Что делать, если ребенок не хочет заниматься? Советы психолога на случай если ребенок не хочет учиться

26.07.2019

Безусловно, каждой маме приятно ощущать себя самым важным человеком для своего малыша. Но радость быстро исчезает, когда ребенок начинает ходить за вами хвостиком. Согласитесь, если держать его постоянно на руках (), то совершенно не остается времени на домашнюю работу и отдых. Приходится буквально бегать по дому, стараясь убраться и приготовить ужин, пока кроха спит. Что следует предпринять, если ребенок не отпускает вас ни на секунду?

Почему так происходит?

Казалось бы, мамочка уже много раз уходила и возвращалась. Пора привыкнуть и уяснить, что в кратковременной разлуке нет ничего страшного, но все равно – крики и громкий рев. Причины такого поведения определить непросто, но, установив их, вы сможете исправить ситуацию.

  • Единое целое

В первые годы жизни кроха активно изучает мир, кажущийся ему огромным, неизведанным и порой пугающим. Новые знания он получает под присмотром любимой мамочки, которая находится постоянно рядом: и днем, и ночью. Неудивительно, что лишь вместе с ней малыш начинает чувствовать себя в полной безопасности, а если она исчезает, появляется беспокойство.

  • Сигнал о неблагополучии
  • Страх одиночества

Малыш начинает бояться, что мама не вернется из магазина, если родители применяют угрозу в качестве воспитательных методов: «Не перестанешь щипаться и кусаться – уйду от тебя!» Услышав эту фразу несколько раз, он думает, что его бросают из-за плохого поведения.

  • Мамина тревожность

Так как связь между ребенком и матерью крепка, малыш чувствует ее тревогу даже на расстоянии и сам становится беспокойным. Пусть он не понимает причину вашего стресса (скандал в семье, финансовые неурядицы), но твердо уверен – ему нужно быть с вами.

  • Недостаток внимания

Кажется, вы целый день проводите с крохой, не выходите из детской, а он все равно дергает за руку и постоянно напоминаете о себе. Это происходит потому, что вы рядом, но не вместе: общаетесь в соцсетях, болтаете с подругой по телефону или смотрите бесконечные сериалы. Чтобы обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать.

«Мамина» дочка. Ребенок очень привязан к маме

Преодолеваем излишнюю привязанность

Итак, с возможными источниками нежелания детей отпускать маму мы разобрались. Как помочь себе и малышу?

  1. Самое главное – запаситесь терпением. Если у вас не получается ребенка отвлечь, займитесь домашней работой вместе. Учитесь комментировать и показывать все, что делаете на кухне (конечно, соблюдая технику безопасности) или в гостиной. Через несколько лет ваш ребенок станет настоящим помощником.
  2. Обычные прятки – полезное занятие для развития у маленьких детей самостоятельности, способности оставаться одному и ждать вас. Спрячьтесь поблизости от ребенка, пусть он находит маму и радуется. А еще он поймет, что ничего ужасного не случилось, пока вас не было.
  3. Старайтесь почаще оставлять ребенка с родственниками: отцом, бабушкой или дедушкой. Чем больше дети контактируют с другими взрослыми, тем им проще отпускать своих мам.
  4. Обнимайте, целуйте, ласкайте малыша, играйте в его любимые игры. Отложите в сторону телефон и ноутбук, а когда ребенок получит необходимую порцию вашего внимания, ему не будет нужно добиваться его «запрещенными» способами.
  5. Выберите момент, когда кроха занят игрой и объясните, что ненадолго выйдете из комнаты. К примеру: «Дима, мне нужно приготовить чашку чая, я скоро вернусь» . Скоро малыш привыкнет, что вы держите обещание и возвращаетесь, а значит, можно попробовать выходить из дома.
  6. Никогда не уходите на улицу тайком, даже если вам необходимо отлучиться на пару минуток. Представьте себе состояние крохи, когда он обнаружит, что вы пропали. Он станет искать вас, рыдать в голос, а когда вы возвратитесь, не отойдет ни на шаг.
  7. Не забывайте, что ребенок остро реагирует на все родительские чувства и ваша печаль перед разлукой может его испугать. Уходите и возвращайтесь с улыбкой на лице. Это облегчит разрешение данной проблемы.

Моему 2,4 тоже плачет, когда ухожу…я ему все время объясняю куда я и зачем, например — мне надо в магазин, я приду через 10 минут и принесу тебе сок, и спокойно ухожу, вроде понимает чето, он бежит к окну и машет мне по дороге, прихожу — говорю, ну что плакал? он говорит — да, пакал….

Приучайте малышку постепенно к Вашему отсутствию. Причем, постарайтесь именно не ускользать незаметно, а уходить, помахав ей при этом рукой, можно и поцеловать в щечку (если не вцепится мертвой хваткой). Затем сразу же уходите, без разговоров, прямо на её глазах….Можете даже уйти без особого повода: просто постоять у подъезда 10-15 мин. и возвращайтесь обратно. Постепенно интервалы отсутствия нужно увеличивать. Но всегда Вы должны соблюдать ритуал прощания: помахали рукой «пока-пока, я скоро приду» и уходите, не оглядываясь. Когда Вы уходите, то с дочкой, конечно, кто-то должен остаться. Она, безусловно, будет сильно плакать, может даже биться в истерике. Ничего. Не обращайте внимания. Пусть тот, кто с ней остается, объяснит, что мама скоро придет. А через 10 минут. глядишь, и Вы снова дома!))) У ребенка должен сложиться в голове стереотип: мама уходит, но она всегда возвращается. Ребенок будет плакать после Ваших уходов несколько дней. а может быть и недельки 2-3 проплачет, похнычет. А потом перестанет. Этот процесс привыкания к отсутствию мамы очень тяжелый и нелегко дается как маме, так и ребенку. Но пройти этот путь нужно, ведь ребенок не сможет быть постоянно с мамой (и наоборот). Начните приучать уже сегодня и вот увидите — все у Вас получится! Удачи!

Здравствуйте! Это возрастная особенность такая, норма поведения.
Ребенку начинает казаться, что мама ушла навсегда и не вернется, отсюда такой безудержный плач.
Есть еще мнение, что малыш сам боится уползти и потеряться.
Я не хочу вас пугать, но страх потрери мамы так называемый, проходит у всех детей в разном возрасте. У моей дочки только к двум годам закончилось это. У кого-то раньше.
Главное продолжать объяснять что мама вернется, мама рядом, все хорошо, всяко успокаивать.

Для того, чтобы ребенок перестал ходить за Вами по пятам, плакать, чуть только Вы вышли из машины или из дома, необходимо установить с ним надежную привязанность, необходимо, чтобы ребенок успокоился, перестал бояться потерять маму. А для этого в первую очередь необходимо убрать из жизни ребенка разделение везде, где это только возможно.

