Что должен уметь ребенок в пять месяцев? Развитие ребенка в пятый месяц жизни

06.09.2019

Пятимесячные детки меньше спят, меняются внешне, и больше двигаются – это связано с развитием опорно-двигательного аппарата и мускулатуры. Подросший малыш нуждается в новом распорядке дня, а карапузы на искусственном питании уже готовы к введению прикорма. Это время для совершенствования уже существующих умений, необходимых для дальнейшего развития детского организма в качественно новом периоде жизни. Узнав, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, родители могут сравнить показатели своего сына или дочери со средними нормативами, и вовремя отреагировать на любые отклонения.

Мышечная масса карапуза к пяти месяцам заметно возрастает. Родители с удивлением и радостью отмечают, что на этот раз прибавка в весе, весьма, значительная – 700г, при этом рост детей увеличивается всего на 2 см. На данный момент дети весят в два раза больше, чем при появлении на свет.

В их физиологии и психическом плане также происходят изменения:

  1. Несмотря на то, что наращивается масса тела ребёнка, благодаря движению и небольшой прибавке в росте, он выглядит пропорциональнее, чем раньше, а сила его ручек и ножек увеличивается из-за укрепления мышц.
  2. В пятимесячном возрасте у малышей развивается пространственное зрение, благодаря чему они уже оценивают объекты по разным критериям и могут следить взглядом не только за предметами, движущимися из стороны в сторону, но и вниз-вверх. К тому же усиливается связь зрительной функции с мелкой моторикой. Определённым достижением является и то, что дети уже могут распознавать вещь по одной из её частей.
  3. У деток довольно развитый слух, они различают голоса, могут находить источники шума, поворачивают голову, если их заинтересовывают какие-то неясные звуки, шаги и шорохи. Родителям нужно следить за реакцией малыша, потому что некоторые из них не могут воспринимать высокие частоты. Это вызвано нарушениями, и в этом случае визит к врачу обязателен, ведь со слуховой функцией связана речь карапуза. Дополнительным симптомом отклонения может стать отсутствие гуления в 4-5 месяцев и позже.
  4. Поскольку многие детки, питающиеся молочными смесями, находятся на прикорме, у них могут случаться разные проблемы с пищеварением. Несоблюдение элементарных правил ввода и дозировки новых продуктов становится причиной колик, болей в животике и аллергии. Для ребёнка важно сбалансированное меню и режим питания, чтобы не возникало расстройств кишечника.
  5. У малышей может наблюдаться повышенное слюноотделение, но до полугода гиперсаливация считается, вполне, естественной, и не вызвана какими-то заболеваниями.
  6. Нарушение тонуса у младенцев в виде перенапряжения к этому времени проходит самостоятельно, не провоцируя патологий. Если же оно явственно выражено, лучше показать ребёнка специалисту.
  7. Нормальным для возраста 5 месяцев является опорожнение кишечника до двух раз в день, и мочеиспускания с частотой до 15 раз за сутки.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев находится на стадии совершенствования, он уже способен различать своих и чужих, и может вести себя тревожно, если контакт с незнакомым лицом не установлен. Пятимесячный малыш уже умеет подражать действиям взрослых и даже их передразнивать, а если вдруг мама изменит причёску, то весь его вид будет указывать на крайнее удивление, впрочем, это пройдёт, некоторое время спустя. В целом дети в 5 месяцев всё больше проявляют свою социальность и нуждаются в общении с взрослыми.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Понимание того, что должен уметь 5 месячный малыш, означает лишь усреднённые сведения о способностях детей в этом возрасте, и всё же необходимо хотя бы приблизительное соответствие этим данным, которые составлялись специалистами этой области для лучшей ориентации родителей в отношении их деток.

В начале шестого месяца малыши достигают определённых успехов. В отношении их двигательной активности это следующие умения:

  1. Дети уже неплохо владеют свои ручками, движения их стали более согласованными, благодаря развитию мышц и возрастающей остроте зрения. Теперь они могут долго держать в обеих руках игрушку, внимательно изучая её со всех сторон.
  2. Младенец успешно переворачивается с животика на спинку, он может делать это несколько раз подряд, выбирая для себя необходимый ракурс для изучения окружающей обстановки (о том как научить ребенка переворачиваться с живота на спину читайте ). Он старается передвигаться на животике, перекатываясь и суча ножками, при этом переставляет вперёд ручки и подтягивает тело. Так дитя начинает осваивать новый для себя способ передвижения – ползанье.
  3. Наряду с этим, многие детишки, делая попытки ползать, уже стараются садиться, но спинка их остаётся согнутой и долго в этом положении их оставлять нельзя. Вообще, желание сидеть самостоятельно у пятимесячных крох проявляется всё чаще, но важно контролировать процесс освоения и поддерживать ребёнка.

