Сценарий праздника «Лицея день заветный. Сценарий праздника «Посвящение в лицеисты Сценарий чествование лучших лицеистов

28.06.2020

Сценарий литературного вечера “ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ…”,


Сценарий литературного вечера “ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ…” ,
посвящённого 200-ей годовщине образования Царскосельского Лицея.
Ход вечера.
Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья!!!
Сегодня мы расскажем вам историю одного класса. Класс как класс – почти тридцать человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда об этом не забывавшие. Давайте вернёмся на полтора – два столетия назад – в самое начало 19 века.
(звучит мелодия Вивальди)
Ведущая 1: Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль, но какая разница, в конце концов, в каком веке жили эти одноклассники! Сто, двести лет назад! Горели ли у них в классной комнате электрические лампы или свечи… Пересекали ли они свою страну на поезде, самолёте или в карете, на почтовых лошадях… носили джинсы или камзолы, треуголки… Разве мы, современники космических ракет, телевидения и компьютеров, не нашли бы, о чём спросить ребят тех лет? А они нас? Разве они не мечтали о будущем, как мечтаете вы? Разве они не вглядывались в прошлое, чтобы узнать о своих предках, как делаем это сегодня мы?
Ведущая 2: Мы приглашаем вас отправиться с нами … в Царское Село начала 19 века (ныне это город Пушкин, что рядом с Санкт – Петербургом). В этом удивительно красивом местечке по велению императора решили открыть высшее учебное заведение – первый в России Лицей, который так и называли – Царскосельский Лицей. В нём должны были воспитываться будущие государственные деятели России.
Ведущий 2: И вот 19 октября 1811 года 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками на 6 лет. Это был самый первый набор в Лицей. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Позже потомки назовут ребят этого выпуска по-разному: «Люди 19 октября», «Пушкинский выпуск». Вот о них наш сегодняшний рассказ.
(звучит вальс Шопена)
(Лицеисты выходят по одному, зажигают свечу, представляют своего героя, ставят свечу, садятся на стулья, поставленные полукругом лицом к зрителям)
Ученик 1: Вольховский Владимир.13 лет. Прозвище «Суворочка», «Спартанец». В их классе каждый имел прозвище, и мальчишки не обижались на них. Невысокий, тщедушный с виду, Владимир Вольховский обладал железным характером, несгибаемой волей. Вольховский ещё в Лицее решил стать военным и всячески готовил себя к будущим тяготам. Чтобы больше успеть он мало спал. Тренируя волю, неделями отказывался от мяса, пирожного, чая, чем часто вызывал усмешки лицеистов. Будучи самым слабым, он много занимался гимнастикой.
Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались над ним, иногда в стихах:
Суворов наш
Ура! Марш, марш
Кричит верхом на стуле.
Владимир Вольховский был первым учеником. Закончил Лицей с золотой медалью. Стал членом тайного общества декабристов.
Ученик 2: Князь Александр Горчаков, 13 лет, по прозвищу «Франт». Князь – умный, весёлый, благородный и крайне честолюбивый юноша. До того честолюбивый, что это нередко отталкивало от него товарищей. Чего только не делал этот юноша, чтобы затмить Вольховского и занять первое место. Постепенно его упорство и настойчивость завоевали уважение среди лицеистов, они видели, что «Франт» учится с утра до вечера, чтобы быть первым учеником. По окончании Лицея он получил малую золотую медаль. Александр Горчаков сделал блестящую карьеру. Он стал дипломатом, а затем министром иностранных дел России.
Ученик 3: Вильгельм Карлович Кюхельбекер.14 лет. Один из лучших друзей Пушкина. Как только ни называли лицеисты бедного Вильгельма: «Кюхля», «Виля», «Бекеркюхель», «Цыплятопирогов». Особенно часто насмешкам подвергалась его внешность: длинная тощая нескладная фигура. И, конечно, его страсть к написанию стихов. Товарищи не понимали его своеобразных литературных взглядов и вкусов. К концу же учёбы лицеисты стали уважать Кюхельбекера, так как он неоднократно публиковал в журналах свои стихи и статьи, а его образованности и знаниям мог позавидовать каждый. При этом друзья не перестали подшучивать над ним. Перед окончанием лицея «Кюхля» чуть не утонул. В столовой за обедом так его обидел один из товарищей, что он в полном беспамятстве выскочил из-за стола, выбежал в парк и бросился в пруд возле Александровского дворца. Пруд был неглубок, и «Кюхлю» сразу вытащили, а обидчиком оказался Иван Малиновский.
Ученик 4: Малиновский Иван Васильевич за доблесть и драчливость прозван Казаком 14 лет. Сын директора Лицея… Вообще-то он был добросердечен и совершенно не честолюбив. Иван знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл его Санчо Панса. Сделал карьеру военного, став в 27 лет полковником гвардии. Но он отказался от генеральской должности и никогда об этом не жалел, а стал помещиком и предводителем дворянства.
Ученик 5: Пущин Иван Иванович. 13 лет. Самый близкий друг Пушкина. За высокий рост звался одноклассниками Иваном Великим или Большим Жано. Имел хорошие дарования. В общении приятен. Вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью.
Впоследствии участвовал в декабристском восстании на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки.
Ученик 6: Дельвиг Антон.13 лет. Прозвище «Тося». Близкий друг Пушкина. Он не любил шумные игры, возню. Пожалуй, все: и приятели, и недруги – отмечали одно примечательное качество Дельвига – его феноменальную лень. Однажды во время лекции (на уроке латинского языка) Антон, не выучив, как обычно урока, спрятался под кафедру и там…заснул. Так появилось стихотворение о нём:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
Но самые близкие друзья его, знали, что Дельвиг больше притворяется. Этот «ленивец» и далеко не лучший ученик стал впоследствии прекрасным поэтом, одним из ведущих издателей. Именно он написал прощальную песню воспитанников Лицея:

В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: «Шествуйте сыны…
Ученик 7: Пушкин Александр. 11 лет. Его иногда называли Французом за то, что он легко болтал по-французски. А иногда «Егоза» и даже… «Обезьяна». Кстати, Пушкину нравилось это прозвище, Александр гордился своей ловкостью, умением прыгать, бросать мяч. Сам Пушкин говорил о себе в стихах так:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно процветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и чёрных глаз;
Когда французом называли
Мои задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.
(просмотр видеофрагмента)
Ведущий 1: Эти ребята в числе тридцати учились вместе 6 лет в Царскосельском Лицее безвыездно, даже на каникулах не ездили домой.
Ведущий 2: Царское Село – тихий зелёный городок, с великолепными парками, фонтанами, прудами. Недаром здесь летом отдыхала царская семья в Екатеринском Дворце удивительной красоты, который сиял голубой отделкой и позолотой. (просмотр иллюстраций)
Ведущая 1: К этому дворцу примыкал флигель, в котором и расположился Лицей.
Ведущая 2: В этот Лицей в Царское Село привёз Александра его дядя Василий Львович(видеофрагмент об этом)
Ведущий 2: Лицеисты часто вспоминали вступительные экзамены, когда они переживали и трепетали. Экзамен состоялся летом.
Ученик 5: Кажется Пущин не был из робкого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже немного смущавшегося – Александра Пушкина. По сходству фамилий (Пущин – Пушкин) он запомнился лучше. Да и спальни их оказались рядом: у Пущина №13, у Пушкина №14. Они сильно подружились и стали неразлучными друзьями. Позже Пушкин о нём написал такие строки:
ЧТЕЦ 1:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Ученик 7. Потом за лето и осень они попривыкли друг к другу, к новому месту, поэтому уже не так было страшно 19 октября во дворце на открытии Лицея, когда присутствовал сам император Александр 1 с семьёй, и было много гостей.
Больше всего запомнилась речь профессора Куницына, которая покорила ребят. Позже все лицеисты полюбили этого профессора, а Пушкин посвятил ему такие строки:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Или
Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл дворец царицын,
И мы пришли.
И встретил нас Куницын…
Ученик 1: А после обеда они все играли в снежки в саду у дворца. Снег в ту осень выпал рано. Потом начались обычные дни в этом 4-этажном городке.(работа с интерактивной моделью) Инспектора и гувернёры жили на первом этаже. Второй этаж – это столовая, больница, конференц-зал. Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, место для отдыха и забав. На четвёртом этаже –спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник. На каждой комнате номер. Мальчишки долго играли в числа, подписывали письма, записки своими номерами. «№14 не согласен с мнением №13» означало, что Пушкин не согласен с Пущиным.
Ученик 2: Уроков немало. Подъём был в 6 часов утра, потом молитва. С 7 до 9 занятия, а в 9 чай с белой булкой и первая прогулка до 10. С 10 до 12 вновь уроки, затем долгожданный обед и вторая прогулка. С14 до 15, как говорили мальчишки, нудное чистописание, но и любимое рисование. И, наконец, чай и третья прогулка. Были и гимнастика, и фехтование, и танцы - всё, чтобы воспитать широкообразованных людей.
Ведущая 2: Да, по Фехтованию у Пушкина всегда были отличные оценки.
Ученик 3: Немало уроков, но немало и забав. Не пропускались их дни рождения. Проводились различные соревнования. А первой же зимой состоялся бал с иллюминацией. Ещё запомнились литературные собрания на квартире у их гувернёра Чирикова и забавные случаи: как однажды Мясоедов по кличке Мясожоров описал восход солнца в стихах: «Блеснул на западе румяный царь природы…» Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, приделал окончание к стихотворению:
Блеснул на западе румяный царь природы,
И изумлённые народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать
Ученик 7: Особенно любили мальчишки прозвища придумывать. У Пушкина их было много: Стрекоза, Сверчок, Искра, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром. Да и сам Пушкин говорил о себе:
А я, повеса вечно праздный.
Потомок негров безобразный,
Взращённый в дикой простоте.
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.

СЦЕНКА
Лицеисты входят под музыку. Желательно, чтобы их было не менее 8-10 человек. Форма – темные брюки, белые рубашки. К воротникам пришиты красные ленты. Воротники подняты.
Чтец 1: В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения.
Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России.
Чтец 2: Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими.
Чтец 3: Нам целый мир чужбина. Отечество нам Царское Село.
Чтец 4: Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок
Урок математики
Входит Карпов. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает.
КАРПОВ: Пушкин, решайте уравненье.
ПУШКИН: Я не умею.
КАРПОВ: Идите и решайте, а вы все поспешайте!
Пушкин мучается у доски.
КАРПОВ: Я все стою печально и смотрю…
ПУШКИН: Но уравнение равно нулю.
КАРПОВ: У вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не 5 получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет.
ХОР ГОЛОСОВ: Но он у нас большой поэт.
Ведущая 1: Хорошо, что в Лицее были отменены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли «дядьку» на часах.
Ведущий 1: В Лицее у мальчишек было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первое разочарование. О любви они давно пишут, толкуют, хвастают и мечтают.
Ведущая 2:
Первая любовь…Она пришла к лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, фрейлины императрицы. Она была стройна, грациозна, с живыми тёмными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась царицей бала. Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи.
Ведущий 2:
Влюблённый лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один “в лицейской келье”, давал волю чувствам на страницах дневника.
О, милая, повсюду ты со мной!
Но я уныл и втайне я грущу!
Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной своё поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. 22 стихотворения для неё – это своего рода энциклопедия юной любви.
Сцена бала. Екатерина Бакунина и Александр Пушкин.
Входит, вальсируя, Катенька Бакунина:
Ах, как я люблю балы! Прекрасная музыка, чудесные танцы! Внимание ко мне кавалеров! Особенно мне нравятся балы в Царскосельском Лицее. Я сюда приезжала со своей матушкой многократно: здесь учился мой брат Александр Бакунин.
Я хорошо знаю, что многие лицеисты были ко мне не равнодушны, писали мне записки, где объяснялись в любви, назначали свидания.
Пушкин: Катенька, вы знаете, как я к Вам отношусь?
Катенька Бакунина: Как же?
Пушкин: Я счастлив, когда вижу Вас! Нет, вчера я не был счастлив, поутру я мучился ожиданием. Стоя у окна, я смотрел на заснеженную дорогу, её не видно было. На конец, я потерял терпенье. Вдруг встречаюсь с Вами на лестнице. Сладкая минута!
Итак, я счастлив был,
Итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, покоем упивался.
И где веселья быстрый день?
Умчался ветром сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья
И снова вкруг меня
Угрюмой скуки тень!
Бакунина:
Эти стихи Вы мне посвятили?
Пушкин (уходя от ответа):
Я просил живописца написать Ваш портрет, Вашу красоту!
Бакунина:
Вы о стихотворении «К живописцу»?
Пушкин:
Да. Теперь оно стало романсом - его положил на музыку Николай Корсаков.
Бакунина:
Корсаков, прошу вас, пожалуйста, исполните Ваш романс!
Николай Корсаков поет романс «К живописцу».
Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;
Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты.
Вкруг тонкого Гебеи стана
Венерин пояс повяжи,
Сокрытый прелестью Альбана
Мою царицу окружи.
Прозрачны волны покрывала
Накинь на трепетную грудь,
Чтоб и под ним она дышала.
Хотела тайно отдохнуть.
Представь мечту любви стыдливой,
И той, которою дышу,
Рукой любовника счастливой
Внизу я имя подпишу.
Бакунина:
Эти стихи и музыка, по-моему, выражают не только Ваши чувства. Они прекрасны! Потанцуем? (Обращается к Пушкину)
Пушкин:
С удовольствием!
(Звучит музыка - «Вальса» Г.В.Свиридова. Пушкин и Бакунина танцуют.)
Ученик 5. В январе 1815 года был переводной лицейский экзамен с младшего курса на старший, чтобы посмотреть, чему научились лицеисты за 3,5 года. На этот экзамен приехали родственники лицеистов, а также пригласили известнейшего в то время поэта Державина. Одно из испытаний – прочесть стихотворение собственного сочинения. Когда Державин услышал Пушкина, читающего своё стихотворение, он встрепенулся и со вниманием слушал молодого таланта. Закончив чтение, Пушкин убежал из зала…Державин был восхищен, он требовал привести этого курчавого мальчишку, чтобы обнять его, Александра долго искали, но так и не нашли. А после экзамена Державин сказал, что в этом юном отроке зреет подлинный поэт, «второй Державин».
Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин.
Г.Р.ДЕРЖАВИН:
Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И, в гроб сходя, благословил.
Хочу еще раз все услышать.
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
А Саше – рупор посильней.
Пантомима. Пушкин убегает в сад.
Ведущий: Да, главным увлечением лицеистов было стихосложение… И всё же главное достояние лицеистов, которое они вынесли из стен Лицея, –
д р у ж б а. Её ставят на первое место.
Ученик 6: Вот и пролетели 6 лет, проведённых в Лицее. В мае 1817 года состоялись выпускные экзамены.17 дней сдавали повзрослевшие ребята 15 экзаменов. Потом прощальное построение. Прощальная песня на слова Дельвига:
ВСЕ ПОЮТ:
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
О матерь! Вняли мы призванью,
Кипит в груди младая кровь!
Одно лишь есть у нас желанье –
Всегда хранить к тебе любовь!
Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела – кровь и труд.
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо – правды в суд…
Ведущая 1: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей.
ПРОДОЛЖАЮТ ПЕТЬ:
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,

