Использование сказкотерапии с детьми как средство развития связной речи. Сказкотерапия как средство развития речи детей

22.06.2019

Вострикова Вера Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Отрадненский детский сад
Населённый пункт: Отрадное Воронежской области
Наименование материала: Концепция Сказкотерапия
Тема: "Скакотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 04.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Литература 1. Большева Т.В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Санкт-Петербург. 2001 2. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 3. Василькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 4. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В., Азбука и сказки, загадки и подсказки. -М.: Лабиринт-К,1998 5. Гришина Г.Н. Любимые детские игры.М.,1999 6. Грекова О.Ю., Детский фольклор. Ярославль,1998 7. Захаров А.И что снится нашим детям. (Как избавиться от страхов) СПб.: Дельта, 1997 8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: АОЗТ «Златоуст», 1998 9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000 10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь, 2000 11.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003 12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунки в сказкотерапии. СПб.:Речь,2004 13.Рузина М.С. Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб.: Кристалл, 1997 14.Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо-пресс,2001 15. Чистякова М.И. Психогимнастика.М.: Просвещение,1995 16.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения.СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,1998 МКДОУ «Отрадненский детский сад»
Педагогическая концепция
«Сказкотерапия- как средство развития

речи детей дошкольного возраста.»
Воспитатель Вострикова Вера Викторовна
Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?... Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то нового, неожиданного… А чудо – совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. Работая по методике сказкотерапии, я старалась, чтобы эта мысль стала основной в работе. Метод имеет многовековую историю, но свое призвание получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось без использования сказки. Основные возможности сказкотерапии заключается в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция. Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом,- естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.
Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Актуальность
данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, на экскурсиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, т. е на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. Исходя из вышесказанного, я построила свою работу с детьми по сказкотерапии, развитию речи и творческой активности.
Сказкотерапия –
это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.
Сказкотерапия
– это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Ребенок, находясь в сказке, взаимодествует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно,
сказкотерапия
– это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.

Задачи скакотерапии
1. Развить речь детей с помощью: - пересказывание сказок; -рассказывание сказок от третьего лица; -группового рассказывания сказок; -рассказывания сказок по кругу; -сочинения сказок; 2. Выявить и поддержать творческие способности. 3.Снизить уровень тревожности и агрессивности. 4.Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 5.Развить умение преодолевать трудности и страхи. 6.Формировать навыки конструктивного выражения эмоций. 7.Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Педагог». 8.Научить изготавливать волшебные краски и рисовать ими. 9.Научить шить куклу-марионетку и манипулировать ею.
Основные этапы работы

Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Изготовление

кукол – марионеток


Для ознакомления родителей с методом «Сказкотерапия» было проведено собрание, на котором была дана иформация о том, что такое сказкотерапия, какие проблемы она решает и что только в совместной деятельности ребенка, родителей и специалиста работа будет наиболее успешной. Договорились о совместном изготовлении кукол – марионеток. Определили удобный для всех день, но пришли далеко не все мамы. Чудо произошло чуть позже, когда дети начали приносить первых кукол и разыгрывать небольшие сцены с ними. Интерес детей заключается еще в том, что ребенок вкладывал в куклу свое желание (бусинку), которое обязательно должно исполниться в сказке. Мы обращали внимание на то, что чудо произойдет только в том случае, если ребенок помогает маме шить куклу: что-то пришьет сам или поможет советом.
Первые куклы были принесены уже через неделю, и вскоре стали исполняться желания детей. Крепла вера в то, что желания, вложенные в кукол, исполняются. Каждая принесенная в группу кукла – это как маленький праздник. Ребенок, который приносил куклу, рассказывал о ней: называл ее имя, говорил о том, что она любит, в какой сказке ей хотелось побывать. Все дети очень радостно воспринимали появление нового «гостя», активно давали советы и рекомендации. Затем выбирали место, где будет жить их кукла. Изготовление кукол – марионеток полезно для общего развития детей. Оно развивает мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а также укрепляет союз «Ребенок – Родитель – Педагог». Играя с куклой, ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. Ребенок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам он не может или не позволяет себе проявить.
Пальчиковые игры
На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.
Сказкотерапевтическое рисование


