Сенсомоторное развитие ребенка младенческого возраста. Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста

10.05.2019

Общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорное развитие опережает моторное развитие.

Познание мира начинается с ощущений, но у младенца их возникновение и дифференцировка затруднены слабой развитостью нервной системы, особенно корковой части анализатора, а также преобладанием возбуждения над торможением (лишь к 4-му месяцу они немного уравновешиваются).

К 1 месяцу ребенку доступно только кратковременное слуховое и зрительное сосредоточение: он останавливает взгляд на светящейся точке, прислушивается к звукам и может их различать. Установить точно, когда у младенцев возникает чувствительность к свету или цвету, звукам и запахам, не представляется возможным. О чувствительности младенца судить можно только опосредованно, в первую очередь по его двигательным реакциям. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя и то, и другое теснейшим образом связаны.

Особенности зрительного развития. В течение первых 2 месяцев жизни у ребенка интенсивно развивается зрение, фиксируемое по движениям глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют.

Акт смотрения развивается следующим образом. В 2-3 недели появляется конвергенция глаз, но на предмете остановить взор ребенку еще очень трудно. В 3-5 недель возникают очень кратковременные задержки взора на предмете. В 4-5 недель ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м, а в 2 месяца научается следить за двигающимся предметом на расстоянии 2-4 м, в 3 месяца - на расстоянии 4-7 м. В период от 6 до 10 недель ребенок может проследить за предметом, движущимся по кругу, поэтому полезны движущиеся карусели с яркими предметами или картинками. В дальнейшем устанавливаются функциональные связи глаза с органами движения и другими органами чувств. К 4 месяцу акт смотрения оказывается уже достаточно сформированным. .Однако не стоит переоценивать значение раннего развития зрения: к 4-му месяцу жизни оно позволяет ребенку лишь следить за движущимся предметом: в этом возрасте движения предмета вызывают движение глаз, а движений самих глаз по предмету еще нет, поэтому малыш не может ничего рассматривать и не осуществляет зрительного поиска предметов. Эти функции более тесно связаны с моторикой и развиваются позже, с одной стороны, в связи с движениями рук, с другой - в связи с нарастающим пониманием речи. К 4 месяцу появляются ощупывающие движения ручек. Принципиальное содержание этой реакции состоит в том, что рука движется не за предметом, а по предмету. К 5 месяцу формируется хватание, которое связано с образованием зрительно-двигательной координации. Оно представляет собой первое направленное действие и знаменует формирование разнообразнейших манипуляций с предметом.

Далее развитие движется в сторону совершенствования зрительно-двигательной координации. К 7 месяцу координация между зрительным восприятием предмета и движением к нему устанавливается быстро. Движущиеся предметы, особенно яркие, заметные, легко привлекают к себе взор ребенка и фиксируются более длительное время, чем бесцветные и неподвижные.

Чувствительность к цвету, судя по всему, развивается довольно рано. Экспериментально установлено, что 3-месячный ребенок различает красный цвет. Во второй половине первого года жизни становится заметно, что ребенок явно и стойко предпочитает красный цвет голубому или белому, хотя способен различать красный, желтый и сине-зеленый цвета.

Привлекает и надолго удерживает внимание младенцев главным образом движение предметов, черно-белые контрасты, изменения размеров и положения предметов в пространстве. Опыты с движущимися изображениями показали, что стоит поместить ребенка в темную комнату, как он сразу начинает оглядываться и искать едва заметные тени и контуры.

Отмечено, что младенцы способны отличать новое явление от первоначального: когда ребенку многократно показывают один и тот же стимул, наблюдается реакция угасания ориентировочной реакции - ребенок перестает им интересоваться. Но стоит только немного изменить первоначальный стимул, как ориентировочная реакция вспыхивает вновь (например, если долго показывать красный шар, а потом вместо него - красный куб или шар, но другого цвета). Большинство детей дольше разглядывают новый стимул. Следовательно, младенцы различают разницу цветов и форм. «Новизна», на которую они реагируют, может быть самой разнообразной - изменения цвета или его оттенка, звука, формы, траектории движения или способа этого движения и т.д.

Однако не всегда дети дольше смотрят на новые объекты. Есть и другие проявления их поведения: так, у младенцев меняется выражение лица, уменьшаются или увеличиваются вокализации, появляются новые движения, у некоторых даже меняется сердечный ритм; у новорождённых реакцию на новизну определяют по интенсивности сосания.

Особенности развития слуха. Срок появления слуховой чувствительности у ребенка установить очень трудно. По последним экспериментальным данным, ребёнок слышит уже в утробе матери и различает звуки. Но в первые 2-3 дня жизни полости его среднего и внутреннего уха заполнены околоплодной слизью, евстахиева труба не наполнена воздухом, а просвет барабанной перепонки почти закрыт набухшей слизистой оболочкой. Первыми реакциями, свидетельствующими о том, что младенец ощущает звуки, являются вздрагивания век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок у самого уха, стук двери, шум от упавшего рядом с кроваткой ребенка ключа и т.д.

На 10-12-й день у младенца появляется реакция на звуки человеческого голоса. На 2-м месяце звук голоса, музыкальные звуки могут вызывать у него даже торможение пищевого и двигательного рефлексов: ребенок замирает, услышав голос матери.

