Какие проблемы у недоношенных детей из инкубатора. Недоношенные дети: последствия в будущем, прогноз, развитие. Эмоциональное развитие и половое созревание

24.03.2019

Эрик Ярлнес и Хелле Стенеруп

В последнее время проблемам недоношенных детей и их разрешению уделяется много внимания. Недоношенные дети рождались всегда, но у нас не было достаточных знаний для оказания им соответствующей помощи.

А сейчас эти дети стали взрослыми. Страдают ли они от проблем, которые могут быть связаны с их преждевременным рождением?

Прежде чем мы воспроизведем интервью с взрослой женщиной, которая родилась недоношенной, ознакомимся с некоторыми фактами:

Что вообще означает «РСР ребенок»?

Можно говорить о количестве недель беременности и/или о весе детей при рождении.

О каком количестве преждевременных родов идет речь?

Согласно последним данным, в год рождается около 60 000 детей (включая около 1300 двоен и 15 троен). Примерно 4500 детей рождаются недоношенными (до 37 недели) – из них около 4000 на 33-36 неделе и около 250 – на 23-27 неделе (из них около пятидесяти – на 24-25 неделе).

Обычно рождение происходит после 40-й недели, и считается, что все, кто родился раньше этого срока, родились «слишком рано». Но, конечно, существуют разные степени недоношенности. Поэтому сейчас установлена норма: если ребенок рождается после 36-ти недель, он не считается недоношенным независимо от того, какие у него проблемы. Проблемы быть могут, но благодаря существованию такой нормы, никто не может утверждать, что они вызваны преждевременным рождением.

Не существует единого мнения о нормах. Так, некоторые считают, что доношенный ребенок – это тот, кто родился на сроке после 32 недель. Это едва ли так, ведь почти все (в процентном соотношении) дети, родившиеся на 24-25 неделе, имеют последствия, но наибольшее число (не процент) детей, у которых они проявляются, родились на 33-36 неделе.

Какая поддержка необходима РСР детям

Не все недоношенные дети сталкиваются с трудностями. Многие вырастают, не имея проблем. Очень важно повторять это снова и снова. Ведь мы знаем, что на многие из наших семей навешивают ярлыки, полагая, что, если ребенок родился раньше срока, у него обязательно будут трудности с обучением, нарушения двигательных навыков и проблемы с развитием в целом. В большинстве случаев это не так. Несмотря ни на что, наши дети отлично справляются.

Врачам удалось снизить уровень традиционных заболеваний среди новорожденных. Тем не менее мы обнаружили, что у многих РСР детей возникают физические и эмоциональные проблемы, особенно когда они подвергаются давлению и стрессу. Изменения в обществе, ускорение темпа жизни, отсутствие помощи приводят к тому, что слабость этих чувствительных детей становится заметной.

В данный момент нам не хватает слаженных усилий. Врачи в детских поликлиниках сосредоточены на физическом развитии детей и ждут, что их обучением и психологическим развитием будут заниматься коммуны или муниципальные власти. В Дании сотрудничество между этими учреждениями не налажено.

Каковы причины преждевременных родов? (www.præmatur.dk)

    В трети всех случаев причина неизвестна

    Примерно одна треть преждевременных родов происходит в результате позднего токсикоза беременности (преэклампсии), симптомы которой включают: головные боли, повышенное кровяное давление, отеки и белок в моче.

    Неоднократное рождение двоен и троен.

    Конизация шейки матки (при лечении рака шейки матки).

    Ситуации повышенного стресса.

    Проблемы функционирования плаценты.

    Отхождение вод. В этом случае врачи попытаются приостановить роды (при помощи препарата «Вентолин»), чтобы дать время для развития легких ребенка (используя «Целестон»).

    Если проведенное сканирование показывает, что ребенок не растет в течение какого-то периода, врачи могут решить, что ему лучше родиться (прибегая к кесареву сечению, чтобы избежать стресса для ребенка).

    Мать моложе 20 лет или старше 35.

    Инфекция мочеполовых путей или другие инфекции.

Какие проблемы типичны для этих детей (www.rafaelcenteret.dk)

Некоторые дети слишком рано сталкиваются с неприятным, травмирующим опытом и отделением от матери. У них недоразвившиеся органы, незрелые мозг и нервная система.

Другие дети испытывают стресс, беспокойство, болеют или попадают в неподходящие условия во время пренатального периода, при рождении или позже.

Когда такие дети вырастают, они могут стать робкими и неуверенными, им не хватает самоуважения и чувства собственной значимости, они могут быть очень ранимыми. Кроме того, у многих из этих детей возникают трудности с питанием, сном, речевым и моторным развитием. Они часто гиперактивны, испытывают проблемы с концентрацией и сенсорной интеграцией, сталкиваются со сложностями в обучении. Во многих случаях все это ведет к проблемам в социальной жизни ребенка.

Кроме того, существует небольшая часть РСР детей, у которых диагностируют такие заболевания, как церебральный паралич (спастического типа), ретинопатию недоношенных (нарушение зрения), нарушения слуха, эпилепсию и т.п.

Все это звучит довольно печально, но представители центра приходят к следующему заключению:

«Мы можем помочь таким неблагополучным детям и подросткам улучшить физическое, психологическое и эмоциональное состояние. Так что надежда ЕСТЬ».

(Датчанка Йонна Епсен собрала существующие сведения на данную тему и изложила их в книге: BornTooEarly: HiddenHandicapsofPrematureChildren, JonnaJepsen (Йонна Епсен «Рожденные слишком рано: скрытые проблемы недоношенных детей», 2006. 240 страниц. У нее есть и личный опыт: ее двойняшки родились на 27 неделе)

Вернемся к взрослым РСР. Беседа с женщиной, которая родилась на 32-й неделе

Моя мама заболела (как я узнала позже, у нее была преэклампсия), ее положили в больницу, и я родилась. Не знаю, то ли это я сама хотела избавиться от дискомфорта и поэтому поспешила, то ли это было решение врачей, то ли все вместе. Как бы то ни было, я родилась, я выжила, но мне предстояло провести три недели в разлуке с мамой, и с тех пор меня не покидает чувство одиночества. А мне уже 52 года.

Около восьми лет назад я связалась с обществом “Præmatur” – это общество, которое занимается проблемами детей, родившихся раньше положенного срока. Я хотела найти других взрослых людей, которые родились недоношенными, но в то время общество занималось только проблемами недоношенных детей. Информации о тех, кто уже вырос, было мало.

Как вам живется, взрослые, которые родились раньше срока? Испытываете ли вы такое же чувство одиночества?

