Развитие и формирование личности подростка: что нужно знать? Формирование личности подростка

09.05.2019
Развитие личности в подростковом возрасте

В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации : на первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется наличием определенной системы соподчиненных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательного принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

"Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка" Л.С. Выготский считал проблему интересов . Он выделил две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов:

- в негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются сексуальные влечения, отсюда - снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, повышенная раздражительность подростка, недовольство самим собой, беспокойство;

- позитивная фаза характеризуется зарождением новых, более широких и глубоких интересов, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к собственным переживаниям, обращенность подростка в будущее реализуется в форме мечты.

Л.С. Выготский выделил несколько групп интересов ("доминант") подростка:

- "эгоцентрическая доминанта" (интерес к собственной личности);

- "доминанта дали" (субъективная значимость отдаленных событий);

- "доминанта усилия" (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, что может проявляться и в негативных формах - в упрямстве, хулиганстве и т.п.);

- "доминанта романтики" (стремление к неизведанному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов , пик любознательности приходится на 11-12 лет. Однако проявления любознательности поверхностны. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов часто кроются в отсутствии ярких интересов у окружающих подростка взрослых, чрезмерной активности взрослых в развитии у подростка интереса, оказывают влияние и социальные условия (высокая стоимость оплаты секции и т.п.).

Доминирующие потребности подросткового возраста (Д.Б. Эльконин): потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.

Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав.

Конфликты и трудности подростка в общении со взрослым возникают из-за расхождения их представлений о характере прав и степени самостоятельности подростка: если взрослый не изменяет своего отношения к подростку, то он сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. По мнению Т.В. Драгуновой, конфликт - это следствие неумения или нежелания взрослого считаться с развитием личности в подростковом периоде и найти подростку новое место рядом с собой.

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что с взрослением ребенка надо считаться: не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить проблемы подростка и позволяют сохранить ему чувство самоуважения. Подростки, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, поведение этих подростков и взрослые и сверстники оценивают как "взрослое".

Начало подросткового периода характеризуется качественным сдвигом в развитии самосознания : у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, появление которой означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности, они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки.

Таким образом, по содержанию самосознание подростка есть социальное сознание , перенесенное внутрь (Л.С. Выготский).

Особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых - чувство взрослости. По определению Д.Б. Эльконина,это "новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность". Это стержневая особенность личности, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру.

Виды взрослости (Т.В. Драгунова):

Подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение);

Стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о "настоящем мужчине" , воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость;

- социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь и поддержку),

- интеллектуальная взрослость (связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования).

Чувство взрослости обнаруживает себя по-разному. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, побуждать подростка к выяснению его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зрения).

Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма (Д. Элкинд): подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей и вследствие интенсивного анализа и оценки себя у него возникает иллюзия, будто другие люди непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей, чувств. Типичная возрастная особенность - склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки.

Один из компонентов эгоцентризма - феномен "воображаемой аудитории" - убежденность подростка в том, что его постоянно окружают некие зрители, а он все время находится на сцене. Другой компонент эгоцентризма - личный миф ("сказка о самом себе") - вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

Постепенное преодоление подросткового эгоцентризма происходит по мере развития близких доверительных отношений со сверстниками, которые делятся друг с другом своим аффективным опытом.

В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности.

Для девочек характерны: эмоциональная восприимчивость, реактивность, гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, конформность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, к авторитетам семьи, стремление опекать младших, высокий интерес к своей внешности, сочетание кокетства с застенчивостью и стыдливостью, аккуратность, исполнительность, терпимость в повседневной деятельности, лучшая успеваемость по гуманитарным предметам.

Мальчики больше интересуются областью отвлеченного (абстрактные явления, мировоззренческие проблемы, точные науки), менее конформны, более раскованы в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям, в неблагоприятных условиях у них легче возникает и труднее корригируется отрицательное отношение к школе, значительную роль в сознании и поведении приобретают сексуальные интересы.

Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии . Рефлексия - мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, способностей, характера, отношений и т.д. Формирование рефлексии становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков (рефлексивная задача "Кто я?").

По данным Д.И. Фельдштейна, в 10-11 лет предметом рефлексивных ожиданий подростка выступают отдельные поступки. В 12-13 лет главным становится рассмотрение черт собственного характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В 14-15 лет в структуре личностной рефлексии существенно повышается критичность подростков по отношению к себе.

Новый уровень самосознания, центральное новообразование подросткового возраста - Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Существует тенденция рассматривать Я-концепцию и какрезультат, итоговый продукт процессов самосознания.

Д.И. Фельдштейн отмечал, что в 10-11 лет около 1/3 подростков дают себе полностью отрицательные характеристики; некоторые подростки, подчеркивая свои многочисленные недостатки, выделяют единственную черту, которая им нравится, то есть самооценке присущ отрицательный эмоциональный фон.

В 12-13 лет наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение подростка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего, сверстников. Речь идет о комплексе "Золушки" ("Гадкого утенка"): переживая сильную неудовлетворенность собой, подросток в душе надеется на перерождение.

В 14-15 лет возникает "оперативная самооценка", определяющая отношение подростка к себе в настоящее время (основывается на сопоставлении своих личностных особенностей с определенными нормами, выступающими для него как идеальные формы его личности).

Отрицательное отношение к собственной личности в значительной мере связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы "извне", интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно ("У него все хорошо, пожаловаться не на что" - рассуждает мать благополучного подростка), а отрицательные стороны - конкретны, разнообразны.

Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, опираться на сильные стороны своей личности.

Самооценка подростка носит противоречивый характер : во-первых, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, во-вторых, наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер.

К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке , возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию (формированию положительных качеств и преодолению отрицательных).

В нравственном развитии наблюдается противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; определенный максимализм требований; сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Как показали исследования Ж. Пиаже, в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл, когда значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни (социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность - все эти понятия для подростков эмоционально окрашены, личностно значимы).

В переходном возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения , которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка (Л.И. Божович). В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм.

Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций.

Формируется нравственное мировоззрение , под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции .

Особенности развития воли : ее неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву. В то же время умение владеть собой высоко ценится подростком, а отсутствие необходимых волевых качеств вызывает беспокойство. Стремление "стать более волевым человеком" в этом возрасте скорее "знаемый" мотив, не подкрепленный подлинным желанием измениться.

По словам Л.С. Выготского, не слабость воли, а отсутствие или слабость цели дезорганизуют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений, личностно значимые для подростка.

Л.И. Божович подчеркивала, что возникновение постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются "ненасыщаемостью", делает подростков целеустремленнее и организованнее.

Эмоциональная сфера характеризуется большой яркостью, силой, устойчивостью. Исследования показали, что подростки чаще испытывают сильные положительные или сильные отрицательные эмоции и реже находятся в нейтральном состоянии (Р. Ларсон, М. Ричардс). Эмоции имеют тенденцию к "самоподкреплению" (неосознанное желание сохранить ту или иную переживаемую эмоцию, как позитивную, так и негативную), что свидетельствует о ригидности эмоций подростка, их инертности. В этот период повышена потребность в эмоциональном насыщении , в жажде ощущений (отсюда - любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). Выражение эмоций бурное и непосредственное, подростки часто не могут сдерживать радость, гнев.

Особенность эмоционального реагирования - сравнительно легкое возникновение эмоциональной напряженности . В этот период наблюдаются достаточно частые и продолжительные аффективные реакции . Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план и происходит их разрядка в виде выброса. У подростков в кризисный период часто встречается "аффект неадекватности" - эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Оказание помощи подростку в период непосредственного протекания аффекта сводится к следующему: отвести в тихую комнату, на какое-то время оставить одного, предоставить возможность разрядить напряжение (использовать боксерскую грушу, дать возможность выплакаться и др.). После успокоения побеседовать, разобраться в том, что произошло.

Важнейшим моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем корректируется с трудом. Кризис перехода к юности связан со становлением человека как субъекта собственного развития (К.Н. Поливанова).

Новообразования личности подростка: чувство взрослости; становление нового уровня самосознания ("Я-концепция", рефлексия); устойчивость эмоций и чувств.

В жизни человека происходит много переломных моментов, которые определяют характер, отношение к жизни. Личность подростка формируется в переходном возрасте, и от этого родителям еще сложнее найти контакт и взаимопонимание со своим отпрыском.

С чего начинается формирование личности подростка? Первым делом стоит напомнить, что у девочек подростковый возраст начинается в 12, а заканчивается в 16 лет. Для мальчиков этот период длится с 13 до 17 лет. Несмотря на такие стереотипы, сегодня взросление подростков начинается и заканчивается гораздо раньше, поэтому родители должны внимательно относиться к переменам в сознании своего отпрыска.

Чего ждать

Итак, в один прекрасный день подросток начинает считать себя взрослым, перечит родителям и отстаивает свое наивное мнение. Это первый признак того, что близится переходной возраст. Если раньше он всегда прислушивался к отеческим советам, то теперь сторонится и игнорирует комментарии встревоженных мамы и папы.

Родители не должны воспринимать такие радикальные перемены слишком категорично, иначе в лице собственного ребенка можно нажить себе врага. Если не получается мириться с детским субъективным мнением, можно делать видимость согласия и молча наблюдать за формированием личности.

Для подростка в этот непростой период не существует никаких оттенков, а мир представлен в черно-белых тонах. Такой максимализм уже через пару лет будет казаться смешным и надуманным, но сейчас воспринимается, как догма. Как правило, в этот непростой период у ребенка завышено чувство справедливости, уязвлено самолюбие и зашкаливает самомнение. Этими переменами родители должны воспользоваться в своих интересах.

Если подросток выступает за справедливость, когда побеждает добро над злом, то родители должны использовать такое мировоззрение себе на руку. Конечно же, им удастся заложить в подростковое сознание простые истины, духовные ценности и важные принципы до конца дней. Если с пользой использовать этот сложный период, то по его завершению в обществе появится целостная личность, «рыцарь без страха и упрека».

Что касается духовных ценностей, это еще один важный аспект для сознательного человека. Например, в период формирования личности подростку необходимо рассказать о семейных традициях, моральных принципах, религиозных предпочтениях и элементарных правилах культуры, духовного воспитания. Пусть не все он воспримет на веру, но часть полученной информации однозначно отложится в его сознании, скорее, на подсознательном уровне.

Теперь что касается завышенной самооценки. Это самая опасная сторона формирования личности в подростковом периоде. Одни дети начинают слепо любить себя, а другие, наоборот, испытывают обострившийся комплекс неполноценности. Оба состояния чреваты последствиями, крайне неприятными для будущего и недопустимыми для современного общества. Чтобы не ломать личность, с ребенком нужно всегда разговаривать, раскрывая таким образом глаза на жизнь, повседневность, быт и человеческие возможности.

Становится очевидно, что формирование личности подростка — это вполне закономерное явление, которое приходит в жизнь человека в возрасте 12 — 13 лет. Процесс этот необратим, однако заботливые и наблюдательные родители однозначно могут подкорректировать его на благо семьи и общества. Так что не стоит пускать ситуацию на самотек, но и открыто навязывать свое участие в подростковой судьбе также противопоказано.

Что делать

Формирование личности в подростковом возрасте тесно связано с взаимоотношениями в семье. Тут два варианта: либо взаимопонимание, либо противостояние двух поколений. Духовная борьба — это тоже важный жизненный этап, однако он точно не должен распространяться на семейные отношения.

Чтобы не потерять любовь и доверие своего непокорного ребенка в подростковом возрасте, адаптироваться к новым правилам и условиям придется все-таки родителям — они терпимее и мудрее. Конечно, не стоит позволять все своему чаду, но что-то в своей молодой жизни он уже должен попробовать, испытать. В противном случае, даже в старости будет мучить неприятное ощущение нереализованных дел и фантазий.

