Знать и называть традиции праздника масленица. Масленица: дни масленичной седмицы. Четверг — «Разгуляй»

09.07.2019

Масленица - один из самых любимых и сытных народных праздников. Он ассоциируется с началом весны и изобилием на столе румяных блинчиков. Масленица не имеет твердой даты и празднуется за 7 недель до Пасхи, выпадая на вторую половину февраля или первые дни марта. Отмечают этот веселый праздник целую неделю, но далеко не все любители блинов знают историю зарождения масленичных гуляний.

Дохристианская масленица

Масленица - древний языческий праздник, олицетворяющий окончание холодной зимы и начало долгожданной весны. В праславянские времена ее отмечали в период весеннего равноденствия, когда световой день полноправно отнимал у ночи свои права.

Блины в эти дни пекли не просто так - круглые и горячие лакомства прославляли весеннее солнце, которое все ярче светило и радовало теплыми лучами. Другая версия в том, что окружность символизирует неизбежный круговорот событий, в данном случае - возвращение весны и новой жизни.

Также существует версия, что блины являлись атрибутом поминальных угощений, известно, что славяне всегда поклонялись душам предкам с помощью еды. Первый блин на Масленицу традиционно жертвовали нищим, чтобы они помянули усопших родственников.

Главный масленичный обряд язычников - сжигание чучела. Предавая огню соломенную Зимушку, древние люди верили, что так холода быстрее отступят, а весна придет вовремя и поможет вырастить богатый урожай. Чучело мастерили из соломы и тряпок, одевали в женские сарафаны, разукрашивали и усаживали на кол. Символ зимы несли через все село, а потом радостно сжигали на костре, а пеплом освящали землю. Иногда вместо сжигания его опускали в прорубь или символично разрывали на мелкие части, посыпая соломой поля.

Главное сакральное значение древней Масленицы - освятить землю, попросить у духов умерших и у богов хорошего урожая в грядущем году. Для язычников Богом была сама природа, поэтому они приносили ей жертвы и старались всячески задобрить высшие силы.

Сырная седмица

С приходом христианства Масленица обрела еще одно значение - она стала предвестницей Великого поста и получила название Сырная седмица. Всего подготовка к посту длится 22 дня, за этот период христиане должны настроиться на нужный лад, чтобы добровольно принять все ограничения и получить очищение.

В завершающую неделю перед постом запрещено есть мясо, но дозволяется лакомиться рыбой, молочными продуктами и яйцами. В сырные дни не нужно поститься в среду и пятницу, но в эти дни положена только одна вечерняя трапеза. Богослужения в сыропустную неделю не являются праздничными, а по средам и пятницам они похожи на великопостные. В субботу чествуют память всех преподобных отцов, принявших постриг, а в воскресенье вспоминаются первые изгнанники из Рая.

Стоит заметить, что Церковь не считает древнюю Масленицу своим праздником, она лишь приурочила собственные мероприятия на дни традиционных народных гуляний и дала им право на существование в новом значении. В христианском календаре есть Сыропустная неделя, но нет никакого упоминания о Масленице. Главная цель церковного праздника, в отличие от народного, - подготовка души и тела к Великому посту.

Традиции Масленицы

В современном мире все смешалось, но люди продолжают любить веселый народный праздник - Масленицу и весело отмечают его, черпая обычаи из древней дохристианской культуры.

Первый день праздничной недели именуют «Встречей», раньше в понедельник ходили с чучелом по деревне и строили горки для катания. Сейчас ограничиваются выпечкой блинов и угощением ими малоимущих.

Во второй день , называемый «Заигрышом», люди ходят в гости, а пришедших угощают блинами. Также во вторник принято веселиться, кататься с горок и играть в подвижные игры на улице.

Среду называют «Лакомкой». Главная традиция третьего дня - угощение блинами зятьев. Тещи должны сытно накормить мужей своих дочерей, а чтобы развеселить их во время трапезы, в дом приглашают и других родственников.

Четверг широко известен кулачными боями и конскими бегами. В старину эти бои были далеко не безобидными, но сейчас они носят больше игровой и шутливый характер.

