Ольфакторный «зеркальный» тест: собаки узнают себя в моче. Ученые доказали, что обезьяны могут узнавать себя в зеркале

05.08.2019

Противоречивая проверка на самосознание разделяет царство животных

Идея инструмента, способного прозондировать основу сознания, пришла в голову Гордону Дж. Гэллапу младшему, когда он брился. «Я вдруг подумал, – говорит он, – разве не было бы интересно узнать, могут ли другие существа узнавать себя в зеркале?»

Эксперимент по показу шимпанзе их отражения в зеркале казался просто небольшим развлечением, когда Гэллап впервые попробовал реализовать свою идею в 1969 году. Он не представлял, что это станет самым влиятельным и самым противоречивым тестом в сравнительной психологии , погружающим разум в царство экспериментальной науки и предвосхищающим вопросы по поводу степени страдания животных. «Важна не способность узнавать себя в зеркале, – в итоге решил он. – Суть в том, что эта способность говорит по поводу вашей возможности осознавать самого себя».

Гэллап был новым профессором в Тулейнском университете в Луизиане, где у него был доступ к шимпанзе и гориллам в отделении, которое позже превратится в Национальный центр исследования приматов в Тулейне. Тамошние шимпанзе были пойманы в юном возрасте в Африке и перевезены в Америку, где их использовали в биомедицинских исследованиях. Но его эксперимент был совсем не таким инвазивным. Он изолировал двух шимпанзе в клетках и размещал в каждой клетке по зеркалу на восемь часов подряд каждый день в течение 10 дней. Через отверстие в стене Гэллап наблюдал изменения в поведении шимпанзе. Сначала они думали, что отражение – это другой шимпанзе, и демонстрировали ему комбинацию социальных, сексуальных и агрессивных жестов. Но со временем они начали использовать его для изучения собственных тел. «Они использовали зеркало, чтобы заглядывать себе в рот, корчить рожи, изучать гениталии, убирать слизь из уголков глаз», – сказал Гэллап.

Гэллап был уверен, что шимпанзе научились узнавать себя в зеркале, но считал, что другие исследователи могут не поверить его описанию. Он перешёл ко второй фазе эксперимента. Он усыпил шимпанзе при помощи наркоза, затем покрасил им одну бровь и противоположную мочку уха красной краской, которую шимпанзе не смогли бы почувствовать или унюхать. Если они и правда узнавали себя, он считал, что знает, что произойдёт: «Казалось очевидным, что если я увижу в зеркале себя с какими-то отметками, я дотронусь до них и буду изучать».

Именно это и проделали шимпанзе. Для Гэллапа это было доказательством: «первой экспериментальной демонстрацией самосознания животных»,– писал он в результирующем отчёте 1970 года для Science. «Это было совершенно очевидно, – вспоминает он. – Мне нужна была статистка. Это произошло. Победа!»

Но то, что на самом деле поразило Гэллапа во время тестов с обезьянами, это что те вели себя по-разному. Возможность распознавать своё отражение оказалось не приобретаемым навыком, которому одни существа обучаются медленнее других. Это было результатом работы более высокого интеллекта. Гэллап получил первые твёрдые доказательства того, что у наших ближайших родственников есть некое подобие самосознания или даже разума. Наконец был получен инструмент для экспериментов по теме, которую обсуждали тысячи лет: какова природа сознания человека?

Как провести тест с зеркалом своими руками

Изучите самосознание вашего ребёнка, щенка или длиннохвостого попугая в домашних условиях. Реакции будут отличаться в зависимости от испытуемого. Разместите большой цветной стикер на волосах ребёнка, когда он не находится перед зеркалом, так, чтобы он его не чувствовал и не видел. Подведите ребёнка к зеркалу. Ребёнок может указать на стикер, но не понимать, что на него из зеркала смотрит его собственное лицо. Когда вы удалите стикер и покажете его ребёнку, тот удивится.

К двухлетнему возрасту у ребёнка должен произойти когнитивный сдвиг в самосознании, после чего он легко сможет использовать зеркало для обнаружения стикера. Щенки и котята не впечатляются стикером так легко, но часто играют со своим отражением в зеркале, не узнавая себя. Взрослые кошки и собаки обычно игнорируют отражение, возможно, из-за отсутствия интереса.

Гэллап был не первым человеком, решившим, что способность распознавать себя в зеркале может играть важную роль. Позже он узнал, что Чарльз Дарвин показывал зеркало орангутангам, но они с зеркалом не справились, по крайней мере, в его присутствии. Дарвин тоже отметил, что в первые годы жизни его дети не узнавали себя в отражении. В 1889 году немецкий исследователь Вильгельм Прейер первым предположил связь между распознаванием себя в зеркале и самосознанием людей.

