Цитаты посвятить свою жизнь сухомлинский. Спасительная педагогика В. А. Сухомлинского

19.05.2019

«Любой сентябрь вот уже сорок лет проходит под знаком Сухомлинского, ибо в сентябре он родился и в сентябре же умер... Его уникальная Павлышская средняя школа – легенда и слава ХХ века, прогремевшая по всему свету... ищущий учитель не прогадает, получив у Сухомлинского урок спасительной педагогики... Подробно объяснил он воспитателю и учителю людей, а не дикарей, как взращивать прекрасного человека вопреки безумию и преступности эпохи».
(Б.М. Бим-Бад, Академик Российской Академии образования)

В наши дни, когда происходит забвение вечных ценностей жизни, а молодое поколение остро нуждается в духовных ориентирах, опыт Василия Александровича Сухомлинского необходим нашей школе как воздух. Говоря об этом Солнечном Учителе, мне вспоминаются знаменитые слова Н.А. Некрасова: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя» .

Школа Сухомлинского была устремлена в будущее, его педагогика – это педагогика СЕРДЦА: «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка – миссия педагога», – так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям». По такому закону жило его большое сердце, возле которого с войны остался осколок...

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в украинском селе Васильевка на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь, в крестьянской семье, прошли его детство и юность. В городе Кременчуг поступил в педагогический институт, проучился два года и перевёлся в Полтавский педагогический, закончил его заочно в 1939 году. Работал учителем украинского языка и литературы в родных местах.

В 1941 г. добровольцем ушёл на фронт, в 1942 г. после тяжёлого ранения под Москвой был признан негодным к военной службе... Сухомлинский пережил огромное горе: в 1941 г. в гестапо погибли его 10-месячный сын и жена, помогавшая партизанам. В расправе над ними участвовали местные пособники фашистов...

Потом долгие годы Василий Александрович пытался ответить на два вопроса: как формируется жестокость и как предупредить её развитие... Ему стало ясно, что жестокость порождается жестокостью, а предупредить её можно только воспитанием и обучением.

С 1948 года и до ухода из жизни 2 сентября 1970 года Сухомлинский возглавлял Павлышскую среднюю школу Кировоградской области. Он был не только талантливым педагогом, но и учёным-исследователем, тонким и глубоким мыслителем. Для него высшим счастьем было «ТВОРИТЬ ЧЕЛОВЕКА».

В.А. Сухомлинский – автор более 30 книг и 600 статей, замечательных детских рассказов и сказок, заслуженный учитель Украины, Герой Социалистического Труда СССР; его произведения переведёны на разные языки. Однако гуманная педагогика замечательного учителя встречала и замалчивания, и клевету, и откровенную травлю. Сухомлинский выстоял. Он построил свою педагогику на трёх принципах: любви к ребёнку, утверждении добра и воспитании Красотой. Удивительно тонко чувствовал Василий Александрович душу ребёнка!

На первое место он ставил не обучение, а воспитание: развивать личность, формировать духовные запросы ребятишек, и, как следствие, – умение и желание учиться, потому что учиться по-настоящему может лишь человек культурный, трудолюбивый и волевой. В воспитании он считал важнейшим единство идеалов, стремлений, мыслей и переживаний воспитателя и воспитанников.

Чаще всего школу В.А. Сухомлинского называют Школой Радости; в ней царили музыка, фантазия, сказка, творчество, во многих классах были картинные галереи с репродукциями картин; в школе работало бессчётное количество кружков и секций, её двери всегда были открыты.

Василий Александрович считал важным начать процесс эстетического воспитания ребёнка как можно раньше. «Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания».

Он был озабочен тем, как научить ребёнка мыслить: «…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы... пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любозна-тельными людьми и поэтами... Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» .

Открывающаяся ребёнку красота родного края – это источник его любви к Родине. «Школа является подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ матери, культ родного слова, культ книги», – считал Сухомлинский. («Культ» – «почитание»). Так закладывались основы патриотического воспитания и уважения к той, что дала ребёнку жизнь, – к Матери.

В.А. Сухомлинский продолжил гуманистические традиции Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, Я. Корчака и др. выдающихся педагогов. Оценку мудрый учитель считал самым сильным поощрением и наказанием в учительском труде, и отказался от наказаний в школе. «Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… – воспитывайте детей без наказаний», – говорил Сухомлинский. Он видел в этом важнейшую проблему «переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимо-отношений...» Учитель стремился привить детям уважение и любовь к труду, «чтобы дети видели в труде источник духовных радостей».