В пятницу с ответным визитом к зятьям собираются тещи на «Тещины вечерки». В этот день матери лакомятся блинами в доме дочерей и хвалят зятьев.

Суббота - особый день, называемый «Золовкины посиделки», юные жены приглашали к себе в гости старших сестер своих супругов, дарили им подарки и угощали блинами.

Воскресенье - самый главный день Масленицы, известный как «Прощеное воскресенье». В этот день все верующие и те, кто просто почитает народные праздники, просят друг у друга прощения, получая в ответ традиционную фразу: «Бог простит».

Вот такой разнообразий, но всеми любимый праздник Масленица! И вряд ли есть человек, который считает его лишним и ненужным.

Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней в искажённом виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту . Так происходило со многими праздниками, но масленица - наиболее яркий пример. Известно, что до 17 века этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни пытались запретить и преследовали тех, кто праздновал его открыто. Понятно, что из этой затеи искоренить «бесовское веселье» ничего не вышло, и народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. С 18 века церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гуляния царей только укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили суть происходящего. Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв. Каждый из семи (а до 17 века четырнадцати) дней масленицы имел своё название.

К началу 20 века все названия перемешались - древние, церковные, народные, и сейчас Масленица - это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное - блинами. стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки молились богу солнца Яриле, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло.

Название Масленица пошло с празднования весны, то есть 1 марта (21-23 марта до 15-16 в), начала нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало , то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин - как маленькое солнце - круглый и горячий. Смазать блин маслом - значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочие отголоски языческого прошлого. Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса - покровителя скотоводства.

Сохранились свидетельства о «царских» празднования масленицы. Например, в 1724 году Пётр Первый решил устроить грандиозный праздник, но морозы помешали огромному маскараду, санному шествию и прочим весельям. Крепкий русский мороз не дал отпраздновать масленицу, лишний раз подтвердив, что изменение сроков масленичной недели - не лучшая идея для праздника. Дело в том, что масленичная неделя должна была проходить в дни весеннего солнцестояния, которые приходились на разгар Великого поста. По настоянию церкви празднество перенесли на месяц назад, и теперь последний день Масленицы должен был быть за неделю до начала поста. Но были и удачные празднования. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Тот же Корб был свидетелем случая, когда свежевыстроенный Лефортов дворец освещал ряженый псевдо-патриарх во главе «всешутейшего и всепьянейшего собора» крестом, сделанным из табачных трубок, кадилом с табачным дымом и в довершение всего служивший службу в честь Вакха. Во время праздника Масленицы во дворце царь сам был заводилой и первым весельчаком. В «освящённом» дворце начался двухдневный пир, при этом гостям запрещалось спать или уходить, и лишь для иностранных гостей сделали исключение и отвели несколько часов для сна, после которого будили и тащили обратно на пир. В 1722 году Пётр Первый устроил грандиозное шествие в Москве, поставив лодки и яхты на сани, и эта процессия прошествовала по Москве на глазах у изумлённой публики. В лодках сидели всё те же проказники: «патриарх», «Бахус», там же был ряженый в костюм Нептуна, восседавший в санях в виде огромной раковины. Завершал процессию большой корабль, на котором ехал царь. Корабль шёл по ветру с распущенными парусами и постоянно палил из пушек, установленных на палубе. Всю конструкцию тянули 15 лошадей. Другой случай, когда Екатерина Вторая устроила праздничный карнавал, слабо понимая традиции народа страны, которой правила. Маскарад «Торжествующая Минерва» состоял из карнавальной процессии, ездящей по столице, обыгрывающей и высмеивающей людские пороки: казнокрадство, взяточничество, волокиту чиновников и прочие. Столичные традиции гуляний перенимали губернии, и по всей России того времени Масленица праздновалась широко и мощно. Для правителей праздник был поводом задобрить народ, показать ему свою близость. Древние традиции не соблюдались, и празднование было усреднённым европеизированным карнавалом с китч-элементами и блинами как понятным и доступным символом. Однако некоторые элементы праздника «на европейский манер» только усилили и обогатили Масленицу, разнообразив его праздничную, весёлую часть.