Конечно, мамам и папам очень хочется, чтобы их ребёнок быстрее научился ползать и сидеть, и пытаются сажать малыша у себя на руках, на стульчике для кормления и в коляске. Но делать этого не следует, так как слишком подвижный и гибкий детский позвоночник ещё не достаточно окреп и может не выдержать таких нагрузок.

По этой же причине в 5 месяцев малышам противопоказано совершаемое принудительно высаживание в подушки, а также использование кенгуру для переноски. К сожалению, эти необдуманные действия могут приводить к патологиям опорно-двигательной системы в более позднем возрасте (остеохондроз, сколиоз, гипоксия органов, патологии матки у девочек).

Не менее важно знать, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в эмоциональном плане, непосредственно связанном с речевой функцией:

  1. Многие пятимесячные детки уже могут произносить слоги, а оставшись одни, рассуждать и разговаривать сами с собой. На людях они, обычно, оживлены, хорошо понимают обращённую к ним ласковую речь, активно жестикулируют и дёргают ножками, показывая своё хорошее настроение и радость. В основном, малыши гулят, но уже с разными интонациями, копируя родительскую манеру говорить.
  2. С посторонними людьми младенцы ведут себя беспокойно, нервно, могут прятаться за маму. Уже в этом возрасте у детей появляются и негативные эмоции, если их обидели, забрали интересный предмет, раньше времени уложили спать. Строгий тон мамы также может вызвать недовольное ворчание и даже плач, кроме того, дети не любят, когда им отказывают во внимании.

Благодаря совершенствованию зрения и осязания, малыши способны различать цвета, форму и особенности материала, из которого сделан предмет, а из-за усиления памяти, уже имеют свои любимые игрушки, предпочитая их всем другим.

Живой интерес родителей к тому, что надо уметь в 5 месяцев девочке, можно понять, ведь разнополые дети, действительно, отличаются по многим характеристикам. Из-за разного склада ума, обусловленного особенностями развития мозга, дети обладают неодинаковым поведением, им нравятся разные вещи, и по-разному работают их органы чувств. Что касается возраста, в 5 месяцев девочки становятся более подвижными и активными, чем мальчики.

Если у вас мальчик, уметь в 5 месяцев он будет всё, что и девочка, но некоторое различие в особенностях развития детей всё же есть – зубки у младенцев мужского пола прорезываются позже, и процесс этот у них протекает более болезненно и тяжело.

Развивающие занятия для пятимесячного ребенка

Первоочередной задачей взрослых на данном этапе является подготовка ребёнка к активному ползанью, ведь умеют это делать в возрасте 5 месяцев только самые развитые физически дети.

Чтобы помочь малютке скорее освоить этот навык, можно проводить с ними следующие занятия:

  1. Класть новые или самые интересные игрушки в некотором отдалении от крохи – абсолютно нормальным и естественным его желанием будет добраться до неё. Но если у малыша это не получается, не стоит его долго томить и расстраивать – стоит дать ему желанный предмет.
  2. Чтобы потренировать мускулатуру ножек, необходимую для ползанья, ребёнка кладут на спинку, руки взрослого на его стопы и прижимают их к животику малыша. Как правило, ответной реакцией бывает толчок ножками. Маме потребуется выразить крайнее изумление силой сына или дочки и обязательно похвалить малыша. Это позволит стимулировать ребёнка повторять движение многократно.
  3. Некоторым карапузам достаточно снять носочки, чтобы они поняли, что необходимо отталкиваться. Конечно, проводить такие занятия нужно в помещении с комфортной для ребёнка температурой. Во время активных игр детей уже можно перемещать на подготовленный к этому пол – это поможет избежать падений, а, кроме того, ровная поверхность – это более удобное место для обучения столь важному умению.
  4. Физические упражнения делают ежедневно – для этого проводят традиционные сгибания ножек и ручек, их скрещивание и вытягивание по бокам. Также можно брать малыша за руки и ненадолго присаживать его, но после этого обязательно подвигать его ножками.
  5. Массажный мяч или фитбол – хороший снаряд для занятий с младенцем. В этом случае тренируются не только мышцы, но и развивается вестибулярный аппарат крохи. Заниматься укреплением мускулатуры можно и в воде во время водных процедур, правда, некоторые родители предпочитают записывать детей в бассейн к специальному детскому инструктору, что тоже неплохо.

