Ленивый ребенок не хочет учиться 8 букв. Ленивый ребёнок – что делать, если ребёнок ничего не хочет делать? Что такое Лень или Почему ребенок ленится; И как помочь ему избавиться от этого порока

20.05.2019

Что такое лень? По-моему, лень - это просто нежелание делать. Делать что-то конкретное или вообще что-либо...

Что такое лень?

По-моему, лень - это просто нежелание делать. Делать что-то конкретное или вообще что-либо.

Что может ощущать человек, которому лень, который не хочет что-то делать?

Ну вот я, например, не хочу писать эту статью. Каждый день обещаю себе, что «завтра точно сделаю», или хотя бы начну, но наступает завтра - а воз и ныне там. Не могу заставить себя. Мотивировать. Мобилизоваться и начать. «Взять себя в руки».

Про детскую лень и не только

Не помогают никакие «Сделал дело – гуляй смело» и «Делу время, а потехе час». На них всегда находятся не менее веские «От работы кони дохнут».

В итоге дедлайн все ближе, волнение все больше, расслабиться и отдохнуть все равно не получается - ведь работа не сделана.

Кто такой этот «ленивый ребенок»?

Что родителям делать, как ребенка… менять?

Корректировать поведение?

Воспитывать?

Кто бы меня саму срочно воспитал, да так, чтобы я статью вовремя сдала…

Меня – воспитать? Скорректировать мое поведение? Изменить меня? Внутри возникают разные чувства: и стремление активно сопротивляться давлению, и желание защититься, и страх, и недоверие.

Так и хочется крикнуть: «Отстаньте от меня, я «в домике»!».

Мозг пытается с бешеной скоростью найти решение, как ускользнуть, как не быть пойманной в силки долга. Как избежать того, что я должна, как делать только то, что я хочу.

А хочу я сейчас не думать ни о каких обязательствах и ответственности. Не чувствовать, что могу подвести тех, кому обещала прислать готовую статью в срок.

Хочу отдыхать. Смотреть легкий сериал и пить кофе, общаться с семьей, играть в настольные игры. Потому что я очень устала.

И от того, что вместо отдыха я должна сделать обещанное, накатывает такое бессилие, такая безысходность!

И воспоминания о школе, когда нужно было, ежедневно, по много часов, сидеть на уроках, а потом дома делать домашние задания.

Когда к концу четверти не хотелось уже ни кружков, ни секций, а только чтобы меня, наконец, оставили в покое. Не трогали. Ничего от меня не хотели.

И когда я ничего не могла с этим поделать. Потому что освободить меня от «должна делать уроки» и «должна учиться на «пятерки» никто не мог, да и не хотел никто.

А хотели, наоборот, чтобы я поступала по-взрослому. То есть, чтобы я руководствовалась здравым смыслом, была самостоятельной, справлялась без помощи взрослого, умела мобилизоваться и выполнить намеченное/заданное, превозмогала свою усталость.

А также чтобы ориентировалась не на свои хочу – не хочу, а на «надо» и «должна».

И я делала это, сколько могла. Пока предметы были не сложными, я продолжала учиться на отлично, отгоняя от себя все эти «устала» и «не хочу», «не интересно» и «надоело».

Но в 8 классе силы закончились, и я просто перестала учиться. Со стороны это выглядело как «разленилась». Будто я в один прекрасный день проснулась и решила быть ленивой и ничего не хотеть.

Почему-то никого не интересовало, что происходит на самом деле. Что творится у ребенка внутри. Отчего вдруг такие перемены. И, главное – чем можно помочь.

Потому что «ленящемуся» ребенку нужна именно помощь. Не нотации, не воспитание, не обсуждение со всеми родственниками и учителями его «лени», не унижение и уничижение, не презрение к «безволию» и «слабости характера». Помощь.

Но всегда ли нам приходит в голову предлагать помощь там, где привычно другое - порицать разленившегося ребенка, воспитывать условным кнутом или пряником, пытаться донести важность труда и выполнения долга?

