Песочная игротерапия. Песочная терапия для детей дошкольного возраста. Рисование песком Песочная игротерапия в развитии дошкольника

26.09.2019

Впервые принцип "песочная терапия" был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По его мнению, этот текучий материал символизирует жизнь во вселенной, а отдельные песчинки - это люди и другие живые существа.

Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить.

Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы применяются:

  • с целью диагностики;
  • с целью профилактики;
  • с целью оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе краткосрочной психотерапии;
  • в процессе продолжительного психологического воздействия;
  • на развивающих занятиях по коррекции психических процессов.

Песочная игротерапия, является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми, особенно с детьми, соматически ослабленными.

У часто болеющих детей могут развиваться различные психологические проблемы, "комплексы". Прежде всего, это "комплекс неполноценности", неуверенности в себе, так как частые болезни могут привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому большое внимание следует уделять психоэмоциональному здоровью детей.

Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у часто болеющих детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:

  • трудности в общении;
  • взаимоотношения детей и родителей;
  • психологические травмы;
  • расстройства настроения;
  • кризисные ситуации;
  • страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;
  • проблемы поведения.

Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:

  • развить более позитивную Я - концепцию;
  • развить самооценку;
  • обрести веру в себя;
  • овладеть чувством контроля;
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;
  • научить способам самовыражения.

При организации занятий песочной игротерапии, ставятся следующие задачи:

  • Создавать для ребенка атмосферу безопасности.
  • Создавать ощущение дозволенности.
  • Понимать и принимать мир ребенка.
  • Поддержка положительного тонуса и самочувствия.
  • Установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций.
  • Облегчить ребенку принятие решений.

Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог выполняет роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.

В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции (например, при наличии у ребенка поведенческих или эмоциональных нарушений). В других случаях - в качестве вспомогательного средства при развитии сенсомоторики, при активизации к действию, для снятия психоэмоционального напряжения, нервозности.

Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Для игр с песком используется материал:

  • водонепроницаемый ящик голубого цвета, наполненный песком;
  • вода;
  • небольшие подносы;
  • стаканчики для воды;
  • лопаточки;
  • формочки;
  • мелкие игрушки;
  • животные;
  • сказочные персонажи;
  • транспорт;
  • геометрические формы;
  • природный материал;
  • камешки, ракушки;
  • бросовый материал.

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.

Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Дошкольник сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях малыш чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.

Игра в песок дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи, переживания.

По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Использование данного игрового метода, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей, на этом фоне - стабилизация соматического здоровья, что способствует снижению заболеваемости детей.

Вашему вниманию предлагается три конспекта авторских разработок занятий по песочной игротерапии, которые направлены на коррекцию психических процессов, развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений, развитие связной речи; коррекцию страхов, боязливости, агрессивности, гиперактивности.

Предложенные занятия могут проводиться с детьми индивидуально и с небольшой подгруппой детей.

"Зарывание секретиков"

(коррекция психических процессов, развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений)

Цель: установление психологического комфорта.

  • Коррекция психических процессов (внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета).
  • Развитие связной речи.
  • Развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений.
  • Совершенствовать умения и навыки практического общения.
  • Развитие фантазии.
  • Побуждать ребенка к активным действиям концентрации внимания.
  • Стабилизация положительного эмоционального фона.

Материал: ящик с песком, вода, игрушки, геометрические формы, различные "волшебные" предметы; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Если занятие индивидуальное, то "секретики" зарывает взрослый, а если групповое - то каждый ребенок в "секрете" от другого.

Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу и выбрать те фигуры и предметы, которые привлекают его внимание. Но выбирается только 5 - 6 предметов. Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается "по секрету" зарыть (закопать), спрятать в песок те фигуры и предметы, которые он выбрал. Другому ребенку (который не видел какие "секретики" зарыты в песок) предлагается искать секреты. В процессе раскопок по открывающимся частям догадаться, что там спрятано и описать (т.е. на ощупь узнать находку). Дети по очереди зарывают "секретики" и отгадывают друг у друга, что спрятано в песке.