Спустя более чем 50 лет французский психоаналитик Жак Лакан решил, что в развитии детей есть «зеркальный этап», в котором зеркала помогают формировать их эго. К 1972 году специалисты по психологии развития начали использовать тесты с маркировкой, похожие на те, что делал Гэллап, чтобы узнать, в каком возрасте дети начинают распознавать себя в зеркале. Оказалось – от 18 до 24 месяцев.

А Гэллап, перешедший в Университет Олбани, заинтересовался, может ли пройти тест с зеркалом кто-нибудь, кроме приматов. В начале 1990-х он вместе со своим студентом Лори Марино решил изучить этот вопрос. Работая с Дианой Рейс в океанариуме «Морской мир Африки/США» в Калифорнии Марино показывал зеркало в аквариуме двум афалинам . Как и шимпанзе, дельфины научились использовать зеркало разными способами, даже «занимались сексом перед зеркалом, и эти записи мы назвали нашим дельфиньим порно», говорит Марино. Три исследователя опубликовали результаты работ, утверждая, что они «говорят о распознавании себя в зеркале».

Но до критически важного теста с маркировкой оставался ещё десяток лет. Самым большим барьером стал анатомический: у дельфинов не было рук, чтобы прикоснуться ими к отметке. Но Рейс и Марино, к тому времени работавшие уже в Нью-йоркском аквариуме, разработали исправленный тест. Они ставили отметки дельфинам чёрными чернилами на разных частях тела, и дельфины переворачивались и извивались, чтобы увидеть эти отметки. Это убедило исследователей и многих других, что они распознают себя в зеркале.

Рейс и Марино это исследование не только убедило, но и побудило к действиям. Они, и их единомышленники, утверждают, что если животное проходит тест с зеркалом, оно обладает определённым уровнем самосознания, и, значит, неэтично держать их в неволе. «Эти животные обладают каким-то уровнем осознания себя, и если так, они знают, где находятся и могут понимать ограничения их физического окружения», – говорит Марино. Сейчас она работает директором по науке в ""Проекте по защите прав не-людей«:[https://en.wikipedia.org/…ghts_Project ]», и пытается добиться соблюдения прав животных с когнитивными возможностями высокого уровня. Участники проекта хотят, чтобы суды распознавали таких животных, как «физических лиц» и защищают права дельфинов. Ключевой аргумент – наличие научных доказательств того, что шимпанзе, слоны, китовые и другие животные обладают, как и люди, самосознанием. Они могут не только страдать, но и думать о себе: «Я страдаю».

Гэллап, которому сейчас уже за 70, не занимается пропагандой прав, но любит пофилософствовать на тему того, что именно показывает тест с зеркалом и зачем такая способность могла развиться в ходе эволюции. Очевидно, что она имеет мало отношения к зеркалам – если не считать редкие спокойные поверхности прудов, у наших предков было мало шансов встретить своё отражение. Он решил, что прохождение теста на зеркало говорит о высоком уровне сознания, включающем возможность животного размышлять о своих мыслях и опыте, а также представлять, что могут думать и испытывать другие. Эта способность называется " теорией разума " [или моделью психического состояния человека].

В подтверждение он указывает на то, что дети начинают демонстрировать модель психического состояния примерно в то же время, когда они начинают распознавать себя в зеркале. «Чтобы учитывать, что могут знать, хотеть или желать другие люди, вам сначала нужно осознать самого себя», – говорит он. Он отмечает, что люди с шизофренией часто не могут распознать себя в зеркале, а также испытывают трудности с моделью психического состояния. К примеру, по сравнению с контрольными испытуемыми, шизофреники с меньшей долей вероятности могли распознавать просьбу, спрятанную в утверждении, которое муж делает своей жене: «Я хотел бы надеть эту голубую рубашку, но она сильно смялась».

Гэллап считает, что значительное осознание самого себя могло появиться в результате эволюции, чтобы помочь гоминидам разбираться со сложными социальными вопросами. «Интеллектуальное превосходство вытеснило физическое как средство для достижения доминирования», – говорит он. Он предполагает, что значительное самосознание может включать в себя и осознание смертности. «Мне кажется, что логичным следующим шагом будет осознание и принятие неизбежности индивидуальной смерти», – говорит он.