Несмотря на то, что мне хочется связаться с остальными, я не хочу чересчур этим увлекаться, не хочу идентифицировать себя только с РСР. Но мне кажется, что моя жизнь пошла немного наперекосяк из-за моей уязвимости, ужасных болей в теле и чувства, что меня бросили. Поэтому мне было очень любопытно узнать, как обстоят дела у остальных, испытывают ли они такие же проблемы, как им удается с этим справляться и что именно они делают для улучшения своей жизни.

В детстве меня называли «тихоней». Сейчас говорят, что у таких детей «повышенная чувствительность». Моим родителям тогда сказали, что я совсем не буду отставать от одноклассников, когда пойду в школу. В школе никто не знал, что я родилась недоношенной, поэтому никто не заострял на этом внимания.

Школа казалась мне очень недружелюбным и страшным местом, у меня были проблемы с обучением. Я пугалась, когда учительница ругала нас или просто разговаривала чуть строже обычного. Я чувствовала себя другой, неправильной, совсем не такой смелой, как мои одноклассники.

Я всегда считала, что должна полностью соответствовать всем требованиям и ожиданиям, иначе я буду недостаточно хорошей, и меня отвергнут. Это было очень серьезным стрессовым фактором.

Я никогда не принимала участия в происходящем

Когда я родилась, меня на три недели отделили от мамы, мы были в разных больницах, и эта разлука до сих пор ощущается как одиночество, отсутствие тепла, брошенность. Странная и интересная вещь – я до сих пор ощущаю это на психологическом уровне, хотя с физической точки зрения это не считается проблемой. Но для меня это ПРОБЛЕМА. Я НИКОГДА НЕ УЧАСТВОВАЛА В ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО В МОЕЙ ЖИЗНИ. В детстве мои родители часто ругались, в результате я ушла в себя, закрылась в себе, как устрица в ракушке, и чувство одиночества только усилилось.

Я также поняла, что мое окружение (родители, школа, коллеги) только усугубляло мои проблемы. Они не облегчали мою жизнь и не помогали справиться с трудностями. Я думаю, учителя в школе должны кое-что об этом знать. Учитель должен понимать ребенка, а не просто отчитывать его, потому что ребенку не ясно, за что его ругают. Это понимание должно перерастать в поддержку, чтобы научить ребенка тому, чего ему не хватает.

У меня были определенные проблемы с обучаемостью, и, думаю, у других РСР людей тоже. Например, мне сложно ориентироваться в пространстве, находить дорогу.

Романтические отношения с партнером были для меня болезненными, так как я чувствовала себя покинутой всякий раз, когда ему нужно было куда-то идти, даже если речь шла о бадминтоне или о встрече с друзьями. Поэтому я была очень навязчивой и требовала много внимания, о чем сама часто сожалела.

Я подолгу жила одна, и это в каком-то смысле лучше, потому что меня не уязвляет настроение другого человека, и я не чувствую себя все время покинутой. При этом я могу переживать сильное чувство одиночества. Я сейчас над этим работаю.

Я стараюсь мыслить позитивно и думать, что я принадлежу к кругу людей, у которых также нет партнера, вместо того, чтобы чувствовать себя изгоем среди пар.

За несколько лет я сделала многое, чтобы изменить себя. Два года я изучала НЛП и окончила двухлетние терапевтические курсы, основной темой которых было «Исцеление внутреннего ребенка». Я также проходила самые разные виды терапии.

Это дало мне много инструментов и очень помогло, но у меня все еще остались некоторые проблемы. У меня диагностировали фибромиалгию, поэтому я решила начать работать по гибкому графику. У меня до сих пор есть чувство неполноценности, мне сложно постоять за себя и сказать: «вот она я».

Но я стараюсь. Я здесь. Есть тут кто-то еще?

Бодинамическая терапия

Когда мне предложили посетить несколько сеансов бодинамической психотерапии, я быстро согласилась.

Некоторые занятия были посвящены пренатальному периоду, и на них я познакомилась с понятием «иметь ПРАВО». Когда я впервые услышала, что у меня есть ПРАВО жить, существовать, контактировать с людьми, а не быть одной, моя картина мира изменилась. Иметь ПРАВО на что-то – это, наверное, самое ценное, что я вынесла из этих занятий. Право на контакт, право получить ответ, когда я что-то говорю, право говорить, что хочу, право сказать «стоп», когда мне что-то не нравится и становится для меня чрезмерным, и так далее.

Терапия также дала мне инструменты, которые помогают справиться с низкой самооценкой, постоять за себя, выглядеть и чувствовать себя более значимой.

Вот некоторые из них:

    Само утверждение «ты имеешь ПРАВО на…». Слышать такое было почти утопией. Я не могла поверить, что это правда, но я усердно работала, чтобы принять это утверждение.

    Когда по непонятной для меня причине я слышу в свой адрес критику или неясные фразы типа «ты - такая-то…», я научилась спрашивать: «Что ты имеешь в виду?». И вместо того, чтобы рефлекторно «закрываться», я получаю детальное объяснение этих фраз. И это очень хорошо, потому что внезапно я обнаружила, что фразы такого типа не всегда связаны с критикой, и мне удается оставаться в контакте.

    Я поняла, почему мне часто не хочется разговаривать с другими. Это происходит потому, что люди говорят о ком-то или о чем-то, а не о себе самих. Они не «делятся» собой, то есть не говорят о том, как на них повлияло то, что они обсуждают. Поэтому это неинтересно. Мне раньше казалось, что это я такая «строгая», но теперь я знаю, почему я так себя чувствовала. Теперь я могу спросить: «Как на тебя это повлияло?» Или первой начать говорить о своих ощущениях. Или могу «закрыться» (что чаще всего и делаю), но уже не чувствую себя неправильной. И это ЗДОРОВО.

    Я гораздо лучше научилась высказывать вслух то, что думаю, но у меня еще не получается действовать согласно сказанному (я не могу справиться с выполнением последнего шага модели общения, которой я обучилась). Но мне все равно приятно, когда мне это удается, я чувствую, что ко мне больше прислушиваются и что меня уважают.

    Я научилась довольствоваться малым вместо того, чтобы не получать ничего. Лучше всего – научиться самой быть сильной, чтобы не приходилось угождать другим в надежде что-то от них получить. Я все еще работаю над этим, и я знаю, что это длительный процесс, так что мне всегда нужно обращать на это внимание.

