Народные костюмы к празднику – Латвия экономит, Литва шикует. Латвийский национальный костюм презентация на тему Народный костюм латышей

10.02.2024

     Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

     В современном значении “национальный костюм” связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники.

     Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек.

     Женский костюм, сформировавшийся к тринадцатому веку, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.

     Мужской костюм в большей степени находился под влиянием городской моды, чем женский. В то время как рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.

     Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники.

     http://www.latvia.eu/ru/library/nacionalnyy-kostyum

     К латышскому наряду прилагаются богатые украшения из серебра, из позолоты и камнями. http://pribalt.info/lv.php?month=8&news=99 Над созданием платья обычно трудятся от пяти до семи человек, стоит такая работа порой до 1000 евро.

     С древности известна традиция, которая женскому головному убору в праздничном наряде приписывала символическое значение. Венки были символом и в то же время материальной ценностью, которая передавалась из поколения в поколение. Замужние женщины носили чепец или другую женскую шапку, у девушек же символическим головным убором был венок. В некоторых местностях вместо венка повязывали ленту. Венки в каждой округе тоже были разными. Самые распространенные венки украшала вышивка стеклянным бисером.

     Рубашки и шали-виллайне (покрывало на плечи) скреплялись сактами. Их изготовляли ремесленники, среброкузнецы. В XVII-XIX веках в различных мастерских утвердились различные варианты сакт. Поверхность сакт зачастую украшали «камни» из ограненного стекла. Янтарные сакты характерны для народной одежды Южной Курземе. Кроме практической и этнографической ценности, украшения приобретали также значение реликвии. Сакты и перстни с изображением сомкнутых рук дарили во время помолвки. http://blogs.privet.ru/community/Suede_78/24039639

     Национальный костюм – один из символов Латвии, который помог латышам сохранить и пронести через столетия национальное самосознание и самоуважение.

     Современные исследователи Латвийской материальной культуры, латышским национальным костюмом называют одежду крестьян, которая создавалась и развивалась в ходе многих столетий и существовала до середины 19-го века, когда её постепенно вытеснила одежда городской моды.

     “TAUTAS TĒRPU CENTRS SENĀ KLĒTS” – частный центр создания и исследования национальных костюмов, который был создан вместе с рождением Латвии как независимого государства. В коллекции центра представлены мужские и женские наряды из всех даже самых маленьких местечек Видземе, Курземе, Латгале, Земгале и Аугшземе. Все они сделаны мастерицами и мастерами центра. На создание одного наряда может уходить до полугода, от других национальных костюмов латышский отличается сложной и очень трудоемкой вышивкой на женской накидке. Ранее располагался в здании латышского общества. Сейчас центр расположен в Старой Риге - Rātslaukums 1 (Rātes pasāžā). Основатель “SENĀ KLĒTS” Марута Грасмане. http://www.senaklets.lv

Изменено: 18.2.2016

Несмотря на то, что фибулы (по латышски sakta) встречаются в археологических раскопках в Европе, Скандинавии и России, так повелось, что многие латыши считают сакту исконно латышским украшением. Все потому, что в Латвии традиция носить национальную одежду и украшения сохранялась вплоть до 19 века, на эту традицию не повлияла ни эпоха возрождения ни Парижская мода. В некоторых регионах Латвии национальный костюм можно было встретить даже в начале 20 века. Вероятно поэтому Латвия отличается большим разнообразием сакт.


Изначально сакта носила практический характер, ею пользовались для скрепления одежды. Постепенно серебряная сакта стала своего рода показателем социальной принадлежности и зажиточности латышских крестьян.
Разнообразие латвийских сакт в большей мере связано с развитием городского ювелирного искусcтва. Главными заказчиками сакт были латышские крестьяне, а ювелирными мастерами были немцы, так как строгие цеховые правила не давали латышам попасть в городские цеха. Таким образом соединились древние традиции национальных украшений и художественные тенденции которые сформировались под влиянием искусства ренессанса и барокко. Благодаря чему появилось разнообразие сакт не имеющее аналогов в мире.

Магический смысл, который придавали сактам в древности окончательно был утрачен уже в 19 веке. Считалось, что металлические украшения защищают от злых духов, предотвращают несчастья и приносят удачу. В Латвии было поверье, что в момент смерти человека сакта должна была быть при нем, отчего она якобы приобретала исцеляющую силу. Эти сакты перед захоронением снимали с умершего и бережно хранили. Считалось, что ими можно лечить скот, они полезны при укусах змей.

