Пенсионная реформа: последние новости. Пенсионная реформа в России. Этапы пенсионных реформ в россии

05.07.2019

За прошедшие 20 лет система выплат пенсии менялась несколько раз, и вот, наконец, два года назад произошла пенсионная реформа, которая устанавливает принципиально новый порядок начислений, в котором несведущий человек с наскока может и не разобраться. Изменения в пенсии коснулись всех параметров, ранее учитывавшихся при определении размера пенсионного обеспечения – стажа, среднего заработка, порядка начисления.

Суть пенсионной реформы

Последние новости для пенсионеров звучат неутешительно – в стране происходит старение населения, все больше категорий людей становятся не способными полноценно трудиться, и их обеспечение становится обременительным для пенсионного бюджета. Ранее назначение пенсионных выплат было простым и зависело от стажа, условий работы и зарплаты будущего пенсионера. Такой порядок мог применяться в следующих обстоятельствах:

  • доля занятого в разных сферах экономики населения значительно превышала число пенсионеров;
  • все работники официально платили пенсионные взносы.

В последние годы ситуация кардинально изменилась – около 40 млн граждан России являются пенсионерами, и их число в 30 гг. нашего века сравняется с совокупным числом тех, кто обеспечивает текущие отчисления в бюджет. Пенсионная реформа была вынужденной мерой, которую пришлось ввести Минфину, чтобы обеспечивать растущее количество пенсионеров деньгами. Сложность расчетов по нынешним правилам коррелирует с непопулярностью реформы среди населения.

Пенсионная реформа, разделенная на несколько этапов, призвана максимально облегчить нагрузку на работающих в данный момент граждан и, одновременно, создать для них все условия по выплате причитающихся денежных средств по достижении этим людьми пенсионного возраста. Кроме этого, гибкая система сочетания солидарной и накопительной программ снижает инфляционные и страховые риски для пенсионеров.

Как начислялась пенсия в 2015 году

С начала 2015 года люди, вступившие на порог достижения пенсионного возраста (для мужчин это 60 лет, для женщин – 55), столкнулись с новыми методиками расчета. Для многих они были непонятными, поскольку, после реформы, размер денежных выплат исчислялся не в рублях, а в неких коэффициентах, и пенсии при этом напрямую зависели от следующих параметров:

  • Срока обращения гражданина за причитающимися ему деньгами. Государство старается стимулировать как можно более позднее обращение человека за пенсионными выплатами.
  • Цены ИПК (индивидуально рассчитываемого пенсионного коэффициента). Его назначает правительство страны. В 2015 году он составлял 64 руб.
  • Официально задекларированного дохода человека и отработанного стажа.

Изменения пенсии с 2015 года

Пенсионная реформа, согласно федеральному закону, гласит, что денежные суммы, на которые может с 2015 года претендовать гражданин по достижению возраста, установленного законодательством, будут финансироваться из следующих источников:

  • отдельной суммы, зафиксированной государством на данный период времени;
  • страховой части пенсии;
  • накопительной части.

Фиксированные минимальные выплаты устанавливаются гражданину одновременно со страховой частью, а вот за финансовую долю пенсии от накопительной части отвечает он сам, поскольку эта часть платежей, хотя и является обязательной при отчислении работодателем взносов в ПФ, но инвестируется работником самостоятельно, в любой фонд, распоряжающийся подобными отчислениями.

Формирование страховой пенсии и накопительной пенсии

Чтобы знать, как формируются пенсионные средства, нужно себе представлять их источники. Работодатель с лицевого счета работника производит отчисления каждый месяц в размере 22 процентов в ПФР. Из них 16% идет на создание будущих пенсионных выплат труженика. Согласно реформе, работник может самостоятельно решить, разделять эти деньги на накопительную и страховую часть или нет.

Если работник решил обеспечить себе спокойную обеспеченную старость и делать накопительные взносы, то эти 16% делятся следующим образом – 6% идут на накопительную часть, и 10% – на базовую или страховую. Если же никаких распоряжений от работника не поступало, то все 16% поступают в страховые взносы. Человек, делающий такие платежи, должен четко представлять, что от этих распоряжений будет зависеть особый балл, или коэффициент.

Расчет индивидуального пенсионного коэффициента

Поскольку право на получение денег после реформирования обеспечивает специальная единица, именуемая коэффициентом, нужно знать, как ее рассчитывать. Она должна быть равной 30, чтобы человек имел возможность получать пенсию по итогам трудовой деятельности. Рассчитывается он за каждый год трудового стажа, а потом все значения суммируются, причем баллы, которые сложились до 2015 года, рассчитываются особо. Общая же формула годового ПК выглядит так: годовые страховые выплаты работника (16%) делятся на максимальную сумму страховых взносов и умножаются на 10.

Как рассчитать пенсию по баллам в 2019 году

Пенсионная реформа определяет принципы расчета страховой части, зависящей от баллов. В 2019 году нужно удовлетворять следующие требования, чтобы получать от государства денежные пособия:

  • иметь число лет общего трудового стажа более или равным 8 годам;
  • количество баллов при этом не должно быть менее 11,4;
  • возраст человека должен соответствовать установленному законодательством.

