Знания детей в 3 года. Основные навыки крохи в три с половиной года. Развитие мелкой моторики и творчества

26.04.2019


Малыш стал совсем большим, и мама задумывается, что в 3 года должен уметь ребенок. В группе детского сада некоторые родители хвастаются, что их малыш уже хорошо читает, в другой семье дети с пеленок могут повторить любую мелодию. Не пытайтесь обучить маленького человечка всему и сразу, развитие должно идти постепенно, в соответствии с индивидуальными особенностями мальчика или девочки. Пускать дело на самотек тоже нельзя – пусть каждая игра поможет вашему сыну или дочери научиться чему-то новому.

Физические возможности трехлетнего малыша

Чтобы ребенок в 3 года умел уверенно делать физические упражнения, рекомендованные для этого возраста, начинать тренировки нужно не сейчас, а с рождения. В поликлиниках и центрах развития детей вам дадут все нужные консультации. Нагрузки должны расти постепенно, нельзя пропускать ни одного этапа. Бесполезно учить малыша подниматься по лестнице, если у него слабые мышцы ножек: чтобы поднять тело на следующую ступеньку, нужно приложить достаточно усилий.

Если двигательный аппарат и нервная система ребенка развивается правильно, в трехлетнем возрасте он будет подвижным непоседой. Маме придется постоянно следить, чтобы он не свалился со стремянки, не споткнулся о бордюр на прогулке.

Трехлетний малыш уже может:

  • хорошо бегать;
  • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, лазить по шведской стенке;
  • прыгать на одной ножке;
  • кувыркаться;
  • кататься на трехколесном велосипеде;
  • ходить задом наперед;
  • пинать, бросать и ловить мяч;
  • стоять и ходить на цыпочках.

Если ваш ребенок не научился делать какие-то пункты из этого списка, не волнуйтесь. Можно отдать его в спортивную секцию или придумать игру, где необходимо выполнить это движение. Помните, что настаивать и ругать малыша нельзя, все упражнения он должен выполнять с удовольствием.

Установите дома или на даче детский спортивный комплекс. В хороших моделях предусмотрено много приспособлений: кольца, канат, тарзанка, веревочная лестница и сетка для лазанья.

Речь и интеллектуальный уровень ребенка

Если физическое развитие ребенка в этом возрасте происходит независимо от пола, то во многих других аспектах сразу можно понять, девочка перед вами или мальчик. Многие родители замечают, что их дочери начинают говорить раньше сыновей. Если малыш произносит всего несколько слов, нужно посоветоваться с логопедом или неврологом и узнать, как развивать его речь. Предварительно подумайте: а вы сами достаточно говорите с ним? Если вручили ребенку куклу, которая может сказать 2-3 фразы, а сами постоянно заняты своими делами, неудивительно, что речь ребенка повторяет только высказывания любимой игрушки.

В возрасте трех лет малыш должен понимать, что у любого человека есть имя, его мама – Таня, папа – Олег. Пусть он сам придумает, как назвать кукол, мишек, зайчиков.

К трем годам ребенок уже может:

  • правильно выговаривать имена близких родственников и детей, с которыми часто играет;
  • назвать свое имя и фамилию;
  • строить фразы из нескольких слов;
  • понимать несложные вопросы и отвечать на них.

Ресурс сайт рекомендует родителям говорить даже с самыми маленькими детьми четко и правильно, не коверкать слова, подражая их речи. Малыш должен с рождения слышать, как правильно произносятся все названия предметов и действия.

Если малыш постоянно задает вопросы, не отталкивайте его, не говорите, что он еще мал это понимать. Когда он спросит, почему горит лампочка, не надо объяснять ребенку, что такое переменный ток, ребенок еще этого не поймет. Зажгите спичку и скажите, что в светильнике горит такой же огонек, только он закрыт стеклом.

Занимайтесь развивающими играми, тогда к трехлетнему возрасту малыш сможет:

  • листать детские книжки и рассматривать картинки;
  • правильно собирать небольшую пирамидку;
  • строить башню из кубиков;
  • знать, где находится детский садик или площадка, на которой он гуляет;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • собирать простейший конструктор;
  • отличать большой предмет от маленького, круглый от квадратного;
  • складывать картинку из 6 крупных пазлов.

