Второй год жизни ребенка. Ролевые игры. Как развиваются навыки общения и эмоции

06.05.2019

Краткое содержание: Психическое развитие ребенка второго года жизни. Тесты психического развития ребенка второго года жизни. Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни. Упражнения на развитие сенсорных способностей. Упражнения на развитие психомоторики. Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности.

У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4-5 часов.

Нормально развивающиеся дети очень подвижны, находятся преимущественно в положительном эмоциональном состоянии, много лепечут, часто улыбаются, смеются, радуются общению со взрослыми.

Совершенствуется ходьба и другие моторные навыки. Действия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году, приобретают большую ловкость, координацию: лучше получаются действия с кубиками, с мячом, с вкладными игрушками. Ребенок забавно подражает взрослым.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.

Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам - по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать кубик требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать маленькую матрешку.

Одновременно развивается память ребенка. Он уже не только узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время. Эти воспоминания сначала возникают на основе какой-либо наглядной ситуации. Например, показывая на чашку с отбитой ручкой, говорит: "Папа бил" (разбил). Позже эти воспоминания возникают уже по слову. Например, когда ребенку говорят: "Пойдем гулять", он начинает искать одежду, обувь для прогулок.

Второй год жизни является важным этапом для формирования различных бытовых навыков.
Приучение к самостоятельному выполнению гигиенических умений: при умывании ребенок подставляет руки под струю воды, при раздевании снимает колготки, снимает и надевает шапку и т. д.

Во время еды ребенок сам садится на стул, ест аккуратно, пользуется ложной, чашкой и т. д.
Приучайте его к самостоятельности, не делайте за него то, что он может сделать сам.

Воспитывайте любовь к порядку. Пусть ребенок складывает сам игрушки, свою одежду, помогает делать уборку в доме и т. д.

Помните, что дети второго года жизни подражают во всем взрослым. Поэтому присмотритесь к себе: есть ли у вас стремление к порядку, дисциплине.

Мама на приеме спрашивает: "Что мне делать с ребенком, он ничего за собой не убирает, уроки делает до 12 ночи, несобранный какой-то!" Я спросила у этой мамы, а любит ли она сама порядок, организована ли она? "Да, я сама очень неорганизованная, но хочу, чтобы ребенок был другим". Так не бывает. Трудно воспитывать те качества, которыми не обладаешь сам.

Будьте очень внимательны к ребенку, когда он начинает самостоятельно ходить.
В целях его безопасности еще более строго, чем ранее, проверьте все возможные маршруты передвижения и уберите все, что может нанести вред ребенку. Если же вы целыми днями будете, не спуская с него глаз, твердить: "Не трогай, не бери, не ходи", ребенок станет нервным, а ваша жизнь превратится в ад.

Ребенок этого возраста по-прежнему легко переключается. Стоит только показать ему, например, птичку, и он уже забыл, чем занимался до этого. Но уже нужно иногда наказывать малыша: если он нарушил ваш запрет, можно слегка и шлепнуть его. Главное, чтобы наказание следовало тотчас после того, как малыш провинился.

Если хотите, чтобы ребенок в дальнейшем слушался вас и был дисциплинированным, не упускайте времени - потом будет все труднее и труднее.

Второй год жизни - это время становления и быстрого совершенствования речевых функций (основы всего психического развития), то есть это сенситивный период для развития речи.

До полутора лет развивается функция понимания речи, а далее - до двух лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. Одно слово малыша часто выражает целую фразу. Например, слово "на" может означать то "возьми меня на руки" (тянется при этом к взрослому), то "посади на стул" (хлопает рукой по стулу).

В непривычных условиях или с незнакомыми людьми ребенок этого возраста обычно молчит, ведет себя настороженно. Как будто ощущает, что понять его может только мама. Мама знает, что "ка" - это машина, "зи-зи" - муха, "ди-ба" - все высокое, большое, "ба-бах" - танк, "ава" - лошадь.

Однако родителям уже не следует быть такими догадливыми и продолжать понимать ребенка с полуслова. После полутора лет старайтесь, чтобы малыш произносил слово целиком, точно выражал свои желания.

Сверхзаботливая мама, угадывающая желания ребенка еще до того, как он их высказал, тормозит его речь.
При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь.

Известный психотерапевт В. И. Гарбузов сказал: "Первые слова в одно и то же время произносит и будущий гений, и умственно отсталый, а вот первую фразу из двух слов в полтора года и тем более одну фразу из трех-четырех слов к двум годам построит только ребенок умственно сохранный, интеллектуально полноценный".

Конечно, родители начинают волноваться, если их ребенок в два года еще не говорит.

Во-первых, нужно иметь в виду, что мальчики начинают говорить позже девочек. У девочек фразовая речь может появиться в полтора года, а у мальчиков только к двум годам.

Во-вторых, существуют индивидуальные особенности в динамике развития всех психических функций, в том числе речи. Дети, начинающие говорить позднее других, часто говорят более правильно и понятно. Но это бывает тогда, когда у ребенка хорошо развиты познавательные способности, хорошо развита моторика, если он слышит и понимает обращенную к нему речь.

Поэтому, если ребенок в два года не говорит, обязательно проконсультируйтесь у специалистов в области детской психологии и логопедии.

Если по каким-то причинам (болезнь, недостаток общения) речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то и его дальнейшее интеллектуальное развитие начинает задерживаться, так как развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных функций.

Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать и т. д.).

Такая деятельность ребенка создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению. То есть в процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы: ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирает песочек, снег, землю, ведром - воду). Таким образом ребенок приспосабливается к свойствам предмета.

Наибольшее значение среди мыслительных процессов ребенка этого возраста имеет обобщение. Но так как опыт ребенка еще невелик и он не умеет еще выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения бывают неправильными. Например, словом "шар" ребенок обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщение по функциональному признаку: шапка - это шляпа, косынка, кепка и др. Они сравнивают, различают ("Мама большая, а Анютка маленькая"), устанавливают связь между явлениями ("Солнышко пигеет - галять пойдем".)

Значительно обогащается на втором году жизни характер игровой деятельности. Сначала, например, ребенок кормит, баюкает куклу, а затем осуществляется перенос этих действий на другие предметы: "кормит" не только куклу, но и собачку, и медвежонка.

Развивается подражательная игра. Ребенок начинает "читать" газету, "причесываться", "наряжаться" и т. д. В таких играх уже появляется и сюжет, состоящий из нескольких связанных между собой действий.
При некотором руководстве взрослых ребенок проявляет интерес к действиям других детей, эмоционально общается с ними.

Но по-прежнему велика потребность у ребенка в общении со взрослым. Его эмоциональное состояние, его активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые.

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ.

От года до пятнадцати месяцев.

1. Тест с кубиками.

Предложите ребенку кубики размером 8 кубических см. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в пятнадцать месяцев жизни не тащит кубики в рот, не бросает кубики на пол, а выполняет в точности задание.

Для выполнения этого теста необходима доска с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой. Такую доску можно изготовить самим или приобрести в магазине. (Сейчас продаются геометрические конструкторы, кубики или шары с вырезанными в них геометрическими фигурами.)

Начинайте с самого легкого задания. На глазах у ребенка выньте три фигуры из ячеек доски и дайте круг в руки малыша: "Вложи этот кружок в отверстие доски, чтобы она была гладкой". Если ребенок выполняет это задание неправильно и пытается вложить круг в другое отверстие, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: "Видишь, получилось как-то неровно, а нужно, чтобы доска стала гладкой". Если ребенок правильно поместит фигурку, медленно переверните доску и скажите ему: "Вложи еще раз кружочек в отверстие, чтобы доска стала гладкой". Похвалите ребенка. В пятнадцать месяцев жизни ребенок справляется с заданием на вкладывание круга.

3. Тест с пирамидкой.