Другой вариант.

"Победим страх"

(коррекция страха, боязливости, агрессивности, гиперактивности)

Проективная игра.

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

  • Научить ребенка справляться с негативными эмоциями.
  • Научить ребенка выражать положительные эмоции.

Материал: ящик с песком, вода, фигурки по выбору, бросовый и природный материал; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.

По окончании работы взрослый предлагает вымыть руки. Музыка затихает.

Взрослый: "У меня сейчас хорошее, спокойное настроение. А какое у тебя настроение, что ты чувствуешь?" (ответ ребенка).

"Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я теперь спокоен, "страх" убежал и никогда не вернется. Я очень смелый и храбрый".

"Я колючий только снаружи"

(коррекция агрессивного поведения)

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Научить ребенка справляться с гневом (в неразрушительной форме для окружающих).

  • Научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.
  • Побуждать к активным действиям.
  • Способствовать к проявлению эмпатии.

Материал: ящик с песком, вода, на выбор фигурки; магнитофон и аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит "обидчик" больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.

По окончании работы ребенок моет руки и садится на стул.

Взрослый: "Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я спокоен, у меня хорошее настроение, я очень добрый и ласковый".

Литература:

  1. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евсигнеева, СПб.: Институт специальной психологии ипедагогики,1998.
  2. Юнгинская песочная психотерапия. Л. Штейнхард, СПб.: Питер, 2001.
  3. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  4. Дошкольная педагогика. Январь - февраль, 2007. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста.
  5. Мой ребенок. 2003. Май. Кулакова Н., ГрабенкоТ. Следы на песке.

Просто сыграем, как делают дети,

Что “вне игры”, то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете -

Общая наша игра!

Кто из нас в детстве не играл “в куличики”? Ведерко, формочки, совок - первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные . Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Какие же бывают игры с песком?

1. ОБУЧАЮЩИЕ игры. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ игры. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.

3. ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнаете о том, что “делает” бессознательное, когда ребенок играет с песком; откроете потенциальные возможности ребенка; увидите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в Детский Мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.

Итак, в Путь!

ТАЙНЫ НАШЕЙ ДУШИ. Проективные игры на песке СОВЕТЫ АВТОРОВ

Очень непросто разобраться в себе самом, а тем более соприкоснуться и ощутить “трепет” души другого. Безусловно, речь дает нам возможность понимать друг друга. Но как же быть с крылатой фразой: “Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли”? Язык желаний и чувств ближнего часто является для нас иностранным. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему возможности рассказать взрослому о своих переживаниях? Как реализовать ему свои творческие потенциалы, приоткрыть перед нами тайны своей Души? Психологи скажут, что самое главное “спроецировать” свой внутренний мир вовне. Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще плохо рисуют. Бывает, что ребенок расстраивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хотел. А в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент -ландшафт его Души. Как это сделать Вы узнаете дальше.

Первый коммуникативный опыт ребенок получает опять-таки в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием “ковыряются” в песочнице. Кто-то лепит куличики и строит дома,

а кто-то с удовольствием разрушает созданное, швыряет песок в глаза другим. Наблюдая за тем, как ведут себя дети в песочнице, родители открывают в своем любимце новые, неожиданные качества. Одни могут ужасать, другие - радовать. Что же нас огорчает и озадачивает? То, что наш ребенок позволяет другим ущемлять свои интересы: бить, отнимать игрушки, прогонять. Что делаем мы в этой ситуации? Один попытается “восстановить справедливость” и “покарать” обидчика своего чада; другой - уводит рыдающего малыша домой, с чувством горечи и невыраженного протеста; третий - сразу начнет учить “давать сдачи”; а кто-то поступит по принципу: “Если деточки дерутся, лучше в драку не вступать”. Первые сложности нашего ребенка в общении с другими детьми (в сюжетно-ролевых и совместных играх) мы часто воспринимаем как личное оскорбление и проблему.