По назначению сакты можно поделить на две группы, сакты для рубах, которые носили и мужчины и женщины, и сакты для покрывал. Сакты для покрывал более крупные 5-25 см и более нарядные, носили женщины.

Напишу подробней о самых популярных видах сакт.
1. Сакта для рубашек, небольшие 2-5 см в диаметре, простые плоские с рисунком и без него, есть конусообразные или зубчатые по краям.

2. Совиная сакта старинное мужского украшения балтов, служившего застежкой для верхней одежды, датируется примерно 8-9 веком. На территории Латвии было найдено самое большое количество таких сакт.


В 2007 году в Латвии даже была выпущена в обращение монета достоинством в 1 лат с изображением совиной сакты.

2. Подкововидная сакта - самая распространенная сакта в 12-13 веках. Такие сакты носили и мужчины и женщины.

3. Lapainā sakta - Зубчатая по краям сакта, центральная часть такой сакты украшена кованными листиками и вставными стеклышками. Такие сакты появились в 18-19 веке. Носили эти сакты исключительно женщины.

4. Derību sakta - Помолвочная сакта, особая сакта которую дарили женихи своим невестам при помолвке. В Латвии это были круглые сакты в виде соединенных рук.

5. Сердцевидные сакты также имели символический смысл и нередко дарились невестам в день помолвки.

6. Riņķasakta, кольцевидная плоская сакта с выгравинным растительным или цветочным орнаментом. Встречается начиная с 17 века.

7. Burbuļsakta - Пузырчатая сакта, характерные серебряные сакты чаще всего изготавливались в регионе Видземе. Эти сакты были украшены выкованными по окружности выпуклостями похожими на пузырьки, отсюда и название.

8. Čupu sakta несколько сакт, обычно три и больше, которыми скреплялись наплечные покрывала, начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой, скрепленные между собой красной ленточкой.

9. Янтарные сакты изготавливались из куска янтаря и применялись для скрепления ворота рубашки.

10. Сакты времен Югендстиля, появились в начале 20 века в 20- годах во времена первой латвийской независимости, когда на подъеме было национальное самосознание и национальные мотивы повсеместно применялись в современной моде. Эти сакты скорей похожи на брошь в национальном стиле, но тем не менее сохранили название - сакта.

Отдельно хочется рассказать о сактах изготовленных из настоящей пятилатовой монеты, которая чеканилась из серебра 835 пробы в 1920-х годах и использовалась ювелирами как основа для броши к которой припаивался замочек и различные украшения. Кстати профиль девушки изображенной на 5 латах 1920-х годов сегодня красуется на новеньких латвийских евро.

11. Сакты советских времен изготавливались из недрагоценных металлов и помимо дам занимающихся народными танцами и пением пользовались популярностью у латышской интеллигенции.

Как уже говорила фибулы (сакты) встречаются во время археологических раскопок по всей Европе.
Венгрия, 12-13 век "Hungarian National Museum"

Польша, средние века.

Англия или Франция, 13 век.

Норвегия, 20 век.

Россия, копия с оригинала найденного в слоях X-XII веков в г. Новгороде

Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников. Их передают из поколения в поколение как живописные украшения и фамильные ценности. Повседневная одежда сохранилась в меньшей степени. Национальный костюм состоит из принадлежностей, которые готовил себе его владелец для того, чтобы носить его в разное время года и по различным случаям.

В современном значении "национальный костюм" связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники. Их одежда является важным предметом культурного наследия латышского народа и ценным источником для исторических исследований. Наряду с сами костюмами с древних времен сохранились сведения о способах их изготовления и украшения. Сохранение традиций помогает каждому поколению мыслить, действовать и сохранять веру таким же образом, как это делали их предки.

Развитие национальных костюмов

Предшествующие поколения уделяли больше внимание различным вещам, чем мы. Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек. Сохраняя и продолжая традиции своего региона, каждый человек добавлял к одежде что-то свое.

Женский костюм

Костюм, сформировавшийся к тринадцатому веку, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.

Рубашка. Имеются данные, что до девятнадцатого века рубашку не шили, а она представляла собой просто отрез ткани, который обматывали вокруг тела и подвязывали поясом. Ливы носили рубашки, которые имели длину ниже талии. Рубашка состояла из двух кусков ткани, переднего и заднего, которые скрепляли на плечах (позднее их сшивали) и затягивали плетеным поясом. Рубашка, состоящая из двух кусков, была прототипом рубашки со сшитым верхом, а рубашка, которую обматывали вокруг тела, впоследствии стала сшитой рубашкой со складками или сборками.

