Занятие «Фрукты. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Фрукты

15.05.2019

Кохнспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи:

«Фрукты», с использованием современных образовательных технологий: личностно - ориентированные, здоровье сберегающая, сотруднечество.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, безопасность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 53

компенсирующего вида

Калининского района Санкт-Петербурга.

Кохнспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи:

«Фрукты», с использованием современных образовательных технологий: личностно - ориентированные, здоровье сберегающая, сотруднечество.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, безопасность.

Составила:

Воспитатель Орлова В.А

Санкт-Петербург

2014

Цели:

Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека.

Упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа.

Совершенствовать навыки рисования и закрашивания цветными карандашами.

Словарь : косточковые, семечковые.

Развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, вкусовой анализатор.

Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека.

Воспитывать любознательность.

Оборудование: Фрукты в корзинке, картинки с изображением этапов роста плодового дерев, листы бумаги с нарисованными цветными фруктами и их тенью - черным силуэтом, цветные карандаши,

листы бумаги с нарисованным деревом, муляжи фруктов для эстафеты, картинки с изображением фруктов для гимнастики для глаз. кусочки фруктов наколотые на шпажки для игры, фруктовый сок и мармелад для дегустации.

Ход занятия:

Сегодня у нас занятие не только очень интересное, но и вкусное. Здесь в корзинке (накрыта) то, что любят все дети, да и все взрослые тоже. А что именно лежит в корзинке, вам подскажет загадка:

Спелые, сочные, разноцветные,

На прилавках всем заметные!

Мы полезные продукты,

А зовутся просто - … (фрукты)

Как только приходит весна, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Дети расставляют картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами).

Плоды собирают с деревьев руками, используя лестницу, если дерево высокое. Положите перед собой листы бумаги с нарисованным деревом и давайте дорисуем эту картинку.

Рисование «Нарисуй на дереве плоды и лестницу для сбора урожая»

А на каком дереве собирают урожай каких плодов, вы подскажите мне сами.

Дидактическое упражнение «С какого дерева плод?»

С яблони собирают урожай … чего? Яблок.

С сливы собирают урожай … чего? Слив.

С груши собирают урожай … чего? Груш.

С айвы собирают урожай … чего? Айвы.

С персика собирают урожай … чего? Персиков.

С абрикоса собирают урожай … чего? Абрикосов.

А хорошо ли вы знаете, как выглядят эти фрукты. Сейчас мы узнаем.

Дидактическое упражнение «Найди тень»

Детям предлагается соединить линиями цветные картинки фруктов с их черным силуэтом (тенью).

Динамическая пауза «Фруктовая эстафета»

Дети делятся на команды и по-очереди переносят муляжи фруктов из одной точки (фруктовый сад) в другую точку (магазин), преодолевая по пути препятствия.

А теперь проверим, хорошо ли знаком сам вкус этих фруктов.

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и определить названия этих фруктов.

Гимнастика для глаз «Отгадай загадку, найди картинку-отгадку»

В разных частях групповой комнаты (выше уровня глаз детей) развешены картинки с изображениями фруктов. Дети слушают загадку, но не называют отгадку вслух, а показывают глазами на картинку-отгадку.

Загадки про фрукты

Зеленые, желтые, красные, и есть кислые, и есть сладкие.

(Яблоки)

Они на дереве растут, сухие курагой зовут.

(Абрикосы)

Когда она на ветках спеет, на солнышке она синеет.

(Слива)

На деревьях растет тоже, и на лампочку похожа.

(Груша)

С красным боком и мохнатый, очень сочный он и сладкий.

(Персик)

Самый кислый фрукт на свете, но полезен даже детям.

Из теплых стран нам шлет поклон! Наш желтый друг...

(Лимон)

Фрукты с косточкой и с семечками

Внутри фруктового плода находятся семена. Они нужны растению для размножения. Если эти семена посадить в землю, из них вырастут новые растения.

Но в некоторых плодах есть только одно семя. Оно крупное и покрыто прочной оболочкой. Его называют косточкой. А все фрукты с косточкой называют косточковыми.

Косточковые фрукты - это персик, абрикос, слива.

Взгляните на косточки, можете рассмотреть их с помощью лупы.

А есть фрукты, внутри которых находится несколько семян. Они небольшого размера и не очень твердые. Такие фрукты называют семечковыми.

