Новорожденный ребенок: первый месяц жизни малыша — развитие младенца, поведение и уход с рождения. Календарь и нормы развития ребенка от рождения до года

21.07.2019

Особенности развития ребенка от 0 до 1 года

Скачок в развитии ребенка за первый год жизни огромный, темп развития очень интенсивный: лавинообразно развиваетсяинтеллект, психика, эмоциональная сфера, физические возможности. Мария Монтессори писала об этом столетие назад, а современная наука доказала, что, действительно, младенческий мозг совершает экстраординарный подвиг по самостроительству, и внешняя окружающая среда в значительной мере определяет, каков будет этот процесс.

Именно поэтому родителям необходимо осознавать важность этого периода и уметь своевременно дать малышу то, в чем он нуждается для развития. Ведь их роль не просто важна - она является решающим фактором для будущего их ребенка.

Ребенок жаждет развиваться от рождения, его сознание готово впитывать информацию из окружающего мира. Это также важно для него, как, например, полноценно питаться в этом возрасте. Насколько родители осведомлены, компетентны в особенностях возрастасвоего ребенка, настолько они могут способствовать всестороннему развитию малыша, предоставляя ему все необходимое для удовлетворения всех своих потребностей в развитии.

Понимая особенности развития высших психических функций в этом возрасте (внимания, мышления, памяти, воображения и т.д.), родители могут организовать полноценную предметную среду для развития своего ребенка , не умаляя важности эмоционального контакта.

Развитие зрительно-двигательной координации

В период от 3 до 6 месяцев активными темпами у ребенка идет развитие зрительно-двигательной координации . Хватание - это сложное действие, требующееот младенца способности согласовывать движения плечевых, локтевых и кистевых мускулов, поворачивать голову, фокусировать взгляд на предмете.

Первое, чем начинает играть малыш - его собственные ручки . Уже в месяц, ребенок тянет руки к глазам, рассматривает их, п

онимает, что это часть его самого. Это помогает освоить координацию движений глаза и руки. Играя со своими руками, ребенок постепенно понимает, как они работают и на какие действия способны. Стимулировать игру с ручками помогает положение тела ребенка. Пока малыш не научился сидеть, оптимально полувертикальное положение у мамы на руках или в детском шезлонге, либо лежа на животе на твердой поверхности, например, на полу (с тех пор, как ребенок научился удерживать голову).

Процесс развития игрового действия с предметами, в возрасте примерно до 8 месяцев, происходит поэтапно. Зная об этом, мама может организовать специальные игры, развивающие согласованность движения глаза и руки, умение схватывать предметы разной величины и формы и т.д. И опять же возраст малыша диктует свою специфику: цветовое наполнение игрушки, ее размер, текстура - все имеет значение.


Развитие осязания

Также в этом возрасте интенсивно идет развитие осязания , то есть ощущения от прикосновения (тактильные ощущения). Грамотно организованная среда будет стимулировать развитие этого канала восприятия. Для этого необходимо обратить внимание на подбор материалов, варианты заданий для малыша. Взаимодействие с предметами и восприятие своего тела способствуют развитию мышления, в дальнейшем - формированию самосознания.

Тактильные ощущения прямо влияют на развитие нервной системы человека, и, особенно, головного мозга. Иными словами, ребенку необходимо потрогать, а не только увидеть или услышать , все, что его окружает, потрогать не только ручками, но попробовать на вкус, ощутить всем телом, чтобы сначала на чувственном, а затем и на сознательном уровне, запечатлеть то новое, с чем он столкнулся. Как минимум до тех пор, пока ребенок не начнет уверенно самостоятельно передвигаться, осязание является главным способом восприятия .

На коже человека находится более 5 миллионов рецепторов, сигналы от которых поступают в мозг. Чем больше информации получает мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается!

Приблизительно до 6-8 месяцев ребенок постоянно смотрит, трогает, пробует на вкус, слушает, манипулирует (трясет, мнет, стучит и т.д.), то есть исследует физические свойства предметов. Чем разнообразнее окружающая среда, доступная детскому познанию, тем гармоничнее происходит развитие ребенка.

Какие свойства предметов интересны и необходимы малышу? Все это можно узнать на Монтессори-занятиях.

Развитие познавательной активности

Развитие познавательной активности ребенка раннего возраста можно стимулировать рациональным подбором игрушек . Взаимодействуя с игрушкой, исследуяее, ребенок познает ее свойства, а на основе свойств игрушек - игровые действия с ней. Монтессори-педагог консультирует маму по выбору «правильных» игрушек и способам игры с ними.

Социальная адаптация

Мама занимает лидирующее место в общении с малышом. Однако, когда ребенок находится в окружении других людей и, особенно, детей, успешнее происходит социальная адаптация, процессы общения идут активнее. Это связано, в первую очередь, с тем, что младенец гораздо лучше воспринимает детские голоса, подобные своему. (Кстати, именно поэтому, взрослые инстинктивно разговаривают с детьми тоненькими голосами.) Ведь то, что интересно и привлекательно - больше всего способствует развитию. Вот почему важно, чтобы дети до года были интегрированы в общую группу с детьми до 3-х лет.