В этом возрасте начинает развиваться фантазия. Не надо обвинять ребенка во лжи, если он сказал, что увидел дерево с ротиком и носиком. Вообразите себя его ровесником и посмотрите: действительно этот сучок похож на нос Буратино, а дупло внизу напоминает открытый рот. Развивайте его способности к воображению, ассоциациям, научитесь сами удивляться красивому облаку или необычной трещине на асфальте.

Зачем нужно развивать мелкую моторику

Если непослушные пальчики малыша еще с трудом выполняют короткие точные движения, нужно развивать мелкую моторику. Часто эти занятия имеют творческую направленность. Ребенок создает скульптуры из пластилина, украшения из бусинок, картины из мозаики, а его фантазия стремится придумать что-то новое необыкновенное. Покажите ему, как тонкая пластилиновая колбаска, свернутая спиралью, превращается в улитку, три шарика разной величины – в снеговика.

Мелкие движения пальцами очень важны для приучения руки к письму и рукоделию, но мелкая моторика необходима и для развития мозговой деятельности. Чтобы кисти рук стали гибкими и послушными, с раннего возраста занимайтесь пальчиковой гимнастикой.

Хорошо помогает развитию моторики:

  • рисование мелких деталей: глаз, рта, пуговиц на одежде:
  • игра на детском пианино;
  • нанизывание бусинок на шнурок;
  • лепка;
  • работа с конструктором;
  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • игрушки-шнуровки.

Социальное развитие детей

Трехлетнему малышу необходимо общение со сверстниками. Он должен научиться играть в совместные игры, понимать, что качаться на качелях можно, только когда придет его очередь. Научите ребенка понимать, где его игрушки, а где чужие. Не надо жадничать, пусть другая девочка поиграет твоей куклой, пока ты будешь копать песок ее совочком.

Постоянно общаясь с другими детьми, ребенок почувствует симпатию к некоторым сверстникам, с другими ему будет неинтересно. Не препятствуйте начинающейся дружбе, бывает, что после игр в песочнице хорошие отношения продолжаются всю жизнь. Пусть малыш начинает помогать другим: знакомый мальчик не знает, как включить музыку на игрушечном телефоне, – покажи, на какую кнопочку надо нажать.

Ребенок должен понимать, что в семье у него есть своя роль и свои обязанности. Вечером он может собрать игрушки в специальный ящик, потому что они тоже устали и идут спать. Ребенку интересно все, что делают взрослые, он тоже хочет принять участие в работе. Никогда не говорите: «У тебя не получится» или «Я сама все сделаю». Пусть он трет пол маленькой шваброй, раскатывает небольшой кусок теста и лепит из него свой пирожок.

Малышу можно доверить:

  • помыть тарелки губкой;
  • протереть пыль со стульев и тумбочек;
  • перед купанием убрать грязную одежду в ящик для белья;
  • подмести пол.

Пора приучать ребенка правильно вести себя за столом. Купите ему детскую ложку и вилку, тарелку, блюдечко, чашку и научите правильно ими пользоваться. Помните, что главными учителями в этом вопросе должны стать взрослые члены семьи. Если папа и мама едят второе блюдо ложкой, хватают сыр и колбасу с общего блюда руками, разговаривают с набитым ртом – малыш привыкнет к таким же манерам. В школьные годы он будет некультурно есть в гостях и в общественных местах, станет предметом насмешек.

Каждый малыш индивидуален

В различных шоу, роликах в интернете и других источниках можно увидеть детей, которые в 2 года читают, находят на карте любую страну и знают арифметические действия. Не стремитесь к достижению подобных результатов, мозг малыша еще не готов к таким нагрузкам. Если мальчик спрашивает, какая буква изображена на кубике – ответьте, но специальных занятий по изучению азбуки проводить пока не надо. Если мозг будет готов к усвоению письменности, ребенок сам запомнит буквы и начнет складывать их в слова, но у большинства трехлеток такое занятие может вызвать нервное перенапряжение. Если сами не можете решить, чему можно, а чему пока рано учить маленького человечка, вам поможет консультация для родителей, которая есть во многих детских поликлиниках.