Семечковые фрукты - это яблоки, груши, айва.

Взгляните на семечки, можете рассмотреть их с помощью лупы.

Польза фруктов

Дети здоровыми растут,

Если фрукты жуют,

Потому что фрукты -

Лучшие продукты.

Все без исключенья!

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из них вкуснее,

Кто из них нужнее.

Чтобы быть здоровыми,

Ешьте дары садовые!

Витаминная родня –

Дети солнечного дня!

Что можно приготовить из фруктов?

Из фруктов делают напитки. Может подскажите, какие? Сок, компот, лимонад.

Из фруктов делают начинку для тортов, пирогов, пирожных.

Летом дети и взрослые с удовольствием лакомятся фруктовым мороженым.

Еще можно приготовить фруктовый салат, фруктовый йогурт, фруктовое желе.

В магазинах можно купить конфеты с фруктовой начинкой, фруктовый мармелад.

Ваши бабушки и мамы наверное умеют варить варенье их фруктов. А как называется варенье из разных фруктов, мы сейчас выясним.

Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»

Из яблок варят … какое варенье? Яблочное.

Из слив варят … какое варенье? Сливовое.

Из груш варят … какое варенье? Грушевое.

Из айвы варят … какое варенье? Айвовое.

Из персиков варят … какое варенье? Персиковое.

Из абрикос варят … какое варенье? Абрикосовое.

А сейчас предлагаю вам полакомиться фруктовым мармеладом и фруктовым соком.

Проводится дегустация фруктового сока и мармелада.

После занятия во второй половине дня дети заканчивают свои рисунки (дорисовывают по желанию солнце, траву, корзину и т. п.).


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Фруктовый сад»

Цель: Создание социальной ситуации развития через игру-путешествие «Фруктовый сад».

Задачи:

1. Создать условия для расширения и уточнения представления о фруктах, развивать связную речь, внимание, мышление;

2. Создать условия для развития умения у детей образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, в образовании относительных прилагательных (сок из яблок-яблочный и т. д, упражнять в составлении описательных рассказов о фруктах, в форме загадки по образцу предложенному воспитателем;

3. Создать условия совершенствовать монологическую форму речи;

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Предварительная работа:работа по схеме- цвет, форма,вкус.

Расширение словаря по теме: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, виноград, апельсин, дерево, сад, лоза, спелый, ароматный, душистый, сочный, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий, гладкий, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синяя, круглая, овальная, вытянутая, зреть, собирать, заготавливать; варенье, джем, сок.

Оборудование: предметные картинки по теме, мяч, магнитная доска, корзинка с муляжами фруктов, маленькая ширма, телеграмма, муляжи фруктов.

Ход НОД

Орг. Момент

Упражнение «Близнецы»

Воспитатель с детьми заходит в группу и находит корзину с письмом.

Воспитатель: «Что это? Кто мог оставить?»

Читают письмо от Фруктовичка(он присматривает за садом)

Он пишет:

«Дорогие ребята! У нас в саду прошел сильный дождь с ветром, и все фрукты упали с веток и рассыпались. Помогите, пожалуйста, их найти!»

Ребята с удовольствием соглашаются помочь Фруктовичку и отправляются в путь.

Основная часть

Воспитатель: «Ребята, я нашла один из фруктов, но сначала отгадайте загадку»:

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

Что это? Какой формы яблоко? (круглое).

А цвет у него какой? (красный).

А какое яблоко на вкус? (сладкое). А как мы можем ласково назвать яблоко? (яблочко). А какой сок можно приготовить из яблока? (яблочный).

Далее воспитатель бросает мяч каждому по очереди и называет следующий фрукт, загадывает о нем загадку и следует описание этого фрукта по схеме: название фрукта-какой по форме - цвет- на вкус- как можно ласково назвать- какой сок приготовить.

Дидактическая игра с мячом: «Назови сок, назови варенье».

Сок из фруктов – фруктовый; сок из яблок - яблочный; сок из груши -… ; сок из апельсина - …; сок из сливы - …; сок из винограда -…;

Варенье из яблок – яблочное; варенье из груши - ….; … из апельсина -….;

…из сливы- … и т. д.

Предлагаемые загадки:

*Плод оранжевый и сочный

Разделю я по кусочкам.

