Игры на развитие речи. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики. Кому что нужно

02.07.2019

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    Задувать свечку;

    Дуть в дудочку;

    Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    Надувать мыльные пузыри;

    Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

    Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

В этой статье:

В возрасте 2-3 лет происходит активное развитие речевой моторики у малышей, хотя, конечно, не у всех. И в этом случае на помощь крохе должна прийти любящая мама, у которой должны быть на вооружении различные развивающие игры для детей, направленные на ускорение этого процесса.

Чтобы малышу было весело играть, нужно создать вокруг него непринужденную атмосферу и сделать занятия максимально интересными. Главное – привлечь его внимание, а потом процесс обучения пойдет намного проще и быстрее.

Эффективные игры для развития речи

Начинать проводить развивающие игры необходимо после того, как кроха достиг годовалого возраста. В это время все новое познается крохой намного быстрее, поэтому упускать такой шанс нельзя. Следующие игры отлично помогают овладеть первыми, самыми тяжелыми, речевыми навыками.

«Кто дольше?»

Суть игры довольно проста. Мама называет любую гласную или согласную букву. Задание крохи – переиграть маму, протянув подольше названный звук.

Играть в «Кто дольше?» можно всей семьей – этим вы только заинтересуете своего ребенка. Заниматься разрешается хоть каждый день, но лучше чередовать забаву с другой, чтобы она не наскучила малышу. Данное упражнение развивает не только речь, но и дыхательную систему ребенка.

«Повторяшки»

Очень веселая и интересная игра, формирующая навыки правильного произношения, и тренирующая артикуляционный аппарат крохи. Она предполагает чтение мамой небольших предложений, а задачей малыша является повтор последнего слога каждой строчки. Например:

«Вот пришла уже зима – ма-ма-ма, ма-ма-ма.

Будем весело играть – рать-рать-рать, рать-рать-рать.

Дождь на улице идет – дет-дет-дет, дет-дет-дет».

Такие рифмовки может придумывать каждый день – так крохе будет намного интереснее играть. Такой творческий подход ускорит процесс развития речи малыша. Играть в «Повторяшки» нужно с детьми в 1-2 года.

«Проводи зайку»

Такая игра улучшает не только речевую моторику крохи, но также учит его ориентироваться в пространстве. Для проведения такого мероприятия вам понадобится любимая игрушка вашего малыша (в данном случае – плюшевый зайчик).

Задача мамы: возьмите игрушку в руки и скажите ее голосом своему ребенку, что она хочет познакомиться с домом. Попросите малыша взять зайчика в руки и показать ему все самое интересное в доме. Но не только показать – кроха должен попытаться рассказать своему плюшевому другу обо всем, что его может заинтересовать.

После осмотра детской и гостиной, пройдите с ребенком на кухню, где все тем же «игрушечным» голосом спрашивайте у него название различных кухонных принадлежностей и предметов, которые там находятся. Обязательно интересуйтесь тем, для чего они необходимы.

Не засыпайте малыша всеми вопросами сразу – лучше играйте с ним в эту забаву каждый день, постепенно «разговаривая» его. Если вы станете спрашивать у него обо всем сразу, он запутается, и даже потеряет интерес к игре.

Игра «Проводи зайку» предназначена для детей, которым уже исполнилось хотя бы 1,5 года. Но если ваш ребенок в 1 годик уже вовсю учится связывать слова и словосочетания в предложения, вы вполне можете заниматься с ним до достижения им двухлетнего возраста.

«Спящая кукла»

Данная игра направлена на развитие речевого и слухового аппарата. Для ее проведения вам понадобится кукла, резиновый пупсик или мягкая игрушка. Далее все нужно делать по нижеприведенному алгоритму:

  1. Попросите своего ребенка уложить куколку спать, спев ей колыбельную песню.
  2. Когда игрушка «уснет», пусть кроха аккуратно уложит ее в кроватку и укроет одеялом.
  3. Пока кукла «спит», скажите ребенку, что разговаривать нужно шепотом, чтобы ее не «разбудить.

Во время «сна» игрушки говорите с крохой, спросите его о том, чем они будут заниматься, когда куколка «проснется», во что будут играть и т. д. Ваша цель – научить малыша связному разговору. Это будет непросто, но не давите на кроху, и уж тем более не кричите на него. Подобные действия могут надолго отбить у него желание играть в подобные игры.

