Профилактика компьютерной зависимости подростков. Компьютерная зависимость у подростков

18.07.2019
ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ.

Кулиева Р.Ф.

Руководитель Гуливец Л.В.

ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»,

Свердловская область, г. Екатеринбург

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – стало неотъемлемой частью современной жизни, захватывая влиянием не только взрослых, но детей и подростков. В настоящий момент увеличилось количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе компьютерными играми различной сложности. Чрезмерное увлечение компьютерными играми стало одной из актуальных проблем начала третьего тысячелетия . Патологическая зависимость от компьютера формируется благодаря нарушениям в области восприятия окружающей действительности и обработки поступающей в мозг информации. Возможности современных электронных цифровых систем позволяют смоделировать иллюзорную реальность, в которую во время взаимодействия с компьютером охотно погружается человеческое сознание, отгораживаясь от внешнего мира и приводя к возникновению компьютерной зависимости аддикции .

Адди́кция в широком смысле, - ощущаемая н авязчивая потребность в определённой деятельности .

Цель исследования: исследовать влияние компьютерной зависимости у подростков

Задачи:

    Изучить проблему компьютерной зависимости в научной литературе

    При помощи опроса провести анализ влияния компьютерной зависимости у подростков

На базе ГБОУ СПО «СОМК» было опрошено 30 человек студенты 2 курса. У 100% опрошенных студентов имеется компьютер и другие цифровые устройства и интернет. На вопрос «как часто вы пользуетесь интернетом?» 23% респондентов ответили, что пользуются интернетом по необходимости, 46% пользуются каждую свободную минуту, 26% могут просидеть более 3-х часов, не отрываясь, 3% пользуются не более часа в день.

На вопрос «хотели бы Вы проводить меньше времени за компьютером?» 46% ответило: да хотел бы, 36% - что их всё устраивает, 13% - нет, не хотел бы. На вопрос «если вдруг отключится интернет, чем бы Вы занялись?» многие ответили, что провели бы время с семьёй, погулял бы, занялись бы своим хобби, выспались бы, почитали бы книгу, занялись бы споротом. Это говорит о том, что компьютер занимает большую часть времени у подростков, некоторые даже хотели бы проводить меньше времени, но они не знают каким образом.

Возникновению компьютерной зависимости у детей и подростков способствуют следующие причины: о тсутствие или недостаток общения в семье; отсутствие серьезных увлечений, не связанных с компьютером; н еумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими. В сети Интернет такой подросток или ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.

При компьютерной зависимости возможны серьезные осложнения: депрессия, нервозность и возбужденность, нарушение сна, пониженная самооценка, недостаточность и минералов, нарушения зрения, карпальный синдром, синдром «сухого глаза», и нарушения осанки. В таком случае существует медикаментозное лечение: антидепрессивными препаратами, растительными препараты, витаминно-минеральные комплексы, также необходимо правильное обустройство рабочего места и соблюдение режима работы и отдыха, гимнастику для глаз и оборудовать компьютер качественным монитором. Прием любых лекарственных препаратов должен быть согласован с врачом .

Наиболее действенным методом коррекции компьютерной зависимости является психотерапия. Для преодоления пагубного пристрастия может использоваться как индивидуальная, так и групповая психотерапия. В Екатеринбурге существуют медицинские центры помощи по компьютерной зависимости, такие как: Муниципальное бюджетное учреждение Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог». Учредителем Центра «Диалог» является Управление образования Администрации г. Екатеринбурга .

Психотерапия компьютерной зависимости происходит поэтапно. На первом этапе необходимо преодолеть возражение человека по поводу наличия у него зависимости. Второй этап – осознание проблемы. Третий этап – собственно лечение, изменение поведения и преодоление зависимости, а также негативных эмоциональных реакций, возникающих при этом. Четвертый этап – коррекция семейных и социальных отношений. Необходимо наладить взаимоотношения в семье, восполнить свободное от компьютера время чем-то – например, общением с друзьями, каким-то увлечением, посещением секции. Последний этап – преодоление последствий .

Коррекция компьютерной зависимости невозможна без сознательного стремления самого человека преодолеть аддикцию, его активного содействия. Чтобы справиться с компьютерной зависимостью, необходимо поставить перед собой 3 задачи. Проанализировать, какие проблемы лежат в основе компьютерной аддикции, почему человек «убегает в виртуальный мир». Найдете «слабое звено», необходимо устранить его. Научиться контролировать время работы за компьютером. Необходимо постепенно уменьшать время, проводимое за компьютером. Вы можете, перед тем как «садится» за компьютер составлять список дел, которые вам нужно сделать за этим устройством . Свободное от компьютера время постарайтесь заполнить чем-то интересным и полезным. Ваша цель – переключить свое внимание на другой вид деятельности, увлечься им, и тогда новое хобби поможет справиться с имеющейся проблемой .