В каких случаях ребенок может чувствовать разделение?

Раздельный сон с рождения
Раннее переселение в свою комнату
Страх «приучить к ручкам»
Частые разлуки
Мамина отстраненность, задумчивость, «витание в облаках» (физически рядом с ребенком, но в мыслях - далеко)
Нежелание разговаривать, игнорирование
Тайм-ауты (в комнату, в угол)
Физические наказания
Обида на ребенка, мама «дуется»
Манипулирование любовью
Запреты плакать
Запрет быть собой, непринятие
Ребенок начинает ходить в садик
Рождение брата/сестры
Ребенок потерялся и испугался
Страх смерти родителей
Угрозы расставания («мама уйдет без тебя», «ну и оставайся тут один»)
Угрозы отдать кому-то, если будет плохо себя вести
Проведенное лето у бабушки
Развод родителей
Чрезмерная строгость родителей, авторитарность

Это, конечно, не полный список. Посмотрите, проанализируйте. Постарайтесь исключить то, что возможно: например, перестать использовать разделяющую дисциплину при воспитании, если вы ее используете. Здорово, что ребенок с рождения спит с Вами, но это, конечно, не панацея. Хотя это очень помогает восполнить контакт, которого не хватало в течение дня. Особенно, если перед сном вы проводите время вместе, болтаете, читаете или что-то другое, но главное - чтобы это приносило вам обеим положительные эмоции.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Не сравнивайте разных деток, каждый из них – отдельная личность с неповторимым характером. Но они обладают общей чертой: одинаково нуждаются в родительской ласке и заботе, только одни меньше, а другие больше. Не огорчайтесь, если сейчас малыш излишне к вам привязан и не отпускает от себя. Скоро он подрастет, станет самостоятельнее, и у вас, наконец, появится свободное время.

Видео: Ребенок не отпускает маму ни на шаг: что делать?

Марина Романенко – психолог, создатель «Академии Профессионального Родительства», бизнес-коуч и мама четверых (на двоих с мужем) детей, рассказывает, почему дети не отпускают маму ни на шаг и как научить ребенка оставаться одному!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Как себя вести с “ребенком-хвостиком”? “Совет детского психолога”

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

В России, да и по всему миру, родители нередко жалуются, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога по разрешению данной ситуации способны помочь исправить положение. Но только далеко не каждый родитель готов следовать тем или иным указаниям. Чаще всего на практике детей просто заставляют учиться всеми способами, порой не совсем гуманными. Поступать так явно не стоит. Ведь к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход. И тогда получится добиться успеха в любых начинаниях. Учеба не исключение. Так как быть, если дети отказываются и не хотят учиться?

Без эмоций

На самом деле однозначного ответа нет. И дать его не получится. Каждый ребенок - это индивидуальность. Соответственно, в том или ином случае у изучаемого явления будут свои мотивы. Скрытые или очевидные - это не столь важно. Главное - их наличие.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Первый совет, который будет дан любым психологом, - это сохранять спокойствие. И оценивать ситуацию, анализировать происходящее и поведение детей без лишних эмоций.

Зачастую тема учебы воспринимается родителями болезненно. Можно услышать возгласы: "Как так, не хочет учиться? Да я ему...". Дальше, как правило, следует наказание или любой другой прием принуждения ребенка сесть за учебники. Отмечается, что подобное поведение не пойдет на пользу. Наоборот, оно лишь навредит. Причем и родителю, и ученику.

Сбор информации

Ребенок не хочет учиться? Советы психолога относительно данной ситуации нередко направлены именно к родителям. От их поведения зачастую зависит то, насколько дети стремятся к получению новых знаний.

Перед тем как бить тревогу, а также придумывать способы, которые могли бы заинтересовать или принудить несовершеннолетнего к более внимательному и ответственному отношению к учебе, рекомендуется собрать как можно больше информации о жизни школьника. Даже если родителям кажется, что они и так все знают. Обычно на практике оказывается, что это не так.

Почему дети не хотят учиться? Причины могут быть разными. И чем больше родитель узнает о жизни ребенка в школе, о его чувствах и переживаниях, тем быстрее получится разрешить ситуацию.

Трудности

Теперь немного о наиболее распространенных вариантах развития событий. У каждого действия, как уже было сказано, есть свой мотив или причина. Именно так гласит психология. Ребенок не хочет учиться?

Первой причиной, почему так происходит, являются трудности. Учеба - это детский аналог работы. И школьнику нередко приходится тяжко. Порой трудности в обучении, с которыми сталкивается ребенок, превосходят трудовые взрослые будни. А с учетом того, что дети не умеют еще бороться и не обладают особой стрессоустойчивостью, масштаб проблемы приобретает огромные размеры.

Может быть, ребенок просто плохо усваивает материал, не справляется с заданиями. Отсюда и нежелание учиться. Это вовсе не значит, что ребенок плохой. И данную истину должен запомнить каждый родитель.

Зачастую подобная проблема возникает при переводе из одной школы в другую. Вызвано это разницей в школьных программах, а также в преподавателях. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога нередко подчеркивают, что детям необходимо помогать справляться с трудностями обучения.

Как именно? Можно:

  • сменить школу;
  • поменять учителя;
  • нанять репетитора;
  • самостоятельно заниматься с ребенком (но без лишних эмоций, это важно).

Иногда самым лучшим решением является ожидание. Как только ребенок освоится в школе, сможет справляться с заданиями и трудностями, у него появится желание к получению новых знаний.

Скука

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Не паниковать и не выходить на эмоции - это главное. В остальном ситуация вполне разрешима. Особенно если речь идет о младших школьниках.

Вообще, учеба - это весьма скучный процесс. Родители, которые сталкиваются с нежеланием детей обучаться, нередко сетуют: "Это же так интересно!". Как правило, такие люди просто забывают себя в школьном возрасте.

Как уже было сказано, учеба - это аналог работы. Может быть, ребенку просто скучно на уроках? Например, ввиду большего количества знаний. Или, наоборот, дети отстают по программе, из-за чего на занятиях они ничего не могут понять. Отсюда появляется скука. Это нормальное явление.

Бороться с ситуацией предлагается несколькими путями:

  • сменой школы;
  • перевод ребенка в более "сильный" класс;
  • репетиторство и занятия по индивидуальной программе.

Как только ребенку станет интересно учиться, он будет делать это с удовольствием. Так устроен человеческий организм. Следует всегда помнить, что дети - это не взрослые. У них понятие "надо" еще не до конца сформировано. Поэтому в школе должно быть интересно.

Конфликты

Ребенок не хочет учиться? Как ему помочь? Все зависит от ситуации. Как уже было сказано, важно выявить причину изучаемой проблемы. А их немало.