Если родители наблюдают непростой переходной возраст своего ребенка, однозначно не должны пускать ситуацию на самотек. Если игнорировать семейные проблемы, то подросток может и до колонии строгого режима дойти. Но это глобально, хотя проблемы в обществе и в общении уж точно обеспечены.

Подросток должен ощущать родительскую поддержку, при этом понимать, что в случае чего всегда найдется «рука возмездия», которая не позволит совершать нелепые и опрометчивые поступки. Такой контроль позволяет остро чувствовать состояние меры и в своем нигилизме «не перегибать палку».

Если родители понимают, что просто не справляются со своим тяжелым подростком, то в обязательном порядке должны обратиться за помощью к профессиональному психологу. Ходить далеко не нужно, поскольку такой узкопрофильный специалист обязательно найдется в стенах каждого учебного заведения. Участие психолога должно быть ненавязчивым, иначе подросток решит, что его отнесли к категории эмоционально нестабильных личностей.

Кстати, стоит напомнить, что за границей модным является понятие «семейный психолог». Этот специалист решает все проблемы в кругу домочадцев, каждому поможет быстро и незаметно адаптироваться к переменам переходного возраста. Так что визит к психологу не стоит считать крайней мерой; не исключено, что именно такая консультация позволит расставить все точки над «И».

Так что выход из сложившейся ситуации обязательно найдется, главное — не срываться на подростка, иначе в ближайшем будущем он окончательно замкнется в себе.

Основные проблемы в подростковом возрасте

Несмотря на то, что формирование личности должно вести человека на новую ступень развития, в реальности такой путь долгий и тернистый. Прежде чем стать взрослым и самодостаточным человеком, могут возникнуть определенные сложности в подростковом возрасте, за которые в дальнейшем будет стыдно всю оставшуюся жизнь.

О каких «подводных камнях» идет речь в непростом возрасте формирования личности. Это:

— Стремление к независимости с дальнейшими проблемами финансового характера. Так часто происходит: сначала подросток берет деньги взаймы, а потом родители рассчитываются со всеми его долгами.

— Боязнь правды. Если подросток совершил недопустимый поступок, он никогда в нем не сознается взрослым. Ему стыдно признавать собственную неудачу, тем более в задумке из него должен был получиться самый настоящий герой. Отсутствие жизненного опыта и невозможность просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед доказывают обратное.

— Сомнительные компании. Стремление подростка к мнимой независимости приводит его в странные компании, где чужды такие понятия, как честность, преданность, законность. Последствия такого общения в итоге могут оказаться самыми неблагоприятными для родителей и всего семейства.

— Несостоявшаяся первая любовь. Поскольку формирование личности подростка приходится на переходной возраст, активность гормонов просто зашкаливает. Соответственно, появляется заинтересованность в представителях противоположного пола, зарождается первая любовь. Такие отношения недолговечны, разрыв бьет по самолюбию, нарушает планомерное развитие личности и может привести к серьезным переменам в мировоззрении.

— Ложь «во благо». В переходном возрасте ребенок начинает врать родителям, причем делает это даже в мелочах. Сначала он старается утаить правду, потом скрывает отдельные свои поступки, а следом такая жизненная позиция неожиданно становится вредной привычкой. Если родители своевременно не разоблачат этот факт, проблемы во взаимоотношениях с каждым новым враньем будут только нарастать.

— Вредные привычки. В стадии формирования личности подросток стремится попробовать все, и пагубные пристрастия — не исключение. Ему кажется, что он дорос до таких увлечений, однако не знает меры, границ. Последствия опять-таки фатальные, а разрешать очередную ситуацию придется заботливым родителям.

Советы родителям

Если родители лично столкнулись в процессом формирования личности собственного чада, то не должны паниковать и суетиться. На данном жизненном этапе лучше всего занять выжидательную и наблюдательную позицию, чтобы своевременно уберечь отпрыска от опрометчивого поступка.

В этот непростой период подростки особенно нуждаются в родительском контроле, даже если открыто выступают против таких притеснений. Не стоит ослаблять хватку, излишне давать волю и несколько расслаблять будущее поколение, поскольку в таком случае оно к старости не подаст и стакан воды. Воспитание должно быть всегда и во всем, и в этом правиле не может быть никаких исключений.

В остальном, остается только надеяться на родительскую интуицию, материнский инстинкт и жизненный опыт наставника, который обязательно пригодится подопечному.

Есть мнение, что процесс формирования личности протекает до глубокой старости, пока человек может черпать и анализировать новую информацию. В этом однозначно есть доля смысла, однако самый бурный период саморазвития все-таки приходится на непростой подростковый период с 12 до 17 лет включительно.

Развитие и формирование личности (подростки и старшеклассники).

9.1.Ситуация развития личности в подростковом возрасте.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся:

1. развлекательные совместные игры;

2. совместные дела разнопланового характера;

Интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляются развитым уже к началу подросткового возраста, а становление личности продолжается и завершается в юности. В течение 3-4 лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.

Подростничество:

· Самый сложный период становления личности; это и ответственный период, где складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к окружению.

· В этот период стабилизируются черты характера и формы межличностного поведения.

· Главные мотивы: самопознание, самовыражение, самоутверждение.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожими на старших; требует соответственного обращения с собой, как со взрослым. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. У подростка более равноправное и независимое положение в системе человеческих отношений. Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма.

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Оно становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости. Внешние формы наблюдаемого поведения, например, девочки - одежда, прическа, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, увлечения и т. д.; юноши – объект подражания «настоящий мужчина», обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей. Образцом для подражания является как взрослые, так и сверстники.

9.2.Формирование деловых и волевых качеств у подростка.

Нужные деловые качества личности формируются в подростковом возрасте. Действительно, детей этого возраста отличает повышенный интерес к различным видам деятельности. Соответствующие интересы зарождаются в семье, доме, во внешкольных делах. Их источниками могут стать учителя, родители, сверстники и другие.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они стремятся узнать что-то, научиться, причем делать все профессионально, как взрослые. Потребность во всем подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены тем же (неформальные группы). Дети в данном возрасте уже заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню развития интеллекта и по кругозору, по объему и прочности знаний. Нередко отношение подростка к предмету определяется отношением к учителю, преподающего данный предмет. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения. Старшие подростки начинают интересоваться профессиями (профессиональное самоопределение). В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости. Такие качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, могут быть организованны на групповой основе.