Что учитывают при расчете пенсии

Формула расчета выглядит так – ОРП = СБ х ЦИК х ПК + ФВ х ПК, где:

  • ОРП – общий размер пенсии;
  • СБ – сумма всех баллов;
  • ЦИК – цена индивидуального коэффициента;
  • ПК – установленные реформой премиальные коэффициенты, которые тем больше, чем позже человек обращается за пенсионными выплатами;
  • ФВ – фиксированные платежи.

Коэффициент СБ подсчитывается так – СБ = СВ/СВмакс х 10, где.

Сложившиеся реалии в экономике и социальной сфере привели к необходимости перемен и совершенствования пенсионной системы, которая была введена в действие с 2002 года. К 2010 году стали видны все ее достоинства и недостатки. Очевидным стал вопрос о внесении изменений в формирование пенсионных прав будущих пенсионеров на условиях сбалансированности и справедливого отношения ко всем.

  • Новые правила, введенные с января 2015 года, основываются на влиянии заработной платы и продолжительности страхового стажа на .
  • Кроме того, более по желанию гражданина также повлияет на размер его будущей выплаты в сторону увеличения.

Новый расчет пенсии стимулирует граждан трудиться и хорошо зарабатывать, при этом каждый ответственен за формирование своего собственного пенсионного капитала и вправе выбирать наиболее эффективный .

Глобальных изменений в пенсионном законодательстве к 2018 году не произошло (за исключением продления отмены индексации работающим пенсионерам и увеличения пенсионного возраста госслужащим), поэтому как таковой новой пенсионной реформы не предвидится в ближайшее время.

Суть проводимой реформы в 2015 году

С начала 2015 года в России были введены новые правила формирования пенсионных накоплений. Если раньше пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной, то теперь она представлена следующими составляющими:

  • фиксированной выплатой;
  • страховой пенсией;
  • накопительной пенсией.

Одним из нововведений стал расчет пенсии в индивидуальных коэффициентах , а не в абсолютных величинах как ранее. Это позволит лучше защитить пенсионный капитал граждан. В рубли накопленные баллы будут переводиться при .

Важным новшеством стала и возможность : формировать или нет накопительную пенсию. Однако для повышения защищенности пенсионных накоплений в 2016, 2017 и 2018 году был продлен мораторий на их формирование. Одновременно с этим ведется усиленная работа по акционированию негосударственных пенсионных фондов.

Еще в 2016 году также произошли некоторые изменения, к которым можно отнести отмену индексации пенсий работающим пенсионерам и повышение пенсионного возраста для госслужащих до 63 и 65 лет.

Формирование страховой и накопительной пенсии

Ежемесячно на будущую пенсию своих сотрудников работодатели перечисляют для формирования их пенсионных прав. Общий тариф такого взноса составляет 22% зарплаты , из которых 6% - солидарный тариф, который не учитывается на счете застрахованного лица, а направляется на выплату фиксированной суммы действующим пенсионерам.

Остальные 16% взноса могут распределяться по двум вариантам :

  • только на страховую выплату (16%);
  • на страховую и накопительную (10% и 6%).

Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются в баллы.

Гражданам старше 1966 года рождения устанавливается . Это основной вид пенсии в России, представляющий собой гарантированную ежемесячную выплату действующим пенсионерам в связи с утратой ими основного дохода.

До 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе имели право выбрать вариант пенсионного обеспечения. В настоящее время такое право сохраняется только для тех, кто впервые устраивается на работу. Сделать свой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Основным документом, положившим начало проведению пенсионной реформы в России, стал закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в котором содержится:

  • разделение трудовой пенсии на два вида (страховую и накопительную);
  • новая формула расчета пенсии, основанная на сумме накопленных индивидуальных коэффициентов и стоимости одного балла;
  • новые условия назначения выплат (наличие минимальной суммы баллов и страхового стажа);
  • введены повышающие коэффициенты при обращении за пенсией позже установленного срока;

Возникновение права на накопительную пенсию, а также условия ее назначения и выплаты содержатся в законе «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. Страховщиком по формированию такой выплаты в системе ОПС являются различные НПФ, деятельность которых в новых условиях регулируется принятым законом № 410-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» .

Для сохранности добровольных вложений граждан введена система гарантирования пенсионных накоплений , что отражено в законе № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.

Для решения вопросов относительно досрочных выплат при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ и обязательной уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу приняты два закона:

  • № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» ;
  • № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» .

Расчет пенсий по новому закону

Введенный в нашей стране с 2015 года пенсионных выплат основывается на нескольких основных параметрах:

  • остался неизменным в 60 лет для и в 55 лет для ;
  • чем выше официальная зарплата, тем больше страховых взносов перечисляется на лицевой счет гражданина, тем выше его будущая пенсия (минимальная сумма индивидуальных коэффициентов, начисляемых за каждый год работы должна составлять 30 баллов к 2025 году, постепенно увеличиваясь с 6,6 в 2015 г. (в 2018 году 13,8 баллов));
  • продолжительность составит 15 лет в 2024 году, постепенно увеличиваясь с 6 лет в 2015 г. (9 лет в 2018 году);
  • каждый гражданин, начинающий свою трудовую деятельность вправе выбрать о формировании накопительной пенсии или отказе от нее в течение первых пяти лет работы.

