Влияние семьи на формирование личности. Влияние семьи на формирование личности ребенка

26.07.2019

Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

Функция воспроизводства;

Первичный социальный и сексуальный контроль;

Экономическая поддержка детей;

Поддержка нетрудоспособных;

Защита прав ребенка на полноценное развитие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:

Удовлетворение потребности в любви;

Функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;

Функция самоутверждения, самореализации, личностного роста;

Психотерапевтическая функция семьи;

Функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

Функция формирования позитивных отношений;

Функция формирования культурной общности.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

Высокоинтегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а ее члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением. Такая семья еще называется сплоченной. Сплоченная семья имеет следующие особенности: доверие, симпатия, забота всех членов друг о друге являются самым простым и естественным способом удовлетворения собственных потребностей. Среди свойств, присущих зрелым семьям, можно назвать высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены ориентированы на интеллектуальный и личностный рост, социальные установки ее позитивны и открыты.

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери - важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверки на прочность семейных отношений.

Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, В.К. Лосева выделяет следующие:

«Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь долгое время чувствует себя зависимой от родителей.

«Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана прежде всего с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

«Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстрировать свое превосходство над дочерью.

«Ты - эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки - мать должна полностью отказаться от своих желаний.

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г.С. Абрамова выделяет некоторые из них:

Ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»);

Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»);

Ловушка нормальности или «все как у людей» - отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи;

Ловушка правоты силы или «против лома нет приема» -ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы;

Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»);

Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») -игнорирование личностного общения;

Ловушка превосходства пола - отказ от других, отличных от мужских, способов решения жизненных задач;

Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний;

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержки семье.

Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:

Ребенок - не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок - воспитатель себя;

Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир их глазами;

На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

Ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

Уверенность в своих силах и самодостаточность;

Умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

Способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качестве личности. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная социализация), создали семью (семейная социализация), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение .

Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.

Изучение влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). В процессе исследования было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости: оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение: использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность: насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения? Результаты исследования оказались следующими.

Человек как личность начинает развиваться в первую очередь в семье. Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство .

Становление личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь. Развитие личности ребенка и его воспитание неразрывно связано с процессом его социализации. В трудах советских и российских психологов (Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и других) основополагающим фактором, влияющим на развитие личности ребенка, указывается социальный опыт, воплощенный в предметах материального и духовного производства, который интериоризируется ребенком. Первоначальными и единственными до определенного возраста носителями этого социального опыта для ребенка являются родители. И так как первичная социализация ребенка происходит в сфере межличностных отношений с ближайшим окружением, для формирования здоровой личности важны гармоничные отношения внутри родительской семьи.

Этот факт ярко иллюстрируют слова Л.И. Божович: «Психическое развитие ребенка формирование его личности может быть понято лишь в рамках его социализации, то есть усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта. Но образцы, с которыми встречается в ходе своего развития ребенок, неоднозначны. Они могут представлять собой продукты творческой, созидательной деятельности людей, способствующие прогрессу общества, но они могут быть продуктом негативного опыта, представлять собой ложные взгляды и принципы, отрицательные качества личности и прочее.

Если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация ребенка, весь процесс превращения его из биологического организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания. При этом воспитание не есть только сумма каких-то специальных мер воздействий (хотя эти меры также входят в состав воспитания), а прежде всего соответствующая организация жизни и деятельности ребенка, его взаимоотношений с окружающими людьми, всей системы его отношений к окружающей действительности» .

Семья, согласно классификации А.Мудрика, относится к микрофакторам социализации человека. Но из всех существующих факторов, родительская семья является самым важным и влиятельным. Влияние семьи ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив и лишен критического отношения. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности .

Семью можно считать колыбелью личности. Ребенок входит в мир своих родных и перенимает все, что наполняет этот мир. В процессе взаимодействия с матерью, отцом, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности.

Э. Эриксон полагал, что каждой стадии развития присущи свои собственные параметры, которые способны принимать как положительные, так и отрицательные значения. На первых четырех стадиях из восьми именно родители оказывают более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития. На первой стадии, как полагал Э. Эриксон формируется базовое доверие к миру. И уровень этого доверия зависит от степени проявляемой заботы к ребенку со стороны родителей. На второй стадии, которая охватывает второй и третий годы жизни формируются самостоятельность или стыд и нерешительность, в зависимости от проявленных взрослыми терпения к ребенку и понимания его новых потребностей в развитии моторных и психических способностей. Предприимчивость или чувство вины являются результатом третьей стадии развития ребенка от четырех до пяти лет. Если родители положительно реагируют на всевозможные затеи ребенка, позволяют ему проявлять инициативу в его моторной активности, фантазировать и при этом с готовность отвечают на все вопросы, возникающие у него, у ребенка вырабатывается и закрепляется предприимчивость. Параметр четвертой стадии развивается между умелостью и чувством неполноценности. Когда ребенка поощряют в его желании мастерить, рукодельничать, помогать взрослым в делах по дому, у него вырабатывается умелость и способность к техническому творчеству, если нет, то у ребенка может развиться чувство неполноценности. В зависимости от того какие качества развились у ребенка на предшествующих стадиях, в подростковом возрасте происходить идентификация личности, опознание собственной индивидуальности или подросток проявляет симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит .

Взаимоотношения детей с родителями и с другими членами семьи можно рассматривать как систему, где все части взаимодействуют друг с другом. Семья - это открытая самоорганизующаяся система. Такой взгляд на семью дает возможность видеть, что все в ней взаимосвязано. Системный подход позволяет постулировать ряд признаков семьи, присущих ей как системе:

1. система, как целое всегда больше, чем сумма ее элементов;

2. фактор, влияющий на семью в целом, оказывает влияние на ее каждый элемент;

3. изменение одного элемента, входящего в семейную систему влечет за собой изменение других элементов и семьи в целом.

Семья, как система чувствительна к внутренним и внешним воздействиям, а ребенок, является наиболее сензитивным элементом семейной системы.

Семья характеризуется ее функциями, определенной структурой и динамикой. Динамика семьи отражает изменение ее функций или структуры или и функций и структуры одновременно. Структура семьи (состав ее членов, связи между ними и внутрисемейная иерархия) обеспечивает ее функционирование .

