Площадки на территории Московской области. Традиции на Курбан Байрам

22.09.2019

Ислам разделяется на два крупнейших течения - суннизм и шиизм. На данный момент сунниты составляют около 85–87% мусульман, а количество шиитов не превышает 10%. О том, как ислам раскололся на эти два направления и чем они отличаются.

КОГДА И ПОЧЕМУ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ИСЛАМА РАСКОЛОЛИСЬ НА СУННИТОВ И ШИИТОВ?

Мусульмане раскололись на суннитов и шиитов по политическим причинам. Во второй половине VII века после окончания правления халифа Али* в Арабском халифате** возникли споры о том, кто займёт его место. Дело в том, что Али был зятем Пророка Мухаммеда***, и часть мусульман считала, что власть должна перейти именно его потомкам. Эту часть стали называть «шиитами», что в переводе с арабского значит «власть Али». В то время, как другие последователи ислама ставили под сомнение исключительную привилегированность этого рода и предлагали большинством мусульманской общины выбрать другую кандидатуру из потомков Мухаммеда, объясняя свою позицию выдержками из сунны - второго после Корана**** источника исламского права, отчего стали называться «суннитами».

КАКОВЫ РАЗЛИЧИЯ В ТОЛКОВАНИИ ИСЛАМА У СУННИТОВ И ШИИТОВ?

Сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты же равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али.

Сунниты и шииты по-разному выбирают высшую власть. У суннитов она принадлежит избираемым или назначаемым духовным лицам, а у шиитов представитель высшей власти должен быть исключительно из рода Али.

Имам. Для суннитов это духовное лицо, которое заведует мечетью. Для шиитов это духовный лидер и потомок пророка Мухаммеда.

Сунниты изучают весь текст сунны, а шииты только ту её часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи.

Шииты верят, что однажды в лице «скрытого имама» придёт мессия.

Могут ли сунниты и шииты вместе совершать намаз и хадж?

Последователи различных течений ислама могут совершать намаз (ежедневное пятикратное чтение молитв) вместе: в некоторых мечетях это активно практикуется. Кроме того, сунниты и шииты могут осуществлять совместный хадж - паломничество в Мекку (священный город мусульман на западе Саудовской Аравии).

В каких странах большие шиитские общины?

Больше всего последователей шиизма живёт в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Иране, Ливане и Йемене.

*Али ибн Абу Талиб - выдающийся политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять пророка Мухаммеда; первый имам в учении шиитов.

**Арабский халифат - исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII–IX вв. Располагалось на территории современных Сирии, Египта, Ирана, Ирака, юга Закавказья, Средней Азии, севера Африки и юга Европы.

***Пророк Мухаммед (Мухаммад, Магомед, Мохаммед) - проповедник единобожия и пророк ислама, центральная фигура в религии после Аллаха.

****Коран - священная книга мусульман.

***************

РАССЕЛЕНИЕ ШИИТОВ И СУННИТОВ

Подавляющее большинство мусульман на планете составляют сунниты. Антипатии между общинами внутри ислама более распространены, чем между самим исламом и другими религиозными верованиями и их сторонниками. В некоторых странах теологические и культурные различия между суннитами и шиитами приводят к насилию.

Выходящий в Лондоне журнал «Джейн» пишет, что шииты составляют большинство в Азербайджане, Иране и Бахрейне. В Ираке шииты составляют больше половины населения. В Саудовской Аравии шиитов уже только около 10 процентов.

Преобладание суннитов наблюдается в Афганистане, Пакистане, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах. В Индии, с общим количеством в более чем один миллиард жителей, абсолютное большинство процентов мусульман принадлежат к общине суннитов.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры, в среде его последователей возникло разногласие по поводу того, кто должен стать его преемником. Те, кто склонялся к идее избрания преемника через согласие, полученное в Халифате, стали называться суннитами.

Меньшинство же предпочитало видеть преемником пророка Мухаммеда избранного по семейному родству с пророком. Они выбрали своим имамом двоюродного брата пророка - Али. Это меньшинство стало известно под названием Шиит Али, то есть группой сторонников имама Али.

В 680 году в Кербале в Ираке был убит суннитами сын имама Али – Хуссейн, и это ещё больше обострило противоречия между суннитами и шиитами.

Разногласия между шиитским и суннитским Исламом отражаются на всех аспектах Исламского закона. В странах со значительным и влиятельным мусульманским населением эти различия влияют на государственные законы, особенно касающиеся семьи и общества. Это приводит не только к дискуссиям, но во многих случаях ведет к репрессиям со стороны правящих элит...

ГЛАВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Исламский свод законов, безотносительно практики суннитов или шиитов, базируется на Коране, суннах (обычаях пророка Магомета), соотносясь с хадитами (высказываниями Пророка и его сторонников), джияс (подобиями, аналогами) и понятием «ижтихад» (личными умозаключениями).

Именно от них произрастает Исламский закон (шариа), который не систематизируется, но подвергается истолкованию советом компетентных личностей (улема). Источники истолкования Исламского закона (Шариа) не устанавливают различия между Исламом шиитов и суннитов. Но различия между двумя течениями возникают как следствие интерпретации хадитов (высказываний Пророка и его сподвижников).