В.А. Сухомлинский считал, что у него как директора школы на первом месте должны стоять не хозяйственные вопросы, а вопросы воспитания... Его страстный призыв к воспитанию в детях высокой нравственности, патриотизма, гуманизма и ответственности так нужен и так мало востребован сегодня России!

На пути к Миру Новому поймём как самую неотложную задачу ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Недавно в Китае (г. Хуаши) построили школу, которая носит имя Сухомлинского. В светлых, просторных корпусах Школы Радости учится 5 тыс. учеников. В школе есть музей Сухомлинского, памятник ему. Педагоги придерживаются принципов гуманного воспитания и четырёх культов великого педагога. Ценное качество – применять лучшие достижения.

«Нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа...» (Живая Этика, Надземное, 663)

АФОРИЗМЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

Ребёнок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Дети с угнетёнными чувствами - это, как правило, дети с угнетённым интеллектуалом, обеднённой мыслью. Там, где нет свободного проявления чувств, не мыслим коллективный духовный прорыв, коллективное переживание идеи.

Радость словотворчества - самая доступная для ребёнка интеллектуальная одухотворённость.

Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе.

Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В воспитании чувства сопереживания, в формировании совести и способности воспитывать самого себя - суть связи между словом и делом.

Воспитание личности - это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное начало.

Воспитывая своего ребёнка, ты воспитаешь себя, утверждаешь своё человеческое достоинство.

Годы детства - это прежде всего воспитание сердца.

Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности.

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир - радость, беду, несчастье, горе.

Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.

Сказка - это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи.

Надо пойти с детьми к живому источнику мысли и слова, добиться того, чтобы представление о предмете, явлении окружающего мира вошло через слово не только в их сознание, но и в душу и сердце. Эмоционально-эстетическая окраска слова, его тончайшие оттенки - вот в чём животворный источник детского творчества.

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

Учение - труд, серьёзный труд ребёнка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат - всё это надежные источники человеческой радости.

Детство не должно быть постоянным праздником; если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка остаётся недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений.

Воспитание без наказания - это не узко школьное дело. Это одна из важнейших проблем... переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений.

Сегодня дети, завтра - народ.

Красота - мать доброты и сердечности.

Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать.

Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце.
…Любить ребёнка – миссия педагога.

Учительская профессия - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.

НА ЭТОМ САЙТЕ http://nsportal.ru/gp/knigi-va-suhomlinskogo
МОЖНО НАЙТИ СЛЕДУЮЩИЕ КНИГИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО:

О воспитании

Письма к сыну

Сердце отдаю детям

Сто советов учителю

Как воспитать настоящего человека

Родительская педагогика

Рождение гражданина

Известный украинский педагог Василий Сухомлинский был и остается одним из ярчайших деятелей в педагогике, психологии и литературе. Его наследие: методические труды, исследования, рассказы, сказки - ценны прежде всего четкой подачей мысли и яркой образностью. Он затронул самые животрепещущие аспекты воспитания и обучения, которые актуальны сегодня так же, как и полвека назад. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Василия Александровича. Он открыл родителям и педагогам простые истины, без которых невозможно понять и принять мир детства, научил ценить "своего внутреннего ребенка":

Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.

Быть учителем - огромная ответственность

Педагог-новатор Василий Сухомлинский утверждал, что самое важное в профессии учителя, в роли наставника - не потушить тот огонек в ребенке, который заложен природой: пытливость, любознательность, образность мышления, тягу к познанию нового. Важно не "задушить" ребенка потоком знаний, не погасить желание познавать, мыслить, исследовать.

Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.

Суть обучения, по мнению Сухомлинского, в том, чтобы заинтересовать, удивить, заставить откликнуться, поощрять к мышлению, рассуждению, поиску правильных ответов. Школа должна держаться на реально, а не номинально. Быть справедливым, отзывчивым, сопереживать, брать на себя ответственность, не быть равнодушным - это и есть основа человечности. Мудро и актуально звучит цитата Сухомлинского о педагоге:

Справедливым педагог может быть тогда, если у него есть достаточно духовных сил, чтобы уделить внимание каждому ребенку.

Труд учителя В. Сухомлинский определяет как "человековедение" - очень тонкую, изменчивую сферу, в которой нужно быть максимально внимательным, честным, открытым и последовательным. В книге "Сто советов дает бесценные заветы тому, кто решил связать свою жизнь с воспитанием настоящего человека.