К психологу молодые мамы приходят с вопросами: “Мой сын не умеет общаться с детьми - в песочнице отнимает игрушки и бросается песком, что делать?” или “Мой сын не умеет общаться с другими детьми - в песочнице у него постоянно отнимают игрушки, а он терпит, что делать?” Оказывается и “Агрессор” и “Тихоня” проблемны. Почему? Потому что у них обоих не сформированы, как бы сказали психологи, коммуникативные навыки. То есть умение нормально общаться.

Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры — есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому мы назвали игры, с которыми сейчас будем знакомиться, ПРОЕКТИВНЫМИ.

Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.

Пожалуй, милые Читатели, пришло время рассказать о том, что же происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок. Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный “лист” ландшафт внутреннего мира и “диспозицию” в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде “концентрата” попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой “песочный” опыт! Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, “круговорот переносов в природе”. Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный “лист”, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем.

Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Кроме того, совместные занятия с песком помогают родителям изучить особенности поведения и развития ребенка.

Суть метода

Песочница является хорошим диагностическим средством, которое помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение. Песочная терапия помогает высвободить и понять свое подлинное Я, способствует восстановлению своей психической целостности.

Ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения.

Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность.

Кроме того, нельзя не отметить уникальные свойства песка, который способен "заземлить" отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.

Краткая история

Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими. В. Юнг разработал технику активного воображения, которая считается теоретическим фундаментом терапии.

В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с характера.

После изучения методики «Построения мира» Дорой Кальф была разработана юнгианская «Песочная терапия», которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми. Здесь используется поднос, наполненный песком, и множество мелких предметов. Программа «Песочная терапия» дополняет другие виды психотерапии.

Она очень актуальна в современном мире. Мы все больше отдаляемся от природы, забывая свое естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям.

Цели

Для чего нужна песочная терапия? Занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, понять себя и свое Я, способствуют развитию мышления, фантазии, пальцев.

Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребенка, она дает ему возможность быть самим собой. Подобные игры - это символический язык для самовыражения. Манипуляции с игрушками помогают ребенку выразить отношение к себе и другим людям, к происходящим событиям.

Какие проблемы помогают устранить занятия с песком

Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна для детей с особыми потребностями.

В детсадах и школах только начали использовать влияние, которое оказывает песочная терапия на психическое развитие детей. В дальнейшем планируется сделать такие занятия обязательными.

Пробуя рисовать песком, дети быстрее осваивают буквы и цифры, учатся различать понятия «право» и «лево», отличать день и ночь, времена года. Поэтому игры с песком может использовать не только психолог, педагогам такие занятия помогают намного эффективнее обучать детей. Песочная способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Стадии игры с песком у детей

Общие стадии такой игры выделил Джон Аллан в 1986 году:

1. Хаос . На этой стадии ребенок отбирает много фигурок, сваливая их в емкость с песком. Фигурки имеют разные размеры, принадлежат к разным категориям, среди них нет растений и животных. Такое поведение малыша говорит о тревогах, страхах и смятении, которые преобладают в его жизни. Эта стадия может продолжаться в течение нескольких занятий.

2. Борьба . На этом этапе среди фигурок появляются хорошие и плохие герои, хищные и травоядные животные, земляне и пришельцы и др., что означает противостояние, военные действия, конфликты. Стадия может длиться долго. На этом этапе нельзя торопить малыша, предлагая ввести положительный персонаж. Нужно дать возможность ребенку преодолеть внутренний конфликт самостоятельно, в необходимом ему темпе. О завершении стадии можно судить по заключенным мирным договорам, помилованию противника и сохранению его жизни.

3. Исход . Эта стадия означает гармонию и равновесие. На этом этапе все объекты связаны между собой, среди фигурок появляется зелень и плоды, животные расставляются парами.

