Костюмы древнего рима. Мужская одежда в древнем риме

25.06.2019

Статуям и письменным источникам нам хорошо известна мода в Древнем Риме. Вся одежда создавалась из больших кусков ткани, которые оборачивали вокруг тела и закрепляли специальными булавками или ремешками. Шитые элементы одежды были грубыми и использовались редко. Также, для древних римлян одежда была признаком социального статуса (например, белоснежную тогу могли носить исключительно граждане Рима).

Материалы, которые использовали древнее римляне

В основном одежду изготавливали из льняных и шерстяных тканей, ведь привозимые из Индии тонкие ткани из хлопка и транспортированный из Китая шелк были на «вес золота», в северных провинциях дополнительно использовали мех и фетр. Все материалы имели природный цвет, и только сенаторы могли носить тоги с пурпурной каймой. Часто для декорирования использовались и линейно-ритмические решения нарядов (например, несколько элементов костюма, аналогичные ткани и цветовые оформления). В последующем, при развитии модных тенденций, популярными стали парчовые ткани, использование которых предусматривало отступление от принципов драпирования к футлярообразной, накладной одежде. Позже, в римском костюме преобладали яркие, однотонные красочные цвета от светло-голубого до сиренево-розоватого, а в расцветке стали использоваться геометрические орнаменты - круги, ромбы, розетки, квадраты, стилизованные листья из золота.

Мужская одежда в Древнем Риме

Для мужского костюма был присущим строго римский стиль, который предусматривал наличие набедренной повязки, прямоугольные разноцветные туники с боковыми и плечевыми швами, пояса. В провинциях селяне носили и плащи. Примечательным элементом одежды древних римлян была тога, которая надевалась поверх туники и драпировалась куском шерстяной ткани не менее пяти с половиной метров. Императоры заставляли своих сограждан постоянно носить тогу как символ своей принадлежности к привилегированному сословию граждан Рима.

Одежда римлянок

Римлянки носили нижнее белье (набедренные повязки, корсеты и ), туники из некрашеной тонкой, простой шерстяной и льняной ткани. Женская верхняя одежда имела название «стола» и была из яркой ткани, длиной до лодыжек. Очень богатые римлянки носили столу из шелка и хлопка. Первое время женщины в своем наряде тоже использовали тогу, которую позже заменила палла из целого куска ткани. Ею драпировались различными способами и иногда набрасывали на голову.

В раннюю эпоху развития древнегреческой цивилизации костюмы греков были похожи на азиатские и египетские: такие же пестрые, роскошные, с яркими рисунками. Постепенно приобретал благородный и более простой стиль, но в любом случае оставался способом выделиться и показать свой тонкий вкус. Греческая одежда отличалась одной важной особенностью, которая не менялась на протяжении всей истории этой цивилизации: она не кроилась и не сшивалась, носили длинные куски ткани, по-разному драпируя их, скалывая и наматывая вокруг тела.

Ношение одежды, особенно одной и той же вещи в разных вариантах, считалось искусством.

Главная одежда – это : кусок ткани, обернутый вокруг тела, с отверстием для руки и застежкой на плече. Поверх носили широкий плащ – гиматион, который закрепляли на груди и закидывали на спину. Существовали также короткие плащи – хламиды с застежкой на шее.

Женская одежда была более причудливой: женщины носили туники, похожие на хитоны, но могли по-разному их надевать. Под туниками можно было вставлять куски материи, чтобы менять фигуру и придавать ей более округлые формы. Кроме того, они носили пояса, которые удерживали сложные складки и драпировки: молодые девушки завязывали пояса на поясе, а замужние – под грудью. Женщины также надевали гиматионы, края которых можно было набросить на голову. Во время различных мероприятий накидывали пеплос – длинный и широкий хитон.

Греки любили яркие краски в одежде, а самым торжественным цветом считался белый. Ткань украшали вышивкой, обычно делали кайму по краям, а богатые эллины носили одежду с аппликациями из золотой фольги.

Одежда древних римлян

На заре развития Древнего Рима существенно отличалась от греческой: это была суровая, стойкая нация, эстетическим идеалом которой были сильные, физические развитые люди, поэтому одежда была простой, подчеркивающей атлетические тела, гармоничные пропорции и строгую красоту фигуры. Мужская одежда была предельно непритязательной и строгой. Главным предметом была тога – плащ из прямоугольного куска ткани, который имели право носить только граждане Рима. Знатные люди носили палудаментум – плащ, который накидывали на левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Бедные люди ходили в пенулах – кусках ткани в виде полукруга с . Дома носили туники, похожие на греческие хитоны, но выходить в них на улицу запрещалось.

Римская одежда для женщин напоминала мужскую и этим сильно отличалась от греческой: если стремились подчеркнуть округлость форм и женственность, то римлянки стремились к тому, чтобы их фигура выглядела монументально, величественно, строго. Они носили длинные и широкие туники, поверх которых надевали столы с поясами. Верхней одеждой была палла, похожая на гиматион греков. Постепенно женщины Рима стали стремиться к более богатым и роскошным украшениям одежды: ткани украшались пурпурной каймой, туники шились из золотых, ярко-красных или полупрозрачных материй, предметы одежды украшались драгоценными камнями.


Мода в Древнем Риме

Реферат по истории ученицы 7 класса Частной школы "Взмах" Евтушенко Кристины.


Мода.

Мода - это не только модные вещи. Это цвет, форма и размер объекта, который нравится всем окружающим. Этими объектами могут быть и духи, и мебель, и одежда, и предметы быта, и архитектурные ценности, и художественные произведения. Так и в древности, люди следили за модой, придерживались её и придумывали новое. По тем вещам, которые остались после древних римлян мы можем сказать, что было модно в то время, что они носили, какие предметы быта были у них и мы даже можем сказать какой косметикой они пользовались. Очень многое нам может сказать мода о цивилизации, и даже конкретно о человеке.

Одежда.