Ещё в 18 веке на Масленицу было принято готовить самые различные угощения - это был пир под открытым небом, у каждого дома. Все ходили в гости друг к другу, лакомились угощениями и веселились от души. На улицах торговали самой разнообразной едой: сбитнем, баранками, медовыми пряниками, пирогами и блинами с самой разнообразной начинкой. Были и солёные кушанья: все виды солений, грибы, вяленая рыба, икра, душистый хлеб и пироги с разнообразной начинкой. Из развлечений были скоморохи, балаганы и ледяные горки. Последнее так было популярно, что в Петербурге устраивали платные горки, прокатиться на которых стоило 1 копейку. В деревнях и сёлах заливали собственные горки, но на уже «готовых» холмах и оврагах, строили снежные крепости и устраивали турниры.

В народе устоялся обычай хождения в гости и празднования Масленицы. Каждый день праздничной недели соответствует своему назначению. В понедельник - встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями.

Во вторник - заигрыши. В этот день было принято гадать. Про обычай этого дня появилась пословица: «Выбирай мужа по блинам, а жену по пирогам». Какие блины мужчина предпочитает, таков и его характер. Блины с икрой любят настоящие суровые мужики - такие и жену обеспечат, и хозяйство крепкое держать будут. Но и ласки от такого мужика ждать не стоит. Если суженый предпочитает блины с красной рыбой, то нрав его ласковый, это скорее мечтатель, художник. Такой будет говорить нежности, но хозяйство может прийти в запустение. Блины с творогом любят добрые мужчины. Со сметаной - человек без твёрдого характера, которого легко переубедить. Блины с маслом едят мужчины нежные - такой будет любить-целовать, но домашние дела не шибко любит. С сахаром едят те, кто любит, чтобы детишек было много, а уж жена за ними присмотрит. Самые неприятные кандидаты в мужья - те, кто ест блины с варёными яйцами. Зануды дома и на празднике, домашние и супружеские обязанности выполняют, но как-то из долга. Блины с вареньем любят парни-красавцы, первые на деревне, у всех на виду. Быть женой такого лестно, но муженёк и загулять может.

Cреду называли лакомкой. Во всех приличных домах накрывались богатые столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. По правилам на столе должны быть все виды блинов - и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть (силён ли, может ли жену прокормить), и накормить его перед кулачными боями в четверг. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу.

В четверг - разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники. В христианском календаре этот же день приходится на Сретенье (то есть встречу). Этот праздник в честь принесения Пресвятой Марией младенца Иисуса Христа в церковь и встречи по дороге со старцем Симеоном. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы».

В пятницу зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая (сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю) усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов.

В субботу - золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей.

Воскресенье - последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают Зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело. Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощённым это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан - перед Великим постом.

Блины - самое популярное кушанье в масленичную неделю. Это рецептурно простое блюдо готовят с особым умением. Здесь важно мастерство и точность руки, наметанный глаз, кулинарное чутьё и выдержка. Именно поэтому блины - такое простое и одновременно сложное блюдо. Слово блин общеславянское. В украинском языке существует млинець , в болгарском - млин . Млин - это жернов в ветряных мельницах, круглый камень, который путём трения о другой такой же плоский, но лежащий неподвижно, истирал зёрна злаков, превращая их в муку. Блин-млин это слова из терминологии мельничного ремесла, которое у славян было одним из центральных. Во французском языке мельницу называют moulin , в немецком - Mühle , в итальянском - mulino , а в английском - mill , то есть, тоже схоже с млин.

Интересно происхождение выражения первый блин комом - в современном языке это однозначно - ком, неудача, первый блин получился комком. Но раньше это означало не как , а кому блин, то есть комам - умершим предкам. Этот первый блин был подношением комам. Так выходит, что совпадает старое написание с новым значением - живой русский язык постоянно меняется.

Надо сказать, что обычай есть блины на масленицу появился довольно поздно. Конечно же, их ели во время празднований масленицы с давних времён, но долгое время блины не были центральным блюдом. В более глубокой древности (дохристианскую и раннюю христианскую эпоху) Масленицу праздновали разнообразной пищей. Блины являлись символом праздника, но не основным блюдом на столе. Сведения о приготовлении блинов древними славянами, к сожалению, можно узнать лишь из переписок раннехристианских летописей, которые неполно и, возможно, ложно описывали суть обрядов, а уж их поздние списки и вовсе изобиловали ошибками. По одной версии, блины у восточных славян были жертвенным хлебом , поминальным блюдом на тризнах. Обычай есть блины на похоронах сохранился без своей первоначальной сути или просто не обозначался, чтобы не вступать в противоречия с официальной религией.