Что касается распознавания себя в зеркале дельфинами и другими животными, не относящимися к приматам, Гэллап в этом пока не уверен. Он предлагает другое объяснение того, что дельфины его бывшего студента извивались перед зеркалом: чтобы увидеть отметки на теле того, что они считали другим дельфином, смотрящим на их самих. Он требует повторения недавних экспериментов, в которых слоны при помощи хобота дотрагивались до крестиков, нарисованных на их лбах, и сороки снимали стикеры у себя с груди клювом.

Встречаются и исследователи, исключающие связь между тестом с зеркалом и теорией разума у любых животных, даже людей. Среди них – Дэниел Повинелли, у которого Гэллап был научным руководителем. Словно сын, видящий слабости отца и решающий стать его противоположностью, Повинелли, работающий в Университете Лафейетта в Луизиане, стал одним из самых ярых критиков Гэллапа, хотя на персональном уровне они остаются близки. Он пришёл к выводу, что шимпанзе не нужно обладать самосознанием для того, чтобы пройти тест с зеркалом. Вместо этого ему нужно лишь сообразить, что тело в зеркале выглядит и двигается так же, как его собственное, и додуматься, что если на том теле есть отметка, то и на его теле она тоже может быть. Такое достижение всё равно остаётся довольно сложным, добавляет Повинелли, и может отражать наличие сознания расположения частей тела, которое может быть полезным для лазания по деревьям. Он считает, что такое осознание на высоком физическом уровне могло появиться, когда наши предки с деревьев увеличились в размерах, и им стало тяжелее передвигаться по веткам.

Сомнения Повинелли распространяются и на другие ключевые исследования разума шимпанзе, к примеру, те, в которых шимпанзе воздерживался от спрятанной еды, если видел, что доминирующий шимпанзе наблюдал за тем, как люди её прячут. Авторы исследования утверждали, что это происходило потому, что подчинённый шимпанзе мог размышлять о том, что видел и что может сделать доминирующий. Совместив этот тест с результатами других, они заключили, что шимпанзе способны «понимать как цели, так и намерениях других, а также восприятие другими реальности и их знания», и может предсказывать их действия.

Но Повинелли называет такое рассуждение «деревенской психологией» – ненаучными выводами, основанными на человеческом восприятии. Подчинённому шимпанзе не нужно проникать в разум доминирующего, ему всего лишь нужно понимать, что нельзя становится тому поперёк дороги.

Если применить эту логику к людям, то мы можем погружаться в глубины размышлений, используя зеркало для чистки зубов, но это не значит, что часть мозга, использующая зеркало для направления зубной щётки, будет той же самой, что обдумывает саму себя. Эти две возможности могут появляться у детей в одно и то же время, но это не значит, что они связаны, а тем более представляют собой одно.

Отставляя в сторону критику Повинелли, большинство специалистов по сравнительной психологии считают, что в распознавании себя в зеркале что-то есть, и не в последнюю очередь потому, что этот эффект наблюдается только у животных с превосходящим интеллектом. Нейробиологи пытаются пролить свет на эту тему, подыскивая физическую основу этой возможности в мозге. И хотя чёткий сигнал ещё не обнаружен, Гэллап своего мнения не меняет. После почти 45 лет защиты от критиков, он вряд ли, проснувшись как-то утром, посмотрит в зеркало и передумает.

В 1970 году американский психолог Гордон Гэллап-младший познакомил четырех юных шимпанзе с зеркалом и, когда они привыкли к новому предмету, вколол им анестезию. Как только они заснули, он нанес на их брови красную краску. Когда шимпанзе очухались и увидели в зеркале свое отражение, они стали трогать свои брови: что за фигня? Похоже, шимпанзе узнают себя в зеркале, сделал вывод Гэллап, а ведь это «требует наличия довольно продвинутой формы интеллекта» и «подразумевает представление о самом себе».

Так появился зеркальный тест – один из самых известных методов изучения животного интеллекта и одновременно один из самых противоречивых. Как правило, животному маркируют какую-нибудь часть тела, которую он не может увидеть без зеркала, и затем предоставляют ему зеркало. Если животное начинает изучать эту часть тела у себя на теле, а не на отражении в зеркале, и возится с ней чаще обычного, то считается, что тест пройден.

Собаки не узнают себя в зеркале. А может, все же узнают? Нет.

Шимпанзе с орангутанами его прошли, некоторые афалины и азиатские слоны тоже, а также сороки, скаты манты и даже муравьи. Этакий список животной интеллигенции – вот только в нем отчего-то не нашлось места многим другим умным животным, таким как вороны, попугаи, собаки, и даже некоторые юные люди зеркальный тест провалили. На самом деле он мало что говорит о том, осознают ли себя испытуемые, да и интерпретировать его результаты зачастую сложно. Животное, может, и узнает себя в зеркале, но просто не знает, что делать с чужеродной отметкой, или она ему безразлична – и как из его бездействия следует вывод, что оно не понимает, кто оно есть?