Почему-то нам кажется, что сам ребенок не понимает важность учебы. Или не хочет, чтобы в комнате было чисто. И мы продолжаем доказывать, насколько это все необходимо.

Нам кажется, что ребенку все равно.

Но он так же, как и мы, взрослые, мучается чувством вины за несделанное вовремя, за обещанное и не выполненное.

Сгорает от стыда, что не оправдал наши ожидания, разочаровал.

Боится, что от него отвернутся самые близкие люди.

Чаще всего, ребенку и самому плохо с этой «ленью». Он и рад бы все сделать, что нужно, но – не может.

Почему? Да потому же, почему и взрослый!

1. Человек просто устал. Нет сил. Иногда – ни на что («лежит на диване», «плюет в потолок», «ничего не делает вообще»). Иногда – на что-то конкретное. Чтобы заставлять себя делать то, что делать совсем не хочется.

2. Неинтересно. Даже когда есть силы, нет интереса делать что-то конкретное. Например, уроки. Или убирать комнату. Или гулять с собакой.

3. Задача кажется неподъемной. Возможно, она и правда большая, серьезная. А может, не хватает знаний, понимания, навыков. Или у человека проблема с самооценкой, с уверенностью в себе. Сразу опускаются руки, страшно даже попытаться справиться.

4. Перфекционизм. Сделать просто хорошо – не годится. Нужно сделать идеально. Лучше всех. И тогда ничего не делается: ведь если и не вступал в игру, не начинал делать дело, то и не проиграл, не сделал недостаточно хорошо.

Что же делать? Как обходиться с этим нежеланием, с «ленью»?

Если ребенок устал, то логично организовать ему отдых, чем быстрее, тем лучше. Отдых той продолжительности, какой ему необходимо, чтобы восстановить силы. Ну и, конечно, предложить ребенку помощь.

Мне бы, например, было легче справиться с заданием, если бы кто-то не пожалел своего времени и сил «нырнуть» со мной в тему лени. Поисследовать ее, обсудить, может быть даже написать какие-то тезисы вместе.

Не потому, что я не справлюсь со статьей одна. А потому, что сейчас, в своей усталости, мне очень нужно плечо Другого. Ощущение, что есть кто-то, кому не все равно. Кто видит не «ленивую» меня, а уставшую меня. Кто на моей стороне. Кому я важнее, чем мои функции.

У меня не было такого человека в моем школьном детстве. И у моего старшего сына не было такого человека в его младшем школьном возрасте.

Первые 5 лет школы мой ребенок был «ленивым», не оправдывающим ожидания, ни к чему не стремящимся, ничего не доводящим до конца, бросающим кружки и секции через месяц-два после начала учебного года.

И это происходило до тех пор, пока у него не появилась, наконец, мама-на-его-стороне. Жаль, что перейти на сторону своего ребенка у меня заняло так много времени.

Все, что нужно для того, чтобы оказаться на стороне ребенка, это поверить, искренне и глубоко, что ребенок хороший.

Ребенок всегда хороший. У него нет цели лениться. Нет цели не делать то, что надо. Нет задачи не слушаться вас или учителей. Игнорировать обращенные к нему просьбы и указания. Манипулировать.

Он не издевается над вами. Он не принял решение усложнить вам жизнь. Ему не все равно, что вы устали.

И он прекрасно понимает, что у вас тоже есть работа и вы ее делаете, и он тоже должен делать свою работу – учиться, убирать комнату, помогать по дому.

Чаще всего ребенок искренне хочет угодить родителям, понравиться, доставить удовольствие. И до какого-то момента он делает это, иной раз за счет игнорирования своих целей развития. То есть, за свой счет. Лишь бы его любили.

Но если принять по умолчанию, как факт, что ребенок всегда хороший, то в ситуации, когда он «ленится» хочется не воспитывать его, а, прежде всего, разобраться – что с ним происходит. А затем помочь решить проблему.