Не завидуйте семьям, где растет вундеркинд, лучше посмотрите, что лучше всего получается у вашего малыша. Он не может на слух сыграть на пианино любую мелодию, зато может составить целый рассказ по картинке или красиво расставить игрушечную посуду на кукольном столике. Не зацикливайтесь на одном направлении развития, вы же не хотите, чтобы из ребенка вырос слабый болезненный интеллектуал или прекрасный спортсмен, не способный усвоить школьную программу. Направление любимой деятельности он выберет позже, а сейчас пусть пробует все занятия.

Не переживайте, если малыш понимает не все, что должен знать ребенок в 3 года. Даже специалисты не могут точно определить этот перечень, у разных авторов он различен. Следите, есть ли прогресс в этом занятии. Неделю назад он с трудом поднимался на ступеньку, держась двумя руками за перила, а сегодня уже освободил одну ручку – прекрасно! Скоро он будет бегать по лестнице так, что вы не догоните. Не волнуйтесь, если обучение какому-нибудь навыку на некоторое время остановилось на одной точке: у детей часто развитие идет скачками. Только когда проходят недели, а прогресса нет никакого, нужно проконсультироваться со специалистом.

Три года – возраст бурного физического и умственного развития. Каждый день малыш удивляет вас новым знанием или умением. Не забывайте хвалить его, побуждать к дальнейшему обучению. Если что-то не получается, ни в коем случае не называйте ребенка глупым или неуклюжим, след от таких обид может остаться на всю жизнь. Успокойте маленького человечка, скажите, что с первого раза часто не получается, но скоро он научится всему, что захочет. Когда дети уверены в своих силах, их развитие идет быстро и правильно.

Сейчас появилось невиданное количество информации на тему детского развития. И у меня есть следующий список «Что должен уметь ребенок в 3 года». Как и все продвинутые мамы, я тоже штудирую литературу и интернет, желая точно узнать, как развивается мой малыш.

Итак, малыш в 2,5-3 года должен уметь:

– Одевается сам или под присмотром взрослых

– Строит (копирует) мостик из 3-х кубиков

– Сидя на велосипеде? крутит педали

– Рисует вертикальную линию с ошибкой до 30%

– Перерисовывает круг

– Употребляет слова во множественном числе

– Знает свое имя и фамилию

– Называет 3 основных цвета из 4-х

– Прыгает на месте на 2-х ногах

В 3- 3,5 года ребенок должен уметь уже больше. Он:

– Застегивает пуговицы

– Легко расстается с мамой на целый день

– Может стоять на одной ноге 10 секунд

– Прыгает на одной ножке

– Перерисовывает крестик

– Понимает значения предлогов: «на, под, перед, сзади, к»

– Может рассказать о событии своими словами, сделать выводы из чего-то

– Умеет подобрать антонимы Огонь-горячий, лёд-...?; Конь-большой, мышь -...?; мама-женщина, папа -...?

– Умеет отвечать на вопросы типа: Что ты будешь делать, если ты устал?" (тебе холодно, голоден...)

А если ребенок не умеет делать то, что должен уметь в 3 года?

Считается, что если по большинству пунктов списка «Что должен уметь ребенок в 3 года» можно поставить плюсик, значит, ребенок развивается нормально. Если часть навыков не усвоена, можно говорить о нарушении развития. Или о негармоничном развитии (особенно если идет опережение в одном и отставание в другом).Считается, что в этом случае надо обратиться к специалисту для коррекции отклонений.

Я радуюсь, если мой мальчик умеет то, что полагается, и огорчаюсь, если он еще «не дотягивает». Но еще я постоянно говорю себе: как нет среднего человека, так и мой малыш не обязательно должен влезать в рамки.