Сухие знания не дадут плодов

На уроке природоведения полезнее сходить на экскурсию в лес, чем пересказывать главы учебника. Сочинение-описание, подготовка к которому проходит в осеннем парке, наверняка пройдет удачнее, чем словарная работа за партой в школе. Именно впечатления дают толчок к жажде познания, к творческому началу.

Мышление начинается с удивления!

Эту простую закономерность раскрывает Василий Александрович в своей книге "Сердце отдаю детям".

Отрывать процесс воспитания и образования от реальной жизни так же глупо, как учить плавать без воды. Этим грешит современное образование, а ведь связь теории и практики в обучении абсолютно естественна.

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.

Сухомлинский подчеркивал значимость традиций народной педагогики - она интуитивна и мудра. Роль отца и матери в воспитании ребенка - наиважнейшая. Ничто не сравнится с ценностями, привитыми в семье, со знаниями, полученными с любовью и заботой.

О школе Сухомлинский говорил, как о важнейшей ступени в формировании и развитии ребенка. Если на этом этапе ребенок встретит несправедливость, черствость, безразличие, познавательный интерес буден утерян, а доверие ко взрослым восстановить очень сложно.

Сердце, отданное детям

Цитаты Сухомлинского о воспитании - кладовая мудрости и простых истин, которые необходимо знать каждому родителю и педагогу.

Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям.

Как бы ни старались педагоги прививать детям культуру, ценности и воспитывать, опираясь на лучшие традиции, семья является началом всего, ее роль сильнее и значимее.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Цитаты Сухомлинского о природе ребенка жизненны, актуальны, проверены временем:

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.

Важность эмоций в воспитании и обучении ребенка Сухомлинский отмечал неоднократно. Это основа всего, залог успеха в нелегком труде педагога и родителей.

Цитаты Сухомлинского о наказании

Бить или не бить? Этот вопрос всегда волновал думающих родителей. Василий Александрович всегда высказывался против таких мер:

Не допускайте, чтобы к ребенку применялись физические меры воздействия. Нет ничего вреднее и зловещее, чем «сильные», волевые средства. Ремешок и подзатыльник вместо умного, ласкового, доброго слова — это ржавый топор вместо хрупкого, нежного, острого резца скульптора. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.

Если необходимо наказание, то стоит создать ситуацию, когда ребенок сможет заглянуть внутрь себя, понять и устыдиться проступка.

Как бы серьезен ни был детский проступок, но если он совершен не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.

Ребенку полезно заниматься физическим трудом, это формирует волю и характер. Редкий ребенок нарушает нормы преднамеренно. Дети ошибаются, они имеют на это право.

Тому, кого бьют, самому хочется бить. Тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить. Преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.

Еще много мудрых слов сказано великим педагогом в защиту ребенка - человечка, имеющего право на детство.

Животрепещущее слово столетней давности

Его работы в области педагогики не утратили своего значения, может быть, оттого что никогда не были перенасыщены идеологией. Родина, семья, дружба, забота о ближнем, справедливость, чувство собственного достоинства - такие понятия не могут утратить актуальности. Если бы современное образование строилось на основе золотых принципов педагогики 20-го века, а не гналось за новыми технологиями, то не заглушало бы у детей интерес к учебе, а стимулировало познание и разностороннее развитие.

Успех в учении — это тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонек желания быть хорошим.

Это ключ ко всему. Современный ребенок вынужден быть успешным, а ведь это тяжелая ноша.

Цитаты Сухомлинского о школе, воспитании, любви и долге - ценнейший материал для тех, кто стремится понимать природу ребенка, его внутренний мир и секреты правильного подхода к воспитанию и учебе. Маленький человек - это личность, она самоценна. Взрослые должны беречь внутренний мир ребенка и способствовать его полноценному развитию.

Рассмотрим основные идеи В. Сухомлинского о том, с чего надо начинать обучение, каким должен быть воспитательный процесс, как правильно обучать детей.

Ребенок, считал Сухомлинский, не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым — значит прежде всего помочь ему учиться.

Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель «Выучить, запомнить!». Вред зубрежки очевиден — она вольно или невольно упраздняет основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что — понять и усвоить без зубрежки, выполняя упражнения.

Сухомлинский настаивал на том, что каждый учитель, какой бы предмет он ни преподавал, должен стать прежде всего преподавателем словесности.

Слово — первый шаг к мысли ученика. «Большая беда, — говорил педагог, — если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника».