Точно так же помощь необходима в ситуации, когда задача кажется настолько неподъемной, что сразу опускаются руки.

Помогите ребенку «съесть слона по кусочкам» - вместе с ним разделите задачу на несколько этапов.

Обсудите, как можно действовать на каждом из них, чтобы прийти к результату. Убедитесь, что ребенок знает, как это делать, умеет это делать. Предложите свою помощь. Иногда достаточно просто молчаливой поддержки, присутствия рядом.

Перфекционизм чаще всего переходит к ребенку по наследству.

Кто из взрослых в вашей семье стремится к совершенству? Кто всегда видит, где можно было бы сделать лучше, указывает на ошибки и считает, что только критика двигает нас вперед и способствует росту (как внутреннему, так и в учебе, карьере)?

Снизьте требования. Примите как данность, что, только ошибаясь, мы продвигаемся вперед. Не загоняйте ни себя, ни ребенка в клетку совершенства.

Перфекционизм не так просто «вылечить», поэтому здесь не помешает помощь психолога. Прежде всего - взрослому.

А что же делать, если «лень» цветет там, где не интересно?

Делать то, что не интересно – непростая задача. Не каждый взрослый, не каждый раз с ней справляется.

Что уж говорить о ребенке, у которого еще не созрели необходимые для таких преодолений структуры мозга! Поскольку ускорить их созревание невозможно, придется ждать, пока дозреет, а пока – помогать справляться.

Делать дело интересным там, где это возможно. Переводить уборку в игру, в веселое приключение или соревнование. Да и обучение школьным предметам можно разнообразить, сделать чуть более интересным, обернув учебу в игровую оболочку.

Очень важно поощрять те занятия, которые ребенку интересны. Чем больше будет мест и занятий, где ребенок делает то, что ему по душе, чувствует себя счастливым, тем проще ему будет делать что-то, что не очень-то хочется, без ощущения, что вся его жизнь состоит из сплошных «не хочу, но надо».

А еще - помнить, что о себе тоже важно заботиться. Дать себе отдохнуть, когда устали. Попросить о помощи близких, когда нет сил. Прибегнуть к помощи психолога, если чувствуете необходимым. Попробовать сделать интересным то, что вызывает тоску. Научиться есть слона по кусочкам и разрешить – прежде всего себе - быть несовершенным.опубликовано .

Лариса Покровская

фото ©Mauricio Candela

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

В чем же причина такого раздражающего поведения и как бороться с ленью у ребенка?

Причина лени и как с ней бороться

Психологи уверены, что лень у детей не возникает на пустом месте. Если внимательно понаблюдать за ежедневной жизнью ребенка, возможно увидеть «второе дно» того, что мы привычно считаем детской ленью, апатией и неорганизованностью.

Темперамент

Особенности характера — это то, с чем ребенок появляется на свет, что уже заложено природой. То, что ребенок ленится учиться, далеко не всегда зависит от ваших воспитательных усилий и от того, достаточно ли усердно он готовится. Гораздо важнее индивидуальные свойства его личности и психологические особенности. Подвижным детям может быть сложно сосредоточиться на словах учителя и длинном условии задачи, школьникам-интровертам зачастую непросто даются виды деятельности, требующие активного общения, а медлительный и эмоциональный ребенок-«мечтатель» будет чаще «витать в облаках».

Недостаток мотивации

Интерес — вот с чего начинается мотивация. Как бороться с ленью и апатией? Чтобы научиться успешно бороться с ленью ребенка, вам нужно показать ему широкие возможности, которые открывает активная жизненная позиция. Покажите на собственном примере, как новые знания и новый опыт способны сделать жизнь более наполненной.

