Как бороться с низким давлением у ребенка? Низкое давление у ребенка

10.08.2019

Гипотония – опасное заболевание, которым страдают люди разных возрастов. У детей предрасположенность к появлению патологии чаще всего передается по наследству. Но нередко стойкое снижение АД вызывается внешними или внутренними негативными факторами. При обнаружении тревожащих симптомов рекомендуется обратиться к врачу, который подскажет, как повысить низкое давление у ребенка и подростка, и назначит соответствующее лечение.

Показатели давления у детей

Артериальное давление является одним из важнейших диагностических признаков для изучения процессов, протекающих в организме. Его характеризуют два значения – верхнее (систолическое) и нижнее (диастолическое). Первое снимается при наиболее сильном сжатии сердечной мышцы, второе – при максимальном расслаблении. Для взрослого человека нормой является АД 120 на 80, у детей эти показатели могут немного отличаться.

Существует специальная формула расчета нормального давления у подростков:

  • верхний показатель: 1,7 х N * + 83;
  • нижний показатель: 1,6 х N + 42.

* N – количество полных лет пациента

Ниже приведена таблица с указанием норм АД у детей подросткового возраста:

Возраст Систолическое давление Диастолическое давление
7 110 - 126 70 - 82
8 110 - 126 70 - 82
9 110 - 126 70 - 82
10 110 - 136 70 - 86
11 110 - 136 70 - 86
12 110 - 136 70 - 86
13 105 - 130 63 - 84
14 107 - 132 64 - 85
15 109 - 136 66 - 86
16 110 - 138 68 - 88
17 112 - 140 70 - 90
18 115 - 145 70 - 90

Правила измерения давления у детей

Чтобы получить достоверные показатели АД при использовании тонометра в домашних условиях, необходимо придерживаться стандартных рекомендаций:

  1. Перед началом манипуляции ребенок не должен заниматься физическими упражнениями, бегать и прыгать. АД измеряется только в спокойном состоянии пациента.
  2. За 30 – 60 минут до измерений необходимо воздержаться от обильного приема пищи и от употребления продуктов, возбуждающих нервную систему.
  3. При необходимости в частых измерениях целесообразно приобрести манжетки, специально разработанные для детской руки. Для дошкольников рекомендованная ширина составляет 8 см, для подростков – 10 – 11 см.
  4. Надевать манжетку на руку следует так, чтобы ее нижний край находился не выше 3 - 4 см от локтевой ямки. Между кожей и материей должен оставаться зазор шириной в палец.
  5. Лучше всего использовать автоматический тонометр, который снимает показания быстро и точно. Фиксация показаний при помощи механического прибора производится в соответствии с общепринятой методикой.

Причины подростковой гипотонии

Если у ребенка обнаруживается давление, отличное от того, которое должно быть в его возрасте, следует задуматься о причинах патологии. Временная гипотензия может возникнуть в ответ на внешние раздражители: недостаток чистого воздуха в помещении, переедание, активные занятия спортивными упражнениями.

Другими причинами пониженного давления у ребенка являются:

  • генетическая предрасположенность;
  • сбои во внутриутробном развитии или травмы, полученные при родоразрешении;
  • недостаточная физическая активность;
  • чрезмерные умственные нагрузки;
  • нервное перенапряжение и стрессы, связанные с учебой, личными или внутрисемейными отношениями;
  • недостаток витаминов в рационе питания, особенно осенью и весной;
  • снижение иммунитета и, как следствие, частые простудные заболевания.


Обратите внимание! Пониженное давление у мальчиков в 11 – 13 лет, у девочек в 10 – 12 и 15 – 16 лет указывает на естественные гормональные перестройки в организме. Также не стоит беспокоиться, если гипотонии подвержен ребенок худощавого телосложения.

Гипотензия, вызванная вышеперечисленными причинами, при желании легко устраняется и не вызывает серьезных опасений. В редких случаях патология является следствием сильной интоксикации, обильного кровотечения, дисфункции мозгового кровообращения, а также заболевания внутренних органов в остром или хроническом проявлении. Эти состояния требуют незамедлительного лечения под наблюдением врача.


Симптомы патологической гипотонии

Патологическое снижение давления у подростков сопровождается характерными симптомами:

  • частая головная боль, локализующаяся в области затылка, головокружения;
  • резкое снижение работоспособности, повышение утомляемости;
  • отсутствие заинтересованности в познании нового материала;
  • отказ от любимого времяпрепровождения;
  • плаксивость по любому поводу;
  • чувствительность к переменам погоды;
  • бледность кожных покровов;
  • потливость и похолодание пальцев рук и ног;
  • бессонница ночью и сонливость в дневное время;
  • ощущение удушья, недостатка кислорода в закрытом помещении при длительном стоянии;
  • потеря ориентации в пространстве при резкой перемене положения тела в пространстве;
  • слабость в утреннее время, сохраняющаяся на протяжении всего дня.


Важно! Усиление проявления симптоматической картины наблюдается после длительного нахождения за компьютером, физической активности, приема горячей ванны.

При комплексном появлении признаков рекомендуется измерить давление у подростка. Если подозрения подтвердятся, необходимо принять соответствующие меры. Даже кратковременное проявление такого состояния в детском возрасте крайне опасно, поскольку закладывает основу для хронической гипотонии в дальнейшем.

После выяснения причин понижения давления у подростка лечение направляется на их устранение. Если они носят патологический характер, ребенку назначается узконаправленная терапия с применением специфических лекарственных препаратов. В иных случаях устранение гипотонии проводится без медикаментов.

Режим дня

Жизнь подростка не должна ограничиваться только школой. Чрезмерные нагрузки во время уроков и при изучении материала дома приводят к появлению депрессивных состояний. Для минимизирования воздействия ежедневных стрессов необходимо научить ребенка отвлекаться от ежедневной рутины. Для этой цели хорошо подходят прогулки на свежем воздухе, умеренная умственная активность, посещение внешкольных кружков и секций.

Не стоит забывать о необходимости полноценного отдыха. Чтобы не страдать от бессонницы ночью, рекомендуется распределять обязанности равномерно, не оставляя выполнение неотложных дел на поздний вечер. Перед отходом ко сну можно заняться спокойной работой, почитать книгу, стараясь не засиживаться за компьютером или телевизором.


Физическая активность

Растущий организм особенно нуждается в полноценном снабжении органов кислородом. Без умеренной физической активности этот процесс затрудняется, рост и развитие тканей затормаживается, ребенок становится вялым и безынициативным. Чтобы предотвратить появление замкнутого круга, рекомендуется заниматься спортом, но без фанатизма, поскольку тяжелые нагрузки так же опасны, как и полное бездействие.


Для нормализации работы органов и систем, а также стабилизации артериального давления достаточно не забывать о ежедневной утренней зарядке, а также уделять определенное время для любой активности на свежем воздухе после уроков.

Рацион питания

Ежедневное меню должно включать блюда с показателями калорийности и питательной ценности, которые соответствуют возрастным потребностям подростка. Рацион составляется с учетом уровня физической и умственной активности, которую ребенок проявляет в течение дня, его возраста и других индивидуальных особенностей.

Продукты, которые нужно исключить из подросткового меню, чтобы повысить давление:

  • фаст-фуд;
  • соления, копчености, сухарики и прочие блюда для быстрого насыщения;
  • сладкие газированные, а также кофеинсодержащие напитки, соки из пакетов;
  • жаренные и чрезмерно жирные блюда;
  • соусы промышленного производства (кетчуп, майонез);
  • сладости, в том числе сдоба.