Формула расчета страховой пенсии по новому закону выглядит следующим образом:

СП = ФВ + ИПК х СПК,

  • СП - сумма страховой пенсии;
  • ФВ - размер фиксированной суммы;
  • ИПК - сумма накопленных баллов;
  • СПК - стоимость одного коэффициента.

ФВ является аналогом базовой части трудовой пенсии, она гарантирована государством, устанавливается в твердом размере одновременно с назначением выплаты.

Особенностью ИПК является их начисление и в некоторые нестраховые периоды , такие как служба в армии по призыву, отпуск по уходу за детьми, время ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом.

Таким образом, пенсионные права граждан, накопленные до 2015 года , будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, к которым будут прибавляться баллы за каждый год страхового стажа после 2015 года.

Гражданам, уже получающим выплату, обращаться в ПФР не нужно, их права при конвертации в пенсионные баллы сохранятся и размер пенсии уменьшен не будет .

Пенсионная реформа в 2018 году в России

В начале 2017 и 2018 года ряд положений пенсионного законодательства потерпело изменения :

  • был продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;
  • с 2017 года возраст выхода на пенсию федеральных и муниципальных госслужащих был увеличен до 63 и 65 лет;
  • продлена «заморозка» взносов на пенсионные накопления по системе ОПС.

Некоторые граждане воспринимают такие изменения, как новую пенсионною реформу, однако это не совсем так. Пенсионное реформирование предполагает более глобальные изменения в порядке назначения, расчета и выплат пенсий, а изменения, произошедшие в 2016-х, 2017-х и 2018-х гг. - это всего лишь внесение правок в уже существующие законодательные акты, поэтому их, по сути, «пенсионной реформой» назвать нельзя.

Будет ли повышение возраста выхода на пенсию?

Еще с 2010 года вопрос о повышении возраста выхода на заслуженный отдых неоднократно поднимался для обсуждения в Госдуме, однако сторонников реализации такой теории пока меньше, чем ее приверженцев.

Но не все так просто. Действительно, дисбаланс пенсионной системы, нехватка денежных средств для текущих выплат должны привести к принятию мер, способных изменить ситуацию в лучшую сторону.

  • Первоначально повышение возраста позволит сэкономить бюджетные средства , но позже может произойти обратный эффект, так как выплата будет рассчитана на меньший срок и соответственно в большем размере.
  • Кроме того, может повыситься уровень безработицы и потребуется больше средств для поддержания стабильности в социальной сфере.

Тем не менее, положительные сдвиги в экономической сфере, а также намеченная тенденция к увеличению продолжительности жизни наших граждан дают основание согласиться участвующим в споре сторонам с необходимостью внесения корректив в существующую пенсионную систему к 2019 году .

Увеличение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Одной из мер по реформированию сложившейся вокруг ПФР ситуации дефицита бюджета стало увеличение возраста выхода на пенсию госслужащим. Соответствующий закон № 143-ФЗ был подписан Президентом 23.05.2016 г.

По новым правилам с января 2017 года следует:

  • повышение пенсионного возраста госслужащих на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин;
  • повышение предельного возраста пребывания на госслужбе: для руководителей высшего звена - до 70 лет, для остальных - до 65 лет;
  • увеличение минимального количества стажа с 15 до 20 лет.

Стоит отметить, что повышение возраста и требуемого стажа будет проходить постепенно до 2026 года .

Многие аналитики сходятся во мнении, что данная мера подготовит население к увеличению пенсионного возраста для всех граждан . Другие считают, что такой принцип не является главенствующим в госполитике и говорят о важности стимулирования к более позднему выходу на заслуженный отдых самими гражданами.

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году

В связи со сложной экономической ситуацией в стране впервые в 2016 году была тем пенсионерам, которые продолжили свою трудовую деятельность после выхода на пенсию. В феврале этого года выплата была увеличена по состоянию на 30 ноября 2016 года. Причем ренее, уволившимся в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, необходимо было обратиться в ПФР для проведения индексации.

С апреля 2016 года такая необходимость отпала, так как работодатели ежемесячно представляют , своевременно информируя ПФР о факте осуществления трудовой деятельности своими сотрудниками.

Важно отметить, что при устройстве на работу вновь пенсия не может быть уменьшена.

Мораторий на формирование (заморозка) накопительной пенсии

В 2017 году был продлен запрет на формирование накопительной пенсии граждан. Данная мера никак не сказывается на доходах населения и на размере их будущей пенсии. Все страховые взносы, перечисленные на их лицевые счета, будут учтены в расчете их будущей пенсионной выплаты.

Введение моратория на пенсионные накопления в 2014 году вызвало тем не менее волну критики со стороны граждан. Однако такое решение было вызвано неэффективной работой сложившейся системы накопления и незащищенностью добровольных вложений граждан.

Из-за кризисного положения Пенсионного фонда РФ мораторий продлили и в 2018 году , при этом такая мера продолжит свое действие до 2020 года.