На 4-м месяце младенец не только слышит звуки, но и может локализовать их в пространстве: поворачивает глаза и голову в сторону звука.

После 4-5 месяца у него вырабатывается реакция дифференцировки звуков: ребенок различает голоса близких людей. Во второй половине первого года жизни эта дифференцировка становится более тонкой и точной: младенец различает интонации, с которыми к нему обращается взрослый. У 7-9-месячных детей можно наблюдать отчетливо различную реакцию на веселую и грустную музыку, на разный темп и ритм. Существеннейшим приобретением конца 1-го года жизни является способность к различению звуков человеческой речи, прежде всего таких фонем, как «па-па», «ба-ба», «да-да», «дать». Это - предпосылки будущего развития речи.

Обоняние, вкус, тактильная чувствительность. В отношении обоняния, вкуса и тактильной чувствительности известно очень мало. Исследования показывают, что уже к концу 1-го месяца у младенцев вырабатывается положительный рефлекс на запах. К концу 3-го месяца дети отчетливо дифференцируют приятные и неприятные запахи. Столь же рано своей мимикой ребенок реагирует на сладкий, горький и кислый вкус (соленый - значительно позже).

Ощущения прикосновения у ребенка очень тонки и обнаруживаются очень рано. Малейшие складки на пеленке и одежде способны вызвать отрицательную реакцию - плач, движения всего тела.

На 3-м месяце выявляется чувствительность к различению температуры: например, на температуру воды в ванне в 33 градуса ребенок реагирует положительно, а уже на 32 - отрицательно.

Таким образом, в первом полугодии жизни ребенка происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем, опережающее развитие двигательной системы.

Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения ручек и верхней половины тела, затем - ножек и нижней части тела. Общая линия развития моторики была представлена Р. Гриффитсом (см. Таблицу).

Помесячная динамика формирования двигательных навыков «среднего» ребенка

Месяц

Поведение

Лежа ничком, поднимает подбородок; держит голову прямо в течение нескольких минут

Поднимает голову, лежа ничком

Переворачивается с бока на спину

Лежа ничком, поднимает голову и грудь; держит голову прямо

Переворачивается с бока на бок

Сидит с незначительной поддержкой

Может перевернуться с бока на живот; делает шагательные движения

Энергично пытается ползать; короткое время сидит самостоятельно

Лежа на полу, может перевернуться; прогрессирует в ползании

Сидит с поддержкой

Поднимается на ноги, держась за мебель

Ползает на руках и коленях; шагает боком, держась за мебель

Стоит самостоятельно

Ходит самостоятельно

Психологически наиболее важным в моторном развитии является развитие акта хватания, для возникновения которого необходимо умение ребенка поддерживать устойчивую позу головы и туловища, появление навыка зрительного управления движениями рук, а дотягивание и схватывание осуществляются под контролем зрения. Динамика формирования хватания такая: на 10-14-й неделе - ощупывание своих рук; на 13-16-й неделе - ощупывание других предметов; на 11-17-й неделе - реакция рассматривания своих рук; на 15-18-й неделе - реакция удержания схваченного предмета; на 17-20-й неделе- собственно хватание; на 17-23-й неделе - хватание ног; на 18-21-й неделе - хватание предметов при их приближении; на 20-24-й неделе - размахивание погремушкой из стороны в сторону. Постепенно младенец учится координировать действия обеих рук. Шестимесячные младенцы захватывают и удерживают игрушку, но если им в этот момент предложить другую, то они роняют первую и бурт вторую. К семи месяцам ребенок научается перекладывать предмет из одной руки в другую и брать второй, но если ему предложить третий, то он второй уронит. Только к девяти месяцам у ребенка развивается стратегия накопления: теперь уже третий и последующие предметы ребенок перекладывает из руки в руку и кладет в удобное время на сохранение.

Во втором полугодии появляются повторные, цепные реакции и реакция подражания.

Повторные реакции - это похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет, раскачивание сидя, трясение перил кроватки, похлопывание ногой, произнесение повторных слогов.

Цепные реакции - ползание, сажание, вставание, ходьба.

Подражание - это движения рук ребенка, подражающие действиям взрослых («ладушки», «до свидания», «полетели, на головушку сели» и т.д.); движения головы (покачивание); движения ног (топание), а также речь и модуляции голоса.

Если повторные и цепные реакции появляются вместе, то реакции подражания - несколько позже. Новым в этих реакциях является то, что одно дифференцированное движение следует за другим в известном порядке. Одно движение связывается с другим. Все это составляет основу для развития более сложных движений - ползания, сидения, а главное - для развития предметно - манипулятивной деятельности.

Приведенные временные рамки являются условными, так как время, когда ребенок начинает сидеть, стоять, ходить, хватать, зависит не только от развития его нервной системы, но и от того, насколько малыш имеет возможность приобретать двигательные навыки. Все перечисленные умения могут появиться с опозданием, если совсем лишить младенца возможности активно двигаться. При специальном обучении моторным навыкам дети могут овладеть ими и раньше.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В.А.

Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Сенсомоторное развитие дошкольника - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение) задач, является одним из главных условий умственного воспитания. Моторика — основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации формируют зрительный опыт с опытом тактильно-двигательным. И.П. Павлов выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука - "учит" глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.