В первый год жизни гораздо важнее того, что она говорит.

А еще ребенку жизненно необходимо слушать пение . Пение, помимо множества иных положительных влияний на организм и психику человека, активизирует больше речевых центров в головном мозге, чем собственно речь.

В процессе эмоционального общения у ребенка развивается зрительное и слуховое сосредоточение, что является основой развития речи ребенка. Слуховой аппарат здорового ребенка с рождения готов к восприятию звуков, но его нужно упражнять.

Зная особенности развития речи малыша, мама может заниматься со своим ребенком максимально эффективно.

Развивая у ребенка с самого младенчества способности видеть, слышать, осязать, двигаться и действовать, Вы расширяете у него возможность познания окружающего мира и самого себя.

Именно в этом вам погут наши занятия!

Рождение ребенка похоже на чудо, из двух клеточек развивается маленький, но уже полноценный человечек. Лишь взглянув на малыша, забываешь про все трудности, страхи, переживания. Дети до года невероятно хрупкие создания. Уход и забота о них требует определенных знаний, умений, психологической и физической подготовки.

С рождения ребенок требует правильного отношения к себе. Формирование личности, здоровья зависит от того, каким будет первый год его жизни, как будет заложен фундамент. Ребенок от 0 до годаучиться взаимодействовать с окружающим миром посредством своих родителей.

Совсем непросто первое время молодой любящей маме ухаживать за малышом. Он настолько беспомощен, что не может объяснить причину его беспокойства. Возможно, у него болит животик, или он хочет кушать, а может просто спать. Мама постепенно учится понимать, когда ребенка нужно покормит, уложить спать, поиграть с ним и уделить внимание. Необходимо наблюдать, как ребенок набирает вес, насколько сантиметров вырастает, какими способностями обладает. Сходятся ли показатели с таблицей развития по месяцам. Конечно, вовсе необязательно, что ребенок будет соответствовать усредненным параметрам из таблицы. Все дети индивидуальны, поэтому возможны некоторые отклонения. Если есть какие-то сомнения, стоит проконсультироваться со специалистами.

Развитие по месяцам

1 месяц

В первый месяц ребенок практически все время спит. Его движения не скоординированы. Взглядом он учиться следить за определенным предметом, например яркой игрушкой. Ребенок начинает прислушиваться к звукам, моргает при громком хлопке. Из положения на животике старается удерживать голову, вначале по несколько секунд. Возможно проявление улыбки, но пока это происходит неосознанно.

2 месяц

Увеличивается время активности ребенка. Улучшается координация движений, тащит в рот различные предметы. Радуется, когда с ним разговаривают, жестикулирует ножками и ручками, улыбается. Поворачивает голову к источнику шума. Появляются его первые звуки. Любит находиться на руках у мамы или папы.

3 месяца

Время сна ребенка сокращается до 15 часов в день. Он может держать голову примерно полминуты. С расстояния двух метров следит за движением яркого предмета. Малыш любит играть своими ручками, которые уже реже сжимаются в кулачок. Он начинает определять членов своей семьи. Изучает свое лицо, тело, путем ощупывания. Ребенок радует родителей своей улыбкой намного чаще. В ответ на разговор начинает гулить. Если ему скучно, пытается обратить внимание на себя.

Днем ребенок спит до трех раз. Держит уверенно голову, приподнимает ее лежа на спине. Может крепко держать погремушку и играть с ней. Поднимает ножки и пытается их потрогать. Малыш уже хорошо узнает маму, очень радуется ей, гулит, улыбается. Время активной игры может достигать двух часов. В развитии детей от 0 до года данный период - это время, когда начинают прорезываться первые зубки.

5 месяцев

Малыш очень любознателен, может переворачиваться со спинки на бочок, а затем на животик. Снять с ножки носок для него довольно простая задача. Лежа на животе, опирается на выпрямленные ручки. Повторяет звуки а, о, часто слышны согласные д, м, п. пытается сесть, но не всегда удачно.

6 месяцев

Некоторые дети могут уверенно сидеть. Начинаются попытки ползать. Кувыркаться умеет во все стороны. Может стучать, трясти игрушку, те есть, всеми способами взаимодействует с ней. Может кушать с ложечки, и пить из специальной чашки, которую держат взрослые.

7 месяцев

От малыша исходят звуки похожие на ма-ма, ба-ба. Держась за кроватку, может вставать, сидит уверенно. Знает, что нужно делать, чтобы погремушка гремела, а резиновая игрушка пищала. Узнает свое имя и реагирует на него.

8 месяцев

Садится и ложится самостоятельно, может ходить, держась за опору. Пытается преодолеть все препятствия, которые появляются на его пути. Любит слушать потешки, произносит подобие слов.