Учение – организаторы учебного процесса: сообщения, доклады. Труд – на равных с взрослыми: детские кооперативы, малое школьное предприятие. Игра – деловая: тренинги и т.д.

Волевые качества. В 7-8 классах некоторые подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием. В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся более старшие дети по возрасту. Более распространенными среди современных подростков развитие волевых качеств является занятие спортом (бокс, борьба, атлетика). С этим же связано развитие мотивации успеха.

Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств личности у подростка:

1. Физические качества: быстрота и сила реакции.

2. Качества, связанные со способностью выдержать большие физические нагрузки: выносливость, выдержка, терпение, настойчивость.

3. Концентрация внимания, работоспособность.

Общая логика развития волевых качеств может быть выражена: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться результата.

10-11 лет – подростки завидуют волевым качествам других;

11-12 лет – желание иметь такие качества;

12-13 лет – самовоспитание;

13-14 лет – активное волевое самовоспитание;

Выработка волевых качеств у девочек идет по другому пути: главные виды деятельности, в которых закрепляются соответственные качества, являются учение, искусство, домоводство, женские виды спорта.

Достижение психического развития.

1. В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы: механическая память, мышление, речь.

2. Формируются общие и специальные способности.

3. Противоречия и конфликты. С одной стороны: интеллектуальное развитие; с другой стороны: инфантильность внешне выглядящих взрослыми людей.

4. Интерес к себе: 4-5 класс – внимание к положению среди сверстников; 6 класс – к внешности, к противоположному полу; 7 класс – деловое общение; 8 класс – самостоятельная индивидуальность.

5. Более высокий уровень самосознания. Правильно оценивать имеющиеся возможности; чуткость к мнению взрослых и сверстников; время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного образа «Я».

6. В подростковом возрасте более дифференцированное отношение к разным учителям.

7. Развитие рефлексии, то есть способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков.

9.3.Формирование и становление морали, мировоззрения в ранней юности.

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослой жизни, первые признаки которой, появляются уже в подростковом возрасте. На период становления ранней юности приходит становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали – конвенционный.

Первыми вопросами, привлекающими к себе внимание, являются морально-нравственные. Источником становятся реальные, человеческие отношения, литература, средства массовой информации (проблема добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности и т.п.). Нынешнему поколению присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность.

Бурные социальные события, происходящие в нашей стране, продолжающиеся и сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Это более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая решение многих проблем морально-этического характера и самостоятельность – хотя и не всегда правильность суждений (секс, бизнес и т.д.).

Для современных старшеклассников характерна релятивистская позиция « правда, не абсолютна, она должна быть такой, чтобы принести пользу как можно большему числу людей»; справедливость – от каждого по возможности, каждому по его делам. Отношения с родителями – симпатия и забота.

Становление мировоззрения. Оно включает в себя: социально-политические, экономические, научные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Сегодняшняя социально-психологическая ситуация имеет:

а) положительные – отсутствие единственного и однозначного мировоззрения; ориентира, побуждающего самостоятельно думать и принимать решения – способствует ускоренному превращению в самостоятельную личность;

б) отрицательные аспекты – ведут к быстрому разделению людей на группы, отличающиеся по уровню социальной и нравственно-мировозренческой зрелости – инфантильность (безразличие);

Экономическое мировоззрение. Некоторые обладают отрицательными установками по отношению к экономической образованности. Напротив, экономические знания получают культурно малообразованные («делать деньги») – дельцы. Выход из этой ситуации – включать наряду с традиционными общеобразовательными предметами – экономику, политику, право, искусство.

Наука и религия. Как в науке, так и в религии существуют разные уровни сознания и понимания проблем и от убеждения, свойственного для научного мировоззрения, до веры всего один лишь шаг.

Низкий из возможных уровней осознания реальных проблем, как в науке, так и в религии представляется несколько упрощенным миропониманием. Высшему уровню, напротив свойственно глубокое постижение наиболее сложных вопросов как научного, так и религиозного понимания.

9.3.Нравственное самоопределение.

Ранняя юность – начало практической реализации жизненных навыков, которые складываются к концу подросткового возраста. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения. Оба эти процесса идут параллельно и взаимозависимо. Объединяющим их направлением развития является движение от детской независимости к взрослой ответственности. В ходе исследования выявлены шесть типов целостно-временной структуры «Я», представляющие индивидуальное своеобразие раннего юношеского возраста и выражающееся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я»:

1. Наличное «Я» в большей степени тяготеет к будущему, чем к прошлому – «Я» прошлое представляется совершенно чуждым и отношение к нему неизменно критическое. Наличное «Я» выступает как новая ступень в личном самоопределении.

2. Все три «Я» преемственно связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному «Я». Это субъективное гармоническое представление о себе человеком.

3. Будущее «Я» оторвано от настоящего. Все три времени существования «Я» мыслятся как совершенно различные. С идеальным «Я» согласуется только будущее.

4. Идеальное «Я» не включено ни в настоящее, ни в будущее «Я», оно изолировано от них и не участвует в развитии личности.

5. Прошлое и наличное «Я» преемственно связаны друг с другом. Иной полюс, отличный от них, образует связь между будущем и идеальным «Я». Обладателей такого сочетания личностных атрибутов отличает низкая самооценка и отсутствие средств, с помощью которых они смогли бы сблизив прошлое и настоящее «Я» с идеальным и будущим.

6. Наличное «Я» совсем выпадает из процесса развития. Они оторвано от прошлого и не имеет связь с будущим, не соответствует и идеальному «Я».

Оказалось, что в раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается каждый из перечисленных выше вариантов. Вероятно, он в большей степени соответствует юношеской и возрастной норме. Критичность к прошедшему детству здесь сопровождается умеренно высокой самооценкой и наделенностью жизненных перспектив на будущее.