Что должен уметь делать малыш в пять месяцев – всё, чему его научат взрослые, и уже пришло время обучить детишек игре в кубики и пирамидки. Наглядный пример – это залог успешного усвоения, поэтому детям нужно давать детальное представление о новой игре или игрушке. Если сын или дочь заинтересуются незнакомым предметом, можно считать, что малыш точно усвоит урок.

Обучение различным играм даёт ребёнку возможность развивать органы чувств и самые разные способности:

  1. Продолжать развитие моторной функции необходимо, уроки следует проводить в игровой форме. Для этого подойдут пальчиковые игры и специальная гимнастика для рук и пальцев малютки.
  2. Для совершенствования слуха следует продолжать прослушивать с ребёнком различные музыкальные произведения, приобрести ему простые музыкальные инструменты, соответствующие возрасту, иногда полезно говорить с детьми шёпотом, чтобы они умели отличать разную звуковую громкость.
  3. Зрительные органы ребёнка можно развивать, показывая ему большие и красочные реалистичные картинки, для этого подойдут покупные книжки из пластика и резины или самодельное издание, на страницах которого будет всякая всячина – пуговицы, узелки, шнуровки, небольшие шарики и другие безопасные детали, маленький исследователь будет с удовольствием их изучать.
  4. Пора познакомить ребёнка и с художественным творчеством – лучше всего для этого приобрести пальчиковые краски и большой лист плотной бумаги, который стелется прямо на пол. Детские краски – это безопасный для детей материал, который непременно вызовет у них бурю восторга и заставит увлечённо делать цветные отпечатки пальцев и ручек.
  5. В 5 месяцев ребёнок уже должен получать информацию из внешнего мира, поэтому, прогуливаясь на улице, вынимайте дитя из коляски и давайте ему наблюдать за происходящим вокруг.

Игры и развивающее обучение детей в этом возрасте может быть связано с некоторыми проблемами. Из-за того, что бодрствование ребёнка увеличилось по времени и он стал больше двигаться, у некоторых детей может наблюдаться нарушение сна, поэтому строгий режим дня в этой ситуации является единственным решением. Падение малышей – тоже нередкое явление, так что контроль за ними должен быть усилен. Капризы возникают, в основном, из-за того, что у малышей начинают резаться зубки и об обезболивающих средствах надо позаботиться заранее.

Развитие ребенка в 5 месяцев: видео

В целом же, это замечательный, интересный период, когда малыш с каждым днём становится всё более самостоятельным и начинает проявлять индивидуальные черты характера. Представляя, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, взрослые могут проанализировать состояние собственного крохи и помочь ему успешно развиваться дальше.

Что умеет ребенок в 5 месяцев ?

Вашему ребенку 5 месяц. Именно сейчас вы можете впервые услышать от любимого чада что-то, похожее на самое главное слово: «Ма-ма». Конечно, пока младенец говорит его случайно, осваивая новый вид речи – лепетную. А звукосочетания «ма», «ба», «па», «да» - самые простые. Поэтому ребенок будет радовать вас и себя, растягивая и распевая их целыми днями.

Младенец весь настроен на общение с взрослыми. Лучшей игрой для него становится та, где есть диалогическая речь. Недаром масса потешек состоит из вопросов и ответов! Если у малыша активно развивается речевой аппарат, ответы он вскоре сможет повторять за вами. Хотя пока это лишь попытка копирования, а не полноценная речь.

Разбираемся в людях

Незнакомцы теперь вызывают настороженную реакцию. Это нормально и даже замечательно. Объясняйте малышу, кто пришел к вам в гости. А гостям не следует брать кроху на руки до того, как он с ними не «познакомился»: осмотрел, потрогал, убедился в «безопасности» чужого человека, сидя у мамы на руках.

Когда мама рядом, младенец не боится посторонних. А вот появление чужого человека в тот момент, когда мамы нет, может вызвать настоящую истерику. Такая реакция на незнакомцев – очень важный этап в развитии психики ребенка. Он учится делить мир на «своих» и «чужих», выделять отдельного человека из общего фона. Поддерживайте малыша, разъясняйте ему все происходящее. Кстати, «знакомым» для ребенка является тот, кто играет и занимается с ним практически каждый день.

Малыш сам стремится вызвать взрослых на контакт. Для этого он зачастую имитирует действия, которые хотел бы получить от близкого человека: тянет ручки, улыбается. Может начать гулить и ворковать, когда делать явно не хочется, улыбаться, когда не до улыбки. Таким образом, младенец «провоцирует» взрослых на нужную ему реакцию. А не получив ее, начинает горько и обиженно плакать.

