Шаманские костюмы народов сибири. Одежда шаман купить от хсн. Как оформить плащ и мантию

22.03.2019

Врикшасана, поза дерева, считается одной из самых простых в йоге. По Айенгару, основателю одной из самых известных школ йоги, ей присвоен первый уровень сложности. Однако, несмотря на простоту, врикшасана оказывает очень полезный эффект:

  • способствует улучшению осанки, раскрытию грудной клетки и улучшению дыхания;
  • укрепляет колени и связки стоп;
  • придает телу гибкость и, в то же время, твердость;
  • помогает лучше почувствовать центр тяжести своего тела;
  • стимулирует способность к концентрации;
  • проясняет сознание, учит терпению.

Хотя польза врикшасаны несомненна, противопоказаниями для ее выполнения являются повышенное/пониженное кровяное давление, бессонница и мигрень. Хотя и при давлении ее можно делать, только не поднимая руки над головой.

Самые популярные позы в йоге

Техника выполнения

  1. Стать прямо, руки опустить вдоль тела и расслабиться, взгляд направлен вперед.
  2. Поднять и согнуть в колене правую ногу, развернуть ее вправо и положить стопу как можно ближе к паху на внутреннюю сторону левого бедра. Если не получается так высоко поднять ногу, стопу можно поставить ниже, но ни в коем случае не на коленный сустав.
  3. Левая нога при этом полностью выпрямлена, коленная чашечка подтянута вверх и зафиксирована с помощью мышц и связок коленного сустава.
  4. Найти баланс, чтобы устойчиво удерживаться в асане. Начинающим можно практиковать ее у стены, если не удается найти баланс.
  5. На глубоком вдохе поднять над головой выпрямленные руки и соединить вытянутые вверх ладони, как в индийском приветствии намасте. Взгляд устремлен вперед и вдаль, дыхание свободное.
  6. Найдя устойчивый баланс, потянуться на вдохе вверх, расправляя при этом грудную клетку и распрямляя спину. Удерживая выпрямленное положение, расслабиться. Дыхание медленное и глубокое.
  7. На медленном выдохе опустить руки и правую ногу. Через несколько вдохов/выдохов повторить асану, но на этот раз на другую ногу.

Простая и безопасная в исполнении, врикшасана принесет пользу и телу, и духу.

То же можно сказать и о другой позе, которая произвела шоковое впечатление при первом знакомстве европейцев с йогой.

Это, или, в буквальном переводе с санскрита, «дерево лицом вниз». По сути, это самая обычная стойка на руках, которая, однако, оказывает на организм благотворное комплексное воздействие:

  • укрепляет большинство мышечных групп тела, плечи и запястья;
  • способствует улучшению его моторики и балансировки;
  • стимулирует микроциркуляцию;
  • способствует аккумулированию энергии и, как следствие, омоложению.

Еще одна известнейшая поза в йоге – хануманасана, или поза Ханумана, царя обезьян , одного из персонажей древнеиндийского эпоса «Рамаяна». История настолько впечатляющая, что ее стоит узнать.

Когда царь демонов похитил супругу Рамы Ситу и перенес на остров Шри-Ланку, вместе с Рамой и его войском отправились также его брат Лакшман и царь обезьян Хануман.

Смертельное ранение Лакшмана, полученное в бою, способна исцелить лишь одна целебная трава, растущая только в Гималаях.

Не в человеческих силах успеть принести ее вовремя, и тогда Хануман совершает фантастический по протяженности прыжок со Шри-Ланки до Гималаев. Не зная, какая именно трава необходима, он приносит целую гору и тем самым спасает жизнь Лакшмана.

Ханумасана несколько напоминает шпагат, только здесь одна нога вытянута вперед, а другая назад. Эта асана помогает избавиться от половых расстройств за счет благоприятного воздействия на область паха и таза, способствует укреплению мышц живота и безболезненным родам, а также хорошо растягивает бедренные мышцы и подколенные сухожилия.

Обратите внимание, что есть разные вариации любых асан (подготовительные, женские/мужские, облегченные...), в том числе и позы дерева.