В случае шиитов в истолкование включены высказывания имамов. В шиитском Исламе имамы являются не просто ведущими молитв, но и носителями сверхъестественных знаний и обладателями бесспорного авторитета. Это является главной причиной их расхождения с суннитами.

ВОПРОСЫ БРАКА

Различия в интерпретации суннитами и шиитами исламского закона - шариата - стали ещё более разительными. Как отмечает британский журнал «Джейн», в Южной Азии и на Ближнем Востоке это часто приводило и продолжает приводить к насилию.

Власть каждого из основных течений ислама в странах этого региона часто создавала проблемы, влияющие на исламский закон. Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его стороной мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В Индии в 2005 году шииты отказались следовать распоряжениям, исходящим от Всеиндийского мусульманского совета в вопросах замужества, развода и получения наследства. Шииты заявили, что Совет, в котором большинство составляли сунниты, в своих решениях склонялся к суннитским истолкованиям вопросов брака.

РОСТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Иранская революция 1979 года вызвала встревоженность возможным распространением влияния шиитов в Персидском заливе и Пакистане.

Британский журнал «Джейн» акцентировал внимание на том, что в своих жёстких интерпретациях Корана ваххабиты призывают к действиям против неверующих и особенно шиитов, которых они считают отъявленными еретиками.

Саудовская Аравия энергично поддерживала суннитскую доктрину щедрыми субсидиями лидеров на местах, таких как пакистанский президент Мухаммед Зия уль-Хак, с целью противостоять влиянию шиитов путём расширения сети исламских школ - медресе. Саудовцы стремились к тому, чтобы эти школы симпатизировали суннитскому исламу и поддерживали ваххабитское его истолкование.

Акции имели очевидный успех. Быстрый рост суннитского радикализма способствовал вербовке боевиков для движения сопротивления в Афганистане против советской оккупации. Позднее это активизировало движение «Талибан» и сторонников Усамы бен Ладена.

Так что государственные лидеры уже сталкиваются с необходимостью находить пути, на которых обе общины - и суннитская и шиитская - смогут нормально функционировать и мирно сосуществовать.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами - суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация - там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась - но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все "прогрессивное" западное человечество во главе с США.

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьёзных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.

В 2010 году случился конфликт между председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председателем Совета муфтиев России, суннитом Равилем Гайнутдином и главой Управления мусульман Кавказа, шиитом Аллахшукюром Пашазаде. Последнего обвинили в том, что он шиит, а большинство мусульман России и СНГ - сунниты, следовательно, шиит не должен управлять суннитами. Совет муфтиев России пугал суннитов «шиитским реваншем» и обвинял Пашазаде в работе против России, поддержке чеченских боевиков, излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и притеснении суннитов в Азербайджане. В ответ Управление мусульман Кавказа обвинило Совет муфтиев в попытке срыва Межрелигиозного саммита в Баку и в разжигании розни между суннитами и шиитами.

Эксперты полагают, что корни конфликта - в состоявшемся в 2009 году учредительном съезде Консультативного совета мусульман СНГ в Москве, на котором Аллахшукюр Пашазаде был избран главой нового альянса традиционных мусульман. Инициатива получила высокую оценку президента России, а демонстративно бойкотировавший её Совет муфтиев оказался в проигрыше. В разжигании конфликта подозревают и западные спецслужбы.

Ислам наряду с христианством и буддизмом одна из самых распространенных религий в мире. Особенно много государств, исповедующих Ислам, находиться на востоке Европы и в северной Африке. Несмотря на это у мусульман есть противоречия, которые вылились в настоящую войну. Весь Исламский мир разделился на две враждующие друг с другом группировки: суннитов и шиитов.

Основным их отличием является то, что сунниты отрицаю возможность связи с Аллахом через духовенство , они исповедуют ислам как завещал им пророк, а шииты наоборот верят, что духовенство может и должно принимать важные решения касающиеся мусульманского права. Многие сунниты вообще не считаю шиитов мусульманами. Численность последних мала, поэтому они стараются избегать прямых вооруженных конфликтов.

С чего же все начиналось, откуда могли взяться эти различия?

Раскол начался сразу же после смерти Пророка Мухаммеда. Как только его не стало, пришла пора выбрать нового духовного лидера, большинство мусульман отдали предпочтение одному из друзей Мухаммеда Абу Бакра, по совместительству он еще являлся и его тестем. Это большинство в последствии и стало называться суннитами.

Оставшееся меньшинство поддержало двоюродного брата Пророка Мухаммеда, Али . Есть версия, что его назвал приемником сам Мухаммед. Все те, кто последовал за Али стали именовать себя шиитами и указывая на его кровное родство с Мухаммедом желали, чтобы именно он стал новым халифом. За это сунниты убили сына Али - это привело к отрытому противостоянию между этими двумя течениями, победа досталась суннитам, ведь у них и было большинство.