На 5 месяце у младенцев совершенствуется навык зрительного управления движениями рук. В этом возрасте движения «глаз-рука» практически всегда скоординированы, и ребенок легко достает нужную игрушку, предварительно посмотрев в ее направлении.

Малыш становится более самостоятельным. Теперь он может забавлять себя интересными игрушками или предметами минут десять, не отрываясь. Причем обычно сам выбирает предмет, который его интересует в данный момент. Это еще один важный шаг в развитии – формирование умения выбирать и концентрировать внимание. Кроме того, это необходимо для развития способности к обучению.

Малыш также держит в памяти не только лица, но и прически, цвет и фасон вашей постоянной одежды (например, домашнего платья, в котором видит вас каждый день). Поэтому на новую прическу или непривычный наряд следует незамедлительная реакция: младенец настораживается и долго осматривает, ощупывает, прислушивается к маме, переодевшейся, например, в вечерний наряд и сделавшей укладку или покрасившей волосы.

Возраст хватайки

Хватание – целенаправленное действие младенца, одно из самых важных и жизненно необходимых для манипулирования с предметами. Оно составляет основу активно-познавательного действия. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы.

Первым делом он должен все пощупать, попробовать на вкус, ощупать снова. Его уже интересуют такие характеристики, как температура, особенности поверхности. Используйте это и удовлетворяйте интерес в играх. Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Позвольте ему погрузить пальчики в теплую кашу или кисель. Ничего, что до знакомства с взрослой едой еще далеко, пока это лишь средство познания окружающего мира.

Ребенок учится сознательно разжимать ручку, выпуская из пальчиков предмет, который удерживал. Поэтому не ругайте ребенка за то, что он «выбрасывает» из кроватки игрушки. Наоборот, пусть тренируется! К тому же это первый опыт активного взаимодействия с взрослым: кроха бросает, а мама приносит. Если вы устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.

В 5 месяцев ребенок прекрасно поднимает плечи, руки, ноги. Если дать ему пальцы, за которые он может схватиться, он подтянется на руках и сядет. Но сидеть по-настоящему еще не в состоянии. И сажать специально – в подушки – кроху не стоит. Это может привести к искривлению позвоночника и проблемам в развитии малого таза. А вот подтягиваться малыш может столько, сколько хочет. Повесьте над его кроваткой маленькие кольца – хватаясь за них, он будет тренировать руки и мышцы спины.

Если вы заметили, что ребенок подтягивается на одной руке больше, чем на другой, обязательно сделайте массаж «слабой» стороны, чтобы мышцы развивались равномерно. Мышцы спины у крохи уже развиты настолько, что, лежа на животе, он может делать «самолетик» - поднимает голову, руки, ноги и машет ими. Не удивляйтесь, если лежа на спине, ребенок вполне осознанно отправит в рот пальцы ног или пятку.

Знакомство с телом

На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Многие мамочки тревожатся, когда видят, что ребенок ощупывает свои половые органы. На самом деле такие действия вполне естественны. Беспокойство должна вызывать лишь ситуация, если кроха постоянно фиксируется на этом занятии. Подобное поведение говорит о том, что малыш испытывает постоянный телесный дискомфорт (например, вы редко меняете ему подгузники или неправильно пользуетесь ими или детской косметикой, из-за чего возникло раздражение в области гениталий).

Также это делают дети, которым катастрофически не хватает ласки и тактильных контактов с взрослыми. Если вы заметили, что ребенок тянет ручки к половым органом, спокойно расскажите, что «там» находится (так же, как вы объясняли, где нос, рот, глазки), и направьте ручку в дальнейшую «экскурсию» по телу.

Наказания, шлепки по рукам, наоборот, фиксируют внимание малыша на «запретной» зоне, и именно такая реакция взрослых может привести в дальнейшем к онанизму или отклонениям в сексуальном развитии. А пока никакой сексуальной подоплеки в общении младенца со своим телом нет и быть не может. Просто ему интересно и приятно.

Домашняя игротека

В этом возрасте очень важно проследить за тем, чтобы врожденный физиологический гипертонус постепенно проходил. Только тогда малыш сможет ловко управлять руками, ногами, всем телом, научиться ползать , сидеть, вставать. В этом вам помогут игры на расслабление и чувство ритма.