Пояс. Пояс (josta) в основном служил для скрепления рубашки, а также для опоясывания талии, чтобы обеспечить свободу движения. К слову сказать, узорчатые пояса носили только женщины; считается, что узоры связаны с культом плодовитости. В восемнадцатом и девятнадцатом веках ливы не носили расшитые узором пояса, так как символом плодовитости был фартук. Пояса были разными по длине; длинные пояса, по три метра и более, обматывали вокруг талии несколько раз.

Мужской Костюм

Мужской костюм в большей степени находился под влиянием городской моды, чем женский. В то время как рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.

На стиль мужского костюма оказала влияние также военная форма, особенно в деталях, таких как лацканы и вышивка. Женщины обычно сами шили свои костюмы, а мужчины прибегали к услугам портного. Кафтан и брюки для повседневной носки обычно шили из серого домотканого сукна; праздничная одежда была белого цвета. С длинным кафтаном носили пояс. Для восточных регионов характерным был плетеный пояс; кожаный, металлический или кожаный с металлом был типичным для западных (Курземе (Kurzeme)) регионов. До середины девятнадцатого века брюки были ниже колена и заправлялись в вязаные чулки, которые были до колена. Длинные брюки стали популярными в конце века. Самым распространенным головным убором была широкополая шляпа из фетра, украшенная лентой. Летом носили шляпы из соломы.

Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники. В холодное время года надевали несколько пар чулок. С древних времен и вплоть до двадцатого века ступни оборачивали тканью. Для праздников существовали ботинки или туфли, которые свидетельствовали о зажиточности их владельца.

Украшения

Количество украшений на национальном костюме также свидетельствовало о материальном достатке его владельца и его статусе. Рубашки и шали скреплялись брошами. Броши, изготовленные с семнадцатого и по девятнадцатый век, были исполнены в стиле Ренессанс и Барокко, а также с учетом местных художественных традиций. Большинство украшений было из серебра. В Курземе броши покрывали бронзой. Иногда их украшали красными или синими камнями. Для южных областей были характерны янтарные броши, янтарные бусы и двойной ряд пуговиц или пряжки. Броши и пряжки с выгравированными узорами солнца демонстрировали символическую связь янтаря с солнцем.

Орнаменты

Праздничные костюмы были украшены вышитыми, плетеными или вязаными узорами для того, чтобы сделать их более выразительными, выделяющимися и оригинальными. Для народного искусства Латвии характерны геометрические узоры; они состоят из отдельных элементов, составляющих единую композицию. Вполне вероятно, что замысловатые рисунки являются формой письма, способом передачи идеи или желания. На латышском языке письмо и орнамент обозначаются одним словом. Иногда узор или raksts, состоит из непрерывно меняющихся рисунков. Традиционные орнаменты и декоративные рисунки сохранились прежде всего в национальных костюмах.

Цвета играли важную роль в украшении костюма. Преобладали белый и серый цвет, так как костюмы были сшиты из натуральных тканей, таких как лен и шерсть. В древние времена пряжу красили с помощью натуральных красителей, изготовленных в основном из местных растений. В узорах на варежках, шалях и поясах использовали сочетания из четырех цветов - красного, синего, зеленого и желтого. Эти цвета повторялись в различных оттенках и пропорциях на каждой части костюма из шерсти. Вероятно, строгое соблюдение традиций в отношении цвета связано с магическими значениями.

Белый цвет с его магическими ассоциациями занимает особое место в латышском фольклоре. Само слово "белый" является синонимом чистоты, добродетели и просветления (просвещения). Считалось, что белый цвет больше всего подходит для праздничной одежды.

Местные различия

В каждом регионе Латвии существовали свои ярко-выраженные традиции в отношении костюмов.

Привязанные к дому и земле, крестьяне имели представление только о том, что происходит в непосредственной близости и не знали о традициях и привычках в отдаленных деревнях. Все, что было необходимо для создания национального костюма согласно местной традиции, находилось под рукой дома.

До тех пор, пока соблюдались эти традиции, национальные костюмы сохраняли характерный для них покрой.