Или же тест просто не подходит для животного. Взять, например, собак. Они не увлекаются грумингом в той мере, как обезьяны, так с чего бы им щупать отметку на своей блохастой морде? Кроме того, это зрительный тест, а собаки живут в мире обоняния . Понять, есть ли у них представление о самих себе, зеркало не поможет. Нужны запахи.

Встроиться в собачий ментальный мир попробовал эколог Марк Бекофф из Колорадского университета в Боулдере (США). На протяжении пяти зим он зачерпывал лопатой снег, куда мочились собаки, в том числе его песик Джетро, и переносил в другие места. «По каким-то причинам прохожие думали, что я странный, и обходили меня стороной», – вспоминает он. Ученый выяснил, что в новых локациях Джетро своей собственной моче уделяет меньше нюхательного времени, чем моче других собак. Песик не смог бы узнать себя в зеркале, однако свой личный запах он явно опознавал.

Этим самостийным «желтоснежным экспериментом» вдохновилась этолог Александра Хоровитц, которая училась вместе с Бекоффом и ныне работает в Барнард-колледже в Нью-Йорке. Она решила провести более масштабное исследование и пригласила поучаствовать в нем 36 нью-йорских собак, которые согласились и пришли вместе с хозяевами. Каждому питомцу были предоставлены для изучения две емкости: в одной уютно разместилась капелька урины данной конкретной собаки, в другой – еще одна капелька той же урины, только с добавлением другого запаха. Этакий аналог красной метки на морде для зеркального теста.


Такие емкости использовались в эксперименте.

Собаки ожидаемо проводили больше времени за разнюхиванием второй емкости: присутствие бонусного аромата меняло их восприятие собственной мочи, точно так же как покрашенная бровь меняла поведение шимпанзе перед зеркалом. Означает ли это, что собаки узнают свое запаховое «отражение»? Не совсем. В другом эксперименте Хоровитц предлагала испытуемым понюхать измененный запах их собственной мочи, а также отдельно само вещество, которым разбавляла собачью урину. Оказалось, что времени обеим емкостям собаки уделяли поровну. То есть они дольше изучают видоизмененную мочу не потому, что способны узнавать в ней себя, а потому что для них это новый, незнакомый стимул.

Хоровитц призадумалась: а не усложнила ли она себе жизнь, выбрав в качестве разбавителя экстракт из злокачественной ткани собаки из местной ветеринарной школы. Быть может, это слишком мощный и интересный стимул. Решено было повторить эксперимент с 12 новыми собаками, только на этот раз добавлять в их мочу более нейтральный запах анисового эфирного масла. Снова испытуемые уделяли измененной моче больше времени, чем неразбавленной. Но во втором испытании измененную мочу они нюхали дольше, чем анисовое масло отдельно. «Думаю, это хорошая аналогия с шимпанзе, ищущим красную метку на лбу, – говорит Хоровитц. – Разглядывать красную метку саму по себе не слишком интересно. Интересно, когда она находится на тебе!»

Да, в повторном эксперименте собачья выборка была втрое меньше, признает этолог. Но ведь в зеркальных тестах с другими животными часто довольствуются еще более скромными выборками. Кроме того, собаки в ее опытах реагировали на запахи намного быстрее, чем животные на отражение в зеркальных тестах. «У шимпанзе Гэллапа был неограниченный доступ к зеркалу, и он наблюдал за их поведением в течение многих часов, – объясняет Хоровитц. – А вот собакам давали изучать емкости в течение ограниченного времени, и все равно мы получили такие результаты. Полагаю, что если бы мы предоставили им неограниченный доступ, то увидели бы намного больше нюансов в их исследовательском поведении, когда они обнюхивали измененную мочу».

То есть получается, что у собак есть осознание самих тебя? Или даже «теория разума» – способность понимать и оценивать знания и намерения других? Александра Хоровитц считает, что не стоит рассматривать способности животных в «двоичной» системе – то ли они есть, то ли их нет. «Обычно мы наблюдаем, что успешность выполнения задания животным расположена где-то на непрерывном спектре той или иной способности, и собаки находятся на этом спектре не у нулевой отметки, – говорит исследовательница. – Я бы сказала, что у них есть рудиментарная теория разума – не как у взрослых людей, но по крайней мере не отсутствие размышлений о себе и о других. У них есть, как мы подозреваем, некое понимание себя и осознание того, что они отличаются от других».