Нередко желание учиться и ходить в школу отбивают конфликты. Например, с одноклассниками или учителями. В первом случае все труднее, чем кажется. Конфликты с одноклассниками иногда разрешаются быстро и самостоятельно. А в некоторых случаях они ставят в замешательство даже психологов. Поэтому зачастую, если у ребенка затяжные проблемы с "коллегами" по классу, приходится или переводить малыша в другой класс, или вовсе менять школу.

А вот при конфликтах с учителями можно исправить положение. И заниматься этим должны родители. Важно выяснить причину "ссоры", а затем уже предпринимать какие-либо действия. Обычно люди просто меняют педагога. Но иногда можно просто поговорить с учителем и повлиять на него. Бывает и так, что ученики и педагог "не сошлись характерами". Такой вариант ставит в замешательство и психологов, и родителей, и руководство школы. Как уже было сказано, обычно просто принимается решение о смене учителя.

Потребности

Современные дети не хотят учиться - такой факт приводят многие эксперты. Причем распространяется проблема на детей разных возрастов. Все чаще и чаще встречается отсутствие интереса к новым знаниям у малышей-дошкольников.

Всему есть свое объяснение. Почему ребенок не хочет учиться? Причины, как можно было заметить, разнообразны. Если говорить именно о современном поколении, то, скорее всего, у них просто нет потребностей в новых знаниях.

А вот истоки такого явления - прогресс в области современных технологий. Дети всех возрастов становятся зависимыми от гаджетов. Техника и игры - вот то, чего хотят даже дошкольники. У них просто нет желания изучать, только созидать.

Вообще, зависимость от гаджетов лишает детей любознательности. Если ребенок не хочет учиться писать, а также просто ходить в школу, получать новые знания - это вина современных родителей. Единственный совет, который дают психологи, - не допускать зависимости от гаджетов и современной техники, не приучать детей к смартфонам и планшетам с пеленок. А если зависимость уже имеет место, придется бороться с ней. Но сразу лишать ребенка компьютера, телевизора, планшета, телефона и прочих "прелестей" современных технологий нельзя. Это только усугубит ситуацию. Важно аккуратно ограничивать детей во времени, проводимом с гаджетами.

Здоровье

На самом деле, если ребенок не хочет учиться (первый класс или любой другой - это не так принципиально), проблемы способны скрываться в менее очевидных нюансах жизни человека.

Малыш или подросток быстро утомляется даже от простых заданий? Он устает очень сильно, не прикладывая особых усилий к тем или иным вещам? Не исключено, что родителям придется бить тревогу. Ведь подобное поведение - это следствие проблем со здоровьем. Именно о данной причине родители, как правило, забывают.

Соответственно, как только ребенок будет на все 100% здоровым, желание и потребность в новых знаниях появится. Но это только в том случае, когда нет иных причин изучаемой проблемы.

Нагрузка

Школьная программа - "величина" непостоянная. Она все время меняется. Точно так же, как и нагрузка в школе. Данный факт должен учитывать каждый родитель. Школьная программа в современных школах значительно отличается от той, что была в советские времена.

Ребенок совсем не хочет учиться? Подобное поведение зачастую является явным признаком усталости. Рано или поздно каждый утомившийся человек "перегорает". Ему нужен отдых. Лишь в данном случае получится вернуть стремление к учебе и новым знаниям.

Родители должны сделать все, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Это вовсе не значит, что придется делать за школьника все домашние задания. Но вот помогать и поддерживать своего ребенка, позволять ему после школы отдохнуть и расслабиться - это обязательно.

Интересный факт: иногда желание учиться "отбивает" нагрузка, которая ложится на ребенка уже после школы. Например, разнообразные секции и кружки, а также работа по дому, помощь родителям (скажем, присмотр за младшими братьями и сестрами). Разгрузить ребенка необходимо во всех смыслах. Пока школьник устает, у него не появится желание учиться.

Неумение концентрироваться

Разумеется, немаловажным фактором влияния на поведение ребенка считается возраст малыша. Его придется учесть. И смириться. Ведь взросление - процесс поэтапный и долгий. В том или ином возрасте существуют свои особенности. Они зачастую сопровождаются проблемами и неудачами. В том числе и в школе.

Ребенку 6 лет? Не хочет учиться? Не следует ругать новоиспеченного школьника, но и оставлять ситуацию без внимания тоже не нужно. Важно понимать, что в 6-7 лет дети еще попросту не умеют концентрироваться долго на чем-либо. Разве что на игре. А вот сидеть по несколько часов и слушать учителя - это задача не из простых для малыша.

Психологи и ученые уверяют, что нормально воспринимать информацию на уроке, а также полноценной учиться дети могут лишь к 12 годам. Примерно в этом возрасте у ребенка появляется "выдержка", он учится долго сидеть неподвижно и слушать, вникать в суть рассказа. Требовать подобного от младшеклассника нельзя.

Переходный возраст

Ребенок (13 лет) не хочет учиться? Проблема эта распространена по всему миру. Родители подростков нередко отмечают, что их дети просто перестают стремиться к учебе и знаниям. Они "съезжают" по оценкам, не делают домашние задания и даже прогуливают уроки!

К сожалению, большинство мам и пап выбирают не самую правильную тактику поведения, чем еще больше вредят. Ведь в 12-13 лет начинается половое созревание, новый этап становления личности. Период бунтарства и несогласия. В переходном возрасте проблемы с учебой - нормальное явление.

Родителям важно в этот момент не "наседать" на ребенка, а помочь школьнику справиться с трудностями переходного возраста. Такой прием способствует сохранению отношений с детьми, а также улучшает успеваемость. Можно нанять репетитора, но без фанатизма. У детей в любом возрасте должно быть время на отдых.

Мотивация

У любого процесса, как уже было сказано, есть свои причины. Для детей, как и для взрослых, важна мотивация. Живой организм не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов.

Соответственно, родителям важно "подогревать" интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное. Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. Также психологи отмечают, что некоторые мамы и папы хорошие оценки не считают за достижение и даже за должное явление, а вот плохие отметки сулят школьнику серьезными последствиями.

Да, в любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Психологи советуют поставить себя на место ребенка: если нет никакой мотивации к выполнению тех или иных задач, будет ли взрослый исполнять их? Нет. Вот и дети точно так же себя ведут.

К счастью, мотивировать ребенка к обучению можно. Но к каждому школьнику нужен индивидуальный подход. Для кого-то неплохой мотивацией могут стать дополнительные карманные деньги, кому-то достаточно просто похвалы или семейного ужина, сладостей в качестве награды за успехи, а некоторых мотивируют покупки. В частности, крупные. Но такой вариант хорош для больших успехов. Например - закончишь четверть с отличием, получишь игровой компьютер последней модели. Главное - всегда держать слово и не обманывать ребенка.