    Мне сложно понять, что нравится мне самой, чего я хочу, поэтому я была рада научиться упражнению «Лифт», которое помогает понять, что мне нравится, по реакции тела. Иногда у меня получается хорошо выполнить упражнение и я интуитивно понимаю, чего я хочу. Но я заметила, что мне сложно выполнить задание, если в нем участвует другой человек, потому что другие люди важнее меня (ПОТОМУ ЧТО Я ПОЗВОЛЯЮ ДРУГИМ ЛЮДЯМ БЫТЬ ВАЖНЕЕ МЕНЯ).

По-прежнему сложно:

    Я до сих пор не могу «выделяться», «быть в центре внимания». Мне сложно заявить о себе, несмотря на то, что в моем распоряжении есть много ресурсов и инструментов.

    Сепарация и разлука были и остаются большой проблемой, хотя сейчас я не лишена телесного контакта. Я ребенок из кувеза.

    Мне всегда казалось, что я "недостаточно хороша". Я помню, что в детстве так меня (вербально и невербально) оценивал отец.

    Я лучше научилась отличать факты от чувств и предсказывать последствия, но мне все еще сложно действовать в соответствии с этим пониманием.

    На одном из терапевтических сеансов я «разговаривала с отцом» (раньше я также прорабатывала последствия его влияния на меня, потому что оно было очень негативным). Во время того сеанса я отпустила негативные чувства, которые я к нему испытывала, и теперь я могу спокойно находиться рядом с ним. Я также могу увидеть ресурсы, которые он дал мне и думать о нем с любовью.

Гипермобильные суставы

Те, кто родился раньше срока, часто страдают от гипермобильности суставов, которая может легко стать причиной воспаления и, возможно, фибромиалгии. Сейчас мои суставы становятся менее подвижными, и мне сложно избавиться от болей. У меня всю жизнь были боли в теле. Сначала в спине и шее, теперь в ступнях, копчике, бедрах, плечах, локтях и пальцах.

Последствия гипермобильности суставов стали хроническими, я не могу от них избавиться, хотя я занимаюсь бегом и другими физическими упражнениями. Если бы я этого не делала, дело обстояло бы еще хуже.

В детстве я могла становиться в мостик, прогибаясь в спине, или садиться на шпагат, и мне казалось, быть «гибкой» - это так здорово. Сейчас я бы сказала: «Надо избегать чрезмерного растяжения, чтобы не навредить суставам». Но ведь без этого я бы не чувствовала своего тела!

Я также посещала вечерние занятия для сверхчувствительных людей. Там я научилась более медленным движениям, например, делать медленную растяжку внутренней части бедра (сидя на полу и подтягивая к себе ступни, соединяя подошвы стоп и разводя колени в разные стороны). Выполнять это упражнение медленно было физически и психологически сложно, но оно помогло, хотя я предпочла бы заняться Зумбой, несмотря на то, что после нее болит все тело. При выполнении быстрых и интенсивных упражнений мне было сложно встречаться со своей психологической болью.

Думаю, из-за того, что родилась слишком рано я склонна к тому, чтобы сдаваться и «закрываться в себе» в сложных ситуациях. Это случается, например, в отношениях с друзьями/врагами. Когда возникают какие-то сложности, я чувствую, что мы не можем дальше быть вместе, и в то же время не могу уйти, потому что боюсь оказаться покинутой. Поэтому я просто закрываюсь в себе, и, конечно, остальных это раздражает, поэтому проблемы только усугубляются.

Проекты для РСР людей

Думаю, таким людям, как я, хорошо было бы собираться в группы поддержки, где мы могли бы обмениваться опытом, обучаться навыкам социального взаимодействия, узнавать что-то полезное об общении с людьми и об отношениях – заниматься тем, о чем сложно узнать как-то иначе.

Например, что мы «имеем ПРАВО» просто «БЫТЬ», ПРАВО получать необходимое, ПРАВО чувствовать себя полноценными.

Еще мне кажется хорошей идеей собираться в терапевтические группы, потому что у многих из нас похожие проблемы.

Я знаю только одну книгу, где собрана информация о РСР. Она называется «Даже став взрослым, человек остается преждевременно рожденным» ("Er man stadig for tidligt født selv om man er voksen", Kasper Zeij). Автор, Каспер Зай, взял интервью у шести человек, которые родились раньше срока. Книга была издана на датском языке в 2011 году, стоит 198 крон или примерно 25 долларов. Попробуйте поискать ее в библиотеке или обратитесь в общество «Præmatur».

Какие последствия ждут недоношенных детей в будущем

Недоношенные дети – к чему готовиться родителям, что нужно знать? Особенности таких детей. Какие последствия ждут в будущем? Выхаживание экстремально недоношенных детей.

Список статей на тему:

Недоношенные дети – последствия в будущем преждевременных родов, какие осложнения ожидают этих деток, к чему готовится родителям — мы расскажем в этой статье. С каждым годом увеличивается рождаемость недоношенных детей, которые появились на свет в 5, 6, 7, 8 месяцев.Чем дольше ребенок развивается в утробе матери, тем выше шанс на его выживание. В условиях современной медицины удается сохранить жизнь даже самым маленьким детишкам, рожденным в 23-24 недели. Были зафиксированы случаи, когда спасали жизнь и 22-х недельным новорожденным.

Недоношенные дети: сопровождающие нарушения

Никто с уверенностью не может предсказать, какие последствия ждут недоношенных детей в будущем. Некоторые детки, рожденные раньше, срока развиваются как доношенные, другие немного или значительно отстают от своих сверстников. Прогноз развития во многом зависит от того, насколько рано малыш появился на свет.

В результате преждевременных родов, ребенок лишается возможности достичь полного развития в материнской утробе. Помимо проблем при рождении, недоношенных детей в будущем могут поджидать последствия недоношенности. Такие малыши нередко растут слабые и болезненные.

В зависимости от степени недоношенности, у детей, рожденных раньше срока, наблюдается ряд нарушений, которые ограничивают возможность ребенка выжить без современной медицинской помощи:

    низкая масса тела;

    недоразвитие легких (легочная недостаточность);

    нарушение зрения (ретинопатия) и слуха;

    длительная желтуха новорожденных;

    неврологические расстройства;

    нарушение развития.

Эти нарушения могут вызвать такие осложнения, как: открытый артериальный проток, (который после рождения у ребенка должен закрыться), некротический энтероколит, внутричерепное кровоизлияние, бронхолегочная дисплазия, запаздывающее умственное развитие. Все эти осложнения требуют скорейшего диагностирования, чтобы помочь маленькому пациенту.

У детей, которые родились от 24 до 26 недель, возрастает риск задержки умственного и двигательного развития. Наиболее распространенным двигательным расстройством у недоношенных малышей является церебральный паралич. Чем в более поздние сроки рождается ребенок, тем эта вероятность снижается.