«Каравай»
  • Мешу-мешу тесто (поднимать и опускать, разминая, ручки, ножки, поглаживая головку ребенка)
  • Есть в печи место.
  • Пеку-пеку я каравай – (похлопывать по всему телу крохи)
  • Головушку валяй-валяй, валяй-валяй! (покачивать голову из стороны в сторону)
«Моторка»
  • Моторка-моторка еле ползет.
  • Моторка-моторка, ходу прибавь!
  • Моторка-моторка, полный вперед! (приводить согнутые в коленях ножки к животу и обратно быстро и медленно).
«Ку-ку»

Игра в «ку-ку» не только забавляет малыша, но и очень важна для развития мозга. Играть в нее можно по-разному: закрывая глаза руками; прикладывая к лицу полотенце, пеленку, одеяльце и выглядывая из-за них; прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда; закрывая малышу глазки его же руками, а потом убирая руки; пряча игрушку под покрывало. А потом стягивая его; нарисовав фломастером на большом пальце руки подобие лица и пряча его в кулак.

Для младенцев-девочек возраст пяти месяцев является переломным в развитии.

Ребенок теперь способен занимать себя самостоятельно в течение 5-10 минут. Звуки распознаются им точнее, он по-разному на них реагирует, воспринимает ритм мелодии. Меняется и цветовое восприятие, появляется способность фокусировать взгляд на движущихся предметах, хорошо отличать яркие контрастные цвета.

С каждым днем грудничок все больше начинает походить на маленького человечка, его мимика и эмоции становятся все более выразительными.

Этому способствуют несколько факторов развития:

  • комплекс оживления ребенка в активной фазе;
  • усиливается двигательная активность;
  • гуление плавно перетекает в лепетание;
  • уменьшается количество времени дневного сна;
  • совершенствование психомоторного развития.

Пятимесячные малышки должны хорошо реагировать на лица близких людей , различать эмоциональный окрас интонации речи взрослых. Выделяют маму среди окружения, становятся пугливыми в ее отсутствие, а у чужого человека на руках могут расплакаться от огорчения.

Физическое развитие

Показатели физического развития девочек в 5 месяцев включают в себя ежемесячное измерение на приеме у педиатра. Нормы могут варьироваться, но в среднем укладываются в диапазон, представленный ниже:

  • Вес, кг – 5,4-7,7;
  • Рост, см – 59,6-66,2;
  • Окружность головы, см – 40-43;
  • Окружность груди, см – 42-45.

Обычно к этому возрасту ребенок уверенно переворачивается со спинки на животик и обратно . Также начинают передвигаться по-пластунски, не отрывая живота от поверхности. Особо активные дети пытаются вставать на четвереньки, могут подолгу раскачиваться в этом положении, пытаясь поползти.

Некоторые дети передвигаются с помощью перекатываний и перебирания ножками. С поддержкой подмышками с помощью взрослого ребенок должен уметь стоять, опираясь на ножки.

Бытует заблуждение, что девочки к 5 месяцам уже должны делать попытки сесть . Иногда так и бывает, и если ребенок активно пытается принять сидячее положение, препятствовать не нужно. Но физиологическая норма у детей разная. Навыки сидения могут сформироваться и к 7-8 месяцам, что является абсолютно нормальным.

Не дождавшись, когда ребенок начнет самостоятельно присаживаться, некоторые родители придают сидячее положение, подпирая спинку подушками, или фиксируя в детском стульчике.

Нужно понимать, что мышцы и позвоночник ребенка могут быть не готовы к таким нагрузкам, и в дальнейшем они могут спровоцировать сколиоз и деформацию органов малого таза. По этим же причинам не стоит торопиться усаживать ребенка в ходунки и прыгунки до того, как он не научится сидеть самостоятельно.

Психическое развитие

Речевые навыки также активно совершенствуются. Ребенок много лепечет повторами различных слогов, в них даже можно расслышать привычные слова , например, «ма-ма», «ба-ба», но они не являются осознанной речью.

Осознанные простые слова и словосочетания появятся только через несколько месяцев. Тем не менее, в лепете ребенка уже четко прослеживаются интонации в зависимости от его настроения.

Пятимесячный ребенок привлекает к себе внимание, подзывая коротким окриком . Он внимательно прислушивается к обращенной речи, может обидеться, если на него кричат, понимает, если с ним разговаривают строго.

Также радуется ласковой речи, может начать что-то лепетать в ответ. Различает выражения лиц, предпочитает улыбающиеся. Сам улыбается и охотно смеется. Также бурно выражает огорчение и негодование.

Это возраст, когда среди игрушек появляются любимые. Ребенок способен запомнить цвет, форму, тактильные ощущения предметов и выделить наиболее предпочитаемые для него.