Нередко родители считают, что наказания и "ремень" - вот главная мотивация к учебе. Если ребенка держать в страхе, то он будет учиться даже через силу, преуспевать и добиваться прогресса. На самом деле подобное поведение приведет к разрушению контакта со школьником, иногда даже на всю жизнь. Поэтому не следует выбирать подобную тактику поведения.

Контроль

Последний вариант развития событий встречается тоже весьма часто. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога указывают на то, что детям важно давать отдыхать, мотивировать их к обучению без запугивания и устрашения, без пренебрежения. Но вместе с этим важно помнить одну истину - меньше контроля.

Дело все в том, что излишний контроль за успеваемостью ребенка приводит к тому, что детям не хочется учиться. Особенно, если все "вертится" вокруг учебы и учебного процесса. Ребенку начинает казаться, что для родителей важно только обучение. А все остальные сферы жизни, чувства и переживания детей - это пустяк. Поэтому желание к обучению пропадает вовсе. Иногда на восстановление оного приходится тратить десятилетия.

Иногда родители вовсе контролируют каждый шаг школьника, тем самым возлагая на себя ответственность за все действия ребенка. Это неправильно. Такое поведение лишь отбивает желание к учебе и получению новых знаний. Отныне понятно, что делать, если ребенок не хочет учиться. Главное помнить, что наказания и ругань - это вовсе не то, что поможет исправить положение в большинстве случаев.

Теперь вы понимаете, почему дети не хотят учиться? Причины настолько разнообразны и зависят от настолько огромного количества факторов, что никогда нельзя точно сказать, что у вас растет "оболтус".

Сегодня многие родители жалуются на то, что их ребенок не хочет учиться. Для решения этой проблемы в ход они пускают все, начиная с изнурительных бесед со своим чадом и до «санкций» в виде «папиного ремня». Однако в большинстве случаев ничего не помогает. Что же делать в такой ситуации?

Самое важное найти причину нежелания ребенка учиться, которая, как это ни странно, зачастую кроется в нас самих (родителях). Давайте разберемся почему.

Чаще всего данная проблема характерна для тех семей, где родители полностью втянуты в процесс обучения своего чада, а именно «учатся» за него. Это выражается буквально во всем: они следят за тем, что задали на дом, собирают за него портфель, проверяют или вместе делают домашнее задание, при этом родитель стоит за плечом ребенка и постоянно указывает на допущенные им ошибки. Большинство родителей твердо убеждены в том, что от успешности учебы ребенка в школе зависит его обеспеченность в будущем. Конечно, некоторая правда в этом существует. Однако значение имеют не только оценки, которые сын или дочь получают в школе, но и навыки и умения, а также чувства, которые у них останутся после ее окончания.

Если ребенок, пребывая в школе, часто находится в состоянии сильного напряжения, страха или стресса, если там он постоянно чувствует себя неуверенным, неуспешным, плохим, если в его сознании постепенно формируется отвращение и ненависть к обучению, то после школы он вряд ли будет с любовью относиться к учебе. Скорее всего, он всеми силами будет стараться как можно скорее покончить с этим этапом в своей и жизни, и не возвращаться к нему больше. Поэтому принуждая своего ребенка в процессе учебы можно достичь противоположных целей. Существует достаточно примеров, когда родители напрочь отбивают у детей желание к чтению, занятиям музыке, заставляя и критикуя детей по любому поводу в свое время.

В наше время детям учиться в школе достаточно не просто, но все же справиться самостоятельно с этим для них возможно. Только при условии, что ребенок не обладает непомерными амбициями родителей, если он учится там, где учебные требования не превышают его возможностей, если от него не ждут того, что он сможет реализовать несбывшиеся мечты родителей, а так же если ожидания учителя относительно ребенка не выше его способностей. Вначале кроху необходимо научить учиться, только в этом случае в дальнейшем он самостоятельно сможет освоить школьную программу. А уж насколько успешным будет его процесс обучения, зависит, в том числе, от его умственного потенциала.

Среди многих родителей бытует мнение, что от природы все дети ленивы, что они только и думают о развлечениях, играх, бездельничестве. Конечно, такое мнение имеет под собой основание, но только в случае с детьми, которым удалось вырваться из под контроля родителей на несколько минут или часов. Именно такие дети за отведенный им промежуток времени стремятся сделать все то, что им долго и категорически запрещали. Основная же масса ребятишек расположена к занятиям делом в разумном сочетании с отдыхом, стремится к успеху и может сосредоточенно заниматься, если понимают, что за это в ответе они сами, что любые ошибки или победы будут только их. Дети гораздо активнее отзываются на то занятие, которое они в состоянии организовать самостоятельно, на конечный результат которого они могут оказать влияние, и в котором они вправе распределять свои усилия и время.

Те родители, которые могут позволить себе не работать, часто фокусируют все свои заботы на учебе ребенка, всячески помогая ему в этом нелегком труде, чем создают серьезные проблемы не только себе, но и своему чаду. Чаще всего такая чрезмерная опека во всем происходит из соображений типа «Он такой несобранный и невнимательный, за ним нужен глаз да глаз, иначе вообще ничего делать не будет» или «Вот мне в своем время никто не помогал, и мне было очень трудно, поэтому для (сына, дочери) я сделаю все от меня зависящее». Несмотря на благость намерений родителей, реальные потребности ребенка не всегда с ними совпадают.

Чаще всего причиной несобранности и невнимательности детей в период освоения школьной программы является неумение управлять собой, которому они должны были научиться в дошкольный период. Этого не произошло во многом из-за того, что все или, во всяком случае, многое делали и решали за них взрослые (родители, бабушки и дедушки), либо детей попросту от всего ограждали, поэтому они не могли реализовать что-то самостоятельно от начала и до конца. Все эти проблемы особенно остро проявились в школе, которая начинает усиливать предыдущие воздействия. Если ребенка дома постоянно контролировали, то усиливается контроль, если слишком опекали – усиливает опеку. Только вот эти меры ничего не решают, проблема остается. Более того, она усиливается, в результате чего ребенка начинают уговаривать, наказывать, если не помогло первое, делать за него. Видя все это, у маленького человека пропадает желание учиться, что, в общем-то, и так не просто в рамках современной системы образования.

Контроль над ребенком родители полностью берут в свои руки. Их требования и приказной тон становятся все жестче, при этом воля малыша сводится на нет. Процесс обучения и оценки становятся приоритетом для родителей, и в меньшей степени для отпрыска. Плюс ко всему у ребенка формируется сильное сопротивление к их нажиму, которое может проявляться в разных формах: лень, капризы, саботаж, частые и долгие походы в туалет, возмущение, попить, конфликты, забывание домашних заданий, скандалы, откладывание уроков на потом, открытое выражение протеста (особенно в подростковый период). В ответ на это родители, как правило, показывая пальцем на ребенка, как только его не называют (лоботряс, лентяй, бестолковый, балбес и т.п.), в зависимости от размера словарного запаса. Родители не могут признать тот факт, что не только ребёнок виноват в сложившейся ситуации, ведь, по их мнению, они всегда и все делали правильно.