9 месяцев

Учится строить пирамидку. Может некоторое время играть один. Залезает на стул или диван, подражает взрослым. Показывает в книжке знакомые предметы, животных.

Очень быстро ползает, играет с предметами по прямому назначению, поэтому нуждается в достаточном разнообразии . Ребенок проявляет интерес к другим детям. Может помахать ручкой на прощание, хлопать в ладоши.

11 месяцев

Разговаривает по своему, используя интонацию. Начинает самостоятельно ходить. При незнакомых людях затихает и держится возле мамы.

12 месяцев

Шаги становятся более уверенными. Повторяет за взрослыми: подметает пол, чинит игрушки. Хочет кушать сам ложкой. Другими словами ребенок становится самостоятельным.

Органы чувств малыша понемногу развиваются: кроха уже способен задерживать взгляд на лице мамы или подвесной игрушке. К концу 2-го месяца ребенок плавно следит взглядом за предметами, движущимися по горизонтали, чуть позже – по вертикали, а затем и по кругу. Ненадолго сосредоточиться младенец может и на звуковых картинах: он прислушивается к голосу мамы или музыкальной мелодии, но пока его внимания не хватит и на полминуты.

СОВЕТ . Одна из первых игрушек в жизни малыша – музыкальный мобиль. Повесьте его на уровне груди ребенка (а не прямо над головой) и включайте минут на 10, чтобы кроха не утомился.

Оказавшись на животе, младенец поднимает голову и старается удержать ее в этом положении. Такие тренировки стоит поощрять: любая двигательная активность способствует укреплению мышц. У всех детей развитие мышечной системы происходит сверху вниз: сначала крепнут мышцы шеи (это позволяет удерживать, а потом и поворачивать голову), затем – спины, рук и, наконец, ног.

Как развивать зрение малыша?

Малыши рождаются с небольшой степенью дальнозоркости (+3-4 диоптрии) и нечетко видят предметы, находящиеся ближе чем на расстоянии 20–30 см от глаз. Оптимальная дистанция, с которой стоит показывать ребенку игрушки, составляет от 30 до 70 см. Первый цвет, который воспринимает малыш, – красный, чуть позже – синий и зеленый, затем – желтый. Хорошо, если игрушки будут разноцветными, а не однотонными – зрение тренируют контрастные сочетания (например, красного и зеленого, желтого и синего – эти противопоставления дети различают первыми). Для правильного развития глаз кроха должен смотреть и на близкие, и на удаленные от себя предметы. Развесьте на стенах детской яркие картинки и показывайте их ребенку с разного расстояния; почаще подносите его к окну и рассматривайте предметы во дворе. Зрение развивается вместе с моторикой, а потому ребенку важно не только рассматривать предметы, но и трогать их, хватать, бросать, тянуть в рот. Со второго полугодия у малыша должны появиться кубики и пирамидки: с их помощью кроха научится соотносить внешний вид предмета с его размером и объемом, почувствует разницу между частью и целым.

Малыш следит взглядом за крупными движущимися объектами и с удовольствием рассматривает лицо мамы. Кроха узнает близких с расстояния 2–3 метров и радуется, завидев их, а при виде маминой груди или бутылочки с молоком может нетерпеливо чмокать и вытягивать губы. Такое поведение специалисты называют комплексом оживления: в ответ на ласковое обращение взрослого маленький начинает улыбаться, энергично двигать ручками и ножками, гулить, издавая звуки «а», «у», «ы» или слоги «га», «кха», «ма».

У двухмесячного ребенка уже неплохой слух: он способен расслышать даже негромкий звук примерно с 3-метрового расстояния и повернуть голову в ту сторону, откуда он доносится.

Лежа на животе, маленький хорошо держит голову: он может находиться в таком положении целую минуту и даже дольше. Ладошки малыша уже не так крепко сжаты в кулачки, как раньше. Теперь, если вы вложите ему в ручку игрушку, он подержит ее немного, прежде чем уронить.

СОВЕТ . Взрослым кажется, что, глядя по сторонам, младенец мало что понимает, - но воспринимает он многое, и этот опыт очень важен для его развития. Например, гуляя с малышом, вынимайте его из коляски, давайте осмотреться, прикоснуться к чему-нибудь, прислушаться к окружающим звукам – и обязательно комментируйте все, что происходит вокруг.

Кроха проявляет все больше интереса к окружающему миру: если положить его на животик, он попытается приподняться повыше, опираясь на предплечья. В этом положении малыш любит наблюдать за движениями мамы или мельканием картинок на экране телевизора.

СОВЕТ . Чтобы зрение и нервная система ребенка не получали лишней нагрузки, просмотр фильмов или баталии с героями компьютерных игр лучше устраивать в отсутствие малыша. Даже если он в это время спокойно спит, фоновый шум создает подспудное возбуждение нервной системы.