Сшитые в домашних условиях повседневные костюмы дольше сохраняли традиционный облик, чем праздничные, которые были больше подвержены влиянию городской моды. Исключение составляют некоторые регионы в Курземе-Ницы (Kurzeme-Nica), Руцаве (Rucava) и Алсунге (Alsunga) – где праздничные костюмы оставались неизменными до середины двадцатого века, хотя обычная одежда покупалась в магазинах.

Традиции в отношении национальных костюмах живы в этих регионах и по сей день.

Археологические материалы позволяют восстановить историю народной одежды предков латышей пример но начиная с VI в. н. э. По реконструкциям археологов, женская одежда в тот период состояла из льняной рубахи, шерстяной юбки, наплечного покрывала - «виллайне», головного убора, лаптей или кожаных посто- лов, мужская одежда - из льняной и шерстяной рубахи, штанов, шапки и такой же, как у женщин, обуви. Одежда представителей зажиточных слоев в тот период обильно украшалась бронзовыми пластинками, колечками, спиральками и тканой каймой. Наряд дополняли богатые ожерелья, кольца, браслеты. На одежде низших слоев отсутствовали бронзовые орнаменты, значительно меньшим было и число других украшений. Украшения были близки по форме к тем, которые обнаружены археологами в Литве и Эстонии, однако в деталях и в отношении излюбленных форм существовали отличия даже на территориях различных объединений древнелатышских племен.

В период XIV-XVII вв. в одежде сохранялись прежние основные ее элементы с той лишь разницей, что после вторжения германских феодалов и связанного с этим ухудшения социально-экономического положения латышей значительно уменьшилось количество украшений. На смену богатой орнаментации металлическими украшениями приходят стеклянный бисер и нитяные кисти.

Классических форм латышская народная одежда достигла в период позднего феодализма. В конце XVIII - первой половине XIX в. на территории Латвии существовало несколько различных комплексов народной одежды. Особенности их в известной мере восходили к различиям в материальной культуре отдельных племенных объединений, некогда населявших территорию Латвии. Натуральный способ ведения хозяйства и слабость культурных связей в период феодализма способствовали сохранению и развитию местных особенностей народной одежды. Лишь в середине XIX в., в связи с быстрым развитием капитализма, расширением местного рынка и распространением в деревне фабричных тканей, создались условия для их нивелировки.

В латышском народном костюме можно выделить пять главных комплексов: видземский, латгальский, аугшземский, земгальский и курземский; для каждого из них характерен своеобразный покрой, оттенки красок и принципы украшения одежды.

Видземский комплекс народного костюма был распространен на территории, заселенной в древности латгалами и ливами. Для него характерна туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками, а в восточной части - прямыми плечевыми вставками, украшенная мережкой из белых ниток (в отдельных случаях - в восточной части Видземе - воротник украшается цветной вышивкой); юбка - продольно-полосатая, либо клетчатая, в отдельных районах-с пришитым лифом; наплечные покрывала - внллайне -белые, в некоторых районах с богатой вышивкой (например, крустпилсский тип). Девичий головной убор - красный венок, вышитый стеклянным бисером (в северной Видземе - красные шерстяные ленты для волос). Головным убором замужних женщин служат белые вышитые чепцы башнеобразной формы и зимние шапки.

Латгальский комплекс сформировался на территории, которую в древности населяли латгалы, в отличие от видземского, он испытал сильное влияние соседей - русских, белорусов, поляков.

Основные отличительные черты латгальского комплекса: туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками с красным браным узором или красной вышивкой, клетчатая (в северной части Латгалии - белая) юбка, виллайне - крустпилсского типа, но с сине-зеленой цветовой гаммой. Широкое распространение имели льняные наплечные покрывала - «снатене» (snatene ). На голове латгальские девушки носили красный вышитый бисером венок, замужние - полотенчатый головной убор (gal - vas auts ).

Третий комплекс аугшземский характерен для территории, на которой прежде обитали селы. Отдельные элементы аугшземского комплекса обнаруживают сходство с латгальским, видземским, а в иных случаях - земгальским комплексами. Тем не менее аугшземский комплекс следует выделять как особый тип, так как только на этой территории распространена рубаха с прямыми поликами. Туникообразные рубахи встречаются лишь на границе с Видземе. Рубахи украшались цветной, обычно красной вышивкой.