Покажите ребенку правильно собранную пирамидку, а затем попросите его сделать такую же. В течение нескольких минут воздержитесь от подсказки и наблюдайте за самостоятельной работой малыша.

Часто ребенок неправильно учитывает размеры колец пирамидки и не соотносит их размеры по последовательности. Очень хорошо, если он, заметив совершенную ошибку, устраняет ее, а не разрушает всю постройку.

Если все попытки являются неудачными, помогите ребенку: "Вот видишь, не получилось, не забывай, что сначала надо брать самое большое кольцо, затем поменьше..."
В пятнадцать месяцев ребенок пытается нанизывать кольца пирамидки, но без учета их размера.

4. Тест с предметами быта.

В пятнадцать месяцев ребенок умеет выполнять множество действий с различными предметами быта. Он уже может пользоваться ложкой, подносить ее ко рту; сам пьет из чашки.

Ребенок после года ходит самостоятельно и длительно. Он умеет приседать, наклоняться, ползти вверх по лестнице, залезть и слезть с дивана, может встать с коленей.

От пятнадцати до восемнадцати месяцев.

1. Тест с кубиками.

Предложите ребенку четыре кубика размером 8 кубических см и попросите его построить башню. Если самостоятельно он не может это сделать, покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню.

Затем попросите его построить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других).

Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь поправлять его. Важно, как ребенок понимает вас, как он исправляет ошибки, как обучается.
В восемнадцать месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех-четырех кубиков.

2. Тест с геометрическими фигурами.

Используется доска, куб или шар с прорезями для круга, треугольника и квадрата.
Вынимаете фигуры из прорезей и предлагаете ребенку вложить их обратно, чтобы доска была гладкой.

Ребенок в восемнадцать месяцев обычно вкладывает круг правильно, а на него накладывает две другие фигуры.

3. Тест с пирамидкой.

На глазах у ребенка рассыпаете пирамидку и просите его собрать ее вновь (пирамидка состоит из двух колец).
Наблюдаете за самостоятельными действиями ребенка, способен ли он осуществлять целесообразную деятельность, обнаруживать ошибки и исправлять их. Однако следует иметь в виду, что, в среднем, малыш восемнадцати месяцев собирает пирамидку, но учесть правильную последовательность еще не может, то есть собирает пирамидку без учета размеров колец.

4. Тест с предметами быта.

Полуторагодовалый ребенок уже может: снять с себя варежки, носки, тапки, шапку; есть самостоятельно густую пищу ложкой.

5. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).

В полтора года ребенок обычно может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу.

Дайте ребенку лист бумаги и мягкий карандаш. Покажите, как можно провести горизонтальную и вертикальную линию.
Ребенок полутора лет повторяет штрих, отдаленно напоминающий прямую линию.

7. Тест на оценку памяти.

Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, передать ее маме.
Ребенок в полтора года уже может запомнить и воспроизвести 3-4 действия по памяти.

8. Тест на оценку речевой сферы.

Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, машину, мяч, чашку. Спросите его: "Что это?" В полтора года ребенок может назвать, как минимум, один предмет.

От восемнадцати месяцев до двух лет.

1. Тест с кубиками.

Используйте те же кубики размером 8 кубических см в количестве 10 штук.
Двухлетний ребенок может самостоятельно построить башню из восьми кубиков, а после показа - построить поезд без трубы.

2. Тест с геометрическими фигурами.

Используя знакомую доску, ребенок двух лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). При этом результат может достигаться не сразу, ребенок может делать около четырех ошибочных проб.

3. Тест с пирамидкой.

При небольших подсказках ребенок справляется с заданием, правильно нанизывает два кольца на пирамидку с учетом размера. Но затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов.

4. Тест с предметами быта.

Двухлетний ребенок может вставить ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, "кормит" и баюкает куклу, возит машину, надевает носки, туфли, штанишки.

5. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).

Двухлетний малыш уже достаточно хорошо владеет своим телом. Он может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствия, чередуя шаг; попадает по мячу ногой; умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см; может влезть на стул, чтобы достать игрушку.

6. Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук.

В два года ребенок уже может подражательно (после показа взрослым) повторить рисование вертикальных и круглых линий.

7. Тест на оценку памяти.

Двухлетний ребенок может запомнить и повторить примерно четыре действия. Попросите его выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить его на стул.

8. Тест на словарный запас.

Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: "Что это?"
Двухлетний ребенок называет от 2 до 5 предметов правильно.

9. Тест на узнавание изображений по названию.

Рассматривая с ребенком книжку, покажите ему картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: "Где кошка?" или "Покажи мне кошку, платье и т. д.".
Ребенок двух лет может правильно указать на 5 картинок.

10. Тест на называние изображений.

Показывайте ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, ложку, яблоко, чашку, машинку, стол, корабль, поезд, автобус, самолет, носки, ботинки, лимон, грушу, арбуз, мальчика, девочку, тетю, дядю, бабушку, дедушку, утку, корову, лошадь, чайник, кастрюлю, кровать, нож, вилку, карандаш, газету, книгу. Спросите, показывая каждую картинку отдельно: "Что это?" или "Что тут нарисовано?" Три-четыре картинки ребенок называет правильно.

11. Тест на понимание инструкций.

Двухлетний ребенок выполняет три-четыре простых инструкции.
Попросите ребенка: "дай маме мячик", "положи его на стул", "дай его мне", "подними упавший кубик" и т. д.

Правильное выполнение этих инструкций демонстрирует понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого.

Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка. Если он проявляет:

Склонность к уединению;
- избыточное качание всего тела;
- постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями;
- чрезмерную отвлекаемость;
- частую раздражительность, не поддающуюся успокоению,

то обязательно обратитесь к специалистам по детской психологии.

Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни.

Занятия с ребенком от одного года до двух лет направлены на дальнейшее развитие психомоторной, сенсорной, мыслительной, речевой и других сфер.

Важнейшее значение приобретает грамотный подбор игрового материала, игрушек, предметов, занимаясь с которыми ребенок учится понимать их свойства (величину, форму, цвет), и постепенно переходить от манипулирования к выполнению разнообразных, целенаправленных действий. Выполняя задание на группировку предметов по величине, форме, цвету, ребенок одновременно тренирует память, развивает тонкую моторику пальцев рук, мышление, восприятие и т. д.

Речь ребенка развивается в связи с обозначением предметов и действий с ними. Ребенок может говорить лишь о том, что непосредственно воспринимает. Большое значение для развития речи в этом возрасте играют книги с картинками, чтение и заучивание коротких стихотворений, сказок.

Занятия с ребенком этого возраста отличаются тем, что взрослый почти всегда осуществляет совместные действия с ребенком.

Упражнения на развитие сенсорных способностей.

- Упражнения с пирамидкой.

Покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их.
Дайте возможность ребенку выполнить это упражнение столько раз, сколько он захочет. Не следует на этом этапе требовать от малыша, чтобы он собирал пирамидку правильно - сначала он должен отработать навык надевания кольца на стержень.

На втором этапе подскажите ребенку, что кольца имеют разный размер, и покажите ему два кольца - большой и маленький, скажите: "Давай наденем сначала большое кольцо, а затем - маленькое".

На третьем этапе научите ребенка раскладывать снятые кольца справа от стержня по порядку - с учетом размера, и затем брать эти кольца поочередно и надевать их на стержень.

Если ребенок справляется с заданиями и проявляет интерес, предложите ему более сложные варианты: собрать пирамидку в обратном порядке, от меньшего кольца к большему, собрать пирамидку из колец произвольно перемешанных, собрать пирамидку из перемешанных колец любых двух цветов.