Ведущий 1: Потом директор надел им на пальцы чугунные колечки - символ крепкой дружбы. А прощальная клятва заканчивалась такими словами: « И последний лицеист один будет праздновать 19 октября». Да, они дали клятву, что каждый год 19 октября они будут отмечать день Лицея.
Пушкин: А я обязуюсь к каждой годовщине Лицея – 19 октября – писать стихи-посвящения “лицейскому братству”.
Ведущий 2: Впереди у них была целая жизнь, но никто из них не забыл Лицей и друзей. Они сдержали эту клятву.
ЧТЕЦ 2:
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой.
То ж к правде сильное стремленье,
Ту ж юную ко славе кровь.
В несчастье – гордое терпенье
А в счастье – всем равно любовь!
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз.
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
“…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!”
Ученик 7: В 1817 году празднуется первая годовщина после окончания Царскосельского Лицея. Лицеистов уже 28 (один из ребят Ржевский умер от нервической горячки)
Не зависимо от того, куда бы ни занесла судьба этих мальчишек, они старались встретиться 19 октября. В1818 году собралось 14 человек. Вспоминали старое доброе время, пели лицейские песни.
В 1825 году Пушкин не мог присутствовать на этом празднике: он был в ссылке в Михайловском. В этот день он написал своим товарищам строки:
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я…
Но через год не всех увидит Александр Сергеевич. После восстания на сенатской площади 1825 года, в котором участвовали два лицеиста: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер – «Жано» и «Кюхля». Они были среди декабристов. Вскоре «Кюхля» был схвачен и доставлен в Петропавловскую крепость. Пущина друзья уговаривали скрыться заграницей, но «Жано» отказался, не захотел скрываться бегством.
Ученик 6: Стихотворение «19 октября 1827» сочинено к годовщине основания Царскосельского Лицея и в авторском чтении на собрании лицеистов оно было воспринято как спонтанная импровизация. Е. А. Энгельгардт: «Пушкин на лицейской сходке сделал экспромт, который так мил, что я в прозаической своей памяти сохранил его:
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
copyright - http://сайт

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!

Ученик 7: Бежит время. На 15-ой годовщине уже не было в живых шестерых. Среди них самая страшная для Пушкина утрата – Антон Дельвиг. На 25-летие лицея Пушкин читал свои стихи о Дельвиге:
И мнится, что очередь за мной.
Зовёт меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений.
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений…
Это были пророческие слова. Вскоре Пушкин погибнет на дуэли. Он будет седьмым ушедшим после Дельвига. Теперь лицейские годовщины проходили без Пушкина.
ЧТЕЦ 3:
Лицей
Парк и пруд, купола и дворец,
Вспоминается юный певец,
Он любил красоту лебедей
И родной Царскосельский Лицей.
Возносились под ветви дубов
Кружева поэтических слов,
Дева урну разбивши грустит,
Муза Пушкина здесь говорит.

ЧТЕЦ 4:
Воспоминания в Царском Селе

Воспоминаньями смущённый,
Воображал сей день счастливый,
Когда средь вас возник Лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый,
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком,
То пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.

Ученик 2: 19 октября 1880,1881, 1882 годов Александр Горчаков отмечал один, он был последним лицеистом первого выпуска. Они все до одного исполнили клятву, данную в молодости. Они были настоящими друзьями.
ЧТЕЦ:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

Поётся песня Юлия Кима «19 октября».
На пороге наших дней
Неизбежно мы встречаем,
Узнаём и обнимаём
Наших истинных друзей.

Здравствуй время гордых планов,
Пылких клятв и долгих встреч!
Свято дружеское пламя,
Да не просто уберечь.
Всё бы жить, как в оны дни -
Всё бы жить легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви.

И, подобно лицеистам,
Собираться у огня
В октябре багрянолистном
Девятнадцатого дня.
Но судьба своё возмёт,
По-ямщицки лихо свистнет,
Всё по-своему расчислит, -
Не узнаешь наперёд.

Грянет бешеная вьюга,
Захохочет серый мрак.
И спасти захочешь друга,
Да не выдумаешь как.
На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий,
Ты наш друг, ты наш учитель -
Славный пушкинский лицей.

Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине.

Царскосельский Лицей!
Голубые озера,
Зелень тёмная елей,
Белоствольных берез,
Привезла я привет
Касмалинского бора
И сосны-сибирячки
Капли пламенных слез

Царскосельский Лицей!
Ты доступен народу:
И ребятам, и взрослым,
И седым старикам.
Ты народ вдохновил
На святую свободу,
Сердцем дал прикоснуться
К дорогим родникам.