С годами разница во взглядах между этими двумя течениями только растет. И хотя все они уважают законы «Корана», в идеологическом плане их течения сильно различаются. Например шииты допускают существование «временного брака», по другому складывают руки во время молитвы, у них появились новые молитвы, которые сунниты считают необязательными, но самое главное они ждут появление на земле нового Пророка из числа последователей Мухаммеда.

Основные отличия суннитов от шиитов

По настоящему трудно сказать, что разница между этими течениями велика. Например в христианстве намного больше противоречий между католиками и православными. К какому бы из двух течений не относился мусульманин, он почитает лишь одну книгу - «Коран». Бытует ложное мнение будто у шиитов к «Корану» есть дополнение из десяти заповедей, это не более чем выдумка.
Вот самые распространенные выдумки, которые рассказывают сунниты про шиитов:

  • Сунниты думают, будто шииты считают настоящим Пророком не Мухаммеда, а Али, на самом деле это абсолютная лож. Ни один уважающий себя шиит никогда с этим утверждением не согласится. Они уважают власть Али, лишь из-за того, что он имеет родственные связи с самим Мухаммедом. Авторитет самого Пророка Мухаммеда здесь не подлежит сомнению.
  • Еще одно заблуждение, многие сунниты думают, что шииты признают имамов равными Мухаммеду. В реальности это совсем не так. Все началось с 12 потомков Пророка, ставших в последствии имамами, все они почитаются и уважаются шиитами. Они были не обычными детьми Али, они были кровными родственниками Пророка. Только за эту связь они и пользуются таким огромным авторитетом, считается что имамы - это потомки Мухаммеда, неуважительно относится к ним, значит уменьшать авторитет самого Пророка.
  • У мусульман существует такой налог, как закят - это обязательное пожертвование, его сбором занимаются специальные сборщики закята, все средства полученные таким путем идут на помощь нищим. Шииты признают этот налог, но считают что выплачивать его необходимо не сборщикам закята, которые могут распорядиться частью этих средств по своему личному усмотрению, а напрямую самим нищим. Так же у шиитов есть еще один налог - хумс, пятая часть свободных от основных расходов денег отдается в пользование имама.


Нельзя сказать, что такие особенности шиитов в корне противоположны учениям суннитов. Сейчас обе эти группы живут мирно, но несмотря на это, многие сунниты называют шиитов неверными. Существует множество экстремистски настроенных сект, постоянно подстрекающих друг друга к насилию. Помимо этого разногласия зачастую происходят по политическим мотивам, эти разногласия усиливают конфликт между мусульманами всего мира.

Сунниты и шииты сейчас

Вооруженные конфликты в мусульманском мире зачастую происходят на фоне суннито-шиитского противоборства, несмотря на это большинство мусульман не смогут объяснить, какие именно расхождения в их течениях вынуждают их взяться за оружие и прибегать к насилию.

Инициаторами таких конфликтов чаще всего бывают сунниты, это объясняется их численным превосходством. Причины по которым они вступают в вооруженный конфликт, можно мягко назвать надуманными. Большим раздражением для всех суннитов является то, что шииты изменили текст декларации веры и к обычным словам добавляют: «Али друг Аллаха». Это очень сильно злит суннитов, но все же не так сильно, чтобы ради этого проливать кровь.

Политические конфликты подливают масла в пламя, поэтому в последнее время появляется все больше экстремистских организации. И хотя шииты всегда винят своих оппонентов в агрессии именно у них появилась такая экстремистская группировка как «Хезболла». Большинство экспертов сходится во мнении, что их внутреннее противостояние не столько опасно, сколько внешние воздействие. Страны из вне, постоянно пытаются стравить государства играя именно на таких противоречиях. Последствия этих действий мы можем видеть уже сейчас, одним из них является появление на свет такой группировки как «Исламское государство»(запрещена в РФ).

ТАШКЕНТ, 31 авг — Sputnik, Мария Шелудякова. Совпадение дат празднования Курбан-байрама с российским Днем знаний вызвало оживленные дискуссии о возможном переносе торжественных линеек 1 сентября, в частности, в нескольких московских школах Мещанского района, где находится Московская Соборная мечеть.

Власти Московской области также рекомендовали перенести время проведения линеек руководству 35 образовательных учреждений.

Реакция на эти планы оказалась на удивление бурной, и некоторые СМИ поспешили окрестить перенос линеек "опасным прецедентом". Позднее столичные школы все же опровергли эту информацию, однако неприятный осадок остался — горожане продолжают активно обсуждать сложившуюся ситуацию.

Утренние часы раздора

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Рушан Аббясов напомнил, что инициатива переноса линеек исходила не от мусульманских религиозных организаций. "У мусульман тоже есть дети, и для них День знаний также важный светский праздник", — подчеркнул он в интервью Sputnik.

"Мусульманские организации сдвинули утреннюю праздничную молитву на более раннее время. Молитвы в Москве и Подмосковье начнутся в 6:30 по московскому времени, и все богослужения, связанные с празднованием Курбан-байрама, закончатся до 8 утра", — сообщил Аббясов.

По мнению представителя Духовного управления мусульман России, перенос торжественных мероприятий в школах с 9 до 10 часов — логичный и правильный шаг, предпринятый, чтобы "потоки людей не пересекались — мусульмане уже разойдутся по домам, а родители с детьми как раз пойдут в школы к десяти", отметил он.