Упражнения с пирамидкой можно выполнять с ребенком в течение всего второго года. Проявляйте терпение, оказывайте помощь ребенку, используя разные приемы: словесное напоминание ("не пропускай колечко", "не переворачивай", "надевай правильно"); показ, если ребенок неверно выполняет задание; совместные действия; зрительно-осязательный контроль (обхватив руку малыша своей рукой, проводите ею сверху вниз по поверхности пирамидки: "Какая гладкая у нас получилась пирамидка").

- Упражнения с пирамидками различной формы (от одного года четырех месяцев и старше).

Для выполнения этого задания необходимо иметь пирамидки разной формы, но одинаковой величины: круглые и квадратные.

Покажите ребенку обе пирамидки, объясните, что на одной - все круглые кольца, а на другой - квадратные бруски. Вместе с ребенком соберите пирамидки. Снова разберите их. Спросите ребенка: "Покажи, где круглые кольца, а где квадратные бруски?"

Помогите малышу разложить детали в ряд (круглые с одной стороны, квадратные - с другой) и затем сложить одну круглую пирамидку, а другую - квадратную.

Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по одной пирамидке: "Смотри, какая она гладкая", и по другой: "А эта пирамидка совсем другая, с острыми уголками".

Ребенок еще не может самостоятельно выравнивать квадратные бруски на стержне. Основная цель этого упражнения - знакомство с предметами разной формы.

- Упражнения с матрешкой.

Сначала, примерно с одного года двух месяцев, используется матрешка с одним вкладышем. Научите ребенка открывать и закрывать матрешку, вкладывать и вынимать.

Покажите ребенку большую матрешку, встряхните ее - внутри что-то гремит. Помогите малышу открыть матрешку, покажите вторую, маленькую матрешечку. Закройте большую матрешку, поставьте рядом с маленькой. Обратите внимание на их величину: "Одна матрешка большая, другая маленькая". Спросите ребенка: "Где большая матрешка, а где маленькая?"

Теперь откройте большую матрешку, спрячьте в ней маленькую и предложите ребенку закрыть ее второй половиной, плотно соединив две половинки, совместите рисунок.

Помогайте малышу открывать и закрывать матрешки.

Если ребенок научился действовать с этой матрешкой, предложите ему более сложный вариант: с двумя вкладышами.

Сначала вынимаете и собираете все три матрешки, выстраиваете их в ряд, подчеркиваете разницу в величине. Попросите ребенка показать, где большая матрешка, где средняя, где маленькая.

Затем собираете матрешки вместе с ребенком: в среднюю прячется самая маленькая, а теперь осталось две матрешки (большая и поменьше), открываете большую матрешку и прячете в ней среднюю.

Постоянно подсказывайте ребенку: "Открой эту матрешку, а теперь эту", "Как закрыть матрешки?", "Давай сделаем, чтобы они стали красивыми, совместим рисунки", "Возьми большую матрешку, вложи в нее среднюю", и т. д.

Для ребенка второго года жизни эти упражнения являются довольно трудными, особенно такие действия, как совмещение рисунка, правильный выбор частей одной игрушки из произвольно размещенных на столе.

- Упражнения с предметами разной величины.

Продолжайте развивать у ребенка умение ориентироваться в предметах по их величине и форме.
Для этого упражнения можно сделать самим необходимые пособия в виде кружочков, квадратиков, треугольников, овалов (по 5 штук большого размера и по 5 штук маленького размера). Это могут быть фигурки, вырезанные из толстого картона.

Важно, чтобы одинаковые фигуры были одного цвета. Например, все кружочки - красные, все квадраты - синие, все треугольники - зеленые. То есть различия - только по величине и форме. Диаметр больших кружков примерно 4-5 см, маленьких - 2-3 см; стороны большого квадрата 4-5 см, маленького - 2-3 см; размеры большого треугольника: 4,5x4,5x4,5 см, малого - 3x3x3 см; овалов: 5x3 см и 3x2 см.

Сначала показываете ребенку только кружочки, объясняя, чем они отличаются: "Вот, посмотри, это большие кружки, а это маленькие. Давай разложим большие в одну коробочку, а маленькие - в другую".

Выполняйте это задание сами, спрашивая у ребенка, куда положить большой кружок и куда маленький (маленький прячется в ладошке, а большой трудно спрятать). Затем предложите малышу самостоятельно разложить кружочки.

Если с этим заданием ребенок справился, переходите к другим фигурам, действуя так же.

И только после того, как ребенок безошибочно делит все фигуры по величине, приступайте к раскладыванию фигур в соответствии с их формой. Сначала предлагайте ребенку два вида фигур одной величины, например, маленькие кружки и маленькие квадратики. Раскладываете вместе с ребенком кружки в одну коробочку, квадратики - в другую. Далее переходите к следующей паре фигур.

Действуйте постепенно, не торопитесь, поддерживайте интерес ребенка к занятиям (называйте фигуры игрушками, употребляйте слова: такой, не такой, одинаковые, разные; не требуйте, чтобы ребенок произносил и запоминал названия фигур).

- Упражнения с длинной и короткой лентой.

Это упражнение поможет ребенку понять различия между словами, обозначающими разную длину.
Возьмите две палочки с закрепленными на них лентами: одна короткая - сантиметров 5, а другая длинная - сантиметров 20. Научите ребенка накручивать ленту на палочку. Когда ребенок овладеет этим навыком, предложите ему поиграть, кто быстрее завернет ленту на палочку. Себе возьмите короткую. Обязательно выиграйте. После этого разложите ленты на полу, Покажите, как они отличаются по длине. Спросите у ребенка: "Ты какую ленточку возьмешь теперь, короткую (вот она) или длинную, вот эту?" В любом случае дайте ребенку короткую ленточку и проведите снова соревнование. Теперь вы, конечно, должны проиграть.
Еще раз уточните, где короткая, а где длинная лента.
Через несколько дней вернитесь к этой игре.

- Упражнения с досками.

Использовать можно любые поверхности с вырезанными в них отверстиями, так, чтобы ребенок мог вставлять в них соответствующие части.

Начинать занятия с ребенком полутора лет нужно с самой простой доски. Размер ее, примерно, 30x15 см. Размер вырезанных кружков в диаметре: больших - 4,5 см, маленьких - 3 см.
Говорите ребенку: "Давай мы с тобой поиграем в такую игру. Вот домик с окнами, их нужно на ночь закрыть. Вот большие окошки, а вот - маленькие. Найди большие кружочки. Закрой ими большие окошечки. Маленькими кружочками закрой маленькие окошечки".

Сначала попросите ребенка отыскать большой кружок и показать, какое окошечко нужно им закрыть. Для облегчения выполнения задания раскладывайте большие кружки слева от доски, а маленькие - справа. Затем перемешайте и большие и маленькие кружочки и помогите ребенку правильно сопоставлять величины предметов.

Ближе к двум годам усложняйте это задание, предлагая ребенку доски, на каждой из которых вырезаны разные геометрические фигуры: кружки и квадраты, треугольники и кружки, овалы и квадраты и т. д.

Самыми сложными являются задания на вкладывание фигур сходной формы: круги и овалы, квадраты и прямоугольники.

Если у ребенка не получается правильное выполнение заданий, переходите к последовательному дробному членению, заключающемуся во внимательном рассматривании отверстий и вкладышей, в ощупывающих действиях рукой, сопоставлении и сравнивании, способе захватывания вкладышей, примеривании их к отверстиям, нахождении нужного ракурса для закрытия отверстий.

- Упражнения с предметами разного цвета.

Подберите палочки, кубики или другие предметы разного цвета: например, 5 кубиков красного цвета и 5 кубиков зеленого цвета.

1) Возьмите один кубик красного цвета и попросите ребенка найти такой же кубик, затем возьмите кубик зеленого цвета и попросите ребенка отыскать точно такой же.

2) Положите один кубик красного цвета в коробочку, попросите ребенка найти такие же кубики и
все сложить в эту же коробочку. Затем перемешиваете снова красные и зеленые кубики и то же самое задание выполняете с зелеными кубиками.