Римские росписи, статуи и письменные источники сообщают нам о том, как одевались древние римляне. Большинство римлян носили одежду из шерстяных или льняных тканей. В эпоху империи тонкие хлопковые ткани импортировались из Индии и были очень дорогими. Шёлк, доставлявшийся из Китая, стоил по весу в три раза дороже золота. Одежду делали также из меха и фетра, особенно в холодных, северных владениях Рима. Большинство одеяний делались из целых кусков ткани, которые оборачивали вокруг тела и скрепляли особыми булавками - так называемыми фибулами, или закрепляли ремешками. Шитые одежды были редкостью, так как большинство иголок делались в то время из костей животных и
они были довольно грубыми. Одежда чаще всего сохраняла естественные цвета тканей, из которых она была сделана, но иногда окрашивались в различные цвета. Вот, например Финикийцы владели секретом получения пурпурной краски из желез морского моллюска иглянки. Пурпур высоко ценился и стоил очень дорого. В Римской империи только сенаторы носили тоги с пурпурной каймой.

Мужская одежда.

Единственным видом мужского белья была набедренная повязка, делавшаяся из шерстяных или льняных тканей. По всей видимости, римляне спали только в таких повязках. Поверх неё надевалась туника, сделанная из двух прямоугольных кусков материи, сшитых на боках и на плечах, и стягивавшаяся ремнём, простые граждане носили туники самых разнообразных цветов, сенаторы имели пурпурную полоску, идущую от шеи до подола, а сельские жители нередко носили плащи и штаны. Рассказывали, что в холодную погоду Август* надевал на себя сразу четыре туники.

Август* - титул императора.

Тога.

Носить тогу имел право только римский гражданин*.
Тога надеваемая поверх туники, была поначалу большим куском шерстяной материи, которую оборачивали вокруг тела, статуи и настенные росписи говорят о том, что тога состояла из полукруглого куска ткани длиной пять с половиной метра. Затем она приобрела более сложный покрой, у нее появились особые складки. Многие римляне не любили носить тогу: она была тяжелой и громоздкой, к тому же ее трудно было стирать.
Но императоры настойчиво приучали римлян носить тогу, ибо она была таким характерным одеянием.
Тоги сенаторов, как и их туники, имели широкую пурпурную полосу.
Тоги иногда окрашивались в разные цвета; так, черную тогу надевали при погребальных церемониях.

Способ надевания тоги:

1.Левый ее край перекидывался через левое плечо
2. В середине правой части тоги делалась большая складка, и ткань ещё раз перекидывалась через левое плечо, но теперь спереди.
3. 3.Остальная часть ткани складывалась в изящные складки и ещё раз перекидывалась через левое плечо.
4.Часть подола тоги с левой стороны подбирали и особым образом скатывали.

Гражданин* - римлянин, имеющий право участвовать в выборах и служить в армии.

Женская одежда.

Нижней одеждой женщины были набедренная повязка, иногда бюстгальтер или корсет. Поверх них римлянки надевали тунику из тонкой льняной или шерстяной ткани и часто делались из простых некрашеных тканей. Поверх туники надевалась стола-длинное, до лодыжек, одеяние. Богатые женщины носили яркие столы, сделанные из шелка или из индийского хлопка. В старину женщины тоже носили тогу, но впоследствии в моду вошло другое одеяние - так называемая палла. Она представляла собой длинный кусок материи, который можно было надевать поверх туники, оборачивая его вокруг тела самыми разными способами, а богатые женщины носили яркие столы, сделанные из шелка или из индийского хлопка. Некоторые женщины набрасывали край паллы себе на голову.

Детская одежда.

Большинство девочек и мальчиков в Риме носили туники, почти такие же, как у родителей. Когда дети рождались им одевали буллу*, это было обязательно. Некоторые юноши носили так называемую тогу претексту - одеяние с пурпурной полоской. Некоторые же девушки носили столу, как и их матери. Достигнув четырнадцати лет, мальчики проходили особую церемонию и получали право носить одежду взрослых. Вместе с родителями и друзьями они торжественно приходили на форум*, где снимал с себя детские одежды и буллу. Вместо них ему вручали мужскую тогу и впервые брили его, после чего он должен был зарегистрироваться как полноправный гражданин. В честь этого события устраивали праздничный пир.

Булла* - амулет, приносящий удачу
Форум* - просторная площадь в центре римского города.

Прически.
Мужские прически.

В эпоху ранней республики многие мужчины носили бороды, но со второго в. д. н. э. И вплоть до правления императора Андриана вошло в моду брить бороды. Большинство римлян коротко стригли волосы, но в эпоху империи некоторые модники отпускали длинные волосы, которые они завивали и смазывали маслом.
Парикмахерская была местом встречи друзей и любителей поболтать. Процесс бритья был довольно мучительным. Хотя римляне пользовались очень острыми бритвами, они не смазывали кожу мылом или маслом, и поэтому порезы и царапины были довольно частыми явлениями.

Женские прически.

Богатые женщины (римлянки) тратили уйму времени и денег на прическу, за их волосами ухаживали особые рабы. В республиканскую эпоху большинство римлянок просто собирали волосы в пучок. В эпоху империи прически стали более изысканными; женщины стали завивать и заплетать волосы. Римлянки иногда обрезали красивые локоны у светловолосых или рыжеволосых рабов и делали из них себе парики, а для завивки волос применялись горячие щипчики, а для создания пышных причесок использовались шпильки и заколки.

Косметика.

Женщины в Риме пользовались самыми разнообразными косметическими средствами. Они хранили их в маленьких горшочках и бутылочках. Особенно в то время модно было сильная бледность. Женщины белили себе лица и ручки толченым мелом. Девушки подкрашивали губы и румянили щеки отстоем красного вина или растительной краской, называемой фокус, а также римлянки подводили себе глаза и веки сажей или особой краской - сурьмой.

Обувь.

Выходя на улицу, они надевали кожаные сандали. Со временем обувь стала более сложной и изящной. Башмачники стали делать красивые сандали, сапожки и башмачки из тканей и кожи. Их уличная обувь называлась кальцеи. Воины часто носили обувь, подбитую гвоздями, а женщины носили элегантные сандали. В эпоху ранней республики многие римляне чаще всего ходили босиком, особенно дома. Иногда легкие сандали делались из ткани, но чаще из мягкой кожи.