Если мама, поднимая глаза от монитора, строго смотрит на малыша, говорит осуждающе: «Э, да в эмоциональном развитии ты у меня отстаешь». Конечно, ребенок не понимает, что он сделал не так, но что мама им недовольна. Если мама упорна в своем недовольстве, обсуждает неумение ребенка с соседками и родственниками, то ребенок рискует получить хороший комплекс неполноценности.Я заметила это, когда начала давить на своего, переживая, что он долго не говорил. Однажды он просто отказался со мной заниматься, проявляя сильные признаки нервозности и даже агрессии.Я оставила малыша на некоторое время в покое. И вдруг после 3-х лет как плотину прорвало. Говорит все, здраво рассуждает.

Нельзя, конечно же, отпускать на самотек, если есть признаки явного отставания. И в то же время рассуждая на тему «Что должен уметь ребенок в 3 года» надо проявлять чуткость к растущему человеку.

В этой статье:

С трех до четырех лет развитие ребенка происходит настолько активно, что родители не всегда успевают фиксировать новые достижения крохи. Малыш становится очень сознательным и самостоятельным, что обусловлено резким скачком в физическом и психологическом развитии.

В арсенале крохи отмечаются новые навыки, появление которых сопряжено с его повышенным желанием как можно ближе познакомиться с окружающим миром.

Взрослые замечают, что общаться с ребенком в 3,5 года становится все более увлекательно. Малыш способен поддерживать разговор, радует и удивляет наивными и в то же время потрясающе глубокими вопросами, проявляет сострадание, поддержку в заботе о близких.

Именно в этом возрасте между родителями и малышом устанавливается наиболее прочная эмоциональная связь, пренебрегать которой будет крайне неосмотрительно со стороны старших.

Особенности физиологического развития малыша

Физическое развитие ребенка в три с половиной года позволяет ему делать много того, чего он не умел еще каких-то несколько месяцев назад. Одно из основных достижений -способность делать сразу
несколько действий. Это умение является прямым доказательством активного психического развития, ведь за скоординированные действия отвечает именно мозг.

Тело малыша в 3,5 года отличается ловкостью, отличной координацией, гибкостью. Если проанализировать возраст, в котором успешные спортсмены начали заниматься спортом, то станет ясно, что многие из них начали обучение в спортивной секции именно в 3,5 года.

Родителям малышей, возраст которых перешагнул за отметку в 3,5 года, стоит серьезно подумать о том, каким видом спорта их можно увлечь. Совсем не обязательно делать это с перспективой вырастить великого спортсмена, но для развития общей двигательной активности такие занятия не помешают.

Как проявляется усовершенствование физической формы ребенка на четвертом году жизни? Кроха действительно на многое способен. Он умеет:


Естественно, что на четвертом году жизни малыш должен как можно больше времени проводить на улице, совершенствуя познавательное и двигательное развитие.

Основные навыки крохи в три с половиной года

В 3,5 года для ребенка не составляет труда делать многое из того, что умеют делать взрослые, причем сознательно, а не просто копируя их движения. Малыш, как правило, уже умеет пользоваться туалетом, самостоятельно умывается, одевается, моет руки и чистит зубы.

Понимая, что
теперь многое им под силу, дети проявляют энтузиазм, когда родители поручают им выполнение каких-либо домашних дел. В свою очередь взрослые не должны пренебрегать желанием и интересом крохи, время от времени поручая ему выполнение простых поручений, связанных с помощью на кухне, уборкой в доме, уходом за домашними питомцами.

Нужно понимать, что кроха в 3,5 года более чувствителен, чем это может показаться на первый взгляд. Для ребенка крайне необходимо постоянно чувствовать поддержку родителей, получать адекватную похвалу за выполненное задание.Ребенок больше расстроится, когда сделает ошибку, не потому, что не смог выполнить задание, а из-за мыслей о том, что он будет лишен одобрения.

Особенности психологического развития малыша на четвертом году жизни

На первый взгляд еще совсем маленький, хрупкий и ранимый, малыш в три с половиной года внутренне уже достаточно взрослый для того, чтобы начинать с ним заниматься.