«Заморозка» накопительной пенсии позволила провести масштабную работу по проверке многочисленных НПФ и принятию мер к эффективному управлению вложенных россиянами денежных средств, а также созданию целой системы гарантирования пенсионных накоплений . Теперь для осуществления дальнейшей работы НПФ должен получить соответствующую

19 ноября Госдума на своем пленарном заседании рассмотрит три ключевых законопроекта по пенсионной реформе, связанных с пенсионной формулой - "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии".

Пенсионная реформа

В 2012 году в России было объявлено очередное реформирование пенсионной системы. Старт реформе дал 7 мая президент России Владимир Путин, подписав указ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Во исполнение этого указа Министерством труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) совместно с Пенсионным фондом России (ПФР) была разработана и 25 декабря 2012 года утверждена правительством России Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 года.

Основные цели Стратегии - гарантирование социально приемлемого уровня пенсий и долгосрочная финансовая устойчивость. Средний размер трудовой пенсии по старости планируется довести к 2030 году до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера (в настоящее время этот показатель равен 1,75).

Реализация Стратегии предусматривает совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы (введение новой пенсионной формулы), реформирование накопительной составляющей, развитие корпоративного пенсионного обеспечения, а также совершенствование тарифно-бюджетной политики. Для этого необходимо принять ряд федеральных законов и внести изменения в действующее законодательство.

В 2013 году правительством РФ были подготовлены и одобрены проекты федеральных законов по реформированию пенсионной системы. В октябре в Госдуму внесен пакет из 10 основных законопроектов, которые будут лежать в основе реформы.

Предлагается трансформировать трудовую пенсию, разделив ее на страховую пенсию, которая будет рассчитываться по новой пенсионной формуле (с использованием балльной системы), и на накопительную пенсию, порядок исчисления которой останется прежним. Пенсионный возраст увеличиваться не будет, но вводится механизм стимулирования граждан к более позднему выходу на пенсию. Изменения затронут также долю обязательной накопительной части пенсионных отчислений, которая сократится с 6 до 0 процентов. Кроме того, планируется подвергнуть реорганизации негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и создать систему гарантирования пенсионных накоплений.

Основная часть реформы - переход на новые принципы формирования пенсии - начнется с 2015 года. В полной мере пенсионная реформа коснется людей, которые начнут свою трудовую деятельность с 1 января 2015 года. Все пенсионные права, заработанные до этой даты по действующему законодательству, сохранятся и будут конвертированы, то есть пересчитаны в баллы. В полной мере сохранятся пенсии для работающих пенсионеров, досрочные пенсии и нынешний механизм индексации пенсий.

Проект закона "О страховых пенсиях"

Проект федерального закона "О страховых пенсиях" вводит новую пенсионную формулу для назначения трудовой страховой пенсии по старости.

Главное отличие новой пенсионной формулы в том, что трудовая пенсия будет формироваться не в абсолютных цифрах (рублях), а в пенсионных коэффициентах (баллах). Они будут начисляться работающему гражданину за каждый год трудовой деятельности, исходя из уровня зарплаты и уплаченных страховых взносов. Пенсия будет зависеть от стажа и заработка (сегодня ее размер зависит в первую очередь от объема страховых взносов).

Чтобы получить право на трудовую страховую пенсию по старости, необходимо будет иметь трудовой стаж не менее 15 лет (максимальную пенсию обеспечит страж не менее 30 лет) и величину индивидуального пенсионного коэффициента ("проходной балл") не менее 30.

В страховой стаж наравне с периодами работы будет засчитывается также ряд "нестраховых" периодов - период военной и приравненной к ней службы, уход за детьми до полутора лет, инвалидами, детьми-инвалидами и др.

В перспективе размер пенсии будет выше у тех граждан, которые будут выходить на пенсию позже общеустановленного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). За каждый год отсрочки страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующий премиальный коэффициент (балл).

Многие параметры новой формулы будут вводиться постепенно. Так, минимальный стаж с нынешних 5 лет будет увеличиваться в течение 10 лет ежегодно на один год и достигнет своего значения (15 лет) к 2025 году. Установленное число баллов, необходимое для получение права на назначение пенсии, будет постепенно расти с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025 году. Также поэтапно за 7 лет будет повышаться предельный размер зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы.

Условия возникновения права на страховую пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца (социальные пенсии) сохраняются в прежнем виде.

Проект федерального закона "О накопительной пенсии" предусматривает выделение накопительной части трудовой пенсии из состава трудовой пенсии по старости и преобразование ее в самостоятельный вид пенсии.

Как и сейчас, накопительная пенсия будет устанавливается лицам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии.

По аналогии со страховой пенсией, для накопительной предусматриваются льготные условия для тех лиц, которые обратятся за ее назначением позднее общеустановленного пенсионного возраста.

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" вносит соответствующие изменения законодательство, вытекающие из новых пенсионных законов (изменения носят технический характер).

Накопительная часть пенсии

12 ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект, продлевающий до 31 декабря 2015 года срок, в который гражданам (1967 года рождения и моложе) нужно определиться с накопительной частью пенсии.