Изучив различную литературу по данной теме, проведя опрос у подростков, мы пришли к выводам, что компьютерная зависимость в нынешнее время очень распространённая проблема и многие не знают, как правильно с ней справиться. Таким образом, подростку мы советуем не «отмахиваться» от этой проблемы, а осознать и не отрицать, что она у него есть. Если человек осознает свою проблему, то ему будет легче с ней справиться. Расставив для себя приоритеты в разных сферах своей жизни (семья, учеба, досуг, работа), подросток сможет рационально построить свою жизнедеятельность, а значит и контролировать.

Список литературы:

    Статья «Методы профилактики компьютерной зависимости среди школьников и молодёжи» М.Ю. Борисова, Т.Б. Косенкова г. Омск

    http://psi-doctor.ru/zavisimosti/lechenie-kompyuternoj-zavisimosti.html

Программа профилактики компьютерной зависимости подростков

Беленко Лариса Юрьевна

«Профилактика компьютерной зависимости

среди учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ №25»

Скоро останутся лишь две группы людей:

те, кто контролирует компьютеры,

и те, кого контролируют компьютеры.

Постарайтесь попасть в первую.

(американский специалист по менеджменту)

Актуальность реализации :

Бурное развитие ИКТ-технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ученика. Вместе с положительным эффектом компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на физическое и психологическое здоровье детей и подростков. Одно из них - компьютерная зависимость. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков:

1. Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Впоследствии, став взрослым, он также не сможет себя контролировать, ограничивать, «тормозить».

2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.

3. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг.
6. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передаёт эмоций и чувств.

Признаки компьютерной зависимости:

    Значительное улучшение настроения от работы за компьютером

    Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере

    Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам

    Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере

    Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера

    Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера

    При общении с окружающими сведения любого разговора к компьютерной тематике

    Падение успеваемости

    Появление проблем в общении, частые конфликты

    Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает

Проект направлен на формирование, развитие информационной культуры школьников и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий в системе образования и содержательного досуга.

Цель:

Формирование информационной культуры и профилактика компьютерной зависимости школьников в рамках общешкольной концепции создания единой информационной образовательной среды .

Задачи:

    Повысить ИКТ-компетентность педагогов, родителей и учащихся

    Разработать систему мер по формированию информационной культуры школьника

    Проведение мероприятий, направленных на формирование умений рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер, мультимедийные ресурсы и ресурсы Интернет в системе образования и содержательного досуга

    Организация интересного, полезного досуга, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Проект профилактики компьютерной зависимости среди учеников рассчитан на учебный год. Первый этап (сентябрь - октябрь) – подготовительный (диагностический), второй этап (ноябрь - апрель) практический (формирующий) , третий этап (май) – обобщающий (этап оценивания результатов и рефлексии).

    Проект реализуется через деятельность, направленную на создание условий для профилактики компьютерной зависимости, на организацию просветительской и информационной работы в этом направлении, на развитие системы воспитательной деятельности и дополнительного образования в школе.

    Проект предусматривает мониторинг результатов работы на промежуточной и завершающей стадии реализации проекта. Кроме того, предусмотрено обеспечение необходимой коррекционной работы, связанной с трудностями и рисками реализации проекта.

Участники программы : педагоги дополнительного образования, социально-психологическая служба, учителя-предметники, актив ученического самоуправления, ученики, родители.

Название мероприятия

Форма мероприятия

Цель мероприятия

Ответственный

1. Диагностический этап

Опрос, анкетирование

Индивидуальная, групповая

Диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время

Психолог

Учащиеся5-11 кл.,

психолог, педагоги,

родители

сентября

Проведение опроса «Игры в моей жизни»

индивидуальная

Выявить степень увлеченности виртуальными играми

Соц.педагог

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

2. Формирующий этап

Вовлечение учащихся во внеурочную занятость

Индивидуальная

Организация внеурочной занятости школьников в кружках, спортивных секциях

Классные руководители, педагоги доп.образования

Педагоги, учащиеся

В течение года

Привлечение родителей к борьбе с компьютерной зависимостью

групповая

Организация работы родительского клуба. Тематическое выступление на родительском собрании «Ребёнок и компьютер. Опасная грань»

Классные руководители

Педагоги,

родители

Кинолекторий «Посмотри на мир вокруг»

Групповая

Сформировать и развить потребность в активном образе жизни, в живом общении, умение видеть окружающую действительность

Классные руководители

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Мероприятие

«Фестиваль настольной игры»

Групповая

Популяризация настольной игры как альтернатива виртуальным и сетевым

Психолог Соц.педагог

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Тренинг «Живое общение»

групповая

Организация круглых столов, обсуждение событий в спортивном мире, в мире культуры, киноиндустрии и т.д.