На 2-м месте – первый вариант;

На 3-м месте - третий вариант, остальные в данном возрасте составляют исключение.

В ранней юности, по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и меньше проявляется негативизм в отношении с окружающими. Улучшается физическое и эмоциональное самочувствие, повышается контактность и общительность. Отличается большей разумности и содержательности в поведении. Нормализуется самооценка.

В раннем юношеском возрасте тоже отмечается повышением невротичность. В юношестве особенно проявляется акцентуированные типы характера.

Для юношества характерна определенная возрастная интровертированность.

Основные черты психологии старшеклассников:

1. интеллектуальная зрелость: нравственно-мировоззренческая готовность решать задачи (в общем, виде);

2. значительны и индивидуальные различия, существенные между старшеклассниками (дифференциация обучения);

3. следуют определенным формам морали;

4. выраженная полоролевая дифференциация – развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек;

5. самоопределение в будущей профессии;

6. завершается формирование сложной системы социальных установок (когнитивного, эмоционального, поведенческого типа);

7. акцентуированность в характере;

Литература

Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2001.-464 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феномено­логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Развитие и формирование личности (подростки и старшеклассники)»:

1. Какие социальные установки формируются в подростковом возрасте?

2. Как происходит формирование деловых и личностных качеств у подростка?

3. Каким образом формируются ценности у подростков?

4. Особенности нравственного самоопределения в ранней юности?

В подростковом возрасте происходят существенные изменения мотивации: на первый план выходят мотивы, связанные с формированием мировоззрения, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется наличием определенной системы соподчиненных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и мотивов, ставших ценными для личности. По мнению Л.И.Божович, в мотивационной сфере находится главное новообразование переходного возраста.

Л.С. Выготский считал проблему интересов ключевой для подросткового периода. Он выделил две фазы подросткового возраста, связывая их с изменениями в сфере интересов:

В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются сексуальные влечения, отсюда - снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, повышенная раздражительность подростка, недовольство самим собой, беспокойство;

Позитивная фаза характеризуется зарождением новых более широких и глубоких интересов, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к собственным переживаниям, обращению! подростка в будущее реализуется в форме мечты.

Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов, вершиной любознательности является возраст 11-12 лет. Однако, проявления любознательности поверхностны. Причиной отсутствия интересов является отсутствие ярких интересов у окружающих подростка взрослых, чрезмерная активность взрослых в развитии этого процесса.

Доминирующими потребностями подросткового возраста, по мнению Д.Бы.Эльконина являются: потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.

Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав.

Начало подросткового периода характеризуется качественным сдвигом в развитии самосознания: у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, появление которой означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно усваивает эти ценности, они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки. Он стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в свое будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности. Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие ему особенности с проявлением сверстников и взрослых.

Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. Сенситивный подросток к своему духовному развитию, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания. Подростка начинает волновать он сам в своем физическом и духовном воплощении. "Каким я могу предстать перед другими?" актуален вопрос для него. В связи с этим его волнует тело, лицо, имя.

Внешний облик - предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Подростку необходимо в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания себя телесного через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего материального бытия. Это сложный путь, который при всей заботе, любви и понимании близких подросток проходит сам.

В различных культурах подростки испытывают разные по содержанию проблемы, связанные с телесным развитием. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционных отношений к нему в культуре, к которой принадлежит подросток. Части тела могут быть приняты как "хорошие" в той мере, в какой это разрешается культурой. Телесное сознание отражает конфликт исторического, культурного отношения к телу. В сознании подростка могут быть "сферы, которые беспокоят", заставляющие его испытывать смущение одновременно с потаенным интересом к ним. Ощущение развития себя телесного фиксирует внимание подростка на теле и занимает сферу его мыслей и чувств. Физические ощущения, соединяясь с социальными ожиданиями, формирует сложную гамму переживаний подростков. В то же время подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, придающей ему особое чувство, - ощущение того, что он имеет жизненную силу, что он живое существо. В этот период жизни возникает предощущение того, что что-то должно произойти.

Ощущение энергетики своего тела придает подростку особое ощущение жизни, которое запоминается человеком на все последующие годы. В этот период они становятся особенно острыми. Посторонние прикосновения вызывают физическое напряжение, иногда отвращение и резкое отторжение. В то же время прикосновения привлекательных для подростка существ становятся особенно ценными и желанными.

Особое значение для подростка обретает его лицо. Подростки смотрят на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем это делают дети. "Кто Я?" "Какой Я?" "Насколько я привлекателен?" - вопросы, которые постоянно возникают. Подросток внимательно рассматривает свое лицо, что изменилось: волосы, брови, лоб, нос, глаза, губы, подбородок. Все подлежит ревизии, которую сопровождает тревога, неуверенность в себе и одновременно надежда на свою привлекательность.

Идентификация со своей новой внешностью - сложный для подростка процесс. "Принять себя таким, как я есть...", несмотря на эталонных красавиц и красавцев, несмотря на сверстников, преобладают за определенными значимыми признаками.

Кроме проблемы привлекательности внешности многих подростков волнует проблема наличия духовности в выражении лица. Углубленная рефлексия на свою внешность и тревога по ее поводу наряду с другими возрастными проблемами создают у подростков общее напряженное выражение, которое сопутствует возраст.

Для подростков особое значение приобретает одежда. У них свой автономный от взрослых стиль. Одежда, прическа и лицо - вот предметы первошочергової заботы подростка. Столь же важно в отрочестве пройти правильный путь в отношении к своему имени. Именно подросток начинает отстаивать свое право на признание, утверждая себя через свое собственное имя. Подростки проходят сложные социальные инициации в отношении своего имени. Соответствующее обращение по имени является показателем социального признания, которое проще регулировать, чем другое право. Права на признание у подростков направлены на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. В этом возрасте обострена потребность в признании "самости" (уникальности) при психологической зависимости от сверстников, поэтому подросток эффективно соединяет егопозицію "Не путайте меня с другими" и конформну позицию "Мы - группа сверстников" - ведь общение со сверстниками выступает как потребность и значимая деятельность.