Хватит долек этих всем,

Ну, и сам, конечно, съем. (апельсин)

*Родилась она зелёной на цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела.

Как созрела - посинела. (Слива).

*Среди листьев изумрудных зреет много гроздей чудных.

Они из ягод состоят, у них чудесный аромат.

А мы зовём их… (виноград)

*Любят этот фрукт мартышки,

Взрослые и ребятишки,

Желтый, сладкий и полезный

Он из Африки приезжий. (банан)

*Ты на лампочку похожа и на Ваньку – встаньку тоже.

У тебя румяный бок, а откусишь – брызнет сок. (груша)

*Желтый фрукт висит на ветке,

Но не любят его детки,

Этот фрукт на вкус не сладкий,

Кислый он. На ощупь гладкий.

Это самый кислый фрукт, люди его в чай кладут.

Чай душистый получается, потому он всем и нравится.

(лимон)

Физкультурная минутка

Будем мы варить компот. Дети маршируют, образуют круг.

А теперь давайте с вами поиграем

Игра «Угадай – ка». Составление загадок - описаний о фруктах.

Воспитатель достаёт корзинку с муляжами фруктов, раскладывает фрукты на столе, достаёт маленькую ширму и закрывает ею фрукты.

Воспитатель: Дети, мы разгадали загадки о фруктах. А теперь мы поиграем в новую игру«Угадай – ка». Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанных за ширмой: «Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло-сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это?»

Дети: Это апельсин.

Воспитатель: Правильно. А теперь вы по очереди попробуйте загадать загадки. Нужно подойти ко мне, показать мне, какой фрукт за ширмой вы выбрали, и описать его, рассказать, какой он по цвету, форме, на ощупь, по запаху, по вкусу, что из него можно приготовить, не называя фрукт.

Дети по очереди составляют загадки – описания. (4 - 6 загадок - описаний).

Итог:

Воспитатель благодарит детей за помощь, оказанную Фруктовичку в поиске фруктов.

Ребята, что сложно было? Что понравилось? Что хотелось бы еще раз повторить?

Кому мы сегодня помогали? О чем говорили?

Дети: Ответы

Фруктовичок благодарит детей за помощь

Дети получают подарок от Фруктовичка (бананы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный конспект открытого занятия был разработан и использован мною. Творческое рассказывание - очень интересный и сложный процесс совместно...

Тема: Кояш ничек язга булышты.Максат: Кучмэ кошлар, терехэм тере булмаган табигатьтэге язгы узгэрешлэр турындагы белемнэрен ачыклау хэм тирщнщйту. Эзер рэсемнэр(таяну) кулланып язгы узгэрешлэр т...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Ирина Назаренко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Фрукты»

Цель : продолжать формировать умение составлять описательный рассказ о фруктах по опорной схеме Ткаченко; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор.

Программные задачи :

1. Уточнить и расширить представления детей о фруктах : названиях, внешних и вкусовых качествах, местах роста (сад, их использовании в различных блюдах («Познание» ).

2. Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах (в нашем случае о яблоках, бананах и лимонах) («Познание» ).

3. Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки) («Познание» ).

4. Расширять и уточнять представление детей о пользе фруктов для здоровья человека («Здоровье» ).

5. Расширять представление детей о профессии садовника посредством беседы («Труд» ).

6. Упражнять в подборе прилагательных к существительному («Коммуникация» ).

7. Совершенствовать приемы нетрадиционного рисования посредством рисования различных фруктов : груша +яблоко +лимон +банан – оттиск печатками из картофеля; слива+гранат – рисование по шаблону поролоном; виноград - рисование пальчиками; мандарин – рисование цветными опилками; вишня - рисование цветным песком («Художественное творчество» ).

8. Развивать умение анализировать и обобщать, мелкую моторику пальцев рук, связную речь, умение свободно общаться со взрослыми и детьми.

(«Познание» , «Коммуникация» )

9. Развивать общие речевые навыки, координацию речи и движения , грамматический строй речи .

10. Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, совершенствовать умение радоваться достигнутому результату («Социализация» ).

Ход занятия.

1. Орг. момент. Сообщение темы.

Давайте поздороваемся с нашими гостями. Поприветствуем своих друзей, улыбнувшись друг другу.