Аббясов удивлен реакцией на возможный перенос празднования Дня знаний: "К сожалению, негативный отклик возник из-за того, что позиция мусульман по этому вопросу осталась не услышана. Мусульмане к переносу праздника не призывали".

Гости из Центральной Азии

В тех регионах России, где большинство населения — мусульмане, религиозные праздники традиционно объявляют выходными днями. Поэтому, например, в Ингушетии или Карачаево-Черкесии праздничные мероприятия 1 сентября были перенесены. Однако большинство мусульман в российской столице — приезжие. Этот факт, вероятно, добавляет остроты в дискуссии.

Духовное управление мусульман России ведет активную работу с единоверцами из стран Центральной Азии. Всего в Москве — почти два миллиона мигрантов-мусульман, мечети посещает каждый десятый от этого числа.

"Волонтерские движения помогают сохранять порядок в дни празднования Курбан-байрама в Москве, Подмосковье и других регионах страны, — рассказал Аббясов. — Такая помощь очень востребована, потому что приходят люди разных национальностей: некоторые плохо знают русский язык. И наши волонтеры — узбеки, кыргызы, таджики, казахи — на своем родном языке объясняют верующим, куда пройти, как правильно встать".

Законопослушные и спокойные

По мнению Алексея Малашенко, члена научного совета Московского центра Карнеги, в предыдущие годы москвичи не выражали недовольства в связи с большим скоплением людей у мечетей в Курбан-байрам, и Москва постепенно обретала "мусульманскую легитимность".

Однако эмоциональный всплеск, случившийся после информации о возможном переносе школьного праздника, говорит об обратном. Еще восемь лет назад в российской столице во время празднования были разрешены ритуальные жертвоприношения животных. Президент, член Общественной палаты РФ Сергей Гончаров вспоминает: "В Москве резали баранов, текла кровь, и горожане спокойно это воспринимали".

"Россия — толерантная страна, и когда сотни мусульман выходят на улицы Москвы, чтобы помолиться, это воспринимают корректно. Изменение даты линейки в одной или нескольких школах ни на что не повлияет, и москвичи осознают, что надо находить компромиссы. Мусульмане отмечают свой великий праздник", — подчеркнул Гончаров.

Эксперт по вопросам безопасности отметил, что во время подобных праздников мусульмане соблюдают законы и за последние годы не произошло ни одного инцидента, способного привлечь общественное внимание.

"Для охраны порядка выделяется большое количество полицейских, да и мусульмане ведут себя спокойно и выполняют все требования, что предъявляют сотрудники правоохранительных органов", — заключил он.

В пятницу обеспечивать общественную безопасность во время празднования Курбан-байрама в Москве будут около 4,5 тысячи военнослужащих и сотрудников Росгвардии. Сотрудники правоохранительных органов уже провели проверки в местах молитвы.

Спекуляции на теме

Первый зампред Духовного управления мусульман России Дамир-хазрат Мухетдинов назвал возможный перенос линейки излишней мерой и заявил Sputnik, что эту тему специально раздули СМИ, а на самом деле речь идет о решении администрации одной конкретной школы.

"К сожалению, средства массовой информации преподносят историю так, как будто это стихийное явление масштабов всей страны. Вся Россия якобы пострадает от праздника Курбан-байрам. Безусловно, это провокация, абсолютно не соответствующая истине", — заявил богослов.

"Некоторые СМИ спекулируют на исламофобской тематике. Публично обсуждаются темы, связанные с негативными проявлениями ислама. Это делается, чтобы лишний раз задеть, оскорбить чувства 25 миллионов мусульман, проживающих в России", — подчеркнул Мухетдинов.

Богослов добавил, что лично он решение перенести линейки в школах понимает и уважает, потому что любое скопление большого количества людей вне зависимости от их религиозной или национальной принадлежности — риск, и бывают случаи, когда лучше перестраховаться.

Избежать столпотворения

Количество мусульман в Москве стремительно растет, продолжил Рушан Аббясов. Духовное управление мусульман России ранее обращалось к мэру Москвы Сергею Собянину с предложением построить новые мечети — по одной в каждом округе, чтобы разгрузить центр российской столицы.

"Мы хотим построить мечети, чтобы верующим было комфортно молиться в зданиях, под крышей. Важно, чтобы мусульмане, из-за которых в праздники приходится перекрывать улицы, не раздражали местных жителей. Четыре мечети — очень мало для Москвы, но пока правительство города не дало внятного ответа", — рассказал Аббясов.

Побороть исламофобию

В Казани 4 сентября начнется конференция "Духовный шелковый путь", приуроченная к Курбан-байраму. Она станет полем взаимодействия духовных управлений мусульман России, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Китая.

"Борьба с экстремизмом — важная задача образования. Необходимо, чтобы молодежь не реагировала на призывы псевдопроповедников", — подчеркнул Аббясов.

Первое пленарное заседание пройдет в дни открытия Болгарской исламской академии (расположена в городе Болгар. — Ред.). В Татарстан приедут муфтий Кыргызстана, а также представители Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.