Мебель.

В домах римлян мебели было немного. За исключением атрия (гостиная) и таблина (кабинет), большинство комнат были слишком темными. Сохранившиеся предметы древнеримской мебели выполнены из мрамора и металла, но из этого не следует делать далеко идущих выводов. Скорее всего наиболее распространенной была мебель из дерева, но она просто не дошла до нас.

Кровати.

Кровати и кушетки были важнейшими предметами мебели. Они использовались в кабинетах и столовых, а также в спальнях вместо софы. Роскошные обрамления кроватей часто украшались драгоценными металлами. Обтяжка выполнялась из плотной ткани или кожи. Перины и матрацы набивались пухом и шерстью, а у некоторых кроватей, в зависимости от их назначения, нередко делались возвышения в ногах или в изголовье. Единственным покрывалом служило одеяло.

Стулья и кресла.

Скамн.
Древнегреческий табурет назывался скамн. Табуреты имели три ножки и круглый деревянный верх или четыре ножки и квадратный или прямоугольный верх, часто выполненный из бронзы.
Селла, биселлий.
Селла представляла собой кресло с четырьмя ножками, подлокотниками, но без спинки. Биселлий, более крупный вариант селлы, служил креслом для знатных римлян. Римляне пользовались и складными креслами.
Кафедра.
Кафедра имела высокую изогнутую спинку из прутьев; она служила креслом для пожилых людей. Для судей делались кафедры с жёсткой спинкой.

Столы.

Римляне часто обедали и ужинали на открытом воздухе, поэтому обычным явлением были мраморные и каменные столы. На их приобретение тратились большие суммы денег. Особенно дорогим считался стол на одной ножке - моноподий. Его единственная ножка делалась из слоновой кости или целиком отливалась из металла. Для крышки столика использовались редкие, дорогие породы дерева.

Обогреватели и
светильники.

Для освещения своих жилищ римляне пользовались масляными лампами и свечами.
Чтобы сделать свечу, стебель болотного растения, например папируса, погружали в воск или сало. Затем свечи переплетались друг с другом наподобие каната.
Для обогрева помещений применялись небольшие бронзовые жаровни или закрытые обогреватели, напоминающие современные печи. Топливом служили дрова, древесный уголь или кокс - особым образом обработанный уголь.
До нас дошли тысячи римских ламп. Они выполнены из терракоты* или металла. В них горело растительное масло (оливковое или ореховое) или рыбий жир. Они давали света не больше, чем свеча. Из носика лампы выступал небольшой фитиль. Лампы были вытянутыми и плоскими и имели специальную ручку. Существовали также подвесные лампы.
Широко применялись различные фонари. Огонь в них защищали от ветра костяные пластинки или пузыри животных. Позже фонари стали делать из стекла.

Терракоты* - смесь из глины и песка, применявшаяся для приготовления черепицы и небольших керамических статуэток.

Внутреннее убранство
домов.

Римлян гораздо больше интересовало внутреннее убранство домов, чем их внешний вид. Несмотря на то что многие городские дома снаружи выглядели весьма скромно, их внутренние помещения были роскошно украшены стенными росписями и мозаиками. Многие римляне приглашали греческих мастеров для украшения своих жилищ, так как греки считались лучшими художниками.
Художники начинали расписывать стены, пока штукатурка на них была еще влажной. Такие росписи называются фресками. На подсохшей штукатурке выписывали детали картины, краски для этого смешивались с яичными белками, чтобы увеличить их плотность и густоту. Краски готовили из минеральных веществ, экстрактов красителей, добываемых из
растений и животных. В первом веке до н. э. в Риме особую популярность приобрели мозаики - картины, составленные из крохотных кусочков мрамора или камня. На небольшие участки поверхности наносилась влажная штукатурка, а в нее вдавливались отдельные камешки.
Особой популярностью пользовались сельские пейзажи, изображения животных и декоративные натюрморты с различными плодами.
Широко использовались разнообразные архитектурные композиции, вследствие чего комната казалась больше и шире. Часто изображались сцены из греческой мифологии. На стенах часто выписывали портреты хозяев дома.
Поначалу были широко распространены черно - белые композиции с геометрическим орнаментом. Они считались очень модными в течение длительного времени.
Для выделения деталей портретов или для создания некоторых картин использовались самоцветные камни.
Существовали бригады художников - мозаистов, создававших готовые образцы мозаик. Они приходили в дома римлян с планом и уже обработанными камешками.

Статуи.

Комнаты в римских домах украшались статуями. Они были расписаны яркими красками, которые со временем облетели.
Фонтаны иногда украшались статуями морских животных.
Боги и богини были самыми частыми темами для скульптур. Популярностью пользовались также изображения животных.

Вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что возникнув, как небольшое поселение на одном из своих холмов, Рим стал крупнейшим и величественнейшим городом древнего мира. Многие императоры стремились оставить свой след в истории города, возводя все новые и новые здания, превосходящие по размерам и богатству украшений своих предшественников, хотя в нем было и множество убогих лачуг. Крупнейший город античного мира, он насчитывал свыше миллиона жителей. В зданиях археологи находят различные предметы, которыми пользовались древние римляне: орудия, утварь, украшения и игрушки.
У древних римлян было очень хорошо развито воображение и мышление. Одежда древних римлян отличалась сложностью покроя, например тога, с ее трудным способом надевания, да еще так чтобы красиво смотрелась. Также была придумана обувь, довольно красивая и самое важное - практичная для дальних походов. Уже в то далекое время люди понимали, что такое красота, а что такое простота. Они знали когда нужно применять эти стили. Это также отражалось на поведении людей. Воинам больше был свойственен простой стиль, а знатным и богатым особам красивый, изысканный.
В наше время модельеры всего мира неизбежно отталкиваются от идей древних людей.
Мода является неотделимой частью истории Рима, как величайшей империи.