Конечно, дети еще рисовали сказки. Мы просили детей нарисовать любимого сказочного героя, сказочную страну и так далее. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения. В сказкотерапевтическом рисовании используются: - проективное диагностическое рисование; -спонтанное рисование. В первую группу вошли такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных героев» Под спонтанным сказкотерапевтическим рисование подразумевается изготовление и рисование объемными «волшебными красками». Дети сами изготавливали краски и подбирали цвета по своему желанию и внутреннему состоянию. Все работы получились совершенно разные и по цвету, и по
содержанию. Все дети испытывали огромное удовольствие, изготавливая краски, а затем рисуя ими. Детские рисунки – это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера лесного человека… В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о низ истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.
Решение сказочных задач

Решение сказочных задач –
это сбор психодиагностического материала,развитие творческого мышления и воображения. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
Работа со страхами детей


В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделялось страхам детей (по просьбе родителей). Псикоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда мы давали возможность ребенку побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Две сказки были придуманы нами. Первая сказка была написана для Игоря М. и Ромы Р. (они не раз брали чужие игрушки). Рома умный мальчик, он сразу понял, в чем тут дело, не находил себе места до конца занятия. Сказка после занятия не обсуждалась, но во время рассказывания дети не сводили глаз с обоих мальчиков. Вторая психокоррекционная сказка была написана по просьбе мамы Любы Г. Девочка очень боялась пауков. Как выяснилось позже, у мамы тоже был навязчивый страх пауков, выраженный в большей степени, чем у Любы. Мы не только рассказывали сказку, но и проигрывали ее вместе с Любой и другими детьми. Затем рисовали пауков, а те дети, которые их боялись, положили рисунки в «волшебную грушу», и она унесла все страхи детей.
На этом этапе давались такие задания, как придумывание новых эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение неоконченных историй и сказок.
Психодинамические медитации и танцы


Хочу остановиться на важных разделах своей работы, которые очень любимы и детьми, и взрослыми. К ним относятся психодинамические медитации и танцы.
Психодинамические медитации
- это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта. Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, медведя, волка, медведя, птиц. Этот прием был также использован во время проведения утренней зарядки или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными. Танец – это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им. Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире. Дети все разные, и каждого надо понять. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним нужно постоянно двигаться, третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать… Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить множество ситуаций, значительно расширить его мировосприятие и усвоить способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Погружения в различные стихии
В своей работе я использовала приемы, связанные с погружением в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, описанные выше, дети приобретают умения необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок и историй.

Самостоятельное сочинение сказок и историй
Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений. При обучении детей рассказыванию используются несколько приемов: 1.
Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го

лица.
В последующем дети не только рассказывали придуманные ими сказки, но и старались описать те чувства, которые возникали в той или иной сказочной ситуации. Дети слушали сказки в разных положениях (как им было удобно в тот момент): лежа или сидя с закрытыми глазами. Рассказывали дети сказки под спокойную музыку.
2.

Групповое рассказывание сказок.
Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки. 3.
Рассказывание известной сказки и придумывание к ней