Законопроект предусматривает, что, начиная с 2016 года, 6 процентов будут направляться на финансирование накопительной части трудовой пенсии только тех лиц, которые своевременно заявили о своем желании инвестировать средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо частную управляющую компанию (УК). Таким образом, отчисления в накопительную часть трудовой пенсии "молчунов" (их пенсионные накопления находятся под управлением Внешэкономбанка, государственной УК) - тех, кто не определится с выбором, автоматически будут сокращены до 0 процентов. Изначально предлагалось, что с 2014 года у "молчунов" отчисления в накопительную часть сократятся с 6 до 2 процентов.

Для работников, которые с 1 января 2014 года только начинают трудовую жизнь, период выбора (участвовать в накопительной части или нет) составит 5 лет. Ранее молодежь была лишена права выбора.

Граждане, уже выбиравшие в 2013 году между 6 и 2 процентами, смогут сделать новый выбор в течение 2014-2015 годов.

Также 12 ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект, касающийся порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды. Планируется сохранить тариф страховых взносов на уровне 30 процентов до 2016 года включительно, а малому бизнесу продлить льготный тариф в 20 процентов до 2018 года.

Кроме того, Госдуме в ближайшее время предстоит рассмотреть проект федерального закона, предусматривающий гарантирование пенсионных накоплений (по типу уже существующего страхования депозитов в банках).

Предлагается создать двухуровневую систему гарантирования. Каждый НПФ, занимающийся обязательным пенсионным страхованием (ОПС), должен будет создать свой фонд. Также будет создан общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений, объединяющий всех страховщиков. Управление общенациональным фондом планируется возложить на госкорпорацию "Агентство по страхованию вкладов". Заключать новые договора по ОПС будут иметь возможность только фонды - участники системы гарантирования. Допуск НПФ в эту систему будет осуществлять Центробанк РФ.

Также будут рассмотрены поправки в действующее законодательство, регулирующее деятельность НПФ.

С 1 января 2014 года предлагается изменить организационно-правовую форму фондов. Создание новых НПФ станет возможным только в форме акционерных обществ. Ныне действующие НПФ, являющиеся некоммерческими организациями, обязаны будут преобразоваться в АО или ликвидироваться. Предполагается, что НПФ работающие по ОПС, должны будут завершить реорганизацию до 2016 года. До тех пор (пока НПФ не станут АО и не заработает система страхования накоплений(новые пенсионные накопления граждан попадут под временное управление ВЭБа.

Предусматривается ввести отдельные нормы надзора за фондами. Кроме того, будет изменен период выбора застрахованным лицом НПФ при заключении договора ОПС: вводится выбор страховщика один раз в 5 лет (вместо нынешнего ежегодного) и ограничение смены страховщика за 5 лет до наступления пенсионного возраста.

Госдуме предстоит рассмотреть еще один законопроект, предусматривающий увеличение до 4,5 лет периода, засчитываемого в страховой стаж в связи с уходом за ребенком. Ныне в страховой стаж входит период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности.

По состоянию на 1 января 2013 года, пенсии за счет средств ПФР получали 40 млн 573 тыс. пенсионеров (без учета военных пенсионеров(, в том числе 33 млн 451 тыс. - пенсии по старости, 2 млн 909 тыс. - социальные пенсии, 2 млн 490 тыс. - пенсии по инвалидности, 1 млн 362 тыс. - по случаю потери кормильца. Доля работающих пенсионеров в общей численности составляла почти 34 процента (13 млн 669 тыс. человек).

В добровольных пенсионных программах участвуют 6 млн 7 тыс. человек, корпоративные пенсии получают 1 млн 5 тыс. россиян.

Средний размер трудовой пенсии по старости составляет 10 тыс. 700 рублей, социальной пенсии - около 6 тыс. рублей.

В Пенсионный фонд РФ работодателем отчисляется 22 процента от заработной платы работника, из них 10 процентов идет в страховую часть и 6 процентов - в накопительную.

Отчисления на накопительную часть пенсии начали осуществляться с 2002 года. Граждане имеют право держать свои пенсионные накопления либо в государственной УК, в качестве которой выступает ВЭБ, либо одной из частных УК, отобранных ПФР, либо выбрать для этих целей один из НПФ. На накопительную пенсию имеют право граждане 1967 года рождения и моложе.

Сумма общих пенсионных накоплений граждан составляет 2 трлн 639 млрд 3 млн рублей. Основная доля сосредоточена в ВЭБе (более 1 трлн 6 млрд рублей; 56 млн 5 тыс. граждан) и НПФ (около 900 млрд рублей; более 20 млн граждан). Средняя доходность частных управляющих компаний за девять месяцев 2013 года составила 5,2 процента годовых, доходность по расширенному портфелю ВЭБа (именно в нем сосредоточены средства "молчунов") - 6,94 процента.

На 1 июля 2013 года из 127 НПФ обязательными пенсионными накоплениями занимались 99. К октябрю число НПФ, имеющих право работать по обязательному пенсионному страхованию, сократилось до 95.