Одежда Древнего Рима

Если история греческого костюма началась с необыкновенной азиатской пестроты, чопорного великолепия и мелочной искусственности и завершилась благородной простотой, живописной широтой и крупным рисунком складок, то костюм римлян изменялся в прямо противоположном направлении: от простой, непритязательной формы к претенциозной избыточности и помпезности.

На ранних стадиях Римского государства эстетическим идеалом римлян были суровые воины и величественные женщины. Древние римляне предстают перед нами физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала мужчины начала республиканского периода.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью.

От этрусков, своих ближайших соседей в древности, любивших роскошь и великолепие, бедное земледельческое население Рима навряд ли могло что-то перенять; во всяком случае, в первые столетия римский костюм развивался независимо. Об этом свидетельствует название «Roma togata» — «Рим, носящий тогу», — которое выделяло его среди всех соседних племен. Подобно Греции времен персидских войн, римляне выработали свой тип национальной одежды, который ко II в. до н.э. оформился как величественная тога.

Мужской и женский костюмы начали обособляться уже в ранний период истории Древнего Рима, когда римлянки носили древнегреческую одежду, а мужчины продолжали одевать римские тоги и плащи. Эта заметная разница существовала вплоть до поздней империи, когда с среди обоих полов был распространен почти одинакового типа глухой наряд, и мужской и женский костюмы становились похожими.

Аристократический характер республики, привилегированное положение римских граждан по отношению к другим жителям огромной территории Римского государства, развитый бюрократический аппарат во главе с императором - все это создало внутри свободного населения Древнего Рима разные социальные группы, которые пытались подчеркивать свою обособленность и во внешности, и в одежде.

Белая тога, например, была верхней одеждой лишь полноправных римских граждан. Рабы вообще не имели право носить тогу, в женском костюме тоже наблюдались классовые различия. Классовая разница в костюме в Древнем Риме проявлялась также и в резком отличии качества и богатства однотипной одежды у представителей знати римского общества и у всего другого населения.

Убогость одежды простолюдинов была резко противоположна роскошным костюмам знати. По свидетельству современников жена императора Клавдия (4І—54 гг. н. э.) в один из своих парадних выходов была украшенная драгоценностями на астрономическую сумму - 40 млн, сестерций.

И так же, как в Греции, дело шло к тому, чтобы защитить национальную одежду от чуждого влияния и от распространяющейся роскоши. Примером может служить закон об одежде трибуна Оппия (215 г. до н.э.), направленный против роскоши нарядов римлянок.

Собственно говоря, более всего эта опасность угрожала со стороны Греции после того, как она стала зависимой от Рима (146 г. до н.э.) и римлянам представилась возможность непосредственно воспринимать греческую культуру, более высокую, чем их собственная.

Кроме того, одежда греков была удобнее, легче, элегантнее. В это время величественная, но неудобная, стесняющая движения тога сохраняется только как гражданский (парадный) костюм, а повседневной становится одежда, очень близкая к греческой. Ту же роль, что в Греции хитон , в Риме начинает играть туника . Ее чаще всего носили как домашнее платье без каких бы то ни было добавлений.

Разница между туникой и хитоном заключалась в том, что хитон состоял из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову. Поначалу она была без рукавов, с прорезями для рук (рукава до локтя появились позже), заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. Туника имела прямоугольный покрой. По груди и спине шли пурпурные полосы — по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Основным цветом был белый, материалом служила шерсть.

Позже мужчины начали носить тунику, доходившую до пят, а по мере увеличения материального достатка стали надевать даже несколько туник сразу — одну на другую.

Римлянки носили такую же одежду, но всегда более широкую и длиною до пят. Первое время туника служила им простым домашним платьем, но с ростом благосостояния она стала играть более скромную роль рубахи (нижняя туника из тонкого полотна), а ее место заняла другая разновидность туники — стола (stola — лат. богатая), со складками, длинным шлейфом, с поясом или без него, выглядевшая очень внушительно. Она могла быть с рукавами (большей или меньшей длины) или вовсе без них; рукава были открытыми по всей длине и в двух или трех местах от локтя до плеча скреплялись застежками (аграфами). По краям стола почти всегда окаймлялась цветной вышивкой.

Поверх туники римляне надевали верхнюю одежду: мужчины — тогу, женщины — паллу . Тога вначале была более легкой формой плаща, но со временем уподобилась длинному и тяжелому гиматию . Мы не знаем изображений ее ранней, более простой формы, а поздняя, с истинно римским расположением складок и обилием ткани, выглядит намного величественнее своего прототипа — гиматия. Она представляет собой огромный кусок ткани (шириной около 3,5 м, длиной свыше 5 м), выкроенный в форме эллипса или половины эллипса, который обертывается вокруг тела гораздо более сложным способом, чем гиматий.

Как это ни странно, полной ясности в представлениях о форме и покрое тоги нет до сих пор. Известно лишь следующее. Прежде чем обернуть тогу вокруг тела, два составляющих ее сегмента складывали таким образом, чтобы получить два неравновеликих овала (полуовала), потом тщательно отформовывали продольную складку и оставляли ее на ночь в деревянных зажимах. После этого один конец, часто со свинцовой кисточкой-грузом, опускали закруглением наружу через левое плечо вперед настолько, чтобы он волочился по полу. Остальную сложенную ткань натягивали на спину, закрывая тело сзади от плеч до пят, другой конец пропускали справа подмышкой вперед, направляли наискосок по груди к левому плечу и перебрасывали через плечо и руку назад; руки при этом оставались свободными.

Отличие тоги от гиматия заключалось в том, что обе части тоги, разделенные складкой, накладывали на тело одновременно; большая закрывала нижнюю часть корпуса; меньшая верхняя, идущая к плечу, образовывала своего рода накладку — umbo (букв, выступ на щите, позже — складка одежды, драпировка). Над этой накладкой делали на груди напуск наподобие кармана — так называемый синус (sinus — лат. дуга, напуск, пазуха), подтягивая для этого кверху передний конец тоги, волочившийся по полу, и открывая ступни. Потом umbo натягивали на правое плечо, закрывая его вместе с рукой.