3) Теперь возьмите две коробочки: в одну положите красный кубик, в другую - зеленый, а ребенок раскладывает остальные в соответствии с цветом.

4) Используете кубики (по 5 штук) трех цветов: красные, зеленые, желтые.
Если ребенку трудно дается выполнение этих заданий, помогайте ему, группируя кубики по цвету, то есть не перемешивайте их.

Упражнения на развитие психомоторики.

- Прыжки.

Поддерживая ребенка за руки или под мышки, предложите ему попрыгать на месте вверх, вниз,
приговаривая: "Прыг-скок, прыг-скок. Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок. Обвалился потолок, прыг-скок, прыг-скок".

Выполняйте это упражнение ежедневно. Когда у ребенка будет получаться хорошо, поиграйте с ним в зайчиков-попрыгайчиков.
Следующим упражнением для совершенствования этого навыка может быть такая игра: возьмите в руку игрушку и поднимите ее вверх, держа на небольшом расстоянии от головы ребенка, пусть он попытается, подпрыгнув, достать ее рукой.

- Игра в прятки.

Спрячьтесь от ребенка, пусть он вас ищет. Кричите ему: "Ау! Ищи меня!" Когда ребенок вас найдет, подхватите его на руки, покружите слегка, потеребите его, вызывая положительные эмоции. Затем научите ребенка самого прятаться, а вы будете его искать. Делайте это не слишком долго, но пусть ребенок слышит, как вы его зовете, и наблюдает за вами. В этом возрасте дети обычно долго не могут терпеть такую ситуацию и сами выходят из укрытия.

- Лазанье.

1) Положите яркую игрушку на диван. Чтобы достать ее, ребенок вынужден будет залезть на диван и слезть на пол.

2) Привлекая внимание ребенка каким-либо ярким предметом, стимулируйте его пролезть на четвереньках под стулом.

3) Учите ребенка залезать и вылезать, например, из большой коробки. Помогайте ему на первых порах.

- Перешагивание.

Разложите на полу разные предметы, которые малыш смог бы перешагнуть. Возьмите его за ручку и погуляйте по комнате. Всякий раз, когда ребенок останавливается перед препятствием, помогите ему высоко поднять одну ногу, затем другую и перешагнуть через предмет.

- Игры в мяч.

1) Дайте ребенку в руки небольшой мячик и помогите ему бросить этот мяч на пол. Теперь положите мячик рядом с малышом, пусть он сам возьмет его в руки, а потом бросит. Следующий шаг - обучение ловле мяча, точнее - его захватыванию.

2) Садитесь с ребенком на пол напротив друг друга, разведите ноги в стороны и перекатывайте мяч друг другу. Постепенно увеличивайте расстояние между собой и малышом.

3) Для развития координации движений используйте игры с воздушными шарами. Сначала поиграйте с одним шариком, а затем с двумя-тремя. Например, нужно не дать упасть шарикам на пол, постоянно подбрасывая их вверх.

4) Для развития глазомера бросайте мяч в небольшую картонную коробку. Сначала это расстояние не должно быть большим, постепенно увеличивайте его. Помогайте ребенку выполнять это упражнение, стремитесь не к результату, а к тому, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию.

- Рисование карандашами.

Учите ребенка держать карандаш в руке, замечать следы от карандаша на бумаге, а главное, постарайтесь вызвать интерес к рисованию.

Рисуете вместе с ребенком, удерживая его руку с карандашом в своей.
Для начала нарисуйте, например, капельки дождя. Расскажите ребенку какую-нибудь историю про дождик, стихи или спойте песенку:

Дождик, дождик,
Кап-кап-кап.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

Заранее изобразите на листе бумаги тучу, а затем вместе с ребенком нанесите штрихами капельки дождя. Обсудите первый рисунок, спросите у ребенка: "Где сильнее дождик идет?"

- Рисование красками.

Приготовьте лист бумаги и краску трех цветов (красную, желтую, синюю). Сначала дайте ребенку сухую кисть и предложите ему сделать несколько мазков сухой кистью на листе бумаги. После предварительного упражнения в сухом примакивании начинаете вместе с ребенком рисовать красками.

Покажите ребенку, как нужно аккуратно макнуть кисточку в краску: "Смотри, на кончике кисти маленькая фигурка зайчика. Вот как прыгает зайчик - прыг-скок, прыг-скок". И на бумаги появляются красочные цветовые пятна.

А затем нарисуйте листопад: "Вот подул ветерок и полетели листочки с дерева, упали на травку - падают, падают листья, в нашем саду листопад".
Полюбуйтесь вместе с ребенком картиной листопада.

- Лепка из пластилина.

Покажите ребенку маленький кусочек пластилина, сделайте из него шарик, положите его на досочку и нажмите пальцем.
Спросите у ребенка: "Что было у нас с тобой? - шарик, а что получилось?" Предложите ребенку самому сделать из шарика лепешечку, а потом вместе слепите морковку, оладушки для куклы и т. д.

Обращайте внимание ребенка на изменчивость формы, помогайте ему находить сходство с предметами.

Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности.

- Смотрите книжки с картинками.

Старайтесь как можно больше привлекать внимание малыша к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ребенком, показывая изображения животных, знакомых ребенку предметов, людей. Задавайте ему вопросы: "Покажи, где киска?", "Как киска мяукает?", и т. д.

- Читайте ребенку стихи, потешки, считалки, пойте песенки.

Не забывайте народное творчество: продолжайте играть в "Козу рогатую", "Ладушки", " Сороку-бе-лобоку", "Пальчики в лесу".

Постепенно расширяйте звуковую и речевую среду в освоении языка. Пусть вас не тревожит то,
что ребенок еще многого не понимает.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
"Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!"

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка -
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.

- Игры с куклой.

Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, гулять с ней и т. д. Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.
Например: "Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?", и т. д.

- Ролевые игры.

К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком.

Так, например, поиграйте в игру "Кошки-мышки". Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. "Кот" ходит по комнате, а "мышка" спряталась. Затем "кот" улегся спать, и "мышка" вышла из своего укрытия. "Кот" проснулся, потянулся, замяукал, и "мышке" надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться). Далее меняетесь с ребенком ролями.

Или поиграйте в "Мишку-косолапого".

Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок:

Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает
И в карман кладет.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою - топ!

Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Возрастные особенности детей второго года жизни

Ребенок этого возраста осваивает мимику. Он будет внимательно следить за выражением лиц окружающих взрослых и пробовать подражать им. В мимике проявляются его эмоции.

Ребенка привлекают отдельные предметы. Остановив взгляд на предмете, малыш как бы цепляется за него и больше ничего не видит. Так как он еще не умеет им пользоваться, а других навыков пока нет, он стремится схватить замеченный предмет, попробовать на вкус или ломает руками. Отвлечь его от этого действия трудно. Взрослый может подключиться к манипуляциям с этим предметом, постепенно давая навыки обращения с ним. Не стоит сразу отнимать и прятать, даже если вы боитесь за целостность вещи, оказавшейся в руках малыша. Постарайтесь научить ребенка совершать новую для него манипуляцию с этим предметом и подмените его, продолжая осваивать эту манипуляцию теперь с другим предметом.

Выхватывание предметов и запрет их трогать могут вызвать слезы и даже закрыть дальнейшее стремление ребенка изучать окружающий мир руками.

Вырастая, такие дети не хотят учиться выполнять определенные манипуляции с предметами. Мне приходилось встречать немало взрослых людей с детскими страхами освоения видов ручной деятельности.

Так, один мужчина, преподаватель вуза, когда ему предложили поучаствовать вместе со всеми в работе по саду, неожиданно для всех закричал, что он может поранить палец и ему будет больно. Оказалось, что он за всю свою жизнь никогда не делал своими руками ничего, кроме элементарных движений. Компенсаторный механизм в мозгу позволил ему развить другой навык – способность хорошо и красиво говорить. Благодаря этому он смог устроить свою жизнь.