Психолог

Учащиеся5-11кл.,

педагоги,

родители

Проведение цикла спортивных мероприятий

групповая

Формирование и прививание активного образа жизни учащихся, проведение различных мероприятий по культуре питания, спорта. Выработка самодисциплины

Педагоги доп.образования

Учащиеся 5-11 кл., педагоги

3. Этап оценивания результатов и рефлексии

Опросник «Дожить до ста»

групповая

Выявление степени ценностного отношения к своему здоровью и саморазвитию

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Проведение опроса «Игры в которые играют дети»

индивидуальная

Выявить степень востребованности настольных игр

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Проведение опросов, анкетирование, беседы

индивидуальная

Повторная диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время. Индивидуальные беседы с учащимися, которым трудно избавиться от компьютерной зависимости

Психолог

Учащиеся5-11 кл.,

психологи

педагоги,

родители

Ожидаемые результаты и способы их оценивания.

Реализация данного проекта позволит:

Эффективно организовать деятельность педагогического коллектива в рамках информационно-образовательной среды школы;

Создать условия для формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью;

Создать условия для построения личного безопасного информационного пространства школьника.

Требования к основным исполнителям программы

Управление реализацией проекта отвечает следующим требованиям :

    обеспечение соответствия целей и результатов проекта общим целям школы;

    разработка оптимальной организационной структуры управления реализацией проекта;

    повышение эффективности работы всех целевых групп;

    обеспечение своевременного контроля эффективности реализации проекта.

Управление реализацией проекта предполагает :

    управление людьми (оказание влияния на поведение и действия людей, корректировка их деятельности, направленной на достижение цели).

Формы работы : коллективные, групповые, индивидуальные.

    управление деятельностью (выполнение функций анализа и планирования);

    создание системы мониторинга результативности и эффективности реализации проекта.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Одна из главных целей работы с подростками состоит в том, чтобы каждый молодой человек осознал, что именно он отвечает за свое здоровье, был информирован о том, что, как и почему с ним происходит, и какие могут быть последствия патологических пристрастий к играм. Главное - это формирование у подростков позитивных внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию конструктивного поведения в рамках здорового образа жизни. В модели профилактики компьютерной аддикции выделяют следующие методы работы: информационный (обеспечение необходимой информацией по проблемам зависимостей от компьютерных и азартных игр у подростков); метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций, способствующих расширению знаний путем обсуждения и анализа проблем, связанных с компьютерной зависимостью); конструктивно-позитивный метод (организация и проведение тренингов и игр, направленных на повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, снижение уровня тревожности, повышение уверенности и т.п.)

Педагогическая работа с подростками группы социального риска предполагает коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных характеристик, способных провоцировать развитие аддикций. Усилия педагогов, школьных психологов должны быть направлены на развитие у подростков коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, на организацию условий для успешной адаптации в коллективе.

Профилактика компьютерных зависимостей сегодня - сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена личностными, социальными и семейными факторами. Профилактическая работа с семьей, родителями является важным элементом профилактической модели. Эта деятельность предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с подростками по предупреждению формирования зависимости и болезненного увлечения компьютерными играми); образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики и методов конструктивного взаимодействия с педагогами, психологами и психотерапевтами).

Программы по профилактике для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях, тренингах и так далее.

Программа профилактики должна включать работу с родителями или авторитетными взрослыми .

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это вовлечь его в работу, не связанную с компьютерной деятельностью, чтобы компьютерные игры и процессы не стали заменой реальности, показать, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние . Задача педагога - организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуг также может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Проблема организации подросткового досуга особенно актуальна в настоящее время. Свободное внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и так далее. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. Таким образом, задача педагога направить деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия.

зависимость компьютерная игра

Как любая зависимость, компьютерная не лечится до конца, могут быть рецидивы. Из ролевых игр больше всего засасывают те, в которых геймер видит мир глазами компьютерного героя. Через какое-то время игрок начинает терять связь с реальной жизнью, он практически переносит себя в виртуальный мир. Пройти игру для него становится чуть ли не смыслом жизни.

Причина компьютерной зависимости - в том, что игрок получает только положительные эмоции, адреналин, а вместе с ними - мощный выброс в мозг гормона удовольствия. На ощущение счастья легко подсесть. Похожий процесс идет в мозгу наркомана. Не ест и не пьет человек потому, что гормон удовольствия сильно снижает потребности в этом. Даже обычный здоровый компьютерщик может просидеть трое суток перед компом на одном кофе.