Усложняется игра, так как появляется способность выхватить взглядом отдельную игрушку, дотянуться до нее и схватить. Появляется зрительное управление движением рук. Запоминается расположение предметов.

Способен долгое время изучать предметы . Старается попробовать их на вкус. Этому есть два объяснения – естественный интерес побуждает узнать о предмете как можно больше, а зуд десен, связанный с процессом прорезывания зубов, побуждает тащить в рот и грызть все подряд. Если спрятать предмет под подушку или платочек, ребенок запомнит и найдет его.

Кратко период возраста ребенка в пять месяцев можно охарактеризовать как активные попытки к самостоятельному передвижению и эмоциональному выражению. Появляется понимание причинно-следственных связей, которые влекут за собою целенаправленные действия.

Малышки изо всех сил стремятся к общению, любят обращенное на них внимание, а главное, это время формирования настоящей привязанности ребенка к воспитывающим его взрослым.

Новорожденные развиваются очень быстро, поэтому любой период жизни ребенка должен проходить под пристальным вниманием родителей. Успешное развитие ребенка в пять месяцев заключается в активном укреплении мускулатуры, в этот период малыш впервые может попробовать ползти или вставать на ножки.

Физиологические изменения малышей в пять месяцев

К пятому месяцу телосложение малыша становится более пропорциональным, ножки и ручки становятся не такими пухлыми, а голова и окружность груди увеличиваются на несколько сантиметров. За первые четыре месяца жизни мускулатура малыша укрепляется настолько, что он уже способен без проблем переворачиваться со спинки на животик и обратно, многие начинают сидеть, прислонившись к опоре, а самые активные детки пытаются даже стоять с помощью взрослых.

В пять месяцев можно начинать обучать младенца ползанию, для чего в положении на животе положить перед малышом одну-две любимые игрушки таким образом, чтобы ребенок едва прикасался к ним ручками. Под ножки стоит поставить свою ладонь, что облегчит маленькому испытателю продвижение вперед, малыш будет отталкиваться от вашей руки, и тем самым поможет себе дотянуться к желанным вещам.

На протяжении четырех месяцев новорожденный успевает набрать немало веса, но пятый месяц жизни также принесет значительную прибавку, не менее 600-700 грамм. В среднем вес пятимесячного новорожденного должен составлять от 6 до 8 кг, однако отклонения от нормы вовсе не означают дефектов в развитии, поскольку рост человека, так же как и вес, является индивидуальной характеристикой и может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей организма и генетической предрасположенности каждого ребенка.

В этом возрасте многие малыши пробуют первую взрослую еду, как правило, это овощные и фруктовые пюре, а также детские соки, вводимые в рацион по нескольку капель. Следует внимательно следить за реакцией неокрепшего организма на новые продукты питания, поскольку часты случаи возникновения аллергии. Обнаружив сыпь или покраснения на теле, ребенка следует немедленно показать педиатру, чтобы остановить распространение раздражения на корню. Стоит временно прекратить ввод аллергенных продуктов, чтобы организм привык к новым веществам, а последующие пробы разнообразить рацион в большинстве случаев проходят весьма успешно. Конечно, взрослая еда является лишь дополнением к основному грудному вскармливанию, поэтому давать кашки следует лишь после основного приема пищи или же в качестве небольшого перекуса перед дневным сном. Любой 5- месячный малыш ест с большими перерывами, поскольку его внимание часто переключается на иные более интересные вещи – игрушки, посторонние звуки и любые заинтересовавшие его явления. Поэтому, начиная кормление, постарайтесь оградить малыша от отвлекающих моментов – выключите телевизор, приглушите радио и отключите звук на телефоне. Помните, что неполноценное питание приводит к ухудшению самочувствия, к тому же из-за нехватки питательных веществ может уменьшиться вес грудничка.


Психологическое развитие пятимесячного ребенка

В возрасте пяти месяцев дети уже активно общаются с окружающими посредством лепетания и активных взмахов руками. Таким способом малыши привлекают внимание взрослых и с удовольствием отвечают на малейшие попытки заговорить с ними. Речевой запас новорожденных такого возраста уже довольно широк, многие начинают выговаривать отдельные буквы и повторять за взрослыми целые слоги.

Пятимесячный ребенок проявляет интерес к любым предметам вокруг, он стремится потрогать и пощупать все, что попадается на пути. Первыми объектами исследования малыша становятся доступные игрушки и погремушки, мамино и папино лицо, а также свои ручки. Многие детки в пять месяцев отвергают соску, предпочитая ей собственные пальчики, чего не стоит допускать, поскольку это может привести к деформации ногтевой пластины.