Семья создается для удовлетворения определенных потребностей ее членов. Функционирование семьи позволяет реализовывать эти потребности. Важной функцией семьи является удовлетворение потребности супругов в отцовстве и материнстве, потребности в контакте с детьми, их воспитании. Воспитание детей занимает продолжительное время от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Воспитательный потенциал - это возможности семьи в формировании личности ребенка. В различных категориях семей процесс воспитания имеет свои особенности . Процесс воспитания, его стиль формируются на основании усвоенных родителями отношений «ребенок-родители» в своей родительский семье и в результате взаимодействия и взаимовлияния детей и родителей. В результате этого взаимодействия ребенок усваивает паттерны межличностных взаимоотношений, семейные традиции, обычаи, нормы поведения, моральные и нравственные принципы, которые он в свою очередь, несомненно, в том или ином виде и объеме перенесет в свою будущую семью. В теории семейных систем М.Боуэна этот процесс называется наследованием внутрисемейных паттернов отношений.

Суть его заключаются в том, что основные базовые отношения между отцом, матерью и ребенком наследуются от предыдущих поколений и передаются последующим. Наряду с эффективными паттернами отношений семья воспроизводит и симптоматические - алкоголизм, суицид, инцест, насилие, психические расстройства, соматические симптомы, ранняя смерть.

Основой жизнедеятельности семьи является система вербального и невербального общения - межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмен информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния. Любые ситуации, возникающие в семье - опоздания, забывание, молчание, хлопанье дверью и т.д. являются весьма информативными и попадают под категорию общения. И ребенок в состоянии воспринимать внутрисемейную ситуацию даже в отсутствии вербальной интерпретации происходящего на основании эмоционального компонента.

По мнению Л.Б.Шнейдер появление «трудного ребенка» является результатом нарушения внутрисемейных отношений. Проблемы ребенка свидетельствуют о проблеме семьи в целом. Здесь стоит отметить, что успешность развития ребенка зависит не только от отношения к нему членов семьи, но также от взаимоотношений между членами семьи, а в особенности между родителями. Положительный исход развития с большей уверенностью можно прогнозировать, если между родителями существуют чувства любви и уважения. Семья должна стать для ребенка местом, где близкие люди его понимают и принимают таким, какой он есть.

Существует определенная специфика семейного воспитания, в отличие от общественного. По природе своей семейное воспитание должно быть основано на чувствах. Изначально семья, должна строиться на чувстве любви, взаимной симпатии и уважения. Если родителям удается сохранить этот эмоционально-чувственный фон, определяющий нравственную атмосферу семьи и качество взаимоотношений ее членов, то у ребенка не возникает неразрешимых проблем в приятии окружающего мира и себя, как части этого мира. Для того чтобы ребенок был счастлив его нужно просто любить .

Таким образом, семья является одним из основных факторов становления и развития личности ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения.

Для психического здоровья и эмоциональной уравновешенности ребенку необходима стабильная семейная среда. Распад семьи вследствие смерти, развода или раздельного проживания родителей всегда представляет для ребенка потрясение и может нанести ему длительную травму. Среди этиологических семейных факторов, влияющих на появления у детей неврозов первое место занимает развод родителей. . Развод может стать причиной следующих психолого-педагогических проблем:

· усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду;

· нарушение социальной адаптации;

· формирование определенных дефектов характера и поведения;

· увеличение риска асоциального поведения как реакция на предразводную ситуацию в семье, бракоразводную процедуру, а также на свой новый социальный статус;

· детская безнадзорность;

· сложности во взаимоотношениях;

· однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушения полоролевой идентификации.

Расставание с одним из родителей может привести к утрате ребенком доверия к миру, ощущения безопасности, появлению чувства страха, симптомов невроза. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким является для ребенка развод, создает также определенные условия для его асоциального поведения. Уход родителя разрушает существующие у ребенка эмоционально-чувсвенные связи, рушиться весь мир, в котором он до этого прибывал. Этот факт не может не отразиться на развитии ребенка.

Напряженная конфликтная атмосфера, сопровождающая процесс развода родителей, действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает для него быть местом, где можно получить поддержку и утешение. Ребенок не может чувствовать себя в безопасности в мире, который рушиться. Нарушение стабильной семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В такие моменты ребенок легче поддается внешним влияниям, так как он стремятся к разрядке внутреннего напряжения .

Семья для супругов и ребенка это далеко не одно и то же. Если взрослые создают семью по собственной воле, и исходя из своих желаний, то ребенок не выбирает родителей, не решает самостоятельно вопрос о своем рождении. Он приходит уже в существующий задолго до его рождения мир. Ребенок воспринимает семью, как нечто, что существовало всегда, и будет существовать вечно. И поэтому распад семьи ребенком и его родителями воспринимается по-разному. И если для родителей развод - это болезненное, малоприятное, порой драматичное переживание, то для ребенка - это крушение его мира, под стать вселенской катастрофе. Для разводящихся гамма чувств изменяется от полной депрессии и страха за будущее до ощущения полета и долгожданной свободы. Для ребенка состояние эйфории полностью исключено, его восприятие ситуации в большей мере ориентировано на отношение родителей к разводу. Если родители воспринимают развод как трагедию и к тому же отягощают ситуацию конфликтными отношениями, то ребенок будет переживать аналогичные чувства. Лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка, если развод все-таки неизбежен, постараться не фиксироваться на негативных моментах. Тем ни менее даже если родители сделали все возможное, чтобы помочь ребенку пережить свой разрыв, они должны быть готовы к изменениям в поведении ребенка. Развод может активизировать старые и новые обиды. Переживания ребенка могу меняться от вялой депрессии и безразличия до полного отрицания родителей и их мнения .

С уходом из семьи отца или матери дети теряют ощущение неразрывной родительской связи. Семья перестает быть для них единым целым .Дети очень остро переживают разрыв родителей, часто винят себя в этом.

Таким образом, структура семьи, которая включает в себя не только ее членов, но и внутрисемейные взаимоотношение влияет на развитие личности ребенка. Для ребенка важна вся семья и все типы семейных ролей: матери, отца, сестер, братьев. Каждый член семейной группы создает для ребенка особый тип общения .