Юбка была клетчатая или со светлыми полосами и крапинками, получавшимися при тканье благодаря особому способу окраски пряжи. При крашении ее туго перетягивали на определенном расстоянии бумажными нитками, в результате чего эти места оставались неокрашенными. На праздники обязательно носили передник. Виллайне в Аугшземе крустпилсского типа, но с более яркой вышивкой. Головным убором замужних женщин служил «наматс» (namats ), длинное полотенце, которым обматывали голову.

Распространение четвертого - земгальского - комплекса совпадает в основном с территорией расселения древних земгалов. Характерные его черты: тунйкообразная рубаха с наплечниками или без них, со своеобразной белой вышивкой; юбка - клетчатая или полосатая с особым браным узором («цветочным»); виллайне - с богатой тканой каймой, без вышивки; головной убор - шелковый платок, который девушки и замужние женщины носили по-разному: женщины завязывали под подбородком, а девушки - сзади.

Пятый - курземский - комплекс характерен для территории, которую прежде населяли курши и ливы. Следует отметить, что курземские ливы в процессе ассимиляции значительно дольше сохраняли присущую им специфику, чем видземские, что нашло отражение и в народной одежде. Кроме того, здесь дольше сохранялись очень древние традиции народной одежды, так как эта часть Латвии цо сравнению с другими территориями меньше подвергалась военным опустошениям.

Курземский комплекс народного костюма характеризуют украшения рубах, густо-синие виллайне, декорированные металлом, металлические пояса, металлические венки или венки из ткани на твердом каркасе, вышитые бисером, юбки с яркой красочной гаммой. Курземский комплекс одежды сохранялся особенно стойко, в некоторых районах - вплоть до середины XX в.

Мужская и женская верхняя одежда"различалась не столько покроем, сколько деталями, главным образом длиной, отделкой и украшениями. Поэтому нередко в будни женщины надевали мужскую верхнюю одежду.

Женские кафтаны были короче, чем мужские. Шубы из овчины были одинаковые.

До первой половины XIX в. мужской и женской обувью служили постолы и лапти. В городах и их окрестностях богатые женщины носили туфли, а мужчины сапоги.

Мужская одежда на всей территории Латвии по сравнению с женской была гораздо более однообразной. Она состояла из кафтана - короткого, полудлинного или длинного, рубахи, штанов, носков, постол или сапог, пояса, шапки, шарфа и перчаток.

В восточной Латвии, включая Аугшземе и Земгале, мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой или светло-серой шерстяной ткани. Кафтан перепоясывался цветным плетеным или тканым на дощечках поясом, который был почти единственным украшением одежды. Старинные кафтаны шили совсем без воротников, или с очень низким стоячим воротом. Помимо белых, известны также густо-синие и темно-серые кафтаны; выделяются богатством отделки мужские кафтаны из окрестностей Мазсалац и Алуксне.

В восточной части Латвии мужские рубахи либо вовсе не имели украшений, либо украшались небольшим браным узором. Мужская рубаха, как и женская, скалывалась у шеи маленькой гладкой пряжкой.

Штаны большей частью были одного цвета с кафтаном или клетчатые и достигали обычно щиколотки. Концы их заправляли в носки с богатым цветным отворотом. Обувью служили постолы, у более зажиточных - высокие сапоги. К праздничному наряду мужчины обязательно надевали черную или серую шляпу - так называемую ратене (ratene ).

Выходя из дома, в любое время года, брали с собой перчатки, которые в холод надевали, а в жару затыкали за пояс.

На западе Латвии мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой шерстяной ткани. Исключение представляют алсунгские черные кафтаны с двумя рядами перламутровых пуговиц. Западнолатвийские (Ница, Барта, Руцава) мужские кафтаны были богаче украшены шнуровым орнаментом или вышивкой, чем восточнолатвийские. Мужские рубахи на западе Латвии также украшались белой или черно-белой вышивкой. На голову надевали шляпу-ратене, украшенную шелковой лентой и ниткой бисера. В западной части Латвии тканые и плетеные пояса не были распространены, подпоясывались обычно металлическими ( slengene ) или кожаными поясами с металлической пряжкой.

Довязывание платка на шее - обычай сравнительно поздний, получивший распространение примерно в середине XIX в., причем на западе Латвии больше, чем на востоке.

Женская одежда, начиная со второй половины XIX в., а мужская еще раньше, заменяются одеждой, сшитой из покупных тканей по городской моде. Как исключение, можно привести пример Ницаской, Бартской, Руцавской и Алсунгской волостей, где народный костюм сохранился вплоть до первой четверти XX в.