Направления работы по сенсомоторному развитию:

  • Моторика и графомоторные навыки
  • Тактильно-двигательное восприятие»
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Восприятие формы, величины, цвета
  • Зрительное восприятие
  • Слуховое восприятие

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

Восприятие пространственных отношений

Восприятие временных отношений

В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.

Система работы

Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:

В совместной деятельности с воспитателем

В самостоятельных играх со сверстниками

На занятиях с музыкальным руководителем

На занятиях по физическому развитию

В совместной деятельности с родителями

Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей позволит сформировать знания о сенсорных эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.

Подготовила статью: воспитатель ясельной группы МДОУ «Црр д/с №153» Шклярова Елена Николаевн

Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)

Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений. Его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше развито сенсорное восприятие, тем эффективнее происходит развитие ребёнка.

Ребёнок растёт, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир.

Сенсомоторное развитие в младенческом возрасте, его особенности:

  1. Складывается акт рассматривания предметов;
  2. Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа движения;
  3. Устанавливаются зрительно-двигательные координации;
  4. Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.

Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.

Сенсомоторика работает на уровне рефлексов. Показательный пример: мы идём по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень, … мы или останавливаемся, или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие.

Ещё пример: мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будут, вы либо остановитесь, либо ускорите движение, либо посмотрите в сторону откуда доносится звук.

Или вот ещё пример: рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (взаимодействия зрения и движения руки и пальцев)

Теперь мы имеем представление насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества. Уровень речевого развития играет существенную роль в развитии восприятия. В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная активность. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.

Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогики и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Ребёнок открыт всему миру. Он постоянно ощупывает предметы, манипулирует, играет с ними, сравнивает эти предметы зрительно, слушает, как называют эти предметы взрослые, воспринимает названия тех или иных вещей и их качества. Ребенок утончает свои чувства, развивает общую и пальчиковую моторику, тем самым развивает разум. Благодаря контакту с окружением и собственным исследованием, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Начиная с упражнений - сенсомоторики, ребенок движется к развитию речи, интеллекта. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику.

Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть подготовлен к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Как можно открыть перед малышом мир, в который он пришёл, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует педагогов. Важно, чтобы, вкладывая в руки малыша кусочек глины или выбирая для него формат бумаги, знакомя его с мягкой игрушкой или интересной книгой, мы не только пользовались интуицией и богатым педагогическом опытом, но и руководствовались знаниями по возрастной физиологии.

В раннем возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым должны стать действия с предметами.

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук) , из семян на пластилиновой основе и т. д.

Для детей, имеющих отклонения в развитии, - отмечал Л. С. Выготский, - необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий, которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи.

Вот примерные игры по познавательному развитию детей:

  • «Угадай-ка» - создание проблемной ситуации.
  • «Подумай-ка» - дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.
  • «Узнавай-ка» - решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.
  • «Делай-ка» - знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.
  • «Запоминай-ка» - проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.
  • «Упражняй-ка» - тренировочные упражнения.

Так же существуют игры-упражнения, в начале которых малыш уже видит положительную оценку своей деятельности – «маленький приз» , но получить его сможет тогда, когда разрешит очередную проблемную ситуацию. Такие игры - занятия лучше проводить индивидуально либо подгруппой из 2-3 человек.

Игра: «Найди машинку» - развитие тактильных ощущений. Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит машинку, с которой ему также предлагают поиграть.

Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук («Туда-сюда» , «Вверх-вниз» , «Скок-скок» , «Спрячь в ладошку» , «Спрячь в коробочку» ) . Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.

Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.

Игра «Весёлые крышки»

Цели:

  • учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.
  • воспитывать интерес к обучению, усидчивости.

Игра «Веселая змейка»

Цели:

  • учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков;
  • развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память

Игра «Забавные прищепки»

Цели:

  • учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить её местоположение по цвету;
  • развивать мелкие движения рук, координацию действия обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.
  • воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Игры - занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т. д.

Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать.

Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.

Игра «Солнышко»

  • Смотрит солнышко в окошко
  • Смотрит в нашу комнату.
  • Мы похлопаем в ладошки
  • Очень рады солнышку.

Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образцу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года» . Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг желтого цвета и короткие прищепки такого цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышка мы выбираем круг большего размера и длинные прищепки. Летом солнце печёт, оно очень тёплое, люди загорают. Для летнего солнышко можно выбрать большой красный круг и чередовать желтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять желтый круг и чередовать желтые длинные и короткие прищепки.

Игра «Ёжик»

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т. д.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлке зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например, ёлка зимой - чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т. д.

Учитывая особенности детей, необходимо:

Больше проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок не может долго работать.

Опыт показывает, что дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Так же можно несколько видоизменить упражнение, чтобы ребёнок мог выполнять его самостоятельно!

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе.

светлана козлова
Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста

Цель : Развитие сенсорного восприятия , общей и мелкой моторики рук. Развитие речи .

Задачи :

- развивать общую координацию движений;

- развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев;

- развивать тактильные ощущения ;

Знакомить с названиями цветов;

Учить действовать в соответствии со словесной инструкцией;

Формировать зрительно-двигательную координацию;

- развивать зрительную ориентировку на форму предмета;

Формировать практические способы ориентировки (метод проб) ;

- развивать зрительное восприятие;

Формирование контроля за мышечными ощущениями;

Выработка умения выкладывать по образцу;

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка;

- развитие внимания ;

Вызывать интерес к своим действиям;

Создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.