Неожиданно стук в дверь…

Посмотрите, к нам на занятие по развитию речи неожиданно доставили посылку, сказали с фруктами , а с какими, мы сейчас с вами догадаемся.

Дети отгадывают загадки :

Этот фрукт здесь не растет ,

Едет к нам, летит, плывет,

Не запутайтесь в ответе,

С ним давно знакомы дети,

Лакомство для обезьян –

Длинный в кожуре….(банан) .

Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые, любят меня детки (яблоко) .

Он почти как апельсин,

С толстой кожей сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень! (лимон)

Каждую отгадку- фрукт дети распознают на ощупь, вытаскивая из посылки, кладут в корзинку.

Сейчас я посмотрю, все ли мы с вами вытащили из посылки.

Воспитатель аналогичным способом достает из посылки лук :

Куда мне лук положить? (Отдельно, потому что фрукты растут на дереве в саду, а овощи – в огороде на грядке. Лук – это овощ.)

Как одним словом назвать то, что находится в корзине?

О чем мы сегодня будем говорить на занятии ? фруктах )

Где растут фрукты ? (на дереве в саду)

Что такое сад? (место, где выращивают фрукты )

Как называются деревья, которые растут в саду? (фруктовые , плодовые)

Что общего у фруктов и овощей ? (Они съедобные и полезные. Овощи и фрукты сами , без ухода и полива человека, не могут вырасти большими и вкусными)

2. Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему Ткаченко :

ЯБЛОКО - это фрукт , потому что растет на дереве в саду. Оно ароматное, румяное, наливное, приятно пахнущее, свежее, сочное, хрустящее. По вкусу яблоко может быть кислым, кисло-сладким, сладким. Снаружи оно покрыто тонкой зеленой, красной или желтой кожицей, а внутри оно белое, плотное с маленькими коричневыми косточками. Оно зелёное круглой формы. На ощупь твёрдое, гладкое. Его употребляют в сыром, вареном, засушенном и запеченном виде. Из него можно приготовить фруктовый салат , яблочный сок, яблочное варенье, яблочное повидло, яблочный джем, пирог с яблочной начинкой, пирожки с яблоками, утку с яблоком и т. д.

Молодцы! Много знаете про яблоко.

А как называется дерево, на котором растут яблоки? (яблоня)

Дополнение воспитателя :

А я вам хочу рассказать, откуда на яблоне появляются яблоки : весной на яблоне зацветают бело-розовые цветы с нежным запахом. Их аромат привлекает пчел, которые садятся на цветы, пьют сладкий цветочный нектар и переносят на своих мохнатых лапках пыльцу с цветка на цветок. Через несколько дней лепестки цветов опадают, и из их основания (завязи) начинают расти плоды – маленькие яблоки. За лето они увеличиваются в размерах, наливаются сладким соком, подрумяниваются на солнышке. А осенью люди собирают с яблони хороший урожай.

Давайте встанем, немного отдохнем, поиграем.

Игровое упражнение " Садовник"

Продолжим описание фруктов .

БАНАН - это фрукт , потому что растет на дереве в саду. На вкус он сладкий, сочный, ароматный. Снаружи он удлиненный, покрыт толстой желтой кожурой, внутри он белый с маленькими черными семенами. Банан желтого цвета, овальной формы. На ощупь мягкий, гладкий. Банан употребляют в сыром, засушенном виде. Он очень полезный. Из него можно приготовить фруктовый салат , банановый сок, банановое пюре для детского питания, банановый торт.

Кто еще что-то хочет дополнить?

Дополнение воспитателя (сопровождается показом фотографий - применение ИКТ) :

А я знаю, что бананы Родом из Южной Индии, бананы выращиваются уже около 3000 лет. В переводе с латынского языка слово «банан» обозначает - «фрукт мудрого человека » . Бананы растут на пальме – это вовсе не дерево, а гигантская трава. Ее стебель нередко достигает 10 м в высоту. На одном стебле вырастает около 300 бананов.

В бананах содержится больше витамина В6, чем в других фруктах . Известно, что этот витамин несет ответственность за хорошее настроение. Бананы бывают не только желтые, но и красные. У красных более нежная мякоть.