Царскосельский Лицей!
Все здесь дышит любовью:
Каждый кустик, травинка,
Поднебесная ткань.
Здесь Всевышний скрепил
Дружбу юношей кровью
И простер над тобой
Покровительства длань.

Царскосельский Лицей!
Здесь в трудах ежечасных
Гений Пушкина вырос,
Сам собой возмужал.
И в тот памятный день
На экзаменах гласных
Голосок его звонкий
От волненья дрожал.

Царскосельский Лицей!
Русской славы обитель.
Колыбель пушкинистов,
Колыбель юных снов.
Ты бессмертен в веках,
Наш надежный учитель,
Соль поэзии русской
Как основа основ!

1. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

2. Слово ведущего .

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 198 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Так мы назвали сегодняшний праздник, который еще и вдвойне праздник, потому что 19 октября – это день открытия Пушкинской школы. И даже, думаю, что для всех собравшихся здесь, это втройне праздник, ибо сегодня учащиеся нескольких классов с полным основанием смогут именовать себя юными пушкинистами. Ведь сегодня в торжественной и праздничной обстановке состоится ваше посвящение.

Звучат фанфары.
На экране – слайды с видами Царского Села.

3. Слово ведущего

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

…Вот и мы с нетерпением и волнением ждали этой первой большой праздничной встречи с вами, юные пушкинисты. С сегодняшнего дня вы можете называть себя учениками Пушкинской школы. И я думаю, вам очень интересно было бы узнать, а что такое Пушкинская школа и чему учатся дети, воспитывающиеся здесь…

Мы постараемся ответить на ваши вопросы. Итак…

4. Слайдовая презентация

(Рассказ об истории создания Пушкинской школы, ее традициях, праздниках, конкурсах, поездках, об инфраструктуре связей…)

Первая в России Пушкинская школа открылась на славной тульской земле, в городе химиков, где Пушкин, конечно же, никогда не был, – городе, на сотни километров удаленном от пушкинских музеев и от центров пушкиноведения. Открылась в “Лицея день заветный” в 1996 г.

Вы видите фотографию педагогического коллектива Пушкинской школы – “наставников, хранящих юность”. Некоторые из них работают в школе со дня ее основания. Мы не можем не гордиться своим замечательным педагогическим коллективом. Под сень Пушкинской школы собрались лучшие словесники г. Новомосковска и Новомосковского района.

Наши педагоги – это прежде всего люди одухотворённые, полные творческого горения. Способные учить и воспитывать Пушкиным, “не докучая моралью строгой”, не поучая. Способные с помощью “удивительного Александра Сергеевича” зажечь свет в душах своих воспитанников.

Нашей особой гордостью стала библиотека – лучшая пушкинская библиотека в Тульской области. Сегодня она содержит более четырёх тысяч книг пушкинской тематики, богатейшее собрание журнальных и газетных публикаций о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Этот коллаж помогает вспомнить нам разнообразные и удивительные события нашей истории. Многие из них происходили здесь, в пушкинской гостиной. Это, например:

  • конкурсы чтецов,
  • разнообразные гостиные,
  • праздник-конкурс “Натали”,
  • пушкинские чтения.

На этой фотографии вы видите, как проходят семейные чтения. К слову сказать, родители – частые гости в нашей школе. Стало хорошей традицией совместное выступление родителей со своими детьми.

Одной из форм работы Пушкинской школы являются экскурсии. В каких только Пушкинских местах ни побывали наши ученики! Мы счастливы тем, что смогли организовать более шестидесяти поездок воспитанников в пушкинские места (а это, бесспорно, одна из самых эффективных форм привития интереса к изучению Пушкина!)

Мы гордимся тем, что воспитанники наших творческих студий – театральной, музыкальной, студии выразительного чтения – с большим успехом выступали на самых “высоких” сценах:

  • и в знаменитом Парадном зале РФК,
  • и в Центральном Доме учёных;
  • и в Центральном Доме работников искусств,
  • на знаменитой поэтической поляне (главной пушкинской сцене России!),
  • в гостиных, залах, у мемориальных объектов пушкинских музеев в Москве, Московской, Псковской, Калужской областей;
  • выступали в квартире потомков А.С. Пушкина в Москве – в семье Г.А. Галина,
  • на “Народном радио”.

Мы надеемся, что многочисленные традиции, заложенные в прошедшие годы, будут поддержаны вами.

5. Слово ведущего

Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь. Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени. Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

6. Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!
– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.
– Нет, не удерешь, Кюхля!
– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

7. Слово ведущего

Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

8. Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!
– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!
– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!
– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.
– Все в сборе?
– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.
Ведущий объявляет, обращаясь к присутствующим:

– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.
Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

9. Слово ведущего

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права. Приведем пример оных:

  • Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!
  • Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хотя бы они были их крепостные люди!
  • Телесные наказания запрещены!

(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

Звучат фанфары.

10. Слово ведущего

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

11. Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

12. В исполнении учеников звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

13. К молодому поколению учеников Пушкинской школы с напутственной речью обращается отличник народного просвещения, основатель Пушкинской школы, педагог, награжденный государственной наградой – медалью Пушкина, Н.Я. Бородина.

Звучат фанфары.

14. Слово ведущего

День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

– Дамы и господа, Александр Сергеевич Пушкин!

Император удаляется.

15. Слайдовая презентация (рассказ – краткая справка о некоторых выпускниках Пушкинской школы).

16. Подарок выпускников Пушкинской школы юным пушкинистам: в их исполнении звучат стихотворения А.С. Пушкина.

17. Выпускники Пушкинской школы, присутствующие на празднике, обращаются с напутственным словом к юным пушкинистам.

18. Торжественная минута посвящения.

Зачитывается поименно имя каждого ученика пушкинского класса, класс строится в центре гостиной, выпускники вручают им значки.

19. Исполняется Гимн пушкинской школы.

20. Все участники праздника приглашаются в Пушкинский сквер к памятнику поэту.

Звучат стихотворения, возлагаются цветы.

Действие

1. Звучат фанфары.
2. Гимн России.
3. Вынос знамени

1. Наш милый дом, что на семи ветрах,
Ты всем открыт, и все сюда приходят.
Здесь забываем мы ненужный страх,
И снова в детство ты с собой уводишь.

2. Нас эти стены словно берегут
Здесь нам легко и в горестях, и в бедах.
И здесь нас ждут, как мамы дома ждут,
Большим и малым радуясь победам.

1. Торжественный вечер, посвященный Дню лицеиста, разрешите считать открытым (звучит гимн России).

2. Внимание!