Но только таблетками и внушением такое не лечится. Есть еще китайский метод. Зависимого помещают в клинику, где нет компьютеров. И мощно нагружают физически. Тогда человек получает те же гормоны удовольствия (эндорфины), что и в случае игр. И только потом психолог подбирает зависимому адекватную замену играм. Спорт, хобби, например

Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии, то есть самоанализу. С другой стороны, они же получают и обратную связь от сверстников - какими их видят другие.

Подростки с интересом изучают себя и других. И такая взаимная заинтересованность и совместное постижение окружающего мира становятся самоценными.

И обретение такого друга будет иметь большое значение в жизни подростка. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Подросток эмоционально уже менее зависит от родителей. Он хочет иметь свою личную жизнь, в которую доступ взрослым закрыт. Поэтому именно обретенному другу он будет поверять все тайны, просить совета, обсуждать проблемы.

Практически друг будет являться аналогом психотерапевта. При этом ребенок будет ревностно отстаивать право на общение именно с этим сверстником.

Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта. В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют себя с героями фильмов, литературных произведений. Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях, проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания, а в случаях с игровой зависимостью подростки могут переносить свои переживания на компьютерного героя.

Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое значение придается взглядам, улыбкам. Общение со сверстниками имеет особое значение в жизни подростка: для него это школа социальных отношений и способ познать себя и других.

Особую роль в формировании личности подростка играет референтная группа, его компания. Именно через нее можно будет косвенно влиять на подростка. .

Для реализации такого рода рекомендаций субъект должен достичь определенной психологической зрелости - например, способности к самоконтролю и самоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желания предвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков. Все это довольно проблематично для детей и подростков. Тем более существенно, чтобы родители, воспитатели, педагоги были способны оказать им помощь в диагностике аддикции и в избавлении от нее. Для этого необходимо разработать подробные методические рекомендации и снабдить ими все учебные заведения, а также всех заинтересованных родителей.

Есть еще китайский метод. Зависимого помещают в клинику, где нет компьютеров. И мощно нагружают физически. Тогда человек получает те же гормоны удовольствия (эндорфины), что и в случае игр. И только потом психолог подбирает зависимому адекватную замену играм. Спорт, хобби, например. Нужно помочь решить проблему общения со сверстниками.

Так же в Китае придумали "автоматический" способ борьбы с зависимостью от игр. Через два часа "стрелялок" или "стратегий" сервер сам выключает компьютер. Причем сразу его не включишь. Компьютерная зависимость является частью лудомании (научное название игровой зависимости). Она в какой-то мере даже опаснее казино. Ведь сейчас игры на компьютере доступны практически всем.

Любая игромания с огромным трудом поддается лечению, потому что по сути является сочетанием наркомании и навязчивости. ВОЗ внесла ее в разряд опасных психических расстройств. А компьютерная зависимость страшна еще и просто для физического здоровья. Например, в одном из российских городов от обширного кровоизлияния в мозг погиб 12-летний мальчик, который без отрыва играл дольше суток.

Специализированные клиники по лечению от компьютерной зависимости нужны. Ведь психотерапевт общего профиля вряд ли будет вживаться в этот мир, чтобы говорить с пациентом на одном языке.

Цель нашей работы - выявить изменения личности подростка, у которого в процессе взаимодействия с компьютерными играми развивается психологическая зависимость от киберпространства. Для реализации этой цели была проведена следующая работа:

Проанализирована литература для выявления основных понятий по данной теме исследования.

Изучена классификация компьютерных игр.

Определены степени компьютерной зависимости.

Выявлены психологические особенности подросткового возраста.

Представлены методы диагностики и способы профилактики компьютерной зависимости.

Поставленные задачи исследования были выполнены.

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:

При возникновении игровой зависимости можно говорить о следующих видах культурной и психологической трансформации личности подростка:

1 Лудомания приводит к искаженному восприятию собственной личности и искажению восприятия объективной реальности, что обязательно приводит к социально-трудовой дезадаптации, препятствует формированию дифференцированных и адекватных представлений о себе;

2 При возникновении игровой зависимости происходит перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в виртуальный мир, что неизбежно ведет к аутизации человека, который начинает хуже распознавать реальные человеческие эмоции;

4 Игровая зависимость может делать подростков более агрессивным, что откладывает отпечаток на их взаимоотношения с социумом.

Для определения интернет-зависимости подростков на начало исследования нами было проведено анкетирование.