В некоторых школах йоги Врикшасану называют Бхагиратхасаной (поза Бхагиратхи)- в честь великого индийского царя. По легенде, царь долгое время стоял на одной ноге, дабы умилостивить бога Шиву и получить разрешение спустить священную реку Ганг с небес на землю. “Эта поза символизирует подвижничество Бхагиратхи, - говорит Кауштуб Десикачар, сын и ученик мастера йоги Т.К.В. Десикачара. - Она учит нас придерживаться намеченного пути, несмотря ни на какие препятствия”.

Выполнять ее следует каждый день, и прислушиваться к своим ощущениям. Постепенно доведя время, проведенное в позе, до 5 минут, а потом до 10-15 и более минут на одной ноге.

В позе дерева необходимо дышать животом, расслабляя мышцы живота и органы живота, чувствуя, как воздух наполняет живот и расширяет его. Так же концентрация на дыхание поможет успокоить ум и прийти к балансу. И еще, во всех асанах (кроме некоторых, например релакционных) необходимо растягивать позвоночник на протяжении всего времени.

Польза от врикшасаны: помогает в достижении большой концентрации в себе (в духовном, а не в эгоистичном смысле) и в выработке правильной осанки. Укрепляет ноги и позвоночник.

Выполнение: одну ногу сгибаем и ставим ступней на внутреннею часть бедра прямой ноги, как можно ближе к тазобедренному суставу. Поймать равновесие. Руки поднять над головой и с давлением прижать одну ладонь к другой, это будет способствовать концентрации на ладонях. Затем меняй положения ног, при этом снимай напряжение в ногах легкой встряской ног. Ноги (особенно коленки и пятки) необходимо держать в одной плоскости, в этой же плоскости плечи, локти и ладони.

На протяжении выполнения асаны - тянись, удерживая равновесие. Т.е. расти ввысь, к Солнцу.

Внутреннее состояние: спокойствие и равновесие. Говори мысленно: Я спокоен (а), я полностью уравновешен (а).

Концентрация: на ладонях, на дыхании, на равновесии, на позвоночнике (сначала можно выбрать один объект для концентрации, а затем добавлять каждую неделю или месяц).

Энергия: есть несколько этапов, на первом этапе энергия от земли поднимается по ноге в центр головы, концентрируется там. Другие этапы могу объяснить лично, т.к. необходимо освоить первый этап хорошо.

Все это необходимо делать одновременно, постепенно ты сможешь делать это легко, хотя я встречал много талантов, которые с первых дней освоили все.

Есть еще много мелких нюансов: взгляд - держи на одном предмете, слух - прислушивайся к себе и т.д.

Главное, это получать от занятия йоги радость, которая наполнит тебя и будет передаваться другим. А если нет радости, значит еще рано йогой заниматься.

Здравствуйте гости моего блога!
Хочу показать вам костюм, который я приготовила своему сыну на празднование последнего Нового года (2015). Это костюм-переделка из покупного черепашки-ниндзя в индейского шамана. На штанах и рубахе аппликации из вискозных (моих любимых:) салфеток. Жёлтая бахрома из тех же салфеток, а на рукавах бахрома покупная. В руках у сына ритуальный топорик. Рукоятку выстрогал из дерева наш дедушка, а топорище я слепила из солёного теста. На рукоятке имя моего шамана: Михо медвежья лапа. Ударение на О. На груди шамана его знак - медвежья лапа:) Топорик украшен зубом из соленого теста и цветными перышками. На штанине сбоку есть специальная "кобура" под топорик, он прочно вставляется и не мешает ходьбе и танцам вокруг костра.

На бедре шамана висит бубен - пяльцы с натянутыми всё теми же вискозными салфетками, разрисованными гуашью индейскими символами. Там же рядом висит черный мешочек с камнями. Я не сказала, мой Михо - шаман камней. В мешочке лежат 8 драгоценных камней (фото добавлю позже, что то не могу его на компе найти), каждый камень что то означает: любовь, славу, дружбу, богатство и т.д. Шаман раскладывает камни перед собой, а тот, кому он гадает, выберает любой понравившийся камень. Что вытянул - то и ожидает этого человека в наступающем году.

Вот как выглядел костюм в прошлом году.