В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.

Вся работа ведется в игровой форме и эмоционально положительной атмосфере. Проводится регулярно, для достижения наибольшего эффекта от упражнений. Задания, игры и материал привлекательны для детей .

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, размере, цвете. Положение в пространстве и т. п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов : наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. А также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук . Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства . Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему).

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» . Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи , творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» и т. д.

Доклад презентации сенсомоторной комнаты

Слайд № 1 – Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста .

Слайд № 2 – Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка , совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсомоторного развития детей , то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Слайд № 3 – Сенсомоторный центр предназначен :

для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ;

развития мелкой моторики , стимуляции двигательной активности;

снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей ;

создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) .

Слайд № 4 – В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи… ., но

Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей , самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов, используя современное оборудование.

Слайд № 5 – Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета, т. е. усвоение сенсорных эталонов ; стимуляции сенсорных функций и развитие мелкой и крупной моторики. Важным фактором сенсорного развития также является эмоциональный фон деятельности : ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.

Слайд № 6 – Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства . Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины – соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и, в конечном счете, метрических мер.

Слайд № 7 – Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные произношения, во вкусовом, обонятельном восприятии.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте .

Слайд № 8 – Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Мелкую моторику рук развивают :

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

Народные игры с ладошками ;

Игры с природным материалом;

Игры с предметами домашнего обихода;

Игры с песком и водой;

Пальчиковый театр;

Дидактические игры;

Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация) .

Слайд № 9 – Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие моторики рук , но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста ; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Усвоив представления о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны , они используют их в качестве "единиц измерения" при оценке свойств вещей.

Слайд № 10 – Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что мы даем ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители. После общения с родителями на собрании выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не со всеми занимаются дома. Мною была организована консультация для родителей на тему «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования», я рекомендую родителям сделать в домашних условиях игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей . К созданию этих игр можно привлечь и детей . Предложить им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Можно придумать сказки, в которых живут геометрические фигуры, для этого надо их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке рассказать об особенностях каждой геометрической фигуры, предложить ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.

Родители прислушались к нашим советам и появились положительные результаты.

Слайд № 11 – Главное в нашем саду – это развитие , обучение и оздоровление детей в условиях психологического комфорта. Занятия с использованием современного сенсорного оборудования и коррекционно-развивающих игр , размещённых в сенсомоторной комнате , способствуют улучшению эмоционального состояния ребёнка, коррегируют его психические процессы.

«Цветик – семицветик» и пуф «Рубика» отличное решение для игровой – развивающей деятельности , с помощью которых можно проводить массу интересных и развивающих занятий , игр и упражнений, направленных на тренировку памяти, тактильных ощущений, закрепление цвета, формы.

Слайд № 12 – Разноцветный ленточный «душ» на каркасном зеркальном основании – развивает зрение , внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику. За ленточками можно спрятаться. А можно изучать их различные цвета, порядок.

Слайд № 13 – Двусторонняя тактильная панель состоит из двух тактильно-развивающих панелей : 1 – тактильной – декоративные тактильные элементы

2 – акустической – тактильные элементы с музыкальными инструментами.

Слайд № 14 – «Сенсорная дорожка » состоит из 5-ти разноцветных «таблеток» с различными наполнителями и одной «таблеткой» «обманкой» . Она развивает тактильные ощущения ; формируют правильное строение стопы; массажирует ножки; развивает зрительную память ; закрепляют цвета, форму; развивает координацию движений.

Слайд № 15 – Световой стол для рисования песком – отличный тренажёр для детей , имеющих проблемы с речью, ритмом и голосом. Так же рисование песком успокоит нервы и снимет стресс.

Слайд № 16 – Мягкие модули «Домики» – предназначены для сюжетно-ролевых игр, для занятий, как наглядное геометрическое пособие : развивает и закрепляет цвета , форму, размер.

Слайд № 17 – Интерактивная панель «Волшебный свет» используется для рисования и создания текстов – развивает творческие способности, активизирует познавательную деятельность, тактильные ощущения, моторику, зрение, память.

Слайд № 18 – Ковёр «Звёздное небо» – идеален для людей с ослабленным зрением, так же способствует развитию тактильных ощущений , моторики, памяти, активизации творческих способностей и познавательной деятельности, благотворно влияет на ЦНС, способствует снятию стресса и напряжения, а мягкая и приятная на ощупь поверхность ковра так и манит походить по нему, утопая в неге блаженства или полежать, лениво считая звёзды.

«Бесконечность» . Если долго смотреть, то получится эффект бесконечного туннеля, благодаря которому расслабляется мыслительная деятельность, способствует снятию эмоционального напряжения.

Слайд № 19 – Фибероптический душ «Солнышко» – объёмное солнышко с ниспадающими ярко-жёлтого цвета лучиками снимает чувство тревожности и способствует добрым, тёплым намерениям, развивают тактильные ощущения .

Мягкий модуль со встроенным пучком фибероптических волокон в защитной оболочке – потрясающий тренажёр для развития тактильных ощущений , моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения.

Слайд № 20 – Пузырьковая колонна отличный тренажёр для восстановления и профилактики зрения, развития зрительной памяти , цвета, величины.