Пенсионная реформа в Российской Федерации - это важный момент, который волнует все население. Ведь каждый налогоплательщик перечисляет определенные денежные средства в И в один прекрасный момент у него появляется возможность получить деньги обратно, только в виде система поддержки граждан, ушедших на заслуженный отдых, постоянно терпит какие-то изменения. Какие новости можно услышать о данной составляющей жизни населения? Какую информацию можно считать реальными изменениями, а какую - мифами и сплетнями? Сейчас очень много разговоров идет на тему пенсий. Поэтому следует точно знать, к чему готовиться.

Отмена пенсий работающим

Первая новость, которая вызвала волну недовольства со стороны населения, - это отмена пенсий работающим пенсионерам. Пенсионная реформа в России подобного типа подразумевает, что гражданам, которые после достижения возраста, в котором можно уйти на заслуженный отдых, продолжают трудиться, прекратят оказывать финансовую поддержку со стороны государства.

Иными словами, для работающих пенсионеров. Существует два варианта трактовки этой новости. В первой говорится, что условие начнет действовать в 2016 году и распространится только на тех, кто зарабатывает больше 1 000 000 в год. Это получается 83 тысячи рублей в месяц. Таким гражданам не будут платить пенсию. Во второй пенсионная реформа указывает на прекращение выплат со стороны государства для всех граждан-пенсионеров, которые продолжают трудиться. Ни доход, ни стаж роли играть не будут.

На данный момент подобные реформы считаются мифом. И если пенсии работающим гражданам уберут, то ближе окажется первый вариант развития событий. Пока что все люди, достигшие пенсионного возраста, в России получают в тех или иных размерах финансовую поддержку со стороны государства.

Ограничение выплат

Следующая новость тоже касается работающих пенсионеров. Некоторые говорят о том, что населению хотят ограничить финансовую поддержку, если люди официально трудоустроены. Фактически планируют снизить перечисляемые пенсионерам денежные выплаты.

Новости пенсионной реформы такого типа - обман. Сейчас в России действительно прорабатываются системы, которые помогут пересчитывать денежные средства. Но никаких жестких ограничений нет. Разве что пенсионные выплаты не могут быть меньше прожиточного минимума на человека. Поэтому бояться подобных новостей не стоит. В правительстве, наоборот, думают, как сохранить и даже повысить пенсии.

Приостановление индексации

На этом обсуждения не заканчиваются. Пенсионная реформа для в 2016 году все равно состоялась. Но только она пока что не слишком заметна. Дело все в том, что в России предусматривается обязательная индексация пенсионных выплат. Но работающие пенсионеры не будут получать индексированных выплат. Вместо этого им положена финансовая поддержка от государства без всяких повышений.

То есть на данный момент в стране граждане, которые достигли пенсионного возраста и продолжают работать, получают пенсию, которая была положена на конец 2015 года. Никакой индексации они не имеют.

Обязательная индексация

Тем не менее это вовсе не значит, что пенсионная реформа в России полностью отменяет повышение выплачиваемых пенсионерам денежных сумм. Это не так. Ведь приостановление индексации распространяется только на трудоустроенных граждан. Все остальные получат в России повышенную пенсию. На данный момент все выплаты проиндексированы на 4%. В 2016 году гражданам должны были 2 раза повысить сумму, которую платит государство поле достижения пенсионного возраста. И данное правило было соблюдено в полной мере. Получается, что для неработающих пенсионеров нет никаких особенностей. Все та же индексация, все те же выплаты. Даже порядок назначения финансовой поддержки остался без изменений.

Возраст

Новости пенсионной реформы в стране на этом не заканчиваются. По поводу данной темы постоянно возникают какие-то вопросы. Уже давно в России планируют повысить пенсионный возраст. Правда ли это? Да, о повышении пенсионного возраста уже несколько лет идут разговоры. Сейчас в России женщины имеют право на уход на заслуженный отдых в 55 лет, мужчины получают такую возможность в 60. Но, как показывает практика, многие не прекращают работать даже после указанного возраста.

Это натолкнуло на мысль о том, что граждане слишком рано выходят на заслуженный отдых. В большинстве стран пенсионный возраст гораздо выше. И это помогает пополнять государственный бюджет. Новая пенсионная реформа подразумевает постепенное повышение возраста выхода на пенсию. Так, женщинам хотят продлить трудоспособность до 60, а мужчинам до 65 лет соответственно.

Последствия "возрастной реформы"

К каким последствиям может привести повышение пенсионного возраста? Сейчас в России многие остаются недовольны данной перспективой. Она еще не воплощена в жизнь, но уже точно известно, что когда-нибудь новость станет реальностью. Возмущение вызвал тот факт, что правительство РФ старалось равняться на другие страны и не учитывало среднюю продолжительность жизни человека в стране. Так, женщины в среднем доживают до 77, а мужчины - до 65 лет. Получается, практически многие мужчины не будут получать пенсионные выплаты, если заниматься повышением возраста, в котором разрешено официально уходить на заслуженный отдых. По этой причине нововведение пока решили отложить. Но при этом говорят о постепенном повышении возраста ухода на пенсию. Раз в полгода планируется увеличивать его на 6 месяцев.