Игры с песком в домашних условиях

Для домашних занятий понадобится коробка (65×75×8), голубая краска, емкость с водой, много мелких игрушек. Проследите за тем, чтобы ящик для игр не был шершавым и не имел острых краев. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в голубой цвет, который благотворно влияет на психику.

Песок для песочной терапии лучше брать желтый. Но для того чтобы создавать акценты в игре, подойдет и песок темного цвета. Чтобы ребенок мог лепить фигурки из песка, необходима емкость с водой. Фигурки для игры должны быть не больше 10 см в высоту. Подойдут игрушки из пластмассы и металла.

Базовые игры

Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые популярные:

1. Игра "Угадайка". В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, не вынимая из песка.

2. Игра "Веселые истории". Буквами алфавита выкладываются на песке несложные слова. Затем нужно их прочитать вместе с ребенком. После этого малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребенка - найти буквы и восстановить слово.

3. Игра "Мой город". Малыш должен отобразить на песке свой городок или даже волшебную страну. Необходимо придумать историю, которая отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам-участникам можно дать имена.

Групповые игры

Песочная терапия для детей дошкольного возраста проводится в группах из 4-6 человек. В том случае, если участники агрессивны или гиперактивны, в группе не должно быть более 3 человек. Групповые занятия развивают умение играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям и выражать свои мысли.

Задачами групповых занятий с песком является совершенствование умений и навыков практического общения с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии и образного мышления, умения сконцентрироваться, повышение активности детей.

Игра заключается в следующем. Дети становятся волшебниками, которые должны создать сказочную страну на необитаемой земле. Детям разрешается взять все, что они считают нужным. Страну создают все вместе или по очереди, не мешая друг другу, до тех пор, пока она не будет построена.

При этом необходимо вести наблюдение за поведением детей, за тем, как они контактируют друг с другом. Песочная терапия для детей дошкольного возраста полезна тем, что, играя, дети учатся самостоятельно разрешать конфликты, совместно преодолевать трудности, слушать и слышать других.

Противопоказания

Противопоказано заниматься песочной терапией детям, которые гиперактивны и имеют синдром детям-эпилептикам, малышам, у которых обнаружены аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, а также легочные и кожные заболевания.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста под руководством психолога - прекрасный вид занятий, помогающий родителям получить ответы на вопросы, которые касаются внутреннего мира их малыша, позволяющий понять причины конфликтов, страхов и тревог и успешно провести коррекцию таких состояний.

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.

Песочная игротерапия является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития.

Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных технологий в летний период «Песочная игротерапия в работе с дошкольниками».

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции всё больше места занимают специальные техники, одна из которых - песочная игротерапия. Принципы игр на песке очень просты и незатейливы. Они являются обучающими, познавательными, проективными. Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Впервые принцип "песочная терапия" был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике. Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.

Песочная игротерапия является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития.

У детей с ЗПР могут развиваться различные психологические проблемы, "комплексы". Прежде всего, это "комплекс неполноценности", неуверенности в себе (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным). Поэтому большое внимание следует уделять психоэмоциональному здоровью детей.

Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр, где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства. А также проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке.

В песочных играх дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга. Игры с песком позволяют поглубже познакомиться со свойствами предметов окружающего мира, формируют начальные математические представления, учат слаженной работе глаз и рук.

Играть с песком надо учить и самое благоприятное время для этого – лето. Играть в песочницу можно не только на улице – можно устроить минипесочницу в детском саду.

Чтобы вместе с ребёнком отправиться в увлекательное сказочное путешествие по Стране песочных игр, необходимы:

водонепроницаемый ящик голубого цвета, наполненный песком; вода, стаканчики для воды, формочки, мелкие игрушки, сказочные персонажи, геометрические формы, природный материал, камешки, ракушки, бросовый материал, транспорт и др.

