На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…
Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.
Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.
Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление , ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.
К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.
Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.
Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.
К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».
Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж , можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.
Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.
Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.
Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели. Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.
В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.
В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс . Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.
Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.
Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.
Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.
Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.
Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.
Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.
Ко второму месяцу жизни грудничок постепенно начинает привыкать к новому и неизвестному ранее для него миру. К этому времени малыш уже умеет улыбаться и лепетать. Раньше он улыбался только во сне, теперь он реагирует улыбкой на голос мамы и ее прикосновения. Начиная с четвертой-пятой недели, кроха начинает гулить и активно общается. По его поведению мама может уже определить настроения своего малыша. В это время уже можно начинать развивать слух ребенка, напевая песенки и включая классическую музыку.
В этом возрасте основной пищей по-прежнему остается грудное молоко, но малыш может иногда менять режим питания. Внимательно следите за пищеварением, что бы во время кормления он не заглатывал воздух. Из-за вероятности коликов, мама должна следить за своим рационом, и не употреблять продукты, которые вызывают повышенное газообразование. К ним относятся: капуста, шоколад, кофе, бобовые, огурцы, яблочный сок.
Прибавка в весе к двум месяцам составляет около килограмма, в росте три сантиметра. Некоторые малыша могут набрать больше или меньше. Не беспокойтесь и не торопитесь вводить докорм. Сначала подсчитайте количество мокрых пеленок в течение дня. Если их больше двенадцати, не стоим переживать, малышу вполне хватает молока. Если грудничок капризничает и нервничает, не нужно его сразу кормить. Прикладывайте чаще к груди для увеличения лактации. Мама может увеличить употребление жидкости. Пейте чай с молоком, отвары с фенхелем и крапивы с базиликом. Старайтесь не нервничать и по возможности высыпаться.
В это время многие малыши путают день с ночью. Если он спит днем больше трех часов, нужно его разбудить. Ночью проснувшегося малыша нужно успокоить и не играть с ним. Сдвигайте постепенно режим укладывания в двадцати двум часам. Если малых слишком возбуждается после купания, перенесите процедура на шесть часов вечера.
К двум месяцам, несмотря на то, что все предметы еще видятся в черно- белом цвете, качество зрения улучшается. Грудничок следит за движущимися игрушками и лицами, поворачивает голову в сторону звуков. Для развития будет полезна движущаяся музыкальная игрушкой с нежной мелодией. Ее можно повесить над кроваткой. Малыш будет с интересом ее рассматривать, а у мамы появиться несколько свободных минут.
Каждая мама хочет, что бы ее ребенок вырос здоровым, веселым и крепким. Для этого с самого рождения нужно заниматься несложными физическими упражнениями. Они не только помогают укреплению здоровья, но и развивают эмоциональную связь матери и ребенка. Гимнастика способствует улучшению аппетита, повышает мышечный тонус, развивает двигательную активность, избавляет от коликов и нормализует работу кишечника и желудка.
Для правильного выполнения гимнастики нужно соблюдать определенные правила:
Комплекс гимнастических упражнений:
Фитбол - это хороший тренажер для двухмесячного малыша. Простые покачивания развивают вестибулярный аппарат, уменьшают колики, улучшая пищеварение и расслабляя мышцы живота. Вибрация способствует снятию спазмов и стимулирует работу печени и почек. Зарядка укрепляет мышцы у основания позвоночника, благодаря чему он становится более гибким. Занятия развивают нервную систему ребенка и повышают настроение.
Оптимальный размер фитбола составляет в диаметре шестьдесят-семьдесят сантиметров. Маме такой мяч тоже может пригодиться для восстановления формы после родов. Он должен быть сделан из экологически чистой и прочной резины, быть упругим и без лишних запахов. Соединительные швы практически не должны быть видны. Вот несколько основных упражнений:
Массаж – это очень полезная и необходимая процедура. Он снижает мышечный тонус, благотворно влияет на пищеварение, способствует хорошему сну и настроению. Для правильного проведения соблюдайте необходимые рекомендации:
Основная схема для проведения массажа:
Стул у грудничка, которого мама кормит молоком, должен быть желтого цвета, жидкой консистенции с молочным запахом. Периодичность составляет до четырех раз в сутки. Многие мамы переживают и считают жидкий стул поносом или проявлениями дисбактериоза. Но это вполне соответствует норме.
У малыша, которого кормят адаптированной смесью стул темный, твердый с кислым запахом. Периодичность - один-два раза в сутки.
Если грудничок не усваивает глютен, то стул учащается до десяти раз и имеет неприятный запах и соломенный цвет. Малыш ведет себя беспокойно и не прибавляет в весе. Это может быть проявлением целиакия – воспаления кишечника. В этом случае обязательно вызовете врача.
При лактозной недостаточности дефекация происходят до двенадцати раз. Стул водянистый с кислым запахом. Грудничок не набирает вес и часто и много плачет.
Вязкий и блестящий стул с большим количеством жира является причиной муковисцидоза. Это наследственное заболевание.
Если кроха заболел энтеритом, то стул становится жидким с содержанием слизи и прожилками крови.
Развитие ребёнка на 2 месяце жизни полно открытий. Зрение и слух улучшаются, физические навыки усложняются. Малыш становится коммуникабельным и активным.