Стаж и баллы

Пенсионная реформа в Российской Федерации привела страну к тому, что теперь здесь используется так называемая балловая система расчета выплат. За каждый отработанный год гражданину начисляют на счет определенные "очки". В конце положенная пенсия будет зависеть от общего количества набранных баллов. Пока что от граждан требуется 30 очков. А количество положенных к выплате денег в виде пенсий зависит не только от баллов, но и от стоимости одного очка на момент выхода на заслуженный отдых.

Балловая система не всем нравится. Но она введена и в ближайшее время правительство не планирует пересматривать ее. Поэтому гражданам следует помнить о том, что теперь при расчете трудовой пенсии учитываться будет не только стаж, но и количество баллов, набранных за все время работы.

Изменения в условиях назначения пенсий

Что еще приготовила населению пенсионная реформа? Последнее, что действительно заинтересовало граждан, - это условия назначения выплат. Уже было сказано, что планируется повысить пенсионный возраст. Также для получения финансовой поддержки от государства (не социальной) необходимо иметь 30 баллов. Но на этом изменения не заканчиваются.

Чтобы выйти на заслуженный отдых и получать денежные средства от страны, потребуется 7-летний стаж работы. И это независимо от имеющихся баллов у гражданина. Раньше этот срок равнялся 5 годам. В 2016 году повысился до 7. И данная "планка" будет увеличиваться вплоть до 2024 года. Планируется довести минимальный трудовой стаж для до 15 лет. Такие изменения сейчас предусматривает пенсионная реформа. Последние новости указывают на то, что это не миф, а реальность.

Две части одного целого

Следующая информация уже не может считаться новой. Но о ней все равно далеко не всем известно. Дело все в том, что пенсии теперь формируются преимущественно за счет граждан. Выплаты разделили на 2 части: страховую и накопительную. Первая выплачивается в обязательном порядке. Она гарантируется государством. Накопительная зависит напрямую от граждан и обычно формируется в Можно оставить ее и в государственном фонде. Главное, время от времени переводить часть дохода в выбранную организацию, откладывая тем самым на старость.

Формула, по которой необходимо рассчитывать денежные средства, выплачиваемые пенсионерам, имеет вид П=Б*К+С+НЧ, где:

  • П - ежемесячная пенсия;
  • Б - количество накопленных гражданином пенсионных баллов;
  • К - стоимость одного очка;
  • С - страховая часть пенсии (устанавливается государством ежегодно);
  • НЧ - накопительная часть (формируется гражданином).

Многие говорят о том, что сейчас планируется пересмотреть данную схему. На самом деле это не так. Система остается прежней. И в ближайшее время менять ее никто не будет. Год пенсионной реформы позади. Но остаются еще некоторые новости, которые взволновали пенсионеров.

Заморозка

Пенсионная реформа в Украине напоминает изменения, произошедшие в России. В соседней стране на данный момент планируется ввести многокомпонентный расчет положенных выплат, такой же, как сейчас имеется в РФ. Это не слишком страшно, поэтому население не очень боится подобных изменений, ведь пенсии все равно будут перечисляться.

Только в России пошли слухи о том, что правительство в 2016-2017 годах может "заморозить" пенсии, точнее их накопительные части. Предлагается вообще исключить подобный компонент при расчете пенсионных выплат населению. Тем не менее опасаться этого шага пока что тоже не следует. По словам правительства, в 2016-2018 годы не планируется "замораживать" А вот как будут обстоять дела дальше - загадка, которую пока что не дано раскрыть.

Единовременная выплата

Пенсионная реформа в Российской Федерации в 2016 году заставила многих граждан задуматься о том, чтобы самостоятельно откладывать себе на старость и не надеяться на повышение пенсий. В мире сейчас царит кризис. И в России тоже. В таких условиях индексация пенсионных выплат стала невозможна. Поэтому в 2017 году всем пенсионерам (трудоустроенным и неработающим) вместо индексирования в январе выплатят единовременную денежную сумму. Сколько? 5 000 рублей. А все остальные выплаты останутся прежними. Правительство сообщило, что средств для индексации нет. Поэтому приходится пока что действовать таким образом.

И как раз эта новость не является мифом. Это уже установленный закон. Теперь остается только ждать 2017 года. Неизвестно, какие еще изменения могут коснуться пенсионной системы в Российской Федерации. Но даже правительство рекомендует самостоятельно побеспокоиться о накоплениях на старость. Ведь в условиях кризиса иногда приходится принимать серьезные решения. Население должно быть готово к ним. Остается только следить за последними новостями. Может быть, совсем скоро пенсионная система вновь будет пересмотрена полностью.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Факультет психологии

Реформирование пенсионной системы в России

Самара, 2014

Введение

1.1 Пенсионная система России……………………………..4

1.2 Реформирование Российской системы

пенсионного обеспечения……………………………......4

Заключение

Список литературы

Введение

Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса. “Попутным продуктом” (может быть не менее важным, чем основной) пенсионной реформы становится решение проблем в области жилищного строительства, развития рынка ценных бумаг и многих других.