Со временем ребенок при таком тотальном родительском контроле теряет мотивацию к тому, чтобы что-то делать, а также необходимую для этого энергию, плюс ко всему в нем нарастает сопротивление к этому внешнему «благому» давлению. Чем сильнее давление, тем больше сопротивление, если воля ребенка уже не была сломлена и подчинена родительской воле. Если ваше дитя противится вашему мнению и имеет свое, вы должны радоваться, поскольку он в силах отстоять свое Я и свою личность, не дав ее растоптать и уничтожить. Задачей родителей в данном случае является выявление причины такого яростного сопротивления и ее устранение. Ведь, сопротивляясь, организм ребенка тратит огромное количество энергии, и становится слабым вдвойне.

Представьте, что когда вы уходите на работу, кто-то из членов семьи вас регулярно проверяет, написали ли вы отчет, все ли с собой взяли. Вам бы это не понравилось, но к этому вы бы быстро привыкли. А когда-нибудь, вам забудут напомнить про отчет, вы его действительно оставите дома, тогда возмущенно вы скажите жене «Ты почему мне не напомнила!», переложив всю вину на нее. Она же в ответ скажет, что «Я не обязана помнить про твой отчет!». Конечно, не обязана. Так не нужно лезть не в свое дело. В данном случае, получается, виноваты оба, одна взяла на себя ответственность, а другой послушно отдал.

А какие чувства возникнут у вас, если над вами, после работы, кто-то будет довлеть, указывая, что и когда нужно делать, не взирая на ваши интересы и предпочтения. Если этим человеком будет ваша жена, думаю, вы с ней бы расстались, если мама – нашли бы вариант как разъехаться, несмотря на любовь и уважение к ней. Это нормально, когда у тебя возникает чувство ненависти к тому, кто вас принуждает что-то делать против вашей воли. Вы бы желали, чтобы ваш ребенок испытывал такое чувство к вам? А если при этом еще стояли у вас за спиной и кричали на вас каждый раз, когда бы вы допускали в своей работе ошибку, или заставляли переписывать, потому что не аккуратно написано, вы смогли бы собраться, сконцентрировать внимание, у вас бы возрос интерес к вашей работе? То же самое происходит и с детьми. Только вот они не могут показать свое возмущение, стукнуть кулаком по столу, как взрослые, послать всех, так как бояться огорчить родителей или ослушаться их. Они тратят свои силы также на подавление чувства страха и злости, испытываемые в этот момент. Неудивительно, что у них нет желания учиться.

Что же делать? Перестать контролировать? Родители таких детей уверены, что если ослабить контроль, такие дети вообще забросят уроки и скатятся на двойки. Естественно, если ребенку 9-10 лет, и все он прожил под неусыпным родительским контролем, сейчас полностью освободить от надзора родителей означает однозначную его неудачу в управлении собой и собственной учебой. Этому необходимо учиться, при этом ребенок будет делать это с риском того, что успеваемость его будет находиться первое время не на том уровне, каком хотелось бы вам. В данном случае родителям следует сделать выбор между оценками, которые не отличаются высоким уровнем при наличии такой проблемы, и временем, которое необходимо для формирования у ребенка навыков самоконтроля и самоуправления. Это время должно стать временем учебы ребенка, а не вашей учебой за него. В течение этого периода родители должны быть готовы к тому, что вначале их чадо будет ожидать от них привычных действий, не увидев которые, будет провоцировать на них, или забросит с радостью учебу, но потом поймет, что отстающим двоечником в классе быть не особенно приятно. Постепенно ребенок сможет научиться подводить себя самого к действию, вначале с переменным успехом, далее все лучше, до первых хороших оценок, полученных самостоятельно.

В особо запущенных случаях, когда ребенок, привыкнув к совместной работе, не готов делать все самостоятельно, что говорит об отсутствии веры в собственные силы или страхе ошибиться, инфантильности или психологической незрелости, можно попробовать вначале с занятий, которые ребенок делал всегда с легкостью. Более сложные занятия он должен выполнять самостоятельно, изредка советоваться с вами в случаях, если что-то непонятно. Важно, чтобы ребенок научился планировать, когда и что ему делать. В случае если он не успеет что-то сделать, то пойдет в школу с не выученными уроками, чтобы получить законную двойку, расстроиться, и в конечном итоге самостоятельно ее исправить. Чтобы успех пришел гораздо быстрее, отмечайте каждую победу вашего сына или дочери в умении осуществлять контроль над собой, и не реагируйте негативно на неудачи, а попытайтесь совместно с ребенком разобраться и выявить причины, почему так все вышло.

Очень важно, чтобы родители в момент, когда они предоставили ребенку возможность самому себя контролировать, было чем заняться самим. В большинстве случаев сверхопека и сверхконтроль над ребенком – это еще одна возможность компенсировать свою нереализованность в профессии или в жизни.

Понятно, что желание учиться необходимо развивать родителям у ребенка в дошкольном возрасте.

Несколько советов, как вести себя родителям в этот период, чтобы развить желание ребенка к учебе.

  • В младшем дошкольном возрасте для ребенка огромное значение имеет любовь родителей, поэтому не забывайте об этом говорить малышу. Оказывайте ему психологическую поддержку, будьте доброжелательны и снисходительны к нему. Ваши требования не должны носить настойчивый и строгий характер.
  • Никогда не пытайтесь сравнивать способности своего ребенка с другими детьми, учеба не должна быть стрессом для дитя.
  • Каждый ребенок обладает своим уровнем способностей, который может и не дотягивать до ваших ожиданий. Поэтому следует быть более реалистичными в своих ожиданиях и умерить свое тщеславие.
  • Старайтесь не перегружать ребенка занятиями, чтобы не вызвать в его сознании негативных эмоций.
  • При выборе занятий стоит учитывать темперамент и интересы ребенка, иначе пользы такие занятия не принесут.
  • Прививайте ребенку любовь к чтению, читая сами и читая малышу. Поощряйте все его самостоятельные шаги.
  • Учите ребенка планированию своих дел, а также доведению всего начатого им до конца. Учите правильно распределять время, требующееся на отдых и работу.
  • Обязательно хвалите и поощряйте ребенка за его успехи, не акцентируйте внимание на неудачах, помогайте совершенствоваться в том, что не получается.
  • Не ставьте перед ребенком заведомо невыполнимых задач, поскольку неудачи деморализуют неокрепшие умы.
Очень важно, чтобы родители смогли создать располагающую к успешному обучению обстановку. Взрослые являются неким посредником между внешним миром и ребенком. Ответственность за успешность ребенка лежит на родителях. Родители должны быть очень терпеливы, ведь будущее детей находится в их руках.