Слайд № 21 – Уютно устроившись на «смайлике» и укрывшись мягким пледом можно задёрнуть шатёр, чтобы никто не смог побеспокоить. Спрятавшись от внешнего мира, так здорово наслаждаться спокойствием и умиротворённостью, ощущая полную беззаботность и блаженство. Уютный уголок поможет избавиться от беспокойства, тревоги, напряжения и стресса.

Слайд № 22 – Проектор «Релакс» позволит снять усталость глаз и общее напряжение, восстановить душевное и моральное равновесие, настроит на спокойный сон. Изображения можно смотреть как на стене, так и на потолке и полу.

Слайд № 23 – Сухой бассейн, находится в групповой комнате, что помогает нам в различных игровых ситуациях. Дети не замечают, что играя они познают цвет, форму и величину.

Слайд № 24 – Расскажу о динамике диагностических данных по разделу «сенсорное развитие » . Диагностика по сенсорному развитию проводилась на основе диагностико-освоения программы. Использовала при этом дидактические игры т. к. они близки и понятны детям. В 1 задании была поставлена игра «Найди цветок для бабочки» , целью которой было выявить умение ребенка различать цвета по принципу такой же – не такой. Называть их – красный, желтый, синий, зеленый. Во 2 задании игра занимательная коробочка, цель – выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик) . В 3 задании дид. игра собери пирамидку, цель которой выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой-маленький) . По проведению этих трёх заданий было выявлено, что в начале уч. года не всеми детьми была освоена программа (был низкий уровень показателей) . Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели, я использую способ повторения тех же занятий, но применяя современное оборудование и новый материал, и уже к середине года уровень показателей повысился, но необходимо закрепление пройденного материала.

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста прослеживается положительная динамика :

Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

Умеют выполнять простейший сенсорный анализ .

Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Они любознательны, активны, эмоциональны, общительны.

Слайд № 25 – Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Слайд № 26 – «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью , они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать» Росс Кэмпбел.

Прежде чем раскрыть значение сенсомоторного развития для детей старшего дошкольного возраста нам необходимо рассмотреть, что собой представляет сенсорное и моторное развитие детей.

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственно восприятие окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т.е. от развитости ощущений и восприятий. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве.

Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие становится «думающим», приобретает характер наблюдения. Обобщенные и осмысленные знания ускоряют распознавание, накопление новых чувственных данных, способствуют включению этих новых данных в ранее накопленные системы. Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека, культуры чувственного познания.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Так, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие, различение и представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине и т.д. Это показывает, что сенсорное развитие человека - одно из условий успешного овладения любой деятельностью.

Богатство и разнообразие чувственных впечатлений человека, получаемых из окружающей действительности, являются необходимым условием и его эмоционального состояния, оптимальной деятельности коры головного мозга. Известно, что недостаток впечатлений, бедность их понижает тонус, обусловливают появление отрицательного эмоционального состояния человека, а их однообразие вызывает утомление. Важно формировать у человека умение пользоваться системами анализаторов, обеспечивая живую и многогранную связь с окружающим миром, активность коры головного мозга, положительное эмоциональное состояние.

Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Этот объём определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего мира ребенка, а с другой - разнообразием видов деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют сенсорные основы.

Для каждого вида деятельности необходима способность целостного восприятия и представления (предметов, звуков речи, действий, отношений), а также анализирующего восприятия и представления.

Важным является умение воспринимать и представлять действия не только в целом, но и выделять в них отдельные движения, соблюдать их последовательность, длительность направление, величину размаха движения, усилие и т.д. и регулировать на этой основе свои действия. Это необходимо в любой деятельности для усвоения действий, операций.

Для выделения белее сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не единое действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выявить признаки материала: прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности и т.д.

Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения.

В программу сенсорного воспитания, кроме перечисленных свойств, качеств, отношений, имеющихся в окружающей действительности и соответствующих им перцептивных действий, включена и система эталонов.

Многообразный сенсорный опыт ребенок получает в процессе деятельности. Он сталкивается с конкретными проявлениями цветов, форм, величин, материал, звуков, количественных и пространственных отношений. Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств - эталонов, выработанных человечеством. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), материалов, эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величин (метр, килограмм, литр и др.), длительности времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т.п.

Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственно сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний - обобщенных, систематизированных, в известной мере отвлеченных. Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание детей дошкольного возраста предусматривает накопление ими широкого сенсорного опыта (многообразия сенсорных эталонов и перцептивных действий, т.е. способов обследования).

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Развитие мелкой моторики дошкольников.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Моторика - это сфера двигательных функций организма. У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению.

Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. Развитие мелкой моторики и, соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой зависимости от состояния развития его мышления.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Специалисты в области детской психологии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Развитие моторной функции улучшает (способствует) развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает, сознательны отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой среде.

Моторная функция ребенка - это интегрированная составная часть познавательной функции головного мозга.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Таким образом, нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности.

Сенсомоторное развитие

Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие.

Обратимся к понятиям, что такое сенсомоторика?

Дословно: «сенсомоторика» - «сенсо» - чувство, «моторика» - движение. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость… Таким образом ощущения и восприятие - непосредственное, чувственное познание действительности.

Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние », - писал Лев Николаевич Толстой. Путь дошкольника очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия, человека. Поэтому нам надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.