Блины - универсальное блюдо, можно сказать - архетип. Их готовили в древнем Риме и Европе в средние века, например в Швеции, Германии. Но только у славян «блинная тема» раскрыта полностью. У нас встречаются блины из пшеничной, ржаной, гречишной, ячменной и овсяной муки. Обилие начинок для блинов и вариантов приготовления, простота и быстрота приготовления сделала блины русским блюдом, и именно русские преуспели в приготовлении из блинов разнообразных и интересных кушаний. Можно сказать, что блины - это первый фаст-фуд, ведь их удобно есть руками, завернув в них всё, что угодно, а опытному повару приготовить горку блинов достаточно просто.

В Великий Пост необходимо избегать употреблять определенную пищу, нельзя предаваться веселью. А Масленицу испокон веков считали самым веселым, шумным мирским праздником, шутливо называя ее неделей «блиноедов». И название ее возникло не случайно. Ведь по христианским традициям перед началом Великого поста мясные продукты есть было уже нежелательно, а употребление молочных приветствовалось. Вот и выпекали масляные блины, напоминающие солнечный круг, которыми задабривали дремлющее Ярило-Солнце!

Дни проведения Масленичной недели ежегодно меняются в зависимости от празднования Пасхи.

Праздновать Масленицу всегда начинали с понедельника. Вечером в воскресенье — накануне праздника, молодое поколение выходило на ледяные горки, чтобы встретить ее звонкими, веселыми песнями, которыми Масленицу зазывали в гости.

Масленичные обряды необычно интересны, ведь в них сочетаются праздничные ритуалы, посвященные завершению зимнего надоевшего периода и открытию долгожданного весеннего периода. Поэтому встречи-проводы, ставшие основой Масленицы, прослеживается во всех обрядах, от кукольных комедий до выпекания блинов.

Среди них особенно актуальны следующие обряды:

  • брачно-семейный
  • земледельческий
  • поминальный

Брачно-семейные обряды

Судя по названиям дней: » Лакомка» в среду, золовкины посиделки в субботу, тещины вечёрки — в пятницу — Масленицу расценивали как женское празднество. Каждой хозяйке хотелось удивить своих родных уникальными блинами, рецепт которых она никому не рассказывала. Но одно было общее в их выпекании: они непременно должны были быть рыхлые, пышные, желтые, вкусные.

К первому важнейшему масленичному комплексу обрядов этнографы относят брачно-семейные обычаи. Они объяснили, что семейные дружные отношения помогают пробудиться земле от зимней спячки и росту, расцвету растений, что являлось основой для будущего хорошего урожая.

Новобрачным устраивались «смотрины». Их ставили у ворот возле столба и заставляли много раз целоваться на виду у всей толпы. Женщины-крестьянки, состоящие в браке всего год, подвергались более сложным испытаниям. Запряженные в сани, громко напевая песни, рассказывая прибаутки, они вынуждены были катать по селу своих подруг.

В пятницу теща приглашала в гости молодого зятя — «на блины». Она его угощала, ласково приговаривала при этом «умасливала», смазывая его голову коровьим маслом, чтобы он был нежным с женой и послушным ей.

Еще один традиционный масленичный обряд — наказание холостых парней. Не вступившим до масленицы в брак парням подвешивались колодки на шею. Наказанным на шею привязывали полено, символизировавшее сидящую на шее «половинку». С этой недостающей «парой» они ходили весь день до самого вечера и подвергались бесконечным насмешкам.

А в прощеный день — в воскресенье брачно-семейным обрядом завершали Масленицу, целью его было помирить поссорившуюся родню и закрепить идеальные взаимоотношения. В прощеный день старались все состряпанное доесть, раздать нищим. В это день поклонялись на кладбищах праху родственников, оставляя им блины на могилах.