Почти каждый 5- месячный новорожденный активно выражает свое восхищение или недовольство. Они уже замечают изменения в окружающем мире, например, на смену игрушек на мобиле каждый ребенок реагирует по-разному, кого-то привлекают новые предметы, а некоторым не нравится смена обстановки. Задачей родителей на данном этапе является поспособствовать удовлетворению всех капризов маленького привереды, поскольку именно сейчас формируются его вкусовые пристрастия.

Восприятие звуков и цветов улучшается, в 5 месяцев многие малыши уже выбирают любимый цвет, что проявляется в предпочтительных и более востребованных игрушках, восторге во время надевания одежды такого оттенка или просто при наличии предметов подобного тона в поле зрения ребенка. Пятый месяц знаменуется также улучшением слуха малыша, теперь новорожденный реагирует на звонок двери или телефона, безошибочно улавливает отдаленные мелодии от телевизора или радио, а также моментально поворачивается на звук знакомого голоса.

В 5 месяцев малыш может часто капризничать, в большинстве случаев такое недовольство – это следствие первых появляющихся зубов. Побочным эффектом такому явлению может быть также недостаточный прирост массы, из-за чего вес малыша станет меньше нормы. Оптимальный выход из сложившейся ситуации – применить резиновые прорезыватели, которые малыши с удовольствием грызут. Если это не помогает, можно воспользоваться специальными гипоаллергенными охлаждающими гелями. Аптечные средства не просто приглушат болезненные ощущения, но и помогут зубику быстрее прорезаться. Однако пользоваться ими часто не стоит, ведь большое количество медпрепаратов в организме ребенка не приведет ни к чему хорошему.


Активные занятия с пятимесячным младенцем

В пять месяцев можно существенно разнообразить гимнастические упражнения, поскольку малыш уже понемногу становится на ножки и сам переворачивается на бок и животик.

  • Не стоит пренебрегать гимнастическим мячом, поскольку занятия на упругой округлой поверхности способствуют улучшению пищеварения и избавляют от колик.
  • К обычным гимнастическим приемам стоит добавить элементы на координацию движений, например, предложить малышу пройтись вдоль опоры, обязательно придерживая его. Лучше, если ребенок будет сам держаться за стену манежа или кроватки, а вы станете его страховать сзади.
  • Младенцы 5 месяцев от роду очень любят, когда их носят на руках, особую радость детям доставляют активные подкидывания и переворачивания в воздухе, о чем они сообщают восторженными возгласами и смехом. Такие активные занятия способствуют развитию координации и способности сохранять равновесие.
  • Неплохи также занятия в воде, даже если у вас нет возможности посещать специальный бассейн, минимальную плавательную программу можно организовать и дома, используя для этого взрослую ванну. Самый простой способ научить ребенка плавать – заниматься с самого рождения. Одной рукой поддерживая младенца под животик, помогите ему совершать гребные движения, и вскоре ваш ребенок порадует вас своими достижениями, так как новорожденные учатся плаванию максимально быстро.


5- месячный малыш уже пробует всяческие кашки и пюре, во время очередного кормления попробуйте дать ему в ручку детскую ложку и покажите, как ею пользоваться. Разумеется, первые разы будут неудачными, поэтому перед экспериментом стоит застелить пол и стульчик газетками или бумажными салфетками, так будет проще привести помещение в порядок. Зато через несколько дней ребенок сможет самостоятельно донести одну-две ложки до рта, главное, с самого начала показать, как правильно держать ложку, – это поможет впоследствии избежать проблем с правильным использованием карандаша, ручки и прочих предметов.

Вместо привычного мобиля с подвесными в 5 месяцев можно предложить игровой коврик с откидывающимися бортами. На такой мягкой поверхности грудничок может ползать, перекатываться со стороны в сторону, но при этом не выберется наружу, что обеспечивает его полную безопасность.

Как альтернативу обычному стульчику для кормления пятимесячному малышу можно предложить люльку с несколькими положениями спинки. Современные модели оснащены не только ремнями безопасности, но и подсветкой, музыкальным сопровождением, поворотными ручками, а также прочими полезными функциями. Благодаря такому универсальному устройству не возникнет проблем с кормлением, что обеспечит нормальный вес грудничка. К тому же раскачивающаяся люлька станет любимым местом любопытного малыша, поскольку одновременно увлекает и успокаивает.

В жизни младенцев 5-ти месяцев происходят важные открытия как физиологического, так и социального значения. Ребенок намного быстрее осваивает физические навыки, так как его тело уже окрепло, руки и ноги хорошо его слушаются.

