Опыты с воздухом. Опыты с воздухом в детском саду

16.06.2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №189»

Конспект занятия на тему:

Экспериментирование в старшей группе «Воздух – невидимка»

Выполнила:

Воспитатель 7 группы

Сухорукова Г.А.

Тема занятия: Экспериментирование в старшей группе

«Воздух-невидимка».

Цель : Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

1.Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха

2.Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.

3.Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-

исследовательская, двигательная, коммуникативная

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки. Салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой.

Предварительная работа :

Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».

Ход занятия

1 . ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся! (Дети действуют в соответствии с текстом).

Проводится подвижная игра «Пузырь»

Описание игры: Игра начинается с того, что воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково повторяет его: «Варенька, пойдем играть», берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя, затем предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего. Так по очереди приглашаются все дети. После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель даёт руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и «раздувают пузырь»: наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку.

Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой...
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!

К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т.е. опять раздувать пузырь.

Заканчивается игра так. Когда пузырь лопнул, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели...». Дети разбегаются в разные стороны.

Правила игры

  1. Когда пузырь раздувается, двигаться назад, а к концу текста взяться за руки.
  2. На слово «Хлоп!» руки разнимаются, и все бегут к центру.
  3. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Организация проблемной ситуации.

Воспитатель:

Ребята послушайте загадку и отгадайте её:

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но не видим он для нас. Что это? (воздух )

А хотите узнать, что такое воздух? (Да )

Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.

Дети считают до 5.

- Лаборатория чудес начинает работу . А кто знает, что такое лаборатория? (Это помещение, где проводят опыты)

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный ).

Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да )

Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают )

Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:

Что внутри пакета? (воздух )

На что похож мешок? (на подушку, шар)

Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха ).

Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)

Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.

Опыт № 2: Плавающие предметы.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.

Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть .) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей )

Давайте проверим?

Опыт № 3: Пузырьки в стакане.

Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки )

Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные )

Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.

Игра с мыльными пузырями.

Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные )

Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.

Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.

Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)

Давайте проверим ваши предположения.

Опыт № 4: Движение салфетки.

Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.

Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается )

Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.

На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)

Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер?

Игра с веером.

Сначала дети складывают из бумаги веер самостоятельно.

Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.

Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок )

Как получается ветер? (Движется воздух )

Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор).

Наблюдение на прогулке за вертушкой.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Рефлексия.

Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.

Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей )

На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем )

Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей )

Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.


Опыт с воздухом № 1

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что, главное не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).

Опыт с воздухом № 2

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Опыт с воздухом № 3

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Опыт с воздухом № 4

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Опыт с воздухом № 5

Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт с воздухом № 6

Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске – своё море – Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

Опыт с воздухом № 7

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Опыт с воздухом № 8

Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер — это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

Опыт с воздухом № 9

Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней – наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату – сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).

Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.

Опыт с воздухом № 10

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке — это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого «добросовестного» ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. «Посадите» (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Опыт с воздухом № 11

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

МК ДОУ детский сад «Теремок»

с. Частоозерье

Воспитатель – Плюснина В.Ю.

Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности

в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Задачи:

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, формы имеет вес и способами его обнаружения.)

Проведение и объяснение простейших экспериментов с воздухом; подведение детей к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды.

3. Совершенствование речи, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих

4. Формирование привычки сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

5. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться

6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

7. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

8. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики,мыльные пузыри, видеоролики «Земля», «Космос», фартуки, белый халат воспитателю, рыбка в банке,карточки с рисунками, сундучок, листочки на поляну, символы, веера, 2 стакана: один с водой, баночки с запахом. 2 шарика надутых и палочка для весов.

Действующие лица: Карлсон.

(Дети выходят, поворачиваются к гостям)

Воспитатель. –Дети сегодня к нам пришли гости, давайте посмотрим на них, улыбнёмся и пошлёмим воздушные поцелуи.

(Звучит музыка «Звуки природы»)

А мы с вами сейчас пойдемпогуляем по полянке. (Дети рассматривают деревья, листочки, животных)

Ой, а какой воздух свежий, давайте подышим с вами.

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Поднимите глазки, на вас смотрят волшебные капельки дождя, давайте их оживим.