Курбан-байрам — один из двух главных праздников в исламе, праздник окончания хаджа, который отмечается через 70 дней после Ураза-байрама. В 2017 году празднование приходится на 1 сентября.

Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram , чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.

Праздничный коллективный намаз в честь окончания священного для мусульман месяца Рамадан (Ид аль-Фитр) утром в воскресенье пройдет на пяти площадках в Москве и 37 - в Московской области, сообщили в Совете муфтиев России (СМР).

В отличие от прошлого года, не сообщается, пройдут ли праздничные молитвы и когда в московской мечети «Ярдэм» и мусульманской общине «Рисалят», которые ежегодно их организовывали.

Ураза-байрам (праздник в честь окончания поста в Рамадан) в 2017 году в России выпал на 25 июня.

Основная часть мероприятия, проповедь и последующая праздничная молитва пройдут с 7 до 8 часов утра. Главной праздничной площадкой в столице по традиции станет Соборная мечеть на проспекте Мира и прилегающие к ней улицы, куда приходят десятки тысяч верующих. Во избежание столпотворения и давки в СМР предлагают воспользоваться альтернативными маршрутами.

«Просим вас в праздничный день 25 июня пользоваться близлежащими станциями к «Проспекту Мира», такими как “Сухаревская”, “Достоевская”, “Комсомольская”, “Цветной бульвар”, “Трубная”, “Рижская”. Рекомендуем заблаговременно приобретать билеты метро в оба конца маршрута», — говорится в сообщении.

Как и в прежние годы, помощь правоохранительным органам окажут несколько десятков таджикских, киргизских и узбекских волонтеров, которые помогут прихожанам сориентироваться на месте, при необходимости на родных для них языках, так как среди посетителей мероприятий ожидается очень большое количество трудовых мигрантов.

Об ограничении движения на близлежащих к мечетям улицах пока не сообщается, но, скорее всего, начиная с полуночи 24 июня вплоть до окончания праздничных мероприятий 25 июня они будут перекрыты.

В этом году дата празднования Ид аль-Фитра практически во всех странах мира совпала, тогда как в предыдущие несколько лет в некоторых она различалась.

Рамадан — месяц обязательного для мусульман поста. Соблюдение поста в Рамадан - один из пяти столпов ислама. В 2017 году Рамадан во всем мире начался 26 мая с заходом солнца (первый день поста - 27 мая), а последний день поста пришелся на 24 июня. В месяц Рамадан постящиеся принимают пищу лишь дважды: утром (сухур — прием пищи заканчивается до рассвета) и вечером (ифтар - есть можно после захода солнца). Правила соблюдения поста четко прописаны в Коране и регламентируют не только время (длину) поста, но и другие аспекты.

Площадки на территории Москвы

  1. Мемориальная мечеть «Шухада» на Поклонной горе: м. «Парк Победы», ул. Минская, д. 2Б. Начало праздничной молитвы в 6:30
  2. Московская соборная мечеть: м. «Проспект Мира», Выползов пер., д. 7. Начало в 07.00
  3. Историческая мечеть: м. «Новокузнецкая», ул. Большая Татарская, д. 28, стр. 1, 2. Начало в 09.00
  4. Мусульманская община «Милость»: м. «Бунинская Аллея», ул. Южнобутовская, д. 96, ФОК «Изумрудный». Начало в 07.00
  5. Мусульманская община «Кяусар»: м. «Коломенская», Нагатинская пойма, Парк 60-летия Октября (центральный вход). Начало в 06.30