Случаи, когда ребенок не хочет учиться, в современных семьях совсем не редки. Причины такого явления могут быть совершенно разные, но вот реакция родителей и всех ближайших родственников на плохую успеваемость своего отпрыска обычно следует одна и та же. Ребенка обвиняют во всех смертных грехах, объясняя неуспеваемость его ленью, эгоизмом, ужасным воспитанием (кстати, а кто его воспитывал-то?), связями с плохой компанией и другими причинами вплоть до слабоумия!

На самом же деле, ситуация, когда ребенок не хочет учиться, реже всего связана со всеми вышеперечисленными проблемами. Как правило, причиной того, что ребенок не хочет учиться, являются…его родители!

Почему же ребенок не хочет учиться, и что делать при этом родителям?

Разберем такую распространенную ситуацию: есть девочка, научившаяся читать с 3 лет, и с детсадовского возраста увлекавшаяся книжками со сказками, а порой даже придумывавшая сама какие-то рассказы. И есть родители, которые с того же самого детсадовского возраста девочки нарисовали для себя будущее своей дочери, где они видели ее профессиональным финансистом. Девочка достигает 7 лет – и ее отдают в гимназию с математическим уклоном. А спустя пару месяцев родители с ужасом замечают, что их всегда спокойная, покладистая и веселая девочка вдруг становится плаксивой, агрессивной, а каждое утро сопровождается рыданиями и криками: «Не хочу в школу!». И ладно бы только это – так она еще и оценки приносит не самые лучшие, перебиваясь с «двойки» на «тройку»!

Родители, конечно же, во всем винят дочь, считая, что она «ленива и избалованна», решила «опозорить» их семью (ситуация усугубляется в том случае, если родители тоже финансисты и считают эту профессию «династической»).

Реальная же причина в том, что дочь просто не в состоянии «тянуть» математическую программу в сильной школе, потому что она – 100%-ный гуманитарий и, возможно, будущая великая писательница. А так как все маленькие дети являются честолюбивыми перфекционистами, неуспеваемость в школе очень сильно бьет по самолюбию девочки, что выливается в агрессию, истерики и нежелание учиться. Да и постоянное недовольство родителей, мнение которых также для детей имеет большое значение, провоцируют состояние хронического стресса у ребенка.

Что же надо было сделать делать родителям, если ребенок не хочет учиться по этой причине? Во-первых, перестать во всем винить свою дочь. Как бы это ни было печально, но виноваты в сложившейся ситуации только родители. Во-вторых, признать право ребенка быть непохожим на своих родственников – хотя бы в плане способностей и умений – не «позоря» при этом свою семью. Ну и, в-третьих, подобрать ребенку если не гимназию с литературным уклоном, то хотя бы обычную среднестатистическую школу, где с него будут спрашивать понемногу по всем предметам. В этом случае вопрос, почему ребенок не хочет учиться, решится с наименьшими потерями.

Тот же самый рецепт применим и к тем ситуациям, когда родители просто требуют от ребенка невозможного для него: например, отличных знаний по всем предметам, высшего балла на ЕГЭ и т.д. Конечно, Вы можете нанять репетиторов, сидеть с ребенком днями и ночами над уроками – но желания учиться у него от этого вряд ли прибавится. Вы должны смочь признать, что Ваш ребенок, несмотря на свой талант, трудолюбие и ум, все-таки не гений! Гениев вообще существовало и существует крайне мало…

Представим себе ситуацию: мальчик-пятиклассник приходит домой из школы – и на него тут же набрасывается с вопросами мама. «Что ты получил по русскому языку? Тройку?? Все, садись сейчас же за русский и делай домашнее задание, а я проверю! И не забудь выполнить то упражнение, по которому у тебя тройка! Я тоже проверю. Даю тебе 15 минут – марш за стол!»

И несчастный малыш плетется в свою комнату, в душе уже искренне ненавидя и русский язык, и школу, и учителей с мамой вместе взятых. Как вы думаете, сильно у него прибавится любви к учебе от таких методов воспитания? А если еще вспомнить, что многие особенно ответственные родители любят сидеть и делать уроки «вместе с ребенком» или стоять над ним, пока он не сделает ВСЕ домашние задания, становится совсем невесело. А давайте посмотрим на эту ситуацию с другого ракурса? Может быть, в этом случае будет понятнее, почему ребенок не хочет учиться.

Представьте себе: Вы приходите домой после трудового дня и мечтаете больше всего о телевизоре, тарелке пельменей и любимом диване. А тут к вам подбегает муж или мама с возгласами: «Как прошел день? Тебе напомнили на совещании про несданный за прошлый месяц отчет?? Так, сейчас же садись за компьютер и делай его! А я проверю! Даю тебе ровно час! Ах, ты не успеешь? Тогда будешь сидеть всю ночь и вообще, никаких прогулок и кино, пока его не сдашь и не получишь от начальства похвалу!»

Как Вы будете чувствовать себя в такой ситуации? По меньшей мере, возненавидите свою работу и тех, кто не дает Вам отдохнуть после работы. А в особо тяжелых случаях Вы начнете скандалить и отстаивать свое право на отдых.

Так почему Ваш ребенок должен вести себя по-другому?? Особенно, учитывая, что Вы как взрослый человек можете сказать домашним: «Отстаньте от меня, сама разберусь со своим отчетом!». А вот ребенок так сделать не может, потому что, в большинстве случаев, не имеет права голоса.

И не удивляйтесь после этого, что ребенок не хочет учиться. Ведь в результате такого тотального контроля учеба уже становится больше не его делом, а Вашим – а ребенок, как любой нормальный человек, начнет отстаивать свое право на самостоятельность и сопротивляться Вашему давлению. А делать это он будет привычным всем способом – агрессией, ненавистью и истериками. И кому от этого лучше?

Что же делать родителям, у которых ребенок не хочет учиться по этой причине? Единственное, что от них требуется – это дать полную свободу в учебе своему ребенку. Да, возможно, в первое время он и «пойдет вразнос», радуясь внезапно свалившейся на него свободе, но затем он научится контролировать себя, планировать свое время и делать уроки самостоятельно. Плюсом такой ситуации будет то, что учеба начнет восприниматься ребенком как собственная работа – и он будет понимать, что никто, кроме него, не сделает уроки, не выслушает учителя и не подготовит реферат. А получать плохие оценки и выставлять себя на посмешище перед классом, а помимо этого, еще и получать нагоняй от родителей Вашему чаду в конце концов надоест.