Само собой разумеется, что тога, с ее грандиозностью и чрезвычайной сложностью укладки, не могла служить повседневной одеждой. Уже во II в. до н.э. она сохранялась только как праздничная и гражданская одежда: у знатных римлян — из чисто-белой шерсти, у юношей — с одной пурпурной полосой по краю (toga praetexta — окаймленная, обрамленная), у императоров более позднего времени — сплошь пурпурная.

Для замены в качестве безусловно необходимой верхней одежды римляне использовали пенулу (paenula) — закрытый со всех сторон теплый плащ из плотного кастора, с вырезом для головы посередине, закрывавший корпус начиная от плеч, часто с капюшоном. Позже этот плащ стали застегивать на правом плече, как греческую хламиду. Подобный, но более короткий плащ — сагум (sagum) носили солдаты. По своему происхождению это был галльский плащ для верховой езды.

Подобно тому, как вне дома мужчины носили тогу, римские женщины надевали паллу — длинный плащ, доходивший иногда до лодыжки и состоявший обыкновенно из одного куска материи размером выше человеческого роста. При жертвоприношениях ею покрывали голову или обвивали ее вокруг тела ниже плеч. Палла или свободно спускалась вниз, или прижималась к телу поясом. Палла складывалась вдоль вдвое. Одна ее половина закрывала грудь, другая - спину; на плечах при посредстве застежек обе эти половины соединялись.

Надевалась палла разными способами: она могла покрывать оба плеча, как гиматий, либо скрепляться застёжкой на одном или обоих плечах, либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. Материалом служила довольно тонкая шерсть — пурпурная разных оттенков, цвета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая.

Иногда женщины носили поверх туники верхнее платье — столу, напоминающую тунику, но более длинную и широкую, с большим количеством складок. Если нижняя туника имела рукава, то стола была без рукавов и стягивалась поясом под самой грудью, образуя напуск. По низу столу обязательно обшивали плиссированной оборкой, иногда представлявшей нечто вроде шлейфа. Появляться без столы или паллы в общественном месте считалось неприличным.

Громоздкие тоги и паллы не позволяли быстро двигаться. Вообще медлительность в походке, безукоризненность драпировки, некоторая театральность в движениях считались верхом изящества.

Основным цветом древнеримской одежды в ранний период был белый, который показывал привилегию полноправных римских граждан. Белый цвет частично хранил свое значение и позже как цвет парадной одежды, особенно при совершении жертвоприношения и других религиозных церемоний и обрядов. Рабы и неполноправные граждане носить белую одежду не имели права. Цвета их наряда были темными: преобладали коричневые, желто бурые и серые тона. Начиная с II ст. до н.э наряду c белой, широко носили одежду и других цветов. Особенно разнообразными были цвета женских костюмов, тогда как мужские имели только красные, фиолетовые и коричневые тона. Одежду, окрашеннуя в высшие сорта пурпура, со времен Домициена Флавия (81—96 гг. п. есть.) и особенно Феодосия II категорически запрещалось носить даже придворным - пурпур стал исключительно императорским цветом.

В период республики и ранней Римской империи преобладала одежда из гладких одноцветных тканей без узоров, украшеный лишь каймовыми полосами преимущественно темно-вишневого, пурпурного и синего цветов. Позже, разноцветные полосы и различной формы нашивки появились во многих деталях костюмов (на воротнике, рукавах, груди, на плечах, внизу на уровне коленей). Размер этих нашивок 15-20 см. Узорчатые ткани широко распространились лишь в костюмах поздней Римской империи, то есть начиная с III в. н.э. До той поры их использовали только в особых случаях, а именно - для одежды триумфаторов и императоров. Поздние римские узорчатые ткани имели большой сплошной рисунок из геометрических фигур (круги, квадраты, ромбы) с вписанными в них растительными мотивами (розетки, четырехлистники, плетения плюща), однако очень стилизованными, намного условнее, чем в древнегреческом орнаменте. Узоры на тканях были сотканы или выщиты двумя-тремя цветами так, что создавали цветную многокрасочность античной одежды, и вместе с тем обременяли ткань, делали ее излишне пышной. Это великолепие еще больше усиливалось золотым декором.

Орнаментальные полосы на одежде мотивами узора сначала мало чем отличались от древнегреческих, но позже они стали сложнее и более стилизованными. Появились пышные листья аканита, дуба и лавра, гирлянды из цветов, цветов и плодов, сложные растительные завитки. Позднее эти, еще полностью античные, реалистичные орнаментальные каймы изменились на полосы, полностью заполненные геометрическими узорами.

Самым распространенным материалом, из которого изготовляли одежду в течение всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издавна умели изготовлять разные сорта шерстяных тканей, в частности и очень тонкие и мягкие, и также плотные, ворсистые. Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело. Уже в I в н.э. в Риме был известен и шелк. Обращение к шелковым тканям все больше распространялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные (для знатных модниц), а дальше преобладали все более плотные, тяжелые ткани.

У римлянок было также особое тонкое покрывало, иногда совсем прозрачное. Кроме тонкой шерсти, для одежды употребляли прозрачный шелк цвета морской волны — косский (по названию острова Кос в Эгейском море), который доставлялся в Италию через Грецию. Стенные росписи в Помпеях демонстрируют большое разнообразие расцветок и узоров римской одежды.
Почтенная матрона постепенно превратилась в элегантную, богато убранную даму. В соответствие с этим были приведены и остальные предметы туалета. Немаловажное значение для восприятия форм тела и соответствующей стилизации одежды имели некоторые интимные принадлежности женского туалета. Как у гречанок, так и у римлянок к ним относились mamillare -повязка из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, и strophium — нагрудная повязка, носимая поверх нижней туники.

Римские мужчины мало заботились о своей прическе, и у них никогда не бывало таких роскошно завитых кудрей, как у греков. В ранний период они носили окладистую бороду умеренной длины; с III в. до н.э. вошло в обычай брить бороду в многочисленных греческих цирюльнях. Только при императоре Адриане снова появляются короткие окладистые бороды.