Потребность в полной семье обусловлена еще тем фактом, что на ранних этапах своего развития у ребенка нет других способов научения кроме присоединения и подражания. Родители их взаимоотношения и их отношение к ребенку дают ребенку образцы поведения мужчины и женщины, матери и отца, мужа и жены. Уже в возрасте шести месяцев ребенок отличает людей, заботящихся о нем друг от друга, и проявляет к ним чувства и эмоции, как к людям. На 2-м году жизни в семейном общении воспринимает первые образцы феминильности и маскулинности. Между 2-мя и 3-мя годами ребенок уже осознает свой пол и соотносит свое «Я» с представлениями о людях своего и другого пола. В ролевых играх он реализует мужское и женское поведение и в первую очередь как родительское и супружеское. В этих играх уже проявляются простейшие уровни семейных установок, соответствующие общим стереотипам семьи. Подражая мужскому и женскому поведению, мальчики более эксцентричны и инструментальны в своих играх, а девочки - более концентричны и эмоциональны. В 3-5 лет ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и в играх имитирует его поведение. Кроме того именно в этом возрасте ребенок просит родителей о брате или сестре. Л.Б.Шнейдер называет этот возраст - возраст чадолюбия. В семье ребенок может осваивать специфику мужских или женских ролей и женско-мужских взаимоотношений, выполняя посильную работу вместе с родителем одного пола и получая оценку другого родителя .

Взаимоотношения родителей влияют на усвоение ребенком поведения, связанного с его полом. По мнению М.Земски, когда в семье нет образца соответствующего пола или наблюдается агрессивное доминирование лиц противоположного пола, то такое положение может привести к отрицательным последствиям. В полных семьях дети имеют возможность не только подражать родителю того же пола, но и отличаться от родителя противоположного пола. Такое «перекрестное» отождествление весьма желательно для воспитания детей. Девушке личностный образ отца помогает верить в свои силы, а в будущем - понимать мужа и сына. Мальчику же близость матери дает способность в будущем лучше понимать жену и дочь. В неполных семьях могут возникать трудности, в связи с отсутствием «перекрестного» отождествления. С самого раннего возраста дети испытывают потребность общаться с взрослыми обоих полов. От мужской роли отца для детей традиционно ждут самостоятельность активность, силу, смелость, ответственность за принятие решений, контроль над соблюдением социальных норм, материального обеспечения всей семьи. От женской роли матери зависит воспитание у детей доверия к миру, сердечности, ласки, снисходительности, доброты, нежности других нравственных качеств человека. Мать, в первую очередь, создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей .

По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской и в материнской любви. Описывая материнскую и отцовскую любовь Э. Фромм, безусловно, имел в виду ее идеальные образцы. По природе своей материнская и отцовская любовь различны. Материнская любовь безусловна. Ребенку не нужно заслуживать материнскую любовь. Мать любит ребенка просто потому, что он есть. Отцовская любовь обусловлена его ожиданиями, по поводу выполнения ребенком своих обязанностей. Мать и отец выполняют разные функции в воспитании ребенка. Если задача матери обеспечить безопасность своего ребенка, то задача отца научить ребенка справляться с проблемами, которые перед ним ставит общество. Материнская любовь должна помочь ребенку стать независимым научить любить, а отцовская - поверить в свои силы, приобрести авторитетность в своих собственных глазах, в своих поступках пользоваться разумом и здравым смыслом. Общая задача родителей, чтобы ребенок стал независимым и самостоятельным, свободным от их внешнего влияния, соединил в своей сущности чувства и разум. Если бы человек обладал только отцовским чувством, то он бы был злым и бесчеловечным, а если только материнским, то лишенным здравого смысла. Перечисляя причины неврозов, корни которых лежат в детстве человека Э.Фромм называет такие как: любящая, но снисходительная мать; доминантная мать и подчиняющийся безразличный отец; холодная, властная мать. Нехватка отцовской или материнской любви может стать с одной стороны причиной беспомощности и зависимости человека, а с другой его неспособности любить и ожидать любви от других .

Роли мужчины и женщины в воспитании ребенка различны, но по своему значению, оказываемому на его развития они равнозначны. То есть, для развития гармоничной личности важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие оба родителя и мать, и отец. Развитие личности ребенка облегчается, если родители служат для него положительным образцом во всех отношениях, если в становлении своей личности ребенок опирается на модели их поведения.

Подводя итог, важно отметить, что становление и развитие личности ребенка неразрывно связано с семьей. Рассматривая развитие ребенка и становление его личности, в первую очередь следует обращать внимание на процесс его социализации, который первоначально происходит в семье. Для развития личности ребенка важно наличие благоприятной семейной ситуации, любое ее функциональное или структурное нарушение сказывается на его последующем становлении как личности. Для развития собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Из своей родительской семьи человек выходит с определенным «багажом» знаний, умений, морально-этических установок, ценностей, и от качества этого «багажа» будет зависеть, как он проживет свою жизнь.

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребёнка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массово информации, общественные организации, товарище, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семье. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросши в не человек.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребёнка с первых дне жизни начинает формироваться структура личности.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребёнка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянны контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать младших школьников в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием младших школьников. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения [супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками]. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены это мало группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки все семьи.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких младших школьников, живущих вне семьи - в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих младших школьников нередко протекает иным путем, чем у младших школьников, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих младших школьников порой запаздывает, а эмоциональное - затормаживается. То же самое может случается со взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.

Известно, что на поведение многих люде влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других люде иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенны стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его люде и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием.

Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих роле складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть само разнообразно, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние.

Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции.

Благодаря своей репродуктивно функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Социальные функции семьи проявляются не только в отношении младших школьников, но и в отношении супругов, т.к. жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества. Одна из главнейших функций семьи - создание условий для развития личности всех своих членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека. В супружестве муж и жена находят счастье интимного общения. Рождение младших школьников вызывает радость не только от сознания продолжения своего рода, но и дает возможность увереннее смотреть в будущее. В семье люди заботятся друг о друге. Также в семье удовлетворяются разнообразные потребности человека. В супружеской жизни человека наиболее ярко проявляется чувство любви и взаимопонимания, признание, уважение, чувство безопасности. Однако удовлетворение своих потребностей связано с выполнением определенных функций семьи.

К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциально роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.

Каждый человек на протяжении свое жизни, как правило, является членом двух семе: родительской, из которой он случается, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителе приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья.