Правильно составленный рацион должен включать сезонные фрукты и овощи, каши, нежирные сорта мяса и птицы. Для поддержания баланса жидкости в организме следует пить достаточное количество чистой воды, ограничив потребление чая и кофе.

Здравствуйте!

При таких показателях давления, как в случае с Вашими детьми, врачом с большой долей вероятности может быть поставлен диагноз «артериальная гипотония ». Особо переживать по этому поводу не стоит, т.к. основная причина понижения давления у детей-подростков (а своих Вы относите именно к данной категории) - гормональные изменения в организме в период полового созревания. Если среди Ваших детей есть девочки, то Вы можете заметить, что именно они в большей степени подвержены резким изменениям уровня артериального давления. Девушки в период полового созревания зачастую сильно не довольны своей внешностью, поэтому начинают прибегать к всевозможным экспериментам с диетами и различным методам похудения. Иногда это делается втайне от родителей, поэтому взрослые тщетно пытаются разобраться, что же происходит с их драгоценным чадом, которое чуть ли не в обморок падает. Но это лишь предположение, которое с Вашей ситуацией может и не иметь ничего общего.

Всех детей необходимо обследовать, придерживаясь специального плана :

  • Обследование на наличие сопутствующих заболеваний. Такие недуги, как язва, бронхиальная астма, нейродермит, аллергия довольно часто являются спутниками артериальной гипотонии у подростков. Также причина может быть в увеличенных лимфоузлах, миндалинах и аденоидах.
  • Вспомните, не имели ли место патологии при вынашивании детей или родовые травмы. Чаще всего к хроническому пониженному давлению в подростковом возрасте приводят всевозможные вывихи и гипертензии, полученные во время родов.
  • Регулярно измеряйте давление у детей в домашних условиях (не реже 3-х раз в день). Это позволит выяснить, в какое время понижается давление и какие факторы могли повлиять на резкое падение артериального давления.
  • Обязательно проконсультируйтесь у кардиолога и невролога, обследуйте всех детей на заболевания глазного дна у окулиста. В случае выявления признаков других патологий, ребенок в дальнейшем может наблюдаться у эндокринолога, отоларинголога или гинеколога.

Как Вы можете помочь детям-подросткам нормализовать давление?

  • Если Ваши дети не любят завтракать, то объясните им, что отказ от пищи в утренние часы способствует понижению давления, от чего в течение дня появляются такие неприятные симптомы, как слабость, тошнота, головокружение.
  • Научите детей тренировать сосуды организма. Эта несложная методика состоит из 3-х этапов: контрастного душа, интенсивного обтирания полотенцем и комплекса утренних упражнений.
  • Прекратите давать детям цитрамон. Лучше проконсультируйтесь у врача на счет приема настойки женьшеня. О курсе лечения и дозах вам также подробно расскажет специалист.

Как бороться с пониженным давлением у детей при помощи здорового образа жизни и правильного питания?

В первую очередь, обращаю Ваше внимание на то, что в рационе детей-подростков до минимума должно быть сокращено количество таких продуктов, как шоколад, помидоры, сахар, мед, сметана, картофель, масло. А вот нормализовать пониженное давление можно путем введения в рацион большого количества свежих овощей, фруктов и ягод. Особенно эффективно борются с артериальной гипотонией черная смородина, рябина, облепиха, лимон, морковь и шиповник. Старайтесь давать как можно больше говяжьей печени, икры и яиц.

С уважением, Наталья

Низкое давление у подростка – явление, которое многие родители попросту упускают из виду и не считают серьезной проблемой.

В последние годы это опасное состояние постепенно набирает обороты. При полном отсутствии адекватного и грамотного лечения по истечении определенного времени это состояние способно перерасти в устойчивую артериальную гипертонию.

Причем одновременно с ней могут развиваться серьезные патологические заболевания хронического характера. Крайне опасно данное явление для девочек в виду вероятности появления в будущем некоторых осложнений во время беременности и родов.

Важно отметить, что дети школьного возраста нередко жалуются своим родителям на общую слабость, недомогание, головные боли, головокружения, а также понижение памяти. Как правило, подобные проявления обостряются ранней весной и осенью. Они могут свидетельствовать о понижении кровяного давления у ребенка.

Ни в коем случае не следует игнорировать данное состояние, поскольку оно может стать причиной возникновения более тревожных осложнений. Для того чтобы терапия данной патологии была более эффективной, следует заранее разобраться, почему у ребенка происходит понижение показателей тонометра. Данная статья рассматривает главные причины понижения давления у подростка.

  • 1 Почему у подростка низкое давление?
  • 2 Симптомы
  • 3 Нормы АД в детском возрасте
  • 4 Что делать, или нормализация физической активности
  • 5 Питание
  • 6 Соблюдение режима дня
  • 7 Ежегодный санаторный отдых
  • 8 Видео по теме

Почему у подростка низкое давление?

Первым делом следует разобраться в общем механизме регуляции давления. Как правило, его можно подразделить на следующие моменты:

  1. нейрогенный . Уровень давления может регулироваться посредством вегетативной нервной системы. В основном, благодаря ее симпатической части. Как известно, внедрение в регуляцию данных механизмов осуществляется за счет так называемых гуморальных факторов;
  2. гуморальные . Благодаря гормонам симпатоадреналовой системы происходит регулирование давления. В этом процессе активное участие принимают адренергические нейроны, а также мозговое вещество надпочечников.

Механизмы регуляции давления по конечным эффектам делят на следующие:

  • прессорные;
  • депрессорные.

Получается, что низкое давление у подростков 14 лет прослеживается в следующих случаях:

  1. отравление токсинами. Как правило, наиболее остро отмечается именно при наличии участков инфекции хронического характера;
  2. сильное кровотечение;
  3. сильное физическое и психоэмоциональное истощение;
  4. моментальное падение уровня артериального давления;
  5. серьезное нарушение кровообращения в головном мозге;
  6. органная или системная патология.

Сразу следует отметить, что давление у подростка, которое имеет следующие цифры - 110/65 - далеко не нормальное явление. Именно по данной причине следует немедленно обратиться к доктору при обнаружении таких показателей.

Симптомы

Для того чтобы своевременно обнаружить первые признаки наличия серьезного заболевания под названием гипотония, следует очень внимательно наблюдать за ребенком.

К первым и наиболее явным проявлениям пониженного артериального давления можно причислить следующие:

  • усталость хронического характера;
  • повышенная сонливость;
  • жалобы на постоянное головокружение;
  • обморочные состояния;
  • чувство ломоты в мускулатуре;
  • зябкость;
  • спазмы и боли в области живота;
  • тошнота и позывы к рвоте;
  • дискинезия;
  • понижение интеллектуальной и физической активности;
  • постоянные учащенные вздохи, которые могут говорить о недостатке кислорода в организме, в частности, в головном мозге.

Все вышеперечисленные симптомы не всегда говорят о пониженном кровяном давлении у подростка. Нередко причины аналогичного состояния могут заключаться в серьезном недуге инфекционного характера или в стрессах. Для того чтобы верно определить заболевание, нужно обратиться к доктору для детального осмотра.

Нормы АД в детском возрасте

Существуют определенные нормы, установленные специалистами:

  • 10 - 12 лет: 110 - 126/71 - 81 мм рт. ст.
  • 12 - 15 лет : 110 - 135/71 - 85 мм рт. ст.