Текст: Виктор Ковылин. По материалам: The Atlantic
Научная статья:

Начнем, однако, с начала, т.е. с самосознания. Рассказывают, что самка шимпанзе Уошо, прославившаяся еще в 60-е годы прошлого века тем, что сумела выучить более 130 знаков жестового языка глухонемых, любила постоять перед зеркалом. Когда однажды ее застали за этим занятием и, показав на отражение, спросили, что это, она уверенно ответила: «Я, Уошо».

Конечно, сами по себе такие истории вряд ли в чем-то могут убедить ученых, не привыкших полагаться на непроверяемую информацию, от кого бы она ни исходила. Тем не менее, благодаря специальному изучению этого вопроса, сегодня можно уже считать твердо установленным, что, в отличие от мартышки из басни Крылова, и обыкновенные шимпанзе (Pan troglodytus), и карликовые (Pan paniscus ), глядя в зеркало, часто и в самом деле понимают, что видят там именно себя. Впервые существование у них такой способности доказал американский исследователь Дж. Гэллап, поставивший для этого серию относительно простых экспериментов. На протяжении 10 дней и в течение 8 часов каждый день четырех шимпанзе содержали поодиночке в помещениях с зеркалами, наблюдая при этом за их поведением. Сначала обезьяны реагировали на свое отражение так, как если бы они увидели другое животное (например, демонстрировали агрессивные намерения), но по прошествии 2-3 дней характер реакции начал меняться. Все 4 подопытных шимпанзе стали использовать зеркала для осмотра тех частей собственного тела, которые иначе не увидеть (например, лица), а также развлекались с их помощью, например, корча рожицы. Подобное поведение, заключил Гэллап, возможно лишь у существ, опознающих отражение в зеркале как свое собственное. Этот вывод он дополнительно подтвердил следующим образом. Обезьян усыпили и на ухо и бровь каждой особи нанесли красной краской метки. Когда через несколько дней «разукрашенных» таким образом шимпанзе вновь поместили в помещения с зеркалами, все они, любуясь своим отражением, исследовали при этом отсутствовавшие ранее пятна, внимательно рассматривая их и многократно прикасаясь к ним руками. Многие исследователи вслед за Гэллапом истолковывают подобное поведение обезьян не просто как показатель узнавания ими своего тела, но и как свидетельство наличия у них самосознания, способности к самоидентификации. Правда, как показали новые эксперименты, в среднем примерно лишь половина шимпанзе реагирует на свое отражение описанным выше образом, но, в конце концов, и среди людей ведь тоже встречаются индивиды, вполне способные пройти мимо зеркала, не поглядевшись в него. Интересно, кстати, что возраст, начиная с которого шимпанзе могут узнавать себя в зеркале, лишь немногим больше, чем у человека. В первом случае это 2,5 года, во втором – 1,5-2.

Кроме шимпанзе способностью узнавать свое отражение определенно обладают также две другие крупные человекообразные обезьяны – орангутанг и горилла, а вот у всех остальных приматов она, как кажется, отсутствует. Даже павианы, которых многие исследователи не без оснований считают наиболее «продвинутыми» в интеллектуальном плане среди низших обезьян, воспринимают то, что видят в зеркале, как некоего незнакомого сородича, с которым можно познакомиться или, для начала, хотя бы подраться. Вот, например, как описывает Н. Пожарицкая в своей увлекательной книге об обезьянах поведение двух юных павианов гамадрилов, по очереди получивших в руки зеркало. Первый из них, по кличке Вик, увидев собственное отражение, «потянулся к нему и дружелюбно залопотал: «Лам-лам-лам-лам-лам». Так обычно гамадрилы дают понять сородичу, что они не прочь подружиться. Надо было видеть, какая оторопь взяла Вика, когда он ткнулся носом в холодное стекло. Он заглядывал за зеркало, водил позади него рукой и все не мог взять в толк, где же он, этот сородич». Ровесник Вика, Аныб, напротив, зеркала и незнакомого зверя в нем невероятно испугался. «Съежился, попятился, завопил не своим голосом, кинулся к Вику, крепко обхватил его и только тогда успокоился». 1 Капуцины – южноамериканские обезьяны, известные своими незаурядными способностями по части использования и даже изготовления орудий – тоже не выказывают в экспериментах с зеркалом никаких признаков самоузнавания. Все это позволяет думать, что в том, что касается самосознания, человекообразные обезьяны сделали огромный шаг вперед по сравнению с другими приматами и находятся гораздо ближе к человеку, чем к прочим животным.