Еще одним последствием недоношенности может стать ретинопатия — заболевание, при котором поражено зрение. Обычно оно возникает у деток, рожденных до 28 недель.

Новорожденный, который родился преждевременно, должен до 3 лет регулярно наблюдаться у врача. Желательно это делать на протяжении младшего школьного возраста. Это позволит контролировать развитие ребенка и во время реагировать на возможные осложнения.

Выхаживание экстремально недоношенных детей

Эти крохи называются экстремально недоношенные, с очень низкой массой тела до 1500 г. Они слишком слабы, их организм не в состоянии выполнять свои жизненные функции без медицинской помощи. Практически не имея иммунитета, организм этих детей не может защититься от инфекции. Любая инфекция может привести к тяжелым заболеваниям поэтому, глубоко недоношенным деткам сразу после рождения назначаются антибиотики.

Первое время экстремально недоношенные дети находятся в специальном медицинском инкубаторе, в котором создаются искусственные внутриутробные условия. В кувезе (так называют этот инкубатор) кроху подключают к аппарату искусственной вентиляции легких. Там же поддерживается нужная температура, обеспечивается кормление, выполняется много других манипуляций, необходимых для выхаживания экстремально недоношенных детей.

Родителям нужно быть готовыми к длительному выхаживанию такого ребенка. Часто эти детишки в дальнейшем имеют отклонения в физическом и умственном развитии и нуждаются в медицинском наблюдении многих специалистов.

Недоношенный ребенок 7 месяцев – последствия

Дети, месяцев, весят обычно менее 2000 г. Они еще слабы и выхаживаются часто в отделении интенсивной терапии. Если кроха не способен к самостоятельному дыханию, то сначала его помещают в реанимацию, где подключается к аппарату искусственной вентиляции легких.

В таком возрасте зачастую у ребенка отсутствует сосательный рефлекс, соответственно он не может принимать материнское молоко природным способом или получать питание через соску. В таких случаях кормление осуществляется внутривенно или через зонд.

Семимесячные недоношенные дети, последствия в будущем для них неоднозначно. Их иммунная система, как правило, ослаблена. Это способствует частым бактериальным инфекциям. Инфекции являются одной из основных причин высокой смертности среди недоношенных детей.

Организм преждевременно рожденного малыша сформирован не полностью, поэтому уязвим к развитию многих заболеваний и расстройств. Из-за своей незрелости он не способен выполнять свои функции, как организм доношенного ребенка. В связи с этим, проблемы дыхательной системы, пороки сердца, интеллектуальные расстройства могут позже появиться в жизни ребенка.

Девять месяцев беременности… В ожидании малыша будущая мама считает дни, но вот сюрприз – ребенок решил родиться раньше!

К счастью, для современной медицины рождение недоношенных детей не является такой проблемой, как раньше. Какие они, недоношенные дети, и в чем их особенности?

По критериям ВОЗ, малыш, родившийся после 22-х недель беременности и с массой тела выше 500г, является жизнеспособным, выхаживание недоношенных детей при этом возможно.

Какие дети считаются недоношенными?

Недоношенный ребенок — это малыш, который родился в гестационном периоде от 22 до 37 недель, имеющий массу тела меньше 2500г и длину менее 45 см.

Руководствуясь этими показателями, определяют разные степени выраженности недоношенности:

Новорожденные весом 900-500г — это недоношенные дети с экстремально низкой массой тела, чаще всего это глубоко недоношенные дети по сроку гестации. Для таких детей, скорее всего, возможны проблемы со здоровьем и последствия в будущем.

Даже если вес недоношенного ребенка более-менее нормальный, гестационный срок считают более достоверным и устойчивым показателем.

Почему кроха рождается раньше срока

Вопрос, почему рождаются недоношенные дети, и как их выхаживать – один из самых обсуждаемых в акушерской и неонатологической практике.

К основным этиологическим факторам недоношенности относятся:

  • возраст беременной младше 18 лет или первые роды у женщины старше 30-ти;
  • как ни странно, на это влияет и возраст отца – младше 18-ти или старше 50-ти лет (в Европейских странах);
  • перерыв между родами меньше 2-х лет;
  • воспалительные острые или обострение хронических заболеваний матери;
  • эмоциональные стрессы;
  • патологическое протекание беременности;
  • неполноценное питание или несбалансированный рацион будущей мамы;
  • вредные привычки как будущей матери, так и отца – курение, алкоголизм, наркомания);
  • профессиональные вредности — физически тяжелый труд, однообразное пребывание в вынужденном положении, стоячая работа, влияние токсических веществ;
  • неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни беременной;

Так же значительную роль играет отсутствие или неполноценность медицинской помощи до и во время беременности.

Внешние проявления недоношенности

Кроме того, что недоношенный отличается по весу и гестационному возрасту, существуют еще и внешние проявления.

Прибавка в весе и росте.

Итак, основные признаки недоношенного ребенка:

  • кожа малыша морщинистая, темно-красная;
  • почти полностью отсутствует подкожно-жировая клетчатка (ее отсутствие как раз и объясняет цвет кожи малыша);
  • ушные раковины мягкие, податливые;
  • много пушковых волос, которые покрывают лицо, конечности и спинку;
  • низкое расположение пупка;
  • недоразвитие половых органов- у девочек малые половые губы не прикрыты большими, у мальчиков – не опущены в мошонку яички;
  • незарощение черепных швов;
  • открыты большое, малое и боковые темечки.

Нормы недоношенного ребенка, естественно, отличаются, от тех, с которыми дети рождаются обычно, но со временем эта разница уменьшается, а затем полностью исчезает.

Особенности ранних детей

Физическое состояние недоношенных новорождённых.

У деток, появившихся на свет раньше срока, отстают в развитии все органы и системы. Поэтому лечение недоношенных детей учитывает все возрастные особенности.

Так как не завершено формирование легочной ткани, обязательно введение Сурфактанта – препарата, который препятствует спаданию легочных альвеол, и помогает им расправиться. Если доза Сурфактанта недостаточная, у ребеночка могут быть проявления дыхательной недостаточности.

Так как натуральный сурфактант начинает вырабатываться у ребенка массой не меньше 500г, соответственно, для каждой степени недоношенности имеется своя дозировка. Чем меньше гестационный возраст новорожденного, тем выше дефицит сурфактанта, а значит, более высока вероятность легочной патологии.