К выносу знамени лицея приготовиться

Равнение на знамя.

(Звучит марш) Знаменная группа вносит знамя лицея.

(на сцену выходит много учеников - перемена (сценка))

(Ведущий читает)

1. У всего на свете есть начало,
Свой отчет, свой выход, свой исток –
10 ЛЕТ промчались очень быстро
Словно миг! - Звенит, звенит звонок.

(Вбегает девочка через зал, звеня в звонок, останавливается возле ведущих)

По звонку все разбегаются (перемена)

2. Сегодня мы празднуем 10-летний юбилей, но история нашего лицея уходит в 19-тое столетие.

/В позапрошлом веке это было... /

Выходит юноша /в костюме государственного служащего, зачитывает указ (звучит музыка Чайковского - танцуют две пары)/

2-й 19 октября 1811 года по повелению императора Александра I недалеко от Санкт-Петербурга был открыт Царскосельский лицей, призванный дать всестороннее образование родным братьям государя - великим князьям, а также мальчикам из знатных дворянских семей России. В это учебное заведение был зачислен и двенадцатилетний отрок Александр Пушкин.

3-й Великолепные преподаватели, постоянные соревнования лицеистов за звание «лучшего в учебе», регулярные пробы поэтического пера - все это обусловило появлению дружного круга единомышленников, живущего идеалами служения России и своему народу.

4-й Каждый год лицеисты первого выпуска, находившиеся в день открытия Царскосельского лицея в Санкт-Петербурге, собирались на праздник. Этому празднику А.С.Пушкин, посвятил стихотворение «19 октября».

/на сцене появляется А.С.Пушкин и несколько лицеистов. Он подходит к столику, зажигает свечи, присаживается, гусиным пером пишет стихотворение. Затем откладывает перо, встает и читая фрагменты написанного текста перемещается на первый план сцены/

А.С.Пушкин

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, не разделим и вечен.

(Чиновник подает звонок. Лицеисты и Пушкин быстро убегают).

(Снова звенит звонок).

1. Указанием Министерства путей сообщения РФ от 18.07.1994 года средняя общеобразовательная школа реорганизована в технический лицей, а с 1 апреля 2000 года технический лицей именуется как муниципальный общеобразовательный лицей № 8 г.Тынды.

2. 10 лет творили славу лицея № 8 его учителя и директора Хмелев Виктор Яковлевич и Горожанкин Юрий Александрович. Все они внесли достойный вклад в образование лицея.

1. В лицее 30 лицейских и пролицейских классов, в них обучается 704 учащихся.

1. За 10 лет лицей выпустил в большую жизнь более 700 учеников.

2. Из них 15 золотых и 35 серебряных медалистов.

1. Ежегодно лицеисты занимают призовые места на городских и областных олимпиадах.

2. Лицеисты являются призерами и дипломантами областных и городских научно-практических конференций учащихся.

1. Наши спортсмены в течение 2 последних лет - победители городских спартакиад.

3. В лицее ежегодно почти полная успеваемость и высокий процент поступления выпускников в вузы Российской Федерации.

(Зачитывается телеграмма первого директора лицея № 8 Хмелева Виктора Яковлевича).

1. Слово для поздравления предоставляется первому директору лицея человеку отважному, не побоявшемуся 10 лет назад стать первым. - Хмелеву Виктору Яковлевичу.

2. Слово для поздравления предоставляется директору лицея Горожанкину Юрию Александровичу.

(Проводит награждение).

Вальс. Танцуют три пары.

1. Отмечают день рожденья,
Принимают поздравленья,
Именинники сейчас.

2. И уже в десятый раз!

1. Внести именинный пирог!

(На рушнике пирог и 10 свечей)

2. Просим Юрия Александровича загасить свечи...

/Директор, задувает свечи/ (сфотографировать)

1. Говорят, что учение – свет

2. Тогда учитель - свеча, которая светит всем.

/Танец со свечами/

1. Имениннику всегда было приятно дарить подарки.

2. Сколько подарков, поздравлений прислали лицеисты в адрес лицея. Свой подарок приготовили и учителя.

1. Для вручения подарочного стихотворения на сцену приглашается учитель лицея Шикир О.Ю.

Я вхожу под школьные своды,
Что заполнили 10 лет.
Здесь царит дух науки свободной,
Помнит всех он учеников.

Поднимаясь по лестнице звонкой,
Словно слышу голоса и шаги,
Тех мальчишек и тех девчонок,
Что в различные годы здесь шли.

И горжусь, что учу лицеистов -
Самых лучших и умных ребят,
Что они сохраняют традиции
Ценят знания не ради наград.

10 лет - очень юный возраст!
Но успехов наших не счесть!
Поздравляю тебя, лицей,
Быть твоим учителем честь!

/Вручают цветы/ /Выходят ученики петь/

Светит незнакомая звезда
Заглянув в окошко телескопа
Точит сердце давняя мечта
Со времен библейского потопа.
Вот бы дотянуться до звезды
Стать бы настоящим лицеистом
Так как знает каждый ученик
Без лицея мир стускнеет быстро

Учитель наш друг дорогой
Уносит нас к знаньям все выше

Надежда зовет за собой
И в небо нас к звездам уносит
Пусть вклад наш пока небольшой
Стране процветанье приносит.

Слово предоставляется гостям...

1. Ньютон под яблоней сидел
Вот-вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел
К земле всей массой тяготея.

2. А ученики нашего лицея тоже открыли свой закон –

Закон притяжения.

Где бы они не находились, их всегда тянет в родной лицей.

1. Слово от выпускников 2004 года предоставляется.....

/слово выпускнице/

Учитель:

На свете нет богаче и щедрей,
Чем эти люди, вечно молодые
Мы помним всех своих учителей,
Хотя и сами уж почти седые.
Они в судьбе у каждого из нас
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: «Это мой учитель».

2. Сегодня у нас 10-летний юбилей, но это не вся история лицея, лицей, который всегда молод, красив, полон сил и энергии. Он не стареет, а обновляется каждый раз новыми лицами, сияющими глазами. Каждый год в лицей вливается новая молодая энергия.

1. Мы строим закон сохранения энергии. Школа не стареет, благодаря нашим новичкам.

2. Именно сегодня, в день 10-летия лицея, мы принимаем в свои ряды новых лицеистов.

И так, Внимание ! Собравшиеся в зале!

Момент торжественный и важный наступает!

Два старших века, девятнадцатый, двадцатый,

Век 21-первый в лицеисты посвящают.