Наиболее длительное и полное развитие старинные традиции получили в вязаных частях одежды (носки, перчатки и др.).

Со второй половины XIX в. зажиточные крестьяне начинают подражать в одежде дворянам и богатым горожанам-немцам. Постепенно городское влияние проникает во все слои крестьянства. Все чаще для шитья одежды, в первую очередь праздничной, стали использовать ткани фабричного производства, покупные или полученные с фабрики в обмен на шерсть от собственных овец. Рабочая одежда и ткань для нее до недавнего времени изготовлялись дома. Распространению городской одежды способствовали оживленные связи с городом, куда уходила на заработки значительная часть сельской молодежи. По всей Латвии одежда городского типа приобрела определенные относительно устойчивые формы. Широко распространились длинные расклешенные юбки из серой или черной ткани с темными горизонтальными полосами, нашитыми вдоль нижнего края; блузки с длинными или полудлинными рукавами из однотонной или цветастой хлопчатобумажной ткани. В прохладную погоду носили облегающие фигуру шерстяные кофты со складками на бедрах и в верхней части рукавов. Такие же кофты носили пожилые женщины.

В одежде рабочих еще в начале XX в. имелось очень много крестьянских элементов. Это объясняется тем, что значительная часть рабочих, перебираясь из деревни в город, сохраняла домотканую одежду.

Вместе с тем народные костюмы стали использоваться на праздниках песни. Художники того времени пытались провести стилизацию этих костюмов, тем более, что почти на всей территории Латвии (исключая отдельные волости Курземе) народная одежда исчезла. Но модели, созданные художниками и опубликованные в печати, широкого распространения не получили.

В годы буржуазной республики материальное положение играло решающую роль в определении количества и качества одежды у разных слоев населения. В то время как богатые хозяева и члены их семей носили модное покупное платье, большая часть трудовых крестьян и батраки вынуждены были довольствоваться одеждой из домотканой льняной или полушерстяной ткани. Различия проявлялись и в головных уборах: если зажиточные хозяйки и их дочки шеголяли в модных шляпках, то малосостоятельные женщины и батрачки по-прежнему носили платочки.

В мужской одежде имущественные различия проявлялись в качестве материала и количестве предметов костюма; покрой был в общем одинаковым и у богатых, и у бедных.

В последние годы фашистской диктатуры роль народного костюма в формировании современной одежды чрезмерно преувеличивалась. В этот период делались обреченные на неудачу попытки пропагандировать псевдонародные костюмы из дорогих современных материалов, пригодные якобы в повседневной жизни.

В настоящее время проявления классовых различий в одежде исчезли, почти полностью стерлись и различия в одежде горожан и жителей сельских местностей.

В современной женской одежде на первый план выдвигается ее практичность и красота. Форма отдельных деталей одежды сообразуется с требованиями, связанными с трудовой деятельностью. Во многих отраслях производства используется спецодежда. Летом на работе молодые колхозницы носят клетчатые или цветастые платья из хлопчатобумажной ткани, реже - юбку с блузкой. Женщины пожилого возраста носят шерстяные или полушерстяные юбки темно-серого, синего или коричневого цвета, а также пестрые ситцевые кофточки. Среди пожилых женщин весьма распространены передники и головные платки. Молодые горожанки в последние годы часто носят пестрые хлопчатобумажные юбки и одноцветные блузки. Зимой преобладают одноцветные шерстяные или хлопчатобумажные платья. Верхнюю одежду для молодых и пожилых женщин шьют из одинакового материала: весной и осенью-из шерстяной ткани, летом и в дождливые дни носят плащи из импрегнированной хлопчатобумажной ткани.

Летом на работу сельская молодежь ходит без чулок, в спортивных туфлях - «теннисках», кожаных сандалиях, босоножках. В городах летом носят преимущественно босоножки и туфли, часто с чулками. Зимой в деревне носят покупные хлопчатобумажные чулки, шерстяные носки собственной вязки, в городе преобладают капроновые чулки.

Осенью и зимой колхозницы независимо от возраста носят резиновые сапоги и боты. Зимой девушки часто носят лыжные ботинки, а в городе - большей частью теплые ботинки.

Одежда городских работниц не отличается от одежды колхозниц, хотя в городе, естественно, несколько раньше осваиваются модные новинки.

В целом о будничной женской одежде можно сказать, что она подразделяется в зависимости от возраста и характера выполняемой женщинами работы. Платье большей частью покупают в магазинах или шьют на заказ в ателье.