Здорово, если у родителей есть возможность оформить кроху в школу раннего развития, где он сможет работать по современным эффективным программам в группе одногодок. Если такой возможности
нет, то родители должны приложить усилия и взять развитие ребенка в свои руки, разрабатывая собственные программы – конечно, без фанатизма.

Что касается развития психологии ребенка, то возраст 3,5 года является самым сложным в этом отношении как для него самого, так и окружающих. Все дело в том, что в этот период малыш переживает своеобразный переходный этап - переход от любознательного карапуза, который мало что знает и что умеет к более сознательному и самостоятельному ребенку, который полностью уверен в своих силах и правоте.

Пытаясь доказать свою значимость, многие дети в этот период активно конфликтуют со старшими, таким образом проверяя границы дозволенного. Истерики в общественных местах без повода, повышенная капризность, смены настроения и непослушание -
это самые яркие проявления личности ребенка в три с половиной года.

Родителям нужно проявить терпение и постараться помочь малышу пережить этот непростой период его жизни. В ответ на истерику стоит оставаться спокойными и по возможности применять старый проверенный способ - отвлекать внимание.

Игнорирование запретов можно свести на нет, уменьшив количество этих самых запретов. Не планируете купить малышу мороженое? Не проходите мимо лотков, где его продают. Не практикуете просмотр мультфильмов во время еды? Пойдите и здесь на маленькую хитрость: отключите пробки в квартире и скажите малышу, что нет света. Немного фантазии, понимания и терпения – и малыш переживет сложный период без лишних капризов.

Особенности развития речевых и социальных навыков

Учитывая, что в 3,5 года малыш переживает один из самых сложных переходных периодов в своей жизни, стоит быть готовыми к тому, что смены настроения отразятся и на коммуникабельности крохи. Тем не менее, если регулярно гулять с малышом, объясняя ему основы поведения и общения, он постарается вести себя правильно, чтобы не обрывать контакты с другими детьми.

На четвертом
году жизни для малыша абсолютно нормальным является умение договариваться со сверстниками, если раньше у него это получалось дома с родителями. Так, например, если его заинтересует игрушка, принадлежащая другому ребенку, то он не станет отбирать ее силой, закатывая истерики, как это было еще совсем недавно. В такой ситуации малыш предложит малышу поменяться либо просто вежливо попросит поиграть. Приступы эгоизма в этом возрасте все еще присутствуют, но становятся все более редкими.

Речь малыша становится более связной, обогащается прилагательными, местоимениями, наречиями. Ребенок стоит длинные предложения, интуитивно правильно склоняя части речи, использует слова во множественном и единственном числах.

Большинство детей в этом возрасте все еще не выговаривают сложнопроизносимые звуки, с которыми при должном внимании со стороны родителей они смогут справиться к концу четвертого года жизни.

Роль сюжетно-ролевых игр в жизни малышей

Развитие детей на четвертом году
позволяет им все меньше нуждаться в участии взрослых в игровом процессе. Они самостоятельно придумывают правила игры, сюжет, разделяют роли между собой, строят диалоги.

Особое место в жизни малышей в этом возрасте занимают сюжетно-ролевые игры, которые помогают им в овладении речевыми навыками, а также способствуют развитию мышления, воображения и фантазии. Дети с удовольствием играют во взрослых, выбирая для себя самые привлекательные на их взгляд роли:


В процессе игры дети стараются скопировать манеру поведения взрослых, интонацию, жестикуляцию. Будет здорово, если родители позаботятся о наборах для таких игр: о детской больнице, игрушечном наборе посуды или крошечном прилавке магазина с весами и компактными продуктами питания из цветного пластика.

Как развивать творческие стороны малыша?

Принимая во внимание подвижность и любознательность малыша в три с половиной года, нужно выделить время для его творческого развития. Совсем не обязательно делать это с целью вырастить из крохи гениального писателя, художника или музыканта. Достаточно будет просто познакомить его с миром творчества и искусства, предоставив возможность увлечься процессом.