(Выходит Пушкин и первые лицеисты)

/слышны звуки полонеза. А.С.Пушкин берет в руки подсвечник, стоящий на столе. От пушкинского подсвечника зажигают свечи 4 старшеклассника (ведущие)/

/новички подходят к сцене, выстраиваются в два ряда, зажигают свечи от свечей Пушкина и 4-х ведущих/

1. Традиционно каждый год в тот день,
Когда открылся пушкинский лицей,
Мы вместе слова клятвы произносим,
Чтоб никогда потом не забывать о ней!

Клятва лицеистов

ПССЛ. (Встает перед новичками)

Клянемся быть честными и справедливыми.
Друг другу всегда и во всем помогать!

- (Все) клянемся !

Клянемся упорными быть и стараться
Заветную цель лишь умом добывать!

- (Все) клянемся!

Клянемся трудиться на благо России,
Осваивать знания и дух закалять!

- (Все) клянемся!

Клянемся всегда и во всем непременно
Честь лицеиста свою не терять!

- (Все) клянемся!

/Вручаются памятки лицеистам, удостоверения/

ПССЛ. А сейчас мы исполним гимн лицея. Прошу всех встать!

/Звучит гимн лицея, все поют, все сели/

ПССЛ. Внимание ! К выносу знамени лицея приготовиться,

Равнение на знамя! (Звучит марш, знамя выносят)

1. Дорогой лицей!
10 лет, прекраснейшая дата!
Это вечной юности пора,
Молодость твоя,- твои ребята
Твои годы - это детвора.

2. Юбилей - ступенька для полета,
Так лети, лети всегда вперед.
Впереди нелегкая работа –
Поколенье новое зовет...

1. Пусть не старится никогда наш лицей.

2. Пусть звенят в нашем общем доме ребячьи голоса, шутки,

Смех, песни, стихи.

1. Пусть никогда не старятся и не уходят учителя из нашего

Дома, потому что очень нужны нам!

2. А всем нам поможет жить тепло

Доброта, любовь и память!

(Заключительная песня)

Сквозь года и прошедшие дни
Светят школьного детства огни
И звенит через годы звонок,
Лицеистов зовет на урок.
10 лет - юбилей небольшой,
Не старей именинник душой
А в подарок пусть песня звучит
В небо рвется, под купол летит.

Лицей, тебя роднее нет!
Лицей, несет ученья свет.
Тобой во все года и времена
Гордится город и страна

10 лет мы приходим сюда
Нам знаком каждый здесь кабинет
И учитель встречает тебя
На вопросы любой даст ответ
Здесь дорогою к знаньям ведут
И заботой окружат тебя
Мы поступим с тобой в институт
И прославим лицей на века

Лицей - созвучие сердец!
Лицей - души моей творец.
Гордимся именем твоим
Лицей, так будь всегда таким!

Организация: ГБОУ Лицея 1537 УК 2704

Населенный пункт: г. Москва

Дети приглашаются в нарядный музыкальный зал.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Вам нравится как украшен зал?

Как вы думаете, почему его украсили? (предположения детей)

Сейчас мы с вами прослушаем гимн и, по его содержанию, попытаемся предположить в честь какого праздника мы здесь собрались (дети прослушивают «Гимн лицеиста», обсуждают его содержание, выдвигают предположение о названии праздника).

(на основе презентации дети знакомятся с историей первого Лицея)

Слайд №2

250 лет назад в Царском селе под Петербургом был открыт первый в России Лицей. Это было учебное заведение для подготовки дворянских детей к государственной службе.

Первым директором Царскосельского лицея был Василий Федорович Малиновский.

Давайте рассмотрим изображение Царскосельского Лицея 250 летней давности и современности? Может кто-то найти различия? Как вы думаете, почему произошли или не произошли изменения во внешнем виде здания? (ответы детей)

Слайд №3

В Лицее учились только мальчики из дворянских семей.

Как вы считаете, дворянские семьи это богатые, обеспеченные семьи или нет? (ответы детей)

А обучались ли дети бедных и простых людей? (предположения детей)

В Лицее мальчики учились и жили 6 лет, домой их не отпускали, родственники могли их навещать только по праздникам.

Слайд №4

Давайте поднимемся по витой лестнице и прогуляемся по Царскосельскому лицею. На втором этаже находятся Большой зал, библиотека, газетная комната и учебные классы.

Слайд №5

Мы попали в учебный класс, в котором лицеисты проводили 6-7 часов каждый день за изучением различных наук.

Как вы думаете, что могли изучать мальчики 250 лет назад? (предположения детей).

Изучались следующие дисциплины: закон Божий, этика, логика, правоведение, российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки; российская и всеобщая история, география; математика, начало физики; чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание.

Парты здесь стояли в три ряда, полукругом, постепенно возвышаясь от кафедры..

Учеников сажали за парты, согласно их успеваемости. Отличники сидели на передних рядах, те, кто учился хуже всех, - на задних. Только оценки были наоборот. Самая лучшая оценка была – 1; 4 –как у нас тройка, вместо двоек ставили - 0.

Слайд 6

Парты в то время выглядели вот так. Посмотрите, внимательно, как вы думаете, чем они схожи и отличаются от современных парт. Порассуждайте, чем они удобнее или неудобнее современных парт. Можно по этому фото определить какими письменными принадлежностями ученики пользовались? (ответы детей).

Слайд 7

Действительно, в то время пользовались перьями. Их специальным образом затачивали, обмакивали в чернила и писали. Как вы думаете, чьи перья могли использовать для письма? Почему? А вам бы понравилось больше писать современными ручками или вот такими перьями? Почему?

Слайд 8

Как вы считаете что это? Для чего они служили? Зачем мальчики упражнялись в фехтовании? Какие качества это развивало? А современным мальчикам нужны эти качества? В какие игры вы играете, чтобы развить ловкость, меткость, быстроту? (ответы детей).

Слайд 9

Мы с вами очутились в газетной комнате. Как вы считаете, почему её так называли? (предположения детей).

Подумайте, чем ещё могли в этой комнате заниматься? (предположения детей)

Слайд 10

Мы с вами перемещаемся в самую интересную часть Лицея. Как вы считаете, что это?

(предположения детей). Почему вы так думаете? (ответы детей).

Когда Лицей только открылся в библиотеке были только книги преподавателей и воспитанников. Но почти сразу же Александр Первый подарил лицею свою библиотеку, которой он пользовался в молодости. Тогда же сюда поступили и разные иностранные издания.

Слайд 11

Вот такие книги читали лицеисты 250 лет назад, они сохранились до нашего времени.

Давайте вспомним правила обращения с книгой. Если правило нужно выполнять, то вы хлопаете в ладоши, если так поступать нельзя - вы грозите пальчиком.

  • книгу можно рвать, бросать
  • книгу нужно уважать
  • что б она не потрепалась, книгу нужно в обложку одевать
  • в книге можно рисовать
  • книгу можно читать

Все запомнили, как необходимо относиться к книге? Молодцы!