Особой формой подросткового самосознания является чувство взрослости, которое определяется как новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с людьми, перестраивает свою деятельность. Это стержневая особенность личности, которая выражает новую жизненную позицию подростка в отношении себя, людей, мира.

Виды взрослости (Т.В. Драгунова):

Подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, то есть поверхностное представление о взрослость с акцентом на специфическое свободное времяпровождение);

Стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о "настоящего мужчины", воспитывать у себя силу воли, выдержки, смелости;

Социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь и поддержку);

Интеллектуальная взрослость (связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования).

Чувство взрослости проявляется по-разному. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, побудить подростка до выяснения его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зрения).

Кроме этого, выделяют особую форму подросткового эгоцентризма: подростку сложно дифференцировать предмет своего мышления и мышления других людей, в результате интенсивного анализа и оценки себя у него возникает иллюзия, будто другие люди непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мышления, чувства. Типичная возрастная особенность - склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или мнимые телесные недостатки.

Один из компонентов эгоцентризма - феномен "воображаемой аудитории" - убежденность подростка в том, что его постоянно окружают зрители. Второй компонент эгоцентризма - личный миф - это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

Преодоление подросткового эгоцентризма происходит по мере развития близких доверительных отношений со сверстниками, которые делятся собственным эмоциональным опытом.

В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. Для девочек характерны такие черты, как эмоциональная восприимчивость, реактивность, гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, конформность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, авторитетов семьи, стремление опекать младших, высокий интерес к собственной внешности, сочетание кокетства с застенчивостью, аккуратность, исполнительность, терпимость в повседневной деятельности, лучшая успеваемость по гуманитарным предметам.

Ребята интересуются преимущественно проблемами, связанными с абстрактными явлениями, мировоззрением, точными науками, менее конформные, раскованные в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям, в неблагоприятных условиях у них легче возникает и труднее корригируется негативное отношение к школе, значительную роль в сознании и поведении приобретают сексуальные интересы.

Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии. Рефлексия - мисленнєвий процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, способностей, характера, отношений и тому подобное.

Д.И. Фельдштейн выявил динамику развития рефлекс" В 10-11 лет предметом рефлексивных ожиданий подростка выступают отдельные поступки. В 12-13 лет главным становится анализ черт собственного характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В 14-15 лет в структуре личностной рефлексии существенно повышается критичность подростков по отношению к себе.

Центральным новообразованием подросткового возраста является новый уровень самосознания - Я-концепция - система представлений человека о самом себе, которая включает осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на собственную личность.

В 10-11 лет почти треть подростков дают себе полностью отрицательные характеристики; некоторые подростки, подчеркивая свои многочисленные недостатки, выделяют одну черту, которая им нравится, то есть самооценка имеет негативный эмоциональный фон. В 12-13 лет наряду с общим восприятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение подростка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В 14-15 лет возникает "оперативная самооценка", которая определяет самоставлення подростка в данный момент, что основывается на сопоставлении своих особенностей с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

Негативное отношение к собственной личности в значительной мере связано с тем, что подросток смотрит на себя якобы извне, інтеріоризуючи представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены абстрактно, а отрицательные - конкретны и разнообразны.

Самооценка подростка носит противоречивый характер: с одной стороны, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, с другой - наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая отрицательная отдельная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер.

В конце подросткового возраста происходит изменение самооценки: постепенно самооценка, заимствованная у взрослых, меняется самооценкой, которая возникает как стремление к самовыражения, самоутверждения, самореализации, самовоспитания.

Моральное развитие характеризуется наличием противоречия между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; определенным максимализмом требований; сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Же. Пиаже обнаружил, что в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл, когда значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни (социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность - все эти понятия для подростков эмоционально окрашены, личностно значимы).

В подростковом возрасте возникают И оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка. В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм.

Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций.

Формируется нравственное мировоззрение, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии ведет к стабилизации качеств личности, формирование нравственной позиции.

Принято считать, что подростки характеризуются, больше чем дети всех других школьных возрастов, слабостью воли. Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения.

Специфика социальной ситуации развития подростка является расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой - между его возможностями и его собственными требованиями к себе. Такое расхождение требует достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще всего подростки еще не достигают.

У подростков возникает острая борьба мотивов (делать ли то, что нужно, или то, что хочется), после чего происходит создание намерения и, наконец, его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение является очень сложным, оно требует такой перестройки мотивационной сферы, в результате которой значимый мотив приобретает большую силу и побеждает все другие мотивы, которые влияют на человека.

У подростков очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Кроме того, подростки еще плохо умеют учитывать последствия совершенных поступков. Не только у младших, но даже у старших подростков круг предполагаемых ими последствий очень ограничен.

Различные трудности преследуют подростка также и при создании и исполнении намерения. Успешной регуляции своего поведения здесь мешает целый ряд особенностей их личности. Позже, когда ситуативная эмоция ослабевает, ослабевает и намерение подростка выполнить принятое решение.

Все эти трудности объясняются тем, что подростки проявляют "слабость воли", казалось бы, большую, чем младшие школьники. Последние достигают произвольности поведения либо в результате аффективного стремления сохранить свою позицию школьника, либо под влиянием также очень аффективного стремления заслужить одобрение взрослых.

Подростки, испытывая трудности в произвольности организации своего поведения, ставят перед собой в качестве специальной задачи воспитания воли и выработки у себя волевых качеств личности. Однако, они своеобразно понимают эту задачу: они видят проявление воли преимущественно в героических поступках, порождаемых какими-то исключительными обстоятельствами. Иначе говоря, они не видят и не замечают проявления воли в своей повседневной жизни и деятельности. Поэтому, стремясь воспитать в себе "настоящую волю", подростки берут за образец героические поступки, но крайне редко ориентируются на образцы, воплощением которых являются окружающие их люди. Этим самым объясняется и то, что воспитание воли в себе они понимают как упражнения в определенных изолированных поступках, совершаемых в экстремальных условиях.