Кроха пробует хватать рукой игрушки – теперь ему придутся очень кстати игровые коврики и дуги. Но его любимой забавой становятся… собственные ручки: он с интересом изучает их, ощупывает, тянет в рот.

Если раньше, чтобы рассмотреть новую игрушку, кроха поворачивался к ней всем корпусом, то теперь ему достаточно просто перевести взгляд в ее сторону. Малыш учится оценивать расстояние на глаз и заранее определять, как далеко нужно протянуть руку.

Четырехмесячный ребенок понимает, что взрослые обращаются именно к нему, даже если их не видит. Секрет в том, что в этот момент тон вашего голоса становится выше, гласные растягиваются, а слова повторяются по несколько раз. Эта манера действительно ласкает слух ребенка – исследования показывают, что на такое обращение малыши реагируют охотнее.

Маленький гимнаст по-прежнему тренируется удерживать свое тело, опираясь на ручки и вытягивая вперед голову. Сейчас он выходит на новый уровень, выпрямляя руки и опираясь на кисти. Лежа на животе, кроха теперь может ловко перевернуться на спину.

СОВЕТ . Пришло время, когда малыша буквально ни на секунду нельзя оставлять без присмотра в опасных местах вроде пеленального столика. Даже если вам надо просто отвернуться, придерживайте ребенка рукой.

За развитием малышей до 1 года следят врачи самых разных специальностей. Работу нервной системы, контролирующей основные функции организма, оценивает невролог, созревание опорно-двигательного аппарата – ортопед. Хирург проверяет, нет ли у ребенка проблем, требующих оперативного вмешательства; офтальмолог и отоларинголог следят за зрением и слухом, а стоматолог – за появлением первых зубов. Но главное звено этой цепи – педиатр. Именно он оценивает рост и развитие малыша «в динамике» во время регулярных осмотров: до 6 месяцев они происходят ежемесячно, затем – 1 раз в 2 месяца вплоть до года. А как часто нужно показывать малыша другим специалистам?

  • 1 месяц – хирург, невролог, ортопед, окулист
  • 3 месяца – отоларинголог
  • 6 месяцев – хирург, невролог, ортопед, окулист
  • 12 месяцев - хирург, невролог, ортопед, окулист, стоматолог

5 месяцев

Кроха уже знает, кто свой, а кто чужой, и при виде незнакомого человека может расплакаться. Он различает не только голоса родных, но и их интонации: строгий тон заставляет его насторожиться, а ласковый – улыбнуться. В его личном вокальном репертуаре появляется новая партия – визг. И хотя он не слишком приятен для взрослого уха, это важный этап в развитии речи малыша, голосовые связки которого пока умеют производить только высокие звуки.

Малыш уверенно берет игрушки и правой, и левой рукой, захватывая предмет ладошкой, а большой палец оставляя вытянутым. Правда, все, что попадает к нему в ручки, немедленно оказывается на полу.

Карапуз научился переворачиваться со спины на живот и теперь вертится во все стороны. Он приближается к умению сидеть, но пока удержаться в этом положении может, только если его поддерживают под спинку. Горизонтальное положение его устраивает все меньше: например, полулежа у мамы на коленях, он изо всех сил тянется вверх.

СОВЕТ . К концу первого полугодия жизни многим родителям приходится менять коляску-люльку на прогулочную модель. Для развития зрения важно, чтобы кроха смотрел не только на близкие к нему предметы, но и вдаль (а это удается ему главным образом на прогулке), так что в коляске сажайте его спиной к себе или выбирайте модели с перекидной ручкой.

6 месяцев

Малыш уже знает, что звуки различаются, а значит, и реагировать на них нужно по-разному. А у родных к этому времени появляется твердое убеждение, что их чадо уже все понимает. Ребенок осваивает язык жестов, и разучивать его вам предстоит вместе: попробуйте подкреплять движениями простые обращения и просьбы («пока», «иди ко мне», «дай»).

Шестимесячный малыш пробует сидеть, опираясь на руки. Такое умение – второй после способности удерживать голову серьезный шаг маленького к тому, чтобы принять вертикальное положение. Важно, чтобы кроха сидел с ровной спиной: если малыш начинает сутулиться, значит, он устал и его положение надо изменить. Иначе кровоток в позвоночнике может нарушиться, и это замедлит дальнейшее развитие навыков движения.

Начинается эра больших путешествий – маленький пробует ползать по-пластунски. У каждого из его маршрутов есть конкретная цель: например, мама, бутылочка или любимая погремушка. Кстати, теперь проблема выбора – какой из игрушек заняться в первую очередь – уже не поставит малыша в тупик. Он возьмет по игрушке в каждую ручку и сможет перекладывать их из одной в другую, если захочет.

Пришло время учиться есть с ложки, и ребенок будет тренироваться снимать с нее пищу губами.

СОВЕТ . Для первых экспериментов лучше всего подойдет плоская ложка, а чтобы она не повредила чувствительные беззубые десны малыша, выбирайте специальные детские изделия из силикона или мягкого пластика.