Также, в практике часто встречаются следующие особенности:

  1. Непостоянна частота дыхания у недоношенных малышей. Когда кроха беспокоен, у него может быть тахипное (учащенное дыхание) – примерно 60-80 вздохов за минуту, в состоянии покоя малыш дышит реже. Это настолько нестабильно, что иногда могут происходить остановки.
  2. Детки, рожденные раньше срока, не умеют приспосабливаться к изменениям окружающей среды, поэтому температура у недоношенного ребенка нестабильна, они подвержены переохлаждениям или перегревам.
  3. От окружающей среды зависит и сердечная деятельность малыша – в слишком жарком помещении ребенок становится беспокойным, сердечные сокращения учащаются, тахикардия может возрастать до 200 уд./мин. Если малышу холодно – сердце тоже замедляется.
  4. Несовершенность нервной системы приводит к появлению различной неврологической симптоматики. Если малыш в дальнейшем развивается хорошо, неврологические симптомы постепенно исчезают. Развитие недоношенных деток отстает примерно на 1-2 месяца от доношенных сверстников.
  5. Набор веса у недоношенных детей тоже отличается. Физиологическая потеря массы тела восстанавливается медленнее, этот процесс может занимать 2-3 недели, так как у таких деток безусловные глотательный и сосательный рефлексы развиты слабо или даже могут отсутствовать. В дальнейшем детки тоже медленнее, чем их «срочные» ровесники, набирают вес.
  6. К тому же, из-за незрелости пищеварительной системы, довольно часто возникают ее нарушения, что проявляется диспепсиями, колитами, кишечным дисбиозом. Пища переваривается медленно, поэтому малышей мучают запоры и метеоризм.
  7. Сетчатка глаза у недоношенных детей тоже незрелая и заканчивает формирование только к 4-му месяцу жизни. Из-за ряда причин нормальное развитие сетчатки может быть нарушено, в таком случае возникает тяжелое заболевание – ретинопатия или ретролентальная фиброплазия недоношенных.
  8. Нарушения нормального кровоснабжения сетчатки способствуют образованию новых сосудов, которые не совсем полноценны и имеют очень тонкие стенки, имеющие тенденцию к разрыву. Из-за этого, в глазу часто возникают кровоизлияния, как небольшие, так и обширные. Кроме того, недостаточное питание сетчатки вызывает разрастание фиброзной ткани в ее толще и на поверхности, что приводит к отслоению и в тяжелых случаях ребенок может утратить зрение. Поэтому все детки, которые появились на свет в гестационном возрасте младше 30 недель, обязательно должны быть осмотрены врачом-офтальмологом.
  9. На теле недоношенных малышей иногда присутствуют гемангиомы – это темно-красные пятна, которые состоят из расширенных кровеносных капилляров. Гемангиомы не опасны, но их все равно должны контролировать педиатр и онколог. Подобные пятна становятся менее интенсивными к 12-ти месяцам жизни ребенка, потом постепенно исчезают. Обычно это случается к 4-5 годам.

Особенности недоношенных детей в том, что у них гораздо чаще возникают кровоизлияния в мозг и асфиксия, часто развивается анемия.

Болезни недоношенных детей имеют прямую зависимость от окружающей среды и ухода.

Эти детки наиболее подвержены , из-за несовершенства иммунной системы, поэтому требуют более тщательного ухода и пристального внимания.

Почему малыш желтеет

Особенно недоношенных стоит рассмотреть отдельно, так как большинство мам, видя, что кожа малыша пожелтела, начинают паниковать и сразу обвинять врачей, мол, недосмотрели.

На самом деле, желтуха может быть физиологической, т.е. встречается в норме у абсолютно здоровых детей, а может быть патологической, которая свидетельствует о наличии заболеваний.

Печень новорожденного не развита в полной мере, для нее характерна значительная васкуляризация, неполноценная дифференциация паренхиматозной ткани, слабое развитие соединительной. Гистологически зрелой (такой как у взрослых) печень становится только к 8 годам жизни малыша.

Так как печень еще «не научилась» выполнять все свои функции так как нужно, на 2-3й день жизни младенец начинает желтеть. Это физиологическая желтуха – повышение в организме количества билирубина, которая в норме проходит через несколько дней.

Если кожа ребенка начала желтеть в первый день и продолжается это состояние больше 10 дней, желтуха расценивается как патологическая, а значит, является симптомом какого-то заболевания и требует тщательной диагностики.

Физиологическая желтуха наблюдается у более 80% недоношенных детей и примерно у 60% доношенных. Визуально она проявляется, когда значение билирубина в крови недоношенного ребенка составляет 85-100мкмоль/л.

Почему у недоношенных детей желтуха встречается чаще? Все очень просто – органы такого ребенка сильно недоразвиты и им требуется больше времени на адаптацию и коррекцию работы.

Главное — сохранить крохе жизнь

Выхаживание недоношенных детей тяжелый, долгий и эмоционально напряженный процесс. С чем меньшим весом родился ребенок, тем сложнее и опаснее ситуация. Этапы выхаживания малышей зависят от гестационного возраста, веса и индивидуальных адаптационных особенностей крошечного новорожденного организма.

Сразу после рождения малыша помещают в закрытый кувез («инкубатор»), в котором поддерживается оптимальная температура, препятствующая переохлаждению или перегреву малютки. Затем очищают дыхательные пути и восстанавливают дыхание.

Если того требует ситуация, то проводят реанимационные мероприятия – искусственную вентиляцию легких и возбуждение сердечной деятельности.

После этого ребенка переводят в палату интенсивной терапии, где он находится в кувезе с постоянным, круглосуточным мониторингом. Здесь малыш находится до тех пор, пока его организм нуждается в восстановлении и коррекции жизненно важных функций.

Когда жизненные показатели крохи нормализуются, ребенок начинает набирать вес, его могут перевести в обычное отделение для новорожденных. Нетерпеливые бабушки, дедушки и прочие родственники ждут знакомства с новым членом семьи, постоянно интересуются, когда же, наконец, можно забрать маму с малышом домой. Это зависит от того как ребенок реагирует на окружение, кушает и поправляется.

С каким весом выписывают недоношенных детей? Выписать недоношенного новорожденного можно тогда, когда он наберет 2500г веса. Однако, если ребенок чувствует себя хорошо, патологических отклонений у него нет, то могут выписать и с весом в 2000 г.

Так довольно часто происходит, если беременность была многоплодной и у мамы в срок родилась двойня или тройня, просто детки при рождении имели меньшие размеры, чем их сверстники от одноплодной беременности.