1 Пожарицкая Н. Обезьяны, обезьяны, обезьяны… М.: «Детская литература», 1982, с. 14.

Могут ли животные осознавать себя? Могут ли они выделять себя из окружающего мира и противопоставлять себя себе же подобным? Есть ли у них, вообще, ощущение собственного «Я»? Этими вопросами задавалось множество учёных, но долгое время внятного ответа на них не существовало. Одни исследователи полагали, что сознание у животных, пусть примитивное, но есть, другие же считали, что единственное живое существо, наделённое самосознанием — это человек. На эту тему велись бесчисленные и ожесточённые дискуссии, но спор этот, честно говоря, был не очень-то продуктивным.

Всё изменилось в 1970 году, когда американский учёный Гордон Гэллоп Младший (Gordon G. Gallup, Jr.) провёл простой эксперимент, суть которого заключалась в том, что нескольким шимпанзе , усыплённым наркозом, наносили краской небольшие пятнышки на одну из бровей и на противоположное ухо. Животные, проснувшись, прикасались к окрашенным участкам тела не чаще, чем к остальным, то есть не ощущали никаких последствий этой операции. Однако оказалось, что, увидев себя в зеркале, эти шимпанзе вдруг начинали активно ощупывать окрашенные места. Таким образом, удалось доказать, что шимпанзе понимали, что видят в зеркале себя, помнили, как они выглядели раньше, и осознавали, что в их облике произошли изменения. Как говорится, всё гениальное просто. Этот несложный тест смог наглядно подтвердить наличие самосознания у шимпанзе.

Зверинец в Зазеркалье

Я — красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито, — размышлял пёс, глядя на лохматого кофейного пса с довольной мордой, разгуливающего в зеркальных далях. — Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом. То-то я смотрю — у меня на морде — белое пятно. Откуда оно, спрашивается?

Простота и очевидность теста Гордона окрылила учёных. Вместо того чтобы долго спорить, есть ли у какого-нибудь животного самосознание или же нет, стало возможным просто взять и проверить это экспериментально. Эксперименты повторили ещё много раз на сотнях особей, и убедились, что, действительно, шимпанзе себя в зеркале узнают. Сам тест тоже слегка улучшили — например, убрали необходимость ставить метки под наркозом, просто добавив фальшивые метки. То есть до животного дотрагивались в нескольких местах, невидимых ему, но лишь в некоторых из них метки, действительно, ставили. Предполагалось, что животные, увидев себя в зеркале, будут пытаться дотронуться лишь до тех мест на своём теле, где стоят настоящие метки.

Затем были проведены аналогичные эксперименты и на других обезьянах. Оказалось, что помимо шимпанзе, узнают себя в зеркало ещё лишь орангутаны и гориллы . Причём все они способны узнать себя в зеркале лишь в относительно зрелом возрасте (старше 4 лет), детёныши же шимпанзе, горилл и орангутанов, видя своё отражение, воспринимают его как другое животное. А макаки, гиббоны, капуцины и прочие виды обезьян узнать себя в зеркале неспособны, независимо от своего возраста.

Были проведены подобные эксперименты и на человеческих младенцах. Оказалось, что люди начинают осознавать себя лишь к возрасту 1,5–2 лет. А вот дети с синдромом Дауна и пожилые люди на поздних стадиях болезни Альцгеймера пройти этот простой тест не способны.

После того как стало ясно, что тест работает, начался активный поиск других животных, которые, так же как люди и человекообразные обезьяны, тоже могли бы узнать себя в своём отражении. Было протестировано огромное множество самых разных животных — кошки, собаки, рыбы, морские львы, слоны , попугаи , голуби и пр. Но, увы, ни одно из них не узнавало себя в зеркале. Они либо не замечали своего отражения, либо видели в нём другое животное, которое воспринимали или как соперника, или как сексуального партнёра. Так, оказалось, что рыбы, например, начинают нападать на своё отражение, попугаи же, напротив, начинают за ним ухаживать, а кошки и собаки к своему отражению совершенно равнодушны.