Пальчиковые игры для развития речевой моторики

Пальчиковые игры предназначены для развития речи у детей в возрасте 10 месяцев. За счет проведения таких занятий развивается мелкая моторика, что положительно влияет на артикуляционный аппарат крохи. Они подразумевают выполнение так называемой «пальчиковой гимнастики», основанной на использовании забавных детских стишков.

Вовсе не обязательно делать все по шаблону. Мама вполне может сама подобрать рифмовки, и к каждой строчке придумать движения пальцами, которые будут передавать смысл сказанного.

Такое обучение делится на несколько этапов:

  1. Мама показывает малышу сценку только своими пальчиками.
  2. Под заранее заготовленные стишки мама двигает и своими пальчиками, и пальчиками малыша.
  3. Взрослый и малыш выполняют пальчиковые движения синхронно.
  4. Кроха выполняет движения самостоятельно, взрослый проговаривает стих, а при необходимости помогает ребенку правильно делать пальчиковую гимнастику.
  5. Ребенок самостоятельно выполняет упражнение и проговаривает стишок, мама только немного ему подсказывает и помогает.

Маленьким деткам, не достигшим хотя бы годовалого возраста, нужно только показывать пальчиковые «спектакли». Разучивать их вместе следует уже тогда, когда кроха научится проговаривать словосочетания. Отлично поддаются обучению полуторагодовалые малыши и детки постарше.

Для начала маме нужно будет потренироваться, самостоятельно разучив одну детскую потешку, и придумав к ней интересные пальчиковые движения. Например:

«Спозаранку Петушок

Песенки поет,

Чистит хвостик, гребешок,

Хоровод ведет.

Любят дети с ним играть,

Песни петь и танцевать».

К каждой строчке придумайте движение, потренируйтесь несколько дней, и уже потом переходите к занятиям с ребенком. От таких упражнений многие детишки просто в восторге, особенно если ежедневно им предлагают новые стишата.

Артикуляционная гимнастика для детей 1-3 лет

Занятия артикуляционной гимнастикой с маленьким ребенком особенно необходимы, если имеет место ярко выраженная . Существует целый комплекс упражнений, которые выполняются с целью укрепления и улучшения работы всех элементов артикуляционного аппарата (языка, щек, уздечки, губ).

Занятия с ребенком нужно сделать красочными, занимательными, необычными. Следует вызвать у малыша восторг и желание упражняться каждый день. Тогда и процесс развития речевого аппарата начнет продвигаться намного быстрее.

Вот несколько эффективных упражнений, которые можно выполнять ежедневно. Заниматься нужно с ребенком, который достиг полуторагодовалого (или хотя бы годовалого) возраста.

Упражнение «Блин»

Широко улыбнуться и высунуть язык. Поместить его на нижнюю губу и держать на протяжении 5-7 секунд. При этом необходимо следить, чтобы губа была расслаблена и не терлась о зубы. Даже легкое напряжение является показанием для повторного проведения манипуляции.

«Улыбка»

Это одно из простейших упражнений для развития артикуляционного аппарата у ребенка. Крохе всего лишь нужно растянуть губы в улыбке таким образом, чтобы зубы не были видны. Удерживать такое положение на протяжении 5-10 секунд. Делать 3-4 подхода в день.

Упражнение «Пятачок»

Вытянуть губы трубочкой, а затем двигать ими вправо, влево и по кругу. Выполнять процедуру на протяжении 1-3 минут.

Игра «Маятник»

Рот немного приоткрыть, губы растянуть в широкой улыбке и высунуть наружу кончик языка. Под счет мамы ребенок должен касаться попеременно каждого уголка рта кончиком языка. Повторять движения следует не менее 10 раз, постепенно увеличивая продолжительность занятий.

Все упражнения, из которых состоит комплекс артикуляционной гимнастики, должны выполняться в сидячем положении. Ребенок при этом должен быть расслаблен и настроен на игровой лад. Только тогда от таких занятий будет польза.

Дыхательная гимнастика для развития речи у детей

Такие упражнения играют особенно большое значение, поскольку тренируют дыхательную систему ребенка. Принцип прост: вдох выполняется через нос, выдох – через рот. Именно на выдохе и выполняется большая часть таких упражнений.