В 6а классе приняли участие в тестировании 19 человек. По результатам тестирования 6 человек набрали от 80 до 100 баллов, они вошли в группу зависимых. 5 учащихся набрали от 50 до 79 баллов и были отнесены к группе с пограничной степенью зависимости 6 учащихся набрали 20-49 баллов, эти учащиеся оказались с нормальной степенью интернет-зависимости.

Таблица 2 - Результаты тестирования учащихся на констатирующем этапе

Класс6а7а8бВсего детей в классе192120Стадия легкой увлеченности8810Стадия увлеченности596Стадия зависимости644 По результатам тестирования констатирующего этапа нами была составлена шкала степени интернет-зависимости подростков с 6 по 8 класс, которая представлена на рисунке 1.

Рисунок 1

На итоговом родительском собрании родителям были представлены результаты исследования, рекомендации по профилактике интернет-зависимости среди подростков.

В классах, принимающих участие в исследовании, были проведены классные часы

В процессе нашего исследования подросткам были представлены рекомендации по профилактике интернет-зависимости, которыми они старались пользоваться.

С целью проверки рабочей гипотезы на контрольном этапе нами было проведено повторное тестирование учащихся. Результаты тестирования представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты тестирования учащихся на контрольном этапе

Класс6а7а8бВсего детей в классе192120Стадия легкой увлеченности111213Стадия увлеченности574Стадия зависимости323

По результатам тестирования на контрольном этапе была также составлена шкала степени интернет-зависимости подростков, которая представлена на рисунке 2.


Рисунок 2

Динамика интернет-зависимости учащихся констатирующего и контрольного этапов более наглядно представлена на рисунке 3:


Как видно из диаграммы, достигнута положительная динамика снижения уровня лудомании среди учащихся. Так как мы особое внимание уделяли учащимся.. класса, то в этом классе мы достигли также положительных результатов: количество интернет-зависимых учащихся понизилось с.. до.. .

Таким образом, анализ всех полученных результатов позволил сделать вывод об эффективности предлагаемых мероприятий по профилактике лудомании у учащихся.

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

На сегодняшний день вопрос профилактики детской компьютерной зависимости практически не проработан. В большинстве случаев, лечение и профилактика сводятся к тем же мерам и способам, как и в случае с «классической» наркоманией. Основная же проблема состоит в том, что родители не всегда способны своевременно и адекватно расценить признаки состояния, являющегося предболезненным. К сожалению, к специалисту обращаются уже на стадии сформированной зависимости.

Какой может быть профилактика данного заболевания, и что могут сделать родители?

Диагностика компьютерной зависимости у ребенка – выполните тест!

Оцениваем тест следующим образом:

  • Ответ «очень редко» — 1 балл.
  • Ответ «иногда» — 2 балла.
  • Ответ «часто» — 3 балла.
  • Ответ «очень часто» — 4 балла.
  • Ответ «всегда» — 5 баллов.

Вопросы к тесту:

  1. Насколько часто ваше чадо нарушает те временные рамки, что установлены для него вами на «интернет-серфинг»?
  2. Насколько часто он пренебрегает своими домашними обязанностями в угоду интернету?
  3. Насколько часто у ребенка появляются новые «друзья» в интернете?
  4. Насколько часто ваше чадо выбирает компьютер вместо отдыха с семьей?
  5. Насколько часто вы или супруг жалуетесь на то, что ваше чадо слишком увлечено интернетом.
  6. Насколько часто ваше чадо проверяет свою электронную почту непосредственно перед каким-либо иным занятием?
  7. Насколько часто страдает его учеба из-за увлечения компьютером?
  8. Насколько часто он уходит от ответа при вопросе — «чем ты занимаешься в интернете»?
  9. Насколько часто он сидит в своей комнате за компьютером?
  10. Насколько часто он выбирает компьютер вместо общения с окружающими?
  11. Насколько часто ему звонят его новые сетевые «товарищи»?
  12. Насколько часто он выходит в интернет вопреки вашему запрету (например, вы отняли ноутбук и застукали ребенка, выходящим в сеть через телефон)?
  13. Насколько часто ваше чадо раздражается, когда вы просите его отвлечься от компьютера?
  14. Насколько чаще ваше чадо стало выглядеть уставшим и утомленным в сравнении с периодом, когда компьютера у него не было.
  15. Насколько часто он ругается и различными способами выражает свой гнев после ваших сетований на тему «ты опять весь день просидел в интернете»?
  16. Насколько часто ваше чадо мысленно стремится обратно в интернет в моменты отсутствия доступа к компьютеру?
  17. Насколько часто он выбирает интернет вместо своих прежних любимых занятий?
  18. Насколько часто он выбирает интернет вместо прогулок со своими друзьями?
  19. Насколько часто ваше чадо гневается в моменты, когда вы накладываете вето на пользование сетью или ограничиваете время игры?
  20. Насколько часто случаются ситуации, когда ребенок вне компьютера угнетен и подавлен, а по возвращению в сеть оживает и «искрится радостью»?