продолжения
. Я использовала несколько вариантов группового придумывания сказки. Был использован такой прием, как придумывание и рассказывание и детьми нарисованной сказки. Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывает общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет происходить. Иногда я предлагала любую игрушку и просили придумать сказку о том, что с ней приключилось в сказочной стране. Возникали ситуации, когда мы комментировали происходящее, включались в игру, вводя персонажа. Таким образом, разные формы рассказывания позволили обогатить речь детей: она стала более образной, дети стали легче и свободнее выражать свои мысли, улучшалась память, внимание стало более устойчивым, у детей развилась способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
Читая сказки, рассказывая, придумывая их, я объясняла детям, что, даже читая знакомые уже много лет сказки, такие как «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», можно многому научиться для жизни. Наиболее интересные и оригинальные сочинения я старалась записать. Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения. Итогом работы послужило проведение праздника сказки для родителей и детей средней группы. Работа, конечно, не была бы столь плодотворной без помощи родителей. Они живо откликались на любую мою просьбу: приобрели «волшебный цветок», благодаря которому дети перевоплощались в сказочных героев, изготовили «ковер-самолет», принесли «волшебную грушу», в которой исчезают страхи детей. Постоянно проводились индивидуальные консультации, короткие беседы. Все советы и пожелания не оставались без внимания. Такое творческое содружество («Ребенок-Родитель- Педагог») способствует дружбе, взаимопониманию, укрепляет доверие и уважение к работе педагога. Работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь образной, выразительной.

Сказкотерапия, как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Пономарева И. В.

ГККП я/с № 27

г. Костанай

Ребенок в сказке вырастает мудрым.

И духом тверже и добрее.

Ведь тот, кто сказку с детства любит,

Тот в жизни злым уже не будет.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неуступчивость и т.п.

Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим - значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Я, как родитель и воспитатель на личном опыте знаю и пробую, как с помощью сказки помочь ребенку решить возрастные, ситуативные трудности.

Привлекательность сказки для моей работы воспитателя можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей, возможно, научить ребенка быть добрым, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные качества, развить творческие способности.

Поэтому в своей работе стала использовать сказки. Сказки помогают детям почувствовать себя комфортно, наладить контакт друг с другом, привыкнуть к новой и незнакомой для них ситуации. Всякая сказка-это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка.

Формы организации работы со сказкой при работе с детьми могут быть самыми разнообразными:

использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;

организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;

широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;

включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;

использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;

включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.

Работая в группе, часто сталкиваюсь с детьми, которые ссорятся, жадничают, злятся. Такие чувства делают их некрасивыми, неприятными для окружающих. Для этого беру пример всеми любимой сказки «Золушка». Говорю: «Вы можете себе представить, как Золушка вырывает у кого-то игрушку, рвет книжку». Золушка прекрасна и в старом платье и в новом, она не делает некрасивых поступков. А кто мог так поступить грубо? Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Хотелось бы вам быть на них похожими? Нет, они такие же плохие, как их поступки. На этом примере ребенку становится понятнее чувства и поступки героев.

Например: в театрализации сказки «Заюшкина избушка», мы с детьми беседуем по содержанию: «Хорошо ли лиса поступила, выгнав зайца из избушки?». «Что чувствовала лиса, когда выгнала зайца?». «Что чувствовал заяц, когда его выгнала лиса?». Дети сразу не могли найти словесного определения, тому, что они почувствовали. Поэтому они стали выражать свои чувства мимикой, интонацией голоса, жестикуляцией. Я даю ребенку возможность не только понять поступок персонажа, мотивировать свое отношение к его поступку, но и побуждаю чувствовать добро и зло, как бы примеряя его на себя. У детей большой популярностью пользуются сказки драматизации с использованием кукол. Мастерить кукол занятие достаточно кропотливое и трудоемкое, особенно для мальчиков, а вот рисовать кукол любят все. Вырезав и наклев нарисованных кукол на картон и, прикрепив с обратной стороны подставку, дети начинают разыгрывать, сказочное представление с любимым сюжетом и разными персонажами.

Использование кукол на занятиях помогает в развитии саморегуляции и самоуправлении, так как, управляя куклой, дети учатся управлять собой, отыгрывают в конструктивной форме агрессивность, эмоциональное напряжение, самовыражаются через слова и действия кукол.