Что касается первой группы детей, которым от 10 до 12 лет, то начальный период полового созревания характерен возникновением явных изменений уровня кровяного давления.

В значительной степени это относится именно к девочкам, которые опережают мальчиков в темпах физического развития.

Невзирая на средние значения показателей тонометра, специалисты считают нормой именно верхний максимум - 120 мм рт. ст. Как правило, показатель напрямую зависит от типа фигуры: более высокие подростки худощавого телосложения имеют низкое давление в сравнении с ровесниками атлетического типа.

Одновременно с взрослением общие недомогания постепенно исчезают. Но для того чтобы полностью исключить вероятность появления нежелательных последствий, следует своевременно пройти соответствующее обследование.

Что касается нормы давления у юношей и девушек 12 - 15 лет, то переходный возраст преподносит подросткам и их родителям немало сюрпризов. Повышенные нагрузки в школе, временные промежутки, проведенные перед монитором компьютера или ноутбука, постоянные стрессовые ситуации, нестабильный гормональный фон - все это способно спровоцировать появление как высокого, так и пониженного АД.

Что касается нормы, то давление у подростков должно быть равно примерно таким значениям: 120/77 мм рт. ст.

Как известно, к 12 годам сосудистая система ребенка полностью завершает свое формирование.

При частых перепадах давления вероятны такие явления, как тахикардия, обморочные состояния, изменение частоты сокращений сердечной мышцы, боли во всех участках головы, а также головокружения.

Что делать, или нормализация физической активности

Важным моментом в стабилизации состояния собственного ребенка является нормализация физической активности. Иными словами, спортивные нагрузки должны быть поставлены в противовес психоэмоциональным.

Умеренные физические нагрузки помогут нормализовать АД

Только это является важной частью жизни каждого подростка, претерпевающего существенные изменения, протекающие в организме.

Очень важно, чтобы каждый день подросток выполнял следующие пункты:

  • утренняя расслабляющая гимнастика;
  • умеренные занятия спортом (плаванием, бегом, катанием на велосипеде).

Питание

Пища подростка обязательно должна быть сбалансированной, разнообразной и рациональной.

Также важно, чтобы в рационе присутствовали витамины, минералы, макро- и микроэлементы. Только это способно помочь во время лечения пониженного кровяного давления. При активном умственном труде важно кушать сладкую пищу, которая является едой для мозга.

Из всех существующих продуктов питания желательно включить в рацион следующие:

  • молоко и продукты на его основе, в том числе кефир, а также йогурты с фруктами;
  • мясо нежирных сортов;
  • черный хлеб;
  • кофе;
  • мед любого вида;
  • компоты из таких ягод, фруктов и овощей, как шиповник, рябина, морковь, брусника, черноплодная рябина, изюм, курага, малина.

Соблюдение режима дня

Немаловажным моментом в лечении пониженного давления у подростков 16 лет считается тщательное и скрупулезное следование режиму дня согласно возрасту больного:

  • ежедневные утренние пробуждения приблизительно в один и тот же час;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе на протяжении сорока пяти минут;
  • отдых (сон) предпочтительно в дневное время;
  • недолгая прогулка перед сном;
  • своевременное засыпание.

Ежегодный санаторный отдых

Важно запомнить, что отдых на курорте для подростка является значимым моментом, который может оказать колоссальное положительное влияние на весь организм.

Желательно брать с собой ребенка каждый год. Это поможет отдохнуть ему на природе, восстановить силы, потерянные во время учебного года, а также быстро вернуть показатели кровяного давления в норму.

Море, солнце, свежий соленый воздух, горячий песок или река, озеро, лес, единение с природой - все это создано для активного и интересного времяпровождения с семьей. Если ко всему добавить насыщенное и полноценное питание - то все это поможет организму стабилизировать показатели давления. Важно, чтобы такой отдых помог укрепиться не только физически, но и эмоционально.

Стоит запомнить, что большой вред способны принести компьютер и интернет. Вместо покупки гаджетов лучше записать подростка на плавание, в тренажерный зал или на спортивную гимнастику. Еще можно купить ему велосипед, чтобы он с пользой проводил время.

Но, при гипотонии следует избегать таких упражнений, как скручивания, наклоны вперед, подъемы корпуса, а также приседания.

Совместные прогулки всей семьей помогут сблизить ее членов, а также значительно стабилизировать уровень кровяного давления. В итоге настроение станет намного лучше, сил будет больше.

Не нужно сомневаться в том, что предотвращение и терапия артериальной гипотензии может быть успешной даже на начальных этапах развития рассматриваемого недуга. При появлении первых признаков заболевания следует сразу же посетить кабинет врача.

Как можно понять из всей изложенной выше информации, пониженное кровяное давление - сегодня не редкость. Причем, жалобы на недомогание - довольно серьезные, поэтому не следует их игнорировать.

Видео по теме

Какое Ад считается нормальным для подростков? Ответ в видео:

Важно запомнить, что прежде чем начинать лечение пониженного кровяного давления нужно тщательно разобраться с конкретными причинами, спровоцировавшими данное состояние. Только благодаря этому можно рассчитывать на благоприятный исход терапии. Ни в коем случае не следует заниматься самолечением, поскольку это может только ухудшить сложившуюся ситуацию.

Очень важно, чтобы личный специалист осуществил осмотр подростка, провел все нужные анализы и обследования, а также выслушал его жалобы. Только благодаря этим моментам он сможет поставить точный диагноз и назначить соответствующее лечение.

Информация на сайте сайт является справочно-обобщающей, собранной из общедоступных источников и не может служить основанием для принятия решения об использовании медикаментов в курсе лечения.

сайт

А ещё у нас есть

Под артериальной гипотензией понимают пониженное, по сравнению с нормальными возрастными величинами, артериальное давление. Точными данными по нормам давления располагают врачи. Но обычно нижними границами нормы для детей старше 10 лет считается 100 на 60-65 мм.рт.ст. Гипотонии бывают физиологическими и патологическими.

Физиологией считается такое состояние, когда пониженное давление постоянно регистрируется при общем хорошем самочувствии малыша, при этом он может полностью сохранять свою работоспособность. Такой уровень давления у ребенка не мешает ему выполнять физическую работу, заниматься спортом, бегать и прыгать. Считается, что в таких условиях организм индивидуально настроен работать на таком давлении, и получает достаточное количество кислорода, питательных веществ, и обмен веществ в нем налажен оптимально. Лечить малыша в таком случае не нужно — достаточно регулярных наблюдений за ним.

Все патологические гипотонии разделяют на первичные артериальные гипотонии (гипотензии) и гипотензии в рамках вегето-сосудистой дистонии (ВСД), о которой речь пойдет отдельно. Поговорим пока о первичной гипотонии , которую в свою очередь подразделяют на острую и хроническую.

Острая гипотензия

Острое снижение давления может произойти при остром нарушении кровообращения, тяжелой интоксикации во время инфекций или отравления, при сепсисе, обезвоживании или острой кровопотере. В этих случаях гипотензия рассматривается как осложнение болезни и устраняется при оказании первой и неотложной помощи детям .

Вторичной острой гипотензией именуют еще снижение давления при шоке или коллапсе, со-провождающееся острым кислородным голоданием мозга и нарушением работы жизненно важных органов — почек, печени, сердца. Оценка тяжести такого состояния обычно определяется не тем, на какую величину снизилось давление, а как быстро и как выражено это произошло, и успел ли организм малыша адаптироваться к нарушениям.