Упражнение «Лети, бабочка!»

Для выполнения такого упражнения вам нужно будет вырезать несколько бабочек из разноцветной бумаги. Каждую бабочку прикрепить к не очень длинной нитке, а затем все фигурки вместе приделать к шнурку или тонкому деревянному бруску. Заготовку для игры повесить таким образом, чтобы она висела на уровне лица малыша.

Покажите ребенку бабочек, после чего скажите что-то вроде: «Смотри, какие красивые бабочки – разноцветные, маленькие, интересные. А как они умеют летать»!

После этого легонько подуйте на бабочек, чтобы показать ребенку, что от него требуется. Скажите ему: «Погляди, как далеко они улетели! А ну-ка, давай и ты попробуй. Полетят ли они у тебя так же далеко?»

Задача малыша – набрать как можно больше воздуха через нос, и со всей силой подуть на бумажных бабочек. Вы же должны следить за тем, чтобы его плечи оставались прямыми, он не поднимался на носочки, не добирал даже немного воздуха в легкие, и не надувал щеки. Дуть следует осторожно, чтобы не спровоцировать головокружение.

Упражнение «И пошел первый снег»

Данная игра потребует от вас небольшого куска ваты, разделенного на множество мелких клочков. Они послужат снежными хлопьями. Разместив «снежинки» на столе, скажите: «Посмотри, как много снежинок. Все они напоминают о зиме, и если ты любишь эту пору, давай вместе подуем на них».

Покажите ребенку, как правильно выполнять упражнение, после чего он сам должен повторить процедуру. Проводите такие игры каждый день по 3-5 минут.

Такие упражнения должны выполнять только при желании ребенка, поэтому не заставляйте их учиться против воли. Этим вы можете добиться эффекта, прямо противоположного ожидаемому.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры не только помогают развивать речевой аппарат, но также улучшать память, мышление, фантазию и мелкую моторику.

Так, с ребенком можно играть во что угодно, имитируя:

  • семью;
  • школу;
  • магазин;
  • салон красоты;
  • праздники и т. д.

У таких игр есть свой алгоритм проведения, которому необходимо следовать. Он включает в себя следующие действия:

  1. Выбор темы.
  2. Тщательная разработка плана игрового мероприятия.
  3. Создание ситуации.
  4. Распределение ролей.
  5. Старт игры.
  6. Поддержание интереса ребенка к забаве за счет придумывания различных неожиданных поворотов и ситуаций.
  7. Завершение игрового мероприятия. Финал должен быть логическим, чтобы малыш понимал, ради чего проводилась игра.

Чтобы веселее было проводить такие занятия, лучше играть всей семьей. Это пойдет на пользу и крохе, и родителям.

Развивающие игры для детей от 2 лет

Дети от 2 лет и старше уже имеют кое-какие навыки общения, поэтому задача родителей заключается в их закреплении и развитии.

С этой целью был создан интерактивный обучающий комплекс «Мерсибо», который состоит из упражнений, направленных на:

  • выполнение дыхательной гимнастики;
  • развитие фонематического слуха;
  • проведение звуко-буквенного анализа;
  • улучшение неречевого слуха;
  • обучения основам грамматики (деткам от 3 лет и старше);
  • развитие логического мышления;
  • улучшение внимания;
  • стимуляция полноценного мышления и др.

Все игры, из которых состоит учебный курс «Мерсибо», проводятся в визуальном режиме. Это обеспечивают наборы картинок, которые выводятся на экран специальной мультимедийной доски.

Для кого предназначен обучающий комплекс?

Сборник упражнений «Мерсибо» используется в основном в дошкольных учебных заведениях, не имеющих доступа к сети интернет. Это платный курс, однако, программа обучения довольно обширная, поэтому она приобрела огромную популярность не только у воспитателей детских садов, но также у родителей.

Занятия по методике «Мерсибо» помогают развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, укрепляют память, вырабатывают смекалку, учат фантазировать и мыслить логически. Такие игры способствуют значительному пополнению словарного запаса малыша, подготавливают его к школе.

Интерактивный комплекс «Мерсибо» можно установить на домашний ПК, чтобы в любой момент вы могли открыть ту или иную игру и начать заниматься с ребенком. Но если вы придерживаетесь мнения, что обучать ребенка должны родители, тогда варианты домашних игр, представленных выше, выручат вас в любое время и любую погоду.