Из практических и гигиенических соображений мужские рабочие костюмы в последнее время шьют из хлопчатобумажных тканей. У рабочих в сельских местностях, особенно у шоферов и трактористов, приняты хлопчатобумажные комбинезоны. Если позволяют условия труда, молодые мужчины носят на работе трикотажные спортивные рубашки, либо рубашки с короткими или засученными рукавами.

Мужские рубашки большей частью уже не шьются дома, а покупаются готовыми. Для рубашек используются различные материалы: хлопчатобумажная белая, полосатая или клетчатая, а также льняная или полушелковая ткани. Хлопчатобумажная ткань, как более дешевая и практичная, употребляется чаще, чем льняная и полушелковая. В последние годы в городах юноши носят рубашки навыпуск без пояса.

Мужчины пожилого возраста одеваются теплее и носят часто даже летом поверх рубашки толстые вязаные свитеры со стоячим воротничком, застегивающиеся спереди.

Мужская верхняя одежда - зимой пальто или полупальто из шерстяной ткани на вате, реже - полушубки, а в дождливое время - прорезиненные и брезентовые плащи.

Летом юноши даже на солнце работают с непокрытой головой; праздничным головным убором служит фетровая шляпа. Пожилые мужчины в теплое время года носят кепи (zokeicepuri ), у стариков иногда еще встречаются картузы. Горожане охотно носят береты и фетровые шляпы. Зимой мужчины вне зависимости от возраста и в городе, и в деревне носят меховые шапки.

Мужчины летом носят кожаные ботинки или туфли, а молодые - также и «тенниски». В редких случаях пожилые люди и дети носят галоши. Зимой на работе в лесу пользуются валенками и сапогами, а осенью и весной - резиновыми сапогами. Носки носят покупные, хлопчатобумажные или шерстяные, домашней вязки.

Высокий уровень материального благосостояния ярче всего проявляется в одежде, предназначенной для выходных дней, праздников и торжеств. Особенно показательна в этом отношении одежда молодежи. Юноши даже в будни, после трудового дня в колхозе или на заводе, отправляются на местные вечера отдыха и в кино в хорошо сшитых костюмах из высококачественной ткани фабричного производства.

Женскую летнюю выходную одежду большей частью шьют из цветастого шелка, узор и оттенок которого подбирают в соответствии с индивидуальным вкусом.

Сельская молодежь следит за модой, поэтому вполне естественно, что праздничная одежда сельской молодежи близка к городской.

Женскую одежду обычно заказывают в районнах или рижских ателье мод, рабочую одежду и простые хлопчатобумажные платья шьют дома. В последние годы в связи с увеличением ассортимента и повышением качества готовой одежды население сельской местности все охотнее покупает ее.

В народных костюмах выступают участники коллективов художественной самодеятельности, певческих праздников. Старинный народный костюм служит неисчерпаемым источником мотивов современной одежды.

Народный костюм для латышей всегда играл важную символическую роль в сохранении национальных ценностей и культурного наследия, а также в формировании единого самосознания. Не случайно его называют символом национальной идентичности, рассказывает программа Латвийского радио 4 «100 символов культуры».

Латышский народный костюм — возрожденный вариант традиционной народной одежды — широко используется и в наши дни в качестве праздничного наряда для торжеств личного и национального характера. Он не только демонстрирует социальный статус своего владельца, но и показывает принадлежность к конкретному региону Латвии.

Интерес к народному костюму возник и сохраняется во многом благодаря Празднику песни. Это уникальное событие демонстрирует не только традицию хорового пения в Латвии, но также многообразие народного костюма и традицию его ношения. На праздничном шествии и в рамках Показа народного костюма уже в помещении можно увидеть, как эта традиция живет и развивается.

В народном костюме с помощью цвета и орнамента, а также способа ношения закодирована информация об особенностях истории и культуры конкретного народа. Этот символ тесно связан с народной жизнью и праздничными ритуалами. Свадьба - пожалуй, самый главный из них.

Вы не задумывались, почему латышский народный костюм такой тяжелый, многослойный и теплый? Не только потому, что климат на территории нынешней Латвии был холоднее, поясняет Линда Рубена, эксперт в области народно-прикладного искусства Латвийского Национального центра культуры.

«Этот костюм теплый и потому, что праздники всегда происходили осенью — был урожай, можно было покормить всех гостей. С тех пор завелась традиция справлять свадьбы осенью»,

— говорит Рубена.