Физиологические навыки

Заботливые родители постоянно следят за тем, как развивается их младенец и, конечно, хотят точно знать, что должен уметь делать ребенок: как девочка, так и мальчик в 5 месяцев. Физиологическое развитие подразумевает под собой показатели роста и массы младенца, а также окружность грудной клетки и головы. Данные показатели заносятся в специальную таблицу, с ее помощью врачам и родителям новорожденных намного проще следить за развитием своих детей.

Возраст в месяцах. Показатель роста в см, девочек Показатель роста в см мальчиков
Новорождённые дети 50 52
1 мес. 53 55
2 мес. 56 59,5
3 мес. 58 62,5
4 мес. 62 65,5
5 мес. 63 68,5
6 мес. 66 69,5
7 мес. 67 70
8 мес. 69 72,5
9 мес. 72 74,5
10 мес. 73 75,5
11 мес. 74,5 76,5
12 мес. 75 77,5

В 5 месяцев младенец должен уметь захватывать своими губами еду. С этого момента можно начинать давать каши, более густые, чем материнское молоко.

Именно в 5 месяцев детские врачи рекомендуют менять распорядок и режим дня. Режим кормления должен теперь быть пятиразовым, интервал между приемами пищи составляет примерно четыре часа. Спать новорожденный должен около 16 часов, при этом ночной сон должен длиться примерно 10-11 часов. Днем младенцу необходимо три раза примерно по 2-2,5 часа.

Психологическое развитие детей

В 5 месяцев новорожденный должен уметь четко отличать, кто желает с ним пообщаться, то есть узнавать своих родных и близких, а вот к чужим проявлять опаску и настороженность. Не следует думать, что стоит постороннему лицу заулыбаться, и младенец сразу пойдет к нему на руки. Чтобы завоевать доверие детей 5-ти месяцев, взрослому нужно сильно постараться и дождаться того, чтобы его лицо было признано родным и близким.

Ребенок в 5 месяцев должен уметь отличать интонацию взрослых. На дружелюбное и ласковое общение младенец отвечает улыбкой, а если взрослые заговорят с ним грубо, то он может расстроиться и даже заплакать.

Какие навыки проявляются у детей к 5-ти месяцам

Пятимесячный ребенок должен владеть следующими навыками:

  1. При поддержке взрослых подниматься с кровати, находиться в положении стоя примерно 4-5 минут.
  2. Долго находиться в сидячем положении, если для его спины будет предусмотрена дополнительная опора. При помощи взрослых младенец может подтянуться уверено и легко.
  3. Выбирать для игры именно тот предмет, который больше всего его интересует.

Также есть и другие признаки того, что развитие ребенка проходит по плану:

  • он надежно удерживает в руке игрушку, свободно перекладывает ее из рук в руки;
  • длительное время младенец может гулить, причем его говор будет распевным;
  • маленькие дети реагируют на мультфильмы, речь, песни.

Педиатры утверждают, что именно в 5 месяцев ребенок наиболее активно развивается относительно физиологии, ведь через тридцать дней он уже сможет уверено садиться и даже ползать на четвереньках по полу. Чтобы эффект был максимальным, рекомендуется ежедневно делать младенцам массаж и гимнастические упражнения. Такие процедуры займут примерно 10-15 минут, а дети смогут намного проще управлять своим телом и конечностями.

Как развивается речь у пятимесячных детей

Дети пятимесячного возраста дети очень внимательно прислушиваются к говору взрослых и пытаются подражать их речи. В этом возрасте можно различить в лепете младенцев первые слоги, которые состоят из гласных и согласных звуков. Чтобы помочь детям проще развивать речь, родителям нужно не только больше с ними общаться, но и играть с детьми в развивающие игры. К примеру, неплохо читать младенцам всеми известную поговорку «Сорока-ворона» или в игровой форме прочитать младенцам «Идет коза рогатая…».

В пятимесячном возрасте ребенок может не только разделять все вещи на «хорошие» и «плохие», но проявлять радостные и возбужденные эмоции, печалиться и веселиться, а также настораживаться, если его пожелают взять на руки незнакомые люди.

Не стоит думать, что все дети развиваются по определенному шаблону, развитие каждого ребенка строго индивидуальное. И если до 5-ти месяцев младенец не освоит один из вышеперечисленных навыков, не стоит раньше времени впадать в отчаяние. Родителям нужно помочь своему младенцу в освоении новых навыков и дать ему немного дополнительного времени.