Полезное видео о том, как развивать речь ребенка 2-3 лет

Дошкольный возраст - самый благодатный период в жизни человека, когда интенсивно развиваются основные психические процессы: мышление, внимание, память, речь, закладываются главные качества личности. Особое значение в развитии дошкольника отводится речи, так как именно речь и тесно связанное с нею мышление дают большие возможности для познания окружающего мира. Это, в свою очередь, положительно влияет на своевременное развитие других психических процессов. Родителям нужно понимать, что ребенок, безусловно, овладеет речью, но насколько быстро и хорошо - будет зависеть от окружающих людей. Поэтому просто необходимо, чтобы с раннего возраста близкие люди активно развивали и обогащали речь малыша. Среди других самым действенным средством в этом деле являются дидактические (развивающие) игры для развития речи.

Что такое игры на развитие речи дошкольников?

Чтобы правильно организовать игры по развитию речи в домашних условиях, родителям желательно познакомиться с особенностями дидактических игр и их отличием от других видов. Одновременно понять, по каким направлениям идет развитие речи у дошкольников.

Главной особенностью такой игры является то, что в ней обязательно ставится обучающая задача, которая решается при помощи определенных правил и действий. Например, в популярной игре «Предметное лото» задачей будет - закрепление знаний детей о предметах окружающего мира и их свойствами. В дидактических играх основными направлениями на развитие речи будут:

  1. Обогащение словаря
  2. Формирование грамматической культуры
  3. Формирование звуковой культуры
  4. Оформление связной речи

Дидактические игры на обогащение словаря

Важно: обогащение словарного запаса детей - главное, над чем должны поработать родители. Нужно помнить, что взрослые являются примером для детей, и в тех семьях, где разговаривают богатым литературным языком, у ребенка будет правильная, хорошо развитая речь. Не надо ждать какого-то определенного возраста, уже младенцу близкие могут рассказывать о предметах окружающего мира. Так накапливается пассивный словарь ребенка, который затем перейдет в активный.

В накопление пассивного словаря дошколенка должны войти слова, обозначающие объекты окружающего мира, их свойства, назначение, взаимосвязь. Кроме того, необходимо всеми средствами активизировать словарь, чтобы ребенок мог пользоваться большим количеством слов в разговорной речи. С этой целью для домашнего обучения подойдут развивающие игры на расширение количественного запаса, закрепление лексического значения слова.

«Мешочек слов»

Популярная игра по типу «чудесного мешочка» хорошо помогает накапливать словарный запас дошколят и учить их сопоставлять слово и предмет. Можно проводить с детьми всех возрастов, отличием в каждой возрастной группе будет усложнение словесного ряда. Младшие дети закрепляют названия предметов, старшие - больше внимания уделяют свойствам и назначению предметов, их взаимосвязи. Ведущий готовит красивый мешочек, куда складываются мелкие игрушки, знакомые детям. Ребёнок должен нащупать в мешочке предмет и назвать его, например, мячик, ложечка, веревочка, кубик. Затем предмет вытаскивается из мешочка и проверяется, правильно ли ребенок назвал.

В старшем возрасте правила усложняются: нужно нащупать и достать предмет по описанию. Например, ведущий дает задание: «Найди круглое, гладкое, похожее на баранку, можно надеть на пальчик (колечко)» или «Мягкий, пушистый комочек очень любит молочко (игрушечный котенок)», или «Длинная, тяжелая, металлическая (ложка)». Достав предмет, ребенок должен дополнить остальные свойства (цвет, форму, назначение). Если игра идет в подгруппе детей, выигрывает тот, кто правильно нашел и назвал все предметы.

«Это место называется...?»

Развивающая игра, которая учит ребенка понимать лексическое значение слова. Полезна тем, что можно играть в любой обстановке: во время прогулки, на даче, дома. Взрослый называет распространенное понятие, а ребенок дает ему название. Например, место, где учатся дети (школа); где малыши делают куличики (песочница); где выдаются книги для чтения (библиотека), куда приходят смотреть фильмы (кинотеатр). Обязательно поощрить ребенка, который понял и назвал все слова. Для малышей игра будет пока трудна, поэтому начинать можно со средних дошколят четырех или пяти лет.