Ребенок не хочет учиться, потому что не умеет работать самостоятельно

Эта причина хотя и тесно связана с предыдущей, все же имеет свои особенности. Для наглядной иллюстрации подобной ситуации представьте себе такую картину: мальчик прекрасно учится в школе, слушает учителя и выполняет все задания на «5+», но…вот домашние задания хромают – и очень сильно! Точнее, начинается все хорошо: ребенок приходит домой, вроде бы, намереваясь скорее покушать и сесть за уроки, чтобы вечером пойти поиграть в футбол с друзьями. Но вот на этих намерениях все и заканчивается, потому что мальчика постоянно что-то отвлекает: то кошка, которую нужно погладить, то мультфильм по телевизору, то очередное сообщение в социальных сетях. И так до бесконечности…

В результате такого рода неудач, естественно, создается впечатление, что ребенок не хочет учиться (а порой такие ситуации и перерастают в такое желание). А родители, чаще всего, склонны списывать такое поведение своего сына на лень, рассеянность, необязательность и многие другие не самые лучшие черты характера. Между тем, настоящая причина невыполнения домашних заданий лежит на поверхности – мальчик просто не умеет настраиваться на работу и планировать свое время! В школе учитель обычно говорит всему классу, что делать, и направляет их в единое русло. Дома же таких «ориентиров» нет.

Но это отнюдь не означает, что теперь Вы должны контролировать каждый шаг своего сына и постоянно говорить ему, что он должен делать, постепенно трансформируя Ваши взаимоотношения с сыном в предыдущую ситуацию. Ваша задача – приучить ребенка самостоятельно планировать свое время, свою работу и отдых, правильно ставить цели и сроки выполнения определенных задач. И когда он научится это делать – вопрос: «Почему ребенок не хочет учиться?» просто не возникнет!

Как же научить ребенка самоорганизации? Прежде всего, научите его видеть в жизни не только способы получить удовольствие и порадовать себя, но и необходимость выполнить какую-то порой не слишком радостную работу. Можете привести пример известного человека, долго и упорно работавшего и добившегося успеха.

Не забывайте и о том, что лучшее воспитание для ребенка – это пример его родителей. Покажите ему, что Вы умеете планировать свое время: например, в 19-00 вы готовите ужин, в 20-00 – смотрите сериал, а в 22-00 ложитесь спать. Учите ребенка чередовать отдых и работу, для этих целей можно даже составить режим дня, где будут прописаны все дела, которые ребенок должен успеть сделать в течение дня. Если малыш Вас попросит – помогите ему в чем-то. Тогда ситуации, когда ребенок не хочет учиться, в вашей семье не возникнет.

Ребенок не хочет учиться из-за отсутствия заинтересованности

Порой ребенок не хочет учиться из-за того, что учитель не смог заинтересовать его своим предметом. Ведь, как известно, от подачи одной и той же информации многое зависит.

Как же исправить такую ситуацию?

Прежде всего, не ругайте ребенка и уж тем более не подвергайте сомнению профессиональные навыки учителя. Постарайтесь своими силами заинтересовать ребенка в том или ином предмете, тем более, способы уже давно всем известны. Например, если ребенок не хочет учиться из-за отсутствия интереса к истории – купите ему интересную энциклопедию или покажите исторический фильм про изучаемый период времени.

Если в немилость попала физика – поищите в Интернете описания опытов, которые можно выполнить в домашних условиях, дабы привить интерес к физике. Вариантов существует масса!

А чтобы ваш ребенок никогда не сказал, что не хочет учиться, подогревайте его интерес к школьным предметам и развивайте его любознательность. Тогда он будет искать интересное даже в, казалось бы, самых неинтересных темах.

Представьте себе ситуацию: девочка учится в шестом классе. Она прекрасно усваивает программу, у нее хорошая память, она умеет учиться и предметы ей интересны. Но…что-то вдруг пошло не так. В школу она ходит, как на каторгу, уроки не учит, получает плохие оценки и даже не расстраивается из-за них. А когда ее спрашивают, что случилось, ребенок отвечает, что не хочет учиться. В чем причина?

Мы, родители, судим о школьной жизни только по отметкам в дневниках и по редким родительским собраниям, которые (будем честными друг с другом) порой даже не посещаем. Между тем, отношения с одноклассниками – это очень важная вещь, от которой зависит чуть ли не вся школьная жизнь!

Если отношения с одноклассниками не заладились – ребенку становится некомфортно в школе и уроки не учатся, потому что мысли заняты не тем. А порой жестокие одноклассники даже могут в прямом смысле этого слова мешать учиться ставшему «белой вороной» ребенку, забирая личные вещи, разрывая тетради с домашними заданиями и т.д. Ребенок может боятся, что его засмеют за слишком плохой ответ или обзовут «ботаником» или «зубрилой» за слишком хороший. Поэтому учеба под оценивающими взглядами одноклассников становится тяжелым испытанием для неокрепшей детской психики.

Ситуация, когда ребенок не хочет учиться по этой причине, усугубляется еще и тем, что дети часто молчат о том, что происходит с ними в школе, боясь, что рассерженные родители пойдут разбираться с обидчиками, после чего насмешки продолжатся с удвоенной силой. Как помочь своему ребенку в этой ситуации? И как вообще узнать об истинных причинах того, что ребенок не хочет учиться?

Во-первых, постарайтесь узнать у ребенка о его отношениях с одноклассниками. Если Вас что-то настораживает – спросите о взаимоотношениях между детьми у классного руководителя. Если Ваши опасения подтвердятся – объясните ребенку, как давать отпор обидчикам. Можно научить его паре-тройке «убойных» выражений, направленных на то, чтобы выставить обидчиков на посмешище у их же приятелей. Конечно, мы не призываем Вас учить ребенка нецензурной брани, ведь можно придумать колкие ответы на те или иные издевательские выражения обидчиков, состоящие из вполне приличных слов. Главное – ни в коем случае не идите разбираться с одноклассниками Вашего ребенка самостоятельно, если не хотите сделать ему хуже!

Если ребенок не хочет учиться – родителям нужно понять самую главную вещь. Вернуть ребенку желание учиться в Ваших руках! Ведь, как правило, в том, что ребенок не хочет учиться, виноваты его родители: где-то слишком сильно нажали, где-то недосмотрели, где-то лишний раз не похвалили. Поэтому, выяснив причины нежелания ребенка учиться, начинайте принимать необходимые меры. В этом случае уже очень скоро Вы сможете с гордостью рассказывать окружающим об успехах своего чада!