Довольно курьёзный случай произошёл в конце сентября этого года в Канаде . На востоке Ванкувера кто-то начал методично разбивать боковые зеркала на припаркованных автомобилях. Жители были в шоке — уж не завёлся ли какой-нибудь сумасшедший маньяк в их районе. Однако вскоре всё разъяснилось. Оказалось, что зеркала разбивал… дятел. Орнитологи объяснили жителям, что дятел видит в зеркале «другого дятла», «сражается» с ним и, в конце концов, побеждает. Чтобы обмануть дятла, жителям посоветовали закрывать чем-нибудь зеркала на машинах. Желая защитить свои машины, местные жители вынуждены были надевать на боковые зеркала своих автомобилей пластиковые пакеты из супермаркета. Но это им не помогло. Дятел оказался не так глуп и догадался, где теперь скрывается его враг. Он начал разрывать эти пакеты, добирался до зеркал и всё равно «побеждал» своего воображаемого «противника». К сожалению, дальнейшая судьба этой боевой птицы неизвестна. В один из дней дятел неожиданно прекратил разбивать зеркала и исчез в неизвестном направлении.

Подводный разум

Важный и широко известный факт: не всегда то, что кажется — правда. Например, на планете Земля человек всегда считал, что он разумнее дельфинов потому, что многого достиг — придумал колесо, Нью-Йорк, войны и так далее — в то время как дельфины только тем и занимались, что развлекались, кувыркаясь в воде. Дельфины же, со своей стороны, всегда считали, что они намного разумнее людей — именно по этой причине.

Средний вес мозга взрослого человека составляет 1350 грамм, мозг гориллы весит в среднем 500 грамм, шимпанзе — 420, а орангутана — 370. Вместе с тем, мозг кашалота весит почти в 6 раз больше мозга человека (7800 грамм), а мозги жирафа (680) и бегемота (580) намного превышают вес мозга шимпанзе. Если бы интеллект определялся бы только весом мозга, то киты были бы умнее людей, а жирафы и бегемоты намного бы превосходили по сообразительности шимпанзе.

Однако ещё в 1973 году Г. Джерисон (Harry J. Jerison) предложил оценивать животное по так называемому коэффициенту энцефализации (Jerison H. J. Evolution of the brain and intelligence. N. Y.: Academic Press, 1973), который обозначал отношение массы мозга животного к массе его тела (в развитие идеи, высказанной еще в 1961 году). После того, как этот коэффициент был посчитан для большинства животных, оказалось, что они распределяются по этому критерию приблизительно так же, как эти животные проходят различные тесты на интеллект. То есть у относительно сообразительных животных коэффициент был довольно высок, а у животных, испытывающих трудности с выполнением различных задач на интеллект, — относительно низким.

Так, по коэффициенту энцефализации люди и человекообразные обезьяны значительно обогнали кашалотов, бегемотов и жирафов. Сами же они выстроились в таком порядке: сначала человек, потом шимпанзе, затем орангутан и горилла. Однако обнаружилось, что существует ещё один вид животных, который занимает по коэффициенту энцефализации промежуточное место между человеком и шимпанзе — это дельфины афалины.

Не буду рассказывать, какие дельфины умные , какие они умеют выполнять трюки и как спасают утопающих. Думаю, все и так слышали множество подобных историй. Зададимся другим вопросом, достаточно ли у них развит мозг, чтобы развилось сознание?

Много раз исследователи пытались провести с дельфинами тест на самоузнавание в зеркале, но каждый раз наталкивались на одну и ту же проблему. Дело в том, что у дельфинов нет рук и дотронуться они до метки, увидев её, никак не могут. В связи с этим достоверность результатов подобных экспериментов с дельфинами у многих учёных вызывала сомнение.

В 2001 году американские исследователи Диана Рейс (Diana Reiss) и Лори Марино (Lori Marino) придумали, как провести эксперимент на узнавание своего отражения, и провели его. Они наносили дельфинам на тело и голову несколько меток как видимых, так и фальшивых (невидимых). В первой серии эксперимента они помещали дельфинов по одиночке в бассейн со стенами разной степени отражающей способности, а во второй — в бассейн со стенками, которые не отражали свет, но на одной из них висело большое зеркало. В обеих сериях поведение дельфинов записывалось на видео.

Оказалось, что движения дельфинов, разглядывающих на себе метки, оказались закономерными, что убедительно доказало возможность дельфинов узнавать себя в зеркало.

Полезные животные

— Так-с. Что вы скажете относительно слонов, дорогой Шариков? — Недоверчиво спросил Филипп Филиппович.
Тот обиделся.
— Что же, я не понимаю, что ли. Кот — другое дело. Слоны — животные полезные, — ответил Шариков.
М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

После того, как было обнаружено, что животные, имеющие самый большой коэффициент энцефализации после человека — дельфины и человекообразные обезьяны — могут узнавать себя в зеркало, возник вопрос, почему же не могут узнавать себя в зеркало слоны? Дело в том, что следующими после горилл по коэффициенту соотношения массы мозга к массе тела идут именно эти животные, а, кроме того, слоны обладают самым большим мозгом из всех наземных млекопитающих. В среднем мозг слона весит 4783 грамма, но встречаются и экземпляры с мозгом в 6 килограмм и более, что в 2–3 раза больше мозга человека.