Первичная артериальная гипотензия — это патологическая гипотония , возникающая как самостоятельная болезнь. В причинах ее развития основными являются наследственность, особенно если гипотензия есть у мамы малыша, неблагоприятное течение беременности у мамы, недостаточность движений и физической активности малыша, наличие у ребенка очагов хронических инфекций — тонзиллита, аденоидита, эмоциональный стресс или психологическая особенность малыша.

Механизм развития гипотензии формируется за счет гормональных и нервных влияний, в организме ребенка преобладают процессы торможения, а в систему кровообращения попадают гормоны, резко снижающие давление. Как результат — нарушается питание всех органов и тканей, в особенности мозговой ткани.

Среди проявлений гипотензии у ребенка преобладают жалобы на головные боли различных локализаций — в области лба, затылка или по окружности головы. Наблюдается головокружение, слабость, вялость, мушки или потемнение в глазах при переходе из горизонтального в вертикальное положение, снижение памяти и способности к обучению, нарушение температуры конечностей — холодные руки и ноги, чувство онемения. Такие дети плохо переносят поездки в транспорте, душные помещения и нагрузки. Во время кризов, при пароксизмальном течении гипотензии, может наблюдаться периодическое снижение давления ниже 90 на 50 мм.рт.ст., но может быть и стойкое снижение давления — перманентная гипотония.

Самым ярким признаком при хронической гипотензии является ортостатическая гипотония или даже коллапс (нарушение сознания). При этих состояниях происходит резкое снижение систолического артериального давления на 10-20 мм.рт.ст и ниже, а диастолическое давление снижается на 5-10 мм.рт.ст. и ниже. В случае коллапса давление при вставании с постели снижается резко, и малыш может упасть в обморок. Данные нарушения давления могут наблюдаться до 1-3 минут, а потом постепенно восстанавливаются. Чаще всего проблемы с давлением наблюдаются с утра, сопровождается это все нарушениями мозгового кровообращения. Ребенок может испытывать головокружения, шум в ушах, бывают обмороки, и чаще всего они возникают у детей школьного возраста и подростков.

Как лечат таких детей?

Обычно разрабатывается целый комплекс мер лечения и реабилитации таких малышей, как правило, они наблюдаются у педиатра и кардиолога (а иногда и невролога) одновременно.

Лечебные мероприятия начинаются с общеукрепляющих — малышу рекомендуют больше бывать на свежем воздухе, больше и активнее заниматься спортом и физической культурой, достаточно спать, соблюдать режим дня — труд и отдых должен разумно чередоваться. Однако нагрузки для таких детей должны быть дозированы — участие в силовых видах спорта и соревнованиях не для них, показаны водные процедуры. Малышу показано рациональное и сбалансированное питание, допустимы утренний чай (черный или зеленый) или кофе.

Показано назначение витаминов и процедур, оказывающих тонизирующее действие на нервную систему — кофеин, настойка лимонника китайского, женьшень, глютамивит.

Лекарственная терапия показана только в случаях выраженного снижения давления или тяжелого состояния ребенка, когда предъявляются жалобы, — это прерогатива врача.

К совершеннолетию и иногда даже ранее у 85% детей гипотония проходит бесследно. Это связано с особенностями современного роста и развития детей, с акселерацией. Сосуды ребенка просто не успевают за активным ростом скелета, за счет чего тонус сосудов и не дает возможности поддерживать давление на определенных нормальных значениях. С возрастом мышечный каркас сосудов полностью формируется и давление нормализуется.

ВСД — загадочный диагноз

Теперь подробно остановимся на другом явлении, которое может приводить к колебаниям давления и у детей диагностируется чаще всего — это так называемая вегето-сосудистая дистония (ВСД) .

Чтобы понять, откуда берется это состояние, нужно хотя бы кратко остановиться на строении и работе вегетативной нервной системы (ВНС), которая и принимает непосредственное участие в нарушениях при ВСД.

ВНС условно разделяют на сегментарный отдел — к нему относятся вегетативные центры в стволе головного и в спинном мозге, и надсегментарный отдел. Главным руководящим центром ВНС по праву считается гипоталамус (особое образование головного мозга). Он отвечает в организме за поддержание на определенном уровне обмена веществ — белка, углеводов, жиров, воды и минералов, регулирует производство и отдачу энергии и тепла, руководит работой всех внутренних органов, в том числе и сердца с сосудами. Кроме того, он задействован в работе желез внутренней секреции, отвечает за смену процессов бодрствования и сна.

Гипоталамус находится под непосредственным влиянием коры головного мозга, и в то же время кора может влиять на сердце и сосуды только через гипоталамус. Все нарушения в системе регулирования как гипоталамуса, так и его проводящих путей (нервов) ко всем органам и вызывают проблемы в здоровье с развитием ВСД.

ВСД — это состояние, возникающее в результате нарушения вегетативных влияний на сердце, сосуды и внутренние органы ребенка, на его эндокринные железы и обмен веществ. ВСД — это не болезнь, а комплекс симптомов, причем у каждого конкретного ребенка он может быть различным. Обычно проявляется такой синдром нарушениями адаптации ребенка к внешней среде, эмоциональными и физическими изменениями личности.

Причины и предрасполагающие факторы

Обычно у каждого малыша сочетаются несколько факторов, которые могут быть причинными или предрасполагающими, провоцирующими.

Одной из основных причин развития ВСД является наследственная и конституциональная особенности деятельности ВНС. Склонность родителей к нарушениям в вегетативной нервной системе часто наследуется малышами.

Немаловажную роль в развитии СВД играет протекание беременности и родов, и по статистике до 80-90% детей с таким диагнозом рождаются в результате стремительных или затяжных родов, с применением различных акушерских пособий. При подробном расспросе — когда закричал ребенок, был ли беспокойным на первом месяце жизни, отмечались ли срыгивания, немотивированные повышения температуры до высоких цифр или длительный субфебрилитет, геморрагии в сетчатке глаза, — многие отмечают характерные изменения.

Немаловажную роль играют травматические поражения нервной системы — черепно-мозговые травмы, закрытые и открытые, опухоли и инфекции головного и спинного мозга, отравление с воздействием на нервную систему.

Важную роль играет психическое и эмоциональное состояние ребенка, неблагополучная обстановка дома, психологическая несовместимость членов семьи, злоупотребление алкоголем родителями, неправильное воспитание — жестокость, гипо- или гиперопека, конфликты в школе, умственное переутомление.

Провоцирующими факторами для развития ВСД являются инфекции, хронические заболевания органов и систем, тонзиллит, кариес и гайморит как источники хронической инфекции. Важными факторами является гормональный сбой в организме во время полового созревания, приобретенные проблемы с эндокринной системой.

Важными для развития являются влияние гиподинамии, чрезмерных физических нагрузок, оперативных вмешательств и наркоза, неблагоприятных или резко меняющихся метеорологических условий, аллергии и т.д.

Основой развития болезни является сбой системы адаптации к стрессам, из-за чрезмерных психических, эмоциональных нагрузок происходит разбалансирование обмена веществ и гормонального баланса. Страдает координирующая деятельность гипоталамуса и нервной системы. Как результат — формирование неприятных симптомов в сердечно-сосудистой, пищеварительной и других системах.

Проявления болезни

Они очень разнообразны и могут отличаться даже у одного и того же ребенка в разные возрастные периоды. Описывается примерно 30 синдромов и около 150 характерных жалоб при различных формах ВСД.