А как это сделать? (подуть)

А теперь возьмем по листочку на поляночке и тоже подуем на них

Что вы увидели? А почему он летают?

Дети- Мы дуем на него.

(ВбегаетКарлсон)

Карлсон: - Здравствуйте, ребята! Как я радвидеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут Карлсон.А васкак зовут? Скажите мне хором все,ваше имя. Красивое имя. Очень приятно.

Карлсон.–А что вы здесь делаете?

Гуляем, отдыхаем, любуемся осенней природой.

А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

Воспитатель.: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: - Надо его посильнее надуть.

Карлсон: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Дети: - Воздух.

Карлсон: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

Воспитатель.: - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

Карлсон: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?

Воспитатель.-Такзачем нам нужен воздух? (ответы детей). Знайте, что человек не может жить без воздуха:

Воздух необходим всему живому. Человек без воздуха сможет прожить не более пяти минут. Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух не видимый, бесцветный, прозрачный,но знаю, воздух есть везде: и вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе. Давайте с вами попробуем обнаружить воздух, узнать его свойства. Для этого проведем исследования. А наши результаты будем выставлять в виде символов на доске.

- Первыесимволымы можем уже выставить. (Глаз с крестом,не имеет цвета)

. Воспитатель: . А работать мы будем в лаборатории . Повторите это слово. В лаборатории можно заниматься только учёным

Воспитатель: Дети, вы хотите научиться проводить исследования, как это делают настоящие взрослые ученые? ? В лаборатории всегда должно быть чисто и стерильно. Чтобы все опыты получились правильно, и была чистота эксперимента, мы с вами наденемфартучки. Давайте пройдём в лабораторию и займем свои рабочие места.

Тему сегодняшнего исследования нам подскажет загадка:

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас…

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

В: Конечно, речь идет о воздухе. Юные исследователи, наша задача сегодня получить как можно больше сведении о воздухе. Нужно вспомнить, что мы ужезнаем о воздухе? (ответы детей) ..

1 опыт

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Карлсон: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

(Воспитатель с большим мешком)

К: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Из этого мешка можно сделать любую фигуру. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

К: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.А имеет ли форму воздух?

Да действительно формы он не имеет.(Ставим символ)

А мы ещё воздух можем почувствовать (веер)

2 опыт

А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Карлсон: - А давайте проверим!

Карлсон : - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Карлсон: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Карлсон : - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Карлсон : - Я понял, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем. .

Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети : Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

Воспитатель : Карлсон, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

К: Конечно, же мыло!

Воспитатель : Ребята, прав ли Карлсон? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух.

К: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос

А растения как дышат? У них ведь нет носа?
Воспитатель : У растений на листочках есть маленькие отверстия: их трудно увидеть, вот через них и дышат все растения. Ребята, а что нужно делать, чтобы в комнате был чистый, свежий воздух (ответы детей), правильно проветривать помещения .

Воспитатель : Ну вот, А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей.

Давайте поиграем в игру»Кому воздух необходим, а кому нет (дети выполняют задание). Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.(Показываю предметные картинки)

3 опыт

У меня есть маленький сюрприз (достает аквариум с рыбкой ) К нам из тропической страны приплыла рыбка. Она хочет услышать от вас, знаете ли вы ответ на вопрос,- чем дышат рыбы? (ответы детей - водой, воздухом). Рыбы дышат воздухом, хотя мы его не видим, он находится в воде.
Воспитатель: А как мы с вами докажем, что в воде есть воздух (ответы детей). Давайте проведем с вами такой эксперимент.
Воспитатель при детяхпереливает из стакана в другой стакан воду.
Воспитатель : Внимательно посмотрите на стенки банки, что это за пузырьки? (дети - воздух). Правильно. Воздух есть и в воде, только мы его не видим, он растворяется в воде. Точно так же, когда вы в чай добавляете сахар, он растворяется и чай становится сладким. И таким воздухом дышат рыбы.

4 опыт

Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду? (Ответы детей.) Кто же прав? Давайте проверим. Потрогайте салфетку. Какая она: мокрая или сухая? (Салфетка сухая.)

(Пригласить детей к столу)

(Стакан с салфеткой помещаю в аквариум с водой кверху дном.)