Cтрах неудачи и неуверенность в собственных силах

Лень у детей бывает связана с нежеланием осваивать что-то новое, страхом перед возможной неуспешностью. Например, начало школьного обучения, первый класс — серьезная «зона риска»: изменился режим дня и степень нагрузки, повысилась утомляемость, малышу приходится многое контролировать самостоятельно. Перейдя в среднюю школу, ребенок снова сталкивается с повысившимися требованиями. Ну а подростковый возраст несет с собой новые сложности: вопросы самоопределения, выбор профессии. Почему ребенок не хочет учиться.

Переутомление

Усталость вполне закономерно вызывает желание отдохнуть. Оцените нагруженность ребенка заданиями и делами и, по возможности, оставьте ему время для «ничегонеделания». Психологи подчеркивают необходимость таких пауз: со стороны кажется, что ребенок ленится, но на самом деле, он думает, размышляет, фантазирует, строит планы — в общем, развивается как личность.

Конфликт с учителем

Если вам кажется, что ребенок ленится учиться, узнайте, как складываются его отношения с учителем или тренером . Ваша задача — показать ребенку, что вы на его стороне, и только потом разбираться в реальных причинах конфликта и принимать какие-то решения.

советы родителям: как победить лень

  1. Давайте конкретные поручения.
    Неправильно: "Хватит валяться, сделай что-нибудь!"
    Правильно: "Пожалуйста, разбери посудомоечную машину".
  2. Уважайте ритм ребенка.
    Неправильно: «Немедленно садись делать физику!»
    Правильно: "Напоминаю: у тебя еще час, чтобы отдохнуть, а потом уроки".
  3. Позвольте столкнуться с последствиями.
    Неправильно: «Пятый раз напоминаю — отнеси вещи в стирку!»
    Правильно: "Нечего надеть? Сочувствую, но в стиральную машину попадает то, что лежит в корзине для белья".
  4. Отмечайте прогресс.
    Неправильно: «Давай ты всегда будешь делать уроки так хорошо и быстро».
    Правильно: «Смотри, ты не отвлекался и справился за два часа. Здорово!»
  5. Победителя ждет награда.
    Неправильно: «Убрал в своей комнате? А это что за пыль?»
    Правильно: "Как мне нравится, что тут порядок! Теперь можем вместе посмотреть новый фильм".

Как бороться с ленью подростка

Завышенные ожидания родителей

Если вы всерьез намерены вырастить отличника и в целом безупречную личность, возможно, ребенку просто трудно соответствовать вашим высоким запросам. Вместо того чтобы перенапрягаться, детская психика предпочитает перейти в «режим сохранения энергии». Стоит дать ему развиваться в собственном темпе, побольше хвалить за достижения и любить без всяких условий.

Физиологическая незрелость

Исследования доказали, что до 17−18 лет у подрастающего человека еще недостаточно развиты лобные доли мозга, отвечающие за планирование и оценку происходящего. Получается, что лень подростка — это зачастую просто физиологическая неспособность адекватно спланировать свои действия или оценить последствия бездействия. Придется подождать, пока ребенок «дозреет»!

Отсутствие чувства времени

Возможно, ребенок «заигрывается» в телефон или компьютер потому, что просто еще не может верно рассчитать, сколько времени займет у него то или иное задание и когда пора переходить к следующему. Как победить лень? Помогут тренировки: предсказуемая и многократно отработанная последовательность действий, использование таймера и будильника. Важны и режим дня, и четкое расписание занятий.

Как бороться с ленью подростка

Как побороть лень? Постарайтесь (ни вслух, ни мысленно) не сравнивать ребенка с его сверстниками или другими детьми — более яркими, успешными или послушными. Не зацикливайтесь на оценках ребенка — вместо этого обращайте свое (и его!) внимание на интерес к новой информации, на общий уровень эрудиции и умение пользоваться знаниями. Важно также найти или создать для ребенка «зону успешности» — возможность и пространство для того, чтобы он чувствовал себя уверенно, мог видеть собственные достижения и гордиться ими. Кстати, это не обязательно должны быть школьные дисциплины, спорт или творчество: возможно, ваш ребенок талантлив в дружбе, умеет прийти на помощь или способен тонко чувствовать?