Слайд 12

Как вы думаете, куда мы попали?(предположения детей)

Это жилой корпус. Каждая дверь ведёт в комнату, в которой живёт лицеист.

Лицеисты жили очень скромно и вся их жизнь была подчинена строгому распорядку.

Слайд 13

В одной из таких комнат жил великий русский поэт. (дети рассматривают слайд)

Кто может его назвать?

Верно, это Александр Сергеевич Пушкин. В Царскосельский лицей Пушкин поступил, когда ему было 12 лет. Это был первый набор лицеистов, куда, кроме него попали еще 29 ребят из старинных дворянских фамилий.

Слайд 14

Пушкин занимал спальню №14. В каждой комнате лицеиста стояли: железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. Не отличалась убранством и была на столько же строга и комната учителя, раньше его называли гувернёр.

Слайд 15

Лицеисты носили форму: темно-синий двубортный сюртук со стоячим воротником, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, синие длинные прямые панталоны, полусапожки.

Обучение в Лицее длилось 6 лет. Там мальчики не только познавали много нового, но учились крепко дружить. Эта дружба продолжалась всю жизнь.

Слайд 16

А какое образовательное учреждение посещаете вы?(ответы детей)

Да, сейчас вы ходите в детский сад, но это часть лицея. Поэтому вас тоже можно назвать Лицеистами. Давайте с гордостью носить это звание!

Использованы фото материалы сайта:

http://annataliya.livejournal.com/272671.html

Оксана Гурий
Сценарий праздника «Посвящение в лицеисты»

Сценарий праздника «Посвящение в лицеисты »

I.(Звучат фанфары) Приветствие. Первоклассники под музыку входят в зал, рассаживаются. (Ф-ма школьные песни)

Ведущая : Здравствуйте, дорогие педагоги, родители!

Здравствуйте, дорогие ребята!

1 а класс. 23 пары весёлых, озорных глаз. Это умные, любознательные ребята. Они с удовольствием ходят в школу.

1 б класс. Весёлые, неунывающие, а, когда надо, серьёзные, сосредоточенные, нацеленные на учёбу.

1 в класс Очень добрые, отзывчивые, надёжные друзья учатся в 1-м В классе. Тяга к знаниям написана на их симпатичных лицах.

Ведущая :

Нашим самым юным первоклассникам

Посвящается сегодня праздник .

Как бесконечно стремительно время.

Вот уже осень, октябрь у двора.

Мы вспоминаем сегодня мгновенья,

Как в первый класс собралась детвора.

Ведущая :Дорогие ребята! Сегодня у вас первый школьный праздник – «Посвящение в лицеисты » . Два месяца назад вы пришли в наш лицей , не зная его правил и законов. А теперь вы узнали порядки лицея , правила, испытали первые трудности и не дрогнули, не запросились домой. Молодцы!

И сегодня – 19 октября - мы собрались в этом зале, чтобы торжественно принять Вас в дружную семью лицеистов .

II. Рассказ о Царскосельском лицее .

В истории России есть имена, которые

навечно занесены в память русскую. Одно из таких имён – Александр Сергеевич Пушкин.

200 лет назад, в Царском Селе близ Петербурга открылся лицей для детей из дворянских семей. 13 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через

6 лет они получили аттестаты. Класс, как класс, мальчики, как мальчики. Но позднее они станут поэтами и министрами, офицерами, учёными, путешественниками. Среди них оказался и двенадцатилетний Александр Пушкин.

«- Друзья мои! Прекрасен наш союз!» - напишет позднее поэт о мальчиках, с которыми прожил бок о бок годы своего взросления – главные годы в жизни

каждого человека.

Послушайте, пожалуйста, каков был распорядок дня в Царскосельском лицее .

1. Подъём в 6 часов утра.

2. От 7 до 9 – учебные занятия.

3. В 9 часов – чай с белой булкой.

4. Сразу после чая – первая прогулка до 10 часов.

5. От 10 до 12 часов – занятия в классе.

6. От 12 до 13 часов – вторая прогулка.

7. После прогулки – обед, повторение уроков или «вспомогательный класс» для отстающих.

8. В 20 часов 30 минут (половина девятого) – звонок к ужину.

9. После ужина до 22 часов – отдых, развлечения.

10. В 22 часа – вечерняя молитва, сон.

Так жили Лицеисты в 19 веке .

Теперь заглянем в недавнее прошлое, а именно в19 год, в котором школа №9 стала лицеем , а ученики – лицеистами . Это произошло совсем не потому, что им случилось родиться в дворянской семье. Высокий статус лицеистов заслужен кропотливым трудом учителей и учеников.

Стихи читают учащиеся 5 класса :

1.“Друзья мои, прекрасен наш союз!”

Да, есть преемственность традиций…

Другой октябрь, и день иной,

И новый пушкинский Куницын

Глядит на лицеистов строй .

2. Но цель – величие России –

Всё та же. Юные сердца

Приложат максимум усилий

Быть лицеистом до конца

3. И с каждой новой годовщиной

Крепить союз ума и рук.

Лицей – подножие вершины ,

Республика естественных наук.

4. Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Мы восклицаем так же, как поэты.

Ведут нас по дороге 9 муз.

И мы гордимся все дорогой этой.

III. Выступление первоклассников. (Выходят 6 учеников, на груди у них прикреплены таблички с буквами Л, И, Ц, Е, Й, № 9).

1. На этот праздник октябрьским днём

Родителей наших мы все позовём.

Так что ж, начинать наступает пора,

Наш праздник открыт , мы вам рады, друзья!

2. Мы сегодня очень рады

Всем родителям, ребятам,

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей!

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.

3. Мы дошкольниками были

Мы ходили в детский сад.

Мы из глины мастерили

И лошадок, и зайчат,

А теперь, а теперь

Нам открыла школа дверь.

4. Поступил я осенью в 1 «А» .

Я считаюсь школьником с первого числа.

5. Даже маленький ребёнок,

Только выйдя из пелёнок,

Просит книжку показать.

6. Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего.

IV. Сценка «Путаница и Нехочуха» .

(Выбегают Путаница и Нехочуха. Путаница переставляет ребят с буквами.

Нехочуха ложится на скамейку и «спит» ).

Ведущий : Ребята! Что за странные гости у нас? (Подкрадывается к Путанице)

Попалась! Ты кто такая?

Путаница : (задрав нос) Я – Путаница!

Ведущий : Так это ты все буквы перепутала?

Путаница : Ну, я, а что?

Ведущий : А то, что ты зря старалась. Наши ребята все твои пакости исправили.