В сказках хорошо отражен труд людей, трудятся даже звери, помогают друг другу в беде. Поэтому сказка с малых лет воспитывает уважение к труду, недаром труд всегда награждается, а лень наказывается. Дети сочувствуют положительному герою: и обиженной падчерице, и доброй сестрице Аленушке, и наивному, доверчивому петушку, и горько плачущему зайчику. Мы часто сочиняем сказки сами, я начинаю, а дети уже продолжают. В таких случаях фантазии нет предела. Придумывание сказочных сюжетов сначала происходит под ненавязчивым руководством воспитателя. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Их особенно привлекает возможность побывать в роли волшебника. Нравится детям придумывать речь героя, это развивает не только воображение ребенка, но и развивает память, умение строить сложные предложения, диалогическую и монологическую речь. Ведь желание героев, это по существу тайные желания ребенка. Все это помогает проникнуть во внутренний мир детей. Мы часто используем необычный способ изображения места, где происходит действия сказки. С помощью отрезков тканей, различающиеся по форме, фактуре, размеру, цвету, ребенок создает поле, лес, море, луг.

Например, вышел Иван царевич в широко поле, на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками. Идет по лесу Красная шапочка, появляются ткани разных оттенков зеленого цвета, длинная, голубая лента из шифона (ручеек), ткань с ягодами (земляничная поляна). Здесь мы рассказываем о природе и обычаях народов той страны, в которой была создана сказка. Так постепенно дети знакомятся с природой нашей планеты и начинают понимать, что у каждого народа свои сказки и что во многом их своеобразие определяет особенностями климата, флоры и фауны страны, а также мировосприятия людей. Просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например они «НЕ видят» ни леса, через который пробирается Иван царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб.

В этом случае помогают иллюстрации. После чтения сказки я предлагаю детям нарисовать, восстанавливая в памяти различные эпизоды. Наблюдая за детьми, я вижу, что каждый ребенок воспринимает сказку по своему, а рисование поможет понять нравственные коллизии, облегчить процесс пересказывания самой сказки. Когда в своей группе провела анкетирование воспитанников «Читают вам дома сказки?», ответы меня расстроили. В ходе анкетирования, выяснилось, что детям практически не читают дома, по словам детей книг дома очень мало, а если есть, то не соответствуют возрасту. Поэтому подготовила для родителей консультацию «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Что читать детям». Стала привлекать родителей к изготовлению сказочных персонажей, костюмов, различных видов театров, к участию совместных мероприятий в детском саду.

Наши дети не живут под стеклянным колпаком, они не все время находятся под спасательной защитой взрослых. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то незнакомым, непонятным. Ребенок должен быть хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы Добра и Справедливости. Поэтому и надо рано, но постепенно и обдуманно учить стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страхи.

Я считаю, что сказки приобщают ребенка к моральной культуре своего народа. В течение многих веков сказка была мудрым воспитателем ребенка. Так же как и сегодня, сказка учит любить добро, труд. В ней прославляется разум, находчивость, отвага. Она дает яркие примеры подлинной дружбы, преодоления препятствия при достижении намеченной цели.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. В сказочных сюжетах отображены ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом: все это отображено в образах сказки. Будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему. За добро отплачивают добром. Этому учат сказки. Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не бывает, выход всегда есть - надо только его поискать.

Таким образом, сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям.


Сказка и терапия – как можно объединить эти два понятия? Занятия с использованием сказочных сюжетов помогают ребятам справиться со многими возрастными проблемами. Не случайно этот жанр фольклора – древнейший метод воспитания. Задачи, которые поможет решить сказка: -повышение мыслительной и эмоциональной активности; -снятие физической и психической напряженности; -совершенствование речевых навыков; -развитие психических процессов и творческих способностей.


Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум.





Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды.


Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.


У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.


Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.


Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.




Литература: 1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, Л.Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста»,- ЦГЛ, М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.