В воспитательной работе важно все: и содержание материала, и тон, и время разговора, и внешний вид учителя, и манера его поведения. Слово учителя находит отклик в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой жизненных взглядов, морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют поведению воспитателя.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и ученика, — это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу; они являются важнейшим условием их дружбы и товарищества. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог — руководитель и наставник.

➣ Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания. (В. Сухомлинский)

Таким образом, Сухомлинский доказывал: дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нельзя дать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед как результат соединения знания со старательностью. «Учение — труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат — все это надежные источники человеческой радости», — писал Сухомлинский.

Василий Александрович неизменно подчеркивал, что с первых дней пребывания в школе ребенок должен уважительно относиться к труду. «Детство не должно быть постоянным праздником; если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда... в труде раскрывается богатство человеческих отношений».

Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок приложил усилия, трудясь для других людей, и это принесло ему радость, считал Сухомлинский, он не может стать недобрым человеком.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя его готовность к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать обществу, но и о том, что труд дает лично ему. У каждого ребенка есть задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Жизнь павлышской школы невозможно было представить без каждодневного многопланового, необходимого и привычного труда детей, в котором эффективно решались интеллектуальные, нравственные, эстетические, эмоциональные воспитательные задачи, прежде всего потому, что труд был личностно значимым делом, нравственным, красивым, творческим. Возможность гармоничного развития личности Сухомлинский видел в неразрывной связи трудового воспитания с нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим.

ХОЧЕТСЯ ВСПОМНИТЬ ВЕЛИКОГО СОВЕТСКОГО УЧИТЕЛЯ, ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО. И ПУСТЬ СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЕГО УЖЕ НЕ ЗНАЕТ, ОТ ЭТОГО ЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ НЕ ТЕРЯЮТ СВОЕЙ АКТУАЛЬНОСТИ, А ВОЗМОЖНО ДАЖЕ НАОБОРОТ, СТАНОВЯТСЯ СВОЕВРЕМЕННЫМИ КАК НИКОГДА.

Воодушевившись подвигом Януша Корчака, Сухомлинский посвятил себя детям. Он записывал все свои мысли, связанные с воспитанием и образованием детей. В основу его образовательной системы легло самое главное - личность ребенка. Он программировал всех детей на успех, давал отстающим детям задания полегче, чтобы они могли с ними справиться и не чувствовали себя хуже более сильных детей. А после этого учитель хвалил ребенка. Тем самым учитель не ставил в коллективе ребенка как неуспевающего, все дети были равны, хотя, безусловно, как и в любом коллективе, были более сильные дети и более слабые. Но Сухомлинский с этим боролся и открывал новые таланты у детей, чтобы каждый ребеночек нашел себя в том или ином занятии. Сухомлинский огромное значение в воспитании детей уделял труду, познанию красоты окружающего мира

Он написал великолепные книги, «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека», в которых открыто сформулировал принципы своего педагогического мировоззрения. Каждая из этих книг стоит того, чтобы стать обязательной к прочтению каждым учителем перед началом учебного года. А родителям его книги стоило бы выдавать в роддоме при выписке.

О НАКАЗАНИИ ДЕТЕЙ:

1. Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.

2. У ребёнка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться.

3. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.

4. Нельзя допускать, чтобы ребёнок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.

5. Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.

6. Как бы серьёзен ни был детский проступок, но если он совершён не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.

7. Пусть над головой у ребёнка не висит меч наказания за неосторожный, опрометчивый шаг. Дети с угнетенными чувствами - это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

8. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.

9. Там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть - это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании. Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своём поступке; я получил то, что положено.

10. Тому, кого бьют, самому хочется бить; тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить - преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.

11. Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы черствости, равнодушия и бессердечности взрослых.

О СЕМЬЕ:

1. Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

2. Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.

3. Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе.

4. Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

5. Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

6. Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что- то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом.

7. Любого работника - от сторожа до министра - можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.
Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

8. Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог - это мать, это отец.

9. В семье, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло - эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.

10. Некогда воспитывать сына - значит некогда быть человеком.

11. У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека - это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.

О ДОБРЕ И ЗЛЕ:

1. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

2. Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей.

3. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.

4. Всё окружающее в той или иной мере касается тебя.

5. Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать.

6. Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.

7. Жалость к самому себе - вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.

8. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.

9. Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете - подлеца.

10. Нет детей неспособных, трудных, злых, - есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.

11. Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться.

12. Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге - для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

О МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ:

1. Не должно быть людей незаметных, людей - безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью - это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.