Воспитатель знакомит детей со своей игрушкой-посредником, в играх с песком – это может быть «Песочная фея». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Песочная фея – это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с детьми и их игрушками. Песочная фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир. Взрослый через эту игрушку объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.

Игры на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

Игра «Здравствуй, песок!» (от 3 лет)

Цель - снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному "поздороваться" с песочком, сделать, что ему нравится: погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный-неприятный, мягкий и т.п.

После того как ребенок проведет самостоятельное исследование, покажите ему такие движения:

дотроньтесь до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

легко/с напряжением сожмите кулачки с песком, затем медленно высыпайте его в песочницу;

дотроньтесь до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;

перетирайте песок между пальцами, ладонями;

Знакомство с мокрым песком проводится так же, как и с сухим. Обратите внимание крохи на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу, теперь из него можно лепить.

Ребенку предлагается свободная игра. Песок можно перемешивать руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки и т.п.

«Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Еще один вариант игры: Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами. Предложите ему "спрятаться от дождика", т.е. закрыть ладонь, как только в нее начнет сыпаться песок.

«Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

«Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).

"Отпечатки наших рук".

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: "Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Попробуйте: поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);

выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

"пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);

"пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после - двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом - средними, затем - безымянными, большими, и наконец - мизинчиками);

"поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;

сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?)

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, ребёнок получает первый опыт самоанализа. Играя, он учится понимать себя и других.

« Тепло-холодно» (от 4 лет)

Попросите малыша отвернуться и закопайте в песочнице игрушку - "клад". Пусть ребенок выберет фигурку человечка или животного и водит его по песочнице в произвольных направлениях. "Ходить" можно пальцами (средним и указательным). Если игрушка далеко от "клада", взрослый говорит "холодно", игрушка приближается - "теплее", когда игрушка дойдет до цели - "горячо". Ребенок откапывает спрятанную игрушку. Затем игроки меняются ролями.

«Мина» (от 4 лет)

Рука одного играющего превращается в "мину", она закопана в песке в замысловатом положении. Задача другого играющего ("сапера") откопать мину, не дотрагиваясь до нее. Можно действовать руками, сдувать песок, помогать тонкой палочкой. Если "сапер" сделает неосторожное движение - он проиграл.

«Песочный круг». Медитативное рисование (от 4 лет)

Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого он может дать название своему песочному кругу, рассказать о нем. Точно так же можно украшать можно отпечатки своих ладоней, придумать историю о каждом пальчике: кто он такой, что он любит и не любит.

«Чей это след?»

На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни, от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

«Песочная аппликация»

Клеем нанесите на картину рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

«Мой клад»

Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Когда другие дети отгадывают, даёт инструкции, как найти спрятанную вещь, словами «правее», «левее», «прямо» и т. д.

Яркие ощущения появляются в игре «Волшебные дюны» . Вместе с детьми погружаем руки в песок, начинаем шевелить пальчиками и следим за изменением песочного ландшафта.

«Портрет на песке» расширяет представление детей об эмоциях. Детям даётся инструкция: нарисовать на песке свой портрет: когда вам дарят новую игрушку, когда вас обидели, когда вы испугались,

когда вы увидели радугу.

Игры с песком широко используются в работе с дошкольниками для формирования и развития пространственно-количественных представлений.

«Что спряталось в песке?»

Ребёнку предлагается опустить руки в песок и найти цифры (из пластика, дерева, цифры-формочки). Затем даётся задание назвать все цифры, которые были найдены в песке. Ребёнку предлагается выложить все цифры на песке по порядку, можно поиграть в игру «Чего не стало?». Можно поменять цифры местами и попросить ребёнка «навести порядок».

«Угадай, какая цифра тебе попалась в руки»

Ребёнку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая её из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки.

По такому же типу можно провести игру «Угадай, какая геометрическая форма тебе попалась».

«Найти в песке нужное количество камешков» (шишек, ракушек, желудей и т.п.)