Крик новорожденного - первая реакция на земной мир, первое непосредственное чувствование этого мира.

Ребенок сначала познает окружающий мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишен стереотипов. Ребенок чувствует себя в нем свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования - постепенно и завораживающе.

Все, что взрослым уже знакомо все, что, как им кажется, до конца понятно, объяснено и уложено в схемы, ребенок видит впервые, и его восторг так силен, что ему хочется продлить это «впервые» до бесконечности. Но лишь немногие взрослые, которых мы называем людьми искусства, сохраняют в себе способность бесконечного первооткрытия мира. Здесь и возникают вопросы о том, как же помочь ребенку не превратиться из «маленького гения» в заурядного человека и почему детская восторженная и трепетная оживленность сменяется иногда школьной апатией?

Чем больше дети дошкольники познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. А после интересных занятий ребенку не придется при рассматривании какого-либо предмета тратить силы на ненужные движения головы. Следовательно, малыш не будет так уставать, и процесс обучения пойдет гораздо быстрее.

Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребенка должны быть не только хорошо развиты около глазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть не подвижными или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т.е. совершать какие-то действия, которые называют моторными. Если он не может схватить этот предмет, то его не сможет и ощутить. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет ими познать многое и разное. И чем больше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Все это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей.

Здоровье ребенка, физическое и духовное, зависит от того, каким он видит окружающий мир, каким его представим. Одна из главных задач - дать ребенку как можно больше естественных заданий для более точного выражения себя и своего видения. Важно чтобы задание было обогащено развивающей предметной средой. Дизайнеры пытаются разрешить поставленные нами вопросы. Разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Используется широкая цветовая гамма во всех видах изобразительной деятельности. Учитывается сила цвета. При грамотно подобранной цветовой гамме снимается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой, облегчается процесс социоэмоционального взаимодействия.

Дошкольный период - один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя.

Природное желание ребенка узнавать новое постепенно сталкивается с педагогической схоластикой, с упрощенной и сухой подачей знаний об окружающих предметах и явлениях. У ребенка не реализуются одна из главных способностей этого возраста - эмпирическое, то есть чувственное, познание мира. Ребенок ждет не объяснения путем логических выкладок, а демонстрации качеств предмета. Суть предмета постигается через качества, а не через абстрактный для ребенка утилитаризм предмета. Если ребенок не приобретает живого непосредственного опыта, не переживает эмоций, связанных с приобретением этого опыта, он становится рабом уже сформированных суждений. Жизнь, данная в описаниях, снижает у ребенка интерес к явлениям.

Поначалу ребенок доверяет тому, что говорит ему взрослые о сущности явлений и предметов, но потом проявляется очевидный дефицит истинного опыта и интерес, в том числе к знаниям, снижается. Ребенок становится обладателем не пережитого опыта. И это не только заглушает его сенсорные способности, но и делает затруднительными последующие стадии обучения, которые основаны на умении оперировать логическими и аналитическими категориями.

Каким образом открыть перед малышом мир, в котором он пришел, помочь не потеряться в нем, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой - это то, что волнует педагогов.

Чтобы легче, понятнее и нагляднее было понять и изучать сложные процессы сенсомоторного развития необходимо изучить структурно-функциональные изменения в развитии организма ребенка. Это поможет открыть наиболее короткие и продуктивные пути развития и обучения ребенка.

Психофизиологические особенности развития дошкольника

Один из ведущих факторов развития ребенка - активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное и др.), которое формирует систему восприятия.

Связь организма с внешним миром обеспечивают анализаторные системы, состоящие из центральных и периферических отделов.

Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития:

В младенчестве - высшие анализаторы - зрение, слух - опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.

Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

Ш складывается акт рассматривания предметов;

Ш формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;

Ш устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

Ш устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

В раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными.

Особенности сенсорного развития в раннем детстве:

Ш складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее - зрительное соотнесение предметов по их признакам;

Ш возникает представление о свойствах предметов;

Ш освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

Ш зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;

Ш осваиваются сенсорные эталоны;

Ш возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

Ш с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

Сенсомоторное развитие в процессе деятельности

Взаимосвязь восприятия и деятельности долгое время фактически игнорировалась в психологии, и либо восприятие изучалось вне практической деятельности, либо деятельность рассматривалась независимо от восприятия.

В начале 30-х годов, известные педагоги-психологи определили, что как деятельность в целом, так и входящие в ее состав перцептивные процессы, развиваются не спонтанно. Их развитие определяется условиями жизни и обучения, в процессе которого, как справедливо указывал Л.С. Выготский, ребенок усваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями. В частности, предполагает, усвоение выработанных обществом систем сенсорных эталонов (система геометрических форм, цвета спектра и др.). Индивид использует усвоенные эталоны для обследования воспринимаемого объекта и оценки его свойств.

Начиная с 3-4-х месяцев, у ребенка формируются простейшие практические действия, связанные с захватыванием предметов и манипулированием ими, с передвижением в пространстве

Позже, начиная со второго года, ребенок под влиянием взрослых, начинает воздействовать одним предметом на другой. В связи с этим, изменяется его восприятие. На данной генетической ступени становится возможным перцептивное предвосхищение не только динамических взаимоотношений между собственным телом и предметной ситуацией, но и известных преобразований меж предметных отношений (например, предвидение возможности протащить данный предмет через определенное отверстие, переместить один предмет при помощи другого и т.д.).