Для развития семьи очень важным этапом является вступление мужчины и женщины в супружески союз. Рождение первенца открывает родительски этап, а после обретения детьми самостоятельности можно говорить о фазе вторично супружеской жизни. Отдельным периодам в жизни семьи соответствуют разные отрезки времени и разные потребности. Определение продолжительности отдельных периодов жизни семьи затрудняется из-за различных сроков вступления партнеров в брак. В связи с этим бывает весьма сложно увязать развитие семьи с периодами развития личности, однако согласование семенного и жизненного циклов необходимо.

С точки зрения социально психологии супружество - особая группа, состоящая из двух лиц противоположного пола. Это две личности, две индивидуальности, решившие вместе провести свою дальнейшую жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют эмоциональные, социальные, интимные потребности, помогают друг другу в реализации личных целей, вместе стремятся улучшить материальные условия свое жизни, совместно создают экономическую базу семьи. Основы семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу. Ведущая роль в семье обычно принадлежит тому супругу, который имеет большее влияние, умеет принимать решения при возникновении проблем в процессе совместно жизни. Обычно это мужчина, но в наши дни наблюдается как смещение главенства в семье в сторону женщины, так и равноправие супругов. Само собой, что при определении семейных позиций большую роль играют культурные традиции, а также личностные черты каждого из супругов. На формирование структуры, а, следовательно, и на распределение роле в семье серьезное влияние оказывают изменения, происходящие в социально микроструктуре. Распределение обязанностей в семье связано с теми ролями, которые взяли на себя муж и жена.

После создания семьи начинается процесс взаимного приспособления друг к другу. И здесь большое значение умеет умение людей идти на компромиссы, проявлять терпимость и сдерживать себя в конфликтных ситуациях. Трудности, возникающие в семейной жизни, очень часто становятся причиной кризиса брака, и в некоторых случаях желательна помощь психолога, но в большинстве случаев молодые люди справляются сами.

Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненно позиции. Рождение ребёнка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителе распространяются и на формирование личности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребёнка связано не только с присутствием и активно деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий.

Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребёнка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребёнка.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребёнка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителе мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребёнка к будущей самостоятельно жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца.

В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем, используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать у ребёнка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребёнка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Позитивные взаимоотношения внутри семьи выстраиваются на доверии. Это значит, что ни одно из сторон не будет причинен вред. Доверие несет в себе скрытое послание, что вы заботитесь об интересах друг друга. Именно поэтому мы можем воспринимать критику и при этом не злиться на люде, которым мы доверяем. В глубине души мы понимаем, что они реально хотят нам помочь. Доверие, потерянное однажды, очень сложно восстановить.


Похожая информация.


ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Тема 3

СЕМЬЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Роль семьи в социализации ребенка.

Особенности социализации ребенка в семье.

Психологические механизмы социализации, посредством которых родители влияют на детей.

Особенности стилей семейного воспитания.

Взаимосвязь стилей воспитания и особенностей становления личности ребенка.

Влияние неадекватного родительского отношения к ребенку на отклонения в его психическом и личностном развитии.

Причины неадекватного родительского отношения к ребенку.

По сравнению с другими социальными институтами семья имеет определенные особенности, которые существенно влияют на становление личности ребенка . Рассмотрим их.

1. Наличие всех форм жизнедеятельности человека, которые реализуются через функции семьи. В результате семья формирует свой образ жизни, мікрокультуру, основой которой являются ценности и элементы культуры общества или отдельных его социальных слоев. Таким образом, по мнению А. Карлсона , семья - это общество в миниатюре, из которого выстраивается социальное взаимодействие в целом.

2. Включенность ребенка в семью со дня его рождения, формирование именно в семье первых представлений о том, что хорошо и что плохо, что такое добро и зло, когда ребенок в наибольшей степени воспринимает воспитательные воздействия. Фактически семья является первым связующим звеном между человеком и обществом, которая передает от поколения к поколению генетический код, определенные социальные ценности, что на субъективном уровне является ценностными ориентациями членов семьи.

3. Беспрерывность и продолжительность контакта людей разных полов, возраста, с различным объемом жизненного опыта вызываются к интериоризации детьми образцов поведения прежде всего родителей и только потом - людей вне семьи.

4. Преимущественно эмоциональный характер связей между членами семьи, основанных на любви и симпатии, создает благоприятную основу для срабатывания таких неосознаваемых ребенком социально-психологических механизмов влияния, как подражание, внушение, психическое “заражение”. При этом окрашенность эмоциональных контактов влияет на формирование чувства удовлетворения (неудовлетворенности) собой и окружением.

Особенно значительна роль семьи в становлении личности ребенка является на первоначальном этапе ее социализации .

Так, на первой стадии (до одного года) ребенок развивается по оси “доверие - недоверие”. Степень развития чувства доверия к другим людям и миру в целом зависит прежде всего от качества материнской заботы, причем не столько от количества пищи или ласки, которые способна предоставить мать, как от особенностей общения, способности матери передать ощущение постоянства, тождества переживаний, того, что она является человеком, которому можно доверять.

На второй стадии (1-3 года) ребенок развивается по оси “автономия - стыд и сомнение”. Прежде всего формируется способность к самоконтролю телесных проявлений, устанавливается определенное соотношение проявлений упрямства и добровольности действий. Особенности такого соотношения зависят от готовности родителей постепенно предоставлять ребенку возможность самостоятельно контролировать свои действия, ненавязчиво ограничивая ее в тех сферах жизни, которые потенциально или реально опасными для ребенка и окружающих. Переживание стыда проявляются как ярость, направленная на себя, когда ребенку запрещается быть самостоятельным, когда родители постоянно или делают все за ребенка, или ожидают, что она будет делать самостоятельно то, что пока не способна делать. В результате у ребенка может сформироваться неуверенность в себе, слабая воля.

Третья стадия (3-6 лет) определяется развитием ребенка по оси “инициативность - вина”. При этом инициатива добавляет к автономии способность принимать на себя обязательства, планировать, решать новые задачи, приобретать новых полезных навыков. Или будет преобладать у ребенка инициатива, в значительной степени зависит от того, как родители относятся

к ее волеизъявления, признают и удовлетворяют ее право на любознательность, фантазию, творчество.

Чувство вины у ребенка вызывают родители, которые не поощряют ее к самостоятельности или чрезмерно наказывают.