Прическа римлянок первоначально была довольно скромной, но во времена империи появляются все более пышные и сложные сооружения, для создания которых требовалась помощь нескольких рабынь.
Широко используются гребни и щетки, шпильки, щипцы для завивки волос, всевозможные зеркала, косметика, краски для волос и т.п. Во время войн с германцами были в моде золотистые волосы, как у германских женщин, и римлянки либо носили парики, либо красили или обесцвечивали собственные волосы.

Существовало множество разновидностей римских женских причесок — от простого, так называемого «греческого узла» с прямым пробором до диадемы с волосами, высоко поднятыми надо лбом. Прическу, кроме того, обильно уснащали шпильками (иногда с фигурками), диадемами, жемчугом и камнями. Для украшения служили также серьги, ожерелья, броши, браслеты, кольца, пояса. Римляне значительно усовершенствовали обувь по сравнению с греческой.

Штаны первоначально не были известны римлянам. Но легионеры, которые несли службу в «варварских» землях на севере и западе, принесли оттуда, кроме упомянутого выше галльского плаща (sagum) с капюшоном (cucullus), также и штаны (braccae), эту «самую неримскую одежду», которая появилась в Европе в древнейший период существования индоевропейцев, но только много столетий спустя смогла перешагнуть через Альпы.

До этого римляне носили обмотки. У германцев они также заимствовали широкие штаны, доходящие до щиколоток. На памятниках эпохи империи римские легионеры всегда изображаются в чулках, доходящих до икр; поверх них надета обувь, сплетенная из ремней, которая закрывает пятку и подошву (кроме пальцев) и заканчивается немного выше щиколотки.

Рим. Воины и гладиаторы эпохи империи

1. Тяжело вооруженный легионер из VIII легиона Августа. Кожаная кираса, кожаные штаны, пояс с металлическими накладками, прямоугольный щит (scutum), меч на перевязи (balteus), метательное копье (pilum) и металлический шлем (cassis) с вертикальным украшением — султаном (crista).

2. Легионер (подобный изображенным на колонне Траяна). Кожаная кираса с накладкой — железной полосой (lorica segmentata).

3. Вексилларий, или сигнифер, — знаменосец с медвежьей или львиной шкурой. Панцирь с колечками, кожаная безрукавка, меч, кинжал и круглый щит (clipeus) из кожи с металлической обшивкой.

4. Аквилифер — знаменосец со знаком легиона — орлом (в легионе насчитывалось 4200 — 6000 воинов: 10 когорт по три манипула в каждой).

1. Сигнальщик с рогом (согпи) — большим изогнутым металлическим горном, в тунике с широкими полосами посредине.

2. Гладиатор с сетью (retiarius). Он защищен только панцирем, привязанным к левой руке, поясом с передником и поножами с обмотками. 3. Мирмиллон (mirmillo — гладиатор в галльском вооружении). Шлем с забралом, щит, пояс, поножи и меч.

4. Гладиатор-фракиец (thrax). Фракийское вооружение — такое же, как у мирмиллона, и, кроме того, еще одна пара поножей и фракийская короткая кривая сабля (sica).

5. Начальник гладиаторов (lanista) с жезлом, в широкой тунике с двумя полосами, жестом приказывающий прекратить сражение. Полуоткрытые ботинки-сандалии.

1. Центурион (лат. centurio) — командующий центурией. Чешуйчатый панцирь, на нем воинские знаки отличия — серебряные фалеры (phalerae — металлические украшения). Поножи с украшениями, сложенная вдвое накидка и жезл из виноградной лозы — знак отличия центуриона. Рядом шлем с султаном, меч в ножнах.

2. Старший офицер. Плащ из тонкой пурпурной шерсти. На шлеме султан в виде гусеницы. Круглый металлический щит в раннегреческом стиле. Колонна Траяна.

3. Всадник в кожаном панцире и штанах. Шестиугольный щит из кожи, искусно обшитой металлом. Копье всадника и длинный меч (spatha), вошедший в употребление с конца I в. н.э.

4. Солдат вспомогательного войска союзного римлянам народа (германцев). Передник, пояс, закрытая верхняя одежда (paenula) с капюшоном, овальный щит, меч, кинжал и два метательных копья. С надгробного памятника в Майнце.

Древний Рим. Мужская мода

1. Тога, уложенная простым способом поверх туники. Так называемая statua togata (статуя, одетая в тогу), портретное изваяние этруска в одежде мирного времени.

2. Понтифик (pontifex) — жрец, совершающий жертвоприношение. Тога покрывает и голову.

3. Поставщик жертвенных животных или помощник жреца при жертвоприношениях — victimarius (victima — жертва).

4. Житель города Габии в Лациуме, где носили тогу особым способом: конец подобранной тоги перебрасывался через левое плечо и из-под правой руки подтягивался к груди.
Слева: монета с головой Юлия Цезаря в лавровом венке.
Справа: монета времен правления императора Аврелиана (270 — 275 н.э.) с императорской короной.

5. Юлий Цезарь обращается с речью к своим солдатам. Поверх окованного бронзой панциря — военный плащ paludamentum, который носили главным образом полководцы во время войны. Он был длиннее, чем обычный военный плащ sagum, и скреплялся на правом плече застежкой — аграфом.

6. Юлий Цезарь в простой белой мужской тоге (toga рuга — чистая тога, или toga virilis — тога зрелости), которую римляне имели право носить с 17 лет.

7. Должностное лицо в позе оратора. Тога, окаймленная одной пурпурной полосой (toga praetexta — окаймленная тога), являлась отличительным знаком римлян, занимавших высокую должность.

8. Император в длинном плаще paludamentum, который носили преимущественно полководцы.

9. Ликтор — слуга из состава свиты, сопровождавшей высших сановников, с фасцией (fastis — связка прутьев, знак достоинства).

10. Император в длинной пурпурной тоге со шлейфом, которую первоначально носили цензоры — выборные должностные лица, следившие за поступлением налогов и благонравием населения. Постоянная одежда императоров, начиная с правления Домициана (81 — 96 н.э.).