Площадки на территории Московской области

  1. 1. г. Ногинск, ул. Южная, д. 35 (мечеть)
  2. г. Старая Купавна, ул. 2-я Разина, д. 62 (молельный дом)
  3. г. Наро-Фоминск, ул. Володарского, д. 123 (мечеть)
  4. г. Орехово-Зуево, ул. Лапина, д. 28 (мечеть)
  5. г. Солнечногорск, ул. Екатерининская, д. 7 (мечеть)
  6. г. Щелково, ул. Советская, д. 10 (мечеть)
  7. г. Звенигород, ул. Новая, д. 29 (мечеть)
  8. г. Балашиха, ул. Парковая, д. 2 (ледовый дворец «Балашиха-арена»)
  9. г. Балашиха, мкрн. Железнодорожный, ул. Новослободская, д. 15 (ДК «Рассвет»)
  10. г. Коломна, Окский проспект, д. 17 (ДК «Коломна»)
  11. г. Мытищи, ул. Силикатная, д. 12 (площадь у районного Дворца молодежи)
  12. г. Подольск, ул. Гайдара, д. 11А (манеж ДЮСШОР)
  13. г. Подольск, Домодедовское ш., д. 35 (молельный дом)
  14. г. Электросталь, ул. Карла Маркса, д. 7 (спортзал ДК имени Васильева)
  15. г. Пушкино, ул. Набережная, д. 8 (дворец спорта «Пушкино»)
  16. Люберецкий р-н, пос. Малаховка, Театральный пр-д, д. 1 (парк культуры и отдыха)
  17. г. Воскресенск, ул. Чапаева, д. 1 (ДК «Цементник»)
  18. г. Рошаль, ул. Фр. Энгельса, д. 24/8 (молельный дом)
  19. Сергиево-Посадский район, г. Краснозаводск, ул. Горького, д. 2 (молельный дом)
  20. г. Домодедово, мкрн Востряково, ул. 2-я Клубная, д. 1
  21. Дмитровский р-н, г. Яхрома, ул. Песочный тупик, д. 9А (молельный дом)
  22. г. Егорьевск, ул. Парижской Коммуны, д. 1Б, стр. 2
  23. г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 22 (волейбольный центр)
  24. г. Химки, мкрн Планерная, владение 1 (ООО «Олимпийский учебно-спортивный центр "Планерная"»)
  25. Раменский р-н, пос. Родники (территория городского кладбища, мечеть на мусульманском участке)
  26. г. Электрогорск, ул. Некрасова, д. 34
  27. г. Лобня, ул. Киово, д. 100 (АОЗТ «Краснополянское»)
  28. Клинский р-н, дер. Тетерино, клуб загородного отдыха «Клинское заозерье»
  29. г. Королев, ул. Терешковой, д. 1 (ДК имени Калинина)
  30. г. Волоколамск, Северное ш., д. 21
  31. г. Красногорск, ул. Вокзальная, д. 25а (спорткомплекс «Красногорск»)
  32. г. Серпухов, ул. Театральная, д. 23
  33. Истринский район, с. Кучи, д. 39г
  34. г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 2 (дворец спорта «Юбилейный»)
  35. г. Руза, Волоколамское шоссе, д. 2 (ДК «Руза»)
  36. г. Чехов, микрорайон Венюково, ул. Гагарина, 19б (стадион «Труд»)

Навруз нельзя назвать религиозным праздником — это скорее народный и посвящен он весеннему равноденствию. Обычно народ в этот день вспоминал усопших, кроме того, зороастрийцы в Навруз поклонялись силам огня, который в свою очередь, считали жизненной энергией, посылаемой таким образом нам небом.

Дата праздника Навруз в 2017 году

Каждый год она одинакова и не отличается от предыдущих, а потому Навруз в 2017 году отмечается 21 марта. За много лет существования этого торжества, его то отменяли, то опять вводили и даже на сегодня он отмечается только в Иране, Афганистане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Азербайджане, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане. А вот арабы Навруз не празднуют вовсе. А вот длительность праздника в каждой стране разная. В одних государствах его отмечают с 21 по 23 марта, а в других даже 6 дней, то есть с 21 по 27 число. В этих странах Навруз один из самых популярных праздников и почитается не только как день весны, но и как Новый год.

Традиции Навруза

Согласно преданиям, Навруз необходимо провести весело и, как это полагается во многих странах, считается, что работать нельзя. В ночь с 20 на 21 число мусульмане собираются всей семьей вместе и у них начинается празднование. Более того, согласно поверьям, если этот день провести вне дома, то весь год не увидишь его вовсе, а потому раньше старались не выходить из своего жилища и веселиться со своими родными. Помимо традиционных сладостей (шекербура, пахлава, бадамбурой, гогал) и плова готовят обязательно семь блюда, которые начинаются на букву “с” (сабзи, семени, скэд, сумах, сирке и так далее)

Ночь Бараат в 2017 году — 11 мая

Это священная ночь в мусульманской культуре, которая отмечается в месяц Шаабан по Хиджре. По словам мудрецов месяц Рамазан — это время сбора плодов за свои хорошие дела, а вот Шаабан наоборот, период, когда необходимо их сеять. 14 и 15 дни считаются переломными, когда необходимо молиться и поститься.

Дата праздника Священная ночь Бараат

Каждый год она разная и определяется довольно просто — у мусульман — это всегда ночь с 14 на 15 числа месяца Шаабан. В 2017 году Ночь Бараат отмечается 11 мая. Это день не только символ добра и человеколюбия, но и праздник прощения грехов, исправления и очищения.

Традиции в Ночь Бараат

Всю ночь мусульмане молятся о прощении грехов, а утром проводят обряд омовения. Готовятся к этому дню тщательно — выстирывают добела одежду, или просто покупают новую белую, убирают в доме, все вымывают и избавляются от хлама. А после обряда омовения надевают чистое одеяние и отправляются на завтрак, где глава семьи произносит молитву. При этом стол должен быть обязательно низким и называется он дастархан. Праздничные блюда обычно легкие, стараются подать больше овощей, так как с этого дня начинается усиленная подготовка к месяцу Рамадан.

Рамадан в 2017 году — с 27 мая по 25 июня

Рамадан — это не один день, а целый месяц, который мусульмане свято чтят и соблюдают все это время строгий пост. Согласно словам всех приверженцев ислама, месяц Рамадан считается одним из пяти столпов, на которых, в принципе, и держится их вера.

Когда начинается Рамадан в 2017 году. Рамадан Байрам в 2017 году

Как мы уже говорили Рамадан — это месяц, который следует сразу за месяцем Шаабат. Определяется он согласно фазам Луны и является девятым месяцем в году. В 2017 году Рамадан Байрам начинается с 27 мая и заканчивается, соответственно, 25 июня.