Считаем баллы и оцениваем результат:

  • До 50 баллов: причин для паники нет, но есть смысл минимизировать время, что ваше чадо проводит за ноутбуком или планшетом. А лучше — найти ребенку другое увлечение, пока компьютер не стал его лучшим другом.
  • От 50 до 79 баллов: вам пора проанализировать влияние глобальной сети на ребенка и сделать выводы. Как минимум, следует ограничить его времяпрепровождение в интернете и определить все слабые стороны отношений в вашей семье и в жизни ребенка — именно от проблем дет сбегают в мировую паутину.
  • Выше 80 баллов: ваш ребенок интернет-зависим. Без помощи специалиста справиться будет сложно.

Методы лечения компьютерной зависимости у ребенка

Конечно, компьютер — это не только минусы и виртуальные опасности. В интернете можно найти полезные материалы, развивающие программы и прочие интересные вещи.

Но дети обычно тянутся не к познаниям, а к играм и живому общению в сети. Регулярные побеги в виртуальный мир ведут к опасной , избавиться от которой крайне тяжело.

Какие методы сегодня существуют для ее лечения?

  1. Переключение одного психологического состояния на другое. То есть, поиск иных способов релаксации. Наиболее трудный и наиболее эффективный метод, в котором без помощи не обойтись.
  2. Приобщение ребенка к спорту.
  3. Тесное общение с друзьями , родственниками, интересными (и, желательно, авторитетными) людьми. Естественно, в реальном мире.

Следует понимать, что даже самый категоричный запрет пользы не приносит. Особенно, когда мы говорим о детях. И самостоятельно вылечиться от зависимости ребенок также не сможет. Нужна помощь родителей и их терпение.

Лечение у специалиста

Этот вариант выбирают, когда силы родителей кончаются, и ни один «домашний» метод не приносит результата.

Схема лечения обычно состоит из следующих компонентов:

  • Психотерапия, направленная на возвращение ребенка в реальный мир.
  • Лекарственные препараты (для закрепления результатов), позволяющие устранить те нарушения, что сопровождают заболевание и усложняют его лечение. Например, успокоительные препараты при излишней возбудимости и нервозности.
    Или антидепрессанты при наличии признаков затяжной депрессии и интернет-«ломки». Обязательно — витаминные комплексы.
  • Лечение физических признаков зависимости (от нарушения осанки и синдрома «сухого глаза» до синдрома запястного канала и пр.).
  • Установление режима отдыха и режима «игр» на компьютере с обустройством рабочего места ребенка.
  • Гимнастика для позвоночника и глаз.
  • Нетрадиционная медицина. Ее используют для восстановления равновесия меж системами организма и для лечения нарушенного обмена веществ.

Суть психотерапии

Смысл лечения — в устранении психологического конфликта, который (как обычно и бывает) привел к зависимости, а также социальная реинтеграция ребенка . В процессе лечения специалист помогает ребенку, прежде всего, осознать суть губительной привязанности без возникновения у него чувства вины (это крайне важно), и пробуждает здоровое критическое отношение к данному пристрастию.

Сеансы могут проходить и дома, и в специально оборудованных кабинетах. Максимальная эффективность возможна лишь при согласии самого ребенка на лечение. Навязанные сеансы только усугубят ситуацию. При неэффективности сеансов с согласия родителей могут использовать гипноз.

Уберечь ребенка от компьютерной зависимости – в силах родителей!

Уберечь ребенка от зависимости могут только родители.

Как? Единого рецепта, увы, не существует. Но пока эта современная пандемия не коснулась вашего чада, следует приложить все усилия, чтобы компьютер остался для ребенка лишь полезным предметом в образовании.

Что могут сделать родители?