Особенности развития воли состоит в ее неорганизованности, действия по сильнейшим мотивом. В то же время умение владеть собой высоко ценится подростком, а отсутствие необходимых волевых качеств вызывает обеспокоенность. По словам Л.С. Вы-готского, не слабость воли, а отсутствие или слабость целей дезорганизует поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений, личностно значимы для подростка.

Эмоциональная сфера характеризуется большей яркостью, силой, устойчивостью. Подростки чаще испытывают сильные положительные или сильные отрицательные эмоции и реже находятся в нейтральном состоянии. Эмоции имеют тенденцию к "самопідкріплення" (неосознаваемое желание сохранить ту или иную эмоцию, как позитивную, так и негативную), что свидетельствует об ригидность эмоций подростка, их инертность. В этот период повышенная потребность в эмоциональной насыщенности, в стремлении к ощущениям (отсюда любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). Проявление эмоций бурный и непосредственный, подростки часто не могут сдерживать радость, гнев.

Особенность эмоционального реагирования - сравнительно легкое возникновение эмоционального напряжения. В этот период наблюдаются довольно частые и длительные аффективные реакции. Особенностью аффекта является полное поглощение им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план и происходит их разрядка в виде выброса. У подростков В кризисный период часто встречается "аффект неадекватности"" - эмоциональная реакция большей силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Важным моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многочисленные качества личности, индивидуальные особенности оказываются нерозвинутими или развитыми недостаточно, которые в дальнейшем почти не поддаются коррекции.

Таким образом, новообразованиями личности подростка являются: чувство взрослости; становление нового уровня самосознания ("Я-концепция", рефлексия); устойчивость эмоций и чувств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Ч. С. Абрамова. - М.: Академ, проект, 2001. - 704 с.

2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток / Г. Байярд, Д. Байярд. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.

3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. / П. П. Блонский. - М. : Педагогика, 1979. -399 с.

4. Божович Л. Ы. Избранные психологические труды / под ред. Д. Ы. Фельдштейна. - М., 1995. - 210 с.

5. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб.: Питер, 2001.-208 с.

6. Возрастная и педагогическая психология / О. В. Скрипченко, Л. В. К-линська, 3. В. Огороднийчук и др. - 2-е изд., допол. - К.: Каравелла, 2009. - 400 с.

7. Возрастная психология / под ред. Г. С. Костюка. - К.: Советов. шк., 1976. -269 с.

8. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Га-мезо. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.

9. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. -М" 1972.-423 с.

10. Заброцкий М. М. Возрастная психология / Н. М. Заброцкий. -К.:МАУП, 1998.-89 с.

11. Запорожец А. В. Избранные психологические труды в двух томах. В 2-х т. - М., 1986.

12. Кле М. Психология подростка: (психосексуальное развитие) / Н. Кле - М.: Педагогика, 1991. - 172 с.

13. Кон Ы. С. Психология ранней юности / Ы. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.

14. Кулагина Ы. Ю. Возрастная психология / Ы. Ю. Кулагина. -М. :УРАО, 1999.-1 миллион 76 сек.

15. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - М., 2007. - 640 с.

16. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М., 2001.-442 с.

17. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: пер. с фр. и англ. / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с.

18. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. мэд. учеб. заведенный / К. Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. - 184 с.

19. Полищук В. М. Возрастная и педагогическая психология / В. М. Полищук. - Сумы, 2007. - 330 с.

20. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт. - М., 1994.

21. Савчин М. В. Возрастная психология / Н. В. Савчин, Л. П. Василенко. - К: Академвидав, 2006. - 360 с.

22. Феноменология нравственного развития личности: детерминация, механизмы, генезис: монография / под ред. Г. В. Павел-кива, Н. В. Корчакової. - Ровно: Вол. обереги, 2009. - 368 с.

23. Хрестоматия по детской психологии / под ред. Г. В. Бурменс-кой.-М., 1996.

24. Эльконин Д. Бы. Избранные психологические труды / Д. Бы. Эльконин.-М., 1995.-219 с.

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания, приводящие в конечном счете к определению жизненной позиции, с которой начинается самостоятельная жизнь (но это уже в период ранней юности происходит).

Следует отметить то, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период есть перестройка ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых. Однако в процессе формирования личности ведущими уже становятся закономерности индивидуального развития психики человека, а не возрастные закономерности. Т.е., если раньше кризис возникал в связи с неудовлетворением новых потребностей внешними препятствиями (запреты взрослых, неизменившийся образ жизни ребенка, сковывающий его активность), то теперь главную роль играют внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и т.п.), которые часто мешают достичь желаемого и прежде всего самим подростком избранного образца. Конечно, внешние условия также остаются влияющими, но не имеющими решающего значения.

На основании имеющихся данных можно полагать, что кризис подросткового возраста связан с возникновением следующих новообразований личности в этот период: 1) чувства взрослости; 2) нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей свойственными качествами. Формируясь, вышеуказанные новообразования оказывают влияние на формирование таких особенностей, как волевых и деловых качеств личности. Они также оказывают влияние на эмоциональные особенности подростка, на характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и т.п. (Божович, 1995, С. 355-356).

Чувство взрослости – это новообразование является, по-Петровскому, центральным и специфическим, т.к. оно позволяет ребенку чувствовать себя уже не ребенком, а взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.

Д.И. Фельдштейн пишет: «Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реально существующих отношений. Поэтому, для подростка и мужество, и смелость, и одежда… важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности». (Вопросы психологии, 1, 83, С. 40-41).

Продолжая это, важно отметить, что социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Вследствие новой социальной позиции подростка (как взрослого) определяется его переориентация с одних норм и ценностей (детских) на другие – взрослые. (Петровский, С. 109-110).

Другим центральным новообразованием личности подростка является развитие самосознания . Говоря об этом процессе, необходимо учитывать, что это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка гаммой специфических (чаще внутренних) переживаний. (Божович, 1985, С. 111).