11. Император в пурпурной мантии, расшитой золотом, поверх подпоясанной тоги.

12. Император, совершающий жертвоприношение, в тунике и пенуле — дорожном плаще.

13. Юноша в пенуле.

14. Воротник с капюшоном (cucullus).

15. Остроконечная шляпа для защиты от солнца, подобная женской шляпе статуэток из Танагры.

Древний Рим. Одежда горожан, женщин и жрецов

1. Возничий (auriga) на арене, в цветной тунике, с пальмовой ветвью — знаком победы.

2. Мужчина в длинной широкой тунике (tunica talaris — туника до пят) без рукавов.

3. Сельский житель в одежде из овечьей шкуры, высоких сапогах и широкополой шляпе.

4. Рыбак в короткой рубахе, оставляющей открытой грудь справа.

5. Пенула (плащ с капюшоном из войлока), вид сзади. Прототип североафриканского бурнуса.

6. Раб в высоко подпоясанной тунике и сандалиях с обмотками.

7. Camillus — юноша безупречного поведения из почтенной семьи, помогающий жрецу во время жертвоприношений. Подпоясанная туника. Непокрытые длинные волосы, венок.

8. Женщина в плаще и короткой подпоясанной тунике, под которой находится еще одна туника — внутренняя, или subucula (сорочка), более длинная, с плотно прилегающими рукавами.

9. Туника из цельного куска ткани (tunica recta — прямая), доходящая до ступней. Длинное покрывало под диадемой.

10. Жена Друза, полководца, успешно воевавшего с германцами в конце I в. до н.э

11. Женщина в подпоясанной тунике (tunica mulierbis — женская).

12. Весталки — жрицы Весты, богини домашнего очага и целомудрия. Плащ и покрывало поверх длинной туники.

13. Старшая весталка.

14. Императрица Агриппина Старшая (жена Германика и мать Калигулы, умершая в 33 г.н.э.). Туника в мелких складках, с полудлинными рукавами, поверх нее наброшен плащ. Парик с косами по бокам.

Прически в Древнем Риме

Прически римлянок при императоре Августе поражали своим разнообразием. Знатные дамы только для сооружения своих прическо держали по нескольку рабынь. Те, кто не мог себе этого позволить или не стремился к роскоши, конечно, довольствовались более скромными прическами и платками. Простые прически с пробором и узлом в целом соответствовали греческим. Но знатные и немолодые женщины предпочитали искусные прически. На 28 показан узел (nodus) с бантом из расчесанных на пробор и уложенных крест-накрест волос. Кроме лент носили сетки, повязки, диадемы или простые налобные обручи. Волнистая прическа наподобие греческой показана на 26. Косы, подобранные различными способами, показаны на 23, 25 (вид сзади), 27. Широко распространенной прической знатных римлянок были плотно прилегающие друг к другу и расположенные рядами завитки в виде колечек — 20, 22, 23. Очень искусной и величественной, почти как зубчатый верх крепостной стены, выглядит прическа императрицы Мессалины (21).

В статье использованы материалы

Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме
Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. "Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой

Оценить материал:

Римское государственное образование возникло примерно в восьмом веке до нашей эры. Сначала это было маленькое поселение на левой стороне Ко II-I вв. до н.э. оно переросло в Римскую империю, став таким образом локомотивом развития Европы, величайшей империей, подчинившей себе почти полмира: от Гибралтарского пролива до Персии, от Британских островов до дельты Нила.

Влияние, распространившееся на огромной территории, стало следствием того, что многие представления европейских народов о духовности и общественной жизни, а также традиционные ценности вышли из Рима, который, в свою очередь, перенял их от Древней Греции. Первыми законодателями мод в Европе также стали римляне, одежда которых актуальна и в настоящее время.

История Римской империи делится на три основных этапа:

Царизм (VIII - VI века до н.э.).
- Развитие республики (III - I века до н.э.).
- Развитие Римской империи (I - V века н.э.).

Все исторические перемены можно определить по тому, как трансформировалась одежда римлян, описание которой подробно представлено ниже.

Общая информация

Еще в глубокой древности римляне разработали подробную и детальную систему убранства. Так, согласно ей, римлян - тога и туника у мужчин, а у женщин - стола, инстита и палла.

Каждый представлял собой цельный кусок ткани без швов. Такая особенность римской одежды считалась подтверждением приверженности к уникальной культуре Средиземноморья, делала римлян представителями прогрессивной городской цивилизации.

Особое отличие убранства заключалось в том, что самой популярной и универсальной являлась белая одежда римлянина, которую можно было носить и дома, и в людных местах, и на официальных встречах. Этот цвет считался нейтральным. Также он был популярен в народе потому, что вся территория Римской империи располагалась в зоне жаркого климата, а белый, как известно, отталкивает и в такой одежде не жарко.

Тога как одежда древних римлян

Она считалась не просто официальным облачением, которое надевали на торжественные мероприятия и различные серьезные встречи. Тога - самая популярная мужская одежда римлян - шерстяная рубаха с короткими рукавами - являлась своеобразным знаком подданства Римской империи, принадлежности к великой цивилизации. Одеяние, вырезанное из полотна белой шерсти с ярко-пурпурной полосой, носили исключительно сенаторы, представители высшего социального слоя в Риме.

В период средней республики (эпоха, длившаяся со второй половины IV до начала III века до н.э.) были разработаны специальные приемы и правила ношения тоги, которые соблюдались вплоть до падения Римской империи в 476 году.

Туника

Еще одна популярная одежда римлян - туника - представляла собой рубаху с короткими рукавами из шерсти. Так же широко использовались варианты без рукавов. Чаще всего подобное убранство носили с поясом, поскольку туника без этого аксессуара воспринималась как простое нижнее белье, что придавало ей неприличный вид.

Отличительной чертой такого одеяния было то, что у него отсутствовал вырез на шее. Это обуславливалось особенностями кроя. Невозможно было создать полноценный шейный вырез.