Каким должно быть развитие творческих
способностей? Во-первых, с ребенком можно и нужно слушать музыку: как обычные детские песни, так и классические мелодии, которые затем можно обсудить, подумать вместе, какие ассоциации они вызывают.

Во-вторых, малыша обязательно нужно приобщать к рисованию. Самый любимый вид занятия в этом направлении в 3,5 года - это рисование пальчиковыми красками на большом бумажном ватмане. Предоставьте малышу возможность поэкспериментировать с красками, а затем оформите его художество в элегантную рамку.

Со временем пальчиковые краски можно будет заменить на обычные, а также пробовать создавать маленькие шедевры с помощью карандашей, фломастеров и мелков.

Обязательно в программу творческого развития стоит включить танцы. Опять же, если есть возможность, лучше отдать кроху в
танцевальный кружок для самых маленьких, где его научат простым движениям, чувству ритма, начальной дисциплине. Если такой возможности нет, осваивать простые па можно и дома.

Вовлекая кроху в мир творчества, музыки и искусства, помните о том, что знакомство с ним у малыша должно происходить на волне позитива. Именно поэтому подбирайте подходящее время для занятий, старайтесь проводить их в игровой форме и, конечно, заряжайте ребенка собственным энтузиазмом.

Чем занять малыша на прогулках?

Чтобы прогулки, помимо эстетического удовольствия, приносили малышу пользу, с ним можно целенаправленно заниматься даже на улице. Гулять с крохой лучше не с пустыми руками, а со специальным уличным «реквизитом»:


Все эти причиндалы не дадут заскучать малышу, да и родителям тоже. Кроме того, имея в запасе столько вариантов для развлечения, малыш найдет способ познакомиться и подружиться со сверстниками, готовыми к обмену игрушками.

Общеразвивающие занятия с ребенком

Планируя игры и занятия с малышом в 3,5 года, нужно стараться выбирать те варианты, которые будут стимулировать развитие его крупной и мелкой моторики, речи, мышления, координации. Дети в этом возрасте очень любят всевозможные загадки и считалки, поэтому именно на их основе можно придумать несколько простых игр.

Считалки
и скороговорки помогают развивать артикуляцию – конечно, если ребенок будет принимать участие в процессе и повторять отдельные фразы. Также стимулировать развитие речи и мышления малыша можно, заучивая простые стихи и отрывки из сказок, на основе которых потом можно будет делать совместные мини-постановки вашего «домашнего театра».

Для развития мелкой моторки ребенка можно подбирать игры, связанные с мелкими предметами. Так, например, вместе с малышом можно сотворить «чудо-бусы» из макаронин, оклеить вазу пластилином и желудями, создать уникальную картину из гречки, риса и гороха. Такие игры не только поспособствуют разработке детских пальчиков, но и разовьют в малышах усидчивость, терпение и фантазию.

Обязательно в программу по работе с малышом в 3,5 года должны входить кубики, игрушки-вкладыши, мозаика и, конечно, цветные карточки с изображенными на них лицами людей в разном настроении, животными, видами транспорта.

С помощью таких карточек можно пополнять словарный запас ребенка, учить цвета, пробовать группировать предметы по общему признаку, изучать времена года, названия птиц, растений и многое другое.

К 3 с половиной годам малыш становится полноценной личностью, имеющей собственный характер, привычки, темперамент, свои отличительные черты и манеры держаться. Он стал неплохим собеседником, с удовольствием рассказывает, что произошло с ним за день, где побывал, что удалось увидеть. В этом возрасте происходит осознание себя самостоятельными индивидами со своей волей, потребностями и достоинствами. За 3 прошедших колоритных, интенсивных, неподражаемых года ребенок ощутимо вырос, освоил новый опыт, стал проворным, динамичным и пытливым.

Лексикон малыша в это время достигает полутора тысяч слов, причем с успехом пользуется числами, прилагательными, местоимениями и наречиями. Его бесчисленным вопросам, нередко ставящим родителей в тупик, нет конца, и взрослым требуется огромное терпение. Детское желание узнать все новости обоснованно. Малышу хочется быть безупречным, он ожидает, чтобы его одобряли и хвалили взрослые, которые удивляются появившейся самостоятельности и независимости в его поступках и характере.