В 6 месяцев многие малыши могут похвастаться первыми зубками. Правда, сроки их появления индивидуальны: у кого-то молочные «жемчужинки» появляются уже в 5 месяцев, а у кого-то – ближе к году. У большинства детей сначала прорезываются нижние, а потом верхние передние резцы. Чаще всего к году во рту ребенка набирается 8 зубов.

7 месяцев

Картина мира становится для ребенка объемной: кроха уже может оценить на глаз размер игрушки и понять, поместится ли она в одной руке или понадобятся обе. С этого времени можно учить малыша различать формы: вкладывайте в его ручку шарик, кубик, конус и показывайте, что первый может катиться, второй – стоять то на одной грани, то на другой, третий отличается гладким основанием и острой верхушкой.

Семимесячный малыш умеет сидеть самостоятельно или с опорой на одну руку, а ползание для него уже и вовсе занятие привычное.

СОВЕТ . Направить энергию ребенка «в мирное русло» и заодно развить его умение двигаться поможет простая игра: просите малыша находить предметы, которые лежат в стороне, и самостоятельно добираться до них. Для таких упражнений лучше всего подойдут яркие и простые игрушки: мячик, пирамидка и т. п.

8 месяцев

Взгляд малыша очень привлекают незнакомые предметы: при виде чего-то нового он оживляется или удивляется. А хорошо знакомые вещи он не только сумеет найти по вашей просьбе, но и покажет взглядом и сопроводит радостным «гыы».

Восьмимесячный кроха уверенно сидит без поддержки. Он встает на четвереньки и, оторвав руки, пробудет стоять на коленях. Если в этот момент рядом будет опора (например, бортик кроватки), он может попробовать подтянуться и встать на ноги.

Мелкая моторика ребенка (движения кистей и пальцев рук) развивается, и малыш уже может помахать вам «до свидания», похлопать в ладоши или стянуть с ноги носок. А еще он умеет крепко держать в кулачке и грызть сушку или печеньице, окунать пальцы в тарелку и с упоением их обсасывать или размазывать пюре по столу.

СОВЕТ . Как бы вас ни огорчала перспектива уборки, позволяйте малышу устраивать беспорядок, а еще лучше – предложите ему пальчиковые краски. С их помощью будет развиваться не только моторика, но и осязание, цветовое восприятие, творческое начало.

Маленький продолжает осваивать «взрослую» посуду: промежуточным этапом на пути к чашке может стать поильник с мягким резиновым носиком. Практичные многофункциональные модели-непроливайки со съемной крышкой и ручками будут удобны как для начинающих, так и для деток постарше.

9 месяцев

Любознательный малыш внимательно наблюдает за взрослыми: он сразу замечает, в каком настроении мама, с кем разговаривает бабушка и что несет папа.

Кроха по-прежнему много ползает, но если раньше он подтягивался на руках, волоча за собой ноги, то теперь он поочередно передвигает то правую пару конечностей, то левую.

Большое достижение этого периода: маленький наконец принял вертикальное положение и теперь уверенно стоит, опираясь на стену или мамину руку, и даже пробует двигаться вдоль опоры. В малыше просыпается стремление ввысь, и он начинает осваивать «верхние ярусы» квартиры. Любопытный кроха тянется к предметам, которые находятся выше его роста, пытается забраться на невысокие диваны или кресла.

Ребенок увлеченно возится с мелкими предметами и легко управляется с несколькими сразу. Он уже умеет собирать их с пола, причем хватает мелочовку не всей ладошкой, а двумя или тремя пальцами (так называемый пинцетный захват). Будущий помощник по-своему наводит в доме порядок: вынимает из коробок вещи, разбирает простые игрушки типа пирамидки и разбрасывает все по комнате.

СОВЕТ . Как только малыш начнет вставать, максимально опустите днище кроватки, чтобы он не мог перевалиться через край.

10 месяцев

Малыш уже может быстро переводить взгляд с птичек за окном на собственные пальчики – такая способность называется зрительной аккомодацией. Но зрение крохи по-прежнему несовершенно, и когда мама отходит хотя бы в дальний угол комнаты, она кажется ему очень далекой (кстати, это одна из причин, почему дети буквально ни на шаг не любят отпускать от себя взрослых).

Оттолкнувшись от маминых рук, малыш учится стоять сам, а иногда и усложняет себе задачу: стоит, потом приседает и неуклюже поднимается. Родителям теперь не удастся спокойно посидеть, ведь кроха уже с удовольствием ходит за ручки и тянет маму туда, куда хочет сам.

Теперь малыш понимает, для чего нужны разные игрушки, и использует их по назначению: машинку катает, мячик бросает, книжку листает. Ребенок наконец-то может занять себя сам и без труда находит себе развлечение минут на двадцать.

СОВЕТ . Десятимесячный кроха различает, как «поют» разные предметы: тикают часы, звонит телефон, капает вода из крана. Почаще устраивайте ему домашние «концерты»!

