отрабатывает следование» просто ради следования, а действительно заинтересована в том, чтобы дойти, например, до магазина, и ребенок это чувствует; конечно, поначалу эти цели должны быть близлежащими — даже детская площадка у соседнего дома подойдет;

    Идеально гулять в паре с другим человеком, которого ваш ребенок хорошо знает, чтобы именно он, а не вы, перехватывал идущего не туда ребенка и направлял в вашу сторону; но если это никак не получается организовать, можно и обойтись.

    2. Другой способ сделать так, чтобы ребенок шел куда надо маме и вообще шел по улице ногами - условно говоря, "договариваться". То есть вы вышли на улицу, вязли ребенка на руки и определили вслух условие: «Несу тебя до того столбика (дорожки, горки), а дальше идешь ногами». Соответственно, после того, как дошли до столбика, дорожки, горки, надо все-таки добиться, чтобы какое-то расстояние ребенок прошел сам, а потом снова взять на руки с новым условием (донесу до лужи/магазина и пр). Чередовать передвижение на руках/ногами, постепенно увеличивая расстояние, пройденное ногами.

    Смысл этого способа в том, чтобы способ передвижения и расстояние, пройденное на руках/ногами, определяла МАМА, а не ребенок. Разумеется, при этом мама учитывает возраст ребенка, его физическую форму, умение ходить, погоду и еще множество разных обстоятельств. Поэтому для годовалого ребенка соотношение на руках/ногами будет одно, для полуторалетнего — уже совсем другое, зимой в одном и том же возрасте пройденное ногами расстояние будет одним, летом — другим, и т.д.

    Нюансы, на которые стоит обратить внимание при практическом применении:

    Метод удобно использовать, если ребенок совсем отказывается самостоятельно ходить или ходит очень мало;

    Расстояния можно брать любые, даже довольно большие, но отрезки пути ногами поначалу лучше делать поменьше — 10-20 метров;

    Ребенку не обязательно подробно описывать ориентиры места, где вы его возьмете на руки/поставите на землю, не обязательно так же, чтобы он это место непременно заранее издалека увидел— достаточно коротко озвучить свое намерение («несу тебя до домика», «идешь ножками до лужи»). Важно — если ребенок дошел до лужи, но на руки не просится, не спешите его брать; дайте ему возможность «превзойти самого себя». Но не доводите до того, чтобы он все-таки заплакал и запросился — лучше через пару лишних метров сами возьмите на руки и обозначьте новый «рубеж»;

    Понятно, что брать на такие прогулки слинг/коляску есть смысл, только если вы планируете часть пути потренироваться в ходьбе, а часть быстро пойти, куда надо.

    Кое-какие мысли о теории и практике воплощения вышеназванных методов.

    Чем эти методы, на мой взгляд, лучше, чем всякие уговоры, заманивания, отвлечения («пойдем посмотрим на кошечку» и т.д.)? Применяя их, мы не заставляем ребенка обманом или хитростью сделать, как нам нужно, а формируем у ребенка сознательное поведение. То есть мы показываем, как надо делать (обучаем навыку) и почему (устанавливаем правила). Дети в 1-1,5 года — вовсе не такие несмышленыши, как принято думать, они вполне сознательные существа, способные понимать и усваивать правила поведения и следовать им. Именно тут заключено основное отличие от «дрессуры», и в дальнейшем с такими детьми действительно легко гулять, обходясь без коляски или слинга. А вот отвлекать и обманывать с возрастом обычно получается все сложнее. Однажды вам все равно придется такое сознательное поведение формировать, и тут я придерживаюсь мнения, что «чем раньше — тем лучше». Мне кажется, что если у ребенка до 3-4 лет не было необходимости контролировать себя (его постоянно отвлекали или добивались от него нужного поведения хитростью), ему гораздо труднее сознательно соблюдать какие-то правила поведения

    Еще один момент, о котором нельзя не упомянуть — реакция ребенка на обучение. Да, она может быть негативной, особенно если прежде вы границ не устанавливали и следованию не обучали, и ребенок привык, что он идет, куда хочет, что вы его всегда ждете, или что его всегда берут на руки по его требованию. В таком случае он может орать при попытке поставить его на землю даже после того, как условное расстояние на руках пройдено, при попытке взять его под мышку и унести от интересного листочка и т.д.

    Определить, почему именно ребенок орет — по причине реального дискомфорта или с целью проверки границ — самой маме бывает довольно трудно просто потому, что она, как правило, просто не может посмотреть на ребенка «со стороны». Но все-таки есть некие объективные признаки, на которые можно в данном случае ориентироваться. Если у ребенка удобная одежда и обувь, он не напуган/не стрессован незнакомой обстановкой (вы находитесь на улице, по которой уже 100 раз гуляли), не устал/не хочет спать (только что вышли из дома), если он прекрасно ходит полчаса по детской площадке или по парку, но начинает орать, как только вы побуждаете его идти в нужном вам направлении — скорее всего дело не в дискомфорте, а в банальном нежелании ребенка ходить за вами (ему нравится, когда его носят/возят или он готов ходить, но именно сейчас хочет настоять на своем и тем самым проверить, насколько он может управлять этой ситуацией).

    В данном случае трудно советовать что-то однозначно. Мне кажется, что отношение к реакции ребенка и ваше поведение должны зависеть от того, насколько хорошо вы чувствуете ребенка, насколько готовы уступить ему «управление» и чего именно хотите добиться обучением.

    Если вы хотите научить ребенка ходить за вами, считаете, что это нужно и ему, и вам, уверены, что он не боится, не устал, а именно не хочет/проверяет границы, и чувствуете в себе силы настоять на своем — сам факт ора вас останавливать не должен, но стоит продумать стратегию, как его минимизировать (отвлекать/заговаривать зубы, продолжая настаивать на своем, либо каким-то образом донести до ребенка, что эта «кнопка» больше не работает; наработанные способы избежать ора и настроить ребенка на положительный лад буду рада видеть в комментариях).

    Если вы считаете, что дело того не стоит и проще посадить в слинг/коляску, чем прилагать усилия и «мучить ребенка» (ведь рано или поздно все равно научится ходить и следовать за мамой) — скорее всего, вы не считаете причины для обучения, с которых я начала, весомыми, и вам вообще не нужно читать этот пост применять этих методов.

    Если научить хотите, вы согласны, что это нужно, но не уверены в причине такого поведения, вам кажется, что ребенок орет из-за стресса/дискомфорта — разумеется, лучше обучение прекратить до созревания уверенности/исчезновения всяких подозрений на дискомфорт/устранения всех возможных причин такового.

    Ну, то, что для ребенка, который будет много ходить, стоит приобрести подходящую (легкую) одежду и удобную обувь, особенно на зимнее время, думаю, много распространяться не надо, это очевидно.

    Не могу не сказать два слова о пугании злым дядей и чем-нибудь еще — моментом, который неразрывно связан с обсуждением темы следования. Я абсолютно убеждена, что ребенку, которого с 1 года мама учила навыкам поведения на улице - не убегать, ходить за ней и т.д. - и у которого с мамой нормальные гармоничные отношения, такие «пугалки» никогда не понадобятся. Если же ребенок в 2-3 года от мамы убегает и на улице не управляем, причем ничего не помогает — тут дело далеко не в следовании, а в отношениях «мама-ребенок» в целом, и приглашением злого дяди с мешком тут делу не поможешь, а то и усугубишь проблему."