«Как правильно?»

Шутливая игра, аналогична предыдущей по поставленной задаче: нужно выбрать правильное толкование слова, например, ложка - предмет для копки земли? для рисования? для еды? Стул - предмет для сна? для езды по дороге? для сидения? Лейка - предмет для питья? для полива цветов? для хранения пуговиц? Такие смешные понятия и позабавят ребенка, и помогут правильно понять лексическое понятие.

«Догадайся, что это?»

Задача игры - правильно узнать предмет по его частям. Например, ведущий говорит:«Кабина, винт, мотор, крылья, шасси (самолет); кузов, двигатель, колеса, руль, фары (автомобиль); стены, крыша, окна, фундамент, труба, дверь (дом); тротуары, проезжая часть, пешеходы, машины (дорога)». В игре для малышей можно использовать картинки для опоры на наглядный материал. Старшие ребятишки работают на слуховое восприятие.

«Что забыл художник?»

Игра помогает закрепить название частей предметов, активизировать словарь детей. Взрослый готовит картинки с изображением предметов, у которых не хватает каких-либо частей: у дома - окна, у кресла ножки, у чайника - крышечки, у сумки - ручки. Ребенок должен правильно назвать отсутствующую деталь и дорисовать ее. Для старших ребятишек можно постепенно усложнять сюжет картинок и увеличивать количество недостающих деталей, например, чайная посуда на столе.

«Предметное лото (домашние и дикие животные, посуда, растительный мир, транспорт, мебель, одежда и другие темы)»

Всевозможные задания по типу лото дают прекрасный материал для обогащения словаря и знакомства с новыми словами. Правила просты: детям раздаются большие карточки, ведущий берет поочередно маленькие карточки и называет их. Дети стараются найти у себя соответствующий предмет на своей карточке и закрыть его. Побеждает тот, у кого быстрее соберутся большие карты. Как усложненный вариант на развитие слухового восприятия, ведущий не показывает маленькие картинки, а называет их.

Подобным образом проходят развивающие игры:

  • «Кто как кричит: собака лает, кошка мяукает, петух кукарекает, корова мычит»,
  • «У кого какой домик: у медведя - берлога, у мышки - норка, у птицы - гнездо?»,
  • «Чей детеныш: у коровы - теленок, у овцы - ягненок, у козы - козленок, у собаки - щенок, у птицы - птенец».

Они дают возможность закрепить в речи детей названия животных, их детенышей, повадки, среду обитания. Правила аналогичны предыдущим играм: найти соответствующую картинку среди других. Поддерживать интерес к довольно монотонным действиям можно загадками. Например, " отгадай, чтобы найти правильную картинку":

Вчера целый день я готовил берлогу,
Листочков и мха нагребал понемногу.
Работал я долго, свалился без сил,
А вечером кучу травы наносил (медведь).

Пробежала кочка
Около пенёчка.
А у кочки черный нос
И в колючках спинка.
На колючках листьев воз
С дуба и осинки (ёж).

Как в лесу осеннем тихо!
Попастись идет лосиха.
А за нею меж сосенок
Скачет маленький... (лосенок).

Под кустами на опушке
Вижу серенькие ушки.
Из травы они торчат,
Ушки маленьких... (зайчат).

Вот сидит комочек пуха.
Носик, черненькое ухо.
А отпустишь на лужайку —
Стрекача задаст, как зайка
(крольчонок).

Пятачок и хвост крючком.
Ты, конечно, с ним знаком.
Он - большой свиньи ребенок,
А зовется - ... (поросенок).

Игры на формирование культуры речи детей дошкольного возраста

Важно: родители должны знать, что формирование грамматической культуры речи необходимо для овладения правильным построением предложений, трудными грамматическими формами, понимания литературной речи. Все эти навыки имеют огромное значение при дальнейшем обучении в школе, так как грамматика делает речь понятной и красивой.