На шее шамана висит ожерелье из зубов и когтей диких зверей. Для декора и пущего эффекта я повесила своему шаману на пояс пару пузатеньких бутыльков, которые были когда то у дяди шамана освежителями воздуха в автомобиле.

Отдельно хочу сказать про головной убор индейца. С ним пришлось помучиться, так как я приступила к работе без какого либо плана действий и импровизировала на ходу. От старых колготок отрезала верх примерно по колено. И как в детстве, надела на голову:) Завязала хвост, а оставшуюся длину порезала на лоскуты - это у меня волосы. На некоторые "волосины" нанизала "бусины" - порезанные цветные коктейльные трубочки. Перья из обычной плотной бумаги, сзади для прочности приклеены те же коктейльные трубочки черного цвета. Украшен убор вискозными салфетками и лентой из настоящих перьев, я эту красоту купила в магазинчике для шитья по соседству с домом, очень классная штука. По бокам пришила нити с нанизанными на них деревянными бусинами. На фото я:)

Рассмотрим подробнее шаманский костюм и атрибутику.
Сам костюм состоит из шапки, пояса, камлайки (длинная рубаха до колен или халат). Некоторые шаманы также имеют особые ботинки и штаны. В дополнении к предыдущей заметке следует отметить, что почти все нижеизложенное является духами-помощниками шамана.

1) Шапка (шаманская корона). Чаще всего на шаманские шапки вешают "наглазник", бахрома из ниточек, полосок кожи или бус закрывающих лицо до носа или полностью до подбородка. Наглазник имеет две основные функции. Во первых зимой при ясной погоде очень сложно смотреть на снег, он отражает лучше любого зеркала. Таким образом в традиционном обществе наглазник выполнял роль темных очков. Во вторых такой наглазник скрывает лицо шамана от неблагоприятных духов, обеспечивает некоторую защиту. Хотя некоторые считают что это защита скорее для окружающих, ибо лучше не видеть глаза шамана во время камлания. Сама шапка рсшивается различными рисунками солнца, неба, тотемического животного. У тенгрианских шаманов на шапке вышиты два глаза. Также шаманская шапка может изображать голову духа-тотема, яркий тому пример "шапка быка" Оларда Диксона. Иногда речь идет не о шапке, а о короне. Чаще всего корона- атрибут более сильных шаманов имеющих несколько посвящений. Например бурятская майхабши, имеет вид короны с высокими железными рогами изображающие оленьи. Или например тувинская корона- железное очеле с закрепленными на нем перьями, на подобии головных уборов индейцев. Кстати в тувинской традиции реже чем в других используется наглазник. В некоторых традициях на шапку вешают длинные широкие полоски ткани спадающие до пола на спину на подобии волос. Также на шапку иногда вешались колокольчики, фигурки гагар, символы солнца неба и луны. Шапка- один из немногих атрибутов который части передается по наследству. Особенно если символизирует тотем рода.

2)Камлайка (халат, рубаха). Камлайка делается из кожи или ткани. У разных народов выглядит по разному. Иногда на саму камлайку нашивают различные узоры, однако чаще эти узоры и символы привешивают. Иногда к рукаву и к подолу пришивается кусок ткани(кожи) с длинными свисающими полосками, символически обычно изображает крылья. Основную часть атрибутов, фигурки духов-помощников, зеркала, колокльчики, цветные ленты, когти, клыки, шкуры и тд привешиваются именно на камлайку. Чаще всего, особенно если шаман достаточно опытный, за привешанными атрибутами не видно самой камлайки.

3) Шаманский пояс. Пояс обычно это длинный кусок тесьмы, полоска ткани(кожи), либо несколько лент сплетенных в косичку. На пояс вешаются как атрибуты которые во время камланий не снимаются (колокольчики, фигурки духов), так и те, которые шаман снимает и использует. Основное различие между атрибутикой на поясе и на камлайке в том, что на камлайке как правило атрибутика не меняется, на поясе же может менятся от случая к случаю. Также иногда, когда шаман не выполняет серьезных выходов в другие миры, он надевает только шаманский пояс с самым необходимым. Также на пояс вешается сумка, различные мешочки, ритуальный нож и тд.