ЛИМОН - это фрукт , потому что растет на дереве в саду. На вкус он очень кислый, сочный. Снаружи он покрыт толстой желтой кожурой, а внутри лимон желтый состоит из долек и содержит косточки. По цвету он желтый, овальной формы. На ощупь с пупурышками, твердый, плотный. Его употребляют в сыром виде. Из него можно приготовить лимонный сок, лимонную кислоту, лимонад. Его добавляют в борщ для кислотности, в жареное мясо для смягчения, в солянку, в разные салаты.

Кто еще что-то хочет дополнить?

Молодцы! Много знаете про лимоны.

Дополнение воспитателя (сопровождается показом фотографий - применение ИКТ) :

А я знаю, что растут лимоны на небольших вечнозеленых деревьях семейства цитрусовых с колючими ветками. Лимонные деревца - прекрасные комнатные декоративные растения.

Лимонное дерево дезинфицируют воздух. Поэтому советуют иметь дома маленькое комнатное лимонное деревце. Также считается, что присутствие дома лимонного дерева помогает избавиться от депрессии, различных страхов и придаст бодрости.

Главным качеством лимона является его полезность. В нем очень много витаминов. Надо есть лимоны, чтобы оставаться здоровым и никогда не болеть! В лимоне содержится самое большое количество витамина С среди цитрусовых.

Именно поэтому я хочу вам предложить помочь мне приготовить домашний лимонад из лимона.

Воспитатель каждое свое действие комментирует вслух, привлекает детей к помощи : высыпать сахар в кувшин с водой, перемешать полученный лимонад.

Давайте поставим наш домашний лимонад на окно, пускай он настоится, а по окончанию занятия во время второго завтрака мы все вместе его попробуем.

Мы описали только 3 фрукта , но мы с вами знаем, что их много и все они разные. Давайте поиграем в игру.

Игра «Назови фрукт » (дети становятся в круг, передавая лук по кругу, называют по очереди фрукты ).

Молодцы! Много фруктов знаете .

Ребята, посмотрите, такая большая посылка и в ней мы нашли только 3 фрукта и луковицу . Странно, вам так не кажется? Наверное, в ней еще что-то есть! Сейчас мы посмотрим.

Воспитатель достает приглашение от Садовника в фруктовый сад к волшебному дереву. В сад можно пройти, только преодолев препятствие – игру «Какой фрукт на дереве

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КАКОЙ ФРУКТ НА ДЕРЕВЕ

На стене висят 2 плаката с изображениями грушевого дерева и апельсинового дерева.

Дети, подходя к каждому фруктовому дереву , должны подобрать соответствующие слова к фрукту , отвечающие на вопрос «какой» .

По окончанию дидактической игры дети подходят к волшебному фруктовому дереву (изображение на мольберте)

Чего не хватает на нашем волшебном дереве? (плодов)

Посмотрите, для нас опять какое-то очередное задание приготовил Садовник (воспитатель у волшебного дерева находит письмо в конверте) . Читает :

«Ребята, каждому из вас я приготовил задание. Если вы справитесь с заданиями, фруктовое дерево без плодов превратится в волшебное».

Воспитатель берет пазлы фруктового дерева (заранее приготовленные) без плодов и с обратной стороны зачитывает для каждого задание :

Настя, тебя Садовник просит нарисовать вишню с помощью цветного песка. Проходи и присаживайся за первый стол.

Малика, тебя Садовник просит нарисовать мандарин с помощью цветных опилок.

Эвелина, тебя Садовник просит нарисовать сливу с помощью шаблона поролоном.

Лера, тебя Садовник просит нарисовать гранат с помощью шаблона поролоном.

Дима, тебя Садовник просит нарисовать грушу печатью из картофеля.

Илья, тебя Садовник просит нарисовать яблоко печатью из картофеля.

Марк, тебя Садовник просит нарисовать лимон печатью из картофеля.

Артем, тебя Садовник просит нарисовать банан печатью из картофеля.

Кирилл, тебя Садовник просит нарисовать виноград пальчиком.

Дети рассаживаются по своим местам.

3. Практическая часть.

Перед тем, как нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Динамическая пауза «Фрукты » .

Будем мы варить компот. (Ложкой мешают в кастрюле)

Фруктов нужно много . Вот. (Показать руками – «много» .)

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок, слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут,

насыпают песок.)

Варим, варим мы компот, (Ложкой мешают в кастрюле)

Угостим честной народ. (Разводят руки в стороны )

В процессе практической деятельности воспитатель оказывает помощь, подсказывает детям (звучит спокойная инструментальная музыка) .