2. Необходимо, чтобы у ребенка был близкий ему персонаж, на которого ему хотелось бы походить, герой, совершивший подвиг.

3. Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему всё, что он пожелает.

4. Труд - это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.

5. Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, - этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.

6. Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.

7. Не бойтесь омрачить солнце золотого детства тем, что ребёнку будет тяжело, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем, казалось бы, позволяют его маленькие силы.

8. Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда.

9. Человек освободился от рабства подневольного труда вовсе не для того, чтобы стать рабом безделья.

10. Ленивым становится тот, чьи желания в раннем детстве удовлетворяются заботами старших, а ребёнку остаётся только повелевать и капризничать. Лодырь рождается там, где всё легко даётся и человек не знает, что такое трудно.

11. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость - радость потребления

12. Важно, чтобы человек не воспринимал труд как повинность, как данность, которую нужно выполнить, - труд для него должен быть радостью, он должен видеть в нем главное - возможность принести пользу людям, подарить что- то миру, создать своими руками какие- либо материальные ценности или идеи, которые позволят чему- то появиться на свет. Таким образом, человек осознает себя творцом, верит в собственную силу и могущество.

О ШКОЛЕ И УЧИТЕЛЯХ:

1. Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

2. Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.

3. Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания - наука о нравственности, этика.

4. Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, - настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица.

5. Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.

6. Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребёнка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребёнок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нём прежде всего хорошее.

7. Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.

8. Воспитание словом - самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.

9. Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и - это особенно тревожно - теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух - или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста.

10. Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных.

11. Как часто приходится слышать от нашего брата учителя: ничего не выйдет из этого ученика, безнадёжный он... Хочется сказать: не спешите с выводом - на вашей совести человек. Врач произносит роковые слова - безнадёжно больной лишь тогда, если убедится, что всё сделано и мудрость исцелителя пока бессильна перед силами природы.

Творческая работа

"Высказывания из книг Василия Александровича Сухомлинского"

В. А. Сухомлинский - педагог-новатор советского времени. Он разработал своеобразную педагогическую систему с гуманистическими принципами воспитания детей. Его называли «солнечным учителем» , а методы воспитания - спасительными .

Книга В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» по сей день является настольной книгой многих педагогов.

Н. А. Некрасов в свое время сказал: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя» . Эти слова полностью отражают суть педагогической деятельности В. А. Сухомлинского.

В данной работе приведены высказывания-цитаты из книг Василия Александровича Сухомлинского.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...»

« Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание - это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

«Жизнь — лучший критерий не только истинности знаний, но и стойкости убеждений, единства мысли и чувств».

«Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства ».

«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека».

«Любовь - это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня - нет и благодарной любви ».

«Бесстрашие - это глаза человеческого благородства. Бесстрашный человек видит добро и зло не только глазами, но и сердцем».

«Научись пользоваться оружием смеха - одна из тончайших вещей в формировании моральных взглядов, убеждений, вкусов ».

«Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка - миссия педагога», - так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям».

«Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания».

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

«Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений».

«…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы... пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами... Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» .

«Школа является подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ матери, культ родного слова, культ книги», - считал Сухомлинский.

«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя - школа и семья - не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».

«Живая, пытливая, творческая мысль формируется у воспитанника тогда, когда по отношению к знаниям он занимает свою личную жизненную позицию».

«Каждый должен быть в определенной мере и математиком, и физиком, и химиком, и биологом, и историком, и литературоведом — в той мере, в какой это необходимо для всестороннего развития».

«Знания по каждому предмету несут в себе воспитательный потенциал для становления, формирования живого, творческого ума. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что, мол, для тех, у кого нет, например, математических способностей, допустимы и поверхностные знания по этому предмету. Культура мышления, которой овладевают все дети в процессе изучения математики, накладывает отпечаток на их умственный труд в процессе учения вообще, на характер изучения биологии, физики, химии, астрономии, географии».

«Воспитательную роль физики, химии, биологии, географии, астрономии мы усматриваем в том, чтобы знания по этим предметам наложили отпечаток на духовный мир каждого человека буквально на всю его жизнь. Школьное изучение каждого из указанных предметов является своеобразным интеллектуальным огоньком, который должен гореть всегда».

Книги В.А.Сухомлинского:

1. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. - Киев.: Радянска школа, 1980

2. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… - М., 1986

3. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003

4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1969

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983

6. Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник. - М.: Просвещение, 1988