Основной группой жалоб будут головные боли различных локализаций и интенсивности. Боли могут локализоваться в области висков или лба, могут иметь характер давящих, распирающих, острых, пульсирующих. Они могут провоцироваться ездой в транспорте, сменой погоды, физическими или психологическими нагрузками. Могут сопровождаться слабостью, повышенной утомляемостью, головокружениями при смене положения тела.

Характерны кардиалгии (боли в области сердца), астения, невротические расстройства, нарушения сна, расстройства дыхания и сердцебиения, часто отмечаются так называемые вегетативно-сосудистые пароксизмы (приступы) с дрожанием рук, внутренней дрожью, миалгиями, болями в суставах, отечностью тканей, перебоями в работе сердца, ощущением жара в лице, субфебрилитетом, обмороками.

Обычно данные жалобы нарастают к 4-8 годам жизни, выявляются явные сдвиги в вегетативном тонусе — врач может отметить мраморность кожных покровов, снижение температуры тела или отдельных участков тела (руки, ноги), с усилением их потливости. Такие малыши обычно имеют повышенную массу тела, по натуре боязливы, нерешительны, застенчивы. Постепенно, с возрастом, могут нарастать нарушения деятельности внутренних органов и невротические расстройства, достигая своего пика к половому созреванию, когда в клинику добавляется еще и влияние гормонов. Нарушения отмечаются со стороны сердца и сосудов, дыхания, пищеварения, мочевыделения и поддержания температуры. Дети жалуются на головокружения, расстройства сна и аппетита, могут быть заикание и недержание мочи.

Наиболее устойчивыми являются признаки:

  1. кардиалгии;
  2. сердцебиения;
  3. сосудистая дистония;
  4. вегетативные дисфункции;
  5. дыхательные расстройства;
  6. системно-невротические нарушения. все они в той или иной мере присутствуют у детей.

Различные картины болезни

Врачи выделяют у детей ведущие клинические синдромы, разберем каждый из них чуть подробнее.

Синдром вегетативной дисфункции характеризуется красным дермографизмом (когда проводишь ногтем по коже, на ней остается выраженная красная полоса, слегка приподнятая над поверхностью кожи). Характерно усиление локальной потливости, особенно рук и ног, неприятные ощущения в области сердца, "пятнистое" покраснение верхней половины грудной клетки, чрезмерная потливость подмышек и синюшность кончиков пальцев кистей рук, их дрожание, неинфекционный субфебрилитет с колебанием температуры, температурная асимметрия под левой и правой подмышками.

Синдром психических нарушений характеризуется эмоциональной неустойчивостью, с плаксивостью, нарушениями сна, частыми пробуждениями, кошмарами, ощущением страха, боязнью болей в сердце. У таких детей более высокие уровни тревожности, они обычно замкнуты, винят себя во всех болезнях и проблемах, нерешительны, неспособны принимать решения самостоятельно.

Синдром адаптационных нарушений или астенический синдром . Проявляется он в виде быстрой утомляемости, частой слабости, непереносимости тяжелых и даже умеренных физических и психологических нагрузок, чувствительности к смене погоды. Считается, что в основе данного синдрома лежит нарушение поступления к тканям достаточного количества кислорода.

Синдром гипервентиляции , или респираторный, проявляется в субъективном ощущении у ребенка нехватки воздуха, особенно в душных помещениях или незнакомых местах, чувстве сдавливания в области грудной клетки. Дети отмечают, что им трудно делать вдох, поэтому они стараются изменить ритм и глубину дыхания. Некоторые дети дают клинику, похожую на приступы удушья, хотя анатомических предпосылок для нее нет. Частыми причинами приступов являются физические и психические нагрузки, духота, резкие смены холода на тепло, поездки в транспорте.

Синдром нарушения мозгового кровообращения (цереброваскулярный) характеризуется головными болями, головокружениями, шумом в области головы и в ушах, дети склонны к обморокам.

Сердечно-сосудистый синдром — один из самых объемных в клинике ВСД, причем в нем выделяется еще несколько вариантов. Основными жалобами в нем является различной интенсивности боль в сердце, колебания артериального давления, учащение ритма сердца, появление в сердце функциональных шумов, аритмии и изменения, выявляемые на ЭКГ.

Особыми вариантами течения ВСД являются мигрени и обморочные приступы . Мигренью называют наследственно передающиеся нарушения в вегетативной нервной системе, которые характеризуются периодами головных болей, достаточно тяжелых и мучительных.

Выделяются неосложненная форма мигреней и осложненная, которая сопровождается кратковременными нарушениями в чувстви¬тельной, двигательной и речевой сферах. Приступы мигреней чаще возникают у девочек, обычно уже в школьном возрасте, и могут прекратиться почти полностью после установления менструального цикла. У мальчиков они обычно появляются с периодом полового созревания.

ВСД, протекающая по типу обморочных приступов, характеризуется кратковременными потерями сознания у детей и подростков за счет кратковременных нарушений тонуса сосудов и гипоксии головного мозга. В течение приступа выделяются несколько стадий. Первая характеризуется чувством потемнения в глазах, мель¬каниями мушек, шумом в ушах, головокружениями. Затем наступает стадия потери сознания на одну-две минуты с падением на пол, а после нее наступает стадия выхода из обморока, во время которой ребенок слабый, у него чувство разбитости. Эта самая неблагоприятная в плане прогноза форма течения ВСД обычно возникает у детей с неблагоприятным неврологическим статусом.

Парецкая Алена
врач-педиатр, член Ассоциации консультантов
по естественному вскармливанию, член ассоциации МАКМАХ,
специалист по питанию детей раннего возраста,
руководитель проекта "Детский доктор"


Для цитирования: Творогова Т.М., Коровина Н.А. Артериальная гипотония у детей и подростков // РМЖ. 2007. №21. С. 1519

Проблема артериальной гипотонии у взрослых привлекает пристальное внимание исследователей в течение многих десятилетий и к настоящему времени накоплено достаточно научных данных, раскрывающих многогранность клинических, функциональных и социально-психологических ее проявлений. Не вызывает сомнения, что истоки гипотонии следует искать в детском и подростковом возрасте. В то же время в педиатрической практике этому состоянию не уделяется должного внимания. Литературные данные свидетельствуют о тенденции к росту частоты артериальной гипотонии и ее омоложении, что составляет среди детского населения от 3,1 до 20,9%. Артериальная гипотония отличается полиморфизмом клинических проявлений, сопровождающихся снижением физической и умственной работоспособности в детской и подростковой популяции, что приводит к развитию синдрома средовой дезадаптации и снижению качества жизни .