Традиции Рамадана

Весь месяц верные мусульмане молятся и придерживаются строго поста. Стараются больше, чем обычно совершить добрых дел и очистить самого себя от скверны. Более того, помимо воздержания от еды, мусульмане отказываются и от близости с женами.

Ураза Байрам в 2017 году

Это второй по значимости праздник для приверженцев ислама. Мусульмане в этот день радуются, что Аллах подарил им возможность духовного роста — целый месяц Рамадан и анализируют результаты прошедшего поста.

Дата праздника Ураза Байрам

По завершении месяца Рамадан, а именно 26 июня, мусульманский народ отмечает праздник Ураза Байрам или как его еще называют Ид уль-Фитр.

Традиции праздника Ураза Байрам

По окончании поста, закатывают громкий, богатый и радостный праздник с не менее щедрыми угощениями. Отмечать праздник необходимо строго в семейном кругу, а ресторан или кафе не приветствуется. Первое, что совершают в этот день — это надевают праздничную одежду и идут в мечеть, однако делают это только мужчины, а женщины в это время готовят угощения и дом к торжеству. После семейной трапезы и молитвы многие отправляются в гости к своим родным и близким, а другие, соответственно, приглашают всех к себе в гости. Также продолжают подавать милостыню, иногда это угощение со стола, но чаще всего денежное подаяние. Не забывают посетить и кладбище, где похоронены родные.

Ночь могущества и предопределения (Ляйлятуль-кадр) в 2017 году — 21 июня

В исламе это главная и самая могущественная ночь, когда можно попросить обо всем и Всевышний исполнит. А все потому, что по легендам именно в эту ночь был ниспослан на землю Коран, поэтому ежегодно, согласно учению мусульман, Аллах проявляет особую милость и благословение.

Дата праздника Ляйлятуль-кадр

Дата праздника обычно разная, так как наступает за десять дней до окончания месяца Рамадан, и, соответственно, зависит от фазы Луны. В 2017 году Ляйлятуль-кадр отмечают 21 июня. Стоит отметить, что она имеют одну особенность, ведь в этот период обычно хорошая погода, все спокойно и даже ни одна звезда не падает с неба.

Традиции Ляйлятуль-кадр

Желательно в эту ночь совсем не спать, или совсем немного, что мусульмане и делают. Свободное время лучше посвятить молитве или о прощении, или о благословении, у каждого свои нужды. Также, если в какой-то день мусульманин пропустил какой-либо намаз или молитву, в эту ночь он может его совершить их. Обязательно необходимо провести время и анализируя весь год, делая выводы из своих поступков и поступков других людей. Меню в этот день и предыдущий тоже должно быть более легким и нежирным, так как по их словам тяжелая еда тянет не к коврику для намаза, а клонит в сон.

Курбан Байрам в 2017 году — 1 сентября

Это второй праздник, который заповедал отмечать еще Мухаммед и является вторым по величине после Рамадан Байрама праздником. Называется он и праздником жертвоприношения, и Курбан Байрам, и Ид аль-Адха. Праздник символизирует абсолютную, чистую и искреннюю веру Всевышнему, единение с ним и приближение.

Дата Курбан Байрам 2017

Вспоминают праздник в месяц Зуль-Хиджа 10 числа, то есть в 2017 году Курбан Байрам отмечается 1 сентября. Все мусульмане придерживаются лунного календаря, вследствие чего все праздники немного сдвигаются.

Традиции на Курбан Байрам

Как на Рамадан Байрам перед самым праздником соблюдается пост, однако его отличие заключается в то, что он длится не 30 дней, а 10. Затем по его окончании мусульмане также утром осуществляют обряд омовения, надевают чистую одежду и мужчины отправляются в мечеть. Более того, с утра никто ничего не ест. Также и днем все отправляются на проповедь, а вот уже вечером закалывают жертвенного животного и готовят праздничный стол. Убитый скот обычно съедают в кругу семьи и обязательно оставляют часть для бедняков, для них также собирают еду или деньги. Вообще праздник должен проходить в атмосфере доброты и жертвенности, а потому кто ни попросит помощи в этот день, отказывать нельзя.

День Арафат в 2017 году — 31 августа

По легенде именно у подножия горы Арафат Адам и Ева встретились после того, как их изгнали из рая. Считается, что в этот день значимость и вес поступков увеличивается в два раза, то есть если ты совершил доброе дело, то вознаграждение будет равносильно тому, что вы помогли двум людям, а не одному. То же касается и плохих, наказание за них будет сильнее вдвойне.

Дата праздника день Арафат 2017

День Арафат отмечается на 9 день месяца Зуль-Хиджа, в лунном календаре, которым пользуются мусульмане он двенадцатый. Поэтому в 2017 году День Арафат отмечают 31 августа.

Традиции праздника

В основном в этот день мусульмане стремятся попасть на гору Арафат, чтобы совершить паломничество по святым местам и, конечно же, помолиться. В основном верующие обращаются к Аллаху за прощением грехов. Однако, все мы понимаем, что не у каждого получается попасть на гору, поэтому те, у кого это не удалось стараются совершить как можно больше добрых дел и молиться дома.