Это образец народно-прикладного творчества, комбинация ремесленничества и рукоделия: ткачества изо льна и шерсти, вышивки нитками, бисером и бусинками, вязания спицами и крючком, плетения кружев, ленточек и поясов. Не забудем про сапоги и постолы из кожи, и сакты из металла. И все это создавалось своими руками. Как правило, девушки сами заботились об этой части приданого.

На создание одного праздничного наряда уходило не меньше года. Ну, а рукавиц с традиционными латышскими узорами невеста должна была навязать пару сотен — чтобы было, чем одаривать гостей на свадьбе.

Латышский народный костюм состоял из традиционных элементов одежды, с которых можно было считать информацию о достатке и семейном положении владельца.

«Латышский народный костюм состоит из рубашки, брюк для мужчин и юбок для женщин, жилетка или кофта с длинными рукавами, носки, длинное пальто. По эскизам он похож, как говорят историки, на классический английский костюм. За 200 лет ничего не изменилось.

В мужских костюмах меньше орнаментов, это связано с тем, что женщины оставались для работы дома, а мужчины ездили в города и имели возможность купить для себя больше одежды, чтобы прилично выглядеть на публике.

[...] В женском костюме большую роль играл головной убор. Если это венок — девушка незамужняя, у замужней — шапка или платок. Правда, к концу XIX века ношение платка уже не было так строго определено. Чтобы закрывать воротник, использовались сакты. Накидка на плечах могла держаться на сразу нескольких сактах — это было демонстрацией зажиточности», — рассказывает специалист.

Народные костюмы балтийских народов чем-то похожи, но чем дальше от границы или портовых центров, тем более самобытно одевался народ.

С какого времени ведет свою историю латышский народный костюм? Историки берут во внимание письменные свидетельства, в данном случае — рисунки.

«Наверное, самый старый рисунок — от 1576 год, это «Дева из Курляндии». Там видны основные детали народного костюма, сохранившиеся до наших дней», — говорит Линда Рубена.

Свою лепту в сохранение латышского народного костюма внесли немцы и русские.

«Иоганн Бротце любил рисовать Ригу и ее жителей. Рисунки довольно примитивные, но, тем не менее, по ним можно узнать, как здесь одевались. Это конец XVIII и начало XIX века. [...] Он путешествовал по Латвии, рисовал жителей разных регионов. Его рисунки сохранились в архиве. В 40-50-е года XIX века Русское географическое общество решило исследовать все регионы, принадлежащие к Российской Империи, в том числе и Прибалтику. К нам приезжали исследователи, которые рисовали местных жителей. По этим работам тоже можно понять, как здесь одевались», — рассказывает Линда Рубена.

Осознание латышского народного костюма как культурно-исторической ценности пришло в конце XIX века. Знаковым событием стала Латышская этнографическая выставка — первая репрезентация латышского народа, его истории, культуры и достижений. Она проходила Риге в 1896 году в специально построенных деревянных павильонах. Экспонаты для нее собирались всем миром: вещи этнографического характера привозились из экспедиций по регионам, люди сами везли, что могли, в Ригу.

В каждом культурно-историческом или этнографическом крае — Видземе, Латгале, Аугшземе, Земгале и Курземе — народный костюм имеет неповторимый облик.

Народный костюм у суйтов — католиков в лютеранских землях Курземе — необычайно яркий для латышей. Богатый на детали и цвета — это один из знаков их культуры. У мужчин — двубортные костюмы с перламутровыми пуговицами и шелковыми шейными платками, у женщин — красные юбки, клетчатые шали, цветастые платки. Дополняет женский наряд огромная сакта. На Празднике песни суйтов видно издалека. Даже поговорка родилась «Вырядился, как суйт».

Праздник песни подстегнул интерес общества к народному костюму. Это событие демонстрирует не только традицию хорового пения в Латвии, но также многообразие народного костюма, традицию его ношения и мастерство ткачей и рукодельниц. На праздничном шествии и в рамках Показа народного костюма уже в помещении можно увидеть, как эта традиция живет и развивается.

В Празднике песни участвуют хоры и танцевальные коллективы, которые уделяют народному костюму большое внимание, находят деньги и к следующему празднику дополняют наряды хористов и танцоров новыми элементами одежды.

Подробнее о латышском народном костюме с комментариями Линды Рубены слушайте в подкасте выпуска программы .

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке .

Сообщить об ошибке