В этой связи расширение знаний основных этиопатогенетических механизмов, особенностей клинического течения и лечения артериальной гипотонии в детском и подростковом возрасте приобретает особую актуальность.
Артериальная гипотония - это симптом, отражающий снижение давления крови в артериальной системе.
Среди множества классификаций гипотонических состояний для практической деятельности, в том числе и в педиатрии, используется классификация Н.С. Мол-чанова (1962), где выделяются два варианта гипотонии.
1. Физиологическая гипотония, при которой отсутствуют субъективные жалобы, нет симптомов вегетативной дистонии. К ней относятся:
- гипотония как индивидуальный вариант нормы;
- гипотония повышенной тренированности (у спортсменов);
- адаптивная компенсаторная гипотония жителей высокогорья.
2. Патологическая гипотония (первичная и вторичная).
Первичная артериальная гипотония развивается на фоне синдрома вегетативной дистонии (ВД), при котором наблюдается манифестация клинических симптомов, характерных для повышенного парасимпатического тонуса ВНС. Первичная гипотония может иметь нестойкое обратное течение или протекать в виде выраженной стойкой формы (гипотоническая болезнь). При гипотонической болезни наблюдается стойкое снижение АД, сопровождающееся головокружением, головными болями и ортостатической дизрегуляцией. В педиатрической практике этот диагноз не ставится, ибо снижение АД у детей и подростков имеет обратимый характер и с возрастом возможна его нормализация.
Вторичная (симптоматическая) артериальная гипотония является следствием органической патологии сердечно-сосудистой системы (кардиты, кардиомиопатии, нарушения сердечного ритма); нервной сис-темы (опухоли, гидроцефалия, посткоматозные состояния и др.); эндокринных заболеваний (гипотиреоз, гипофункция коры надпочечников, полинейропатии при сахарном диабете); гематологической патологии (анемии различного генеза); хронической интоксикации, а также результатом применения неадекватных доз лекарственных препаратов (антигипертензивных, отдельных противоаритмических, антидепрессантов, антигистаминных). Очевидно, артериальную гипотонию, представляющую собой одно из проявлений вегетативной дисфункции, целесообразнее относить к вторичной.
В настоящее время первичную артериальную гипотонию рассматривают, как мультифакториальное патологическое состояние, в развитии которого принимают участие эндогенные и экзогенные факторы, в большинстве случаев воздействующие комплексно.
Основные факторы, предрасполагающие к формированию первичной артериальной гипотонии у детей и подростков приведены на рисунке 1.
Механизмы развития артериальной гипотонии сложны и остаются недостаточно изученными.
В настоящее время считается доказанным, что при гипотонии наблюдается нарушение механизма ауторегуляции центральной гемодинамики, выражающееся в развитии несоответствия между сердечным выбросом и общим периферическим сопротивлением сосудов (ОПСС) за счет снижения последнего. При этом в процессе течения гипотонии ОПСС продолжает неуклонно снижаться (рис. 2).
Существенное значение имеют различные биологически активные соединения, обладающие гипотензивными свойствами (оксид азота, простагландины, таурин, натриуретические пептиды, серотонин, кинины и др.).
У детей и подростков наиболее значимым механизмом снижения ОПСС является вегетативный . Известно, что одной из важнейших функций ВНС является вазомоторная регуляция. При отсутствии вегетативного дисбаланса взаимодействие симпатического (СТ) и парасимпатического (ПСТ) отделов ВНС определяют адекватность вегетативного влияния на различные функциональные системы организма, и прежде всего на деятельность сердца и сосудистый тонус.
При ВД взаимодействие между двумя отделами ВНС изменено, при этом возможна как однонаправленность СТ-ПСТ активности (фаза компенсации), так и разнонаправленность, раскоординация их активности (фаза декомпенсации). В клинике однонаправленность активности СТ-ПСТ характеризуется весьма умеренными вегетативными проявлениями, сопровождающимися лабильностью сосудистого тонуса. Для разнонаправленной активности СТ-ПСТ свойственна максимальная выраженность, манифестация клинических симптомов, в том числе сосудистых и мышечных дискинезий .
Из сказанного следует, что для артериальной гипотонии характерна раскоординация активности двух от-делов ВНС с выраженным преобладанием ПСТ (рис.?3). Подтверждением являются результаты ВНС-спект-рографии , а также изменения содержания нейромедиаторов в кровяном русле, выражающиеся в повышении уровня ацетилхолина и снижении концентрации катехоламинов . Низкая активность симпато-адре-наловой системы уменьшает тонус прекапилляров-артериол, что является одним из ведущих гемодинамических факторов понижения АД.
У детей и подростков, перенесших травму головного мозга, имеющих резидуальные перинатальные изменения ЦНС, хроническое психоэмоциональное напряжение, нередко наблюдается нарушение нейрогенного пути регуляции АД, как следствие потери равновесия между процессами возбуждения и торможения с преобладанием последнего в коре, в стволовых структурах, в центральных вегетативных центрах с формированием одной из форм невроза. При этом развиваются гемодинамические нарушения, одним из проявлений которых является дисфункция эндотелия с уменьшением ОПСС . Механизм развития артериальной гипотонии при наличии неврогенной и вегетативной дизрегуляции приведен на рисунке 4.
Таким образом, развитие артериальной гипотонии у детей и подростков следует рассматривать, как нарушение целого ряда физиологических регуляторных механизмов, ответственных за стабилизацию системного АД.
Клинические проявления
артериальной гипотонии
Основным симптомом артериальной гипотонии является снижение артериального давления. Симпто-ма-тика гипотонии многообразна, лабильна, транзиторна, часто имеет преходящий характер и в це-лом отражает проявления ВД с преобладанием парасимпатических влияний.
Диагностически значимые клинические признаки касаются прежде всего изменений со стороны сердечно-сосудистой системы, тонуса гладкой мускулатуры и психоневрологических растройств (табл. 1).
К критериям тяжести артериальной гипотонии относятся :
. стабильный характер снижения уровня АД;
. интенсивные цефалгии;
. наличие вегетативных кризов;
. ортостатическая дизрегуляция (головокружения) и обмороки;
. степень дезадаптации (физической и психоэмоциональной).
Обморочные состояния являются наиболее частым симптомом тяжелого течения артериальной гипотонии.
Обморок (синкоп) - это внезапная кратковременная потеря сознания с резким снижением мышечного тонуса вследствие преходящего нарушения мозгового кровообращения.
Сталкиваясь с обмороком, педиатру в каждом конкретном случае необходимо выяснить его причины, проводя дифференциальную диагностику между обмороком, развившимся на фоне артериальной гипотонии нейровегетативного генеза и соматическими, неврологическими и другими заболеваниями, нередко манифестирующими с обморочных состояний.
Так, обмороки могут быть симптомом опухоли мозга, нарушений сердечного ритма, анемии и других серьезных заболеваний. Основные причины обмороков приведены в таблице 2.
Клиническая характеристика обморока приведена в таблице 3.
Вегетативные кризы (пароксизмы, синдром панической атаки) при артериальной гипотонии носят, как правило, вагоинсулярный характер. При этом наблюдаются: адинамия, обильная потливость, гипотермия, брадикардия, слабый пульс, падение АД, вплоть до обморока, могут быть боли в животе с тошнотой, рвотой, головная боль, возможен спазм гортани с затруднением дыхания.
Следует отметить, что полные классические вегетативные кризы в детском и подростковом возрасте встречаются редко и наблюдаются в 12,7-22 % случаев . Однако абортивные, моносимптомные кризы встречаются довольно часто - более чем у 50% детей с ВД . При гипотонии на фоне ПСТ это может быть внезапное кратковременное ощущение нехватки воздуха, перебоев или замирания сердца, чувство комка в горле и др. Внезапно начавшись на фоне психоэмоционального напряжения, криз также внезапно обрывается. Для лечащего врача важно правильно расценить указанную симптоматику, ибо наличие кризов, даже абортивных, являясь одним из критериев тяжести артериальной гипотонии, требует своевременной адекватной терапевтической коррекции вегетативной дисфункции, профилактирующей их развитие.