Часто у маленьких детей наблюдаются серьезные ошибки в речи. Например, они могут неправильно произносить окончания существительных (много девочков, куклов, медведёв), изменять род существительных (платья красивая, дай мороженую, большая окно), неправильно произносить несклоняемые существительные (на пианине, у пальта), глаголы (искай вместо ищи, ехай вместо езжай, скакай вместо скачи), причастия (сломатая игрушка, сошитая платья). Все подобные речевые ошибки, на которые родители могут не реагировать или умиляться детским искажениям, приводят к их прочному закреплению в речи, и в дальнейшем приходится обращаться к логопедам для их исправления. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо обращать внимание на формирование правильной культуры речи. Период словотворчества, который так умиляет взрослых, продолжается от 2 до 5, а дальше уже идет работа над ошибками. Поэтому лучше сразу обучать свое дитя, правильно организуя детские игры.

«Кто в домике живет?»

Игра отлично направляет детей на овладение такой грамматической категорией, как род существительных. Решить такую сложную задачу можно с пользой для ребятишек, если проявить фантазию. Например, взрослый вырезает домики с окошками, можно из плотной бумаги, подбирает картинки, например, окно, яблоко, цветок, петух, машина, конфета, пирожки, книжки. Хорошо, если ребенок примет активное участие в подготовке атрибутов для игры. Это поднимет интерес к заданию: «В четырех домиках живут разные картинки, у каждой есть свой домик, подписанный словами «он», «она», «оно», «они». Нужно правильно расселить все предметы». Проверять правильность выбора можно словами - помощниками: он - мой; она - моя; оно - мое; они - мои. Задания предназначены для развития речи дошкольников старшего возраста.

«Сочиняем стихи»

Такие речевые игры предназначены для детей с 4 - 5 лет, так как они требуют наличия определенного опыта. Задания учат ребятишек правильно использовать падежи имен существительных. В данной игре отрабатывается умение произносить слова множественного числа родительного падежа, так как именно в этой форме дошколята делают больше всего речевых ошибок: без ботинков (ботинок), для ребятов (ребят), из конфетков (конфеток). Чтобы не превращать игру в скучное занятие и поддерживать игровой интерес, можно использовать шуточные стихи известных авторов С. Маршака, К. Чуковского или самим сочинить подобные четверостишия, например:



Из улиток , ракушек
И зелёных лягушек .

После прочтения четверостишия спросить у ребенка, почему Маршак думает, что мальчики сделаны из улиток, ракушек и лягушек? Правда ли то, что говорит автор? Если это шутка, то еще из чего могут быть сделаны мальчишки? Предложить ребенку пофантазировать на эту тему, подобрав слова в рифму. Взрослый начинает, а ребенок продолжает:

Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из машинок и мячей ,
И ужей , и голубей .
Шоколадок и лягушек ,
И любимых игрушек .
Вот из этого сделаны мальчики!

«Корзинка слов»

Для работы со словом, обогащения словаря детей старшим дошколятам можно предложить игру на преобразование слова в уменьшительную форму с суффиксами - ик и - ок . В эту игру интересно играть в группе ребятишек, например, на дне рождения, когда собирается несколько разновозрастных детей, или на семейном досуге. Игроки садятся в круг, считалкой выбирается ведущий, который берет в руки корзинку. Все участники говорят: «У тебя кузовок , бросай в него всё на ок ». Ребенок отвечает: «Положу я в кузовок сахарок , колобок , катерок , сапожок , пирожок ». Если игрок ошибается, отдает фант (какой-либо мелкий предмет). Когда корзинка пройдет всех участников, можно выкупать фанты, выполняя какое-либо задание: спеть песенку, загадать загадку, станцевать, придумать рифму к какому-либо слову, например, «дам тебе много конфет, а мне отдай велосипед». Продолжить игру можно, поменяв корзинку на красивый пакет. В этом случае игроки говорят: «В руках у тебя пакетик , бросай в него всё на ик ». Игрок произносит: «Положу я в пакетик билетик , велосипедик , приветик , браслетик , омлетик , букетик , пистолетик ». Чтобы у ребят не потерялся интерес к игре, взрослому надо заранее сделать заготовки: набор слов или картинок для помощи детям.

Игры на формирование звуковой культуры

В детском саду в рамках подготовки к школе много внимания уделяется совершенствованию у дошколят звукопроизношения в соответствии с нормами родного языка, что подразумевает умение воспринимать и воспроизводить все звуки, работать со словом, управлять громкостью и скоростью речи, использовать интонацию для выразительности, логическое ударение. Все эти умения дают возможность успешно обучаться в школе чтению, письму, грамотно выполнять диктанты, творческие работы. Какие дидактические игры на развитие речи у дошкольников можно предложить для домашнего использования?