  • Не используйте методику запретов
    Категорический запрет может привести к тому, что ваш ребенок отгородится от вас, или вовсе назло бросит учебу. Учитывайте, что ребенок своей зависимости не осознает, поэтому и наказания понять не сможет. Запрет на любимо занятие всегда вызовет протест.
  • Будьте ребенку другом
    Вопрос доверия между вами — прежде всего. Если ваше чадо вам доверяет, то ваши страхи и тревоги за него могут стать сдерживающим фактором.
  • Ищите для ребенка альтернативу компьютеру
    И чем раньше — тем лучше.
  • Контролируйте процесс — во что играет ребенок, сколько времени, на какие страницы заходит
    Помимо зависимости от компьютера, существует еще и опасность попасть через глобальную сеть в дурную компанию.
  • Категорически не ставьте компьютер в детской комнате
    Идеальный вариант — в помещении, где постоянно находятся взрослые. Для контроля.
  • Как можно чаще «мешайте» ребенку во время его игр, различными просьбами и предложениями
    Интересуйтесь — что нового он узнал, на каких сайтах бывает, чему научился.
  • Если у вас нет времени на контроль, ищите методы для ограничения времени, которое ваше чадо проводит за монитором
    Подумайте об установке программы, которая ограничит ребенку доступ к неблагонадежным страницам, и ограничит время игр.
  • Решайте семейные проблемы своевременно и чаще интересуйтесь проблемами в личной жизни ребенка
    Именно от проблем дети сбегают в глобальную сеть чаще всего.
  • Установите правила игр на компьютере
    Например, только час в день. Или только после того, как будут сделаны уроки. Компьютер должен быть привилегией и полезным предметом, а не средством развлечения и правом.
  • Будьте чаду примером
    Если вы с утра до глубокой ночи сидите в интернете, то ребенок просто не поймет — почему вам можно, а ему нельзя.
  • Внимательно смотрите на игры, за которыми проводит время ребенок
    Отдельные игры могут стать причинами нарушения психики, бессонницы, страхов, агрессивности. Выбирайте развивающие игры.
  • Если чувствуете, что ваших сил не хватает, и ребенок все больше погружается в мировую паутину, обращайтесь к специалисту .
  • Не покупайте чаду его «личный» компьютер. Пусть пользуется родительским — папиным. В любой момент вы сможете забрать его под предлогом «папе нужно работать».
  • Забирая компьютер у ребенка, обязательно предложите альтернативу. Ребенок не должен страдать от скуки — он должен быть занят. Если его тянет к компьютеру, как прирожденного художника к кистям и краскам, то отдайте чадо на компьютерные курсы — пусть время хотя бы проходит с пользой, а не впустую — в играх. Пусть осваивает фотошоп, создает сайты, изучает программы — к 18-ти годам у ребенка уже будет профессия.
  • Купите будильник и установите его рядом с компьютером. Максимальное время в сети для дошкольника — 30 минут/день, для ребенка старших классов — 1 час/день. За 3 часа до сна играть категорически запрещено.
  • Учите свое чадо критически относится к информации из сети , держать личные данные в секрете (а не выставлять их на показ), отфильтровывать вредные и полезные сайты. Учите ребенка брать только полезное из «общения» с компьютером, а все бессмысленное исключать.

Лучшие программы для профилактики компьютерной зависимости у детей и подростков

Чтобы родителям было проще контролировать выход своих детей в интернет для их защиты от вредного контента и от угрозы здоровью, сегодня созданы специальные программы , позволяющие, как ограничивать время игр, так и отслеживать содержание сайтов, на которых чадо бывает.

Самые популярные среди родителей программы:

Time Boss

  • Цена лицензии — 600 р. Работает на о/с Windows 7, Vista, XP.
  • Особенности: весьма простой интерфейс, множество языков, хорошая защита пароля, журнал скриншотов и комп/событий, статистика использования ПК. С помощью данной программы можно полностью контролировать — что и когда делал ребенок, пока вас не было дома; устанавливать лимиты времени (например, 1,5 ч/день — как для работы ПК в целом, так и для определенных сайтов) и пр. Скриншоты и статистику программа автоматически будет отсылать вам прямо на почту.
  • Плюс программы: родительский контроль можно спрятать. То есть, он будет виден только вам. Взломать, удалить файлы, деинсталлировать программу ребенок не сможет при всем желании — права на эти действия есть только у Босса (у вас).
  • Приятный бонус : 1 лицензия — на 3 компьютера!

KasperskyCristal

  • Стоимость — 1990 рублей на 1 год и на 2 ПК.
  • Кроме того, что вы приобретаете антивирусную программу , вы получаете и возможность ограничивать посещение вашим чадом вредных сайтов и отслеживать — куда конкретно захаживает ребенок.
  • Также программа защищает ваши личные файлы от хищения/вторжения (пароли, фотографии и пр.), создает по расписанию резервные копии и пр.

Workrave

  • Стоимость — бесплатная.
  • Возможности: создание установок и условий контроля времени, напоминание о необходимости перерыва (и даже предложение сделать 1-10 определенных упражнений).
  • Особенности: простое использование, настройка по предпочтениям пользователя, отображение таймеров, звуковое сопровождение.