Педагог показывает ребёнку цифру и просит назвать её. Далее ребёнку предлагается найти в песке нужное количество камешков и объяснить, почему он нашёл такое количество камешков.

«Сделай цифру из песка»

Вариант 1

Педагог даёт ребёнку цифры-формочки и просит вылепить цифры из мокрого песка. Далее ребёнку предлагается назвать цифру, которую он слепил, а рядом с ней написать эту же цифру пальчиком на песке.

Вариант 2

Перед ребёнком на песке лежат камешки. Педагог предлагает сосчитать их и «написать» рядом нужную цифру. Для этого ребёнок должен выбрать нужную цифру-формочку и выложить цифру из песка.

«Сделаем бусы из цифр»

На песке перед ребёнком нарисован полукруг. Педагог предлагает ребёнку сделать бусы из цифр. Для того чтобы бусы получились правильно, цифры надо «надевать на ниточку» только по порядку. Ребёнок выкладывает цифры вдоль полукруга или выкладывает их из мокрого песка с помощью цифр-формочек.

«Наведи в песочнице порядок»

Перед ребёнком в песочнице лежат цифры в перевёрнутом и правильном положениях. Сначала педагог предлагает назвать только те цифры, которые лежат правильно, затем перевернуть те цифры, которые лежали неправильно, и назвать их. Можно предложить ребёнку разложить цифры в правильном порядке и поиграть в игру «Назови соседей числа».

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу - из треугольников.

«Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе».

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за - из-под», «центр, угол».

Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?

«Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф - только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы.

«Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления.

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе - несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Песочная фея. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

«Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например - только геометрические формы, только животные.

"Откопай разгадку".

Детям предлагается сказочные задания в форме стихотворных загадок. Необходимо её отгадать и написать ответ, вылепляя песочные буквы.

«Кто колдует, заклинает, в ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках кто хозяйка?» (Бабка Ежка)

«Спрятал кто иглу в яйце, а яйцо хранит в ларце? Кто всех злее и тощей? Кто не верит всем? (Кащей) Отгадал, не называй. Вылепи и прочитай.

Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки" . На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

Для развития навыка дифференциации звуков можно использовать игру «Кто быстрее?». Песочница разбивается на два поля. Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы). Потом дети ставят флажок на своё поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы.

«Мой город»

Педагог даёт задание выбрать фигурки, в названиях которых есть заданный звук и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

«Назови звук»

Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

«Найди друга»

Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.

Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).

Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к"] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к"] – братцы.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

Игры на коррекцию психических процессов.

«Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Песочная фея. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет - каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней - успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

"Победим страх"

(коррекция страха, боязливости, агрессивности, гиперактивности)

Проективная игра.

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.

Взрослый: "У меня сейчас хорошее, спокойное настроение. А какое у тебя настроение, что ты чувствуешь?" (ответ ребенка).

"Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я теперь спокоен, "страх" убежал и никогда не вернется. Я очень смелый и храбрый".

"Я колючий только снаружи"

(коррекция агрессивного поведения)

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит "обидчик" больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.

Взрослый: "Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я спокоен, у меня хорошее настроение, я очень добрый и ласковый".

Любой из вариантов игры можно предлагать ребенку в виде сказки. Например: "В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной, обладала даром и всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители сказочной страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу Дракону, жившему неподалеку. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось... Чтобы Принцесса никогда больше не могла дарить радость людям, дракон превратил ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того: смельчак, который решится спасти Принцессу, своим прикосновением может погубить ее. И тогда она навеки останется заколдованной. Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!.."

Игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения.

Путешествия в страну звуков начнем с игры-сказки "Путешествие в страну "А"".

Есть прекрасная страна, где принцессу зовут А. (Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение буквы А).

В реке плещутся А-кулы...

(В песочнице создается река (для этого следует прокопать канавку так, чтобы было видно голубое дно песочницы), в нее помещаются акулята из коллекции "Киндер-сюрприза", на них тоже наклеена буква А).