«Словесная цепочка»

Игра развивает слуховое восприятие, умение манипулировать со словом. Правила аналогичны всем известной игре в «города». Участники стоят кругом, ведущий начинает игру с какого-либо слова, бросая мяч игроку. Тот придумывает слово, начинающееся с последнего звука предыдущего, например, дом - м ыш ь - ш уба - а рбуз - з олото и т. д. Главное, игроки должны четко произносить слово и выделять последний звук.

«Доскажи словечко»

Цель игры аналогична предыдущей: развитие слухового восприятия. Взрослый бросает мяч ребенку с каким-либо слогом, а тот должен продолжить слово и вернуть мяч. Например, ле - ле то, зи - зи ма, не - не бо, мед - мед ведь. Слова подбираются из двух слогов, обязательно приветствуется стремление ребенка найти несколько вариантов, например, ле - лето, лень, лепет, лепить.

«Заселяем домики»

Игра учит дошколят выделять слоги, помогает правильному звукопроизношению. Лучше играть индивидуально с ребенком, чтобы получить хороший результат. Для поддержания интереса даже у маленьких ребятишек взрослый может использовать игровой момент: в гости пришли разные слова - картинки и хотят поселиться в домиках (нарисованных или построенных из кубиков). В домике с одним окошком будут жить слова с одним слогом, с двумя окошками - двухсложные слова. Например, ребенок четко проговаривает слова "кот, ёж, волк, лось, рысь, крот; бел-ка, ли-са, кош-ка, за-яц, мед-ведь, дя-тел, ка-бан, со-ва (можно использовать картинки из "Лото"). Как вариант, используется микс (смесь) картинок разной тематики. Для усложнения игры со старшими дошколятами вводятся загадки, а потом отыскивается отгадка-картинка.

Игры для формирования связной речи

Грамотная и красивая речь - это, в первую очередь, умение связно излагать свои мысли. Формирование связной речи как бы обобщает работу предыдущих направлений, поэтому в играх будет прослеживаться связь обогащения словаря с грамматическим строем речи, воспитанием звуковой культуры.

Что будет, если...?

Игра хорошо развивает умение осмысленно вести диалог, расширяет словарный запас, воспитывает культурную речь дошкольников. Можно начинать играть с четырех - пяти лет, постепенно усложняя действия в старшем дошкольном возрасте. Правила достаточно просты: взрослый начинает фразу, как причину, а ребенок заканчивает следствием. Тематика может быть различной: погода, природа, животный мир, предметы быта и другое. Например,

  • Если мы посадим в землю семечко, то... (вырастет цветок).
  • Если не поливать растение, то...(оно погибнет).
  • Если пошел дождь, то...(нужно взять зонтик, надеть сапожки).
  • Если есть холодное мороженое, то...(заболит горло).

Как вариант, можно видоизменить фразы, которые могут заканчиваться не следствием, как в первом варианте, а причиной. Например,

  • Дети одеты в теплые курточки, потому что...(на улице холодная погода).
  • Мы уезжаем отдыхать, потому что...(у мамы и папы отпуск).
  • Кошка любит молочко, потому что...(оно вкусное).
  • Брат учится в школе, потому что...(он большой).

Обязательно поощрять оригинальные ответы ребятишек, а самые интересные записывать, чтобы потом обсудить на семейном совете и похвалить ребенка.

«Реклама (словесный рисунок предмета)»

В этой игре может принимать участие вся семья, так как желательно показать ребенку различные варианты описания предметов. Взрослые подают пример, как правильно охарактеризовать любой предмет, чтобы захотелось с ним поиграть или воспользоваться в бытовой ситуации. Водящий закрывает глаза, а один из участников рассказывает о предмете. Водящий старается отгадать, о чем идет речь. На первом этапе лучше использовать предметы, очень хорошо известные ребенку, например, домашние бытовые или съедобные, или игрушки, Затем, по мере накопления знаний, надо рассказывать о других предметах, которые можно увидеть в игрушечном магазине или продовольственном. Например,

  • Это кухонная посуда, она металлическая, с прозрачной крышкой. У нее есть дно, стенки, ручки. Без нее нельзя приготовить вкусный суп или компот (кастрюля).
  • Её любят и взрослые, и дети. Она может быть круглой или как кирпичек, белой или коричневой, в обертке или коробке. Она очень сладкая на вкус, без нее будет грустно на празднике, ею можно даже украшать ёлку (конфета).