Развитие каждого ребенка, с одной стороны, происходит в своем собственном ритме, а с другой – подчинено единой для всех детей схеме. Зная, в какой последовательности и в какие сроки малыши обычно осваивают те или иные навыки, родители смогут лучше понять своего кроху и помочь ему, если возникают сложности. Сформулированные врачами нормативы развития – это ориентиры, которые помогают оценить физическое и умственное здоровье ребенка. Следование им особенно важно на этапе освоения самых простых умений (например, удерживать голову или переворачиваться): если отклонение составляет больше 2 месяцев, стоит проконсультироваться с врачом. А вот чем сложнее навык, тем больше времени требуется на то, чтобы им овладеть: например, первые шаги малыш может сделать и в 10, и в 15 месяцев. Но если заметны предпосылки для освоения новых умений, значит, настоящие успехи – всего лишь вопрос времени.

11 месяцев

Внимание и любознательность малыша растут день ото дня. Теперь в гостях он больше не пускается в плач от страха, а пристально рассматривает новую обстановку.

Чтобы твердо стоять на ногах, карапузу больше не нужна мамина поддержка – он гордо стоит сам. Кроха настойчиво учится наклоняться и поднимать с пола игрушки, но пока для этого ему приходится приседать или падать на четвереньки.

СОВЕТ . Путь к долгожданным первым шагам не бывает гладким: не нужно каждый раз кидаться к своему чаду, чтобы помочь ему сесть или встать. Ребенок должен совершать самостоятельные попытки – так он быстрее научится и стоять, и ходить.

У 11-месячного малыша много интересных занятий. Он находит спрятанные игрушки, катает мячик, уверенно разбирает пирамидку и пытается, хотя по большей части безуспешно, снова надеть кольца на стержень (сделать это легче, когда кольца одинакового размера). Он складывает предметы в емкость, с удовольствием и «на публику» показывает «пока-пока», «фонарики» и т. д.

12 месяцев

К году маленький акробат умеет очень многое: он сидит, стоит, ползает, лазает и наконец-то ходит сам – пока неустойчиво, но настойчиво. Непоседа ходит, широко и неуклюже расставив ноги, часто падает, но эти падения неопасны и даже необходимы, поскольку учат малыша группироваться и развивают чувство равновесия. Неугомонный малыш постоянно в движении, и теперь ему особенно нравятся игрушки, которые могут двигаться вместе с ним: игрушечные коляски, каталки, мячи, машинки.

Теперь крохе под силу выполнять два разных действия одновременно: например, он может идти и нести в руке игрушку. Он не только копирует поведение взрослых, но и сам изобретает новые способы использования предметов, многие из которых даже не пришли бы в голову старшим. Тем не менее на шалуна уже можно воздействовать словом: он послушается, если вы скажете «нельзя», «отдай», «положи».

Активное желание малыша подражать старшим сейчас можно использовать, чтобы учить кроху простейшим навыкам самообслуживания. Годовалому ребенку уже под силу самостоятельно съесть несколько ложек пюре, пить из поильника или чашки, умываться и причесываться (в меру сил), по вечерам убирать в коробку свои игрушки. Играя, маленький хочет походить на взрослых, поэтому с удовольствием включается в повседневные дела старших: елозит тряпкой по полу, полощет белье в тазике, трет щеткой обувь.

СОВЕТ . Поощряйте ребенка участвовать в «хозяйственной деятельности», а вместе с тем предлагайте подходящие по возрасту развивающие игры: плотные паззлы из двух частей, пирамидки с кольцами одинакового диаметра, рамки-вкладыши простой формы (например, с фигурками животных).

Ближе к году малыш начинает интересоваться своим телом и с удовольствием изучает анатомию. В этом возрасте ребенок уже способен запомнить, где у него носик, ротик, животик, и показать их по просьбе старших на себе или на кукле (такую игрушку стоит иметь малышам обоих полов). Замечено, что девочки ориентируются в своем теле лучше, чем мальчики.

Когда вы берете первый раз на руки этот комочек счастья, вы испытываете просто неописуемый восторг. Дети от 0 до 1 года развиваются стремительней, чем в любом другом возрасте, именно поэтому первый год развития ребенка считается самым важным.

Уход за крохой

Уход за ребенком до 1 года обязательно включает в себя купание и остальные гигиенические процедуры. Многие родители начинают теряться перед купанием. Чтобы сделать ритуал приятным, необходимо придерживаться определенных правил:

  • купать лучше всего не позже 22.00 часов перед вечерним кормлением;
  • в помещении температура воздуха должна быть не ниже 24 градусов, а воды - около +36;
  • в зависимости от возраста, в первый год жизни ребенка можно начинать купать в детской ванночке, постепенно переходя на взрослую ванну;
  • проводить закаливание следует постепенно и только после того, как малыш достиг 7 месяцев.