Учёные задумались и стали анализировать уже описанные в литературе эксперименты на слонах, в которых они себя в зеркало никак не узнавали. Выяснилось, что в каждом неудачном эксперименте со слонами были какие-нибудь ошибки. В одном из них метку на теле слонов делали почему-то цветной, а слоны цветов не различают, в другом — слонам давали очень маленькое зеркало, в третьем — зеркало находилось очень далеко от клетки (почти в 5 метрах), чтобы слоны его случайно его не разбили и не поранились. Стало ясно, что со слонами эксперименты надо переделать.

Лишь совсем недавно, в конце октября 2006 года, этот контрольный эксперимент был, наконец, проведён. В зоопарке Бронкса (Нью-Йорк, США) в клетку, где содержались три индийских слона, к каменному забору вольера прикрепили большое зеркало и стали наблюдать, что произойдёт. Увидев зеркало, слоны очень заинтересовались и стали пытаться заглянуть за него. Они вставали на задние ноги и выглядывали за забор, на котором висело зеркало, чтобы увидеть, что находится за ним. Они становились на колени и пытались заглянуть за зеркало снизу. Спустя какое-то время слоны стали, следя за своим отражением, выполнять перед зеркалом самые разные движения — махали хоботом, прыгали вокруг него, ходили медленно или ритмично, заглядывали в него неожиданно и т.д. Позже они стали крутиться перед зеркалом, пытаясь рассмотреть в отражении те части своего тела, которые обычно им не видны. Чтобы доказать, что слоны действительно узнают себя в зеркале, одной слонихе на правой стороне лба нарисовали белый, хорошо различимый на её коже, крестик. Этот крестик слониха не замечала и спокойно гуляла с ним. Однако когда она подошла к зеркалу и увидела там своё отражение, она стала настойчиво пытаться дотронуться хоботом до своего лба, чтобы стереть этот крест. Движения слонов были засняты на видео и выложены в Интернет, так что ни у кого не осталось сомнений, что слоны в зеркале узнают себя.

Заключение

Не хотелось бы говорить красиво и патетически, но открытие самосознания у животных — это, действительно, огромный прорыв в науке, который можно, пожалуй, сравнить лишь с переходом в астрономии от системы Птолемея к современному взгляду на Вселенную . Если раньше люди считали Землю центром мира, то благодаря Копернику Земля стала восприниматься лишь как одна из планет, обращающихся вокруг Солнца . Затем стало ясно, что и Солнце довольно-таки заурядная звезда на окраине Галактики. Позже выяснилось, что и наша Галактика лишь одна из многих . И, наконец, в последние годы постоянно появляются публикации, что видимая материя всех галактик — это лишь небольшая часть мироздания , которое в основном состоит из так называемых тёмной материи и тёмной энергии.

Сейчас (на ноябрь 2006 года) человечеству стало известно, что существует ещё целых пять видов животных, способных осознавать себя, — это шимпанзе, орангутаны, гориллы, дельфины и слоны. Тот факт, что самосознание независимо возникло у таких далёких от людей видов, как слоны и дельфины, свидетельствует о конвергенции эволюции . Человек не является уникальным, а сознание, как выяснилось, не такая уж редкая штука, как люди думали раньше. Безусловно, сейчас слоны, дельфины и обезьяны не так умны, как люди, но пройдёт пара миллионов лет (сущий пустяк для истории Земли) и кто знает, кто из нас будет самым умным на этой планете…

Постскриптум

На самом деле на этой планете были еще более разумные существа, чем дельфины. Большую часть своего времени они работали в лабораториях по изучению поведения животных, где бегали в клетках и колесах и проводили умопомрачительно изящные и тонкие опыты на людях. То, что люди не разобрались в своих взаимоотношениях с ними, их полностью устраивало.
Д. Адамс. «Путеводитель для путешествующих автостопом по Галактике»

После того как я уже написал эту статью, я обнаружил в сети базу данных , где собрана статистика по весу мозга и весу тела у мышей нескольких сотен генетических линий. Сделав несложный подсчёт, я обнаружил, что мыши некоторых генетических линий имеют коэффициент энцефализации больше не только, чем дельфины, обезьяны и слоны, но даже чем человек. Но что если Дуглас Адамс (см. эпиграф) был прав, и они лишь изображают глупых животных?