Новое в физическом развитии

В 3 с половиной годика ребенок уже умеет несколько мгновений стоять и ходить на носочках, некоторое время может устоять на одной ножке. Во время игры или занятия он способен выполнить задание перепрыгнуть черту на полу. Немного раньше он уже научился без помощи подниматься по лесенке с чередованием ног, а не приставляя одну ногу к другой, как раньше, хотя спускается пока еще очень опасливо, фиксируя обе ноги на каждой подножке. Ему нравится спрыгивать с последнего выступа сразу двумя ногами.

У трехлетнего ребенка получается бросать и ловить мяч с двухметрового расстояния, самому крутить педали трехколесного велосипеда. Физическое развитие ребенка в 3,5 года позволяет синхронно проделывать два разноплановых жеста, к примеру, топать ногами и хлопать руками.

Обиходный опыт трехлеток

В родительской и педагогической практике накоплен большой список того, что должен уметь ребенок 3,5 лет. Малыш самостоятельно умеет одеваться и обуваться, легко справляется с одеждой без застежек, учится застегивать удобно расположенные пуговицы. Раздевается он тоже сам и перед сном может сложить одежду на стульчик. Малыш должен уже владеть гигиеническими навыками:

  • замечать непорядок в своем внешнем облике и в одежде;
  • уметь вытереть ноги после прогулки, прежде чем войти в дом;
  • использовать носовой платок или салфетку;
  • мыть руки, пользуясь мылом, и вытирать их полотенцем;
  • вставить ключи в запор в двери и повернуть их;
  • своевременно пользоваться туалетом.

Ребенок с удовольствием помогает родителям убираться в доме, работать на участке, совершать покупки. Малышу нравится, когда ему доверяют отнести на стол тарелки, умеет сам пользоваться ложкой и вилкой.

Нюансы психики трехлетних детей

Особенности развития детей 3,5 лет говорят о больших изменениях в их эмоциях. У малышей появляется чувство собственного достоинства, они гордятся собой, что умеют что-то делать лучше всех (прыгать, играть), что у них лучшие родители: самый умный папа, самая добрая мама. У них возникает понимание юмора, их смешат мультфильмы или комические жизненные ситуации. Малыши замечают красоту и уродство в природе и в жизни, могут оценить ее.

Ребенку доступно эмоциональное реагирование в разных ситуациях:

  • сопереживание, если рядом кому-нибудь плохо или больно;
  • помощь, если ему под силу это осуществить;
  • отзывчивость: если родители устали, то он не станет им мешать отдыхать;
  • сочувствие героям сказок, мультиков: он может радоваться, печалиться, сердиться вместе с ними;
  • понимание того, что поступил плохо, от этого огорчается и стыдится;
  • переживание в ожидании негативной оценки или порицания взрослых.

Малыш может надолго затаить обиду, если его наказали. Зато он видит, когда плохо поступает кто-то иной и оценивает такой поступок отрицательно: так делать нельзя. Иногда можно столкнуться с преувеличенным чувством ревности или обиды. А уж притворству и хитрости, шалостям и проказам его учить не приходится. Происходит формирование чувства предосторожности, разграничение понятий опасность – безопасность, вред – польза, нередко могут появиться тревоги, опасение темноты. Трехлетний ребенок может выполнить словесный трех- или четырехэтапный инструктаж. Увеличивается сговорчивость ребенка, он начинает осознавать возможность отсрочки немедленного исполнения своих желаний. При правильном воспитании трехлетние малыши могут эмоционально сдерживаться.

Активный детский лексикон

Интеллектуальное развитие детей 3,5 лет позволяет им, разглядывая книжки, называть увиденных на картинках известных животных, знакомые бытовые предметы, малыши знают названия одежды, посуды, растений, техники. Они могут, говоря о себе, употреблять местоимение «я», знают и другие местоимения. Дети могут строить небольшие простые предложения, грамматически верно связывая в них слова.