Если новорожденный недоношенный ребенок плохо набирает вес, он может провести в стенах лечебного заведения несколько недель и даже больше. Детки с IV степенью недоношенности через 3-4 недели могут только восстановить физиологическую потерю веса, и лишь потом начать прибавлять.

Большинство малышей, родившихся раньше срока, развиваются абсолютно нормально, просто им нужно больше времени.

Когда, наконец, ребенок окажется дома, все же стоит повременить с частыми визитами родственников и дать ему возможность спокойно адаптироваться в новой обстановке.

Уход за недоношенным дома

Так как нервная система таких деток является незрелой, естественно, что они опаздывают от своих сверстников в моторном развитии примерно на 6-8 недель. От этого зависит то, когда недоношенные дети начинают держать голову, гулить, агукать, переворачиваться, интересоваться игрушками, ползать, ходить. Не нужно подталкивать и торопить ребенка, все навыки придут в свое время.

При патронаже врач или медсестра обязательно контролируют, как быстро недоношенные дети набирают вес.

Как правило, прибавка в весе недоношенного ребенка начинается с двух месяцев, в три он учится удерживать голову и его вес увеличивается почти в полтора раза.

В это время все еще очень важно поддерживать оптимальный для ребеночка температурный режим помещения (температура воздуха +24).

На четвертом месяце жизни малыш уже хорошо держит голову, фиксирует взгляд и начинает издавать звуки. Как раз в это время будет полезно начать курс легкого массажа, воздушные ванны.

В пять месяцев младенец учится улыбаться, обращать внимание на игрушки, пытаться схватить их ручками.

После полугода незрелость ребенка выражена меньше, а к 2-м годам их уже не отличить от доношенных.

Довольно часто недоношенные детки «путают» моторные навыки – начинают поздно ползать, сначала встает, а потом учатся садиться, долго ходят на цыпочках.

Укрепляющие процедуры

Водные процедуры прекрасно укрепляют все системы организма недоношенного ребенка, поэтому ежедневное купание этих детей, не только желательно, но и необходимо. В зависимости от ситуации первые купания может проводить врач-неонатолог, процедуры обязательно проводятся под рефлектором. Затем учатся купать малыша родители.

Температура воды для купания должна быть не ниже 37, но и сильно высокой ее делать тоже нельзя.

С первых недель жизни ребенку начинают проводить профилактику рахита: УФ-облучение, витамин Д, затем массаж и постепенное закаливание.


С двухмесячного возраста недоношенным деткам разрешают зимние прогулки, если температура воздуха за окном не ниже -8. Летом можно начинать гулять раньше. Сначала прогулки длятся по 15 минут, затем их длительность постепенно увеличивается до 1-2 часов зимой и 2-3 часов летом.

Участковый врач-педиатр обязательно устанавливает за недоношенными детьми диспансерное наблюдение до 7 лет с периодическими консультациями невропатолога, а также других узких специалистов.

Режим питания недоношенных

У недоношенных детей свои особенности вскармливания. Поначалу они не умеют сосать грудь и глотать молоко, затем, когда учатся это делать – сильно устают, даже на втором-третьем месяце жизни. А так как кормление в этот период должно быть частым, то их обязательно докармливать сцеженным грудным молоком.

Конечно, материнское молоко – наиболее оптимальный продукт для новорожденного. Но в случае агалактии матери или наличии каких-либо противопоказаний к грудному вскармливанию, начинают кормление недоношенного ребенка смесью, которая адаптировання под незрелый организм, например, «Препилти», «Пренутрилон», «Алпрем», «Ненатал», «Пре-НАН» и другие.

Правила первых кормлений зависят от гестационного возраста малютки:

*малыш получает грудное молоко только в том случае, если после приема 5% раствора глюкозы не было срыгиваний.

Если вскармливание искусственное, то, сколько смеси должен съедать недоношенный ребенок, обязательно определяет врач-неонатолог или педиатр. В среднем, малыш должен получить 150 мл смеси на 1 кг веса в сутки. Полученный результат нужно разделить на 8 кормлений (одно кормление раз в три часа), тогда станет известна одноразовая доза.

Малыш, который при рождении весил меньше 2500г, в первые сутки должен съесть 60 мл молока или смеси. Потом общий объем порции ежедневно увеличивают на 20мл, пока не достигнут суточной нормы в 200 мл. Это средние нормы расчета питания. Так как каждый ребенок индивидуален, обязательно требуется консультация неонатолога.

Когда вес ребеночка достигнет 3,5 кг, можно постепенно переходить не шестиразовый режим кормлений.

Когда вводить прикорм недоношенному ребенку? С каких продуктов лучше начинать?

Сроки начала введения недоношенному малышу прикорма рассчитать очень просто – добавьте к фактическому возрасту тот срок, на который он раньше родился.

Например, если ребенок появился на свет раньше срока на 2 месяца – прикорм вводим не в 6, а в 8 месяцев и так далее.

В принципе, прикорм недоношенных детей не отличается от прикорма доношенных. Сначала в рацион малыша постепенно вводят каши из круп, богатых железом, цинком и витаминами. Это рис, гречка, кукуруза. В кашку можно добавлять подсолнечное или оливковое масло.

После введения каш понемногу добавляют овощное пюре. Экзотическими овощами и фруктами злоупотреблять не стоит. Лучше использовать типичные для вашего региона сезонные плоды. Прекрасно подойдут кабачок, брокколи, цветная капуста, морковь.

Через два месяца после начала прикорма малышу можно предложить кефир и постепенно вводить желток и мясные продукты.

Что касается питья, то ребенок, находящийся на грудном вскармливании в дополнительном питье не нуждается. Потребность в питье возникает не раньше 10 месяцев, когда малыш уже получает достаточное количество прикорма.

Однако, все же будет лучше, если родители обсудят питьевой режим ребенка с врачом. Если недоношенный малыш к тому же искусственник, водичку давать обязательно, но использовать можно только кипяченую.

Отдельно о прививках

В последнее время отмечается тенденция отказа родителей от проведения вакцинации даже доношенным детям. Что уж говорить о реакциях на слово «прививка» родителей детей, родившихся раньше! Но все, же, прививки недоношенным детям нужны, чтобы защитить без того ослабленный организм от внешних инфекций.

Даже детки с очень маленьким весом способны хорошо перенести прививку, образуя достаточное количество антител, способных защитить детский организм.

Проведение вакцинации БЦЖ, положенное у доношенных деток на 3-й день жизни, возможно после набора недоношенным ребенком массы тела больше 2 кг. А комплексную прививку АКДС+ОПВ+ХИБ в 2-3 месяца лучше провести недоношенным деткам в условиях стационара.