В: Есть ли в стакане вода, как вы думаете?

В: Если так, то салфетка должна намокнуть? (Вынимает салфетку) Потрогайте салфетку. Намокла ли она?

Д: Салфетка сухая.

В: Если так, то значит, воды в стакане не было? Так что же помешало воде попасть в стакан?

Д: Воздух, который был в стакане.

В: Давайте проверим. (Опыт повторяется, только стакан наклоняется, чтобы вышел воздух). Так что же мешало воде попасть в стакан?

Д: Воздух, который был в стакане

5 опыт

В: Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. А хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? (Беру палку с шарами - имитация весов)

В: Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка весит ровно?

Д: Шары весят одинаково

В: А что произойдет, если один из шаров проткнуть? (Дети высказывают предположения)

(Пригласить ребенка для прокалывания)

В: Давайте проверим (протыкает) . Почему изменилось положение весов?

Д: Шарик без воздуха стал более лёгким.

В: Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик?

Д: Палка выровняется (проверяем на практике предположения детей)

В: Что же произошло?

Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый, когда из шарика выходит воздух, он становится легче. Понравился вам опыт?

6 опыт

К: - Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).

Подожди Карлсон, мы с детьми наведём порядок на столах лаборатории, снимим наши фартуки и пойдем на поляночку.(Дети садятся на стульчики)

К: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.

К: - Посмотрите, а в них что –нибудьесть? (ответы).

К: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

К: - Действительно, пахнет апельсином.

К: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

К: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

К: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).

К: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

К: - А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихал, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).

К: - Это получается, что я подышал грязным воздухом, и расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).

К: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).

Да, действительно, людивывозят мусор, летом поливают дороги, сажают деревья и цветы, вместо бензина машины заправляют газом.

Рефлексия :Давайте ребята посмотрим надоску на наши символы, что же мы узнали о воздухе? Онне видим, бесцветный, не имеет форму,имеет вес, без запаха

К: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики.Приглашаю вас к экрану телевизора посмотреть на волшебные шарики.

Технологическая карта опытническая учебной деятельности

О бразовательная область: «Познание», «Здоровье»

Раздел: Естествознание

Т ема: « Секреты нашего здоровья »

Цель: Расширить представления детей о значении воздуха в жизни человека. Дать представление о том, что для того, чтобы быть здоровыми нужен чистый воздух.

Задачи:

Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Научить детей выполнять элементарные опыты. Вызвать интерес к исследовательской деятельности. Развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи и делать выводы на основе элементарного опыта.

Формировать начальные экологические представления

Словарь: о богащать и активизировать лексикон словами-названиями опытов.

СР: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, участвовать в диалоге.

П редварительная работа: разучивание стихов о воздухе, разгадывание загадок.

О борудование: полиэтиленовые пакеты, прозрачные стаканчики с водой, воздушные шары, коктейльные трубочки, салфетки, перышки.

Словарная работа : прозрачный, чистый. легкий

Полилингвальный компонент: молдір - clear -прозрачный, таза-чистый- tide

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Предлагает организовать круг радости :

Создаёт мотивацию к образовательной деятельности : Пришло смс сообщение от Лунтика .

Читает детям сообщение , что он отправил детям посылку с письмом.

Сообщает, что видела какую – то красивую коробку в приёмной на шкафу.

Дети встают в круг берутся за руки.

Повторяют слова и движения за педагогом:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Организационно – поисковый

Заносит коробку в группу, читает письмо

Рассматривает с детьми пострадавший шарик.

Вопрос детям:

Как вы думаете, почему шарик стал маленьким? Что внутри шарика?

Ставит перед детьми проблемную ситуацию:

Как помочь Лунтику?

Побуждает на решение проблемы:

    Чтобы помочь Лунтику, нужно узнать всё про воздух

Помогает детям познакомиться со свойствами воздуха:

Мы с вами дышим воздухом, мы его видим?

Опытническая деятельность: Как увидеть воздух.

Опыт «С салфеткой»

А у меня к вам еще вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри нас. Но как он к нам попадает?

Педагог отмечает, все люди дышат через нос.

Предлагает показать, как дышат носики. Приложить салфетку к лицу.