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Что может скрываться за ленью ребенка?

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу» , – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и .

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым ;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду. и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Наряду с разными проблемами цивилизации, одной из самых актуальных является лень, которая у современных детей проявляется уже в раннем возрасте и многие специалисты говорят о том, что «лень родилась раньше человека». Это является плохим признаком, способным повлиять на развитие ребенка. Для того чтобы предотвратить развитие лени – «порока цивилизации», необходимо принять ряд профилактических мер и разобраться в причинах ее появления.

Почему ребенок становится ленивым

Причин для развития лени очень много, но самыми основными можно назвать неправильные действия родителей.

Очень часто можно услышать от мамы: «Я сама все уберу, ты еще маленький…» или: «Не трогай, поранишься вилкой или ножом…». И, пожалуй, самые «опасные» фразы: «Если разобьешь чашку – накажу!», а еще «… ты плохо убираешь, за тобой все нужно переделать, лучше не трогай ничего…»

Перечислять такие типичные ошибки можно бесконечно.

  • Получается, что ребенка лишают инициативы , не разрешают ничего брать под страхом наказания и вселяют неуверенность, объясняя малышу, что он неумеха. Это и есть самые основные причины появления детской лени. Страх наказания, неуверенность в том, что ребенок может справиться с простым заданием порождают этот порок. Зачем к чему-то стремиться, если мама сама все сделает?
  • Такое бездействие порождает еще и скуку, которая тоже является весьма серьезной причиной развития лени. Если малыш активный, любит много двигаться, ему нужно выплескивать энергию, а его заставляют сидеть и тихо играть, «чтоб ничего не разбил», тогда он начинает скучать и из подвижного и веселого, он становится грустным «диванным» ребенком.
  • Еще одна причина – если его заставляют заниматься скучными делами. Так, вместо подвижных игр, помогающих получить необходимую разрядку после садика или школы, малыш получает порцию недовольства от родителей за неубранные игрушки или отсутствие помощи в домашних делах.

Родители бывают вечно заняты, устают после работы, а вместо того, чтобы погулять с ребенком, сидят дома и своим примером демонстрируют, как можно «убивать» время за телевизором.

  • Еще одной из серьезных причин развития лени является астенический синдром, возникающий, например, после болезни или авитаминоз. Недостаток минеральных веществ или микроэлементов может привести к слабости и капризам.
  • Иногда дети просто не понимают для чего все это нужно, почему вдруг с него начинают требовать убирать игрушки и одежду. Здесь поможет только правильное объяснение и демонстрация личного примера, почему нужно быть аккуратным и регулярно складывать вещи на место.

Как нужно бороться с ленью

  • Для начала, перестать лениться самим . Ребенок, как маленькая губка, впитывает все, что делают и говорят взрослые, особенно родители. Если мама с папой вместо вечерних прогулок и зарядки по утрам позволяют себе лениться, тогда не стоит удивляться развитию этого порока у ребенка и, тем более, не нужно его наказывать. Он просто берет пример с родителей. Наказывайте лучше себя за это и боритесь с ленью.
  • Поощряйте детскую самостоятельность . Чрезмерная опека вредит малышу. Не нужно бояться, что ребенок разобьет дорогую вазу или уберет дом не так, как вам нравится. Дорогую вазу можно заменить на что-то более простое и не способное разбиться, а уборку всегда весело проводить всем вместе.
  • Давайте малышу больше простых мелких поручений . Но только не приказным тоном. Говорите спокойно, с «волшебным словом» и приветливой улыбкой. Тогда ваше чадо с радостью исполнит любую вашу просьбу.
  • Не забывайте хвалить ребенка. Это очень важно и полезно. Так вы будете поощрять его трудовую деятельность и повысите самооценку, поможете стать увереннее. Не ругайте за промахи. Спокойным и доброжелательным тоном объясните малышу, что он сделал неправильно и как можно исправить его действия.
  • Составьте расписание, приучите ребенка и себя заодно к правильному распорядку. Пусть у каждого в семье будут свои обязанности, включая милого хомячка и любимого попугайчика. Их обязанностью может стать, например, приносить радость семье.
  • Регулируйте режим малыша . Помимо выполнения уроков, необходимы регулярные прогулки, а также физическая нагрузка для эмоциональной разрядки. Даже если он что-то не успел выполнить из заданного на дом, ничего страшного. И уж совсем недопустима ситуация, когда ребенок засыпает над уроками. Это приводит к сбою его биоритмов и провоцирует проблемы со здоровьем.