Взрослые должны поощрять ребенка, когда он попытается составить свое описание предметов. После игры можно устроить семейное чаепитие, весело обсуждая рекламы участников игры.

Такие дидактические игры по развитию речи у дошкольников обязательно помогут родителям сформировать у дошкольника грамотную красивую речь, что поможет ему успешно обучаться в школе.

КАРТОТЕКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Сурина Л.В.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра –это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры : воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал : картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры : в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры : воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя» .

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.

Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,… холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры : воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) - мамин,
Шляпка (чья?) - бабушкина,
Поднос (чей?) - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить...).

Ход игры : в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

Я буду летчиком, летать на самолетах.

Я буду врачом, лечить детей.

Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель:

Материал:

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель:

Материал : мяч.

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

«Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

«Четвертый лишний (с мячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка , санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник , альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

Дидактическая игра «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?...Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца ваза – две…вазы

стул – два..стула вишня – две…вишни

стол - два…стола слива – две…сливы

кот - два …кота кошка – две…кошки чашка – две…чашки

окно – два…окна машина – две…машины

дерево – два…дерева

тюльпан – два …тюльпана роза – две…розы

помидор – два…помидора

кастрюля – две…кастрюли костюм – два…костюма майка – две…майки

Дид. игра «Звуковая дорожка»

Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи.

Описание куба: На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.

Ход: Дети передают кубик, произнося считалку.

«Раз, два, три, четыре, пять

Будешь ты вращать».

Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, подбирает картинку с заданным звуком.

«Насос» - звук [с]

«Жук» - звук [ж]

«Комар» - звук [з]

«Машина» - звук мотора [р]

«Камыши» - звук ветра [ш]

«Коза» - звук [к]

Дид. игра «Назови слова»

Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.

Дид. игра «Зоопарк»

Дид. игра «Веселый язычок»

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

В: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).

В: Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка») .

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай0ка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр. «Полакаем молоко»)

А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.

Дид. игра «Какое слово потерялось? »

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Воспитатель читает стихотворение.

«Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко. »

В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку (гладко)

Спать пора! Уснул бычок,

в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Дид. игра «Зоопарк»

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Вова сказал слово «попугай»)

Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками.

Дид. игра «В кругу с мячом»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно.

Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

Дид. игра «Сердитый ворон»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .

В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к

мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

Дид. игра «Назови слова со звуком [с"] и [с].»

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с"] и [с].

Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с"] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с"], цвета.

Дид. игра «Самолет»

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме.» А. Барто

Дид игра «Слова – загадки»

Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.

Ход: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое

Данные дидактические игры по развитию речи детей дошкольного и раннего школьного возраста (1-3 класс) возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

"Подбор прилагательных"

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям - словесный и не менее 2-3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

"Что бывает?"

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, "зеленый" - помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

"Узнавание"

Цель игры - узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" - береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" - солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

"Цепочка слов"

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный - ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый - одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать - кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово - "кошка".

Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная...
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор...
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым...
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд... и т. д.

"Кто что делает"

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: "Что с этим можно делать? Для чего это нужно?" Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: "Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?"

б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: "Машина". Ребенок отвечает: "Едет. Художник". Следующий игрок: "Рисует. Рука" и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, "ветер" - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей - назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки - это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее - это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки - кошка и собака. После того как дети познакомились с ними - рассмотрели, поиграли, - предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку. Характер предлагаемых заданий и вопросов может расширяться, а в последующем и придумываться самими детьми.

"Подбор объектов к действию"

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, "кто и что плавает?" - человек, доска, собака, корабль; "греет?" - солнце, печь, грелка; "летает?" - самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

Игра "Добавь слово"

Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: "В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин" и т. д. Во втором так: "На столе стоит ваза, а в ней - апельсины, бананы, виноград, груша..."

Игра "Дополни предложение"

Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово "солнце":

светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...