Как ещё можно увидеть воздух

Опыт с «трубочкой»

Вопросы детям:

Что происходит?

Что вы увидели?

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Можно ли поймать воздух?

Предлагает попробовать «поймать воздух».

Демонстрирует пакет.

Что находится в пакете?

Предлагает взять пакет раскрыть его двумя руками, зачерпывающими движениями «поймать воздух».

Вопросы:

Что сейчас в пакете? Какой стал пакет? Цвет пакета изменился?

Какого цвета воздух?

Вывод: воздух не имеет цвета, он прозрачный.

Пакет тяжёлый?

Предлагает сделать вывод

Опыт с веерами

Можно почувствовать воздух?

Предлагает закрыть глаза, машет веером на детей.

Что вы ощущаете?

Опыт «Как услышать воздух»

Можно ли услышать воздух?

Предлагает сдавливать пакет и прислушаться, что происходит.

Что слышите?

Что происходит?

Вопросы детям:

Человек может жить без воздуха?

Каким воздухом нужно дышать?

Какая была салфетка?

Какая она стала?

Продолжает беседу о свойствах воздуха: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо нам приготовили.

Опыт «Воздух может переносить запахи»

Сообщает, что сейчас дети узнают, о том, что воздух переносит запахи на опыте.

Приглашает на ковёр, сообщает что, вначале должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

Предлагает взять пёрышки, положить на ладонь.

Предлагает с закрытыми глазами ощутить аромат.

Распространяет на детей ароматы: духи, приправа, кофе, апельсин.

Отмечает, что сегодня узнали, для здорового образа жизни, нам нужен воздух, что для этого нужно делать

И ещё что мы узнали? Какой нам нужен воздух, чтобы мы были здоровыми?

Предлагает передохнуть

Проводится физминутка на английском языке.

Сообщает, что дети помогли Л, шарик стал большим, мы узнали почему Л закашлял.

Ставит проблемную ситуацию. Каким образом можно отправить посылку обратно Лунтику.

Предлагает соорудить железную дорогу из Лего-конструктора.

Рассматривают посылку от Лунтика,

слушают письмо.

«Дорогие ребята, мне на День рождение подарили воздушные шары, но один из них на утро стал маленьким, что, же случилось с шариком? Помогите понять что.

Ребята, я хотел приехать к вам сам, но не могу потому, что заболел, у меня кашель.

И может быть, вы сможете сделать шарик прежним большим и красивым.

Спасибо, ваш друг Лунтик».

Высказывают свои предположения:

    сдулся

    воздух

Надо шарик сделать большим.

Наполнить его воздухом

дети делают вывод:

    воздух невидим

Проходят в «лабораторию». Надевают фартуки

- Через нос

Замечают, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится.

Мы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок

По показу педагога опускают конец трубочки в воду и дуют в нее.

Идут пузырьки

Это выходит воздух

Дети не знают ответа, высказывают предположения

Обращают внимание на пакет,

Отмечают он пустой, плоский.

Берут пакет двумя руками, раскрывают производят зачерпывающие движения, наполняют пакет воздухом.

В пакете воздух

отмечают, что он стал большой, выпуклый, он раздулся.

Остался такой же

Бесцветный

Пакет легкий,

Дети отмечают - воздух не имеет веса

Дети задумываются

Вывод: Воздух невесомый

Дети отвечают, что не чувствуют воздух

Ощущают дуновения ветерка

Ветерок

Вывод: воздух можно почувствовать

Дети не знают ответ

Сдавливают постепенно пакет, прислушиваются.

Шипение

Так выходит воздух.

Делают вывод – воздух можно услышать

Опыт: на коврик кладут белую влажную салфетку и стучат по ковру.

Чистая, белая

Серая, грязная

Вывод: воздух вокруг нас должен быть чистым.

Внимательно слушают педагога.

Рассказы детей о том, как они догадываются, что готовит мама.

Проходят на ковер для дальнейших действий.

Присаживаются на стулья, берут в руки перышко, кладут на ладонь.

По показу образца педагога. Делают глубокий вдох и сильно выдувают его на пёрышко. Чтобы пёрышко улетело как можно дальше всех.

Дети закрывают глаза.

По запаху определяют какой аромат перенес воздух.