Чтобы ребенок рос не ленивым, нужно поощрять его стремление помогать вам. Лень развивается тогда, когда родители начинают запрещать что-либо делать. Чаще выполняйте вместе работу по дому и не забывайте хвалить свое чадо. Не бойтесь, похвала еще никому не навредила. Придумайте несколько веселых игр, которые помогут ребенку освоить его обязанности и с радостью их выполнять.

А как вы боретесь с детской ленью? Расскажите нам в комментариях.

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста. .

Часто можно услышать жалобы от родителей: «Мой-то совсем обленился – учится кое-как, ничем не интересуется...», «Этого лентяя попробуй заставь что-то сделать!», «Постоянно ленится, даже самое простое делает кое-как…».

Так почему же настолько распространена проблема детской лени?!

Почему ребенок ленится: лень как протест

Я не оправдываю лентяев (в том числе и детей-лентяев). Постоянная лень может создать проблемы с учебой, а в перспективе и вовсе негативно отразиться на формировании личности ребенка!

Но прежде чем думать, как отучить ребенка лениться, надо понять – почему он ленится в данном конкретном случае, что дало толчок к появлению лени?

И лучше бороться с первопричинами, чем заставлять ребенка что-то делать «из-под палки»: угрозой наказания, нотациями, криками и т.д. Да, заставить в большинстве случаев можно – но целью-то является появление реальной внутренней мотивации у ребенка!

Перед тем, как решать, что делать, если ребенок ленится, нужно понять одну бесспорную истину: лень – это защитная реакция психики! И проявляется эта защитная реакция тогда, когда от ребенка хотят большего, чем то, на что он способен без ущерба для психического и физического развития и т.д.

Невероятно распространенная ситуация: мать приводит к детскому психологу «патологического лентяя», который не интересуется ни одним из пяти кружков, куда его водят, ни школой, ни домашними делами — а в изредка выпадающее свободное время норовит просто побездельничать, расслабиться перед телевизором или компьютером и т.п. С ребенком беседуют – и оказывается, что он и впрямь ничего не хочет и мечтает только о блаженном ничегонеделании или играх! Мать ахает и охает, что у него же такие разносторонние способности, он такой умненький, так хорошо начинал учиться, и… откуда взялся этот ленивый ребенок?! Что делать?!

Психолог предлагает разгрузить график ребенка – потому что чем он младше, тем больше свободного, никак не регламентированного времени у него должно быть!

Мама ужасается: а как же скрипка? ? карате?! Неужели лентяя можно исправить… разрешив ему лениться?!

На самом деле – именно так! При чрезмерной нагрузке на детскую психику, переутомлении, у ребенка «срывает предохранители» — и срыв проявляется в виде тотального равнодушия к ранее интересовавшим его занятиям, в виде лени!

Лень как результат оценочного восприятия ребенка взрослыми

Приведу один реальный разговор, который случился у меня с 8-летним мальчиком. Я работаю с детьми. Придя в детский коллектив, я предложила всем детям порисовать, раздала бумагу и карандаши, — а этот ребенок отказался. Не настаивая и не заставляя, я спросила, почему он не хочет рисовать?

— А мне за это оценка будет?

— Нет, мы не в школе, я оценок не ставлю. А просто порисовать тебе не интересно?

— Нет! Я бы рисовал, если б мне за это хорошую оценку поставили… Или за денежку!