4) Штаны и ботинки. Как правило ритуальных штанов и ботинок шаман не заводит, но часто вешает на ботинки колокольчики. Исключением может быть случай, когда шаман надевает одежду из шкуры того или иного животного, но тогда весь костюм полностью меняется. За место шапки надевают либо маску, либо непосредственно голову животного, за место камлайки- шкуру с тела животного (или халат из нескольких шкур), на ноги шкуру с ног животного и тд.

5) Зеркало. Почти у всех европейских обываетелй шаман в первую очередь ассоциируется с бубном. Однако в большинстве традиций из самым сильным шаманским духом-помощником считают обычно не бубен, а шаманское зеркало. Называется оно по разному, толи, кузунгу, панапту. Шаманское зеркало, это не привычное нам стекляное серкало. Это небольшой (8-10см) круг из различных металлов. Размеры, формы, рисунки зеркальца меняются в зависимости от региона, как правило одна сторона отполирована до блеска а на другой нанесен рисунок. Иногда рисунок нанесен на обратную часть зеркала,иногда прямо на рабочую. Иногда зеркала выпуклые, иногда плоские. Существует одна красивая легенда, в ней говорится о том, что зеркало кузунгу (я буду называть его тувинским именем, поскольку мне так проще) это дух-помощник упавший с неба. Само происхождение зеркальца не рукотворное а небесное. Во время странствий по тайге шаман случайно видит предмет на земле, или висящий на ветке, который отражает лучи солнца. Подойдя по ближе он видит шаманское зеркальце и берет его себе, как величайший дар духов. Все дело в том, что когда хоронили шамана, рядом с могилой на ветку или прямо на землю клали его магическое зеркальце. И через какое-то время его находил другой шаман и брал его себе. Считается что чем древнее зеркало, тем больше его сила, так как зеркала имеют свойство запоминать все, что с ними происходило. Таким образом шаманское зеркало для знающих, является своего рода книгой по практикам шамана. Применение таким зеркал также различается. У некоторых народов существовали специальные зеркала например для собирания утренней росы. Или зеркала для разжигания ритуального огня от солнца. Зеркала используются для вытягивания вредоносных духов, как магнитом, отражения негативных энергий, защиты, конкентрации воли и энергии, выравнивания энергетического поля человека после болезни, предсказаний и еще для многих других целей. Обычно зеркала делаются из бронзы или меди, холодной ковкой. Помимо такого основного зеркала которым выполняется работы, некоторые шаманы стараются собрать по больше подобных зеркал меньшего размера. Обычно такие зеркала пришиваются на камлайку. Считается что у шамана должно быть одно зеркало на груди и одно на спине, но обычно их гораздо больше.

6) Колокольчики. Почти на всех атрибутах шамана присутствуют колокольчики. На бубне, колотушке для бубна, камлайке, поясе, иногда даже на шапке. Считается что звук металла отпугивает злых духов и сама энергетика звука благотворно влияет на организм человека. Часто колокольчики используются в целительстве. Звук множества колокольчиков успокаивает и расслабляет, особенно это остро ощущается на фоне резких и громких звуков бубна. Во многом колокольчики облегчают выход в транс. Когда шаман двигается, ходит ли, танцует ли, или просто поднимает руку, слышно не шуршание одежды или шаги, а именно колокольчики. Колокольчики бывают разных размеров и форм, иногда на них наносятся отдельные символы, иногда нет. Иногда шаманы в современности используют колокольчики из тибетской традиции, выполненные по принципу поющей чаши. Говорят что такие колокольчики служат не только для очищения, но и для поражению злых сли или даже людей. Такие колокольчики в основном используют женщины.

7) Ленточки и змеи. Из всех перечисленных атрибутов, летночки пожалуй единственне которые не являются духами помощниками. Сама лентачка является Благодарностью. Благодарностью человека шаману за изличение или Благодарностью шамана духам за работу. Или же просто дара. На шаманском костюме обычно ленточка означает удачное камлание. Привязыватся ленточка может как на камлайку (из-за чего множество таких ленточек иногда называют "волосами") когда она подарена в благодарность шаману, так и на духа-помощника, например на бубен, на трость, на зеркало или на чехол от варгана. Цвета ленточки в разных культурах обозначает разное, так что тут однозначного списка соотношения цветов и значений нет. Однако также часто ленты на самом костюме означают змей, помощников-проводников в Нижние миры. У тувинцев различают разные типы змей с разными свойствами. Каждый тип имеет свое название, вид, и место куда они крепятся. Змеи делаются из ткани, войлока и кожи.