Детки до года обычно носят памперсы, и чтобы защитить его нежную кожу от опрелостей, необходимо во время смены подгузников каждый раз очищать тщательно все складочки и ягодицы крохи, так как на них скапливаются ороговевшие клетки и потовые железы.

Мы растем

Рост и вес ребенка в первый год жизни меняется крайне стремительно. Педиатры имеют огромное количество вариантов оценки развития малыша, однако они все являются довольно относительными. При оценке по формулам принято считать, что в первые шесть месяцев своей жизни кроха должен каждый месяц прибавлять по 600-800 грамм, а начиная со второго полугодия - примерно 400 г в месяц. Принято считать, что к 5 месяцу вес малыша должен удвоиться по сравнению с весом при рождении, а к концу года - утроиться. Но отклонение в 10% в обе стороны является нормой. На ежемесячном осмотре педиатра интересует не только вес и рост, но также обхват груди и головы крохи - сопоставление данных параметров говорит о грамотном развитии малыша. До трех месяцев в среднем голова растет быстрее грудной клетки, но уже на 5-7 месяце грудь начинает расти быстрее. Хотя и в этом случае могут быть варианты: бывают абсолютно здоровые дети с головой больше грудной клетки.

Психологическое развитие

Психология ребенка первого года жизни стоит чуть ли не на первом месте. Следует выделить главные достижения в психологическом развитии, которые должен достигнуть ребенок до года:

  • складываются две первые формы общения со взрослыми, происходит освоение манипулятивной деятельности с разными предметами;
  • возникают первые социальные эмоции крохи, направленные на взрослых людей, происходит формирование потребностей в постоянном общении с ними, также появляется первое «предличностное» новообразование - активность;
  • в области познания появляются представления о предмете, как о существующем в пространстве, постоянном предмете. Развитие памяти малыша позволяет ему расширить границы опыта, начиная его формировать. Ему становится интересно, что будет, если сделать то-то и то-то, появляется любопытство.

Учимся новому

Развитие ребенка до 1 года, особенно в первые 3 месяца, напоминает настоящий круговорот. В возрасте от 3 до 6 месяцев малыш достигает новых успехов в навыках и физическом развитии . Некоторые главные моменты включают:

  • умение поддержки своего веса обеими руками, он уже может поднимать голову и грудь от пола;
  • умеет переворачиваться задом наперед;
  • сидеть с поддержкой родителей, а возможно и без нее;
  • перекладывает из одной руки в другую игрушку, стучит ими;
  • способен следить за объектами движения, определять насколько близко они расположены;
  • наслаждаться звуком собственного голоса;
  • поворачивать голову в сторону шума.

В возрасте от 6 до 9 месяцев у крохи происходят отличные достижения в зрении, слухе и мобильности . Они должны совпадать со следующими показателями:

  • переворачивание задом наперед и спереди назад;
  • самостоятельно сидеть, дотягиваться до лежащих рядом игрушек;
  • умеет ползать;
  • зрение почти на том же уровне, что и у взрослого;
  • распознает простые фразы и слова;
  • появляются индивидуальные вкусовые предпочтения.

В последние три месяца первого года жизни своего малыша вы можете увидеть следующие этапы его развития:

  • слух и зрение, как у взрослого;
  • передвижение с помощью мебели, также возможна самостоятельная ходьба;
  • способность вставать без помощи родителей и предметов.

Воспитываем правильно

Воспитание детей до 1 года особенно важно, так как в это время формируются, как негативные, так и позитивные привычки. Так при условии надлежащего воспитания с первых дней жизни, можно приучить малыша быстро засыпать в определенное время без укачивания, играть не только с участием взрослых, но и самостоятельно, а также есть с аппетитом. В первые месяцы жизни для крохи становится потребностью общение со взрослыми . Поэтому родителям необходимо не только правильно и своевременно удовлетворять потребности ребенка (гулять, укладывать спать, вовремя кормить), но создавать оптимальные условия для бодрствования, а также специально заниматься с ним, воспитывая его. Появление потребности в общении является одной из самых важных особенностей данного возрастного периода. Такая потребность заставляет ребенка искать активно контакт с родителями. Это позволяет формировать начало эстетического и морального воспитания самых маленьких. Проявление любви и внимания, ласка, нежность, ласковое прикосновение и обращение - это все способно обогатить ребенка, и играет особенную роль в развитии его сопереживания, восприимчивости и эмоциональности. Поэтому родителям необходимо не только разговаривать с крохой, но и читать ему потешки, и петь песни, которые смогут вызвать первые его чувства.

После первых 6 месяцев характер общения родителей и ребенка должен перейти от эмоционального к эмоционально-деловому, при котором родители будут стимулировать кроху к совместным действиям. Родители должны развивать слуховое и зрительное восприятие, воспитывать интерес малыша к окружающему: игрушкам, животным, детям, другим взрослым, предметам, воспитывать эмоционально-позитивное отношение к ним.

Как вводить прикорм?