Переходя к дошкольному возрасту (3-7 лет), дети, начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности, направленной не только использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и т.д.).

Исследование роли конструктивной деятельности (А.Р. Лурия, Н.Н. Подьяков, В.П. Сохина и др.), а также рисования (З.М. Богуславская, Н.П. Сакулина и др.) в развитии зрительного восприятия показывают, что под влиянием этих деятельностей, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем, объединять их в целое, прежде чем, подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

Так Вайнерман С.М., Большов А.С. считают, “что наиболее значимым в предметно-практической деятельности детей 3-4 лет является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще не зрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

В изобразительной деятельности выделяют уровни развития и этапы для каждого возраста:

1-й этап - сенсорной и моторной стимуляции,

2-й этап - сенсомоторной координации,

3-й этап - психосенсомоторной координации.

А у детей 4-5 лет наиболее значима сенсорная интеграция (координация), обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.

В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями”. С.Л. Рубинштейн утверждал, что отрыв психического образа от физиологического процесса отражения приводит к «уничтожению самого предмета психического исследования». Процессу восприятия свойственна динамика, зависящая от особенностей и этапов формирования поведенческого акта и характера ответной деятельности организма. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «всякое действие есть взаимодействие, внешние причины действуют через посредство внутренних условий». А.Н. Леонтьев предполагал, что возможные нарушения в системе восприятия на любом этапе увеличивают «неосознаваемость» сигнала, отражая его меньшую «презентированность».

Системное развитие (пластичность) позволяет объяснить многие функции и определенные механизмы развития моторных функций у ребенка.

Конечный эффект стимуляции сенсорной системы состоит в поведенческой реакции организма. При этом рефлекторный ответ необязателен; в большинстве случаев создаются внутреннее воспроизведение, внутренне осознаваемый образ стимула, после чего мы соответственно действуем. Этот процесс формирования внутреннего образа называется восприятием (перцепцией). Оно включает опознание того, что стимуляция имела место, и нашу способность различать разные свойства стимула.

Все системы в организме ребенка развиваются совместно, и нет таких систем, которые бы развивались автономно (независимо). Развитие соматической сенсорной системы выглядит в виде последовательных этапов формирования восприятия. Если рассматривать все эти этапы, то можно установить связь между развитием соматической сенсорной системы и других сенсорных систем (функций) и развитием моторной системы ребенка. Эти этапы условны, но они отражают направление развития (рис. 1).

структура

структура

структура

Рис. 1. Система структурно-функционального развития

сенсомоторный развитие дошкольник аппликация

Одной из особенностей раннего развития ребенка является восприятие размера и пространственного объема предметов. Уже в первые годы жизни ребенок может и должен не только различать размер и объём предмета (маленький, большой, короткий и др.), но и определять его структуру (мягкость, жесткость, плотность и др.). Ритмические движения ладошками, пальчиками по предмету, ритмические перемещения рукой по предмету способствуют развитии тактильной чувствительности. С помощью этих движений совершенствуются способности ребенка определять вес предмета и его структуру. При совершенствовании бимануального (двумя руками одновременно) исследования ребенок может изучать форму, объем предмета; так развивается объемное восприятие.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно-готовым» к этому. Если ребенок не может схватить и ощутить его. При бимануальном (двумя руками) ощущении предмета происходит его пространственное изучение. При таком действии ребенок должен иметь тонкую и совершенную координацию движений рук. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем.

Способность к пространственному бинокулярному зрению (скоординированной работе двух глаз) тоже, прежде всего, основана на моторике. Значение моторики заключается в том, что прежде чем возникает способность к пространственному зрению, ребенок должен научиться координированному положению глаз. Глубина наблюдения (объемное восприятие) ребенка распространяется и на исследуемый предмет (глубину пространства).

У ребенка пространственное восприятие четко связано с перемещением положения мышц шеи, т.е. происходит постоянное лоцирование (поиск) этого предмета с разных сторон. Если у ребенка развито бинокулярное зрение, то ему не надо двигать головой.

Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Развитие происходит благодаря созданию совершенной карты чувствительности в коре головного мозга, в которой каждая функция (моторная, сенсорная, перцептивная) получает свои специфические представительства. В итоге в процессе образования многочисленных связей в моторной и сенсорной коре и интеграции систем получается картирование перцептивной зоны коры. В этом плане очень важно применять на занятиях по изотворчеству технику и методику, соответствующие уровню психосоциоэмоционального развития и сенсомоторных координаций ребенка. Полноценное сенсомоторное развитие способствует снятию утомления за счет уменьшения перенапряжения сенсорных и моторных систем, что способствует укреплению психического статуса, регуляции поведенческих реакций.

Улучшая локомоторную (перемещение в пространстве) функцию ребенка, одновременно развивают его интеллектуальные функции.

Обогащение сенсорной и двигательной активности приводит к увеличению количества межсинаптических связей, что играет большую роль в улучшении функции исследования.

Из визуальной области коры импульсы поступают в нижнетемпоральные области, где расположен центр узнавания предметов. Из нижнетемпорального центра импульсы поступают речевой центр (таким образом, ребенок не только узнает предмет, но и говорит, что это за предмет).

Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребенок двигается (точно, координировано), тем лучше он будет говорить (рис. 2).

Рис. 2.

Уже с первых дней жизни у ребенка существует связь между визуальным контролем и поисковым движениями руки, другими словами, к моменту рождения у ребенка запрограммирована глазо-кистевая координация, но еще не сформировалась координация, но еще не сформировалась координация системы глаз - туловище - рука. Если фиксировать голову ребенка рукой, поддерживая её, то его движения становятся более точными и аккуратными. Растопыренные пальчики в период поиска свидетельствует о том, что еще не сформировано пространственно-визуальное восприятие.

Первый раз выполняемое упражнение сильно тормозится, поэтому оно не такое быстрое и эффективное. При тренировке движение становится четким и аккуратным. Если ребенок делает движение под контролем зрения, то движение должно быть сбалансированным как минимум между тремя суставами, и главная задача заключается в развитии координации в работе всех суставов, участвующих в движении.

Отдельно следует выделить рефлекторный компонент на уровне развития глазо-ручной координации. Если у ребенка не интегрированы (реализованы, отработаны) шейно-тонические рефлексы, то он находится как бы «в плену» своих же движений шеи; при повороте головы в сторону рефлекторно изменяется мышечный тонус верхних и нижних конечностей на этой же стороне.

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит по трем схемам.

1. Познание через крупную моторику - это схема взаимодействия, формирования, развития и тренировки органов чувств, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также висцеральных (внутренних) органов через движение. Моделирование в нервной системе образов движения, способствующих формированию нервных центров подкорки и коры, их взаимосвязей (белого вещества), межполушарной асимметрии будет замедлено и даже видоизменено.

2. Развитие нервной системы через тонкую моторику. После формирования в нервной системе человека геометрии образа движения объекта внешнего мира и построения движения ребенок моделирует движение во внешней среде через тонкую моторику на уменьшенной копии внешней среды - на листе бумаги, при лепке и др.

Двигательная система включает пассивную и активную части. Подвижность запястья относительно лопатки и подвижность предплюсны относительно таза насчитывают по 7 ступеней, кончика пальца относительно грудной клетки - 16 ступней. Например, движение кончика пера, пока он не отрывается от поверхности бумаги, отличается двумя ступенями свободы. При этом очевидно, разнообразие доступных траекторий движения совпадает с разнообразием всего того, что когда-либо могло быть или было написано и нарисовано пером на листе бумаги.

Н.А. Бернштейн указывал, что переход от одной степени свободы, т.е. от вынужденного типа подвижности, к двум или нескольким степеням знаменует собой возникновение необходимости выбора. Между одной и несколькими степенями свободы выбора существует очень важный качественный скачок.

3. Развитие нервной системы через осмысление ощущения или восприятия, через создание образа модели (образца) с включением в социоэмоциональную среду совосприятия своих собственных движений.

Целостность созданного образа определяет границы его содержания согласно смысловой и чувственной составляющим, характеризует уровень восприятия информации.

Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах и естественных химических соединениях, неисчерпаема. Наблюдатель может до конца своих дней открывать все новые и новые факты о мире, в котором он живет, и у этого процесса нет и не может быть конца.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатления о предметах в рамках социоэмоционального развития наблюдателя. Это психосоматический акт.

Этапы восприятия:

Ш Афферентный синтез; анализ свойств объекта и предметной среды, зоны отображения.

Ш Межсенсорное взаимодействие: при восприятии объекта и предметной среды, зоны отображения происходит сравнение зрительного, звукового, обонятельного и других сигналов, взаимодействие анализаторов, тренировка ассоциативных процессов в полушариях головного мозга.

Построение движения (модели движения) в нервной системе:

Ш Формирование сенсорной модели объекта предметной среды, траектории движения на различных уровнях организации мозга, на уровне пространственного поля и корковых центров анализаторов зрения, движения, вестибулярного аппарата.

Ш Формирование в нервной системе эфферентной модели копирования объекта в зоне отображения через согласование чувствительного образа с двигательными системами коры, ствола мозга, мозжечка и спинного мозга.

Осуществление движения рукой, кистью, функционирование кинематической цепи опорно-двигательного аппарата по программе нервной системы; параллельное обогащение афферентации через мышечно-суставное чувство (проприорецепцию) - обратную связь с суставом и сухожилий мышц руки в центральный отдел двигательного анализатора. Образование глазо-ручной двигательной координации.

Ш Формирование обратной связи, сличение, повторный афферентный синтез.

Понимание взаимосвязи между психическим и моторным развитием ребенка имеет непосредственное отношение к реализации целей и использованию методов развивающей педагогической работы с детьми.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.

Под термином «тонкая моторика» мы понимаем высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.

Тонкая моторика соответствует высшему уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека. С одной стороны, она граничит со статическими положениями мелких сегментов, с другой стороны, тонкая моторика имеет зону перехода к крупной, или грубой, моторике. Тонкую моторику необходимо развивать в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей, на основе грубой моторики, с целью создания оптимального двигательного стереотипа.

Таким образом, у ребенка поэтапно моделируются и апробируются основополагающие свойства пространства внешнего мира, происходит социоэмоциональное развитие, взаимосвязь между психическим и моторным развитием. С развитием высшей нервной деятельности произвольная двигательная деятельность в целом приобретает все большее значение в поведении ребенка.