Диагностика артериальной гипотонии основана на правильном определении уровня АД. Неукосни-тельным правилом является 3-кратное измерение АД с интервалом 3-5 минут. При диагностике используются единые критерии артериальной гипотонии и центильный метод, основанный на распределении показателей АД с учетом возраста, пола и роста ребенка. В практической работе могут быть использованы единые критерии, однако они менее точны, чем центильное распределение АД (табл. 4).
При центильном методе за артериальную гипотонию принимают значения АД ниже 10-го центиля. О тенденции к гипотонии можно говорить при значениях АД ниже 25-го центиля.
Суточное мониторирование позволяет выявить начальные сдвиги в суточном ритме и величине АД. При оценке временного индекса (времени снижения АД в течение суток) важно знать, что величина показателя, превышающая 25%, свидетельствует о патологии:
- при лабильной гипотонии индекс колеблется в диапазоне 25-50%;
- при стабильной форме - выше 50% .
Для подтверждения нейровегетативного генеза артериальной гипотонии необходимо провести комплексное обследование. План обследования предусматривает:
1. Анализ клинико-анамнестических данных.
2. Сбор генеалогического анамнеза.
3. Оценку уровня физической активности (гиподинамия или чрезмерные физические нагрузки).
4. Анализ частоты и характера психотравмирующих ситуаций.
5. Психологическое тестрование (по показаниям).
6. Клинический и биохимический (глюкоза, электролиты, белки острой фазы, холестерин и другие липидные фракции) анализы крови.
7. Электрокардиографию (в покое и при физической нагрузке).
8. Эхокардиографию (с оценкой внутрисердечной гемодинамики).
9. Электроэнцефалографию (для визуальной оценки изменений биоэлектрической активности мозга).
10. Исследование функционального состояния ВНС (оценка вегетативного тонуса, КИГ, клино-орто-ста-тическая проба).
11. Консультации специалистов с проведением углубленного обследования для исключения симптоматического характера гипотонии - кардиолога, психоневролога, окулиста, эндокринолога (индивидуально, по показаниям).
Лечение артериальной гипотонии
у детей и подростков
Приступать к лечению следует только после установления причины его снижения. Очевидно, что при вторичной гипотонии объектом терапевтического воздействия является основное заболевание, при котором снижение АД является лишь его симптомом.
При артериальной гипотонии нейровегетативного генеза (одним из наиболее распространенных вариантов гипотонии у детей и подростков) необходимо не только принимать меры по нормализации АД, но и проводить коррекцию вегетативного дисбаланса. В связи с этим основными направлениями терапии являются:
1. Нивелирование вегетативных нарушений путем воздействия как на высшие вегетативные центры, так и на активность периферических отделов ВНС (парасипатического и симпатикотонического).
2. Устранение или сведение к минимуму негативных воздействий окружающей среды и асоциального поведения подростков (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств).
В настоящее время обшепризнанными являются немедикаментозные и медикаментозные методы лечения артериальной гипотонии. Детям и подросткам, имеющим лабильную артериальную гипотонию, умеренные проявления вегетативной дистонии, целесообразно назначение немедикаментозной терапии. При длительной и стойкой гипотонии и выраженном вегетативном дисбалансе показано сочетание немедикаментозной терапии с назначением медикаментозных препаратов.
На современном этапе немедикаментозная терапия представляет собой систематизированный комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, включающий:
. различные формы психотерапии, индивидуально подобранные в зависимости от конкретного фонового состояния (аутогенная тренировка; рациональная психотерапия; групповая; семейная; игровая и др.). Это позволяет изменить отношение и повысить толерантность к психоэмоциональным травмирующим факторам - иными словами, скорригировать взаимоотношения пациента с окружающей средой;
. нормализацию режима дня, предусматривающую необходимость чередования умственной и физической нагрузок, особенно у подростков; полноценный ночной сон продолжительностью не менее 8-10 часов с возвышенным изголовьем, что стимулирует образование прессорных аминов . Известно, что сон является основным синхронизатором биоритмов в организме, в частности, биоритмов функциональной активности сердечно-сосудистой системы, парасимпатического и симпатического отделов ВНС ;
. рациональное питание, при котором кратность приема пищи составляет не менее 4-5 раз в день без ограничения соли; достаточный, но не избыточный питьевой режим, ибо при гипотонии повышена гидролабильность тканей;
. витаминотерапию, обоснованную дефицитом важнейших микронутриентов в детском и подростковом возрасте, независимо от времени года и характера питания, путем регулярного приема витамино-ми-неральных комплексов. При ваготонии у подростков целесообразно назначение препарата Мульти-табс Актив, содержащего, кроме сбалансированной комбинации 11 витаминов и 8 важнейших минералов, растительный адаптоген - экстракт корня женьшеня. Для энергометаболической коррекции при адаптации к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, преодолении стрессов показаны более высокие, но соответствующие возрасту дозы минералов и витаминов. При ваготонии значительно возрастает потребность в витаминах группы В , оказывающих в комплексном применении метаболическое, нейротрофическое действие и позитивное влияние на сосудистый гомеостаз;
. лечебный массаж шейно-воротниковой зоны, икроножных мышц, кистей рук. Наиболее эффективен массаж при гипотонии, сопровождающейся цефалгией, неприятными ощущениями в области сердца, эмоциональной лабильностью, снижением умственной работоспособности;
. водолечение (гидротерапия), хорошо зарекомендовавшее себя в педиатрической практике в виде обливания, обтирания, прохладного душа. В основе действия указанных процедур лежит тонизирующее влияние не только на рецептурный аппарат кожи, сосудистый тонус, но и на иммунную систему. Обливания и обтирания детям следует начинать летом водой с температурой 36-37? с постепенным снижением до комнатной (каждые 3-4 дня на 1?). Эффективны ежеднев-ный, прохладный дождевой душ; подводный душ - массаж (джакузи). Назначение в домашних условиях лечебных ванн с различными растительными добавками тонизирующей направленности (настой белокопытника, березового, смородинового листа; эфирные масла апельсина, базилика, розмарина и др.) требует большой осторожности, ибо несоблюдение рекомендаций по температурному режиму воды (оптимальная t - 36,5-37?) и продолжительности процедуры (7-12 мин.) может привести к пародоксальному эффекту, вплоть до развития синкопального состояния. Необходимо иметь в виду возможность развития аллергической реакции на растительное сырье, ибо известно, что при парасиматикотонии наблюдается склонность к различным аллергическим реакциям. В условиях санаторно-курортного лечения широко применяется бальнеотерапия в виде лечебных ванн с природной минеральной водой;
. иглорефлексотерапию, принцип действия которой заключается в нормализации нейровегетативных взаимодействий, улучшении микроциркуляции и, соответственно, восстановлении обеспечения тканей кислородом. В последние годы разработан и внедрен в практику эффективный метод иглорефлексотерапии в виде термопульсации с воздействием на акупунктурные точки инфракрасным излучением;
. физиотерапию с применением процедур, обладающих стимулирующим эффектом, приводящим к нормализации сосудистого тонуса. Весьма эффективен электросон с индивидуально подобранной частотой импульсов. Электрофорез по Вермелю на воротниковую зону с растворами кофеина, бромкофеина, мезатона дает положительную динамику при головокружениях, упорной цефалгии, обмороках и ортостатической дизрегуляции ;