Поминальные обряды

Они связаны со сжиганием чучела Масленицы, с выпеканием блинов и с приготовлением различной поминальной еды. Традиционно готовили рыбу, которую в народной культуре соизмеряли с душами покойников через ее немоту. Снег использовали для гаданий, считая его тоже олицетворением душ скончавшихся, а в гречневую муку для блинов вливали талую снежную воду.

С поминальной совокупностью обрядов связывались запреты на женские виды работ, такие как ткачество, прядение и т.д.

Эти странные запреты в древности соблюдались из-за боязни случайно причинить зло неощутимо присутствующим поблизости душам родных умерших предков. Особенно в эти запреты верили вечером, из-за этого все вечерние часы в Масленичную неделю считали святыми.

Несоблюдение запретов могло навлечь массу несчастий и напастей.

Масленичный костер относится тоже к поминальному обряду, ведь он служит накануне поста своеобразным приглашением на обильный ужин умерших предков

То есть, целью древнерусской масленицы являлось задобрить духов на все последующие дни года.

Земледельческие обряды

Земледельческие ритуалы относятся к третьему комплексу масленичных обрядов.

Древние славяне первый испеченный блин обязательно выносили во двор в дар Весне и Яриле. Его укладывали на землю, чтобы Весна-красна не задерживалась, а Солнце быстрее прогревало поля.

Обряды проводились с целью вырастить и собрать много льна и конопли. В настоящий момент коноплю лучше не выращивать. Карается законом.

В такие ритуалы-гадания относилось катание девушек и молодых женщин со снежных горок. В древности была стойкая примета, что у тех, кто скатится с горки больше всех и у кого сани дальше всех проехали, у тех льна будет больше. Поэтому славянские крестьянки говорили, что они идут накатывать долгий лен.

В семидневную Масленицу народ не скупился. Самой примечательной чертой ее являлось » обжорство». Традиция Масленую встречать богато имела подоснову. Ведь хорошо отмеченные праздничные дни символизировали сытую жизнь в течение всего года. Плохо отмеченная масленая неделя вела к горькой беде и нищете.

Издревле зима была настоящим испытанием для человека: рано темнеет, холодно, а порой и голодно.

Поэтому у древних славян приход весны - очень радостное событие, которое непременно следует шумно отпраздновать, чтобы поскорее одолеть коварную Зиму.

Для этого и устраивались веселые массовые гулянья.

Существует несколько версий возникновения такого названия праздника. Наиболее популярной считается следующая: на неделе празднеств люди старались умаслить, то есть задобрить весну. Отсюда и название - «Масленица».

По еще одной версии праздник масленица получил такое название после прихода христианства. За 8 недель до Пасхи запрещено употреблять мясо, но разрешается есть молочные продукты. Поэтому славяне пекли блины, обильно поливая их маслом.

Отменить языческий праздник не решились, уж больно большое значение имел он для рядовых жителей. Христианские лидеры решили его «прикрепить» к Пасхе. В христианской трактовке масленичная семидневка - неделя примирения, прощения и подготовки к Великому Посту.

Масленичные традиции

Сначала выпекались обычные круглые лепешки из пшеничной муки и воды и лишь в ХIX веке их заменили кружевными блинами. Круглые желтые блины олицетворяют солнце. А потому съесть блин, значит проглотить кусочек солнышка, его нежности, щедрости и тепла.

Выпекание таких «солнышек» также считалось своеобразным ритуалом привлечения солнца. Считается, что чем больше приготовить блинов и съесть их, тем быстрее придет весна.

Помимо приготовления блинов, существуют и другие обряды поклонения солнцу. К примеру, жители производили разнообразные ритуальные действия, которые основаны на магии круга. Молодежь на санях, запряженных лошадьми, объезжали несколько раз деревню по кругу, отгоняя злых духов.

Еще одним непременным атрибутом праздника масленицы был медведь. В чем же между ними связь? Оказывается, медведь - символ весны. Поэтому одного мужчину наряжали в медвежью шкуру и на протяжении массовых гуляний он плясал вместе с односельчанами.

Каждому дню празднований были присущи собственные ритуалы:

Понедельник - встреча. Начинали делать чучело Масленицы, одевали его в женскую одежду и возили по селу на санях. Потом чучело ставили на снежной горке, где начиналось катание на санках.