Таким образом, семья, особенности взаимодействия родителей и ребенка во многом обеспечивают (или не обеспечивают) успехи ребенка на дальнейших этапах ее социализации.

К характеристикам, которые определяют особенности социализации в семье, относят :

Социально-демографическую структуру семьи (социальное положение членов семьи, профессиональный статус родителей, пол, возраст, количество членов семьи, наличие разных поколений);

Превалирующий психологический климат, эмоциональную настроенность семьи;

Продолжительность и характер общения с детьми;

Общее и, в частности, психолого-педагогическую культуру родителей;

Связь семьи с другими сообществами (школой, родственниками и тому подобное);

Материально-бытовые условия.

В Украине типичной является нуклеарная семья с небольшим количеством детей (52,1 % - с одним ребенком), с профессионально занятыми родителями, которые поддерживают в основном деловые контакты с родственниками. В неполных семьях воспитывают 1,5 млн. детей. Вследствие уменьшения реальных доходов семей подавляющее их большинство не имеет возможности создать для детей благоприятные условия жизни .

Итак, современная украинская семья часто не имеет возможности в полной мере реализовать свой воспитательный потенциал. Это обуславливается как особенностями общественного воспитания, так и негативными изменениями внутри семьи: снижением ее стабильности, малодітністю, ослаблением традиционной роли отца, трудовой занятостью женщины и др.

На личность ребенка особенно влияет стиль ее отношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Как известно, существует несколько автономных психологических механизмов социализации, посредством которых родители влияют на своих детей . Это прежде всего идентификация и подражание , в процессе которых дети усваивают социальные нормы поведения, ценностные ориентации, беря пример с родителей, стремясь стать такими, как они. При этом подражание сопровождается определенными очевидными действиями, тогда как идентификация предполагает отождествление ребенка с родителями на основе сильной эмоциональной связи с ними.

Кроме того, родители влияют на своих детей через механизм подкрепление : поощряя поведение, которое считается правильным, и наказание ючи ребенка за нарушение правил, родители постепенно внедряют в его сознание систему норм.

Родители могут использовать различные средства поощрения - социально-психологические (например, похвала) или материальные (вознаграждения, привилегии). При этом похвала родителей, с которыми ребенок находится в дружеских отношениях, как правило, более действенная, чем похвала родителей равнодушных, холодных. Эффект поощрения зависит также от того, как дети воспринимают его. Если в случае ожидания вознаграждения дети соблюдают требования родителей, то в противном случае они могут не придерживаться этих требований. Аналогично дети оценивают похвалу. Если их хвалят за все, что бы они не сделали, похвала перестает быть средством поощрения.

Эффективные и неэффективные средства поощрения детей приведены в табл. 3.1.

Если нужно наказать ребенка за определенную вину, это следует делать сразу же после нее. При этом необходимо быть строгим, но не жестоким. Слишком строгое наказание, как правило, вызывает у ребенка страх и озлобленность, она начинает избегать человека, строго ведет себя с ней, а в случае обострения отношений может убежать из дома. Исследования свидетельствуют: правила поведения, навязываемые через суровое наказание, дети усваивают наименьшей степени. Наказание будет более действенным, если объяснить ребенку, за что ее наказывают. Экспериментально установлено, что ребенок быстрее подчинится, если ей спокойно и доходчиво объяснить, почему она должна это делать, чем без объяснений наказать за непослушание .

Важным условием действия механизмов влияния является авторитет родителей.

Таблица 3.1

Условия поощрения детей родителями

формальный , что определяется особенностями социальной роли;

функциональный , опирающаяся на компетентность, эрудицию, опыт;

личный , зависит от личностных качеств.

Авторитет родителей зависит от частоты и качества контактов с ребенком; информированности о делах ребенка; степени понимания и уровня решения вопросов, которые беспокоят ребенка; активности в самосовершенствовании и совершенствовании окружения.

Анализируя опыт семейного воспитания, А. Макаренко пришел к выводу: многие из родителей не понимают значение своего авторитета для детей. Иногда поведение родителей приводит к формированию ложного авторитета . Приведем основные его виды .

Авторитет чванства , когда родители постоянно хвастаются своими заслугами, являются высокомерными в отношении к другим людям. При этом дети часто вырастают хвастливыми, не умеют критически относиться к собственному поведению.

Авторитет подкупа , когда послушание ребенка покупается подарками, обещаниями. При этом может вырасти человек, приученный выкручиваться, достосовуватись, которая стремится получить как можно больше выгод и тому подобное.

Семейная социализация не сводится к непосредственному взаимодействию ребенка и родителей. Так, эффект идентификации может нейтралізуватись механизмом ролевой взаимодополняемости (например, в семье трудолюбивых родителей несмотря на добрый образец ребенок может и не быть трудолюбивым, если семья не имела нужды проявлять это качество).

Важным является также механизм психологического противодействия, когда ребенок, волю которого жестко ограничивали, может выявлять повышенное влечение к самостоятельности, а ребенок, которому все позволяли, может вырасти несамостоятельным.

И хотя невозможно однозначно выявить зависимость конкретных свойств личности ребенка от свойств ее родителей или же от методов их воспитания, однако такая зависимость существует. При этом различные сферы развития детей связаны с разными проявлениями внутрисемейных взаимоотношений. Так, исследователи Ф. Кован и К. Кован обнаружили, что когнитивное развитие ребенка сильнее всего коррелирует с особенностями ее обучения в процессе общения в подсистеме “отец - ребенок", а поведенческая сфера в наибольшей степени связана с поведением родителей в отношении друг друга при совместном семейном взаимодействии.

Эти же исследователи выявили гендерные зависимости личностных характеристик, стиля поведения родителей и уровня развития ребенка. Так, практически невозможно предсказать отношение отца к сыну в зависимости от удовлетворенности отца браком. Вместе с тем неудовлетворенность браком отца приводит к меньшим проявлениям ним положительных эмоций к дочери. Удовлетворенность матери браком, вероятно, связана с характером взаимодействия как с сыновьями, так и дочерьми.

Особенно важными для развития личности ребенка есть две пары признаков, которые определяют поведение родителей: принятие (тепло, любовь) - неприятие (враждебность), задают эмоциональный тон отношений, и терпимость (самостоятельность, воля) - сдерживание (контроль), определяют преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

По оси “принятия - непринятия” в первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение; родители ориентированы прежде всего на выделение положительных качеств ребенка, довольны общению с ней, воспринимают ее такой, какая она есть. Во втором случае основными средствами воспитания являются строгость и наказания; родители не воспринимают своих детей (выделяют в них прежде всего негативные черты), не достают удовольствия от общения с ними, порой проявляя враждебность.