До реформы пенсионная система России была построена по так называемому распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Долгое время представлялось, что распределительной системе практически нет никакой альтернативы, что обеспечивать жизнь пожилых граждан можно только за счет перераспределения ВВП между поколениями. Значение распределительного механизма увеличивалось не только в странах с экономикой советского типа, но и в странах, базирующихся на рыночной системе хозяйства.

Однако в последнее десятилетие очевидность доминирования распределительной системы явно поставлена под сомнение практически на всех континентах. В целом ряде стран мира в большей или меньшей степени используется иной принцип построения пенсионной системы – накопительный.

1.1 Пенсионная система России

Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн.. Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств существования. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы. С 1990г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как по существу, так и по форме. Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии.

2.1 Реформирование Российской системы пенсионного обеспечения

Сегодня в обществе активно обсуждается будущее пенсионной системы России. Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий. Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие, тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Распределительная система может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей численности населения невелика – в этом случае одного пенсионера «содержат» несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России (как и в большинстве развитых стран, а также стран бывшего соцлагеря) происходит относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих граждан падает. Сейчас в России 38 миллионов пенсионеров при 64 миллионах занятых в экономике, причем из этих 64 миллионов только 52 миллиона являются плательщиками пенсионных взносов. Иначе говоря, на 1 пенсионера приходится только 1,68 работающих граждан и только 1,37 плательщика взносов.

В этой ситуации приходится либо повышать пенсионный возраст (что непопулярно в народе), либо повышать налоги (но усиливается уклонение от налогов, и общая сумма собранных налогов может даже снизиться), либо снижать пенсии (что и происходило в России в последние годы - не в абсолютном, а в относительном выражении: пенсии повышались медленнее, чем росли цены).

Если же ничего не делать, то лет через 10-15 государственная пенсионная система просто обанкротится, либо пенсии станут совсем ничтожными.

Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они получают пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получают надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой части пенсии (гарантированный минимум на 1.10.2007г. составляет 1260 руб.; на 1.12.2007г. будет составлять 1560 руб.), 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР и от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии». Накопительная составляющая формируется за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопительных на индивидуальном счете гражданина средств.

В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше, то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти лет после начала реформы. А граждане, родившиеся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, участвуют в ней в ограниченном объеме – их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2006 года этот платеж возвращается в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора в данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

Основные различия между старой пенсионной системой и новой:

В новой модели расчета пенсий заработная плата работника учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, включает в себя персонифицированный учет, накопление пенсионных прав гражданина и пенсионные обязательства государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;

Новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;

Новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан накапливаются не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, направляются на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;

Новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии составляет 5 лет. В старой модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели основным показателем, который определяет размер пенсии, является сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия.

В новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

Благодаря вышеобозначенным новеллам пенсионная реформа положительно скажется на состоянии экономики в целом, а также позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.

Одна из основных задач, которую должна решить реформа, - обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно получает отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Размер базовой и страховой части пенсии индексируется ежегодно с учетом темпов инфляции.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По Закону «Об обязательном пенсионном страховании» государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России, и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

Заключение

Конец ХХ столетия стал в мировой экономике периодом активного осуществления пенсионных реформ. Они происходят сегодня с большей или меньшей степенью интенсивности на всех пяти континентах планеты. Каждая реформирующаяся страна выбирает те подходы, которые ближе ей с точки зрения местных исторических политических и финансовых условий. Различна степень радикализма реформ. Различна роль, которую в этих реформах играет государство. Различны последствия реформ для экономики и социальной системы той или иной страны. Но, несмотря на все отмеченные различия в реформах есть один существенный общий элемент. Все они в большей или меньшей степени сводятся к введению в пенсионную систему накопительных элементов.

Необходимость пенсионного реформирования обусловлена в большинстве стран, прежде всего демографическими и отчасти экономическими факторами - быстрым старением населения, увеличением нагрузки пенсионных выплат на государственные бюджеты. Но к этим общим проблемам добавляются и свои специфические сложности, связанные с относительно более низкой способностью государств этой группы собирать соответствующие страховые платежи, невысоким уровнем доходов населения, сохранением в составе пенсионных систем многочисленных льготных категорий. Сочетание высоких страховых социальных взносов, ненадежного контроля за их выплатой, низких требований, соблюдения которых было достаточно для получения права на пенсию, а также слабой связи между произведенными взносами и полученными пенсиями самым негативным образом влияли на систему пенсионного обеспечения, подрывая ее жизнеспособность.

Список литературы

    Захаров М.Л., Пенсионная реформа в России: Эксперт, И.: Валент, 2002, М., с.15.

    Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения, 2003, М., 16.

    Роик В.А., Пенсионная реформа: результаты и перспектива, М., 2003, с.23.

    Савин В.И., Подготовка отчета в органы Пенсионного фонда

России: учебно-методическое пособие, И. : ЦНТИ, 2005, Мурманск,

    Шестакова Е.Е. Опыт введения многоуровневых пенсионных систем в государствах Восточной Европы: общие подходы и особенности // Трудовое право.-2003.-№2.-С.79-85.