Так пахнет апельсин

Это пахнут духи и т.д.

Вывод: сам воздух не имеет запаха, но может переносить запахи, ароматы.

Проветривать комнату, ходить на прогулку, делать влажную уборку.

Воздух должен быть чистым.

Повторяют слова движения за педагогом.

Ответы детей:

На машине

На автобусе

По железной дороге.

Останавливают выбор на железной дороге.

Проходят к рабочим столам. Выполняют коллективную работу по постройке железной дороги. Скрепляют детали между собой. После окончания «дороги» оправляют посылку Лунтику.

Рефлексивно – корригирующий

Рефлексивная беседа : Сообщает подарок от Лунтика воздушный шарик. Сейчас мы с вами будем передавать его по кругу и рассказывать, что мы сегодня выяснили о воздухе.

Дети передают шарик и говорят, что они узнали, что воздух бесцветный, не пахнет, но переносит запах. Легкий, его можно услышать и почувствовать. Что для здоровья нужен чистый воздух.

Предпологаемый результат

Воспроизводят: Слова на казахском языке. мөлдір – прозрачный, таза – чистый; жөніл -легкий

Понимают: свойства воздуха(бесцветный, не пахнет, легкий, не видимый)

Применяют: навыки опытнической деятельности.

Тема: Удивительные свойства воздуха.

Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование: стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; ,полиэтиленовые мешочки, бумага, таз с водой, кораблики из пенопласта.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями. А теперь всё внимание на меня. Сегодня я предлагаю вам выступить в роле учёных и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

Воспитатель: Да ребята мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он по всюду. А кому ещё нужен воздух. Сегодня нам предстоит узнать что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.

Ребята, а вызнаете, где люди проводят различные исследования и опыты(в лабораториях).Сегодня мы с вами совершим совместное путешествие в лабораторию.

Чтобы у нас получились опыты я предлагаю слушать меня внимательно, следовать инструкциям и без разрешения ничего не брать.

Но прежде чем приступить к проведению первого опыта, давайте вдохнём глубоко, а зачем выдохнем.

Воспитатель: Как вы думаете, что вы вдохнули?

Дети: Воздух

Воспитатель: А мы, можем увидеть воздух?

Дети: нет, он не видим.

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: Невидимый.

Опыт 1. Воздух можно увидеть. (Поймай невидимку!)

Давайте вместе возьмём полиэтиленовый пакет и рассмотрим его какой он пустой, а теперь раскрываем его, берём двумя руками и набираем воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха, на что он похож. воздух занял место в пакете, но мы его не видим.Давайте посмотрим через пакет на руку, мы её видим? Значит, какой воздух? Невидимый,прозрачный. Теперь выпустим, каким станет пакет? Где можно использовать это свойство воздуха. (Надувать матрасы, круги)

Воздух приобретает форму того предмета. в какой он попадает.

Опыт 2: Воздух занимает место.

Возьмите в руки стакан, внутри салфетка, потрогайте её какая она мокрая или сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Самое главное стакан надо держать прямо, не наклоняя, пока он не коснётся дна, посмотрите, не промокла ли бумага? Что за неведимка спрятался в стакане и помешал воде попасть в стакан.

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить салфетку значит воздух занимает место!

Опыт 3: Воздух в человеке .

Ребята, а вы хотите увидеть воздух? Берём стакан с водой и опускаем в него соломинку. Давайте подуем в соломинку, что у вас получилось? Ребята, а откуда же они взялись?

Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки, значит внутри нас есть воздух.

Воздух заставляет двигаться. Опыт с веером.

Теперь возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга, что вы чувствуете? А как мы получили ветер? Ветер-это движение воздуха. А теперь хотите устроить настоящий ветерок подходите ко мне. Давайте подуем на кораблики. Что у нас получилось? С помощью чего мы заставили двигаться наши кораблики? Воздух заставляет двигаться.

Молодцы, ребята!

Вам понравилось в лаборатории! Сегодня мы с вами узнали много нового и открыли секреты воздуха. Давайте вспомним эти секреты. Вокруг нас везде есть воздух, мы дышим воздухом, воздух невидим, но его можно найти различным способом, воздух легче воды, ветер заставляет двигаться.