Многочисленными исследованиями доказано преимущество первого подхода к воспитанию детей.

Ребенок, лишенный любви, имеет меньше возможностей для достижения высокого самоуважения, создания устойчивого, позитивного Я-образа, построения теплых отношений с другими людьми. Изучение личности людей, страдающих невротические расстройства, испытывают трудности в общении и профессиональной деятельности, свидетельствует о том, что все эти явления гораздо чаще обнаруживаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла.

Недоброжелательность или невнимательность, мало того, жестокое обращение родителей с детьми у последних вызывает неосознаваемую враждебность, направляемой снаружи (например, трансформируется в агрессивные действия не только против родителей, но и против посторонних людей) или внутрь и проявляется в чувстве вины, тревоги, низкой самоуважении и тому подобное .

По оси “тревожность - сдерживание” в первом случае родители влияют на ребенка через похвалу, объяснение ему последствий ее действий, обосновывают свои требования. Во втором случае тактика сдерживания предполагает применение родительской власти через приказ, насилие, физическое наказание, родительский контроль над желаниями ребенка.

Психолог Д. Баумрінд обнаружила три модели поведения детей в зависимости от особенностей поведения родителей :

Модель I - дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, доброжелательности, которые умеют разбираться в окружении;

Модель II - дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые;

Модель III - дети, не уверенные в себе, не проявляют любознательности и не умеют сдерживаться.

Проведя исследование, Д. Баумрінд выделила четыре показатели поведения родителей , влияющие на формирование у детей определенных черт (рис. 3.1):

контроль - высокий балл по этому показателю означает существенное влияние родителей на деятельность детей, последовательность в предъявлении к ним требований;

требование зрелости - высокий балл по этому показателю говорит о том, что родители выдвигают требования, способствующие формированию у детей зрелости, независимости, самостоятельности, высокого уровня способностей в интеллектуальной, социальной и эмоциональной сферах;

общение - высокий балл по этому показателю означает, что родители ориентированы на убеждение ребенка, в обоснование своих требований, готовность выслушать мнение ребенка;

доброжелательность - высокий балл по этому показателю свидетельствует о заинтересованности родителей в развитии ребенка (похвала, радость от успехов ребенка), теплое отношение к ребенку (любовь, забота).

Итак, выделены три модели поведения родителей , связанные с фактором контроля, соответствующие моделям поведения детей:

щадящая модель - соответствует модели III.


Рис. 3.1. Группы родителей в соответствии с моделями поведения детей

(по Д. Баумрінд ): модель И - авторитетные родители; модель II - авторитарные родители; модель III - снисходительные родители

При этом адекватный контроль со стороны родителей, что соответствует модели I, предполагает сочетание эмоционального восприятия с большим количеством требований, предъявляемых к ребенку, их понятностью, несуперечли - вестью и последовательностью.

Для детей родителей, которые применяют адекватный контроль, характерны хорошая адаптированность к окружению и общению со сверстниками; эти дети активны, независимы, инициативны, доброжелательны.

Совокупность установок ana","sans-serif"">родителей, их эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ней образуют стиль семейного воспитания .

Психолог Е. Шефер различает несколько стилей семейного воспитания, связанные, по нашему мнению, с авторитарным, либеральным и демократическим стилями (рис. 3.2).

Оптимальным для практики семейного воспитания считается демократический стиль , который характеризуется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей в случае необходимости прийти на помощь детям, одновременно с верой в их успешную самостоятельную деятельность, адекватным родительским контролем. Отклонения от демократического стиля в сторону авторитаризма, либеральной вседозволенности или чрезмерной концентрации на ребенке вызывает соответствующие деформации его личности.


Рис. 3.2 . Стили семейного воспитания

Так, В. Гарбузов выделяет три типа неправильного воспитания , практикуемых родителями детей, больных неврозами :

А (неприятие, эмоциональное отторжение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка в сочетании с жестким контролем, регламентацией жизни ребенка, навязыванием ему единственного правильного (с точки зрения родителей) типа поведения; наряду с жестким контролем этот тип может сочетаться с недостаточным уровнем контроля, равнодушием, полнейшим попустительством;

Б (гіперсоціалізація) - тревожно-мнительная концентрация родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе, ожидании успехов часто с недооцінюванням индивидуальных психологических особенностей ребенка;

В (“кумир семьи") - центрація родителей к ребенку, потакание ее прихотям, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Исследователи А. Лічко и Е. Эйдемиллер предполагают помимо воспитания по типу “кумир семьи" (в их интерпретации - “снисходительная гіперпротекція") и “эмоциональное отторжение" существование таких стилей воспитания (особенно неблагоприятных для подростков с акцентуациями характера и психопатиями):

гіпопротекція (недостаток опеки и контроля за поведением ребенка, недостаток или отсутствие внимания, тепла, заботы о физический и духовный развитие ребенка, невключеність в ее жизни);

доминирующая гіперпротекція (сочетание обостренного внимания к ребенку с большим количеством ограничений и запретов, что приводит к формированию нерешительности, несамостоятельности ребенка или к ярко выраженной реакции эмансипации);

повышенная моральная ответственность (возложение ответственности на ребенка за жизнь и благополучие близких, что не соответствует возрасту и реальным возможностям ребенка; ожидания от ребенка больших достижений в жизни на фоне игнорирование ее потребностей и интересов).

В наибольшей степени вредят ребенку непоследовательный, смешанный стиль воспитания, несогласованность и противоречивость установок родителей на процесс воспитания, так как постоянная непредсказуемость реакций родителей лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира, порождая в ней повышенную тревожность.

Стиль воспитания ребенка является репродуктивным, то есть во многом репродуцирует стиль воспитания, который применялся в детстве родителей . При этом самооценка, Я-образ ребенка является інтроекцією родительского отношения и способов управления поведением ребенка, что реализуется, во-первых, через прямое или косвенное (в образцах поведения) внушение образа или отношение к себе, во-вторых, через формирование у ребенка стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний, в-третьих, через контроль за поведением ребенка, в котором она усваивает способы самоконтроля.