Этот же механизм позволяет слепому лучше слышать, а глухому дает прекрасное зрение.

В период развития, когда малыш начинает осваивать различные манипуляции с предметами, очень важно ему помогать с этим. Наберитесь терпения и помните, что все, чем занимается ваш ребенок, – это игра и она должна приносить удовольствие.

Если малышу хочется поиграть веником, посудой или чем-то еще, он стремится научиться выполнять те манипуляции, которыми обладаете вы.

Так как многие малыши большую часть времени находятся возле матери, которая «играет» с кухонной посудой, веником и другими бытовыми предметами, ребенок тянется именно к ним. Малыш стремится научиться манипуляции ими и очень нуждается в терпеливой помощи со стороны взрослого. Если вам удастся в игре дать ему эти навыки, то в дальнейшем домашняя работа будет ребенку доставлять удовольствие.

Многие люди, родители которых не запаслись любовью и терпением, не любят домашнюю работу. Это связано с проявлением раздражения и нетерпения со стороны взрослых в тот момент, когда малыш тянулся к освоению предметов.

Итак, как лучше заниматься с малышом в этот возрастной период.

Ребенок 2 лет любит игры с предметами.

Это могут быть простые, однотипные действия: он открывает и закрывает коробку, кладет кубик на кубик, снимает кольца со стержня пирамидки и надевает их снова. Всем этим он будет с удовольствием заниматься, если вы, показывая эти действия, будете выражать удовольствие и интерес.

Малышей всегда интересуют показ нового предмета или игрушки, их назначение, форма. Их занимает сама мысль, как с ней справиться, куда ее применить, поэтому сначала игрушки надо дать для изучения.

На втором году жизни эти действия носят целенаправленный характер.

Он обязательно уложит все кубики в ряд, соберет матрешку, разберет ее. По сравнению с предыдущим периодом действия становятся более совершенными. Ребенок уже владеет предметами орудийного характера: он стучит молоточком, совком набирает песок, высыпает его в ведерко и так далее. Все эти действия он выполняет после того, как их показал ему взрослый.

То, что ребенок видит и подмечает, в дальнейшем он использует как начало сюжетной игры – купает куклу, вытирает, кормит, укладывает спать. Сюжетная игра состоит из повторяемых действий.

Когда у вас есть время и хорошее расположение духа, поиграйте с малышом. Для него важен контакт с вами. Малыш обучается в игре, так устроено все в мире природы. Теперь для него становится доступным различение свойства предметов. Вы можете, играя, учить ребенка этому.

Поиграйте с пирамидками, матрешками, вкладными чашками и др.

Дети учатся различать величину предметов (сначала более контрастную), например собирать пирамидку из 3-4 колец или двухсоставную матрешку.

К концу второго года жизни дети собирают постепенно уменьшающуюся по величине пирамидку из 6-8 колец и четырехсоставную матрешку.

Малышей следует научить подбирать по образцу однородные по форме предметы, сначала очень непохожие (шар, куб, прямоугольник), затем более сходные: шар и яичко или грибочки разных форм.

Также необходимы занятия по развитию у детей ориентировки в основных цветах.

Например, предлагается разложить шарики двух цветов в мисочки такого же цвета. Можно предложить одинаковые по форме, но разные по окраске игрушки или игрушки одного цвета, но разных форм и пропорций.

С детьми в возрасте 2 лет проводятся такие занятия, которые развивали бы координацию мелких движений кисти, движения пальцев, понимание названий предметов и их частей («сними и надень кольцо», «покатай шарики», «положи грибочки в корзиночку» и т. д.).

На занятиях с разнообразными предметами дети учатся вставлять их в отверстия, вынимать и при этом производить действия не с одним шариком или грибочком, а с 6-10 штуками.

Для детей второго года жизни характерно переводить взгляд с одного предмета на другой, играть с теми предметами, которые они увидели. Если малыш заметил мяч, то он играет с ним, заметил красивую машинку – бросил мяч и схватил машинку. Внимание в этом возрасте неустойчиво, ребенок все время отвлекается, запас действий с предметами ограничен. В то же время ребенок почти постоянно находится в движении, так как основа его развития – психомоторная.

В этом возрасте дети еще не умеют хорошо говорить, не могут правильно выразить свои желания, но уже учатся строить взаимоотношения с такими же малышами. Если они играют вместе, то они только находятся друг около друга, а играют каждый в свою игру, взглядом следят друг за другом и при случае отбирают игрушки у другого. Они не могут еще согласовать свои действия, поэтому происходят ссоры.

Дети второго года жизни эмоциональны.

Они уже проявляют свои чувства в мимике, возгласах, что-то лепечут на своем языке. Их эмоциональное состояние будет сильно зависеть от того, сколько времени проводит с ними взрослый, чему он их учит.

Но надо помнить и о том, что дети второго года жизни быстро утомляются, легко возбуждаются, психически ранимы. Родителям не следует увлекаться, наслаждаясь эмоциональной отзывчивостью малыша. Иначе его нежность и улыбки могут смениться истериками, слезами и раздраженными криками.

Дети 2 лет уже могут проявить сострадательное отношение к своим сверстникам, могут испытывать к ним чувство жалости при возникновении физической боли. Они легко могут отказаться от лакомства в пользу своего друга. Это – начало проявления у детей гуманных чувств.

Нравственное воспитание у детей 2 лет проявляется и в играх с предметами – это умение с ними обращаться.

Детей необходимо привлекать к посильной помощи по уходу за игрушками.

Вы выходите с ребенком гулять, и его уже тянет к совместным играм с другими детьми. Нужно помочь ему с первого знакомства учиться играть друг с другом, не мешая, не отнимая друг у друга игрушки. Постепенно дети привыкнут к совместной деятельности и тогда смогут вместе с другими смотреть картинки, животных, играть, ходить на прогулки.

В этом возрасте можно начать развивать элементарные представления о плохих и хороших поступках, о том, что можно делать и чего нельзя. Дети второго года жизни не могут сами управлять своими эмоциями, не могут правильно оценить свое поведение, и им в этом может помочь любящий и заботливый родитель.

Необходимой и существенной частью воспитания детей второго года жизни являются формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, отработка правил поведения, предупреждение возникновения отрицательных привычек.

Из книги Пришельцы из Будущего: Теория и практика путешествий во времени автора Голдберг Брюс

Ведущий теленовостей документирует свои возрастные прогрессии Многие скептически относятся к идее прогрессии в будущее под гипнозом или каким-либо другим способом. С тем чтобы доказать, насколько точной может быть гипнотическая возрастная прогрессия, я приведу

Из книги Воспитание начинающееся до рождения автора Айванхов Омраам Микаэль

Из книги Срочная помощь для тех, кто попал в беду. Заговоры от несчастья и болезней автора Стефания Сестра

МОЛИТВА СУПРУГОВ, ДЕТЕЙ НЕ ИМЕЮЩИХ (О ДАРОВАНИИ ДЕТЕЙ) Услышь нас, Милосердый и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем,

Из книги Неоднородная Вселенная автора Левашов Николай Викторович

4.3. Качественные особенности органических молекул и их роль при зарождении жизни А сейчас рассмотрим, как при перечисленных выше необходимых условиях, зарождается и развивается жизнь. Морская вода, как всем известно, стала колыбелью жизни. В ней содержатся практически

Из книги Личный численный календарь или Как жить в соответсвии со своими ритмами автора Зюрняева Тамара

Расчет числа текущего года жизни Определим число возраста человека или число текущего года жизни. В жизни мы часто склонны скрывать или уменьшать свой возраст. А ведь показатель возраста – источник нашей силы в настоящий момент времени. Искажая этот свой показатель