. ароматерапию (лечение ароматами), оказывающую отчетливое влияние на сердечно-сосудистую систему, нервно-психическую сферу и обладающую противовоспалительным, антивирусным и антимикробным эффектами. Ароматические эфирные масла розмарина, мускатного шалфея, апельсина, базилика, аниса, гвоздики, чабреца, оказывая стимулирующее и тонизирующее воздействие на сосудистую стенку, повышают АД, улучшают микроциркуляцию. Корри-гируя активность нервной системы, указанные аромомасла снижают раздражительность, нервное напряжение, устраняют фобии, чувство тревоги, недостаток самообладания, повышают умственную и физическую активность .
Применение:
- массаж - 3-5 капель масла на 20-30 мл массажного крема или масла;
- аромолампа - 1-3 капли на 30 мл теплой воды.
При наличии аллергической отягощенности лечение начинать с осторожностью.
Медикаментозную терапию следует проводить при отсутствии эффекта от комплекса немедикаментозных мероприятий, дифференцировано в зависимости от клинических проявлений и причинных факторов, вызвавших вегетативную дизрегуляцию с развитием артериальной гипотонии у детей и подростков. Применяются следующие группы лекарственных препаратов:
. растительные адаптогены;
. холинолитики;
. ноотропные препараты;
. церебропротекторы;
. антиоксиданты;
. антидепрессанты и транквилизаторы.
В большинстве случаев терапия гипотонии начинается с адаптогенов - средств, стимулирующих ЦНС и активность симпатического отдела ВНС. При наличии заторможенности, апатии, сниженной умственной работоспособности, повышенной сонливости, сопровождающихся головными болями, головокружением, обмороками, детям и подросткам назначают адаптогены растительного происхождения. Обладающие адреномиметическим действием указанные средства способствуют формированию приспособительных реакций путем регуляции равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре и подкорковых вегетативных центрах, активизации функций внутренних органов, повышению сосудистого и мышечного тонуса.
К таким растительным средствам относятся: лимонник, аралия, женьшень, левзея, радиола розовая (золотой корень), элеутерококк, заманиха татарник, листья и кора лещины, заячья капуста. Идеальным адаптогеном для детей является корень солодки.
Адаптогены назначаются 1 раз в сутки в утренние часы в виде настоев, настоек и отваров. Продол-жительность курса лечения 3 недели. Адаптогены следует назначать с осторожностью при нарушениях сердечного ритма. Для отдельных из них имеются возрастные ограничения и противопоказания:
- для женьшеня - повышенная кровоточивость (прием с 12 лет);
- для лимонника - повышенное внутричерепное давление, наличие судорожной готовности;
- для аралии - гиперкинезы, беспокойный поверхностный сон.
Из медикаментозных средств наиболее используемым и эффективным в педиатрической практике является мидодрин - a-адреномиметик .
Антихолинергические препараты обладающие одновременно адрено- и холинолитической активностью, назначаются при гипотонии, сопровождающейся раздражительностью, по-верхностным ночным сном, дисфункцией синусового узла нейровегетативного генеза.
Ноотропные препараты показаны детям и подросткам с выраженной клиникой вегетативной дистонии. При этом гипотония с ее многообразием симптоматики является лишь составной частью целого комплекса клинических проявлений дистонии. Это наблюдается в тех случаях, когда в анамнезе имелось тяжелое течение перинатальной энцефалопатии и отмечаются резидуально-органические изменения в ЦНС. При-менение ноотропных препаратов патогенетически обосновано, поскольку они оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у данного контингента высшие психические сферы (внимание, память, речь, контроль психической деятельности). Кроме того, эти препараты положительно влияют на обменные процессы в ЦНС и способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем мозга .
По химической структуре ноотропы - это неоднородная группа препаратов. В педиатрической практике хорошо зарекомендовали себя пирацетам, глицин, пиридитол, ГАМК-ергические препараты.
Гопантеновая кислота в отличие от других ГАМК-ер-ги-ческих препаратов является естественным медиатором ГАМК в нервной ткани. Благодаря особенностям молекулярного строения гопантеновая кислота проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает воздействие на функциональную активность ЦНС. Препарат обладает наиболее мягким психостимулирующим эффектом в сочетании с умеренным седативным . К преимуществам гопантеновой кислоты при сравнении с другими ноотропами относится ее нейропротекторное и нейротрофическое действие .
Цереброваскулярные препараты назначаются с целью улучшения мозговой гемодинамики и микроциркуляции у детей и подростков, перенесших травму головного мозга, а также имевших перинатальную патологию с развитием в дальнейшем вегетативной дизрегуляции с яркой и стойкой клинической симптоматикой гипотонии.
Среди указанной группы препаратов при гипотонии применяется курсовое лечение циннаризином, винпоцетином. Из препаратов многокомпонентного действия, включающего улучшение мозгового кровотока и нейрометаболический эффект, применяются актовегин и средства растительного происхождения - гинкго-би-ло-ба, оксибрал.
Антиоксидантная терапия применяется для снижения интенсификации перекисного окисления липидов, следствием чего является стабилизация клеточных мембран, восстановление их проницаемости и, соответственно, повышение энергообеспечения клеток, нарушенных в условиях вегетативной дизрегуляции.
Литературные данные указывают на наличие отчетливой взаимосвязи между вегетативной раскоординацией и дестабилизацией клеточных мембран с развитием энергодефицита клеток и нарушением их функций, особенно в условиях хронической стрессовой реакции .
В настоящее время имеется большое количество различных лекарственных препаратов, обладающих антиоксидантным действием. К ним относятся средства растительного происхождения, жирорастворимые витамины А, Е; янтарная кислота в комплексе с лимонной, убихинон и др.
Антидепрессанты, анксиолитики, большие транквилизаторы в педиатрической практике назначаются строго индивидуально, при этом желательно, чтобы показания к их назначению определял психоневролог с учетом специфики симптомов и необходимости проведения дифференциальной диагностики с нерв-но-психическими растройствами. Подросткам с гипотонией при недостаточной активности, ощущении постоянной усталости, нарушении сна, апатии педиатр может рекомендовать естественный антидепрессант растительного происхождения - зверобой в различных лекарственных формах .
Таким образом, только последовательный комплексный, индивидуальный, эпиопатогенетический подход к лечению артериальной гипотонии с ее полисистемной симптоматикой позволит контролировать ее течение, предупредить ее прогрессирование и способствовать отчетливому улучшению качества жизни в детском и подростковом возрасте. 7. Коровина Н.А. и соавт. Вегетативная дистония у детей.// Руководство для врачей.-М., 2006, 67 с.
8. Заславская Р.М. Хронотерапия больных гипертонической болезнью. //Medikal Market.-1998. - №29.- С.18-21.
9. Потапенко В.П. Низкое давление. Причины и эффективное лечение. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.- 94с.
10. Заваденко Н.Н. Гиперактивность с дифицитом внимания у детей: диагностика и лечение.//РМЖ.- Т.14.-№1, 2006, С. 51-56.
11. Путилина М.В. Современные представления о ноотропных препаратах.// Лечащий врач.- №5, 2006, С. 10-14.
12. Сосина В.Б. Возможности и перспективы применения Пантокальцина а клинической практике.//РМЖ.-Т.14.-№2, 2006, С. 109-111.
13. Курочкин А.А. и соавт. Нейроциркулярная дистония у детей и подростков (обзор литературы и взгляд клиницистов на спорные вопросы терминологии, этиологии, патогенеза, клиники и лечения).// Российский вестник перинатологии и педиатрии.- 1999.- №6.- С. 21-25.
14. Неудахин Е.В. Вегетативные изменения при хронической стрессовой реакции у детей.// Тезисы Всероссийского Конгресса «Детская кардиология 2002».- М., 2002.- С. 207.
15. Окороков А.Н., Базенко Н.П. Нейроциркулярная дистония. -М.: Мед. лит., 2004,- 192 с.