А-исты в садах живут...(В песочнице создается сад из веточек и цветов и появляются птицы, на них также наклеена буква А).А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут...(В песочнице появляются растения, на которых изображена буква А).Чтобы здесь нам поиграть, надо много слов назвать. Привести сюда друзей, в чьих названьях - А. Смелей.

Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее трех слов, в которых есть звук "А". Помогая ребенку, взрослый может задавать наводящие вопросы:

"Ты знаешь, у Принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, и... кто еще?"

"Кто может жить в этой стране - мама, папа, бабушка и... кто еще?"

"Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук "А"?"

"Как ты думаешь, что любит есть Принцесса - кашу, варенье, малину и... что еще?"

Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее почетным гостем (при этом вручается заранее приготовленная буква или ее изображение на карточке). Теперь он может играть с каждым жителем этой страны и подселять в песочницу других героев самостоятельно.

Эта простая игра поможет решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них - развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями и как можно дольше не расставаться. Подбираемый для игры материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем задачу следует усложнить, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций. Так ребенок познакомится со множеством звуков.

Пожалуйста, давайте познакомимся!..

С милым звуком Е

Живет в той сказочной стране Спокойный, добрый, милый Е, Он утром Ели объезжает И все игрушки проверяет.

И мчатся с ним по веткам Ели, Как по зеленой карусЕли, МЕдвЕдь и БЕлочка, СкворЕц, И ЛЕв и даже... ОгурЕц!

Но вот, друзья мои, беда - Забыл другие он слова, Где тоже есть наш милый Е. Поможем вместе мы беде?

С волшебником И

На облаке мягком, Что в небе парит, Звук И, как волшебник, Над миром летит...

Он счастье несет, И добра всем желает И где что рассыпалось Соединяет!

Он любит Индейцев, Изюм и Икру, И любит в песочке Простую игру!

Он рад и с тобою

В песок поиграть,

Чтоб ты все слова

С звуком И мог назвать!

Обратите внимание - в стихотворной инструкции уже не дается конкретных указаний по строительству определенной страны. Это позволит вам и ребенку проявить творческое воображение.

Опыт работы показал, что использование песочной игротерапии даёт положительные результаты:

удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;

оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;

песочная игротерапия вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);

песочная игротерапия совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в безобидной форме;

но самое важное – ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей и взрослых делает игру в песок прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.


« Sand play » - песочная игротерапия.

В нашем системе образования провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать воспитательный процесс по любой модели, включая авторские.

В этих условиях воспитателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологии, идей, направлении, не тратя время на открытие уже известного. Сегодня педагогическим грамотным специалистом нельзя, без изучения всего обширного арсенала образовательных технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность ребенка, в некоторых же технологиях эти средства являются составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести и игровые технологии.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды, но как оптимально использовать их мало кто знает. Часто на вопросы «Зачем Вам это нужно? Как вы с детьми играет в песок?» Многие работники отвечают: «Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами. Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству «песочной терапии», в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх.

Ребенок проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок создавая картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. А самое главное, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуации.

Перенос традиционных занятии в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Се йчас мы рассмотрим не сколько видов песочной игротерапии.

Игра которую я предлагаю сейчас поиграть относится к играм на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук «Чувствительные ладошки»

Начинаем наши игры!

Подвигайтесь-ка вперед!

До чего же вы ребята,

Удивительный народ!

Игра «Необыкновенные следы»

Положите руки на песок, оставьте отпечатки внешней и внутренней стороной. Важно задержать руки на песке, слегка вдавив ее и прислушаться к своим ощущениям.

Мне приятно. Я чувствую прохладу (тепло)песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки, а что чувствуешь ты?

Я перевернул руки и мой ощущения изменились. Теперь я по другому чувствую шероховатость песка, по моему он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?

А сейчас мы с вами поиграем. Смотрите и повторяйте.

«Идут медвежата»- дети кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.