Я-образ и самооценка, что навіюються ребенку, могут быть как положительными, когда ребенка убеждают в том, что она является доброй, умной и тому подобное, так и негативными, когда ребенка убеждают в том, что она плохая, злая, глупая и тому подобное.

В этой связи Г. Ленг вводит понятие “мистификация” - внушение детям, кем они являются. Формами мистификации является приписывание (внушение ребенку, что она слабая, не способна быть самостоятельной, плохая) и інвалідація (обесценивание мнения ребенка, ее планов и интересов). В результате ребенок либо соглашается с взглядом родителей, или чаще всего агрессивно выступает против него.

Родители могут воздействовать на формирование Я-образа ребенка также путем стимулирования такого поведения ребенка, что может повысить или понизить его самооценку, изменить в нее собственный образ. Это наблюдается, например, в результате ориентации ребенка на реализацию определенных целей и планов, достижения тех или иных стандартов.

Если цели и планы соответствуют реальным психофизиологическим и психологическим возможностям ребенка, его склонностям и интересам, то создана ситуация успеха способствует формированию у ребенка позитивного Я-образа, повышению самоуважения. В противном случае ребенок теряет самоуважение, становится неуверенной, тревожной и тому подобное.

Исследователи 0. Бодалева и В. Столин приводят примеры из практики работы с семьей, наглядно демонстрируют, как родители формируют уровень ожиданий и уровень притязаний, “идеальное Я" и мотивацию достижения. Наблюдая за играми на выигрыш родителей с детьми, они отличали родителей, которые всегда побеждают, показывая детям, как они мало могут и к чему им нужно стремиться. Итак, родители ориентируют детей быть всегда первыми. Часто за этим стоит желание родителей

видеть ребенка выдающимся артистом, спортсменом и т. п, чтобы ребенок достиг тех целей, которые, возможно, не удалось реализовать им. Если при этом требования и планы родителей не совпадают с интересами и склонностями ребенка, его возможностями, это зачастую приводит к тому, что ребенок не может реализоваться, теряет самоуважение, вызывается к негативной Я-концепции.

Различают следующие причины неадекватного отношения к ребенку :

Психолого-педагогическая некомпетентность родителей, некритично усвоенные ригидные стереотипы воспитания ребенка, что приводит к стихийности воспитания, несогласованности установок и действий родителей и тому подобное;

Личностные особенности родителей;

Особенности взаимоотношений супругов или других членов семьи, которые проецируются на ребенка.

Если первая причина не требует комментариев, то в отношении второго следует отметить, что еще в 1922 г. А. Адлер описал тип тревожной матери, которая чрезмерно опекает ребенком, тем самым парализуя ее собственную активность и самостоятельность .

Исследователь А. Захаров , характеризуя личностные особенности родителей детей, страдающих неврозом, отмечает, что матери отличаются тревожностью и неуверенностью в себе в сочетании с излишней пунктуальностью, нетерпимостью, конфликтностью, недостаточной эмоциональной отзывчивостью, а родители - пассивностью, мягкостью, некоторой минорности общего фона настроения.

Негативно влияют на процесс воспитания ребенка не только такие индивидуальные особенности родителей, как тревожность и аффективность, но и доминантность, властность, желание подчинить детей и добиться от них безоговорочного послушания (особенно это касается отношения матери к сыну); тщеславие родителей, что приводит к повышенному уровню притязаний в отношении возможностей ребенка.

У родителей с глубокими личностными проблемами часто срабатывает защитный механизм “проекции", когда они неосознанно переносят собственные нежелательные качества и проблемы на ребенка. Такие родители, не замечая в себе определенных черт характера и поведения, которые проецируются на ребенка, их проявление в ребенке, настойчиво стремятся искоренить эти черты у ребенка. При этом отношение к ребенку формируется по типу “эмоциональное отторжение" за несоответствие идеальному образу родителей или по типу “гіперпротекція", маскируя скрытое отторжение (такие родители о своем ребенке говорят: “я ее люблю, но она плохая, ленивая, глупая и тому подобное, делает что-то только после наказания").

Особенности взаимоотношений членов семьи так же влияют на психическое развитие ребенка. Так, А. Варга , наблюдая за детьми, которые страдают ночным энурезом, обнаружила, что невротический синдром у ребенка становится условно желаемый и для родителей, вытесняя проблемы в сфере собственных интимных отношений.

В неполной семье мать может проецировать свои отношения с бывшим мужем на сына, оценивая его негативно (“такой же, как отец") или, как отмечают В. Бодалева и В. Столин , относясь к сыну-подростку как такого, что “заменяет" мужа (требуя постоянного внимания к себе, обнаруживая навязчивое желание постоянно находиться в обществе сына, стремясь ограничить его контакты со сверстниками).

Дисгармоничные отношения в семье часто приводят к тому, что отдельные ее члены используют ребенка для решения собственных проблем.

Исследователи, которые изучали психологию таких семей, выделили три формы неурядиц , которые наблюдаются в этих семьях :

соперничество (стремление двух или большего количества членов семьи обеспечить себе исключительное положение, борьба за которое набирает затяжного, хронического характера);

мнимое сотрудничество (внешняя кажущаяся отсутствие осложнений в семейных отношениях, что вращается на конфликты в случае наступления переломных для семьи событий - болезни кого-то из членов семьи, повышение по службе одного из супругов и связанное с этим увеличение рабочего времени и тому подобное);

изоляция (психологическое обособление одного или большего количества семьи друг от друга, с которыми поддерживаются только формальные отношения, необходимы, скорее, деловые контакты).

Исследователь А. Добрович отмечает, что для ребенка в такой “трудной семьи" часто предусмотрены фиксированные роли - “кумир семьи", “мамин (папин, бабушкин и тому подобное) сокровище", “ужасный ребенок" и тому подобное, которые часто отражают взаимоотношения взрослых членов семьи.

Так, возведение ребенка в ранг “кумира семьи" часто вызвано соперничеством взрослых, когда каждый из них, демонстрируя исключительную заботу о ребенке, пытается утвердить свое главенство в семье или мнимое сотрудничество (когда все заинтересованы сохранять кажущееся отсутствие осложнений и общее восхищение ребенком выполняет функцию фактора, что “цементирует" семью).