Из книги Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп автора Кваша Григорий Семенович

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 10 автора Степанова Наталья Ивановна

Возрастные контрасты О возрастной теории структурного гороскопа, которую в последнее время во многих изданиях стали называть китайским возрастным гороскопом (клянусь, что я не китаец), написано достаточно много. Остается лишь повторить некоторые идеи.Брак в возрасте

Из книги Легенды Азии (сборник) автора Рерих Николай Константинович

Заговоры для детей и на детей Заговор при трудных родах У некоторых женщин роды проходят настолько тяжело, что они потом зарекаются рожать еще раз. Бывает, что роженицы мучаются по пять суток, а некоторые из них даже умирают от различных осложнений. Я научу вас, как можно

Из книги Откровения Ангелов-Хранителей. Любовь и жизнь автора Гарифзянов Ренат Ильдарович

Изучение жизни. Речь слушателям «Института Жизни, мудрости» в Нью-Йорке 13 апреля 1934 года Мои дорогие друзья. Вы не можете себе представить, как часто я упоминал о Вашем Институте и в Индии, и во Франции, и во многих других странах. Мне было радостно упоминать Вашу

Из книги Жить без боли в спине: как вылечить позвоночник и улучшить общее самочувствие автора Риппл Стивен

Первые три года жизни Ребенок на самом деле очень разумное существо – он не капризничает, он таким образом сообщает вам жизненно важную для него информацию.В первые три года жизни ребенка родители вообще не должны на него кричать или ругать за что-нибудь. В этот период

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Возрастные достижения На что способен человек, вступая в новый возраст? Для ответа на этот вопрос неплохо бы сделать небольшой обзор общемировых возрастных достижений. Для начала хорошо бы обратить внимание на литературу, точнее, на прозу.В самом деле, так ли уж важно

Из книги Лечение позвоночника: научитесь жить без боли в спине. автора Риппл Стивен

Возрастные особенности и занятия для детей 3-4 лет Внимание детей 3-4 лет уже более устойчиво, но непроизвольно, то есть связано с изменениями в окружающей обстановке.В игре ребенок придает воображаемое значение любому предмету (палочка вместо термометра, которой он

Из книги Верну мужа в семью автора Невский Дмитрий

Возрастные особенности Это возраст, когда аура матери и ребенка разделяется. Оба они, переживая серьезный период деления, ослабляются. Об этом я уже писала в книге «Путь от рождения к мудрости».В этом возрасте ребенок становится относительно самостоятельным. Он уже

Из книги автора

Дегенеративно-дистрофические или возрастные изменения Деградация тканей – это естественный результат старения, биохимический процесс, в котором решающую роль играют так называемые свободные радикалы. Свободные радикалы появляются как побочный продукт обменных

Из книги автора

Мужчина и Женщина – этапы построения отношений. Возрастные и временные кризисы После того как вы узнали, что представляют из себя аномалии в структуре отношений, с чем возможно столкнуться и как это выглядит, стоит уделить внимание так называемой временной шкале

Физическое развитие детей 1-3 лет продолжается семимильными шагами. Освоив навык хождения, малыши ведут себя все активней и активней, в этом возрасте их ни на минуту нельзя оставить без присмотра. Серьезные изменения происходят во всех системах и органах. И очень многое зависит от того, как будут развивать ребенка в 1,2 и 3 года родители, каким навыкам и умениям они его обучат.

Как физически развивается ребенок в 1 год

Малыш начиная с 1 года постоянно находится в движении, поэтому на скелет падает довольно большая физическая нагрузка. За детьми надо внимательно следить, чтобы они правильно сидели, спали не на слишком мягкой постели, носили обувь по размеру.

У ребенка в этом возрасте формируется процесс правильного теплообмена. Чтобы не нарушить его, ни в коем случае не следует допускать перегревания или переохлаждения малыша.

Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг веса тела, больше, чем у взрослых, поэтому дети могут легко перегреваться или переохлаждаться во время прогулок.

В процессе физического развития у ребенка 1 года совершенствуются органы дыхания и , увеличивается их работоспособность. Дыхание становится более глубоким, число дыханий к трем годам составляет 28-30 дыхательных движений в минуту, пульс - до 110 ударов в минуту. Нормальное систолическое (верхнее) давление для ребенка в возрасте 1 года - 85-100 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) - 35-45 мм.

Особенностью физического развития ребенка в 1 год является замедленный рост волос и быстрая их смена. Толщина их постоянно увеличивается.

В этом возрастном периоде прорезываются первые коренные зубы. До 2-х лет количество зубов определяют так: возраст ребенка в месяцах минус 4. Таким образом, у ребенка в 18 месяцев должно быть 14 зубов. Но это, разумеется, усредненные данные. Чаще всего к двум годам у малыша прорезываются уже все 20 молочных зубов. Их должно быть в каждом ряду по 10:4 резца, 2 клыка, 4 коренных; в отличие от взрослых, малые коренные зубы отсутствуют. Развитие органов пищеварения у детей 1-3-х лет еще не завершено.

В этом возрасте увеличивается ферментативная активность пищеварительных соков. Желудочно-кишечный тракт переваривает только хорошо обработанную пищу и недостаточно обезвреживает попавшие с пищей болезнетворные микробы.

На 2-м году жизни иммунитет, полученный ребенком при вскармливании грудным молоком, утрачивается, и вследствие этого малыши становятся более восприимчивыми к инфекции.

На втором году жизни в детском организме происходят значительные изменения. Начинается наиболее интенсивное развитие зрения, моторики движений и осязания.

Каждый месяц приносит прибавку в росте до 1 см, в весе -до 200 г. Ребенок интенсивно растет, у него развивается опорно-двигательный аппарат. Появляются новые двигательные навыки, совершенствуется координация движений рук. В результате ребенок много двигается и играет с предметами (кубики, пирамидки).

От 1 года до 1,5 лет ребенок дольше бодрствует (до 4-х часов). Он может обходиться без опоры, вставать и проходить небольшое расстояние, которое со временем увеличивается. Совершенствуется ходьба ребенка. Он учится ходить по неровной поверхности (поросшим травой небольшим возвышенностям), пытается обходиться без помощи взрослых. Неизбежны и падения. Но упорству ребенка можно позавидовать. Ребенок уже в состоянии сам влезть на небольшой стул или диванчик, закрыть дверь. Он играет с пирамидками, пытается рисовать. Малыш понимает простые указания и выполняет их.

Физическое развитие детей в 1-3 года уже позволяет им подниматься по лестнице – сначала с поддержкой, а потом и без неё. В год малыш пытается сам есть ложкой, одеться и раздеться без помощи родителей. Он охотно играет с мячом, строит из кубиков сложные сооружения.

Основной навык, который осваивает ребенок на втором году жизни, - ходьба. Его первые шаги еще неуверенные. Он часто падает и для скорости переходит на ползанье, чтобы быстрее достичь цели. Одна из особенностей физического развития ребенка 1-3 лет – хождение, переваливаясь с ноги на ногу. Когда малыш пытается бежать, то наклоняет туловище вперед, вытягивает руки. Но ежедневная практика дает свои результаты.

В процессе того как развивается ребенок в 1 год, постепенно ему удается ходить прямо. Правда, он все еще широко расставляет ноги и руки для равновесия. Но зато для того, чтобы встать, он уже не хватается за опору. Малыш становится на четвереньки, затем приседает на корточки и из этого положения встает прямо. Со временем он делает это все более уверенно. Весь второй год дети тренируются в ходьбе, и она доставляет малышам огромное удовольствие. Дети чувствуют уверенность и начинают использовать свое новое умение. Ребенок бегает вперед, назад, по кругу, изображая самолетик.

Как физически развивать ребенка в 1 год?