— ??? А без оценок и денег ты что-нибудь делаешь?

— Ммм… Неа!

— А вот представь, что ты не учишься в школе вообще – оценок тебе никто никогда не ставит, но и денег не дают – просто мама с папой покупают тебе то, что нужно или хочется. Что бы ты делал?!

— А ничего! Только ел бы и спал!!

Понятное дело, что в последующие 40 минут, пока другие детишки рисовали, этот «коммерсант» успел оббежать раз 10 всю комнату, найти мяч и постучать им об стенку, довести до слез девочку, отняв у нее карандаши, а своим шумным «бездельем» достать меня, классного руководителя и одноклассников…

Разумеется, этот ребенок при всей искренности своего ответа все же «соврал сам себе» — дети неспособны в реальности только спать, есть и плевать в потолок (как это замечательно делают некоторые взрослые!). Любой ребенок постоянно производит какие-то действия. Другое дело, что эти действия могут быть явно «непродуктивными» — не соответствовать тому, что требуется делать в этот момент.

Родители могут считать, что ребенок ленится, если он таким «непродуктивным» образом проводит свой досуг, отказываясь от помощи по дому, не интересуясь какими-то внешкольными кружками и т.д. А вся причина в том, что… они сами приучают его ожидать оценки за каждое действие, которое мало-мальски требует усилий и не является развлечением!

И ребенок, привыкший к оценочной системе, может просто не понимать – а зачем делать что-то, если за это ничего не будет?

Лениться ребенка учат… родители!

Очень часто ребенок в лени берет пример с родителей. Само собой, если мама или папа все время лежит на диване и не являет собой образчик трудолюбия, то и от ребенка вряд ли стоит хотеть чего-то иного.

Но бывают парадоксальные, на первый взгляд, случаи – родители сами постоянно крутятся «как белка в колесе», не устают повторять, как важно трудиться, почему стоит избавиться от лени и т.д., а ребенок… смотрит, слушает и ленится!

Почему? А потому, что, очень тяжелое, неинтересное – но при этом ежедневно ими преодолеваемое!

Скажем, «я тоже ненавижу свою работу, мне тоже совершенно не хочется туда ходить и просыпаться в семь утра, но я героически несу эту ношу – так что и ты давай выполняй свои обязанности!». То же самое – насчет бытовых дел: «Да, мыть посуду скучно и противно, но я ради тебя это делаю!», «Я даже на выходных спины не разгибаю – все для чистоты и красоты в доме делаю, а ты чего расселся?!», и т.д.

Соответственно, ребенок делает вывод: «Труд и учеба тяжелы и противны, так зачем я буду сам себе нагребать такие неприятные дела – чтоб мучиться с этим всем так же, как мама?! Лучше я буду развлекаться и избегать жизненных тягот вовсе!».

Что делать, если ребенок ленится?

Ленивый ребенок: что делать? Конечно, в каждой конкретной ситуации действенны будут различные меры – родители должны сами понять, что происходит с их ребенком! Сайт сайт подскажет только то, над чем стоит подумать:

  • Урегулируйте график ребенка – оставьте ему достаточно свободного времени, не пытайтесь расписать и занять чем-то полезным каждую минуту! Чем младше возраст – тем больше времени для игр и развлечений должно быть! Постарайтесь сами почувствовать ту грань, за которой ребенок начинает утомляться и терять интерес к занятиям!
  • Подумайте о мотивации к полезным делам: ею должен быть, в идеале, не «кнут и пряник», а интерес! По возможности говорите ребенку, как интересно делать то-то и то-то, как весело, увлекательно и легко можно чем-то заниматься и т.п.
  • Отучая ребенка лениться, постарайтесь сами позитивнее и легче относиться к своим нужным делам и обязанностям! Ребенок все видит и делает выводы!

Надеемся, таким образом проблема детской лени в вашей семье будет решена!

Копирование этой статьи запрещено!