Цыганкова Лариса Викторовна воспитатель I квалификационной категории


«Не условным звуком только, учится ребёнок, узнавая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова»

К.Д.Ушинский


Ф.И.О. педагога

Образование:

Специальность по диплому

Место работы : МБДОУ №8 « Солнышко »

Занимаемая должность : воспитатель.

10.09.2007г.

14 лет.

Педагогический стаж : 12 лет.

ДОУ работает над проблемой

Тема самообразования : « Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС » .

Цель : повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС.

Задачи:

  • изучение психолого-педагогической, учебной, справочной, научно-методической литературы;
  • разработка программно методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

Форма отчета по проделанной работе: презентация

Форма самообразования: индивидуальная

Актуальность: Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.

Литература:


Нормативные документы

Закон РФ «Об образовании»;

  • «Конвенция о правах ребёнка»;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты к основной общеобразовательной программе;

- «Концепция дошкольного воспитания».


Направление моей деятельности:

  • Сказки, детские постановки, праздники и развлечения, театрализованные игры, дидактические, пальчиковые игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь различных видов деятельности

Коммуникативная

Трудовая

Виды деятельности

Познавательно-исследовательская

Музыкально-художественная

Продуктивная


Задачи:

  • Определить основные методы и формы использования фольклора в процессе речевого развития детей.
  • Формировать у детей навыки художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору.
  • Отследить мониторинг изменения уровня речевого развития в процессе работы.

4. Приобщить родителей к активному участию в жизни ДОУ.


Принципы

- Принцип активности и посильной самостоятельности;

  • Принцип познавательной активности;
  • Принцип действенного участия;
  • Принцип системности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип проблемности;
  • Принцип проживания;
  • Принцип открытости;
  • Принцип позитивизма;
  • Принцип вариативности;

- Принцип последовательности.


С целью обогащения речи наметила следующие задачи:

  • Разучивание с детьми потешек, пословиц, поговорок, чистоговорок, скороговорок.

2) Использование бесед после прочтения сказок, загадывания загадок; обыгрывание потешек, драматизация сказок, обыгрывание игровых ситуаций.


В работе используются различные методы

Наглядные методы позволяли формировать яркие представления о фольклоре, давали возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы;

Практические методы позволяли уточнять и углублять представления детей о фольклоре, способствовали возникновению атмосферы заинтересованности;

Словесные методы помогали формировать у детей эмоционально-положительное отношение к жанрам устного народного творчества, позволяли в кратчайший срок передать детям информацию.


Приёмы:

Приём инсценирования произведения с помощью специально отобранных средств;

  • рассказ воспитателя с использованием иллюстрации, картинок, показ слайдов, видеофильмов;
  • приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие;
  • приём усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами;

Приём речевого образца – правильная речевая деятельность воспитателя;

Хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей;

Заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок;

Приём оценки ответа или действия и исправление;

Показ способов действий.








Формы работы с родителями

  • беседы, анкетирование, папки-передвижки;

Консультации для родителей:

«Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств дошкольника;

«Использование детского фольклора в развитии речи»;

  • Проведение мероприятий:
  • «Сказки гуляют по свету»,
  • «Путешествие в страну сказок», «Зимушка - зима»;
  • совместное участие родителей и детей в праздниках и развлечениях;
  • выставки рисунков детей: «Моя любимая книга», «Сказочный герой», «Мой дом, моя семья».
  • Акция: «Подари детям книгу»

Спасибо

за внимание!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Солнышко»

Мензелинского муниципального района Республики Татарстан

Цыганкова Лариса Викторовна

Тема: «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС»

2016 – 2020

Младшая группа


ЛИЧНАЯ КАРТА

Ф.И.О. педагога : Цыганкова Лариса Викторовна.

Образование: высшее, ЕГПУ (ЕИ(К)ПФУ, 2009 г.

Специальность по диплому : Учитель русского языка и литературы.

Место работы : МБДОУ №8 « Солнышко »

Занимаемая должность : воспитатель.

Дата назначения на должность: 10.09.2007г.