Нагрузки при физическом развитии детей старше 1 года должны строго соответствовать уровню развития жизненно важных органов. При проведении физических занятий надо, чтобы ребенок понимал обращенные к нему слова, правильно выполнял все движения и не задерживал дыхание. С этого возраста можно разрешать ребенку принимать недолгие солнечные ванны и купаться в открытых водоемах. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Нужно создать условия для физического развитие детей 1-3 года жизни, обеспечить безопасность окружающего пространства и по мере возможности ни на минуту не терять из виду малыша.

Для того чтобы помочь малышу освоить ходьбу, нужно учить его ходить по ограниченной поверхности (узкой дорожке), почаще гулять по пересеченной местности, так как это труднее, чем передвигаться по комнате.

Другой навык, который осваивает малыш, - это самообслуживание. Ребенок уже достаточно владеет своим телом и пытается сам одеваться и раздеваться, есть, и имитировать движения взрослых. Конечно, сначала это усложняет жизнь родителям. В процессе того как развивать ребенка в 1 год, нужно позволить малышу самому всовывать руки в рукава, надевать ботинки или снимать их. Пусть пытается самостоятельно причесываться. Можно сопровождать процесс одевания словами для обозначения действий, называть предметы одежды. Пускай ребенок возьмет ложку и пытается, есть сам. Для него это пока игра. Вам нужно запастись терпением, вытирать кашу, лужицы супа и собирать еду по всему столу, полу. Конечно, легче накормить ребенка из ложечки. Но сначала малышу нужно позволить вволю освоить процесс кормления самого себя, а затем его докормить. Со временем он будет владеть ложкой лучше и не придется больше уговаривать его съесть еще немного, ребенок сам съест столько, сколько нужно.

Вы должны быть готовы к тому, что юный «альпинист» попытается влезть на все, что угодно. Поэтому в ходе физического развития детей 1-2 лет следует контролировать процесс - не запрещать, а именно контролировать.

Необходимо убрать табуретки под стол, следить, чтобы рядом с газовой плитой их тоже не было. Можно соорудить ребенку горку из подушек и валиков.

Идеально подходит для освоения лазания горка. Здесь два удовольствия в одном - залезть и скатиться с горки вниз.

Не менее любимым занятием для малыша является «верховая езда». Для этого подходят и стульчик, и велосипед. Эти предметы должны быть устойчивы. Учитывая особенности физического развития детей 1-3 года жизни, нужно обеспечить безопасность малышей. Например, во время активных игр вокруг разложить подушки, чтобы неизбежные в первое время падения не имели серьезных последствий в виде травм.

Как физически развивается ребенок в 2 года

Ближе к двум годам ребенок уже достаточно освоил ходьбу. Физическое развитие в 2 года позволяет малышу совершать небольшие пробежки, резко останавливаться, чтобы подобрать интересный предмет. В карманах маленького исследователя скапливается огромное количество мусора. Нужно следить за тем, что он подбирает, так как не все предметы безопасны для него.

Большинство детей первых двух лет жизни разворачивают ступни ног внутрь. Это связано особенностями физического развития детей 2-х лет – дело в том, что до 3-х лет у малышей нет прогиба на ступне, и таким образом они компенсируют его отсутствие. Если ребенок спотыкается при ходьбе и беге, не стоит волноваться. Если физическое развитие ребенка в 2 года происходит нормально, то со временем все нормализуется. К врачу-ортопеду необходимо обратиться, если ребенок спотыкается очень часто. Важно помнить, что детские кости находятся в процессе непрерывного роста и привычка спать в неправильной позе или сидеть, поджав ноги под себя, могут способствовать искривлению бедренных костей.

Беспокойство также может вызвать кажущееся плоскостопие малыша. Оно носит временный характер и к 2-3-м годам должно пройти. Чтобы убедиться, правильно ли происходит физическое развитие стоп детей 2-го года жизни, можно провести мысленно линию вдоль ахиллова сухожилия на задней стороне ножек малыша. Если эта воображаемая линия прямая, нет причин для беспокойства. Если же она имеет наклон внутрь, малышу потребуется коррекция с помощью специальных вставок в обувь. Посоветовавшись с ортопедом, можно подобрать подходящие вставки.

Как развивать ребенка 2-х лет

На втором году у ребенка движения рук и пальцев становятся более точными. Чтобы развивать их, существует множество игр и занятий (например, строительство сооружений из кубиков или нанизывание колец на столбик пирамидки). Поначалу сооружения простые - из 3-4-х кубиков, а пирамидка совсем и не похожа на пирамидку, кольца надеты беспорядочно. Но со временем все начинает получаться лучше.

Как нужно развивать ребенка в 2 года, чтобы все органы формировались гармонично? Развитию пальчиков способствует рисование. Ребенок должен освоить лист бумаги и карандаш. Он будет чертить линии, зажав карандаш в кулачок, может даже порвать лист бумаги. Для начала можно показать ему, как нарисовать, например, прямую линию, а затем провести такую же вместе, взяв его руку в свою. В 2 года ребенок сможет воспроизвести окружность. К концу второго года ребенок осваивает самостоятельный подъем по лестнице, правда, пока приставными шагами. Спускается он по-прежнему только с поддержкой. А еще маленькому непоседе в один прекрасный день удается спрыгнуть с небольшой высоты.

Развивается ребенок в 2 года очень активно, поэтому начинается череда экспериментов. Нужно быть начеку, чтобы обеспечить малышу безопасность. Пусть прыгает в подушки. Ребенок осваивает и прыжки на одном месте. Особенно ему это нравится делать под музыку.

Как нужно развивать ребенка в 3 года

Темп физического развития детей к 3-му году жизни замедляется. За год малыш прибавляет в весе около 2-2,5 кг, а в росте - до 8 см. Начинают меняться пропорции его тела. Растут в основном ноги. Завершается формирование свода стопы. У ребенка совершенствуется деятельность всех органов и систем организма. Благодаря этому он становится более выносливым и работоспособным.

Движения трехлетних детей отличаются целенаправленностью. Например, ребенок усаживает куклу на стульчик и кормит, катает на машинке игрушки.

Ходьба отличается уверенностью и ритмичностью движений. Физическое развитие детей в 2-3 года позволяет малышам достаточно хорошо владеть своим телом, чтобы остановиться по просьбе взрослого, резко ускорить движение, правда, движения рук и ног еще не согласованы.

Нужно учить ребенка бросать и ловить мяч, забрасывать его в сетку. Если физическое развитие детей 2-3 лет происходит нормально, то в этом возрасте малыши уже могут совершать одновременно движения и руками, и ногами (например, топать и хлопать в ладони), в то время как раньше он мог делать что-то одно и попеременно. Ребенок к 3-м годам продолжает осваивать ползанье и лазанье. Он может взобраться по гимнастической стенке на высоту до 1,5 м, пролезать под веревкой или палкой, прыгать на двух ногах.

Малыш уже хорошо владеет руками. Нужно продолжать учить раздеваться или одеваться ребенка без помощи. В этом возрасте младший дошкольник уже сам умывается, пытается завязывать шнурки на ботиночках.

Одна из особенностей физического развития детей 2-3 лет – бурного желание самостоятельности. Нужно поддерживать у ребенка потребность все делать самому и правильно направлять его стремление помочь взрослым. Тогда малыш с удовольствием будет выполнять поручения, убирать за собой одежду и игрушки.

В 3 года ребенок может посещать детский сад. Попадая в коллектив, он усваивает новые правила общения, понимает, что существует взаимопомощь, учится быть щедрым. Если до 2-х лет дети обычно играют рядом, но не взаимодействуют друг с другом, то в 3 года появляются коллективные игры. В этих играх уже имеется определенный сюжет и у каждого своя роль (ты - дочка, а я - мама). Взрослые не должны без необходимости вмешиваться в игры. Они могут лишь помочь вовлечь в процесс других детей своей подсказкой или перевести назревающий конфликт в мирное русло.