8)Шаманская плеть, шаманский нож и шаманская пика. Общее между этими трема атрибутами то, что кроме всего прочего они символизируют силу шамана и авторитет среди верующих. Далее разберем каждый атрибут отдельно.
-Шаманская плеть. Плеть считается орудием всадника. Вообще сам символ коня имеет достаточно большое значение в шаманизме, но об этом следует поговорить позже. Считается что плеть пропитанная конским потом отгоняет злых духов, также это является орудием борьбы против них. Часто при лечении шаман хлестает плетью (и иногда достаточно сильно) по больной части тела человека, тем самым выгоняя духа из тела. Также плеть используется при родах, роженицу в традиционном обществе стегали плетью во время родов и вешали над кроватью.
-Шаманский нож. Нож использовался как по прямому назначению, например зарезать жертвенное животное, или порезать руку для того, чтобы дать клятву на крови, или "пустить кровь" в целях лечения, нож использовался и при путишествиях. Иногда ножом сражались со злыми духами, но редко, для этого есть другие атрибуты. Чаще ножом разрезали верхний слой облаков при путишествии в верхние миры. Либо "резрезали небо" для разгона туч. Иногда ножом чертят некоторые символы и знаки на земле, небе, огне или воде. Нож редко изготавливался из железа, чаще всего он делался из камня или кости. И не только по той причине, что железа было мало и обрабатывать его было сложно, считается что некоторые добрые духи не переносят заточенного железа, в том числе например духи недавно умерших людей.
-Шаманская пика. Тоже самое по аналогии с ножом.

9) Фигурки духов, когти клыки, перья.
-Обычно это фигурки животных. О значении тех или иных животных в шаманизме нужно будет поговорить отдельно. Это могут быть животные которые являются духами-помощниками шамана, полученными во время путишествия, либо животные силу которых хочет обрести шаман на время того или иного камлания. Это могут быть миниатюрные фигурки оружия, которым, во время камлания, по надобности, шаман сражается со злыми духами, или фигурки предков.
-Когти и клыки также символизируют силу животного. Перья также используются для подражания птице при взлете, когтем можно "выскребать" болезнь из человека (лучше всего подходит лапа барсука). Иногда перо также используется за место венчика для очищения чего либо, им как бы "выметают" весь негатив.

10) Венчик. Традиционный якутский венчик сделан из черного или белого конского волоса. По якутской традици именно по конскому волосу поднимаются духи предков из нижнего мира. Сам по себе конский волос неприкосновенный для злых духов, по этому им лучше всего совершать очищение. Особенно хорошо использовать такой венчик при целительстве.

11) Бубен и варган. Оба этих инструмента считаются Большим и Малым конями шамана. То есть то, на чем шаман совершает путишествие в другие миры. На счет использования варгана и бубна необходимо поговорить отдельно.

12) Маска. В шаманизме маска используется для вхождение в то или иное состояние. Например маска медведя для вхождение в состояние медведя, маска гнева, для вхождение в состояние гнева и тд. Также иногда (но очень редко) маску надевают чтобы обмануть духов. Обещать им многое для достижения цели, а потом сжеч маску. Когда духи придут за обещанным, они не узнают шамана без маски. в некоторых традициях маску используют за место шапки, но очень редко.

13) Мешочки и шкатулки. Шкатулка или сумка в которой хранятся шаманские принадлежности сама по себе является духом-помощником. Различные мешочки и поясные сумки могли служить для совершенно разных целей. Мешочек для гадательных костей, сумки для сбора трав, мешочек для хранения трав или табака и тд. При этом сами по себе они являлись предметами силы и покрывались различными узорами, обычно для защиты того, что в них находится.
(C)Сигурд 2009