«Прыгают зайцы»- кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигая в разных направлениях.

«Ползут змейки»- расслабленными / напряженными пальцами рук делают поверхность песка волнистой.

«Бегут жучки-паучки»- двигают всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, «жучки здороваются».

«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы придумывать название для фантастического животного, который оставляет такие следы.

Следующая игра относится к одному из видов познавательных игр.

Географические игры.

Здесь мы узнаем как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.

Например, часто детям непросто представить себе жизнь в тропических многоярусных лесах. Фотографий недостаточно четки, изображение- плоское. Ставим фигурки экзотических деревьев, обвиваем их «лианами»- веревочками, размещаем на них фигурки обезьян, располагаем животных, отметим,что даже дети с проблемами развития надолго запоминают материал проигранный в подобных играх.

Нету в тропиках берез,

Нету в тропиках осин,

В многоярусных лесах

Ждет чудес огромный мир!

Пальмы, финики, бананы

Обвиты лианами,

Мы попрыгаем по ним

Вместе с обезьянами.

Скучно обезьянке нужно пригласить друзей и заселить наш песочный тропик (выставляем на песок фигурки жирафа, слона, зебра и т.д.)Следующая игра на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучения чтению и письму «Песочная грамота».

В одной сказочной стране жила маленькая рыбка. У рыбки был домик. Он в нем жил. Рядом с домиком росло дерево. Рыбка о нем заботилась, поливала его, разговаривала с ним, укрывала когда было холодно. У нашей рыбки было интересное имя - ее звали «С-с-с». Но самое удивительное было то, что рыбка могла произносить и говорить только свое имя: «С-с-с». Но оставим на некоторое время рыбку «с» и познакомимся еще с одним героем нашей сказки.

На другом островке (конце) сказочной страны тоже стоял домик. И рядом с домиком росло прекрасное дерево. А жил в этом домике другая рыбка. Звали его- «О». Также как и рыбка С, рыбка О умела произносить только свое имя. Когда ему было весело, он говорил: «О-о-о-о!» Когда он грустил, тихонько говорил «О-о-о-о», когда он узнавал что-то новое, удивлялся, он говорил: «О-о-о-о»

Но оставим ненадолго гномика О и посмотрим, кто еще живет в этой сказочной стране. Посмотрите, в нашей стране есть еще один островок, а на островке стоит домик. Кто же в нем живет? Кто поливает все эти прекрасные цветы? Это еще один житель сказочной страны. познакомьтесь - рыбка К. И как другие жители этой сказочной страны, может произносить только свое имя: «К». Как он говорит когда он радуется? А когда грустит? А когда сердится А когда удивляется? Как то раз, рыбкам наскучило сидеть дома и они пошли страну посмотреть, да себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей. Вот встретились две рыбки Си О. Они очень удивились друг другу, и каждый из них, естественно, произнес свое имя И когда их руки соединились, вдруг каждый из них произнес: «Со!» и «Ос!» Когда их руки соединялись, они могли произносить не только свое имя другого! А когда руки разъединялись, каждый мог произносить только свое имя: «С», «О»

Рыбок очень обрадовало то, что они могут произносить

Что-то новое. И они взявшись за руки, пошли по дорожке,

Весело распевая: «Со» и «Ос». В это время рыбка К тоже гуляла

и вот вышла на дорожку по которой шли С и О.

Когда рыбка К увидела весело шагающих С и О она очень удивилась и произнесла К. С и О уже знали какие интересные

Вещи происходят когда соединяться руки. Поэтому они подбежали к рыбке К и взяли его за руки. И все они вместе

Произнесли каждое свое имя С О К.

А когда солнышко закатилось наступил вечер, наши рыбки

Разошлись по своим домам. Но каждый из них теперь знал,

Что он одинок, и когда ему захочется они вновь встретятся

Мы попрощаемся с нашими рыбками. И скажем до свидание

Нашему волшебному песку.