3 года - наиболее благоприятное время для приучения ребенка к труду. Теперь, когда вы знакомы с характеристикой физического развития детей 3 лет, можно прививать им более сложные навыки и умения: например, показать, как поливать цветы, вскопать небольшую грядку, зимой подмести дорожку.

Статья прочитана 10 137 раз(a).

Стоит ребенку освоить хождение, как мамы начинают паниковать, запрещая крохе приближаться к шкафам и тумбочкам. В реальности второй год жизни младенца вовсе не должен доставлять родителям столько беспокойства. Достаточно понимать особенности развития детской психики, чтобы правильно реагировать на поведение малютки и незаметно корректировать его, одновременно вырабатывая полезные привычки.

Эмоциональные особенности ребенка второго года

В возрасте до двух лет малыш эмоционально реагирует только на те ситуации, которые непосредственно воспринимает, поскольку у него пока нет воображения и представления об абстрактных понятиях. Все эмоции проявляются одинаково интенсивно, так как все его желания равноценно сильны. Он не может сделать выбор, расставить приоритеты, контролировать свои порывы. Функцию управления поведением ребенка должны брать на себя взрослые, в арсенале которых имеются похвала и наказание.

Свобода движений позволяет деткам общаться друг с другом. При этом каждый из них ведет себя, отталкиваясь от собственных желаний. Такое связано с тем, что карапуз не может поставить себя на место другого, не имеет способности к сопереживанию.

Часто дети используют приступы ярости, чтобы добиться желаемого от родителей. Чтобы избежать подобного эмоционального шантажа, чутко относитесь к потребностям своего чада в любой ситуации. Старайтесь не допускать взрывных приступов, используйте отвлекающие факторы, как только почувствуете приближение истерики. В некоторых случаях лучше позволить малышу выпустить пар и успокоить его после завершения приступа гнева.

После первого дня рожденья у большинства деток пропадает страх незнакомых людей, но могут проявляться другие страхи, например собак или кошек, а также других объектов и ситуаций, которые ассоциируются с болью. Сильную тревогу и страх могут вызывать незнакомые ситуации в паре с расставанием с родными.

Влияние прямой походки на развитие малыша

На втором году жизни кроха осваивает прямую походку, позволяющая ему приближаться к предметам, которые раньше он мог видеть только издалека. Благодаря этому, развивается пространственное мышление ребенка, он начинает оценивать расстояния и запоминать новые места.

Когда малютка начинает ходить, у него появляется гораздо больше возможностей для познания окружающего мира. Поэтому маленькому исследователю так важно открыть каждый шкаф, выдвинуть все ящики, вытащить аккуратно сложенные вещи, чтобы внимательно их изучить. Незнакомые предметы манят кроху, вызывают у него сильную эмоциональную реакцию. В результате возникает непреодолимое желание дотянуться до «запретного плода», прикоснуться к новому предмету, что-то с ним сделать.

Все эти процессы подчинены детскому любопытству, но из-за неумения надолго сосредотачивать внимание на одном предмете, малыш быстро теряет интерес и с жадностью переключается на следующий объект. С одной стороны, такое поведение злит и раздражает родителей, заставляя их поддерживать неусыпный контроль. С другой стороны, мама может легко отвлечь свое чадо от плохих мыслей, прекратить плач, если предложит ему любимую игрушку или новое, увлекательное занятие.

Не запрещайте крохе проводить активную исследовательскую деятельность. Он пока не может понять причины запрета, потому будет продолжать познавать мир вокруг себя, а вам останется лишь злиться на его неповиновение. Лучше обезопасьте свой дом, чтобы малыш мог вволю изучать незнакомые предметы, не рискуя получить травму.

Чем активнее вы будете развивать физические способности своего чада, тем больше у него будет возможностей для познания мира, а значит, и для психологического и интеллектуального развития. Почаще затевайте подвижные игры, учите малютку прыгать, преодолевать препятствия и проползать под ними, играйте в прятки и используйте мяч. Не забывайте хвалить каждое достижение, чтобы ребенок ощущал каждую свою победу. В ожидании маминой похвалы, он будет активнее развивать новые навыки и способность. Насмехаться, выказывать свое неодобрение ошибками малютки, напротив, нельзя, это может отбить у него желание к дальнейшему развитию.

Совершенствование предметной деятельности

Годовалые детишки уже умеют подражать маме, повторяя ее действия со своими игрушками и куклами. Становясь старше малыши учатся «переносить» действия на другие предметы, то есть освоенные ими навыки уже не связаны с конкретными предметами и ситуациями. Дети начинают использовать их для других объектов.

На втором году жизни малыш начинает осваивать функции окружающих предметов, учится использовать их. Он орудует ложкой и чашкой, надевает и снимает простые предметы одежды. При этом огромное значение имеет совместная деятельность со взрослым, ведь ребенок перенимает те навыки, которые ему демонстрируют родители.

  • Для начала нужно дать предмету название и пояснить своему чаду его функцию.
  • Затем можно постепенно объяснять и показывать принципы использования того или иного объекта.
  • Чтобы закрепить правильную привычку, регулярно хвалите малютку за правильно выполненные задания.

У деток старше года начинают вырабатываться навыки, которые они пронесут с собой через всю жизнь, поэтому так важно прививать им хорошие привычки. В этом возрасте кроха может самостоятельно проводить ежедневные гигиенические процедуры, а со второго полугодия его можно приучать к горшку. При этом главное показывать чаду хороший пример. Если вы хотите, чтобы ваш малыш убирал за собой игрушки и поддерживал детскую в порядке, показывайте ему, что вы всегда возвращаете вещи на их места и регулярно делаете уборку. Помните, что невозможно научить ребенка полезным привычкам, если вы сами ими не обладаете.

Для ускорения психологического развития крошки, предлагайте игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Во время этих занятий малыш будет осваивать различия в размере объектов, их цвете и форме. Обязательно демонстрируйте, как нужно обращаться с игрушками, чтобы строить из них башни и собирать пирамидки. Совместная деятельность со взрослыми значительно ускоряет развитие ребенка.

Автономная и активная речь малыша

Второй год жизни крохи - это период активного освоения речи. До полутора лет ребенок использует автономную речь, которая состоит из малопонятных слогов и слов, непохожих на взрослую речь. Малыш использует понятные только ему и близким родным слова, которые никак не связаны друг с другом, ведь он пока не умеет строить предложения. Важно не переходить на детский язык, а приучать ребенка к правильному построению фраз, в противном случае могут проявляться задержки в его психологическом развитии.

Примерно в возрасте 18-24 месяцев происходит резкий переход на полноценную речь. Малютка начинает использовать правильные слова, расширяется его словарный запас, появляются первые предложения из 2-3 слов.

В развитии ребенка речь выполняет сразу несколько функций. Во-первых, она позволяет общаться с мамой и другими взрослыми, озвучивать желания и жалобы. Во-вторых, речь полностью изменяет мышление малыша, который учится речевому мышлению и открывает для себя новые возможности. В-третьих, связывая свои действия с речью, ребенок учится действовать осознанно. Благодаря речи малыш может лучше управлять своим вниманием, одновременно развивается и его память.

За второй год жизни малыш должен освоить множество новых навыков, включая прямую походку и активную речь. Интенсивное освоение окружающего пространства - это естественный процесс для ребенка, который не должен вызывать гнев родителей. Уделяйте больше времени и внимания подвижным и развивающим играм, чтению и разговорам, чтобы ваш малыш развивался успешно и стабильно.

О специфике детской психики в возрасте от двух до трех лет мы поговорим в нашей следующей статье

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития детей второго года жизни

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи.

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения - это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т. д.

Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой среды.

Важен также Комплексный метод руководства играми детей:

I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей;

2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей;

3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Своеобразие обучения: усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.