Темп развития ребёнка явление индивидуальное. Существует некоторый общий знаменатель, объединяющий родителей и отвечающий на вопрос - как развивается ребёнок в 2 месяца жизни. Таким знаменателем являются навыки ребёнка в 2 месяца.
Возможности ребёнка в 2 месяца следует рассматривать в плане физическом и психологическом.
Малыш к двухмесячному возрасту переживает следующие изменения:
Иногда родителям кажется, что ребёнок в 2 месяца пытается сесть. Это не совсем так. Кости, мышцы и суставы малыша совершенно не готовы к подобному воздействию. Спешить не нужно. Вертикальное положение расширяет границы видимости, но двухмесячному малышу это сейчас не нужно. Чтобы ребёнок сел в положенное время, необходимо как можно чаще выкладывать его на живот. В таком положении при поднятии головы, грудной клетки, рук и плеч будут укрепляться мышцы, которые необходимы для освоения навыка сидения. Поэтому на вопрос: можно ли сажать ребёнка в 2 месяца, ответ категорический - нельзя.
При рождении зрение ребёнка достаточно развито. Поэтому отсутствие или присутствие света не остаётся без его внимания. Первые дни всё окружающее видится малышу как в тумане. Что видят дети в 2 месяца? Кроха может видеть большие предметы, расположенные недалеко. Расстояние видимости крохи до 30 см. Поэтому лицо мамы, которая кормит, он запоминает быстрее всего. В двухмесячном возрасте ребёнок способен различать объёмные и плоские, вогнутые и выпуклые предметы. Глаза малыша ещё косят, но это скоро пройдёт. Обычно к полугодовалому возрасту положение глаз нормализуется.
Зрение ребёнка в 2 месяца выходит на новый уровень, потому что появляется способность концентрировать внимание на неподвижном предмете. Родителям интересно, какие цвета различают дети в 2 месяца? Первые месяцы жизни малыш видит белый и чёрный цвет. Поэтому игрушки и предметы черно- белого цвета привлекают детское внимание. Только такое контрастное сочетание ребёнок наблюдает до 3 месяцев. После появляется способность различать некоторые основные цвета.
Достижения ребёнка в 2 месяца имеют большое значение на дальнейшее развитие. Своевременно полученные навыки гарантируют успешное выполнение следующих задач и целей.
С первого дня своей жизни ребенок активно растет и развивается. Мама и папа день и ночь озабочены его состоянием, особенно если малышу всего лишь 1 месяц. Любым родителям очень важно знать, что их кроха уже может делать, чему ему только предстоит научиться, а на что нужно обратить особое внимание.
Второй месяц жизни новорожденного харак
теризуется увеличением активности. Кроха теперь проводит во сне 16-17,5 часов в сутки. При этом бодрствовать малыш может и до, и после кормления на протяжении 30 минут - часа. Не упустите момент, чтобы пообщаться с младенцем, ведь так приятно видеть, как он пытается реагировать на ваши слова и действия! Ночью ребенок может спать уже намного дольше без пробуждения, до 5 часов (или до 6 при
Развитие предполагает ежедневные прогулки. Если на дворе лето, то рекомендуется проводить с малышом на свежем воздухе не менее 4 часов в сутки (2 прогулки по 2 часа). Однако это время вполне может быть увеличено. Так, если есть возможность кормить грудничка прямо на улице, то прогулка может длиться практически целый день. Конечно, ориентироваться нужно в первую очередь на состояние и настроение малыша и на погодные условия.
В холодный период года не советуют выходить на прогулку с младенцем, если столбик термометра опускается ниже -10 градусов, а также в том случае, когда дует пронизывающий ветер. При таких условиях вполне можно выйти с малышом на веранду или Если же все-таки погода хорошая, то прогулка на улице должна длиться от 40 до 60 минут.
Второй месяц жизни новорожденного сопровождается и новыми умениями. Малыш больше разгибает ножки и ручки, активнее ими работает. Теперь он уже разжимает свои кулачки.
Какой-либо яркий предмет может не только привлечь внимание крохи, но и завладеть им на некоторое время, ребенок будет следить за ним взглядом, если этот объект находится от него не слишком далеко (не далее метра).
Второй месяц жизни малыша может порадовать родителей гулением. Мама и папа могут услышать долгожданное «агу». И уж непременно они увидят первую улыбку своего ребенка, ведь теперь он хорошо отличает своих близких от посторонних людей и радуется им.
Развитие слуха - это то, чем также характеризуется второй месяц жизни новорожденного. В ход можно пустить погремушки. Потрясите ей в стороне от малыша, и он непременно повернет голову к игрушке. Правда, не все происходит сразу. Сначала он немного затихнет, словно размышляя о том, что происходит, а потом обязательно посмотрит в сторону звука.
Напоследок перечислим основные навыки малыша, которые он приобретает в этот период. Итак, второй месяц жизни новорожденного характеризуется следующими умениями:
Если что-либо из этого списка ваш малыш пока не может делать, не расстраивайтесь! Всегда помните, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Не нужно подгонять его ни под какие рамки или пытаться подстроить под стандарты.