Каждый родитель мечтает о том, что его ребенок достигнет больших высот в своей жизни. И едва ли не главным условием для светлого будущего многим видится успешное обучение в школьные годы. К сожалению, большинство родителей рано или поздно сталкивается с тем, что дети в силу разных причин не хотят учиться. Почему же так случается, чем отличается нежелание учиться в разном возрасте, и как справиться с этой проблемой?

От рождения и до школы: научите учиться

Самое важное для решения проблемы «почему ребенок не хочет учиться» заключается в установлении причины такого нежелания. Если известна истинная причина, то вы уже прошли половину пути.

Любознательность, стремление познавать окружающий мир, получать новые знания заложены природой в каждом человеке. Без этого невозможно развитие. Маленький ребенок, появляясь на свет, учится с первых минут, впитывая в себя знания о себе и окружающем мире. Младенец учится каждую минуту своей жизни, и от окружающих его взрослых зависит, сохранит ли он это стремление познавать мир таким же, как и в начале своей жизни, либо эта естественная потребность превратится в рутинную необходимость, а значит, станет неинтересной и ненужной. Именно поэтому психологи отмечают, что в ребенке с самых малых лет нужно поддерживать и стимулировать стремление к познанию чего-то нового. И тут имеется в виду не только развивающие занятия, которые стали очень популярны в последние годы. Конечно же, такие занятия нужны и очень полезны, но с одним маленьким «но»: если они интересны самому ребенку, а не только необходимы маме, чтобы похвастаться перед подругами и родственниками.

Часто более ценный опыт познания нового ребенок может получить, наблюдая за полетом бабочки, играя в песочнице или топая по лужам и разбрызгивая воду. Поэтому психологи советуют родителям с самого начала помогать ребенку самостоятельно познавать мир (не запрещать и не ограничивать, если нет угрозы его безопасности), учить его замечать детали, стимулировать его любознательность, а не гнаться за результатами любой ценой. Чаще хвалите, не только за результат, но даже за простое желание узнать что-то новое или освоить какое-либо умение, не ругайте и не наказывайте, если что-то не получается, не заставляйте, помогайте и делайте вместе то, что действительно интересно ребенку. Ведь желание узнавать что-новое - это и есть стремление к учебе, просто со временем, по ходу взросления ребенка, формы обучения изменяются. Вначале это игра, интересное приключение, позже - школьные занятия. И помните, что личный пример - самый лучший учитель. Если родители сами много читают, постоянно совершенствуют себя и свои знания, то и ребенок будет стараться не отставать.

От 6 до 10: как не растратить любознательность

Как правило, в первые годы в школе большинство детей учится без особых трудностей, а проблемы с учебой появляются в 10-12 лет с началом подросткового возраста. Хотя бывают случаи, когда ребенок уже во втором классе, а то и к средине первого года в школе утрачивает интерес к учебе. Почему же так происходит?

Если исключить редкие случаи каких-либо неврологических или иных заболеваний, препятствующих обучению, то самой частой причиной нежелания учиться является отсутствие заинтересованности в предмете. Проще говоря: ребенку просто неинтересно. Возможно, ребенок «гуманитарий» в душе, а родители определили его в школу с математическим уклоном. Поэтому так важно знать интересы и наклонности своего чада и стараться их учитывать.

Иногда ребенок не может освоить большой объем материала, потому что ему еще хочется поиграть, побегать, а не сидеть над книгой. Проще говоря, малыш еще не готов к школьному обучению. И дело не только в физических данных, но в психологической готовности к обучению. Именно для определения степени готовности к школе существуют различные тестирования. Их предлагают пройти весной тем, кто осенью собирается в школу. Если есть какие-либо проблемы, то в большинстве случаев их можно решить с помощью профессионального психолога.

Кроме того, ребенок может утратить интерес к учебе из-за чрезмерного родительского контроля. Поэтому специалисты советуют родителям, и в особенности бабушкам-дедушкам, не перегибать палку. Нотации, критика, нравоучения и постоянные подсказки из-за плеча способны вывести из себя не только ребенка, но и взрослого. Психологи рекомендуют позволять детям немного отвлечься от учебного процесса, 1,5-2 часа после школьных занятий отдохнуть, поиграть, позаниматься своими детскими делами. И только после этого садиться за домашние задания. К тому же, взрослым не советуют постоянно сидеть над ребенком, пока он делает домашнюю работу. Ведь это тоже своего рода тотальный контроль. Помощь взрослых нужна только в самом начале, когда школьник лишь учится организовывать свою учебную деятельность дома. Со временем роль взрослых сводится к проверке выполненных заданий или помощи, если появились сложности. В крайнем случае взрослый может побыть рядом с ребенком, пока тот выполняет задания, при этом занимаясь своими делами.

Иногда причиной утраты интереса к обучению могут стать проблемы внутри семьи. Такие ситуации довольно стрессовые для ребенка, и поэтому все остальное отходит на второй план. Иногда ребенок не хочет учиться, привлекая таким образом внимание взрослых, которые в большинстве своем заняты личными делами. В таких ситуациях родители могут помочь своему чаду, изменив свое отношение к нему и друг к другу.

Подростки и учеба

Как уже упоминалось ранее, пик нежелания учиться у детей приходится на период переходного, подросткового возраста. Тогда отношения в семье отходят на второй план, а самыми важными становятся личные отношения со сверстниками и взрослыми. Проблемы могут начаться, когда ученику исполняется 10-12 лет. Происходит гормональная перестройка, взросление, превращение из ребенка во взрослого. В это время для него гораздо важнее мнение одноклассников, а не папы с мамой. Бывает, что дети забрасывают учебу, чтобы не прослыть «заучкой» или из-за напряженных отношений с друзьями. В это время также активно развиваются комплексы, связанные с внешностью, это тоже может помешать успешной учебе. Нередки в такой период и конфликты со взрослыми, и речь не только о домашнем окружении, но и о педагогах. А это - еще одна причина отсутствия интереса к учебе. Ну и, конечно, не стоит забывать о гормонах. Мальчики и девочки в возрасте 13-15 лет часто больше интересуются друг другом, нежели учебой. Что же делать взрослым?

Совет такой же, как и раньше: помогать и мотивировать, а не критиковать, заставлять и наказывать. Вот только для подростка мотивация должна быть иная. Помогите ребенку понять и разобраться с тем, что ему действительно интересно, к чему лежит душа, не осуждайте, но постарайтесь понять и поддержать. Не ждите от него супер-отметок по школьным дисциплинам, как это было раньше. Но настаивайте, чтобы все задания были выполнены вовремя и полностью.

Самое главное - не забывайте, что этот юный бунтарь - ваш любимый ребенок. И ваша главная задача в это время - помочь ему преодолеть переходный возраст с наименьшими потерями, войти во взрослую жизнь с нужными и полезными знаниями, стать образованным и, самое важное, счастливым человеком.

Специально для - Ксения Бойко