День Ашура в 2017 году — 1 октября

День Ашура можно назвать уникальным праздником, так как в это время была создана Земля, первый человек, небеса и ангелы. Помимо этого, именно в эту ночь пророку Мухаммеду пришло большинство его откровений.

День Ашура — дата для 2017 года

Согласно мусульманскому календарю — это всегда 10 день месяца Мухаррам. При этом перед самым праздником соблюдается еще пост, который длится 2-3 дня. Итак, в 2017 году День Ашура отмечается 1 октября.

Традиции праздника

Так как в этот день умер один из пророков ислама — Хусейн, то День Ашура, скорее, можно назвать траурным. По традиции каждый раз мусульмане осуществляют шевствие, посвященное ему. Во многих культурных заведениях стараются поведать о жизни пророка посетителям — это театральные постановки, рассказы, песни, концерты и так далее.

Арбаин в 2017 году — 9 ноября

Этот день тоже посвящен пророку Хусейну — это поминки, которые проводят на 40 дней траура по его смерти. Этот день напоминает о героизме и смелости Хусейна, который смог противостоять узурпаторам Омейдам и Аббасидам.

Дата праздника Арбаин

По описанию и значению праздника можно догадаться, что отмечают его на сороковой день после праздника Дня Ашура. Припадает это событие обычно на 20 день месяца сафар, то есть в 2017 году Арбаин мы будем отмечать 9 ноября.

Традиции праздника

Этот день многие называют одним из самых массовых собраний людей. Мусульмане в на Арбаин устраивают паломничество по святым местам, а самая главная часть программы — это чтение сур у могилы пророка Мухаммеда в Медине. Такая традиция получила свое название — Зиярат, также в эту часть обряда входит обязательное украшение усыпальницы и жертвоприношения. Кроме того, каждый уважающий себя мусульманин старается в этот день проявить свою доброту и помочь нуждающимся: подать милостыню, еду, деньги и так далее.

Мирадж в 2017 году — 25 апреля

Праздник Мирадж посвящен сну Мухаммеда, когда архангел Джабраил вознес его на небеса. По легенде Аллах показал ему тогда и ад, и рай, а затем позволил ему предстать перед его троном. Также в этом сне у Мухаммеда появилась возможность пообщаться с другими пророками.

Дата праздника Мирадж

25 апреля 2017 все мусульмане отметят праздник Мирадж. Если же говорить о лунном календаре и исламским традициям, то отмечается у них он 27 числа месяца Раджаб.

Традиции праздника

Примечательно, что в в разных городах традиции и ритуалы могут немного отличаться. Например, в одних принято принимать пищу как и всегда, а вот в других, наоборот воздерживаться полностью, а третьи, пожалуй, стараются просто кушать овощные диетические блюда. Однако, объединяет их одна традиция, которая соблюдается везде. После захода солнца, в каждой мусульманской семье накрывают богатый стол с обилием мясных и рыбных блюд, обязательно приглашают родственников и близких друзей. Руки моют перед началом и по окончании трапезы, а гостям для этого подают специальную посудину с водой, чтобы они совершили этот обряд. Перед началом ужина мусульмане произносят: “О Аллах, благослови эту пищу и упаси нас от ада”. А вот в конце: “ Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами.” Начинать трапезу должен только глава семьи и хозяин дома, а уже после все остальные.

Праздник Джума

Джума — это день, который специально выделен Аллахом и посвящен общине мусульман. Считается, что в этот день был создан Адам, введен в рай и в будущем именно на Джуму приходится, по мусульманским пророчествам, Последний Суд.

Дата праздника Джума

Джума не имеет четкой установленной даты, так как это то же, что и воскресенье в нашем понимание. Этот праздник наступает в каждую пятницу каждой недели.

Традиции праздника

Как мы уже упоминали, что Джума была установлена в честь мусульманской общины. То есть чтобы все верующие в этот день всегда собирались и совершали пятничный Джума-намаз, что, собственно, и делают до сегодняшнего дня мусульмане. Также многие верят, что все добрые дела совершенные в этот день будут выше цениться, а это значит и вознаграждение за удваивается.

Мусульманский Новый год в 2017 году (Новый год по Хиджре)

Именно с этого дня начинается лунный календарь у мусульман. Несмотря на многие отличия в плане традиций в этот праздник, все же общее с нами у них есть. Согласно народной примете, как проведешь месяц Мухаррам, так и пройдет весь год.

Дата праздника Мусульманский Новый год

Мусульманский Новый год отмечается 1 числа мусульманского месяца Мухаррам. В 2017 году — это 22 сентября. Хоть этот праздник и считается Новым годом в Исламе, в число официальных праздников он не входит и не отмечается так как это делают у нас.

Традиции праздника

Особенных традиций, как вы уже поняли, в этот день нет. Обычно соблюдается весь месяц особый пост — Ас-саум. Согласно канонам ислама запрещается в светлое время суток прием пищи и воды, различные развлечения, благовония, купание, курение и половая близость. В ночное время все запреты снимаются, однако, многие священнослужители не советуют позволять себе лишнего.