Воспитатель прикрепляет работы детей на фруктовое дерево .

Какие вы молодцы! Отлично справились с заданиями Садовника. Дерево было без плодов, а теперь с плодами, просто замечательное. А почему Садовник говорил, что оно станет волшебным? (потому что на нем выросли разные фрукты )

Для чего нужно употреблять фрукты ? (В них очень много полезных веществ и витаминов. Это, в первую очередь, пища для человека и заряд энергии)

5. Итог занятия .

Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии ?

Чем фрукты отличаются от овощей?

Что мы научились готовить? (домашний лимонад из лимона)

Воспитатель читает стихотворение :

Если хочешь быть здоров, обойтись без докторов,

На твоем столе всегда должны быть фрукты ?

Да! (отвечают дети хором)

Наше занятие подошло к концу . Всем большое спасибо за активную и хорошую работу на занятии . А теперь можно немного отдохнуть. Скоро будем пить вкусный лимонад.

Захарченко О.В., учитель-дефектолог МДОУ ДСКВ №10 г. Ейск Краснодарский край.

Программное содержание:

1. Учить детей пересказывать текст, используя предложения с однородными определениями.

2. Упражнять детей в практическом умении образовывать относительные, качественные прилагательные.

3. Словарная работа: яблочный, сливовый, вишневый; вкусный, сочный, спелый, полезный, ароматный, сладкий.

4. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

5. Воспитывать желание к коммуникативной деятельности.

Оборудование и материалы: муляжи фруктов, ягод, дидактическая игра магазин “Фрукты-ягоды”, картинки-символы к тексту “Спор фруктов и ягод”, текст SMS -сообщения.

Ход занятия:

1. Организационный момент: Логопед проводит словесную игру “ Назови сок”.

Я буду показывать изображение фрукта или ягоды, а вы правильно назовите сок, который из него готовят.

Сок из вишни …

Сок из сливы…

Сок из айвы…

2. Введение в тему. Логопед проводит игру магазин “ Фрукты-ягоды”.

Сейчас мы пойдем в магазин “ Фрукты-ягоды”. Я буду продавцом, а вы покупателями. Нужно правильно назвать сок, компот или варенье, чтобы его купить (предлагаются картинки, расположенные на доске-“прилавке”: сок-в бутылках, компот-в больших банках, варенье – в маленьких баночках, где на этикетке нарисован фрукт или ягода). Помните, что обращаться к продавцу нужно вежливо, четко произнося название.

Дайте мне, пожалуйста, малиновое варенье.

Мне хотелось-бы купить виноградный сок…

3. Изучение нового материала. Логопед читает текст и выставляет картинки-символы по ходу повествования:

“ У девочки Оли в саду росли фрукты и ягоды. Однажды они завели спор. Яблоко сказало: “Я самый вкусный, сочный, сладкий, красивый и полезный фрукт. Из меня варят яблочное варенье, яблочный компот, делают яблочный сок”. Груша перебила яблоко: “Нет я самая вкусная и полезная. Из меня можно приготовить грушевый джем, грушевое повидло и грушевый сироп”. В спор вступили другие фрукты и закричали: “И мы тоже вкусные, спелые, полезные”.

А Малина тихо добавила: “А из меня варят малиновое варенье, которым лечатся от простуды”. Девочка Оля прислушалась к спору фруктов и ягод и сказала: “Не спорьте, вы все очень вкусные, сочные, спелые и полезные, потому что содержите витамины, которые необходимы и взрослым, и детям”.

4. Беседа по содержанию текста по вопросам логопеда. Пересказ детьми текста с опорой на картинки-символы.

5. Динамическая пауза: “За малинкой в сад пойдем”

6. Пересказ детьми текста с опорой на картинки-символы.

7. Логопед читает SMS -сообщение от девочки Оли, в котором она просит детей помочь исправить ошибки в тексте сообщения, которое она написала, но еще не отправила бабушке:

“Сегодня я сварила из яблок гр ушевое варенье. А из груш я приготовила вишневый джем. Вчера в гостях меня угостили вкусным яблочным компотом, который был сварен из молодых персиков. А завтра я куплю в магазине апельсиновый сок из натуральных груш”.