Питание детей до 1 года может быть весьма разнообразным, главное - соблюдать некоторые правила. Вводить первый прикорм можно, начиная с 4-4.5 месяцев жизни - овощное пюре из белых овощей (кабачка или картофеля) на овощном отваре с добавлением одной ложки чайной растительного масла (оливкового, кукурузного или подсолнечного). Начинать необходимо с одной чайной ложки и доводить до необходимого количества на протяжении 10 дней. Лучше всего давать прикорм перед кормлением грудью.

Второй прикорм можно вводить через месяц после первого - различные каши на половинном молоке (5%), другими словами - количество крупы должно составлять 5% от количества молока, разведенного в два раза водой. Принцип введения прикорма остается неизменным. Начинаем с 1 чайной ложки и за 10 дней увеличиваем до необходимого количества. В те дни, когда приучаете малыша к новому прикорму, после него следует докармливать обычной для него едой.

Прививку от туберкулеза делают на 3-7 сутки жизни еще в роддоме внутримышечно, в наружную поверхность левого плеча. На первом году жизни ее необходимо сделать только один раз.

Прививки от полиомиелита - их делают в 3, 4, 5 и 6 месяцев жизни малыша. Первые два раза - это внутримышечные инъекции инактивированной вакцины, третий раз - живая вакцина в каплях в рот.

Следующей прививкой является объединенная вакцина от столбняка, дифтерии и коклюша - делают ее внутримышечно в 3, 4, 5 и 6 месяцев.

Вакцина от гемофильной инфекции в первый год жизни крохи должна быть сделана три раза внутримышечно в 3, 4-5 и 6 месяцев его жизни. Эта вакцина была включена в национальный календарь прививок в 2011 году. Гемофильная палочка является одной из самых частых возбудителей острых респираторных заболеваний и отитов. Главная цель такой прививки - предотвратить самые тяжелые ее формы: менингит и пневмонию, которые у детей до года чаще всего заканчиваются смертью.

Объединенная вакцина от эпидемического паротита и кори . Ее делают внутримышечно в 12 месяцев.

Также в 12 месяцев внутримышечно вводят и вакцину от краснухи, этот вирус крайне опасен для плода, если мама с ним столкнулась впервые только во время беременности, то он может вызвать врожденные пороки развития малыша.

Витамины для детей

Витамины детям до 1 года необходимы, но не все. Для нормального развития иммунной системы малышу необходим витамин А , с его помощью кроха сможет легче перенести такие заболевания, как ветряная оспа и корь. По последним данным, витамин А напрямую связан с гормоном роста, поэтому нехватка его в детском организме способна стать причиной остановки роста. Витамин А укрепляет челюстные кости, и предотвращает развитие у малыша неправильного прикуса, а также повышает устойчивость десен к воспалениям и инфекциям. Уже давно известно благотворное влияние витамина А на зрение, молочные продукты, помидоры, тыква, шпинат и морковь крайне богаты на этот витамин. Важно то, что даже после прохождения тепловой обработки этот витамин сохраняется в продуктах. К основным признакам авитаминоза у малыша можно отнести шелушение и сухость кожного покрова, частые простудные заболевания, замедленный рост. Суточная норма потребления витамина А для детей до года равна 0.04 мг.

Также ребенку до года важно потреблять витамин В2 . Он отвечает за хорошее зрение, здоровую кожу, заряд энергии, а также обеспечивает полноценную работу нервной системы. При его нехватке малыш становится капризным «всегда без настроения» - так обычно говорят про такого ребенка. Кроме нервозности, у крохи может появиться расстройство желудочно-кишечного тракта - частые поносы, проблемы с кожей - кожная сыпь и сухость, может наблюдаться остановка в росте. Плохой аппетит крохи, зачастую принимаемый родителями за капризы, также может свидетельствовать о нехватке этого витамина. Большое количество витамина В 2 находится в рыбе, мясе, яичном белке, крупах (овсяной и гречневой), а также молочных продуктах (твороге, йогурте, молоке и сыре). Суточная норма витамина В2 для детей до года составляет 0.4 мг .

Плановый осмотр

Диспансеризация крайне важна для малыша в первый год его жизни. Плановый - крохи начинают проводить еще в роддоме, а продолжают уже после выписки его домой. В первый год жизни врачи тщательно следят за его весом, ростом, психологическим и физическим развитием, ведь именно в этот период проще всего увидеть возможные отклонения и справиться с ними. Ко всем перечисленным выше врачам, на 12 месяце жизни добавляется еще и ортопед, и стоматолог, наблюдающие за осанкой и прикусом крохи.

Осторожно с антибиотиками

По мнению врачей, антибиотики для лечения детских заболеваний в первые 12 месяцев их жизни необходимо принимать в исключительном случае, ведь они могут принести малышу непоправимый вред. По данным проведенных исследований, прием антибиотиков в первый год жизни значительно повышает вероятность развития у ребенка бронхиальной астмы, так что будьте крайне внимательны и осторожны с ними.