Общий стаж трудовой деятельности: 14 лет.

Педагогический стаж : 12 лет.

Курсы повышения квалификации: 2014 г.

ДОУ работает над проблемой : познавательное и речевое развитие воспитанников.

Тема самообразования : « Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС » .

Цель : повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в условиях разработки и утверждения основной образовательной программы на основе ФГОС.

Задачи:

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической, учебной, справочной, научно-методической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

Форма отчета по проделанной работе : презентация

Форма самообразования: индивидуальная

Актуальность: Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.

Литература:

9. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009...1999г.

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород.Флокс1995г.

Введение

Своё представленье работы мне хочется начать словами детской писательницы Ирины Токмаковой: « У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота » .

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель изучения : выявить влияние русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников; содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Объект изучения: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет изучения : русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи изучения :

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

Экспериментально выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;

Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Методы исследования: наблюдения, беседы, объяснение, повторение, рассказ воспитателя и др.

Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Развитие диалогической и монологической речи.

Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.

Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Методы работы по развитию речи сказкотерапией ведётся мною по пяти направлениям это: дидактические игры; театрализация сказок; мнемотехника; показ инсценировка; психогимнастика.


Перспективный план работы по самообразованию педагога

Этапы

Диагностический (вводно-ознакомительный) (теоретический)

Изучение методической литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

Сроки

Практическая деятельность (выходы)

Курсы повышения квалификации.

Изучение ФГОС

Изучение психолого – педагогической литературы.

Создание мини-сайта


Прогностический

(внедрение в практику)

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

Участие в тренингах личностного роста и семинарах

Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад –показать промежуточные результаты) на сайте


Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

Доклад на педагогическом совете, методическом объединении

Публикации статей

Разработка конспектов занятий

Разработка методических пособий


Обобщающий(Теоретическое осмысление, анализ)

Подведение итогов.

Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы.

Творческие отчеты о ходе самообразования на МО.

Посещение с обсуждением открытых занятий


Итогово-контрольный

Внедренческий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы

Работа с документами (нормативно-правовая база по теме самообразования):

Пути, способы решения проблемы

Сроки выполнения

Формы работы

Работа с воспитанниками:

Результат, форма отчетности

Название месяца

Презентация

«Что такое сказка»

Досуг

"Путешествие в сказочную страну"

Дидактическая игра

«Покажи и расскажи сказку»

Чтение и обсуждение сказки

«По щучьему велению»

Игра

«Спасем прекрасную царевну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок. Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

Чтение и обсуждение сказки

«Сивка-бурка»

Беседа

«Изменим ситуацию в знакомых сказках»

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

Чтение и обсуждение сказки : «Снегурочка»

Творческий вечер «Сказки гуляют по свету»

Изготовление открыток к празднику

Чтение сказки «Морозко»

Досуг «В гостях у сказки» Конструирование книжек-малышек

Чтение и обсуждение сказки

«Иван-царевич и серый волк»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям»

Создание презентации «Волшебный мир сказок»

Чтение и обсуждение сказки «Хаврошечка»

Беседа «Сказка, но по-новому»

Презентация «В гостях у сказки»

Пальчиковый театр

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Выставка книг: «Моя любимая сказка»

Использование мозгового штурма в работе со сказкой "Кот, петух и лиса"

Викторина сказок

Настольный театр «Теремок»

Рассматривание Книги сказок

Пальчиковый театр

Сочиняем сказку

Просмотр сказки «Колобок»

Герои сказок

Просмотр любимой сказки

Отметка о выполнении

Выход темы

Сентябрь

Выполнено или нет

Презентация

Октябрь

Выставка книг

Ноябрь

Декабрь

Выставка детских работ

Открытки

Январь

Февраль

Презентация

Пальчиковый театр

Март

Апрель

Выставка детских рисунков

Театрализованное представление

В гостях у сказки.