Вторник - заигрыш. Начинались разнообразные развлечения: народные гулянья, катания на санях и представления. На улицах можно встретить большие группы ряженых, которые в веселых масках разъезжали по домам и устраивали экспромтом концерты.

Среда - лакомка. В каждом доме накрывались столы со вкусными кушаньями, пекли блины и варили пиво. В деревне появлялись театры и устанавливали торговые палатки, где продавали каленые орехи, сбитни и пряники.

Четверг - разгул. Это середина игр и веселья. Считается, что в этот день могли устраиваться масленичные кулачные бои.

Пятница - тещин вечер. Теща пекла свои фирменные блины и устраивала для любимого зятя настоящий пир. Иногда «тещины блины» проводились в среду. Тогда в пятницу наступала очередь зятя приглашать на блины тещу.

Суббота - золовкины посиделки: невестки принимали родных у себя и угощали всех вкуснейшими блинами.

Воскресенье - целовальник, прощеный день, проводы. В последний день недели друзья и родственники просили прощение за случайные и умышленные огорчения и обиды.

Масленица - языческий праздник, традиции которого соблюдаются и сегодня. Ведь приход весны знаменует зарождение новой жизни, новых надежд и мечтаний, что очень важно абсолютно для каждого.

Масленичные обряды перед праздником на Руси

Праздновать и провожать зиму начинали еще в субботу — называлось это «малая Масленка». В деревне ребята бегали по домам и собирали лапти, а каждого встречного спрашивали «Везешь ли Масленицу?»

В воскресенье было принято ходить в гости или же приглашать родственников и соседей к себе в дом. В масленичную неделю мясо не ели, поэтому последний день перед праздником называли «мясное воскресенье», когда можно было вдоволь полакомиться мясом и птицей перед началом Великого поста. Сейчас во время Масленицы допускается есть мясо, ведь начинается после нее.

Масленичные обряды на неделю


Какие же традиции соблюдались непосредственно во время масленичной недели? Давайте вспомним.

    Понедельник — «встреча». В первый день было принято кататься с горок. Согласно поверью, чем дальше уедут санки и чем громче будет веселье — тем лучше будет урожай в этом году. Также на Руси было принято качаться на качелях. А мы в этот день традиционно начинаем печь блины!

  • Вторник — «заигрыш». Начало игр и народных гуляний! Блины, конечно же, продолжаются. Это отличный повод попробовать новые рецепты блинного теста и начинок.
  • Среда — «лакомка». В этот день было принято ставить на стол все самое вкусное. Есть даже поговорка для среды «Что есть в печи — все на стол мечи!». Во главе стола, конечно же, должна стоять большая стопочка блинов.
  • Четверг — «разгуляй». Народные гуляния к четвергу достигали самого большого размаха. Все делалось для того, чтобы прогнать зиму — устраивались катания на лошадях, взятие снежных крепостей и другие игры.
  • Пятница — «тещины вечерки». Ездить к теще на блины — обряд масленичной недели, который популярен до сих пор. В пятницу теща должна приготовить как можно больше вкусных ажурных блинчиков, чтобы порадовать зятя!
  • Суббота — «золовкины посиделки». Походы в гости к родственникам продолжаются. А вы знаете, почему принято печь блины? Блин — это символ золотого, круглого солнца. С горячими блинчиками встречают весну!
  • Воскресенье — «прощеное». Еще одна традиция, сохранившаяся до наших дней — просить прощения у всех вокруг. Отвечать на просьбу принято так: «Бог простит». И, конечно, в воскресенье принято сжигать чучело зимы, прощаясь с надоевшими морозами.
  • Еще один важный день — первый понедельник после «сырной недели» — «чистый понедельник». Было принято мыть дом после праздника, очищать посуду от скоромного, а также обязательно ходить в баню.

В целом, во время всей недели многие традиции касались семьи и молодоженов. Родители молодых совершали визиты друг к другу, а сами молодожены ездили по селу в нарядных санях, пели песни и участвовали в народных гуляниях. Также на Масленицу часто устраивали смотрины, а свадьбу играли уже после Великого поста.