Развитие самосознания проявляется в формировании образа – «Я», представления о себе как о личности, самооценки, способности к самоанализу. (Асеев, С. 127).

Итак, развитие самосознания означает пробуждение интереса к своему внутреннему миру и его оценке. Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления , которое формируется в условиях усложняющейся учебной деятельности.

Формирование самосознания начинается с того, что подросток выделяет те или иные свои качества из отдельных видов деятельности и поступков («Я хорошо учусь», «Я всегда говорю правду»), обобщает, осмысливает их как особенности своего поведения, а позднее как особенности своей личности. Однако, первоначально осуществлять оценочную деятельность помогают взрослые, прежде всего учителя и родители. Затем ребенок сравнивает оценки других и самооценку. Это является основанием для выделения каких-либо особенностей личности, по которым имеются расхождения в оценках взрослых и своих. Эти особенности, если они окружающими осуждаются, являются для подростка предметом особого внимания. Вот почему дети начинают чутко реагировать на то, как к ним относятся окружающие, становятся более ранимыми, отсюда колебания настроения, вспышки речевой агрессии, либо уход «в себя». Все эти особенности необходимо учитывать взрослым в обращении с подростком, не использовать резких, категорических высказываний, приказов, осуждений в их адрес, а делать это тактично: (Например, говорить «Прекрати», «Замолчи» и т.п. нельзя, а нужно «Я бы хотел попросить тебя…» и т.п.).

В формировании самооценки подростка играет важную роль и сравнивание себя с окружающими, т.е. «желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей, которыми являются чаще реальные люди, а не литературные герои».

На основе развития самооценки и «образа – «Я» подросток выделяет те особенности личности, которые необходимо изменить, т.е. возникает стремление к самовоспитанию . (Асеев, Петровский). Поэтому сейчас мы рассмотрим как происходит формирование и развитие деловых и волевых качеств у подростка.

Развитие деловых качеств личности в подростковом возрасте происходит в связи с возрастанием интересов подростка к различным видам деятельности, стремления что-то делать своими руками, любознательности и первыми мечтами о будущей профессии .

Подросткам свойственна повышенная познавательная и творческая активность . Это стимулирует их для активного поиска знаний, умений и навыков по интересующему вопросу не только в пределах школьной программы, но и во внешкольной жизни, с помощью самообразования, в кругу друзей где отношения могут принимать уже деловой характер. Увлеченность подростка какой-либо наукой формирует новые мотивы учения .

В подростковом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей , деловитости, предприимчивости, умения налаживать контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Эти качества развиваются во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток: учение, труд, общение, игра. В учении данные качества личности формируются и развиваются, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него (например, задание найти какое-либо сообщение по изучаемой теме, т.е. ребенок планирует свое время, просчитывает способы получения информации).

В труде деловые качества развиваются особенно благоприятно, когда подросток наравне со взрослыми участвует в этой деятельности. Со стороны взрослых важно предоставлять ребенку максимум самостоятельности, поддерживать детскую инициативу и т.п. (Немов, С. 186-187).

Развитие волевых качеств предопределяется прежде всего развитием самосознания подростка. Осознавая свои слабые стороны, подростки, чтобы устранить их, начинают заниматься самовоспитанием. Это стимулирует развитие силы воли.

У мальчиков весьма распространенным способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большими физическими нагрузками. Увлекаясь различными видами спорта, кроме развития волевых качеств, происходит и развитие мотивации достижения успехов, т.к. в спорте, как правило, все стремятся достичь высоких результатов.

В развитии волевых качеств личности у подростков выделяют определенную последовательность:

    В 1-ю очередь развиваются динамические физические качества: сила, быстрота, скорость реакции.

    Во 2-ю очередь развиваются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение, настойчивость.

    В 3-ю очередь формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать умения, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

У девочек выработка волевых качеств идет по другому пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, занятия искусством, домоводством, женские виды спорта. Девочки-подростки особенно много внимания уделяют школьным предметам, которые даются им трудно.

Таким образом, помимо развития волевых качеств личности, в данных видах деятельности происходит дальнейшая половая идентификация.

Выработанные волевые качества подростка являются важной предпосылкой успешного выполнения профессиональной деятельности у взрослого. (Немов, С. 184-185).

Эмоциональное развитие

В эмоциональной сфере происходят существенные сдвиги. Если эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер, то эмоции подростка отличаются большой силой, трудностью в управлении ими . Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью, с чем связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Аффекты подростков сильные и бурные (порой характерны попытки самоубийства). Эмоциональная неустойчивость проявляется в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Они горячо реагируют на все (переживание вместе с героями кинофильмов).

Эмоциональные переживания приобретают устойчивость . Подросток редко забывает обиды окружающих.

Нередко чувства подростков сильно противоречивы. Подросток может с жаром защищать друга, зная, что его нужно осуждать; может обладать чувством достоинства в одних ситуациях и плакать в других.

Следовательно, взрослым важно учитывать и эти особенности в обращении с подростками. (Гамезо, 1984, С. 226-228).

Чувство одиночества

Говоря о подростках, многие уверены, что им свойственна потребность в общении со сверстниками. Однако, можно сказать уверенно, что не всегда эта потребность реализуется, многие подростки испытывают дефицит общения. В письмах подростков на радио, в журналы, в сочинениях нередко встречаются высказывания: «Я страдаю от того, что одинока. Никому не нужна. Родной маме и то не нужна. Она считает, что, если я сыта, одета, значит все в порядке, а что в душе, ее не интересует» и т.п.

Дефицит общения возникает вследствие разных причин: 1) неблагополучного окружения; 2) нездоровых отношений в семье; 3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Испытывая глубокую изолированность, подросток может найти выход из ситуации, став членом уличной сомнительной компании (если дефицит общения в семье) или войти в религиозные общины, секты. (Асеев, С. 130).

Для подростков также характерно развитие интересов , круг которых расширяется, интересы стабилизируются.Интересы , как известно, являются одним изпроявлений направленности личности. Полностью же направленность развивается в юношеском возрасте.