Играя роль “маминого (папиного, бабушкиного и т. п) сокровища", ребенок становится чьим-то личным кумиром, что чаще всего свидетельствует о соперничестве между взрослыми (это проявляется, например, в вопросе “Кого ты больше любишь?”, которое травмирует и дезориентирует ребенка, заставляя ее демонстрировать лицемерие и ловкость) или об изоляции кого-то из взрослых, который компенсирует этой привязанностью недостаток эмоционального тепла в семье.

>Приписываемая ребенку роль “цяці” часто связана с ситуацией мнимого сотрудничества в семье, когда взрослые, не умея и не считая нужным глубоко проникать во внутренний мир друг друга, и от ребенка ожидают соблюдения прежде всего порядочности, усидчивости. При этом упреки по поводу ребенку может трансформироваться в его самосознании в тенденцию к самообвинению, что делает ее более уязвимой к неизбежных ошибок и трудностей.

Часто следствием мнимого сотрудничества в семье есть роль “ужасного ребенка”, когда из плохого поведения ребенка делается своеобразный внутрисемейный фетиш, парадоксально сближает эмоционально разобщенных людей.

В условиях внутрисемейного соперничества роль “ужасного ребенка” трансформируется в жертвенного козла, когда, перекладывая друг на друга вину за “плохость” ребенка, взрослые подсознательно добиваются самоутверждения в семье, при этом часто разряжая агрессивность на ребенке.

“Ужасный ребенок” может быть оправданием изоляции кого-то из членов семьи, “виновных” в ее “плохим”человеком.

Неспособность родителей выработать благоприятную для развития ребенка воспитательную позицию может привести к глубоким нарушениям в отношениях с детьми, к жестокости по отношению к ним. Различают такие виды жестокости к детям :

физическое насилие , которое охватывает все формы травм детей, полученных через целенаправленные действия родителей, физическое наказание;

сексуальное насилие как вовлечение функционально незрелых детей и подростков к сексуальным действиям или к наблюдению за ними без понимания и согласия ребенка;

эмоциональное или психическое насилие , что может оказаться как в форме негативной внимания (угрозы, постоянная критика, ругань и тому подобное), так и в форме полной невнимательности к ребенку;

равнодушие к ребенку , пренебрежение его интересами и потребностями, не только духовными, но и материальными (одежда, еда, медикаменты) и др.

Выделим также факторы, коррелирующие с жестоким обращением с детьми. Во-первых, это характерно для семей, где хотя бы один из родителей болен алкоголизмом или находится в состоянии депрессии. Во-вторых, с детьми могут жестоко вести себя в семьях, где умер один из родителей или если ребенок остался сиротой и находится под опекой родных или других воспитателей.

Кроме того, к факторам, которые могут обусловить жестокость в отношении детей, относятся финансовые трудности в семье, безработица, а также перенесенное родителями в детстве жестокое обращение с ними .

Как следствие, у ребенка формируются в основном отрицательные качества: агрессия, жестокость, переживание бесцельности существования, желание неосознанной мести или, наоборот, обостренное стремление поиска психологической защиты, опеки со стороны других людей.

Следует отметить, что родители переносят личностные проблемы и проблемы в отношениях с другими членами семьи на детей преимущественно подсознательно, чаще всего с глубоким убеждением, что именно так ребенку делают добро. Однако в результате неадекватное отношение родителей приводит к деформации личности ребенка, затрудняет возможности ее самореализации, актуализируя тем самым необходимости оказания семье психологической помощи.

Контрольные вопросы и задания

1. Роль семьи в становлении личности ребенка.

2. Психологические механизмы влияния родителей на детей. Приведите примеры.

3. Можно ли вывести из личностных характеристик родителей или методов их воспитания конкретные свойства личности ребенка? Ответ обоснуйте.

4. Какие характеристики отношения родителей к ребенку и соответствующего поведения отражено в понятии "стиль семейного воспитания"?

5. Проанализируйте известные стили семейного воспитания. Какой из стилей является наиболее оптимальным для развития личности ребенка?

6. Причины неадекватного отношения родителей к ребенку. Приведите примеры.

7. Как личностные проблемы родителей, обусловливающие проблемы в отношениях с детьми?

8. Причины жестокого обращения с ребенком в семье.

9. Как неадекватное отношение к ребенку вызывает отклонения в его психическом и личностном развитии?

10. Какие психологические условия могут обеспечивать оптимизацию отношений родителей с детьми, развитие личности ребенка?

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Родителей не выбирают..: Проблемы ответственного отцовства в современной Украине / За ред. Ю. М. Якубовой и др. - К.: АЛД, 1997.

2. Бондарчук А. И. Семья как ячейка социализации ребенка // Проблемы социальной защищенности детей в рыночных условиях. - К.: АЛД, 1998.

3. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестн. МГУ. - 1985. - № 4. - С. 32-38. - Сэр. 14. Психология.

4. Гарбузов В. Ы., Захаров А. Ы., Исаев Д. Н. Неврозы и их лечение. - Л.: Медицина, 1977.

5. Добрович А. Бы. Кто в семье психотерапевт? - М.: Знание, 1985.

6. Каган В. Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. - СПб.: Фолиант, 1996.

7. Карлсон А. Вперед к прошлому: перестройка семейной жизни в постсоциалистической Швеции // Вестн. МГУ. - 1995. - №2. - С. 84-92. - Сэр. 18. Социология и психология.

8. Кован Ф. А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопр. психологии. - 1988. - №4. - С. 110-118.

9. Кон И. С. Родители и дети // Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - С. 16-19.

10. Личко А. Е. Подростковая психотерапия. - 2-е изд. - Л.: Медицина, 1985.

11. Лэнг Р. Д. Расколотое "Я": антипсихиатрия. - М.: Академия; СПб.: Белый кролик, 1995.

12. Макаренко А. С. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988.

13. Николаева Е. Н, Купчик В. П., Сафонова А. Ы. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве // Психол. журн. - 1996. - Т. 17. - № 3. - С. 92-98.

14. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. А. Фонарева. - М.: Прогресс, 1987. - С. 190-211.

15. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. - М.: Педагогика, 1989. - С. 85-202.

16. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения / В. А. Балцевич, С. Н. Буров, А. К. Водородная и др. - Минск: Университетское, 1989.

17. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990.

18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер. Ком., 1998. - С. 214-246.

19. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.; СПб.: Фолиум, 1996.