Реабилитация недоношенных детей – это не только врачебный контроль и постоянный медицинский уход, это целый комплекс мероприятий, в котором активную роль должны принимать родители.

Создание для малыша оптимальных условий, комфортной внешней среды, психоэмоциональная связь с мамой и папой с первых минут после рождения, являются залогом успеха выхаживания и развития крохи, решившей появиться на свет раньше времени.

Недоношенностью считается рождение ребенка до окончания гестационного периода, то есть в сроке от 22 до 37 недель, с массой тела меньше 2500гр., а длиной менее 45см.

У недоношенных детей отмечаются расстройства терморегуляции, дыхания со склонностью к апноэ (прекращение дыхательных движений), слабый иммунитет и явные антропометрические и клинические признаки.

Степени

Классификация недоношенных детей по степеням связана с массой тела ребенка (срок беременности условен):

1 степень - масса тела 2001-2500гр. (срок соответствует 35-37 неделям);

2 степень - масса тела 1501-2000гр. (срок соответствует 32-34 неделям);

3 степень - 110-1500гр. (срок беременности 29-31 неделя);

4 степень - вес ребенка менее 1000гр., что соответствует сроку гестации менее 29 недель (экстремально недоношенные).

Причины рождения недоношенных детей

Причины преждевременных родов многочисленны и представлены с трех сторон:

Материнские факторы:

  • хронические заболевания женщины (патология сердечно-сосудистой системы, эндокринные заболевания, патология почек):
  • острые инфекции во время беременности;
  • гинекологические заболевания;
  • отягощенный акушерский анамнез (аборты, кесарево сечение);
  • внутриматочная спираль;
  • травмы;
  • возраст (младше 17 и старше 30);
  • резус-конфликтная беременность;
  • вредные привычки;
  • патология плаценты (предлежание , отслойка);
  • вредные условия труда;
  • осложнения беременности (гестоз).

Отцовские факторы:

  • возраст (старше 50 лет);
  • хронические заболевания.

Плодовые факторы:

  • внутриутробные пороки развития;
  • многоплодная беременность;
  • эритробластоз (гемолитическое заболевание);
  • внутриутробная инфекция.

Признаки

Недоношенные дети имеют ярко выраженную клиническую картину. Отмечается диспропорция частей тела, мозговой череп преобладает над лицевым. Кости черепа мягкие, помимо родничков наблюдается незаращение черепных швов. Также характерны мягкие ушные раковины.

У недоношенных детей слабо развит подкожножировой слой, они не могут «держать» температуру (нестабильность терморегуляции). Недоразвитие легких при недоношенности обусловлено отсутствием сурфанктанта, который обеспечивает раскрытие легочных альвеол на вдохе, что проявляется нарушением дыхания и периодическими апноэ (остановка дыхания).

Кожные покровы морщинистые, имеют в первые сутки ярко-красную окраску, отмечается слабый мышечный тонус или полное его отсутствие.

Физиологические рефлексы (сосательный, поисковый и прочие) слабо выражены.

У недоношенных мальчиков яички не опущены в мошонку, а у девочек недоразвиты большие половые губы. Характерны для недоношенных детей гипертензионный и гидроцефальный синдромы.

Из-за недоразвитости век выражено пучеглазие (экзофтальм).

Отмечается недостаточная функция печени, что проявляется ядерной желтухой. Из-за слаборазвитой иммунной системы у недоношенных детей высок риск инфицирования. Недоношенные дети склонны к срыгиванию. Кроме того, у таких детей недоразвиты ногтевые пластинки и могут достигать лишь середины кончиков пальцев.

Терапия недоношенных детей

Ведением и лечением недоношенных детей занимается врач-неонатолог.

Детям, рожденным до срока, требуется определенные условия существования. Температура окружающего воздуха должна быть 25°C, а влажность не менее 55-60%. С этой целью недоношенных детей держат в кувезах (специальные инкубаторы).

В кувезах находятся младенцы с весом ниже 2000гр. Выписка здоровых недоношенных детей осуществляется на 8-10 сутки, при условии достижения их массы тела 2кг.

В случае, если недоношенный ребенок в течение 14 дней не достиг веса в 2000гр., его переводят на второй этап выхаживания (проводится в реанимационной палате детского отделения/больницы). Таких детей размещают в кувезах, куда подается кислород.

Купать недоношенных малышей начинают с 2-хнедельного возраста (при условии заживления пуповинного остатка). Гуляют с детьми при исполнении им 3-4 недель и весе 1700-1800гр.

Выписка здоровых недоношенных детей проводится при достижении ими веса 1700гр.

Кормление

Кормление ребенка сцеженным грудным молоком начинают через 2-6 часов после рождения при условии отсутствия противопоказаний и большого срока беременности (34-37 недель).

Детям, которые находятся в тяжелом состоянии или глубоко недоношенным назначается парентеральное питание через зонд (через рот или нос) в течение первых 24-48 часов жизни.

К груди прикладывать начинают ребенка весом 1800-2000гр. при наличии активного сосания. В 1 день объем одного кормления составляет 5-10 мл, во 2 день 10-15 мл, а в 3-й - 15-20 мл.

Кроме того, недоношенным детям показано введение витаминов:

  • викасол (витамин К) с целью предупреждения внутричерепных кровоизлияний;
  • аскорбиновая кислота (витамин С), витамины В1, В2;
  • витамин Е (токоферол);
  • профилактика рахита (витамин Д);
  • витамины В6 и В5, липоевая кислота при глубокой недоношенности;

Последствия недоношенности и прогноз развития

Прогноз для жизни у недоношенных детей зависит от многих факторов. В первую очередь от срока беременности и веса при рождении. В случае рождения ребенка в сроке 22-23 недели прогноз зависит от интенсивности и качества терапии. Риск летального исхода увеличивается в следующих случаях:

  • дородовое кровотечение;
  • роды в тазовом предлежании;
  • многоплодная беременность;
  • асфиксия в родах;
  • низкая температура ребенка;
  • респираторный дистресс-синдром.

Отдаленные последствия недоношенности (вероятность возникновения данных осложнений опять же зависит от многих факторов; при прочих благоприятных условиях данные осложнения довольно редки):

  • отставание в умственном и физическом развитии;
  • детский церебральный паралич;
  • судорожный и гидроцефальный синдромы;
  • миопия, астигматизм, глаукома, отслойка сетчатки;
  • склонность к частым инфекциям;
  • нарушение слуха;
  • нарушение менструального цикла, генитальный инфантилизм и проблемы с зачатием у девочек.
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ НА СВЕТ РАНЬШЕ СРОКА?