Mipko Time Sheriff

  • Работает на о/с Windows .
  • Стоимость: можно скачать бесплатно.
  • Возможности: ограничение времени работы ПК либо отдельных приложений для определенной учетной записи (удобно, когда ПК — общий, один на всех); установка расписания, интервалов времени, ограничений; выключение ПК по истечении разрешенного периода (либо блокировка, гибернация и пр.), ограничение доступа на вредные сайты.
  • Особенности: простой функционал, работа в невидимом режиме, защита программы от взлома/деинсталляции/удаления.

КиберМама

  • Стоимость: 1-я версия — бесплатно, 2-я версия — 380 руб.
  • Возможности: ограничение времени работы на ПК, создание расписания, контроль над его соблюдением, запрет на запуск вредных программ/игр, блокировка доступа к интернету, отправление родителям отчетов о деятельности чада за ПК, предупреждение ребенка о скором окончании разрешенного периода времени, демонстрация расписания на экране для ребенка.
  • Особенности: наличие русского интерфейса, получение полных отчетов (включая отчеты о том, сколько раз и как ребенок пытался взломать программу или переустановить себе время), справочная система на русском языке.

NetLimiter

  • Стоимость: можно скачать бесплатно.
  • Возможности: контроль сетевого трафика, отслеживание работы каждого приложения, контроль скорости потока данных, управление трафиком, настройка скорости загрузки приложений, ведение статистики по всем соединениям, установка ограничений и блокировка на определенные приложения/соединения, ограничение доступа к редактированию настроек/правил самой программы.
  • Особенности: возможность удаленного управления ПК, WhoIs, TraceRoute и др.

Браузер Гогуль

  • Стоимость — бесплатно.
  • Установка приложения осуществляется на сайте после регистрации.
  • Возможности: защита от вредной информации, каталог детских проверенных сайтов, рекомендованных психологами и педагогами, статистика посещения сайтов и создание отчетности, ограничение времени пребывания ребенка в Сети, создание расписания.

Advanced Parental Control 1.9

  • Стоимость — около 40 долларов.
  • Возможности: работа с учетными записями, ограничение действий в сети, отслеживание всех действий в сети, создание расписания для ребенка, запрет (блокировка) на использование ПК после истечения разрешенного периода времени, создание черного и белого списков сайтов для ребенка, составление списка ключевых слов для блокировки сайтов, в которых данные слова встречаются; блокировка доступа к панели управления и меню «пуск», к удалению/установке программ; запрет на загрузку файлов, на доступ к сетевым настройкам на установку нового принтера; создание скриншотов и запоминание всех окон сайтов, что посещались.

ChildWebGuardian 4.0

  • Стоимость — 1000 руб.
  • Работа в браузере Internet Explorer.
  • Возможности: фильтр страниц по адресу либо по набору ключевых слов, белый и черный списки сайтов, запрет доступа к определенным сайтам, создание HTML-страницы с любым текстом для вывода ее на экран под видом «ошибки» или «несуществующей страницы», блокировка любых попыток запуска других браузеров, кроме Internet Explorer; ограничение запуска определенных приложений, ограничение времени пользования ПК.

Kids Control 2.02

  • Стоимость — 870 рублей с обновлением на 6 мес.
  • Возможности: блокировка вредных сайтов через страницу «сервер не найден», отслеживание всех действий в интернете, создание черного и белого списка сайтов, запрет на загрузку файлов, контроль времени, ежедневные отчеты о посещении сайтов, контроль трафика.
  • Особенности: незаметная для ребенка работа программы, отсутствие необходимости в создании отдельной учетной записи для ребенка, запуск программы вместе с включением ПК, обновление базы данных запретных сайтов.

Spector Pro 6.0

  • Стоимость — около 100 долларов.
  • Работа в Internet Explorer, Mozilla, Firefox . Возможности: контроль над доступом к сайтам, создание скриншотов, запоминание диалогов в мгновенных сообщениях (и блокировка нежелательных контактов), контроль над почтой, фильтр писем, блокировка передачи файлов, создание расписания для пользования ПК, отправление отчетов на почту.
  • Особенности: отсутствие русского интерфейса, работа программы в скрытом режиме, удаление упоминаний о загрузке данного приложения, отсутствие новых пунктов в меню, работа через сочетание клавиш и пароль.

Лучшими программами, по мнению родителей, считаются КиберМама, ChildWebGuardian, а также Kids Control . Наиболее функциональная — Advanced Parental Control .

Впрочем, у каждой программы — свои минусы и плюсы. Выбирайте самую комфортную!

А как вы решаете проблему компьютерной зависимости у ребенка?

Ждем ваших советов!