На туники наносилась сплошная вертикальная полоса алого цвета, которая позволяла отличать сенаторов и всадников от простых римских граждан. По одежде, которую надевали сенаторы, проходила одна широкая полоса от воротника до подола. На туники всадников наносились две узкие полоски (также от ворота до подола). Эти полосы имели свое название: clavus (дословно значит «полоса»). Соответственно, туника сенаторов называлась laticlava («с широкой полосой»), а всадников - angusticlava («узкополосная»).

Женская одежда: стола

Стола считалась таким же важным элементом женской одежды, как тога у мужчин. Она показывала принадлежность представительницы прекрасного пола к Римской империи, рассказывала о ее социальном положении (столы полагалось носить только женам и матерям, а девушки и незамужние дамы их не носили).

Стола, важная одежда римлян, - шерстяная рубаха с короткими рукавами, похожая на удлиненную тунику, которую перепоясывали под грудью и в области талии. На статуе Юноны, которую скульптор облачил в одежду знатной жительницы Рима, можно увидеть единственное изображение столы со спущенной паллой. Также особенностью одеяния Юноны было то, что у столы отсутствовали рукава.

В настоящее время сложно представить, как выглядела вышеописанная одежда римлян. Фото того периода по понятным причинам отсутствуют, а картины и скульптуры не сохранились. Кроме того, нет точных данных о том, какой длины шились столы. Но в любом случае, независимо от наличия или отсутствия рукавов, можно с уверенностью говорить, что данный вид убранства полностью подходил под древнеримские каноны драпирующей одежды.

Повседневные одеяния римлян

К будничным относились следующие виды одежды: сагум, пенула, камиса, лацерна, палла и многие другие. Римляне, одежда которых строго делилась на официальную и повседневную, четко классифицировали убранства. Так, будничные наряды представляли собой разомкнутую систему, которая постоянно пополнялась новыми видами.

Женская одежда римлян - шерстяная лацерна, сагум и палла - была разновидностями плаща. Как правило, подобные убранства представляли собой окрашенные куски ткани, которые надевали сверху тоги или туники и придерживали с помощью аграфа на шее.

Одним из самых известных в истории лацерны стал момент, когда Кассий, решив, что он проиграл битву, захотел покончить с жизнью. Он надел этот предмет одежды, после чего отдал приказ убить себя.

Сагум являлся аналогичным кусочком окрашенной ткани. Его единственное отличие от лацерны заключалось в том, что он шился из более толстых и грубых видов ткани.

Сагум был намного короче, чем лацерна, и по своей форме напоминал квадрат. Наибольшую популярность он обрел в среде солдат, которые несли воинскую службу в провинциях на севере Римской империи. Так, известно, что в сагуме с полосатой окраской ходил государственный деятель Цецина. Ну а если рассматривать плащ как вид одежды римлян, то его можно было увидеть на пятикратном консуле Рима Клавдии Марцелле, на Тертуллиане и на многих других деятелях политики, искусства и культуры.

Плащ в Древнем Риме

Это наряд, который очень любили многие римляне. Одежда подобного типа играла роль драпировки. Стоит сказать, что этот вид убранства был общим для всех народов Средиземноморья. Другие типы римской одежды (к примеру, рубаха и пенула) являются вариациями кроеных и сшитых материалов, а кройка и шитье - чуждые римскому народу занятия, поэтому они по своему происхождению точно не римские.

Обувь

Обувь в Римской империи получила широкое распространение, так как государство ввело специальный закон, по которому носить ее стало обязанностью всех граждан. Наиболее дорогие изделия предназначались для консулов, сенаторов и воинов. Самым популярным считались сандалии, так как их могли носить представители всех слоев населения. Кроме того, свободным гражданам разрешалось надевать сапоги-кальцеи с высоким подъемом.

Представители аристократии носили подобные сапоги с украшениями в виде серебряных пряжек и черных кожаных ремешков. Простые римские жители надевали такую же обувь, но только без украшений. От всех кальцей, безусловно, отличались императорские: они имели ярко-пурпурный цвет. Из-за этого в Риме появилась поговорка «Надеть башмаки пурпурного цвета», что означало занять государственный трон.

Солдатам и путешественником предлагалось носить калиги - высокие ботинки из грубых видов кожи. Они отличались тем, что имели открытые пальцы и массивную подошву, подбитую гвоздями.

Крестьянской обувью считались курбатины, которые делались из куска грубой кожи и скреплялись ремешками.

Головные уборы и прически

Римляне позаимствовали некоторые виды головных уборов у греков. Как правило, изготавливались шляпы и шапочки из фетровой ткани, коровьей кожи и соломы. Нередки были случаи, когда в качестве головного убора женщины использовали часть полы, которую накидывали на голову. Мужчины часто использовали край тоги в этих целях.

До I века до н.э. у мужчин считалось почетным иметь длинную бороду и волосы, однако позднее, с наступлением новой эры, модными стали короткие стрижки и гладко выбритые лица.

Прически женщин Древнего Рима, как и у современных представительниц прекрасного пола, отличались разнообразием видов. Одни дамы завивали свои волосы в локоны, другие же заплетали длинные косы или спускали шевелюру на шею, поднимали на макушку, оборачивали косы вокруг головы и т.д. Кроме того, многочисленные виды причесок очень часто дополнялись модными аксессуарами наподобие кокошников, а также шпильками, венками или диадемами.

Аксессуары у жителей Рима

Период становления и ознаменовался бурным экономическим развитием и общественным подъемом. Люди начали жить в достатке, поэтому возникла необходимость дополнять какими-либо оригинальными украшениями. Так, на мужчинах можно было увидеть большие перстни, медальоны и пряжки. Женщины часто надевали на платья броши из драгоценных камней и ценных пород дерева, а на пальцы надевали много колец.

Уход за телом

Во всем мире известно, что главными любителями гигиены в период античности были римляне. Одежда их стиралась в акведуках. Многие жители города имели доступ к различным косметическим средствам, среди которых - вещества для окраски волос, ароматические масла, искусственные зубы, накладные брови, краска для тела и многое другое. Очень популярно было использовать рабов-косметологов, которых называли косметами и тонсоросами.