Работа с родителями:

Анкета для родителей «Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка»

Сентябрь

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

Октябрь

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Ноябрь

Раскраски с героями русских народных сказок

Декабрь

Информация в уголке родителей: «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»

Январь

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Февраль

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Март

Акция «Подари детям книгу»

Конкурс «Сочини сказку»

Апрель

Анкета для родителей «Книга в жизни ребенка»


Работа с литературой:

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

6.Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академия развития». Холдинг1997г.

7. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

8. Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.

9. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009г.

10. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.

11. Новотворцева Н. В. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль «Академия развития»1998г.

12. Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание №10. 1996г.

13. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. М.Линка-Пресс1999г.

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород. Флокс1995г.

Сентябрь

Декабрь

Февраль


Посещение мероприятий

Дата и место проведения

Группа, возраст и количество детей

Тема. цель

Выводы по анализу

занятия


Проведенные открытые занятия, мероприятия

Тема, группа

Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытое занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и др.)

Дата


Проведение, участие в семинарах, методических объединениях,конференциях.

Тема выступления

Тема семинара, кем и для кого организован,

место проведения

Дата


Методические публикации

Тема (название),вид публикации, количество страниц

Уровень (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский федеральный, международный уровень)

ОД по экспериментированию в подготовительной группе с презентацией "Вода не

безграничный дар"

Где напечатана

(наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации

Всероссийский

1613163022 от 13.10.2016

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-66047 от 10.06.2016 г.


Результаты подтверждающие успешность профессиональной деятельности

Учебный год

Вид деятельности, название мероприятия

Описание результата


Организация предметно-развивающей среды

Темы, названия

Разработка методических материалов, их вид ( конспекты, сценарии, рекомендации, проекты и др.)

Оценка (где и когда проведена процедура оценки, обсуждения и/или утверждения, и/или рецензирования)

Изготовление дидактических пособий (развивающие игры, раздаточный материал, модели, схемы)


Работа с родителями воспитанников

Название мероприятия (консультации, конференции, концерты, семинары, заседания Круглого стола, совместные развлечения, выпуск газеты, методических рекомендаций, оформление наглядности для родителей об успехах их детей и др.)

Тема, название

Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Дата

Отчёт по самообразованию.

Тема самообразования: « Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников в условиях разработки и утверждения основной образовательной программы на основе ФГОС»

Цели работы по теме самообразования: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в в условиях разработки и утверждения основной образовательной программы на основе ФГОС.

Проблемы (актуальность выбора темы ): Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.

Литература, изученная по данной проблеме:

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

6.Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академия развития». Холдинг1997г.

7. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

8. Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.

9. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009...1999г.

10. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.

11. Новотворцева Н. В. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль «Академия развития»1998г.

12. Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание №10. 1996г.

13. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. М.Линка-Пресс1999г.

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород.Флокс1995г.

Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования.

Результаты (всё что за год сделано)

а) составление памяток, конспектов занятий, сборник и др.

б) выступления на методических объединениях, семинарах

в) педагогическая диагностика результатов применения новых методов и приемов работы

Сложности, возникшие при работе в этом учебном году

Использование в работе: ТСО, Интернет-ресурсы, творческий опыт педагога и т.д.):

Перспективы работы в следующем году.