Ребенок, родившийся на сроке беременности менее 37 недель, считается недоношенным.
Около восьми процентов детей от общего числа новорожденных появляются на свет недоношенными либо из-за того, что у матери преждевременные роды начались спонтанно, либо в результате искусственно спровоцированных родов. Нет точного списка причин, запускающих преждевременные роды, но существует перечень определенных факторов риска, повышающих вероятность такого исхода.

Если женщина носит больше одного ребенка, это считается фактором риска, поскольку для каждого плода в матке остается слишком мало места. Двойня, как правило, рождается уже на 37-й неделе, а то и раньше.

Часто факторами риска становятся физические перегрузки и недостаток отдыха.
Мать, курившая во время беременности, также рискует родить раньше времени, причем у ребенка, скорее всего, будет заниженный вес.

Некоторые медицинские состояния также способны запустить роды прежде времени или сами по себе становятся причиной, из-за которой роды вызывают искусственным пухем. В этот список входят диабет, гипертония, преэклампсия, инфекции влагалища или мочевыводящей системы, плацентарная недостаточность.

Недоношенного ребенка помещают в инкубатор, где поддерживается постоянная температура. У недоношенных детей не хватает защитного подкожно-жирового слоя и мышечной массы, а потому они особенно нуждаются в тепле.

ОБЫЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Недоношенные дети, как правило, страдают от различных проблем со здоровьем.
Какие-то из них более серьезны, но по большей части с ними удается справиться при помощи соответствующего медицинского оборудования в палате интенсивной терапии.

Недостаток подкожно-жирового слоя и мышечной массы:
на протяжении последних недель, проведенных в матке, ребенок запасает основное количество жира и наращивает мышцы, что позволяет ему поддерживать постоянную температуру тела после рождения. Недоношенные дети, чей вес не превышает 2 кг 500 г, не имеют этого защитного мышечно-жирового слоя.

Синдром дыхательных расстройств (СДР): это обычная проблема для недоношенных детей и детей, чьи матери больны диабетом. СДР возникает из-за недостатка специального химического вещества, так называемого сурфактанта. Он начинает вырабатываться в третьем триместре и выстилает внутреннюю поверхность альвеол (воздушных пузырьков) в легких ребенка.
Благодаря ему, альвеолы не спадаются, сохраняют свой просвет и обеспечивают обмен кислородом и углекислым газом в процессе дыхания. У недоношенных детей сурфактант не успевает накопиться в необходимом количестве, и это создает трудности с дыханием.

Гипоксия: она наблюдается в тех случаях, когда ткани получают мало кислорода и сахара. Если с гипоксией не бороться, она может привести к повреждениям головного мозга.

Инфекции: у всех без исключения недоношенных детей иммунная система практически не работает, что повышает риск инфицирования.

Желтуха: физиологическая желтуха новорожденных обычно проходит сама через несколько дней. Ее причина заключается в массовой гибели старых эритроцитов и в поступлении в кровь большого количества желчного пигмента билирубина. По мере того как печень новорожденного развивается и начинает функционировать, билирубин выводится из организма, и желтуха исчезает. Однако у недоношенных детей печень созревает не так быстро, и билирубин продолжает оставаться в организме. Чтобы избавиться от него, недоношенным детям назначают фототерапевтическое лечение: облучение ультрафиолетовыми лучами, способствующими удалению билирубина из кожи, и обильное питье, ускоряющее выведение его из организма.

ПАЛАТА ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

Почти все недоношенные дети нуждаются в том, чтобы их хотя бы ненадолго поместили в палату интенсивной терапии, где они будут иметь надлежащий уход и успеют накопить достаточно сил для самостоятельного существования. Палата интенсивной терапии делится на две секции: «повышенной интенсивности», куда попадают глубоко недоношенные или больные младенцы, и секцию для более жизнеспособных детей, где за ними осуществляется мониторинг до тех пор, пока они не смогут самостоятельно дышать и питаться. Принудительная вентиляция легких помогает таким детям дышать.

Электронные мониторы контролируют их сердечный ритм, частоту дыхания и уровень кислорода в крови. В случае любых проблем раздается автоматический сигнал тревоги.
Через капельницу ребенок получает внутривенно необходимую ему жидкость и лекарственные препараты. Через желудочный зонд, введенный через нос и пищевод прямо в желудок, ребенок получает молоко в том случае, если у него отсутствуют сосательный и глотательный рефлексы. Родителям предлагают сохранять прямой контакт с ребенком «кожа к коже», для чего новорожденного помешают в специальную сумку-«кенгурушку». Отмечено, что в таком положении недоношенные дети начинают очень быстро поправляться и набирать вес.

МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ ПАЛАТЫ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

Медицинский персонал в палате интенсивной терапии отличается высоким профессионализмом и сделает все возможное, чтобы помочь недоношенному ребенку.
Работой медицинского персонала руководит педиатр-неонатолог, специализирующийся по уходу за новорожденными детьми. Подчиненные ему врачи осуществляют непосредственный контроль за состоянием каждого ребенка.

Детские медсестры помогут вам ухаживать за ребенком и постараются вовлечь вас во все процедуры. В некоторых стационарах за каждым из тяжелых детей закрепляется отдельная квалифицированная медсестра.

Акушерки следят за состоянием матери после родов и помогают ей кормить младенца грудью. Если ребенок слишком слаб, чтобы сосать грудь, молоко приходится сцеживать.
Остальные члены медицинского персонала, такие как физиотерапевты, психоневрологи, проводят консультации по направлению врача-педиатра.
Медсестры в палате интенсивной терапии обязаны предоставить профессиональную помощь родителям тяжело больных и недоношенных детей.

ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ

Хотя появление на свет недоношенного ребенка всегда связано с тяжелыми переживаниями и страхами, как правило, это не влияет на его дальнейшее умственное и физическое развитие. Современные технологии достигли такого уровня, что значительно повысили шансы на выживание даже для самых слабых недоношенных детей.

Как только недоношенный ребенок достаточно окрепнет, его выписывают домой, где он будет находиться под усиленным вниманием специалистов.
Не исключено, что на протяжении первых двух лет жизни недоношенный ребенок будет заметно отставать в росте и развитии от своих сверстников. Мы бы не советовали родителям таких детей пытаться сравнивать их достижения с теми малышами, которые родились в срок. Тем более что с третьего года жизни практически все недоношенные дети быстро догоняют всех остальных. Родителям не следует делать трагедию из того, что их Недоношенный ребенок отстает в преодолении каких-то ранних вех своего развития.