В пособии Ушаковой по развитию речи для детей 3-5 лет, дается характеристика речевого воспитания, рассматриваются вопросы формирования детской речи, рассказывается, как можно посредством игр и занятий помочь малышам лучше усваивать грамматические категории, заинтересовать их родным языком. Занятия, приведенные в книге, предусматривают пересказ сказок, рассматривание и описание игрушки и картины, предметов одежды, создание сюжетных рассказов на основе набора игрушек или о животных по картинкам. Все эти упражнения способствуют обучению малышей правильной речи, расширяют их словарный запас.

Речь ребят должна быть четкой, воспринимаемой окружающими. Нередко детским действиям сопутствует рассказ малышей о том, что происходит в данный момент, по дороге из садика они сообщают родителям, чем занимались в течение дня. В речи становится гораздо меньше лепета, в противном случае требуется проконсультироваться у специалиста. В этот промежуток малыши радостно заучивают и озвучивают коротенькие стихотворения и песни, сами пытаются рифмовать, интересуются взрослыми разговорами. Яркой приметой третьего года стало словотворчество – создание собственных словечек по образцам языка, но в данный момент не существующих в языке. Словарный запас детей уже так богат, что они легко употребляют прилагательные, осуществляют подбор синонимов и антонимов.

Вашему малышу исполнилось 3 года, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс - приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша , а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

Математика

Владеть понятиями: один-много, большой-маленький, широкий-узкий, высокий-низкий, одинаковые-разные и т.д.,

Знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный),

Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник),

Сравнивать предметы по величине, цвету, форме,

Сравнивать количество предметов,

Подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Развитие речи

Ребенок в три года должен:

Знать названия окружающих предметов: мебели, посуды, игрушек, одежды и т.д.,

Называть по одному признаку каждого предмета,

Знать названия основных действий (бегать, прыгать и т.д.),

Повторять за взрослым стишки и песенки.

Внимание

Ребенок в три года должен:

Не отвлекаясь, в течение 3-4 минут выполнять задание,

Находить парные предметы,

Из группы предметов выбирать нужный,

Обращать внимание на свойства и признаки предметов,

Память

Ребенок в три года должен:

Запоминать 2-3 картинки,

Запоминать 3-4 слова, сказанные взрослым несколько раз,

Запоминать и повторять движения, показанные взрослым 1-2 раза,

Запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

Мышление

Ребенок в три года должен:

Складывать разрезанную картинку из 2-4 частей,

Находить и объяснять несоответствия на рисунках,

Находить лишний предмет и обосновывать свой выбор,

Находить сходства и различия между предметами.

Моторика

Ребенок в три года должен:

Уметь разрезать ножницами бумагу,

Лепить "колбаски" и шарики из пластилина,

Рисовать кружочки, точки, линии,

Повторять движения пальчиковой гимнастики.

Окружающий мир

Ребенок в три года должен:

Знать названия и иметь представление о домашних (корова, лошадь, свинья, кошка, собака и т.д.) и диких (медведь, волк, заяц, лиса и т.д.) животных,

Знать названия трех-четырех птиц (например, воробей, сорока, ворона), трех-четырех рыб (например, щука, сом, карась) и трех-четырех насекомых (например, муха, комар, пчела),

Знать названия основных растений: трех-четырех деревьев (например, береза, клен, дуб) и трех-четырех цветов (например, ромашка, роза, колокольчик),

Иметь представления об овощах, фруктах, ягодах, грибах,

Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы,

Знать части суток - утро, день, вечер, ночь,

Уметь называть явления при - дождь, снег, ветер, радуга.

Физкультура

Ребенок в три года должен:

Уметь прыгать на двух ногах,

Бросать и ловить мяч,

Держать равновесие, проходя по доске, положенной на пол,

Знать основные правила личной гигиены.

Музыка

Ребенок в три года должен уметь:

Ритмично двигаться под музыку,

Копировать звуки,

Иметь представление о разнообразии звуков окружающего мира (пение птиц, звуки животных, насекомых, шум воды, шум транспорта, звуки, издаваемые бытовыми электрическими приборами и т.д.).