Глоссарий

  • Аграмматизм импрессивный - непонимание значения грамматических форм в воспринимаемой устной речи и (или) при чтении.
  • Аграфия (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма. экспрессивный - неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной устной и (или) письменной речи.
  • Акцентуация характера Чрезмерная выраженность отдельных черт характера, проявляемая в избирательной уязвимости человека по отношению к определенным ситуациям и стимулам.
  • Алалия (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях.
  • Алексия (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.
  • Апперцепция Зависимость восприятия от прошлого опыта, содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
  • Артикуляция (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
  • Аутизм (Ранний детский аутизм (РДА) Отклонение в психическом развитии ребёнка, главным проявлением которого является нарушение общения ребёнка с окружающим миром.
  • Афазия (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи - полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.
  • Афония (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса.
  • Батареи специальных способностей Группы тестов, измеряющих относительно независимые особенности индивидов, в совокупности способствующие успешному осуществлению определенной деятельности.
  • Баттаризм нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.
  • Беседа Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.
  • Брадилалия патологически замедленный темп речи.
  • Валидность Комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она создана, а с другой стороны, информацию о том, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.
  • Высказывание единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.
  • Высшие психические функции (ВПФ) Сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления.
  • Гаммацизм недостаток произношения звука [ Г ].
  • Гиперсаливация увеличенное выделение слюны.
  • Голос звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
  • Дизартрия dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.

Дикция (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.

Дислалия (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.

Дислексия (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.

Задержка речевого развития (ЗРР) нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.

Заикание логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками.

Импрессивная речь восприятие, понимание речи.

Интеллект Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности. Характеристика индивида, проявляющаяся в успешности Выполнения теста (тестов) интеллекта; определяется величиной IQ.

Интонация (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями -- она особенно понятна и красива.

Интроспекция Метод исследования и познания человеком своих мыслей, образов, чувств, переживаний и других актов собственной активности.

Итерация несудорожные запинки, повторы в речи.

Йотацизм нарушение произношения звука [j].

Каппацизм недостаток произношения звука [ К ].

Кинестезии речевые ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.

Коммуникация (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Коэффициент интеллектуальности Количественный показатель теста интеллекта, указывающий на успешность его выполнения испытуемым по сравнению с выборкой, на которой происходила стандартизация теста.

Культура речи многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

Ламбдацизм неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.

Лексикон словарный запас.

Логическая пауза пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

Логическое ударение выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

Логичность речи коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.

Логоневроз невроз, проявляющийся в форме расстройства речи.

Логофобия (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.

Мелодика речи повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи: повествовательная - резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная - повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная - свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Моторика совокупность двигательных реакций.

Мутизм отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата, наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д..

Невербальные средства общения жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.

Негативизм немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослого. Речевой негативизм - упорный отказ от общения.

Общение сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Органы артикуляции губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Пантомимика совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Парафазия нарушение речи, при котором неправильно употребляются отдельные звуки или слова.

Патогенез Закономерные или индивидуальные реакции, которыми организм отвечает на патологические влияния.

Пауза остановка в течении речи. Паузы бывают: 1) логические; 2) психологические; 3) физические.

Полтерн патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера.

Портаменто лёгкое замедленное скольжение от звука к звуку с сохранением полной отчётливости всех звуков речи.

Психологическая готовность к школьному обучению Комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Резонатор полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.

Речевой слух способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха: физический слух - способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты; фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи.

Речевой такт (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые объединены смыслом.

Речь система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации. внешняя - речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной; внутренняя - речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.

Речь экспрессивная активное устное и письменное высказывание.

Ритм речи последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика теория и мастерство гармоничной речи.

Ринолалия (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи.

Ринофония изменение только тембра голоса (носовой оттенок, гнусавый) при нормальном звукопроизношении.

Ротацизм расстройство произношения фонем [р] и [р"], которое выражается в отсутствии этих фонем в речи или их искажении.

Рефлексия Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Саморегуляция процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Сигматизм недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ].

Тахилалия нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа.

Тетизм расстройство звукопроизношения, при котором вместо всех или многих согласных фонем произносятся лишь 2-4 стереотипные фонемы, обычно т", м, н; обычно тетизм связан с общим недоразвитием речи, характерным для тугоухости, алалии и т.п.

Фонема звук речи. В русском языке - 42 фонемы.

Фонематический слух способность к слуховому восприятию звуков речи - фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.

Хиттизм недостаток произношения звука [ Х ].

Эхолалия непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз.

Язык важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.