(Дети восстанавливают буквы и уходят)

Путаница (обращается в зал) : А я вот знаю, что многие из вас мам и пап не

слушаются, уроки учить не хотят. Наверное, в школе-то вам учиться не интересно совсем. Нет?

Дети : Интересно!

Путаница : Ну и ладно! Зато я знаю такого мальчика, который ничего не умеет и

не хочет. Нехочуха!

Нехочуха : А-а-а?

Путаница : Вставай!

Нехочуха : Не хочу.

Путаница : Вставай, говорю! Ну-ка. Расскажи своё любимое стихотворение.

Нехочуха : Не хочу!

Путаница : Рассказывай!

Нехочуха : Я – великий Нехочуха,

Ничего я не хочу.

И скажу вам откровенно,

Я уроки не учу.

Не хожу, друзья, я в школу,

Днями целыми я сплю.

Потому что, потому что,

Ничего я не хочу.

Путаница : Вот так. И никто его не переделает.

Ведущий : А ты, Нехочуха, вместо слов «не хочу» попробуй сказать : «Хочу! Буду с удовольствием!»

Нехочуха : Ничего у меня не получится.

Ведущий : Ребята, давайте поможем Нехочухе! Он будет говорить слово «я» , а вы – «хочу» , и Нехочуха скажет дальше, что он хочет делать.

Нехочуха : Я…

Дети : Хочу…

Нехочуха : Играть.

Путаница : Я как раз знаю одну игру, только поиграть вам в неё не удастся. Из стихотворений я выбросила слова. И вам никогда не догадаться, какие это слова.

1. Портфель у меня не велик и не мал.

Лежат в нём задачник, тетрадь и… (пенал)

2. Если всё ты будешь знать,

То получишь в школе(5)

3. В коридоре топот ног,

То зовёт всех в класс (звонок)

Нехочуха : А вот и нет. Не услышите вы больше звонка. Для того, чтобы его

услышать, вы должны пройти испытания. Посмотрим, достойны ли вы носить

звание лицеиста .

Ведущий : Желаю вам удачи, первоклассники.

V. Дети путешествуют по станциям «Математическая» , «Загадочная» , «Сказочная» .

Станция «Математическая»

1.Вопросы :

Семь раз отмерь, а … раз отрежь.

Ум – хорошо, а … лучше.

Какое число входит в название сказки про поросят?

Сколько богатырей в сказке Пушкина о мёртвой царевне?

Сколько ног у осьминога?

Самый короткий месяц в году?

Самая лучшая отметка за ответ ученика.

2. Задачи в стихах.

1) Под кустами у реки

Жили майские жуки :

Дочка, сын, отец и мать –

2) Я, Серёжа, Коля, Ванда –

Волейбольная команда.

Женя с Игорем пока

Запасных два игрока.

А когда подучатся,

Сколько всех получится?

3)В снег упал Серёжка,

А за ним – Алёшка,

А за ним – Иринка,

А за ним – Маринка,

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

Станция «Загадочная»

1) Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь,

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (карандаш)

2) В чёрном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? (мел)

3) Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш. (резинка)

4) Кто шагает с сумкой книг

Утром в школу? (ученик)

5) Сели птицы на страницы

Знают быль и небылицы. (буквы)

6) Кто на свете всех умнее,

Кто всё знает и умеет,

И в любой свободный час

Кто всему научит нас? (книга)

7) То я в клетку, то в линейку.

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (тетрадь)

8) Стоит весёлый светлый дом

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и считают. (школа)

9) Веселятся Коля, Лена

Это, значит… (перемена)

10)Долгожданный дан звонок-

Это кончился (урок)

Ведущая :-А сейчас угадайте что это такое?

Зорко смотрит постовой

За широкой мостовой.

Как посмотрит глазом красным –

Остановятся все сразу. (светофор)

А для чего нам нужен светофор (ответы детей) . Молодцы! И наша

физминутка называется

«красный, желтый,зеленый» (К- ,Ж- потопали, З- похлопали)

Физминутка «красный, желтый,зеленый»

Станция «Сказочная»

1. Доскажите имя литературного героя

Папа (Карло)

Кот (Леопольд, Матроскин, в сапогах)

Дед (Мороз, Мазай)

Баба (Яга)

Дядя (Стёпа,Фёдор)

Крокодил (Гена)

Почтальон (Печкин)

Доктор (Айболит)

Красная (Шапочка)

Ведущий : Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. А где же Путаница и Нехочуха?

Сказочные герои, одетые в школьную форму, выходят на сцену .

Нехочуха : И вовсе мы не злые. Мы добрые и зовут нас Пиши и Читай.

Мы придумали всё это, чтобы проверить ваши знания. И мы видим, что вы

настоящие лицеисты .

VI. Торжественное обещание.

Ведущий : Для прочтения торжественного обещания приглашаются учащиеся 5-х классов.

Торжественное обещание лицеистов

5-ый класс : Друзья, прекрасен наш союз,

Составленный из братских уз!

В День посвященья в лицеисты

Торжественно пообещаем мы.

1-ый класс : Торжественно обещаем!

5-ый класс : Что будем вечно мы верны

Словам своим, друзьям своим,

Обычаям столь дорогим,

Последним по весне звонкам

И этим дорогим рукам,

Что нас ввели в лицей родной…

1 класс : Торжественно обещаем!

5-ый класс : Здесь обещание дадим,

Что мы друзей не предадим,

Что будем знаньями сильны,

Великодушны и мудры!

1 класс : Торжественно обещаем!

1 класс : Да здравствует родной лицей !

За то, что подружил друзей!

За то, что двери нам открыл!

За то, что братству научил!

Прошу занять свои места. Для поздравления и вручения свидетельств лицеиста слово предоставляется директору лицея

Заключительный монтаж :

1. Перед нами все пути открыты,

Все дороги впереди у нас.

Мы когда-то станем знамениты,

Но пока мы только первый класс.

2. И пока нам надо лишь учиться,

Чтобы тайны мира открывать,

К неизвестному всегда стремиться,

Чтоб оно могло известным стать.

3. Это всё для жизни, для науки,

Для людей и для родной страны.

Учимся мы все не ради скуки –

Мы прославить Родину должны!

4. Славься лицей и лицейское братство !

Ты славен делами, лицей наш , гордись.

Российской науке, чести российской

Лицеист дал бессмертную жизнь.

- Ведущая :

“Пусть будут дни, что провели вы в лицее ,

Радостной памятью жизни вашей.

Творчество, труд, благородные цели –

Нет лицеисту дороги верней !”

Исполнение гимна лицея .

Ведущий : Теперь, первоклассники,можете сказать заветную фразу : "Мы лицеисты !"